Евдокия дочь александра невского: ЕВДОКИЯ АЛЕКСАНДРОВНА

ЕВДОКИЯ АЛЕКСАНДРОВНА

(после 1239 — после 1252, Владимир), блгв. кнж. (пам. 23 июня — в Соборе Владимирских святых), дочь владимирского кн. св. Александра Ярославича Невского и его 1-й супруги кнг. Александры Брячиславовны (прямые указания на то, что Е. А. была дочерью Александра Невского, появляются в кон. XVII в., с этого времени она неизменно титулуется княжной). Сохранилось общее погребение Е. А. и ее матери во владимирском Княгинином в честь Успения Пресв. Богородицы жен. мон-ре; Е. А. могла быть погребена там после 1252 г., когда св. Александр Невский стал вел. князем Владимирским (указание на год рождения Е. А. обусловлено тем, что в 1239 кн. Александр женился). Сведений о Е. А. в источниках XIII в. нет, наиболее ранние известия относятся к XVI в.- времени возобновления Княгинина мон-ря. В «Книге степенной царского родословия» при описании погребений в Успенском соборе Княгинина мон-ря сообщается: «В приделе Христова Рожества, от юга на правой стране, положени быша великия княгини Александра да великая княжьна Евдокия» (ПСРЛ.

Т. 21. Ч. 1. С. 228). До постройки придела (сооружен, вероятно, во 2-й пол. XVI- 1-й пол. XVII в.) мощи Е. А., по-видимому, находились в вост. части галереи, окружавшей Успенский собор (в 1202, в 40-50-х гг. XVI в. на месте разрушенного древнего здания было воздвигнуто новое).

По сохранившейся в позднем списке грамоте царя Иоанна IV Васильевича, определявшей порядок поминания его предков, погребенных во Владимире, архимандриту владимирского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря, протопопу владимирского Успенского собора и всему собору владимирского духовенства «по великой княжне Евдокее девице петь в год одна понихида — марта в 1 день» (Шилов. 1910. С. 66). В том же сборнике-конволюте XVII-XVIII вв. имеется описание гробниц, в к-ром, в частности, говорится: «Во владимирском Успенском монастыре, в пределе Рожества Христова, на правой стране вделан гроб в стене каменой, а в нем лежит великая княжна Еудокия во плоти. А у котором гробе княжна лежала прежде сего, и тот гроб разсыпался, и подняли ея четыре старицыи и положили в новой гроб древяной, во всем целу.

А покров на ней во гробу — камка желтая, а кружево на ней шито золотом, а ожерелие у нее пристежное и з камением, жемчюжное да з дробцами, а дробцыи сребреные позолоченныи» (Там же. С. 63-64). Т. о., в XVII в. мощи святой открывались и были обнаружены нетленными, что, очевидно, послужило причиной начала ее почитания. В Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в. в разделе, посвященном святым, к-рые «почитаеми от человек», но дни памяти к-рых неизвестны, на полях имеется указание на мощи св. князей — детей св. Андрея Юрьевича Боголюбского во Владимире, с добавлением: «Великая княгиня Евдокея тамо ж, во плоти и видима» (РГБ ОР. Ф. 173. МДА. Оп. 1. № 201. Л. 333).

Согласно описи монастырского имущества 1665 г., «в казне» находился «покров благоверныя великия княгини Евдокии: камка гвоздичная, крест на ней миткалинный» (Опись владимирского Успенского Княгинина девичьего мон-ря. 1665 г. // Памятная книжка Владимирской губ. на 1862 г. Владимир, 1862. С. 85). В описи 1686 г. указано, что в «пределе Рожества Христова, на правой стороне благоверная великая княгиня Александра да великая княжна Евдокия, дщерь великаго князя Александра Ярославича.

.. опочивают под спудом» (РГАДА. Ф. 137. Оп. 1. Мон. кн. № 2. Л. 45 об.). В монастырском синодике 1701 г. в поминальную запись рода св. кн. Александра Невского внесена «благоверная великая княжна Евдокия» (ГВСМЗ. ОР. № В-5636/289. Кр. 596. Л. 21 об.).

«Офицерская опись» мон-ря 1763 г. отмечает, что на гробнице кнг. Александры и Е. А. «дска деревянная ж, на ней крест и слова позлащены, а по сторонам писано красками ис святаго Евангелия причи ж, и по краям позлащено» (РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. № 690. Л. 45 об., 47 об.). До 2-й пол. XIX в. место погребения Е. А. было по-прежнему отмечено деревянным надгробием (Флоринский. 1859. С. 21), к-рое к концу столетия обветшало. В 1891 г. игум. Маргарита обратилась к Владимирскому архиеп. Феогносту (Лебедеву) с прошением о разрешении обновить гробницы похороненных в мон-ре вел. княгинь и Е. А. Ходатайство было удовлетворено, и в числе проч. захоронений гробница Е. А. в юж. приделе (перед иконостасом, около правого клироса) была покрыта медными посеребренными листами.

На передней стороне гробницы имелась вычеканенная надпись: «Мощи благов. вел. княгини Александры, супруги св. благоверного кн. Александра Невского. Мощи благоверныя великия княжны Евдокии, дочери св. благовернаго князя Александра Невского».

Поскольку гробница кнг. Александры и Е. А. не имела вида двойной, подобно захоронению княгинь св. Марии Шварновны и Анны, то во владимирской краеведческой лит-ре появилась версия, что гробница или кнг. Александры, или Е. А. была уничтожена и останки положены в одну могилу. При ремонте Рождественского придела в 1900 г. в стене была открыта ниша, где, по всей видимости, согласно свидетельству XVII в., ранее находилось погребение Е. А. В ходе празднования 700-летия Княгинина Успенского мон-ря в Рождественском приделе монастырского Успенского собора 14 июля 1900 г. была совершена заупокойная литургия. В наст. время общая гробница Е. А. и кнг. Александры находится в Успенском соборе Княгинина мон-ря, в нише, мощи почивают под спудом. Канонизация Е.

А. подтверждена включением ее имени в Собор Владимирских святых (празд. установлено в 1982).

Лит.: Доброхотов В. И. Памятники древностей во Владимире Кляземском. М., 1849. С. 62; Иоасаф (Гапонов), иером. Церк.-ист. описание владимирских достопамятностей. Владимир, 1857. С. 50; Флоринский Н. Сведения о Владимиро-Успенском жен. мон-ре, в к-ром почивают мощи св. мученика Авраамия. Владимир, 1859. С. 21; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 168-169; [Преображенский В. И.]. Ист. описание первоклассного Княгинина Успенского жен. мон-ря в губ. гор. Владимире. М., 1900. С. 16, 68; 700-летний юбилей Владимирского Успенского Княгинина жен. мон-ря. Владимир, 1900. С. 9; Голубинский. Канонизация святых. С. 354; Порфирий [Виноградов], архим. Древние гробницы во владимирском кафедральном Успенском соборе и погребенные в них князья и святители. Владимир, 19032. С. 116-119; Виноградов А. И., прот. История кафедр. Успенского собора в губ. г. Владимире. Владимир, 19053. Прил. С. 68; Касаткин В. В. Мон-ри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии.

Владимир, 1906. Ч. 1. С. 213; Шилов А. А. Описание рукописей, содержащих летописные тексты. СПб., 1910. С. 63-66; Карамзин. ИГР. Т. 4. С. 55, 215. Примеч. 110; Минин С., свящ. Очерки по истории Владимирской епархии: X-XX вв. Владимир, 2004. С. 128.

А. В. Маштафаров

800 лет со дня рождения Александра Невского!

  • Актуальная информация
  • Запись в коллективы
  • Лента новостей
  • VIII слёт педагогов ДО
  • Наша история
  • Публикации
    • Газета «У нас «На Ленской»
    • Статьи
  • Наши достижения
    • Учащиеся
    • Педагоги
    • Клуб «Одаренность. Творчество. Успех»
    • Доска почета
    • Наши выпускники
  • Инновационная деятельность
    • Опытно-экспериментальная площадка
    • Материалы по инновационной деятельности
    • Районный конкурс педагогических достижений «Лучший инновационный продукт»
    • Сайт «Инновации «На Ленской»»
    • Заявка на ФИП
    • Региональная стажировочная площадка
  • Наставничество
    • Материалы
    • Фестиваль «Наставник. Фест»
  • Независимая оценка качества образования
  • Библиотека методических материалов
    • Нормативные документы
    • Методическая продукция
    • Сценарии внеклассных мероприятий
    • Рекомендации по использованию успешных практик по направлению воспитания и социализации обучающихся
    • Рекомендации по результатам проведенного анализа по направлению воспитания и социализации обучающихся
    • Популяризация лучшего педагогического опыта
    • Дорожная карта по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи (2020)
  • Аттестация педагогических кадров
    • Подача заявлений
    • Приказы и распоряжения
    • Материалы к аттестации
    • Формы экспертных заключений
  • Календарь педагогических событий
  • Безопасность дорожного движения
    • Нормативно-правовые документы
    • Документы
    • Мероприятия
    • Методические рекомендации
  • Противодействие коррупции
    • Комитет по вопросам законности. ..
    • Нормативные правовые и иные акты…
    • Методические материалы
    • Обратная связь для сообщений…
    • Меры юридической ответственности
  • Интернет-ресурсы
  • Здоровьесбережение
    • Методические материалы
    • Информационные материалы
    • Мероприятия
    • Детский оздоровительный отдых
  • Союз семьи и ДДЮТ «На Ленской»
  • Психолог
    • Тесты гибких навыков
    • Психолого-педагогическое сопровождение способных детей и талантливой молодежи
  • Профсоюзная жизнь
  • Информационная безопасность
    • Локальные акты
    • Нормативное регулирование
    • Педагогическим работникам
    • Обучающимся
    • Родителям
    • Детские безопасные сайты
  • Доступность услуг (работ)
  • Профориентационная работа
    • Профориентационная диагностика
    • Мероприятия
    • Досуговые программы
    • Взаимодействие с учреждениями/предприятиями
  • Региональный конкурс программно-методических материалов
    • Барсукова Мария Сергеевна
    • Столбова Наталья Павловна
  • Использование информационных технологий в образовательной деятельности
    • Эволюция дидактики в условиях цифровой трансформации образования
    • Занятие с применением интерактивного оборудования и ИКТ
  • Образцовый детский коллектив
  • Конкурс педагогических достижений
    • Инновационный продукт

accordion menu joomla

13 мая – 800 лет со дня рождения великого полководца и талантливого дипломата Александра Ярославовича Невского (1221 – 1263), князя Новгородского, Киевского, Владимирского великий полководец и талантливый дипломат.

Родился 13 мая 1221 года в городе Переславль-Залесский. Был сыном Переяславского князя Ярослава Всеволодовича. В 1225 году по решению отца в биографии Невского произошло посвящение в воины. В 1228 году вместе со старшим братом был перевезен в Новгород, где они стали княжичами новгородских земель. В 1236 году, после отъезда Ярослава, стал самостоятельно защищать земли от шведов, ливанцев, литовцев.

Александр был выходцем из многодетной семьи. Так же у самого князя была большая семья: с женой Александрой у них было пятеро детей — сыновья: Василий, Дмитрий , Андрей , Даниил. а также дочь Евдокия.

Биография Александра Невского знаменательна большим количеством побед. В июле 1240 года состоялась знаменитая Невская битва, когда Александр напал на шведов на Неве и победил. Именно после этой битвы князь получил почетное прозвище «Невский».

Когда же ливонцы взяли Псков, Тёсов, подобрались к Новгороду, Александр снова разбил врагов. После этого напал на ливонцев (немецких рыцарей) 5 апреля 1242 года и тоже одержал победу (знаменитое Ледовое побоище на Чудском озере).

Умер Александр Невский 14 ноября 1263 года в Городце и был похоронен в Рождественском монастыре города Владимир. По распоряжению Петра I его мощи в 1724 году перенесены в Александро-Невский монастырь (Санкт-Петербург).

Александру Ярославичу Невскому отводится исключительная роль в истории Руси. За всю свою жизнь великий князь Александр Невский не проиграл ни одного сражения. Он считался любимым князем духовенства, покровителем православной церкви. Его кратко можно описать как талантливого дипломата, полководца, который смог защитить Русь от многих врагов, а также предотвратить походы монголо-татар.

В наши дни его именем названы улицы и площади, в его честь установлены памятники, воздвигнуты православные церкви во многих городах России.

Дорогие друзья, приглашаем вас пройти викторину «Побеждал, но непобедим был!»   https://quizizz.com/admin/quiz/609bdd430d93e8001b5ffcd3 

С уважением, Дарья Валентиновна Василёва, заведующий библиотекой ГБУ ДО ДДЮТ «На Ленской».

Святая Евдокия | СИЛЬВИЯ КАРАМФИЛОВА

«ЖЕНЩИНА ИЗ ВОСТОЧНЫХ СВЯТЫХ ЗЕМЕЛЬ. СВЯТАЯ ЕВДОЦИЯ» также является частью цикла «De Personeae» («Личности»), целью которого является моя собственная интерпретация образов личностей, представляющих различные культуры и символические идеи.

Я видел ее изображение в виде мозаики на фасаде Александро-Невского собора в Софии, Болгария. Это было ее сильное присутствие и своевольный взгляд , который побудил меня узнать, кто такая Элия Ликиния Евдокия.

В ее биографии говорится, что она родилась в Афинах или Антиохии (современная Антакья, Турция) около 400 г. н.э. и была названа Афинаис. Ее отцом был философ-софист Леонтий, который обучал свою дочь литературе, риторике и философии. Позже она стала императрицей, приняв христианство и выйдя замуж за византийского императора Феодосия II (годы правления 408–450 гг. Н.э.) в Константинополе. Таким образом, она стала известна как Элия Ликиния Евдокия («благожелательная воля Божья»).

Евдокия использовала свою власть в суде, чтобы защищать и помогать язычникам и евреям. Последняя часть ее жизни, после отъезда из Константинополя, была посвящена литературе. Самым известным ее произведением были ее гомеровские центосы (стихи) или «гомеровские строчки». Это была форма поэзии, состоящая из фрагментов, взятых из «Илиады» и «Одиссеи» и «сшитых» вместе с историями из Библии. К сожалению, очень мало ее литературных произведений сохранилось, что объясняет, почему они не стали такими популярными.

Я решил интерпретировать ее образ в живописи из-за ее восхищения, поиска и сбора знаний .

Период между 395 и 476 годами нашей эры, когда родилась и жила Евдокия, описывает важный переходный период в истории социальной, политической и религиозной жизни. Одним из самых интересных аспектов перемен в эту эпоху был феномен женщины-правительницы «basileía», официально санкционированное партнерство женщин в имперской власти. Начиная с Флаччилы (ок. 355–386), императрицы и жены Феодосия I, начинается линия имперских женщин, которые обладали общественной властью так, как римский мир никогда раньше не видел. Евдокия считалась одной из самых привлекательных из этих женщин из-за ее ума и достоинства. Подтверждением этому является влияние Евдокии на Феодосия II, принявшего решение об основании университета в Константинополе в 425 году нашей эры, который конкурировал с традиционными школами классического образования, уже существовавшими в Антиохии, Александрии и Афинах. Преподавание в нем было сосредоточено на сочетании христианского обучения с классическими дисциплинами, такими как грамматика, риторика, философия и юриспруденция.

В качестве императрицы Евдокия отправилась в паломничество в Иерусалим, откуда привезла ряд реликвий. За свой вклад в Восточную Православную Церковь она была причислена к лику святых, праздник которой отмечается 13 августа.

Митрополит Мурманский Митрофан рассказал о том, как внутренний зов помог ему обрести святые мощи Дивеевской преподобной мученика нашли.

4 июня, накануне 20-летия обретения мощей святых мучениц Евдокии, Дарьи, Дарьи и Марии Пузовских, митрополит Митрофан совершил всенощное бдение в Успенском храме села Суворово, Дивеевский район Нижегородской области, сообщает сайт Нижегородской митрополии.

Фото: Алексей Козориз / nne.ru

После богослужения архипастырь рассказал присутствующим, как он принимал участие в обретении святых мощей одной из таких святых, св. Евдокии (Шейковой) в июне 2001 года.

«Помню, как 20 лет назад, оказавшись за три с лишним тысячи километров отсюда в далеком поморском селе на берегу Белого моря, я почувствовал в душе странное волнение и желание срочно отправиться на могилу блаженной Евдокии, которой я поклонился. Эта тяга была непреодолимой, и я уехал в Суворово, даже не подозревая, что в это время там происходит обретение ее мощей», — поделился митрополит Митрофан.

Архипастырь продолжил, что, приехав на место, он обнаружил только настоятеля храма с обретенными им святыми мощами.

«Приехав рано утром, я вдруг заметил, что в церкви горит свет. В это время там находился только настоятель храма с обретенными мощами, которые лежали в деревянных ящиках. Он не знал, что делать с ними дальше. Комиссия по канонизации во главе с игуменом Дамаскиным (Орловым) уже уехала. Увидев меня, он был безумно счастлив: «Я жду тебя. Господь послал тебя!» — сказал митрополит.

Фото: Алексей Козориз / nne.ru

Он признался, что был потрясен самим фактом нахождения реликвий.

«Мы начали эту ангельскую работу. Помню, как я прикасался к этим святым мощам, наблюдал следы их мучений и вспоминал подробности рассказа игумена Дамаскина о том, как над ними издевались, истязали три дня – невинных девиц и слабенькую, маленькую, иссохшую старуху». Митрополит Митрофан вспоминал.

Митрополит отметил, что «когда видишь это своими глазами, когда прикасаешься своими руками, начинаешь понимать, что наше нынешнее благоустроенное и спокойное существование, строительство храмов, их великолепная реставрация – все это замоленные своей кровью, простые деревенские девушки, жившие в океане безбожия, ненависти и грязи, защищали этот остров святости».

Фото: Алексей Козориз/nne.ru

«Дай Бог нам никогда в жизни не столкнуться с такими ужасами, которые, конечно, обнаруживают удивительную святость, но и обязывают быть достойными этой памяти», — заключил Митрополит Мурманский и Мончегорский.

5 июня 2021 года в Нижегородской епархии состоялись торжества в честь 20-летия обретения святых мощей святых мучениц Евдокии, Дарьи, Дарьи и Марии Пузовых.

Примечание :

Евдокия (Шейкова), Дарья (Тимагина), Дарья (Улыбина) и Мария (фамилия ныне утеряна) принадлежат к сонму дивеевских святых. Название «Пузов» происходит от старого названия села Суворово – Страховая Пуза.

Дарья (Тимагина), Дарья (Улыбина) и Мария ухаживали за больной Евдокией и вместе с ней приняли мученическую смерть в 1919 году: были расстреляны на деревенском кладбище.

Обретение их святых мощей состоялось 5 июня 2001 года, на следующий год после прославления святых Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *