Эсеры методы политической деятельности – Ответы Mail.ru: методы политической деятельности эсеров

ЕГЭ. История. Термины. Партии. Эсеры

 

Партии. Эсеры

Предвыборный плакат партии эсеров,1917 г.

Название партии

Партия русских социалистов-революционеров — эсеры.

Девиз: « В борьбе обретёшь ты право своё!»

Годы существования

1901-  1921

Социальная база

Численность

Максимальная – 60 тыс. человек в 1905 и до 500 тыс. в 1917, после октября — до 1 млн.

 

 

Лидеры

Программа

Эсеры- продолжатели народничества, суть которого: переход России к социализму, минуя капитализм.

Выступали за

демократический социализм: демократия должна выражаться через представительство организованных производителей благ- профсоюзы и организованных потребителей- кооперативные союзы, а также организованных граждан .

  1. Государственное устройство

Уничтожение самодержавия. Демократическая республика. Парламент + органы самоуправления. Автономия областей. Федерация.

Выбор чиновников

  1. Политические свободы и преобразования

Гражданские свободы

Свобода слова, печати, собраний, союзов

Всеобщее, прямое, тайное, равное избирательное право с 20 лет

Отмена сословий

Равенство всех перед законом

Свобода совести

Отмена цензуры

Неприкосновенность личности и жилища

  1. Национальная политика

Право наций на самоопределение

  1. Аграрный вопрос

  • Отмена частной собственности на землю

  • Социализация земли: передача её общине без права выкупа земли, превращение земли в общенациональное достояние.

  • Уравнительно-трудовой принцип распределения земли

  1. Рабочий вопрос

  • Государственное соцстрахование

  • Рабочий день- 8 часов

  • Установление минимальной заработной платы. Повышение зарплаты

  • Запрет сверхурочных работ

  • Ограничение женского и детского труда

  • Активная защита прав рабочих профсоюзами

Методы и средства борьбы

Сочетание легальных методов с нелегальными — насильственными, прежде всего индивидуальным террором.

«Боевая организация», во главе — Е.Ф.Азеф (в 1908г. разоблачён как провокатор). Убийство: В.К.Плеве — министра внутренних дел, Н.М.Богдановича- уфимского губернатора, великого князя Сергея Александровича.

Деятельность после Февральской и Октябрьской революции 1917 года

  • Партия составляла большинство ( вместе с меньшевиками) в Петроградском Совете рабочих и солдатских депутатов.

  • Выступала за поддержку Временного правительства, коалицию с буржуазными партиями

  • В состав Временного правительства входили эсеры: А.Ф.Керенский, В.М.Чернов и др.

  • Октябрьскую революцию большинство эсеров не приняло, партия раскололась.

Печатный орган

  • Газета «Дело народа»

  • Газета «Революционная Россия»

  • Газета «Знамя труда»

  • Журнал «Вестник русской революции»

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

 

 

poznaemvmeste.ru

рсдрп и эсеры, их программы и тактика.

Представители интеллигенции стали той социальной базой, на основе которой в конце XIX начале XX в. формировались радикальные политические партии: социал-демократов и эсеров. Они оформились раньше либерально-оппозиционных партий, так как признавали возможность использования нелегальных методов борьбы, а либералы стремились действовать в рамках существовавшей политической системы.

Первые социал-демократические партии начали возникать в 80-90-х годах XIX в. в национальных районах России: Финляндии, Польше, Армении. В середине 90-х годов в Петербурге, Москве и других городах образовались «Союзы борьбы за освобождение рабочего класса». Они установили связь с бастующими рабочими, но их деятельность была прервана полицией. Попытка создать Российскую социал-демократическую рабочую партию на съезде 1898 г. не имела успеха. Ни программа, ни устав не были приняты. Делегаты съезда были арестованы.

Новая попытка сплотиться в политическую организацию была предпринята Г.В. Плехановым, Ю.О. Цедербаумом (Л. Мартов), В.И. Ульяновым (Ленин) и др. С 1900 г. они начали издавать за границей нелегальную политическую газету «Искра». Она объединила разрозненные кружки и организации. В 1903 г. на съезде в Лондоне были приняты программа и устав, оформившие образование Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП).

В программе предусматривалось два этапа революции. На первомпрограмма минимумреализация буржуазно-демократических требований:ликвидация самодержавия, введение 8-часового рабочего дня и демократических свобод.На втором —программа максимумосуществлениесоциалистической революциии установление диктатуры пролетариата.

Однако идейные и организационные разногласия раскололи партию на большевиков (сторонников Ленина) и меньшевиков (сторонников Л. Мартова). Большевикистремилисьпревратить партию в узкую организацию профессиональных революционеров. Введение в программу идеи диктатуры пролетариата обособило их от других общественно-демократических течений. В понимании большевиков диктатура пролетариата означала установление политической власти рабочих для построения социализма и в будущем бесклассового общества.Меньшевикине считали Россию готовой к социалистической революции,

выступали против диктатуры пролетариата и предполагали возможность сотрудничества со всеми оппозиционными силами. Несмотря на раскол, РСДРП взяла курс на разжигание рабоче-крестьянского движения и подготовку революции.

Программа: Они были за самоопределение наций. Россия –демократическая республика.Диктатура пролетариата. Рабочий вопрос: 8-часовой рабочий день, отмена штрафов и сверх работ. Аграрный вопрос: возврат отрезков, отмена выкупных платежей, национализация (Ленин)/ муниципализация (Мартов). Опора на студентов. Революционные методы, склонность к террору, «грабь награбленное».

Партия социалистов-революционеров (эсеров) сложилась в 1902 г. на основе объединения неонароднических кружков. Рупором партии стала нелегальная газета «Революционная Россия». Своей социальной опорой эсеры считали крестьян, однако состав партии был преимущественно интеллигентским. Лидером и идеологом эсеров был В.М.

Чернов. В их программе предусматривалась экспроприация капиталистической собственности и реорганизация общества на коллективных, социалистических началах, введение 8-часового рабочего дня и демократических свобод. Главная идея эсеров заключалась в «социализации земли«, т.е. уничтожении частной собственности на землю, передачи ее крестьянам и разделе между ними по трудовой норме. Тактикой борьбы эсеры избрали террор. Путем террора эсеры пытались разжечь революцию и устрашить правительство.

Программа партии эсеров выдвигала широкий перечень демократических преобразований: свободу совести, слова, печати, собраний и союзов, свободу передвижений, неприкосновенность личности и жилища; обязательное и равное для всех общее и светское образование за государственный счет; полное отделение церкви от государства и объявление религии частным делом каждого; уничтожение армии и замена ее народным ополчением.

Отдельные положения программы касались будущего политического устройства России. Предусматривалось установление

демократической республики с широкой автономией областей и общин; признание права наций на самоопределение; прямое народное законодательство; выборность, сменяемость и подсудность всех должностных лиц; всеобщее и равное избирательное право для всякого гражданина не моложе 20 лет при тайной подаче голосов.

В экономической части программы эсеров намечалось решение рабочего вопроса: охрана духовных и физических сил рабочего класса, введение 8-часового рабочего дня, установление минимального размера оплаты труда, создание на каждом предприятии фабричной инспекции, избираемой рабочими и следящей за условиями труда и исполнения законодательства, свободы профсоюзов и др.

Оценивая Россию как аграрную страну, в которой преобладало крестьянское население, эсеры признавали, что главным вопросом грядущей революции явится аграрный вопрос. Решение его они видели не в

национализации всей земли после революции, а в ее социализации, то есть в изъятии ее из товарного оборота и обращения из частной собственности отдельных лиц или групп в общенародное достояние. Однако уравнительный принцип землепользования находился в прямом противоречии с реальной действительностью, поскольку исходя из потребительской нормы невозможно было определить наличные потребности в земле в разных районах страны, так как потребности крестьянских хозяйств были различны. В действительности никакого равенства в техническом оснащении крестьянских хозяйств не существовало.

Эсеры были уверены в том, что их социализация построена на психологии крестьянства, на давних его традициях, и она являлась гарантией развития крестьянского движения по социалистическому пути. При всех утопических издержках и отклонениях в сторону реформизма программа партии эсеров носила революционно-демократический, антипомещичий, антисамодержавный характер, а «социализация земли» представляла несомненное открытие эсеров, прежде всего В.М. Чернова, в области революционно-демократических аграрных преобразований. Их осуществление открыло бы путь к развитию фермерского крестьянского хозяйства.

Тактика эсеровских партий отражала настроение мелкобуржуазных слоев; неустойчивость, колебания, непоследовательность. Они активно поддерживали террор, что отличало их от других партий.

studfiles.net

Политическая доктрина партии Эсеров — курсовая работа



СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПАРТИИ ЭСЕРОВ

1.1 Народнические идеи

1.2 Новая партия эсеров

ГЛАВА 2 ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ ПАРТИИ ЭСЕРОВ

2.1 Идеи эсеров

2.2 Партия эсеров в 1917г

ГЛАВА 3 ЛЕВЫЕ ЭСЕРЫ

3.1 Раскол партии

3.2 Восстания левых эсеров

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


ВВЕДЕНИЕ

 

Судьба России в первой четверти XX в. в значительной степени была определена итогами глобального противостояния государства и общества, полного взаимного недоверия и нетерпения, проявившегося в том числе в напряженной и драматичной борьбе, которая развернулась между консервативными, либеральными и социалистическими силами. Партия социалистов-революционеров, будучи крупной по численности и значению среди российских политических партий и групп, в этот исторический период играла одну из ведущих ролей.

Она официально заявила о себе в 1901 г. и прекратила существование в начале 1920-х годов. Активная деятельность эсеров в эмиграции продолжалась до начала 1930-х гг., а их нью-йоркская группа закончила свое существование лишь в начале 1950-х гг. в связи со смертью последних апологетов. С уходом в небытие эсеров закончилась история народнического социализма, в течение нескольких лет пленившего значительную часть российского общества.

Путь, предлагавшийся эсерами и основывавшийся на идеях народнического социализма, получил поддержку внушительной, а в 1917 г., пожалуй, преобладающей части российского общества, о чем свидетельствуют итоги выборов в Учредительное собрание. Тем не менее, период после октября 1917 г. стал для ПСР драматичным.

Большевистский этап революции привел эсеров в оппозиционный лагерь, где они играли важную роль. История ПСР в эти годы в полной мере отразила бурный и противоречивый характер революционной эпохи — участие партии в Гражданской войне, репрессии, которым эсеры подвергались и со стороны большевиков, и со стороны белых режимов, многочисленные кризисы и расколы. Вместе с тем социалисты-революционеры были и творцами истории послереволюционной России, разделяя ответственность за многие ее существенные моменты. Целый ряд сюжетов политической и социально-экономической истории России после октября 1917 г. тесно связан с деятельностью Партии социалистов-революционеров. Это относится к процессу формирования политической оппозиции в стране после октябрьских событий в Петрограде; возникновению и эскалации Гражданской войны; складыванию в Советской России однопартийной системы — важного элемента тоталитарного общества. Широко известна роль эсеровских идей в аграрной революции 1917-1918 гг., нельзя отрицать влияние экономической платформы эсеров на смену курса РКП (б) в 1921 году.

Историография ПСР является составной частью общей проблемы, связанной с изучением процесса модернизации России в начале XX в., становления политической жизни, формирования системы политических партий и ее последующей ликвидации. Судьбы эсеров и других представителей российской многопартийности привлекают повышенное внимание современных исследователей. Изменения в общественно-политической жизни, ликвидация идеологических ограничений дали возможность рассматривать деятельность партии эсеров с разных позиций. Идет масштабная переоценка наследия советской историографии, есть все основания считать, что российская историческая наука становится частью мировой. Это дает возможность говорить о новом этапе в развитии отечественной исторической науки.

Все это обуславливает актуальность выбранной нами темы. Целью нашего исследования является анализ политической доктрины партии эсеров. В соответствии с указанной целью, мы ставим следующие задачи:

1. Рассмотреть историю возникновения партии эсеров;

2. Показать политические воззрения партии эсеров;

3. Проанализировать взгляды и деятельность левых эсеров.

Объектом исследования является история России начала ХХ века, а предметом – партия эсеров. Методологическую базу работы составили основные принципы исторического познания: историзм, объективность, ценностный, комплексный и проблемный подход, были применены историко-сравнительный метод, использованы общенаучные методы анализа и синтеза.

Основная часть работы включает 3 главы. В первой рассматривается история возникновения и становления партия эсеров. Во втором разделе показаны политические воззрения партии социалистов-революционеров. В третьем разделе освещаются взгляды и деятельность левых эсеров.

 


ГЛАВА 1 ИСТРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПАРТИИ ЭСЕРОВ

 

 

1.1 Народнические идеи

 

На рубеже XIX—XX столетий в российском революционном движении преобладали марксисты, социал-демократы. Идеи народников, «Народной воли» представлялись уже далёким прошлым, «вчерашним днём». Однако далеко не все революционные группы в России и эмиграции увлекались марксизмом. К 1900 г. на общей волне подъёма революционного движения в России и русской эмиграции возникло несколько новых народнических групп. Немалую роль в их создании сыграла старая народница Екатерина Брешко-Брешковская. Товарищи по партии уважительно называли ее Бабушкой. Всю жизнь эта женщина прожила в борьбе. Она трудилась в крестьянской школе, которую сама основала, организовала ссудо-сберегательные кассы, артели, общества взаимопомощи. Ее обвинили в противоправительственной пропаганде. Потеряв возможность легальной деятельности, она решила действовать нелегально. Брешко-Брешковская оставила мужа и ребенка, чтобы работать на пользу народа. За ее деятельность по «процессу 193-х» была приговорена к 5 годам каторги. Она первая женщина, приговоренная к каторге. т.е. стала политкаторжанкой. Бабушка воодушевляла и вовлекала в движение не только молодёжь, но и своих старых товарищей [4, с. 135].

На рубеже XIX-XX вв. в качестве насущной проблемы в революционном движении встал вопрос об идеологическом обновлении народничества. Основы для такого обновления закладываются исследованиями молодых народников-экономистов А.В. Пешехонова, П.А. Вихляева, К.Р. Качаровского, Б.Н. Черненкова и др., стремившихся доказать, что крестьянские хозяйства устойчивы по своей природе, что деревня тяготеет не к классовому расслоению, а к стабилизации и что в социальном отношении нет принципиальных различий между крестьянином и рабочим, и идеи социализма также доступны сознанию крестьян, как и сознанию рабочих. Главным теоретиком неонародничества стал Чернов, который пытался европеизировать народничество. Он же явился инициатором создания и автором программной статьи Аграрно-социалистической лиги (1900, Париж) народнической эмигрантской организации, поставившей революционную работу в крестьянстве в качестве очередного вопроса российского освободительного движения [22, с. 56].

В 1899 г. в Минске при содействии Брешко-Брешковской, А.И. Бонч-Осмоловского и Г.А. Гершуни возникает  Рабочая партия политического освобождения России (РППОР), включавшая в себя ряд кружков и групп Северо-западного края. В1900 заявила о себе изданием «Манифеста» так называемая «Южная партия эсеров». Этот документ являлся первым программным документом неонародников, в котором предпринималась попытка отойти от трафарета программы «Народной воли». Важную роль в возрождении народнического движения сыграл 30-летний фармацевт Григорий Гершуни. Увлечённый революционно-народническими идеями, Г. Гершуни стал вслед за Е. Брешковской ездить по стране. Но роли их несколько отличались. Под влиянием Брешковской молодёжь объединялась в союзы, как они себя называли, социалистов-революционеров. Г. Гершуни связывал эти группы между собой и постепенно сколачивал из них единую партию социалистов-революционеров. Побывав за границей, он соединил их и с близкой по духу эмиграцией.

 


1.2 Новая партия эсеров

 

К началу 1902 г. процесс возрождения и переосмысления идей народничества в основном завершился. В России возникла новая подпольная партия — социалистов-революционеров, сокращенно записывалось «С-Р-ов», читалось «эсеров». В ней состояло несколько сотен человек. После начала первой русской революции численность партии эсеров резко возросла: от 1,5 тыс. до 65 тыс. человек. 29 декабря 1905 г. в Финляндии на острове Иматра открылся первый съезд партии эсеров. Он продолжался до 4 января. Делегаты приняли программу партии, которая открывалась партийным лозунгом «В борьбе обретёшь ты право своё!». Её стержнем стало отношение к крестьянству, земельный вопрос. Также был утвержден временный организационный устав [21, с. 451].

Ю.Г.Коргунюк, С.Е.Заславский считают, что в сравнении с социал-демократами, объявлявших себя защитниками интересов рабочего класса, социалисты-революционеры (эсеры) придерживались более общего варианта социализма, который в российских условиях неизбежно приобретал заметный «крестьянский» оттенок. Одновременно с учреждением самой партии была создана ее Боевая организация (БО). Ее руководители – Г.А.Гершуни, Е.Ф.Азеф – выдвигали основной целью своей деятельности индивидуальный террор против высших государственных чиновников. Григорий Андреевич Гершуни с юношеских лет был убежденным социалистом, готовым бороться с существующим режимом легально и нелегально. В свободное время принимал деятельное участие в организации культурно-просветительской работы: организовал начальную школу для мальчиков, читал лекции в субботней школе для взрослых. Приобретенные многочисленные знакомства позволили Гершуни начать успешную нелегальную революционную деятельность. Возглавив БО, Гершуни, заражая своим фанатизмом, привлекал молодежь, подбирал тех, кто был способен на террористические акты [11, с. 108].

Азеф Евно Фишелевич являлся одним из лидеров эсеров, а также считается провокатором. Еще, будучи студентом, предложил свои услуги информатора Департаменту полиции. Известность партии обеспечивалась ее террористической деятельностью. Его жертвами в 1902–1905 стали министры внутренних дел (Д.С.Сипягин, В.К.Плеве), губернаторы (И.М.Оболенский, Н.М.Качура и др.), всего 33 губернатора, 7 генералов и т.д. БО находилась в партии на автономном положении, имела свой устав, кассу, явки, адреса, квартиры. ЦК не имел право вмешиваться в ее внутренние дела. Руководители БО – Гершуни (1901 – май 1903 г.) и Азеф (1903 г. – 1908 г.) являлись организаторами партии и самыми влиятельными членами ее ЦК [9, с. 118].

В 1901 – 1903 гг. БО была «рассеянной»: каждый из ее членов проживал отдельно, ожидая вызова для совершения терактов от главы организации. Азеф полностью реорганизовал БО, обновил ее состав, сделал ее компактной, централизованной, строго дисциплинированной. Численность БО колебалась от 10 до 30 человек. За всю историю ее существования через нее прошло свыше 80 человек.  В период Революции 1905-07 совершено до 200 террористических актов. Террор приобрел местный характер благодаря Азефу. Своеобразие эсеровской концепции российской революции заключалось, прежде всего, в том, что они не признавали ее буржуазной. Отрицалась также способность буржуазии стать во главе революции и даже быть одной из ее движущих сил. Для эсеров революция не была и социалистической. На их взгляд, революция не должна была ограничиваться сменой власти и перераспределением собственности в рамках буржуазных отношений, а пойти дальше: пробить существенную брешь в этих отношениях, отменить частную собственность на землю, осуществив ее социализацию. Сферой деятельности БО был террор против высших государственных чинов [23, с. 100].

Когда Азеф возглавил Боевую организацию и принимал участие в подготовке многих террористических актов партии, чем приобрел неограниченное доверие революционеров, то одновременно он же информировал Департамент полиции о товарищах по партии и их планах: в 1905 выдал почти весь состав Боевой организации — 17 человек; предотвратил покушение на Дурново, Николая II и т.д. В 1908 Азеф был разоблачен В.Л. Бурцевым и приговорен ЦК партии к смерти, но скрылся в Германии. В основе программы и всей эсеровской идеологии лежала перенятая у старых народников идея о возможности особого пути России к социализму. Эсеровская партийная программа включала в себя четыре основных блока, содержащих соответственно характеристику тогдашнего капитализма, противостоящего ему международного социалистического движения и, наконец, обоснование конкретной программы этого движения с последовательным изложением пунктов, касающихся всех основных сфер общественной жизни: государственно-правовой, хозяйственно-экономической и культурной. По мнению Валиуллина К.Б., Зариповой Р.К., данная партия «привлекала близкой крестьянам аграрной программой, требованием федеративной республики, традиционной идеологией об особом пути России к социализму и ореолом самоотверженной борьбы с царизмом» [6, с. 210].

 


ГЛАВА 2 ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ ПАРТИИ ЭСЕРОВ

 

 

2.1 Идеи эсеров

 

Из социалистических партий именно эсеры с самого начала утверждали, что Россия отличается от Западной Европы, и потому характер ее революции и путь к социализму будут иными, нежели на Западе. Это они восприняли от своих предшественников народников. Но история показала, что сама по себе социальная философия, лежащая в основе партийной программы, вовсе не достаточна для того, чтобы партия смогла сделать верный выбор в момент революционной катастрофы [24, с. 241].

Оригинальность эсеровского социализма заключалась в теории социализации земледелия. Исходная идея этой теории заключалась в том, что социализм в аграрной стране, сохранившей общинные традиции, должен был начать произрастать раньше всего в деревне. Важнейшей предпосылкой для социализма и органической его формой считались политическая свобода и демократия. В программе говорилось об установлении демократической республики, свободы слова, печати, собраний, совести, союзов, стачек, всеобщего и равного избирательного права для всех граждан, достигших 20-летнего возраста без различия пола, религии и национальности при прямой системе выборов и тайном голосовании, а также пропорционального представительства в выборных органах и прямого народного законодательства в виде референдумов, законодательных инициатив снизу и др. В вопросе о государственном устройстве России эсеры заявляли себя сторонниками Федерации. В центре хозяйственно-экономического раздела эсеровской программы-минимум находилось требование социализации земли, которое означало отмену частной собственности на землю без выкупа, превращение ее не в государственную собственность, а в общенародное достояние без права купли-продажи и передачу всей земли в заведование центральных и местных органов самоуправления. Считая главными предпосылками социализма в России политическую свободу и демократию, они признавали значение массовых движений в их достижении. Земля, считали эсеры, должна перейти не в руки единого собственника — государства, а в руки тысяч крестьянских общин по всей стране. В народе социализацию земли воспринимали как главный лозунг эсеров, их символ. Так же считали и они сами. Целью рабочего законодательства провозглашались охрана духовных и физических сил рабочего класса в городе и деревне, усиление его способности в борьбе за социализм. В качестве конкретных требований выдвигались 8-часовой рабочий день, установление минимальной заработной платы, страхование рабочих за счет государства и хозяев, охрана труда под наблюдением фабричной инспекции, избираемой рабочими, создание профессиональной организации рабочих и их участие во внутренней организации труда на промышленных предприятиях. В области финансовой политики предусматривалось введение прогрессивного налога на доходы и наследства при полном освобождении от налогов мелких доходов, уничтожение косвенных налогов, покровительственных пошлин и всех вообще налогов [1, с. 120].

myunivercity.ru

РСДРП И ЭСЕРЫ, ИХ ПРОГРАММЫ И ТАКТИКА.

Представители интеллигенции стали той социальной базой, на основе которой в конце XIX начале XX в. формировались радикальные политические партии: социал-демократов и эсеров. Они оформились раньше либерально-оппозиционных партий, так как признавали возможность использования нелегальных методов борьбы, а либералы стремились действовать в рамках существовавшей политической системы.

Первые социал-демократические партии начали возникать в 80-90-х годах XIX в. в национальных районах России: Финляндии, Польше, Армении. В середине 90-х годов в Петербурге, Москве и других городах образовались «Союзы борьбы за освобождение рабочего класса». Они установили связь с бастующими рабочими, но их деятельность была прервана полицией. Попытка создать Российскую социал-демократическую рабочую партию на съезде 1898 г. не имела успеха. Ни программа, ни устав не были приняты. Делегаты съезда были арестованы.

Новая попытка сплотиться в политическую организацию была предпринята Г.В. Плехановым, Ю.О. Цедербаумом (Л. Мартов), В.И. Ульяновым (Ленин) и др. С 1900г. они начали издавать за границей нелегальную политическую газету «Искра». Она объединила разрозненные кружки и организации. В 1903г. на съезде в Лондоне были приняты программа и устав, оформившие образование Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП). В программе предусматривалось два этапа революции. На первом программа минимум реализация буржуазно-демократических требований: ликвидация самодержавия, введение 8-часового рабочего дня и демократических свобод. На втором — программа максимум осуществление социалистической революции и установление диктатуры пролетариата.

Однако идейные и организационные разногласия раскололи партию на большевиков (сторонников Ленина) и меньшевиков (сторонников Л. Мартова). Большевики стремились превратить партию в узкую организацию профессиональных революционеров. Введение в программу идеи диктатуры пролетариата обособило их от других общественно-демократических течений. В понимании большевиков диктатура пролетариата означала установление политической власти рабочих для построения социализма и в будущем бесклассового общества. Меньшевики не считали Россию готовой к социалистической революции, выступали против диктатуры пролетариата и предполагали возможность сотрудничества со всеми оппозиционными силами. Несмотря на раскол, РСДРП взяла курс на разжигание рабоче-крестьянского движения и подготовку революции.

Программа: Они были за самоопределение наций. Россия – демократическая республика. Диктатура пролетариата. Рабочий вопрос: 8-часовой рабочий день, отмена штрафов и сверх работ. Аграрный вопрос: возврат отрезков, отмена выкупных платежей, национализация (Ленин)/ муниципализация (Мартов). Опора на студентов. Революционные методы, склонность к террору, «грабь награбленное».

Партия социалистов-революционеров (эсеров) сложилась в 1902г. на основе объединения неонароднических кружков. Рупором партии стала нелегальная газета «Революционная Россия». Своей социальной опорой эсеры считали крестьян, однако состав партии был преимущественно интеллигентским. Лидером и идеологом эсеров был В.М. Чернов. В их программе предусматривалась экспроприация капиталистической собственности и реорганизация общества на коллективных, социалистических началах, введение 8-часового рабочего дня и демократических свобод. Главная идея эсеров заключалась в «социализации земли«, т.е. уничтожении частной собственности на землю, передачи ее крестьянам и разделе между ними по трудовой норме. Тактикой борьбы эсеры избрали террор. Путем террора эсеры пытались разжечь революцию и устрашить правительство.

Программа партии эсеров выдвигала широкий перечень демократических преобразований: свободу совести, слова, печати, собраний и союзов, свободу передвижений, неприкосновенность личности и жилища; обязательное и равное для всех общее и светское образование за государственный счет; полное отделение церкви от государства и объявление религии частным делом каждого; уничтожение армии и замена ее народным ополчением.

Отдельные положения программы касались будущего политического устройства России. Предусматривалось установление демократической республики с широкой автономией областей и общин; признание права наций на самоопределение; прямое народное законодательство; выборность, сменяемость и подсудность всех должностных лиц; всеобщее и равное избирательное право для всякого гражданина не моложе 20 лет при тайной подаче голосов.

В экономической части программы эсеров намечалось решение рабочего вопроса: охрана духовных и физических сил рабочего класса, введение 8-часового рабочего дня, установление минимального размера оплаты труда, создание на каждом предприятии фабричной инспекции, избираемой рабочими и следящей за условиями труда и исполнения законодательства, свободы профсоюзов и др.

Оценивая Россию как аграрную страну, в которой преобладало крестьянское население, эсеры признавали, что главным вопросом грядущей революции явится аграрный вопрос. Решение его они видели не в национализации всей земли после революции, а в ее социализации, то есть в изъятии ее из товарного оборота и обращения из частной собственности отдельных лиц или групп в общенародное достояние. Однако уравнительный принцип землепользования находился в прямом противоречии с реальной действительностью, поскольку исходя из потребительской нормы невозможно было определить наличные потребности в земле в разных районах страны, так как потребности крестьянских хозяйств были различны. В действительности никакого равенства в техническом оснащении крестьянских хозяйств не существовало.

Эсеры были уверены в том, что их социализация построена на психологии крестьянства, на давних его традициях, и она являлась гарантией развития крестьянского движения по социалистическому пути. При всех утопических издержках и отклонениях в сторону реформизма программа партии эсеров носила революционно-демократический, антипомещичий, антисамодержавный характер, а «социализация земли» представляла несомненное открытие эсеров, прежде всего В.М. Чернова, в области революционно-демократических аграрных преобразований. Их осуществление открыло бы путь к развитию фермерского крестьянского хозяйства.

Тактика эсеровских партий отражала настроение мелкобуржуазных слоев; неустойчивость, колебания, непоследовательность. Они активно поддерживали террор, что отличало их от других партий.

В 59.

«Перестройка» в СССР: от частичных преобразований к схеме системы общественного развития. Ликвидация СССР.

Перестройкой называется заключительный этап истории СССР, начавшейся в 1985 г. с проведением реформ Советского Союза.

Государственная промышленность не могла произвести достаточного количества хороших товаров народного потребления. Поэтому предприимчивые люди ещё в хрущёвские времена создали целую «тайную промышленность»: подпольные цехи, в которых изготовлялось все, что необходимо в повседневной жизни. Сеть подпольных предприятий называлась «теневой экономикой».

На апрельском пленуме ЦК КПСС 1985 г. Горбачев выступил и идеей «стратегии ускорения», суть которого состояла в том, чтобы ускорить экономическое развитие страны за счет научно — технической революции.

В 1987 г. на январском пленуме ЦК КПСС были поставлены задачи «дальнейшей демократизации советского общества» и «совершенствования советской избирательной системы», предложено проводить выборы партийных государственных руководителей на альтернативной основе.

Многие критиковали политику гласности, называли выступление журналистов «очернительством». Раздавались требования свернуть программу демократизации, усилить партийный контроль над обществом. Но большинство делегатов конференции всё же поддержало Горбачева и дало согласие на проведение новых, значительно более радикальных реформ.

Борис Ельцин издал указ, в котором назвал членов ГКЧП «изменниками народу, Отчизне и Конституции». Резко улучшилось отношение к Горбачеву.

В ночь на 23 августа участники переворота были арестованы. На улицах Москвы люди пели и танцевали. События августа 1991 года воспринимались многими как «весна российской демократии», еще не омраченная ни серьезным кровопролитием, ни страшными экономическими потрясениями.

Горбачев сложил с себя обязанности генерального секретаря ЦК, поддержав указ Ельцина. Роспуск 19-миллионой партии не вызвал ни одной акции протеста. Исчезновение партии, которая была хребтом советской империи, означало её неизбежный распад.

6 сентября Горбачев признал независимость Литвы, Латвии и Эстонии. Девять республик ещё в марте на референдуме высказались за сохранение Союза. Но уже к концу года положение изменилось. 1 декабря население Украины проголосовало за государственную независимость своей республики. После этого процесс распада стал необратим.

8 декабря 1991 г. главы трех союзных республик — Станислав Шушкевич (Белоруссия), Борис Ельцин (Россия) и Леонид Кравчук (Украина), собравшись в Беловежской пуще, заявили о роспуске СССР и создания Содружества Независимых Государств (СНГ).

В конце 1991г. в состав Содружества вошли и другие республики, за исключением Литвы, Латвии, Эстонии и Грузии.25 декабря 1991г. президент СССР М.С. Горбачев объявил о своем уходе с этого поста. Советский Союз перестал существовать.

После распада СССР в 1991г. в России начались трудные экономические реформ, отменявшие государственную собственность на фабрики, заводы, магазины, издательства. Из-за ухудшения жизненного уровня населения зимой 19991г. по городам прокатывались митинги и демонстрации, участники которых обвиняли во всех бедах лично Президента.

Билет 30

Вопрос 30




infopedia.su

Партия социалистов-революционеров — Коммунистические партии

Партия социалистов-революционеров (ПСР, социалисты-революционеры, эсеры) — крупнейшая мелкобуржуазная партия в России в 1901—22 годах. В ходе развития русского революционного движения партия эсеров проделала сложную эволюцию от мелкобуржуазного революционаризма к сотрудничеству с буржуазией после Февральской революции и фактическому союзу с буржуазно-помещичьей контрреволюцией после Октябрьской революции.

Возникновение. Лидеры

Оформилась в конце 1901 года — начале 1902 года в результате объединения ряда народнических кружков и групп: «Южная партия социалистов-революционеров», «Северный союз социалистов-революционеров», «Аграрно-социалистическая лига», «Заграничный союз социалистов-революционеров» и других. В момент возникновения во главе партии стояли М.А.Натансон, Е.К.Брешко-Брешковская, Н.С.Русанов, В.М.Чернов, М.Р.Гоц, Г.А.Гершуни.

Идеология

В первые годы эсеры не имели общепринятой программы. Их взгляды и требования отражали статьи газеты «Революционная Россия», журнал «Вестник русской революции», сборник «По вопросам программы и тактики». В теоретическом отношении взгляды эсеров — эклектическое смешение идей народничества и ревизионизма (бернштейнианства). В.И.Ленин писал, что эсеры «прорехи народничества… стараются поправить заплатами модной оппортунистической „критики“ марксизма…»[1]

Главной социальной силой эсеры считали «трудовой народ»: крестьянство, пролетариат, демократическую интеллигенцию. Их тезис о «единстве народа» объективно означал отрицание классовых различий между пролетариатом и крестьянством и противоречий внутри крестьянства. Интересы «трудового» крестьянства объявлялись тождественными интересам пролетариата. Основным признаком разделения общества на классы эсеры считали источники извлечения дохода, поставив на первое место отношения распределения, а не отношения к средствам производства, как учит марксизм. Социалисты-революционеры выдвинули идею о социалистическом характере «трудового» крестьянства (сельская беднота и середняки). Отрицая руководящую роль пролетариата в буржуазно-демократической революции, они признавали движущими силами революции демократическую интеллигенцию, крестьянство и пролетариат, отводя главную роль в революции крестьянству. Не понимая буржуазного характера приближающейся революции, эсеры рассматривали крестьянское движение против остатков крепостничества как социалистическое. В Программе партии, написанной В.М.Черновым и принятой на 1-м съезде в декабрь 1905 года — январь 1906 года, содержались требования установления демократической республики, автономии областей, политических свобод, всеобщего избирательного права, созыва Учредительного собрания, введения рабочего законодательства, прогрессивного подоходного налога, установления 8-часового рабочего дня. Основой аграрной программы социалистов-революционеров явилось требование социализации земли, имевшее в условиях буржуазно-демократической революции прогрессивный характер, так как предусматривало ликвидацию революционным путем помещичьего землевладения и передачу земли крестьянам. Аграрная программа эсеров обеспечила им в Революции 1905—07 года влияние и поддержку среди крестьян.

Деятельность партии эсеров

Дореволюционный период

В области тактики социалисты-революционеры заимствовали у социал-демократов методы массовой агитации среди пролетариата, крестьянства и интеллигенции (главным образом среди студенчества). Однако одним из главных методов борьбы эсеров был индивидуальный террор, который осуществляла законспирированная и фактически независимая от ЦК Боевая организация). Основателем и руководителем её с конца 1901 года был Г.А.Гершуни, с 1903 года — Е.Ф.Азеф (оказавшийся провокатором), с 1908 года — Б.В.Савинков.

В 1902—06 годах члены Боевой организации эсеров осуществили ряд крупных террористических актов: С.В.Балмашев убил министра внутренних дел Д.С.Сипягина, Е.С.Сазонов — министра внутренних дел В.К.Плеве, И.П.Каляев — великого князя Сергея Александровича. В ходе Революции 1905—07 годов крестьянские дружины эсеров развернули в деревнях кампанию «аграрного террора»: поджоги усадеб, захват помещичьего имущества, порубки лесов. Боевые дружины социалистов революционеро совместно с дружинами других партий участвовали в вооруженных восстаниях 1905—06 года и «партизанской войне» 1906 года. «Военная организация» эсеров вела работу в армии и во флоте. В то же время социалисты-революционеры были склонны к колебаниям в сторону либерализма. В 1904 году они заключили соглашение с «Союзом освобождения», участвовали в парижской «Конференции оппозиционных и революционных организаций», на которой присутствовали представители только буржуазных и мелкобуржуазных групп.

Участие в Государственной Думе

В 1-й Государственной думе эсеры не имели своей фракции и входили во фракцию трудовиков. Избрание 37 своих депутатов во 2-ю Государственную думу эсеры сочли большой победой революции. Террористическая деятельность во время работы 1-й и 2-й Дум была приостановлена. В Думе социалистов-революционеры колебались между социал-демократами и кадетами. По существу в 1902—07 годах эсеры представляли собой левое крыло мелкобуржуазной демократии. Критикуя утопические теории эсеров, авантюристическую тактику индивидуального террора, колебания между пролетариатом и буржуазией, большевики, ввиду того что эсеры участвовали в общенародной борьбе против царизма, шли, при определённых условиях, на временные соглашения с ними. 3-ю и 4-ю думы социалисты-революционеры бойкотировали, призывая крестьян отзывать своих депутатов, но не получили поддержки масс.

Первый раскол. Партия народных социалистов и союз социалистов-революционеров-максималистов

Мелкобуржуазная сущность обусловила отсутствие внутреннего единства, характерное с момента возникновения для партии эсеров, что привело в 1906 году к расколу. От эсеров отделилось правое крыло, образовавшее партию народных социалистов, и крайне левое, объединившееся в союз социалистов-революционеров максималистов. В период реакции 1907—1910 годов партия социалистов-революционеров пережила тяжёлый кризис. Разоблачение в 1908 году провокации Азефа деморализовало партию, она фактически распалась на отдельные организации, главные силы которых были брошены на террор и экспроприации. Пропаганда и агитация в массах почти прекратились. В годы 1-й мировой войны большинство лидеров эсеров заняло социал-шовинистические позиции.

1907-1910 годы

В годы реакции эсеры почти не вели работы в массах, сосредоточив свои усилия на организации террористических актов и экспроприации. Они прекратили пропаганду социализации земли и в своей политике по отношению к крестьянству ограничивались критикой столыпинского аграрного законодательства, рекомендацией бойкота помещиков и проведения сельско-хозяйственных стачек; аграрный террор был отвергнут.

В период Февральской и Октябрьской революций

Февральская революция пробудила к политической жизни широкие массы мелкой буржуазии. В силу этого влияние и численность партии эсеров резко возросли и достигло около 400 тысяч членов в 1917 году. Социалисты-революционеры и меньшевики получили большинство в исполкомах Петроградского и других Советов рабочих и солдатских депутатов, в Советах крестьянских депутатов, земельных комитетах. Оценивая Февральскую революцию как обычную буржуазную, отвергая лозунг «Вся власть Советам», ЦК партии эсеров выступил в поддержку Временного правительства, в состав которого вошли А.Ф.Керенский, Н.Д.Авксентьев, В.М.Чернов, С.Л.Маслов. Откладывая разрешение аграрного вопроса до созыва Учредительного собрания, открыто перейдя на сторону буржуазии во время июльских дней 1917 года, эсеры оттолкнули от себя широкие массы трудящихся. Их продолжали поддерживать лишь городская мелкая буржуазия и кулачество.

Второй раскол. Партия левых эсеров

Соглашательская политика ЦК партии эсеров привела к новому расколу и выделению левого крыла, которое в декабре 1917 года оформилось в самостоятельную партию левых эсеров.

После Октябрьской революции

После победы Октябрьской революции правые эсеры развернули антисоветскую агитацию в печати, Советах, приступили к созданию подпольных организаций, вошли в «Комитет спасения родины и революции» (А.Р.Гоц и другие). 14 июня 1918 года ВЦИК за контрреволюционную деятельность исключил их из своего состава. В годы Гражданской войны правые эсеры вели вооружённую борьбу против Советской власти, участвовали в организации заговоров и мятежей в Ярославле, Рыбинске, Муроме. Вновь созданная Боевая организация развернула террор против руководителей Советского государства: убийства В.Володарского и М.С.Урицкого, ранение В.И.Ленина 30 августа 1918 года. Проводя демагогическую политику «третьей силы» между пролетариатом и буржуазией, эсеры летом 1918 года участвовали в создании контрреволюционных «правительств»: Комитет членов Учредительного собрания в Самаре, Временное сибирское правительство, «Верховное управление Северной области» в Архангельске, Закаспийское временное «правительство и других. Контрреволюционные позиции заняли эсеры-националисты: украинские эсеры вошли в Центральную раду, эсеры Закавказья поддерживали английских интервентов и буржуазных националистов, сибирские областники сотрудничали с А.В.Колчаком. Выступая летом — осенью 1918 года главными организаторами мелкобуржуазной контрреволюции, эсеры своей политикой расчистили путь к власти буржуазно-помещичьей контрреволюции в лице колчаковщины, деникинщины и других белогвардейских режимов, которые, придя к власти, разогнали «правительства» эсеров.

Третий раскол. Группа «Народ»

В 1919—20 годах в партии эсеров вновь произошёл раскол, вызванный провалом политики «третьей силы». В августе 1919 года часть эсеров — К.С.Буревой, В.К.Вольский, Н.К.Ракитников образовали группу «Народ» и повели переговоры с Советской властью о совместных действиях против Колчака. Крайне правые эсеры Н.Д.Авксентьев, В.М. Зензинов вступили в открытый союз с белогвардейцами.

Ликвидация партии эсеров

После разгрома белых армий эсеры вновь встали во главе внутренней контрреволюции, выступив под лозунгом «Советы без коммунистов» организаторами Кронштадтского антисоветского мятежа, антоновщины, Западносибирского мятежа. В 1922 году, после ликвидации мятежей, партия социалистов-революционеров, потеряв всякую опору в массах, окончательно распалась. Часть лидеров эмигрировала, создав за границей ряд антисоветских центров, часть была арестована. Рядовые эсеры отошли от политической деятельности. Состоявшийся в марте 1923 года в Москве «Всероссийский съезд бывших рядовых членов партии эсеров» принял решение о самороспуске партии и вынес пожелание о вступлении его участников в РКП(б). В мае — июне по стране прошли местные конференции бывших эсеров, подтвердившие решения съезда. Судебный процесс по делу правых эсеров в Москве в 1922 году раскрыл преступления этой партии против рабоче-крестьянского государства и способствовал окончательному разоблачению контрреволюционной сущности эсеров.

ir.spb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *