Фаддей матренин двор – Фаддей в рассказе Матренин двор Солженицына сочинение (Характеристика и образ)

Содержание

Фаддей в рассказе Матренин двор Солженицына сочинение (Характеристика и образ)

Первоначальное название повести  Солженицына «Матренин двор» звучало как  «Не стоит село без праведника». Именно в контексте такого заголовка  произведения отчетливо отрицательным и противопоставленным незлобивости и смиренности Матрены предстоит образ одного из героев повести – Фаддея  Мироновича Григорьева.

В описании внешности Фаддея на первый план выходит черный цвет: «черный старик», «черные волосы», «черная окладистая борода», «черные усы», «черные брови». Его «черная» внешность выступает как визуализированный, подсказывающий признак его черноты внутренней.

Когда-то Фаддей был женихом Матрены, но по стечению драматических обстоятельств она стала женой его брата. Любовь Фаддея впоследствии переходит в ненависть, и он едва не убивает Матрену и ее мужа, хотя они только такие же случайные жертвы, как и он: война их всех разлучила и лишила любви. Только именно Фаддей, опаленный бедой, ожесточился, потеряв любовь и  надежду на счастье. Он вознес топор не только над Матреной, но и над собой.

Ни женитьба на «другой» Матрене, ни шестеро один за другим появившихся детей в семье не делает его счастливым: жену свою он бьет, с детьми груб и жесток – весь дом держит «черный» Фаддей в страхе, лишая счастья таким образом и себя, и своих близких.

Потеряв способность любить людей, Фаддей как будто одеревенеет, приобретя другую способность – любить вещи. Он становится скопидомным, рачительным хозяином.  Но именно эта приобретенная им черта станет причиной гибели Матрены, его сына и едва ли не сумасшествия дочери. Желая захватить участок в Черустях и поставить там дом, Фаддей настоятельно просит Матрену отдать горницу Кире еще при жизни, а не как наследство. Соглашается Матрена, а вследствие трагической  случайности при перевозки горницы – погибает.

Но для Фаддея, ожесточившегося  и поглощенного идеей приобретательства, смерть Матрены, когда-то горячо им любимой,  не становится поводом для  сомнения в правильности и праведности своей жизни. У гроба  Матрены он постоит недолго, и на какой-то момент времени покажется, что, омраченный душой, он переживает гибель по его вине в том числе Матрены. Но это не так. Главное –сохранить бревна горницы от огня и козней сестер Матрены.

Таким образом, лишившись любви, окаменел Фаддей душой, почернела она, а он стал человеком без сердца, который так и н понял, что не стоит село без праведника.

Сочинение История Фаддея

Олицетворением жестокости, подлости, мстительности и банального тупого садизма Солженицын в своём рассказе «Матрёнин двор» решил сделать Фаддея, одного из главных героев.

Фаддей Миронович Григорьев — именно так звали старого мужчину, которому было за шестьдесят лет. Внешность была его по словам автора буквально чёрная: чёрные брови, чёрные волосы, чёрная борода, чёрные усы. Я думаю, Солженицын специально ещё в начале рассказа окрестил героя «чёрными» чертами лица, чтобы зародить в читателе некую догадку о том, что старый, наполовину слепой Фаддей, принадлежит к людям, творящим плохие поступки. У Фаддея всегда под рукой была палка, посох, с помощью которого он передвигался, вероятно, из-за своей несгибаемой спины.

В юности Фаддей и Матрёна, в честь которой и создано название рассказа, были влюблены друг в друга, но Фаддей ушёл в армию. Три года ждала его Матрёна, а когда пришёл срок Фаддею быть уже дома, его всё не было, он пропал без вести. Оставшись без надежды на его возвращение, Матрёну выдают замуж за Ефима, брата Фаддея. Через несколько месяцев после этого возвращается и «чёрный» брат Ефима. Прознавший об этой подлой свадьбе, он чуть было не убил топором и Матрёну, и Ефима, но сдержался. Здесь читатель понимает, что Фаддей — крайне вспыльчивый человек, готовый в ярости на самые ничтожные поступки. Главный герой очень любил Матрёну, а потому решил найти жену с таким же именем и нашёл.

В браке у них было шестеро детей, тогда как все дети Ефима и Матрёны умирали. В семейной жизни автор раскрывает Фаддея ярче всего: тот бьёт свою жену, ненавидит её и ненавидит себя за то, что живёт с нелюбимой женщиной. Кроме всего прочего, его боятся и дети, он держит весь дом в страхе, избивает он и своего младшего сына, который ему во внуки годится, Антошу за то, что тот учился не лучше всех.

Как я сказал ранее, у Матрёны Васильевны и Ефима все дети умирали, тогда Матрёна решила взять на воспитание девочку из семьи Фаддея, Киру. Десять лет она её растила как родную дочь, нашла ей мужа и даже оставила часть своей избы, сруба в завещании. Узнав об этом, Фаддей решил, что будет требовать эту часть избы ещё до кончины бедной Матрёны Васильевны под разными предлогами. Но главным его аргументом было то, что Кире и её мужу дали земельный участок, так что как раз самое время строить им свою избу, а для этого нужен сруб, который и завещала Матрёна. Конечно, он делает это для того, чтобы насытить свою жадность, отжать сруб у Матрёны, отомстить ей, потому что Фаддей — ужаснейший человек, не способный думать ни о ком, кроме себя.

По своей доброте женщина согласилась при жизни отдать часть избы на распил. При переносе сруба Матрёна попадет под колёса поезда, так и умирает. Фаддей даже не удосужился побывать на её поминках — он бессердечный человек.  

Также читают:

Картинка к сочинению Фаддей в рассказе Матрёнин двор Солженицына

Популярные сегодня темы

sochinimka.ru

Образ и характеристика Фаддея в рассказе «Матренин двор»

Матренин двор Солженицына — это произведение, которое критик Синявский назвал деревенской литературой, ведь в нем писатель затрагивает уклад жизни и обычаи села. К тому же для деревенской литературы характерны такие темы, как колхозы, их функционирование, последствия коллективизации, что можем наблюдать и в рассказе Солженицына. Сюжетная линия произведения интересная и обращает на себя внимание тем, что главными персонажами являются не великие личности, а люди из народа, селяне, чья жизнь незаметна и не примечательна, тем не менее, она не менее трагична, нежели жизнь художников или знаменитых полководцев. Среди главных героев рассказа читатель встречает и образ Фаддея в рассказе Матренин двор, чью характеристику предстоит сделать в нашем сочинении.

Образ Фаддея в рассказе Солженицына

Фаддей это бывший возлюбленный главой героини, вот только не судьба была им соединить свои сердца. Матрену и Фаддея разлучила война. Несмотря на то, что Матрена любила Фаддея, ждала, и верила в его возвращение, она вышла замуж за брата Фаддея. Так пожелали его родители. Но, кто же мог знать, что ее возлюбленный не погиб, не пропал без вести! Кто мог знать, что он вернется домой спустя два месяца после того, как Матрена и Ефим поженились. Но так было угодно судьбе.

Фаддей не смог простить Матрене такого предательства, не захотел понимать и принять ситуацию. Он озлобился, и стал вынашивать план мести. Прежде всего, Фаддей нашел себе жену по имени Матрена. На ней он вымещал свою злость, держа жену и детей в ежовых рукавицах. В рассказе Матренин двор автор характеризует Фаддея, как черного человека, описывая внешность шестидесятилетнего старика. Этим автор заранее предупреждает читателя о его черной душе.

Матрена составляет завещание, и оставляет часть дома своей названной дочке Кире. Это была младшая дочь Фаддея, которую Матрена взяла на воспитание. Фаддей же пожелал получить наследство при жизни главной героини, тем более что девушке и ее мужу выделили землю под застройку, и был нужен брус для дальнейшего строительства. Как раз во время переноса сруба Матрена и погибает, а мы в который раз убеждаемся в черствой душе Фаддея, и в бессердечности этого персонажа.

Характеристика Фаддея

Какую характеристику герою по имени Фаддей мы можем сделать? После прочтения рассказа Солженицына, мы с уверенностью можем сказать, что это жестокий человек, который без зазрения совести бьет жену и своих детей. Он скуп, и его волнует только нажива, поэтому Фаддей везде ищет выгоду. Из-за его жадности погибают три человека, ведь если бы он заплатил за перевозку бревен, то на железнодорожном переезде никто не погиб.

Фаддей — злопамятный, неприятный тип, лживый, злой и корыстный. Это отвратительная личность, которую можно назвать антиподом главной героини, праведницы Матрены.

Образ и характеристика Фаддея в рассказе «Матренин двор»

А какую оценку поставите вы?

sochinyshka.ru

Образ и характеристика Фаддея в рассказе Матрёнин двор Солженицына сочинение

Впервые Фаддей Миронович Григорьев появляется в рассказе в образе скромного просителя за своего нерадивого младшего сынишку Антошку перед рассказчиком. Учитель Игнатич пытается объяснить отцу, что сынок лукав и ленив, что образованием сына необходимо заниматься, следить за его учебой. Фаддей клянется, что справно воспитывает сына, потому что рука у него тяжелая.

Несмотря, на то, что гость имеет благообразный облик старца с клюкой, у него приятный говор и вежливое обращение к собеседнику с патриархальным «батюшка», Игнатича что-то настораживает. Лицо Фаддея словно спрятано за обильным черным волосяным покровом: густая борода, пышные баки, нависшие брови. В его возрасте нет ни намека на седину. Эта чернота лица поразила рассказчика.

Позже Матрена поведает своему постояльцу историю ее отношений с этим человеком. В молодости он к ней, совсем юной, посватался. Но их разлучила война 1914 года. Фаддей пропал на фронте, не было от него вестей 3 года. Матрена его ждала, а потом из жалости вышла замуж за его младшего брата Ефима на Петров день, ведь была жатва, матери в их семье не стало, а нужны были рабочие руки. Через несколько месяцев после их свадьбы вернулся после долгого венгерского плена Фаддей. Грозился, что зарубил бы обоих, если бы не был Ефим его братом. Он любил Матрену может за то, чего был сам лишен. Она чистая и бескорыстная душа. А он собственник, который всегда боролся на свое. В отместку женился на женщине, у которой было такое имя, всю жизнь бил ее и детей за свою обиду. Словно душа его стала черной, как стало черным лицо.

Главным в его жизни стало «добро» – нажитое и накопленное имущество. Ради этого он убеждает Матрену отдать при жизни горницу, завещанную его родной дочери Кире, которую она, похоронив всех своих детей, выпросила на воспитание. Когда ломали избу, Фаддей преображается. Он вкалывает неистово, забыв про все свои недуги. И ленивый, хитрый младший сынок Антон работает без устали. Остальные сыновья и зятья такие же. Кроме Киры, которая выросла под опекой Матрены. Из-за жадности Фаддея, который не хотел платить лишние деньги за перевозку бревен, на железнодорожном переезде погибают три человека.

Даже после страшной трагедии Фаддей не забывает про хозяйство, изображая перед чиновниками немощного, убитого горем старика, спасает брошенные не обочине остатки горницы. А ведь у него погиб сын и любимая когда-то женщина, дочь на грани помешательства, зять под следствием. Он так занят, что не может прийти на поминки. С ужасом Игнатич понимает, как похожи на этого хозяйственного старика остальные. Даже лучшая подруга Матрены Маша, прибежав сообщить трагическую новость, выпрашивает себе вязаночку. А то завтра набежит родня, ничего уже не достанется. И близкие люди начинают бороться за скудное имущество уже у гроба, «оплакивая» Матрену, которую при жизни считали дурочкой, потому что мало нажила.

Не случайно, рассказывая о Фаддее, Матрена смотрела на дверь, словно боялась его появления, предчувствуя исполнения давнишней угрозы. И почудился Игнатичу в проеме двери облик бывшего возлюбленного Матрены с топором, который сумел отомстить, став виновником ее гибели.

Характеристика 2

В произведении Солженицына “Матренин двор” присутствует множество интереснейших ситуаций и персонажей, со своими уникальными образами, которые были созданы автором для того, чтобы передать свою мысль, и видение ситуации в целом. Однако повнимательнее стоит рассмотреть образ старика Фадея.

Фадей – на момент повествования произведения, пожилой мужчина, живущий в деревне, в которой происходит само произведение. Волей судьбы случилось так, что родной брать Фадея женился на его возлюбленной Матрёне, после чего Фадей возненавидел их обоих, затаив в своём сердце обиду на долгие годы. Не сумев смириться с произошедшим, Фадей всю свою оставшуюся жизнь продолжил всячески вредить паре, не давая им спокойной жизни, так и доведя свою возлюбленную в могилу. Таким образом, мы видим насколько Фадей злопамятный человек, что даже по прошествии такого количества времени, он всё равно не простил близких ему людей, всячески принося им неприятности, что помогало ему справиться с его чувством обделенности.

По характеру же Фадей также весьма неприятный человек, которым движут низменные человеческие пороки. Он весьма лживый, корыстный, и злой человек, который не побрезгует даже самыми отвратительными методами для достижения своей цели, что характеризует его как весьма и весьма отвратительную личность. Он никак не может забыть то, что его предали его близкие люди, потому и старался сделать все для того, чтобы им стало очень плохо.

Также в его характере присутствует черта весьма бессердечного человека, которому всё равно на окружающих его людей, и абсолютно все равно, что они чувствуют. Фадей, не задумываясь о чувствах Матрёны, причинял ей моральную боль, не давая жить спокойно, что и довело её до могилы. Это показывает, что Фадей весьма отвратительный человек, которого автор сделал таким, дабы в произведении был антипод Матрёны, противопоставляющий ей свой образ. Именно на этом контрасте и строится всё произведение.

Я считаю, что Солженицын именно эту мысль хотел донести до читателя образом Фадея, так детально описав его в своём произведении “Матренин двор”.

Сочинение про Фаддея

Центральной идеей в произведении является идея угнетенность русского народа в тоталитарный период его бытия. Через образы персонажей в произведении, как и в любом другом, Солженицын прекрасно раскрывает эту идею, подправляя её событиями, происходящими в произведении.

Во время повествования нас знакомят с персонажами. Мы знакомимся с жителями деревни, с центральными персонажами в нём, такими как главная героиня произведения – пожилая женщина, не принятая своими соседями в деревне за свою излишнею праведность. Также нас знакомят с её прошлым возлюбленным Фадеем.

Фадей является полным антиподом главной героини. Фадей человек бессовестный, который заботится только о себе, и ни о ком больше. Он привык искать выгоду во всём, даже не задумываясь, об окружающих.

Его скверный характер раскрывается с такой же скоростью, с которой идёт повествование. Далее мы узнаём, что из-за своего скверного характера, он даже женился на другой женщине, просто для того, чтобы отомстить своей бывшей возлюбленной, также он пытался отнять у неё часть её имущества, якобы оно было его. После он начал рушить её дом, в которой он прожил вместе с Матрёной столько лет.

Даже после смерти Матрёны, он так и остался чёрствым и эгоистичным человеком, особо не горюя о судьбе своей возлюбленной.

Все его действия характеризуют его как очень нехорошего человека, всегда мыслящего во вред своему окружению, даже если это окружение его очень ценит. Он всегда считал, что все окружающие его просто на просто его ненавидят, за то, что он такой, каков он есть, собственно, и из-за чего, он стал таким чёрствым и эгоистичным человеком. В этом и раскрывается весь его образ в произведении. Солженицын пытался показать насколько может окружение изменить человека. И через его образ он как бы говорит нам, о необходимости добрее относится к любым людям, даже если они нам не очень приятны.

Многие отечественные писатели пытались показать жизнь простых людей в России такой, какая она есть, без фальши и обмана, однако как бы они не старались, получалось далеко не у всех. По настоящему описать русскую жизнь и все из неё вытекающие обстоятельства и факты могли только те, кто столкнулся с ней во всей её красе, и смогли пройти через это, со стойкостью и мужеством перенести все невзгоды простой жизни, и выбраться из оков обстоятельств.

Одним из таких писателей и был Солженицын, который написал замечательное произведение “Матрёнин двор”.

Вариант 4

Каждый человек в жизни не похож друг на друга. Все люди имеют свои принципы, взгляды и ценности, которые являются их главными ориентирами и путеводителями при достижении целей. Кто-то придерживается более гуманных подходов в отношениях к окружающим, а кто-то – использует всевозможные способы и методы на пути осуществления своих желаний, не принимая во внимание общепринятые нормы человеческих отношений. Один человек может являться полной противоположностью другого.

Таким примером является один из героев рассказа Александра Солженицына «Матрёнин двор». Это шестидесяти летний мужчина по имени Фаддей, который имеет свою жизненную позицию и ни при каких обстоятельствах не изменит её в ущерб лично для себя. Этот герой по своему складу характера, привычкам и поступкам показан автором, как полная противоположность главной героине произведения Матрёне. Зная её из содержания произведения, как простую и добрейшей души женщину, читатель сразу может представить образ Фаддея.

Фаддей был человеком высокого роста, достаточно крупного телосложения. Конечно, здоровье его было подорвано, это след о нелёгкой, прожитой жизни, однако, он старался не унывать и не падать духом. Мужчину постоянно мучили боли в пояснице, поэтому он ходил сгорбившись и, для облегчения, опирался на посох. Единственное, что, казалось, не тронули прожитые годы, это чёрный цвет волос, которые не касалась ещё седина. У него были такие густые и чёрные волосы, что сливались с чёрной окладистой бородой и усами, из-за которых рот был едва виден. Также Фаддей имел непрерывные чёрные бакены, а его брови напоминали два широких мостика направленные навстречу друг другу. Всем своим обликом этот мужчина старался показать свою важность и достойность. По характеру Фаддей был человеком властным, поэтому в любой ситуации, как бы он себя не контролировал, и не сдерживал, эти черты всё равно непроизвольно проявлялись и давали о себе знать. Ещё одной чертою Фаддея, бросавшейся во внимание читателя, является его злопамятность. Вы только представьте, каким должно было быть у него зло, чтобы на всю жизнь сохранить злость и желание отмстить Матрене за то, что она не дождалась его с войны и вышла замуж за его брата.

Фаддей был очень жадным и эгоистичным человеком. Ради своего обогащения и наживы он мог спокойно переступить через любые человеческие жизни и нравственные качества. Давайте вспомним как он ради экономии денег, одним рейсом хотел перевезти горницу на двух санях, одни из которых были самодельные. В итоге Фаддей поплатился человеческими жизнями близких ему людей. Но это его не остановило и не образумило. Когда в гробу лежали два родных человека, Фаддей горевал больше не по ним, а по брёвнам с санями, что остались на переезде. Опять же, на первое место выступили жадность и эгоизм.

Как мы видим, такая жизненная позиция не всегда есть хорошей. Для достижения каких-то личных целей она, конечно, помогает, но в окружении других людей, это поведение выглядит очень безжалостным, что невольно вызывает осуждение.

Другие сочинения:

Образ и характеристика Фаддея в рассказе Матрёнин двор

Несколько интересных сочинений

  • Характеристика мужика в Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил

    С детских лет всем знакомы сказки. Они бывают разные, но в любой волшебной истории добро должно одержать победу над злом. Писатель Салтыков-Щедрин обращается к теме сказок, но наполняет их иным смыслом

  • Сочинение рассуждение на тему Свобода ОГЭ 15.3

    Что такое свобода? Для каждого человека свобода это право выбора, ведь когда демонстрируешь свое мнение, ты получаешь от этого удовольствие. Свобода выбора, свобода слова это самое главное в жизни каждого.

  • Сочинение Можно ли оправдать месть? Итоговое декабрьское

    Месть – это чувство знакомое каждому человеку. Когда тебе сделали больно, причинили физический или моральный вред, так хочется ответить, сделать обидчику в несколько раз больнее. Можно ли оправдать месть?

  • Анализ рассказа Бунина Господин из Сан-Франциско сочинение 11 класс

    Это произведение Бунин написал за четыре дня. Практически все события являются вымышленными. Весь рассказ наполняют философские размышления, автор рассуждает над смыслом существования

  • Сочинение на тему Детство – это огромный край, откуда приходит каждый

    Независимо от того, кем является человек и какого он возраста, у каждого в судьбе был период, когда каждое действие было под контролем родителей, дед мороз был настоящим, а чудеса зачастую сбывались.

sochinite.ru

Образ Фаддея в рассказе Солженицына «Матрёнин двор»

Александр Солженицын жил в непростую эпоху тоталитаризма, поэтому в его творчестве, как в зеркале, отразились все ее основные черты.

Жизнь угнетенного русского простого народа – ключевая тема произведений автора. Солженицын замечал, что среди людей становится меньше тех, кто еще сохраняет традиции, свою народность. Доброта и бескорыстность выходят «из моды», становятся смешными.

В рассказе «Матренин двор» повествуется именно об этой проблеме – вытеснении настоящих ценностей, подмене их материальными выгодами, черствостью. Главной героиней здесь является престарелая женщина, которая почти никем не понята из своего окружения. Она простодушна и приветлива к соседям, которые пытаются извлечь только выгоду для себя. Ее бескорыстие принимается и в то же время осмеивается людьми.

Полной противоположностью главной героини в рассказе есть ее бывший возлюбленный Фаддей. Полное имя антипода – Григорьев Фаддей Миронович. Ему уже было за 60 лет.

Из портретной характеристики мы узнаем о герое то, что был он высок, еще статен, хоть и сгорблен от болей в пояснице. Самая яркая особенность во внешности – чернота. Его лицо почти полностью было покрыто волосами: черная борода, густые черные брови, черные бакены. И эта особенность не случайна, она указывает на черноту его души.

Матрёна говорила Игнатичу, что когда-то давно Фаддей сватался к ней. Однако война разлучила эту пару. По совету родных женщина вышла замуж за младшего брата Фаддея – Ефима. Спустя время произошло чудо – Фаддей вернулся в деревню живым. Когда он узнал о женитьбе своей возлюбленной и брата, то воспылал лютой ненавистью к обоим.

Любил ли герой Матрёну по-настоящему не известно, но даже жену стал выбирать себе с таким же имечком. Из другой деревни таки приводит Фаддей в дом «вторую» Матрёну. Девушки были похожи только именем. Вторая Матрёна была широколицей и грубой. Возможно, поэтому Фаддей так злился на нее и часто бил. Тем ни менее, у этой пары родилось много деток. Своих сыновей герой тоже не жаловал и часто учил тяжелой своей рукой.

Вначале Фаддей кажется рассказчику статным умудренным стариком, который деловито склонятся на посох. Но очень скоро его характеристика сменяется на менее лестные определения: «ненасытный», «полуслепой старик», «просил каждого снизойти к его старости».

Складывается такое ощущение, что всю жизнь Фаддей посвятил некой мести и наживе. Назло возлюбленной он женится на нелюбимой женщине, которую после избивает и всячески ужимает. Своих детей от второй Матрёны он вряд ли по-настоящему любит и тоже бьет. Истинное отношение он выказывает и к бывшей возлюбленной Матрёне. Он надоедает ей просьбой отдать часть избы в качестве наследства его дочери Кире, которую воспитывала женщина. Матрёна не может отказать Фаддею и Кире, и поэтому сама помогает перевозить часть избы. В результате это приводит к трагическому концу.

Образ Фаддея – образ выродившегося человека.

Понравилось школьное сочинение? А вот еще:
Образ Матрены в рассказе Солженицына «Матрёнин двор»
Образ Игнатича (рассказчика) в рассказе Солженицына «Матрёнин двор»
Образ России в рассказе Солженицына «Матрёнин двор»
Женские образы в рассказе Солженицына «Матрёнин двор»

my-soch.ru

Характеристика героев матренин двор фаддей. Матрёнин двор

Летом 1956 г. на сто восемьдесят четвёртом километре от Москвы по железнодорожной ветке на Муром и Казань сходит пассажир. Это — рассказчик, судьба которого напоминает судьбу самого Солженицына (воевал, но с фронта «задержался с возвратом годиков на десять», то есть отсидел в лагере, о чем говорит ещё и то, что, когда рассказчик устраивался на работу, каждую букву в его документах «перещупали»). Он мечтает работать учителем в глубине России, подальше от городской цивилизации. Но жить в деревне с чудесным названием Высокое Поле не получилось, поскольку там не пекли хлеба и не торговали ничем съестным. И тогда он переводится в посёлок с чудовищным для его слуха названием Торфопродукт. Впрочем, оказывается, что «не всё вокруг торфоразработки» и есть ещё и деревни с названиями Часлицы, Овинцы, Спудни, Шевертни, Шестимирово…

Это примиряет рассказчика со своей долей, ибо обещает ему «кондовую Россию». В одной из деревень под названием Тальново он и поселяется. Хозяйку избы, в которой квартирует рассказчик, зовут Матрёна Васильевна Григорьева или просто Матрёна.

Судьба Матрёны, о которой она не сразу, не считая её интересной для «культурного» человека, иногда по вечерам рассказывает постояльцу, завораживает и в то же время ошеломляет его. Он видит в её судьбе особый смысл, которого не замечают односельчане и родственники Матрёны. Муж пропал без вести в начале войны. Он любил Матрёну и не бил её, как деревенские мужья своих жён. Но едва ли сама Матрёна любила его. Она должна была выйти замуж за старшего брата мужа — Фаддея. Однако тот ушёл на фронт в первую мировую войну и пропал. Матрёна ждала его, но в конце концов по настоянию семьи Фаддея вышла замуж за младшего брата — Ефима. И вот внезапно вернулся Фаддей, бывший в венгерском плену. По его словам, он не зарубил топором Матрёну и её мужа только потому, что Ефим — брат ему. Фаддей так любил Матрёну, что новую невесту себе подыскал с тем же именем. «Вторая Матрёна» родила Фаддею шестерых детей, а вот у «первой Матрёны» все дети от Ефима (тоже шестеро) умирали, не прожив и трёх месяцев. Вся деревня решила, что Матрёна — «порченая», и она сама поверила в это. Тогда она взяла на воспитание дочку «второй Матрёны» — Киру, воспитывала её десять лет, пока та не вышла замуж и не уехала в посёлок Черусти.

Матрёна всю жизнь жила как бы не для себя. Она постоянно работает на кого-то: на колхоз, на соседей, выполняя при этом «мужицкую» работу, и никогда не просит за неё денег. В Матрёне есть огромная внутренняя сила. Например, она способна остановить на бегу несущуюся лошадь, которую не могут остановить мужчины.

Постепенно рассказчик понимает, что именно на таких, как Матрёна, отдающих себя другим без остатка, и держится ещё вся деревня и вся русская земля. Но едва ли его радует это открытие. Если Россия держится только на самоотверженных старухах, что же будет с ней дальше?

Отсюда — нелепо-трагический конец рассказа. Матрёна погибает, помогая Фаддею с сыновьями перетаскивать через железную дорогу на санях часть собственной избы, завещанной Кире. Фаддей не пожелал дожидаться смерти Матрёны и решил забрать наследство для молодых при её жизни. Тем самым он невольно спровоцировал её гибель. Когда родственники хоронят Матрёну, они плачут, скорее, по обязанности, чем от души, и думают только об окончательном разделе Матрёниного имущества.

Фаддей даже не приходит на поминки.

Первоначальное название повести Солженицына «Матренин двор» звучало как «Не стоит село без праведника». Именно в контексте такого заголовка произведения отчетливо отрицательным и противопоставленным незлобивости и смиренности Матрены предстоит образ одного из героев повести – Фаддея Мироновича Григорьева.

В описании внешности Фаддея на первый план выходит черный цвет: «черный старик», «черные волосы», «черная окладистая борода», «черные усы», «черные брови». Его «черная» внешность выступает как визуализированный, подсказывающий признак его черноты внутренней.

Когда-то Фаддей был женихом Матрены, но по стечению драматических обстоятельств она стала женой его брата. Любовь Фаддея впоследствии переходит в ненависть, и он едва не убивает Матрену и ее мужа, хотя они только такие же случайные жертвы, как и он: война их всех разлучила и лишила любви. Только именно Фаддей, опаленный бедой, ожесточился, потеряв любовь и надежду на счастье. Он вознес топор не только над Матреной, но и над собой.

Ни женитьба на «другой» Матрене, ни шестеро один за другим появившихся детей в семье не делает его счастливым: жену свою он бьет, с детьми груб и жесток – весь дом держит «черный» Фаддей в страхе, лишая счастья таким образом и себя, и своих близких.

Потеряв способность любить людей, Фаддей как будто одеревенеет, приобретя другую способность – любить вещи. Он становится скопидомным, рачительным хозяином. Но именно эта приобретенная им черта станет причиной гибели Матрены, его сына и едва ли не сумасшествия дочери. Желая захватить участок в Черустях и поставить там дом, Фаддей настоятельно просит Матрену отдать горницу Кире еще при жизни, а не как наследство. Соглашается Матрена, а вследствие трагической случайности при перевозки горницы – погибает.

Но для Фаддея, ожесточившегося и поглощенного идеей приобретательства, смерть Матрены, когда-то горячо им любимой, не становится поводом для сомнения в правильности и праведности своей жизни. У гроба Матрены он постоит недолго, и на какой-то момент времени покажется, что, омраченный душой, он переживает гибель по его вине в том числе Матрены. Но это не так. Главное –сохранить бревна горницы от огня и козней сестер Матрены.

Таким образом, лишившись любви, окаменел Фаддей душой, почернела она, а он стал человеком без сердца, который так и н понял, что не стоит село без праведника.

Сочинение История Фаддея

Олицетворением жестокости, подлости, мстительности и банального тупого садизма Солженицын в своём рассказе «Матрёнин двор» решил сделать Фаддея, одного из главных героев.

Фаддей Миронович Григорьев — именно так звали старого мужчину, которому было за шестьдесят лет. Внешность была его по словам автора буквально чёрная: чёрные брови, чёрные волосы, чёрная борода, чёрные усы. Я думаю, Солженицын специально ещё в начале рассказа окрестил героя «чёрными» чертами лица, чтобы зародить в читателе некую догадку о том, что старый, наполовину слепой Фаддей, принадлежит к людям, творящим плохие поступки. У Фаддея всегда под рукой была палка, посох, с помощью которого он передвигался, вероятно, из-за своей несгибаемой спины.

В юности Фаддей и Матрёна, в честь которой и создано название рассказа, были влюблены друг в друга, но Фаддей ушёл в армию. Три года ждала его Матрёна, а когда пришёл срок Фаддею быть уже дома, его всё не было, он пропал без вести. Оставшись без надежды на его возвращение, Матрёну выдают замуж за Ефима, брата Фаддея. Через несколько месяцев после этого возвращается и «чёрный» брат Ефима. Прознавший об этой подлой свадьбе, он чуть было не убил топором и Матрёну, и Ефима, но сдержался. Здесь читатель понимает, что Фаддей — крайне вспыльчивый человек, готовый в ярости на самые ничтожные поступки. Главный герой очень любил Матрёну, а потому решил найти жену с таким же именем и нашёл.

В браке у них было шестеро детей, тогда как все дети Ефима и Матрёны умирали. В семейной жизни автор раскрывает Фаддея ярче всего: тот бьёт свою жену, ненавидит её и ненавидит себя за то, что живёт с нелюбимой женщиной. Кроме всего прочего, его боятся и дети, он держит весь дом в страхе, избивает он и своего младшего сына, который ему во внуки годится, Антошу за то, что тот учился не лучше всех.

Как я сказал ранее, у Матрёны Васильевны и Ефима все дети умирали, тогда Матрёна решила взять на воспитание девочку из семьи Фаддея, Киру. Десять лет она её растила как родную дочь, нашла ей мужа и даже оставила часть своей избы, сруба в завещании. Узнав об этом, Фаддей решил, что будет требовать эту часть избы ещё до кончины бедной Матрёны Васильевны под разными предлогами. Но главным его аргументом было то, что Кире и её мужу дали земельный участок, так что как раз самое время строить им свою избу, а для этого нужен сруб, который и завещала Матрёна. Конечно, он делает это для того, чтобы насытить свою жадность, отжать сруб у Матрёны, отомстить ей, потому что Фаддей — ужаснейший человек, не способный думать ни о ком, кроме себя.

По своей доброте женщина согласилась при жизни отдать часть

magic-expet.ru

Урок по рассказу А.И. Солженицына «Матренин двор»

Цели урока:

  • познакомить учащихся с историей написания рассказа;
  • в ходе аналитической беседы помочь понять и оценить поведение главных героев, разобраться в философском смысле рассказа;
  • развивать умение учащихся высказывать своё мнение и аргументировать его;
  • проверить знание содержания произведения.

Эпиграф к уроку:

“Есть такие прирождённые ангелы – они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жижи (насилия, лжи, мифов о счастье и законности), нисколько в ней не утопая…” (А.И.Солженицын).

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Вступительное слово учителя.

Рассказ “Матрёнин двор” написан в 1959г., а опубликован в 1964г. в журнале “Новый мир”. Первоначальное его название – “Не стоит село без праведника” – Солженицын, по совету Твардовского (из-за цензурных препятствий) изменил на “Матрёнин двор”. Год действия в рассказе – 1956.

“Матрёнин двор” – произведение во многом автобиографичное. Это рассказ Солженицына о той ситуации, в которой он оказался, вернувшись “из пыльной горячей пустыни”, т.е. из лагеря. Ему “хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России”, найти “тихий уголок России подальше от железных дорог”. Бывший лагерник мог наняться только на тяжёлые работы, он же хотел учительствовать.

После реабилитации в 1957г. Солженицын некоторое время работал учителем математики, физики и астрономии во Владимирской области, жил в деревне Мильцево у крестьянки Матрёны Васильевны Захаровой.

Рассказ “Матрёнин двор” выходит за рамки обычных воспоминаний и приобретает глубокое значение, признан классикой. Его называли “блистательным”, “подлинно гениальным произведением”.

Сегодня на уроке мы попытаемся понять и оценить поступки героев рассказа и разобраться в его философском смысле.

3. Беседа.

– Посмотрите на слова Солженицына, которые я взяла эпиграфом к сегодняшнему уроку. Как вы понимаете эти слова?

– К эпиграфу мы ещё вернёмся в конце урока.

– Рассказ прочитан. Назовите главных героев.

– Давайте попробуем понять эти образы. Выделите главное, с вашей точки зрения, событие, главную ситуацию, которые помогают понять характеры героев. Объясните, почему вы так считаете. (Разрушение дома.)

– А теперь попробуем рассмотреть, какие черты характера, личные качества проявляет каждый из главных героев в данной ситуации.

4. Работа в группах.

Перед вами таблица, которую нужно заполнить. Можно своими словами, а можно цитатами. После этого нужно будет рассказать о результатах работы группы.

Какие черты характера, личные качества проявляет

Матрёна в данной ситуации?

Поступки

 

Мотивы (почему?)

 

Итог

 

Ваша оценка героя

 

Какие черты характера, личные качества проявляет

Фаддей в данной ситуации?

Поступки

 

Мотивы (почему?)

 

Итог

 

Ваша оценка героя

 

Примерные ответы учащихся:

Какие черты характера, личные качества проявляет

Матрёна в данной ситуации?

Поступки

“Не спала Матрёна две ночи. Нелегко ей было решиться. Не жалко было саму горницу…, как вообще ни труда, ни добра своего не жалела Матрёна никогда. Но жутко ей было начать ломать ту крышу, под которой прожила 40 лет”.

“…для Матрёны было это – конец её жизни всей”.

“Две недели Матрёна ходила как потерянная”.

Мотивы (почему?)

Решила помочь, несмотря ни на что, приёмной дочери, которую 10 лет воспитывала как родную “вместо своих, невыстоявшихся”.

Итог

Погибла Матрёна на железнодорожных путях, помогая Фаддею и его родственникам тащить сани с разобранной горницей.

“Нет Матрёны. Убит родной человек”.

“Всё было месиво – ни ног, ни половины туловища, ни левой руки”.

Ваша оценка героя

 

Какие черты характера, личные качества проявляет

Фаддей в данной ситуации?

Поступки

“…требовал, чтоб она отдала горницу теперь же, при жизни”.

“Он наседал на Матрёну с горячностью”.

Мотивы (почему?)

“…не так сама Кира, и не так муж её, как за них старый Фаддей загорелся захватить этот участок в Черустях”.

“Все работали, как безумные, в том ожесточении, какое бывает у людей, когда пахнет большими деньгами… Кричали друг на друга, спорили”.

Итог

“Дочь его трогалась разумом, над зятем висел суд, в собственном доме его лежал убитый им сын, на той же улице – убитая им женщина, которую он любил когда – то… А высокий лоб его был омрачён тяжёлой думой, но дума эта была – спасти оставшиеся брёвна горницы от огня и от козней Матрёниных сестёр”.

Ваша оценка героя

 
  • Защита итогов работы групп.
  • Беседа.

– А вы как бы поступили в данной ситуации, оказавшись на месте Матрёны или Фаддея?

– Итак, в рассказе “Матрёнин двор” Солженицын противопоставляет этих героев – Матрёну и Фаддея. Фаддей олицетворяет злое начало, а Матрёна – безмерно добрая, трудолюбивая, щедрая, старающаяся всем угодить.

– Прочитаем завершающие слова рассказа: “Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша.” Эти слова возвращают к первоначальному названию – “Не стоит село без праведника” и наполняют рассказ о крестьянке Матрёне глубоким обобщающим, философским смыслом. Матрёна пожертвовала жизнью ради спасения души Фаддея. Хотела спасти его душу от смертного греха – жадности, алчности. А он не смог преодолеть эту греховность, хотя шанс был предоставлен.

Но её ведь больше нет, стало быть, не стоит село без неё? И город? И вся земля наша?

– Как вы понимаете значение слова “праведник”?

– В словаре русского языка С.И.Ожегова этому слову даётся такое толкование:

Праведник: 1. У верующих: человек, который живёт праведной жизнью.

2. Человек, ни в чём не погрешающий против правил нравственности.

– Вернёмся к эпиграфу. Как вы думаете, почему именно эти слова я взяла эпиграфом к сегодняшнему уроку?

Выводы в тетради:

Праведница Матрёна – нравственный идеал писателя, на котором, по его мнению, должна основываться жизнь общества. “Матрёнин двор” – символ особого устройства мира, где есть труд, терпение и доброта. В финале рассказа двор бескорыстия, праведности разрушается. Это приобретает символический смысл. Гибель героини – предупреждение писателя об опасности уничтожения нравственных понятий.

7. Подведение итогов.

Сегодня на уроке, анализируя рассказ “Матрёнин двор”, мы с вами попытались понять и оценить поступки героев и разобраться в его философском смысле.

8. Домашнее задание.

Напишите сочинение – размышление над прочитанным рассказом А.Солженицына “Матрёнин двор”.

urok.1sept.ru

Матренин двор | Образовательный портал EduContest.Net — библиотека учебно-методических материалов

Урок литературы в 9 классе

Тема урока: «Не стоит село без праведника»
(по рассказу А.И.Солженицына «Матрёнин двор»)
Цель урока: в совместной с обучающимися деятельности осмыслить образ Матрены как праведницы земли русской.
Задачи:
— обучающие: сформировать у обучающихся общее представление о сквозной теме праведничества в русской литературе.
— развивающие: развивать аналитические умения обучающихся на основе работы с текстом и толковыми словарями.
— воспитательные: помочь учащимся задуматься над нравственными понятиями доброты, милосердия, сострадания.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ход урока
Организационно-мотивационный этап.
Слово учителя:
Однажды жители Афин, собравшиеся на площади, увидели Демосфена, который в жаркий солнечный день ходил по городу с фонарем в руках.
— Зачем тебе фонарь, ведь и так светло? И что ты ищешь? — спросили они у него.
— Я ищу человека, — ответил Демосфен.
Удивились афиняне и второй раз спросили его о том же.
— Человека, — снова ответил Демосфен.
— Человека? Это кого: меня, его, а может быть, вон того, — засмеялись жители Афин.
— Я ищу человека
— Так кого же, по-вашему, искал Демосфен с фонарем в руках?
(Настоящего Человека, человека с большой буквы, носителя самых лучших человеческих качеств.)
— Какими качествами должен обладать человек, чтобы имя ему было
Че-ло-век с большой буквы? Как он должен жить?
Ответы на эти и другие вопросы мы постараемся найти у Александра Исаевича Солженицына, потому что настоящий писатель понимает жизнь и людей глубже. А также узнаем, встретился ли ему на жизненном пути такой ЧЕЛОВЕК?
2) Формулирование темы урока
— Главной темой в творчестве Солженицына всегда была тема добра и зла. И рассказ «Матрёнин двор” тоже разворачивает перед читателями картину противоборства этих двух начал. «Не стоит село без праведника» — именно так назвал свой рассказ писатель, а название «Матрёнин двор» придумано А.Т. Твардовским, редактором журнала «Новый мир», где в 1963 году было впервые опубликовано это произведение. Замена эта объясняется цензурными соображениями. «Не стоит село без праведника» — это и есть тема нашего сегодняшнего урока.
Формулирование цели и задач урока.
— Кто, по-вашему, тот ЧЕЛОВЕК, встретившийся на жизненном пути Солженицыну? Кто тот праведник, без которого не стоит село?
(Матрёна Васильевна)
— Как тема урока перекликается с образом Матрёны? Как вы думаете, что нам предстоит с вами сегодня выяснить, доказать на уроке?
(Матрёна – тот самый праведник, тот самый Человек с большой буквы, которого встретил на своём жизненном пути Солженицын. На примере образа Матрёны мы должны выяснить, кто такие праведники, какими качествами обладают такие люди, почему жизнь без праведников немыслима.)
Аналитическая беседа.
Проза Солженицына выросла на духовно-нравственных основах древнерусского искусства. Близость эта состоит в сходных принципах построения картины мира.
Перед вами икона «Чудо Георгия о змие»
На иконе – трёхмерное пространство:
1) Мир идеальный (верхнее пространство, святой дух в

educontest.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *