Феофан прокопович биография кратко: Феофан Прокопович – краткая биография

Феофан Прокопович — биография и история епископа

Фото Все

Феофан Прокопович – русский писатель, философ, богослов, сподвижник царя Петра I. Известен научными трудами в разных областях науки а также просветительскими проповедями.

В своих речах и проповедях императорский богослов Феофан Прокопович создал тот самый культ Петра I, который существует и в наше время. Именно Феофан является автором монументального образа Медного Всадника, «поднявшего Россию на дыбы».

Реформатор Русской церкви и ближайший сподвижник государя – фигура спорная и неоднозначная. Его яркие мысли, увековеченные в философских трудах, у одних вызывали восхищение, у других же – чувство ненависти. Проповеди и вирши Прокоповича раскрывают новым поколениям и хрестоматию русского ораторского искусства, и полную антологию уникальной национальной поэзии.

Детство и юность

Будущий петровский богослов родился 18 июня 1681 года в Украине. При рождении мальчик получил имя Елеазар, но в истории он остался, как Феофан Прокопович. Происходил из купеческой семьи, которую потерял в раннем возрасте. Оставшегося без родителей сироту взял к себе его родной дядя, служивший наместником Киево-Братского монастыря и ректором Киево-Могилянской коллегии. В этом учебном заведении юноша изучал латынь и греческий язык. Окончив коллегию, стал студентом иезуитской школы в Польше, где ему пришлось вступить в раскольнические ряды униатов.

Портрет Феофана Прокоповича

Получив диплом польской школы, молодой человек перебрался в Рим, где поступил в престижную по тем временам коллегию Святого Афанасия, куда брали исключительно греков и славян. Здесь Елеазар увлекся римской и греческой литературой, читал философские и богословские труды прославленных классиков. Парень показал себя необычайно талантливым и прилежным студентом, и вскоре на него обратил внимание сам папа Римский. Глава Ватикана предложил юному богослову продолжить работать в Италии, но тот решил вернуться на родину.

Начало карьеры

Вернувшись в 1704-м в Киев, Прокопович устроился преподавателем в Киево-Могилянскую академию, в которой когда-то обучался сам. Читая студентам лекции по риторике, философии и этике, педагог одновременно составлял руководство по богословию. От предыдущих книг подобного рода этот труд отличала ясность изложения и практически полное отсутствие схоластических приемов. Разносторонне образованного Елеазара вскоре назначили ректором учебного заведения.

Работая в академии, Прокопович создал произведение «Владимир» в жанре трагикомедии, рассказывающее о победе христиан над язычниками. Помимо этого, писатель сочинял стихи и издавал их на трех языках – русском, латыни и польском. Позже Феофан опубликовал свой труд «Епиникион», который посвящался Полтавской битве и также был переведен на разные языки.

Еще при жизни христианский ученый стал признанным гением ораторского мастерства и лучшим литературным теоретиком. Критики современности считают его сочинения «Риторика» и «Поэтика» настоящими шедеврами писательского искусства. Последнее произведение увидело свет лишь в 1786-м, через несколько десятилетий после смерти автора. «Риторику» издали намного позже – в 1982 году. Оба сочинения в оригинале были написаны на латыни, в них вошли самые известные лекции Феофана во время работы в Киево-Могилянской академии.

Могут быть знакомы

При Петре I

В 1711-м по указу императора Петра I талантливый богослов был назначен игуменом с киевский Братский монастырь. На этом посту Феофан продолжил литературную деятельность и выступления с проповедями на важные для общества темы. Его произведения и речи отличал живой язык, остроумие и стремление к критической оценке любой ситуации. Являясь приверженцем европейских взглядов, игумен противился схоластическим методам и католицизму. Ученый с особым уважением относился к трудам Рене Декарта и Френсиса Бейкона, с которыми познакомился еще в молодости.

Популярность Прокоповича росла, и в 1716 году Петр I решил вызвать его в Петербург. Поначалу государь сделал Феофана своим советником, в обязанности которого входило толкование заграничных книг и их переводы на русский язык. В этот период писатель создал «Духовный регламент», принял участие в разработке ряда государственных документов, в том числе «Морского устава». Через четыре года выдающемуся ученому был пожалован архиепископский сан. В 1721 году философ занял пост вице-президента Священного Синода. Император был сильно привязан к своему талантливому подданному, благодаря чему последний получал огромные материальные блага.

Смерть

После смерти Петра Великого Прокопович остался при дворе, примкнув к сподвижникам Екатерины. Феофан был максимально лоялен императрице, поддерживал ее в любых вопросах. Прошло всего несколько месяцев, и богослову пожаловали сан архиепископа Новгородского. Быстрый карьерный взлет ученого вызывал зависть коллег, поэтому Прокоповичу приходилось постоянно бороться с недоброжелателями.

Со временем давление врагов только усиливалось, и Феофан был вынужден пересмотреть свою позицию. Продолжая заниматься просвещением и наукой, он уже не так рьяно отстаивал свои политические убеждения. Некогда яростный борец с несогласными, деятель стал панегириком, соглашавшимся на сложившийся порядок и забывшим о собственных идеалах.

Феофан Прокопович на памятнике 1000-е России

Прокопович Феофан скончался 8 сентября 1736 года на своем Карповском подворье в российской столице. Тело преосвященного богослова перевезли в Новгород и захоронили на южной стороне Софийского собора, рядом с мощами митрополита Новгородского Иова.

Ссылки
  • Страница в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Феофан Прокопович

Феофан Прокопович — архиепископ Велико-Новгородский и Велико-Лукский.


Феофан Прокопович, видный публицист и проповедник, церковный и государственный деятель, ближайший сподвижник Петра I в деле реформирования России, известен также тем, что принимал активное участие в разработке идеи иконостаса Петропавловского собора и, будучи архиепископом Новгородским, освящал новый соборный храм.

Архиепископ Феофан Прокопович известен не только как иерарх Русской православной церкви, но и как выдающийся просветитель и влиятельный политический деятель. Один из самых образованных людей своей эпохи, он получил разностороннее европейское образование.

В бытность свою преподавателем, а затем ректором Киево-Могилянской академии, Феофан Прокопович преподавал пиитику, философию и богословие, а также опубликовал ряд научных и художественных произведений, в которых излагал собственную точку зрения на историю страны и вопросы ее духовного развития.

Взгляды Прокоповича оказались близки воззрениям Петра I, — с 1716 года вчерашний ректор стал опорой государя в деле реформирования церкви. Деятельность на этом поприще оказалась весьма успешной, и в 1726-м Феофан Прокопович возглавил Святейший синод.

Влияние Феофану удалось сохранить и после смерти царя-реформатора: несмотря на интриги многочисленных противников, в эпоху правления Анны Иоанновны архиепископ по-прежнему оставался у власти.

Противоречивая личность Феофана Прокоповича

Феофан Прокопович был человеком, к которому бы как нельзя лучше подошло определение «Двуликий Янус». С одной стороны, это был просвещенный, всесторонне образованный ученый, автор трудов «Поэтика» и «Риторика», получивший образование в Европе и хорошо знакомый с трудами своих европейских коллег. С другой стороны, несмотря на годы, проведенные в Риме и даже на обучение в иезуитской коллегии, Феофан Прокопович истово ненавидел все, что имело отношение к Католической церкви.

Предвосхитив в своих стихотворных опытах труды столпов классицизма — Ломоносова, Тредиаковского и Сумарокова, оказав большое влияние на автора сатир, стихотворца Антиоха Кантемира, Прокопович в то же время стяжал прозвание «русского Торквемады», был не чужд политического сыска, для чего мог прибегнуть к любым средствам. «Он не деятель, а делец», — говорили о нем.

Феофан Прокопович — жизненный путь

Его жизненный путь не был легким, но полон свершений. Сын киевского купца окончил Киево-Могилянскую академию, после чего учился богословию в Львове, Кракове и Риме. Для этого он был вынужден перейти в униатство, став монахом Елисеем, а после возвращения на родину отрекся от него и принял постриг в Киево-Братском монастыре под именем Самуил. Феофаном он стал после назначения профессором академии, в награду за педагогические успехи — в честь его покойного дяди, ректора Могилянской академии.

Прокопович не принял католицизма, опираясь в своих лекциях более на догмы протестантизма. В день Полтавской виктории Феофан поразил Петра в ходе богослужения на поле битвы, сравнив царя с библейским Самсоном, разодравшим льва, поскольку тогдашний герб Швеции состоял из трех геральдических львиных фигур. После этого начался карьерный путь Феофана Прокоповича как ярого апологета и главного идеолога петровских церковных реформ.

Сегодня историки все еще спорят об их сути. Кто-то цитирует Феофана Прокоповича, говоря об их пользе и церковной соборности. Другие же полагают, что Петр предпринял попытку разрушить русское православие, всецело подчинив Церковь государству, как в протестантской Англии, где король являлся ее главой.

В 1720 году Феофан Прокопович был возведен в сан архиепископа. После образования в 1721 году Святейшего Синода был назначен его первым вице-президентом, а по сути — фактическим руководителем и затем первенствующим членом. Прокопович являлся главным сподвижником императора, при этом фактически благословляя, к примеру, его гонения на монашество: постриг был запрещен без царского разрешения, а мужчин моложе 30 лет и вовсе до него не допускали.

При нем «царева служба» вышла за рамки «Божиего дела», патриархию заменили госорганом — Синодом, запретили строить часовни, приобретать дорогое церковное убранство, критиковали православные обряды, духовников понуждали доносить о тайнах исповеди. Феофан был уверен, что он утверждает вместе с царем принципы просвещенного монархизма, пусть и угнетая православие. Время показало, что это было ошибкой.

В 1736 году ушел из жизни главный идеолог создания Синода и верный «агент петровских реформ», как нарекли его российские историки, — Феофан Прокопович.

Известная историческая личность Санкт-Петербурга и России в целом.


Канадско-американские славистические исследования, том 54, выпуск 1-3 (2020)

  • Батлер, Джудит. Гендерные проблемы: феминизм и подрыв идентичности . Нью-Йорк: Рутледж, 1990.

    .
  • Чистович И.

    Неизданные проповеди Стефана Яворского . Санкт-Петербург: Тип. Отдела уделов, 1867.

  • Конрой, Дерваль. Правящие женщины. Том. 1: Правительство, добродетель и женщина-принц во Франции семнадцатого века . Лондон: Палгрейв, 2016.

    .
  • Кракрафт, Джеймс. «Феофан Прокопович: Библиография его сочинений», Oxford Slavonic Papers . Новая серия, 8 (1975): 1-36.

  • «Дело о Феофане Прокоповиче», Императорское общество истории и древностей российских. Чтения . 1862, № 1, 1-92.

  • Флоровский Георгий. Пути русского богословия . Бельмонт, Массачусетс: Нордланд, 1979.

    .
  • xml","citationId":"R000007"}» aria-selected=»false» role=»option» data-menu-item=»list-id-7acc77f7-2e67-4260-bcb0-ce542bb9876c»>

    Фраденбург, Луиза, изд., Женщины и суверенитет . Эдинбург: издательство Эдинбургского университета, 1992).

  • Хэнли, Сара. «La primauté masculine en question: Longueville contre Nemours». В Femmes et pouvoir politique: Les princesses d’Europe XV-XVIII век . Под редакцией И. Путрина и М.-К. Шауб, 146-161. Париж: Бреаль, 2007.

    .
  • xml","citationId":"R000009"}» aria-selected=»false» role=»option» data-menu-item=»list-id-7acc77f7-2e67-4260-bcb0-ce542bb9876c»>

    Хартель, Ханс-Йоахим. Византийское Православие и Феофан Прокопович . Вюрцбург: Августин Верлаг, 1970.

    .
  • Хопкинс, Лиза. Женщины, которые хотели стать королями: женщины-правительницы шестнадцатого века . Нью-Йорк: Сент-Мартинс, 1991.

    .
  • Хьюгон, Ален. «Государственные браки и семейные чувства среди Габсбургов Испании», в Femmes et pouvoir politique: Les princesses d’Europe XV-XVIII век . Под редакцией И. Путрина и М.-К. Шауб, 146-163. Париж: Бреаль, 2007.

    .
  • Яворский Стефан. «Слово в неделю мироносиц оувещательные до воиннов, находящу походу воинскому». В Проповеди блаженныя памяти Стефана Яворского преосвященного митрополита Рязанского и Муромского . Том. 2: 71-72. Москва: Синодальная типография, 1804.

    .
  • Янсон, Шарон Л.

    Дебаты о женщинах, власти и политике в Европе раннего Нового времени . Лондон: Пэлгрейв, 2008.

    .
  • Кислова, Е.И. «Письмо архиепископа Феофана Прокоповича к рязанскому епископу». Проблемы изучения русской литературы XVIII века . № 14, 33-45. Санкт-Петербург и Самара, 2009.

  • Левин, Кэрол. Сердце и желудок короля: Елизавета I и политика пола и власти . Филадельфия: Пенсильванский университет, 2013.

    .
  • Лавджой, Артур О. Великая цепь бытия: история идеи . Кембридж Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1936.

    .
  • Маркер, Гэри. Imperial Saint: Культ святой Екатерины и заря женского правления в России . ДеКалб, издательство Университета Северного Иллинойса, 2007.

    .
  • Маркер, Гэри. «Сакрализация женского правления, 1725–1761». В книге «Женщины в русской культуре и обществе, 1700–1825 гг.». Под редакцией Венди Росслин и Алессандры Този, стр. 171–19.1. Хэмпшир, Великобритания: Palgrave, 2007.

    .
  • Миллер, Дин А. «Византийский суверенитет и женские возможности». В Женщины и суверенитет . Под редакцией Луизы Фреденбург, 25–59. Эдинбург: Edinburgh University Press, 1992.

  • Монтер, Уильям. Восстание женщин-королей в Европе, 1300-1800 гг. . Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 2012.

    .
  • Прокопович Феофан. Слово на погребение пресветлеишаго дервнашешаго Петра Великого . СПб.: Синодальная типография, 1725.

    .
  • Прокопович Феофан. Сочинения . Москва: Наука, 1961.

    .
  • Прокопович Феофан. Слова и речи поучительные, покровные и поздравительные . 4 тома. СПб.: Кадетский корпус, 1761-1777.

  • xml","citationId":"R000024"}» aria-selected=»false» role=»option» data-menu-item=»list-id-7acc77f7-2e67-4260-bcb0-ce542bb9876c»>

    Прокопович Феофан. Богословское учение о состоянии не по вражденнаго человека, или о том каков был Адам в райу . Москва: Совет. Пономарева, 1785, д.

  • Скотт, Джоан. «Гендер: полезная категория исторического анализа», American Historical Review 91, вып. 5 (декабрь 1986 г.): 1053-1075.

  • Скотт, Джоан. «Пол: все еще полезная категория?» Диоген 57, вып. 1 (февраль 2010 г.), 7–14.

  • Сысин, Франк Э. «Формирование современной украинской религиозной культуры: шестнадцатый и семнадцатый века», в Церковь, нация и государство в России и Украине . Под редакцией Джеффри А. Хоскинга, 23–37. Нью-Йорк: Издательство Св. Мартина, 1991.

    .
  • Ванегффелен, Тьерри. Le pouvoir Competition: Souveraines d’Europe а-ля Ренессанс . Париж: Payot, 2008.

  • Василий Поярков краткая биография и интересные факты

    Поярков Василий Данилович краткая биография и интересные факты из жизни русского землепроходца XVII века представлены в данной статье.

    Поярков Василий Данилович краткая биография

    Будущий путешественник (годы жизни Василия Пояркова 1610 — 1667) был уроженцем города Кашина и родился в семье служилых людей. О его детстве мало что известно. В 1630 году он стал служить в Сибири и дослужился до письменного старосты. Входил в состав губернатора П.П. Головин.

    В это время Россия закрепила свои позиции на реке Лене и стала присматриваться к окружающим ее территориям. Поэтому было принято решение отправить отряд казаков на разведку в район реки Амур. А Пояркову поручили возглавить отряд и дали задание описать сказочные страны и составить карты. Бригада из 130 казаков была снаряжена боеприпасами, корабельными инструментами и парусиной для постройки лодок, подарками для местных жителей и для обмена.

    Поярков Василий Данилович в 1643 году отправился на реку Амур, с первоначальной целью изучения Приамурья. Первая страна на их пути – Даурия, охватывающая часть современного Забайкалья и западный район Приамурья. Они переправились через реки Алдан, Учуру, Гонам. С наступлением осени путник решил оставить часть команды в первом месте зимовки, а сам с небольшим количеством людей отправился на нартах к Становому хребту. Путь был преодолен за 2 недели. Итак, Поярков проник в Даурию. Дождавшись второго состава команды, они построили корабль и отправились в плавание по реке Амур. Путешественник открыл Татарский пролив и устье Амура. Благодаря ему россияне впервые увидели остров Сахалин. Выйдя к устью Амура, экспедиция поднялась вдоль южного и западного берегов Охотского моря. В устье реки Ули команда Пояркова остановилась на очередную зимовку. После этого началась дорога домой, в Якутск, куда путешественник вернулся в 1646 году. До 1648 года Поярков служил в Сибири на прежней должности.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *