Фамусов в комедии горе от ума: Фамусов – характеристика и отношения в “Горе от ума”

Содержание

Фамусов – характеристика и отношения в “Горе от ума”

В комедии в стихах Грибоедова «Горе от ума» характеры героев строго противоположны. Главный герой Александр Чацкий является положительным персонажем. Остальные же, например Фамусов и Молчалин – отрицательные. Какова же характеристика Фамусова в данном произведении?

У нас появилась новая характеристика Фамусова.

Внешний облик и характер героя

Павел Афанасьевич Фамусов – пожилой мужчина, сохранивший для своих лет приятную наружность и бодрость. Являясь вдовцом, он воспитывает дочь Софью и мечтает выдать ее замуж за обеспеченного человека. Герой не собирается больше жениться, ему комфортно вести холостую жизнь. При этом он совсем не равнодушен к женщинам. Он с удовольствием заигрывает с служанкой Лизонькой, хотя девушке это и не нравится.

Фамусов – сторонник крепостного права. Крепостных он не считает за людей и не заботится о них. Достойными внимания он считает лишь людей, равных ему по рангу, на остальных же он смотрит с презрением.

Отрицательные черты характера

Фамусов – типичный чиновник. Находясь на службе в государственном учреждении, он устраивает на работу только родственников и близких знакомых. Для него не важны профессиональные качества человека, он не возьмет на работу даже самого лучшего сотрудника, если тот не будет состоять с ним в родственных связях. Он не пытается сделать этот мир лучше, а просто раздает выгодные должности налево и направо. Сам он служит чиновником, но человеком является недалеким. Вся его жизнь подчинена планированию мероприятий: приемы, свадьбы, крещение одних и похороны других. Его отношение к окружающим людям можно назвать потребительским. Фамусов общается только с людьми, от которых можно извлечь какую-либо выгоду.

Павел Афанасьевич – настоящий брюзга. Он вечно чем-то недоволен, сердится без причины на окружающих. Он мучает своей бранью всех, кто находится рядом, сам знает о такой черте характера, но не испытывает стыда, а, наоборот, чувствует свое превосходство.

Герой очень гордится своим положением в обществе. Он состоит в Английском клубе, где собирается вся элита. Считая себя образованным человеком, на самом деле он предстает перед читателем глупцом, в котором нет глубины и сострадания.

Положительные черты характера

Фамусов – отрицательный герой. Но ему присущи и положительные качества. После смерти своего друга, Андрея Ильича Чацкого, Фамусов приютил его сына. Александр жил в фамусовском доме до периода взросления и ни в чем не нуждался. И хотя пожилой человек уже не понимает суждений главного героя, когда-то он был для него близким и родным человеком.

Фамусов является достаточно гостеприимным человеком. Именно в его доме происходит действие комедии. Здесь проходят балы, хозяин с радушием встречает гостей, Чацкого и других персонажей. Правда, его радушность распространяется только на богатых и сильных мира сего.

Фамусов очень любит вспоминать «дела давно минувших дней». Он часто вспоминает минувшие годы и хранит память о том замечательном времени.

Данная статья поможет школьникам написать сочинение на тему «Характеристика Фамусова» в произведении Грибоедова «Горе от ума».

В статье представлен подробный разбор образа Павла Афанасьевича Фамусова. Несмотря на то, что данный персонаж является отрицательным героем, ему присущи также и положительные качества. Отрицательные качества, которыми обладает герой, это брезгливость, глупость, чувство собственного превосходство над другими. К положительным свойствам его характера можно отнести гостеприимство и любовь к старине.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Даня Яскин

    10/15

  • Варвара Перфильева

    15/15

  • Асхаб Тамаев

    10/15

  • Манэбу Юичиро

    15/15

  • Иван Таныгин

    15/15

  • Елена Сергеевна

    12/15

  • Рина Тангриев

    14/15

  • Ольга Богданова

    14/15

  • Диана Ильицкая

    9/15

  • Максим Свиридов

    14/15

Образ и характеристика Фамусова из комедии в стихах «Горе от ума»


Столичное общество, изображённое в комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума», не зря называют «Фамусовской Москвой». Влиятельный вельможа стал своеобразной эмблемой московского дворянства, выразителем его взглядов. В характеристике образа Фамусова отражено мировоззрение, свойственное дворянской элите начала XIX века.

Содержание

Фамусов и Чацкий

В «Горе от ума» разворачивается конфликт двух разных исторических эпох. Границу между ними проложила война 1812 года. Взгляды, сформировавшиеся под влиянием патриотического подъёма Отечественной войны, выражает Александр Андреевич Чацкий. Ему противостоит Павел Афанасьевич Фамусов — представитель крепостнического, феодального мировоззрения.

Идеологическое противостояние персонажей начинается почти сразу после того, как вернувшийся из путешествия Чацкий оказывается в особняке Павла Афанасьевича. Однако не стоит забывать, что этот дом не чужой главному герою комедии. Сирота Чацкий с детства воспитывался в семье друга своего отца. И воспитывался, надо сказать, неплохо. Мальчик жил не в строгости, был окружён заботой и вниманием. Под присмотром воспитателей и учителей юноша вырос «остер, умен, красноречив, в друзьях особенно счастлив», получил полезные навыки: «славно пишет, переводит». Фамусов обеспечил маленькому Саше Чацкому благополучное детство и всестороннее развитие. Молодой человек воспринимает его дом как родной, для него эти комнаты наполнены тёплыми, приятными воспоминаниями.

Софья и её отец


Дочь Софья тоже не страдает от строгой родительской опеки. Отец, хоть и ворчит про «Кузнецкий мост и вечных французов», но ни в чём девушку не ограничивает. По большому счёту, он требует лишь соблюдения внешних приличий. Павла Афанасьевича нельзя назвать домашним тираном. Дочь не боится лгать отцу, скрывая недозволенный роман.

Фамусов представляет будущий брак Софьи по своим критериям семейного счастья: «Желал бы зятя он с звездами, да с чинами». Но, не настаивая жёстко на браке со Скалозубом, он одобрил бы и Чацкого в качестве мужа дочери. Лишь бы тот занимался делом: разумно управлял имением, поступил на службу. С таким требованием согласятся, наверное, все родители молодых девиц. Даже богатство для героя не так важно, как может показаться, когда он горячо реагирует на вымышленный сон Софьи: «Кто беден, тот тебе не пара!» Ведь не слишком богатого и знатного Чацкого он готов принять.

Общество

Фамусов сам себя воспринимает как необходимую и важную деталь общественного устройства. Имея достаточно высокий чин, он видит свой долг не в улучшении общественного порядка, а в том, чтобы пристроить на хорошие места как можно больше связанных с ним людей. Деловые качества при этом большого значения не имеют. Такой порядок существовал всегда. И Павел Афанасьевич свято ему следует, считая его единственно правильным. Его кумирами являются вельможи, сумевшие занять высокое положение и обеспечить чином детей. Умение понравиться вышестоящему лицу, даже если это связано с унижением, он считает высшей добродетелью чиновника. Мысль, что можно служить «делу, а не лицам», не укладывается в его сознании.

Взгляды

Фамусов искренне считает, что богатство, власть, влияние — это то, чего может желать здравомыслящий человек. Он не понимает, как успешной карьере можно предпочесть деревенское уединение, чтение книг, путешествия, занятие наукой. «Завиральные идеи» Чацкого, по его мнению, — верный признак сумасшествия.

Просвещение государственный чиновник считает главным общественным злом, подлежащим полному искоренению. Герой далеко не глуп: умеет анализировать обстоятельства, строить логические цепочки, делать выводы, подбирать аргументы. Дискуссию с Чацким Фамусов проигрывает потому, что её предмет лежит вне сферы его кругозора. Вещи, о которых говорит молодой оппонент, настолько далеки от его представлений, что вызывают ужас, выбивают из колеи. Сформировавшийся в жёстких социальных рамках, Фамусов боится всякого выхода за эти незримые рубежи. Слова, противоречащие устоям общества, кажутся покушением на его идеально устроенный мир.

Быт вельможи

Фамусов искренне считает себя примером достойного поведения, но монологи и поступки персонажа свидетельствуют об обратном. Пожилой человек заигрывает с молоденькой горничной, список дел на неделю сплошь состоит из обедов и визитов. Вызывает вопросы и странная осведомлённость о сроке рождения ребёнка у вдовы-докторши. В целом, это сибарит, ценящий комфорт, вкусный обед, лёгкий флирт, не видящий ничего плохого в горячительных напитках. Богатый барин привык, что окружён многочисленной прислугой, но назвать героя жестоким крепостником нельзя. Он, конечно, ворчит на Петрушку из-за дыры на локте и пристаёт к Лизе, но по реакции крепостных слуг понятно, что суровое наказание здесь не в обычае.

Вывод

Павел Афанасьевич вовсе не плохой человек. Заботливый отец, добродушный, гостеприимный хозяин дома, хороший друг и родственник. Но он непоправимо искалечен привычкой барствовать, жить без мысли и живого чувства. В образе Фамусова А. С. Грибоедов показывает, как уродует не наполненное трудом и смыслом, лишённое общественной цели существование даже людей хороших, наделённых от природы ценными душевными качествами.

Характеристика образа Фамусова может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Вам также будет интересно почитать:

Описание тишины из комедии Грибоедова «Горе от ума». Молчалин в комедии «Горе от ума» А.

С. Грибоедов (Школьные сочинения) Положение в обществе Молчалина

В комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедов представляет образы московского дворянства начала 19 века, когда в обществе произошел раскол между консервативным дворянством и теми, кто воспринял идеи декабризма. Основная тема произведения – противостояние «века нынешнего» и «века минувшего», болезненная и исторически закономерная замена старых благородных идеалов новыми. Сторонники «эпохи прошлого» в комедии многочисленны. Это не только такие весомые и влиятельные в свете люди, как феодалы-помещики Фамусов и полковник Скалозуб, но и молодые дворяне, не имеющие высоких чинов и вынужденные «обслуживать» влиятельных людей. Это образ Молчалина в комедии «Горе от ума».

Молчалин — бедный дворянин из Твери. Он живет в доме Фамусова, который «пожаловал ему чин заседателя и взял в секретари». Молчалин — тайный любовник дочери Фамусова, но отец Софьи не хочет видеть его зятем, потому что в Москве положено иметь зятя «со звездами и чинами». Молчалин пока не соответствует этим стандартам. Однако его желание «служить» очень ценно для общества Фамуса.

Благодаря этому умению Молчалин получил должность секретаря Фамусова, ведь обычно такие места занимают только по протекции. Фамусов говорит: «При мне сотрудники чужих очень редки: все больше сестер, невесток детей; Один Молчалин не мой, и то из-за бизнеса. Именно деловые качества, а не честь и достоинство ценны в фамусовской среде.

В спектакле «Горе от ума» образ Молчалина полностью соответствует принятым нормам поведения молодого дворянина в обществе. Он делает реверансы и унижается перед влиятельными гостями в доме Фамусова, потому что они могут быть полезны в его продвижении. Молчалин спускается до того, что начинает хвалить гладкошерстность хлестовской собаки. Он считает, что пока «мы малы по званию», «мы должны зависеть от других». Вот почему Молчалин живет по принципу «В мои годы не следует сметь ​​иметь собственное суждение».

Как и все в обществе Фамуса, в комедии «Горе от ума» Молчалин гордится своими успехами на службе и хвастается ими при каждом удобном случае: архивов, я получил три награды». Молчалину также удалось установить контакты с «нужными» людьми. Он часто навещает княгиню Татьяну Юрьевну, потому что «чиновники и чиновники все ее друзья и все родственники», и даже осмеливается рекомендовать такую ​​манеру поведения Чацкому.

Несмотря на то, что взгляды и ценности Молчалина полностью совпадают с идеалами консервативной знати, Молчалин способен нанести серьезный вред обществу, в котором он находится. Дочь Фамусова будет обманута именно этим человеком, так как он принимает вид ее любовника «по положению», то есть для наживы.

Молчалин полностью раскрывает свое лицо при общении со служанкой Лизой, которой он выражает симпатию. «С барышней ты скромен, а с горничной повеса», — говорит она ему. Читателю становится ясно, что Молчалин вовсе не глупый скромник — он двуличный и опасный человек.

В сердце Молчалина нет ни любви, ни уважения к Софье. С одной стороны, он разыгрывает этот спектакль «ради дочери такого человека», а с другой — смертельно боится, что его тайные отношения с Софьей раскроются. Молчалин очень труслив. Боится испортить мнение о себе в обществе, ведь «злые языки хуже ружья». Даже Софья готова пойти против мира ради любви: «Что мне молва?!» Наверное, поэтому Молчалин не находит «ничего завидного» в браке с Софьей.

Получается, что своей подлостью Молчалин вредит даже тому обществу, продуктом которого он является. Молчалин просто четко следует совету отца — «угодить всем людям без исключения — хозяину, где ему довелось жить, начальнику, у которого я буду служить…»

Этот герой полностью соответствует идеалам «прошлый век», хотя он принадлежит к младшему поколению дворян. Он знает главное — приспосабливаться, и поэтому «Блаженны в мире Молчаливые люди».
Таким образом, Молчалин является продуктом и достойным продолжением представителей консервативной знати. Он, как и это общество, ценит только чины и деньги, и оценивает людей только по этим меркам. Коварство и двуличие этого героя — определяющие черты в характеристике Молчалина в комедии «Горе от ума». Именно поэтому Чацкий утверждает, что Молчалин «дойдет до известных уровней, потому что теперь немого любят».

Проблема, которую поднимает Грибоедов в комедии «Горе от ума», остается актуальной и по сей день. Во все времена находились Молчалины, которые не останавливались ни перед чем для достижения своих целей. Образ Молчалина будет оставаться живым для читателей до тех пор, пока во главу угла будут поставлены такие ценности, как богатство и положение в обществе, а не честь, совесть, человеческое достоинство и истинный патриотизм.

Характеристика героя, обсуждение его взглядов и идеалов, описание взаимоотношений с другими персонажами – все эти рассуждения помогут ученикам 9-х классов при написании сочинения на тему образа Молчалина в комедии «Горе от ума»

Художественный тест

А.С. Грибоедов закончил свою легендарную комедию в 1824 году. Но, несмотря на все усилия, опубликовать ее не удалось. Цензуру не прошел, так как характер пьесы носит обличительный характер. Оно разошлось по спискам, имело большой успех у молодой интеллигенции. Только в 1833 году пьеса была опубликована в сокращенном виде.

Автор представил читателю плеяду ярких образов московского дворянства XIX века. Большинство из них актуальны и по сей день. Особенно живуч тот, кто «блажен в мире». Этот персонаж олицетворяет раболепие, карьеризм, лицемерие.

Общая характеристика героя

Молчалин — молодой человек неизвестного происхождения. Родом он из Твери, его родители были бедны. Благодаря своей деловитости и хитрости он оказывается в столице. Фамусов дает ему чин коллежского асессора, прикрепляет своим секретарем. Эта должность в то время давала потомственное дворянство независимо от материального благополучия. Но сам работодатель называет его «безродным», хотя он и селится в своем доме.

У Алексея Степановича, как и у большинства героев классической литературы, говорящая фамилия. Он действительно молчит. Качество непостоянное. Софья в любви считает это добродетелью. Говорят, отец сердится, но Алексей не спорит, не возражает, вспыльчивый господин успокаивается. Чацкий же считает это глупостью, безволием, самоуважением. Для Молчалина это просто хитрый маневр, приспособленчество. Он не возражает.

Герой молодой, ровесник Чацкого. Но похожи они только в возрасте.

Чацкий и Молчалин

Эти два социальных типа являются антагонистами. Такие люди, как Молчалин, готовы на все ради достижения высоких чинов, положения в обществе. Они ничего не стесняются. Ложь, лицемерие, подхалимство, пресмыкательство, унижение, притворство — все в ходу.

«Умеренность и аккуратность» — единственные таланты Алексея Степановича. Но он явно скромничает, забывая о том, что приспособляемость, хитрость, деловая хватка — тоже своего рода талант.

Молчалин не признает за собой права на собственное мнение. Пока он в малом чине, приходится зависеть от других. Поэтому он активно мимикрирует, приспосабливается.

Чацкий — другой человек. Он открыто высказывает свое мнение в любой среде. В пустом сервисе не вижу смысла. Он готов служить делу, но не людям. Служить ему скучно. Фамусов называет его гордым человеком, дураком. Успешному чиновнику дико слышать такие речи.

Молчалин ради наживы готов во всем притворяться. Даже в любви.

Отношение к Софье

Притворяясь влюбленным, Алексей становится другом сердца хозяйской дочери. Она, в свою очередь, наделила его чертами героев французских любовных романов. Она создала идеальный образ для себя.

Алексей Степаныч посещает ночью комнату барышни. Но ведет себя нерешительно, скромно, вольностей не допускает. Как потом выяснилось, не потому, что он был трепетно ​​влюблен и хорошо воспитан, а по равнодушию. Но к Лизе проявляет пылкость, невежливость. Робость с барышней и вульгарное поведение с горничной. Этот контраст говорит о многом.

Он заботится о Софье только для того, чтобы выслужиться: «ради дочери такого-то человека». Он действительно не понимает, почему. Любви нет, на свадьбу он не рассчитывает. Молчалин — трус, безумно боящийся гнева Фамусова, того, что он узнает о романе.

Молчалин и гости

Бал в доме Фамусовых – ключевая сцена произведения. Семья официально находится в трауре после смерти дяди. Поэтому созываются только «свои». Необходимо отдавать очки для поддержания связей.

Со всеми представителями «прошлого века» Молчалин одинаково добр. К каждому находит подход. Софья увидела доброту в этой способности приспосабливаться. Говорят, Алексей Степанович подружился со всеми в доме. Чацкий тоже это замечает: «вот мопса вовремя погладит, там только карту потрет». И, действительно, доходит до абсурда. Молчалин гладит, хвалит шпица госпожи Хлестовой. А потом весь вечер играет в карты со стариками, подстраиваясь, подыгрывая. Зная их крутой нрав.

Молодой человек все делает вовремя. Кажется, он предчувствует социальную бурю. Как только в доме назревает скандал, он исчезает в своей комнате за минуту до появления хозяина.

«Достигнет известных степеней…»

Все это непременно поможет герою в достижении его целей. Его не смутят ошибки, падения. В нем нет стыда, робости. Алексею с детства прививался закон необходимости угождать даже барскому дворнику и его собаке. И сжавшись, умение «сгибаться в перегиб» высоко ценится в столице.

Алексей Степанович Молчалин работал вместе с Фамусовым — был его секретарем. Фамусов, в свою очередь, доверял своему подчиненному, хотя Молчалин никакого отношения к дворянству не имел. Фамилия героя похожа на его характер – мужчина скромен и никогда не скажет лишних слов. Софья была довольна тем, насколько добродушным и уступчивым был Алексей. Правда, Фамусова и не подозревала, что на самом деле Молчалин вовсе не тот, за кого себя выдает.

Интересуюсь Молчалин В жизни есть только две вещи — богатство и карьера. Алексей стремится к веселой и благополучной жизни. И ради такой жизни он готов угождать важным чинам. Молчалин достаточно умен, чтобы добиться своей цели. Его «маска» позволяет ему хитро двигаться к хорошей жизни, при этом не выставляя себя плохим человеком. Молчалин, чтобы повысить свою репутацию, не прочь похвалить Хлестову. Он с удовольствием соглашается сыграть с ней в карты, а также находит красивые слова, чтобы похвалить великолепную женщину-собаку. Перед Фамусовым герой позиционирует себя почти так же — за счет уважения и подчинения пытается пробиться к людям. Алексея Степановича можно назвать великолепным, а главное, терпеливым актером. Он не торопится как можно быстрее добраться до своей цели. Алексей действует аккуратно и аккуратно, тем самым с каждым днем ​​все ближе к счастливой жизни.

Молчалин — гнусный лицемер по отношению к Софии. Алексей ничего не строил, чтобы убедить девушку в том, что он действительно в нее влюблен. На самом деле любви не было. Герой понимал, что для того, чтобы заслужить уважение своего начальника, необходимо поладить с любимой дочерью. С Лизой Мочалин более откровенен, чем с Софией. Он прямо говорит Лизе, что его любовь к Софье ограничивается только положением. Более того, Алексей подробно объясняет, почему ему важно убедить Фамусову в том, что он действительно в нее влюблен. Молчалин утверждает, что всегда нужно угождать начальству, в данном случае начальству, чтобы соблюсти свой жизненный принцип и добиться желаемого успеха.

Несмотря на то, что Алексей относился к Лизе с некоторым откровением, он все же оставался лицемером по отношению к ней. Дело в том, что Молчалину нужно было добиться уважения и расположения Лизы любой ценой. Поэтому он решил поступить мудро, пообещав девушке, что устроит ей «туалет хитрой работы». В полной мере лицемерие главного героя проявляется в тот момент, когда Софья Фамусова наконец узнает, кто такой Молчалин на самом деле. Алексей даже в такой ситуации продолжает открыто обманывать Софию, падая перед ней на колени и прося прощения. Но на самом деле никакой вины герой не чувствует. Он просто борется за свою карьеру, потому что, если отец Софии узнает, кто на самом деле его секретарша, у него явно не будет проблем.

В момент появления Чацкого Алексей понимает, что дальнейшая ложь не сможет принести ему абсолютно никакого успеха. В отличие от Софьи, Чацкий более интеллигентен, поэтому Алексею не удалось бы добиться его расположения. Поэтому Молчалин находит единственный выход из этой ситуации — бегство. Чацкий отнесся к Молчалину крайне отрицательно, можно сказать, с большой ненавистью. И его больше волновало то, что такому ничтожному человеку удалось завоевать сердце прекрасной девушки Софьи, неспособной на такой корыстный обман. Если бы Молчалин не торопился с карьерой, а был бы честен, то Чацкий не пострадал бы из-за переживаний Софьи, а Фамусова, в свою очередь, не была бы обречена на столь долгие душевные терзания из-за подлого ханжи.

Грибоедов в своей комедии «Горе от ума» создал множество характерных персонажей. Эти образы остаются актуальными и сегодня. Одним из таких героев является Молчалин. Он ярчайший представитель людей, живущих в наше время. Давайте поближе познакомимся с его персонажем.

Молчалин — бедный молодой человек из Твери, которого Фамусов взял к себе на службу и дал чин коллежского асессора.

Можно предположить, что Молчалин — безродный человек, вероятно, из семьи мещан. То же самое говорит о нем и Фамусов: «Он подогрел безродного и ввел его в мою семью».

Я считаю, что Молчалина можно охарактеризовать как трусливого и низкого человека. Самой заметной чертой его характера является его неразговорчивость, что сразу видно из его фамилии. («Он молчит, когда его ругают», «Ни вольного слова, и так проходит вся ночь») Никогда не высказывает собственного мнения, в общении предпочитает короткие отрывочные фразы. «В моем возрасте не следует иметь собственного суждения, — утверждает Молчалин. Он как будто боится не угодить собеседнику своим замечанием. Молчалин живет по принципу, завещанному ему отцом: «нравиться всем людям без исключения». Его услужливость выходит за рамки, допускаемые моралью. Резкую противоположность этому способу общения мы видим в диалоге Молчалина и Лизы. Он принимает ее за «свою», поэтому не боится откровенно высказывать свое мнение, говорить то, что думает. Он рассказывает ей о своих легкомысленных намерениях в отношениях с Софьей, утверждает, что любит ее только «по положению». Он признается, что использует Софию в своих интересах. Это характеризует его как порочного, трусливого человека, который, пытаясь пробиться к людям, пробивает себе дорогу молчаливой ложью и угодничеством. О большинстве качеств Молчалина мы узнаем из реплик других героев. Сначала Софья характеризует его как прекрасную духовную организацию человека: «Молчалин готов забыть себя ради других», «Враг дерзости всегда робок, робок…». Из ее слов прекрасно видно, как сильно она его любит. Чацкий, напротив, относится к Молчалину с глубочайшим презрением. Он откровенно сомневается в своих силах и не верит, что сможет чего-то добиться. Чацкий считает Молчалина дураком, «самым жалким существом», не способным ни на какие сознательные действия. Но после Чацкий понимает, что это всего лишь маска Молчалина, что на самом деле он хитрый и беспринципный человек, умеющий добиваться своих целей. Чацкий говорит, что Молчалин «дойдет до известных уровней, потому что теперь любят немых». По-иному относится Молчалин и к другим героям комедии. С людьми выше его по рангу он услужлив, не смеет сказать лишнего слова. С Чацким он позволяет себе не только высказывать свое мнение, но и давать ему советы. Ведь Чацкий не только ровесник Молчалина, но и званий не имеет. Поэтому Молчалин не видит причин для своей обычной услужливости в присутствии Чацкого. Отношение других героев к Молчалину и его отношение к ним характеризует его как безнравственного человека, видящего в других только чины и звания, не принимая во внимание человеческую душу.

Таким образом, Грибоедов создал в своей комедии негативный, но интересный для изучения образ. Такие молчаливые лжецы есть и в современном обществе. И долг каждого человека искоренить в себе все те качества, которые в нем есть, развить в себе все самое доброе, светлое, а не подлое и фальшивое. Каждый должен стараться не быть Молчалиным.

Горе от ума — известная комедия А. С. Грибоедова, в которой фигурируют дворяне, жившие в начале 19 века. В этот период идеи декабризма и консервативные взгляды стали вызывать разногласия. В основе темы противостояние современности и прошлого века, идеалы сменялись новыми, что плачевно отражалось на людях. При этом большинство представителей комедии относятся к сторонникам прошлого века, в эту категорию входят как личности, имеющие вес в обществе, так и те, кто пытается служить. А Молчанов принадлежит к тем, кто служит не по своей воле.

Характеристика героя

Молчалин Алексей Степанович мужчина, молодой, работает секретарем Фамусова. Среди его главных черт — глупость, подлость в сочетании с хитростью, его цель — извлечь выгоду для себя. Для этого он подстраивается под чужое мнение и встречается не с любимой женщиной, а с Софьей Фамусовой.

Среди положительных качеств:

  • скромность. Как видно по его реакции на пьяное поведение, унижения и жеманство, герой может противостоять любым капризам;
  • такт. Алексей скрывает эмоции и не проявляет некорректных действий по отношению к дочери хозяина;
  • способность хранить молчание;
  • вежливость. Умеет правильно формулировать фразы, правильно складывать себя;
  • возможность заводить друзей;
  • спокойное восприятие. Даже в самых неприятных ситуациях он не выставляет напоказ эмоции.

Есть и отрицательные качества:

  • застенчивость только маска, на самом деле герой двуликий, ведет себя в зависимости от окружения;
  • ублажает и лебезит ради наживы. Романы тоже строятся с целью наживы, даже достаточно умная Софья готова быть с ним, но Молчалин только притворяется;
  • не имеет мнения, больше молчит.

Психологический склад ума Мочалина определяет целую категорию людей, они готовы на все ради продвижения и забывают ради него о своем мнении. Алексей постепенно терял способность рассуждать логически и просто соглашался с публикой, доходя до максимума в своей лести.

Образ героя в произведении

Алексей небогат, тверской дворянин, живет в хозяйском доме и тайно состоит в любовных отношениях с его дочерью. Молчалин не может достичь статуса зятя, потому что у него нет чинов и звезд, общество любит его за то, что он профессионально полезен. Он полностью отвечает образу молодого дворянина, ведь старается угодить всем, кто может как-то повлиять на его карьеру. Сам он считает, что маленькие чины не дают возможности иметь собственное суждение.

Роль в обществе

На людях истинное лицо Молчалина скрыто, но при общении с Лизой он проявляет себя, ведь яркий контраст скромного и тихого с повесой просто невозможно не заметить. Этот человек опасен, потому что он двуликий. В нем нет любви и даже уважения к Софье, он боится открывать отношения, выстраивая при этом настоящий спектакль. Он считает, что злые языки хуже ружья, а Софью, наоборот, не волнует чужое мнение. Молчалин живет так, как советовал ему отец — всем угождает.

Алексей гордится своими успехами, наличием важных связей и даже дает советы вести себя как Чацкий, так как считает свое поведение правильным. Хотя взгляды героя и консервативной дворянской знати совпадают, он вреден для общества. Обманув дочь Фамусова и будучи ее любовником больше по положению, чем по чувствам, он портит девушке жизнь. У Молчалина точное соответствие идеалам прошлого века, он легко приспосабливается к ситуации и ценит только богатство и титулы.

Что показывает Молчалин?

Основа характера персонажа — двуличие и хитрость, такие могут быть и блаженными, и достигать известных степеней, потому что людям нравится такая тишина. Актуальность вычурных черт героя сохраняется, образ его сохранился до наших дней, продвижение по службе, обогащение для многих гораздо важнее таких вечных понятий, как достоинство, честность или любовь к Родине. Молчалин четко делит людей по статусу и относится к ним соответственно.

В комедии Молчалин не слишком важен для развития сюжетной линии, он олицетворяет общий дух людей того времени, показывая их унижение перед высшими чинами. Также образ позволяет более ярко показать Чацкого, ведь он противоположен по характеру, выделяется сильной душой, гордостью и уверенностью.

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума»: действующие лица и их характеристика

События, изображенные в пьесе, происходят в послевоенные годы (после войны 1812 года), когда начинает разворачиваться движение декабристов. Есть два противоположных лагеря. Это передовые дворяне и консерваторы. В пьесе передовых дворян представляет Чацкий, а консерваторов — все фамильевское общество.

Конфликт

В частном конфликте отразился эпохальный конфликт. Но паблик не стал бы таким значительным, если бы не был связан с конкретными личностями, пусть и фиктивными. Умный и честный, открытый молодой человек борется с порочным веком прошлого.

В произведении две сюжетные линии: любовная и социальная. Начинается комедия с любовной интригой. Пропавший без вести трехлетний Чацкий в доме Фамусова встречает дочь барина Софью. «Горе от ума» представляет собой историю любви. Чацкий влюблен и ждет от девушки взаимности. Далее любовная линия переплетается с социальной линией.

Чацкий и Фамусов олицетворяли собой два противоположных лагеря в обществе. Конфликт Александра Андреича с прошлым веком становится неизбежным, как только Чацкий переступает порог дома Фамусова. Он с его честными взглядами и идеями сталкивается с порочностью, затхлостью и угодничеством.

Речь героев и говорящие имена

Если говорить о речи комедийных персонажей, то она довольно ярко характеризует их черты. Например, Скалозуб часто использует военную лексику, которая говорит о его профессии. Хлестов также использует богатую, богатую лексику. Главный герой Чацкий виртуозно говорит по-русски, чего только его монологи наполнены такой живостью и красотой («Кто судьи?»). Чацкий не только влюбленный юноша, он прежде всего ярый обличитель пороков фамусовского общества. Только словами и ничем другим он клеймит правдивого Чацкого окружающих. Многие фразы, заложенные в устах главного героя, стали крылатыми. Речь Чацкого, с одной стороны, близка к языку Радищева, с другой — была весьма своеобразна. В КАЧЕСТВЕ. Грибоедов принципиально отказался от комедии в монологах главного героя от книжной речи и иностранных слов.

Имена персонажей можно назвать говорящими. Мулчалин в комедии «Горе от ума» (от слова «молчаливый») — немногословный, тихий юноша. Этот список можно дополнить такими именами, как Тугоуховский, Репетилов, Скалозуб.

Скилотуб

Главной задачей комедии писатель считал изобразить образы фамусовского общества. В произведении нет лишних персонажей. Все изображения важны для характеристики как главных героев, так и всего их окружения.

Скалозуб — грубый мужлан с характерными манерами и внешностью. В речи проявляется невежество, глупость и духовное оскудение этого человека. Этот типичный представитель общества Фамуса выступает против науки и образования как таковых. Естественно, Сергей Сергеич Скалозуб — желанный гость семьи Фамусовых и ему подобных. Кроме того, именно в образе Скалозуба Грибоедов показывает тип карьериста, не гнушающегося никакими средствами при продвижении по карьерной лестнице.

Князь и княгиня Тугоуховские, Хлестова

В сатирическом ключе показаны Тугоуховские. Князь Тугоуховский — типичный подкаблучник своей жены. Он практически ничего не слышит и лишь покорно подчиняется принцессе. Князь — это Фамусов в будущем. Его жена — обычная представительница окружающего общества: глупая, невежественная, отрицательно относящаяся к воспитанию. Кроме того, оба сплетничают, как и первые распускали слухи о том, что Чацкий сошел с ума. Не зря критики разделили всех второстепенных персонажей на три группы: Фамусов, кандидат Фамусова, Фумусов-неудачник.

Хлестова — глупая хозяйка, но тоже своего мнения. По ее мнению, честность, интеллект человека напрямую зависят от социального положения и достатка.

Репетилов и Загорецкий

Репетилов — тип Фамусова-неудачника в комедии «Горе от ума». Персонаж, не имеющий абсолютно никаких положительных черт. Он достаточно глуп, неосторожен, любит выпить. Он поверхностный философ, своего рода пародия на линию Чацкого. Из Репетилова автор сделал пародию на главного героя. Он также продвигает общественные идеи, но это просто следование моде и не более того.

Еще один Фамусов-неудачник Загорецкий А.А. В характеристиках, данных ему другими героями, можно несколько раз увидеть синонимы к термину «аферист». Например, Горич говорит: «Аферист, мошенник: Антон Антоныч Загорецкий». Однако все его мошенничество и ложь в пределах окружающей жизни, в остальном он вполне законопослушный гражданин. У Загорецкого даже больше от Молчалина, нежели от Фамусова. Он нужен всем, несмотря на то, что сплетник и лжец. Не только подхватывает слух о безумии Чацкого, но и дополняет его своими фантазиями.

Горич

Персонаж, к которому Грибоедов проявлял небольшую симпатию, — Горич. «Горе от ума» выводит на сцену друга Чацкого, пришедшего на бал к Фамусову с женой. Он добрый человек, трезво оценивающий окружающую действительность. Он не включен автором ни в одну группу. Друг и соратник Чацкого раньше, теперь, слыша о его «болезни», не верит этому. Но он не без недостатков. Имея мягкий характер, Горич после женитьбы стал женой-подкаблучником и забыл свои убеждения. Его образ – это образ мужа-раба.

Другими словами, в комедии «Горе от ума» этот персонаж и ряд других олицетворяют «прошлый» век с его правилами, идеалами и привычками. Все это ограниченные в своем развитии личности, категорически выступающие против всего нового, а главное против открытой правды.

Отличие комедии от литературы XVIII века

Огромное и принципиальное отличие комедии Грибоедова от произведений XVIII века состоит в том, что практически все герои в ней не просто положительные или отрицательные типы, они изображены в много способов. В «Горе от ума» персонаж Фамусова изображен не только как человек, находящийся в духовном застое; Фамусов хороший отец своего семейства, настоящий джентльмен. Чацкий — очень пылкий и чуткий, в то же время остроумный и интеллигентный.

Чацкий в комедии «Горе от ума» уходит, разочаровавшись в предмете своей любви. На вопрос, кто он — победитель или побежденный, можно ответить так: Чацкий был сломлен количеством старой силы, но победил прошедший век качеством новой силы.

Так проявляется социальная типизация персонажей. Если здесь автор отходит от классицизма, то в любовной, наоборот, старается соблюдать законы именно этого направления. Есть героиня и двое любовников, ничего не подозревающий отец и служанка, прикрывающая свою хозяйку. Но в остальном нет сходства с классической комедией. На роль первого любовника не подходят ни Чацкий, ни Молчалин. В комедии «Горе от ведьм» нет героев-любовников из классицизма: первый — проигрывает, второй — не во всех отношениях положительный герой.

Нельзя назвать идеальной героиню и Софию. «Горе от ума» представляет нашему вниманию умную, но бездарно влюбленную девушку Молчалина. Он ей удобен. Он тот, кого можно помыкать всю жизнь. Она не хочет слушать Чацкого и первая распускает слух о его сумасшествии.

Лиза скорее резонатор, чем субрет. Помимо прочего, в комедии прослеживается вторая, комическая любовная линия и третья, связанная с отношениями Лизы, Молчалина, Петруши и Фамусова.

Наследуемые персонажи

Помимо главных и второстепенных персонажей, умелая рука писателя ввела в произведение неисчислимых персонажей. Они нужны для того, чтобы увеличить масштабы конфликта двух столетий. Эти персонажи олицетворяют и прошлое, и настоящее.

Вспомните хотя бы камергера Кузьму Петровича, который сам богат и женат на богатом человеке. Это Татьяна Юрьевна и Прасковья, недалёкие иностранцы, приехавшие в Россию работать. Эти образы и ряд других подводят читателя к мысли о широкомасштабном конфликте, представленном в пьесе «Горе от ума». Представлен и персонаж, который показывает читателю, что Чацкий не одинок, за ним стоят те, кто будет продвигать солидарные с ним идеи, причем не одним, а несколькими способами. Например, в комедии упоминается двоюродный брат Скалозуба из деревни, родственница княжны Тугоуховской.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *