Филарет Денисенко (украинский религиозный деятель)
Родился 23 января 1929 г. в селе Благодатном Амвросиевского района Донецкой области Украинской ССР (ныне — территория провозглашенной Донецкой народной республики) в семье шахтера.
В 1948 г. окончил Одесскую духовную семинарию, в 1952 г. — Московскую духовную академию (МДА) со степенью кандидата богословия.
В 1979 г. получил диплом доктора богословия honoris causa в Будапештской реформатской богословской академии (Венгрия), в 1980 г. — аналогичный диплом в Прешовском богословском университете (Чехословакия, ныне — Словакия).
В 1950 г., во время учебы на 2-м курсе МДА, был пострижен в монашество с наречением имени Филарет. В том же году рукоположен в иеродиакона, в 1952 г. — в иеромонаха.
С 1952 г. преподавал в Московской духовной семинарии, одновременно был благочинным Троице-Сергиевой лавры (г. Загорск, ныне – г. Сергиев Посад, Московская обл.).
В 1954-1956 гг. — доцент, старший помощник инспектора МДА.
В 1956 г. назначен инспектором Саратовской духовной семинарии, возведен в сан игумена.
С 1957 по 1960 г. – инспектор Киевской духовной семинарии. В 1958 г. возведен в сан архимандрита.
В 1960-1961 гг. — управляющий делами Украинского экзархата (церковной области) Русской православной церкви (РПЦ).
С мая 1961 г. по январь 1962 г. — настоятель подворья РПЦ в г. Александрии (Объединенная Арабская Республика, ныне — Египет).
В феврале 1962 г. возведен в сан епископа, в феврале – июне 1962 г. – епископ Лужский, викарий Ленинградской епархии и управляющий Рижской епархией.
С июня по октябрь 1962 г. временно управлял Среднеевропейским экзархатом РПЦ (церковная область, существовавшая в 1960-1990 гг. и объединявшая епархии и приходы на территории ФРГ, ГДР и Австрии).
В 1962-1964 гг. — епископ Венский и Австрийский.
С декабря 1964 г. по май 1966 г. — епископ Дмитровский, викарий Московской епархии и ректор Московской духовной академии и семинарии.
В 1966-1990 гг. — экзарх Украины, постоянный член Священного синода. С 1966 г. – архиепископ, с 1968 г. — митрополит Киевский и Галицкий. Неоднократно выступал с резкими обличениями сторонников создания автокефальной украинской церкви, украинского национализма.
После смерти 3 мая 1990 г. патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова) митрополит Филарет был избран местоблюстителем патриаршего престола.
6 июня 1990 г. Архиерейский собор РПЦ выдвинул его в качестве одного из трех кандидатов на патриаршество. Двумя другими претендентами стали митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Ридигер) и митрополит Ростовский и Новочеркасский, управляющий делами Московского патриархата Владимир (Сабодан).
7 июня 1990 г. на Поместном соборе РПЦ новым патриархом Московским и всея Руси был избран митрополит Алексий (в 1990-2009 гг. — патриарх Алексий II). За него было подано 139 голосов, за митрополита Владимира — 107. Филарет (Денисенко) получил 66 голосов.
27 октября 1990 г. Архиерейский собор РПЦ учредил самоуправляющуюся Украинскую православную церковь с правами широкой автономии в составе Московского патриархата. В октябре 1990 г. — мае 1992 гг. ее возглавлял митрополит Киевский и всея Украины Филарет (Денисенко).
3 июня 1991 г. епископ Переяславский Ионафан (Елецких), узнав о нарушении Филаретом монашеских обетов (наличии у него гражданской сожительницы и детей), подал соответствующий рапорт в Московскую патриархию. В сентябре 1991 г., под давлением митрополита Филарета, Синод УПЦ лишил епископа Ионафана сана (в 1992 г., после смещения Филарета, это решение было отменено).
В 1991 г. ряд СМИ опубликовал информацию о связях Денисенко с Комитетом государственной безопасности (КГБ) СССР. В 2010-х гг. в интервью он подтвердил факт своего сотрудничества с КГБ, при этом заявив, что «против совести никогда не шел».
После провозглашения независимости Украины в августе 1991 г. митрополит Филарет стал активно выступать с требованием предоставления украинской церкви автокефалии (т. е. полной независимости). Поддержку ему оказывал председатель Верховного совета Украинской ССР (с декабря 1991 г. – президент Украины) Леонид Кравчук.
В начале ноября 1991 г. собор УПЦ в Киеве направил обращение к Московской патриархии с просьбой о предоставлении украинской церкви автокефалии. Однако позднее большинство украинских епископов отозвали свои подписи под документом, объяснив свое голосование угрозами и давлением со стороны митрополита Филарета. Наиболее активные противники автокефалии, в частности епископ Черновицкий и Буковинский Онуфрий (Березовский; ныне – глава УПЦ), были смещены Филаретом со своих кафедр.
В апреле 1992 г. Архиерейский собор Русской православной церкви предложил Филарету покинуть пост предстоятеля УПЦ. Тот «перед крестом и Евангелием» дал обещание сложить свои полномочия и провести выборы нового главы украинской церкви. Однако 7 апреля 1992 г., вернувшись в Киев, Филарет объявил о своем отказе подчиняться Московскому патриархату, а затем заявил, что его клятвы были вынужденными и поэтому недействительны.
27 мая 1992 г. в Харькове собрался собор УПЦ, который сместил митрополита Филарета с поста главы церкви, лишил его Киевской кафедры и отчислил за штат с запретом священнослужения «впредь до решения Архиерейского собора Матери-Церкви». 11 июня 1992 г. Архиерейский собор РПЦ постановил «извергнуть митрополита Филарета (Денисенко) из сущего сана, лишив его всех степеней священства и всех прав, связанных с пребыванием в клире <…> за жестокое и высокомерное отношение к подведомственному духовенству, диктат и шантаж, внесение своим поведением и личной жизнью соблазна в среду верующих, клятвопреступление, учинение раскола в Церкви» и др. Сам Филарет этого решения не признал. Поддержку ему оказали украинские власти, киевская милиция совместно с членами украинской националистической организации УНА-УНСО (запрещена в РФ) не допустила в митрополичью резиденцию делегацию УПЦ, которая пришла принять дела у низложенного митрополита. При поддержке украинских националистов Денисенко сохранил контроль над кафедральным Владимирским собором в Киеве. Президент Леонид Кравчук и президиум Верховной рады Украины объявили решения харьковского собора УПЦ незаконными.
В июне 1992 г. для легитимации собственного статуса Михаил Денисенко провел т. н. Всеукраинский православный собор, на котором было объявлено об объединении его сторонников с неканонической Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) в «Украинскую православную церковь Киевского патриархата» (УПЦ КП). Денисенко стал заместителем главы новой организации, которым был объявлен находящийся в США племянник Симона Петлюры «патриарх» УАПЦ Мстислав Скрипник. Однако настоящего объединения де-факто не произошло: в конце 1992 г. «патриарх» Мстислав изменил свое отношение к УПЦ КП и отказался признать объединение юрисдикций. Однако эти акты пребывавшего в США «патриарха Киевского» не были обнародованы на Украине. В июне 1993 г., после смерти Скрипника, большинство представителей УАПЦ покинули «Киевский патриархат».
В 1992 г. в ходе поездки в Стамбул (Турция) Михаил Денисенко безрезультатно пытался договориться о признании церкви Константинопольским патриархатом. Однако в июле 1993 г. Константинопольский патриарх Варфоломей I (Архондонис) официально заявил, что признает только канонического митрополита Киевского – главу УПЦ Владимира (Сабодана).
С октября 1992 г. по октябрь 1995 г. Михаил Денисенко являлся «заместителем патриарха Киевского и всея Руси-Украины» Владимира Романюка. В 1995 г. Романюк пытался инициировать комплексную проверку финансово-хозяйственной деятельности Денисенко. С этой целью «Киевский патриарх» обратился за содействием в Управление внутренних дел Киева. В апреле 1995 г. Романюк попросил правоохранительные органы выделить ему охрану, заявив, что получает угрозы от Денисенко и его окружения. 14 июля 1995 г. Владимир Романюк скоропостижно скончался.
18 июля 1995 г. по инициативе Михаила Денисенко сторонники «Киевского патриархата» при поддержке членов военизированной организации украинских националистов УНА-УНСО попытались, игнорируя запрет властей, захоронить тело «Киевского патриарха» в Софийском соборе. В результате столкновений с милицией на Софийской площади Киева пострадали несколько десятков человек.
С 20 октября 1995 г. по 15 декабря 2018 г. Михаил Денисенко являлся «патриархом Киевским и всея Руси-Украины». На протяжении 1990-2010-х гг. представители «Киевского патриархата» неоднократно силой захватывали храмы Украинской православной церкви. В 2014-2016 гг. ими было занято 40 церквей. В 2017-2018 гг. около 30 храмов УПЦ подверглись нападениям. Один из последних случаев произошел 28 сентября 2018 г., когда украинские националисты из организации «Правый сектор» (запрещена в РФ), захватили Свято-Троицкий храм в поселке Богородчаны Ивано-Франковской области Украины.
21 февраля 1997 г. на Архиерейском соборе Русской православной церкви Михаил Денисенко (бывший митрополит Филарет) был отлучен от церкви и предан анафеме, поскольку «не внял обращенному к нему от лица Матери-Церкви призыву к покаянию и продолжал… раскольническую деятельность».
В июне 2014 г. Денисенко, комментируя действия вооруженных сил Украины на Донбассе, заявил, что нужно закрыть границу и «ликвидировать всех террористов». В ноябре 2016 г. он сказал, что население Донбасса «должно искупить страданиями и кровью» свой грех перед Украиной.
16 ноября 2017 г. Денисенко обратился с письмом к патриарху Московскому и всея Руси Кириллу (Гундяеву) и епископату РПЦ. В нем предлагалось «положить конец существующему противостоянию» и отменить «яко не бывшие» все «прещения и отлучения». 1 декабря 2017 г. на пресс-конференции в Киеве Михаил Денисенко сообщил, что целью его переговоров с РПЦ является автокефалия украинской церкви. При этом, по его словам, он продолжает вести переговоры об автокефалии с Константинопольским патриархатом. Кроме того, Денисенко заявил о необходимости принятия поправок в уже действующий закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях», целью которых является ограничение в правах УПЦ.
2 августа 2018 г. глава самопровозглашенного «Киевского патриархата» в интервью телеканалу «Прямой» заявил, что после признания автокефальной украинской православной церкви ей будут переданы Киево-Печерская и Почаевская лавры (ныне в них находятся монастыри УПЦ).
11 октября 2018 г. Константинопольский патриархат объявил о решении снять анафему с Михаила Денисенко. Украинская православная церковь, а также РПЦ расценили такое решение как нарушение канонов, так как анафему может снять только та церковь, которая ее наложила.
15 декабря в Киеве состоялся «собор» «Киевского патриархата» и «Украинской автокефальной православной церкви», при участии президента Украины Петра Порошенко и представителей Константинопольского патриархата. По итогам мероприятия было объявлено о создании новой церковной структуры — «Православной церкви Украины» (ПЦУ). Она получила статус автокефальной «церкви» в составе Константинопольского патриархата. Филарет Денисенко был включен в состав «синода» ПЦУ, был объявлен «пожизненным почетным патриархом» этой организации.
Герой Украины (2019; «за выдающуюся историческую роль в становлении независимой Православной церкви Украины, деятельность, направленную на возрождение духовности украинского народа, подъема авторитета православия, утверждение идеалов милосердия и межконфессионального согласия»). Награжден орденами Дружбы народов (1979, СССР), Трудового Красного Знамени (1988, СССР), Свободы (2009, Украина), а также Крестом Ивана Мазепы (2010, Украина) — «за выдающийся личный вклад в духовное обогащение украинского народа, многолетнюю плодотворную церковную деятельность». Является полным кавалером украинского ордена князя Ярослава Мудрого: I степень (2008), II (2006), III (2004), IV (2002). Отмечен Почетной грамотой кабинета министров Украины (2010).
Почётный гражданин Киева (2008).
По данным СМИ, Денисенко состоял в гражданском браке с Евгенией Петровной Родионовой (скончалась в 1998 г.), в котором родились трое детей — Вера, Любовь и Андрей.
святитель Филарет Московский (Дроздов)
Дни памяти: 5(18) октября (Московских святителей), 19 ноября (2 декабря)
Детские и молодые годы
Святитель Филарет (мирское имя — Василий Михайлович Дроздов) родился в Московской губернии, в городе Коломне, в семье диакона, 26 декабря 1782 года. Как по отцу, так и по матери он принадлежал к линии потомственного духовенства.
В детстве Василий получил прекрасное нравственное воспитание, должное первоначальное образование. Отмечают, что уже в этом возрасте в нём проявились стремления к знаниям.
По достижении надлежащего возраста, он был зачислен в Коломенскую семинарию. Учился с охотой, слыл в числе лучших студентов. Затем он продолжил образование в Троице-Сергиевой Лавре.
Праздных компаний он не любил и выделялся среди однокурсников привычкой уединяться: в основном для молитвы, или для чтения назидательных книг. Кроме того он любил играть на гуслях и в шахматы.
По окончании образовательного курса Василий Михайлович принял предложение руководства и остался работать преподавателем поэзии.
В своё время он попал в поле зрения великого русского пастыря, митрополита Платона (Левшина), подвизавшегося в Вифанском скиту, неподалеку от Лавры. Владыка заметил его дарования и прозрел в нём Божьего служителя.
Однажды жители Коломны обратились к митрополиту Платону с житейской, казалось бы, просьбой определить к ним Василия Михайловича священником. Но просьба была отклонена: владыка Платон предполагал для него другое будущее.
Монашеская жизнь
16 ноября 1808 года Василий отрешился от мирской жизни и постригся во ангельский образ, получив новое имя — Филарет, в честь и память святого угодника Божия, Филарета Милостивого.
Через несколько дней митрополит возвёл новопостриженного в сан иеродиакона.
Поначалу отец Филарет предполагал соединить свою дальнейшую жизнь с Троице-Сергиевой Лаврой. Но в связи с реорганизацией деятельности духовных школ его вызвали в Петербург.
В 1809 году он получил назначение на должность наставника философии в Петербургскую академию. Кроме того он преподавал церковную историю.
Удостоившись звания иеромонаха, отец Филарет стал проповедовать как пастырь. Его проповеди отличались особенной глубиной и вместе — доступностью. Вскоре о нём говорили даже на дальних окраинах Петербурга, и даже в самых высоких светских кругах.
В 1812 году отца Филарета назначили профессором богословия. Тогда же он занял место ректора академии. Ректорскую деятельность он совмещал с проповеднической, преподавательской и писательской.
Вскоре Промыслом Божьим отец Филарет был поставлен на должность настоятеля Юрьевой Новгородской обители.
Во время Отечественной войны 1812 года, он, в меру сил, помогал Родине молитвами и пожертвованиями на военные нужды. После победы над полчищами Наполеона будущий святитель Московский, по поручению церковного начальства, составил текст особого молебствия о спасении Отечества.
В послевоенный период он принял участие в переводе Священного Писания на русский язык: занимался подбором переводчиков, а часть текстов перевел самостоятельно.
Святительское служение
В августе 1817 года архимандрит Филарет был рукоположен во епископа Ревельского. С этого времени он исполнял обязанности викария Петербургской епархии.
В марте 1819 года святитель Филарет был посвящен в архиепископа, получил назначение на самостоятельную кафедру в Тверь. Возглавляя Тверскую епархию, он совершал поездки по вверенной ему территории, лично участвовал в богослужениях, много проповедовал, общался с духовенством и мирянами, вникая в их нужды, чем мог помогал.
В 1820 году его перевели в Ярославль, а на следующий год — на Московскую кафедру.
В 1823 году был издан его Катехизис. Благодаря чёткости содержащихся в нём формулировок, ясному и доходчивому изложению материала Катехизис сразу же превратился в бестселлер. Вскоре после выхода его в широкую печать, понадобилась его переиздание. После этого он переиздавался снова и снова. По сей день этот труд пользуется уважением и популярностью среди верующих.
В 1826 году святитель был возведен в достоинство митрополита. Несмотря на столь высокое духовное звание в быту его окружала достаточно скромная обстановка.
Митрополит Филарет мужественно отстаивал интересы Церкви. По роду своей деятельности и прямолинейности характера ему приходилось вступать в споры с разными власть имущими людьми, вызывать раздражение и интриги со стороны тайных и явных противников.
Много внимания он уделял вопросам о преодолении расколов, возвращению в Церковь заблудших людей, в частности униатов и старообрядцев.
Когда в 1830 году Москву потрясла вспышка холеры, митрополит Филарет организовывал молебны и крестные ходы. Его борьба за здоровье паствы сказывалась и в противодействии повальному пьянству.
Согласно свидетельствам современников, Бог, по молитвам святителя, исцелил множество людей: одна девочка излечилась от болезни ног; другая девица, крестьянка, избавилась от немоты; третья, дочь купца, оправилась от ревматизма.
Московские жители питали к владыке чувство высокой любви. Толпы народа регулярно поджидали его в местах возможного появления, ища напутствий и пастырских благословений. Вплоть до глубокой старости святитель старался лично участвовать в храмовом богослужении. Обыкновенно, по завершении служб, он благословлял каждого.
Святителю Филарету Московскому была подана на подпись бумага о запрещении священнослужения одному священнику, злоупотреблявшему вином. Почему-то замедлил подписать эту бумагу святитель Филарет. Ночью видит он сон, что обступили его какие-то странные, оборванные и несчастные люди и просят его за провинившегося священника, называя его своим благодетелем. Три раза в ночь повторялся этот сон. На утро святитель позвал виновного и стал расспрашивать о его жизни, и спросил, за кого он молится. «Ничего достойного нет во мне, владыка, — смиренно отвечал иерей. — Единственно, что на сердце у меня лежит — это молитва за всех нечаянно погибших, утонувших, без погребения умерших и безродных. Когда я служу, я стараюсь усердно молиться о таких лицах, мне известных». «Ну, благодари их», — сказал провинившемуся святитель Филарет и, разорвав бумагу о запрещении служения провинившемуся иерею, отпустил его лишь с увещанием оставить свою слабость.
Одной из важнейших задач он считал просвещение верующих. По его пастырскому благословению и при его непосредственном участии преподаватели Московской академии начали перевод сочинений отцов Церкви на русский язык. В то же время он остерегался просвещения по Западному образцу, видя в этом большую опасность и предрекая возможные катастрофы.
Незадолго до смерти, в 1867 году, святитель узрел в сонном видении отца. Тогда его любимый родитель сказал ему, чтобы он берёг 19-е число. Как именно следовало понимать эти слова, явившейся не раскрыл. Но святитель отнесся к ним с должной мерой серьёзности и решил в этот день каждого месяца обязательно причащаться Святых Даров.
В последние дни своей жизни он предупреждал желавших его навестить, чтобы приходили до 19-го ноября. В этот день, в 1867 году, митрополит Филарет мирно скончался и отошёл к Богу.
Проводить архиерея собралась почти вся Москва. Тело митрополита схоронили в Троице-Сергиевой обители, в храме Святого Духа.
Литературное наследие
Круг вопросов, рассмотренных митрополитом в его произведениях, достаточно широк. Он писал и научные трактаты, и пособия, предназначенные для простого читателя. Среди прочих творений уместно отметить: Пространный Православный Катeхизис Православной Кафолической Восточной Церкви, Слова и речи, Христианское учение о Царской Власти и об обязанностях верноподданных, Учение о семейной жизни, Толкование на Книгу Бытия, Молитвы, Начатки христианского учения или краткая Священная История, Мысли и изречения, Беседа к глаголемому старообрядцу о Стоглавном соборе и о истинном согласии с Православной Церковью, Значение церковной молитвы о соединении церквей, Государственное учение святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского, Избранные места из священной истории Ветхого и Нового завета с назидательными размышлениями, О стологадании, О догматическом достоинстве и охранительном употреблении греческаго седмидесяти толковников и славенскаго переводов Священнаго Писания и др.
Тропарь святителю Филарету, митрополиту Московскому и Коломенскому, глас 4
Духа Святаго благодать стяжав, / богомудре святителю Филарете, / истину и правду разумом просвещенным / людем проповедал еси, / мир и милость сердцем умиленным / страждущим явил еси, / яко учитель веры и страж неусыпный / паству российскую жезлом правости сохранил еси. / Сего ради дерзновение ко Христу Богу имея, / моли даровати Церкви утверждение, // людем и душам нашим спасение.
Кондак святителю Филарету, митрополиту Московскому и Коломенскому, глас 2
Яко истинный подражатель преподобнаго Сергия, / добродетель измлада возлюбил еси, богоблаженне Филарете, / яко пастырь праведный и исповедник непорочный, / по святем преставлении / от безбожных поругание и поношения приял еси, / Бог же знаменьми и чудесы тя прослави // и заступника Церкве нашея яви.
Filaret перерабатывает окурки в нити для 3D-печати
Новости 3D-печати Новости Филарет перерабатывает окурки в нити для 3D-печати
печатных материалов, работает с правительством Эстонии над превращением сигарет, выброшенных на пляжах страны, в нити накала. По данным местных властей Таллинна, столицы Эстонии, окурки являются одним из самых распространенных видов отходов в Балтийском море. Поскольку один окурок может загрязнить до 1000 литров воды, море наполнено токсичными и не поддающимися биологическому разложению продуктами. Кроме того, сигаретные фильтры могут выделять токсины, которые сохраняются в течение 10 лет, что представляет еще большую угрозу для морской среды.
Для борьбы с угрозой морскому биоразнообразию вдоль некоторых таллиннских пляжей будут установлены специально разработанные мусорные баки для окурков. В этом месяце около двадцати контейнеров будут установлены в трех конкретных местах: на пляжах Строоми и Пикакари, а также на набережной Катарины. Власти призывают население выбрасывать сигареты и не загрязнять пляж. Этот проект продлится 2 месяца. По окончании проекта Филарет опустошит эти мусорные баки, а затем переработает все собранные отходы в новый компостируемый и экологически чистый материал для 3D-печати.
Эти контейнеры будут размещены на нескольких пляжах Таллинна (фото предоставлено FIlaret)
Филарет стремится подорвать индустрию материалов для 3D-печати
На данный момент нет никакой информации о процессе производства этих нитей. Также неизвестно, будет ли конечный материал пригоден для прототипирования или производства. Тем не менее, Филарет говорит, что установил высокую планку, утверждая, что он будет представлять собой новый стандарт инновационного материала, способного «перевернуть индустрию 3D-печати». Компанию поддерживает ряд организаций, в том числе Таллиннский технический университет и стартап-инкубатор Tehnopol. Фактически, последний продемонстрировал свою поддержку, предоставив финансовую помощь в размере до 10 000 евро, а также наставничество, чтобы помочь воплотить идеи, которые могут улучшить «здоровье планеты», в реальность. Больше информации ЗДЕСЬ.
Filaret — не первый стартап, перерабатывающий отходы для изготовления материалов для 3D-печати. Действительно, баскская компания 3DKala запустила проект по снижению воздействия окурков на окружающую среду. В частности, компания хочет разработать процесс переработки окурков и превращения их в нити для 3D-печати или изоляцию для строительства. С другой стороны, в марте прошлого года UBQ Materials получила награду South Award на Southwest 2022 за свою нить для 3D-печати на основе отходов.
Что вы думаете об использовании аддитивного производства для превращения отходов в материал для 3D-печати? Дайте нам знать в комментариях ниже или на наших страницах LinkedIn, Facebook и Twitter! Не забудьте подписаться на нашу бесплатную еженедельную рассылку здесь, чтобы получать последние новости о 3D-печати прямо в свой почтовый ящик! Вы также можете найти все наши видео на нашем канале YouTube .
‘Бог с Давидом, а не с Голиафом’
Для Почетного Патриарха Православия Украина победит Россию. Нападение на Московского Патриарха Кирилла, виновного в поддержке намеченного Путиным вторжения. Папе Франциску: нам нечего бояться НАТО. В будущем в Украине будет только одна национальная православная церковь.
Москва (AsiaNews) — В интервью грузинскому изданию Азаттык, 93-летний почетный Патриарх Киевской Православной Церкви Филарет (Денисенко) сравнил войну России против Украины с библейской битвой между Давидом и Голиаф, закончившийся победой мальчика над великаном.
Филарет резюмирует в своей личной истории все религиозные и иные противоречия России и Украины за последние полвека. Давний «советский» церковный иерарх, в 1976 г. он был одним из сослужащих при архиерейской хиротонии молодого Кирилла, ныне патриарха Московского, отношения с которым зашли в тупик из-за глубокой взаимной неприязни.
В 1990 году он был ведущим кандидатом на Московский патриарший престол, но его обогнал ленинградский митрополит Алексий (Ридигер) при поддержке самого Кирилла, который стал его преемником в 2009 году. В 1992 году Филарет решил действовать самостоятельно, воспользовавшись национальной независимостью Украины, и провозгласил себя киевским патриархом, единственным в истории.
Долгие годы он оставался обособленным знаменем религиозного национализма, с очень шаткой церковной структурой, из которой, однако, вышел его блестящий личный секретарь Епифаний (Думенко), признанный в 2019 году Константинополем Митрополитом Киевским, с поддержку президента Украины Петра Порошенко.
Киеву не подтвержден патриарший титул, который остается в подчинении Вселенского Патриархата, оставив Филарету только титул «почетный»; однако пламенный пожилой патриарх не согласился быть рукоположенным и, несмотря на свой почтенный возраст, продолжает самостоятельно руководить группой лоялистов.
По его словам, «Украина победит Россию, потому что с Украиной Бог, а не Россия: Он на стороне правды, а не лжи. И победа Украины будет победой всей Европы, каждого миролюбивого страна.» Интервью было снято в то время, когда украинские лидеры рассказывают о наступлении на передовую против оккупанта, которого оттесняют от Харькова.
Филарет комментирует воззвания своего бывшего «крестника» Кирилла, который «говорит черное вместо белого и наоборот, когда говорит, что Россия никогда ни на кого не нападала, меньше всего на Украину.
По словам Почетного Патриарха «папа пытается умилостивить Москву, поэтому он сказал, что хочет увидеться с Путиным до приезда в Киев. Впрочем, на наш взгляд, это не имеет большого значения, все способы хороши для поддержания мира, и мы на стороне Ватикана в этом».
Оставаясь изолированным в церковных отношениях, Филарет рад тому, что в этот непростой период укрепляются позиции автокефальной Православной Церкви: «В будущем в Украине будет единая национальная Православная Церковь, в которую будут перетекать и приходы теперь контролируется Московским Патриархатом; в независимой стране должна быть независимая Церковь, как и в других православных странах».