Фелица державин история создания: История создания и публикации оды Г.Р. Державина «Фелица». Сюжетный источник и предполагаемые адресаты оды

Содержание

Валентин Круглов. Доклад «Литературные портреты в оде Г.Р. Державина «Фелица»

История создания оды «Фелица» интересна тем, что Гавриил Державин в желании угодить императрице взял за основу своего произведения её собственную работу, незадолго до того изданную маленьким тиражом. Естественно, у ярко талантливого стихотворца эта история заиграла более сочными красками, помимо этого, внеся в историю русского стихосложения новый стиль и сделавшая поэта знаменитостью.

Анализ оды

«Фелица» снабжена подзаголовком, который уточняет цель написания этого произведения. В нём говорится об обращении к премудрой царевне татарского мурзы, который поселился в Москве, но находится по делам в Санкт-Петербурге. Также чичтателя мистифицируют тем, что ода, якобы, переведена была с арабского языка. Анализ оды «Фелица» нужно начать с имени, которое не звучит родным ни русским, ни арабам.

Дело в том, что именно так назвала свою героиню Екатерина II в своей сказке о царевиче Хлоре. Послужившая почвой итальянскому языку (тут можно вспомнить кого-нибудь вроде Кутуньо с возгласом «Феличита») латынь переводит слово «фелица» (Felitsa — felicitas) как счастье. Таким образом Державин с первой строки начал превозносить императрицу, далее не удержавшись и от сатиры в описаниях её окружения.

Уникальность произведения

Ознакомившись с кратким содержанием оды «Фелица», можно прийти к выводу, что автор нарушает все традиции, в которых обычно писались подобные произведения.

Поэт активно вводит разговорную лексику, не чурается нелитературных высказываний. Но самое главное отличие состоит в том, что он создает императрицу в человеческом обличье, отказываясь от ее официального образа. Примечательно, что многих текст смутил и потревожил, а вот сама Екатерина II была от него в восторге.

Художественный синтез

Анализ оды «Фелица» показывает установку на обыкновенную, принятую в те времена торжественную хвалебную оду к дате. Написанная традиционной строфикой оды — десятистишиями, и, как положено, четырёхстопным ямбом. Но до Державина никто ещё не посмел слить два противоположных по целевой направленности жанра — величественную хвалебную оду и едкую политическую сатиру.

Первой была ода «Фелица». Державин как бы «шагнул назад» в своём новаторстве, судя по точно выполненным условиям жанра, хотя бы в сравнении со «Стихами на рождение», которые даже строфикой не разделены. Однако это впечатление пропадает, как только читатель одолевает первые несколько строф. Всё-таки даже композиция оды «Фелица» представляет собой гораздо более широкого порядка художественный синтез.

Сказка «Фелицы»

Интересно рассмотреть, что за мотивы подвигли Державина на сочинение этого «фанфика», что послужило первоосновой и достойна ли была эта тема продолжения. Судя по всему, достойна, и весьма. Екатерина II написала свою сказку для внука, пока что мальенького, но в будущем великого Александра I. В сказке императрицы речь идёт о киевском царевиче Хлоре, которого посетил киргизский хан, чтобы проверить, действительно ли царевич так умён и ловок, как о нём говорят.

Мальчик согласился пройти испытание и найти редчайший цветок — розу без колючек — и отправился в путь. В дороге, ответив на приглашение мурзы Лентяга (говорящее имя), царевич пытается противостоять соблазнам той роскоши и безделья, которыми его соблазняет Лентяг. По счастью, у этого киргизского хана была очень хорошая дочь, которую звали Фелицей, и ещё более хороший внук, которого звали Рассудок. Фелица отправила сына с царевичем, который вышел с помощью Рассудка к цели своего пути.

Державин, «Фелица»: сочинения краткое содержание

Отдельную нишу занимают гражданские оды, которые адресованы влиятельным государственным лицам: монархам и вельможам. Одним и самых ярких представителей этого поэтического жанра является ода «Фелица», краткое содержание ее будет представлено ниже. Поэт посвятил ее русской императрице Екатерине II.

Державин начал службу в Преображенском полку Санкт-Петербурга, этот момент совпал с началом его поэтической деятельности. Целых 40 лет он занимал различные гражданские и военные посты и даже состоял в секретной комиссии по поимке Емельяна Пугачева. Затем был на службе у генерала А. А. Вяземского. В это самое время он и напишет свою знаменитую оду «Фелица». Краткое содержание этого произведения рассказывает о мудрой и доброй киргизской царевне, которую звали Фелица. Здесь она выступает как справедливая правительница, законодательница и милостивая монархиня.

Мост между сказкой и одой

Перед ними была крутая гора, без троп и лестниц. Видимо, царевич и сам по себе был достаточно упорен, потому что, несмотря на огромный труд и испытания, на вершину он всё-таки взобрался, где и украсил свою жизнь розой без шипов, то есть добродетелью. Анализ оды «Фелица» показывает, что, как в любой сказке, образы здесь условно-аллегорические, но у Державина в начале оды они встают очень крепко, и все одические зачины классических образцов, где непременно восхождение на Парнас и общение с музами, блекнут рядом с, казалось бы, простенькими образами детской сказочки.

Даже портрет Екатерины (Фелицы) дан абсолютно в новой манере, которая совершенно не похожа на традиционную хвалебную одопись. Обычно в одах чествуемый персонаж предстаёт в мало выразительном образе богини, шествующей по торжественным гулким рифмовкам стиха с тяжёлой ритмической одышкой. Здесь же поэт воодушевлён, и — что самое главное — оснащён поэтическим мастерством. Стихи не хромают и не надуваются излишним пафосом. План оды «Фелица» таков, что Екатерина предстаёт перед читателем как умная, но простая и деятельная киргиз-кайсатская царевна. Хорошо играет на стройность построения этого образа и контраст — образ мурзы, порочного и ленивого, чем Державин пользуется на всём протяжении оды. Отсюда и небывалое жанровое разнообразие, которым отличается ода «Фелица».

Державин и императрица

Поза певца здесь тоже меняется по отношению к предмету воспевания, если рассматривать не только всю предыдущую русскую литературу, но даже и стихи самого Державина. Иногда в оде ещё проскальзывает некая богоподобность царицы, но при всём этом и при общей почтительности, которую демонстрирует ода «Фелица», содержание показывает и определённую короткость отношения, не фамильярность, но теплоту почти родственной близости.

А вот в сатирических строках Державин иногда может быть понят двойственно. Собирательные черты образа мурзы высмеивают всех по очереди вельмож Екатерины, причём именно здесь поэт не забывает и себя. Автоирония — тем более редкостный факт в поэзии тех лет. Авторское «я» не лишено лирики, но ясно даётся понять, что «Таков, Фелица, я развратен!», «Сегодня властвую собою, а завтра прихотям я раб». Появление в оде такого авторского «я» — факт огромного художественного значения. Ломоносов тоже начинал оды с «я», но как верноподданный раб, а у Державина автор — конкретный и живой.

Милосердная царица

Помощником для создания главного образа стал приказной документ, написанный Екатериной II. В этом своем «Наказе» она писала о необходимости смягчения некоторых законов о смертной казни, которые зачастую применялись из-за незначительные провинности. Поэтому свою героиню Фелицу Державин наделил таким милосердием и снисходительностью, как у Ее Величества Екатерины II.

Фелица в произведении прославляется в тем, что она прекратила преследования тех, кто имел смелость высказывать всякого рода оскорбления в ее адрес.

Об этом четко говорится в оде «Фелица». Краткое содержание описывает, что с первых строк оды можно узнать русскую правительницу Екатерину II. Так Державин рисует ее образ, в первую очередь, опираясь на присущие ей человеческие качества, и добавляет, что она с первых своих дней пребывания в России стала следовать ее обрядам и обычаям. В этом деле она очень даже преуспела и поэтому вызвала симпатии к себе дворовых вельмож и гвардейцев. Имеются сведения, что ода до слез тронула императрицу.

Державин проявил литературные новаторские способности и соединил в оде хвалебные и обличительные начала с сатирой, а тогда это было недопустимо. Мудрой Фелице и ее идеальному образу были противопоставлены нерадивые вельможи – «мурзы». В Екатерининском дворе ими были Г. А. Потемкин, граф П. И. Панин, графы Орловы, князь А. А. Вяземский и т. д.

Державин их так точно изобразил, что нетрудно было догадаться, о ком шла речь в его произведении.

Повествование от автора

Естественно, композиция оды «Фелица» не выдержала бы полновесную авторскую индивидуальность. Державин чаще всего подаёт под авторским «я» условный образ певца, который обычно всегда присутствует в одах так же, как в сатирах. Но есть разница: в оде поэт играет только священный восторг, а в сатире только негодование. «Однострунные» жанры Державин объединил созданием живого человеко-поэта, с абсолютно конкретной жизнью, с многообразием чувств и переживаний, с «многострунной» музыкой стиха.

Анализ оды «Фелица» непременно отмечает не только восторг, но и гнев, хулу и хвалу в одном флаконе. По ходу успевает лукавить, иронизировать. То есть ведёт себя на протяжении всего произведения как совершенно нормальный и живой человек. И необходимо отметить, что эта индивидуальная личность обладает несомненными чертами народности. В оде! И теперь подобный случай был бы беспрецедентным, если кто-то в наше время писал бы одические стихи.

Идеалы Г.Р. Державина в оде «Фелица»

Ода «Фелица» была написана Г.Р. Державиным в 1782 году как своеобразный отклик на «Сказку о царевиче Хлоре», созданную Екатериной II. В этой назидательной сказке императрица прославляет добродетель и рассудок, дает образец праведной жизни, секрет которой – в честности, трудолюбии и взаимной любви. Державин, создавая свою оду, использовал образы и мотивы этой сказки: с пересказа сюжета сочинения императрицы начинается вступление державинского произведения; образы Фелицы, Лентяя, Брюзги, Мурзы, Хлора, розы без шипов появляются в основной части; восточный колорит присущ финальной строфе оды. С помощью этих «заимствованных» элементов поэт создает новаторское произведение, в котором он выражает свои общественно–политические идеалы. В оде «Фелица» контрастно сосуществуют два стиля – высокий и низкий, торжественный и сатирический, идеальный и реальный. Высокое — одическое — связано в произведении с образом Фелицы, под личиной которой скрывается императрица Екатерина II. Важно, что до Гаврилы Державина образ императрицы в русской поэзии строился по законам, определенным Ломоносовым: монархиня изображалась как земное божество, сошедший с небес ангел, как собрание всевозможных добродетелей и совершенств, кладезь премудрости и источник милости. Державин же отходит от этой традиции. Образ Екатерины II в произведении меняется – автор стремится показать многогранный, полнокровный образ выдающегося человека и государственного деятеля. В первой части оды Екатерина изображена как земная женщина. Державин воспевает ее демократизм, спокойный, ровный характер, женскую скромность. Особо он отмечает, что императрица любит ходить пешком, много читает, пишет, «не дорожа своим покоем». Создавая образ просвещенной монархини, Державин смотрит на Екатерину и ее деятельность через призму нравственных достоинств государыни: Но, кротости ходя стезею, Благотворящею душою Полезных дней проводишь ток. В отличие от императрицы, идеалом которой была естественность жизни и умеренность желаний, образ мурзы в оде соткан из мелких человеческих слабостей и страстей, не контролируемых разумом решений и действий. Это существо избалованное и чувственное, в котором плотское начало преобладает над духовным. Державин методично и подробно описывает образ жизни мурзы. Интересно, что описание праздной жизни екатерининского вельможи в «Фелице» во многом предвосхитило изображение одного дня из жизни пушкинского Евгения Онегина. Так, мы видим, что после позднего пробуждения мурза пьет входивший тогда в моду кофе, курит трубку и мечтает о воинской славе. Его день занят пирами и любовными утехами, скачками и охотой. Вечер он проводит, совершая лодочные прогулки по Неве, а дома его ждут невинные семейные радости и чтение на сон грядущий. Кроме жизнелюба мурзы, Екатерина II противопоставлена в оде своему покойному мужу, царю Петру III. В отличие от мужа, Екатерина II, «храня обычаи, обряды, не донкишотствует собой». Придя к власти, эта немка во всех делах и начинаниях думала о благе России, писала свои литературные произведения и государственные указы по-русски и демонстративно ходила в русском capафане, не повторяя ошибок мужа, боявшегося и презиравшего русский народ. Во второй части оды Екатерина II изображается как выдающийся государственный деятель, философ на троне. Поэт прославляет императрицу за заботу о благе Отечества, в частности, за создание Комиссии по составлению свода законов Российской империи, за разрешение частным лицам публиковать сатирические журналы, за умело проведенное административно-территориальное деление России, за отказ принять титул «Великой» и «Премудрой», «Матери Отечества», поднесенный ей Сенатом и российским дворянством. Образ просвещенной Екатерины II в этой части «Фелицы» противопоставлен образу невежественной Анны Иоанновны. Державин сознательно сравнивает именно этих монархинь: в их жизни было много сходного (тяжелое, безрадостное детство при провинцияальных дворах, неудачные браки, вдовство, восшествие на российский престол, увлечение фаворитами и т. п.). Однако одну из них в русской истории можно поставить в один ряд с Иваном Грозным и Петром I, другая известна как любовница конюшего Бирона. Существенное отличие этих правительниц, по мысли поэта,— в их нравственных качествах, в уровне их образования и воспитания. Это, в конечном итоге, определило и характер отношений между ними и Народом. Во второй части оды изменяется не только образ Екатерины II, но и образ повествователя. Теперь он предстает в обличие верноподданного гражданина, человека, который облагодетельствован мудрой правительницей и искренне прославляет ее. При этом образ императрицы теряет свою связь с бытом, возвышается над проблемами частной жизни, обретает черты философа-гуманиста, просвещенного монарха. Здесь растет дистанция между Поэтом и Монархом, что в третьей части приводит к обожествлению героини оды: «Фелицы слава — слава Бога». Создавая образ «земной богини», Державин насыщал строфу реминисценциями и перифразами из Псалтыри и Евангелия, что подчеркивало «высоту» личности императрицы и ее государственных дел. Таким образом, в «Фелице» Державин вывел свой идеал правителя, охарактеризовав его как человека, общественного деятеля и государственную особу. Это идеал воплотился в образе Екатерины II, которая представлена в оде как глубоко нравственный и интеллектуальный человек, демократичный, но, в то же время, строгий в своих привычках и образе жизни. Кроме того, Екатерина – прелестная и сильная женщина. Но, помимо этого, она идеал правителя, благодаря своим деяниям приближенная к статусу божества: Фелицы слава — слава Бога, Который брани усмирил; Который сира и убога Покрыл, одел и накормил; Который оком лучезарным Шутам, трусам неблагодарным И праведным свой свет дарит; Равно всех смертных просвещает, Больных покоит, исцеляет, Добро лишь для добра творит.

О жанрах

Ода «Фелица», содержание которой настолько богато противоречиями, словно тёплыми солнечными лучами согрета лёгкой разговорной речью из реальности быта, лёгкой, простой, иногда шутливой, что прямо противоречит законам этого жанра. Более того, здесь случился жанровый переворот, почти революция.

Надо пояснить, что русский классицизм не знал стихов как «просто стихи». Вся поэзия была строго поделена на жанры и виды, резко разграничена, и границы эти стояли незыблемо. Ода, сатира, элегия и другие виды стихотворного творчества никак не могли смешиваться друг с другом.

Здесь традиционные категории классицизма сломаны напрочь после органичного слияния оды и сатиры. Это касается не только «Фелицы», Державин делал это и раньше, и позже. Например, ода «На смерть князя Мещерского» — наполовину элегия. Жанры становятся полифоничными с лёгкой руки Державина.

Успех

Колоссальный успех достался этой оде сразу после опубликования: «У каждого умеющего читать по-русски она в руках очутилась» — по словам современника. Сначала Державин остерегался широко публиковать оду, пытался скрывать авторство (вероятно, изображённые и весьма узнаваемые вельможи были мстительными), но тут появилась княгиня Дашкова и напечатала «Фелицу» в журнале «Собеседник», где и сама Екатерина II не гнушалась сотрудничать.

Императрице ода очень понравилась, она даже плакала от восторга, велела немедленно разоблачить авторство и, когда это произошло, послала Державину золотую табакерку с дарственной надписью и пятьсот червонцев в ней. Именно после этого к поэту пришла настоящая слава.

Гавриил Державин, ода Фелица: анализ

История создания оды «Фелица» интересна тем, что Гавриил Державин в желании угодить императрице взял за основу своего произведения её собственную работу, незадолго до того изданную маленьким тиражом. Естественно, у ярко талантливого стихотворца эта история заиграла более сочными красками, помимо этого, внеся в историю русского стихосложения новый стиль и сделавшая поэта знаменитостью.

Анализ оды

«Фелица» снабжена подзаголовком, который уточняет цель написания этого произведения. В нём говорится об обращении к премудрой царевне татарского мурзы, который поселился в Москве, но находится по делам в Санкт-Петербурге. Также чичтателя мистифицируют тем, что ода, якобы, переведена была с арабского языка. Анализ оды «Фелица» нужно начать с имени, которое не звучит родным ни русским, ни арабам.

Дело в том, что именно так назвала свою героиню Екатерина II в своей сказке о царевиче Хлоре. Послужившая почвой итальянскому языку (тут можно вспомнить кого-нибудь вроде Кутуньо с возгласом «Феличита») латынь переводит слово «фелица» (Felitsa — felicitas) как счастье. Таким образом Державин с первой строки начал превозносить императрицу, далее не удержавшись и от сатиры в описаниях её окружения.

Художественный синтез

Анализ оды «Фелица» показывает установку на обыкновенную, принятую в те времена торжественную хвалебную оду к дате. Написанная традиционной строфикой оды — десятистишиями, и, как положено, четырёхстопным ямбом. Но до Державина никто ещё не посмел слить два противоположных по целевой направленности жанра — величественную хвалебную оду и едкую политическую сатиру.

Первой была ода «Фелица». Державин как бы «шагнул назад» в своём новаторстве, судя по точно выполненным условиям жанра, хотя бы в сравнении со «Стихами на рождение», которые даже строфикой не разделены. Однако это впечатление пропадает, как только читатель одолевает первые несколько строф. Всё-таки даже композиция оды «Фелица» представляет собой гораздо более широкого порядка художественный синтез.

Сказка «Фелицы»

Интересно рассмотреть, что за мотивы подвигли Державина на сочинение этого «фанфика», что послужило первоосновой и достойна ли была эта тема продолжения. Судя по всему, достойна, и весьма. Екатерина II написала свою сказку для внука, пока что мальенького, но в будущем великого Александра I. В сказке императрицы речь идёт о киевском царевиче Хлоре, которого посетил киргизский хан, чтобы проверить, действительно ли царевич так умён и ловок, как о нём говорят.

Мальчик согласился пройти испытание и найти редчайший цветок — розу без колючек — и отправился в путь. В дороге, ответив на приглашение мурзы Лентяга (говорящее имя), царевич пытается противостоять соблазнам той роскоши и безделья, которыми его соблазняет Лентяг. По счастью, у этого киргизского хана была очень хорошая дочь, которую звали Фелицей, и ещё более хороший внук, которого звали Рассудок. Фелица отправила сына с царевичем, который вышел с помощью Рассудка к цели своего пути.

Мост между сказкой и одой

Перед ними была крутая гора, без троп и лестниц. Видимо, царевич и сам по себе был достаточно упорен, потому что, несмотря на огромный труд и испытания, на вершину он всё-таки взобрался, где и украсил свою жизнь розой без шипов, то есть добродетелью. Анализ оды «Фелица» показывает, что, как в любой сказке, образы здесь условно-аллегорические, но у Державина в начале оды они встают очень крепко, и все одические зачины классических образцов, где непременно восхождение на Парнас и общение с музами, блекнут рядом с, казалось бы, простенькими образами детской сказочки.

Даже портрет Екатерины (Фелицы) дан абсолютно в новой манере, которая совершенно не похожа на традиционную хвалебную одопись. Обычно в одах чествуемый персонаж предстаёт в мало выразительном образе богини, шествующей по торжественным гулким рифмовкам стиха с тяжёлой ритмической одышкой. Здесь же поэт воодушевлён, и — что самое главное — оснащён поэтическим мастерством. Стихи не хромают и не надуваются излишним пафосом. План оды «Фелица» таков, что Екатерина предстаёт перед читателем как умная, но простая и деятельная киргиз-кайсатская царевна. Хорошо играет на стройность построения этого образа и контраст — образ мурзы, порочного и ленивого, чем Державин пользуется на всём протяжении оды. Отсюда и небывалое жанровое разнообразие, которым отличается ода «Фелица».

Державин и императрица

Поза певца здесь тоже меняется по отношению к предмету воспевания, если рассматривать не только всю предыдущую русскую литературу, но даже и стихи самого Державина. Иногда в оде ещё проскальзывает некая богоподобность царицы, но при всём этом и при общей почтительности, которую демонстрирует ода «Фелица», содержание показывает и определённую короткость отношения, не фамильярность, но теплоту почти родственной близости.

А вот в сатирических строках Державин иногда может быть понят двойственно. Собирательные черты образа мурзы высмеивают всех по очереди вельмож Екатерины, причём именно здесь поэт не забывает и себя. Автоирония — тем более редкостный факт в поэзии тех лет. Авторское «я» не лишено лирики, но ясно даётся понять, что «Таков, Фелица, я развратен!», «Сегодня властвую собою, а завтра прихотям я раб». Появление в оде такого авторского «я» — факт огромного художественного значения. Ломоносов тоже начинал оды с «я», но как верноподданный раб, а у Державина автор — конкретный и живой.

Повествование от автора

Естественно, композиция оды «Фелица» не выдержала бы полновесную авторскую индивидуальность. Державин чаще всего подаёт под авторским «я» условный образ певца, который обычно всегда присутствует в одах так же, как в сатирах. Но есть разница: в оде поэт играет только священный восторг, а в сатире только негодование. «Однострунные» жанры Державин объединил созданием живого человеко-поэта, с абсолютно конкретной жизнью, с многообразием чувств и переживаний, с «многострунной» музыкой стиха.

Анализ оды «Фелица» непременно отмечает не только восторг, но и гнев, хулу и хвалу в одном флаконе. По ходу успевает лукавить, иронизировать. То есть ведёт себя на протяжении всего произведения как совершенно нормальный и живой человек. И необходимо отметить, что эта индивидуальная личность обладает несомненными чертами народности. В оде! И теперь подобный случай был бы беспрецедентным, если кто-то в наше время писал бы одические стихи.

О жанрах

Ода «Фелица», содержание которой настолько богато противоречиями, словно тёплыми солнечными лучами согрета лёгкой разговорной речью из реальности быта, лёгкой, простой, иногда шутливой, что прямо противоречит законам этого жанра. Более того, здесь случился жанровый переворот, почти революция.

Надо пояснить, что русский классицизм не знал стихов как «просто стихи». Вся поэзия была строго поделена на жанры и виды, резко разграничена, и границы эти стояли незыблемо. Ода, сатира, элегия и другие виды стихотворного творчества никак не могли смешиваться друг с другом.

Здесь традиционные категории классицизма сломаны напрочь после органичного слияния оды и сатиры. Это касается не только «Фелицы», Державин делал это и раньше, и позже. Например, ода «На смерть князя Мещерского» — наполовину элегия. Жанры становятся полифоничными с лёгкой руки Державина.

Успех

Колоссальный успех достался этой оде сразу после опубликования: «У каждого умеющего читать по-русски она в руках очутилась» — по словам современника. Сначала Державин остерегался широко публиковать оду, пытался скрывать авторство (вероятно, изображённые и весьма узнаваемые вельможи были мстительными), но тут появилась княгиня Дашкова и напечатала «Фелицу» в журнале «Собеседник», где и сама Екатерина II не гнушалась сотрудничать.

Императрице ода очень понравилась, она даже плакала от восторга, велела немедленно разоблачить авторство и, когда это произошло, послала Державину золотую табакерку с дарственной надписью и пятьсот червонцев в ней. Именно после этого к поэту пришла настоящая слава.

анализ, история создания. Анализ стихотворения «Памятник» Державина Какие заслуги описаны в «Памятнике»

Какие темы вы можете выделить в стихотворении «Памятник»?

Высокое положение поэта в обществе и народная память о его творчестве – ведущие темы «Памятника». Вы можете выбрать темы, через которые раскрываются основные. Это тема памятника, способного противостоять натиску времени и стихии. В этом связь славы русского поэта с существованием славянского рода («Доколе славянский род чтит вселенная…»), географические границы этой славы. Это и есть творческая манера поэта, создание которой принадлежит Державину. При этом названы два конкретных произведения – «Фелица» и «Бог». Наконец, муза венчает свой лоб «зарей бессмертия».

Что мы вслед за Державиным понимаем под «чудесным» и «вечным» памятником, который тверже металлов и «выше пирамид»? В чем смысл противопоставления металла, пирамид и памятника, воздвигнутого поэтом самому себе?

Памятник, «чудесный, вечный», который «тверже металла и выше пирамид», есть глубоко духовное понятие, которое впоследствии будет красочно и точно названо Пушкиным «нерукотворным». Это память народа, которая будет чтить произведения поэта, имеющие как конкретно-историческое, так и вневременное значение. Материальная структура рано или поздно будет разрушена временем, творческое наследие, если оно представляет собой духовную ценность для общества, не подвержено деструктивным процессам.

Как в стихотворении затрагивается тема бессмертия? Почему автор уверен, что после смерти его слава приумножится?

Значение своего творчества поэт связывает с существованием и развитием славянской культуры. Он считает создание новой поэтической манеры новым и значительным вкладом в русскую поэзию.

Что приписывает себе Державин как поэт и человек?

Заслуги перечислены им лаконично и точно: «в смешном русском слоге о добродетелях Фелицы», то есть очеловечить образ царствующей императрицы, реформируя стиль оды, внося простоту и задушевность в стиль философских размышлений («Бог»).

Как вы думаете, что означает «смешной русский слог»? Вы можете привести примеры его из поэзии Державина?

«Веселый русский слог» — новая стилистическая манера, введенная Державиным в русскую литературу, в которой написаны два его центральных произведения «Фелица» и «Бог». Ей свойственны искренность, отсутствие торжественной жеманности, гражданское мужество и любовь к правде. Державин говорил «Правду о царях» «с улыбкой», то есть смягчая резкость нравоучений игривым тоном, но не умаляя глубины возражений и разногласий, что мы хорошо знаем из его биографии. «Веселый русский стиль» — один из существенных стилевых элементов поэзии Державина, который в литературоведении именуется также «разрушением (или, по выражению А. В. Захадова, обновлением) классической оды».

Целесообразно привести примеры из указанных работ. Так, противопоставляя современное царствование Екатерины II нравам двора Анны Иоанновны, Державин включает в оду к «Фелице» строки:

Там не парят клоунские свадьбы, Их во льду не жарят бани, Дворянам в усы не щелкают; Князья курами не кудахчут, И лица сажей не пачкают.

В той же оде мы читаем образ жизни провинциального дворянина, хотя он и живет в столице.

Или, сидя дома, Я буду жульничать, С женой дурачиться; То я с нею уживаюсь в голубятне, То резвимся в жмурках порою; Теперь я развлекаюсь в куче с ней, Теперь я ищу ее в своей голове. В каком стиле написано это стихотворение? Есть ли в нем элементы высокого стиля? Какова роль старославянизмов в поэме?

Стихотворение звучит ровно, торжественно. Можно сказать, что она написана в высоком стиле, на основе сочетания как общеупотребительной, так и устаревшей, старославянской лексики, что придает ей торжественное звучание. Старославянизмы способствуют приданию особой значимости столь важным для поэта темам, утверждению его высокой миссии в обществе (воздвигнуть, сокрушить, тленить, вселить (усеченная форма), презирать, чело, жениться и т. д.). И только строфа о «веселом русском стиле» исполнена в среднем стиле, звучит сердечно и просто, что полностью соответствует заявленной в ней теме.

Гавриил Романович Державин вошел в историю русской литературы как основоположник автобиографической поэзии, в которой красной нитью проходит восхваление собственной неповторимости. Это подтвердит анализ стихотворения «Памятник» (9 класс), в котором поэт воспевает свой талант. Благодаря краткому разбору «Памятника» по плану учащиеся 9-х классов смогут полноценно подготовиться к уроку литературы и предстоящему экзамену.

Краткий анализ

История создания Поэма написана в 1795 году.

Тема поэмы — Прославление поэтического творчества и утверждение высокого предназначения поэта.

Композиция – Композиция состоит из пяти строф: в первых четырех автор описывает высокое значение поэзии и превозносит собственные заслуги в искусстве, в пятой он обращается к Музе.

Жанр — Ах да.

Поэтический размер – Ямб шестистопный с перекрестной рифмовкой.

Метафоры «полет во времени», «рассвет бессмертия».

эпитеты «вечный», «прекрасный», «мимолетный».

Гипербола «Он тверже металла и выше пирамид».

Инверсия «и кто будет презирать вас», «бесчисленные народы».

Аватары «ни гром не грянет», «молва прошла», «полёт не сокрушит время».

История написания

Поэма «Памятник» написана Державиным в 1795 году, когда 52-летний Гавриил Романович служил президентом Коммерческого училища в Петербурге. Он отдавал много сил работе на ответственной должности, но никогда не забывал о поэзии, которую так любил.

Произведение относится к зрелому этапу творчества поэта, когда он стал подводить итоги не только своего литературного пути, но и всей своей жизни. Переосмысливая полученный опыт, Гавриил Романович пытался определить свое место в жизни, в обществе, в литературе.

Во время своих размышлений придворный поэт обратил внимание на оду Горация, которая вдохновила его на написание стиха «Памятник», ставшего, по сути, вольной интерпретацией одноименного произведения древнеримского поэта. В своем «Памятнике» Гораций разделял мысль о величии истинного творческого художника. Тема бессмертия поэта и его литературных произведений была настолько близка Державину, что он стал одним из первых русских авторов, начавших воспевать собственный талант и поэтическую славу.

Тема

При анализе стихотворения Державина «Памятник» следует отметить, что центральной темой произведения является бессмертие поэзии, способной вечно жить в памяти будущих поколений.

В своем творчестве Гавриил Романович размышляет о возвышенном влиянии поэзии на общество, праве поэта на любовь и уважение современников и потомков. Ведь именно литература и искусство мягко и гуманно прививают человеку любовь к прекрасному, стремление к духовному развитию, они способны искоренить порочные нравы, а потому их значение в обществе трудно переоценить.

Главной чертой всего творчества Державина является его искренность, которую он еще раз продемонстрировал в стихотворении «Памятник». Он подчеркивает, что настоящий поэт должен быть честным и открытым не только с народом, но и с государственными деятелями. О его заслугах перед русской литературой автор упоминает и без лишнего пафоса.

Композиция

Стихотворение Державина представлено пятью строфами, каждая из которых состоит из сложных предложений, призванных подчеркнуть серьезность автора.

В первой строфе поэт акцентирует внимание на бессмертии поэтического искусства, способного пережить даже самый прочный рукотворный памятник.

Все произведение выполнено в форме монолога, так как ведется от первого лица с частым использованием личных местоимений.

Жанр

Поэма «Памятник» написана в жанре оды. Неторопливый ритм, некое бегство от суеты достигается благодаря шестистопному ямбу с перекрестной рифмовкой.

средства выражения

В стихотворении Державина «Памятник» анализ вкратце таков. Произведение отличается высоким звучанием интонации и лексики, а также величественным, неторопливым ритмом. Для достижения этого эффекта автор использует многочисленные средства художественной выразительности.

Чтобы подчеркнуть возвышенный строй мысли в своем творчестве, поэт использует высокопарных выражения («чело», «надулся», «тлен», «смела») и эпитета («вечный», «чудный» , «мимолетное»).

Также встречается в поэме метафоры («полёт во времени», «заря бессмертия»), гипербола («он твёрже металлов и выше пирамид»), инверсии («и кто тебя презирает », «неисчислимые народы»), олицетворения («Гром не грянет», «молва прошла», «лето время не сокрушит»).

Тест на стихотворение

Оценка анализа

Средняя оценка: 4,4. Всего полученных оценок: 191.

Произведение Г. Р. Державина пробуждает самые светлые чувства, заставляет восхищаться его талантом и простотой изложения мыслей. Произведение «Памятник» стало программой для поэта. В нем собраны самые важные из его жизненных ценностей. Уже более двухсот лет читатели любят это произведение и считают его одним из замечательных образцов автобиографической поэзии.

Тема и идея

Первое, о чем следует упомянуть при подготовке анализа «Памятника» Державина, это тема произведения. Он заключается в прославлении поэтического творчества, а также утверждении высокого предназначения поэта. Стихи и оды, которые он написал при жизни, автор уподобляет чудесным памятникам. Г. Р. Державин — основоположник автобиографического творчества во всей русской литературе. В качестве основной темы своих произведений он выбрал славу и величие.

Тема «Памятника» Державина — бессмертие поэзии — освещена не только в этом стихотворении, но и во многих других произведениях поэта. В них он размышляет о роли искусства в обществе. Державин также пишет о праве поэта на всенародную любовь и уважение. Основная мысль поэмы заключается в том, что искусство и литература способствуют просвещению и распространению красоты в обществе. Они также обладают способностью исправлять порочные нравы.

«Памятник» Державину: история создания

Державин написал свою поэму в 1795 году. Она относится к зрелому этапу творчества придворного поэта. На этом этапе он уже подводил итоги своей жизни и творчества, осмысливал пройденный им путь, пытался осмыслить свое место в литературе, а также в истории общества. Произведение «Памятник» создано поэтом на основе оды Горация, является ее вольной интерпретацией. Главные герои «Памятника» Державина – Муза и лирический герой. Стихотворение автобиографично. Образ поэта не оторван от повседневности, он с ней един.

Стихотворение поэта состоит из четырех строф. Продолжим анализ «Памятника» Державина анализом его содержания. Первая строфа содержит непосредственное описание памятника. Поэт подчеркивает его силу, используя гиперболу-сравнение: «Металлы тверже… выше пирамид». Этот памятник неподвластен течению времени. И уже из этого описания внимательный читатель может сделать вывод, что в действительности памятник Державину неосязаем.

Во второй строфе автор утверждает собственное бессмертие, подчеркивая, что его поэзия не что иное, как национальное достояние. А в третьей строфе читатель узнает о том, насколько велика будет слава поэта в будущем. Четвертая описывает причины этой славы: «Смел говорить правду с улыбкой в ​​смешном русском стиле». Поэт также обращается к своей Музе. В заключительных строках стихотворения «Памятник» Державина выражается независимость поэта от чужого мнения. Именно поэтому его творчество заслуживает истинного бессмертия. В своем стихотворении поэт показывает лирического героя гордым, сильным и мудрым человеком. В своем творчестве Державин предвидит, что многие его произведения будут жить и после его смерти.

«Памятник» Державину: художественные средства

В своем стихотворении поэт открыто обращается к читателям. Ведь только служа правде, писатель и художник обретает право на оригинальность, самостоятельность. Основная мысль, которую может отметить школьник при анализе «Памятника» Державина, такова: ценность творчества заключается в его искренности. Искренность — одна из главных черт поэзии Державина.

Оригинальность произведения передана поэтом так:

  • Размер «Памятника» Державина шестистопный ямб. С его помощью поэт передает неспешное бегство от суеты.
  • Возвышенному строю его мысли соответствует простота слога, достигаемая за счет использования высокопарных выражений и довольно экономных литературных средств выражения. В стихотворении используется перекрестная рифма. Жанр «Памятника» Державина — ода.
  • Торжественное звучание произведению придает лексика высокого стиля («человек», «гордый», «дерзкий»).
  • Г. Р. Державин дает величественный образ поэтического вдохновения за счет использования многочисленных эпитетов и метафор. Его муза венчает себя «зарей бессмертия», а рука ее «медленна», «непринужденна» — иными словами, свободна.

Также для полноты литературоведческого анализа необходимо упомянуть главные образы в «Памятнике» Державина — это Муза и лирический герой. В произведении поэт обращается к своему вдохновению.

Какая именно заслуга описана в «Памятнике»?

Итак, можно сделать вывод, что заслуга поэта заключается в его умении открыто и с улыбкой говорить правителям правду. Чтобы понять серьезность всех этих заслуг Державина, надо проследить путь его восхождения на поэтический Олимп. Поэта ошибочно отдали в солдаты, хотя он был потомком обедневших дворян. Сын вдовы, Державин был обречен на многолетнюю военную службу. В ней не было места поэтическому искусству. Однако уже тогда Гаврилу Романовича посетило поэтическое вдохновение. Он усердно продолжал заниматься самообразованием, а также писать стихи. По стечению обстоятельств он помог Екатерине стать императрицей. Но это никак не сказалось на его материальном положении – поэт еле сводил концы с концами.

Произведение «Фелица» было настолько необычным, что поэт долгое время не решался его опубликовать. Свое обращение к правителю поэт чередовал с описанием собственной жизни. Современников поражало и описание в оде низменных материй. Вот почему в поэме «Памятник» Державин указывает на его заслуги: он «провозгласил» о «добродетелях Фелицы» — сумел показать правительницу как живого человека, описать ее индивидуальные особенности, характер. Это было новое слово в русской литературе. Об этом же можно сказать и при анализе «Памятника» Державина. Поэтическое новаторство автора состояло в том, что ему удалось написать новую страницу в истории литературы «смешным русским стилем».

Упоминание, связанное с одой «Бог»

Еще одна его заслуга, о которой поэт упоминает в произведении, — умение «говорить о Боге в искренней простоте». И в этих строках он отчетливо упоминает свою оду под названием «Бог», написанную в 1784 году. Она была признана современниками Гаврилы Романовича высшим проявлением его таланта. 15 раз ода была переведена на французский язык. Также было сделано несколько переводов на немецкий, итальянский, испанский и даже японский языки.

Борец за правду

И еще одна заслуга, которая описана в поэме «Памятник» Державина, это умение «говорить правду королям с улыбкой». Несмотря на то, что он достиг высоких чинов (Державин был губернатором, сенатором, личным секретарем Екатерины II), ни на одной должности надолго он не задерживался.

Державин боролся с казнокрадами, постоянно проявлял себя как поборник правды, пытался добиться справедливости. И это характеристики поэта из уст современников. Гаврила Романович напомнил дворянам и чиновникам, что, несмотря на их положение, их участь точно такая же, как и у простых смертных.

Отличие Державина от Горация

Конечно, нельзя сказать, что творчество Державина лишено пафоса. Однако поэт имел право им воспользоваться. Гаврила Романович смело изменил мысль, заложенную в поэме Горацием. На первое место он ставил правдивость своего произведения, и лишь на второе место то, что, по мнению древнеримского поэта, должно быть в центре внимания — совершенство поэмы. И разница жизненных позиций поэтов двух разных эпох выражена в их произведениях. Если Гораций добился известности только потому, что написал хорошие стихи, то Гаврила Романович прославился тем, что в «Памятнике» он открыто говорит правду и народу, и царю.

Произведение, которое можно понять

Державин был ярким представителем классицизма в литературе. Именно он перенял европейские традиции, по правилам которых произведения составлялись в возвышенном, торжественном стиле. Однако в то же время поэт сумел ввести в свои стихи много простой, разговорной речи. Именно поэтому он сделал их доступными для понимания представителями самых разных слоев населения.

Критика стихотворения

Стихотворение «Памятник» Державин сочинил, чтобы возвысить и прославить русскую литературу. К огромному сожалению, критики совершенно неверно истолковали это произведение, и на Гаврилу Романовича обрушился целый шквал негатива.

Его обвинили в хвастовстве и чрезмерной гордыне. Державин рекомендовал своим яростным противникам не обращать внимания на торжественный стиль, а задуматься о том смысле, который заложен в произведении.

Торжественный стиль

Поэма написана в жанре оды, а если быть точнее, то это ее особый вид. Работа соответствует высокому, торжественному стилю. Написанное ямбом с пиррихом, оно приобретает еще большую величественность. Произведение наполнено торжественными интонациями, изысканной лексикой. Его ритм медленный, величественный. Многочисленные однородные члены предложения, прием синтаксического параллелизма, а также большое количество восклицаний и обращений позволяют поэту добиться этого эффекта. Высокий стиль также создается с помощью лексики. Г. Р. Державин использует большое количество эпитетов («прекрасный», «мимолетный», «вечный»). Также в произведении много устаревших слов — славянизмов и архаизмов («воздвигнуто», «смерть», «несмотря на лоб»).

Значение в литературе

Мы рассмотрели историю создания «Памятника» Державина, проанализировали произведения. В заключительной части учащийся может рассказать о роли поэмы в русской литературе. В этом произведении Гаврила Романович продолжает традицию подведения итогов жизни, заложенную еще Ломоносовым. И в то же время поэту удавалось оставаться в рамках канонов подобных творений. Эта традиция была продолжена в творчестве Пушкина, который также обращался к первоисточнику, но в то же время опирался и на поэму Державина.

И даже после А. С. Пушкина многие ведущие русские поэты продолжали писать стихи в жанре «памятник». Среди них, например, А. А. Фет. Каждый из поэтов сам определяет значение поэзии в жизни общества, опираясь как на литературную традицию, так и на собственный творческий опыт.

Письмо

Гавриил Романович Державин — великий русский поэт 18 века. В своем творчестве он освещал проблемы российского высшего общества. Поэт отмечал как хорошие стороны жизни (деятельность императрицы), так и отрицательные (разрушительная деятельность дворян). Также в лирику Державина вошла его собственная жизнь.

Отличительные черты творчества поэта легко проследить на примере поэмы «Памятник», написанной в 1775 году. В этом произведении содержатся некоторые сведения из жизни самого Державина. Его герой не выдуманный, он дышит и действует. Вот почему стихи начинаются с личного местоимения «я»: «Я воздвиг себе чудный, вечный памятник». И далее рассказ о себе продолжается: «…первый осмелился возгласить смешным русским слогом О добродетелях Фелицы».

Феличе Державин позвонил Екатерине II. Уже в 1783 году была издана одноименная ода, посвященная императрице, принесшая Державину литературную славу.

Еще одной отличительной чертой поэзии Державина является сочетание «высоких» и «низких» слов. Этим поэт достигает очень большой выразительности:

Я воздвиг себе прекрасный, вечный памятник,

Он тверже металла и выше пирамид… Уотерс…

А рядом с этими простыми и понятными каждому строчками стоят наполненные высокой лексикой стихи в «Памятнике». Особенно показательно последнее четверостишие, наполненное богатырским воодушевлением и верой в свое предназначение:

О муза! гордись заслуженными заслугами,

И кто презирает тебя, того презирай сам.

Поэма основана на образе памятника. В творчестве Державина он становится воспоминанием о таланте и искусстве. художественным приемом, лежащим в основе стихотворения, является метафора.

Еще один любимый прием поэта – градация. Например:

В простоте сердечной говорить о Боге

И с улыбкой говорить правду королям.

Наряду с этими приемами Державин использовал и анимацию. Вот четверостишие, полностью состоящее из анимаций:

Итак! — не весь я умру, но большая часть меня,

Бегущий от тления, после смерти он будет жить,

И слава моя не увянет,

Как долго вселенная будет чтить славян?

В «Памятнике» Державин утверждал вечность своего литературного творчества, определял его несомненные заслуги перед Отечеством (Всякий вспомнит, что среди бесчисленных народов, / Как из безвестности я стал известен тем). Но поэт не менее гордился своим народом (Пока вселенная чтит славянский род).

С величайшей теплотой поэт относился к своей Музе, считая, что это она шевельнула его пером:

О муза! гордись справедливой заслугой. ..

Неторопливой, неторопливой рукой

Увенчай свой лоб зарей бессмертия.

Таким образом, в «Памятнике» поэт представлен как орудие высшей власти, направленное на уничтожение пороков и действующее по велению свыше.

Г.Р. Державин считал, что искусство и литература должны способствовать распространению просвещения, любви к прекрасному, уничтожать пороки, проповедовать правду и справедливость. С позиций этих принципов Державин пытается оценить свое творчество в поэме «Памятник».

«Памятник» — вольная аранжировка оды Горация. Державин не повторяет мысли древнеримского поэта, а высказывает свою точку зрения на роль поэта и поэзии. Гораций считал, что залог его бессмертия — во власти Рима: «Везде я буду расти славою, Пока великий Рим владеет светом» (перевод М. В. Ломоносова). Долголетие славы своей видит Державин в любви к отечеству:

И слава моя не увядает,

Как долго вселенная будет чтить славян?

Поэт уподобляет свое произведение «чудесному, вечному» памятнику:

. .. Он тверже металлов и выше пирамид;

Ни вихрь его, ни гром не сломит мимолетного,

И время не сокрушит его.

Свои заслуги Державин видит в том, что русский стиль он сделал «потешным», то есть веселым, простым, острым, что он «осмелился»… возвещать…» о добродетелях императрицы, и не о подвигах и величии, что он относился к ней, как к простому человеку, поэтому говорит о ее человеческих добродетелях.Державин видит свою заслугу как поэта в том, что он мог:

Говорить о Боге в простоте сердечной

И говорить правду королям с улыбкой

В «Памятнике» поэт размышляет о влиянии поэзии на современников и потомков, о том, что поэт имеет право уважать и любить сограждан. Он уверен, что его имя будет жить в памяти «бесчисленных народов», живущих от «Белых Вод до Черных Вод». Здесь мы понимаем, как пушкинское «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» перекликается с «Памятником» Державина.

Сила поэзии Державина сильнее законов природы, этим превосходством отличается его памятник, он «тверже металла».

Последняя строфа поэмы говорит о том, что поэт не надеется на всеобщее одобрение современников, оттого его Муза воинственна и величественна:

О Муза! Гордитесь заслуженными заслугами,

И кто вас презирает, того презирайте сами;

Неторопливой, неторопливой рукой

Увенчай свой лоб зарей бессмертия.

Стихотворение написано шестистопным ямбом, что придает его ритму медлительность и торжественность. Ритм стиха как бы соответствует важности темы.

Литературный анализ оды «Фелица». Гавриил Романович Державин, ода «Фелица»

История создания оды «Фелица» интересна тем, что Гавриил Державин, в желании угодить императрице, взял за основу своего произведения ее собственное произведение, незадолго до его опубликования в небольшом тираже. Естественно, в ярко талантливом поэте этот рассказ заиграл более сочными красками, кроме того, внося новый стиль в историю русского стихосложения и делая поэта знаменитостью.

Анализ оды

«Фелица» снабжена подзаголовком, в котором указывается цель написания данного произведения. Имеется в виду обращение к мудрой царевне татарского мурзы, поселившегося в Москве, но находящегося по делам в Петербурге. Также мошенника озадачивает тот факт, что ода якобы была переведена с арабского языка. Анализ од «Фелица» следует начать с имени, которое не звучит ни по-русски, ни по-арабски.

Дело в том, что именно так Екатерина II называла свою героиню в своей сказке о царевиче Хлоре. Послужил почвой итальянского языка (тут можно вспомнить кого-то вроде Кутуньо с восклицанием «Феличита») латынь переводит слово «Фелица» (felicitas) как счастье. Так Державин с первых строк начал превозносить императрицу, потом не удержался от сатиры в описаниях ее окружения.

Художественный синтез

Анализ оды «Фелица» показывает установку на обыденную, принятую в те времена торжественную хвалебную оду на дату. Написана традиционной строчкой оды — десятидесятыми, и, как положено, четырехстопным ямбом. Но до Державина никто не решался слить воедино два противоположных жанра одной цели: величественную хвалебную речь и едкую политическую сатиру.

Первой была ода «Фелица». Державин как бы «отступил» в своем новаторстве, судя по точно выполненным условиям жанра, по крайней мере по сравнению с «Стихотворениями о рождении», которые даже на строфы не разделены. Однако это впечатление исчезает, как только читатель преодолевает первые несколько строф. Но даже композиция оды «Фелица» представляет собой гораздо более широкий порядок художественного синтеза.

Сказка «Фелицы»

Интересно рассмотреть, что побудило Державина написать этот «фанфик», послуживший первоосновой и достойна ли эта тема продолжения. Судя по всему, достойно, и очень. Свою сказку Екатерина II написала для внука, пока еще маленького, но в будущем великого Александра I. В сказке императрицы речь идет о киевском князе Хлоре, который посетил хана хана, чтобы проверить, князь такой умный и ловкий, как о нем говорят.

Мальчик согласился пройти испытание и найти редчайший цветок — розу без шипов — и отправился в путь. По дороге, отвечая на приглашение мурзы Лентяга (говорящее имя), царевич пытается устоять перед соблазнами той роскоши и праздности, которыми его соблазняет Лентяй. К счастью, у этого киргизского хана была очень хорошая дочь, которую звали Феличе, и еще лучший внук, которого звали Рассудок. Фелица послала с князем сына, который вышел с помощью Разума к цели своего путешествия.

Мост между сказкой и одой

Перед ними была крутая гора, без тропинок и лестниц. Судя по всему, сам князь был достаточно настойчив, потому что, несмотря на свой колоссальный труд и испытания, он все-таки взобрался на вершину, где украсил свою жизнь розой без шипов, то есть добродетелью. Анализ од «Фелицы» показывает, что, как и во всякой сказке, образы здесь условно-аллегоричны, но Державин в начале оды получает очень сильные и все одические начала классических образцов, где, конечно, Восхождение на Парнас и общение с музами меркнет Простыми, казалось бы, образами детской сказки.

Даже портрет Екатерины (Феличе) дан абсолютно в новой манере, совершенно отличной от традиционного восхваления. Обычно в оде благородный персонаж предстает в менее выразительном образе богини, марширующей по торжественным, гулким рифмам стиха с тяжелой ритмической одышкой. Здесь поэт одухотворен и, главное, вооружен поэтическим мастерством. Стихи не хромают и не раздуваются чрезмерным пафосом. Замысел од «Фелица» таков, что Екатерина предстает перед читателем умной, но простой и деятельной киргиз-кайсатской княгиней. Хорошо обыграна гармония построения этого образа и контраст — образ мурзы, злобного и ленивого, чем пользуется Державин на протяжении всей оды. Отсюда беспрецедентное жанровое разнообразие, которым отличается ода «Фелица».

Державин и императрица

Поза певца здесь тоже меняется по отношению к предмету пения, если рассматривать не только всю предыдущую русскую литературу, но даже стихи самого Державина. Иногда в одежде проскальзывает еще какая-то богоподобность царицы, но при всем этом и при общем благоговении, проявляемом одой «Фелица», в содержании видна и некоторая краткость отношения, не фамильярность, а теплота почти близкое родство.

Но в сатирических строках Державина иногда можно понять двояко. Собирательные черты образа Мурзы высмеивают поочередно всех екатерининских вельмож, и здесь поэт не забывает себя. Тем более редко встречается автоирония в поэзии тех лет. Авторское «Я» не лишено лирики, но четко прописано, что «Вот Фелица, я продажная!», «Сегодня я властвую собой, завтра я раб капризов». Появление такого авторского «я» в одежде – факт большого художественного значения. Ломоносов тоже начал оду с «я», но как верный раб, а державинский автор — конкретный и живой.

Повествование от автора

Естественно, композиция оды «Фелица» не выдержала полной авторской индивидуальности. Державин часто подает под авторское «Я» условный образ певца, который обычно всегда присутствует как в одах, так и в сатирах. Но есть разница: в одежде поэт играет только священный восторг, а в сатире только негодование. Однострунные жанры Державин сочетал с творчеством живого человека-поэта, с абсолютно конкретной жизнью, с многообразием чувств и переживаний, с «многострунной» стиховой музыкой.

Анализ оды «Фелица» непременно отмечает не только восторженность, но и гнев, кощунство и похвалу в одном флаконе. Со временем умудряется лукавить, иронизировать. То есть ведет себя на протяжении всей работы как совершенно нормальный и живой человек. И надо отметить, что эта индивидуальная личность имеет несомненные черты национальности. В одежде! И вот такой случай был бы беспрецедентным, если бы кто-нибудь в наше время писал одические стихи.

О жанрах

Ода «Фелица», содержание которой так богато противоречиями, как теплые солнечные лучи, согретые легкой разговорной речью от реальности обыденной, легкой, простой, местами шутливой, что прямо противоречит законам этого жанра. Более того, произошла жанровая революция, почти революция.

Следует пояснить, что русский классицизм не знал поэзии как «просто поэзии». Вся поэзия была строго разделена на жанры и виды, резко разграничена, и границы эти стояли непоколебимо. Ода, сатира, элегия и другие виды поэтического творчества не могли смешиваться друг с другом.

Здесь традиционные категории классицизма полностью ломаются после органического слияния оды и сатиры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *