Философ соловьев: Владимир Сергеевич Соловьёв

ВЗГЛЯД / Владимир Соловьев – первый философ России :: Автор Иван Иванюшкин

Соловьев стоял за творческими победами Николая Бердяева, Сергея Булгакова, Павла Флоренского, Семена Франка, Сергея и Евгения Трубецких. Его образ вдохновлял Александра Блока и Андрея Белого. Повлиял Соловьев и на мыслителей совсем недавнего времени А. Ф. Лосева и С. С. Хоружего.

Отцом будущего философа был знаменитый историк Сергей Михайлович Соловьев, автор знаменитой «Истории России с древнейших времен». На создание этого монументального исторического полотна в 29 томах историк потратил почти тридцать лет. Отец Соловьева хотел, чтобы сын пошел по его стопам и поступил на историко-филологический факультет МГУ. Соловьев исполнил волю отца, однако сразу же, в первый год (1869), перевелся на физико-математический факультет. Математику ему преподавал Н. В. Бугаев, отец будущего писателя Андрея Белого. В 16 лет по взглядам Соловьев был типичный атеист и нигилист, практически такой, каким нам рисует Иван Тургенев своего героя Базарова. Впрочем, ни математики, ни физики Соловьев не любил, а неудачи на экзаменах отбили у него последнюю охоту к обучению – он возвращается на историко-филологический факультет, который оканчивает экстерном в 1873 году. Так в двадцать лет он становится кандидатом наук. С этих пор и до конца жизни главное его занятие – это философия (в конце концов, по линии матери Соловьев доводился родственником «странствующему философу» Григорию Сковороде).

Около двух лет Соловьев проводит за глубоким изучением трудов Канта, Гегеля, Шеллинга, Фейербаха, Гартмана, Спинозы и Шопенгауэра (двух последних философ ценил особо). Проживая в Сергиевом Посаде, он в течение года как вольный слушатель посещает лекции в Московской духовной академии. За это время он пишет магистерскую диссертацию, которой дает название «Кризис западной философии (против позитивистов)». Защита проходит в Санкт-Петербургском университете 24 ноября 1874 года. Из одного названия ясно, что в диссертации Соловьев критикует позитивизм, отстаивая права традиционной метафизики, идущей от Платона. Для справки: позитивизм – идущее от О. Конта философское учение, отрицающее по сути философию и заявляющее о том, что истинное знание – продукт естественных наук. Критиковать в 1874 году позитивизм было делом рискованным. Почти как сегодня феминизм где-нибудь в Йельском университете. Напомню: роман «Отцы и дети» с позитивистом Базаровым в главной роли вышел в 1862 году. Почти всю вторую половину XIX века позитивизм как философская парадигма «правил бал», возродившись затем, в XX веке (уже после смерти Соловьева), в учении неопозитивизма. Потому на защите Соловьева было «жарко» – позитивисты выступили с резкой критикой диссертации. Парировав все упреки, Соловьев получил степень магистра философии. Зал взорвался овациями. Историк К. Н. Бестужев-Рюмин, присутствовавший на защите, писал: «Россию можно поздравить с гениальным человеком…». Спор с позитивистами продолжался еще какое-то время на страницах газет. Так защита принесла молодому философу известность.

По натуре Соловьев был мистик и путешественник (это и привлекало в нем позднее поэтов-символистов). В 1875 году он едет в Лондон, где в Британском музее изучает Каббалу. В Лондоне он ходит на спиритические сеансы, которыми увлекся еще в Москве. Соловьев открывает у себя способности медиума – все его рукописи испещрены автографическими знаками. Учение о Софии, которое всю жизнь развивал Соловьев, было рождено мистическими озарениями – встречами с Софией, Божественной премудростью. Впервые Соловьев увидал Софию в девять лет. В Лондоне София вновь является философу и повелевает… отбыть в Египет. Через Париж, через Италию Соловьев добирается до Каира, его цель – это Фиваида, место зарождения древних египетских и христианских культов. Рыская среди ночи в поисках древних артефактов, Соловьев привел в изумление местных бедуинов, которые приняли одиноко бредущую среди песков фигуру в цилиндре за… сатану. Только чудом философ избежал смерти. И это был не первый случай ошибочной идентификации – многие в Духовной академии, когда Соловьев ходил туда на лекции, принимали его за сумасшедшего. Что сказать, вид истинного философа часто смущает простых людей. В этой связи я вспоминаю фразу А. Г. Дугина, сказанную о его друге, мистике Е. В. Головине: «Когда его видели контролерши [в метро], они сразу начинали свистеть… Просто от него исходили лучи такой концентрации бытия…». В Египте София снова посещает Соловьева – как пишет он в стихотворении: «вся в лазури сегодня явилась…». Паломничество Соловьева к пирамидам стало отправной точкой для всей отечественной интеллигенции. В Египет затем ездили Иван Бунин, Николай Гумилев и Андрей Белый. Когда недавно среди друзей я вспомнил про этот факт, мой знакомый искусствовед сказал такую фразу: «Мне кажется, как Соловьев туда съездил, так и проторил им всем дорогу!».

В 1877 году мыслитель переезжает из Москвы в столицу, чтобы преподавать в Санкт-Петербургском университете. Спустя год Соловьев знакомится с Толстым и Достоевским. Встречи происходят на волне успеха, который сопутствует публичным лекциям философа (название в печати: «Лекции о богочеловечестве»). В Достоевском Соловьев нашел родственную душу, вместе они ездили в Оптину пустынь. Философ создаст «Три речи в память Достоевского», а в конце жизни напишет работу, в которой повторит формулу писателя «Красота спасет мир». Любители живописи могут отыскать профиль Соловьева (а равно Толстого и Достоевского) в левом верхнем углу картины Нестерова «На Руси» («Душа народа»).

В 1880 году Соловьев защищает докторскую диссертацию «Критика отвлеченных начал», не вызвавшую такого шума, как первая, магистерская. В ней философ раскрывает свою сокровенную тему всеединства. «Задача философии, – пишет он, – заключается в том, чтобы установить общую связь всего существующего». 13 марта 1881 года происходит убийство Александра II, а 28 марта Соловьев выступает с публичной лекцией, в ходе которой призывает во имя христианского милосердия помиловать цареубийц. Предание доносит до нас, что Соловьеву будто бы кричали из зала «Ты наш вождь!» и «Тебя самого нужно казнить!». На другой день философ был вызван к градоначальнику для объяснений, и ему на какое-то время было запрещено выступать публично. Больше к преподаванию Соловьев не возвращался. Его влекла уже иная стезя – проповедника и пророка.

Главной идеей, которую развивал Соловьев в философии, была идея соборного всеединства. Мыслитель верил в идею единого (берущую свой исток еще у Парменида). Все, что ни существует на земле и в космосе, существует под знаком общей гармонии. Отсюда стремление Соловьева к экуменизму, отсюда его мысль о человечестве как едином организме, в котором каждый народ имеет значение. Сегодня, в 2023 году, русский народ переживает нелегкие времена, и ему вновь необходимо доказывать свою субстанциональную правду перед всем миром. Так почему бы не обернуться и не вспомнить, что писал в 1888 в книге «Русская идея» наш первый философ Владимир Соловьев? Он писал: «Русский народ – народ христианский… Русская идея не может заключаться в отречении от нашего крещения». В русском народе Соловьев видел особенную силу, проявление которой выведет человечество из тупика. В работе «Три силы» он говорит, что и мусульманский Восток (мир безличного бога), и Западная цивилизация (мир безбожного человека) привели человечество к концу истории – к духовной смерти и разложению. «И только Славянство, в особенности Россия, – говорит Соловьев, – может стать третьей всецелой силой».

В 1893 году Соловьеву исполняется 40, он вновь в дороге – посещает Швецию, Шотландию и Францию. Вернувшись через год в Россию, он начинает писать свою самую знаменитую книгу «Оправдание добра», в которой найдет выражение его моральная философия. Работа писалась три года и была опубликована в 1897 году. В конце жизни философ пишет книгу «Три разговора», которую венчает получившая широкую известность «Краткая повесть об Антихристе». В ней Соловьев выступает как пророк-футуролог, предвещающий гибель Европы в горниле панмонголизма. Одноименное стихотворение было написано философом еще в 1894 году. Начинается оно словами: «Панмонголизм! Хоть имя дико…». Эти строки Соловьева Блок сделал эпиграфом к своему знаменитому стихотворению «Скифы», в котором поэт обращается к Европе: «…опомнись, старый мир!», «Пока ты не погиб…», «Пока не поздно – старый меч в ножны…».

В 1885 году Иван Крамской написал самый знаменитый портрет Соловьева. В 2014 году, день в день – 140 лет спустя после защиты первой диссертации Соловьева в Санкт-Петербургском университете, я ездил туда на философскую конференцию. Из праздного интереса я зашел тогда в Михайловский замок (не путать с Михайловским дворцом) и с изумлением натолкнулся на этот портрет. Соловьев изображен на нем грустный. Фигура философа вписана в массивное кресло, волосы являются по сути продолжением фигурной резьбы по краям этого трона (там какие-то журавли да лебеди). Худая кисть философа, вырастающая из белого манжета с запонкой, касается виска, а свисающий мизинец завершает этот многозначительный жест. На коленях Соловьева лежит перевернутым увесистый том с закладками (можно подумать, что это «Мир как воля…» Шопенгауэра). Левый глаз Соловьева сощурен, а левая скула подернута. От портрета веет отчаянным романтизмом, и взгляд мыслителя на нем доносит до зрителя простую, но тягостную мысль: «Познание преумножает скорбь, но все равно это стоит того!». Таково мое восприятие этого портрета.

Когда философ умер, Блок разразился статьей, в которой с изумлением вспоминал, как единый раз в жизни видел Соловьева на каких-то похоронах зимою: «Передо мною шел большого роста худой человек в старенькой шубе, с непокрытой головой… на буром воротнике шубы лежали длинные серостальные пряди волос». Блок называет Соловьева «рыцарем-монахом», который «сгорел душою». «Это был «честный воин Христов», – пишет Блок. Тут поэт многое угадал: Соловьев никогда не был женат (все попытки потерпели неудачу), он истово постился, вел аскетическую жизнь, не имел своего угла и скверно питался. Неудивительно, что С. С. Аверинцев в статье о браке объединяет в одном образе и Соловьева, и Блока. Он пишет: «Но Соловьев или Блок – это уровень, как-никак трагический».

Соловьев умер рано, в 47 лет. Смерть настигла его в имении Узкое (сегодня это часть Москвы). В присутствии матери и сестры, лежа на кожаном диване, 13 августа 1900 года в 21:30 он скончался. Многое из задуманного он так и не осуществил. Не написал, например, книгу об эстетике, о которой мечтал. Но он создал главное – русскую философскую систему, с оглядкой на которую философствовали все, кто пришел позднее. После его смерти было создано Общество памяти Владимира Соловьева. Мыслитель искренне верил в то, что история должна закончиться явлением богочеловечества, что искусство и красота должны нас переродить. Наследие Соловьева осмыслено не до конца. Про это писал 100 лет назад Н. А. Бердяев, об этом писал 20 лет назад С. С. Хоружий. Наверное, способный для этого гений пока не родился в России.

Глава факультета МГУ рассказал о создателе философской школы Соловьеве

https://ria.ru/20230128/solovev-1848135830.html

Глава факультета МГУ рассказал о создателе философской школы Соловьеве

Глава факультета МГУ рассказал о создателе философской школы Соловьеве — РИА Новости, 28.01.2023

Глава факультета МГУ рассказал о создателе философской школы Соловьеве

Философ Владимир Соловьев, создавший в XIX веке оригинальную философскую школу в России, не был пацифистом, хотя последовательно выступал против смертной казни, РИА Новости, 28. 01.2023

2023-01-28T20:26

2023-01-28T20:26

2023-01-28T20:42

россия

европа

рим

алексей козырев

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e7/01/1a/1847556941_0:623:1945:1717_1920x0_80_0_0_78eadc3acf6575ad56bb4b6d3b2ddcd2.jpg

МОСКВА, 28 янв — РИА Новости. Философ Владимир Соловьев, создавший в XIX веке оригинальную философскую школу в России, не был пацифистом, хотя последовательно выступал против смертной казни, его трагическое переживание исторического процесса, в котором есть зло и с ним необходимо бороться силой, актуально и сегодня, рассказал РИА Новости в день 170-летия великого русского философа исполняющий обязанности декана философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова Алексей Козырев. Сегодня, рассказал глава философского факультета МГУ, одна из самых читаемых книг русской философской классики — это «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории с приложением Краткой повести об антихристе» Соловьева, его последняя книга, изданная накануне его смерти в 1900 году, в которой он пророчил события конца истории, нашествия монголов, панмонголизма, а затем создания Соединенных штатов Европы во главе с «гуманистом, социалистом и филантропом», принявшим дьявольское посвящение. В «Трёх разговорах» Соловьев полемизировал со Львом Толстым, его учением о непротивлению злу силой. А фильм «Мальмкрок», первая экранизация «Трех разговоров» в европейском кинематографе, демонстрировался на берлинском кинофестивале 2020 года. «Эту работу характеризует трагическое переживание истории. Она нам очень созвучна сегодня. Так же как в начале ХХ века люди верили в «Вечный мир» Канта, и никто не думал, что XX век будет осенен пламенем двух мировых воин. Так же и сегодня после относительно спокойного периода в истории, мы перешли в период исторических потрясений и трагедий… Соловьеву свойственно чувство истории, в которой есть не только прогресс, не только непрерывное восхождение по лестнице совершенства, но есть срывы и катастрофы, потому что в мире присутствует зло и с ним необходимо бороться, иногда силою. И Соловьев, который последовательно выступал против смертной казни, не был пацифистом. Он говорил, что государство имеет право посылать своих сыновей на войну в случае угрозы. А сыновья – граждане государства – имеют обязанность воинской повинности. И сегодня «Три разговора» читаются очень злободневно, как очень современная книга», — сказал Алексей Козырев. Владимир Соловьев, добавил он, был переводчиком Платона на русский, и вместе с братом Михаилом и князем Сергеем Трубецким они перевели два тома «Творений Платона» — и сегодня люди все ещё могут читать Платона на русском как современника. Соловьев вышел на философскую арену в 70-е годы XIX века, во время торжества позитивизма и материализма, но к ним не примыкал, оставаясь всю жизнь христианским философом. Соловьевское понимание истории и судьбы России было связано с тем, что Россия — это христианская страна. Соловьев мечтал о соединении церквей, видел в этой задаче подлинную «русскую идею», и даже сам предпринял попытку их объединить в своей личной судьбе, но его концепция не была западнической: он намечал ход истории как строительство моста между первым и третьим Римом, Москвой, в то же время мысля монархию русского царя как монархию всемирную. Соловьев создал свою школу, и за ним пошли его ученики: братья Трубецкие, Павел Новгородцев, Сергей Булгаков, Флоренский, Франк, и многие другие. Феномен русской религиозной философии, констатирует глава Философского факультета МГУ, был невозможен без центральной фигуры Владимира Соловьева «Как любой философ, Соловьев был увлечен своей мыслью, которая уносила его в область исторического утопизма. Но историософские идеи Соловьева сегодня требуют по крайней мере внимательного прочтения. Это был такой сильный, оригинальный голос, который шел поперек своего времени, поперек основной тенденции эпохи. Поэтому о защите юным философом диссертации написали все московские и петербургские газеты. А на «Чтения о Богочеловечестве», прочитанные в Петербурге несколькими годами спустя, приходили Толстой и Достоевский. В романе «Братья Карамазовы» нашли свое отражение идеи, высказанные Соловьевым писателю во время их совместной поездки в Оптину пустынь», — заключил Козырев.

https://ria.ru/20220805/dostoevskiy-1807365741. html

https://ria.ru/20211118/filosof-1759628701.html

https://ria.ru/20220612/rossiya-1794956459.html

россия

европа

рим

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2023

Наталья Макарова

Наталья Макарова

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

1920

1080

true

1920

1440

true

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e7/01/1a/1847556941_0:287:1946:1746_1920x0_80_0_0_906e0d73e924a921cf5e23857fef8b24.jpg

1920

1920

true

РИА Новости

1

5

4. 7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Наталья Макарова

россия, европа, рим, алексей козырев

Россия, Европа, Рим, Алексей Козырев

МОСКВА, 28 янв — РИА Новости. Философ Владимир Соловьев, создавший в XIX веке оригинальную философскую школу в России, не был пацифистом, хотя последовательно выступал против смертной казни, его трагическое переживание исторического процесса, в котором есть зло и с ним необходимо бороться силой, актуально и сегодня, рассказал РИА Новости в день 170-летия великого русского философа исполняющий обязанности декана философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова Алексей Козырев.

«Он действительно оригинальный философ, который дал русской философии мировую славу. Исследования о Соловьеве выходили в Германии, Франции, Италии, США и других странах. Он классический философ XIX века, его можно назвать в каком-то смысле последним классиком европейской философии, потому что Соловьев претендовал на то, чтобы создать цельную философскую систему, где есть метафизика, логика и этика, то есть три традиционных раздела философского знания», — сказал Козырев РИА Новости.

Сегодня, рассказал глава философского факультета МГУ, одна из самых читаемых книг русской философской классики — это «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории с приложением Краткой повести об антихристе» Соловьева, его последняя книга, изданная накануне его смерти в 1900 году, в которой он пророчил события конца истории, нашествия монголов, панмонголизма, а затем создания Соединенных штатов Европы во главе с «гуманистом, социалистом и филантропом», принявшим дьявольское посвящение.

В «Трёх разговорах» Соловьев полемизировал со Львом Толстым, его учением о непротивлению злу силой. А фильм «Мальмкрок», первая экранизация «Трех разговоров» в европейском кинематографе, демонстрировался на берлинском кинофестивале 2020 года.

5 августа 2022, 08:00Религия

Профессор Игорь Волгин: пророчества Достоевского о судьбе России сбываются

«Эту работу характеризует трагическое переживание истории. Она нам очень созвучна сегодня. Так же как в начале ХХ века люди верили в «Вечный мир» Канта, и никто не думал, что XX век будет осенен пламенем двух мировых воин. Так же и сегодня после относительно спокойного периода в истории, мы перешли в период исторических потрясений и трагедий… Соловьеву свойственно чувство истории, в которой есть не только прогресс, не только непрерывное восхождение по лестнице совершенства, но есть срывы и катастрофы, потому что в мире присутствует зло и с ним необходимо бороться, иногда силою. И Соловьев, который последовательно выступал против смертной казни, не был пацифистом. Он говорил, что государство имеет право посылать своих сыновей на войну в случае угрозы. А сыновья – граждане государства – имеют обязанность воинской повинности. И сегодня «Три разговора» читаются очень злободневно, как очень современная книга», — сказал Алексей Козырев.

Владимир Соловьев, добавил он, был переводчиком Платона на русский, и вместе с братом Михаилом и князем Сергеем Трубецким они перевели два тома «Творений Платона» — и сегодня люди все ещё могут читать Платона на русском как современника.

Соловьев вышел на философскую арену в 70-е годы XIX века, во время торжества позитивизма и материализма, но к ним не примыкал, оставаясь всю жизнь христианским философом. Соловьевское понимание истории и судьбы России было связано с тем, что Россия — это христианская страна. Соловьев мечтал о соединении церквей, видел в этой задаче подлинную «русскую идею», и даже сам предпринял попытку их объединить в своей личной судьбе, но его концепция не была западнической: он намечал ход истории как строительство моста между первым и третьим Римом, Москвой, в то же время мысля монархию русского царя как монархию всемирную.

18 ноября 2021, 16:50Религия

Известный философ рассказал о главных проблемах человечества

Соловьев создал свою школу, и за ним пошли его ученики: братья Трубецкие, Павел Новгородцев, Сергей Булгаков, Флоренский, Франк, и многие другие. Феномен русской религиозной философии, констатирует глава Философского факультета МГУ, был невозможен без центральной фигуры Владимира Соловьева

«Как любой философ, Соловьев был увлечен своей мыслью, которая уносила его в область исторического утопизма. Но историософские идеи Соловьева сегодня требуют по крайней мере внимательного прочтения. Это был такой сильный, оригинальный голос, который шел поперек своего времени, поперек основной тенденции эпохи. Поэтому о защите юным философом диссертации написали все московские и петербургские газеты. А на «Чтения о Богочеловечестве», прочитанные в Петербурге несколькими годами спустя, приходили Толстой и Достоевский. В романе «Братья Карамазовы» нашли свое отражение идеи, высказанные Соловьевым писателю во время их совместной поездки в Оптину пустынь», — заключил Козырев.

12 июня 2022, 21:35Религия

Европа пытается превратить Россию в «философский пароход», заявили в РПЦ

Соловьев Владимир Сергеевич — Энциклопедия Нового Света

Соловьев Владимир Сергеевич

Соловьев Владимир Сергеевич (1853 – 1900) русский философ, поэт, памфлетист, литературный критик, сыгравший значительную роль в развитии русской философии. и поэзии конца XIX в. Соловьев (фамилия в переводе с русского означает «соловей») также сыграл важную роль в русском духовном возрождении в начале ХХ века. Он был первым русским академическим философом и первым, кто сформулировал законченную философскую систему, изменившую направление русской философии.

Содержимое

  • 1 срок службы
  • 2 Мысли и дела
    • 2.1 Теократия
    • 2.2 Реинтеграция и «богочеловечество»
    • 2.3 Дружба с Достоевским
  • 3 Примечания
  • 4 Библиография
  • 5 Каталожные номера
  • 6 Внешние ссылки
    • 6.1 Общие философские источники
  • 7 кредитов

Соловьев мыслил себя не философом, а пророком, открытия которого приведут к всеобщему возрождению. Он считал, что западная философия и цивилизация достигли апогея своего развития и что миссия русской нации — положить начало новой культурной эпохе, объединив римско-католическую и восточно-православную церкви в теократию, управляемую Папой и царем. Он учил, что развитие есть прогресс от примитивного единства через дифференциацию к более высокой реинтеграции. Он также утверждал, что физический мир претерпевает процесс реинтеграции, который требует установления «всеединства», воссоединения физического мира с Богом в царстве небесном на земле. Соловьев оказал влияние на религиозную философию Николая Бердяева, Сергея Булгакова, Павла Флоренского, Семена Франка, на идеи Рудольфа Штейнера, а также на поэзию и теорию молодых поэтов-символистов, особенно Андрея Белого и Александра Блока.

Жизнь

Владимир Соловьев родился 16 января 1853 года в Москве, Россия, в семье Михайловича Соловьева (1820-1879), профессора Московского университета и известного русского историка. Его мать, Поликсена Владимировна, принадлежала к украинско-польскому роду и была потомком замечательного мыслителя XVIII века Григория Сковороды (1722 — 1794). Владимир учился в средней школе в Москве. В 1869 году он поступил в университет и начал заниматься естественными науками, особенно интересуясь биологией. В возрасте тринадцати лет он отрекся от православной веры и принял материализм. В течение первых трех лет в университете он все больше и больше не интересовался естественными науками и поступил вольнослушателем на историко-философский факультет, получив степень в июне 1873 года.

В 1872 г. Сольвьев вернулся в православие, а в 1873–1874 гг. посещал лекции в Московской духовной академии. Он начал писать магистерскую диссертацию и опубликовал несколько глав в русском богословском журнале еще до официальной защиты в декабре 1874 года. Он был назначен доцентом философии и с энтузиазмом приступил к своим обязанностям, но уже через несколько месяцев подал заявление. на стипендию для проведения исследований за границей, особенно в лондонском Британском музее. Он пробыл в Англии несколько месяцев и написал матери, что планирует вернуться в Россию следующим летом. Он резко изменил свои планы и всего через месяц написал матери, что по работе требует от него поездки в Египет через Италию и Грецию. Некоторые считают, что он внезапно изменил планы из-за мистического опыта, который он испытал, сидя в читальном зале Британского музея.

В следующем году Соловьев вернулся в Россию и преподавал философию в Московском университете. Он начал работу над незаконченным текстом, теперь известным как Философские принципы интегрального знания . В начале 1877 года Сольвьев разочаровался в университетской политике, оставил свою должность и переехал в Петербург, где поступил на службу в Министерство народного просвещения. Он начал работу над докторской диссертацией и прочитал успешный цикл лекций в Санкт-Петербургском университете, позже опубликованных как «Лекции о божественном человечестве». В 1880 году он получил докторскую степень.

В марте 1881 года Соловьев, которому тогда было двадцать восемь лет, читал лекции на славянофильские темы перед большой аудиторией в Петербурге, когда ближе к концу лекции он упомянул о шести членах террористической организации Народная воля. (Народная воля), затем под судом за убийство Александра II. Он сказал собравшимся, что цареубийство предоставило новому царю «беспрецедентную возможность утвердить христианский принцип всепрощения», помиловав убийц своего отца. По словам наблюдателей, студенты в зале ответили криками «браво», видимо, истолковав его слова как поддержку радикального движения, а зрители постарше сердито кричали на него. Соловьев был вынужден вернуться на трибуну, чтобы избежать недоразумений. Он объяснил, что его точка зрения заключалась только в том, что христианское государство не должно применять смертную казнь. Однако речь вызвала скандал и была доведена до сведения властей, в том числе министра внутренних дел и самого царя Александра III. Царь, зная, что молодой человек пользуется хорошей репутацией в консервативно-националистических кругах и является сыном покойного историка Сергея Соловьева, бывшего его наставником, только сделал Соловьеву выговор за «неподобающие мнения» и временно запретил ему читать лекции.

Этот случай стал поворотным моментом в карьере Соловьева. Он ушел со своей университетской должности и стал независимым ученым и публицистом. Лекция также положила начало его разрыву со славянофильскими и консервативно-националистическими кругами и его связям с либеральными интеллектуалами. Наконец, речь представляла его первую публичную позицию в пользу того, что он стал называть «христианской политикой».

В оставшуюся часть 1880-х годов Соловьев занимался темами, мало интересующими современную западную философию, вовлекаясь в усилия по объединению восточно-православной и римско-католической церквей и реализации того, что он считал исторической миссией России как теократического царства. при папе и русском царе. В 1890-х годах он вернулся к традиционным вопросам философии, этики и эпистемологии в частности. Его исследования последнего остались незавершенными из-за его преждевременной смерти в 19 г.00 в возрасте сорока семи лет. Говорят, что Соловьев умер бездомным нищим. На момент смерти Соловьев вместе с младшим братом также готовил новый русский перевод сочинений Платона.

Мысли и труды

Владимир Соловьев считается величайшим русским философом девятнадцатого века. Его первые работы помогли поднять восстание против позитивизма в русской мысли; за этим последовало возрождение метафизического идеализма и, наконец, религиозно-философский ренессанс начала двадцатого века. Соловьев был первым в России профессиональным академическим философом, в отличие от русских идеалистов романтического периода. Он создал первую целостную философскую систему, положившую начало переходу русских мыслителей к построению целостных систем мысли. Соловьев критиковал западный эмпиризм и идеализм за то, что они придавали абсолютное значение частичным прозрениям и абстрактным принципам. Он следовал русской интеллектуальной традиции избегать чисто теоретических спекуляций, настаивая на том, что философская теория должна быть интегрирована с религией и социальной практикой. Он считал себя не академическим философом, а пророком, чьи открытия приведут к всеобщему возрождению.

Соловьев считал своей миссией в жизни движение людей к примирению или абсолютному единству (соборность) . Соловьев воспринял гегелевскую концепцию исторического развития. В его первой книге « Кризис западной философии » утверждалось, что философия как совокупность абстрактных, чисто теоретических знаний завершила свое развитие и стала «артефактом»; что стремление к таким знаниям больше не актуально; и что теперь он примет «эмпирическое» направление, используя уже приобретенное знание по-новому для решения проблем, которые философия не могла прояснить.

Теократия

Экономический социализм, позитивизм и утилитарный реализм Соловьев видел высшей точкой западной цивилизации и завершающей стадией ее развития. Однако, согласно «неоспоримому закону развития», западная цивилизация представляла собой лишь вторую, переходную фазу в развитии человечества. Следующий, заключительный этап, характеризующийся свободой от всякой односторонности и возвышением над особыми интересами, уже проявился как «племенной характер» славянских народов и, в частности, русской нации. Соловьев считал, что Россия имеет особую миссию во всемирной истории и сыграет ключевую роль в становлении идеального общества. По этой причине он интересовался идеями славянофилов в начале своей интеллектуальной деятельности и установил тесные связи с панславянским кружком Ивана Аксакова. Развивая свои идеи о «христианской политике», он пришел к выводу, что славянский национализм был препятствием для объединения Восточной Православной Церкви с Римско-Католической Церковью. В начале 1880-х дистанцировался от славянофилов и связался с либеральными кругами. В 1883 году он стал сотрудником либерального и прозападного «Вестника Европы» («Европейский вестник»). Он считал, что Россия должна признать примат папы, чтобы выполнить свою миссию и установить Царство Божие на земле, теократию с папой и царем в центре. Хотя он настаивал на том, что никогда не отказывался от православной веры, Соловьев обратился в католицизм за четыре года до своей смерти, очевидно, чтобы участвовать в примирении Восточной православной церкви с Римско-католической церковью.

[1]

Соловьев выступал за синтез Восточной и Западной Церквей в своей книге « Россия и Вселенская Церковь » (написана на французском языке в 1889 г., переведена на английский язык в 1948 г.). Неизбежное пришествие антихриста было темой его последней книги

«Три диалога о войне, прогрессе и конце истории » (1899 г., переведено в 1915 г.).

В 1890-х годах Соловьев стал менее оптимистичен в отношении реализации своего идеала и обратился к более традиционным философским вопросам, таким как этика и гносеология. Этика стала диалектической проблемой обоснования нравственности человеческих действий и решений степенью их вклада в интеграцию мира с высшим божественным единством, теория, выраженная в его Значение любви (1894).

Реинтеграция и «богочеловечество»

Под влиянием немецкого идеализма Соловьев понимал развитие как движение от первобытного единства через дифференциацию к высшей реинтеграции. Физический мир пространственно-временных объектов возник, когда София, или Божественная Премудрость , отделилась от Бога. Реинтеграция требовала установления «всеединства», воссоединения физического мира с Богом в царстве небесном на земле. Предполагая окончательное единство Абсолютного Бытия, Соловьев предположил, что в мире происходит процесс реинтеграции.

В цикле лекций в Санкт-Петербургском университете в 1880 г., позже изданных как «Лекции о богочеловечестве», Соловьев разработал свою концепцию «богочеловечества». Он предположил, что единственным посредником между миром и Богом может быть только человек, ибо человек — единственная жизненная часть природы, способная познать и проявить божественную идею «абсолютного единства» в хаотической множественности реального опыта. Он сказал, что совершенное откровение Бога было воплощением Христа в человеческой природе.

Соловьев верил в воплощение Премудрости Божией в существе по имени Святая София, и эта концепция оказала большое влияние на молодых поэтов-символистов, особенно на Андрея Белого и Александра Блока, племянника Соловьева. Его самая известная мистическая поэма «Три встречи» (1899 г. ), в которой описываются его видения софии, разума, мудрости . Соловьев был также глубоко вовлечен в политические сочинения и литературную критику своего времени. Он оказал влияние на религиозную философию Николая Бердяева, Сергея Булгакова, Павла Флоренского, Семена Франка, на идеи Рудольфа Штейнера.

Дружба с Достоевским

Известно, что Владимир Соловьев был очень близким другом и доверенным лицом Федора Достоевского, на которого философ произвел глубокое впечатление. Широко распространено мнение, что Соловьев является основой персонажа Алеши Карамазова из Братья Карамазовы . [2] Влияние Соловьева также можно увидеть в трудах символистов и неоидеалистов поздней русской советской эпохи. Его книга «Смысл любви » рассматривается как один из философских источников произведений Льва Толстого 1880-х годов, Крейцерова соната (1889).

Notes

  1. ↑ Николай Лосский, История русской философии , 84-85.
  2. ↑ Владимир Сергеевич Соловьев и Петр Петр Зубов, Лекции Владимира Соловьева о богочеловечестве (Нью-Йорк: International University Press, 1944). См. также Владимир Сергеевич Соловьев, Война, прогресс и конец истории: три разговора, включая рассказ об антихристе (Хадсон, Нью-Йорк: Lindisfarne Press, 19).90).

Библиография

  • Кризис западной философии: против позитивистов
  • Оправдание добра
  • Значение любви
  • Война, прогресс и конец истории
  • Россия и Вселенская Церковь

Ссылки

Ссылки ISBN поддерживают NWE за счет реферальных сборов

  • Groberg, Kristi. «Владимир Сергеевич Соловьев: библиография». Ежегодник новогреческих исследований , том 14-15, 1998.
  • Корнблатт, Джудит Дойч. «Владимир Сергеевич Соловьев». Словарь литературной библиографии, v295 (2004), стр. 377-386.
  • Нойс, Джон. София и русская мистическая традиция . Мельбурн: Noyce Publishing, 2006.
  • .
  • Соловьев Владимир Сергеевич и Петр Петр Зубов. Лекции Владимира Соловьева о богочеловечестве. Нью-Йорк: издательство Международного университета, 19.44.
  • Соловьев Владимир Сергеевич. Война, прогресс и конец истории: три разговора, включая рассказ об Антихристе. Хадсон, Нью-Йорк: Lindisfarne Press, 1990. ISBN 0940262355 ISBN 9780940262355
  • Стремухофф, Д., Филипп Гильбо и Хизер Элиз МакГрегор. Владимир Соловьев и его мессианская работа . Бельмонт, Массачусетс: паб Nordland. Co, 1980. ISBN 0913124362 ISBN 9780913124369
  • Саттон, Джонатан. Религиозная философия Владимира Соловьева: к переоценке . Бейзингсток, Великобритания: Macmillan, 1988. ISBN 031201239X ISBN 9780312012397.
  • Зернов Николай. Три русских пророка . Лондон: SCM Press, 1944.

Внешние ссылки

Все ссылки получены 9 мая 2020 г.

  • OctoberPhotos.com

Общие источники по философии

  • Стэнфордская философская энциклопедия
  • Интернет-энциклопедия философии
  • Проект Пайдейя Онлайн
  • Проект Гутенберг

Кредиты

Энциклопедия Нового Света авторов и редакторов переписали и дополнили статьи Википедии в соответствии со стандартами New World Encyclopedia . Эта статья соответствует условиям лицензии Creative Commons CC-by-sa 3.0 (CC-by-sa), которая может использоваться и распространяться с надлежащим указанием авторства. Упоминание должно осуществляться в соответствии с условиями этой лицензии, которая может ссылаться как на авторов New World Encyclopedia , так и на самоотверженных добровольных участников Фонда Викимедиа. Чтобы процитировать эту статью, щелкните здесь, чтобы просмотреть список допустимых форматов цитирования. История более ранних вкладов википедистов доступна исследователям здесь:

  • Владимир Сергеевич Соловьев  история

История этой статьи с момента ее импорта в New World Encyclopedia :

  • История «Владимира Сергеевича Соловьева»

Примечание. На использование отдельных изображений, лицензированных отдельно, могут распространяться некоторые ограничения.

Соловьев Домашняя страница

Домашняя страница

Соловьев Домашняя страница

Примечание: Иногда пишется «соловьев» вместо этого используется.

Артикул: Соловьев и наше время Кардинала Биффи

Конференц-связь: Владимир Соловьев; Русский Ньюман?

Общие ссылки:

Статья о Соловьеве в Интернет-энциклопедии философии http://www.utm.edu/research/iep/s/solovyov.htm

Статья из энциклопедии с сайта Britannica.com http://www.britannica.com/seo/v/vladimir-sergeyevich-solovyov/

Галерея русских мыслителей, философов, богословов, пророков, ученых. http://www.emory.edu/INTELNET/rus_thinkers_gallery_19.html

Транснациональное общество Владимира Соловьева http://www.valley.net/~transnat/solsoc.html

Соловьев веб-группа:
http://www.egroups.com/group/solovyov/

Эта группа предназначена для обсуждения творчества и наследия русского философа Владимира Соловьева. (1853-1900). Соловьева принято считать величайшим отечественным философом XIX века. Он был решающим фигура в зарождении русского «Серебряного века» в искусстве, литературе, философии и религии (о 1895-1922).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *