Философ руссо: Чем известен Жан-Жак Руссо? Знаменитому философу и педагогу 310 лет

Содержание

Чем известен Жан-Жак Руссо? Знаменитому философу и педагогу 310 лет

Свежий номер

РГ-Неделя

Родина

Тематические приложения

Союз

Свежий номер

Культура

28.06.2022 07:00

Поделиться

Мария Войнелович

Жан-Жак Руссо — великий французский писатель и философ, один из самых образованных людей своего времени. Труды Руссо сегодня входят в обязательные программы курсов философии. 28 июня отмечается 310 лет со дня его рождения. Его жена не умела считать до ста, он писал арии и романсы, а его прах был украден. «РГ» собрала десять интересных фактов о знаменитом философе.

wikipedia.org

Самосовершенствование во время странствий

В 10 лет маленький будущий философ остался без матери. Отец был часовым мастером и практически не уделял ему времени. Поэтому Жан-Жак Руссо был отправлен сначала на воспитание к дяде, а потом — на обучение ремеслу. В 1728 году будущий философ отправился скитаться по дорогам Швейцарии, Франции и Италии, где занимался самообразованием и самосовершенствованием. Он постигал естественные и общественные науки, изучал искусство и литературу. Это наложило отпечаток на дальнейшую судьбу философа.

С младенчества изучал труды древнегреческого философа

Жан-Жак Руссо в младенчества зачитывался трудами древнегреческого философа и писателя Плутарха. Особенно интересно ему было произведение «Астрея». Будущий философ представлял себя на месте античного героя Сцеволы и даже специально обжог себе руку.

Чуть не попал в католическую школу

Жан-Жак Руссо абсолютно равнодушно относился к религии, но именно событие, которое произошло в Аннеси, сыграло важную роль. Там будущий философ познакомился с вольнодумной настоятельницей монастыря, которая пользовалась особым покровительством папы. Она пыталась склонить Руссо к католической вере, поместив его в католическую школу, где готовили миссионеров, но попытка потерпела полнейший крах.

Написал книгу о воспитании детей, но сам их не воспитывал

Жан-Жак Руссо посвятил воспитанию детей целую книгу — «Эмиль». И несмотря на наличие пятерых детей, в их жизни и воспитании великий философ не участвовал. Более того, все его чада находились на содержании в воспитательных домах. Руссо говорил, что не хотел, чтобы они стали такими же искателями приключений, как он сам.

В честь Руссо назвали целый остров

В высокогорной Швейцарии, в старой Гельвеции есть маленький остров, расположенный на середине реки Рона, который носит имя великого просветителя из Франции. На острове находится небольшой парк с миниатюрными киосками и расставленными вокруг них маленькими столами со стульями. Также в нем находится памятник Руссо. Мало кто знает, но это тот самый парк, где великий романист любил прогуливаться.

Знаменитый философ также писал романсы

С юношеских лет Жан-Жак Руссо писал не только романсы, которые предназначались для домашней обстановки, но и сочинял арии, хоры, дуэты. Он всегда мечтал выступить с произведением в парижской опере. К великому сожалению, его великие сочинения в области музыки практически не сохранились. Всему виной самокритика. Он оставил лишь одну свою оперу — «Деревенский колдун». Премьера состоялась в 1752 году. Ее своим присутствием почтили король и его фаворитка мадам де Помпадур.

Его жена не умела считать до ста

В Париже Жан-Жак Руссо познакомился с Терезой Левассер, в которой увидел воплощение непосредственности и доброты. Поначалу она была его любовницей, а затем стала женой. Кстати, образованностью она не отличалась. Левассер так и не смогла овладеть грамотой, научиться считать до ста и определять время по часам. Несмотря на это она оставалась ему верной спутницей до самой смерти философа. Руссо вообще был очень популярен у противоположного пола. Одна из его поклонниц помогла ему получить престижную должность в Венеции во французском посольстве, на которой, впрочем, Жан-Жак Руссо долго не продержался из-за конфликтов с начальством.

Закон — выражение общей воли

Защитить общество от правительства. Именно это Жан-Жак Руссо считал главным. Он был убежден, что закон выражает общую волю. По мнению философа, имущественное равенство было возможно только в случае реализации общей воли. Благодаря Жан-Жаку Руссо создали референдум, сократили сроки депутатских полномочий, ввели народную законодательную инициативу, обязательный мандат.

Переворот в педагогике

Труды Жан-Жака Руссо совершили переворот в педагогическом мире. Он считал, что на каждом этапе взросления необходимо взращивать в чаде что-то определенное. Так физическое развитие важно до двух лет, а нравственное — от 15 до 18 лет. Но власти сочли эти идеи опасными, угрожающим устоям общественного мировоззрения.

Украденный прах

Официальным местом захоронения Жан-Жак Руссо считается остров Ив. Ежегодно на могилу Руссо приезжали сотни его поклонников. Однако в годы Великой французской революции останки Жан-Жака Руссо перенесли в Пантеон. Через 20 лет два преступника украли ночью прах философа и выбросили в яму.

Поделиться

Литература

Свобода — в честности и доброте. Три трактата Жан-Жака Руссо об идеальном обществе

Жан-Жак Руссо был одним из немногих среди своих современников, кто отстаивал интересы бедных слоев населения. Критиковал не только религию, но и атеизм, считал, что развитие культуры ведет к деградации общества. Руссо призывал всех вернуться к природе, к истокам чувственного, предлагал свою программу преобразования социума и власти. И еще, конечно, его идеи стали одним из главных источников вдохновения для Великой французской революции.

Будущий философ появился на свет в 1712 году в семье часовщика. Его мать умерла при родах, поэтому воспитанием занимался отец мальчика — Исаак Руссо. Тот очень тяжело переживал потерю возлюбленной, но сын стал для него отдушиной, и все свободное время он посвящал своему ребенку. Маленький Руссо очень любил читать, и вместе с отцом они могли сутки напролет зачитываться жизнеописаниями разных мыслителей, работами античных философов, а самым любимым автором для него стал Плутарх. 

Читайте также

Из Франции с любовью: десять классических и современных авторов, которых вам нужно знать

Когда Руссо исполнилось 16 лет, он решил покинуть родную Женеву и начать взрослую жизнь. За это время успел перепробовать множество профессий: он был учеником нотариуса и гравера, работал наставником, педагогом у детей знатного сословия, был лакеем в доме аристократов, даже получил должность секретаря у одного чиновника. Но все это было не для него и, более того, отвлекало от любимого занятия — чтения. Кроме того, Руссо обнаружил в себе еще один талант — к сочинительству музыки, и жизненная неустойчивость нисколько не способствовала творчеству. 

Переломным моментом стала для него середина XVIII века, когда он познакомился с энциклопедистами (в этот кружок он попал благодаря знакомству с просветителями Дени Дидро и Фридрихом Гриммом; всего для энциклопедии Руссо написал более 300 статей), а еще принял участие в конкурсе трактатов на тему «Содействовало ли возрождение наук и художеств очищению нравов», который устроила Дижонская академия наук, искусств и литературы. Тогда он представил работу, суть которой заключалась в простом утверждении: просвещение вредно, и сама культура — ложь и преступление. Юного философа наградили премией, и о Руссо заговорили. 

Руссо отличался особой внимательностью к деталям, праздному обществу он предпочитал уединение на лоне природы, где мог свободно предаваться размышлениям. Его любовь к природе была до болезненности чувственной, всю свою жизнь он стремился к естественности, искренности, ведь именно в этом он видел настоящую добродетель. И именно эта честность помогала ему затрагивать те тонкие струны души человека, до которых не могли добраться даже самые прославленные поэты. Рассказываем о трех главных произведениях философа и писателя, которые стали вдохновением не только для деятелей его поколения, но и не теряют актуальности в философии до сих пор. 

«Новая Элоиза»

1757–1760 

Это один из важнейших романов в творчестве Руссо, и, к слову, если вы незнакомы с работами этого философа и писателя, то можно начать именно с «Элоизы». Это роман в письмах, сентиментальная история двух влюбленных — учителя самого простого происхождения Сен-Пре и его ученицы, дочери барона Юлии д’Энтаж. Родители девушки против такого брака, а мать, найдя ее переписку с юношей, умирает от расстройства и переживаний. В конечном итоге девушка соглашается на удачную партию, что подобрал ей отец, а Сен-Пре отправляется в кругосветное путешествие. Спустя годы они снова встретятся, она уже замужняя мать двоих детей, а он — все такой же простой человек. В своем последнем письме Юлия признается, что никогда и никого не любила больше него. 

Читайте также

«Войдите, Жозефина!» Парижский Пантеон готовится принять нового жильца

Свою «Элоизу» Руссо написал под впечатлением романа «Кларисса» Сэмюэла Ричардсона. Он, так же как и работа Руссо, написан в эпистолярном жанре и тоже касается нравственных, моральных и любовных вопросов — вопросов преданности, верности и чистоты. Как Ричардсон, Руссо помещает в центр сюжета трагическую историю девушки, которая борется с соблазнами во имя настоящей любви и целомудрия и в этой борьбе погибает. 

Не зря «Элоизу» называют одним из главных романов эпохи сентиментализма. Руссо прекрасно изображает здесь чувственность, нежную и чистую душу, его герои утопают в сантиментах и следуют лишь одному голосу — голосу собственных чувств, которые идут, конечно же, из самого сердца. Такова была одна из главных идей Руссо как философа. «Новая Элоиза» стала знаковым романом своего времени, трудно вспомнить какое-то другое произведение XVIII века, которое переиздавалось столько раз (только за 40 лет после первой публикации работу издавали еще 70 раз). 

«Элоизой» зачитывались представители разных сословий и убеждений, обществу нужны были изменения, и они чувствовали это в романе Руссо. Тот не был оратором, не постулировал какие-то догматы, не устраивал на страницах своей книги моралите. Писатель говорил от чистого сердца, и потому его слова были убедительными и искренними. Многие тогда сторонились Вольтера и Дидро, которые будто стремились только к разрушению в своих философиях. Благородным же людям хотелось избавиться от испорченности, лжи и искусственности. В сближении с природой они видели ответы на свои вопросы.  

«Эмиль, или О воспитании»

1762

Именно это произведение сам Руссо считал главным в своем творчестве. Здесь, можно сказать, он систематизирует те идеи, которые отрывочно излагал в «Элоизе». Это его размышления о религии, и в частности о воспитании человека. Он нарочно облекает свой философский трактат в форму романа, что привлекало отцов и матерей, обычных людей. Тем временем на самом деле это, конечно, не развлекательное чтиво. Руссо критикует сложившуюся тогда систему воспитания и преподавания, подталкивая своего читателя к особым размышлениям о переменах. 

Читайте также

«Всегда говорите правду — нет ничего смешнее». Юмор и реализм в пьесах Бернарда Шоу

Этот трактат состоит из пяти книг: первые три — об Эмиле-ребенке, четвертая — об Эмиле-подростке, и заключительная посвящена его общественной и семейной жизни. Главная идея Руссо, которую тот исследует в работе, — отношения между человеком, индивидуумом, и обществом. Через взросление своего героя автор наблюдает, как он может сохранить свою добродетельность, доброту и чистоту, данные ему от природы, находясь при этом в сложном политической и социальной структурах.  

Здесь же Руссо выделяет три этапа воспитания человека: природой, вещами и человеком. В «Эмиле» мало житейских забот и надоедливых хлопот, множество вещей, с которыми сталкиваются родители или педагоги, решаются как бы шутя. Руссо говорит, что ребенка можно воспитывать без принуждения, без наказания и уж совершенно точно без насилия и битья. Руссо начинает свой роман словами: «Все хорошо, при выходе из рук Творца: все портится в руках человека». Так он говорит, что прогресс и развитие — это дело рук людей, а не божественного промысла. 

Рассуждения Руссо о религии затронули всех — и верующих, и атеистов. Последних — особенно, ведь рациональному мышлению он противопоставлял чувства, отказывался от дерзких шуток и сарказма, коими пестрили работы атеистов. А верующих автор раздражал своим отказом от чудес Библии, и все-таки хоть и не так однозначно, но отвергал религию как таковую. Результатом этого возмущения, к слову, стало, как всегда, огромное внимание, особенно со стороны тех, кого позже будут называть интеллигенцией. Они в Руссо увидели мученика и мессию новой мысли. 

«Общественный договор» 

1762

Пожалуй, это одно из главных сочинений Руссо, «Общественный договор» как никакой другой роман охарактеризовал рационализм и отношение к социуму того времени. И именно он имел огромное политическое значение и оказал большое влияние на революцию, которая разразилась во Франции ближе к концу XVIII века. 

Суть этой работы очень проста, и начинается она со знаменитой фразы: «Человек рождается свободным, но повсюду он в оковах». Человек по своей природе свободен, и сковывает его лишь общественный порядок. Тот, в свою очередь, не дается природой, а создается людьми на основе разных соглашений. Значит, наша задача — как раз и разобраться, в чем их суть. 

Читайте также

Сказка о перерождении и настоящем мужчине. Путеводитель по «Щелкунчику»

Руссо рассуждает о положении человека в семье, о том, как беззащитные дети привязаны к родителям. Те, в свою очередь, обязаны защищать своего ребенка: семья, утверждает автор, — это первый формат общества в жизни человека.  

Государство у Руссо — более масштабное и особенное общество, где все равны либо где слабые подчиняются сильным. Однако он отрицает превосходство последних, так как их права закончатся так же быстро, как и их сила. Он говорит о том, что в целом счастливое общество — это такое, где его участники договорились обо всех устоях и главных понятиях до того, как вступили в это самое общество. 

В своем трактате Руссо описывает идеальное государство, где человек в обмен на полную свободу и защиту полностью себя посвящает обществу. Однако, утверждает автор, главное в таком социуме — соблюдение законов, установленных им: когда же оные нарушаются, тот, по чьей вине это произошло, должен потерять все — и протекцию, и свободу. 

Жан-Жак Руссо. Философия. сам утверждал, что не использовал этот ярлык для себя), в его работах затрагиваются темы этики, метафизики, эпистемологии, философской антропологии, философии религии и философии образования. Он, вероятно, наиболее известен своей социальной и политической философией.

Однако творчество Руссо не ограничивалось философией. Он утверждал, что его первой любовью была не философия, а музыка. Он написал успешную оперу и разработал новую систему нотной записи. Он также написал успешный роман, Жюли или Новая Элоиза . Философскую мысль Руссо трудно классифицировать. Его часто характеризуют как мыслителя эпохи Просвещения, и он действительно выражает некоторые основные идеалы Просвещения, такие как отказ от определенных устоявшихся догм. Тем не менее, его работа также во многом контрпросветительская. В своей первой успешной работе « Рассуждения о науках и искусствах» он утверждает, что мораль и добродетель могут быть испорчены прогрессом. Кроме того, Руссо понимает создание самого гражданского общества как источник худших человеческих пороков. Тема природы, и конкретно человеческой природы, как изначально доброй, является одной из важнейших в его произведениях. Вопреки критике, что его работы несовместимы друг с другом, он утверждает, что это центральная идея, лежащая в основе системы его мысли. В одном из своих основных произведений Рассуждение о происхождении неравенства , он объясняет, как первобытный «дикарь» постепенно переходит от состояния чистой природы к состоянию цивилизованного общества через длительный и сложный исторический процесс. Нынешнее общество, однако, объединено благовидным общественным договором, заключенным власть имущими, чтобы сохранить свое преимущество. В таком обществе почти невозможно достичь добродетели. Две более поздние важные работы, Эмиль и Общественный договор , представляют собой попытку Руссо показать, как можно преодолеть эту трудность. Первая направлена ​​на нравственное воспитание личности в коррумпированном обществе. Последнее представляет собой видение Руссо идеального политического режима, способного сохранить равенство и свободу для своих граждан. Эта статья посвящена в первую очередь этим и связанным с ними философским темам, показывая, как другие работы Руссо оказали на них влияние.

Общие обзоры

О Руссо написано много общих обзоров. Что общего почти во всех таких обзорах, так это пояснительные отчеты о критике общества Руссо, данные в «Рассуждениях о науках и искусствах» , его анализ человеческих существ в естественном состоянии в «Рассуждениях о неравенстве» , его политический анализ. философия в Общественном договоре , и его обсуждение образования в Эмиль . Перечисленные здесь источники представляют собой выборку некоторых из наиболее влиятельных из этих работ и предоставляют источники, предназначенные для различных аудиторий. Для тех, кто приезжает в Руссо впервые, Делани, 2009 г.и Simpson 2007 дают очень доступные и простые введения. Dent 1988, Dent 2005 и O’Hagan 1999 содержат наиболее полные обзоры, включающие существенные ссылки на большое количество вторичной литературы по данной теме. Wokler 2001 — еще один важный источник для ученых, который относительно невелик. Broome 1963 и Grimsley 1973 полезны для демонстрации того, как некоторые из наиболее важных философских идей в работах Руссо соотносятся с другими, менее обсуждаемыми философскими темами.

  • Брум, Джек Х. Руссо: исследование его мыслей . Лондон: Эдвард Арнольд, 1963.

    Этот обзор, ориентированный как на студентов, так и на обычных читателей, представляет собой попытку дать всесторонний анализ произведений Руссо и показать, что эти произведения следует читать в сочетании друг с другом, чтобы достичь точного понимания. понимание мысли Руссо в целом.

  • Делани, Джеймс. Начиная с Руссо . Лондон: Континуум, 2009 г..

    Написано в качестве введения для тех, у кого практически нет базовых знаний. Может использоваться в качестве дополнительного материала на курсах бакалавриата. Главы охватывают период Просвещения, состояние природы, политическую философию, образование и автобиографические произведения Руссо.

  • Дент, Николас. Руссо: введение в его психологическую, социальную и политическую теорию . Нью-Йорк: Бэзил Блэквелл, 1988.

    Общее обсуждение наиболее фундаментальных аспектов философской мысли Руссо. Главы разделены тематически, а не по отдельным произведениям Руссо. Они сосредоточены на представлениях Руссо о любви к себе, проблеме самости в изоляции, государстве и религии.

  • Дент, Николас. Руссо . Нью-Йорк: Routledge, 2005.

    Всесторонний обзор мысли Руссо. Он полезен для тех, у кого мало опыта, но также является важным источником для более продвинутых студентов и ученых. Главы охватывают все основные работы Руссо, а также обсуждают историческое влияние и наследие Руссо.

  • Гримсли, Рональд. Философия Руссо . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 1973.

    Относительно краткий, но подробный обзор философии Руссо. Главы разделены по темам и обсуждают основные работы в контексте их соответствующей темы. Помимо стандартных тем о состоянии природы и политике, есть главы, посвященные религии и эстетическим идеям.

  • О’Хаган, Тимоти. Руссо . Лондон: Рутледж, 1999.

    . DOI: 10. 4324/9780203354407

    Один из самых полных и полных недавних обзоров Руссо. Дает систематический анализ и интерпретацию работ Руссо и всесторонний обзор основных тем его философии. Содержит главу о Руссо и происхождении языка. Важный ресурс для тех, кто занимается передовыми исследованиями.

  • Симпсон, Мэтью. Руссо: Путеводитель для растерянных . London: Continuum, 2007.

    Написано для тех, у кого ограниченные базовые знания. Он пытается объяснить более сложные и недоступные стороны мысли Руссо. Главы охватывают жизнь и творчество Руссо, Рассуждение о науках и искусствах , Рассуждение о неравенстве , Общественный договор и Эмиль .

  • Воклер, Роберт. Руссо: очень краткое введение . Оксфорд: издательство Оксфордского университета, 2001.

    . DOI: 10.1093/actrade/9780192801982.001.0001

    Компактная работа, которая является полезным ресурсом как для начинающих, так и для продвинутых студентов. Главы охватывают теорию природы Руссо и политическую философию, а также включают обсуждение музыки, религии, образования и сексуальности.

наверх

Пользователи без подписки не могут видеть весь контент на эта страница. Пожалуйста, подпишитесь или войдите.

Как подписаться

Oxford Bibliographies Online доступен по подписке и с бессрочным доступом к учреждениям. Чтобы получить дополнительную информацию или связаться с торговым представителем Oxford, нажмите здесь.

KIDS PHILOSOPHY SLAM — Философ недели

Жан-Жак Руссо (1712-1778)
Швейцария/Франция

Жан Жак Руссо, один из великих философов французского просвещения, родился в Женеве, Швейцария, и воспитывался тетей и дядей после того, как его мать умерла через несколько дней после его рождение. В возрасте тринадцати лет он поступил в ученики к гравёру. но через три года сбежал, в конце концов став секретарем для мадам Луизы де Варанс, которая повлияла на его жизнь и творчество. В 1742 году Руссо отправился в Париж, где стал другом Дени. Дидро, французский философ, автор энциклопедии. «библия» эпохи Просвещения.

Руссо был творческим писателем и использовал все от оперы к романам и романам, чтобы объяснить его философию. Он верил что люди по своей природе хороши, но развращены пороки общества. Он считал науку, искусство и общественные институты быть частью того, что развращает. Он считал, что единственный способ вернуться к той доброте, с которой люди рождаются, это быть максимально приближенным к природе.

В «Общественном договоре» Руссо объяснил свои политические теории, что позже повлияет на авторов Конституции Соединенных Штатов а также лидеры Французской революции. «Человек рожден свободным, и он повсюду в цепях». развращены обществом, все люди должны войти в социальную контракт, который требует от людей признания коллективного «благого воля», которая представляет собой общее благо или общественный интерес. Все граждане должны участвовать и должны быть привержены хорошо для всех, даже если это не в их личных интересах. Он считал, что жизнь для общего блага способствует свободе и равенство.

Руссо был большим сторонником образования. «Мы рождаемся слабыми, нам нужна сила; беспомощны, мы нуждаемся в помощи; глупо нам нужна причина. Все, чего нам не хватает при рождении, все, что нам нужно, когда мы имение, это дар образования.» Его роман Эмиль подчеркивает как разрешить свободное выражение и вместо этого сосредоточиться на окружающей среде подавления любопытства произведет уравновешенное, свободомыслящее ребенок.

Он также считал, что женщины также должны быть образованными. как мужчины, но в разных направлениях. Женщины, по Руссо, не должны были быть воспитаны в невежестве, и им разрешалось делать только домашние дела. «Природа заставляет их думать, хотеть, любить развивать их умы, а также их личности; она [Природа] ставит это оружие в их руках, чтобы компенсировать недостаток силы и дать им возможность управлять силой людей. Им следует учиться многому, но только тому, что подходит» Руссо. был замечателен не только тем, что считал, что образование ребенка должен быть сосредоточен на его/ее интересах, но и потому, что он считал что женщинам нужно научиться большему, чем просто домашним делам.

После многих лет переездов с места на место, потому что его идеи непопулярный среди правительственных чиновников, Руссо умер в 1778 г.

Эрменонвиль, Франция.

Вопросы для обсуждения в классе:

Если бы Руссо был жив сегодня, как бы он ответил на вопрос: «Что сильнее, любовь или ненависть?»

В историческом контексте, что бы Руссо считал величайшим
задача, стоящая перед человечеством при жизни?

В чем, по Руссо, коренная причина жадности?


Руссо считал, что наука, искусство и социальные институты развращают людей от их природной доброты. Какие современные примеры как вы думаете, он был бы самым против?

Чтобы узнать больше о Жан-Жаке Руссо, по этим ссылкам:

http://www.wabash.edu/Rousseau/
http://www.utm.edu/research/iep/r/rousseau.htm
http://www.lucidcafe.com/library/96jun/rousseau.html

http://www.knuten.liu.se/~bjoch509/philosophers/rou.html
http://www.infed.org/thinkers /et-rous.htm
http://oregonstate.edu/instruct/phl302/philosophers/rousseau.html
http://www.philosophypages.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *