Филон александрийский: Филон Александрийский

Филон Александрийский



Филон Александрийский

20 до н.э. – 50 н.э.

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Филон Александрийский

Филон Александрийский. Иллюстрация с сайта
http://planeta.rambler.ru/users/darbi2006/33438839.html

Филон Александрийский (21 или 28 г. до н.э. — 41 или 49 г. н.э.) — античный философ иудейско-греческого направления, соединивший веру в святость Библии с преклонением перед умозрением Платона, его учением об идеях. В отличие от платоников, Филон Александрийский учил о творении мира Богом, о котором человеку известно лишь то, что он существует, но не известно, каков Он. В связи с непостижимостью божества разумом Филон Александрийский выдвинул теорию сверхумного внутреннего экстатического восхождения к нему (соч. «О жизни созерцательной»), Библейскую Священную историю Филон Александрийский понимал не буквально, но аллегорически. Пользуясь этим излюбленным методом греческих философов для толкования мифов, он обосновал необходимость иносказательной интерпретации библейских текстов и тем самым указал путь будущему средневековому аллегоризму. Учение Филона Александрийского явилось промежуточным звеном между язычеством и христианством.

Его идеи были отвергнуты на I Вселенском соборе в Никее (325 г.) как языческие, но оставались в патристике необычайно популярными.

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010, с. 397.

Далее читайте:

Афонасин E. В., Солопова M. А. Иудейско-эллинистический философ, теолог и экзегет (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010).

Глава еврейской общины в Александрии (Энциклопедия «Мир вокруг нас»

).

Врачев В. Филон Александрийский – отец христианства (Введение):

Часть. 1. О посольстве к Гаю.

Часть. 2. Философия.

Часть. 3. Этика.

Часть 4. Отец христианства.

Литература:

Смирнов Н.Т. Терапевты и сочинение Филона Иудея «О жизни созерцательной». Киев, 1909

Иваницкий Ф.В. Филон Александрийский. Жизнь и обзор литературной деятельности. Киев, 1911

Трубецкой С.Н. Учение о Логосе в его истории. – В кн.: Трубецкой С.Н. Сочинения. М., 1994

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,
Редактор Вячеслав Румянцев
При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС

ФИЛОН АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ • Большая российская энциклопедия

Авторы: А. В. Лебедев

ФИЛО́Н АЛЕКСАНДРИ́ЙСКИЙ, Фи­лон Иу­дей (греч. Φίλων ’Ιουδαῖος , лат. Philo Ju­daeus) (ок. 15 до н. э. – ок. 50 н. э.), иудей­ско-эл­ли­ни­стич. бо­го­слов и ре­лиг. фи­ло­соф. Про­ис­хо­дил из бо­га­той и влия­тель­ной евр. се­мьи (жреч. ро­да) из Алек­сан­д­рии, где его брат, Алек­сандр, был офиц. гла­вой евр. об­щи­ны. В 39 н. э. Ф. А. воз­гла­вил по­соль­ст­во алек­сан­д­рий­ских ев­ре­ев в Рим с пе­ти­ци­ей к имп. Ка­ли­гу­ле. Го­во­рил и пи­сал по-гре­че­ски и имел рим. гра­ж­дан­ст­во, Вет­хий За­вет знал толь­ко в греч. пе­ре­во­де Сеп­туа­гин­ты. Глу­бо­кое зна­ние Биб­лии со­еди­ня­лось у Ф. А. с раз­но­сто­рон­ним зна­ни­ем греч. фи­ло­со­фии, пре­ж­де все­го Пла­то­на, сред­не­го пла­то­низ­ма и стои­циз­ма, а так­же Ари­сто­те­ля и не­опи­фа­го­ре­из­ма (Кли­мент Алек­сан­д­рий­ский на­зы­ва­ет его «пи­фа­го­рей­цем»). Со­хра­нив­шее­ся об­шир­ное лит. на­сле­дие Ф. А. рас­па­да­ет­ся на три груп­пы со­чи­не­ний: эк­зе­ге­ти­че­ские; ис­то­ри­че­ские и апо­ло­ге­ти­че­ские; фи­ло­соф­ские.

Из­ло­же­нию за­ко­на по­свя­ще­ны «Жиз­не­опи­са­ние Мои­сея», пред­став­лен­но­го как царь, за­ко­но­да­тель, жрец и про­рок, «Тол­ко­ва­ние на Пя­ти­кни­жие» (10 со­чи­не­ний, в т.  ч. трак­тат «О со­тво­ре­нии ми­ра», об­на­ру­жи­ваю­щий силь­ное влия­ние пла­то­нов­ско­го «Ти­мея» и рас­смат­ри­ваю­щий со­тво­ре­ние ми­ра как кос­мо­ло­гич. ос­но­ва­ние за­ко­на), «Об Ав­раа­ме», «Об Ио­си­фе», «О де­ка­ло­ге», «О ча­ст­ных за­ко­нах». 19 трак­та­тов со­дер­жат ал­ле­го­рич. ком­мен­та­рии к биб­лей­ско­му тек­сту («Ал­ле­го­рии за­ко­нов», «О хе­ру­ви­мах», «О жерт­во­при­но­ше­ни­ях», «О по­том­ст­ве Каи­на», «О ги­ган­тах», «О не­из­ме­няе­мо­сти Бо­га», «О зем­ле­де­лии», «О пьян­ст­ве», «О трез­во­сти», «О сме­ше­нии язы­ков», «О пе­ре­се­ле­нии Ав­раа­ма», «Кто на­след­ник бо­же­ст­вен­но­го» и др.). Ис­поль­зуя сто­ич. ме­тод ал­ле­го­рич. тол­ко­ва­ния Го­ме­ра, Ф. А. на­хо­дит в Вет­хом За­ве­те пи­фа­го­рей­ско-пла­то­нич. уче­ние о стрем­ле­нии ду­ши к бо­же­ст­вен­но­му со­вер­шен­ст­ву, о жиз­ни как пу­ти к Бо­гу, за­вер­шаю­щем­ся обо́­же­ни­ем (тео­зис). «Во­про­сы и от­ве­ты на кни­гу Бы­тия» и на «Ис­ход» со­хра­ни­лись толь­ко в лат. пе­ре­во­де 4 в. и арм. пе­ре­во­де 6 в.; за­им­ст­во­ван­ная из греч. тра­ди­ции ком­мен­та­ри­ев к Го­ме­ру во­про­со-от­вет­ная фор­ма «про­блем», или «во­про­сов», при­ме­не­на здесь к биб­лей­ско­му тек­сту.

Трак­та­ты «Про­тив Флак­ка» и «По­соль­ст­во к Гаю» опи­сы­ва­ют со­бы­тия 38–40 в Алек­сан­д­рии и Ри­ме. «Апо­ло­гия ев­ре­ев» – ис­то­рия про­ис­хо­ж­де­ния, обы­ча­ев и за­ко­нов евр. на­ро­да.

Фи­лос. со­чи­не­ния Ф. А. поч­ти не со­дер­жат ссы­лок на Биб­лию и иу­да­изм и ле­жат в рус­ле по­стэл­ли­ни­стич. греч. фи­ло­со­фии; они ка­са­ют­ся ме­та­фи­зи­ки («О веч­но­сти ми­ра», «О про­ви­де­нии»), эти­ки («О том, что вся­кий до­б­рый че­ло­век сво­бо­ден»), пси­хо­ло­гии («Алек­сандр или о том, что и ди­кие жи­вот­ные на­де­ле­ны ра­зу­мом»). В рус­ле ти­пич­но­го для всей по­стэл­ли­ни­стич. фи­ло­со­фии (на­чи­ная с 1 в. до н. э.) стрем­ле­ния к син­те­зу клас­сич. фи­лос. тра­ди­ций Ф. А. по­ни­ма­ет Бо­га че­рез приз­му пла­то­нич. уче­ния о бы­тии, про­кла­ды­вая путь апо­фа­тич. бо­го­сло­вию: сущ­ность Бо­га не­по­зна­вае­ма, че­ло­век мо­жет знать толь­ко то, что Бог есть, но не чтó он есть. На ран­не­хриcтианскую мысль ока­за­ли влия­ние две фун­дам. идеи фи­лос. тео­ло­гии Ф. А. – идея ло­го­са, за­им­ст­во­ван­ная у стои­ков, и идея бла­го­да­ти. Ло­гос, или Сло­во Бо­жие, вы­сту­па­ет у Ф. А. как ас­пект Бо­га и вме­сте с тем как не­что са­мо­су­щее, как по­сред­ник ме­ж­ду не­твар­ным гор­ним ми­ром и ми­ром че­ло­ве­че­ским.

Как позд­ней­ший иу­да­изм, так и позд­не­ан­тич­ные фи­ло­со­фы пол­но­стью иг­но­ри­ро­ва­ли на­сле­дие Ф. А.: син­тез иу­да­из­ма и эл­ли­низ­ма был не­при­ем­лем для них. Со­чи­не­ния Ф. А. име­ли ус­пех в сре­де ран­них хри­сти­ан­ских пи­са­те­лей, осо­бен­но у Кли­мен­та Алек­сан­д­рий­ско­го, его ци­ти­ру­ют так­же Ори­ген, Гри­го­рий Нис­ский, Ам­вро­сий Ме­дио­лан­ский, Ие­ро­ним Бла­жен­ный, Ав­гу­стин, за­им­ст­вуя у не­го приё­мы ал­ле­го­рич. тол­ко­ва­ния Биб­лии. Бла­го­да­ря от­цам Церк­ви со­чи­не­ния Ф.  А. со­хра­ни­лись до на­ших дней.

Филон Иудейский | Еврейский философ

Филон Иудей

См. все СМИ

Дата рождения:
15 г. до н.э. и 10 г. до н.э. Александрия Египет
Умер между:
45 и 50 Александрия Египет
Предметы изучения:
Великая Цепь Бытия платонизм Терапевты логотипы богословие

Просмотреть весь связанный контент →

Филон Иудейский , также известный как Филон Александрийский , (родился 15–10 г. иудаизм. Его труды дают наиболее четкое представление об этом развитии иудаизма в диаспоре. Будучи первым, кто попытался синтезировать богооткровенную веру и философский разум, он занимает уникальное место в истории философии. Христиане также считают его предшественником христианского богословия.

Жизнь и предыстория

Мало что известно о жизни Филона. Иосиф Флавий, историк евреев, также живший в I веке, говорит, что род Филона превзошел все остальные по знатности своего происхождения. Его отец, по-видимому, играл заметную роль в Палестине до переезда в Александрию. Брат Филона, Александр Лисимах, который был генеральным налоговым администратором и отвечал за таможню в Александрии, был самым богатым человеком в городе и действительно, должно быть, был одним из самых богатых людей в эллинистическом мире, потому что Иосиф Флавий говорит, что он дал огромную ссуду жена еврейского царя Агриппы I и что он пожертвовал золото и серебро, которыми были покрыты девять огромных ворот Иерусалимского храма. Александр также был чрезвычайно влиятельным в римских имперских кругах, будучи старым другом императора Клавдия и выступая опекуном матери императора.

Филон родился между 15 и 10 г. до н. э. Община Александрии, если судить по языку еврейских папирусов и надписей, на протяжении почти трех столетий говорила почти исключительно на греческом языке и действительно считала Септуагинту (перевод еврейской Библии на греческий язык, сделанный в III веке до н. вдохновленный. В течение полутора столетий до рождения Филона Александрия была домом для ряда еврейских писателей, произведения которых сейчас существуют лишь во фрагментах. Эти люди часто находились под влиянием греческой культуры, в которой они жили, и писали апологии иудаизма.

Александрийские евреи стремились записать своих детей среднего школьного возраста в греческие гимназии, учреждения с религиозными объединениями, посвященные гуманитарным и атлетическим наукам; в них евреев, безусловно, призывали к компромиссам со своими традициями. Можно предположить, что Филон был продуктом такого образования: он упоминает широкий круг греческих писателей, особенно эпических и драматических поэтов; он был близко знаком с приемами греческих риторических школ; и хвалит гимназию. Образование Филона, подобно тому, которое он приписывает Моисею, скорее всего, состояло из арифметики, геометрии, астрономии, гармоники, философии, грамматики, риторики и логики.

Викторина «Британника»

Философия 101

Подобно образованным грекам своего времени, Филон часто посещал театр, хотя он имел явно религиозный подтекст, и отмечал разное воздействие одной и той же музыки на разных зрителей и энтузиазм публики по поводу трагедии Еврипида. Он был пристальным наблюдателем боксерских поединков, а также посещал гонки на колесницах. Он также упоминает о том, как часто он посещал дорогие ужины с их роскошными развлечениями.

Филон ничего не говорит о своем еврейском образовании. Единственное упоминание о еврейском образовании в его работе показывает, насколько оно должно было быть относительно слабым, потому что он говорит только о еврейских школах, которые собирались в субботу для чтения лекций по этике. Однако то, что он был далек от палестинских эллинизаторов и считал себя соблюдающим евреем, ясно из его заявления о том, что нельзя пренебрегать соблюдением каких-либо еврейских обычаев, предписанных Богом. Филон критически относится как к тем, кто воспринимал Библию слишком буквально и, таким образом, сталкивался с богословскими трудностями, особенно с антропоморфизмами (т. , предвосхищая антиномизм Павла, что, поскольку церемониальные законы были только притчей, им больше не нужно было подчиняться. Филон ничего не говорит о своей религиозной практике, за исключением того, что он совершил праздничное паломничество в Иерусалим, хотя он нигде не указывает, совершил ли он более одного такого визита.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

В глазах палестинских раввинов александрийские евреи были особенно известны своим умением загадывать загадки и своими острыми ответами. Как крупнейшее хранилище еврейского закона, помимо Талмуда до Средневековья, работа Филона имеет особое значение для тех, кто хочет разглядеть отношения Палестины и диаспоры в сфере права ( галаха 9).0052 ) и соблюдение ритуалов. Изложение закона Филоном может представлять собой либо академическую дискуссию, дающую идеальное описание еврейского закона, либо реальную практику еврейских судов в Египте. В целом Филон согласен с преобладающей палестинской точкой зрения; тем не менее он отличается от него многими деталями и часто зависит от греческого и римского права.

На то, что Филон пережил своего рода кризис идентичности, указывает отрывок из его Об особых законах 9.0052 . В этой работе он описывает свое стремление убежать от мирских забот к созерцательной жизни, свою радость от того, что ему это удалось (возможно, с египетской еврейской аскетической сектой терапевтов, описанной в его трактате «О созерцательной жизни» ), и его новая боль от того, что его снова заставили участвовать в гражданских беспорядках. Филон, по-видимому, был недоволен своей жизнью в шумном мегаполисе Александрии: он хвалит ессеев — еврейскую секту, жившую в монашеских общинах в районе Мертвого моря, — за то, что они избегали больших городов из-за беззаконий, укоренившихся среди горожан. , за сельскохозяйственную жизнь и за презрение к богатству.

Единственное идентифицируемое событие в жизни Филона произошло в 39 или 40 году, когда после еврейского погрома в Александрии он возглавил посольство к императору Калигуле с просьбой восстановить еврейские права, предоставленные Птолемеями (правителями Египта). и подтвержден императором Августом. Филон был готов ответить на обвинение в неверности, выдвинутое против евреев печально известным антисемитом Апионом, греческим грамматиком, когда император прервал его. После этого Филон сказал своим коллегам-делегатам, чтобы они не отчаивались, потому что Бог накажет Калигулу, который вскоре после этого действительно был убит.

Работы

Подлинные произведения Филона можно разделить на три группы:

1. Библейские эссе и проповеди, основанные на определенных стихах или темах Пятикнижия (первых пяти книг Библии), особенно Бытия. Наиболее важными из 25 дошедших до нас трактатов этой группы являются Аллегории законов , комментарий к Книге Бытия, и Об особых законах , изложение законов Пятикнижия.

2. Общефилософские и религиозные очерки. К ним относятся Что каждый хороший человек свободен , доказывая стоический парадокс, что только мудрец свободен; О Вечности Мира , может быть, и не подлинный, доказывающий, особенно в противовес стоикам, что мир нетварен и нерушим; О провидении , сохранившийся на армянском языке диалог между Филоном, который утверждает, что Бог проявляет провиденциальность в своей заботе о мире, и Александром, предположительно племянником Филона Тиберием Юлием Александром, который вызывает сомнения; и На Александра , сохранившийся на армянском языке, о неразумных душах животных.

3. Очерки на современные темы. К ним относятся О созерцательной жизни , восхваление секты Терапевтов; фрагментарный Hypothetica («Предположения»), на самом деле защита евреев от антисемитских обвинений, с которым трактат Иосифа Флавия Против Апиона имеет много общего; Против Флакка , о преступлениях Авла Авиллия Флакка, римского правителя Египта, против александрийских евреев и о его наказании; и О посольстве к Гаю , нападение на императора Калигулу (т. е. Гая) за его враждебное отношение к александрийским евреям и отчет о неудачном посольстве к императору во главе с Филоном.

Ряд произведений, приписываемых Филону, почти наверняка являются подделками. Наиболее важным из них является «Библейские древности », творческая реконструкция еврейской истории от Адама до смерти Саула, первого царя Израиля.

Произведения Филона бессвязны, лишены чувства формы; повторяющийся; искусственно риторический; и практически лишен чувства юмора. Его стиль, как правило, сложный, намекающий, сильно окрашенный мистикой и часто неясный; это может быть результатом преднамеренной попытки с его стороны обескуражить всех, кроме немногих посвященных.

Филон Александрийский

Обсудите этот текст или задайте вопрос на официальном форуме Early Writings. Любой может опубликовать.

Интернет-текст для Филона Александрийского

Предисловие Йонге

О сотворении мира О переселении Авраама О достоинствах
Аллегорическая интерпретация, я Кто является Наследником Божественного Вещи? О поощрениях и наказаниях
Аллегорическая интерпретация, II При спаривании Каждый хороший человек свободен
Аллегорическая интерпретация, III О полете и поиске О созерцательной жизни
На херувимах О смене имен О вечности мира
День рождения Авеля В мечтах Флаккус
Чем хуже, тем лучше Об Аврааме Hypothetica: извинения за евреи
О потомстве Каина и Его изгнание Об Иосифе На Провиденсе: Фрагмент I
На гигантах О жизни Моисея, I На Провиденсе: Фрагмент II
О неизменности Бог О жизни Моисея, II О посольстве к Гаю
О животноводстве Декалог Вопросы и ответы по Бытие, I
О работе Ноя как сеялка Особые законы, I Вопросы и ответы по Бытие, II
О пьянстве Особые законы, II Вопросы и ответы по Бытие, III
О трезвости Особые законы, III Приложение 1: Относительно Мир
О смешении языков Особые законы, IV Приложение 2: Фрагменты

Интернет-ресурсы для Филона Александрийского

  • Страницы ресурсов для Филон Александрийский
  • еврей Энциклопедия: Филон Иудей
  • Католическая энциклопедия: Филон Иудей
  • Интернет-энциклопедия философии: Филон Александрийский

Автономные ресурсы для Филона Александрийского

  • Леб Классическая библиотека: Филон, том первый
  • Леб Классическая библиотека: Филон, том второй
  • Сообщение Филона Иудея Александрийского
  • Филон в раннехристианской литературе

Информация о Филоне Александрийском

Джеймс К. ВандерКам пишет: «Хотя многие сочинения Филона сохранились, мало что известно о его жизни. Мы даже не знаем, когда он родился и когда Он умер. Несколько фактов о его жизни происходят из случайных намеков в его собственном книги и небольшое количество внешних ссылок (например, Иосиф Флавий упоминает его). Его брат Александр занимал должность алабарха, по-видимому, высокую должность. который включал надзор за сбором доходов, и был настолько богат, что Царь Агриппа I часто занимал у него деньги. Очевидное значение состоит в том, что Филон принадлежал к очень видной семье в большой еврейской общине в Александрии. Племянник Филона Тиберий Юлий Александр, сын Александра, отказался от своего предка. религии, стал римским прокуратором в Иудее в 46-48 гг. н.э. и сыграл важную роль римлян в подавлении еврейского восстания 66-70 гг. н. э. указание на статус, которым пользовались люди в семье Филона. Иосиф Флавий считал он выдающийся во всех отношениях и искусный в философии» (9). 0257 Введение к раннему иудаизму , с. 138)

Эмиль Шюрер пишет: «Филон нигде не дал систематического утверждения его системы. В лучшем случае он разработал отдельные пункты, такие как доктрина сотворения мира с некоторой степенью связи. Как правило, он дает идеи он разрабатывал, во взаимосвязи с текстом Ветхого Завета. Это согласуется с формальным принципом всей его теологии, а именно. признание абсолютной власти Моисеева закона. Тора Моисея является для него, как и для всякого еврея, высшим, более того, единственным и абсолютно решающим авторитет: совершенное откровение Божественной мудрости. Каждое слово, написанное на святом Писание Моисея — это божественное заявление. Поэтому ни одно слово в нем не лишено определенного значение. Писания также других пророков в сочетании с теми Моисея содержат Божественные откровения. Ибо все пророки суть толкователи Бога, кто использует их как инструменты для раскрытия Божественной воли. С этим формальным принципом абсолютного авторитета Священного Писания и особенно Моисеева закона, связано дальнейшее предположение, что всякая истинная мудрость фактически содержалось именно в этом источнике всех знаний. Другими словами, Филон формально выводит из Ветхого Завета все те философские учения, который он фактически заимствовал у греческих философов. Не на латыни, Пифагора и Зенона, но прежде всего в трудах Моисея, можно найти глубочайшее и совершеннейшее наставление о божественном и человеческом. В них уже заключалось все то доброе и истинное, что греческие философы впоследствии преподавал. Таким образом, Моисей — истинный учитель человечества, и именно от его, как Филон, как и Аристобул, предполагает, что греческие философы черпали свою мудрость» (9).0257 Литература еврейского народа того времени Иисуса , стр. 366-367)

Мартин Макнамара пишет: «Хотя он и трактует буквальное значение текстов в его «Вопросах и ответах», главный интерес Филона аллегорическое толкование священных писаний. Названия его работ показывают, что его мысль была сосредоточена вокруг священного текста или вытекала из него. Однако он может изучаться и как философ, и как экзегет. Центральное место в его учении о Божьем отношение к миру — это его учение о Логос . Сам термин неоднократно встречается в его произведениях, но никогда не определяется. В кто наследник вещей Божественный? , глава 42 (§ 206) Логос говорит о себе: «Я стою между Господом и вами; Я не сотворен, как Бог, и не сотворен, как ты, но на полпути между двумя крайностями, заложником с обеих сторон». это вопрос споров о том, считал ли Филон Логос реальностью, отдельным тождество, имеющее реальное существование или являющееся не более чем абстракцией» (9).0257 Межзаветный Литература , стр. 232-233)

Раймонд Ф. Сурбург пишет: «Филон представляет собой странное слияние. По своей природе и по воспитанию он был евреем; по проживанию в Александрии мистик; выше образование греческий гуманист; по контактному и социальному положению союзник римского аристократия. Своими произведениями Филон пытался достичь двоякой цели: 1) Он пытался оправдать иудейскую религию перед культурными людьми греко-римской империи. общество. Ввиду упадка языческого общества и религии он прекрасная возможность изобразить еврейскую веру как исполнение «желания всех наций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *