Ф тютчев краткая биография: Краткая биография Тютчева самое главное интересные факты, творчество Федора Ивановича для детей

жизнь, творчество и биография Федора Ивановича по датам кратко

Хронологическая таблица Тютчева охватывает самые важные события из жизни автора. Изучая жизнь и творчество Тютчева по датам, можно выделить те события, которые повлияли как на становление творчества поэта в целом, так и на литературу XIXвека.

Биография Федора Ивановича Тютчева в кратком изложении поможет школьникам и студентам при написании рефератов по творчеству поэта, а для преподавателей станет отличным подспорьем при подготовке к занятиям. Биография Федора Ивановича Тютчева в таблице дает нужный минимум для быстрого изучения творчества, а также ключевых событий в жизни знаменитого представителя русской поэзии.

1803 год, 23 ноября (5 декабря) – Федор Тютчев родился в родовитой дворянской семье в селе Овстуг Орловской губернии (ныне Брянская область).

1810 – Тютчевы переехали в Москву, Федору они наняли воспитателя – поэта и переводчика С. Е. Раич. Учитель привил Федору Ивановичу страсть к литературе и поэзии, и уже в 12 лет Тютчев переводил Горация.

1812 – При оккупации Москвы Наполеоном семья Тютчевых временно переехала в Ярославль, а после снова вернулась в Москву.

1819 – Опубликована первая работа Федора Тютчева – перевод «Послания Горация к Меценату».

1819, осень – Будущий великий русский поэт поступает в Московский университет на словесное отделение.

1821 – Тютчев становится кандидатом словесных наук;

его приглашают на работу в Европу в качестве сверхштатного чиновника.

1822, июль – Тютчев уезжает в Мюнхен, где живет следующие 22 года. В Баварии он активно занимается переводами произведений таких писателей, как Гейне и Шиллер.

1826, март – Тютчев женился на графине Ботмер ( была на 4 года старше его, и имела 4 детей от первого брака). Вместе они были 12 лет, в этом браке родились три дочери.

Жалование Федора Тютчева на тот момент было очень скромное, жили бедно.

1828 – Стихотворение «Люблю грозу в начале мая».

1829 – Стихи «Летний вечер», «Бессонница» и «Видение».

1830 – Создан шедевр мировой литературы Silentium!, а также «Осенний вечер».

1833 – Познакомился с 22-летней Эрнестиной Денберг, сестрой публициста Пфеффеля, в которую влюбился. Законная жена узнала о измене мужа и даже хотела покончить жизнь самоубийством, но в итоге простила Тютчева. Этот роман был очень скандальным, дошло даже до того, что Федора Ивановича перевели из Мюнхена в Турин.

1836 – Пушкин в своем журнале «Современник» напечатал стихи Федора Ивановича.

1838, 28 августа – Его жена Элеонора скончалась.

1839 – Федор Тютчев решает обвенчаться со своей пассией Эрнестиной, несмотря на то, что их роман вызвал скандал в обществе. В браке Эрнестина рожает поэту 2 сыновей.

1841 – Поэта лишили звания камергера, он был отстранен от государственной службы.

1843 – Тютчев пишет преимущественно политические статьи: «Россия и Германия», «Россия и Революция»;

работает над произведением ««Россия и Запад».

1844 – Поэт вернулся в Россию и начал принимать активное участие в светской жизни страны.

1848 – Политические статьи вернули к нему доверие императора;

Тютчеву вновь присвоили звание камергера и взяли на работу в Министерство иностранных дел в Петербурге.

1850 – Федор влюбляется в Елену Денисьеву, которая работала классной дамой в Смольном институте, в котором проходили обучение дочери поэта. В то же время продолжая любить Эрнестину, Тютчев решает жить на 2 дома. Елена Денисьева также страстно влюбляется в Тютчева. Она родила поэту двух сыновей и дочь, которые впоследствии имели трагическую в то время жизнь «незаконнорожденных».

1851 – Пишет стихотворение «Как весел грохот летних бурь», «О, как убийственно мы любим».

1854 – Выходит в печать первый сборник стихотворений Федора Тютчева. В дополнении к «Современнику» опубликовали 92 стиха поэта;

стихотворение «Последняя любовь», посвященное Денисьевой.

1864 – Елена Денисьева заболела туберкулезом и скончалась;

Тютчев возвращается к своей жене Эрнестине.

1868 – В печати появляется второй прижизненный сборник Федора Тютчева.

1873, 1 января

 – Тютчев вышел на прогулку, но в скором времени его привезли назад, половина его тела была поражена параличом.

1873, 15 июля – Тютчев скончался в Царском Селе.

1873, 18 июля – Похороны на Новодевичьем кладбище Петербурга.

Краткая биография ф и тютчева для детей. И.С.Аксаков. Детство и юность Тютчева. Из «Биографии Федора Ивановича Тютчева»

ТЮТЧЕВ Фёдор Иванович (1803-1873).

Фёдор Иванович Тютчев — русский поэт. Родился в Орловской губернии, в дворянской семье. Был ласковым, спокойным и одарённым ребёнком. Большое влияние на Тютчева оказал домашний учитель Семён Егорович Раич — поэт-переводчик. Он стал для своего ученика настоящим товарищем. Поощряемый учителем, 12-летний мальчик начал писать стихи. Фёдор полюбил также заниматься литературными переводами — переводил оды древнеримского поэта Горация. В 15 лет Тютчев поступил в Московский университет на словесное отделение.

После окончания университета он больше 20 лет служил дипломатом в Германии и Италии. В 1836 году стихотворения Тютчева попали в руки А. С. Пушкина. Тот пришёл в восторг и опубликовал 16 из них в своём журнале «Современник». Первая книга стихов Тютчева вышла в свет в 1854 году. Он автор таких известных стихов, как «Весенние воды», «Ещё земли печален вид … », «Первый лист».

Тютчева высоко ценили многие известные русские писатели. Н. А. Некрасов назвал его лирику одним из «немногих блестящих явлений» русской поэзии. Его стихам «не суждено умереть», — писал И. С. Тургенев. Без книги стихов Тютчева «нельзя жить», — утверждал Л. Н. Толстой.

Биография Тютчева.

Жизнь и творчество Тютчева. Реферат

С самого детства входит в нашу жизнь странным, завораживающей чистотой чувства, ясностью и красотой образов поэзия Федора Ивановича Тютчева:

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвиться и играя,

Грохочет в небе голубом …

Федор Иванович Тютчев родился 23 ноября / 5 декабря 1803 года в усадьбе Овстуг Орловской губернии Брянского уезда в средне-помещичьей, старо-дворянской семье. Первоначальное образование Тютчев получил дома. С 1813 года его учителем русского языка был С. Е. Раич, молодой поэт и переводчик. Раич знакомил своего ученика с произведениями русской и мировой поэзии и поощрял его первые стихотворные опыты. «С каким удовольствием вспоминаю я о тех сладостных часах, — рассказывал впоследствии в своей автобиографии Раич, — когда, бывало, весной и летом, живя в подмосковной, мы вдвоем с Ф. И. выходили из дома, запасались Горацием, или Вергилием кем либо из отечественных писателей и, усевшись в роще, на холмике, углублялись в чтение и утопали в чистых наслаждениях красотами гениальных произведений поэзии ». Говоря о необычных способностях своего «одаренного от природы» воспитанника, Раич упоминает о том, что «по тринадцатом году он переводил уже оды Горация с замечательным успехом». Эти переводы из Горация 1815 — 1816 годов не сохранились. Но среди ранних стихах поэта есть ода «На новый 1816», в которой можно увидеть подражания латинскому классику. Она была прочитана 22 февраля 1818 поэтом и переводчиком, профессором Московского университета А. Ф. Мерзляковым в Обществе любителей российской словесности. 30 марта того же года юный поэт был избран сотрудником Общества, а через год появилось в печати тютчивське свободное переложение из Горация-«Послания Горация к Меценату».

Осенью 1819 года Тютчев был принят в Московский университет на словесное отделение. Дневник этих лет товарища Тютчева, будущего историка и писателя М. П. Погодина, свидетельствует о широте их интересов. Погодин начал свой дневник в 1820 году, когда был еще студентом университета, увлеченным молодым, открытым для «впечатлений бытия», мечтавшие о «золотой век», о том, что через сто, через тысячу лет «не будет богатых, все сравняются» . В Тютчеву он нашел того «прекрасного молодого человека», каждый мог проверять и доверять свои мысли. Они говорили о «будущее образование» в России, о «свободном благородный дух мыслей», о оду Пушкина «Вольность» … 3. Обличительный тираноборчицький пафос «Вольности» был сочувственно воспринят молодым поэтом, и он ответил стихотворным посланием Пушкину («К оде Пушкина на вольность»), в котором приветствовал его как обличителя «тиранов закоснелых». Однако свободомыслие юных мечтателей носило в достаточной степени умеренный характер: Тютчев сравнивает «огонь свободы» с «пламенем божьим», искры которого сыплются на «чела бледных царей», но в то же время, приветствуя глашатая «святых истин», он призывает его «рознижуваты», «умилять», «смягчать» сердца царей — не затмевая «блеска венца».

В юношеском стремлении постичь всю полноту бытия университетские товарищи обращались к литературе, истории, философии, все подвергая своему критическому разбору. Так возникали их споры и беседы о русский, немецкий и французский литературе, «влияние, которое словесность одного языка имеет на словесность другого», о курсе лекций по истории русской литературы, они слушали на словесном отделении.

В раннем интересе Тютчева к идеям далеких друг от друга мыслителей отразились и поиски собственных решений, и ощущение сложности, неоднозначности этих решений. Тютчев искал свое собственное прочтение «книги природы», в чем убеждает нас все его дальнейшее творчество.

Университет Тютчев закончил за два года. Весной 1822 года он был уже зачислен на службу в Государственную коллегию иностранных дел и назначен сверхштатным чиновником при русской дипломатической миссии в Мюнхене, вскоре уехал за границу. Первые шесть лет пребывания за границей поэт числился «сверх штат» при русской миссии и только в 1828 году получил место второго секретаря.

Эту должность он занимал вплоть до 1837 года. Не раз в письмах к родным и знакомым Тютчев шутливо писал о том, что слишком затянулось его ожидание повышения, и так же шутливо объяснял: «Потому что я никогда не относился к службе серьезно, — справедливо, чтобы служба также смеялась надо мной».

Тютчев был противником крепостного права и сторонником представительной, установленной формы правления — больше всего, конституционной монархии. С большой остротой Тютчев осознавал несоответствие между своим представлением о монархии и ее действительное воплощение в российском самодержавном строе. «В России канцелярия и казармы», «все движется вокруг кнута и чина», — в таких саркастических афоризмах выразил Тютчев, приехавший в Россию в 1825 году, свои впечатления от аракчеевского режима последних лет царствования Александра I.

За границей Тютчев пробыл более двадцати лет. Там он продолжает много переводить. От Горация, Шиллера, Ламартина, привлекавшие его внимание еще в Москве, он обращается к Гете и к немецким романтикам. Первым из русских поэтов Тютчев переводит стихи Гейне, и притом до выхода в свет «Путевых картин» и «Книги песен», сделали имя автора столь популярным в Германии. С Гейне одно время его связывают дружеские отношения. В писем 1828 года К. А. Фарнхагену фон Энзе Гейне называл дом Тютчев в Мюнхене (в 1826 году Тютчев женился на вдове русского дипломата Элеоноре Петерсон) «прекрасным оазисом», а самого поэта — своим лучшим тогдашним другом.

Конечно, переводами не ограничивалась поэтическая деятельность Тютчева этих лет. В 20-30-е годы он пишет такие оригинальные стихи, свидетельствующие о зрелости и самобытности его таланта.

Весной 1836 года, выполняя просьбу бывшего сослуживца по русской миссии в Мюнхене кн. И. С. Гагарина, Тютчев послал в Петербург несколько десятков стихотворений. Через Вяземского и Жуковского с ними познакомился Пушкин, встретил их с «удивлением» и «захватом» — с удивлением и восторгом перед «неожиданным появлением» стихотворений, «выполненные глубины мыслей, яркости красок, новости и силы языка». Двадцать четыре стихотворения под общим заголовком «Стихотворения, присланные из Германии» и с подписью «Ф. Т. »появились в третьем и четвертом томах пушкинского« Современника ». Печать стихов Тютчева на страницах «Современника» продолжалось и после смерти Пушкина — вплоть до 1840 года. За некоторыми исключениями, они были отобраны еще самим Пушкин.

В 1837 году Тютчев был назначен старшим секретарем русской миссии в Турине, а затем вскоре — поверенным в делах. На время оставив семью в Петербурге, в августе 1837 года Тютчев уехал в столицу сардинская королевства и через четыре с половиной месяца по приезде в Турин писал родителям: «Поистине, мне здесь совсем не нравится и только безусловная необходимость заставляет меня мириться с подобным существованием. Оно лишено всякого рода занимательности и представляется мне плохим спектаклем, тем более скучным, что он насылает скуку, тогда как единственной его достоинством было забавлять. Такое точно и существование в Турине.

30 травня/11 июня 1838 года, как рассказывал потом сам поэт в письме к родителям, ему пришли сообщить, что у Любека, у берегов Пруссии, сгорел русский пассажирский пароход «Николай I», который вышел из Петербурга. Тютчев знал, что на этом пароходе должны были его жена и дети, направлявшиеся в Турин. Он тотчас же выехал из Турина, но только в Мюнхене узнал подробности о том, что случилось.

Пожар на теплоходе вспыхнул в ночь с 18/30 на 19/31 мая. Когда разбуженные пассажиры выбежали на палубу, «два широких столба дыма пополам с огнем поднимались по обеим сторонам трубы и вдоль мачт началась ужасная суматоха, что уже и не прекращалась. Беспорядки были невообразимый … »- вспоминал в своем очерке« Пожар на море »И. С. Тургенев, который тоже был на этом пароходе.

Элеонора Тютчева обнаружила во время катастрофы полное самообладание и присутствие духа, но и без того слабое здоровье ее было окончательно подорвано пережитым в эту страшную ночь. Смерть жены потрясла поэта, затмив много лет горечью воспоминаний:

Твой милый образ, незабвенный,

Он передо мной везде, всегда,

Доступен, неизменный,

Как ночью на небе звезда …

В пятилетнюю годовщину смерти Элеоноры Тютчев писал той, которая помогла перенести вес потери и вошла в жизнь поэта, по его собственному признанию, как «земной призрак»: «Сегодняшнее число-9 сентября — печальное для меня число. Это был самый ужасный день в моей жизни, и не будь тебя, он был бы, вероятно, и моим днем »(письмо Ернестины Федоровна Тютчева от 28 августа / 9 сентября 1843 года).

После вступления во второй брак с Ернестиною Дернберг Тютчев вынужден был подать в отставку из-за самовольный отъезд в Швейцарию по случаю венчания, которое состоялось 17/29 июля 1839 года. Подав в отставку, осенью 1839 года Тютчев вновь поселился в Мюнхене. Однако дальнейшее пребывание на чужбине, не обусловленное служебным положением, становилось все более и более тяжелым для поэта: «Хоть я и не привык жить в России, — писал он родителям 18/30 марта 1843 года, — но думаю, что невозможно быть более прив «связанным к своей стране, чем я, более постоянно озабоченным тем, что в ее относится. И я заранее радуюсь тому, что снова окажусь там ». В конце сентября 1844 Тютчев с семьей вернулся на родину, а через полгода был вновь зачислен в ведомство Министерства иностранных дел.

Петербургский период жизни поэта отмечен новым подъемом его лирического творчества. В 1848-1849 годах он пишет действительно сделаны стихи: «Неохотно и несмело …», «Когда в кругу убийственных забот …», «Слезы людские, о слезы людские …», «Русской женщине», «Как Дымный столб светлеет в вышине … »и др.. В 1854 году в приложении к мартовскому того «Современника» вышел первый сборник стихов Тютчева, а в майской книжке того же журнала появилось еще девятнадцать стихотворений. В том же году стихи Тютчева вышли отдельным изданием.

Появление сборника стихов Тютчева было большим событием тогдашней литературной жизни. В «Современнике» выступил со статьей «Несколько слов о стихотворениях Ф. И. Тютчева» И. С. Тургенев «… Мы не могли душевно не порадоваться, — писал Тургенев, — собранию воедино разбросанных доселе стихотворений одного из самых замечательных наших поэтов, как бы переданного нам приветом и одобрением Пушкина ». В 1859 году в журнале «Русское слово» была помещена статья А. А. Фета «О стихотворениях Ф. Тютчева», в которой говорилось о нем как о самобытного «властелина» поэтической мысли, который способен соединять «лирическую смелость» поэта с неизменным «чувством меры». В том же 1859 году появилась знаменитая статья Добролюбова «Темное царство», в которой среди суждений об искусстве встречается оценка особенностей поэзии Тютчева, ее «жгучей страстности» и «суровой энергии», «глубокой думы, возбужденного не одними стихийными явлениями, но и вопросами нравственными, интересами общественной жизни ».

В ряде новых созданий поэта выделяются замечательные по своей психологической глубине стихотворения: «О, как убийственно мы любим …», «Предопределение», «Не говори: меня он, как и прежде, любит..», «Последняя любовь» и некоторые другие. Дополнены в последующие годы такими поэтическими шедеврами, как «Весь день она лежала в забытьи …», «Есть и в моем страдальческом застое …», «Сегодня, друг, пятнадцать лет прошло. . »,« Накануне годовщины 4 августа 1864 г. »,« Нет дня, чтобы душа не ныла … », — они составили так называемый« Денисовский цикл ». Этот цикл стихотворений представляет как бы лирическую повесть о любви, пережитой поэтом «на склоне лет», — о любви его к Елене Александровне Денисовой. Их «беспределе» в глазах общества отношения продолжались в течение четырнадцати лет. В 1864 году Денисова умерла от чахотки. Не сумев оградить любимую женщину от «суда людского», Тютчев в страданиях, причиненных ей двусмысленным ее положением в обществе, обвиняет прежде всего самого себя.

Политическое мировоззрение Тютчева в основном складывается к концу 40-х годов. За несколько месяцев до своего возвращения на родину он выпускает в Мюнхене брошюру на французском языке «Письмо г-ну доктора Густава Кольбе» (впоследствии перепечатывалась под названием «Россия и Германия»). В этом произведении, посвященном взаимоотношениям царской России с германскими государствами, Тютчев в противовес Западной Европе выдвигает Европу Восточную как особый мир, живущий своей самобытной жизнью, где «Россия во все времена служила душой и движущей силой». Под впечатлением западноевропейских революционных событий 1848 года Тютчев задумывает большой философско-публицистический трактат «Россия и Запад». Сохранились лишь общий план этого замысла, две главы, обработанные в виде самостоятельных статей на французском языке («Россия и революция», «Папство и римский вопрос» — опубликованы в 1849, 1850 годах), и конспективно наброски других разделов.

Как свидетельствуют эти статьи, а также письма Тютчева, он убеждается в том, что «Европа трактатов 1815 года» уже перестала существовать и революционное начало глубокий «проникло в общественную кровь». Видя в революции только стихию разрушения, Тютчев ищет результат той кризисе, колеблет мир, в реакционной утопии панславизма, преломленной в его поэтическом воображении как идея единения славян под эгидой русского — «всеславянского» царя.

В поэзии Тютчева 50-60-х годов усиливается трагизм восприятия жизни. И причина этого-не только в пережитой им драме, связанной с любовью к Е. А. Денисовой и ее смертью. В его стихах возникают обобщенные образы пустынного края, «бедных поселков», «бедного нищего». Резкий, беспощадный жестокий контраст богатства и бедности, роскоши и обездоленности отражен в стихотворении «Пошли, господи, свою отраду …». «Безнадежно-грустными, раздирающих душу предсказаниями поэта» выполнен стихотворение «Российской женщине». Зловещий образ нечеловеческого «света», что губит клеветой весь лучше, образ света-толпы, возникает в стихах «Две силы есть — две роковые силы …» и «Чему молилась ты с любовью …».

В 1858 году назначен председателем Комитета цензуры иностранной, Тютчев не раз выступал в роли заместителя изданий, подвергнутых цензурной каре, находившихся под угрозой преследования. Поэт был глубоко убежден в том, что «нельзя накладывать на умы безусловное и слишком продолжительное сжатие и гнет без существенного вреда для всего общественного организма», что задача правительства должна заключаться не в подавлении, а в «направлении» печати. Реальная действительность, равно постоянно говорила о том, что для правительства Александра II, как и для правительства Николая I, единственно приемлемым методом «направления» печати был метод полицейского преследования.

Хотя Тютчев до конца своих дней занимал должность председателя Комитета цензуры иностранной (умер поэт 15/27 июля 1873 года), и служба, и придворно-бюрократическое окружение обременяли его. Среда, к которой принадлежал Тютчев, была далека ему, не раз из придворных церемоний он выносил чувство досады, глубокой неудовлетворенности собой и всем окружающим. Поэтому чувством тоски, одиночества, разочарования проникнуты почти все письма Тютчева. «Я его люблю, — писал Л. Толстой, — и считаю одним из тех несчастных людей, что неизмеримо выше толпы, среди которой живут, и потому всегда одиноки».

Биография Тютчева, Жизнь и творчество Тютчева реферат

2.7 (54.74%) 57 votes

Фёдор Иванович Тютчев — русский поэт, дипломат, консервативный публицист, член-корреспондент Петербургской Академии Наук с 1857 года, тайный советник.

Фёдор Иванович Тютчев (1803-1873) родился в усадьбе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии, в старинной и культурной дворянской семье с устойчивыми патриархальными традициями. Отец Иван Николаевич Тютчев отличался хлебосольством, радушием и гостеприимством. Мать Екатерина Львовна происходила из семейства Толстых и была женщиной умной и впечатлительной. Детство будущего поэта прошло в Овстуге, Москве и подмосковном имении Троицком под присмотром «дядьки» Н. А. Хлопова.

Мальчик получил хорошее домашнее воспитание и образование. На его необыкновенные способности и дарования обратили внимание родители и его воспитатель — известный в ту пору поэт С. Е. Раич. Деятельность Раича была многообразной и насыщенной: он превосходно знал древние классические языки, переводил античных авторов, пылал любовью к итальянской литературе и привил эту любовь своему воспитаннику. Словом, Раич оказал на Тютчева благотворное и сильное влияние: поощрял литературные занятия Тютчева, читал первые пробы пера вступавшего в литературу поэта. Тютчев с детства усвоил основные европейские языки и под руководством Раича в 12 лет переводил Горация.

Дальнейшее образование и воспитание Тютчев продолжил в Московском университете, где слушал лекции по истории и теории литературы, археологии и истории изящных искусств. В Университете он посещал поэтический кружок Раича и не прекращал писать стихи. Его волнуют произведения русских авторов, и он откликается на них (например, на пушкинскую оду «Вольность»). В Университете Тютчев много читает, пополняя своё образование.

Окончив в 1821 году Университет со степенью кандидата, Тютчев уехал в Петербург, потом за границу, где провёл 22 года на дипломатической службе.

Как оригинальный поэт Тютчев сформировался к концу 1820-х годов. В основе тютчевской лирики лежит созерцание природы и проникновение в её мир, в её тайную, сокровенную жизнь. Природа у Тютчева полна противоречий, насыщена звуками и красками, она полна внутреннего движения.

Читая стихотворения Тютчева, можно легко убедиться, что природа у Тютчева — живой, чувствующий организм. Она может «принахмуриться», её «раскаты громовые» могут стать смелыми и сердитыми, а солнце — взглянуть на землю «исподлобья». Читатель словно видит, как живёт природа, как она дышит, что совершается в ней. Так Тютчев приоткрывает для нас тайны природы, помогая постигать их.

У Тютчева было 9 детей. Жена: Элеонора Фёдоровна Тютчева (в браке с 1826 г. до 1838 г.), Эрнестина Пфеффель (в браке с 1839 г. до 1873 г.),

Биография Тютчева

Федор Иванович Тютчев (1803 – 1873) – знаменитый русский поэт, дипломат и публицист. Автор более 400 стихотворений.

Ранние годы

Родился Федор Иванович Тютчев 23 ноября (5 декабря) 1803 года в усадьбе Овстуг Орловской губернии.

В биографии Тютчева начальное образование было получено дома. Он изучал поэзию Древнего Рима и латынь. Затем он обучался в университете Москвы на отделении словесности.

Окончив университет 1821 году, начинает работать в Коллегии иностранных дел.

В качестве дипломата отправляется в Мюнхен. Впоследствии поэт проводит за границей 22 года. Там же была встречена большая и самая главная в жизни любовь Тютчева – Элеонора Петерсон. В браке у них родилось три дочери.

Начало литературного пути

Первый период в творчестве Тютчева приходится на 1810-1820 года. Тогда были написаны юношеские стихотворения, весьма архаичные и похожие на поэзию прошлого века.

Второй период творчества писателя (20е – 40е годы) характеризуется использованием форм европейского романтизма и русской лирики. Его поэзия в этот период становится более оригинальной.

Возвращение в Россию

А 1844 году Тютчев вернулся в Россию. С 1848 года занимает должность старшего цензора в министерстве иностранных дел. Вместе с тем принимает активное участие в кружке Белинского, участниками которого также были Иван Тургенев, Николай Некрасов, Иван Гончаров и другие.

Третьим периодом его творчества стали 50-е – начало 70-х годов. Стихотворения Тютчева в этот период не выходят в печать, а произведения свои он пишет в основном на политическую тематику.

Биография Федора Тютчева в конце 1860-х годов была неудачной как в личной жизни, так и в творческой. Вышедший в 1868 году сборник лирики Тютчева, кратко говоря, не получил большой популярности.

Смерть и наследие

Беды сломили его, здоровье ухудшилось, а 15 июля 1873 года Федор Иванович умер в Царском Селе. Поэта похоронили в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище.

Поэзия Тютчева насчитывает немногим более 400 стихотворений. Тема природы – одна из самых распространенных лирике поэта. Так пейзажи, динамичность, многоликость как будто живой природы показаны в таких произведениях Тютчева: «Осень», «Весенние воды», «Чародейкою зимою», а также многих других. Изображение не только природы, но и подвижность, мощь потоков наряду с красотой воды на фоне неба показана в стихотворении Тютчева «Фонтан».

Любовная лирика Тютчева является еще одной важнейшей тематикой поэта. Буйность чувств, нежность, напряженность проявляются в стихах Тютчева. Любовь, как трагедия, как болезненные переживания, представлена поэтом в стихах из цикла, называемого «денисьевским» (составленном из стихов, посвященных Е. Денисьевой, возлюбленной поэта).

Стихотворения Тютчева, написанные для детей, входят в школьную программу и изучаются учащимися разных классов.

Интересные факты

Тютчев был очень влюбчивым человеком. В его жизни была связь с графиней Амалией, затем женитьба на Э. Петерсон. После ее смерти второй женой Тютчева стала Эрнестина Дернберг. Но и ей он изменял в течение 14 лет с другой возлюбленной – Еленой Денисьевой.

Всем своим любимым женщинам поэт посвящал стихи.

Всего у поэта родилось 9 детей от разных браков.

Оставаясь всю жизнь на государственной службе, Федор Иванович Тютчев так и не стал профессиональным литератором.

Тютчев посвятил два стихотворения Александру Пушкину: «К оде Пушкина на Вольность» и «29 января 1837».

Подробнее:

(1803-1873)

Жизнь Федора Ивановича Тютчева началась в селе Овстуг в 1803 году (сейчас это Брянская область).

Тютчев, кратко говоря, принадлежал к старинному роду дворян.

Детство Федор Тютчев провел в подмосковном селе Троицкое. В его семье царил патриархат, но веяния моды не остались в стороне — Тютчев активно изучал французский язык.

С. Е. Амфитеатров, учитель Тютчева, привил ему тягу к античным поэтам, поэтому уже в 13 лет Федор без труда мог перевести даже Горация, и даже придумал собственное стихотворение — «На новый 1816 год».

В 1819 году Федор Тютчев поступает на словесную специальность Московского университета. Уже здесь Федор знакомится с М. П. Погодиным — российским историком, издателем и журналистом. Долгое время они дружили.

В студенческие годы Тютчев увлекается немецким романтизмом. По окончанию университета в 1822 году Тютчева зачислили в Государственную коллегию и он уезжает в Мюнхен.

Краткая биография Федор Иванович Тютчев, после окончания университета.

В Мюнхене для Тютчева открывается новый период жизни, за границей он проводит почти 20 лет. Там он встречает свою невесту Элеонору Петерсон. В этот же период он пишет свои известные стихотворения «Весенняя гроза» и «Фонтан», переводит труды Шеллинга и Гейне.

В 1836 году Ф. И. Тютчев становится известным после публикации в «Современнике» «Стихотворений, присланных из Германии».

В 40-х годах Ф. Тютчева уличили в любовных отношениях с Эрнестиной Дернберг и перевели в Россию. Спустя несколько лет умирает его жена.

В 1841 г. Тютчев знакомится с Вацлавом Ганкой, который оказывает на него достаточно сильное влияние.

Вскоре Федор Иванович загорается идеей славянофильства и занимается деятельностью во имя России. Это повысило его авторитет в глазах Николая 1, и тот вернул его на должность в Министерство.

В 50-е годы Тютчев снова влюбляется, на этот раз его молодой пассией становится Елена Денисьева. Роман продолжался почти 14 лет, в это время в свете о Тютчеве говорили скверно, его не принимали. Елена Денисьева угасла от туберкулеза, в жизни Тютчева наступила череда неудач и смертей: в 1864 г. погибает его дочь, сын, которому едва исполнился годик, спустя год — его мать, затем смерть забирает старшего сына Дмитрия и напоследок дочь Марию. В результате организм Тютчева не выдерживает, здоровье ухудшается, и в 1872 году он умирает от удара.

Если говорить о Тютчеве кратко — то он оставил около 400 стихотворений. Среди них множество стихотворений, посвященных мукам и радостям любви, а также стихотворении о природных пейзажах.

Совместимость Водолей (женщина) — Весы (мужчина)

К чему снится шуба во сне?

«Последняя любовь» Ф. Тютчев

Тема любви — одна из центральных тем в творчестве писателей и поэтов 19 века. Не стал исключением и Федор Иванович Тютчев, в творчестве которого можно найти лирические произведения, посвященные женщинам, занимавшим важное место в жизни поэта. Так, стихотворение «Последняя любовь», написанное в 1852-1854 годах, относится к «денисьевскому циклу». Стихи, посвященные Елене Александровне Денисьевой, по праву считаются венцом любовной лирики Тютчева, ведь история трагической любви, отраженная более чем в пятнадцати стихотворениях, произошла в реальной жизни. Запретная любовь между взрослым поэтом и юной студенткой Смольного института не могла не оставить следа в творчестве Тютчева.

В этой любви было все: и глубокая привязанность, и искренняя любовь, и чувство вины перед любимой женщиной, и трагическая развязка, которой стала ранняя смерть Денисьевой. Стихотворение «Последняя любовь» написано поэтом уже в зрелом возрасте, отчего вместо пылких и страстных признаний мы видим искренние, нежные, добрые слова, говорящие о привязанности поэта и более бережном отношении к любимой женщине.

В самом начале стихотворения «О, как на склоне лет мы любим нежнее и суевернее» лирический герой вместе с читателем удивляется этим новым чувствам, наполнившим его разум. Частица «О», встречающаяся в стихотворении, еще раз придает возвышенную интонацию всему произведению, многочисленные повторы: «Сияй, свети, прощальный свет…», «Замедли, замедли, вечерний день, Протяни, протяни, очаруй» придают особую музыкальность всему произведению. Таким образом, можно определить жанр поэмы как элегию — лирический жанр, содержащий в стихотворной форме эмоциональный результат философского размышления над сложными проблемами человечества.

Тютчев – непревзойденный мастер пейзажной лирики, что нашло отражение и в поэме «Последняя любовь». Поэт показывает, насколько тесно природа связана с жизнью человека, сравнивая чувство любви со светом. Трагизм любви поэта и юной девушки заключается в том, что это чувство мимолетно, заканчивается с наступлением темноты «прощальным светом Любви последней, вечерней зари». Последняя любовь по существу безнадежна — наступает ночь, любовь кончается, но лирический герой не теряет силы духа «Но нежность не иссякает в сердце… О, ты, любовь последняя, ​​«Ты и блаженство, и безысходность» . Ведь это великое счастье испытать благородное чувство взаимной нежной любви, то чувство, которое будет храниться в глубине души всю жизнь, которым не следует делиться. «О, как на склоне лет Мы любим нежнее и суевернее…» .

В стихотворении «Последняя любовь» лексический повтор является основным художественным элементом, помогающим читателю уловить доверительную, исповедальную интонацию лирического героя. Он словно разговаривает с невидимым собеседником. «Сияй, свети прощальный свет…», «Помедленнее, помедленнее, вечерний день, Последнее, последнее очарование» . Для привлечения особого внимания собеседника, перед которым лирический герой раскрывает свою душу, автор использует один из художественных тропов — оксюморон «вечерний день», а также говорит о том, что «безысходность» любви может вызвать у него необыкновенное чувство «блаженство». В этом случае использование оксюморона создает атмосферу внутреннего противоречия, терзающего лирического героя.

Поэма «Последняя любовь» открывает читателю обреченность запретной любви, и в то же время учит не отчаиваться и принимать это чувство с благодарностью. В произведениях Федора Ивановича Тютчева есть размышления философского характера на различные темы, но тема трагической любви по праву может занимать одно из важнейших мест в творчестве поэта.

«Последняя любовь» Федор Тютчев

О, как на склоне лет наших
Мы любим нежнее и суевернее…
Сияй, сияй, прощальный свет
Последняя любовь, вечерняя заря!

Половину неба окутала тень,
Только там, на западе, бродит сияние, —
Помедленнее, помедленнее, вечерний день,
Последнее, последнее, очарование.

Пусть кровь в жилах худеет,
Но нежность не иссякает в сердце. ..
О, последняя любовь!
Ты и блаженство, и безнадежность.

Разбор поэмы Тютчева «Последняя любовь»

Будучи уже зрелым человеком, состоявшимся дипломатом и известным поэтом, Федор Тютчев влюбился в юную воспитанницу пансиона для благородных девиц Елену Денисьеву. Автор даже не подозревал, что на склоне лет он способен испытывать такие сильные чувства. Более того, он был поражен тем, что его любовь взаимна. Роман Тютчева и Денисьевой развивался стремительно, став предметом многочисленных споров и сплетен в высшем свете. Однако поэт не мог до конца поверить в собственное счастье, о чем свидетельствует стихотворение «Последняя любовь», написанное в первой половине 1850-х гг.

Пытаясь разобраться в своих чувствах, Тютчев приходит к выводу, что «на склоне лет мы любим нежнее и суевернее». Этот мудрец, дважды побывавший в браке и сумевший воспитать детей, обнаруживает в себе совершенно новые черты характера, о которых даже не подозревал. Свою неожиданную любовь поэт сравнивает с вечерней зарей, которая особым сиянием освещает его путь. Именно в этом всепоглощающем чувстве автор видит не только смысл своего земного существования, но и черпает силы для вдохновения, которые, по словам Тютчева, давно уже покинули его.

Примечательно, что после знакомства с Еленой Денисьевой поэт снова обращается не только к любовной, но и к пейзажной лирике, он начинает замечать, что мир вокруг него действительно прекрасен. «Полнеба покрыла тень, только там, на западе, бродит сияние», — так поэт описывает обычный день из своей жизни. И то, что он видит за окном, наиболее полно соответствует чувствам, которые испытывает поэт в этот момент. Он не хочет, чтобы день так неумолимо клонился к закату, и внутренне протестует против того, что его жизнь близится к концу. Однако тепло, которое дарит Тютчеву его последняя любовь, согревает душу поэта, наполняя ее самыми разнообразными чувствами. «Пусть в жилах худеет кровь, а в сердце нежность не худеет», — замечает Тютчев. Его умиляет то, что он переживает в данный момент, и в то же время он не перестает удивляться тому, что все это происходит с ним — человеком, который меньше всего ожидал стать героем увлекательной истории любви. В то же время поэт понимает, что его положение безнадежно, так как статус и положение в обществе не позволяет ему развестись с законной супругой. Но поэт не в состоянии отказаться от своей любви к Елене Денисьевой, считая, что получил незаслуженный подарок небес.

Любовь — непредсказуемое чувство. Оно может прийти к человеку внезапно. Недаром одной из ведущих традиций русской литературы является сравнение любви с ударом, вспышкой, как, например, в рассказах Ивана Алексеевича Бунина. В поэзии дело обстоит несколько иначе. Поскольку лирика касается области чувств, поэт ждет эмоционального отклика от читателя, он надеется, что каждый, кто прочел стихотворение, сможет воскликнуть: «Да, я тоже это почувствовал! И я это пережил!»

Стихотворение Федора Ивановича Тютчева «Последняя любовь», входящее в знаменитый «Денисьевский цикл», действительно посвящено его последней любви — 24-летней Елене Денисьевой. Конечно, она автобиографична, ведь трагическая история их отношений достаточно известна: 47-летний поэт влюбился в молодую воспитанницу Смольного института, но не смог оставить семью. Измученная таким «двойным» существованием, молодая женщина умерла от скоротечной чахотки, и Тютчев жил с чувством вины до самой смерти.

Стихотворение по праву считается жемчужиной любовной лирики. Это не страстная юношеская исповедь, это не горькое сожаление о прошлой любви — это действительно объяснение, объяснение мудрого человека, научившегося ценить самые интимные моменты в любви между мужчиной и женщиной. Именно такие моменты боишься сглазить, поэтому автор и пишет: «О, как на склоне лет мы любим нежнее и суевернее…» Возможно, герой на самом деле становится суеверным, потому что боится, что потеряет что-то ценное в своей жизни и никогда больше этого не обретет.

Вообще надо отметить, что человек в поэзии Тютчева — хоть в «космической», хоть в любви — слаб и величествен одновременно. Хрупкий, как тростник, перед лицом природы он велик какой-то внутренней, необъяснимой силой. Подобная двойственность чувствуется и в этом стихотворении, только здесь эта двойственность выражена с помощью параллелизма (сравнения природных явлений с человеческой жизнью), что более характерно для народной поэзии. В этом произведении последняя любовь героя связана с вечерней зарей:

Сияй, сияй, прощальный свет
Последняя любовь, вечерняя заря!

Буквально это следует понимать так: как вечерняя заря своим последним сиянием освещает все вокруг, так прощальный свет последней любви освещает жизнь человека, которая близится к концу, потому что «тень покрыла половину небо», а это значит, что половина жизни уже прожита. Как тут не вспомнить Данте: «…пройдя наполовину земную жизнь, я очутился в сумрачном лесу»? Но герой Тютчева не испытывает ни страха, ни сожаления, он только спрашивает со смиренной мольбой:

Помедленнее, помедленнее, вечерний день,
Последнее, последнее, очарование.

Да, герой уже не молод, поэтому «кровь течет в жилах» , но теперь его любовь выражает больше доброты, заботы, т.е. нежности, которая «не томится в сердце» . Хотя в последних строчках скрыта грусть, ведь последнюю любовь герой называет «безысходностью». И снова возникает характерный для стиля Тютчева оксюморон: оказывается, «безысходность» вызывает у героя «блаженство»! Чудесный.

Говоря о ритмической организации стихотворения, нельзя не сказать об особом звучании этого произведения. Сначала кажется, что стихотворение написано амфибрахией. Но последнее слово как бы выбивается из общего ритма и ломает гармоничное звучание. В поэзии это обычно называют прерыванием ритма. Очевидно, автор использует этот прием для создания более доверительной интонации, чтобы подчеркнуть конфессиональный характер своего признания в любви. Медленность ритма также вызвана повторениями: «Сияй, сияй, прощальный свет…» , «Помедленнее, помедленнее, вечерний день…» , «Долгой, последней, прелесть…»

Обязательно ознакомьтесь с другими сочинения:

  • Анализ стихотворения Ф.И. Тютчев «Силентиум!»
  • «Осенний вечер», анализ стихотворения Тютчева
  • «Весенняя гроза», анализ стихотворения Тютчева
Каждому русскому человеку знакомо творчество великого поэта XIX века — Федора Ивановича Тютчева. Многие стихи этого автора изучаются в школьной программе. Благодаря его фантастическому таланту читатели могут познакомиться со всеми сокровенными мыслями этого замечательного мастера русского слова, искусно подбирающего мелодические рифмы, создающие неповторимый мотив с глубочайшим смыслом.

Жизнь известного русского поэта была не так проста, как кажется на первый взгляд. Немногие читатели знают, что почти двадцать лет своей жизни Тютчев провел вдали от родины. Работал в Германии, где сформировался как великий поэт современности. Несмотря на то, что большинство его стихов посвящено Родине, автор создавал их далеко от России. Он мастерски передал живописные краски русской природы, особенно акцентировал внимание на смене времен года, сопоставляя каждое время года с круговоротом жизни человека.

Лирика Федора Тютчева не оставляет равнодушным ни одного читателя. Многие поэтические произведения посвящены теме любви, о которой известный русский поэт знал очень многое. Он умел любить без остатка, растворяясь в чувствах до самой глубины.


Несмотря на романтическую натуру, поэт не воспринимал слова «измена», он просто не считал прискорбным любить нескольких женщин одновременно. Интересным фактом личной жизни Тютчева является то, что он жил на две семьи, и каждой возлюбленной отдавал все свои нежные чувства и откровенность.

В его жизни происходили самые непредсказуемые события, каждая встреча оставляла в памяти поэта определенные мысли, которые он умело передал в своем гениальном произведении. Известный многим читателям стих «Я встретил тебя, и все прошлое…» был написан после встречи с женщиной, ставшей впоследствии его возлюбленной.

Первая любовь Тютчева

В 1822 году Федор Иванович Тютчев поступил на службу в Коллегию иностранных дел. К этому времени молодой поэт уже окончил Московский университет. По работе он был направлен в Мюнхен в качестве русского чиновника-дипломата для выполнения государственной миссии. Именно здесь юный Тютчев встретил свою первую любовь.

Его избранницей стала внебрачная дочь прусского короля — Амалия фон Лерхенфельд. Юная и довольно красивая девушка была пленена достойными чувствами девятнадцатилетнего Федора, поэтому тут же отдалась навстречу безумной любви. Поэт сделал ей предложение, но родственники Амалии были категорически против этих отношений, поэтому Тютчева ждал прискорбный отказ. По мнению родителей красавицы, Федор был недостаточно богат.

Вскоре молодому дипломату пришлось на время покинуть страну, а в это время состоялась свадьба Амалии с бароном Крундером, который был сослуживцем Федора Ивановича. Вернувшись в Мюнхен, он узнал об этом событии. Это известие очень огорчило Тютчева, но даже его откровенное намерение назначить дуэль сопернику не могло изменить ситуацию. Возлюбленной Амалии осталась баронесса Крундер, жена другого человека…

На протяжении всей жизни поэт и его первая возлюбленная поддерживали дружеские отношения. Этой женщине он посвятил несколько стихотворений. Самое трогательное лирическое произведение — «Вспоминаю время золотое».

Первая жена Тютчева

Неудавшиеся отношения с Амалией фон Лерхенфельд заставили молодого дипломата страдать, но ненадолго. Вскоре Тютчев познакомился с графиней Элеонорой Петерсон, ставшей первой женой Федора Ивановича.

Она влюбилась в молодого поэта страстно и безумно, передавая возлюбленному все свои самые искренние и чистые намерения. Элеонора окружила мужа невероятной заботой и искренним теплом. Поэту было с ней хорошо, она стала надежной опорой и отличной спутницей жизни. Все бытовые и даже финансовые проблемы молодая жена решала самостоятельно. В доме Тютчевых всегда было тепло и уютно, даже когда в семейном бюджете появлялись серьезные финансовые затруднения. Элеонора была преданной женой и гостеприимной хозяйкой. Поэт был счастлив, однако этот брак вскоре был разрушен непредвиденным обстоятельством.

Элеонора вместе с детьми возвращалась из поездки к мужу. Во время этого путешествия по воде случилось кораблекрушение. Ей удалось бежать, но из-за сильного переохлаждения здоровье жены Тютчева значительно ухудшилось, что вскоре привело к смерти женщины. Элеоноре Петерсон в то время едва исполнилось 37 лет…

Потеря любимой жены серьезно сказалась на состоянии поэта. Тютчев очень болезненно пережил это страшное событие. Позже он напишет несколько трогательных стихов, посвященных этой прекрасной женщине.

Любовница и новая жена Тютчева

Несмотря на искреннюю любовь к жене Элеоноре, еще при ее жизни Тютчев увлекся другой женщиной, которая стала тайной любовницей поэта. Это была Эрнестина Дернберг, молодая женщина, в которой Федор Иванович увидел родственную душу. Он посвятил ей прекрасное стихотворение «Я люблю твои глаза, мой друг..».

Как великий русский поэт не пытался скрыть свой роман, Элеонора узнала об измене мужа и даже пыталась покончить жизнь самоубийством. К счастью, этого страшного события не произошло, хотя и не спасло жизнь законной супруге, переживавшей неприятную измену близкого человека.

Попытка жены покончить с собой изменила планы Тютчева на будущее. Он решительно разорвал отношения с Эрнестиной, чтобы спасти свой брак с Элеонорой. Но через два года после смерти любимой жены Федор Тютчев все же сделал предложение бывшей любовнице, которая, не раздумывая, согласилась выйти за поэта замуж.

Их жизнь была обычной — дети, дом, работа. К этому периоду Тютчев стал несколько рассеянным, он стал мало времени уделять службе и семье. А в 1850 году новая жена Тютчева заметила характерные изменения в состоянии мужа. Прошло еще несколько месяцев, Федор Иванович снял отдельную квартиру и съехал с Эрнестины…

И только спустя время вторая жена Тютчева узнала настоящую причину этих измен и внезапного ухода мужа. Ей стала новая возлюбленная поэта — Елена Денисьева, воспитанница Смольного института благородных девиц.

Первая встреча Федора Ивановича и Елены Денисьевой состоялась в июле 1850 года. К этому моменту талантливому поэту было уже 47 лет, а молодой избраннице всего 24 года. Познакомились они случайно, девушка дружила со старшими дочерьми Тютчева. Знакомство будущих возлюбленных произошло в доме поэтессы, когда в гости к подругам приехала выпускница Института благородных девиц. Елене с первой минуты понравился уже повзрослевший автор, эта встреча коренным образом изменила жизнь и самого Тютчева, и Денисьевой.

Ради взаимной любви с уже известным поэтом девушке пришлось отказаться от своего положения в обществе. Она пожертвовала всем, что у нее было, но не отвергла любви Федора Ивановича, даже когда все родные и близкие Елены высказались категорически против этих «не разумных», но поистине страстных любовных отношений.

Их роман развивался в период еще законных отношений Тютчева с его женой Эрнестиной. Общество осуждало любовницу поэта и не желало видеть ее в кругах знатных особ. Девушка сильно страдала, сам Федор Иванович грустил, но изменить судьбу было уже невозможно…

Их отношения продлились 14 лет, за этот период Елена Денисьева родила Тютчеву троих внебрачных детей. Любовный треугольник просуществовал до самой смерти избранницы великого поэта. Эрнестина была в курсе этих отношений, она даже позволила своей сопернице записать детей на фамилию мужа.

В романе Тютчева и Денисьевой было много слез и страданий. Супруги часто ссорились, пытались разорвать отношения, но чувства между влюбленными были намного сильнее: он не мог бросить Елену, а она, несмотря на все трудности, возникающие в ее жизни из-за незнакомого мужчины, не могла разорвать отношения. с Тютчевым.

Поэт замечательно выразил в своем творчестве страстную и взаимную любовь. Этой женщине он посвятил много стихов. Самые яркие лирические произведения, написанные в честь юной избранницы, были опубликованы в известном поэтическом сборнике «Денисьевский цикл».

Анализ поэмы «Последняя любовь»

Поэма «Последняя любовь» написана в начале 1850 года. В этот период произошло судьбоносное знакомство поэта с юной Еленой Денисьевой. В то время уже возмужавший Тютчев и представить себе не мог, какие сильные чувства ему предстоит испытать в объятиях новой возлюбленной.

Федор Иванович был безмерно счастлив, эти отношения воодушевляли его душу, давали надежду на светлое будущее с любимой женщиной. Конечно, в будущем судьба этой пары окажется совсем безрадостной… Но, все самое печальное случится потом, а пока влюбленный поэт посвящает новым отношениям свои превосходные лирические произведения. Ощутить, что чувствовал Тютчев в этот период жизни, можно, прочитав стихотворение «Последняя любовь».

Ах как на склоне лет
Мы любим нежнее и суевернее…
Сияй, сияй, прощай свет
Последняя любовь, вечерняя заря!
Половину неба окутала тень,
Только там, на западе, бродит сиянье, —
Помедленнее, помедленнее, вечерний день,
Последнее, последнее, прелесть.
Пусть в жилах стынет кровь,
Но нежность не иссякает в сердце…
О, последняя любовь!
Ты и блаженство, и безнадежность.

Федор Иванович быстро пытался разобраться в своих чувствах и ощущениях, и он целенаправленно передал эти эмоции в этом лирическом произведении. Только в зрелом возрасте он понял очень важную истину — на склоне лет любовь обретает более искренние и нежные чувства, дающие силы и желание жить, творить, любить…


Тютчев даже сумел открыть в себе новые качества характера, которые, несмотря на такой большой жизненный опыт, все это время были незаметны. Свою последнюю и самую большую любовь к милой Елене автор сравнивает с вечерней зарей. Своим угасшим сиянием он освещает жизненный путь, придавая новый смысл бытию жизни.

Последняя любовь Тютчева коренным образом изменила мировоззрение и смысл жизни великого поэта. Он стал видеть в окружающем мире только красоту. Все эти изменения удивили самого автора. Поэт был счастлив, но в то же время часто думал о быстротечности времени. Тютчев понимал безвыходность положения, пытался решить все трудности, возникавшие на их пути, но время было неумолимо.

Их роман продлился до самой смерти Елены Денисьевой. Ее трагический уход оставил незаживающую рану в душе угнетенного поэта. До последних дней он помнил эту прекрасную женщину, подарившую ему безграничное счастье и безумную любовь. Несмотря на все превратности судьбы, Тютчев благодарил судьбу за такой бесценный подарок, ведь ему действительно посчастливилось стать главным героем пышного и страстного романа с юной красавицей — Еленой Денисьевой.

Ф и Тютчев Декабрьское утро главные герои.

Федор Иванович Тютчев. «Декабрьское утро. Краткая биография Федора Ивановича Тютчева

На небе месяц — и ночь
Тень еще не шевелилась
Царит над собою, не сознавая
Что день уже проснулся, —

Что даже лениво и робко
Луч встает за лучом
И небо еще совсем
Ночь сияет триумфом.

Но два-три мгновения не пройдут
Ночь испарится над землей
И во всем великолепии проявлений
Вдруг мир дневной овладеет нами…

Анализ стихотворения «Декабрьское утро» Тютчев

Фёдор Иванович Тютчев — известный русский поэт. Его отличительной чертой является то, что в своих произведениях он часто обращается к теме природы, ее красоты, изменчивости, единства со всем живым. В стихотворении «Декабрьское утро» поэт раскрывает красоту поздней, зимней зари, обращая внимание на изменчивость природы, на ход времен суток, на красоту каждого из них, на их неразделимость.

Описывая изменения, происходящие с природой, Тютчев подчеркивает, что постепенная смена времени суток погружает все живое в ночь, оживляясь с наступлением света и дня. В стихотворении автор использует различные средства художественной выразительности, помогающие приблизить читателя к природным явлениям.

В центре стихотворения тема предопределенности, подчинения всего живого друг другу. Как бы ни сопротивлялась ночь, день придет, а день, в свою очередь, не может длиться дольше, чем должно быть; его сменит ночь.

В стихотворении поэт использует олицетворение: нетронутая тень, такие эпитеты, как: ночное торжество, ночная тень и дневной мир. С помощью прилагательных стихотворение описывает испарение ночи: ночь и день. Тютчев думает о гармонии окружающего его мира, о переходе природы из одного состояния в другое, о неизменности этого перехода.

Поэма разделена на три части, первая картина основана на характере ночи, все погружено во тьму, подчеркнута тень и месяц, кажется, что ночь может длиться очень долго, показывая свое великолепие. Далее, вторая картинка показывает читателю тот самый естественный переход из одного состояния в другое: лучик за лучиком, лучики ленивы, робки. Третья картина показывает, как отступает ночь, как за ней приходит день. Это подчеркивается с помощью прилагательных, а также антитеза дня и ночи подчеркивает единство природы, через противоположности. Но эти три части звучат не отрывисто, они вытекают одна из другой, разворачивая перед читателем общую картину природного полотна.

С помощью пейзажей разных времен года Федор Иванович Тютчев показывает близость человека и природы и близость ее различных граней, по отношению друг к другу. Что без дня нет ночи, а без ночи нет дня. Что все в природе тонко взаимосвязано, образуя гармонию. Близость души автора ко всему живому объясняет обращение к теме природы.

Тема природной природы и ее особенностей привлекала внимание многих литературных деятелей. Для многих поэтов прошлого это направление было одним из основных. Он занимал ключевое направление в особенностях творчества. Природные мотивы присутствовали и у Федора Ивановича Тютчева. Его особая лирика отличалась изысканной самодостаточностью, а также определенной независимостью природной природы от человеческой жизни. Автор отмечал, что все в мире подчиняется чему-то единому, главному закону. жизненный путь известен во всем мире.

Тютчевские описания природы имеют явный философский подтекст.

Поэт умеет по-настоящему чувствовать природную природу. Он видел ее в постоянном движении и отмечал эти черты в описываемых строках. Стихи Тютчева рассказывали о постоянной смене явлений, а также описывали особенности природы в переходном состоянии. Ярким примером произведения, созданного с использованием пейзажной лирики, является шедевр под названием «Декабрьское утро».

Стихотворение «Декабрьское утро» отличается особым содержанием строк. Здесь описывается постепенное изменение времени суток. Автор дает множество описаний — от темной ночи, отличающейся напыщенностью, до нового дня, сияющего яркими красками. Природа в произведениях Федора Ивановича описана очень робко. Яркие лучи солнца почти незаметно сменяют унылую и не менее прекрасную ночь, которая всеми силами пытается удержать сову на месте. Но как бы она ни старалась, лучи делают свое дело, и день пропитан светом.

Декабрьское утро

На небе месяц — и ночь
Тень еще не сдвинулась
Царит над собою, не понимая
Что день уже проснулся, —

Что даже лениво и робко
Луч появляется после луча
А небо еще совсем
Ночь сияет триумфом.

Но два-три мгновения не пройдут
Ночь испарится над землей
И во всем великолепии проявлений
Внезапно мир дневной обнимет нас…

Анализ стиха «Декабрьское утро»

Основная тема произведения — изысканная предопределенность, а также покорность всему живому, а также не- живые существа. Здесь есть абстрактность. Время суток описывается как единый закон естественной природы. Тютчев дает понять читателю, что как бы ночь ни старалась удержать свои позиции, в любом случае придет день, свет низвергнет тьму и сон превратится в осязаемую реальность.

Следует отметить, что перед стихотворением, написанным Тютчевым, на полях стоит специальная пометка — «Декабрь месяц. Восемь часов утра. По мнению многих литературоведов прошлого и настоящего, и название произведения, и самый смысл стихотворных строк в своеобразном типе отражают мысли самого автора. Он пытается понять основы гармонии и совершенства Он замечает эти черты именно в переходном состоянии природной природы, отражающей жизнь и душу.0004

Особенности структуры произведения «Декабрьское утро»

Прежде всего следует отметить, что шедевр Федора Ивановича Тютчева условно разделен на три самостоятельные части. Отличаются они последовательностью действий при смене ночного времени на дневное живое состояние природы.

Первая строфа раскрывает читателю особое состояние ночного времени, описывается картина ночи. Мир растворяется в нынешних сумерках. В этот момент совершенно неясны перспективы наступления утреннего времени. Первое четверостишие стихотворения «Декабрьское утро» отличается наличием большого количества олицетворений. Например, ночные тени еще не шевелились, тени на небе, ночь царит под звездами, она явно не осознает, проснулась новая лень, новый день готов занять свое место.

Вторая строфа произведения не менее интересна, чем предыдущая. Особенности по-прежнему описаны здесь. переходное состояние естественной природы. В окружающем мире постепенно появляются первые лучи солнца, а на небосклоне еще торжествует ночное время. Едва появившиеся лучики Федор Иванович называет ленивыми и робкими. Эти особенности линий наиболее качественно описывают изысканный поэтапный процесс формирования дня.

Заключительные строки (в третьей строфе) описывают полное исчезновение ночного времени, а также внезапное появление дня. Он падает подобно грому с небес и покрывает окружающее пространство особым сиянием, олицетворяющим новый день. Композиционное кольцо произведения «Декабрьское утро» замыкается классическим повторением первой и последней строк. Здесь используются прилагательные-противопоставления — ночь и день. Антитеза используется как разграничитель между дневным и ночным временем. Она придает особое единство в стихотворении с помощью своеобразного соподчинения противоположностей.

Особенности пейзажной лирики Федора Тютчева

Тема природы волновала многих литераторов. Он был основным почти для всех писателей. Пушкина интересовали изысканные и очень красочные пейзажи природы, природное величие воспевал великий романтик Лермонтов. Каждый художник литературного письма воспринимал и описывал природу по-своему. Особую чувственность натуры как стихии отмечал еще Федор Иванович Тютчев.

Великий поэт и прозаик, как и многие другие литературные деятели того времени, считал, что человеческая личность – это то, что нарушает природную гармонию, способное сломить даже самое крепкое начало. Люди слабы как физически, так и духовно. Они не способны сопротивляться страстям и особым порокам, возникающим время от времени. Эта особенность приводит к различным хаотичным и беспорядочно разбросанным действиям. Желания людей непостоянны и необъяснимы.

Описанные выше противоречия не встречаются в природе. В окружающем мире все подчиняется своеобразному единому закону формирования жизненного пути. Природная природа самодостаточна, она существует безмятежно и с завидным спокойствием. В подтверждение этого Федор Иванович Тютчев написал множество изысканных произведений. Они подчеркивают тишину, гармонию, которые передаются простыми словами – трепетом, шепотом, блаженством.

У Тютчева был большой талант. Он умел максимально тонко чувствовать чувство жизни. Автор почти идеально и безошибочно смог подобрать яркие и запоминающиеся эпитеты, способные передать плавный переход из одного состояния в другое: дня в вечер, лета в осень.

Такие противопоставления способны вызвать в памяти человека особые воспоминания нежности, свежести и умиротворения.

Особая лирика Федора Ивановича Тютчева предлагает читателям множество поэтических зарисовок, наиболее точно выражающих заветную мечту автора. Она заключается в единстве человеческой природы и природной природы. Автор пытается донести до читателя нежное и загадочное очарование природы, а также искренние чувства лирического героя.

Краткая биография Федора Ивановича Тютчева

Великий поэт родился в небольшом имении, расположенном в деревне Овстуг Орловской губернии. Его семья имела давние дворянские корни и пользовалась уважением среди окружающих. Детство Федора прошло в этом месте, а отрочество он провел уже в Москве.

Мальчик учился дома. Курировал курс познания основ мира молодой поэт по имени Райх, который был переводчиком известных мировых произведений. Именно он познакомил Тютчева со многими мировыми литераторами и помог с первыми поэтическими опытами. Следует отметить, что благодаря Райху Федор легко перевел Горация в 12 лет9.0004

В 19-м году молодой литератор поступил в Московский университет на словесное отделение. С первых же дней Федор принимал активное участие в литературной деятельности университета.

Федор окончил институт досрочно — в 1821 году. Он получает ученую степень кандидата словесных наук. Через год его пригласили на работу в Государственную коллегию по иностранным делам. Через несколько месяцев он был назначен чиновником при дипломатической миссии и отправлен в Мюнхен. С этого момента он полностью погружается в работу и практически не принимает участия в литературной деятельности.

Федор Иванович Тютчев более двадцати лет за границей. Большую часть времени он жил в Мюнхене, а затем был отправлен в Италию. Именно в Германии он познакомился со многими философами, существенно повлиявшими на смысл его произведений. Спустя долгий промежуток времени он вернулся на родину и продолжил создавать творения, которыми многие восхищаются и по сей день.

Федор Иванович Тютчев

На небе месяц — и ночь
Тень еще не сдвинулась
Властвует над собою, не подозревая
Что день уже проснулся, —

То даже лениво и робко
Луч встает за лучом
А небо еще совсем
Ночь сияет торжеством.

Но два-три мгновения не пройдут
Ночь испарится над землей
И во всем великолепии проявлений
Вдруг мир дня завладеет нами. ..

Лирический герой Тютчев захвачен созерцанием переходов и изменений, происходящих в мире живых. Замечая «полное созвучие в природе» в кратковременных и длительных преобразованиях, наблюдатель стремится увидеть «изящество», прикоснуться к скрытым от человека сокровенным сущностям.

Зимой 1859 года было написано стихотворение о поздней декабрьской заре. Динамичная пейзажная картина организована образами «ночной тени» и наступающего дня, атрибутами которых являются солнечные лучи. Герой произведения ориентирован на противостояние — тему, значимую для творчества Тютчева. Принцип антропоморфизма, последовательно реализуемый автором, позволяет не только охарактеризовать героев, но и наделить их мыслями. Тьма «царствует», «сияет торжеством», не сознавая близости своего конца. День «пробудился», и первые лучи «лениво» и «робко» начинают занимать небесное пространство. Появление робких «вестников» зари не в силах изменить общую картину, «целиком» организованную тьмой.

В финальном четверостишии лирический субъект предсказывает грядущие события, на что указывает замена настоящего на будущее. Мгновенное исчезновение ночной тени представлено глаголом «испариться». В конце стихотворения торжествующий образ дневного мира в его ярких, многогранных проявлениях.

«Декабрьское утро» обрамлено антитезой «ночь» — «день». Стилистическая фигура обозначает рамки лирической ситуации, придавая композиции завершенность и логичность. Рецепция на формальном уровне поддерживает философский смысл поэтического творчества. Последняя декларирует предопределение природных явлений, которые подчиняются непреложным законам природы.

В раннем произведении «Утро в горах», близком по тематике к анализируемому тексту, также появляются образы олицетворения: «голубое небо», светлая «долина» и туманы, покрывающие горные вершины. Атмосферное явление заслуживает прекрасного сравнения с «воздушными руинами» волшебного дворца.

В позднем творчестве Тютчева динамичный образ зари обогащается символическим смыслом. Картины восхода солнца поэт связывает с размышлениями о высокой исторической миссии России, способной объединить славянский мир. Солнечные лучи метафорически уподоблены «всемирной вести», возвещающей победу.

На небе месяц — и ночь

Тень еще не сдвинулась

Царит над собою, не сознавая

Что день уже проснулся, —

Что даже лениво и робко

Луч появляется после луча

А небо еще совсем

Ночь сияет триумфом.

Но не пройдет двух-трех мгновений

Ночь испарится над землей

И во всем великолепии проявлений

Вдруг мир дневной завладеет нами…

1 Ночная тень не шевельнулась —

2 Высоко в небе сияет луна,

3 Он царит над собою — и не заметит,

4 Что молодой День уже родился

9-12 Отсутствует строфа

Автограф — РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Единица опыта. 35.Л. 2;

         Ред. СПб., 1886 … С. 234.

КОММЕНТАРИИ:

Автограф (раннее издание) — РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Единица опыта. 35.Л. 2.

Список (более поздняя редакция) — РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Единица опыта. 35. Л. 80–80 обр.

Первая публикация — Гражданин. 1872. № 1 от 3 января. С. 9. Внесен в Изд. СПб., 1886. . С. 234; Ред. 1900. С. 235.

Печатается по списку.

В автографе перед текстом помета: «Декабрь. 8 утра». Стихотворение состоит из двух строф.

Список содержит более позднюю версию стихотворения. Текст пишется карандашом, а затем тушью. А. А. Николаев считает, что карандашный автограф был написан рукой Д. И. Сушковой (1806-1879), урожденной Тютчевой, сестры поэта (см.: Изд. 1987. С. 403). Название: «Декабрьское утро», внизу помета: «Ф. Тютчев». Поэтому первая строфа была исправлена, а третья добавлена. По своему содержанию он контрастирует и с первым, и со вторым: царица ночи вдруг «испаряется», а робко пробуждающийся день предстает «во всем великолепии проявлений». И в автографе, и в списке слово «День» пишется с большой буквы. С прописной буквы пишутся также слова «Небо» (1-я, 7-я строки), «Земля» (10-я строка).

На небе месяц — и ночь
Тень еще не сдвинулась
Царит над собою, не зная
Что день уже пробудился, —

То даже лениво и робко
Луч встает за лучом
А небо еще совсем
Ночь сияет торжеством.

Но два-три мгновения не пройдут
Ночь испарится над землей
И во всем великолепии проявлений
Вдруг мир дня завладеет нами…

Анализ стихотворения Тютчева «Декабрьское утро»

Лирический герой Тютчев захвачен созерцанием переходов и перемен, происходящих в мире живых. Замечая «полное созвучие в природе» в кратковременных и длительных преобразованиях, наблюдатель стремится увидеть «изящество», прикоснуться к скрытым от человека сокровенным сущностям.

Зимой 1859 года было написано стихотворение о поздней декабрьской заре. Динамичная пейзажная картина организована образами «ночной тени» и наступающего дня, атрибутами которых являются солнечные лучи. Герой произведения ориентирован на противостояние — тему, значимую для творчества Тютчева. Принцип антропоморфизма, последовательно реализуемый автором, позволяет не только охарактеризовать героев, но и наделить их мыслями. Тьма «царствует», «сияет торжеством», не сознавая близости своего конца. День «пробудился», и первые лучи «лениво» и «робко» начинают занимать небесное пространство. Появление робких «вестников» зари не в силах изменить общую картину, «целиком» организованную тьмой.

В финальном четверостишии лирический субъект предсказывает грядущие события, на что указывает смена настоящего на будущее. Мгновенное исчезновение ночной тени представлено глаголом «испариться». В конце стихотворения предстает торжествующий образ дневного мира в его ярких и многогранных проявлениях.

«Декабрьское утро» обрамлено антитезой «ночь» — «день». Стилистическая фигура обозначает рамки лирической ситуации, придавая композиции завершенность и логичность. Рецепция на формальном уровне поддерживает философский смысл поэтического творчества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *