Фамилии повешенных декабристов: Дважды повешенные. Почему Николай I не помиловал декабристов? | История | Общество

Содержание

Дважды повешенные. Почему Николай I не помиловал декабристов? | История | Общество

Революционный мятеж

190 лет тому назад Россия пережила события, которые с известной условностью можно считать попыткой совершения первой русской революции. В декабре 1825-го и в январе 1826 годов произошли два вооружённых выступления, организованных Северным и Южным тайными обществами декабристов.

Организаторы восстания ставили перед собой весьма амбициозные задачи — изменение политического строя (замена самодержавия на конституционную монархию или республику), создание конституции и парламента, отмену крепостного права.

До того момента вооружённые выступления представляли собой либо масштабные бунты (в терминологии советского периода — крестьянские войны), либо дворцовые перевороты.

На этом фоне восстание декабристов было политическим событием совершенно иного характера, доселе невиданного в России.

Масштабные планы декабристов разбились о реальность, в которой новый император Николай I сумел жёстко и решительно покончить с выступлением борцов с самодержавием.

Как известно, несостоявшаяся революция называется мятежом, а его организаторов ждёт весьма незавидная участь.

Для рассмотрения «дела декабристов» учредили новый суд

Николай I подошёл к делу тщательно. Указом от 29 декабря 1825 года учреждена была Комиссия для изысканий о злоумышленных обществах под председательством военного министра Александра Татищева. Манифестом от 13 июня 1826 года был учреждён Верховный уголовный суд, который и должен был рассматривать «дело декабристов».

К следствию по делу было привлечено около 600 человек. Верховный уголовный суд вынес приговоры 120 обвиняемым по 11 различным разрядам, начиная от смертной казни и заканчивая лишением чинов с разжалованием в солдаты.

Здесь надо иметь в виду, что речь идёт о дворянах, участвовавших в восстании. Дела солдат рассматривали отдельно так называемые Особые комиссии. По их решению, более 200 человек подверглись «проводу сквозь строй» и другим телесным наказаниям, а более 4 тысяч были отправлены воевать на Кавказ.

«Провод сквозь строй» представлял собой наказание, при котором приговорённый проходил сквозь ряды солдат, каждый из которых наносил ему удар шпицрутеном (длинным, гибким и толстым прутом из лозняка). Когда количество подобных ударов достигало нескольких тысяч, подобное наказание превращалось в изощрённую форму смертной казни.

Что касается дворян-декабристов, то Верховный уголовный суд, исходя из законов Российской империи, вынес 36 смертных приговоров, из которых пять предполагали четвертование, а ещё 31 — отсечение головы.

«Примерная казнь будет им справедливым возмездием»

Утвердить приговоры Верховного уголовного суда должен был император. Николай I смягчил наказание для осуждённых по всем разрядам, включая приговорённых к смерти. Всем, кому должны были отсечь голову, монарх сохранил жизнь.

Было бы сильным преувеличением сказать, что участь декабристов Верховный уголовный суд решал самостоятельно. Исторические документы, опубликованные после февраля 1917 года, показывают, что император не только следил за процессом, но и чётко представлял себе его исход.

«Касательно главных зачинщиков и заговорщиков примерная казнь будет им справедливым возмездием на нарушение общественного спокойствия», — писал Николай членам суда.

Инструктировал монарх судей и относительно того, каким именно образом должны быть казнены преступники. Четвертование, предусмотренное законом, Николай I отверг как варварский способ, не подобающий европейской стране. Расстрел также не подходил, поскольку император считал осуждённых недостойными казни, которая позволяла офицерам не уронить достоинства.

Оставалось повешение, к которому суд и приговорил в итоге пятерых декабристов. 22 июля 1826 года смертный приговор был окончательно утверждён Николаем I.

Смертной казни подлежали вожди Северного и Южного обществ Кондратий Рылеев и Павел Пестель, а также Сергей Муравьёв-Апостол и Михаил Бестужев-Рюмин, непосредственно руководившие восстанием Черниговского полка. Пятым приговорённым к смерти стал Пётр Каховский, который на Сенатской площади смертельно ранил генерал-губернатора Петербурга Михаила Милорадовича.

Нанесение смертельной раны Милорадовичу 14 декабря 1825 года. Гравюра с рисунка, принадлежащего Г. А. Милорадовичу. Источник: Public Domain

Экзекуцию отрабатывали на мешках с песком

Новость о том, что декабристы взойдут на эшафот, для российского общества стала шоком. Со времён императрицы Елизаветы Петровны смертные приговоры в России не приводились в исполнение. Емельяна Пугачёва и его товарищей в расчёт не принимали, поскольку речь шла о бунтовщиках-простолюдинах. Казнь же дворян, пусть и посягнувших на государственный строй, была событием из ряда вон выходящим.

Сами обвиняемые, как те, кому вынесли смертный приговор, так и те, кто был приговорён к другим видам наказания, о своей судьбе узнали 24 июля 1826 года. В доме коменданта Петропавловской крепости судьи оглашали приговоры декабристам, которых приводили из казематов. После оглашения приговора их возвращали в камеры.

Тем временем власти были заняты другой проблемой. Отсутствие в течение длительного времени практики казней привело к тому, что в Петербурге не было ни тех, кто знал, как строить эшафот, ни тех, кто умел приводить приговоры в исполнение.

Накануне казни в городской тюрьме провели опыт, при котором наспех сделанный эшафот тестировали при помощи восьмипудовых мешков с песком. Экспериментами руководил лично новый генерал-губернатор Петербурга

Павел Васильевич Голенищев-Кутузов.

Сочтя результаты удовлетворительными, генерал-губернатор приказал разбирать эшафот и везти его в Петропавловскую крепость.

Часть эшафота потерялась по дороге

Казнь была назначена в кронверке Петропавловской крепости на рассвете 25 июля 1826 года. Этот драматический акт, который должен был поставить точку в истории движения декабристов, получился трагикомическим.

Как вспоминал начальник кронверка Петропавловской крепости Василий Беркопф, один из извозчиков, перевозивших части виселицы, умудрился заблудиться в темноте и появился на месте со значительным опозданием.

С полуночи в Петропавловской крепости шла экзекуция над теми из осуждённых, кто избежал казни. Их выводили из казематов, срывали мундиры и ломали над головой шпаги в знак так называемой «гражданской казни», затем одевали в хламиды заключённых и отправляли назад в камеры.

Тем временем полицмейстер Чихачёв с конвоем из солдат Павловского гвардейского полка забрал из камер пятерых приговорённых к смерти, после чего отконвоировал их в кронверк.

Когда их привели на место казни, то смертники увидели, как плотники под руководством инженера Матушкина впопыхах пытаются собрать эшафот. Устроители казни нервничали едва ли не больше осуждённых — им казалось, что телега с частью виселицы исчезла не просто так, а в результате саботажа.

Пятёрку декабристов посадили на траву, и они какое-то время обсуждали друг с другом свою участь, замечая, что были достойны «лучшей смерти».

«Надо отдать последний долг»

Наконец с них сняли мундиры, которые тотчас сожгли. Вместо них на приговорённых надели длинные белые рубахи с нагрудниками, на которых значилось слово «преступник» и имя осуждённого.

После этого их отвели в одно из близлежащих зданий, где они должны были ожидать окончания строительства эшафота. В доме смертников причастили: четверых православных — священник

Мысловский, лютеранина Пестеля — пастор Рейнбот.

Наконец эшафот удалось достроить. Приговорённых к смерти вновь привели на место казни. При приведении приговора в исполнение присутствовали генерал-губернатор Голенищев-Кутузов, генералы Чернышев, Бенкендорф, Дибич, Левашов, Дурново, обер-полицмейстер Княжнин, полицмейстеры Посников, Чихачёв, Дерщау, начальник кронверка Беркопф, протоиерей Мысловский, фельдшер и доктор, архитектор Герней, пятеро помощников квартальных надзирателей, два палача и 12 солдат-павловцев под командой капитана

Польмана.

Полицмейстер Чихачёв прочитал вердикт Верховного суда с заключительными словами: «За такие злодеяния повесить!».

«Господа! Надо отдать последний долг», — заметил Рылеев, обращаясь к своим товарищам. Протоиерей Пётр Мысловский прочитал короткую молитву. На головы осуждённым накинули белые колпаки, что вызвало у них недовольство: «К чему это?».

Казнь превратилась в изощрённую пытку

Всё продолжало идти не по плану. Один из палачей неожиданно рухнул в обморок, и его пришлось срочно унести. Наконец зазвучала барабанная дробь, на шеи казнимых накинули петли, из-под их ног выдернули скамью, и через несколько мгновений трое из пяти повешенных рухнули вниз.

По свидетельству начальника кронверка Петропавловской крепости Василия Беркопфа, изначально под виселицей была вырыта яма, на которую положили доски. Предполагалось, что в момент казни доски выдернут из-под ног. Однако виселицу строили в спешке, и оказалось, что стоящие на досках смертники не достают шеями до петель.

Снова начали импровизировать — в разрушенном здании Училища торгового мореплавания нашли скамейки для учеников, которые и поставили на эшафот.

Но в момент казни три верёвки оборвались. То ли экзекуторы не учли, что вешают приговорённых с оковами, то ли верёвки изначально были плохого качества, но трое декабристов — Рылеев, Каховский и Муравьёв-Апостол — упали в яму, пробив доски тяжестью собственных тел.

Мало того, оказалось, что повешенный Пестель носками ног доставал до досок, в результате чего его агония растянулась почти на полчаса.

Некоторым из свидетелей происходящего стало дурно.

Муравьёву-Апостолу приписывают слова: «Бедная Россия! И повесить-то порядочно у нас не умеют!».

Возможно, это лишь легенда, но надо признать, что слова очень подходили в тот момент.

Закон против традиции

Руководители казни отправили посыльных за новыми досками и верёвками. Процедура затягивалась — найти эти вещи в Петербурге рано утром было не такой уж простой задачей.

Существовал ещё один нюанс — воинский артикул того времени предписывал производить казнь до наступления смерти, но была ещё и негласная традиция, согласно которой повторять экзекуцию не полагалось, ибо это означало, что «Господь не желает смерти осуждённого». Традиция эта, кстати, имела место не только в России, но и в других странах Европы.

Принять решение о прекращении казни в данном случае мог Николай I, находившийся в Царском Селе. С полуночи ему отправляли посыльных каждые полчаса, дабы докладывать о происходящем. Теоретически император мог вмешаться в происходящее, но этого не произошло.

Что касается сановников, присутствовавших при казни, то для них довести дело до конца было необходимым, дабы не поплатиться собственной карьерой. Николай I запретил четвертование как варварскую процедуру, но то, что творилось в итоге, было варварством не меньшим.

Наконец новые верёвки и доски принесли, троих сорвавшихся, получивших травмы при падении, вновь втащили на эшафот и повесили вторично, на сей раз добившись их смерти.

За всё ответил инженер Матушкин

Крайним за все упущения сделали инженера Матушкина, которого за некачественное строительство эшафота разжаловали в солдаты.

Когда врачи констатировали смерть повешенных, их тела сняли с виселицы и положили в разрушенном здании Училища торгового мореплавания. К этому времени в Петербурге рассвело, и вывезти трупы для захоронения незаметно было невозможно.

По свидетельству обер-полицмейстера Княжнина, следующей ночью тела декабристов были вывезены из Петропавловской крепости и захоронены в братской могиле, на которой не было оставлено никакого знака.

Точных сведений, где именно похоронили казнённых, нет. Наиболее вероятным местом считается остров Голодай, где хоронили государственных преступников со времён Петра I. В 1926 году, в год 100-летия казни, остров Голодай переименовали в остров Декабристов, установив там гранитный обелиск.

Потомки декабристов собрались на месте их казни 190 лет спустя

Церемония памяти, в ходе которой звучали отрывки из воспоминаний декабристов, строки прощальных писем, мемуары, по минутам воссоздающие процедуру гражданской казни и казнь пяти повешенных, традиционна. Только музыка духового оркестра, барабанная дробь и подлинные слова тех, кто видел все это воочию. О том, как ломали шпаги над головами осужденных, срывали с них мундиры и эполеты, как бросали все это в разложенные костры, многие из присутствующих читали не раз. Но на точном месте событий, под таким же сереньким питерским небом, около казематов Петропавловской крепости, слова эти звучали с особой силой.

Среди присутствующих немало молодежи, а еще больше людей пожилого возраста. В том числе и тех, кто принадлежит к потомкам декабристов.

— Мы знаем сегодня порядка сорока семей, продолжающих фамилии декабристов, — рассказывает Марина Вершевская, старший научный сотрудник Музея истории Санкт-Петербурга. — Многие приезжают на эту церемонию специально: из Москвы, с Урала, из Сибири и даже из-за границы. Бывает — сюрпризом, без нашего приглашения. И знаете, что интересно? Впервые встретившись, эти люди воспринимают друг друга как близкий круг. Чувствуется, что их объединяет общая судьба их предков. Они могут, например, с упоением рассказывать друг другу: а мой вашему в таком-то письме сообщал… Могут хором, не сговариваясь, запеть романс из фильма «Звезда пленительного счастья».

А наследственный «декабризм» в себе каждый из них ощущает по-своему.

— Я чувствую себя генетическим патриотом, — говорит, например, Василий Муравьев, профессор художественного училища имени Штиглица. — Мои дальние предки воевали в Турции, а отдыхали в Европе, сейчас все наоборот, но это мало что меняет в отношении к своему отечеству. Генетический патриотизм неистребим.

Потомок одного из братьев Поджио, Александр Есаулов, был увезен в эмиграцию пятилетним ребенком. В перестройку, уже весьма пожилым человеком, он вернулся на родину и принял российское гражданство.

Москвичка Элеонора Лихарева, инженер по профессии, занялась изучением судьбы своего дальнего прапрапрадеда, можно сказать, случайно: на экскурсии в музее услышала, как бессовестно поступил с ним в битве при Валерике поэт Лермонтов. Ей захотелось восстановить историческую справедливость.

А вот инженер-путеец Кирилл Новиков, потомок декабриста Александра Бригина («родной брат сына моей бабушки был женат на его внучке») свое кровное родство с первенцами российской свободы воспринимает сдержанно:

— Мои предки по другой линии больше, мне кажется, для России сделали — например, брат бабушки спроектировал и построил Троицкий мост — один из самых красивых в Петербурге. А отцу вот в этом здании, на территории которого мы находимся, в Военно-историческом Музее артиллерии, инженерных войск и войск связи даже специальный стенд посвящен.

Тем не менее, именно Кирилл Леонидович Новиков сочинил песню «Декабристы», которая стала своеобразным гимном общества «Наследие декабристов» в Москве и декабристской секции в Петербурге.

Почетным гостем церемонии стал Кристофер Муравьев-Апостол, специально (впервые!) приехавший на нее из Швейцарии. Потомок сестры Сергея и Матвея Муравьевых-Апостолов, Кристофер родился и вырос в Бразилии. И хотя его родной язык португальский, сам Кристофер и его дети прекрасно говорят по-русски. О своем «чувстве декабризма» Кристофер размышляет так:

— Революция — не лучший метод решения проблем. Но если понимать декабризм как заботу не только о личном благе, но о благе всех людей, как стремление не только к материальному, но и к чему-то более высокому — то да, я в себе такое чувствую.

Его слова подкреплены делами. В Москве Кристофер взял в долгосрочную аренду особняк Муравьевых-Апостолов, реконструировал его и устроил там выставочный центр, который в перспективе должен перерасти в музей.  

ExecutedToday.com » 1826: Декабристы

1942: Жоан Пейро-и-Белис, каталонский анархист 1941: Пол Огожув, убийца городской железной дороги

25 июля 2009 г. Палач

В этот день* в 1826 году в петербургской Петропавловской крепости были повешены пятеро руководителей восстания декабристов за неудавшееся одноименное восстание восемь месяцев назад.

Самые знаменитые и романтичные из незадачливых либералов России, декабристы были тайной кликой молодых офицеров-идеалистов, многие из которых отточили зубы в погоне за наполеоновскими grande armee из России в 1812 году.

В сложном взаимодействии России с Западом — его идеях, его политических институтах, его образе жизни — это были западники, видевшие конституционализм как путь будущего.

После загадочно внезапной смерти царя Александра I нерегулярное правопреемство второму старшему оставшемуся в живых брату, Николаю I, дало обреченной и доблестной молодежи нашего времени повод занять Сенатскую площадь Санкт-Петербурга, чтобы отстоять права первого брат — и, что более важно, отстаивать конституцию в меру сдерживания монархии.

Декабристы на Сенатской площади в изображении Карла Кольмана.

Э-э… Что теперь?

Это плохо организованное мероприятие не имело своей целью привлечь массы солдат и, несмотря на то, что его организаторы были конституционалистами, даже не стремилось мобилизовать население в целом.

После опрометчивого шествия на площадь во имя свободы декабристы остались в противостоянии с гораздо большей силой лоялистов. Когда последний начал стрелять, на этом все.

Оставшиеся в живых предстали перед судом, пятеро — Петр Каховский, Кондратий Рылеев, Сергей Муравьев-Апостол, Михаил Бестужев-Рюмин и Павел Пестель — были приговорены к потрошению и четвертованию.

«Простое» повешение было сочтено достаточным для этой цели. Речь идет о максимальном принятии либерализма российским самодержавием, чей урок восстания заключался в том, чтобы подавлять любой намек на дальновидную политику — в конечном счете, неудачная стратегия для династии Романовых.

Сенатская площадь Санкт-Петербурга, переименованная Советским правительством в площадь Декабристов, где происходило действие. Знаменитая конная статуя Петра Великого, созданная по заказу Екатерины Великой и открытая в 1782 году, была свидетелем всего этого; Статуя получила свое устойчивое прозвище «Медный всадник» из одноименного стихотворения, написанного в 1833 году Александром Пушкиным, другом нескольких декабристов.

Одно из величайших произведений русской литературы, «Медный всадник» Пушкина вплетает двусмысленную декабристскую критику жестокой имперской власти и чрезмерности в сложное повествование о Санкт-Петербурге, развязка которого до сих пор является предметом оживленных литературных дискуссий. «Скала Медного всадника встала перед поэтом на пустой площади, — писал один историк, — омытой кровью восставших 14 декабря 1825 года»

Ужасно там
Он сидел, опоясанный туманом и воздухом.
Какие мысли вырезают Его чело! какую скрытую
Силу и авторитет Он утверждает!
Какой огонь в пламени зарядного устройства!
Гордый скакун, куда ты мчишься,
Куда ты прыгаешь? и где, на кого,
Вонзишь копыто?

«Они даже не умеют вас вешать…»

При повешении у Каховского, Муравьева-Апостола и Рылеева у всех оборвались веревки; в то время как некоторые в толпе ожидали старой прерогативы милосердия для любого заключенного, пережившего казнь, вместо этого их просто снова повесили. «Несчастная страна, — съязвил Рылеев, когда наматывали свежие петли, — где тебя и вешать не умеют».**

Другие декабристы, не осужденные на ненадежное мастерство русской виселицы, были отправлены в Сибирь, где они оживляли культурную жизнь прибайкальского города Иркутска — за многими из них, как известно, последовали их «жены декабристов», культовый тип, который продолжает обозначать героически жертвенную верность, поскольку женщинам пришлось отказаться от собственного права вернуться в европейскую Россию.

У них, по крайней мере, было место, которое можно было назвать своим, пусть и далекое. Но класс российской элиты, к которому они принадлежали, был бы брошен в бездорожье из-за своей неспособности (во время восстания декабристов и других) выделить для себя какое-то особое место. Долгому расчету России с современностью предстояло еще много лет.

Потрепанная открытка русской картины XIX века, изображающая (возможно) политзаключенного в Петропавловской крепости.

http://www.flickr.com/photos/seriykotik//CC BY-NC 2.0

* 25 июля было датой по григорианскому календарю; по юлианскому календарю, еще действовавшему в то время в России, датой было 13 июля. ) знаменитый петербургский поединок брошенной любви 1825 года, стоивший жизни обоим антагонистам.

Сам поэт и романтик до фанатизма, Рылеев писал оды, восхваляющие казненных национальных героев, таких как Артемий Волынский и Северин Наливайко, как бы намекая (как в этом отрывке из последнего произведения) на свое предвкушение присоединения к ним.

Я хорошо знаю страшную судьбу
Которая должна ждать патриота
Кто первый осмелится восстать против врага
И на тирана нацелить удар.
Это моя судьба

В этот день..

  • 1645: Четырнадцать ведьм Эссекса — 2020
  • 1971: Карие Партичи, последняя женщина, повешенная в Турции — 2019
  • 1402: Фан Сяору, из десяти агнатов — 2018
  • 124 Мариско, пират
  • 1946: Линчевание Мура на Форд-Бридж — 2016
  • 1729: Джеймс Клафф, по апелляции — 2015
  • 1785: Джон Уиншип, специалист по семейному планированию — 2014
  • Праздник Святого Иакова Великого — 1045 3 90813 90813 9085 Сорель, в «Красном и черном» — 2012
  • 1844: Братья Бандиера — 2011
  • 1570: Иван Висковатый среди сотен на Красной площади во время опричнины — 2010
  • 1794: Андре Шенье, поэт — 2008

Запись , Неудачные казни, Смертная казнь, Смертная казнь, Казнь, Известные, Знаменитые последние слова, Юмор о виселице, Повешенный, История, Интеллектуалы, Язык, Мученики, Массовые казни, Дворянство, Популярная культура, Власть, Публичные казни, Революционеры, Россия, Солдаты, Измена

Теги: 1820-е годы, 1826 год, александр i, александр пушкин, бунт декабристов, декабристы, иркутск, 13 июля, 25 июля, карл колман, либерализм, либералы, литература, петропавловская крепость, сенатская площадь, ул. Санкт-Петербург, медный всадник

Самые верные жены в истории России

©

Анастасия Ильина

8 февраля 2018

Неудачный мятеж, инспирированный российской знатью, привел к лишению многих званий и изгнанию их лидеров. в Сибирь. Вскоре после этого многие их жены решили оставить свои семьи и жизнь в столице, чтобы последовать за своими мужьями в Сибирь и провести остаток своей жизни, разделяя невзгоды. Это самые верные жены России.

В начале девятнадцатого века среди высших классов росло чувство неудовлетворенности. Монарх Российской империи по-прежнему обладал абсолютной властью; кроме того, большая часть населения не имела свободы. Крестьяне, также называемые крепостными, работали на земле, принадлежавшей богатым, и считались собственностью этого помещика. В представлении образованных классов эти черты российского общества отбрасывали его назад. Представители интеллигенции начали создавать тайные общества, которые собирались для обсуждения планов улучшения России. Некоторые подготовили конституцию на случай, если правительство попытается расправиться с этими обществами, но разочарование продолжало расти.

Кадр из фильма «Декабристы» | © Wikimedia Commons

Вскоре слова перешли в дела, и 14 декабря 1925 года члены петербургского тайного общества выбрали время для открытого восстания – восшествия на престол Николая I. Они пытались агитировать солдат в казармах. присоединиться к ним, не преклонить колена перед новым императором и протестовать вместе с ними на площади. Всего 30 предводителей восстания вывели на Сенатскую площадь 3000 воинов, где они встретились с армией Николая I9.0003

Декабристы были в значительном меньшинстве, и к ночи восстание закончилось. Многие солдаты, которых они привели на площадь, были отправлены в тюрьму вместе со всеми 30 лидерами восстания. Участвующие солдаты были наказаны в зависимости от степени их участия. Пятеро декабристов, признанных главными руководителями, были казнены через повешение. Остальные были отправлены жить и работать на рудники Сибири, лишенные чинов, званий и имущества.

Жилье для ссыльных декабристов в Чите | © Викисклад

Из 120 мужчин, осужденных за это преступление, 23 были женаты. Вскоре первые жены отправились в путешествие в Сибирь. В первую тройку вошли Екатерина Трубецкая, Александра Муравьева и Мария Волконская. Последняя, ​​Волконская, была самой младшей из всех жен. Она вышла замуж за Сергея Волконского, когда ей было 19 лет.

На момент ареста у Марии только что родился ребенок. Как только она оправилась от родов, она поспешила к своему заключенному мужу. Когда ему объявили приговор, Мария попросила разрешения переехать к мужу. Несмотря на сопротивление отца и необходимость оставить сына, Мария отправилась в Сибирь, чтобы присоединиться к мужу. Она впервые увидела своего мужа в кандалах в казарме и упала на колени, чтобы поцеловать его кандалы.

Мария Волконская | © Wikimedia Commons

Екатерина Трубецкая уже была там, когда пришла Мария. Екатерина уехала на следующий день после высылки мужа. Она была полна решимости присоединиться к нему и получила полную поддержку своей семьи, как только был оглашен приговор. Екатерина и Мария жили вместе в небольшом коттедже. Обе женщины высокого происхождения столкнулись с новой жизнью бедности и тяжелого физического труда. Но оба они были самоотверженны во всем, что делали, в том числе и отдавали имевшуюся у них теплую одежду декабристам, работавшим в шахтах. Они стирали и чинили одежду, готовили еду и пытались создать общину для переехавших туда семей. Вскоре целая улица была заполнена женами декабристов, которые стали прибывать в Сибирь.

Екатерина Трубецкая | © Wikimedia Commons

Самопожертвование декабристов и их жен вошло в историю, а также получило признание в кинематографе и литературе. Современники выражали свою поддержку через стихи, обращенные к декабристам. Свою поэму «Русские женщины» Николай Некрасов посвятил женам декабристов. Знаменитый поэт Александр Пушкин, имевший много друзей среди декабристов, писал в 1827 году:

«В глубине сибирских руд
Сохрани и гордость, и терпение,
Не пропадет твой скорбный труд,
Как и твои высокие помыслы в доказательство».

Всего одиннадцать жен последовали за своими мужьями в Сибирь вместе с семью другими матерями и сестрами. Из-за их решения воссоединиться с мужьями они были лишены всех титулов, перехвачена их переписка и ограничена свобода передвижения. Для них было почти невозможно увидеть свою семью в Сибири, не говоря уже о возвращении в западную часть России. Те женщины, у которых были дети, были вынуждены оставить их.

В 1856 году, во время коронации Александра II, он даровал амнистию всем декабристам. Восемь семей смогли вернуться вместе, две женщины вернулись овдовевшими, а остальные нашли свое последнее пристанище далеко от дома.

Памятник женам декабристов в Тобольске | © Wikimedia Commons

Поскольку вы здесь, мы хотели бы поделиться нашим видением будущего путешествий и направлением, в котором движется Culture Trip.

Culture Trip запущен в 2011 году с простой, но страстной миссией: вдохновлять людей выйти за свои границы и испытать то, что делает место, его людей и его культуру особенными и значимыми — и это все еще находится в нашей ДНК сегодня.
Мы гордимся тем, что уже более десяти лет миллионы людей, таких как вы, доверяют нашим отмеченным наградами рекомендациям людей, которые глубоко понимают, что делает определенные места и сообщества такими особенными.
Мы все больше верим, что миру нужны более содержательные, реальные связи между любознательными путешественниками, стремящимися исследовать мир более ответственно. Вот почему мы тщательно отобрали коллекцию премиальных поездок для небольших групп в качестве приглашения познакомиться и пообщаться с новыми единомышленниками для получения уникальных впечатлений в трех категориях: Эпические поездки, Мини-поездки и Путешествия под парусом. . Наши Путешествия подходят как для индивидуальных путешественников, так и для друзей, которые хотят вместе исследовать мир.
Epic Trips – это увлекательные маршруты продолжительностью от 8 до 16 дней, которые сочетают в себе аутентичный местный опыт, захватывающие мероприятия и достаточно времени, чтобы по-настоящему расслабиться и погрузиться во все это.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *