Фаддей матренин двор: Характеристика героя Фаддей, Матрёнин двор, Солженицын. Образ персонажа Фаддей

Фаддей в рассказе Матренин двор Солженицына сочинение (Характеристика и образ)

Лучшие сочинения и пересказы

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Фаддей в рассказе Матрёнин двор Солженицына

Первоначальное название повести  Солженицына «Матренин двор» звучало как  «Не стоит село без праведника». Именно в контексте такого заголовка  произведения отчетливо отрицательным и противопоставленным незлобивости и смиренности Матрены предстоит образ одного из героев повести – Фаддея  Мироновича Григорьева.

В описании внешности Фаддея на первый план выходит черный цвет: «черный старик», «черные волосы», «черная окладистая борода», «черные усы», «черные брови». Его «черная» внешность выступает как визуализированный, подсказывающий признак его черноты внутренней.

Когда-то Фаддей был женихом Матрены, но по стечению драматических обстоятельств она стала женой его брата. Любовь Фаддея впоследствии переходит в ненависть, и он едва не убивает Матрену и ее мужа, хотя они только такие же случайные жертвы, как и он: война их всех разлучила и лишила любви.

Только именно Фаддей, опаленный бедой, ожесточился, потеряв любовь и  надежду на счастье. Он вознес топор не только над Матреной, но и над собой.

Ни женитьба на «другой» Матрене, ни шестеро один за другим появившихся детей в семье не делает его счастливым: жену свою он бьет, с детьми груб и жесток – весь дом держит «черный» Фаддей в страхе, лишая счастья таким образом и себя, и своих близких.

Потеряв способность любить людей, Фаддей как будто одеревенеет, приобретя другую способность – любить вещи. Он становится скопидомным, рачительным хозяином.  Но именно эта приобретенная им черта станет причиной гибели Матрены, его сына и едва ли не сумасшествия дочери. Желая захватить участок в Черустях и поставить там дом, Фаддей настоятельно просит Матрену отдать горницу Кире еще при жизни, а не как наследство. Соглашается Матрена, а вследствие трагической  случайности при перевозки горницы – погибает.

Но для Фаддея, ожесточившегося  и поглощенного идеей приобретательства, смерть Матрены, когда-то горячо им любимой,  не становится поводом для  сомнения в правильности и праведности своей жизни. У гроба  Матрены он постоит недолго, и на какой-то момент времени покажется, что, омраченный душой, он переживает гибель по его вине в том числе Матрены. Но это не так. Главное –сохранить бревна горницы от огня и козней сестер Матрены.

Таким образом, лишившись любви, окаменел Фаддей душой, почернела она, а он стал человеком без сердца, который так и н понял, что не стоит село без праведника.

Характеристика Фаддея

Фадей Миронович Григорьев — центральный герой рассказа А.И.Солженицына “Матренин двор”. Образ злого жадного старика противопоставляется смирению и кроткости Матрены — главной героини произведения.

Фадей Григорьев — высокий старик с черными волосами, не тронутыми сединой, и такой же черной длинной бородой. Облик старика, как отмечает автор, являл собой почтенность и умудренность жизнью. Герой ходил, опираясь на посох. В его позах читается трепливость и уверенность. Когда-то давно Фаддей был женихом Матрены. Герой не вернулся с Первой мировой войны. Матрена прождала его три года. Считая Фаддея без вести пропавшим, молодую женщину выдали замуж за родного брата героя, Ефима. Через несколько месяцев из плена вернулся Фаддей. Вспыльчивый и жестокий мужчина так и не простил своих родных, он жил в ненависти и затаенной злобе на них.

Фадей любил Матрену. Он не стал жениться на местной, в соседней деревне мужчина нашел девушку с таким именем как у бывшей возлюбленной. Фаддей построил дом, в котором зажил с супругой. У него родилось шестеро детей. Казалось, почему бы не быть счастливым имея дом и большую семью? Но Фадей жил в ненависти: бил жену и детей. Он не мог простить себя за то, что живет с нелюбимой женщиной. Часто супруга Фаддея жаловалась Матрене Васильевне на своего мужа. Черный наполовину слепой старик был безобразен внутри.

У Матрены не было своих детей, все они умерли еще очень маленькими. После того, как Ефим не вернулся с Второй мировой войны, женщина осталась одна. Матрена выпросила на воспитание дочь Фаддея — Киру. Добрая заботливая девушка единственная, кто проявляется участие в пожилой женщине. Матрена завещала воспитаннице часть своего дома — горницу. Однако жадный и злой Фаддей решил отомстить Матрене, он начал ломать дом, не дожидаясь ее смерти. Женщине было жалко рушить дом, в котором она прожила много лет. Но Фаддей уговорил Матрену, ссылаясь на трудные жизненные обстоятельства Киры: мужу молодой женщины дали участок земли, чтобы его не потерять нужно было поставить на нем какую-нибудь постройку. Ненависть и жестокость Фаддея приводят к смерти его зятя, родного сына и доброй Матрены. Все они погибают, пытаясь перевезти горницу через железную дорогу. Смерть родных не меняет характера героя, все его мысли заняты спасением досок, оставшихся на месте трагедии.

В рассказе образ Фаддея олицетворяет бессердечную жестокость и злобу. Мужчина, как и многие сельчане, так и не смог понять доброй кроткой и чистосердечной Матрены, жизнь которой была трудна и трагична. Фаддей — скупой старик, думающий лишь о собственных интересах. Он является главным антиподом Матрены в рассказе Солженицына.

Сочинение История Фаддея

Олицетворением жестокости, подлости, мстительности и банального тупого садизма Солженицын в своём рассказе «Матрёнин двор» решил сделать Фаддея, одного из главных героев.

Фаддей Миронович Григорьев — именно так звали старого мужчину, которому было за шестьдесят лет. Внешность была его по словам автора буквально чёрная: чёрные брови, чёрные волосы, чёрная борода, чёрные усы. Я думаю, Солженицын специально ещё в начале рассказа окрестил героя «чёрными» чертами лица, чтобы зародить в читателе некую догадку о том, что старый, наполовину слепой Фаддей, принадлежит к людям, творящим плохие поступки. У Фаддея всегда под рукой была палка, посох, с помощью которого он передвигался, вероятно, из-за своей несгибаемой спины.

В юности Фаддей и Матрёна, в честь которой и создано название рассказа, были влюблены друг в друга, но Фаддей ушёл в армию. Три года ждала его Матрёна, а когда пришёл срок Фаддею быть уже дома, его всё не было, он пропал без вести. Оставшись без надежды на его возвращение, Матрёну выдают замуж за Ефима, брата Фаддея. Через несколько месяцев после этого возвращается и «чёрный» брат Ефима. Прознавший об этой подлой свадьбе, он чуть было не убил топором и Матрёну, и Ефима, но сдержался. Здесь читатель понимает, что Фаддей — крайне вспыльчивый человек, готовый в ярости на самые ничтожные поступки. Главный герой очень любил Матрёну, а потому решил найти жену с таким же именем и нашёл.

В браке у них было шестеро детей, тогда как все дети Ефима и Матрёны умирали. В семейной жизни автор раскрывает Фаддея ярче всего: тот бьёт свою жену, ненавидит её и ненавидит себя за то, что живёт с нелюбимой женщиной. Кроме всего прочего, его боятся и дети, он держит весь дом в страхе, избивает он и своего младшего сына, который ему во внуки годится, Антошу за то, что тот учился не лучше всех.

Как я сказал ранее, у Матрёны Васильевны и Ефима все дети умирали, тогда Матрёна решила взять на воспитание девочку из семьи Фаддея, Киру.

Десять лет она её растила как родную дочь, нашла ей мужа и даже оставила часть своей избы, сруба в завещании. Узнав об этом, Фаддей решил, что будет требовать эту часть избы ещё до кончины бедной Матрёны Васильевны под разными предлогами. Но главным его аргументом было то, что Кире и её мужу дали земельный участок, так что как раз самое время строить им свою избу, а для этого нужен сруб, который и завещала Матрёна. Конечно, он делает это для того, чтобы насытить свою жадность, отжать сруб у Матрёны, отомстить ей, потому что Фаддей — ужаснейший человек, не способный думать ни о ком, кроме себя.

По своей доброте женщина согласилась при жизни отдать часть избы на распил. При переносе сруба Матрёна попадет под колёса поезда, так и умирает. Фаддей даже не удосужился побывать на её поминках — он бессердечный человек.  

Также читают:

← Характеристика и образ Юрия Живаго в рассказе Докторе Живаго ← Характеристика и образ Яшки в рассказе Тихое утро↑ ДругиеОбраз Путешественника (Путешествие из Петербурга в Москву) → Конек-Горбунок (по сказке) →

Картинка к сочинению Фаддей в рассказе Матрёнин двор Солженицына

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Почему Раскольников убил старуху-процентщицу

    Роман «Преступление и наказание» написан русским писателем Федором Михайловичем Достоевским в девятнадцатом веке. Главным героем романа является студент, проживающий в городе Петербург, по имени Родион Романович Раскольников

  • Сочинение Месть и великодушие в романе Дубровский

    Данная повествовательная история рассказывает о жизни человека, который оказался в крайне непростой ситуации, и тем не менее, свой выбор он сделал достаточно очевидно, приняв сторону добра

  • Отзыв о поэме Твардовского Василий Теркин

    Поэма Александра Трифоновича Твардовского «Василий Теркин» была написана в самый разгар Великой отечественной войны и пронесена как знамя победы через все лишения народа.

  • Сочинение Образ и характеристика Пети Ростова в романе Война и мир Толстого 5 класс

    Роман описывает определённый временной отрезок, на протяжении которого меняются главные герои и внешне, и духовно. Один из них — Петя Ростов. Это пятый, самый младший ребёнок в семье

  • Сочинение на тему ГМО: за и против

    В наше время к величайшему сожалению пришло ГМО. Что собственно говоря мы представляем слыша данную аббревиатуру?

Сочинения

  • По картинам
  • По литературе
  • Свободная тема
  • Про Родину
  • Про технологии
  • Русский язык
  • Про семью
  • Про школу
  • Про войну
  • Про природу
  • По пословицам
  • Про времена года
  • Праздники
  • Про дружбу
  • 9 класс ОГЭ
  • 11 класс ЕГЭ
  • Про животных
  • Профессии
  • Известные люди
  • Города

Образ и характеристика Фаддея в рассказе Матрёнин двор Солженицына сочинение

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Другие
  4. Образ и характеристика Фаддея в рассказе Матрёнин двор

Впервые Фаддей Миронович Григорьев появляется в рассказе в образе скромного просителя за своего нерадивого младшего сынишку Антошку перед рассказчиком. Учитель Игнатич пытается объяснить отцу, что сынок лукав и ленив, что образованием сына необходимо заниматься, следить за его учебой. Фаддей клянется, что справно воспитывает сына, потому что рука у него тяжелая.

Несмотря, на то, что гость имеет благообразный облик старца с клюкой, у него приятный говор и вежливое обращение к собеседнику с патриархальным «батюшка», Игнатича что-то настораживает. Лицо Фаддея словно спрятано за обильным черным волосяным покровом: густая борода, пышные баки, нависшие брови. В его возрасте нет ни намека на седину. Эта чернота лица поразила рассказчика.

Позже Матрена поведает своему постояльцу историю ее отношений с этим человеком. В молодости он к ней, совсем юной, посватался. Но их разлучила война 1914 года. Фаддей пропал на фронте, не было от него вестей 3 года. Матрена его ждала, а потом из жалости вышла замуж за его младшего брата Ефима на Петров день, ведь была жатва, матери в их семье не стало, а нужны были рабочие руки. Через несколько месяцев после их свадьбы вернулся после долгого венгерского плена Фаддей. Грозился, что зарубил бы обоих, если бы не был Ефим его братом. Он любил Матрену может за то, чего был сам лишен. Она чистая и бескорыстная душа. А он собственник, который всегда боролся на свое. В отместку женился на женщине, у которой было такое имя, всю жизнь бил ее и детей за свою обиду. Словно душа его стала черной, как стало черным лицо.

Главным в его жизни стало «добро» – нажитое и накопленное имущество. Ради этого он убеждает Матрену отдать при жизни горницу, завещанную его родной дочери Кире, которую она, похоронив всех своих детей, выпросила на воспитание. Когда ломали избу, Фаддей преображается. Он вкалывает неистово, забыв про все свои недуги. И ленивый, хитрый младший сынок Антон работает без устали. Остальные сыновья и зятья такие же. Кроме Киры, которая выросла под опекой Матрены. Из-за жадности Фаддея, который не хотел платить лишние деньги за перевозку бревен, на железнодорожном переезде погибают три человека.

Даже после страшной трагедии Фаддей не забывает про хозяйство, изображая перед чиновниками немощного, убитого горем старика, спасает брошенные не обочине остатки горницы. А ведь у него погиб сын и любимая когда-то женщина, дочь на грани помешательства, зять под следствием. Он так занят, что не может прийти на поминки. С ужасом Игнатич понимает, как похожи на этого хозяйственного старика остальные. Даже лучшая подруга Матрены Маша, прибежав сообщить трагическую новость, выпрашивает себе вязаночку. А то завтра набежит родня, ничего уже не достанется. И близкие люди начинают бороться за скудное имущество уже у гроба, «оплакивая» Матрену, которую при жизни считали дурочкой, потому что мало нажила.

Не случайно, рассказывая о Фаддее, Матрена смотрела на дверь, словно боялась его появления, предчувствуя исполнения давнишней угрозы. И почудился Игнатичу в проеме двери облик бывшего возлюбленного Матрены с топором, который сумел отомстить, став виновником ее гибели.

Характеристика 2

В произведении Солженицына “Матренин двор” присутствует множество интереснейших ситуаций и персонажей, со своими уникальными образами, которые были созданы автором для того, чтобы передать свою мысль, и видение ситуации в целом. Однако повнимательнее стоит рассмотреть образ старика Фадея.

Фадей – на момент повествования произведения, пожилой мужчина, живущий в деревне, в которой происходит само произведение. Волей судьбы случилось так, что родной брать Фадея женился на его возлюбленной Матрёне, после чего Фадей возненавидел их обоих, затаив в своём сердце обиду на долгие годы. Не сумев смириться с произошедшим, Фадей всю свою оставшуюся жизнь продолжил всячески вредить паре, не давая им спокойной жизни, так и доведя свою возлюбленную в могилу. Таким образом, мы видим насколько Фадей злопамятный человек, что даже по прошествии такого количества времени, он всё равно не простил близких ему людей, всячески принося им неприятности, что помогало ему справиться с его чувством обделенности.

По характеру же Фадей также весьма неприятный человек, которым движут низменные человеческие пороки. Он весьма лживый, корыстный, и злой человек, который не побрезгует даже самыми отвратительными методами для достижения своей цели, что характеризует его как весьма и весьма отвратительную личность. Он никак не может забыть то, что его предали его близкие люди, потому и старался сделать все для того, чтобы им стало очень плохо.

Также в его характере присутствует черта весьма бессердечного человека, которому всё равно на окружающих его людей, и абсолютно все равно, что они чувствуют. Фадей, не задумываясь о чувствах Матрёны, причинял ей моральную боль, не давая жить спокойно, что и довело её до могилы. Это показывает, что Фадей весьма отвратительный человек, которого автор сделал таким, дабы в произведении был антипод Матрёны, противопоставляющий ей свой образ. Именно на этом контрасте и строится всё произведение.

Я считаю, что Солженицын именно эту мысль хотел донести до читателя образом Фадея, так детально описав его в своём произведении “Матренин двор”.

Сочинение про Фаддея

Центральной идеей в произведении является идея угнетенность русского народа в тоталитарный период его бытия. Через образы персонажей в произведении, как и в любом другом, Солженицын прекрасно раскрывает эту идею, подправляя её событиями, происходящими в произведении.

Во время повествования нас знакомят с персонажами. Мы знакомимся с жителями деревни, с центральными персонажами в нём, такими как главная героиня произведения – пожилая женщина, не принятая своими соседями в деревне за свою излишнею праведность. Также нас знакомят с её прошлым возлюбленным Фадеем.

Фадей является полным антиподом главной героини. Фадей человек бессовестный, который заботится только о себе, и ни о ком больше. Он привык искать выгоду во всём, даже не задумываясь, об окружающих.

Его скверный характер раскрывается с такой же скоростью, с которой идёт повествование. Далее мы узнаём, что из-за своего скверного характера, он даже женился на другой женщине, просто для того, чтобы отомстить своей бывшей возлюбленной, также он пытался отнять у неё часть её имущества, якобы оно было его. После он начал рушить её дом, в которой он прожил вместе с Матрёной столько лет.

Даже после смерти Матрёны, он так и остался чёрствым и эгоистичным человеком, особо не горюя о судьбе своей возлюбленной.

Все его действия характеризуют его как очень нехорошего человека, всегда мыслящего во вред своему окружению, даже если это окружение его очень ценит. Он всегда считал, что все окружающие его просто на просто его ненавидят, за то, что он такой, каков он есть, собственно, и из-за чего, он стал таким чёрствым и эгоистичным человеком. В этом и раскрывается весь его образ в произведении. Солженицын пытался показать насколько может окружение изменить человека. И через его образ он как бы говорит нам, о необходимости добрее относится к любым людям, даже если они нам не очень приятны.

Многие отечественные писатели пытались показать жизнь простых людей в России такой, какая она есть, без фальши и обмана, однако как бы они не старались, получалось далеко не у всех. По настоящему описать русскую жизнь и все из неё вытекающие обстоятельства и факты могли только те, кто столкнулся с ней во всей её красе, и смогли пройти через это, со стойкостью и мужеством перенести все невзгоды простой жизни, и выбраться из оков обстоятельств.

Одним из таких писателей и был Солженицын, который написал замечательное произведение “Матрёнин двор”.

Вариант 4

Каждый человек в жизни не похож друг на друга. Все люди имеют свои принципы, взгляды и ценности, которые являются их главными ориентирами и путеводителями при достижении целей. Кто-то придерживается более гуманных подходов в отношениях к окружающим, а кто-то – использует всевозможные способы и методы на пути осуществления своих желаний, не принимая во внимание общепринятые нормы человеческих отношений. Один человек может являться полной противоположностью другого.

Таким примером является один из героев рассказа Александра Солженицына «Матрёнин двор». Это шестидесяти летний мужчина по имени Фаддей, который имеет свою жизненную позицию и ни при каких обстоятельствах не изменит её в ущерб лично для себя. Этот герой по своему складу характера, привычкам и поступкам показан автором, как полная противоположность главной героине произведения Матрёне. Зная её из содержания произведения, как простую и добрейшей души женщину, читатель сразу может представить образ Фаддея.

Фаддей был человеком высокого роста, достаточно крупного телосложения. Конечно, здоровье его было подорвано, это след о нелёгкой, прожитой жизни, однако, он старался не унывать и не падать духом. Мужчину постоянно мучили боли в пояснице, поэтому он ходил сгорбившись и, для облегчения, опирался на посох. Единственное, что, казалось, не тронули прожитые годы, это чёрный цвет волос, которые не касалась ещё седина. У него были такие густые и чёрные волосы, что сливались с чёрной окладистой бородой и усами, из-за которых рот был едва виден. Также Фаддей имел непрерывные чёрные бакены, а его брови напоминали два широких мостика направленные навстречу друг другу. Всем своим обликом этот мужчина старался показать свою важность и достойность. По характеру Фаддей был человеком властным, поэтому в любой ситуации, как бы он себя не контролировал, и не сдерживал, эти черты всё равно непроизвольно проявлялись и давали о себе знать. Ещё одной чертою Фаддея, бросавшейся во внимание читателя, является его злопамятность. Вы только представьте, каким должно было быть у него зло, чтобы на всю жизнь сохранить злость и желание отмстить Матрене за то, что она не дождалась его с войны и вышла замуж за его брата.

Фаддей был очень жадным и эгоистичным человеком. Ради своего обогащения и наживы он мог спокойно переступить через любые человеческие жизни и нравственные качества. Давайте вспомним как он ради экономии денег, одним рейсом хотел перевезти горницу на двух санях, одни из которых были самодельные. В итоге Фаддей поплатился человеческими жизнями близких ему людей. Но это его не остановило и не образумило. Когда в гробу лежали два родных человека, Фаддей горевал больше не по ним, а по брёвнам с санями, что остались на переезде. Опять же, на первое место выступили жадность и эгоизм.

Как мы видим, такая жизненная позиция не всегда есть хорошей. Для достижения каких-то личных целей она, конечно, помогает, но в окружении других людей, это поведение выглядит очень безжалостным, что невольно вызывает осуждение.

Другие сочинения:

← Образ и характеристика Победоносикова (Баня Маяковского)↑ ДругиеОбраз и характеристика Фердыщенко в романе Идиот Достоевского →

Образ и характеристика Фаддея в рассказе Матрёнин двор

Несколько интересных сочинений

Матрёнин двор

Летом 1956 года на сто восемьдесят четвёртом километре от Москвы по железной дороге на Муром и Казань сошёл пассажир. Это рассказчик, судьба которого напоминает судьбу самого Солженицына (он воевал, но с фронта «задержался с возвращением на десять лет», т. е. провел время в лагере, о чем свидетельствует и тот факт, что когда рассказчик устроился на работу, каждая буква в его документах «перепал»). Мечтает работать учителем в глубинке России, вдали от городской цивилизации. Но жить в деревне с чудесным названием Высокое Поле не получилось, потому что там не пекли хлеб и не продавали ничего съедобного. А потом его переводят в деревню с чудовищным для его слуха названием Торфяной продукт. Однако оказывается, что «не все вокруг торфяной добычи» и есть еще села с названиями Часлицы, Овинцы, Спудни, Шевертни, Шестимирово…

Это примиряет рассказчика со своей долей, ибо обещает ему «квартиру в России». В одной из деревень под названием Тальново он поселяется. Хозяйку избы, в которой поселился рассказчик, зовут Матрена Васильевна Григорьева, или просто Матрена.

Судьба Матрены, о которой она не сразу, не считая ее интересной для «культурного» человека, иногда по вечерам рассказывает гостю, завораживает и в то же время ошеломляет его. Он видит в ее судьбе особый смысл, которого не замечают односельчане и родственники Матрены. Муж пропал без вести в начале войны. Он любил Матрену и не бил ее, как деревенские мужья бьют своих жен. Но сама Матрена его почти не любила. Она должна была выйти замуж за старшего брата своего мужа Фаддеуса. Однако он ушел на фронт в Первую мировую войну и пропал без вести. Матрена ждала его, но в конце концов по настоянию семьи Фаддея вышла замуж за своего младшего брата Ефима. И вдруг вернулся Фаддей, находившийся в венгерском плену. По его словам, он не рубил Матрену и ее мужа топором только потому, что Ефим его брат. Фаддей так любил Матрену, что нашел себе новую невесту с тем же именем. «Вторая Матрёна» родила Фаддею шестерых детей, а «первая Матрена» родила всех детей от Ефима (тоже шестерых) и умерла, не прожив и трёх месяцев. Вся деревня решила, что Матрёна «избалована», и сама в это поверила. Потом взяла на воспитание дочь «второй Матрёны» — Киру, воспитывала её десять лет, пока та не вышла замуж и не уехала в село Черусти.

Матрена всю жизнь прожила как бы не для себя. Она постоянно на кого-то работает: на колхоз, на соседей, при этом выполняет «крестьянскую» работу, и никогда не просит за это денег. В Матрене огромная внутренняя сила. Например, она способна остановить мчащуюся на бегу лошадь, которую не могут остановить мужчины.

Постепенно рассказчик осознает, что именно на таких людях, как Матрена, отдающих себя другим без остатка, держится до сих пор вся деревня и вся русская земля. Но это открытие вряд ли его обрадует. Если Россия держится только на самоотверженных старушках, что с ней будет дальше?

Отсюда и нелепо-трагический конец истории. Матрёна погибает, помогая Фаддею и его сыновьям перетащить на санях через железную дорогу часть собственной хижины, завещанную Кире. Фаддей не хотел дожидаться смерти Матрены и решил взять наследство для молодых еще при ее жизни. Тем самым он невольно спровоцировал ее смерть. Когда родственники хоронят Матрену, они плачут больше от долга, чем от сердца, и думают только об окончательном разделе имущества Матрены.

Таддеус даже не приходит на поминки.

Вы прочитали краткое содержание повести Матренин двор. Приглашаем вас посетить раздел «Резюме», где вы найдете другие очерки популярных писателей.

Летом 1956 года на сто восемьдесят четвертом километре от Москвы по железнодорожному пути на Муром и Казань сошла пассажирка. Это рассказчик, судьба которого напоминает судьбу самого Солженицына (он воевал, но с фронта «задержался с возвращением на десять лет», т. е. провел время в лагере, о чем свидетельствует и тот факт, что когда рассказчик устроился на работу, каждая буква в его документах «перепал»). Мечтает работать учителем в глубинке России, вдали от городской цивилизации. Но жить в деревне с чудесным названием Высокое Поле не получилось, потому что там не пекли хлеб и не продавали ничего съедобного. А потом его переводят в деревню с чудовищным для его слуха названием Торфяной продукт. Однако оказывается, что «не все вокруг торфяной добычи» и есть еще села с названиями Часлицы, Овинцы, Спудни, Шевертни, Шестимирово…

Это примиряет рассказчика со своей долей, ибо обещает ему «квартиру в России». В одной из деревень под названием Тальново он поселяется. Хозяйку избы, в которой поселился рассказчик, зовут Матрена Игнатьевна Григорьева, или просто Матрена.

Судьба Матрены, о которой она не сразу, не считая ее интересной для «культурного» человека, иногда по вечерам рассказывает гостю, завораживает и в то же время ошеломляет его. Он видит в ее судьбе особый смысл, которого не замечают односельчане и родственники Матрены. Муж пропал без вести в начале войны. Он любил Матрену и не бил ее, как деревенские мужья бьют своих жен. Но сама Матрена его почти не любила. Она должна была выйти замуж за старшего брата своего мужа Фаддеуса. Однако он ушел на фронт в Первую мировую войну и пропал без вести. Матрена ждала его, но в конце концов по настоянию семьи Фаддея вышла замуж за своего младшего брата Ефима. И вдруг вернулся Фаддей, находившийся в венгерском плену. По его словам, он не рубил Матрену и ее мужа топором только потому, что Ефим его брат. Фаддей так любил Матрену, что нашел себе новую невесту с тем же именем. «Вторая Матрёна» родила Фаддею шестерых детей, а «первая Матрена» родила всех детей от Ефима (тоже шестерых) и умерла, не прожив и трёх месяцев. Вся деревня решила, что Матрёна «избалована», и сама в это поверила. Затем она взяла на воспитание дочь «второй Матрёны» — Киру, воспитывала её десять лет, пока она не вышла замуж и не уехала в село Черусти.

Матрена всю жизнь прожила как бы не для себя. Она постоянно на кого-то работает: на колхоз, на соседей, при этом выполняет «крестьянскую» работу, и никогда не просит за это денег. В Матрене огромная внутренняя сила. Например, она способна остановить мчащуюся на бегу лошадь, которую не могут остановить мужчины.

Постепенно рассказчик осознает, что именно на таких людях, как Матрена, отдающих себя другим без остатка, держится до сих пор вся деревня и вся русская земля. Но это открытие вряд ли его обрадует. Если Россия держится только на самоотверженных старушках, что с ней будет дальше?

Отсюда и нелепо-трагический конец истории. Матрёна погибает, помогая Фаддею и его сыновьям перетащить на санях через железную дорогу часть собственной хижины, завещанную Кире. Фаддей не хотел дожидаться смерти Матрены и решил взять наследство для молодых еще при ее жизни. Тем самым он невольно спровоцировал ее смерть. Когда родственники хоронят Матрену, они плачут больше от долга, чем от сердца, и думают только об окончательном разделе имущества Матрены.

Таддеус даже не приходит на поминки.

// Матренин двор

Рассказ Александра Солженицына «Матренин двор» — яркий образ патриархального быта русской деревни. Написана в 1963 году.

Во введении автор сообщает читателю, что даже через 6 месяцев после описываемых в повести событий поезд, следующий из Москвы, замедлил ход на 184 километра. Причина известна только самому рассказчику, ну и, конечно же, притормозившему там водителю.

Рассказ «Матрена двор» состоит из нескольких частей. Давайте посмотрим на содержание каждого.

Рассказчик работает учителем математики в сельской школе. Из его биографии известны следующие факты: он воевал в Азии, провел 10 лет в лагерях и только после этого вернулся на родину.

Он не хотел жить в бараке, поэтому искал, у кого снять дом, хоть угол. Так он оказался в избе Матрёны Васильевны Григорьевой, старой и одинокой женщины.

Вот как рассказчик описывает свой новый дом: изба крепкая и просторная, рассчитанная на большую семью. Правда, темновато. На окнах неизменные фикусы, очень любила их хозяйка. В доме было полно живности: кошки, мыши, тараканы.

Матрена Васильевна болела 60 лет, как-никак, а инвалидности добиться не могла. Пенсию она тоже не получала. Она продолжала работать в колхозе, но зарплату не платили, устанавливали трудодни.

Очень плохо питались с приглашенным учителем: картошку и кашу из дешевых круп.

Жители села Тальново украли горючее в доверительное управление, за что могли понести наказание, вплоть до лишения свободы. Торф добывали, но сельчанам не продавали.

Матрене пришлось очень тяжело. Ее ежедневными заботами было достать торф или сухие пни на растопку, а козе сено набрать, бруснику собрать, удостоверения на пенсию собрать. Однако этот год оказался более успешным. Матрёна Васильевна стала чувствовать себя лучше, болезнь как будто немного поутихла, за постоялицу-учительницу ей была назначена пенсия, хоть и мизерная, но всё же. Простая русская женщина уже обрадовалась, что купила новые валенки и телогрейку, а из старой шинели сшила пальто. Это первая часть повести «Матрена двор», которая предстает перед читателями.

В начале второй части, однажды вернувшись домой, воспитательница находит в избе Фаддея Григорьева. Этот бородатый старик пришел к нему в гости. Он пришел просить сына, у которого не было времени на математику.

Учитель узнал всю историю, связывающую этих людей. Матрена была невестой Фаддея, но свадьба не состоялась, так как его увезли на войну. Целых три года о нем никто ничего не знал. Жив он или нет? Тогда за ней сватался младший брат Фаддея Ефим. Матрена согласилась. Молодые стали жить в той самой избе, где и по сей день живет старуха. Его построил отец братьев Григорьевых.

Как потом выяснилось, Фаддей все это время находился в плену. Вернувшись, он нашел невесту замужем за другим. С братом он не расправился, а взял себе в жены другую. Ее тоже звали Матрена. Мужик срубил новую хижину. В их браке родилось шестеро детей. Только он был человек жестокий, и жена его часто жаловалась Матрёне Васильевне на побои и жадность Фаддея.

Как сложилась судьба Матрены, жены Ефима? Ее дети, а их тоже было шестеро, умерли новорожденными. Она похоронила их всех до начала войны. Муж пропал без вести на поле боя. Да, незавидная доля. Матрена Васильевна попросила у своей тезки одного ребенка, чтобы ей не было так одиноко. Ей не отказали в просьбе. Так у нее родилась дочь Кира. Матрена воспитала ее как родную. Удачно вышла замуж в соседнем селе. Семья приемной дочери иногда помогала Матрене. Часто болея, женщина стала подумывать о завещании, она хотела часть избы оставить Кире. Но три ее сестры также рассчитывали на нее.

Кира нуждалась в доме и перед смертью попросила у приемной матери наследство. Старик Фаддей потребовал разобрать хижину и вернуть ее. Матрене стало жалко дом, в котором она прожила сорок лет, ей не хотелось его ломать. Это была вся ее жизнь. Но ничего не поделаешь. Вызвали родственников и разобрали хижину. После его пришлось перевозить и собирать заново. Только теперь для Киры. Пока мужчины занимались демонтажем, женщины готовили напитки и закуски.

Во время перевозки хижины произошло ужасное происшествие. Объезжая железнодорожный переезд, сани застряли. Под колесами проходящего поезда погибли три человека. И сама Матрена Васильевна Григорьева.

Часть третья начинается с похорон. Хотя отпевание для них больше похоже на сведение старых счетов. Сестры Матрена не столько оплакивали ее тело, сколько пытались отстоять свои права на наследство умершей женщины. С этим категорически не согласились родственники Григорьевых.

Фаддеус, настоявший на разборке и транспортировке хижины, тем не менее перетащил бревна на себя. Что хорошего теперь потеряно?

Учительница выслушала рассказы односельчан о Матрёне на похоронах. По ним он понял, что она не такая, как все. Она не держала свинью, не стремилась покупать товары и наряды. Потеряв мужа и всех детей, она не ожесточила души, помогала всем, чем могла, и радовалась маленьким радостям, которые редко освещали ее жизнь.

Имущество, приобретенное ею за все время, это кошка, фикусы и коза. Все, кто ее окружал, не понимали, что рядом с ними, по соседству, живет настоящая праведница. Именно на таких людях держится наша земля. И хотя Солженицын отмечает, что она была язычницей, мы прекрасно знаем, что в жизни она следовала христианским нравам и ни капли от них не отступала.

Судьба рассказчика схожа с судьбой самого Александра Исаевича Солженицына — он тоже фронтовик. А также его возвращение с фронта затянулось «на десять лет». То есть мне пришлось отсидеть даром — вроде полстраны, если не больше, тогда было в лагерях.

Герой мечтает работать учителем в сельской глубинке — вдали от цивилизации. Он ушел из ссылки «в пыльную жаркую пустыню» — и теперь его непреодолимо тянет в среднюю полосу любимой России.

В 1956 году Игнатьич был реабилитирован и летом сошёл с поезда в ста восьмидесяти четырёх километрах от Москвы.

Сначала хотел жить в селе Высокое Поле, да только хлеба не хватало. Неплохо с едой в другом селе — но герою противно его страшное советское название «Торфопродукт». Однако вокруг не только торфяники… Учитель поселяется в селе Тальново, где преподает математику в школе. Матрена Васильевна Григорьева отводит его на квартиру (точнее, в хату). Они живут в одной комнате, но старушка (ей лет шестьдесят) такая тихая и услужливая, что никаких конфликтов не возникает, разве что герой по лагерной привычке беспокоится, что женщина как-то по ошибке надела его ватник пиджак. К тому же громкоговоритель очень раздражает Игнатьича — он вообще не выносит шума, а особенно бойкого радио.

Хижина Матроны старая. Ее лучшую часть — у окна — занимают табуретки и скамейки с ее любимыми фикусами и другими растениями. В этом проявляется доброта Матрены, ее любовь ко всему живому. Она совершенно бескорыстный человек — никогда не «гонялась за техникой», ничего хорошего себе не экономила, чужим помогала. Из всего хорошего в Матрёне только хромая кошка, подобранная из жалости, да грязно-белая коза с кривыми рогами. Ну и еще мышей и тараканов…

Постепенно Матрена рассказывает жильцу о своей жизни. Она рано вышла замуж, потому что ее мать умерла и надо было как-то устраивать свою жизнь. Ей нравился один молодой человек — Фаддей. Да, он ушел на фронт (это было до революции, в Первую мировую войну) и бесследно пропал. Она ждала его три года — «ни весточки, ни кости». Поступило предложение от младшего брата Фаддея – Ефима. Согласен, женился. А через короткое время Фаддей вернулся из венгерского плена. Он очень любил Матрену — чуть не зарубил брата и бывшую невесту топором от ревности. Но ничего, успокоился.

Фаддей тоже со временем женился, и Матрена тоже взяла его в жены, не иначе — в память о его первой любви. «Вторая Матрёна» родила Фаддею шестерых детей, все живы. А Матрена хоть и рожала детей, но они с ней «не стояли» — не доживали до трех месяцев. В деревне решили, что она «испортилась». Потом Матрёна взяла на воспитание дочь Фаддея Киру и долго воспитывала её — пока та не вышла замуж и не переехала в соседнее село к мужу.

То, что у Матрёны нет добра, не говорит о её лени — встаёт каждый день в четыре-пять утра, дел полно. Она всегда готова помочь соседу копать картошку или прибежать по зову жены председателя, чтобы помочь в колхозных делах. Денег она ни у кого не берет — поэтому ее и считают глупой.

Пенсию Матрёна не получала, хотя могла бы получать по возрасту и болезни. Полжизни проработала в колхозе за «палки» трудодней. И мешала «крестьянской работе»: даже, как некрасовская героиня, коня на скаку остановила, и он чуть не сбил ее в прорубь!

Самоотверженность Матрены так велика, а любовь к ближним так сильна, что она решает при жизни отдать приемной дочери Кире половину своей избы и имущества. Фаддей поддерживает ее решение: и грузит части дома и вещи на сани. Вместе с сыновьями он таскает по железнодорожным путям товары своей бывшей возлюбленной. Матрена помогла им и умерла, задержавшись у саней.

Односельчане не могут оценить благородства Матрены. Плач над гробом — но, скорее, по долгу службы и из приличия. Вскоре начинается раздел имущества, в котором принимают участие как жадные сестры погибшей, так и ее лучшая подруга Маша. А Фаддей, в общем-то, невольный виновник смерти своей бывшей возлюбленной, даже не явился на поминки.

И только учитель, Матренин, гость, ясно понимает, что Матрена — тот праведник, без которого «деревня не стоит».

«Деревня не стоит без праведника» — так первоначально предполагалось назвать рассказ «Матрена двор»

Летом 1956 года на сто восемьдесят четвертом километре от Москвы, пассажир вышел по ж/д ветке на Муром и Казань. Это рассказчик, судьба которого напоминает судьбу самого Солженицына (он воевал, но с фронта «задержался с возвращением на десять лет», т. е. провел время в лагере, о чем свидетельствует и тот факт, что когда рассказчик устроился на работу, каждая буква в его документах «перепал»). Мечтает работать учителем в глубинке России, вдали от городской цивилизации. Но жить в деревне с чудесным названием Высокое Поле не получилось, потому что там не пекли хлеб и не продавали ничего съедобного. А потом его переводят в деревню с чудовищным для его слуха названием Торфяной продукт. Однако оказывается, что «не все вокруг торфяной добычи» и есть еще села с названиями Часлицы, Овинцы, Спудни, Шевертни, Шестимирово…

Это примиряет рассказчика со своей долей, ибо обещает ему «квартиру в России». В одной из деревень под названием Тальново он поселяется. Хозяйку избы, в которой поселился рассказчик, зовут Матрена Васильевна Григорьева или просто Матрена .

Судьба Матрены, о которой она не сразу, не считая ее интересной для «культурного» человека, иногда по вечерам рассказывает гостю, завораживает и в то же время ошеломляет его. Он видит в ее судьбе особый смысл, которого не замечают односельчане и родственники Матрены. Муж пропал без вести в начале войны. Он любил Матрену и не бил ее, как деревенские мужья бьют своих жен. Но сама Матрена его почти не любила. Она должна была выйти замуж за старшего брата своего мужа Фаддеуса. Однако он ушел на фронт в Первую мировую войну и пропал без вести. Матрена ждала его, но в конце концов по настоянию семьи Фаддея вышла замуж за своего младшего брата Ефима. И вдруг вернулся Фаддей, находившийся в венгерском плену. По его словам, он не рубил Матрену и ее мужа топором только потому, что Ефим его брат. Фаддей так любил Матрену, что нашел себе новую невесту с тем же именем. «Вторая Матрёна» родила Фаддею шестерых детей, а «первая Матрена» родила всех детей от Ефима (тоже шестерых) и умерла, не прожив и трёх месяцев. Вся деревня решила, что Матрёна «избалована», и сама в это поверила. Потом взяла на воспитание дочь «второй Матрёны» — Киру, воспитывала её десять лет, пока та не вышла замуж и не уехала в село Черусти.

Матрена всю жизнь прожила как бы не для себя. Она постоянно на кого-то работает: на колхоз, на соседей, при этом выполняет «крестьянскую» работу, и никогда не просит за это денег. В Матрене огромная внутренняя сила. Например, она способна остановить мчащуюся на бегу лошадь, которую не могут остановить мужчины.

Постепенно рассказчик осознает, что именно на таких, как Матрена, отдающих себя другим без остатка, до сих пор держится все село и вся русская земля. Но это открытие вряд ли его обрадует. Если Россия держится только на самоотверженных старушках, что с ней будет дальше?

Отсюда и нелепо-трагический конец истории. Матрёна погибает, помогая Фаддею и его сыновьям перетащить на санях через железную дорогу часть собственной хижины, завещанную Кире. Фаддей не хотел дожидаться смерти Матрены и решил взять наследство для молодых еще при ее жизни. Тем самым он невольно спровоцировал ее смерть. Когда родственники хоронят Матрену, они плачут больше от долга, чем от сердца, и думают только об окончательном разделе имущества Матрены.

Таддеус даже не приходит на поминки.

Январские именины, Православные праздники в январе Именинник по святцам на каждый месяц

Январские именины, Православные праздники в январе Отличительные черты характера январских девушек

Краткое содержание «Матренин двор», повесть А Солженицын

Даже краткое содержание рассказа «Матренин двор», написанного А. Солженицыным в 1963 году, способно дать читателю представление о патриархальной жизни русской деревни.

Сводка Матрениного двора (введение)

В пути из Москвы, на 184 километре по Муромской и Казанской ветке, даже через полгода после описываемых событий, поезд нехотя замедлил ход. По причине, известной только рассказчику и машинистам.

Краткое содержание Матренин двор (часть 1)

Рассказчик, вернувшись из Азии в 1956 году, после долгого отсутствия (воевал, но не сразу вернулся с войны, получил 10 лет лагерей), устроился на работу в качестве учитель математики в сельской средней школе в российской глубинке. Не желая жить в поселковых казармах «Торфопродуктов», он искал уголок в сельском доме. В селе Тальнево жильца привели к Матрёне Васильевне Григорьевой, одинокой женщине лет шестидесяти.

Изба Матрены была старая и добротная, построенная для большой семьи. В просторной комнате было сумрачно, в горшках и кашпо на окне молча «теснились» фикусы – любимцы хозяйки. В доме жили хромой кот, мыши, а в кухоньке — тараканы.

Матрёна Васильевна болела, но инвалидность ей не ставили, и пенсии она не получала, не имея никакого отношения к рабочему классу. В колхозе работали по трудодням, то есть денег не было.

Матрена сама ела и кормила Игнатьича — учителя-постояльца — скудно: мелкой картошкой и кашей из самой дешевой крупы. Горючее крестьяне были вынуждены воровать из треста, за что их могли посадить. Хотя торф в этом районе добывали, продавать его местным жителям не предполагалось.

Непростая жизнь Матрены состояла из разных занятий: сбор торфа и сухой пеньки, а также брусники на болотах, беготня по конторам за удостоверениями на пенсию, тайным сеном для коз, родственников и соседей. Но этой зимой жизнь немного наладилась — отпустила болезнь, стала платить ей за жильца и мизерную пенсию. Она была счастлива, что может заказать новые валенки, сшить старую железнодорожную шинель в пальто и купить новую телогрейку.

Сводка Матрениного двора (часть 2)

Однажды учитель очутился в избе черного бородатого старика Фаддея Григорьева, пришедшего просить зятя. Выяснилось, что за Фаддея Матрёна должна была выйти замуж, но его увезли на войну, и три года от него не было известий. Ефим, его младший брат (после смерти матери в семье не хватало), уехал к ней, и она вышла за него замуж в построенной их отцом избе, где и живет по сей день.

Фаддей, вернувшись из плена, не отрубил их только потому, что пожалел брата. Женился, тоже выбрав Матрёну, срубил новый дом, где теперь жил с женой и шестью детьми. Та, другая Матрена, часто после побоев прибегала к жалобам на жадность и жестокость мужа.

Своих детей у Матрёны Васильевны не было, шестерых новорождённых она похоронила перед войной. Ефима забрали на войну, и он бесследно исчез.

Потом она попросила у Матрёны своего тёзку на воспитание. Воспитала девочку Киру, как родную, удачно вышла замуж — за молодого машиниста в соседнем селе, куда ей иногда присылали подмогу. Часто болеющая женщина решила оставить часть дачи Кире, хотя на нее рассчитывали три сестры Матренины.

Кира попросила свое наследство, чтобы со временем построить дом. Старый Фаддей потребовал, чтобы избу отдали Матрене еще при ее жизни, хотя ей было жалко ломать дом, в котором она прожила сорок лет.

Собрал родственников, чтобы оформить комнату, а потом еще раз, чтобы собраться, строил избу на пару с отцом для себя и первой Матрены. Пока топоры мужчин постукивали, женщины готовили самогон и закуску.

При перевозке избы на железнодорожном переезде заклинило сани с досками. Под колесами паровоза погибли три человека, в том числе и Матрена.

Сводка Матренин двор (часть 3)

На деревенских похоронах отпевание было больше похоже на сверку счетов. Сестры Матрёны, оплакивая гроб, изложили свои мысли — они отстаивали права на её наследство, а родственники покойного мужа не соглашались. Ненасытный Фаддей таскал бревна одаренной комнаты к себе на двор нечестными жуликами: терять добро было неприлично и стыдно.

Выслушав мнения односельчан о Матрене, учительница поняла, что она не вписывается в обычные рамки крестьянских представлений о счастье: не держит свинью, не стремится приобретать добро и одеваться, скрывая все пороки и уродство души.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *