Биография державина конспект: Краткая биография Державина Гавриила Романовича – жизнь и творчество поэта

Державин, Гавриил Романович – краткая биография

Гавриил Романович Державин – величайший русский поэт XVIII столетия и один из величайших и оригинальнейших национальных поэтов вообще. Он родился в 1743 г. в семье мелкопоместных казанских дворян и получил образование в городской гимназии. Там он выучил немецкий язык, но не французский и не латынь. После школы Державин отправился в Петербург, где стал проходить военную службу; он был гвардии солдатом. Покровителей у него не было, поэтому ему пришлось долго дослуживаться до офицерского чина. В 1773 г., когда началось Пугачевское восстание, Державин был в отпуске, в Казани; там он привлек внимание власть имущих, написав для казанского дворянства речь с выражением преданности императрице. Он стал адъютантом ген. Бибикова и после подавления восстания получил повышение и имение в только что присоединенной Белоруссии.

 

Державин, Гавриил Романович. Краткая биография. Иллюстрированная аудиокнига (видеоверсия этой статьи)

 

В 1777 г. он вернулся в Петербург и поступил на гражданскую службу в одном из государственных учреждений. Только тогда он начал всерьез заниматься поэтической деятельностью. К 1780 г. у Державина уже сложилась твердая поэтическая репутация. К 1782 г. репутация превратилась в громкую славу, когда одна за другой появились Фелица, полуюмористическая ода Екатерине II, и знаменитая ода Бог. В Фелице Державин превознес добродетели императрицы и сатирически изобразил пороки ее главных придворных.

Ода принесла ему особенное благоволение Екатерины. Когда, вскоре после ее публикации, Державин поссорился со своим начальником и был вынужден оставить службу, он немедленно получил более высокий пост и был назначен олонецким губернатором. Но и там он поссорился с помощником губернатора, а когда был переведен губернатором в Тамбов, поссорился снова. В 1792 г. он был назначен секретарем императрицы для приема челобитных, но и с ней не ужился, и когда после ее смерти Павел захотел использовать поэта в качестве секретаря, то тоже выяснил, что поладить с ним трудно.

Последнюю попытку использовать великого поэта в своем аппарате сделал Александр I в 1802 г. – он назначил его министром юстиции. Но либеральный дух, царивший среди сподвижников молодого императора, был старому поэту не по нутру, ибо был он откровенным консерватором, и через год этот эксперимент закончился.

В 1803 г. Державин оставил службу и, чтобы спокойно наслаждаться жизнью, поселился в своем недавно приобретенном имении Званка в Новгородской губернии. Его широкое, эпикурейское, философически-спокойное житье в Званке с большим воодушевлением описано в одной из самых прелестных поэм его старости – Евгению, жизнь званская (1807). Лирический гений Державина почти не выдыхался с годами, и умер он в 1816 году с пером в руке: последние его строки, блистательные начальные стихи

Оды на тленность только что были записаны на грифельной доске.

Если вам нужны БОЛЕЕ ПОДРОБНЫЕ сведения по этой теме, прочтите статьи Поэзия Державина — краткая характеристика и Державин, Гавриил Романович — биография и творчество

  • Назад
  • Вперёд

Конспект урока в 9 классе по теме «Биография Г.

Р. Державина. Стихотворение «Властителям и судиям». | План-конспект урока по литературе (9 класс) на тему:

                     Государственное бюджетное   общеобразовательное учреждение  школа  №609

 Красногвардейского района Санкт- Петербурга

Конспект урока  в 9 классе по теме

«Биография Г.Р. Державина. Стихотворение «Властителям и  судиям».

Выполнила:

учитель русского языка и литературы  

Скробина Г.Н.

2018 год

Санкт- Петербург

                                Конспект урока в 9 классе по теме

«Биография Г.Р. Державина. Стихотворение «Властителям и  судиям».

         Цели урока: познакомить с жизненным и творческим путём Г.Р.Державина,  на примере его поэзии показать процесс разрушения принципов классицизма, выделить новаторские черты в творчестве поэта, проанализировать стихотворение  «Властителям и судиям».

                                     

                                        Ход урока

       На доске эпиграфы : Ум и сердце человечье  

                                            Были гением моим…

                                                             Г. Р.Державин

                                            Горяч и в правде чёрт

                                                               Г.Р.Державин

1.Оргмомент.

2.Вступительное слово учителя.

        — Сегодня наш урок посвящён поэту Гавриилу Романовичу Державину, крупному представителю классицизма.  Поэзия его отличалась самобытностью, народностью, новыми поэтическими открытиями, которые сделали его величайшим учителем русских поэтов начала19в. и в особенности А.С.Пушкина.

Жизненный опыт Державина был богат и разнообразен. Он начал службу рядовым солдатом, а закончил её министром юстиции. Всего, чего достиг Державин, он достиг сам, без покровительства и опеки. Сегодня мы познакомимся с его биографией и стихотворением « Властителям и судиям»

3.Изучение нового материала.

          1.Учитель рассказывает о Г.Р.Державине, показывая презентацию (текст рассказа на слайдах презентации)

           2.Чтение и анализ стихотворения  «Властителям и судиям» (1780г. )

           — Особым качеством Державина была его прямота («Горяч и в правде чёрт») : он был искренен с властями и не боялся говорить им правду в глаза,  считал, что именно в этом долг гражданина.

        «Властителям и судиям» — «гневная ода», по определению самого  поэта.  Данное произведение — смелое поэтическое переосмысление  81 псалма (псалом – религиозная песнь) библейского царя Давида, который страстно и гневно обличал своих врагов. Во время французской революции(1795г.) якобинцы распевали 81 псалом как революционный гимн. Прочитав стихотворение, Екатерина II пришла в ярость. По свидетельству самого поэта, оно было названо «якобинским».         Давайте прочитаем это стихотворение. (Выразительное чтение «гневой оды»)

             — Какие слова вам непонятны?

               Учитель объясняет непонятные слова:

                            Сонм — собрание, множество

                            Доколе — до каких пор

                            Рек — произнёс, сказал

                            Очеса — очи, глаза

                            Страстны — подвержены действию страстей (сильных чувств)

                — Как  понимает поэт назначение правителей?  Прочитайте  строки!

                — Каков настоящий облик «властителей и судий»? Прочитайте!

                — Что прославляет Г. Р. Державин в оде?

                (Поэт прославляет закон, высшую справедливость)

                — В каком «штиле» написано данное произведение? Докажите  это!

                (Высоким стилем написана ода,  автор наряду с русскими словами использует церковно-славянскую лексику: восстал, всевышний, во сонме, доколе, рек, щадить, не взирать и т. д., придающую торжественность.  Риторические восклицания («Не  внемлют! видят-и не  знают!» и  др.) придают речи возвышенность, эмоциональность  и  способствуют  также созданию высокого стиля.

                 — Что было главным в содержании «Оды на день восшествия…» М.В. Ломоносова ?

                ( Прославление императрицы Елизаветы, её отца, Петра I. Но Ломоносов восхваляет не только великих людей, но и родную природу, её богатства, учёных, которые эти богатства могут обратить на благо человека

                — Письменно ответьте на вопрос: « Что появляется у Державина  в оде  «Властителям и судиям» по сравнению с традиционной одой классицизма?»

               Ученики читают свои размышления.

4. Подведение урока

               — Традиционно ода восхваляла великого человека, но уже  Ломоносов расширил тематику оды – его оды восхваляют родную землю, её богатства, прославляют науку, учёных. Державин вводит в оду сатиру, и в этом  его заслуга . Поэт гневно порицает властителей и судий за то, что они нарушают законы, берут взятки, безразличны к судьбе народа

 Домашнее задание: прочитать стихотворение  «Памятник». В чём видел поэт свою заслугу перед литературой? Прочитать по учебнику раздел « Г.Р. Державин « Памятник»».Читать пьесу «Недоросль» Д.И.Фонвизина.

Project MUSE — Дерзость Дерявина: Нравственно-эстетическая независимость поэта в России Анны Лизы>Крона (рецензия)

Вместо аннотации приведу краткую выдержку из содержания:

Отзывы Старуха,Анна Лиза. 7. Смелость Дерзавина. Мораль и эстетическая независимость поэта в России. Славица, Блумингтон, ИН, 200I. iv + 258 стр. Рисунки. Примечания. Приложение. Индекс. 24,95 доллара (мягкая обложка). ЭТО первая за много лет крупная англоязычная экспертиза поэзии и наследия Державина. Партоне посвящает пять глав центральным вопросам эстетики Державина и, собирая воедино взгляды Державина на тон, язык, авторитет поэзии как вида искусства и статус поэта, по сути, пытается дать трактат, который Державин мог бы написать, если бы он создал свою собственную искусство поэзии. Сила второй части заключается в широте охвата и глубине анализа, предлагаемого в следующих пяти главах. В них обсуждаются его основные и второстепенные стихотворения, сплетаются увлекательные преемственности и связи между известными и менее известными произведениями. В шестой главе дается новый взгляд на избитую тему новаторства в оде, в седьмой главе учитываются взгляды историка Ричарда Вортмана на перечитывание «Фелицы», в то время как другие главы прослеживают изменение статуса поэта и убедительно доказывают, что Державин через свою поэзию и биографию оказал серьезное влияние на статус поэзии с 1820-х годов.

Одна из сильных сторон книги заключается во впечатляющем чувстве Кроун к формальным паттернам, особенно к синтаксическим структурам. Ее теоретическая отправная точка — версия структурализма Якобсона, делающая акцент на бинарных оппозициях. Она приходит к выводу, что колебания между высоким и низким стилем составляют основу лингвистического и эстетического новаторства Державина. Историкам языка ее предположения и выводы о выполнении синтаксиса Державина могут показаться проблематичными. Литературоведы могут заключить, что бинарная модель редуктивна и, возможно, затемняет риторический характер использования Державиным симметрии и батоса. Ирония и амбивалентность, истинные цели его тональной стратегии, почти никогда не упоминаются. Учитывая состояние текучести литературного языка в этот период и учитывая шаткое понимание Державином европейских моделей в любом языке (утверждения ПейсКрона на стр. 67), другие наблюдения об интенциональности и философской коннотации дикции кажутся более спорными, чем Кроун.
признает. Связь между синтаксисом и эстетикой, реальная проблема для Ломоносова, должна быть обоснована не только в главе четвертой, но и в неоклассических теориях аббата Батте. Некоторые читатели, придерживающиеся иного подхода к истории литературы, могут пожалеть об использовании когда-то традиционных разделений на классицизм, романтизм, век разума и век чувств. В книге выдвигается важный тезис о вкладе Державина в формирование образа поэта в русской культуре. Это тезис, вызывающий вызов. Кроун исходит из широко распространенного клише, что русские поэты пользуются особым статусом в русской культуре, и что серьезность Державина отражает и увеличивает этот статус. Это интересная и до сих пор актуальная тема. Досадно, что Крон по крайней мере не пересматривает свои предположения (а отсутствие библиографии затрудняет отслеживание ее мыслей), поскольку ее выводы можно было бы с пользой интегрировать в спектр подходов. ОТЗЫВЫ 319Некоторые недавние ученые подтвердили иератическое значение поэта, перенеся влиятельную парадигму о сакрализации царя на фигуру поэта.
Это подход, который рискует спутать две разные тенденции, объединенные родственной лексикой, а не лежащей в основе культурной грамматикой. Другие исследователи более эмпирически видят в статусе поэзии результат микроистории того или иного периода, а культ поэта все больше выглядит как ретроспективное неверное прочтение (здесь основополагающая работа Поля Бенишу о поэтах-романтиках может многое предложить русским). Кроун утверждает, что «чрезвычайное благоговение перед поэтами и поэзией [. . .] была постоянной чертой русских элитарных культур с середины восемнадцатого века» (стр. 1)? Огромное количество свидетельств легко опровергает эту анахроничную отправную точку того, что на самом деле является круговым аргументом. Императрицы Елизавета и Екатерина относились к Тредиаковскому и Сумарокову совсем не с благоговением, а сам Пушкин успокаивающе грубо относился ко многим своим предшественникам и писал стихи, утверждающие статус поэта, именно потому, что возвышение поэта не было данностью.
Таков посыл недавней работы Г. С. Смита, С. Сандлера и Андрея Зорина (чья книга о рецепции Державина в девятнадцатом веке Кроуном не отмечена). Знание Державином из вторых рук светских ценностей Просвещения, а не русского культурного наследия, наделило его верой в силу разума и…

Этот веб-сайт использует файлы cookie, чтобы обеспечить вам максимальное удобство на нашем веб-сайте. Без файлов cookie ваш опыт может быть небезупречным.

В чем заслуга Державина перед русским. В чем заслуга Державина перед русской литературой

Поэт Державин Гавриил Романович родился 3 июля (14 июля) 1743 года в Казанской губернии в семье обедневших дворян. Детство провел в родовом имении в селе Сокуры. С 1759 года Державин учился в Казанской гимназии.

В 1762 году будущий поэт поступил на службу в Преображенский полк рядовым опричником. В 1772 году произведен в прапорщики, получив первый офицерский чин. В 1773 — 1775 годах Державин в составе полка участвовал в подавлении восстания Емельяна Пугачева.

государственная служба

С 1777 года Державин поступил на государственную службу в Правительствующий сенат в чине статского советника. В 1784 — 1788 годах служил правителем Олонецкого, а затем Тамбовского наместничества. Даже в краткой биографии Державина стоит упомянуть, что он активно занимался улучшением экономики края, способствовал становлению губернских административных, судебных и финансовых учреждений.

В 1791 году Державин был назначен кабинет-секретарем Екатерины II. С 1793 года поэт служил тайным советником императрицы. В 1795 году Державин получил должность президента Торговой коллегии. С 1802 по 1803 год он занимал пост министра юстиции.

последние годы жизни

В 1803 году Державин вышел в отставку и поселился в своем имении Званка Новгородской губернии. Последние годы жизни поэт посвящает литературной деятельности. В 1813 г. Державин, биография которого и в этот период была насыщена поездками, отправился на Украину с визитом к В. В. Капнист. В 1815 году он присутствовал на экзамене в Царскосельском лицее, слушая произведения юного Александра Пушкина.

8 (20 июля) 1816 года Гавриил Романович Державин скончался в своем имении. Поэт был похоронен в Спасо-Преображенском соборе Варлаамо-Хутынского монастыря под Великим Новгородом.

Творчество

Творчество Гавриила Державина считается вершиной русского классицизма. Первые произведения поэта появились в период его военной службы. В 1773 году Державин дебютировал в журнале «Древность и новизна» переводом отрывка из «Ироижа, или Письма Вивлиды к Кавнусу» из сочинений Овидия. В 1774 году свет увидели произведения «Ода величию» и «Ода благородству».

В 1776 году вышел в свет первый сборник стихов поэта «Оды, переведенные и сочиненные на горе Читалагой».

С 1779 года Державин отошел от традиций, заложенных Сумароковым и Ломоносовым, работая над философской лирикой. В 1782 году была опубликована ода «Фелица», посвященная императрице Екатерине II, которая принесла поэту широкую литературную известность. Вскоре появились и другие известные произведения Державина — «Вельможа», «Евгений. Званская жизнь», «На смерть князя Мещерского», «Бог», «Добрыня», «Водопад», «Ирод и Мариамна» и др.

В 1808 году вышло собрание сочинений Державина в четырех томах.

Хронологическая таблица

Другие варианты биографии

  • Род Державинов берет свое начало от сына татарского мурзы Багрима, носившего имя Держава.
  • Первой женой Г. Р. Державина была Екатерина Бастидон, дочь португальца Бастидона, бывшего камердинера Петра III.
  • Державин с семилетнего возраста изучал немецкий язык, читал в оригинале Клопштока, Геллерта, Клейста, Галлера, Гагедорна, что существенно повлияло на его литературное творчество.
  • Стихотворение Державина «Гром победы, гряни!», созданное в 1791 году, стало первым неофициальным гимном России.
  • За отличие в государственной службе Державин Гавриил Романович награжден орденом

Гаврила Романович Державин (1743-1816) — выдающийся русский поэт 18 — начала 19 веков. Творчество Державина было во многом новаторским и оставило значительный след в истории литературы нашей страны, повлияв на ее дальнейшее развитие.

Жизнь и творчество Державина

Читая биографию Державина, можно отметить, что молодые годы писателя никак не указывали на то, что ему суждено было стать великим человеком и гениальным новатором.

Гаврила Романович родился в 1743 году в Казанской губернии. Семья будущего писателя была очень бедной, но принадлежала к дворянству.

Юные годы

В детстве Державину пришлось пережить смерть отца, что еще больше ухудшило материальное положение семьи. Матери пришлось пойти на все, чтобы обеспечить двух своих сыновей и дать им хоть какое-то воспитание и образование. хороших учителей в губернии, где жила семья, было не так много, приходилось терпеть тех, кого можно было нанять. Несмотря на тяжелое положение, слабое здоровье, неквалифицированных учителей, Державин благодаря своим способностям и упорству все же смог получить достойное образование.

Служба в армии

Еще будучи учеником Казанской гимназии, поэт написал свои первые стихи. Однако закончить обучение в гимназии ему не удалось. Дело в том, что канцелярская ошибка, допущенная каким-то сотрудником, привела к тому, что юноша годом раньше был направлен на военную службу в Санкт-Петербург, в должности рядового солдата. Только через десять лет ему удалось добиться чина офицера.

С поступлением на военную службу жизнь и деятельность Державина сильно изменились. Служебный долг оставлял мало времени для литературной деятельности, но, несмотря на это, в годы войны Державин сочинил довольно много юмористических стихов, а также изучал произведения разных авторов, в том числе и Ломоносова, которого особенно почитал и считал образцом для подражания. Немецкая поэзия привлекала и Державина. Он прекрасно знал немецкий язык и занимался переводами на русский язык немецких поэтов и часто опирался на них в своих стихах.

Однако в то время Гаврила Романович еще не видел своего главного призвания в поэзии. Он стремился к военной карьере, служению Родине и улучшению материального положения семьи.

В 1773-1774 гг. Державин участвовал в подавлении восстания Емельяна Пугачева, но повышения и признания его заслуг не добился. Получив в награду всего триста душ, он был демобилизован. Некоторое время обстоятельства вынуждали его зарабатывать на жизнь не совсем честным способом — игрой в карты.

Открытие талантов

Стоит отметить, что именно в это время, к семидесятым годам, его талант впервые раскрылся по-настоящему. «Чаталагайские оды» (1776) вызвали интерес читателей, хотя в творческом смысле это и другие произведения семидесятых годов еще не были вполне самостоятельными. Творчество Державина было несколько подражательным, в частности Сумарокову, Ломоносову и другим. Строгие правила стихосложения, которым, следуя классической традиции, подчинялись его стихи, не позволяли полностью раскрыться уникальному таланту автора.

В 1778 году в личной жизни писателя произошло радостное событие — он страстно влюбился и женился на Екатерине Яковлевне Бастидон, ставшей на долгие годы его поэтической музой (под именем Пленира).

Свой путь в литературе

С 1779 года писатель выбрал свой путь в литературе. До 1791 года он работал в жанре оды, принесшей ему наибольшую известность. Однако поэт не просто следует классицистическим образцам этого строгого жанра. Он реформирует его, полностью меняя язык, который становится необычайно звонким, эмоциональным, совсем не таким, каким он был в размеренном, рациональном классицизме. Полностью изменилось Державин и идейное содержание од. Если раньше государственные интересы были превыше всего, то теперь в творчество Державина вносятся и личные, интимные откровения. В этом отношении он предвосхитил сентиментализм с его упором на эмоциональность, чувственность.

Последние годы

В последние десятилетия жизни Державин перестал писать оды; любовная лирика, дружеские послания, шуточные стихи.

Творчество Державина кратко

Сам поэт считал своей главной заслугой введение в художественную литературу «веселого русского стиля», в котором смешивались элементы высокого и разговорного стиля, сочетались лирика и сатира. Новаторство Державина заключалось еще и в том, что он расширил перечень тем русской поэзии, включив в него сюжеты и мотивы из быта.

Торжественные оды

Творчество Державина кратко характеризуется наиболее известными его одами. В них нередко соседствуют житейское и героическое, гражданское и личное начала. Таким образом, в творчестве Державина сочетаются ранее несовместимые элементы. Например, «Стихи на рождение Порфирогенного ребенка на Севере» уже нельзя назвать торжественной одой в классическом понимании этого слова. Рождение Александра Павловича в 1779 г. описывалось как великое событие, все гении приносят ему различные дары — ум, богатство, красоту и т. д. Однако пожелание последнего из них («Быть человеком на троне») свидетельствует о том, что король — человек, что не было свойственно классицизму. Новаторство в творчестве Державина проявилось здесь в смешении гражданского и личного статуса человека.

«Фелица»

В этой оде Державин осмелился обратиться к самой императрице и поспорить с ней. Фелица — Екатерина II. Гаврила Романович представляет царствующую особу как нечто, нарушающее существовавшую в то время строгую классицистическую традицию. Поэт восхищается Екатериной II не как общественным деятелем, а как мудрым человеком, знающим свой жизненный путь и идущим по нему. Затем поэт описывает свою жизнь. Самоирония в описании страстей, охвативших поэта, служит подчеркиванию достоинства Фелицы.

«На взятие Измаила»

В этой оде изображен величественный образ русского народа, завоевавшего турецкую крепость. Его сила уподобляется силам природы: землетрясению, морскому шторму, извержению вулкана. Однако оно не стихийно, а подчиняется воле российского государя, движимое чувством преданности Родине. Необычайная сила русского воина и русского народа в целом, его могущество и величие были изображены в этом произведении.

«Водопад»

В этой оде, написанной в 1791 году, главным становится образ ручья, символизирующего бренность бытия, земную славу и человеческое величие. Прототипом водопада стал Кивач, расположенный в Карелии. Цветовая палитра произведения богата разнообразными оттенками и цветами. Первоначально это было просто описание водопада, но после смерти князя Потемкина (неожиданно скончавшегося по дороге домой, возвращаясь с победой в русско-турецкой войне) Гаврила Романович дополнил картину смысловым содержанием, и водопад стал олицетворять бренность жизни и наводить на философские размышления о разных ценностях. Державин был лично знаком с князем Потемкиным и не мог не откликнуться на его внезапную смерть.

Впрочем, Гаврила Романович был далек от восхищения Потемкиным. В оде ему противопоставляется Румянцев — вот кто, по мнению автора, является истинным героем. Румянцев был настоящим патриотом, заботившимся об общем благе, а не о личной славе и благополучии. Этот герой в оде образно соответствует тихому ручью. Шумному водопаду противопоставляется невзрачная красота реки Суны с ее величественным и спокойным течением, прозрачной водой. Люди, подобные Румянцеву, живущие спокойно, без суеты и кипения страстей, умеют отражать красоту неба.

Философские оды

Темы произведения Державина продолжают философское «На смерть князя Мещерского» (1779 г.) написано уже после смерти наследника Павла, и смерть изображена образно, она «точит лезвие косой» и «скрежет зубами». Читая эту оду, сначала даже кажется, что это своеобразный «гимн» смерти. Однако заканчивается она обратным выводом — Державин призывает нас ценить жизнь как «мгновенный дар неба» и прожить ее так, чтобы умереть с чистым сердцем.

Лирика Анакреона

Подражая античным авторам, создавая переводы их стихов, Державин создавал собственные миниатюры, в которых можно почувствовать национальный русский колорит, жизнь, описать русскую природу. Классицизм в творчестве Державина и здесь претерпел трансформацию.

Перевод Анакреона для Гаврилы Романовича – это возможность попасть в царство природы, человека и жизни, которым не было места в строгой классической поэзии. Образ этого древнего поэта, презирающего мир и любящего жизнь, очень привлекал Державина.

В 1804 году Анакреонтические песни были опубликованы отдельным изданием. В предисловии он объясняет, почему решил писать «легкие стихи»: такие стихи поэт писал в юности, а публикует теперь, потому что оставил службу, стал частным лицом и теперь волен публиковать все, что хочет.

Поздняя лирика

Особенность творчества Державина в поздний период состоит в том, что в это время он практически перестает писать оды и создает преимущественно лирические произведения. Стихотворение «Евгений. Жизнь Званской», написанное в 1807 году, описывает повседневную домашнюю жизнь старого дворянина, живущего в роскошной сельской родовой усадьбе. Исследователи отмечают, что это произведение было написано в ответ на элегию Жуковского «Вечер» и носило полемический характер с зарождающимся романтизмом.

К поздней лирике Державина относится и произведение «Памятник», наполненное верой в достоинство человека вопреки невзгодам, жизненным перипетиям и историческим переменам.

Значение творчества Державина было очень велико. Преобразование классических форм, начатое Гаврилой Сергеевичем, было продолжено Пушкиным, а затем и другими русскими поэтами.

Несмотря на то, что в основе творчества Гаврила Державина лежит русский классицизм, оно значительно вышло за его пределы. Для стихов Державина характерно сочетание «высоких» и «низких» элементов, смешение торжественной оды с сатирой, просторечными выражениями наряду с церковнославянской лексикой. Проскальзывает в произведениях поэта и романтический подход к действительности. Другими словами, весь путь развития русской литературы этой эпохи выразился в творчестве Державина — от классицизма через сентиментализм и романтизм к реализму.

Основой искусства поэт считает истину, которую художники и поэты обязаны донести до читателя. Задача искусства — подражать природе, то есть объективной реальности. Но это не относится к низменным и грубым сторонам жизни — поэзия, по мнению Державина, должна быть «приятной». Оно должно быть еще и полезным — этим объясняются многочисленные нравоучения, сатиры и морали, которыми полно творчество поэта.

Державин, конечно, не мог претендовать на роль духовного вождя народа и посягать на устои самодержавия, но во многих произведениях он выражает именно народную точку зрения, которая уже была прорывом для русской литературы XVIII век. Так, впечатления крестьянской войны Пугачева отразились во всех важнейших стихотворениях поэта — от «Читалагаевских од» до «Благородцев» — в них он на стороне народа, осуждая его терзания помещиками. и дворяне.

Начиная с 1779 года творчество Державина становилось все более оригинальным — он шел своим путем в поэзии. Заслугой Державина в русской поэзии является введение в литературу «веселого русского стиля»: сочетание высокого стиля с просторечием, сатирой и лирикой.

Державин расширяет тему поэзии, приближает ее к жизни. Он начинает смотреть на мир и природу глазами обычного земного человека. Поэт изображает природу не отвлеченно, как это делалось до него, а как живую действительность. Если раньше Державин природа описывалась в самых общих чертах: ручьи, птицы, цветы, барашки, то уже в стихах поэта появляются детали, краски, звуки — он работает словом, как художник кистью.

В изображении человека поэт приближается к живому портрету, что было первым шагом к реализму.

Державин расширяет границы оды. В «Фелице» нарушена схема, установленная Ломоносовым — это уже сюжетная поэма, а не набор авторских высказываний в связи с торжественным событием. Наиболее известные оды Державина — «Фелица», «Бог», «Видение Мурзы», «Образ Фелицы», «Водопад» — это сюжетные произведения, в которые поэт вносит свои мысли и чувства.

Стихи Державина вводят в поэзию образ автора, знакомят читателя с личностью поэта — это еще одно его открытие. Работы изображают не абстрактного, а конкретного человека. Поэт в произведениях Державина — неподкупный борец за правду.

Поэтический язык Державина имеет большое значение для последующего развития русской литературы. Поэт прекрасно чувствовал народную речь. В стихах поэта всегда есть риторические и ораторские интонации — он учит, требует, наставляет, возмущается. Многие выражения Державина стали крылатыми:

«Где стол был едой, там и гроб», «Я царь, — я раб, — я червь, — я бог», «Отечество и дым сладок и приятен к нам» и др.

Главной заслугой поэта было введение в поэзию «обычного человеческого слова», что было неслыханным, неожиданным и новым. Тема поэзии – обычные человеческие дела и заботы.

Произведения Державина оказали влияние почти на всех поэтов конца XVIII — начала XIX века, способствуя наступлению новой вехи в развитии русской поэзии.

Гавриил Романович Державин занимает значительное место в русской литературе наряду с Д.И. Фонвизин и М.В. Ломоносов. Вместе с этими титанами русской литературы он входит в блестящую плеяду основоположников русской классической литературы эпохи Просвещения, восходящей ко второй половине XVIII века. В это время, во многом благодаря личному участию Екатерины II, в России бурно развивались наука и искусство.

Это время появления первых русских университетов, библиотек, театров, народных музеев и относительно самостоятельной печати, однако очень относительной и на короткий период, закончившийся с появлением А. П. Радищева. К этому времени, как назвал его Фамусов Грибоедова, «век золотой Екатерины», относится наиболее плодотворный период деятельности поэта.

Жизнь

Будущий поэт родился 14 июля 1743 года в родовом имении Сокура под Казанью.
Еще в раннем детстве он потерял отца, офицера русской армии, и воспитывался матерью Фёклой Андреевной Козловой. Жизнь Державина была яркой и насыщенной, во многом благодаря его уму, энергии и характеру. Были невероятные взлеты и падения. По его биографии можно было бы написать авантюрный роман, основанный на реальных событиях. Но подробнее обо всем.

С 1762 года, как и подобает дворянским детям, принят в Преображенский полк рядовым опричником. В 1772 г. он стал офицером и с 1773 по 1775 гг. принимал участие в подавлении пугачевского мятежа. В это время с ним происходят два совершенно противоположных по смыслу и невероятности случая. Во время пугачевского бунта он полностью потерял свое состояние, но вскоре выиграл в карточную игру 40 000 рублей.

Только в 1773 году увидели свет его первые стихи. Этот период жизни включает в себя некоторые интересные факты его жизни. Как и многие офицеры, он не чурался кутежа и карт, чуть не лишивших Россию великого поэта. Карты довели его до шулерства, ради денег совершались всякие неблаговидные проделки. К счастью, он смог вовремя осознать пагубность этого пути и изменить свой образ жизни.

В 1777 году вышел в отставку с военной службы. Вступает в должность статского советника в Сенате. Стоит отметить, что он был неисправимым правдолюбом, к тому же не особо преклонялся перед властями, за что никогда не пользовался любовью последней. С мая 1784 по 1802 г. состоял на государственной службе, в том числе с 1791-1793 гг. кабинет-секретарь Екатерины II, однако неумение вовремя открывать льстить и прекращать неприятные царскому уху доклады способствовало тому, что он пробыл здесь недолго. В период службы он достиг карьеры министра юстиции Российской империи.

Благодаря своему правдолюбивому и непримиримому характеру Гавриил Романович не задерживался на каждой должности более двух лет из-за постоянных конфликтов с вороватыми чиновниками, что видно из хронологии его службы. Все попытки добиться справедливости только раздражали его высоких покровителей.

Все это время у меня была творческая деятельность. Оды «Бог» (1784), «Гром победы, гряни!» (1791, неофициальный гимн России), хорошо известный нам по повести Пушкина «Дубровский», «Вельможа» (1794), «Водопад» (1798) и многие другие.
После выхода на пенсию жил в родовом имении Званка в Новгородской губернии, где все свое время отдавал творчеству. Скончался 8 июля 1816 года.

Литературное творчество

Широкую известность Державин получил в 1782 году изданием оды Фелицы, посвященной императрице. Ранние произведения — ода на женитьбу великого князя Павла Петровича, изданная в 1773 году.

Вообще в творчестве поэта ода занимает одно из ведущих мест. До нас дошли его оды: «На смерть Бибикова», «На благородную», «На день рождения Ее Величества» и др. В первых сочинениях чувствуется неприкрытое подражание Ломоносову. Со временем он отошел от этого и взял за образец для своих од произведения Горация. Публиковал свои сочинения в основном в «Санкт-Петербургских ведомостях». Это: «Песни Петру Великому» (1778), послание Шувалову, «На смерть князя Мещерского», «Ключ», «О рождении порфирового младенца» (1779).), «Об отсутствии императрицы в Беларуси», «К первому соседу», «Властителям и судьям» (1780 г.). привлек внимание общества своей «Одой к Фелице», посвященной царице.Наградой за оду была усыпанная бриллиантами табакерка и 50 золотых монет, благодаря которым он был замечен царицей и публикой.Оды Не меньший успех принесли ему «О взятии Измаила» и «Водопад». Встреча и близкое знакомство с Карамзиным привели к сотрудничеству в «Московском журнале» Карамзина. Здесь его «Памятник герою», «На смерть графини Румянцевой», были напечатаны «Величие Божие».
0003

Незадолго до отъезда Екатерины II Державин подарил ей свое рукописное собрание сочинений. Это замечательно. Ведь расцвет таланта поэтессы пришелся именно на период ее правления. По сути, его творчество стало живым памятником царствования Екатерины II. В последние годы жизни пытался экспериментировать с трагедиями, эпиграммами и баснями, но они не имеют той высоты, что его поэзия.

Критика неоднозначна. От благоговения до почти полного отрицания его творчества. Только произведения Д. Грога, посвященные Державину, появившиеся после революции, его усилия по публикации произведений и биография поэта позволили оценить его творчество.
Державин для нас — первый поэт той эпохи, чьи стихи можно читать без дополнительных комментариев и пояснений.

Несомненно, вклад Державина в развитие русской литературы и культуры был значителен. Ода «Фелица» принесла ему известность и, выражаясь современным языком, вывела его на первое место. Эту работу заметила императрица Екатерина II, что дало Державину возможность продвинуться по карьерной лестнице.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *