Эзоп краткая биография для детей: Биография Эзопа – кратко о баснописце для детей (5 класс)

Эзоп краткое содержание. Эзоп биография для детей и интересные факты

Многие сюжеты коротеньких нравоучительных историй Эзопа знакомы каждому с самого детства. Вряд ли кто-то не слышал о лисе, которая хитростью отняла у ворона сыр, или же о сыновьях, которые в поисках сокровища вскопали весь виноградник.

Эзоп родился и жил в VI веке до н. э. Самые известные легенды говорят о том, что, к сожалению, баснописец был рабом. Данная теория получила распространение благодаря работам историка Геродота.

Популярность баснописца

В Древней Греции каждый знал о том, кто такой Эзоп. Его басни постоянно передавались из уст в уста, они были частью школьной программы. Именно Эзоп был первым баснописцем, которым посредством образов животных описывал людские пороки, высмеивал их. Он акцентировал внимание на самых разных людских слабостях: гордыни и жадности, лени и обмане, глупости и коварстве. Его острые, сатирические басни нередко доводили слушателей до слез. И нередко даже правители просили рассказать их, чтобы потешить свою публику.

Биография и книги автора Эзоп

Эзо́п (др.-греч. Αἴσωπος) (fr. Ésope, eng. Aesop) — полулегендарная фигура древнегреческой литературы, баснописец, живший в VI веке до н. э..

(Эзоп. Картина Диего Веласкеса (1639—1640))

Биография

Был ли Эзоп историческим лицом — сказать невозможно. Научной традиции о жизни Эзопа не существовало. Геродот (II, 134) пишет, что Эзоп был рабом некого Иадмона с острова Самос, жил во времена египетского царя Амасиса (570—526 до н. э.) и был убит дельфийцами. Гераклид Понтийский сто с лишним лет спустя пишет, что Эзоп происходил из Фракии, был современником Ферекида, и первого его хозяина звали Ксанф, но эти данные он извлекает из того же рассказа Геродота путем ненадежных умозаключений. Аристофан («Осы», 1446—1448) уже сообщает подробности о смерти Эзопа — бродячий мотив подброшенной чаши, послужившей поводом для его обвинения, и басню об орле и жуке, рассказанную им перед смертью. Комик Платон (конец V в.) уже упоминает и о посмертных перевоплощениях души Эзопа. Комик Алексид (конец IV в.), написавший комедию «Эзоп», сталкивает своего героя с Солоном, то есть уже вплетает легенду об Эзопе в цикл легенд о семи мудрецах и царе Крезе. Его современник Лисипп также знал эту версию, изображая Эзопа во главе семи мудрецов). Рабство у Ксанфа, связь с семью мудрецами, смерть от коварства дельфийских жрецов,— все эти мотивы стали звеньями последующей эзоповской легенды, ядро которой сложилось уже к концу IV в. до н. э.

Под именем Эзопа сохранился сборник басен (из 426 коротких произведений) в прозаическом изложении. Есть основание предполагать, что в эпоху Аристофана (конец V в.) в Афинах был известен письменный сборник Эзоповых басен, по которому учили детей в школе; «ты невежда и лентяй, даже Эзопа не выучил», — говорит у Аристофана одно действующее лицо. Это были прозаические пересказы, без всякой художественной отделки. В действительности, в так называемый Эзопов сборник вошли басни самых различных эпох.

Позднее имя Эзопа стало символом. Его произведения передавались из уст в уста, и в III веке до н. э. были записаны в 10 книгах Деметрием Фалерским (ок. 350 — ок. 283 до н. э.). Это собрание было утрачено после IX в. н. э. В эпоху императора Августа Федр осуществил переложение этих басен латинским ямбическим стихом, Флавий Авиан, около IV в., переложил 42 басни латинским элегическим дистихом. Около 200 н. э. Бабрий их изложил греческими стихами размером холиямб. Сочинения Бабрия были включены Планудом (1260—1310) в его знаменитую коллекцию, оказавшую влияние на позднейших баснописцев. «Эзоповы басни», все составлены в средние века.

Басни Эзопа были переведены (часто переработаны) на многие языки мира, в том числе знаменитыми басенниками Жаном Лафонтеном и Иваном Крыловом.

Эзо́пов язы́к (по имени баснописца Эзопа) — тайнопись в литературе, иносказание, намеренно маскирующее мысль (идею) автора.

На русском языке полный перевод всех Эзоповских басен был опубликован в 1968 году.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Басни, дошедшие до нас через века

Истории, которые были выдуманы Эзопом, очаровывали слушателей своей краткостью, лаконичностью, сатирой и мудростью. Их главным объектом высмеивания были человеческие пороки, от которых люди не могут избавиться и до настоящего времени. И это делает произведения Эзопа такими актуальными. В них действуют животные и люди, птицы и насекомые. Иногда среди действующих персонажей попадаются даже жители Олимпа. С помощью своего ума Эзоп смог создать целый мир, в котором люди могут посмотреть со стороны на свои недостатки.

В каждой из басен Эзоп показывает краткую сценку из жизни. Например, лисица смотрит на виноградную гроздь, которой ей никак не достать. Или же ленивая и глупая свинья начинает подкапывать корни дерева, плодами которого только что питалась. А вот сыновья начинают перекапывать виноградник, пытаясь найти то сокровище, которое якобы спрятал на его территории отец. Знакомясь с баснями Эзопа, читатель легко запоминает простые истины о том, что настоящее сокровище – это умение трудиться, что в мире нет ничего лучше и хуже, чем язык и т. д.

Личная жизнь

Существует несколько упоминаний, в которых говорится, что возлюбленная Эзопа была родом из Фракии и находилась в рабстве у Иадмона. По словам , в одной из версий легенды у Родопис и Эзопа была тайная любовная интрига.

В неустановленный период жизнеописание Родопис приобрело вид сказки о . В одной из вариаций, которую пересказывает Страбон, когда Родопис купалась, орёл похитил сандалию девушки. В это время царь производил суд на открытом воздухе, а орёл, паря над его головой, бросил сандалию ему на колени. Изумлённый царь приказал своим подданным отправиться на поиски девушки, потерявшей обувь. И, по легенде, когда её нашли, Родопис стала женой царя.

Исторические сведения об Эзопе

К сожалению, о том, кто такой Эзоп и какова была его жизнь, практически не сохранилось никакой информации. Геродот пишет о том, что он был рабом у хозяина по имени Иадмон, который был жителем острова Самос. Эзоп был очень строптивым работником и нередко отпускал такие шутки, над которыми смеялись и другие рабы. Поначалу хозяин был недоволен всем этим, но потом понял, что Эзоп действительно обладает незаурядным умом, и решил его отпустить.

Таковы краткие данные из биографии Эзопа. Другой историк, Гераклит Понтийский, пишет о том, что Эзоп был родом из Фракии. Его первого хозяина звали Ксанф, и он являлся философом. Но Эзоп, который был умней его, откровенно потешался над его попытками мудрствовать. Ведь Ксанф был очень глуп. О личной жизни Эзопа практически ничего не известно.

Эзоп биография для детей и интересные факты

Краткая биография Эзопа и интересные факты о жизни древнегреческого писателя басен изложена в этой статье. Краткий рассказ о Эзопе поможет узнать много интересного об этой личности.

Биография Эзопа для детей

Достоверно известно, что древнегреческий деятель жил в середине VI века. Это все, о чем можно говорить с уверенностью. Остальное – выдумки и придумки. История не сохранила информации об его жизнедеятельности. Крупицы сведений можно повстречать у Геродота. Историк утверждает, что Эзоп служил рабом у хозяина с именем Иадмон, проживающего на острове Самос. Баснописец слыл строптивым работником и частенько отпускал вздорные шутки, которые веселили остальных рабов. Вначале хозяина возмущало его поведение, но вскоре он понял, что его работник обладает исключительно незаурядным умом, и отпустил его на свободу. Вот и все, что мы можем узнать из трудов Геродота об этом человеке.

Еще немного сведений можно извлечь из трудов историка Гераклита Понтийского. Он указывает другую информацию. Гераклит Понтийский утверждает, что родиной Эзопа была Фракия. Первого его хозяина звали Ксанф, он был философом. Но Эзоп был намного умнее, чем Ксанф. Он постоянно смеялся над мудрыми высказываниями своего хозяина и его философией. И тот, отпустил своего раба на свободу.

Больше о его жизнедеятельности ничего не известно. Существуют только легенда о его гибели, и сохранился сборник басен.

Легенда его смерти говорит следующее. Однажды правитель Крез отправляет Эзопа в Дельфы. Причина этого поступка неизвестна. Прибыв в город, как обычно, баснописец принялся поучать жителей Дельф. Они очень возмутились его поведением и стали думать, как же отомстить Эзопу. И придумали: в его котомку подбросили чашу из местного храма и сообщили священнику, что баснописец является вором. Эзоп как не пытался доказать, что он не виновен – все было тщетно. Его приговорили к казни: подвели к увесистой скале и заставили прыгнуть с нее. Вот так нелепо закончил свой путь баснописец из Древней Греции.

На сегодняшний день сохранился сборник басен Эзопа. Но интересный момент – его было составлено в Средние Века. Поэтому точно утверждать, что это подлинное наследство древнегреческого баснописца нельзя.

Интересные факты про Эзопа

  • Басни Эзопа имеют свою изюминку. Их основу составляет народная басня с долгой историей. Они представляют бытовые живые сценки.
  • Его творения часто подвергались искажениям. Сперва его пересказывал римский баснописец Федр, потом греческий писатель Бабрий и Лафонтен, Дмитриев, Измайлов.
  • Эзопа часто изображали горбатым и невысоким старцем, говорящего шепеляво. Поговаривали, что он имел отталкивающую внешность.
  • Он является родоначальником жанра басни и художественного языка иносказаний, названного в его честь – эзопов язык.
  • Басни Эзопа, которых сохранилось около 400, несут особую функцию. Они подталкивают слушателя к размышлениям.

Сообщение о Эзопе 5 класс может презентовать на уроке литературы.

Басня и афиняне

Как-то раз Александр Македонский потребовал у жителей города Афины выдать ему оратора Демосфена, который в очень резких тонах выражался против него. Оратор же рассказал горожанам басню. В ней говорилось о том, что как-то раз волк попросил у овец отдать ему охраняющую их собаку. Когда стадо послушалось его, то хищник очень быстро расправился с ними без охранявшего их пса. Афиняне поняли, что этим хотел сказать оратор, и не стали выдавать Демосфена. Так басня Эзопа помогла жителям города правильно оценить ситуацию. В результате они объединились в борьбе против врага.

Все басни Эзопа содержат в себе занимательный сюжет, который наталкивает слушателя на размышления. Его творения наполнены моралью, которая понятна каждому. Ведь основываются события басен на тех событиях, которые наверняка доводилось в течение жизни переживать каждому.

В дальнейшем творения баснописца Эзопа много раз переписывались другими авторами, которые вносили в них свои дополнения. В конечном счете эти истории получились короткими, насмешливыми и образными. Выражение «эзопов язык», которое применяется ко всему иносказательному и насмешливому, превратилось в нарицательное.

Эзопов язык

По сути дела, все сюжеты басен пришли к нам от Эзопа, а остальные баснописцы – Крылов, и его предшественники Федр, Жан Де Лафонтен, Лессинг – лишь пересказывали его басни, добавляя подробности и облекая их в форму стихотворений с обязательным поучительным итогом в финале.

Во времена Эзопа басня еще не имела вид поэтического произведения, эзоповы басни были прозаическими. Они имели вид небольших сказок с нравоучительным иносказательным подтекстом, главные роли в которых исполняли животные или неодушевленные предметы.

Концепция басен максимально проста: персонажи схематичны и условны, язык незатейлив и приближен к разговорному. В этом малом жанре это не главное, большее значение имеет нравственный урок, который автор преподает читателю.

До Эзопа тоже существовали басни, но подобные сюжеты были введены им впервые и обрели огромную популярность, несмотря на то, что во многом высмеивали общество, его недостатки и человеческие пороки.

Также баснописец считается создателем иносказательного языка, который называют по имени его автора – эзопов язык, многие фразеологизмы, пословицы и поговорки берут из него начало.

Этот язык, иносказательные выражения, завуалированная критика сильных мира сего, их пороков и аморальных действий, с помощью которого можно было выражать свои мысли и протесты, всегда был популярен, особенно в те времена, когда говорить правду напрямую было опасно для жизни.

Оригинальные стихи Эзопа до наших дней не дошли, вероятно, изначально они были устной формой и передавались от человека к человеку, из уст в уста.

«Басни Эзопа» дошли до нас лишь в переработке более поздних греческих и римских авторов – Федра, Бабрия, Авина.

Что говорили о баснописце?

О том, кто такой Эзоп, ходили легенды. Его часто изображали невысоким и горбатым старцем с шепелявым голосом. Говорили, что Эзоп обладает отталкивающей внешностью. Однако, как показал дальнейший анализ, это описание не совпадает с теми данными, которые зафиксированы историками. Описание его внешности – это плод фантазии различных литераторов. Считалось, что раз Эзоп был рабом, то его должны были постоянно бить и понукать – оттого он и изображался горбатым. А так как литераторам также хотелось показать богатство внутреннего мира баснописца, то его внешность они представляли уродливой и безобразной. Так они старались подогреть интерес к произведениям баснописца, а нередко и к своим собственным, авторство которых приписывали Эзопу.

И постепенно огромное количество выдуманной информации о том, кто такой Эзоп, сплелось в легенду о баснописце. Максим Плануд, известный греческий писатель, даже составил биографию Эзопа. В ней он описывал его так: «Урод уродом, для работы не подходит, голова похожа на грязный котел, руки короткие, а на спине – горб».

Легенда о гибели

Существует даже легенда о том, как погиб баснописец. Как-то раз правитель Крез отправил его в Дельфы, и когда Эзоп прибыл туда, то принялся по своему обыкновению поучать местных жителей. Они оказались так возмущены этим, что решили ему отомстить. В котомку к баснописцу они подложили чашу из храма, а потом начали убеждать местных священников, что Эзоп – вор и достоин казни. Как ни пытался баснописец доказать, что он ничего не крал, ничто не помогало. Его подвели к высокой скале и потребовали, чтобы он сбросился с нее. Эзопу не хотелось такой глупой смерти, но злые горожане настаивали. Никак баснописец не мог их убедить и сбросился с высоты.

Какой бы ни была настоящая биография Эзопа, его басни сумели пережить века. Общее количество басен – более 400. Считается, что произведения были написаны в форме стихотворений, однако в таком виде они не сохранились. Эти творения известны в каждой цивилизованной стране. В XVII веке их обработкой занялся Жан Лафонтен, а в XIX из его работ басни перекочевали в русский язык благодаря работе Крылова.

Биография Эзопа


Эзо́п (др.-греч. Αἴσωπος) — легендарный древнегреческий поэт-баснописец. Предположительно жил около 600 г до н. э. Оригинальные стихи Эзопа не сохранились. Древнейшие «басни Эзопа» дошли до нас в позднейших поэтических переработках — (латинской) Федра (I в.), (греческой) Бабрия (II в.) и (латинской) Авиана (начало V в.).

Сегодня доподлинно неизвестно, существовал на самом деле такой автор басен или же они принадлежали разным лицам, а образ Эзопа — собирательный. Сведения о его биографии носят зачастую противоречивый и исторически не подтвержденный характер. Впервые его упоминает Геродот, который сообщает (II, 134), что Эзоп был рабом некого Иадмона с острова Самос, потом был отпущен на волю, жил во времена египетского царя Амасиса (570—526 годы до н. э.,)и был убит дельфийцами; за его гибель Дельфы заплатили выкуп потомкам Иадмона.

Родиной Эзопа предание называет Фригию (Малая Азия). Согласно некоторым данным, Эзоп состоял при дворе царя Лидии Креза. Через столетия Гераклид Понтийский припишет Эзопу происхождение из Фракии, а в качестве его первого хозяина назовет некого Ксанфа. В то же время эта информация является собственными умозаключениями автора, сделанными на основе данных Геродота. В «Осах» Аристофана можно найти сведения об обстоятельствах его смерти, т.е. о ложном обвинении в воровстве имущества из храма в Дельфах и о якобы рассказанной Эзопом перед смертью басне «О жуке и орле». Еще через столетие высказывания персонажей в комедии будет восприниматься в качестве исторического факта. В конце IV в. комик Алексид, чьему перу принадлежала комедия «Эзоп», говорит о его причастности к семи мудрецам, отношениях с царем Крезом. У Лисиппа, жившего в то же время, Эзоп уже возглавляет эту славную когорту.

Основная фабула биографии Эзопа возникла к концу IV в до н. э. и нашла воплощение сразу в нескольких редакциях «Жизнеописания Эзопа», написанного на народном языке. Роман сохранился в нескольких редакциях: древнейшие его фрагменты на папирусе датируются II веком н. э.; в Европе с XI века получила хождение византийская редакция «Жизнеописания».

В «Жизнеописании» важную роль играет уродство Эзопа (не упоминавшееся у ранних авторов), родиной его вместо Фракии становится Фригия (стереотипное место, ассоциирующееся с рабами), Эзоп выступает как мудрец и шутник, дурачащий царей и своего хозяина — глупого философа. В этом сюжете, как ни удивительно, почти никакой роли не играют собственно басни Эзопа; анекдоты и шутки, рассказываемые Эзопом в «Жизнеописании», не входят в дошедший до нас от античности свод «эзоповых басен» и жанрово довольно далеки от него. Образ уродливого, мудрого и хитрого «фригийского раба» в готовом виде достаётся новоевропейской традиции.

Древность не сомневалась в историчности Эзопа. Лютер в XVI веке впервые поставил его под сомнение. Филология XVIII века обосновала это сомнение (Ричард Бентли), филология XIX века довела его до предела: Отто Крузиус и за ним Резерфорд утверждали мифичность Эзопа с решительностью, характерной для гиперкритицизма их эпохи.

В XX веке отдельные авторы допускали возможность существования исторического прототипа Эзопа.

Под именем Эзопа сохранился сборник басен (из 426 коротких произведений) в прозаическом изложении. Среди них встречается много знакомых нам сюжетов. Например «Голодная лисица заметила на одной лозе висящие гроздья винограда. Она захотела их достать, но не смогла и ушла, сказав про себя они еще зелены». Или «Волк увидел однажды, как пастухи в шалаше едят овцу. Он подошел близко и сказал «Какой шум поднялся бы у вас, если бы это делал я!» Есть основание предполагать, что в эпоху Аристофана (конец V в.) в Афинах был известен письменный сборник Эзоповых басен, по которому учили детей в школе; «ты невежда и лентяй, даже Эзопа не выучил», — говорит у Аристофана одно действующее лицо. Это были прозаические пересказы, без всякой художественной отделки. В действительности, в так называемый «Эзопов сборник» вошли басни самых различных эпох.

Подсчитано, что в творчестве греческий поэт задействовал около 80 животных и 30 богов, мифических образов и представителей разнообразных профессий.

В III веке до н. э. его басни были записаны в 10 книгах Деметрием Фалерским (около 350 — около 283 года до н. э.). Это собрание было утрачено после IX века н. э.

В I веке вольноотпущенник императора Августа Федр осуществил переложение этих басен латинским ямбическим стихом (многие басни Федра оригинального происхождения), а Авиан, около IV века, переложил 42 басни латинским элегическим дистихом; в Средневековье басни Авиана, несмотря на их не очень высокий художественный уровень, пользовались большой популярностью. Латинские версии многих басен Эзопова сборника, с добавлением более поздних сказок, а затем и средневековых фаблио, составили так называемый сборник «Ромул». Около 100 года н. э. живший, по-видимому, в Сирии Бабрий, римлянин по происхождению, изложил эзоповы басни греческими стихами размером холиямб. Сочинения Бабрия были включены Планудом (1260—1310) в его знаменитую коллекцию, оказавшую влияние на позднейших баснописцев.

Интерес к басням Эзопа переносился и на его личность; за неимением достоверных сведений о нём прибегали к легенде. Фригийский краснобай, иносказательно поносивший сильных мира сего, естественно, представлялся человеком сварливым и злобным, наподобие Гомеровского Терсита, а потому и портрет Терсита, подробно изображённый Гомером, был перенесён и на Эзопа. Его представляли горбатым, хромым, с лицом обезьяны — одним словом, во всех отношениях безобразным и прямо противоположным божественной красоте Аполлона; таким он изображался и в скульптуре, между прочим — в том интересном изваянии, которое до нас сохранилось.

Мартин Лютер открыл, что книга басен Эзопа является не единоличным произведением одного автора, а сборником более древних и более новых басен, и что традиционный образ Эзопа — плод «поэтического сказания».

Существует несколько упоминаний, в которых говорится, что возлюбленная Эзопа была родом из Фракии и находилась в рабстве у Иадмона. По словам Геродота, в одной из версий легенды у Родопис и Эзопа была тайная любовная интрига.

Смерть настигла Эзопа в Дельфах, легенду этого времени восстанавливают по Геродоту и Аристофану, совмещая с поздними свидетельствами.

Считается, что, находясь в Дельфах, Эзоп своим злословием вызвал гнев нескольких граждан, решивших наказать его. Для этого дельфийцы похитили из храмовой утвари золотую чащу и вложили её в дорожный мешок Эзопа, пока тот не видел. Мудреца обыскали, обнаружили пропажу и, как святотатца, забили камнями.

Через много лет обнаружили невиновность баснописца, а потомки его убийц уплатили виру, за получением которой прибыл внук того Иадмона, который считался первым господином Эзопа.

Басни Эзопа были переведены (часто переработаны) на многие языки мира, в том числе знаменитыми баснописцами Жаном Лафонтеном и И. А. Крыловым.

В СССР наиболее полный сборник басен Эзопа в переводе М. Л. Гаспарова был издан издательством «Наука» в 1968 году.

В западном литературоведении басни Эзопа (так называемая «эзопика») принято идентифицировать по справочнику Эдвина Перри (см. Perry Index), где 584 сочинения систематизированы, главным образом, по языковому, хронологическому и палеографическому критериям.

Библиография
  • «Волк и ягненок»
  • «Лисица и виноград»
  • «Стрекоза и муравей»
  • «Лягушка и вол»
  • «Крестьянин и змея»
  • «Свинья и львица»
  • «Рыбак и рыбка»
  • «Лев и мышь»
  • «Ворон и лисица»
  • «Жук и муравей»

Поделиться

Ключевые слова: Эзоп,езоп,Эсоп,Αἴσωπος,биография,подробная биография,жизнь,творчество,критика на произведения,поэзия,проза,скачать бесплатно,читать онлайн,древнегреческая литература,басня

Эзоп — краткая биография и истории из жизни

Полное имя:Эзоп
Дата рождения:около 620 г. до н.э.
Место рождения:Фракия (Фригия)
Деятельность:Поэт-баснописец
Дата смерти:около 564 г. до н.э. (≈56 лет)

Содержание:

  • Детство и юность
  • Истории из жизни
  • Личная жизнь
  • След в истории

Детство и юность

Эзоп родился приблизительно около 620 г. до нашей эры во Фракии или Фригии. Исследователи сомневаются по поводу даты и места его рождения, но и определить точно эти данные пока не могут. В те времена греческие полисы воевали друг с другом и с племенами, населявшими окрестные земли. Фракия и Фригия были постоянными поставщиками рабов для граждан греческих городов-государств.

Как Эзоп провел свое детство, и кто были его родители неизвестно. Скорее всего, они вели оседлый образ жизни, возделывая поля. В одном из военных столкновений их племени не повезло, они были либо убиты, либо проданы в рабство, а с ними и их дети.

Эзоп был смышленым юношей с острым умом, иначе не понятно, как имея физическое уродство в виде горба, он не был убит захватившими его врагами. Внешне юноша тоже не отличался красотой: невысокий, крупная голова, вздернутый нос, короткие руки, выпирающий живот. Некоторые авторы предполагают, что Эзоп был нем от природы и голос ему якобы вернула богиня Исида, древнеегипетская богиня материнства и покровительница рабов, по просьбе одной из своих жриц.

Ксилография Эзопа в окружении событий из его жизни из La vida del Ysopet con sus fabulas Historiadas (Испания, 1489 г.)

Истории из жизни

Около 600 года до нашей эры. Эзоп, согласно информации в исторических хрониках Геродота, является рабом Иадмона, проживавшего на острове Самос. Говорят, это был первый его хозяин. Но за излишнюю говорливость, он продал своего раба через невольничий рынок богатому Ксанфу, считающему себя философом.

На рынке ценили не только сильных и красивых рабов, невольникам умеющим поддержать беседу и вставить острое словцо тоже находились покупатели.

Для богатых горожан это было развлечением, сродни говорящим воронам, сорокам и попугаям. У раба, являвшегося говорящим орудием труда, события в жизни измерялись не датами, а произошедшими с ним историями.

  • История 1. Рабы, прислуживавшие в хозяйском доме, съели финики, которые хозяин отложил на вечер, и решили все свалить на Эзопа, работавшего в поле. Он в то время был еще немым, и, как думали рабы, не сможет сказать слова в свою защиту. Так и произошло, но Эзоп бросился хозяину в ноги и знаками попросил испытать его. Он выпил теплой воды и, засунув два пальца в рот, исторг из желудка все содержимое. Кроме воды там ничего не оказалось. Испытали рабов, и Эзоп был оправдан.
  • История 2. Когда Эзоп прибыл на остров Самос с другими рабами, он взялся нести хлебную корзину по дороге в поместье хозяина. Рабы посмеивались над незадачливым товарищем, корзина с хлебом была самой тяжелой. Но после первой остановки, когда рабы поели, корзина с хлебом стала вдвое легче, а их груз не уменьшился.
    В поместье Эзоп входил совсем налегке.
  • История 3. Ксанф, хозяин Эзопа, отправил его купить на рынке всего самого лучшего. Тот принес по-разному приготовленные языки. Ксанф удивился, а Эзоп ответил: «Язык – лучшее, что есть на свете. Им договариваются, рассуждают о философии и законах». На следующий день Ксанф отправил его купить на рынке все самое худшее. Эзоп снова принес языки. Ксанф был озадачен. «Языком ругаются, лгут, объявляют войны» — сказал Эзоп.
  • История 4. Ксанф, напившись вина на дружеской пирушке, заявил, что готов выпить море. И даже побился об заклад, что выполнит это обещание. На следующий день, протрезвев, он испугался, что будет обесчещен, не выполнив обещание. Позвал Эзопа и спросил его совета. Тот подсказал. Через некоторое время Ксанф с друзьями, подойдя к морю, произнес: «Я обещал выпить море, но не реки. Запрудите их, и я выполню свое обещание». Друзья удивились мудрому ответу Ксанфа и не стали требовать с него выполнения обещания.
  • История 5. Эзоп помог решить Ксанфу философскую задачу. Один огородник спросил у Ксанфа, почему сорняки растут быстрее чем овощи, посаженные им лично. Ксанф сослался на волю богов, а Эзоп более искусно объяснил причину. Он сказал огороднику, что для сорняков земля как мать, а для посаженных им овощей как мачеха. Сорняки она сама посадила и растит как родных детей, а овощи ей подсадил огородник и они для земли приемные дети.
  • История 6. Ксанф послал Эзопа в баню, посмотреть сколько человек моется. Эзоп пришел к бане и видит, что на дороге лежит камень, а люди, идущие в баню, спотыкаются об него и идут дальше. Вот один человек споткнулся об камень, а потом с проклятьями убрал его с дороги. Эзоп увидев это, побежал к хозяину и убедил его, что только один человек моется в бане. Ксанф собрался в баню сам, но увидев что в ней много народа, спросил Эзопа, почему тот сказал ему про одного человека. Раб сказал, что ум – отличительная черта человека и из моющихся людей все споткнулись о камень, но только одному хватило ума убрать его с дороги.
  • История 7. На Самосе проводились выборы, народ собрался в городском амфитеатре, символы власти вынесли на всеобщее обозрение. Пролетающий в это время над городом орел налетел с высоты и, схватив государственную печать, снова взмыл вверх. Решили, что это знамение от богов, но его нужно правильно истолковать. Позвали Ксанфа. Пока он собирался с мыслями, орел уронил печать за пазуху одному из рабов. Снова знамение. Озадаченный Ксанф пошел советоваться с Эзопом. Тот сначала отказал в помощи, но потом согласился. И вот Эзоп вышел перед народом и сначала попросил волю, сказав, что не пристало рабу толковать знамения свободным гражданам. Ксанф согласился освободить Эзопа. И вот он стал говорить, что орел выхвативший печать – это царь, решивший напасть на Самос, а печать за пазухой у раба – это рабство, ожидающее граждан Самоса. В это время появился гонец от царя соседнего государства с требованием платить дань или готовиться к войне. Все поверили в прозорливость Эзопа.
  • Около 564 года до нашей эры. Эзоп путешествовал по Элладе и пришел в Дельфы. В городе он поссорился с несколькими гражданами, высмеяв их прилюдно. Они обиделись и решили его проучить. Взяв из храма золотую чашу и подложив ее в дорожный мешок Эзопу, обвинили его в воровстве и святотатстве. Мудрец не смог объяснить, как она к нему попала, но и вину не признал. До самой казни он насмехался над своими обвинителями, призывая богов в свидетели своей невиновности, и корил себя за глупость, в которую впал в городе Дельфы. Как казнили Эзопа, есть две версии: по одной его сбросили со скалы, по другой – побили камнями. Даже перед самой смертью он рассказывал басни своим палачам. После его гибели в Дельфах начался мор. Провели расследование, доказавшее невиновность Эзопа. Было решено выплатить денежную компенсацию его наследникам за судебную ошибку. Деньги получили родственники его первого хозяина, Иадмона. Прямых наследников у Эзопа не нашлось.

Портрет Эзопа работы Веласкеса в Прадо

Личная жизнь

Будучи рабом, Эзоп не мог без разрешения своего хозяина связать себя узами брака. Да и природное уродство не делало его привлекательным для противоположного пола. Но в сохранившихся записях, практически на уровне легенды, упоминается о рабыне Родопис, фракийской гетере, находившейся в услужении у Иадмона. Геродот предположил, что у Эзопа и Родопис были любовные отношения. Сведений об их браке и наличии у них детей не сохранилось. Скорее всего, это еще одна легенда из того множества легенд, которыми обросла жизнь древнего баснописца.

Прекрасная Родопис, влюбленная в Эзопа; гравюра Бартолоцци, 1782 г., по оригиналу Кауфмана

Сама легендарная Родопис стала впоследствии женой египетского царя, предвосхитив историю Золушки. По словам Страбона, сандалию Родопис унес орел и, пролетая над площадью на которой некий царь вершил суд, уронил ее на царские колени. Считая это знаком, посланным богами, царь приказал найти владелицу сандалии, а затем женился на ней.

Будучи свободным человеком и служа царю Ликургу, Эзоп усыновил юношу Гелия. Наставлял его, называл наследником своей мудрости. Но Гелий оказался неблагодарным сыном, влюбившись в царскую наложницу, он оклеветал Эзопа перед царем. Пришлось мудрецу скрываться. Через некоторое время царь простил Эзопа, а Эзоп простил Гелия, но юноша уморил себя голодом до смерти, раскаиваясь в своем поступке.

След в истории

Историчность Эзопа не волновала древних, но в XVI веке Мартин Лютер поставил ее под сомнение, более поздние ученые-филологи развили это сомнение до крайних пределов.

Статуя Эзопа, из коллекции произведений искусства Вилла Альбани, Рим

Возможно, среди рабов устно передавались истории с сюжетом о хитром рабе Эзопе и глупом хозяине, которые скрашивали им годы неволи. Эзоп не оставил собственноручно написанных сочинений, по которым можно четко определить его авторство. Все, что мы о нем знаем, написано в более позднее время. Он не настолько легендарен как Гомер, но создав множество малых литературных форм, может быть и собирательным историческим персонажем, объединив в себе многих древних греческих острословов, возможно как Козьма Прутков в XIX веке.

Тем не менее, басня, как литературный жанр, сформировалась и начала свой длинный жизненный путь во времена Эзопа. Скрывать образы людей за личинами животных, иносказательно обличая худшие человеческие качества и восхваляя лучшие, было неплохой находкой во времена, когда раб не мог напрямую ругать своего хозяина. Такое иносказание назвали «эзопов язык».

Сюжеты басен Эзопа были подхвачены поэтами Федром, Бабрием, Авианом, Жаном де Лафонтеном, И.А. Крыловым. Описательная часть басни могла приводиться в соответствие новой исторической эпохе, выражаться новым поэтическим стилем, но мораль обычно оставалась прежней.


 

Эзоп Факты для детей

Эзоп , или Эзоп (от греческого Αἴσωπος Эзоп ), известен своими баснями. По традиции он был рабом африканского происхождения, который жил примерно с 620 г. до н.э. по 560 г. до н.э. в Древней Греции.

Басни Эзопа до сих пор преподают как моральные уроки и используют в качестве сюжетов для развлечения, особенно в детских спектаклях и мультфильмах. Эзоп сказал, что написал тысячи басен, но ни одна из них не была подтверждена. Это означает, что мы не знаем, писал ли он их или, возможно, просто собирал их. Его самым известным был, пожалуй, Лев и мышь .

Портрет Эзопа работы Веласкеса в музее Прадо, Испания

Его сочинения не сохранились. Рассказы, приписываемые ему, собирались на протяжении веков и на многих языках. Это традиция повествования, которая продолжается и по сей день. Во многих сказках есть животные и неодушевленные предметы, которые говорят, решают проблемы и в целом имеют человеческие характеристики.

Согласно преданию, однажды он был освобожден из рабства и в конце концов погиб от рук дельфийцев. На самом деле сомнения в его жизни заставили некоторых вообще отрицать его существование.

Его самая известная басня — притча о черепахе и зайце. В этой истории кролик бросает вызов черепахе в гонке. Кролик уверен в своей победе и в результате, в зависимости от версии истории, каким-то образом завершает гонку медленнее, чем черепаха. Часто заяц вздремнет или сделает слишком много перерывов. Настойчивая черепаха, несмотря на то, что она медленнее, побеждает, потому что она настойчива.

Жизнь

Страница из басен Эзопа 1485

Место рождения Эзопа было и остается спорным: (Африка) Фракия, Фригия, Египет, Эфиопия, Самос, Афины, Сарды и Амориум претендовали на эту честь. Современные писатели считают, что он, возможно, был африканского происхождения. Говорят, что его имя, вероятно, происходит от «эфиопского», слова, которое греки использовали для обозначения в основном темнокожих людей из внутренних районов Африки, и что истории полны животных, обитающих в Африке, многие из которых совершенно чужды Греции и Европе.

Эзоп также кратко упоминается в классическом египетском мифе «Девушка и розово-красные туфельки», который многие считают первой в истории историей о Золушке. В мифе освобожденная рабыня Родопис упоминает, что раб по имени Эзоп рассказал ей множество увлекательных историй и басен, пока они были рабами на острове Самос.

По словам историка Геродота, Эзоп встретил насильственную смерть от рук жителей Дельф, хотя причина не была указана.

Басни Эзопа

Басни Эзопа или Эзопика относится к сборнику басен, приписываемых Эзопу. Басни Эзопа также стали общим термином для сборников коротких басен, обычно с участием персонифицированных животных.

Басни остаются популярным выбором для нравственного воспитания детей и сегодня. Многие истории, включенные в басни Эзопа, такие как Лиса и виноград (от которого произошло выражение «кислый виноград»), Черепаха и заяц (см. Парадоксы Зенона) и Мальчик-пастух и Волк (также известный как Мальчик, который плакал волком ), хорошо известны во всем мире.

Картинки для детей

  • Ксилография Эзопа в окружении событий из его жизни из La vida del Ysopet con sus fabulas historiadas (Испания, 1489)

  • Эзоп (слева), изображенный Фрэнсисом Барлоу в издании 1687 года

    Басни Эзопа с его жизнью

  • Образец изображения монеты из древних Дельф, который, по мнению одного антиквара, изображал Эзопа.

  • Роберто Фонтана, Эзоп рассказывает свои басни служанкам Ксанфа , 1876.

  • Эзоп в японском платье в издании басен из Киото 1659 года

  • Прекрасная Родопка, влюбленная в Эзопа , гравюра Бартолоцци, 1782 г., по картине Анжелики Кауфман

  • Иоганн Михаэль Виттмер, Эзоп рассказывает свои басни , 1879.

Все содержимое статей энциклопедии Kiddle (включая изображения статей и факты) можно свободно использовать по лицензии Attribution-ShareAlike, если не указано иное. Процитируйте эту статью:

Эзоп: факты для детей. Энциклопедия Киддла.

Эзоп — Дети | Britannica Kids

Ниже приведены четыре примера многочисленных басен, связанных с Эзопом. Перевод В.С. Вернон Джонс.

«Заяц и черепаха»

Из Басни Эзопа , новый перевод В.С. Вернон Джонс и иллюстрации Артура Рэкхема (William Heinemann, London and Doubleday Page и Ко, Нью-Йорк; 1912)

Однажды Заяц подшучивал над Черепахой за ее медлительность. «Подожди немного, — сказала Черепаха. «Я проведу гонка с вами, и я держу пари, что я выиграю. — Ну что ж, — ответил Заяц, которого эта идея очень позабавила. «Попробуем и посмотрим»; и вскоре было решено, что лиса проложит им курс и будет судьей. Когда пришло время, оба отправились вместе, но Заяц вскоре был так далеко впереди, что он подумал, что он мог бы и отдохнуть: так он лег и крепко заснул. Тем временем Черепаха продолжала брести и вовремя достигла цели. Наконец Заяц вздрогнул и помчался дальше, но только для того, чтобы обнаружить, что Черепаха уже выиграла гонку. — Медленный и устойчивый выигрывает гонки.

«Лиса и виноград»

Джо Тейлор

Голодный лис увидел прекрасные гроздья винограда, свисающие с лозы, которая тянулась вдоль высокой шпалеры, и сделал все возможное, чтобы добраться до них, подпрыгнув как можно выше в воздух. Но все было напрасно, потому что они были просто вне досягаемости: поэтому он дал попытался и ушел с видом достоинства и беззаботности, заметив: «Я думал, что эти Винограда созрели, но теперь я вижу они довольно кислые».

«Курица, несущая золотые яйца»

Мужчине и его Жене посчастливилось иметь Гусыню, которая каждый день несла золотое яйцо. Хотя им повезло, они вскоре начали думать, что они недостаточно быстро богатеют, и, воображая, что птица должна быть сделана из золота внутри, они решили убить его, чтобы сразу обезопасить весь запас драгоценного металла. Но когда они разрезали его, то обнаружили, что это просто как и любой другой гусь. Таким образом, они не разбогатели сразу, как надеялись, и не наслаждались ежедневным прибавлением. к их богатству. — Многое хочет большего и все теряет.

«Комар и лев»

Из басен Эзопа, новый перевод В.С. Вернон Джонс и иллюстрации Артура Рэкхэма (William Heinemann, London и Doubleday Page & Co., Нью-Йорк; 1912)

Однажды Комар подошел ко Льву и сказал: «Я тебя нисколько не боюсь: я даже не допускаю, чтобы ты был ровней я в силе. В чем, в конце концов, твоя сила? Что можно царапать когтями и кусать зубами — только как женщина в гневе — и ничего более.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *