Эсеры состав: СОЦИАЛИСТОВ-РЕВОЛЮЦИОНЕРОВ ПАРТИЯ • Большая российская энциклопедия

состав партии, численность, программа, тактика в годы первой революции.

В 90-е гг. XIX в. вновь активизировалось народничество, в котором существовало несколько различных течений. Если либеральные народники стремились оказать практическую помощь крестьянству (организация земледельческих артелей, ссудосберегательных товариществ и т. п.), то левое крыло избрало нелегальную деятельность — народнические (эсеровские) группы и кружки действовали во многих городах. В 1896 г. в Саратове возник «Союз социалистов-революционеров» (А. А. Аргунов), с 1897 г. центром его деятельности становится Москва (с этого момента он известен как «Северный союз эсеров»). Малочисленная, глубоко законспирированная организация,»Союз» в 1901 г. выпустил два номера газеты «Революционная Россия». В конце лета 1900 г. в Харькове состоялся съезд представителей эсеровских групп и кружков Одессы, Харькова, Киева, Екатеринослава и др., провозгласивший создание Партии социалистов-революционеров («Южная партия»). Однако у партии не было ни руководящего центра, ни печатного органа, поэтому она была объединением скорее символическим, чем реальным.

В сентябре 1901 г. жандармы разгромили типографию «Союза социалистов-революционеров» в Томске, а в начале декабря 1901 г. «Союз» вследствие многочисленных арестов его членов фактически прекратил свое существование. Эти события были тесно связаны с деятельностью провокатора Е.Ф. Азефа. Еще в начале 90-х гг. он предложив свои услуги Департаменту полиции, а в 1899 г. прибыл в Россию и поступил в распоряжение начальника Московского охранного отделения С. В. Зубатова. Азеф помогал «Союзу» а организации томской типографии, но одновременно дал возможность охранке выяснить ее местонахождение. С провалом газеты Азеф стал настойчиво советовать руководителям «Союза» перебраться за границу и там возобновить издание «Революционной России». За границу выехала сначала одна из руководителей «Союза», М. Ф. Селюк, затем и сам Азеф. В декабре 1901 г. в Берлине состоялась их встреча с одним из будущих лидеров партии, Г. А. Гершуни, в результате которой они пришли к соглашению об объединении «Союза» и «Южной партии» в единую Партию социалистов-революционеров.

Официальным органом партии эсеров стала газета «Революционная Россия».

Осенью 1901 г. Гершуни приступил к созданию особой террористической группы, которая получила название «Боевой организации партии социалистов-революционеров» (БО ПСР). После ареста Гершуни в мае 1903 г. БО ПСР возглавил Е. Азеф.

В мае 1904 г. в «Революционной России» был опубликован проект программы ПСР, который вместе с уставом был утвержден на I съезде партии в декабре 1905 — январе 1906 г. (Финляндия).

Основная заслуга в разработке теоретической части программы эсеров принадлежит В. М. Чернову. Он вошел в ПСР в конце 1901 г., являлся членом ЦК партии.

Программа партии эсеров имела много общего со взглядами революционных народников. Она провозглашала конечной целью партий экспроприацию капиталистической собственности и реорганизацию производства и всего общественного строя на социалистических началах. Оригинальность эсеровского социализма и его национальная особенность заключались в теории социализации земледелия, основанной на идее некапиталистической эволюции крестьянских общин к социализму и «прорастании» социализма в деревне раньше, чем в городе.

Преобразование России в демократическую республику эсеры намеревались осуществить законодательным порядком, через учредительное собрание.

Как и народники, эсеры считали индивидуальный террор одним из основных средств революционной борьбы. Жертвами эсеровского террора стали: министры внутренних дел Д: С. Сипягин и В. К. Плеве, харьков-

ский губернатор князь И. М. Оболенский, уфимский губернатор Н. М. Богданович, московский генерал-губернатор великий князь Сергей Александрович.

состав партии, численность, программа, тактика в годы революции — Студопедия

Поделись  

Эсеры ( Па́ртия социали́стов-революционе́ров ) — революционная политическая партия Российской империи, позже Российской Республики и РСФСР. Партия социалистов-революционеров создана на базе ранее существовавших народнических организаций и занимала одно из ведущих мест в системе российских политических партий. Она была наиболее многочисленной и самой влиятельной.

Историко-философское миросозерцание партии обосновывалось трудами Николая Чернышевского, Петра Лаврова, Николая Михайловского. Проект программы партии был опубликован в мае 1904 года , и был утверждён в качестве программы партии на её первом съезде в начале января 1906 года. Эта программа оставалась главным документом партии на протяжении всего её существования. Основным автором программы был главный теоретик партии Виктор Чернов.

Оригинальность эсеровского социализма заключалась в теории социализации земледелия. Социализация земли означала, во-первых, отмену частной собственности на землю, вместе с тем не превращение её в государственную собственность. Во-вторых, переход всей земли в заведование центральных и местных органов народного самоуправления. В-третьих, пользование землёй должно было быть уравнительно-трудовым.

Важнейшей предпосылкой для социализма эсеры считали политическую свободу и демократию. Политическая демократия и социализация земли были основными требованиями эсеровской программы-минимум. Они должны были обеспечить мирный, эволюционный, без особой, социалистической революции переход России к социализму. В программе, в частности, говорилось об установлении демократической республики с неотъемлемыми правами человека и гражданина: свобода совести, слова, печати, собраний, союзов, стачек, неприкосновенность личности и жилища, всеобщее и равное избирательное право для всякого гражданина с 20 лет, без различия пола, религии и национальности, при условии прямой системы выборов и закрытой подачи голосов. Эсеры раньше, чем социал-демократы, выдвинули требование федеративного устройства Российского государства.

Лидерами партии Эсеров были: В. М. Чернов, Н. Д. Авксентьев, Г. А. Гершуни, А. Р. Гоц, Е. К. Брешко-Брешковская, Б. В. Савинков и др. Численность : эсеровскому движению были причастны около 60 тыс. человек.

Период первой русской революции 1905—1907 годов

Эсеры не признавали первую русскую революцию буржуазной. Буржуазия не могла встать во главе революции и даже быть одной из её движущих сил. Эсеры не считали революцию и социалистической, называя её «социальной», переходной между буржуазной и социалистической. Главный импульс революции аграрный вопрос. Таким образом, движущая сила революции — крестьянство, пролетариат и трудовая интеллигенция. Эсеры активно участвовали в подготовке и проведении революционных выступлений в городе и деревне, в армии и на флоте, в организации профессиональных политических союзов, успешно вели работу во Всероссийском крестьянском союзе, Всероссийском железнодорожном союзе, Почтово-телеграфном союзе, Союзе учителей, в деревнях образовывались крестьянские братства и союзы.



Джеймс Петрас, Социалистические революции и их классовые компоненты, NLR I/111, сентябрь–октябрь 1978 г.

I/111

Джеймс Петрас

точка, в которой условия эксплуатации превращаются в практику классовой борьбы. Социалистические революции ХХ века развернулись как сложные процессы, в решающей степени зависящие от возникновения и роста революционной политической организации. Центральная политическая организация (партия или движение) проходит через несколько важнейших взаимосвязанных фаз9.0009, каждый из которых вносит уникальный вклад в конечный успех всего предприятия. Последовательность, ведущая к революционным преобразованиям, начинается с периода формирования организации и идеологии партии. За этим следует классовая и политическая борьба, в которой накапливаются силы, пускаются корни в массах, завоевывается массовость и, наконец, захватывается власть. Впоследствии социалистический революционный процесс включает создание правительства, реорганизацию государства и усилия по преобразованию общественных отношений.

В то время как более поздние влияния играют важную роль в формировании формы и содержания революционного процесса, происхождение и первоначальная организация революционной партии играют, пожалуй, ключевую роль. Решающее значение для понимания зарождающейся революционной организации имеет политическая культура, в которую она встроена, — степень, в которой происходили классовая борьба и социальная мобилизация. Включение зарождающейся революционной партии в восходящее массовое движение или в политизированное население имеет решающее значение для создания коллективного опыта, в рамках которого кадры будут формировать свои революционные программы. Кадры — это квинтэссенция классовой борьбы и мосты между прошлой борьбой и будущей революцией. Являясь носителями раннего классового опыта, кадры играют решающую роль в определении конечного направления революционного процесса, в выстраивании его конкретных организационных форм, руководства и идеологии. Но сами кадры и борьба, которую они ведут, являются отражением более широких исторических конфликтов, которые обеспечивают параметры, в рамках которых происходят конкретные действия и движения.

В случае с Россией события 1905 года — восстание рабочего класса и формирование Советов — продвинули большевистскую партию вперед, усилив социалистическую составляющую в ее идеологическом арсенале, создав кадры и дав историческую справку для социальные преобразования в октябре 1917 г. В Китае ранняя рабочая борьба обеспечила организационное и идеологическое направление, которое укрепило Коммунистическую партию на социалистическом пути, несмотря на смещение деятельности в сторону мелких товаропроизводителей в сельской местности. Необходимо подчеркнуть преемственность революционного движения в Китае против всех тех, кто пытается утопить социалистическую революцию в Китае во множестве особенностей и событий, связанных с мятежным крестьянством Китая, стратегической мудростью Мао, характером партизанской войны, японской вторжение (крестьянский национализм и т. д.) — все эти факторы не объясняют особый момент революционной мобилизации, или существенные изменения происшедшие после революции. Социалистическая революция в Китае произошла не во время столетий мятежных крестьянских движений; это не произошло ни в течение более чем полувека империалистических вторжений и партизанской войны, ни социалистическая ориентация не была продуктом только Мао Цзэ-дуна. Крестьянство двинулось к социалистической революции только после того, как рабочая коммунистическая партия внедрилась в страну и после того, как крестьяне, вырванные с корнем японским имперским капиталом, нашли идейное и организационное выражение в коммунистической партии — и ни в какой другой партии или армии . Наконец, собственная стратегическая ориентация Мао на путь классовой борьбы к социализму и даже его фундаментальная тактическая приверженность сохранению автономной армии/партии были продуктами опыта периода 1921–1927 годов (хотя и извлеченными из негативного опыта подчинения). до кмт).

Если мы представим революцию как длительный и сложный процесс, мы поймем историческое значение формирующего периода: качественные идеологические и организационные факторы, которые позволили партии завоевать лояльность огромной массы эксплуатируемых китайцев и в конечном итоге добиться успеха в революционный бой. Любая периодизация революции, которая фокусируется исключительно на «периоде Яньань» (Марк Селден), японском вторжении (Чалмерс Джонсон) или послевоенном распаде КМТ, не может объяснить политику, которая вступала в каждый период. сноска 1 Для каждого такого счета представлены особенности окружающей среды (сельская местность, крестьянство, военные условия, национализм) как основные детерминанты политики и направления революционной борьбы. Но эти черты коснулись всех течений и политических группировок внутри политической системы, и только одна — Коммунистическая партия — смогла выработать программу и аккумулировать силы, способные довести ее до конечного успеха. Основой этого успеха была не конъюнктура, а результат кропотливых и непрерывных усилий по созданию человеческих политических ресурсов, необходимых для формулирования тактики, стратегии и организационных структур в каждой конъюнктуре.

Центральные понятия классовой борьбы, сочетающие в себе социальную и демократическую революцию, заимствованные у Маркса и Ленина и воплощенные в китайских коммунистических кадрах, внесли огромный вклад в установление революционного стратегического направления. Адаптации и нюансы применения в окружающих аграрных районах Мао и его коллег были нововведениями на уровне прикладной теории. Особые формы, которые принимала вооруженная борьба — усилия по уничтожению государства, — основывались на классических марксистско-ленинских представлениях о классовом характере государства. То же самое можно сказать и о политике революционных сил по отношению к национальной буржуазии (хотя здесь анализ Мао временами шел вразрез с его организационной практикой: утверждая, что такие классы существуют, он никогда не позволял партии запутаться в подчиненный союз). Партия, основанная на принципах классовой борьбы, крещенная в огне массовой городской борьбы, отправилась в деревню и перевоспитала целое поколение сельских батраков, мелких товаропроизводителей и их оторванных от корней собратьев в идеологии классовой борьбы и классовой борьбы. политика. Фундаментальная политика Яньани зародилась в 19 в.20-х годов, как и антиимпериализм, породивший антияпонский союз. Без основных кадров, сформированных на более раннем этапе, могучие волны крестьянских масс могли бы сломаться перед натиском организованных японских или киевских сил, не оставив после себя долговременных, широкомасштабных изменений в обществе. Таким образом, изучение революции как процесса требует от нас подчеркивания преемственности и взаимосвязанности каждого периода. Конкретные события отмечают исторические моменты с определенной конфигурацией сил. Но без понимания предшествующей последовательности невозможно понять молекулярные процессы накопления сил, конечный продукт успешной революции. Каждый отличительный момент революционного процесса способствует пониманию целого. Проблема состоит в том, чтобы понять взаимосвязь между каждой последовательностью при определении конечного результата.

Вторым основным требованием к теории социалистической революции является умение правильно различать периоды вхождения различных классов в революционный процесс. В периоды глубоких социальных кризисов классы вступают в политическую и социальную борьбу неравномерно, и во многих случаях политические партии не могут обеспечить организационные механизмы, посредством которых они могут действовать. Более того, момент прихода класса — особенно во время массового и бурного взрыва — может изменить направление и ориентацию революционного движения. Например, в случае кубинской революции мелкая буржуазия и буржуазия вступили в революционное движение в конце XIX в.50-х годов: после, т. е. первых основателей движения 26 июля, но до массы рабочих и крестьян, присоединившихся в начале 1959 года. Таким образом, эти буржуазные — антисоциалистические — силы не имели ни организационного руководства, ни связей с проснувшихся сельских и городских рабочих. Предшествующее присутствие руководства Кастро, идеологически сформированное ранней борьбой рабочих 1930-х годов, гарантировало, что ключевые посты и меры не будут контролироваться буржуазными силами. Последующее вхождение рабочего класса в революционное движение, способствовавшее (и отражавшее) преобразование государственной власти, подорвало положение представителей буржуазии в правительстве. Городские/сельские рабочие стали доминирующей силой в революционном процессе после восстания, свергнувшего Батисту. Последний был лишь одним моментом революционной борьбы, решающее значение которого состояло в том, что он облегчил массовое вооружение рабочего класса , что, в свою очередь, явилось решающим фактором, позволившим свергнуть классовые отношения.

Важность периодизации вхождения различных классов в революционный процесс подчеркивается тем фактом, что многие писатели, стремясь определить классовый характер партии, применяют чрезмерно количественный подход, который преуменьшает детерминацию конкретных социальных сил. В случае с Китаем, например, многие ученые сбрасывают со счетов относительную важность рабочего класса из-за того, что большая часть боевых действий происходила в сельской местности, и того факта, что революционное движение в основном состояло из крестьян. В случае Кубы те же авторы подчеркивают присутствие участников среднего класса в середине-конце 50-х годов как центральную характеристику при определении характера революции, но упускают из виду как более раннюю борьбу рабочего класса, которая установила народное , антикапиталистическая политическая культура и позднее массовое вхождение сельских и городских рабочих в политическое движение. В то время как революционный процесс охватывает множество социальных сил, и время вступления этих сил варьируется от ситуации к ситуации, важно не только подсчитать головы, но и определить качественное положение (мощь) каждой социальной силы внутри движения. Раннее или позднее появление рабочего класса может стать решающим фактором в продвижении революционной партии или движения к свержению капитализма и коллективизации средств производства. В России рабочий класс был центральной силой, инициировавшей и поддержавшей революцию; в Китае она инициировала борьбу и организацию партии; во Вьетнаме оно инициировало борьбу и поддерживало деятельность на второстепенном уровне; на Кубе он создал революционную культуру, которая была жизненно важна для формирования руководства Кастро и впоследствии сыграла центральную роль в решающей социальной борьбе после смены политического режима. Во всех случаях революция носила социалистический характер, потому что борьба рабочего класса оказала глубокое влияние на идеи и практику революционной организации.

РОССИЙСКОЕ КРЕСТЬЯНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ 1905–1907 ГГ.: ЕГО СОЦИАЛЬНЫЙ СОСТАВ И РЕВОЛЮЦИОННОЕ ЗНАЧЕНИЕ* | Прошлое и настоящее

Фильтр поиска панели навигации Прошлое и настоящееЭтот выпускИсторияКнигиЖурналыOxford Academic Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Прошлое и настоящееЭтот выпускИсторияКнигиЖурналыOxford Academic Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

Журнальная статья

Получить доступ

Морин Перри

Морин Перри

Ищите другие работы этого автора на:

Оксфордский академический

Google ученый

Прошлое и настоящее , том 57, выпуск 1, ноябрь 1972 г. , страницы 123–155, https://doi.org/10.1093/past/57.1.123

Опубликовано:

01 ноября 1972 г.

  • Содержание статьи
  • Рисунки и таблицы
  • видео
  • Аудио
  • Дополнительные данные
  • Цитировать

    Cite

    Морин Перри, РОССИЙСКОЕ КРЕСТЬЯНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ 1905–1907 ГГ. : ЕГО СОЦИАЛЬНЫЙ СОСТАВ И РЕВОЛЮЦИОННОЕ ЗНАЧЕНИЕ, Прошлое и настоящее , Том 57, Выпуск 1, 19 ноября72, страницы 123–155, https://doi.org/10.1093/past/57.1.123

    Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

    Закрыть

  • Разрешения

    • Электронная почта
    • Твиттер
    • Фейсбук
    • Подробнее
  • Фильтр поиска панели навигации Прошлое и настоящееЭтот выпускИсторияКнигиЖурналыOxford Academic Термин поиска мобильного микросайта

    Закрыть

    Фильтр поиска панели навигации Прошлое и настоящееЭтот выпускИсторияКнигиЖурналыOxford Academic Термин поиска на микросайте

    Расширенный поиск

    Предварительный просмотр первой страницы статьи PDF

    Закрыть

    Этот контент доступен только в формате PDF.

    © World Copyright: Общество прошлого и настоящего

    © World Copyright: Общество прошлого и настоящего

    Раздел выпуска:

    Статьи

    В настоящее время у вас нет доступа к этой статье.

    Скачать все слайды

    Войти

    Получить помощь с доступом

    Получить помощь с доступом

    Доступ для учреждений

    Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

    Доступ на основе IP

    Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

    Войдите через свое учреждение

    Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

    1. Щелкните Войти через свое учреждение.
    2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
    3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
    4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

    Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

    Войти с помощью читательского билета

    Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

    Члены общества

    Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

    Войти через сайт сообщества

    Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

    1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
    2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
    3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

    Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

    Вход через личный кабинет

    Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

    Личный кабинет

    Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

    Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

    Просмотр учетных записей, вошедших в систему

    Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

    • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
    • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

    Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

    Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

    Ведение счетов организаций

    Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

    Покупка

    Стоимость подписки и заказ этого журнала

    Варианты покупки книг и журналов в Oxford Academic

    Кратковременный доступ

    Чтобы приобрести краткосрочный доступ, пожалуйста, войдите в свой личный аккаунт выше.

    У вас еще нет личного кабинета? регистр

    РОССИЙСКОЕ КРЕСТЬЯНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ 1905–1907 ГГ.: ЕГО СОЦИАЛЬНЫЙ СОСТАВ И РЕВОЛЮЦИОННОЕ ЗНАЧЕНИЕ * — Круглосуточный доступ

    ЕВРО €31,00

    23 фунта стерлингов

    40 долларов США.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *