Аменемхет III | |
1849-1801 до н.э. | БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ | Аменемхет IIIАменемхет III (ок. Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 1. ААЛТОНЕН – АЯНЫ. 1961. Аменемхет III — сын Сенусерта III, шестой фараон XII династии
(1849-1801 гг. до н.э.). В отличие от отца Аменемхет III не предпринимал
завоевательных походов. В годы его правления Египет был настолько богат, что
фараон пускал огромные средства на строительство грандиозных храмов и дворцов по
всей стране. Так, по его приказу было вырыто большое Ме-ридово озеро, которое
соединялось с Нилом каналом со шлюзами. Использованы материалы кн.: Тиханович Ю.Н., Козленко А.В. 350 великих. Краткое жизнеописание правителей и полководцев древности. Древний Восток; Древняя Греция; Древний Рим. Минск, 2005. Далее читайте:Египет,
историческая справка с указателем имен фараонов. Древний Египет (карта) Древний Египет во II тыс. до н.э. (карта) Династии древнего Египта
|
| ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
| ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |
Аменемхет III — Энциклопедия Древнего Египта
Частичный перевод статьи с немецкого осуществлен для проекта «Египтопедия». Данный текст является авторской собственностью. Если Вы хотите разместить данную статью у себя на сайте, просьба разместить активную ссылку на сайт «Egyptopedia. info»
Голова статуи Аменемхета III в головном платке немес. Египетский музей. Берлин
менемхет III (или Аменемхет Нимаатра) — шестой фараона XII-й Династии эпохи Среднего Царства, считающийся по праву одним из велийших правителей того периода. Он правил около 1853/52 — 1807/1796 гг. до н.э.
Этот фараон упоминается под именем Нимаатра в Абидосском и Саккарском царских списках. По данным Туринского папируса (строка 5.25) он царствовал более 40 лет. Юлий Африкан, последователь учений Манефона, называет его Аменесом, а Евсевий Кесарийский — Ламарисом или Лампаресом. Древние историки отмечают, что этот царь построил огромный храм «Лабиринт» и собственную гробницу в номе Арсиноя и правил 8 лет. Сегодня общепризнанным фактом считается, что Аменемхет III царствовал около 45 лет, так как самая поздняя запись с его именем была обнаружена в Лахунском папирусе и указывает на «46-й год 3 месяц сезона Ахет» правления фараона.
1. Семья
Женами Аменемхета III были Аат, которая, по всей видимости, скончалась в возрасте 35 лет, и Хнумнеферхеджет, которой было не более 25 лет. Другой женой царя была Нетепти, которая также стала и матерью наследника престола. Дочерьми Аменемхета были принцессы Неферуптах и, возможно, Хетхорхетеп и Нофрусобек.
Разные вариации имени Аменемхета III из разных древнеегипетских источников
Личное имя, как Сын Ра | imn m HA.t — Аменемхет — «Амон впереди» / «Амон во главе» | |
Тронное имя, как Царь | n(j) mAa.t ra — Ни-Маат-Ра — «В Истине Ра» | |
(другой вариант написания) | ||
(другой вариант написания) | ||
(другой вариант написания) | ||
Хорово имя, как Хор | Hr aA bA. | |
(другой вариант написания) | ||
Небти-имя, как Господин Двойного Венца | nb.tj iT iwa.t tA.wj — Ичи-иуат-Тауи-небти — «Взявший в Двух землях (то есть вНижнем и Верхнем Египте) наследие Двух Владычиц (то есть богинь Нехбет и Уаджит)» | |
(другой вариант написания) | ||
nb.tj iT iwa.t Hr (?) — Ичи-иуат-Хор-небти — «Две Владычицы взявшие наследие Хора (?)» | ||
Золотое имя, как Золотой Хор | bik nbw wAH anx — Бик-небу-уан-анх — «Золотой сокол, перенёсшийся в жизнь» | |
Абидосский список (№64) | Нимаатра | |
Саккарский список (№39) | Ни-Маат-Ра |
2.

Статуя Аменемхета III в Эрмитаже, Санкт-Петербург.
Как показали недавние исследования египтологов, после вступления на престол Аменемхет III правил вместе со своим отцом Сенусертом III в качестве соправителя на протяжении около 20 лет. Пока отец в своих военных кампаниях интенсивно развивал внешнюю политику Египта, его сын всеми силами способствовал внутреннему процветанию государства. За три года до своей смерти Аменемхет III, следуя установившейся традиции, назначил в качестве своего соправителя своего сына — Аменемхета IV.
В правление Аменемхета царская власть достигла апогея в эпоху Среднего царства. Важно отметить, что с воцарением Аменемхета III цепь гробниц номархов, дотоле непрерывная, внезапно пресекается. Видимо, Аменемхету, при помощи крутых мер и при опоре на незнатных служилых людей, составлявших костяк армии, удалось значительно ограничить могущество номархов. Границы царства были в значительной степени замерены его предшественниками, поэтому военные походы при Аменемхете были незначительными и предпринимались они довольно редко. Лишь изредка в надписях встречаются указания на «разгром Нубии и открытие стран Азии».
Правление Аменемхета сопровождалось интенсивной строительной деятельностью. Он улучшил устройство колоний на Синайском полуострове, обеспечив их водой и постоянной охраной, что позволило ему более широко проводить работы на местных медных рудниках и месторождених бирюзы. На камнях здесь обнаружены более 50 надписей о длительных экспедициях между 2-м и 45-м годами царствования Аменемхета III. В надписи второго года правления говорится о доставке в Египет бирюзы и меди. Довольно необычен факт, что, несмотря на своё долгое царствование, сохранилось очень мало надписей от Аменемхета III. Они, тем не менее, дают высокую оценку его правлению и содержат длинные списки чиновников, казнохранителей, художников, начальников каменотесов и рабочих, которых фараон посылал в рудники. Все эти люди оставляли надписи на камнях в память о своем пребывании. Они называли своё имя и должность, призывали в помощь местных богов, преимущественно богиню Хатхор, «госпожу земли Мафкат» (бирюзы), а также бога Супт-Гора, «господина востока» и обожествленного царя Снофру (IV династия), которого считали покровителем Синайского полуострова.
При нём были завершены большие ирригационные работы в Файюмском оазисе, начатые ещё его предшественниками. Аменемхет возвёл огромную насыпь (длиной 43,5 км), благодаря чему была осушена огромная площадь Файюмского оазиса, пригодная для посевов. Греческие писатели сообщают, что египтяне соорудили шлюзы и плотины, при помощи которых избыточная вода нильского наводнения направлялась в Файюмское водохранилище (греч. Меридово озеро). В разное время озеро называлось: Ше — «озеро», Ше-ур — «великое озеро», Ми-ур — «великое море». По названию озера «Ше» называлась и вся область — Та-Ше — «Земля озера», от которого и произошло арабское Файюм. Место, где выходит нильский канал, чтобы углубиться в котловину Файюма, называлось Апе-Таш, то есть «ущелье земли озера». Здесь находилось Ра-хунт, или Ла-хунт, то есть «отверстие отвода воды» — шлюзы канала. Вероятно, и арабское название местности Эль-Лахун, и название «Лабиринт», данное греками (искаженное египетское слово Лаперо-хунт — «святилище при шлюзах канала»), произошли от Ла-хунт. Современные вычисления показывают, что таким способом можно было запасти достаточно воды, чтобы удвоить количество воды в реке, к низу от Файюма в продолжение 100 дней низкого стояния Нила.
На осушенной территории Файюмского оазиса был построен новый цветущий город Крокодилополь с храмом в честь бога-крокодила Себека. На северной точке этих земель были установлены два массивных пьедестала в форме усеченных пирамид, высотой более 6 м. На них были поставлены колоссальные монолитные статуи Аменемхета III. Они были высечены из жёлтого кварцита. Высота их составляла 11,7 м. Во время разлива пьедесталы частично были покрыты водой, и тогда статуи казались сидящими посреди озера.
Голова статуи Аменемхета III. Карлсбергская Глиптотека, Копенгаген
В Файюме же Аменемхет возвёл величественное каменное здание, которым восхищались ещё греки, прозвавшие это огромное сооружение, с бесчисленными залами и переходами — Лабиринтом. Лабиринт имел размеры 244 ? 305 м и состоял из 3000 комнат (из них 1500 подземных и 1500 надземных). Страбон говорит, что потолок каждой комнаты этого здания, состоял из единого камня, а также, что проходы покрыты, равным образом, сплошными плитами необычайных размеров; причём ни дерево, ни другие материалы при строительстве не употреблялись. Вероятно, Лабиринт являлся заупокойным храмом Аменемхета. Возможно также, что строительство этого храма, каждое из отдельных помещений, которого предназначалось, по-видимому, для изваяний многочисленных местных номовых и общеегипетских божеств, служило целям более прочного объединения страны под руководством правящей династии. Ныне от храма остались лишь немногочисленные обломки каннелированных колонн и фрагменты от рельефов, которые некогда украшали стены.
При Аменемхете продолжались разработки камня в долине Хаммамат. В одной из надписей на скалах говорится, что в 9-й год царствования Аменемхет III лично отправился в скалистую долину Рохан, чтобы дать повеления о ломке камня для строительства памятников в Пи-Себеке (Файюм) и для статуи фараона пяти локтей высоты.
Кроме Файюма Аменемхет вёл широкое строительство также и в других местах Египта. Он обновил храм в Аполлонополе-Магна (совр. Эдфу), построил новый храм Осириса в Абидосе, расширил храм Харшефа в Иераконполе. Обнёс древнюю столицу, город Нехеб (совр. Эль-Каб), большой кирпичной стеной, которая стоит и поныне. При Аменемхете процветала торговля. Аменемхет ввёл основную весовую медную единицу дебень, равную 91 грамму. Предпринимались попытки установить торговые связи с отдаленными малоизвестными районами. Так, на 45 году царствования Аменемхета (ок. 1798) египетская экспедиция во главе с Птауром проникла вглубь Сирии — «в таинственные долины, в области очень отдаленные, о которых никто раньше ничего не слыхал».
3. Окружение фараона
О современниках Аменемхета III практически ничего не известно. Только одного визиря по имени Хети можно с полной уверенностью отнести к периоду царствования фараона, так как его имя четко указано на папирусе из эль-Лахуна. Вполне возможно, что визири Хнумхотеп и Амени также занимали эти должности в тот период. Икернофрет, вероятно, служил царской семье в качестве казначея в начале правления Аменемхета III.
4. Пирамиды Аменемхета III
Аменемхет III приказал построить себе две пирамиды. Подобного не случалось со времён правления Снофру в эпоху Древнего царства. Одна пирамида (т. н. «Черная пирамида») (104 х 104 м) Аменемхета была возведена в Дахшуре из необожженного кирпича. Гранит использовался только для укрепления камер и для пирамидиона. В этой пирамиде он приказал сделать 2 входа: один, на традиционной северной стороне, вёл в лабиринт коридоров, заканчивающийся тупиком. Через другой, в юго-восточном углу, можно по такому же лабиринту спуститься в погребальную камеру с красным саркофагом. Однако в этой пирамиде Аменемхет похоронен не был. В ареале этой пирамиды находится гробница царя Эвет-иб-Ра, вероятно, царя следующей XIII династии.
Пирамида Аменемхета III в Хаваре близ Крокодилополя.
Вскоре после окончания строительства «Черная пирамида» покрылась изнутри трещинами. По этой причине здесь установили массивные деревянные балки из кедра, поддреживающие потолок, а трещины замазали в шести внутренних комнатах и коридорах. Находящиеся здесь две погребальные камеры цариц для надежности были выложены изнутри камнем. Эти склепы были позднее разграблены, и останки погребальной утвари, найденные здесь, свидетельствуют о достаточном изначальном богатстве захоронений.
Под обломками «Черной пирамиды» был найден пирамидион, самый высокий из всех найденных ранее (1,40 х 1,85 м).
Из-за строительных дефектов первой пирамиды, фараон приказал построить для себя вторую (102 х 102 м) в Хаваре. Хаварская пирамида была центром вновь основанного царского некрополя, к которому, возможно, принадлежал и прославленный «Лабиринт». Сейчас от неё остался лишь приплюснутый глиняный конус диаметром около 100 м и высотой 20 м. Вход в пирамиду расположен с южной стороны. Погребальная камера — прямо-таки чудо древнеегипетской техники. Огромная усыпальница (6,71 х 2,4 х 1,83 м) вытесана из цельной глыбы необычайного твердого жёлтого кварцита и весит свыше 100 тонн. Толщина стен составляет 60 см. Крышка из кварцита имеет толщину 1,2 м и вес около 45 тонн. Сверху камера перекрыта двухскатной крышей из двух известняковых блоков весом по 50 тонн каждый. В камере находятся два саркофага. Судя по надписям, в одном был похоронен сам Аменемхет, в другой — дочь Аменемхета Птахнефру, которой, впрочем, принадлежала ещё и расположенная неподалеку малая пирамида, обнаруженная археологами в 1956 году. Просочившиеся в нее грунтовые воды полностью уничтожили деревянные части гробницы и внутреннее убранство.
Возле поселения Биахму в Фаюмском оазисе фараон приказал возвести в свою честь две колоссальные статуи, сохранившиеся по сей день.
Источники
- Сайт «Wikipedia — Свободная Энциклопедия»
- Сайт «Wikipedia — Die freie Enzyklopadie»
Голова короля Аменемхета III | Среднее царство
Голова короля Аменемхета III | Среднее Королевство | Метрополитен-музей ×Обрежьте изображение:
Отсканируйте свой QR-код:
С благодарностью создан с помощью ACNLPatternTool
Детали обложки
Используйте клавиши со стрелками для перемещения по вкладкам ниже и клавишу табуляции для выбора элемента
Заголовок: Голова короля Аменемхета III
Период: Поднебесная
Династия: Династия 12
Правление: царствование Аменемхета III
Дата:
ок. 1859 г.–1813 г. до н.э.
География: Из Египта
Середина: гранодиорит
Размеры: В. 40,6 × Ш. 18,4 × Г. 25,4 см, 20,9 кг (16 × 7 1/4 × 10 дюймов, 46 фунтов)
Кредитная линия: Подарок доктора и миссис Томас Х. Фулдс, 19 лет.24
Регистрационный номер: 24.7.1
Узнайте больше об этом произведении
Хронология истории искусств
Музейные публикации
«Некоторые королевские портреты Среднего царства в Древнем Египте»: журнал Метрополитен-музея, т. 3 (1970).
Похожие произведения искусства
- В той же галерее
- Египетское искусство
- Гранодиорит
- Из Африки
- Из Египта
- С 2000 по 1000 г.
до н.э.
Ресурсы для исследований
Библиотеки и исследовательские центры Метрополитена предоставляют беспрецедентные ресурсы для исследований и приветствуют международное сообщество студентов и ученых.
API Met Collection — это место, где все создатели, создатели, исследователи и мечтатели могут получить доступ к самым последним данным и общедоступным изображениям для коллекции The Met. Данные открытого доступа и общедоступные изображения доступны для неограниченного коммерческого и некоммерческого использования без разрешения или платы.
Обратная связь
Мы продолжаем исследовать исторический и культурный контекст предметов в коллекции The Met. Если у вас есть комментарии или вопросы об этой записи объекта, пожалуйста, заполните и отправьте эту форму. Музей с нетерпением ждет ваших комментариев.
Египетское искусство в Метрополитене
Коллекция древнеегипетского искусства Метрополитена состоит примерно из 26 000 предметов художественного, исторического и культурного значения, начиная с палеолита и заканчивая римским периодом.
Статуя Аменемхета III | Кливлендский художественный музей
Изображения
Дополнительные просмотры
19 июля 2007 г.
19 июля 2007 г.
19 июля 2007 г.
19 июля 2007 г.
Статуя Аменемхета III
c. 1859–1814 гг. до н.э.
Гранодиорит
Габаритные размеры: 51,2 x 19,8 x 18,4 см (20 3/16 x 7 13/16 x 7 1/4 дюйма)
Приобретено в Фонде Дж. Х. Уэйда 1960,59 29
Местонахождение 9000 34 Текстильная Галерея
Знаете ли вы?
Первая пирамида, которую пытался построить Аменемхет III, так называемая Черная пирамида, имела серьезные конструктивные недостатки, и ее пришлось оставить, когда она начала разрушаться.
Описание
Эти предметы привлекают внимание к головному убору Немес, изображенному здесь на статуе фараона Аменемхета III, как к источнику дизайнерского вдохновения. Немес представлял собой полосатый льняной головной убор с изображением урея (кобры) спереди и клапанами, спускавшимися на плечи. Рукава платья Balmain с горизонтальной бахромой передают родственный силуэт. Перевернутая вверх дном, Sabry Marouf minaudière (по-французски маленькая декоративная сумка) также будет отражать золотой Немес посмертной маски Тутанхамона. Сумочка Sabry Marouf представляет собой более широкое движение, которое дает египтянам возможность восстановить историю своей страны как источник творческих инноваций.
-1960
Миссис Пол Мэллон, Париж, Франция, продано Художественному музею Кливленда
1960-
Художественный музей Кливленда, Кливленд, Огайо
ЦитатыЛи, Шерман Э. «Аменемхет III. » Бюллетень Кливлендского художественного музея 47, вып. 9 (1960) с. 205-11 www.jstor.org
The Art Quarterly . 23 (осень 1960 г.) с. 301
Кливлендский художественный музей, «Пресс-релиз о недавнем приобретении», 29 октября 1960 г., Кливлендский художественный архив. архив.org
Пек, Уильям и Фрэнсис В. Робинсоны. Жизнь и искусство в Древнем Египте Детройтский институт искусств: 9. 7.-1.9.1963. 1963. с. 8, кот. нет. 10
Кливлендский художественный музей и Марта Л. Картер. Египетское искусство, Художественный музей Кливленда . Кливленд, Огайо: Музей, 1963. с. 6, пл. 6 archive.org
Ли, Шерман Э. «Художественный музей и древность» Аполлон 11, вып. 22 (декабрь 1963 г.) с. 436, рис. 2
Художественный музей Кливленда. Справочник Художественного музея Кливленда/1966 . Кливленд, Огайо: Художественный музей Кливленда, 1966. Воспроизведено: с. 2 archive.org
Художественный музей Кливленда. Справочник Художественного музея Кливленда/1969 . Кливленд, Огайо: Художественный музей Кливленда, 1969. Воспроизведено: с. 2 archive.org
Портер, Берта, Розалинд Л. Б. Мосс, Этель В. Берни, Яромир Малек, Дайана Маги, Элизабет Майлз, Элизабет Флеминг и Элисон Хобби. Топографическая библиография древнеегипетских иероглифических текстов, рельефов и рисунков . Том. II. Фиванские храмы 1972. с. 286
Художественный музей Кливленда. Справочник Художественного музея Кливленда/1978 . Кливленд, Огайо: Художественный музей Кливленда, 1978. Воспроизведено: с. 13 archive.org
Козлофф, Ариэль П. «Угадывать невидимое по увиденному». Бюллетень Кливлендского художественного музея 66, вып. 9 (1979) с. 345, рис. 23 www.jstor.org
Художественный музей Кливленда. Справочник Художественного музея Кливленда . Кливленд, Огайо: Художественный музей Кливленда, 19.91. Воспроизведено: с. 2 archive.org
Художественный музей Кливленда и Ариэль П. Козлофф. Введение в искусство Египта в Художественном музее Кливленда. [Кливленд]: [Музей], 1983. с. 7
Малек, Яромир. Египет: древняя культура, современные земли . 1993. с. 102
Берман, Лоуренс М. «Египетская коллекция Кливлендского художественного музея» Bulletin de la Société française d’egyptologie (BSFE) 134 (октябрь 1995 г.) с. 24, рис. 5
Берман, Лоуренс М. и Кеннет Дж. Бохач. Каталог египетского искусства: Художественный музей Кливленда. Кливленд, Огайо: Художественный музей Кливленда, 1999 г. Упоминается: с. 155-157; Воспроизведено: с. 155-157, цв. с. 48
Берман, Лоуренс М., «Новый взгляд на Древний Египет», Кливлендский художественный музей. Искусство Кливленда: журнал для членов Художественного музея Кливленда . Том. 39 нет. 01, январь 1999 г. Упоминается и воспроизводится: с. 6 archive.org
Мэй, Салли Рут, Джейн Такак и Барбара Дж. Брэдли. Нокауты: Карманный справочник . Кливленд: Кливлендский художественный музей, 2001. №. 4, с. 9, 116
Ванденбойш, Мари, Од Семат и Маргарет Мейтленд. Фараон: царь Древнего Египта . Кливленд: Художественный музей Кливленда; Лондон: Британский музей, 2016. Упоминание: с. 77, 158; Воспроизведено: с. 76, рис. 39
История выставкиЖизнь и искусство Древнего Египта. Детройтский институт искусств (9 июля — 1 сентября 1963 г.).
Фараоны: сокровища египетского искусства из Лувра. Кливлендский художественный музей, Кливленд, Огайо (11 февраля 1996 г. — 14 апреля 1996 г.)
Итоги года — тысяча девятьсот шестьдесят . Кливлендский художественный музей, Кливленд, Огайо (организатор) (30 ноября 1960 г. — 1 января 1961 г.).
Дополнительная выставка к сокровищам Тутанхамона . Детройтский институт искусств, Детройт, Мичиган (организатор) (9 июля — 1 сентября 1963 г.).
Сенусрет III . Palais des Beaux Arts de Lille, Лилль, Франция (организатор) (9 октября, 2014-26 января 2015).
Преобразованный Древний Египет: Среднее царство . Метрополитен-музей, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк (организатор) (12 октября 2015 г. — 24 января 2016 г.).
Фараон: царь Древнего Египта . Кливлендский художественный музей, Кливленд, Огайо (организатор) (13 марта — 12 июня 2016 г.).
Египетомания: противоречивая одержимость модой . Кливлендский художественный музей, Кливленд, Огайо (организатор) (1 апреля 2023 г. — 28 января 2024 г.).
Связанный контент
Цитировать эту страницу{{cite web|title=Statue of Amenemhat III|url=https://clevelandart.org/art/1960.56|year=c. 1859–1814 гг. до н. э. | доступ-дата = 25 апреля 2023 г. | издатель = Кливлендский музей искусств}}
См. такжеКоллекция:
Египет — Среднее царство
Отдел:
Египетское и древнее ближневосточное искусство
Тип произведения искусства :
Скульптура
Материал:
Гранодиорит
Кредитная линия:
Приобретение в Фонде Дж. Х. Уэйда
Свяжитесь с нами
Информация об этом объекте, включая происхождение, может быть на данный момент неточной. Если вы заметили ошибку или у вас есть дополнительная информация об этом объекте, пожалуйста, напишите по адресу collectionsdata@clevelandart.