Мелисс — Учебный центр — Корпоративное обучение
Мелисс/Meliss
Из ничего ничто не возникает.
Мелисс из Самоса — древнегреческий философ, последний представитель Элейской школы, развивший её метафизические и идеалистические тенденции.
Из дошедших до нас отрывков Мелисса видно, что он повторяет учение Парменида о единстве, о вечности и о неизменности истинного бытия. Однако он вносит в учение Парменида и Зенона важное новшество. Парменид утверждал, что мировой шар имеет конечный радиус. Напротив, Мелисс доказывал, что мир может быть вечным, невозникающим и непогибающим только при условии, если радиус мира не есть величина конечная, иначе — если мир бесконечен.
Мелисс критиковал и пифагорейство, и Гераклита, и Эмпедокла, и атомистов с точки зрения элейского понимания бытия как единого, неподвижного, нерасчленённого, бестелесного, доразумного, бесконечного и самотождественного. Новым моментом для элейской философии является здесь то, что бесконечность понимается не только временным образом, но и пространственно.
Учил о том, что бытие не страдает и безгранично во времени (времени не существует). Отождествив бытие Парменида со Вселенной, вероятно, первым предположил бесконечность Вселенной.
Своим современникам Мелисс был более известен как военный, нежели как философ: в 441 он был избран командующим флотом своего родного Самоса в битве против афинян, которыми командовал Перикл, – и самосцы одержали победу, за что Мелисс стяжал «большое восхищение у сограждан» (как сказано в истории Диогена Лаэртского).
Мелисс, древнегреческий философ
Мелисс Самосский — древнегреческий философ V в. до н. э., принадлежал к элейской философской школе, учил о том, что бытие не страдает и безгранично во времени (времени не существует). Отождествив бытие Парменида со Вселенной, вероятно, первым предположил бесконечность Вселенной.
О жизни Мелисса известно из произведений Диогена Лаэртия и Плутарха, что родился он на острове Самос, был современником Зенона Элейского и Эмпедокла, расцвет его пришёлся на восемьдесят четвёртую олимпиаду (444-441 г.г. до н. э.). Мелисс занимался государственной деятельностью и пользовался уважением и почётом среди сограждан за свою доблесть. Был политическим противником Перикла и, будучи стратегом самосцев («навархом»), одержал победу в морском сражение над афинском флотом, которым командовал Софокл. Перикл собрал силы, разгромил Мелисса и взял Самос приступом.
Мелисс был учеником Парменида, встречался и беседовал с Гераклитом. Мелисс написал сочинение «О природе, или О сущем», но от него сохранились только фрагменты в комментариях Симпликия к «Физике» Аристотеля и в псевдо-аристотелевском сочинении «О Мелиссе, Ксенофане, Горгии».
Мелисс исходит в своих рассуждениях из постулата «из ничего не может возникнуть ничего», утверждая что сущее не возникало, а оно вечно сущее, что и уничтожению оно не может быть подвергнуто, ибо сущее не может превращаться в несущее. Если сущее не имеет ни начала, ни конца во времени, то оно бесконечно и в пространстве, а если оно бесконечно и целокупно, то следовательно ничего другого существовать не может.
Уроженец греческого Востока, Мелисс, по-видимому, учился у ионийских философов. Диоген сообщает даже, будто он слушал Гераклита. Поэтому нелегко ответить на вопрос, каким образом мог он прийти к элейскому учению, во всем противоположному учению Гераклита.
Одно важное новшество Мелисса достоверно не засвидетельствовано. Это приписываемое ему учение о бестелесности мира. Знаменитый древний комментатор V — VI вв. н. э. Симплиций сообщает текст Мелисса, в котором Мелисс говорит, что если бытие едино, то оно не должно иметь тела: «Если бы у него была толщина, [то] оно имело бы части и уже не было бы единым».
На основании этого текста ряд историков античной философии считают Мелисса чистым идеалистом. Однако сообщенный Симплицием текст допускает два чтения, одно из которых уже не имеет идеалистического смысла. К тому же текст Симплиция в приведенной выше редакции плохо вяжется с остальными положениями Мелисса. Поэтому ряд ученых оспаривают идеалистическое истолкование учения Мелисса. В их числе крупнейший в XIX в. ученый, знаток античной философии Эдуард Целлер. В пятом издании своего пятитомного труда «Философия греков» Целлер подробно рассмотрел вопрос о Мелиссе и пришел к заключению, что вряд ли имеются основания видеть в Мелиссе идеалиста.
В целом элейская школа все же вошла в историю античной философии как течение, несомненно являвшееся реакцией против ряда результатов, достигнутых развитием ранней материалистической науки и философии греческого Востока вбив первой половине 5 в. до н. э.
Источники:
http://www.krugosvet.ru
http://ru.wikipedia.org
http://slovari.yandex.ru
http://society.polbu.ru
Мелисс из Самоса | |
5 в.до н.э. | БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРА
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ | Мелисс из СамосаМелисс Самосский (Melissos) (основная деятельность — середина V века до н. э.). Философ и флотоводец с острова Самос, последний значительный представитель Элейской философской школы. Был последователем философии Парменида, однако при этом не считал реальность бесконечной. Под его командованием самосский флот разгромил афинян в 441/440 г. до н.э. Дата его смерти неизвестна. Адкинс Л., Адкинс Р. Древняя Греция. Энциклопедический справочник. М., 2008, с. 447. Мелисс (Μέλισσος) Самосский (5 в. до н. э.), древнегреческий философ, последний представитель элейской школы. Развивая идеи Парменида, настаивал на единстве сущего (DK φρ. Β8), на его неизменности (фр. 7) и вечности (фр. 1, 2), а также на том, что показания чувств дают только видимость истины (фр. 8). В отличие от Парменида, утверждал, что сущее беспредельно (фр. 5). Распространённое представление, будто Мелисс отрицал телесность сущего, основывается на ошибочном понимании фр. 9, в котором в действительности оспаривается телесное существование отд. вещей. Познание богов Мелисс считал невозможным, а потому предлагал не высказываться о них (Диоген Лаэртий IX 24). Мелисс «полемизировал с учением Эмпедокла о четырёх началах, с атомистами, Анаксименом или его последователями, с Анаксагором. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. Фрагменты: Testimonianze e frammenti, introd., trad. e comm., a cura di G. Reale, Firenze, 1970; Маковельский А. О., Досократики, ч. 2, Казань, 1915, с. 90—109. Литература: Фляксбергер В. А., Мелисс, в кн.: Χάριτες. Проф. Е. А. Боброву…, Варшава, 1913, с. 60—78; Solmsen F., The «Eleatic one» in Melissus, Amst., 1969. Мелисс (Μέλισσος) из Самоса (5 в. до н.э.) – древнегреческий философ, завершитель и систематизатор традиций Элейской школы. Архаическая темнота стихов Парменида побудила Мелисса дать ясное прозаическое изложение элейского учения с развернутой аргументацией. Философский трактат Мелисса «О природе, или О сущем» известен в основном по конспектам Симпликия и псевдо-аристотелевскому сочинению «О Мелиссе, Ксенофане, Горгии». Из исходного постулата «нечто есть» Мелисс дедуцирует все атрибуты сущего: оно вечно (в силу закона ex nihilo nihil, фр. 1), бесконечно (фр. 2–4), одно (так как два бесконечных граничили бы между собой, фр. 6), однородно (так как неоднородность имплицирует множественность, фр. А 5), неподвержено изменениям (росту и убыли; трансформации) и аффектам (боли, печали, фр. 7), неподвижно (т.к. необходимая предпосылка движения – существование пустоты, но пустота – «ничто», фр. 7). Полученный таким образом априорный критерий реальности опровергает данные чувственного опыта: если бы феномены мира мнения-доксы были реальны, то каждый из них (например, «земля, вода, воздух, огонь, железо») должен был бы обладать атрибутами «того, что есть» (фр. 8), а это невозможно. Аргумент о бестелесности единого сущего (тело обладает «толщиной», толщина имплицирует наличие частей, части – множественность, фр. 9, ср. антиномию множества уА.В. Лебедев Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 522-523. Далее читайте:Исторические лица Греции (биографический справочник). Греция, Эллада, южная часть Балканского полуострова, одна из наиболее важных исторических стран древности. Философы, любители мудрости (биографический указатель). Фрагменты и свидетельства:DK I, 258–276; Reale G. (ed.), Melisso Samius. Testimonialize e frammemi. Firenze, 1970. Testimonianze e frammenti, introd., trad. e comm., a cura di G. Reale, Firenze, 1970; Маковельский А. О., Досократики, ч. 2, Казань, 1915, с. 90—109. Литература:Фляксбергер В. А., Мелисс, в кн.: Χάριτες. Проф. Е. А. Боброву…, Варшава, 1913, с. 60—78; Loenen J. H., Parmenides, Melissus, Gorgias, a Reinterpretation of Eleatic Philosophy. Assen, 1959; Solmsen F. The «Eleatic One» in Melissus. Amst., 1969.
|
| ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
| ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |
Философ Мелисса Жаккар получила стипендию Whiting Programs Fellowship
Новости и объявления: Пресс-релизы |
Электронное письмо другу |
« Вернуться к списку |
Программа некоммерческого спонсорства PrintPlace поддерживает Американскую философскую ассоциацию.
С Amazon Smile Amazon будет жертвовать 0,5%
ваш заказ в APA бесплатно для вас.
Мелисса Москелла | Вашингтон, округ Колумбия | Школа философии — Католический университет Америки, Вашингтон, округ Колумбия
School
Экспертиза
Мелисса Москелла — адъюнкт-профессор философии Католического университета Америки, где ее преподавание и исследования сосредоточены на естественном праве, биомедицинской этике и моральном и политическом статусе семьи. Ее книга Кому принадлежат дети? Родительские права, гражданское образование и автономия детей были опубликованы в 2016 году издательством Cambridge University Press. Доктор Москелла говорит и пишет о различных современных моральных проблемах, включая смерть мозга, этику конца жизни, родительские права, репродуктивные технологии и права совести. Ее статьи публиковались в научных журналах, а также в популярных СМИ, в том числе в Биоэтика , Журнал медицинской этики, Журнал медицины и философии, Христианская биоэтика, Теоретическая медицина и биоэтика, Американский журнал юриспруденции , The New York Times, USA Today, The Washington Post , «Нью-Йорк Дейли Ньюс», и . Публичный дискурс . Она окончила с отличием Гарвардского колледжа, получила степень лиценциата философии с отличием в Папском университете Святого Креста в Риме и получила докторскую степень. по политической философии в Принстонском университете.
Curriculum vitae
Избранные публикации
Электронная почта: [email protected]
Образование
В СМИ
Вакцина от Covid и движение в защиту жизни 07 декабря 2020 г.
Является ли домашнее обучение «опасным»? Родители, бывшие студенты отвечают профессору Гарварда 23 апреля 2020 г.