Биография Эзопа. Басни Эзопа. — JuicyWorld
На самом деле, до нашего времени, басни Эзопа не дошли, а то, что ими сейчас именуется есть народное творчество. Сам Эзоп, скорее всего, был просто собирателем и пересказчиком греческих басен, а его имя и его популярность была причиной того, что все басни «эзопического» характера приписывались ему, и под «Эзоповой басней» подразумевалось когда действующими лицами басни выступали животные, предметы и разные бессловесные существа.
См. здесь — Басни Эзопа
Свод «Эзоповых басен» в прозе составил в конце IV в. Димитрий Фалерский, и до нашего времени дошли лишь вольные поэтические переделки Бабрия (греческий, II в. н.э.), Федра (на латыне, I в. н.э.) и Авиан (на латыне — V в. н.э.). Все эти прозаические пересказы, и озаглавлены в рукописях как «Эзоповы басни».
Эти басни имели широкое распространение, так, к примеру, в конце V в. в Афинах был известен некий письменный сборник «Эзоповых басен», и как в то время говорили: «ты невежда и лентяй, даже Эзопа не выучил»
Эзоп (греч. Αἴσωπος — (620 г. до н.э.- 564 г. до н.э.)). Впервые имя Эзопа встречается у историка Геродота (V в. т.е. спустя более 1000 лет после рождения Эзопа) в рассказе о Египте, где Эзоп предстаёт как известное лицо, и о нём сообщается несколько «достоверных» фактов: Эзоп был баснописцем; жил на острове Самос, примерно в 560 г. до н.э., и был рабом Иадмона. Эзопа за что-то убили в Дельфах, и дельфийцам пришлось платить за него виру (откуп). На этом реальные факты заканчиваются и начинается «народная фантазия».
Приглашаю вас в Telegram-канал JuicyWorld travel — о путешествиях по интересным и загадочным местам мира, с красивыми и познавательными видео-роликами
Эзопу придумывают родину — Фригия в Малой Азии, придумывают внешность: «брюхо вспученное, голова — что котел, курносый, с темной кожей» вид как у обезьяны, и т.д. И этой внешности якобы нашлось и подтверждение: в V в. до н.э. была создана аттическая ваза, а на ней было изображение сидящего человека перед лисицей. По ней все сразу решают что это и есть Эзоп.
Также выдумывают ситуацию что на самом деле Эзоп был необразованным, но от богов одаренным, оказавшимся проницательнее и умнее ученых философов. Чтобы воплотить эту идею народная молва придумывает что хозяин Эзопа был философом по имени «Ксанф» (рыжий), и вокруг этого философа и его раба (Эзопа) и складывается вереница анекдотов (рассказов), составившая в дальнейшем часть будущего «Жизнеописания Эзопа». Эту легенду и развивает Гераклид Понтийский сто с лишним лет спустя после повествований Геродота.
Тогда же придумываются и мотивы вражды дельфийцев к Эзопу: сначала он (Эзоп) злословил и якобы попрекал дельфийцев, что они не работают, заняты тунеядством и живут за счет приносимых эллинами жертв, а потом и осквернил богов дельфийцев и как молвила легенда: «Эзоп принес жертву Музам и посвятил им храм, где были их статуи, а посредине — статуя Мнемозины, а не Аполлона. И с тех пор Аполлон разгневался на него, как некогда на Марсея». Далее сообщалось что Эзопу подкинули золотую чашу и обвинив его в воровстве, с ним расправились (забили камнями) за эту мнимую кражу — как в библейском рассказе об Иосифе.
Заканчивается легенда тем, что спустя многие годы правда о краже раскрылась и дельфийцам пришлось отдавать виру за безвинно убитого раба внуку рабовладельца Иадмона.
Позже, примерно во II — I вв. до н.э. на основе этих легенд в эллинистическом Востоке было создано «Жизнеописание Эзопа», одна из немногих сохранившихся «народных книг» греческой литературы.
В этом «Жизнеописании» важную роль играет уродство Эзопа (не упоминавшееся у ранних авторов), а родиной Эзопа уже вместо Фракии становится Фригия (место, которое ассоциируется в то время с рабами), Эзоп выступает как мудрец и шутник, дурачащий своего хозяина — глупого философа, местную элиту и даже царей. В сюжете из «Жизнеописания», практически нет никакой роли у самих басен Эзопа, а анекдоты и шутки, которые якобы рассказывает сам Эзоп в «Жизнеописании», нет тех, что дошли до наших дней с античности, и сам свод «эзоповых басен» и жанрово далек от него. Образ мудрого и хитрого «фригийского раба», обязательно в описании внешне уродливого, передаётся в новоевропейской традиции.
И если в древности не сомневалась в историчности Эзопа, то уже в в XVI в., Лютер впервые поставил существование Эзопа под сомнение, а уже XVIII в. филосов, богослов и филолог Ричард Бентли, обосновал это сомнение. Позже в XIX в. Отто Крузиус, и немного позднее Резерфорд утверждали мифичность Эзопа с полной абсолютной решительностью в том что исторически Эзопа не существовало.
В наше время некоторые авторы допускают возможность существования Эзопа, как исторической личности. Ссылаясь на первоисточники (Геродота и т.д.)
См. здесь — Басни Эзопа
Басни Эзопа (300 басен)
Эзоп — краткая биография и истории из жизни
Полное имя: | Эзоп |
Дата рождения: | около 620 г. до н.э. |
Место рождения: | Фракия (Фригия) |
Деятельность: | Поэт-баснописец |
Дата смерти: | около 564 г. до н. э. (≈56 лет) |
Содержание:
- Детство и юность
- Истории из жизни
- Личная жизнь
- След в истории
Детство и юность
Эзоп родился приблизительно около 620 г. до нашей эры во Фракии или Фригии. Исследователи сомневаются по поводу даты и места его рождения, но и определить точно эти данные пока не могут. В те времена греческие полисы воевали друг с другом и с племенами, населявшими окрестные земли. Фракия и Фригия были постоянными поставщиками рабов для граждан греческих городов-государств.
Как Эзоп провел свое детство, и кто были его родители неизвестно. Скорее всего, они вели оседлый образ жизни, возделывая поля. В одном из военных столкновений их племени не повезло, они были либо убиты, либо проданы в рабство, а с ними и их дети.
Эзоп был смышленым юношей с острым умом, иначе не понятно, как имея физическое уродство в виде горба, он не был убит захватившими его врагами. Внешне юноша тоже не отличался красотой: невысокий, крупная голова, вздернутый нос, короткие руки, выпирающий живот. Некоторые авторы предполагают, что Эзоп был нем от природы и голос ему якобы вернула богиня Исида, древнеегипетская богиня материнства и покровительница рабов, по просьбе одной из своих жриц.
Ксилография Эзопа в окружении событий из его жизни из La vida del Ysopet con sus fabulas Historiadas (Испания, 1489 г.)
Истории из жизни
Около 600 года до нашей эры. Эзоп, согласно информации в исторических хрониках Геродота, является рабом Иадмона, проживавшего на острове Самос. Говорят, это был первый его хозяин. Но за излишнюю говорливость, он продал своего раба через невольничий рынок богатому Ксанфу, считающему себя философом.
На рынке ценили не только сильных и красивых рабов, невольникам умеющим поддержать беседу и вставить острое словцо тоже находились покупатели. Для богатых горожан это было развлечением, сродни говорящим воронам, сорокам и попугаям.
- История 1. Рабы, прислуживавшие в хозяйском доме, съели финики, которые хозяин отложил на вечер, и решили все свалить на Эзопа, работавшего в поле. Он в то время был еще немым, и, как думали рабы, не сможет сказать слова в свою защиту. Так и произошло, но Эзоп бросился хозяину в ноги и знаками попросил испытать его. Он выпил теплой воды и, засунув два пальца в рот, исторг из желудка все содержимое. Кроме воды там ничего не оказалось. Испытали рабов, и Эзоп был оправдан.
- История 2. Когда Эзоп прибыл на остров Самос с другими рабами, он взялся нести хлебную корзину по дороге в поместье хозяина. Рабы посмеивались над незадачливым товарищем, корзина с хлебом была самой тяжелой. Но после первой остановки, когда рабы поели, корзина с хлебом стала вдвое легче, а их груз не уменьшился. В поместье Эзоп входил совсем налегке.
- История 3. Ксанф, хозяин Эзопа, отправил его купить на рынке всего самого лучшего. Тот принес по-разному приготовленные языки. Ксанф удивился, а Эзоп ответил: «Язык – лучшее, что есть на свете. Им договариваются, рассуждают о философии и законах». На следующий день Ксанф отправил его купить на рынке все самое худшее. Эзоп снова принес языки. Ксанф был озадачен. «Языком ругаются, лгут, объявляют войны» — сказал Эзоп.
- История 4. Ксанф, напившись вина на дружеской пирушке, заявил, что готов выпить море. И даже побился об заклад, что выполнит это обещание. На следующий день, протрезвев, он испугался, что будет обесчещен, не выполнив обещание. Позвал Эзопа и спросил его совета. Тот подсказал. Через некоторое время Ксанф с друзьями, подойдя к морю, произнес: «Я обещал выпить море, но не реки. Запрудите их, и я выполню свое обещание». Друзья удивились мудрому ответу Ксанфа и не стали требовать с него выполнения обещания.
- История 5. Эзоп помог решить Ксанфу философскую задачу. Один огородник спросил у Ксанфа, почему сорняки растут быстрее чем овощи, посаженные им лично. Ксанф сослался на волю богов, а Эзоп более искусно объяснил причину. Он сказал огороднику, что для сорняков земля как мать, а для посаженных им овощей как мачеха. Сорняки она сама посадила и растит как родных детей, а овощи ей подсадил огородник и они для земли приемные дети.
- История 6. Ксанф послал Эзопа в баню, посмотреть сколько человек моется. Эзоп пришел к бане и видит, что на дороге лежит камень, а люди, идущие в баню, спотыкаются об него и идут дальше. Вот один человек споткнулся об камень, а потом с проклятьями убрал его с дороги. Эзоп увидев это, побежал к хозяину и убедил его, что только один человек моется в бане. Ксанф собрался в баню сам, но увидев что в ней много народа, спросил Эзопа, почему тот сказал ему про одного человека. Раб сказал, что ум – отличительная черта человека и из моющихся людей все споткнулись о камень, но только одному хватило ума убрать его с дороги.
- История 7. На Самосе проводились выборы, народ собрался в городском амфитеатре, символы власти вынесли на всеобщее обозрение. Пролетающий в это время над городом орел налетел с высоты и, схватив государственную печать, снова взмыл вверх. Решили, что это знамение от богов, но его нужно правильно истолковать. Позвали Ксанфа. Пока он собирался с мыслями, орел уронил печать за пазуху одному из рабов. Снова знамение. Озадаченный Ксанф пошел советоваться с Эзопом. Тот сначала отказал в помощи, но потом согласился. И вот Эзоп вышел перед народом и сначала попросил волю, сказав, что не пристало рабу толковать знамения свободным гражданам. Ксанф согласился освободить Эзопа. И вот он стал говорить, что орел выхвативший печать – это царь, решивший напасть на Самос, а печать за пазухой у раба – это рабство, ожидающее граждан Самоса. В это время появился гонец от царя соседнего государства с требованием платить дань или готовиться к войне. Все поверили в прозорливость Эзопа.
- Около 564 года до нашей эры. Эзоп путешествовал по Элладе и пришел в Дельфы. В городе он поссорился с несколькими гражданами, высмеяв их прилюдно. Они обиделись и решили его проучить. Взяв из храма золотую чашу и подложив ее в дорожный мешок Эзопу, обвинили его в воровстве и святотатстве. Мудрец не смог объяснить, как она к нему попала, но и вину не признал. До самой казни он насмехался над своими обвинителями, призывая богов в свидетели своей невиновности, и корил себя за глупость, в которую впал в городе Дельфы. Как казнили Эзопа, есть две версии: по одной его сбросили со скалы, по другой – побили камнями. Даже перед самой смертью он рассказывал басни своим палачам. После его гибели в Дельфах начался мор. Провели расследование, доказавшее невиновность Эзопа. Было решено выплатить денежную компенсацию его наследникам за судебную ошибку. Деньги получили родственники его первого хозяина, Иадмона. Прямых наследников у Эзопа не нашлось.
Портрет Эзопа работы Веласкеса в Прадо
Личная жизнь
Будучи рабом, Эзоп не мог без разрешения своего хозяина связать себя узами брака. Да и природное уродство не делало его привлекательным для противоположного пола. Но в сохранившихся записях, практически на уровне легенды, упоминается о рабыне Родопис, фракийской гетере, находившейся в услужении у Иадмона. Геродот предположил, что у Эзопа и Родопис были любовные отношения. Сведений об их браке и наличии у них детей не сохранилось. Скорее всего, это еще одна легенда из того множества легенд, которыми обросла жизнь древнего баснописца.
Прекрасная Родопис, влюбленная в Эзопа; гравюра Бартолоцци, 1782 г., по оригиналу Кауфмана
Сама легендарная Родопис стала впоследствии женой египетского царя, предвосхитив историю Золушки. По словам Страбона, сандалию Родопис унес орел и, пролетая над площадью на которой некий царь вершил суд, уронил ее на царские колени. Считая это знаком, посланным богами, царь приказал найти владелицу сандалии, а затем женился на ней.
Будучи свободным человеком и служа царю Ликургу, Эзоп усыновил юношу Гелия. Наставлял его, называл наследником своей мудрости. Но Гелий оказался неблагодарным сыном, влюбившись в царскую наложницу, он оклеветал Эзопа перед царем. Пришлось мудрецу скрываться. Через некоторое время царь простил Эзопа, а Эзоп простил Гелия, но юноша уморил себя голодом до смерти, раскаиваясь в своем поступке.
След в истории
Историчность Эзопа не волновала древних, но в XVI веке Мартин Лютер поставил ее под сомнение, более поздние ученые-филологи развили это сомнение до крайних пределов.
Статуя Эзопа, из коллекции произведений искусства Вилла Альбани, Рим
Возможно, среди рабов устно передавались истории с сюжетом о хитром рабе Эзопе и глупом хозяине, которые скрашивали им годы неволи. Эзоп не оставил собственноручно написанных сочинений, по которым можно четко определить его авторство. Все, что мы о нем знаем, написано в более позднее время. Он не настолько легендарен как Гомер, но создав множество малых литературных форм, может быть и собирательным историческим персонажем, объединив в себе многих древних греческих острословов, возможно как Козьма Прутков в XIX веке.
Тем не менее, басня, как литературный жанр, сформировалась и начала свой длинный жизненный путь во времена Эзопа. Скрывать образы людей за личинами животных, иносказательно обличая худшие человеческие качества и восхваляя лучшие, было неплохой находкой во времена, когда раб не мог напрямую ругать своего хозяина. Такое иносказание назвали «эзопов язык».
Сюжеты басен Эзопа были подхвачены поэтами Федром, Бабрием, Авианом, Жаном де Лафонтеном, И.А. Крыловым. Описательная часть басни могла приводиться в соответствие новой исторической эпохе, выражаться новым поэтическим стилем, но мораль обычно оставалась прежней.
Эзоп | История, басни и факты
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
Здоровье и медицина- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы. - Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
- Студенческий портал
Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю. - Спасение Земли
Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать! - SpaceNext50
Britannica представляет SpaceNext50. От полета на Луну до управления космосом — мы изучаем широкий спектр тем, которые питают наше любопытство к космосу!
Содержание
- Введение
Краткие факты
- Связанный контент
- Кавычки
Кем был Эзоп? (5 фактов о греческом баснописце)
Сказки об Эзопе, пожалуй, более известны современной публике, чем эпопеи о Гомере. Его считают изобретателем басен: аналогичный формат повествования, предназначенный для передачи публике моралистических уроков. Однако мы мало знаем о его жизни.
Многие современные ученые начали задаваться вопросом, существовал ли когда-либо настоящий Эзоп. Геродот предполагает, что он жил около 570 г. до н.э., Плутарх считает его современником Солона (630-560 гг. до н.э.), а Лаэртий говорит, что он процветал во время 52-й Олимпиады (572 г. до н.э.). Хотя многие древние считали, что он родился во Фригии, похоже, что он родился в городе Месембрия во Фракии и в конце концов добрался до Самоса. Хотя мы, возможно, никогда не узнаем его происхождения, мы знаем, что он привлек внимание многих древнегреческих поэтов, драматургов и историков.
Согласно легенде, Эзоп был на редкость уродливым человеком. Его описывают как грязного, с толстым животом, большой головой, кривыми руками, плоскими и толстыми ступнями, выпученными глазами и деформированными чертами лица. Он тоже был очень маленького роста, со смуглой кожей и в одном переводе описывается как «ошибочное творение Прометея в полусонном состоянии» (Пападеметриу, 14–15). Однако его внешний вид был не единственным признаком его отличия; он также был немым в молодости.
Мы не знаем, начал ли Эзоп жизнь немой или она стала следствием какой-то прошлой травмы. Хотя в конце концов он обрел способность говорить и общаться, его первоначальная неспособность никогда не показывалась как помеха в его жизненной истории. На самом деле его неспособность говорить только подчеркивает его недюжинный ум и находчивость.
Получайте свежие статьи на свой почтовый ящик
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостейСогласно одной истории, Эзопу удается ловко защищаться, когда два настоящих преступника обвиняют его в краже фиг. В своих преступлениях они винят немого и предположительно беззащитного Эзопа. Хотя он не может говорить, он начинает наедаться теплой водой, в результате чего его рвет, и он показывает, что не ел инжир. Затем он заставляет своего хозяина заставить двух преступников сделать то же самое, заставляя их вырвать инжир. Его щадят, а двоих других наказывают. Даже без своего отличительного дара рассказчика, он все же мог без слов рассказать нужную историю, когда это было нужно.
Человек своего времени, Эзоп был набожным человеком, уважавшим волю богов; подчеркивается во многих приписываемых ему баснях, посвященных олимпийским богам. Его благочестивое уважение — вот что в конце концов освобождает его от немоты.
Рассказывают, что однажды Эзоп помог заблудившейся с дороги жрице богини Изиды. Как только он помог им вернуться в безопасное место, Исида и музы отплатили ему за этот акт доброты, предоставив ему возможность создавать умные и содержательные истории на греческом языке. Подобно персонажу одной из его басен, он поступал нравственно и был за это вознагражден.
Будучи одаренным оратором и невероятным рассказчиком, философ IV века Гимерий описывает голос Эзопа как мягкий и высокий. Это может быть просто результатом того, что немой человек никогда ранее не использовал голосовые мускулы, но, скорее всего, это позднее добавление, призванное еще больше подчеркнуть его уникальное происхождение.
По всей вероятности, все физические уродства Эзопа являются дополнительными элементами, предназначенными для того, чтобы охарактеризовать и мистифицировать древнего сказочника. Древние писатели, такие как Геродот, никогда не упоминают об этих физических уродствах, и они, вероятно, являются гораздо более поздним дополнительным элементом, добавленным к его рассказу.
Исторический консенсус предполагает, что восприятие Эзопа как уродливого и уродливого человека развилось в вымышленной биографии под названием «Роман Эзопа», , написанной в I веке нашей эры. Современные ученые избегали этих идей за последние несколько столетий, и он превратился из уродливого человека в мудрого старого дедушку.
В рассказах Эзоп всегда начинает как раб. В Древней Греции было два типа рабов: рожденные в рабстве ( dolos ) и захваченные и обращенные в рабство ( andrapodon ). Существует некоторый спор относительно того, в какую категорию попал Эзоп. Геродот предлагает последнее, утверждая, что Эзоп стал рабом только после того, как попал в плен в качестве военнопленного во Фракии вместе с печально известной куртизанкой Родопидами.
Другие источники предполагают, что он родился в рабстве. Эзоп сначала принадлежал философу по имени Ксанф, а затем человеку по имени Иадмон. Согласно Геродоту, Эзоп был в конце концов освобожден Идамоном в награду за его выдающийся ум и остроумие. Однако существует конкурирующая версия жизни Эзопа, где его освобождает Ксануф, а не Иадмон. Независимо от того, кто дал ему свободу, то, что он сделал, чтобы получить ее, остается неизменным во всех версиях.
Как только Эзоп научился говорить, он быстро показал себя изобретательным и сообразительным оратором. По одной из версий его жизни, он освобожден философом Ксанфом по воле жителей Самоса. Эзоп пытался, но не смог использовать логические аргументы, чтобы убедить своего владельца Ксаната отпустить его. Хотя он оказался более способным философом, чем его владелец, Ксанат всегда отказывался из-за собственного высокомерия и гордыни. Все изменилось, когда собрание на Самосе попросило Ксаната истолковать для них предзнаменование будущего.
Ксанат оказывается неспособным правильно истолковать это будущее предзнаменование и близок к самоубийству, чтобы избежать публичного позора. Однако Эзоп легко видит ответ, который его хозяин не понял, и сообщает собранию, что знает правильную интерпретацию. Эзоп уведомляет собрание, что, к сожалению, не может дать им ответ, указывая на то, что технически только свободным гражданам разрешено подходить и выступать на публичном форуме.
Собрание заставляет Ксаната освободить Эзопа, который затем успешно интерпретирует для них предзнаменование будущего. После его успешной интерпретации он приобретает большую известность и богатство как рассказчик и оратор. С обретенной свободой он начал свою новую жизнь, путешествуя по известному миру. Во время своих путешествий он рассказывал свои небылицы и работал адвокатом и оратором для тех, кто нуждался в его помощи.
Восприятие Эзопа менялось на протяжении истории. Византийский ученый 13-го века по имени Планудес сделал редакцию «Роман Эзопа» , в которой предположил, что Эзоп на самом деле мог быть африканцем из Эфиопии, основываясь на его имени. Плануд утверждал, что имя Эзоп очень похоже на греческое слово, означающее эфиоп — «9».0160 Эфиопский ».
Идея о том, что Эзоп был эфиопом, была дополнительно подтверждена присутствием многих африканских животных, разбросанных по его басням, таких как слоны, верблюды и обезьяны. Многие спрашивали, откуда Эзоп знал об этих животных, поскольку ни одно из них не было коренным для Греции. Однако историки сразу же отмечают, что вдохновение для создания этих неместных животных, вероятно, было получено из египетских и ливийских источников, тропа, которая, вероятно, была введена в легендарную пушку спустя столетия после того, как Эзоп существовал.
Представление о том, что Эзоп был эфиопом, позже было популяризировано в середине 18-го и начале 19-го веков в Великобритании. В сборнике Уильяма Годвина Fables Ancient and Modern на обложке был изображен эфиопский Эзоп, а фарфоровые фигурки Черного Эзопа появились в середине 18 века. Возможно, что эта идея была популяризирована в Великобритании Уильямом Мартином Ликом, который в 1856 году обнаружил в Дельфах монеты, на которых, по его мнению, изображен человек африканского происхождения.
Лик утверждал, что фигура была Эзопом, напоминая теорию Планудеса о том, что «Эзоп» связан с «Эфиопом». Однако ученые, современники Лика, быстро оспорили его утверждения о том, что на монете изображен Эзоп или человек африканского происхождения. Немецкий археолог Теодор Панофка утверждал, что портрет на монете изображает Дельфоса, основателя Дельф.
Хотя мы никогда не узнаем точно, откуда пришел Эзоп, аргумент, что он произошел из Эфиопии, основанный на этимологическом сходстве между его именем и словом Эфиоп, необоснован. Профессор Фрэнк Сноуден, один из бесспорных мировых экспертов по чернокожим в древности и автор Негры в древности: эфиопы в греко-римском опыте , говорит, что теория Плануда «бесполезна с точки зрения достоверности Эзопа как «эфиопа»» . Если есть шанс, что Эзоп был эфиопом, то это невозможно доказать на основе этимологии.
Несмотря на свою обоснованность, популярное представление об африканском Эзопе нашло отклик у многих людей. В частности, некоторые проводят сравнения между моральными баснями Эзопа и историями об обманщике Братце Кролике, рассказываемыми порабощенными афроамериканцами. Эзоп изначально был рабом, и сходство между двумя способами повествования может открыть интересную информацию о том, как порабощенные люди используют свой ум, чтобы рассказывать истории о своих угнетателях.
В одной истории после того, как Эзоп получил свободу, он решил путешествовать по миру. Во время своих путешествий он прославился своей способностью умело разгадывать трудные загадки и проблемы для богатых, иногда рассказывая свои басни о животных, когда было нужное время. В конце концов Эзоп оказался при дворе лидийского царя Креза. Впечатленный и очарованный его остроумием и умением решать проблемы, царь предложил нанять Эзопа для помощи в дипломатических государственных делах. Он смиренно принял эту новую задачу и отправился в города Коринф и Афины, где помог решить политические вопросы, используя свои моральные басни.
5. Он умер в Дельфах
Новая работа Эзопа в конечном итоге привела к его кончине. Царь Крез дал ему большую сумму золотых монет и приказал ему отправиться в Дельфы и раздать деньги среди его жителей. Эзоп с радостью согласился и отправился через моря в Дельфы. Однако его беспокоила ненасытная жадность и отсутствие благочестия дельфийского гражданина по отношению к богам.
Эзоп отправил золото Креза обратно в Лидию и сказал жителям Дельф, что они ничего не получат ни от него, ни от его нанимателя. Это взбесило дельфийцев, которые, обвинив Эзопа в святотатстве, приказали его казнить. Дельфийцы сбросили Эзопа со скалы, несмотря на то, что он имел дипломатическую защиту как посол лидийского царя. Дельфийцы были божественно наказаны за свои преступления против него и понесли ряд бедствий. Геродот утверждает, что проклятия были сняты несколькими поколениями позже потомком последнего владельца Эзопа, Иадмоном, поскольку они были ближайшим родственником Эзопа.
Эзоп существовал как отец басен в течение последних двух тысячелетий.