Этапы биографии пушкина: Периодизация жизни и творчества А.С. Пушкина -История русской литературы XIX века -История русской литературы

21.А.С. Пушкин. Личность. Место а.С. Пушкина в историко-литературном процессе. Основные этапы жизни, творчества поэта (краткая характеристика).

Александр Сергеевич Пушкин (26 мая (6 июня) 1799, Москва — 29 января (10 февраля) 1837, Санкт-Петербург) занимает особое место в культуре России. Он создал художественные ценности мирового уровня, стал символом русской литературы.

Каждое новое поколение, каждая эпоха утверждают своё понимание поэта, видя в нём современника, думая о символическом Пушкине. Пушкина изучают, о нём спорят, его боготворят и отвергают. Он давно уже вышел за переделы литературы, сделавшись фактом русского общественного сознания.

Творчество Пушкина – это стремительное движение, развитие, тесно связанное с его судьбой, с общественно-идеологической и литературной жизнью России в первой трети 19 века. Пушкина не имеет двух биографий — биографии обычной, житейской и биографии писательской. Он являет собой пример единства человека и поэта. Жизнь и поэзия сливались у него в единое целое. Факты жизни становились фактами творчества.

У истоков творчества А.С. Пушкина — московское детство, Москва и Подмосковье. Между тем распространено представление, будто А.С. Пушкин, когда «хотел оглянуться на начало жизни», «неизменно вспоминал только Лицей — детство он вычеркнул из жизни. Он был человек без детства». Эта цитата из много раз переиздававшейся книги 1980 года выдающегося нашего культуролога-литературоведа Ю.М. Лотмана. Эффектная формулировка излишне категорична.

Жизнь Александра Сергеевича Пушкина можно разбить на несколько этапов: 1799-1811 Детство поэта; 1799-1817 Лицейские годы; 1817-1820 Жизнь в Петербурге; 1820-1824 Южная ссылка; 1824-1826 Михайловское; 1826-1830 Возвращение из ссылки; 1830 Болдинская осень; 1831-1833 Петербург; 1834-1837 Последние годы, дуэль.

Вопрос о периодизации творческого пути Пушкина до сих пор не осознан в пушкиноведении как самостоятельная проблема. По установившейся традиции эволюция пушкинского творчества изучается в рамках биографической схемы: Лицей — Петербург — Юг — Михайловское — После 1825 года — Последние (т.

 е. 30-е) годы. Именно такой план избран в монографиях Б. В. Томашевского1 и Д. Д. Благого.

1. Первый период творчества Пушкина (1813- лето 1817). Пушкин-лицеист включен в ожесточенную борьбу между карамзинистами и шишковистами, принят в литературное общество «Арзамас», пишет эпиграммы на архаистов, интересуется сатирическими произведениями 18 века, подражает Жуковскому, Батюшкову, Державину. Центральное произведение этого периода — «Воспоминания в Царском Селе» (1814), в котором синтезируется опыт исторических элегий и классицистских од, своеобразие этого стихотворения — соединение гражданского пафоса и лирических интонаций.

2. Второй период творчества поэта (осень 1817 — весна 1820) . Пушкин после окончания лицея живет в Петербурге, сближается с декабристами, испытывая влияние их идей, является членом многих литературных обществ, создает политическую лирику, выражающую идеи Союза Благоденствия «Ода «Вольность», «К Н.Я. Плюсковой», «К Чаадаеву», «Деревня»), работает над поэмой «Руслан и Людмила», в которой намечаются принципы повествования, позже проявившиеся в романе «Евгений Онегин».

3. Третий период творчества Пушкина (1820-1824) связан с пребыванием поэта в южной ссылке. Творчество этих лет шло под знаком романтизма. Созданы поэмы «Кавказский пленник», «Гаврилиада», «Братья-разбойники», «Бахчисарайский фонтан», начаты «Цыганы». Романтическая поэма соединила лирическое и эпическое, пушкинский романтический герой изображен на фоне народной среды, которая и судит его. И несет в себе понятие этической нормы. Авторская ирония по отношению к разочарованному герою, элегия «Демон» и стихотворение «Свободы сеятель пустынный», начало работы над романом «Евгений Онегин».

4. Четвертый период творчества (1824-1826) связан с пребыванием Пушкина в Михайловском, когда произошла смена эстетических ориентиров. Осознав исчерпанность художественной системы романтизма («Прощай, свободная стихия»), поэт ищет иные принципы изображения человека и действительности. И хотя в лирике еще много романтического («Желание славы», «Андрей Шенье», «Пророк»), появляются произведения реалистического масштаба (трагедия «Борис Годунов»), психологические признания (стихотворение «К***»), ироничная поэма «Граф Нулин», 4, 5, 6 главы «Евгения Онегина».

5. Пятый период творчества Пушкина (сентябрь 1826-сентябрь 1830) хронологически определен возвращением поэта из ссылки и жизнью его до женитьбы на Н.Н. Гончаровой. Это года переездов и странствий, трагедии декабристского движения и стремления обрести семейный очаг, влюбленности в Гончарову и своеобразного подведения итогов в законченном романе «Евгений Онегин». Признание «лета к суровой прозе клонят» реализуется в работе над «Повестями Белкина», открывающими прозаический период творчества. Созданы «Маленькие трагедии», в которых отразился европейский мир и сознание европейского человека, т.е. наметился философский, расширительный подход к изображению мира.

6. Последний период творчества (1830-1836) — годы беспокойных исканий, ощущения несвободы и попытки поэтического бегства. Начата работа над «Историей Петра», написаны «История Пугачева» и поэма «Медный всадник», повести «Пиковая дама» и «Капитанская дочка», роман «Дубровский», сказки созданы шедевры философской лирики «Пора, мой друг, пора. ..», «Вновь я посетил…», «Из Пиндемонти», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…».

Литературная репутация и культурная роль Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин имеет репутацию великого или величайшего русского поэта. В филологии Пушкин рассматривается как создатель современного русского литературного языка а «Краткая литературная энциклопедия»говорит об эталонности его сочинений, подобно произведениям Данте в Италии или Гёте вГерманииД. С. Лихачёв писал о Пушкине как о «нашем величайшем национальном достоянии»

Ещё при жизни поэта стали именовать гением, в том числе печатно. Со второй половины 1820-х годов он стал считаться «первым русским поэтом» (не только среди современников, но и русских поэтов всех времён), а вокруг его личности среди читателей сложился настоящий культ. С другой стороны, в 1830-е(после его поэмы «Полтава») имело место и определённое охлаждение части читающей публики к Пушкину.

В статье «Несколько слов о Пушкине» (1830-е), Н. В. Гоголь писал, что «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится чрез двести лет» Критик и философ-западник В. Г. Белинский назвал его «первым поэтом-художником России» Ф. М. Достоевский отмечал, что «в „Онегине“, в этой бессмертной и недосягаемой поэме своей, Пушкин явился великим народным писателем, как до него никогда и никто» и говорил о «всемирности и всечеловечности его гения»

 

А.С. Пушкин: Биография писателя. Роман «Евгений Онегин». Комментарий (Юрий Лотман)

Купить офлайн

Цена на сайте может отличаться от цены в магазинах сети. Внешний вид книги может отличаться от изображения на сайте.

В наличии в 3 магазинах. Смотреть на карте

Цена на сайте может отличаться от цены в магазинах сети. Внешний вид книги может отличаться от изображения на сайте.

Юрий Михайлович Лотман — всемирно известный ученый, филолог и культуролог, чьи труды переведены на все основные европейские языки. Его наследие чрезвычайно обширно и насчитывает около восьмисот научных и научно-популярных статей и книг. Особое место в исследованиях Ю. М. Лотмана занимает цикл работ о Пушкине. Фундаментальные монографии «Александр Сергеевич Пушкин: Биография писателя» и «Роман А. С. Пушкина „Евгений Онегин“. Комментарий», составившие данное издание, считаются классикой пушкинистики; за эти исследования в 1993 г. Ю. М. Лотман был награжден Пушкинской премией РАН. Лотману-биографу удается показать не только этапы личностного и творческого роста поэта, но и включить события его жизни в русскую и европейскую историю, а также предложить концепцию «жизнестроительства» — осознанного выстраивания Пушкиным своей биографии «как оригинального и законченного художественного произведения». Лотман-комментатор показывает внутренне сложную, полную противоречий структуру романа «Евгений Онегин», скрывающуюся за внешней легкостью и понятностью пушкинских строк.

«Комментарий» предваряет «Очерк дворянского быта онегинской поры», который впоследствии лег в основу книги «Беседы о русской культуре»: он вводит читателей в атмосферу русской жизни начала XIX в., устанавливая связь между текстом романа и внетекстовой реальностью.

Описание

Характеристики

Юрий Михайлович Лотман — всемирно известный ученый, филолог и культуролог, чьи труды переведены на все основные европейские языки. Его наследие чрезвычайно обширно и насчитывает около восьмисот научных и научно-популярных статей и книг. Особое место в исследованиях Ю. М. Лотмана занимает цикл работ о Пушкине. Фундаментальные монографии «Александр Сергеевич Пушкин: Биография писателя» и «Роман А. С. Пушкина „Евгений Онегин“. Комментарий», составившие данное издание, считаются классикой пушкинистики; за эти исследования в 1993 г. Ю. М. Лотман был награжден Пушкинской премией РАН. Лотману-биографу удается показать не только этапы личностного и творческого роста поэта, но и включить события его жизни в русскую и европейскую историю, а также предложить концепцию «жизнестроительства» — осознанного выстраивания Пушкиным своей биографии «как оригинального и законченного художественного произведения».

Лотман-комментатор показывает внутренне сложную, полную противоречий структуру романа «Евгений Онегин», скрывающуюся за внешней легкостью и понятностью пушкинских строк. «Комментарий» предваряет «Очерк дворянского быта онегинской поры», который впоследствии лег в основу книги «Беседы о русской культуре»: он вводит читателей в атмосферу русской жизни начала XIX в., устанавливая связь между текстом романа и внетекстовой реальностью.

Азбука

На товар пока нет отзывов

Поделитесь своим мнением раньше всех

Как получить бонусы за отзыв о товаре

1

Сделайте заказ в интернет-магазине

2

Напишите развёрнутый отзыв от 300 символов только на то, что вы купили

3

Дождитесь, пока отзыв опубликуют.

Если он окажется среди первых десяти, вы получите 30 бонусов на Карту Любимого Покупателя. Можно писать неограниченное количество отзывов к разным покупкам – мы начислим бонусы за каждый, опубликованный в первой десятке.

Правила начисления бонусов

Если он окажется среди первых десяти, вы получите 30 бонусов на Карту Любимого Покупателя. Можно писать неограниченное количество отзывов к разным покупкам – мы начислим бонусы за каждый, опубликованный в первой десятке.

Правила начисления бонусов

Книга «А.С. Пушкин: Биография писателя. Роман «Евгений Онегин». Комментарий» есть в наличии в интернет-магазине «Читай-город» по привлекательной цене. Если вы находитесь в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону или любом другом регионе России, вы можете оформить заказ на книгу Юрий Лотман «А.С. Пушкин: Биография писателя. Роман «Евгений Онегин». Комментарий» и выбрать удобный способ его получения: самовывоз, доставка курьером или отправка почтой. Чтобы покупать книги вам было ещё приятнее, мы регулярно проводим акции и конкурсы.

Виртуальная беседа: «Историк Пушкин и многочисленные расколы в России» с Робертом Чендлером — Pushkin House

КЛУБ ПУШКИН ОНЛАЙН: ПУШКИН-ИСТОРИК И МНОЖЕСТВЕННЫЕ РАСКОРЫ В РОССИИ. РАЗГОВОР РОБЕРТА ЧЕНДЛЕРА

  • Вторник, 7 июня 2022 г.
  • 19:30–20:30 по лондонскому времени / 13:30–14:30 CST
  • 5a Bloomsbury Square London WC1A 2TA Соединенное Королевство (карта)
  • Купите билеты, чтобы получить виртуальный доступ.

Посетите эту страницу для получения дополнительной информации.

Пушкинский клуб приглашает вас на лекцию Роберта Чендлера в честь дня рождения Пушкина 6 июня и в качестве предисловия к его недавно вышедшему сборнику пушкинской прозы «Африканка Петра Великого ».

Боже избави нас от русского бунта, бессмысленного беспощадного русского бунта.
Пушкин, Капитанская дочка .

Пушкин остро сознавал многочисленные расколы, которые пережила Россия на протяжении веков: между православной церковью и старообрядчеством; между славянофилами и западниками; между либералами и авторитаристами. Он придавал все большее значение своей работе историка и, прежде всего, изучению Петра Великого. Его неоконченный роман Африканский номер Петра Великого — его первая попытка изобразить человека, которого он считал самым важным из всех русских царей. Здесь он представляет его с точки зрения своего прадеда по материнской линии, бывшего африканского раба, которого Петр Великий воспитал и сделал одним из своих ближайших наперсников; Главная забота Пушкина здесь — успех или неудача попытки Петра переделать свою огромную архаичную империю и превратить ее в неотъемлемую часть Европы.

«История села Горюхино» — одно из остроумнейших произведений Пушкина — показывает, как он с помощью пародии и самопародии пытается решить вопрос о том, что значит писать историю; она указывает путь к серьезным, архивным историческим произведениям, которым Пушкин посвятил несколько последних лет своей жизни. А неоконченный «Дубровский» — это и захватывающая приключенческая история, и яркая картина провинциальной России конца восемнадцатого века, с ее тлеющими классовыми конфликтами, готовыми взорваться насилием.

 

Роберт Чендлер также кратко расскажет об одном законченном романе Пушкина, «Капитанская дочка », действие которого происходит на фоне самого серьезного русского восстания до революции 1917 года.

«Я не буду вдаваться в подробности нашей кампании и заключительных этапов войны. Скажу только, что страдание от всего этого было крайнее. Мы прошли через деревни, разграбленные повстанцами, и нам ничего не оставалось, как отобрать у жителей то немногое, что им удалось спасти. Закон и порядок были нарушены; помещики прятались в лесах. Группы разбойников грабили повсюду; офицеры, командующие отдельными воинскими отрядами, наказывали как виновных, так и невиновных по своей прихоти. Пожар охватил обширную территорию; повсюду условия были ужасными. Господи, избавь нас от русского бунта, бессмысленного беспощадного русского бунта». (Отрывок из Капитанская дочка )

КУПИТЬ БИЛЕТЫ

О ДОКЛАДЧИКЕ

Переводы Роберта Чендлера с русского, в основном для NYRB Classics, включают произведения Александра Пушкина и Николая Лескова; несколько сборников рассказов и воспоминаний Тэффи; романы и рассказы Василия Гроссмана, Андрея Платонова и Хамида Исмаилова. Он является редактором и главным переводчиком русских рассказов от Пушкина до Буйды и русских волшебных сказок от Пушкина до Платонова 9.0024 . Вместе с Борисом Дралюком и Ириной Машински издал «Пингвинью книгу русской поэзии» . Он также перевел избранные произведения Сапфо и Аполлинера. Он регулярно проводит семинары по переводу в Лондоне и преподает в ежегодной летней школе литературного перевода, которая в настоящее время называется BRISTOL TRANSLATES. Его последняя публикация — « Африканский Петра Великого» Пушкина, а следующей будет « Народ Бессмертный, » Василия Гроссмана, оба переведены в соавторстве с его женой Елизаветой.

Пушкин: Биография Элейн Файнштейн

Оцените эту книгу

Авторитет Александра Сергеевича Пушкина как отца русской литературы неоспорим. Поэт-лирик, сочинитель иронических сказок, автор романа в стихах «Евгений Онегин», он прожил жизнь столь же драматическую, как и любая придуманная им история. От его изгнания на юг России в возрасте 21 года до его женитьбы на семнадцатилетней красавице, флирт которой привел к его смерти на дуэли, Элейн Файнштейн ведет хронику увлекательной жизни Пушкина, исследуя парадоксы его личности. Эта убедительная книга раскрывает и новые сведения, связанные со смертью Пушкина. Наглый гений, развратник, раненый сын, ревнивый муж, жертва снобизма и цензуры — всем этим был Пушкин. Но прежде всего он был блестящим автором, чье видение, изобретательность и жизненная сила продолжают процветать в литературе и сегодня. Файнштейн, сама выдающийся поэт и писатель, органично переплела тему и биографа, запечатлев для читателя сущность одного из самых интригующих людей, когда-либо входивших в пантеон литературных гениев.

336 страниц, Мягкая обложка

Впервые опубликовано 12 октября 1998 г.



Об авторе

Элейн Файнштейн получила образование в колледже Ньюнхэм в Кембридже и получила степень почетного доктора Университета Лестера. Прежде чем стать писателем на полную ставку, она работала редактором в издательстве Кембриджского университета (1960-62), лектором английского языка в Бишопс Стортфордском учебном колледже (1963-66), ассистентом лектора английской литературы в Университете Эссекса (1963-66). 1967-70), и как журналист.

Она публиковалась во многих периодических изданиях, в том числе в Times Literary Supplement, а ранее работала резидентом Британского Совета в Сингапуре и Тромсё, Норвегия.

Имея русско-еврейское происхождение, она находилась под влиянием русских писателей, особенно Марины Цветаевой и Анны Ахматовой.

Она является автором ряда пьес для телевидения и радио и нескольких биографий, в том числе певицы Бесси Смит, писателя Д. Х. Лоуренса, поэта-лауреата Теда Хьюза и Анны Ахматовой.


Что ты думаешь?

Оцените эту книгу


Поиск по тексту отзыва

Показано 1–6 из 6 отзывов

14 апреля 2021 г.

Очень приятно. Действительно оживляет Пушкина. Хорошие описания его детства, его личности, его выходок, его интеллекта. Я чувствую, что знаю его намного лучше.


    1 декабря 2019 г.

    Хорошо проработано и хорошо написано. К Пушкину мало сочувствуют, удивляясь, как его хрупкая, оскорбительная личность позволила ему прожить так долго. Это также прекрасное исследование социальной истории России начала XIX в.век.


      18 июня 2019

      Я прочитал эту биографию Пушкина пару недель назад. Кто знал, что отцом русской литературы был внук африканского раба (по материнской линии), усыновленного Петром Великим? Я читал гораздо более увлекательные биографии, но Файнштейн хорошо подготовил почву для того, что стало известно как Золотой век русской литературы. До Пушкина очень мало поэзии и литературы было написано на русском языке. В то время русская аристократия (частью которой был Пушкин, хотя он всегда был вынужден защищать свое происхождение и не был богат, как большинство в своем кругу общения) разговаривала по-французски, читала французскую литературу и по большей части писала. для франкоговорящих читателей. Пушкин порвал с этими нормами и писал простонародно на темы, ранее не встречавшиеся в русском языке. К сожалению, его жизнь была наполнена борьбой, особенно финансовой, и в итоге он был убит в возрасте 37 лет на дуэли с человеком, который был влюблен в его прекрасную жену и обесчестил свою невестку. По иронии судьбы, в самом известном своем произведении «Евгений Онегин» Пушкин пишет о другом молодом человеке, преждевременно погибшем на дуэли, «в романтическом стиле, — говорим мы, хотя чего здесь романтического я просто не понимаю — это кстати». Всем, кто интересуется основными произведениями русской литературы, я искренне рекомендую начать с Пушкина.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *