Евгений онегин стихи пушкин: Пушкин — Евгений Онегин: Читать полностью онлайн текст романа в стихах Александра Пушкина

Александр Пушкин Евгений Онегин в списке 100 лучших стихотворений всех времен


 

Текст:

« «Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
Его пример другим наука;
Но, боже мой, какая скука
С больным сидеть и день и ночь,
Не отходя ни шагу прочь!
Какое низкое коварство
Полуживого забавлять,
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
Когда же черт возьмет тебя!»

II

Так думал молодой повеса,
Летя в пыли на почтовых,

Всевышней волею Зевеса
Наследник всех своих родных.
Друзья Людмилы и Руслана!
С героем моего романа
Без предисловий, сей же час
Позвольте познакомить вас:
Онегин, добрый мой приятель,
Родился на брегах Невы,
Где, может быть, родились вы
Или блистали, мой читатель;
Там некогда гулял и я:
Но вреден север для меня.

III

Служив отлично-благородно,
Долгами жил его отец,
Давал три бала ежегодно
И промотался наконец.
Судьба Евгения хранила:
Сперва Madame за ним ходила,
Потом Monsieur ее сменил.
Ребенок был резов, но мил.
Monsieur l’Abbé, француз убогой,
Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя,
Не докучал моралью строгой,
Слегка за шалости бранил
И в Летний сад гулять водил.

Александр Пушкин «Евгений Онегин» полный текст >>>

»
 

Лол4к   25. 01.2021

Топ

Артемий   05.08.2017

Вика, понравилАсь? Ты серьезно ?

слава   01.10.2015

Лучше русских поэтов небывает!

ваня   10.03.2015

Красота тихов поэта поражает. ..

Сергей  

20.12.2014

Александр Сергеевич Пушкин по праву достоин стоять на 1 месте. Язык понятный как простому человеку так и заумному начитанному интеллигенту. Восхитительно! Всегда читаю и наслаждаюсь.

Костя   25.11.2014

Изумително……. Викусик это роман в стихах, к тоже часть!!

Хачатур   15.

08.2014

Для того, чтобы хвалить А.С.Пушкина, нужно иметь Гения наравне с ним, что в наше время исключено. Его произведениями можно проникаться и восхищаться полнотой и правильностью описания всех самых потаенных чувств, которые бывают незаметны для человека простого.

Все отзывы >>>

Добавить отзыв 

Сообщить об ошибке

Сообщить об ошибке


© 2009–2023 «100 лучших стихотворений»  При частичном или полном цитировании материалов сайта ссылка на 100bestpoems.
ru обязательна
 | О проекте

Александр Пушкин. «Евгений Онегин»: структура и главные герои

«Евгений Онегин» — одно из самых главных произведений русской поэтической литературы, над которым Пушкин работал больше семи лет. Разберем особенности построения произведения и образы главных героев.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки

Автор урока

Наталья Ласкина

Кандидат филологических наук, руководитель новосибирского образовательного проекта «Открытая кафедра».

Приступим к изучению хрестоматийного текста Пушкина — романа «Евгений Онегин».

📗 «Евгений Онегин» — «роман в стихах». Такое определение — провокация: читателю предлагают сравнивать текст сразу и с поэмами, и с романами — и это в то время, когда «нормального» прозаического романа у русской литературы еще не было.

🕰 Пушкин работал над «Онегиным» очень долго по его меркам: начал весной 1823 года в ссылке в Кишиневе, первую главу опубликовал в 1825 году, дальше печатались отдельные главы, а первое полное издание вышло уже в 1833. Все это время текст менялся вместе с автором.

🔎 Разбираться в истории текста, подтекстах и цитатах лучше всего вместе с хорошими комментариями Ю. М. Лотмана и В. В. Набокова.

Закончен ли «Евгений Онегин»?

📖 В романе, который мы читаем, 8 полных глав. Есть еще 9-я — «Путешествие Онегина», часть которой не сохранилась. И есть легендарная «10-я глава», сожженная Пушкиным осенью 1830 года. От нее сохранились 17 строф (только две из них полные), зашифрованных «тайнописью»: по поводу расшифровки, порядка строф и тем более общего замысла главы все еще идут споры, и приемлемая реконструкция ни у кого не получилась. У главы, очевидно, было опасное для автора политическое содержание, возможно, связанное с декабристами; есть и версия, что она написана от лица Онегина.

🖋 Цензурные искажения в основном тексте отчасти были исправлены, но остались пробелы: пропущенные строки стали неотъемлемой частью «свободного романа».

🗣 Критики не знали, что делать с «Онегиным». Пушкин и в поэмах раздражал «прозаизмами», смешением высокого и низкого — «Онегин» вдобавок казался неправильным романом. Современникам в нем не хватало обобщений, «теории», прописанных характеров: «собранье пестрых глав» признают «энциклопедией русской жизни» только в следующем поколении.

📖 Событий в романе меньше, чем в иных рассказах. Сюжет можно изложить в двух словах: скучающий столичный денди Онегин приезжает в деревню, в него влюбляется мечтательная девушка Татьяна, он ей отказывает, по трагическому недоразумению он убивает на дуэли своего друга. Позже Онегин снова встречает уже замужнюю Татьяну, влюбляется в нее, но она остается верной мужу.

👥 В романе много эпизодических персонажей, которые появляются и исчезают, и сюжетных лакун: автор как будто подхватывает и потом бросает отдельные картинки по своей прихоти.

🎩 Обаяние «Онегина» во всем, что кажется незначимым для сюжета: в точных деталях жизни в провинции и двух столицах, психологических наблюдениях и в виртуозной литературной игре.

✍️ Пушкин изобрел для романа новый тип композиции — «онегинскую строфу». Это очень жесткая форма: в строфе 14 строк (как в сонете), рифма разбивает их на три четверостишия (у каждого свой тип рифмовки)⁠ и одно двустишие. Обычно заключительные две строки звучат чеканно, как афоризм, но иногда Пушкин нарушает свои же правила.

➡️ В третьей главе взволнованная Татьяна в ожидании ответа Онегина ломает кусты сирени, а с ними и строфику: последнее двустишие 38 строфы: «По цветникам летя к ручью. / И, задыхаясь, на скамью» переносом продолжается в начале следующей — «Упала… “Здесь он! Здесь Евгений! / О боже! Что подумал он!» А затем и вся глава заканчивается «клиффхэнгером», потому что автор на самом интересном месте решил «погулять и отдохнуть». Трижды в романе онегинская строфа полностью исчезает: в письмах Татьяны и Онегина и в песне девушек.

Пушкин напрямую вводит в текст авторскую фигуру. Если в большинстве романов мы должны разделять реального автора и вымышленного повествователя, с «Евгением Онегиным» сложнее.

👤 «Я» в тексте игровое, Пушкин не пишет поэтическую автобиографию. Но не получится провести четкую границу между тем «я», что знаком с персонажами, хранит письмо Татьяны и стихи Ленского, — и тем «я», что пишет о них роман. Публикация по главам еще больше поддерживала иллюзию, что автор ведет репортаж с места событий и сам удивляется решениям героев и поворотам сюжета.

📕 Такая игра с авторским присутствием отчасти вдохновлена поэмой Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда», но у Пушкина автор более иронический и глубже погружен в мир романа.

🎲 Автор рассчитывает на дружеское участие читателей, втягивая и их в ту же игру. Читателей — «друзей Людмилы и Руслана» — посвящают не только в подробности жизни автора и героев, но и в детали писательской профессии. При первой публикации Пушкин сопроводил первую главу романа стихотворением «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824).

➡️ Заданный в нем конфликт между уединением и публичностью, внутренней и внешней стороной писательства есть и в «Онегине». В четвертой главе, например, автор иронически описывает одиночество поэта: стихи свои он читает только няне, случайно забредшему соседу и диким уткам — но уже в следующей строфе возвращается к «братьям»-читателям.

🖋 Пушкинские читатели легко узнают тот же авторский образ, что в «Руслане и Людмиле» и во многих стихах, особенно «зимних». У автора и читателя общий круг чтения и чувство юмора, роман все время разоблачает и опрокидывает ожидания, вплоть до прямого издевательства над поэтическими штампами:

И вот уже трещат морозы
И серебрятся средь полей…
(Читатель ждет уж рифмы розы;
На, вот возьми ее скорей!)

📌 Заметьте, что шутка с двойным дном: на самом деле рифма в этих строках не банальная «морозы» — «розы», а более сложная «морозы» — «…мы розы».

📝 Так же работают и эпиграфы. «И жить торопится, и чувствовать спешит» перед первой главой в отрыве от контекста читается как характеристика героя, а вместе с исходным текстом — «Первым снегом» Вяземского — настраивает на всю зимнюю атмосферу романа задолго до пейзажных строф.

💬 Весь эффект пятой главы со сном Татьяны зависит от того, знаком ли читатель с балладой Жуковского «Светлана»: в отличие от традиционных баллад о мертвом женихе (включая «Людмилу» того же Жуковского), в «Светлане» страшный сюжет заканчивается благополучно. Однако весь роман предваряется цитатой «из частного письма», скорее всего вымышленной. Ее читателю не разгадать: нам приоткрывают завесу личной жизни и тут же закрывают ее.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Кто такой Евгений Онегин? Пушкинский роман — не жизнеописание: информацию о герое мы получаем отрывочную и противоречивую. Давайте попробуем разобраться с характеристиками героя и познакомиться с ним поближе.

👀 Пушкинисты по нескольким намекам реконструировали хронологию событий. Онегин старше автора и других главных героев: он родился в 1795 году, Татьяна и Ленский — в 1803. В начале действия ему 26, в конце примерно 30 — совсем небольшой отрезок жизни.

🎩 «Евгений» значит «благородный»: это благозвучное и «интернациональное» имя напоминает о сентиментальных героях Карамзина. Ю. М.Лотман выяснил, что фамилии Онегин и Ленский, хотя они и звучат естественно, не могли быть реальными — нет дворянских фамилий, образованный от названий рек.

👂 В созвучных имени и фамилии героя слышатся и знаковые для лирики Пушкина слова «гений» и «нега». Имя заиграет сильнее, когда будет написан «Медный всадник», где бедный Евгений — противоположность Онегина. (А Онегин в романе «проспал» погубившее его тезку наводнение 1824 года.)

✍️ В характеристиках Онегина, Ленского и Татьяны литературные и культурные отсылки доминируют над прямыми психологическими портретами. Мы видим их сквозь призму культурных кодов.

👤 Онегин «закодирован» с помощью знаков моды. Он не только одет, как лондонский денди: в первой главе перед нами шутливый, но абсолютно точный портрет героя эпохи: тщательно продуманная небрежность, романтическое отчуждение, ранняя усталость.

📚 Портрет Онегина сначала определяется книгами: интересуется хозяйством — читал Адама Смита, овладел искусством любви — как Овидий. А затем — театром. Нам представляют гения лицемерия, который умел «казаться» и «являться» каким угодно — мрачным и томным, искушенным и невинным — и тут же отправляют его буквально в театр, где главный спектакль разыгрывают между собою зрители.

👩‍🦱 В 7 главе Пушкин отдает Татьяне вопрос, который уже с 1 главы должен занимать читателя: насколько Онегин настоящий, если каждая отдельная его черта — цитата? «Уж не пародия ли он?» Ответа нам не дают ни героиня, ни автор.
Автор почти не дает слова самому герою: например, несколько раз говорит об остроумии Онегина и его «эпиграммах» — но не приводит их, а только рассказывает о своих реакциях.

🗣 Онегин говорит прямо и развернуто только обращаясь к Татьяне — в «проповеди»-отказе в 4-й главе и в письме-признании в 8-й. В обоих эпизодах его речь серьезна и контрастирует с байронической маской. Пушкин сначала планировал включить в роман записки героя, «Альбом Онегина», но передумал — в итоге, хоть мы и знаем массу бытовых подробностей об образе жизни Онегина, его внутренний мир остается загадкой.

📍 Часто с Онегина начинают отсчет отстраненных и потерянных героев русской литературы — «лишних людей». Действительно, сюжет романа устроен так, что герой ни в чем не реализуется — но, в отличие от персонажей Лермонтова или Тургенева, у Онегина есть открытый финал и сочувствующий «приятель»-автор.

Роман называется «Евгений Онегин», но героине в нем отведено не меньшее значение — это отличает пушкинский роман от его романтических предшественников.

📖 Сюжетно Татьяна привязана к Онегину: она появляется, когда он приезжает в деревню, и взрослую даму в конце мы встречаем вместе с героем. Зато Татьяну мы лучше знаем изнутри, автору она как будто ближе и понятнее.

✍️ В первом портрете Татьяна, как и Онегин, напоминает романтических персонажей, только другого типа. «Дика, печальна, молчалива, / Как лань лесная боязлива», она отчуждена и загадочна. «Дикость» у Пушкина связана с поэтическим творчеством: в его стихах поэт в порыве вдохновения тоже становится диким отшельником. А «Она влюблялася в обманы / И Ричардсона и Руссо» напоминает нам и игривое «Признание»: «Я сам обманываться рад».

👩‍🦱 Татьяна во второй главе — читательница сентиментальных романов. Можно заподозрить, что ее влюбленность запрограммирована литературой не меньше, чем хандра Онегина. И точно так же читателю остается гадать, в какой мере персонаж копирует культурные коды, а в какой — проявляет свою личность.

💬 В 5 главе мы попадаем в сон Татьяны: Пушкин неожиданно превращает текст в буйную фантасмагорию, где фигурируют «полужуравль и полукот», «рак верхом на пауке», «череп на гусиной шее», пляшущая мельница и прочие чудища — хозяином которых оказывается Онегин. Сон можно расшифровывать так же бесконечно, как наши реальные сны. Для романа важно еще и то, что с Татьяной в текст все время входит сказка, мечта, фантазия — иногда милая, иногда жуткая.

🔄 В конце 8 главы автор зацикливает историю, возвращается к началу. Обратите внимание, что в описании рождения романа «в смутном сне» Татьяна является раньше Онегина:

Промчалось много, много дней
С тех пор, как юная Татьяна
И с ней Онегин в смутном сне
Явилися впервые мне.

В следующей строфе автор намекает, что у Татьяны есть прототип (хотя точно его не установить): «А та, с которой образован / Татьяны милый идеал…» «Модное» слово «идеал» в романе до этого было связано с литературностью, книжностью: «пестрые главы» во вступлении — полусмешные, полупечальные, простонародные, идеальные. Татьяна для автора принадлежит сфере поэзии — может быть, муза, а может быть, и двойник самого поэта.

💎 «Идеал», впрочем, часто понимают и как «эталон», образ идеальной женщины. Филолог М. Павловец сделал интересный обзор учебников литературы советского и постсоветского времени. Он показывает, как из Татьяны в каждую эпоху делали свой официальный «идеал» — то подчеркивали ее русскость, то нравственность, находили в ее истории борьбу за права женщин и подвиг, досочиняли за Пушкина мотивы ее отказа.

курс Level One

Как влюбиться в литературу Латинской Америки

Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
4800₽ 2400₽

подробнее о курсе

Евгений Онегин и другие стихи Александра Пушкина | Используется | 9781857157390

  1. Дом
  2. Нехудожественная литература
  3. Литература и литературоведение
  4. Поэзия