Феклуша цитатная характеристика гроза: Характеристика героя Феклуша, Гроза, Островский. Образ персонажа Феклуша

образ и характеристика героини пьесы «Гроза»


Образ Феклуши в пьесе Александра Николаевича Островского «Гроза» является второстепенным, но роль Феклуши в пьесе имеет большое значение для понимания того, насколько косно и необразованно большинство жителей города Калинова. Характеристика Феклуши показывает влияние этой героини на доверчивых, необразованных калиновцев.

Содержание

Кто такая Феклуша в пьесе «Гроза»

Эта героиня — странница. Зарабатывает Феклуша себе на хлеб распространением в народе различных суеверий и слухов. Таких странниц и странников бродило раньше по России великое множество. Многие из них, как и эта героиня, способствовали тому, что народ был, в основном, тёмен, верил их предсказаниям, считал их божьими людьми и кормил их.

Значение имени

Фёкла — это русская народная форма имени Текла, которое в переводе с греческого языка означает «Божья слава». В России Текла считалось именем изысканно-звучным, а Фёкла — простонародным.

Описание Феклуши: её речь, характер


Сущность этого персонажа автор передал не через её поступки, а, в основном, через её разговоры с богатой купчихой Кабанихой и с прислугой купчихи Глашей.

Речь Феклуши отражает её характер. Этой страннице присущи такие черты характера как слащавость, подобострастие, невежество, склонность к безделью, к попрошайничеству.

Феклушу разговор с Глашей характеризует как любопытную, уверенную в своём превосходстве над простыми людьми женщину. Она интересуется, что Глаша делает, куда и надолго ли едет Тихон Кабанов (его она называет «свет наш»

), «станет выть аль нет» его жена и вообще воет ли она когда-нибудь. «Уж больно я люблю, милая девушка, слушать, коли кто хорошо воет-то».

О её уверенности в своей исключительности и в превосходстве над другими людьми свидетельствует то, что она считает, что простых людей один враг смущает, а к странникам приставлено «к кому шесть, к кому двенадцать», и всех их надо побороть. На вопрос Глаши, почему к ним так много приставлено, странница отвечает: «Это, матушка, враг-то из ненависти на нас, что жизнь такую праведную ведём» (то есть она ставит себя выше других людей). Далее Феклуша характеризует себя как человека не вздорного, подверженного только одному греху: «Сладко поесть люблю. Ну так что ж! По немощи моей господь посылает». То есть она, по её мнению, такой праведный человек, что Бог посылает ей грех, а не враг рода человеческого.

Несмотря на уверение странницы, что она не вздорная, читателям и зрителям ясно, что это не так, так как Глаша говорит, что странницы, остановившиеся в доме Кабановых, всё время ссорятся.

Многоречивая Феклуша рассказывает наивной Глаше о других странах то, что слышала о них в своих недалёких странствиях, например, о том, что «есть земля, где все люди с пёсьими головами». На вопрос девушки, отчего же они с пёсьими головами, странница коротко отвечает: «За неверность».

Феклуша отрицательно относится к паровым машинам, потому что в поездах железных дорог ей видится «огненный змий», которого запрягают «для-ради скорости». Это она сообщает Кабанихе. Ещё она сообщает купчихе о своём видении, которое было ей в Москве. Будто видела она на крыше высокого дома кого-то с чёрным лицом, который, по её мнению, сыпал плевелы на народ, и народ от этого живёт в суете (по библейской притче, плевелы-символы грехов, которые распространяет среди людей дьявол). Далее следует монолог Феклуши о последних временах (действие 3, сцена 1, явление 1). Она говорит Кабанихе, что

«время-то, за наши грехи, всё короче и короче делается».

Отношение Феклуши к калиновцам

Странница Феклуша считает Калинов обетованной землёй, потому что местное купечество щедро подаёт ей «на бедность» и почитает её. За щедрость и подаяния она объявляет купечество народом благочестивым, добродетельным. «Красота дивная» — таким предстаёт город Калинов в восприятии Феклуши. Её мнение о калиновских нравах в корне отличается от мнения Кулигина, считающего их жестокими. Примечательно, что её слава о «бла-алепии» Калинова, сказанные другой женщине, идут после того, как Кулигин рассказал Борису о жестокости местных нравов.

Вывод

Роль Феклуши в пьесе «Гроза» А. Н. Островского очень значима, несмотря на то что это персонаж второстепенный. Значение образа Феклуши состоит в том, что с его помощью автор показал невежество и ограниченность обитателей города Калинова, принимающих на веру фантастические россказни странниц и странников, которые сами далеко не ходили, а слыхать много слыхали. «…Сведения, сообщаемые Феклушами, таковы, что не способна внушить большого желания променять свою жизнь на иную», — пишет Н. А. Добролюбов в статье «Луч света в „тёмном царстве“». В этом-то и состоит влияние Феклуши на жизнь города Калинова: героиня способствует тому, что калиновцы боятся менять свои старые устои на незашоренный взгляд на современную им жизнь.

Характеристика образа Феклуши, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

Учительница Косточка задаёт прочитать:

Образ и характеристика Феклуши из драмы «Гроза»

Характеристика образа Феклуши — второстепенного персонажа драмы Александра Николаевича Островского «Гроза» — позволяет читателю составить представление о таком слое российского общества как странники. Подобных героев не обошли своим вниманием Н.С. Лесков, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, В. Г. Короленко и М. Горький. Во II половине XIX века странничество уже отживало свой век, но всё ещё было неотъемлемой частью жизни деревень и небольших городков.

Содержание

Жизнь странницы

Феклуша — типичная странница. Это женщина, путешествующая по Руси, посещая во время странствия монастыри и святые места. Останавливаются странники в лежащих на пути сёлах и городах, в тех домах, где не откажут в гостеприимстве. Впрочем, принимать странника всегда считалось предвестием благополучия, хорошей приметой. А сами путники передавали друг другу сведения о тех домах, где можно найти ночлег и гостеприимство. Жили странники подаянием. А за приют расплачивались рассказами об увиденном и услышанном в пути. Катерина вспоминает, что в родительском доме по вечерам все собирались послушать диковинные рассказы странниц.

Обращаться к странникам ласково, используя вариант имени, больше подходящий для ребёнка (Пелагеюшка, Иванушка у Толстого в «Войне и мире»), было в обычае. Это демонстрировало доброжелательное, покровительственное отношение к «божьим людям», желание заботиться о них, помогать тем, кто как никто близок к Всевышнему. Так что тот факт, что героиню называют Феклушей, ничего не говорит о персональном к ней отношении: это дань традиции.

Феклуша и дом Кабановых


Впервые Феклуша появляется на сцене сразу после пространного рассказа Кулигина о грубости нравов среди городского купечества. Едва часовщик закончил говорить о жадности, подлости, сутяжничестве, как появляется старушка, восхваляющая добродетели и благочестие местных богачей. Особую благодать она призывает на дом Кабановых, щедрый на подаяния. Эти небескорыстные, лицемерные похвалы опровергаются отзывом Кулигина о Кабановой: «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем» — и появлением самой Марфы Игнатьевны со своей семьёй. Образ Феклуши, благодаря такой композиции, не требует времени для раскрытия. С самого начала понятно, что она готова угождать богатеям и лестью благодарить за оказанное добро.

Во время пребывания в городе Феклуша живёт у Кабановых и невольно присутствует при домашних событиях. В отъезде Тихона по делам в Москву её более всего интересует соблюдение обрядовости: будет ли его жена выть? Странница — любительница устоявшихся церемоний, как и Кабаниха, которая требует от Катерины поклона мужу в ноги и полного набора традиционных наказов жене со стороны Тихона  вместо искренних объятий перед разлукой.

Как бы из-за заботы о хозяйском добре Феклуша советует присматривать за другой странницей. Впрочем, подлинные мотивы этого совета Глаша раскрывает тут же: «…все вы друг на друга клеплете». Зависимые от щедрости хозяев, «странные» люди конкурируют между собой.

Рассказы Феклуши, по её собственному признанию, опираются не на личный опыт, а большей частью на услышанные рассказы других людей. По немощи ей не по силам путешествия по дальним краям. Но говорит она бойким, живым, красочным языком, стиль её баек близок к сказочному, и занимательные небылицы про «салтанов» и неправедный суд, про людей с пёсьими головами необразованным жителям провинциальной России заменяют газеты.

Без таких людей, как Феклуша, считает служанка Глаша, жители Калинова так бы «дураками и померли». Подобные странницы всерьёз воспринимаются невежественными, тёмными людьми как просветители.

Феклуша хорошо понимает, что хочет услышать от неё хозяйка дома. Вот и заводит беседу о благости неторопливой, устоявшейся на века, несуетной жизни, в противоположность «содому» больших городов. Подпитывая убеждения Кабанихи, вещает о близости конца света, о пришествии «последних времён». Женщина способна увидеть в спешащей толпе самого дьявола, в паровозе — огненного змея, на крыше дома — сатану, сыплющего плевелы на гуляющий народ. Она способна почувствовать «умаление» времени и услышать таинственный стон, звучащий в разгаре «гульбища да игрища». Скорее всего, странница сама верит в те ужасы, о которых вещает, в конец света. Но этими рассказами Феклуша не просто подпитывает суеверие и мракобесие, но укрепляет недоверие ко всему новому, прогрессивному.

Роль Феклуши в драме «Гроза»

Феклуша в пьесе противопоставлена доморощенному механику, изобретателю и любителю чтения Кулигину.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *