Этические идеи бердяева: Этика Н. А. Бердяева » Социология молодежи. Электронная энциклопедия

Этика Н. А. Бердяева » Социология молодежи. Электронная энциклопедия

 

Этика Н. А. Бердяева (в философии, социологии) – философско-нравственное учение, сформировавшееся в конце XIX века, основой которого является понятие дуализма.

Основное понятие, которое вводится Н. А. Бердяевым (1874–1948) в контексте этики – это дуализм, и в частности дуализм добра и зла. Дуализм, по утверждению Н. А. Бердяева есть «предпосылка этики в современном мире». Н. А. Бердяев пишет, что «миросозерцание монистическое всегда оказывается неблагоприятным для этики и ослабляет в человеке нравственный пафос». По его мнению, «дуализм этический предполагает нарушение первозданной красоты творения, означает раненность человека». В соответствии с философией Н. А. Бердяева можно установить типы философских направлений в зависимости от остроты переживания проблемы добра и зла. В этой связке Н. А. Бердяев особенный акцент делает на переживании зла и пишет, что «Платон, стоики, гностики, Лютер, Я.

Бёме, Паскаль, Фихте, Ницше, Киркегардт, Достоевский были этически ориентированными мыслителями, их мучила проблема зла», а такие философы, как: Аристотель, Фома Аквинат, Декарт, Спиноза, Лейбниц, Гегель, по мнению Н. А. Бердяева, не были этически ориентированы. Философ считает, что этическая ориентация философии совсем не означает морализма, скорее наоборот. «Это есть трагическое переживание добра и зла, которое не разрешается легко нравственным законом и нормой. Источник трагизма тут в том, что добро, закон добра совершенно бессильны преодолеть зло, победить источник зла, что нашло себе вечное выражение у Ап. Павла. Нравственное сознание предполагает дуализм, противопоставление нравственной личности и злого мира, злого мира вокруг себя и в самом себе. А это значит, что в основе нравственной оценки и нравственного акта лежит грехопадение, потеря первоначальной райской цельности, невозможность непосредственно, без рефлексии и различения, вкушать от древа жизни.
Различение и оценка предполагают потерю цельности, раздвоенность». В этом заключается основной парадокс этики, как считает Н. А. Бердяев: нравственное добро имеет дурное происхождение, и это дурное происхождение преследует его как проклятие.

Поиск духовных основ жизни, смысла человеческого существования привел Н. А. Бердяева к этике как особой сфере познания, «познания в духе», поскольку для Н. А. Бердяева познание есть особая «духовная активность в бытии», в связи с чем, философ и отдает этике центрального места в своем творчестве. Особенность этического познания, по Н. А.Бердяеву, состоит в том, что «этические знания есть результат творчества, в них присутствует элемент новизны, привносимый оценивающим творческим актом».

В этой связи, прежде всего, по мнению Н. А. Бердяева, духу следует освободиться от социальности, – «… в глубине своей нравственное не зависит от социального. Чисто нравственный феномен не зависит от общества или зависит от него лишь в той мере, в какой само общество есть нравственный феномен». Поэтому социальную этику Н. А. Бердяев считает нехристианской и называет ее этикой закона. Не отрицая, что в морали социологического подхода есть «истина», Н. А. Бердяев утверждает, что социологи «не видят первоисточника этой истины и ее глубокого смысла». Характеризуя И. Канта с позиций интереса к личности, Н. А. Бердяев пишет: «Мы видим у Канта совершенное равнодушие к нравственному опыту и нравственной борьбе. Закон интересуется только тем, исполнит его личность или нет». Евангельская этика, по мнению Н. А. Бердяева, исходя из «духовного как субстанциональности бытия, основывается на личности, единственном, что имеет духовную задачу нравственного продвижения. Через личность, осуществляющую нравственное преображение, возможно соединение добра и бытия, преодоление разрыва, установленного законом как последствием греха».

Исключительная забота о спасении своей души, с точки зрения Н. А. Бердяева, есть «идея трансцендентного эгоизма, карикатура на христианство, ложное духовное состояние».

Идею добра философ в иерархии ценностей этики искупления (этики Нового Завета) делает подчиненной любви. Для Н. А. Бердяева любовь есть «видение другого в Боге и утверждение его для вечной жизни, излучение силы, необходимой для этой вечной жизни».

Для человека преображение означает, по Н. А. Бердяеву, «приобретение силы во Христе и через Христа, силы перед лицом жизни и смерти, приобретение силы жизни, для которой не страшны страдания и тьма, силы реально преображающей».

Н. А. Бердяев отмечает характерную черту добра под благодатью, его потусторонность. Осознавая мистическую природу источника благодатного добра, он вынужден признать, что «евангельская мораль есть мораль благодатной силы, неизвестной закону, т. е. не есть уже мораль».

Исповедуя христианство, человек должен стать «по ту сторону добра и зла», которыми живет мир. «Евангельская мораль есть мораль Царства Божьего, евангельская этика, этика искупления во всем противоположна миру»,– пишет философ. «Искупительное освобождение через Христа является подлинным освобождением духа, поскольку в христианском нравственном сознании преодолевается прошлое. Только христианство…знает тайну забвения и стирания прошлого».

Этика творчества Н. А. Бердяева является уже уровнем самореализации преображающегося человека, духовно раскрытого, действующего не в силу сознательного различения добра и зла, а на основе духа, духовного опыта. «Творческий процесс, – пишет Н. А. Бердяев, – в нем (человеке) первороден». Этика творчества, как определяет сам философ, «исходит от личности, но направлена она не на личность, а на мир». Этику творчества Н. А. Бердяев называет «новой этикой», основанной «на благостной духовной энергии». Зло господствует, но добро всесильно – такова вера Н. А. Бердяева.

В статье «Спасение и творчество (Два понимания христианства)» Н. А. Бердяев задается вопросом: «Может ли человек спасаться и в то же время творить, может ли он творить и в то же время спасаться?».

Отвечая, Н. А. Бердяев пишет, что «творец оправдывается своим творчеством, творец и творчество сами по себе, как таковые, не заинтересованы в спасении и гибели».

Работы Н. А. Бердяева отражают поиск автором истинного пути духовно–нравственного развития человека, в условиях ограниченности рамками Св. Закона, обществом, объективным миром. Постепенный переход и трансформация этики, как концепта — философско-нравственного процесса становления личности – от этики закона, определенной в Ветхом Завете, через этику искупления, прописанную в Новом Завете к этике творчества, позволяет определить путь развития личности по Н. А. Бердяеву. Но проблема дуализма, рассмотренная Н. А. Бердяевым, а также проблема объективности реальности, существенно усложняют процесс самостоятельного достижения именно апогея этики творчества для отдельно взятого человека, для отдельно взятой личности. Благодать Божия, как особый вид энергии во многом способствует отделению человека от груза социальности, достижению им личной свободы в его нравственном развитии и, наконец, его творческому совершенствованию.

 

Лит.: Бердяев, Н. А. (1993) О назначении человека. М.; Бердяев Н. А. Смысл творчества. Paris: YMKA-PRESS; Бердяев Н. А. (1926) Спасение и творчество // Путь. №2. М. С.26-46; Гневашева В. А. (2014) Онтологическое основание ценности в проблеме личностного становления современной российской молодежи. Махачкала : Изд-во «Апробация». 288 с.; Этос религиозного опыта (1998) / отв. ред. Михеева И. Н. М. : РАН.

 

В. А. Гневашева, Н. А. Селиверстова

Помощь с учёбой от преподавателя Натальи Брильёновой

Обо мне

Здравствуйте, я, Брильёнова Наталья Валерьевна, бывший преподаватель кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института. С 2014 года занимаюсь онлайн образованием. У меня работает большая команда бывших преподавателей с огромным опытом и квалификацией.

Мы за этот месяц выполнили:заказов.

Мы помогаем с предметами любого уровня сложности из разных учебных заведений: средняя школа, колледж или университет. Независимо от темы, объёма – задание в одну формулу или большая расчётная работа от 80 страниц, я и моя команда всегда выполняем высококачественно. Каждый день я и моя команда преподавателей помогаем ученикам и студентам учиться лучше.

Мы всегда соблюдаем сроки. Наша цель – чтобы вы учились на хорошие оценки! Нет времени, но хотите хорошую оценку? Попросите меня вам помочь! Согласуем с вами требования и сроки и через 1-4 дня всё будет на «отлично».

Мои особенности

Любой срок — любой предмет:

  • Я и моя профессиональная команда поможем с любым предметом, независимо от темы или сложности.

Telegram чат 24/7:

  • Общайтесь со мной в любое время   чтобы обсудить детали заказа и т. д.

Оригинальность:

  • У меня разработан эффективный алгоритм проверки на плагиат. Я проверяю каждую работу через различные инструменты обнаружения плагиата для получения оригинального текста. Оригинальность наших работ от 88%.

Доступные цены:

  • Я предлагаю самую лучшую цену. У меня есть скидки от 20% для тех, кто сделает больше пяти заказов.

Как заказать?

Напишите мне в Telegram     и прикрепите своё задание и методические материалы (лекции) и укажите сроки выполнения.

Я изучу ваш заказ и рассчитаю стоимость.

Как только вы оплатите свой заказ, я и моя команда преподавателей его выполняем.

В указанную вами дату или, возможно, раньше получаете свой заказ!

Часто задаваемые вопросы

Сколько стоит помощь?

  • Цена зависит от объёма, сложности и срочности. Присылайте любые задания по любым предметам — я изучу и оценю.

Какой срок выполнения?

  • Нам под силу выполнить как срочный заказ, так и сложный заказ. Стандартный срок выполнения – от 1 до 3 дней. Мы всегда стараемся выполнять любые заказы раньше срока.

Если требуется доработка, это бесплатно?

  • Доработка заказ бесплатна. Срок выполнения от 1 до 2 дней.

Могу ли я не платить, если меня не устроит стоимость?

  • Оценка стоимости вашего задания бесплатна.

Каким способом можно оплатить?

  • Можно оплатить любым способом: картой Visa / MasterCard, с баланса мобильного, google pay, apple pay, qiwi и т.д.

В какое время я вам могу написать и прислать задание на выполнение?

  • Присылайте в любое время!   

Книга отзывов

Социальная философия Бердяева в свете его концепции свободы.

Abstract

Бердяев прожил свою бурную жизнь, активно вовлеченный в свое непосредственное политическое и интеллектуальное окружение. Многие из его сочинений представляют собой «трактаты на время», обращенные к проблемам этой среды, часто написанные наспех с большим волнением. Даже в более систематических работах, таких как «Судьба человека», «Рабство и свобода» и «Начало и конец», присутствует элемент безотлагательности и прямоты, часто отсутствующий в философских сочинениях. Бердяев — персоналист-экзистенциалист, и называет свою философию субъективной, духовно обусловленной, озабоченной свободой, дуалистически-плюралистической, творчески-динамической и эсхатологической. Это не объективная, натуралистическая, детерминистическая, монистическая, статически онтологическая или эволюционная философия. Как экзистенциалист, он различает фактические научные истины и Истину, динамический принцип, который актуален только в том виде, в каком он воспринимается творческим субъектом. Хотя он обеспокоен тем, что человек ищет и признает «универсальную Истину», он интерпретирует Истину как имеющую значение только в том виде, в каком она известна, т.

е. «субъективно». «Знание» для Бердяева не есть простое отражение данных данных; это зависит от творческого применения человеком своих способностей в каждой ситуации. Поскольку у него есть «онтология», его философия основана на Свободе, а не на Бытии. Как персоналист, он считает человека, «место встречи природного и духовного», первичной реальностью и ценностью. Созданный по образу Божию, человек причастен к Свободе, как и Бог. В своей свободе человек должен создавать духовные ценности и творчески отвечать Богу. Человек лучше всего действует в своей свободе не как обособленный индивидуум, а в соборности или общности, т. е. в отношении к Богу или в общении с другими людьми. Главная забота Бердяева, социальная и философская, — свобода. Свобода для него — это не абстрактная свобода от всех ограничений и не просто психологическое состояние; это свойство, цель и ответственность человека как личности. Хотя он признает существование и важность свободы в традиционных смыслах свободы, данной человеку Богом, и разумной свободы в пределах (например, как определено Кантом и Гагелем), Бердяев подчеркивает свободу как несотворенную, нерациональную, предшествующую бытию и содержащую все мыслимые возможности как добра, так и зла. В этой концепции он признает, что обязан бемеевской концепции Ungrund. И Бог, и человек должны бороться с этой несотворенной свободой, работая с ней, где могут, и принимая ее ограничения, где должны. Бердяев не излагает систематически свою социальную философию, но ссылки на нее и ее элементы пронизывают почти все его сочинения, поскольку отражают его обеспокоенную реакцию на социальное и политическое окружение. Его социальная философия основана на его экзистенциализме, персонализме и творческой этике. Свою этическую систему он излагает в основном в одной книге «Судьба человека». В этом очерке своей этики он идет от этики закона и этики искупления к этике творчества, в которой свобода играет главную роль. Он также устанавливает свою социальную философию в терминах своей философии истории. История, включающая взаимодействие Бога, человека и судьбы, должна завершиться эсхатологически, чтобы иметь смысл. Человек, живущий в отношении к историческому времени, также связан с космическим временем, в котором происходят природные циклы, и экзистенциальным временем, в котором происходит духовное творчество. Живя в экзистенциальном времени, переживая «полноту момента», человек переживает эсхатологическое. Для Бердяева эсхатология не означает «конца века сего» и перехода человека в «новый небесный век» в традиционном понимании, равно как и не перевод человека в «новый век» земной утопии, реализуемой чисто социальными средствами. означает. Обе эти концепции «эпохи вне времени» Бердяев считает традиционно «объективированными», «статичными» и «нетворческими»; поэтому он отвергает их в пользу творчески реализованного «экзистенциального апокалипсиса». большая часть работ Бердяева по социальной философии состоит из критики существующих форм социальной организации, особенно коммунизма, с которым он имел самый непосредственный опыт. Измеряя их теоретическую и практическую заботу о человеке как о свободной, творческой и духовной личности, он отмечает недостатки всех форм органицизма и индивидуализма, указывая, в частности, на степень их неспособности относиться к человеку как к личности, либо хороня его в коллективе , изолировать его от общения с другими или не рассматривать его как нечто большее, чем физическое, экономическое или политическое существо. Он принимает определенные элементы существующих социальных теорий, такие как экономическое планирование социализма, допущение аристократизмом максимального развития лучших, отсутствие принуждения анархизма и забота демократии обо всех людях. Свою собственную социальную философию, тип органического плюрализма, он называет «персоналистическим социализмом». Хотя он рассматривает многие частные социальные вопросы, такие как семья в обществе, организация общества, классовое и бесклассовое общество, цеховая организация общества, культура и цивилизация, технизация, экономика, собственность, смысл труда, религия как социальная сила, любовь как социальная сила, национализм и интернационализм, война и пацифизм, революция и смертная казнь, он не намечает подробно «положительной программы» общественного устройства. Вместо того, чтобы строить проект утопии, Бердяев признает, что природа истинного персоналистического и экзистенциального сообщества (которое само по себе предоставляет своим членам максимальную свободу и потенциал для личного развития) исключает его специфическую предвзятость. Однако он говорит, что основные физические потребности человека необходимы для самой жизни и, следовательно, для реализации творчества и свободы; таким образом, необходимо сделать поправку на обеспечение ими всех мужчин. Однако, получив хлеб, все люди должны творчески и ответственно участвовать в свободе, приводя ее в соответствие с мировым положением, в котором они не должны быть пойманы или подавлены. Первичные цели жизни — личностно-духовные, а общественная жизнь — лишь создание атмосферы и возможности для их реализации.

Описание

Диссертация (Магистр) — Бостонский университет

Права
По результатам расследования, проведенного сотрудниками библиотек BU, эта работа свободна от известных ограничений авторского права.

«Русская идея» Николая Бердяева

3 декабря 1944 года в только что освобожденном Париже произошло странное событие. Николай Бердяев, религиозный философ и самый известный русский интеллектуал-эмигрант своего времени, выступил перед аудиторией пожилых русских эмигрантов в поддержку Советского Союза. Современный отчет о выступлении в Manchester Guardian есть среди материалов о Бердяеве в Архиве Гувера.

Бердяев сказал, что мессианство двух европейских народов — России и Германии — оказало влияние на их соседей. Однако эти двое не были похожи. Немецкий мессианизм носил языческий характер, отмеченный прославлением расы, природы и боевого духа, что полностью противоречило духовному посланию иудаизма и христианства. Русский мессианизм, напротив, глубоко укоренен в иудейской и христианской мысли. «Русская мессианская концепция, — говорил Бердяев, — всегда превозносила Россию как страну, которая поможет решить проблемы человечества и займет место на службе человечества».

Бердяев пришел к выводу, что «недавние перемены в России, изменившееся отношение к религии и к традициям страны делают не только возможным, но и правильным сплочение русских христиан-христиан к советской власти».

Российская «Специальная миссия»

Поскольку я пишу книгу об отношении россиян к коммунистическому прошлому и психологических корнях коммунистического режима, меня заинтересовали политические взгляды Бердяева.

Парадоксальность этих взглядов поразительна. В отличие от многих в России и на Западе, Бердяев рассматривал коммунизм как полное отрицание морали, а не как экономическую систему. В письме к «мисс Х» (видимо, убежденной коммунистке, с которой Бердяев переписывался между 1930 и 1939), Бердяев писал: «Люди Запада обязаны многому учиться на этом опыте. Действительность показала, что вопрос о социализме есть не экономический или политический вопрос, а вопрос о Боге и бессмертии». Однако, несмотря на свою веру в зло социализма, хотя он и восторжествовал в России, Бердяев продолжал верить в особую «миссию» России в мире. Эта вера в конечном итоге привела его к одобрению и поддержке Советского Союза.

Бердяев писал, что большевизм «был не насилием над русским народом со стороны небольшой группы людей, одержимых ложной идеей, а был творением русского народа, его собственной судьбой».

Работы Бердяева иллюстрируют проблему русского мессианизма, занимающую центральное место в российской политической культуре.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *