Ференц ліст: Ференц (Франц) Лист (Franz Liszt)

Содержание

Ференц Лист: Жизнь под знаменем Бетховена

Ференц Лист. Он всегда считал, что родился «под созвездием» Бетховена. Самым ярким воспоминанием его раннего детства был портрет кумира отца, Адама Листа, висевший над кроватью в их бедном доме в деревушке Доборьян, – портрет Бетховена. Этот портрет Лист потом всегда возил с собой, словно олицетворение личного ангела-­хранителя. Впоследствии, став мировой знаменитостью, Лист обзавелся еще одной реликвией – роялем, в свое время подаренным Бетховену лондонской фирмой «Бродвуд», с пюпитром из чистого серебра (сам Лист завещал передать бетховенский рояль в дар венгерскому Национальному музею). Но пока до этого еще далеко…

В неполные восемь лет Ференц был представлен своему будущему педагогу по фортепиано Карлу Черни – ученику Бетховена! А композиции юный Лист обучался у человека, которому однажды сам Бетховен, не застав того дома, оставил записку: «Сюда заходил ученик Бетховен». Эти слова адресованы Антонио Сальери – композитору и великому педагогу, посмертно несправедливо оклеветанному. Лист брал еще уроки гармонии и контрапункта у Антонина Рейхи, друга Бетховена, в свою очередь совершенствовавшего собственное композиторское мастерство у Сальери. Круг замкнулся. Лист получил прямое «наследство», стал, можно сказать, творческим преемником величайшего гения.

Оставалось оправдать приобщение к такой школе. Слава Листа как пианиста-­вундеркинда росла. Но вот ему представился случай «встать в один ряд» со своим кумиром и как композитору. Листовским опусом номер 1 считается «Вариация на вальс А. Диабелли» – его первое опубликованное произведение. Началось все с того, что в 1820 году австрийский композитор и издатель Антон Диабелли обратился к пятидесяти композиторам с предложением написать по одной вариации на сочиненный им вальс. Среди них, разумеется, был и Бетховен, который предпочел написать не одну, а тридцать три вариации (ор. 120). Таким образом, плодом коллективного труда стал изданный в 1823 году двухтомник под названием «Отечественный союз музыкантов», первый том которого включал вариации Бетховена, а второй – вариации остальных композиторов, расположенные в алфавитном порядке по фамилиям их авторов. Под двадцать четвертым номером стояла подпись: «Лист Франц, мальчик одиннадцати лет, родился в Венгрии».

И этот мальчик давно лелеял мечту, чтобы его игру на фортепиано оценили не только гости богатых салонов, но и сам Бетховен. Было решено пригласить великого композитора на концерт, назначенный на утро воскресенья, 13 апреля 1823 года. Точных сведений о первом посещении Бетховена Адамом Листом и его сыном не сохранилось. Если судить по так называемым «разговорным тетрадям», которыми из-за прогрессирующей глухоты Бетховена пользовался его секретарь Антон Шиндлер, встреча оказалась не особенно радушной. За 12 апреля 1823 года в «разговорных тетрадях» есть следующая запись: «Не правда ли, тем, что Вы посетите концерт маленького Листа, Вы несколько сгладите впечатление от недавнего недружелюбного приема. Это ободрит малыша. Обещайте мне, что Вы туда придете».

Впоследствии Лист неоднократно вспоминал, как в помпезном Зале Редутов после его выступления Бетховен неожиданно поднялся на сцену и при бурных овациях поцеловал мальчика в лоб. Лист воспринял этот поцелуй как благословение. Если это на самом деле было так, то налицо действительно своеобразная передача эстафеты, выбор «музыкального наследника». Нет бесспорных доказательств, подтверждающих или опровергающих такую красивую и символичную легенду. Мы не в праве считать этот эпизод всего лишь выдумкой Листа; сомнение вызывает присутствие Бетховена на концерте именно 13 апреля. Да не так уж и важно, легенда это или реальность. Лист на самом деле оказался достойным продолжателем дела великого Мастера.

Битва за Бетховена

Сегодня может показаться странным, что музыку Бетховена ­когда-то нужно было дополнительно пропагандировать. А то и буквально защищать. Но не случайно Лист выбрал Двадцать девятую сонату Бетховена («Хаммерклавир», ор. 106), считавшуюся в его времена неисполнимой, в качестве манифеста своей новой школы. (Генрих Нейгауз называл это произведение «сокрушительным духовным взрывом».) Бетховен всегда «сопровождал» Листа в его самых важных жизненных обстоятельствах. Весьма показательно, что, прибыв в Веймар, чтобы начать там свою деятельность в качестве капельмейстера, Лист на первом же концерте 7 января 1844 года дирижировал Пятой симфонией Бетховена. А последним веймарским выступлением стал концерт памяти Бетховена, прошедший 17 декабря 1858 года.

«Бетховен обнимает маленького Листа». По памятному плакату 1865 года

Но Лист не только исполнял произведения Бетховена; он перекладывал для фортепиано его симфонии, создавал их «фортепианные партитуры». Вот его собственные слова: «Серьезное изучение творчества Бетховена, глубокое ощущение содержащихся в нем почти бесконечных красот и, с другой стороны, средства, обретенные основательными занятиями фортепианной игрой, делают меня, пожалуй, скорее, чем ­кого-либо другого, способным осилить эту трудную задачу».

Начав свой труд в 1837 году, Лист завершил его лишь в 1865 году. (Словно олицетворяя связь этих двух имен, в программе Бетховенского фестиваля – 2020 стояли все симфонии Бетховена в транскрипции Листа в исполнении лучших пианистов современности. )

Помимо чисто музыкальной деятельности, Лист оставил обширное литературное наследие, в котором творчество Бетховена также занимает значительное место. А к началу 1858 года Листу пришлось в полном смысле слова встать на защиту Бетховена. Годом ранее им была написана статья «Улыбышев и Серов. Критика критики», которая интересна не только в связи с отношением Листа к Бетховену, но и в связи с его отношениями с русской культурой.

Знакомство Листа с творчеством Серова само овеяно именем Бетховена. После мимолетного общения двух композиторов во время листовских гастролей в Санкт-­Петербурге Серов прислал в 1847 году Листу свое фортепианное переложение бетховенской увертюры «Кориолан» с просьбой оценить этот труд. Лист ответил Серову теплым письмом. Через некоторое время Серов прислал Листу сделанные им фортепианные переложения последних квартетов Бетховена. И снова Лист оценил их чрезвычайно высоко, о чем сообщил не только автору, но и другому своему русскому корреспонденту – Владимиру Васильевичу Стасову в письме от 17 марта 1857 года.

В это время в России уже вовсю разгоралась полемика вокруг творчества Бетховена, вызванная трудами одного из основателей русской музыкальной критики Александра Дмитриевича Улыбышева. Еще в 1843 году он опубликовал в Москве свою книгу Nouvelle biographie de Mozart («Новая биография Моцарта»), в которой писал о несомненном превосходстве так называемой «чистой» музыки над программной, ставя симфонии Моцарта гораздо выше бетховенских. Ответом на эти идеи послужила книга ученика и друга Листа Вильгельма (Василия Федоровича) фон Ленца – Beethoven et ses trois styles («Бетховен и три его стиля»), вышедшая в Санкт-­Петербурге в 1852 году. Ленцу вторил и Серов целым рядом собственных статей, прославляющих творчество Бетховена.

Рабочий кабинет Листа в Веймаре. У окна — портрет Бетховена

Улыбышев в долгу не остался. Он начал работать над книгой о Бетховене, которую закончил в конце 1855 года и опубликовал в 1857 году уже в Лейпциге под названием Beethoven, ses critiques et ses glossateurs («Бетховен, его критики и толкователи»). В ней, одновременно признавая за Бетховеном славу «величайшего композитора XIX века», критик резко нападал на гармонический стиль его поздних произведений, обвиняя Бетховена «в дисгармоничности» и «музыкальном помешательстве».

Серов отвечал статьей «Улыбышев против Бетховена», также «перешагнувшей» границы Российской империи и напечатанной в 1857 году в Neue Zeitschrift für Musik. Именно на нее и отвечал Лист, напечатав свою «Критику критики» в том же журнале и в споре между Улыбышевым и Серовым, естественно, полностью приняв сторону последнего. Именно тогда Лист напрямую писал Стасову, что «Улыбышев не понимает Бетховена и не знает его».

Можно сказать, что Лист, приняв участие в «западнорусской» бетховенской музыковедческой дискуссии, внес свой вклад (учитывая авторитет, каким пользовался Лист среди русских музыкантов) в развитие отечественной критической мысли.

История одного фестиваля

На сегодняшний день Бетховенский фестиваль в Бонне – старейший музыкальный фестиваль в Европе – одно из основных культурных событий Германии, если не сказать мира (среди участников бывали даже музыканты из Южной Африки). А узнаваемым символом Бонна, конечно же, является памятник Бетховену – чуть ли не каноническое изображение композитора. Однако, ни фестиваля, ни памятника могло бы и не быть, если бы не Ференц Лист!

Начнем с того, что установка памятника Бетховену в его родном городе затянулась почти на шесть лет. Еще 2 октября 1839 года Лист писал Берлиозу: «Сбор средств на памятник величайшему музыканту нашего века дал во Франции 424 франка 90 сантимов! Какой позор для всех! Какая боль для нас! Такое положение вещей должно измениться – ты ведь согласен со мной: недопустимо, чтобы на эту еле сколоченную скаредную милостыню был построен памятник нашему Бетховену! Этого не должно быть! Этого не будет! <…> Я тотчас же написал в комитет и потребовал прекращения подписки, обязавшись восполнить недостающее».

Остается лишь добавить, что Лист «восполнил недостающее» в размере более 50 000 франков из личных средств!

Время шло. Наконец, в апреле 1845 года Лист с радостью готовился в путь: «В июле я отправлюсь в Бонн на открытие памятника Бетховену, где будет исполнена написанная мною по этому случаю кантата».

«Торжественную кантату к открытию памятника Бетховену в Бонне» Лист писал по поручению комитета по сооружению памятника. Во второй части своей кантаты он использовал Andante cantabile из си-бемоль-­мажорного Трио (ор. 97) Бетховена.

Открытие памятника Бетховену в Бонне. Литография, 1845

Именно с памятника начинает свою историю и сам Бетховенский фестиваль, шедший в первый раз всего лишь в течение трех дней. К 11 августа 1845 года в Бонн съехались гости со всей Европы, среди которых были Фридрих Вильгельм IV Прусский и его супруга, королева Виктория и принц Альберт, композиторы Гектор Берлиоз и Джакомо Мейербер, певицы Женни Линд и Полина Виардо.

В первый день исполнялись Девятая симфония и «Торжественная месса» «виновника торжества». А 12 августа ровно в полдень памятник на Мюнстерплац увидел свет. На концерте дирижировал Лист – Пятой симфонией и финалом оперы «Фиделио». Кроме того, он сыграл бетховенский Пятый фортепианный концерт ми-бемоль мажор (ор. 73). 13 августа, в последнем концерте фестиваля, была исполнена и «Торжественная кантата» Листа.

После окончания праздника первый деревянный Бетховенский зал, построенный для фестивальных концертов, был снесен. Кстати, реконструкция современного Beethovenhalle затянулась аж до 2024-го, а то и 2025-го года и в 2020-м даже стала предметом весьма своеобразного театрализованного действа под названием «Bauprobe Beethoven» («Строй-репетиция “Бетховен”») от немецкого коллектива Rimini Protokoll.

Но вернемся во времена Листа. И вот – очередной громкий юбилей! В 1870 году во всем музыкальном мире отмечали столетие со дня рождения Бетховена. Юбилейный фестиваль был запланирован и в Бонне. Не хочется никаких аналогий, но второй Бетховенский фестиваль к 100-летию Бетховена был… перенесен на год из-за Франко-­прусской вой­ны и в итоге прошел с 20 по 24 августа 1871 года.

Однако в Веймаре и Пеште торжества состоялись вовремя. И во многом благодаря Листу. С конца 1869 года он напряженно работал над кантатой «К празднованию столетия Бетховена» («Вторая бетховенская кантата») и 29 мая в Веймаре лично продирижировал ею и Девятой симфонией Бетховена. А 31 октября Лист получил официальное приглашение от Венгерского комитета по организации празднования столетнего юбилея Бетховена. 14 декабря фестиваль в Пеште был открыт представлением «Эгмонта»; 15 декабря прошла новая постановка «Фиделио». Наконец, 16 декабря Лист вновь дирижировал своей кантатой и Девятой симфонией.

Остается вспомнить еще 1877 год. 16 марта Лист играл концерт, в программе которого были бетховенские Пятый фортепианный концерт и Фантазия для фортепиано, хора и оркестра (ор. 80). Все средства от концерта направлялись в фонд памятника Бетховену, устанавливаемого в австрийской столице в год 50-летия со дня его смерти…

Свой святой долг перед делом Бетховена его «наследник» Лист полностью исполнил.

А какая же судьба ждала детище Листа – Бетховенский фестиваль? Поначалу довольно плачевная. В 1890 и 1893 годах Бонн ограничился фестивалями камерной музыки. «Крупный» Бетховенский фестиваль состоялся только в 1927 году, к 100-летию смерти Бетховена. С 1931 по 1944 год ежегодно проходили лишь так называемые «Народные бетховенские дни». С 1947 года они стали проводиться раз в два года, с 1974-го – раз в три года, пока в 1993 году вовсе не канули в лету. Фестиваль к 225-летию Бетховена в 1995 году планировался, но в итоге был отменен…

И лишь в 1999 году Бетховенский фестиваль занял полноценное место на культурной карте Европы. В 2014 году руководство фестивалем приняла на себя Нике Вагнер – правнучка Рихарда Вагнера и праправнучка Ференца Листа. В своем лице она, можно сказать, «закольцевала» историю Бетховенских фестивалей, подчеркивая, что «фестивальная концепция Ференца Листа до сих пор остается перспективной и актуальной, так как делает ставку на открытость, демократичность и новизну».

Но и это еще не все. В ноябре 2021 года госпожу Вагнер сменит на посту главы фестиваля 34-летний виолончелист, руководитель фестиваля в Эсслингене Стивен Вальтер.

Что будет дальше? Поживем – увидим.

Ференц Лист — биография и творчество

 

Ференц Лист прожил 75 лет. Это много или мало? Мог бы и больше, но, видимо, сжег себя, стремясь успеть слишком много. И успел. Ференц Лист написал 647 произведений. Он неистово учился, преподавал, открывал консерватории, дирижировал, занимался музыкальным просвещением, близко к сердцу принимал революции, которые должны были изменить жизнь его народа. Комета, пронесшаяся над венгерскими селениями 22 октября 1811 года как бы отметила жизнь только что родившегося Ференца Листа. Уже в детстве он проявлял удивительный талант, и эта счастливая звезда словно сопровождала его всю жизнь.

Любящие родители Ференца Листа

Адам Лист служил у князя Эстерхази «надсмотрщиком за поголовьем овец». До 14 лет играл на виолончели в оркестре князя, руководимом Йозефом Гайдном. Адам сочинял произведения. В 1805 он добился назначения в Эйзенштадт, где в свободное от основной работы время он продолжил играть в оркестре, имея возможность работать со многими приезжавшими туда музыкантами. В доме у него висел портрет Бетховена, который был кумиром Адама и впоследствии стал кумиром его сына.

Мать Франца Листа, урожденная Анна Лаггер, осиротев в 9 лет, поехала работать горничной в Вену, а в 20 лет переехала в Маттерсбург к брату. В 1810 году сюда же приехал Адам Лист навестить отца. Молодые люди познакомились и в январе 1811 поженились. Уже в октябре у них родился сын, ставший их единственным ребенком. Имя, данное при крещении, было записано по-латыни как Franciscus, а по-немецки произносилось Франц. Чаще используется венгерское имя Ференц, хотя сам Лист, слабо владея венгерским, никогда его не использовал.

Уроки музыки маленького Ференца

Участие отца в музыкальном формировании сына было исключительным. Адам рано начал учить сына музыке, давая ему уроки. В церкви мальчика учили пению, а местный органист – игре на органе. После трехлетних занятий, Ференц в восемь лет впервые выступил в публичном концерте. Отец возил его в дома знатных вельмож, где мальчик играл на рояле, и сумел вызвать среди них благожелательное отношение. Понимая, что сыну нужна серьезная школа, отец везет его в Вену. Здесь с 1821 года Лист занимался игрой на фортепиано у Карла Черни. Он согласился учить мальчика безвозмездно.

Школа Черни дала Листу универсальность его фортепианного искусства. Выступая на концертах, Лист производил сенсацию среди венской публики. Во время одного из них Бетховен поцеловал его. Лист об этом вспоминал всю жизнь.

Париж и Лондон

Зимой 1823 года Листы перебираются в столицу Франции. Отец молодого дарования надеялся на поступление сына в консерваторию. Однако туда Ференца не приняли, так как он был иностранцем. Слава чудо-ребенка опередила его приезд. Блестящие рекомендации открывали двери самых аристократических салонов столицы. Не прошло и нескольких недель, как Ференц играл во дворце герцогини Беррийской, где собирались члены королевской семьи. Успех этого выступления был равносильным признанию всего Парижа.

Однажды он играл у герцога Орлеанского – будущего короля Франции Луи-Филиппа. Очарованный герцог содействовал устройству концерта Листа в Итальянском оперном театре. Во время концерта, когда Лист играл сольную часть, свободные от игры музыканты настолько увлеклись его исполнением, что забыли вступить вовремя. Один из рецензентов написал: “…маленький Лист так потряс оркестр, что тот онемел”.

Этот триумф окончательно закрепил за Листом славу нового Моцарта. Его музыкальную карьеру в Париже можно было считать обеспеченной. У Паэра возникла мысль ошеломить Париж: его 12-летний ученик напишет оперу. Работа над ней прервалась поездкой в Англию, куда Листов пригласил друг семьи, фабрикант роялей – Эрар. У него в Лондоне был филиал фабрики, и он хотел, чтобы Ференц опробовал новые инструменты.

Лондон оказал парижской знаменитости теплый прием. К нему отнеслись здесь не просто как к баловню салонов, а как к истинному артисту, настоящему маэстро. После нескольких выступлений Ференц вернулся в Париж, чтобы закончить оперу. Сдав ее, Ференц отправился во второе концертное турне в Англию и на юг Франции.

Как же без любви

Мари д’Агу

Немалую роль в творчестве Ференца сыграло его путешествие с Мари д’Агу по Швейцарии и Италии, предпринятое во второй половине 1830-х годов. Эта Диана парижских салонов сразу пленила Листа. Она во имя любви отказывается от семьи, дома и едет вместе с любимым искать счастья на чужбине. В декабре 1835 года у них рождается первый ребенок – дочь Бландина. Через несколько лет они расстались. Но в то время счастье взаимной любви, яркие впечатления от природы, знакомство с шедеврами искусства – все это, очевидно, с особой силой заставило Листа ощутить в себе не виртуоза, а прежде всего художника. Он много размышляет об искусстве и делится мыслями со своими друзьями в форме открытых писем (“Путевые письма бакалавра музыки”), публиковавшихся в одной из парижских музыкальных газет.

Ненасытный голод

Жажда творчества обуревает Листа. Но его друзья ошибаются, думая, что, перестав быть исключительно пианистом-виртуозом, Лист начнет писать симфонии и оперы. Лист пишет одну за другой фортепианные пьесы, пишет под впечатлением увиденного, услышанного, прочитанного, под влиянием лирических и философских размышлений. Так, параллельно “Путевым письмам” рождается цикл “Альбом путешественника”, превращенный более поздней редакцией в знаменитое и единственное в своем роде собрание программных фортепианных пьес “Годы странствий”. Замысел романтичен. Лист стремится запечатлеть картины природы и все то, что его захватывает в его путешествии, привнося в свое творчество значительную долю романтического лиризма. В окончательном виде пьесы, созданные во время “странствий”, группируются в две тетради с подзаголовками: “Швейцария” и “Италия”.

Фортепианная игра Листа и его творчество не могли не мешать друг другу, так как требовали огромной затраты сил и времени. Творческое уединение середины 1830-х годов сменилось гастролями. Лист объехал за десять лет (1837-1847 годы) всю Европу. Только в Россию Лист приезжал трижды. Своеобразные творческие контакты возникли у него с четырьмя русскими композиторами – Бородиным, Римским-Корсаковым, Кюи и Лядовым. Из всех великих западноевропейских музыкантов XIX века никто не имел таких разносторонних связей с русской музыкой, как Ференц Лист. Он был уверен в блестящем ее будущем.

Конец гастролей Ференца Листа

После очередной поездки в Россию в 1847 году Лист наконец прервал свою карьеру концертного пианиста, чтобы всецело отдаться творчеству. Композитор взял реванш у исполнителя… В дальнейшем Лист не отказывался вовсе от выступлений, но они происходили от случая к случаю и уже никогда не носили систематического характера. Период 1848-1861 годов – веймарский – самый яркий, самый плодотворный в творчестве Листа. В это время он осуществляет многие крупные замыслы. Лист-исполнитель в эти годы выступает в новом качестве – дирижера Веймарского придворного оперного театра и несколько реже – концертного дирижера.

Между тем жизнь дарила не только радости. Лист восхищался творчеством Вагнера. Однако как пропагандист музыки Вагнера он оказался не столь удачлив, как творец собственных произведений. Кроме “Лоэнгрина” он так и не смог добиться постановок других опер друга. Все чаще при дворе задевают его самолюбие, выказывая неуважение к его возлюбленной – княгине Каролине Витгенштейн, которую он полюбил еще будучи совсем молодым.

После отъезда из Веймара на Листа обрушиваются новые беды. Не успел еще залечить раны, нанесенные ему в городе, который он пытался превратить в Афины новой музыки, а судьба уже готовила новые тяжелые удары. Лист едет в Рим в надежде устроить свою личную жизнь.

Не судьба

Каролина после неустанных хлопот в столице католической церкви, длившихся более полутора лет, получила, наконец, согласие папы римского на расторжение брака с князем Витгенштейном. Каролина хотела, чтобы венчание их состоялось в Вечном городе. Все было готово к предстоящему бракосочетанию. Оно должно было произойти на второй день после приезда Листа, 22 октября 1861 года, в день его пятидесятилетия. Но накануне, поздно вечером, княгине сообщили, что по велению папы дело о ее разводе вновь откладывается на неопределенный срок. Это был страшный удар. В течение четырнадцати лет Ференц и Каролина делали все возможное, чтобы получить право на брак, на нормальную семейную жизнь, защищенную от косых взглядов, осуждения светского общества.

Каролина

Фанатично религиозная, склонная к мистицизму Каролина решает, что ей не предназначено судьбой быть счастливой в этом мире. Она полностью отдается изучению богословия, отказываясь от личного счастья. Затворница по собственной воле, она в течение долгих лет не покидает своей римской квартиры, где работает с утра до ночи над богословскими трактатами, при наглухо закрытых окнах и ставнях, при свете свечей. По вечерам ее навещают Лист и близкие друзья.

Лист устал от вечных неудач и разочарований. Он душевно надломлен смертью горячо любимого сына Даниэля, умершего от скоротечной чахотки. Композитор очень медленно возвращается к творчеству, пишет церковную музыку, заканчивает ораторию “Легенда о святой Елизавете”. Его настигает новый удар судьбы – умирает его старшая дочь Бландина.

Римская церковь оказывает ему все большее внимание. В Ватикане в торжественные дни исполняются его “Папский гимн” в переложении для органа. Листа уговаривают посвятить себя церкви. 25 апреля 1865 года Лист принимает малый постриг и поселяется в Ватикане. Решение Листа вызывает недоумение и испуг друзей, злобные выпады врагов. Впрочем, эта власть церкви над Листом была весьма относительной. Композитор не отошел от своих друзей-вольнодумцев, горячо сочувствовал гарибальдийскому движению и, не стесняясь, позволял себе самые свободолюбивые высказывания.

Одиночество в море любви

Не прекращается и творческая деятельность композитора. Написанные в 1870-х годах пьесы для фортепиано, отражающие впечатления от пребывания в Италии Листа-аббата, Листа – умудренного годами мастера, составили третью тетрадь цикла “Годы странствий”. И снова в неустанных трудах протекает жизнь Листа. Для своего возраста он исключительно живой и подвижный. Композитор преподает в Веймаре, Будапеште, ездит в Рим, а за ним спешат его ученики. Неугомонный музыкант выступает во многих городах как пианист и дирижер. В Вене славятся “листовские недели”, программы которых состоят из его симфонических и фортепианных произведений. Часто его можно увидеть на эстраде вместе со своими учениками.

Идут годы, и хотя Лист больше чем когда-либо окружен учениками и поклонниками, он все больше начинает испытывать щемящее чувство одиночества. Многих его сверстников – друзей и врагов – уже нет. Двое его детей умерли, а дочь Козима бесконечно далека от него; подруга жизни – единственная опора на склоне лет – ушла в религию, и он остался один в бурном жизненном водовороте. Он борется изо всех сил, старается сохранить свое жизнеутверждающее кредо, но течение уносит его.

1885 и 1886 годы проходят под знаком листовских торжеств в связи с его семидесятипятилетием. Между тем здоровье Листа ухудшается, слабеет зрение, беспокоит сердце. Из-за отеков ног временами он передвигается лишь с посторонней помощью. Ночью 31 июля 1886 года он скончался. Устав гореть, комета счастья Ференца Листа погасла.

 

Конференции, семинары, вершины, встречи — «Найти и сравнить», обзоры, календарь

9000 3 9000 90000021

9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000

9000

доклады и выступления ученых, проявляющих особый интерес к теории и практике всеобщего образования. Для симпозиума…

9000 Спорт и образование Обучение

0006

Sun, 12 — Thu, 16 марта 2023

Kuala Lumpur, Malaysia

Образование и обучение

7

.

3,6

Солнце, 12 — Чт, 16 марта 2023

Дубай, ОАЭ

Банковский и финансы

452

4. 1

452

4.1

452

4.1
0040

Featured Events

PEGS Boston

Mon, 15 — Fri, 19 May 2023

Boston

Sun, 12 — Thu, 16 Mar 2023

Kuala Lumpur, Malaysia

Education & TrainingPower & EnergyPetroleum, Oil & Gas

224

3,0

Солнце, 12 — 16 марта 2023 г.

Лондон, Великобритания.0006

Education & Training

208

4.2

Sun, 12 — Thu, 16 Mar 2023

London, UK

Education & Training

187

4. 4

Солнце, 12 — Чт, 16 марта 2023 г.

Дубай, ОАЭ

Образование и обучение

187

4.0

187

4.0

Вс, 12 — Чт, 16 марта 2023 г.

Орландо, США

Эта программа предназначена для поставщиков первичной медико-санитарной помощи, работающих в офисах, и других медицинских работников, обладающих новейшими знаниями в области первичной медико-санитарной помощи.

Medical & Pharma

133

5.0

Солнце, 12 — Чт, 16 марта 2023

Perth, Australia

. участники могут поделиться и получить знания о жизненно важных пересечениях между туризмом, сообществом и управлением землей. Участники…

Travel & Tourism

Sun, 12 — Thu, 16 марта 2023 г.

Dubai, UAE

Образование и обучение и финансы
. Март 2023 г.

Лахайна, США

Эта программа предназначена для поставщиков первичной медико-санитарной помощи, работающих в амбулаторных условиях, и других медицинских работников, обладающих новейшими знаниями в области первичной медико-санитарной помощи.

Medical & Pharma

Вс, 12 — Чт, 16 марта 2023

Каир, Египет • Онлайн

Американский университет в Каире мероприятие, которое объединяет разнообразные исследования, дизайн, предпринимательство, инновации и творчество. ..

Образование и обучение

Вс, 12 — Чт, 16 марта 2023

Каир, Египет • Онлайн

EURECA – это ежегодное собрание студентов бакалавриата Американского университета в Каире (AUC), которые делятся с академической многопрофильной аудиторией своими лучшими научными и инновационными исследованиями и творческими…

IT & Technology

Пн, 13 — Чт, 16 марта 2023

Лас-Вегас, США

Ежегодная конференция AGC будет посвящена обмену решениями по ключевым вопросам строительства от опытных подрядчиков и отраслевых экспертов. Кроме того, на этой конференции также будут говорить о новых ценных связях…

Building & ConstructionLeather & LeatheriteReal Estate & Property

Mon, 13 — Thu, 16 Mar 2023

Online

Education & TrainingPower & Energy

Пн, 13 — Чт, 16 марта 2023

Дубай, ОАЭ

0006

Миссиссауга, Канада

Сертификационный курс «Черный пояс по системе «бережливое производство + шесть сигм»» — это занятия в классе, запланированные на выходные. Этот тренинг предназначен для выпускников &amp;amp;amp;amp;amp; Пост -выпускники, которые работают в различных специалистах …

Образование и учебное управление. предоставить экспертную информацию, которую вы ожидали от мероприятия в Маниле в этом году

Banking & FinanceIT & TechnologyBlockchain

Mon, 13 — Thu, 16 Mar 2023

Geneva, Switzerland

Auto & Automotive

Mon, 13 — Thu, 16 Март 2023

Лондон, Великобритания

Medical & Pharmait & Technology

Mon, 13 — Чт, 16 марта 2023

Fort McDowell, USA

Packing & PackagingEducation & Training

Mon, 13 — Thu, 16 Mar 2023

Dubai, UAE

aa€Aª Bringing Together Thousands Of Like-Minded Delegates aa€Aª

ИТ и технологии

Вт, 14 — Чт, 16 марта 2023 г. 0008 Образование и обучение

Проверка. , 16 марта 2023 г.

Барселона, Испания • Онлайн

Практические решения для современных задач биопроцессов

Медицина и фармацевтикаНаука и исследованияПлатный вход

Проверьте больше мероприятий от организатора

Вт, 14 — Чт, 16 марта 2023

Оксфорд, Великобритания • онлайн

Наука и исследованияОбразование и обучение

165

4,5

, 14 — Чу, 16 марта 2023

Куала -Лумпур, Малайзия

Международная команда Aqua ~ СМИ, с поддержкой правительства Малайзии, Комитет по малайзиам, комитет по малайзиам, комитет по малайзиам, комитет по малайзиам, комитет по малайзиам, комитет по малайзиам на больших плотинах и государственных энергетических компаниях приветствует глобальное водохозяйственное и энергетическое сообщество. ..0006

Monaco

Business Services

Tue, 14 — Thu, 16 Mar 2023

Tromsø, Norway

Medical & PharmaScientific InstrumentsScience & ResearchBiotechnology

Tue , 14 — Чт, 16 марта 2023

Чикаго, США

Бизнес-услугиБанковское дело и финансы

вт, 14 — Чт, 16 марта 2023 г.

Bethesda, USA

IT & Technology

Tue, 14 — THU, 16 марта 2023

, USA, USA, USA.

Медицина и фармацевтика Бухгалтерский учет и аудит

Вт, 14 — Чт, 16 марта 2023

Атлантик-Сити, США

Лондон, Великобритания in. Наши экономические, политические и нормативные обновления подготовили почву для…

Образование и обучениеБанковское дело и финансы

Вт, 14 — Чт, 16 марта 2023 г.

Дубай, ОАЭ

IT & Technology

Tue, 14 — Thu, 16 Mar 2023

Singapore

Education & TrainingIT & Technology

Tue, 14 — Чт, 16 марта 2023 г.

Boca Raton, USA

Business Services

Tue, 14 — THU, 16 марта 2023

Cape Canaveral, USA

Security & Defenseit & Technology

Ср, 15 — ТУ, 16 марта 2023

Нью -Делхи, Индия

Academicsera — 1338 -я Международная конференция на Pharma and Food (ICPAF) будет. проходил в Нью-Дели, Индия. ICPAF призван объединить ученых-новаторов и промышленных экспертов в области фармацевтики…

Медицина и фармацевтикаПищевые продукты и напитки

155

3,5

Ср, 15 — Ту, 16 марта 2023

Рим, Италия

Достижения в области совместных исследований для общественного здравоохранения, медицинских наук и медицины для лучших услуг HealthCare для общества

Medical Medical & UWellness, Health & FitnessDrugs & Medicines

131

3.6

Ср, 15 — Чт, 16 марта 2023

7

8 Дубай,

8

80006

9000

9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000

. Индия

Единственная глобальная инновационная платформа для молочной продукции для захвата новых возможностей Mena Dairy Industry

Сельское хозяйство и лесное хозяйство и Beveragesmilk & Dairy

Сд, 15 — THU, 16 марта 2023

Новые вызовы, потенциальные решения и будущие возможности

Безопасность и оборонаАвиация, авиация и аэропортыИТ и технологии

118

4.0

Полный список конференций | IEEE CASS

Тип события — Любой -ConferenceWorkshopLectureForum

Название, аббревиатура или местоположение

Сортировать по Конференция DateSubmission DeadlineLocationTitle

  • Титул

    Конкурс студенческого дизайна CASS | 2022-2023 гг.

    Дата

    Серия

    Студенческий конкурс дизайна

  • Акроним

    ISQED 2023

    Титул

    2023 24-й Международный симпозиум по качественному электронному дизайну

    Дата

    2023 –

    Географическое положение

    Сан-Франциско, Калифорния, США

    Регион IEEE

    Регион 06 (запад США)

    Спонсорство

  • Акроним

    СБИС-TSA/СБИС-DAT

    Титул

    2023 Международный симпозиум СБИС по технологиям, системам и приложениям

    Дата

    Географическое положение

    Синьчжу, Тайвань

    Спонсорство

  • Акроним

    ICCSS2023

    Титул

    2023 6-я Международная конференция по схемам, системам и моделированию

    Дата

    Географическое положение

    Сучжоу, Китай

    Регион IEEE

    Регион 10 (Азия и Тихий океан)

    Спонсорство

  • Акроним

    ISCAS 2023

    Название

    2023 Международный симпозиум IEEE по схемам и системам

    Акции

    Дата

    Географическое положение

    Монтерей, Калифорния, США

    Регион IEEE

    Регион 06 (запад США)

    Спонсорство

    Серия

    Глобальный флагман

  • Акроним

    AICAS 2023

    Титул

    2023 5-я Международная конференция IEEE по схемам и системам искусственного интеллекта

    Акции

    Дата

    Географическое положение

    Ханчжоу, Китай

    Регион IEEE

    Регион 10 (Азия и Тихий океан)

    Спонсорство

    Серия

    Премьер Флагман

  • Акроним

    ПРЕМЬЕР 2023

    Титул

    2023 18-я Международная конференция докторантов в области микроэлектроники и электроники

    Дата

    Географическое положение

    Валенсия, Испания

    Регион IEEE

    Регион 08 (Африка, Европа, Ближний Восток)

    Спонсорство

  • Акроним

    MPSoC 2023

    Название

    2023 г.

    21-я многоядерная и многопроцессорная SoC

    Дата

    Географическое положение

    Хелена, Монтана, США

    Регион IEEE

    Регион 10 (Азия и Тихий океан)

  • Акроним

    NEWCAS 2023

    Титул

    2023 21-я межрегиональная конференция IEEE NEWCAS

    Акции

    Дата

    26 июня 2023 г. –

    Географическое положение

    Эдинбург, Шотландия

    Регион IEEE

    Регион 08 (Африка, Европа, Ближний Восток)

    Спонсорство

    Серия

    Региональный флагман

  • Акроним

    SMACD 2023

    Титул

    2023 Международная конференция по синтезу, моделированию, методам анализа и симуляции и приложениям к проектированию схем

    Дата

    Географическое положение

    Остров Мадейра, Португалия

    Регион IEEE

    Регион 08 (Африка, Европа, Ближний Восток)

    Спонсорство

  • Акроним

    ICME 2023

    Титул

    2023 Международная конференция IEEE по мультимедиа и выставкам

    Дата

    Географическое положение

    Брисбен, Австралия

    Спонсорство

  • Акроним

    MWSCAS 2023

    Титул

    2023 66-й Международный симпозиум IEEE по схемам и системам Среднего Запада

    Акции

    Дата

    Географическое положение

    Феникс, Аризона

    Регион IEEE

    Регион 05 (юго-запад США)

    Спонсорство

    Серия

    Региональный флагман

  • Акроним

    КАФЕ 2023

    Титул

    Конференция IEEE 2023 г. по агропродовольственной электронике

    Дата

    Географическое положение

    Турин, Италия

    Регион IEEE

    Регион 08 (Африка, Европа, Ближний Восток)

    Спонсорство

  • Акроним

    ISCIT 2023

    Титул

    2023 22-й Международный симпозиум по коммуникациям и информационным технологиям

    Дата

    Географическое положение

    Сидней, Австралия

    Регион IEEE

    Регион 10 (Азия и Тихий океан)

    Спонсорство

  • Акроним

    BioCAS 2023

    Титул

    Конференция IEEE по биомедицинским схемам и системам 2023 г.

    Акции

    Дата

    Географическое положение

    Торонто, Канада

    Регион IEEE

    Регион 07 (Канада)

    Спонсорство

    Серия

    Премьер Флагман

  • Акроним

    ISICAS 2023

    Титул

    2023 Международный симпозиум по интегральным схемам и системам

    Акции

    Дата

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *