Этика и канта: Этика Иммануила Канта

Этика Канта – кратко

Вопросам этики Кант посвятил философскую работу «Критика практического разума». По его мнению, в идеях чистый разум говорит свое последнее слово, а далее начинается область практического разума, область воли. Ввиду того, что мы должны быть нравственными существами, воля предписывает нам постулировать, считать познаваемыми некоторые вещи в себе, как, например, нашу свободу и Бога, и вот почему практический разум имеет первенство перед теоретическим; он признает познаваемым то, что для последнего только мыслимо. В силу того, что наша природа чувственна, законы воли обращаются к нам в виде приказаний; они бывают или субъективно-действительны (максимы, волевые мнения индивидуума), или объективно-действительны (обязательные предписания, императивы). Среди последних своей несокрушимой требовательностью выделяется категорический императив, повелевающий нам поступать нравственно, как бы ни влияли эти поступки на наше личное благополучие.

Кант считает, что мы должны быть нравственными ради самой нравственности, добродетельными – ради самой добродетели; исполнение долга само по себе составляет цель хорошего поведения. Мало того, вполне нравственным может быть назван только такой человек, который совершает добро не вследствие счастливой склонности своей натуры, а исключительно из соображений долга; истинная нравственность скорее побеждает склонности, нежели идет с ними рука об руку, и в числе стимулов добродетельного поступка не должно быть природной склонности к таким поступкам.

Согласно идеям этики Канта, закон нравственности ни по своему происхождению, ни по своей сущности не зависит от опытаон априорен и поэтому выражается только в виде формулы без всякого эмпирического содержания. Он гласит: «поступай так, чтобы принцип твоей воли всегда мог быть и принципом всеобщего законодательства». Этот категорический императив, не внушенный ни волей Бога, ни стремлением к счастью, а извлекаемый практическим разумом из своих собственных глубин, возможен только при предположении свободы и автономии нашей воля, и неопровержимый факт его существования дает человеку право смотреть на себя, как на свободного и самостоятельного деятеля; правда, свобода – идея, и реальность её не может быть доказана, но, во всяком случае, ее необходимо постулировать, в нее необходимо верить тому, кто хочет исполнить свой этический долг.

 

Высшим идеалом человечества является соединение добродетели и счастья, но опять-таки не счастье должно быть целью и мотивом поведения, а добродетель. Однако Кант полагает, что этого разумного соотношения между блаженством и этикой можно ожидать только в потусторонней жизни, когда всесильное Божество сделает счастье неизменным спутником исполненного долга. Вера в осуществление этого идеала вызывает и веру в бытие Бога, и теология, таким образом, возможна только на моральной, но не на умозрительной почве. Вообще, основанием религии является мораль, и заповеди Бога – это законы нравственности, и наоборот. Религия отлична от морали лишь постольку, поскольку к понятию этического долга она присоединяет идею Бога, как морального законодателя. Если же исследовать те элементы религиозных верований, которые служат придатками к моральному ядру естественной и чистой веры, то надо будет прийти к заключению, что понимание религии вообще и христианства в частности должно быть строго-рационалистическим, что истинное служение Богу проявляется только в нравственном настроении и в таких же поступках.

 

1. Этика И. Канта.. Этика: конспект лекций

1. Этика И. Канта.

Формулировка категорического императива

Основная проблема этики И. Канта – проблема человече–ской свободы. Она являлась основной проблемой эпохи. И. Кант выводит взаимное равенство всех людей. Другое значе–ние решения И. Кантом этой проблемы состоит в том, что мы–слитель объясняет человеческую свободу господством челове–ка, его правом распоряжаться вещами.

Самую точную формулу автономии, являющуюся исход–ным пунктом его суждений, И. Кант дал в «Метафизических основах правовой науки». Согласно его формуле, наша свобо–да находится в зависимости от того, что связь между чувствен–ностью и поведением не имеет характера прямой необходимо–сти, но представляется как обусловленность.

У животного внешний раздражитель возбуждает инстинк–тивную реакцию, а у человека он рождает лишь желание удо–влетворения, к которому бы привела инстинктивная реакция В результате в акте воли мотивация является автономной, и определенность воли побеждается чувственным раздражи–телем. Различие автономно мотивированного поведения от поведения, которое определяется внешними условиями, явля–ется отличием между животным и человеческим уровнями жизни.

Кант этим самым объясняет высшую онтологическую цен–ность человека относительно природы. Как существо, способ–ное к автономной мотивации, человек становится «целью в се–бе», тогда как остальные животные суть лишь простые «средства». Эта онтология, разумеется, действительна лишь с точки зрения морального поведения, а не с теоретической точки зрения.

Во введении к произведению «Критика практического ра–зума» Кант пишет о свободе как «доводе существования» нравственного закона. После чего философ приступает к вы–ведению нравственного закона. Поведение человека по нрав–ственному закону определяется тем, что люди, относительно которых я произвожу какие-либо действия, проявляют такую же автономию, как и я, или что они являются целями в себе, но никогда не средствами для дела кого-то другого. Поэтому формула категорического императива, которая определяет со–держание морального поведения, звучит так: «Поступай так, чтобы использовать человека для себя так же, как и для друго–го, всегда как цель и никогда лишь как средство».

Согласно более патетичной, но не столь точной формуле из «Критики практического разума», нравственный закон пред–писывает неприкосновенность другого человека («Другой че–ловек должен быть для тебя святым»).

К формуле морального закона необходимо добавить, что моральный закон возведен на дуализме природного харак–тера человека и обязанности, из которой следует, что чело–век является существом, которое способно к свободному ре–шению, чем он и отличается от животных. Моральное поведение выступает ограничителем личного эгоизма, кото–рый следует из инстинкта самосохранения.

Таким образом, нравственное поведение, по И. Канту, сво–еобразно тем, что оно, во-первых, согласно закону, во-вто–рых, его мотивацией является достоинство человека. Нрав–ственный закон – это закон внеэмпирический, так как он не появляется в результате обобщения человеческого поведения. Таким же образом он не может возникнуть, так как касается лишь того, что должно быть, а не того, что есть. Он базирует–ся на моральной онтологии, но не на опыте.

Опыт нам не мо–жет предоставлять примеры морального поведения, так как извне невозможно установить, живет ли кто-то по закону или его поведение только поверхностно согласно с поведением, которое имело бы в качестве основания нравственный закон.

И. Кант убежден в том, что знание закона не становится проблемой. Закон определяет каждый априори. Таким обра–зом, знание закона не определяется ни образованием, ни вос–питанием, оно не определяется и прямым познанием. Любой человек, не осознавая этого, находит суть характера человече–ского возвышения над природой и животными и свое равен–ство с другими. Человек, от которого потребуют лжесвидетель–ства, осознает, что он не должен так поступать, и понимает это сам по себе.

Невыразимое знание закона является фактом человеческо–го разума. Нравственный закон в результате не только проис–ходит из «разума», но он происходит из «чистого разума», т. е мы знаем о нем априори. В формуле нравственного закона, «естественного природного закона» парадоксальным считают понятие «природа». «Природа» здесь обозначает не внешнюю реальность, которая не зависит от человека, а отношения, ко–торые определяются правилами или «законом», действующим одинаково для обеих сторон.

Потому что «природа», по И. Канту, понимается как «бы–тие вещи, определенное общим законом», он может полагать и взаимность обязательств, доверительные договоры, депози–ты и т. д. примерами самой «природы». Обещания и доверие могут работать только благодаря тому, что работает общий дого–вор, правило, «закон», который предполагает, что вещи в приро–де в определенном смысле слова будут существовать лишь благодаря природным законам.

По И. Канту, нравственное значение отношений, которые основаны на договоре, соблюдение которого обязывает сторо–ны, следует из того, что категорический императив имеет свое–образие не только ограничивать собственный эгоизм, но и огра–ничивать себя, дабы не разрушить человеческое общество, построенное на основе взаимных отношений типа договора, соглашения, сохранения и т. п.

Эта «вторая природа» пострадает, если человек займет по–зицию естественного эгоизма. Моральное поведение будет иметь лишь ту цель, чтобы не нанести ущерб другому своим поведением, чтобы сохранить форму человеческого общества как «второй природы». Содержание нравственного императи–ва представляет также, что направление этического учения Канта не тождественно с христианской этикой. Кант считает, что нравственное поведение укрепили и зафиксировали слу–чаи взаимности, так как в них люди показывают то, что они не являются животными. При этом Кант не считает такое пове–дение бескорыстной службой, помощью, сочувствием и т. д.

Так, в частности, совершение добра Кант понимает лишь в смысле более широких обязанностей, которые не имеют та–кой обязательности, как те, несоблюдение которых рушит «природу». Эти обязанности относятся не к «строгим» и «не–минуемым» обязанностям, а лишь к «заслуженным» и «слу–чайным». Характерным для этики И. Канта является тезис, что моральную значимость нашему поведению придает умы–сел. Поэтому об этике И. Канта часто говорят как о «морали умысла». Этический ригоризм И. Канта объясняется тем, что он якобы учил действовать, невзирая на последствия, хотя бы они были и самоубийственными. Еще следует отметить, что определенная автономность намерения является необходи–мым элементом каждой этики, которая исходит из субъектив–ной воли и различает выбор и действие, намерение и его осу–ществление.

Моральная теория И. Канта не допускает исключений из реализации закона, которые были бы обусловлены неблагопри–ятными обстоятельствами. Лжесвидетельство не должно быть услышано. Однако нравственный закон не принуждает к тому, чтобы героические свершения проводились, невзирая на не–благоприятные последствия или невозможность их реализа–ции. Когда сам Кант был призван к тому, чтобы прекратить за–ниматься критикой религии, потому что этого требует нравственный закон, он подчинился и обязался не читать лек–ций о религии.

Тезис об этике умысла отвечает идее Канта о том, что нрав–ственное поведение в качестве своей основы не должно иметь «склонности» и что оно тем более является заслуженным, чем больше мы должны преодолевать свой эгоизм. Эта идея осно–вывается на строгом дуализме чувственности и закона. Чув–ственность не должна быть направлена на то, чтобы человек тяготел к поведению на основе закона.

Наоборот, если поведение на основе чувственности (на–пример, симпатии, дружбы, любви) совпадает с действием на основе закона, то оно не имеет моральной ценности, так как оно не мотивировано законом. По И. Канту, лишь одно чув–ство не нарушает нравственной ценности поведения – это чувство уважения к закону, ибо оно относится к общей нрав–ственной ценности.

Этика И. Канта содержит рассуждения о свободе человека Свобода проявляется также в способности деятельности отно–сительно природы.

В природе все происходит согласно закону причинности, а потому и наше поведение должно быть подчинено этому за–кону, поскольку оно воздействует на природу. В то же время моральная теория И. Канта основана на свободе человека В заключении к «Основаниям метафизики нравов» И. Кант решает эту антиномию таким образом, что применяет к ней различие между «вещами в себе» и явлениями, которое он вво–дит в «Критике чистого разума». С одной стороны, наше я как «вещь в себе» принадлежит к «интеллигибельному» миру, ко–торый открывается нам нравственным поведением.

С другой стороны, мы как «представители чувственного мира» принадлежим к миру явлений. Из этого примера можно сказать, что И. Кант решает проблемы своей этической фило–софии при помощи достижений теоретической философии В действительности обе этические работы И. Канта основаны на предпосылке, что путем рефлексии нравственного поведе–ния мы приходим к определенным заключениям, к которым нельзя прийти при помощи одной лишь теории.

Это относится и к свободе, которая остается недоказуемой для «Критики чистого разума» (возможная «каузальность че–рез свободу» является недоказанной, потому что это утвержде–ние является одним из членов антиномии), тогда как в этиче–ских трактатах И. Кант доказывает свободу как условие нравственного закона, который мы осознаем.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Этика

Этика Много писалось об этических нормах древних египтян. Мы знаем, что с древнейших времен жители этой страны отличались высокими моральными принципами. Первым было моральное обязательство по отношению к богу, но, поскольку царь и бог были едины, значит, моральное

В ГЕРМАНИИ У КАНТА

В ГЕРМАНИИ У КАНТА В том, что свое интеллектуальное путешествие Карамзин начал именно с Канта, был глубокий смысл. Конечно, здесь играли роль и географические обстоятельства. Но и для художественной композиции книги, и для идеологической «композиции» реального

2.2.3 Концепция гуманистического движения к идеалу всемирного гражданского общества И. Канта

2. 2.3 Концепция гуманистического движения к идеалу всемирного гражданского общества И. Канта Кантовская концепция культуры представляет собой антропологическую эволюционно-прогрессирующую теорию. И. Кант (1724 – 1804) как основатель немецкой классической философии, в своей

6. Этика секса

6. Этика секса Эротический этикет не так строг, как этикет в других областях человеческой жизни. Однако как мужчины, так и женщины должны отвечать за свои поступки. Если женщина сексуально привлекательна, она должна соблюдать определенные правила, которые помогут ей

3. Этика Аристотеля

3. Этика Аристотеля Творчество Аристотеля (384—322 гг. до н. э.) считают вы–сшим развитием античной этики. Это вряд ли стало возмож–ным, если бы ученик Платона не превзошел своего учителя, сделав выбор в пользу истины.Всем нам известно высказывание философа: «Хотя Платон и

1.

Этика А. Шопенгауэра

1. Этика А. Шопенгауэра Немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788—1860 гг.) отверг своим учением многие принципы классической фило–софской традиции, в особенности ее представление о том, что нравственность должна формироваться на основе разумности. Обращаясь в основном к

2. Корпоративная этика

2. Корпоративная этика Предпринимательская этика регулирует также и отношения между предпринимателями в различных сообществах – ассо–циациях, гильдиях, корпорациях.Эти отношения предусматривают как отстаивание конку–рентных позиций, так и солидаристские связи,

5. Этика софистов

5. Этика софистов Этика античности была обращена к человеку. «Человек есть мера всех вещей» – эти слова Протагора исследователи по праву считают девизом для всех этических произведений данного периода. Для этических произведений античных авторов характерно

9. Этика Аристотеля

9. Этика Аристотеля «Этика» (учение о нравственности) понималась Аристотелем как жизненная мудрость, «практические» знания о том, что такое счастье и каковы средства для его достижения. Можно ли считать учение придерживаться правильных норм поведения и ведения

16. Этика Б. Спинозы

16. Этика Б. Спинозы Аксиоматический метод доказательства моралиОсновная установка мыслителей Нового времени предполагала выведение морали из природы, что часто становилось сведением ее к естественнонаучному знанию.Бенедикт Спиноза (1635–1677) превращает этику в

19. Формулировка категорического императива И. Канта

19. Формулировка категорического императива И. Канта Основная проблема этики Иммануила Канта – проблема человеческой свободы. Она являлась основной проблемой эпохи. И. Кант выводит взаимное равенство всех людей. Другое значение решения И. Кантом этой проблемы состоит в

20. Этика И. Канта

20. Этика И. Канта Моральная теория Иммануила Канта не допускает исключений из реализации закона, которые были бы обусловлены неблагоприятными обстоятельствами. Лжесвидетельство не должно быть услышано. Однако нравственный закон не принуждает к тому, чтобы героические

22. Этика А. Шопенгауэра

22. Этика А. Шопенгауэра Немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788–1860) отверг своим учением многие принципы классической философской традиции, в особенности ее представление о том, что нравственность должна формироваться на основе разумности.Основная философская идея

35.

 Новая этика

35. Новая этика Демократический строй и проблема формирования новой этикиНовая этика предлагает различные способы постижения и должного выражения моральных ценностей; обрисовываются различные «круги проблем» с разной субординацией в них (либо, в частности, признается

Феминистская этика заботы и деловой этики

  • Эндрю Б. (1998) Забота, свобода и взаимность в этике Симоны де Бовуар. Philos Today 42: 290–300

    Google Scholar

  • Армстронг Р.В., Уильямс Р.Дж., Барретт Дж.Д. (2004) Влияние банальности, рискованного перехода и возрастающей приверженности этичному принятию решений. J Bus Ethics 53:365–370

    CrossRef Google Scholar

  • Байер А. (1991) Развитие чувств: размышления о Трактате Юма . Издательство Гарвардского университета, Кембридж

    Google Scholar

  • Бэмптон Р., Маклаган П. (2009) Объясняет ли «ориентация на заботу» гендерные различия в принятии этических решений? Критический анализ и свежие выводы. Автобусная этика: A Eur Rev 18:179–191

    CrossRef Google Scholar

  • Бенхабиб С. (1987) Обобщенный и конкретный другой: полемика Кольберга-Гиллигана и моральная теория. В: Киттай Э.В., Мейерс Д.Т. (ред.) Женщины и моральная теория. Rowman & Littlefield, Lanham, стр. 154–177

    Google Scholar

  • Карр AZ (1990 [1968]) Этичен ли блеф в бизнесе? В: Мэдсен П., Шафриц Дж. М. (ред.) Основы деловой этики. Meridian Books, Нью-Йорк, стр. 62–78

    Google Scholar

  • Cantando M (2009) Лидерство с заботой: как женщины во всем мире вдохновляют бизнес, расширяют права и возможности сообществ и создают возможности. Джосси-Басс, Нью-Йорк

    Google Scholar

  • Crenshaw K (2000) Демаргинализация пересечения расы и пола: черная феминистская критика антидискриминационной доктрины, феминистской теории и антирасистской политики. В: Джеймс Дж., Шарпли Уайтинг ТД (ред.) Черная читательница-феминистка. Блэквелл, Малден, стр. 208–238 9.0004

    Google Scholar

  • ДеМосс М., Макканн Г. (1997) Без заботы в мире: курс деловой этики и его исключение перспективы заботы. J Bus Ethics 16:435–443

    CrossRef Google Scholar

  • Дьюи Дж. (1921) Человеческая природа и поведение. Генри Холт и компания, Нью-Йорк

    Google Scholar

  • Дональдсон TJ (1997) Морально информированное иконоборчество: ответ на «постмодернизм, феминизм и организационную этику» Фергюсона. В: Ларсон Дж., Фриман Р.Э. (ред.) Женские исследования и деловая этика. Нью-Йорк, Оксфорд

    Google Scholar

  • Друкер П. (1992) Новое общество организаций. Автобус Harv, ред. 70:95–105

    Google Scholar

  • Энгстер Д. (2005) Переосмысление теории заботы: практика заботы и обязанность заботы. Гипатия 20:50–74

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Энгстер Д. (2007) Слухи о справедливости: этика заботы и политическая теория. Нью-Йорк, Оксфорд

    Google Scholar

  • Энгстер Д. (2011) Как добиться успеха в бизнесе и при этом заботиться о людях: рыночная конкуренция в рамках этики заботы. В: Hamington M, Sauder-Staudt M (eds) Применение этики ухода в бизнесе. Спрингер, Нидерланды

    Google Scholar

  • «>

    Фримен Р.Э. (1984) Стратегическое управление: подход заинтересованных сторон. Питман, Бостон

    Google Scholar

  • Фримен Р.Е., Лидтка Дж. (1991) Корпоративная социальная ответственность: критический подход. Автобус Гориз 34:92–98

    CrossRef Google Scholar

  • French W, Weiss A (2000) Этика заботы или этика справедливости. J Bus Ethics 27: 125–136

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Гибни А. (2005) Enron: самые умные парни в комнате (фильм). Магнолия Картинки

    Google Scholar

  • Гиллиган С. (1983) Другими словами: психологическая теория и развитие женщин. Издательство Гарвардского университета, Бостон

    Google Scholar

  • «>

    Гудзваард Б., де Ланге Г. (1991) За пределами бедности и изобилия: к экономике заботы. Уильям Б. Эрдсманс, Гранд-Рапидс

    Google Scholar

  • Hamington M (2004) Воплощенная забота: Джейн Аддамс, Морис Мерло-Понти и феминистская этика. University of Illinois Press, Шампейн

    Google Scholar

  • Хэмингтон М., Миллер Д. (редакторы) (2006) Общение с заботой: феминистская этика и общественные проблемы. Роуман и Литтлфилд, Лэнгхэм

    Google Scholar

  • Хэмингтон М. (2009) Социальная философия Джейн Аддамс. University of Illinois Press, Шампейн

    Google Scholar

  • Hamington M (2009) Бизнес — это не игра: метафорическая ошибка. J Bus Ethics 86:474–484

    CrossRef Google Scholar

  • «>

    Hamington M (ed) (2010) Феминизм и гостеприимство: гендер в отношениях хозяина и гостя, Lexington Books, Lanham, Md

    Google Scholar

  • Хэмингтон М., Сандер-Стаудт М. (ред.) (2011 г.) Применение этики ухода в бизнесе. Спрингер, Нидерланды

    Google Scholar

  • Хекман С. (1995) Моральные голоса, моральные личности: Кэрол Гиллиган и феминистская моральная теория. Издательство Пенсильванского государственного университета, Университетский парк

    Google Scholar

  • Хелд V (1993) Феминистская мораль: преобразование культуры, общества и политики. University of Chicago Press, Чикаго

    Google Scholar

  • Held V (2006) Этика заботы: личная, политическая и глобальная. Нью-Йорк, Оксфорд

    Google Scholar

  • «>

    Хелд В. (1999) Либерализм и этика заботы. В: Карточка C (ред.) О феминистской этике и политике. Университетское издательство Канзаса, Лоуренс

    Google Scholar

  • Hochschild AR (2003) Управляемое сердце: коммерциализация человеческих чувств, 2-е изд. Калифорнийский университет Press, Беркли

    Google Scholar

  • Джаггар А. (1989) Любовь и знание: эмоции в феминистской эпистемологии. Запрос 32:151–176

    CrossRef Google Scholar

  • Kittay EF, Feder EK (eds) (2003) Предмет заботы: феминистские взгляды на зависимость. Роуман и Литтлфилд, Лэнхэм

    Google Scholar

  • Купфер Дж. (2007) Ганди и добродетель заботы. Гипатия 22:1–21

    Google Scholar

  • «>

    Li C (1994) Конфуцианская концепция джен и феминистская этика заботы: сравнительное исследование. Гипатия 9:70–89

    CrossRef Google Scholar

  • Liedtka JM (1996) Феминистская мораль и конкурентная реальность: роль этики заботы? Bus Ethics Quart 6: 179–200

    CrossRef Google Scholar

  • Махолд С., Ахмед П.К., Фаркуар С.С. (2008) Корпоративное управление и этика: феминистская точка зрения. J Bus Ethics 81:665–678

    CrossRef Google Scholar

  • Mayeroff M (1971) Об уходе. Харпер энд Роу, Нью-Йорк

    Google Scholar

  • Маклин Б., Элкинд П. (2003) Самые умные ребята в комнате: удивительный взлет и скандальное падение Enron. Портфолио, Нью-Йорк

    Google Scholar

  • «>

    Медоуз Дж. (2001) Понимание информации. К.Г. Заур, Мюнхен

    Google Scholar

  • Мейер М. (2000) Работа по уходу: гендер, труд и государство всеобщего благосостояния. Рутледж, Нью-Йорк

    Google Scholar

  • Миллер С.К. (2005) Кантианская этика заботы? В: Эндрю Б.С., Келлер Дж., Шварцман Л.Х. (ред.) Феминистские вмешательства в этику и политику. Роуман и Литтлфилд, Лэнхэм

    Google Scholar

  • Мур, М. (1989) Роджер и я (фильм). Warner Brothers, Бербанк, Калифорния

    Google Scholar

  • Noddings N (1984) Забота: женский подход к этике и нравственному воспитанию. Калифорнийский университет Press, Беркли

    Google Scholar

  • «>

    Noddings N (2002) Начало дома: забота и социальная политика. Калифорнийский университет Press, Беркли

    Google Scholar

  • Noddings N (2010) Материнский фактор: два пути к нравственности. Калифорнийский университет Press, Беркли

    Google Scholar

  • Олинер П.М., Олинер С.П. (1995) На пути к заботливому обществу. Прегер, Вестпорт

    Google Scholar

  • Палмер Д., Столл М.Л. (2011) Движение к теории более заботливых заинтересованных сторон: глобальная деловая этика в диалоге с феминистской этикой заботы. В: Hamington M, Staudt M (eds) Применение этики ухода в бизнесе. Спрингер, Нидерланды

    Google Scholar

  • Pang-White A (2009) Реконструкция современной этики: конфуцианская этика ухода. J Китайский Филос 36: 210–227

    CrossRef Google Scholar

  • Reich WT (1995) Энциклопедия биоэтики. Макмиллан, Нью-Йорк

    Google Scholar

  • Reiter SA (1996) Противоречие Колберга-Гиллигана: уроки для обучения этике бухгалтерского учета. Критический счет перспективы 7: 33–54

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Робинсон Ф. (1999) Глобализация заботы: этика, феминистская теория и международные отношения. Westview Press, Боулдер

    Google Scholar

  • Раддик С. (1989) Материнское мышление: к политике мира. Маяк, Бостон

    Google Scholar

  • Sevenhuijsen S (1998) Гражданство и этика заботы: феминистские соображения о справедливости, морали и политике. Рутледж, Нью-Йорк

    Google Scholar

  • Симола С. (2005) Концепции помощи при предотвращении организационных кризисов. J Bus Ethics 62:341–353

    CrossRef Google Scholar

  • Симола С. (2007) Прагматика ухода в устойчивом глобальном предприятии. J Bus Ethics 74: 131–147

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Симола С. (2011) Выяснение роли заботы в принятии этических решений и действий. В: Hamington M, Sauder-Staudt M (eds) Применение этики ухода в бизнесе. Спрингер, Нидерланды

    Google Scholar

  • Sims RR, Brinkmann J (2003) Этика Enron (или: культура важнее кодов). J Bus Ethics 45: 243–256

    CrossRef Google Scholar

  • «>

    Слот М (2007) Этика заботы и сопереживания. Рутледж, Нью-Йорк

    Google Scholar

  • Тонг Р. (1998) Этика ухода: феминистская добродетель, этика ухода за практикующими врачами. J Med & Philos 23:131–152

    CrossRef Google Scholar

  • Tronto J (1993) Моральные границы: политический аргумент в пользу этики заботы. Рутледж, Нью-Йорк

    Google Scholar

  • фон Крог Г. (1998) Забота о создании знаний. Calif Manage Rev 40:133–153

    CrossRef Google Scholar

  • фон Крог Г., Ичидзё К., Нонака И. (2000) Создание возможностей для создания знаний: как раскрыть тайну неявных знаний и высвободить силу воображения. Нью-Йорк, Оксфорд

    Google Scholar

  • «>

    Верхейн П. (1999) Моральное воображение и принятие управленческих решений. Нью-Йорк, Оксфорд

    Google Scholar

  • Уиллетт К. (1995) Материнская этика и другие нравы рабов. Рутледж, Нью-Йорк

    Google Scholar

  • «Этический кофе», собранный рабами в Бразилии

    Кофейный кризис в Бразилии

    Фабио Тейшейра | Фонд Томсона Рейтер

    12 декабря 2019 г.

    Когда сбор урожая кофе в холмистой местности на юго-востоке Бразилии подходил к концу, инспекторы труда мчались на две обширные плантации с одной целью — спасти рабочих из рабства.

    Конвой в сопровождении вооруженной полиции ранним августовским утром отправился в путь в штате Минас-Жерайс, большем, чем Франция, где выращивается более половины зерен Бразилии, крупнейшего в мире экспортера кофе.

    Фонд Thomson Reuters присоединился к чиновникам в скоростной погоне за полями в поисках сборщиков кофейных зерен, притаившихся среди бесчисленных рядов пышных деревьев.

    Инспекторы знали, что им нужно действовать быстро, поскольку руководители плантаций, как известно, приказывали рабочим бежать при первом же появлении властей, используя WhatsApp для предупреждения.

    К закату они совершили налет на обе плантации и обнаружили 59 рабочих, в том числе детей в возрасте 13 лет, без документов, низкооплачиваемых и без средств защиты, как того требует закон.

    «Рабочие не имели никаких прав», — сказал Марсело Кампос, инспектор труда, координировавший рейды.

    Рабочие знали, что их эксплуатируют, но чувствовали, что у них нет выбора в стране растущей бедности и дефицита рабочих мест.

    «Другого пути нет», — сказал один из них, отказавшись назвать свое имя на тот случай, если он потеряет работу на другой из многих тысяч плантаций штата, где проживает не менее 245 000 рабочих.

    «Не стоит… но мы же слабые, да?»

    Расследование Фонда Thomson Reuters, проведенное в течение шести месяцев, выявило широкое использование рабского труда в бразильской кофейной промышленности с оборотом в миллиард долларов, несмотря на многолетние усилия по очистке сектора, которые теперь могут поставить под угрозу продажи.

    Эксклюзивно полученные данные, анализ общедоступных записей и десятки интервью показали, что кофе, произведенный с помощью принудительного труда, был признан свободным от рабства в соответствии с ведущими схемами сертификации и продан с наценкой таким крупным брендам, как Starbucks и Nespresso.

    Инспекторы труда заявили, что им мешает нехватка персонала, денег и политической воли, а злоупотребления страхом растут, хотя потребительский спрос на продукты, свободные от рабства, растет.

    Прокурор Матеус Бионди сказал, что он встревожен большим количеством расследований нарушений трудовых прав в основном районе выращивания кофе в штате Минас-Жерайс в последние годы, но эти усилия не соответствуют истинным масштабам проблемы.

    «Цифры пугающие», — сказал Бионди, региональный координатор по борьбе с рабством в штате Минас-Жерайс, ссылаясь на новые данные, обнародованные фондом Thomson Reuters Foundation, согласно которым с начала 2014 года на кофейных плантациях проводится в среднем около 25 расследований в год.  

    Группы гражданского общества, профсоюзы и законодатели выразили обеспокоенность по поводу того, что репутация бразильской кофейной индустрии будет подорвана на мировой арене, если неспособность остановить рабство продолжится.

    «Мы начали диалог с кофейной отраслью в 2016 году, предсказывая, что нарушения прав человека, особенно рабский и детский труд, привлекут внимание всего мира», — сказала Мерсия Сильва, директор Inpacto, ведущей благотворительной организации по борьбе с рабством.

    «Теперь это подтверждается.»

    Фонд Thomson Reuters обнаружил из источников, что кофейные плантации штата в этом году привлекли внимание таможенников США, которые могут заблокировать импорт испорченных рабами товаров, подпитывая опасения по поводу торговли с крупнейшим покупателем Бразилии.

    Таможенно-пограничная служба США (CBP) провела в этом году встречу с инспекторами труда и прокуратурой в штате Минас-Жерайс, которая, по мнению источников, стала первой такой встречей, чтобы обсудить отрасль.

    Должностные лица CBP могут заблокировать любые товары, которые, как они подозревают, были изготовлены с использованием принудительного труда, и в этом году активизировали усилия, остановив импорт некоторых товаров, включая табак из Малави и золото из кустарных рудников в Демократической Республике Конго.

    Два бразильских источника, присутствовавших на отдельных встречах с официальными лицами CBP, выразили обеспокоенность тем, что некоторые экспортные поставки кофе могут быть задержаны.

    «Мы не наивны, мы понимаем, что это возможно», — сказал один бразильский источник на условиях анонимности.

    Два официальных представителя США подтвердили встречи. Источник CBP сказал, что они не могут обсуждать «потенциальные или текущие расследования».

    «Правительство штата Минас-Жерайс осознает обеспокоенность Соединенных Штатов… и других стран-импортеров в отношении кофе и других продуктов», — заявил представитель правительства штата.

    Пропало: Деньги, Персонал, Поддержка

    Starbucks, швейцарская Nespresso и бразильская Nucoffee в последние годы использовали кофейные плантации, обнаруженные профсоюзными чиновниками, для эксплуатации рабочих.

     Отвечая на вопрос о выводах, компании — два мировых тяжеловеса и крупный бразильский игрок — заявили, что они привержены борьбе с рабским трудом и работают с производителями над улучшением их методов труда и предотвращением рабства.

    Rainforest Alliance, глобальная некоммерческая организация, которая сертифицирует фермы как свободные от рабов, заявила, что рассматривает возможность изменения своей системы, чтобы увеличить количество необъявленных проверок и посетить больше ферм.

    Правительство штата Минас-Жерайс, осуществляющее аналогичную схему, заявило, что отслеживает дела, возбужденные прокуратурой по трудовым спорам в отношении ферм, которые оно аттестовало после того, как расследование показало, что чиновники подозревают трех из них в нарушении трудового законодательства.

    Министерство экономики Бразилии заявило, что в прошлом году оно начало обсуждать способы улучшения условий труда с производителями кофе, но ему не хватает данных о том, сколько рабочих оказались в рабстве.

    В 2018 году чиновники обнаружили по всей стране более 300 рабочих в рабских условиях, что является самым высоким показателем за 15 лет, но истинные масштабы рабства в этом секторе неизвестны.

    Министерство экономики заявило в своем заявлении, что «нет надежных статистических данных» о количестве рабочих, находящихся в рабских условиях, в какой-либо отрасли промышленности Бразилии, когда его спросили, были ли недооценены масштабы злоупотреблений в сфере труда в кофейном секторе страны.

    «Мы являемся крупным мировым производителем, и количество выявленных нарушений не пропорционально нашему производству», — сказал федеральный судья Карлос Хаддад, управляющий программой правовой помощи жертвам современного рабства.

    Согласно данным США, мировое потребление кофе достигнет рекордного уровня в 2020 году, а на Бразилию приходится более трети мирового предложения. Согласно торговым данным ООН, в 2018 году он экспортировал кофе на сумму около 18 миллиардов реалов (4,4 миллиарда долларов).

    Депутат Хелдер Саломао, глава Комиссии по правам человека, органа конгресса, который предлагает законы и проводит расследования, предупредил, что Бразилия может проиграть без каких-либо действий.

    «Либо мы решим эту проблему, либо больше рабочих потеряют свое достоинство, а мы потеряем возможности для бизнеса», — сказала Саломао. «Скоро Бразилия понесет убытки из-за этого».

    Статистические данные, собранные прокуратурой по вопросам труда и переданные Фонду Thomson Reuters, показали, что с апреля 2014 года в южном и центрально-восточном регионе штата Минас-Жерайс была проведена проверка на 121 ферме. Certifica Minas, поднимая вопросы об эффективности этикеток, ведущих к повышению цен.

    «Сертифицирующие органы знают, что существуют большие проблемы с несоблюдением требований в сертифицированных цепочках поставок», — сказала Женевьев ЛеБарон, профессор политики в британском Шеффилдском университете, которая изучала условия труда на сертифицированных чайных плантациях в Индии.

    «Потребители считают, что когда они платят на 2 доллара больше за сертифицированный кофе, эти деньги передаются работникам, хотя фактических доказательств этого очень мало.»

    Масштабы рабского труда в Минас-Жерайсе, вероятно, будут значительными и в значительной степени неконтролируемыми, говорят ученые и активисты.

    В Бразилии рабство определяется как принудительный труд, но также включает в себя долговую кабалу, унижающие достоинство условия труда, продолжительный рабочий день, представляющий риск для здоровья, и любую работу, унижающую человеческое достоинство.

    В штате не менее 119 000 кофейных плантаций и сотни тысяч рабочих, но только 245 инспекторов.

    «Не хватает ресурсов, технической поддержки и персонала», — сказал Адриано Сантос, профессор социологии местного университета Unifal-MG, изучавший кофейный сектор штата.

    Он сказал, что истинная картина была одной из «драматических» злоупотреблений со стороны рабочих.

    Под
    Радар

    Рабочие в штате Минас-Жерайс и за его пределами обеспокоены сокращением общего числа рабочих, спасенных из рабства.

    По данным правительства, в прошлом году было спасено 1154 рабочих во всех отраслях по сравнению с 2604 в 2012 году.

    Судьи и инспекторы по вопросам труда сообщили Конгрессу в апреле, что главный государственный орган, отвечающий за борьбу с рабством и нарушениями на рабочем месте в Бразилии, находится в «бедственном» состоянии.

    Столкнувшись с глубокой рецессией в 2017 году, предыдущее правительство Бразилии сократило финансирование инспекций труда примерно наполовину, что привело к резкому сокращению числа спасенных рабочих.

    Профсоюзы и группы по борьбе с рабством заявили, что они также настороженно относятся к президенту Жаиру Болсонару, который в начале этого года заявил, что детский труд не вреден, и пожаловался, что юридическое определение рабского труда в бразильском законодательстве слишком широкое.

    На этом фоне ведущий прокурор Бразилии по борьбе с рабством заявила, что в следующем году ее офис сосредоточит свои усилия на нескольких секторах, одним из которых, вероятно, будет кофе.

    «Учитывая наши финансовые ограничения, нехватку персонала и размер Бразилии, и мы, и инспекторы труда должны действовать… стратегически», — сказал недавно назначенный Лис Собрал Кардосо.

    Хотя механизация повысила производительность, замена человека машиной могла также усилить эксплуатацию рабочих.

    По оценкам, более двух третей работников кофейных плантаций в штате Минас-Жерайс являются неформальными работниками, не имеющими права на минимальную заработную плату, оплату сверхурочных, выходное пособие или государственные пособия.

    «С механизацией количество рабочих сократилось», — сказал Хорхе Феррейра душ Сантуш, директор местного отделения крупнейшей бразильской конфедерации профсоюзов, известной как CUT.

    «Но их положение более шаткое, поскольку они готовы работать в любых условиях, какие только могут найти.»

    Незарегистрированная работа глубоко укоренилась и распространена в кофейной индустрии, что способствует повсеместной эксплуатации труда, говорит Паула Нуньес, юрист благотворительной организации Conectas Human Rights, выступающей против рабства.

    «Поэтому очень трудно отследить, кто они (сборщики кофейных зерен) или откуда они. У них нет ни одного из прав, гарантированных… бразильским законодательством», — сказал Нуньес.

    «(Но) некоторые компании предпочитают закрывать на это глаза.»

    Десятки рабочих, захваченных во время августовского рейда на одной из плантаций – ферме Алворада-ду-Канта-Гало – рассказали инспекторам труда, что владелец не предоставил им защитного снаряжения, еды и воды.

    «На то, что мы зарабатываем, мы не можем позволить себе купить (обувь)», — сказала 55-летняя Мария Хелена Маркес. «Мы платим квартплату, газ, еду, воду, электричество. Что остается? Нам ничего не дают».

    Более 50 рабочих, обнаруженных в Канта-Гало, были признаны инспекторами труда жертвами рабского труда. Владелец фермы Хосе Мария Домингуш да Силва отказался от комментариев.

    Несколько дней спустя он заключил сделку с прокуратурой по трудовым спорам, уплатив штраф государству и компенсацию пострадавшим, а также пообещав улучшить условия, чтобы избежать риска судебного преследования.

    Рабочие сказали, что им платили 14 реалов (3,43 доллара США) за каждые 60 литров собранных бобов, что могло занять день или больше работы.

    Одна женщина заработала 672 реалов (164 доллара) за 43 дня работы — около 2 реалов (49 центов) в час. Инспекторы обнаружили много других рабочих, которые зарабатывали меньше установленного законом минимума в 9 реалов.98 в месяц.

    Спасенные рабочие жили в Кампос-Альтос — близлежащем городе, в котором проживают сотни сезонных работников кофе с северо-востока Бразилии — в основном в грязных, скудных лачугах без кроватей и холодильников.

    «Нам слишком мало платят», — сказал продавец Феликс, который делил комнату с женой и двумя маленькими дочерьми рядом с другой комнатой, в которой жили трое мужчин, за примерно 300 реалов в месяц.

    «Мы пришли издалека и ничего не получили.»

    Грязный список

    Схемы отраслевой сертификации, используемые для того, чтобы убедить клиентов в том, что товары не требуют рабства и являются экологически безопасными, стали предметом особого внимания в штате Минас-Жерайс, поскольку бренды, сертифицированные как чистые, были наказаны за несоблюдение стандартов.

    Многие были добавлены в правительственный «грязный список» работодателей, занимающихся современным рабством, которое считается одним из самых острых инструментов борьбы с рабством в Бразилии, поскольку фирмы, внесенные в черный список, не могут получить кредит в государственных банках или другие государственные деньги.

    В последнем грязном списке от 18 августа из 190 компаний были производители кофе, 13 из которых базировались в штате Минас-Жерайс.

    Сектор кофе уступал только животноводству по количеству компаний, включенных в реестр.

    Cecafe — главный совет экспортеров кофе Бразилии, насчитывающий 120 членов, — не стал привлекать внимание к выявленным недостаткам отрасли, а вместо этого перечислил принятые им меры по борьбе с рабством.

    «Социальная ответственность и устойчивость являются фундаментальными аспектами всего бразильского агробизнеса по производству кофе», — сказал представитель.

    Ферма Домингоса, на которую обыскали инспекторы, снабжает Nucoffee, часть агропромышленного гиганта Syngenta, который заявил, что закупает бобы с 4000 ферм и помогает производителям продавать за границу.

    Nucoffee сообщила, что Domingos подписала соглашение с прокуратурой по вопросам труда, обещая улучшить условия труда, но будет «следить за ходом дела, чтобы оценить соответствующие меры».

    Фермы, которые, как было установлено, использовали рабский труд, рискуют быть оштрафованными на сумму, превышающую 1 миллион реалов (250 000 долларов США), возмещением судебного ущерба, судебными постановлениями, требующими улучшения условий труда, или даже закрытием.

    Те, кто заключает сделки с чиновниками — стандартная практика, позволяющая избежать судебного разбирательства — подвергаются санкциям, если их снова поймают.

    «Nucoffee отвергает практику, противоречащую честному труду, и имеет четкие обязательства в отношении уважения к сельским рабочим», — заявил представитель. Если Domingos будет добавлен в «грязный список», Nucoffee заявила, что разорвет все связи с поставщиком.

    Домингос также был поставщиком Nespresso до марта 2018 года, когда отношения прекратились после проверки компанией поставщиков.

    «Мы работаем с производителями, которые постоянно стремятся улучшить свои процессы, а также с теми, кто сертифицирован Rainforest Alliance», — сказал представитель Nespresso, не уточнив, почему отношения прекратились.

    В этом году Starbucks разорвала отношения с сертифицированной Rainforest фермой, которая была добавлена ​​в «грязный список» в апреле после того, как чиновники обнаружили 25 рабочих в условиях, сходных с рабскими.

    «Мы абсолютно нетерпимы к любой форме рабского труда и занимаемся (с)… фермами по этой теме», — сказал представитель Starbucks.

    Выхода нет

    Rainforest поддерживает сотни кофейных плантаций в штате Минас-Жерайс через систему «групповой сертификации», несмотря на то, что проверяет лишь часть многочисленных ферм любого коллектива.

    В 2017 году официальные лица признали, что ферма, поддерживаемая Rainforest, эксплуатировала рабочих, которых заставляли незаконно работать сверхурочно.

    Компания Rainforest заявила, что ее система групповой сертификации является «надежной и эффективной», но рассматривает возможность внесения изменений, чтобы все фермы проходили независимый аудит не реже одного раза в три года.

    «Мы считаем, что сертификация является важным инструментом для решения… трудовых проблем на местах», — говорится в заявлении Rainforest.

    «(Но) одной системы сертификации недостаточно для достижения изменений, которые мы хотим видеть на местах. Нам нужно, чтобы правительства, бизнес и другие заинтересованные стороны играли значительную роль».

    Вернувшись в Кампос-Альто, рабочие фермы Домингоса были рады получить компенсацию в размере до 15 000 реалов каждый от своего бывшего начальника и трехмесячное государственное пособие по безработице.

    Один 36-летний рабочий сказал по телефону, что после своего спасения он получил 7500 реалов и купил небольшой участок земли в Баии.

    «Это было хорошо, потому что мы узнали, что имеем право на что-то», сказал он.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *