Есенин маме: Есенин С. — Вспоминает Татьяна Фёдоровна Есенина, мать поэта — (Зап.: 1955г.)

Что мать Сергея Есенина рассказывала о своем сыне

Великий русский поэт Сергей Есенин родился 21 сентября 1895 года в крестьянской семье. Своей матери, Татьяне Федоровне Есениной, поэт посвятил одно из самых известных своих стихотворений «Ты жива еще, моя старушка?». После последней встречи с мамой в 1925 году поэт написал также посвященное ей стихотворение «Все мы бездомники, много ли нужно нам».

Бабушки и дедушки

Родился Сергей Есенин в доме своих бабушки и дедушки по отцовской линии — зажиточных крестьян Никиты и Аграфены Есениных. Этих своих бабушку и дедушку Есенин в последующем практически никогда нигде не упоминал. Возможно, поэт их просто плохо помнил.

Когда Есенину было 3 года, его мать Татьяна Федоровна, поссорившись со свекровью, ушла в дом к своим родителям. Эти бабушка и дедушка Есенина также считались зажиточными крестьянами. Федору Андреевичу Титову (на фото ниже) принадлежало 4 баржи, приносивших ему хороший доход.

Свою дочь Татьяну дед отправил в город на заработки, приказав присылать на внука по 3 рубля в месяц.

Сергея же он оставил у себя. В последующем бабушка и дедушка Титовы воспитывали внука самостоятельно 12 лет.

В доме этих богатых крестьян всегда было много книг. Бабушка Наталья при этом знала множество песен, сказок и религиозных стихов. Считается, что именно эта добрая и ласковая бабушка привила поэту любовь к стихам и начала поощрять его страсть к стихотворчеству.

Воспоминания мамы Есенина

По воспоминаниям матери Есенина, в детстве Сергей любил читать. «Читал он очень много. Иногда мне становилось его даже жалко. Чтобы он не утомлялся, я подходила к нему и пыталась погасить огонь, чтобы он лег спать. Однако Сергей снова зажигал свечу и продолжал читать», — рассказывала Татьяна Федоровна.

После окончания сельской школы в Константиново Есенин получил похвальную грамоту. Учился, по словам Татьяны Федоровны, в детстве поэт очень хорошо.

После окончания четырехлетки родители отправили Сергея на обучение в семилетку. Как рассказывает Татьяна Федоровна, попасть в такую школу в те времена мог не каждый. Учились в семилетке в основном только дети священников и господ. Но поскольку в селе Есенин учился хорошо, в семилетку его приняли.

Уже тогда, по словам матери, Есенин начал писать стихи. После окончания семилетки отец отозвал Сергея к себе в Москву. Здесь он устроил сына на работу конторщиком к своему хозяину Крылову. Эта работа Сергею, по словам матери, не понравилась. Жена Крылова была слишком строгой хозяйкой, и вскорости Есенин перешел в контору к Сытину корректором. По словам матери, Сытину ее сын понравился, поскольку тот также писал стихи.

Крестьяне и стихи

По рассказу матери Сергея, к ней в гости Сергей приезжал каждое лето. Это время Татьяна Федоровна вспоминает с теплотой как очень насыщенное событиями и веселое. По ее словам, Есенин вместе с отцом ходил косить барские луга.

Также поэт очень любил приглашать в дом гостей. Накрыв богатый стол, Есенин всех угощал и, будучи уже известным поэтом, декламировал свои стихи крестьянам.

Также Сергей, по словам его мамы, очень любил приводить в дом случайно встреченных им на улице стариков. Поэт угощал их и расспрашивал о жизни в прошлые времена.

Есенин о матери

Мама поэта в молодости была первой красавицей на селе. Замуж за отца Есенина Александра Никитича ее выдали против воли. Это в последующем сильно сказалось на семейных отношениях пары. Мама Есенина постоянно просила у мужа развод и паспорт. В городе на заработках она даже родила внебрачного ребенка.

Однако развода ей Александр Никитич не дал. Более того, он простил жену и принял ее обратно, что в те времена было редкостью.

О своей матери Есенин зачастую отзывался не слишком лестно. Говорил, к примеру, что морально она для него давно умерла. Также поэт часто вспоминал, как во время его тяжелой болезни мать прямо у него на глазах шила ему саван. Поэт заявлял, что никогда ей этого не простит.

Но в то же время Есенин любил свою мать и писал о ней трогательные стихи, известные сегодня любому школьнику. Сама же Татьяна Федоровна хотя большую часть жизни и относилась к сыну несколько прохладно, также очень любила его. Сестра Есенина вспоминала, что их мама часто потихоньку, пока Сергей не видит, любовалась им и очень им гордилась.

БИМ-БАД Б.М. Есенин, мама и я.

Рейтинг:   / 2

ПлохоОтлично 

Просмотров: 4880

Бим-Бад Б. М.


Анна Ивановна Айдинова (1910-1982)

Мама читала мне Есенина, когда мы шли по улицам. Потом я понял: помещениям мама не доверяла, поскольку стихи Есенина были под государственным запретом и в свое время ее выгнали из комсомола и из института за произнесение вслух «Песни о собаке» в рубежанском общежитии. Для восстановления мамы в химическом институте понадобилось вмешательство Серго Орджоникидзе, близким сотрудником коего был мамин отец. Без комсомола пришлось обойтись, а «Песнь» все равно рвалась из маминого сердца.
Я же был благодарным слушателем: дрожал вместе с незамерзшей гладью воды и аккурат в тот момент, когда собака ошибочно принимала тонкий месяц над хатой за одного из своих щенков, неизменно начинал реветь. Я выл, но тихо, чтобы не привлекать внимания властей.

Как ни ужасна была эта история, но мамина любовь к потаенному Есенину побеждала страх, и, содрогаясь от сострадания, я готов был снова и снова переживать этот кошмар детоубийства и неутешного горя матери-собаки.
Мама читала без надрыва, немного по-заговорщицки, действительно веря поэту. Конечно, мне запомнился текст, и я довольно часто воспроизводил его в памяти. Это было даже удобней — безопасней.
Конспирация нужна была во многом: моя бабушка (с материнской стороны) Зина нелегально проживала в Москве, куда въезд ей был запрещен еще в 1944 году, когда она вернулась из лагеря для членов семей врагов народа. Зина была женой того самого друга Орджоникидзе, который отвечал за анилиновую промышленность, которого арестовали сразу после гибели Серго и, как выяснилось только недавно, тогда же и застрелили. Моя запрещенная бабушка жила у своих запрещенных друзей, квартиру которых я хорошо помню, поскольку мы с мамой раз в неделю посещали там бабушку. Всегда было боязно заходить в подъезд, но и оглядываться небезопасно.
В комнате с занавешенными окнами на кровати всегда лежал больной сердцем хозяин этой квартиры — запрещенный Ян. Как-то он попросил меня прочитать запрещенную «Песнь о собаке» и слушал вместе со своей женой, моей ограниченной в правах мамой и моей запрещенной бабушкой. Это было, наверное, в 1949 или даже в 1950 году; до оттепели оставались годы и годы… Я старался подражать маминому стилю.
Еще мама позволила мне с ее голоса разучить есенинское «Все живое особой метой…». Думаю, оно повлияло на мое первое стихотворение, о коем, впрочем, речь впереди, поскольку это отдельная история. Тогда же, в детстве, мама с помощью Есенина приоткрыла мне мое будущее:

…И теперь вот, когда простыла

Этих дней кипятковая вязь,
Беспокойная, дерзкая сила
На поэмы мои пролилась.

…Как тогда, я отважный и гордый,
Только новью мой брызжет шаг…
Если раньше мне били в морду,
То теперь вся в крови душа.

И уже говорю я не маме,
А в чужой и хохочущий сброд:
«Ничего! Я споткнулся о камень,
Это к завтраму все заживет».

Так вот оно как… Эти мои теперешние дни простынут, мамы уже не будет, а будут чужие и хохочущие люди, и надо будет делать вид, что ты еще только ранен! Как сказал бы Блок, «притворяться непогибшим».
Читала мамочка еще из «Персидских мотивов», и «Письмо матери», и «Цветы мне говорят — прощай…». Так что ко времени реабилитации Есенина де-факто, в эпоху «оттепели», когда выходили его сборники, собрания, открыто пели народные песни на его слова, я был готов декламировать любимые мамой строки Есенина в школе и делал это неоднократно.
А потом пошли субъективные открытия объективной гениальности Сергея Александровича, его прорывов в тайны стиха и философии, и, главное, — в благоговение перед жизнью. Да, много дум он на земле продумал!

Упиваясь мощью его духа, я благодарю мою бедную и красивую мамочку за открывшийся с ее подачи таинственный, древний и новый, мир Сергея Есенина.

«Так испуганно в снежную выбель
Заметалась звенящая жуть.
Здравствуй ты, моя черная гибель,
Я навстречу к тебе выхожу!»

«Жизнь — обман с чарующей тоскою,
Оттого так и сильна она,
Что своею грубою рукою
Роковые пишет письмена».

«Я вижу — в просиничном плате,
На легкокрылых облаках,
Идет возлюбленная Мати
С Пречистым Сыном на руках.

Она несет для мира снова
Распять воскресшего Христа:
«Ходи, мой сын, живи без крова,
Зорюй и полднюй у куста».

И в каждом страннике убогом
Я вызнавать пойду с тоской,

Не помазуемый ли Богом
Стучит берестяной клюкой».

Открытие Есенина продолжается.

6 марта 2008 года
http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=685&binn_rubrik_pl_articles=174


Борис Михайлович БИМ-БАД (р. 28.12.1941, Илецкая Защита, Оренбургской обл.) — российский педагог, действительный член (академик) Российской академии образования, доктор педагогических наук (1994). Окончил МГПИ (1964). С 1965 г. на педагогической работе. С 1968 г. в системе АПН. Один из организаторов и ректор «Российского открытого университета», преобразованного позже в «Университет Российской академии образования». Разработал учебное пособие по всеобщей истории педагогики. Один из инициаторов развития современных исследований по педагогической антропологии и автор учебного пособия по этому курсу для студентов педагогических учебных заведений.

Social Like

  • < Назад
  • Вперёд >
Добавить комментарий

Антикварная фигура Бюст Е.Есенина. Оригинальная настольная фигурка

  • Нажмите, чтобы увеличить

Звездный продавец

Star Sellers имеют выдающийся послужной список в обеспечении отличного обслуживания клиентов — они постоянно получали 5-звездочные отзывы, вовремя отправляли заказы и быстро отвечали на любые полученные сообщения.

| 362 продажи |

5 из 5 звезд

Редкая находка

Цена: €37,36

Первоначальная цена: 40,17 €

(Скидка 7%)

Загрузка

Доступен только 1

Распродажа заканчивается через 31 час.

НДС включен (где применимо)

Продавец звезд. Этот продавец неизменно получал 5-звездочные отзывы, отправлял вовремя и быстро отвечал на любые полученные сообщения.

Исследуйте другие похожие поисковые запросы

Внесен в список 24 декабря 2022 г.

Сообщить об этом элементе в Etsy

Выберите причину… С моим заказом возникла проблемаОн использует мою интеллектуальную собственность без разрешенияЯ не думаю, что это соответствует политике EtsyВыберите причину…

Первое, что вы должны сделать, это связаться с продавцом напрямую.

Если вы уже это сделали, ваш товар не прибыл или не соответствует описанию, вы можете сообщить об этом Etsy, открыв кейс.

Сообщить о проблеме с заказом

Мы очень серьезно относимся к вопросам интеллектуальной собственности, но многие из этих проблем могут быть решены непосредственно заинтересованными сторонами. Мы рекомендуем связаться с продавцом напрямую, чтобы уважительно поделиться своими проблемами.

Если вы хотите подать заявление о нарушении прав, вам необходимо выполнить процедуру, описанную в нашей Политике в отношении авторских прав и интеллектуальной собственности.

Посмотрите, как мы определяем ручную работу, винтаж и расходные материалы

Посмотреть список запрещенных предметов и материалов

Ознакомьтесь с нашей политикой в ​​отношении контента для взрослых

Товар на продажу…

не ручной работы

не винтаж (20+ лет)

не ремесленные принадлежности

запрещены или используют запрещенные материалы

неправильно помечен как контент для взрослых

Пожалуйста, выберите причину

Расскажите нам больше о том, как этот элемент нарушает наши правила. Расскажите нам больше о том, как этот элемент нарушает наши правила.

Сергей Есенин. Автобиография | Музей Сергея Есенина в Ташкенте

Музей Сергея Есенина в Ташкенте

Ру  | Уз | EN

Сергей Есенин. Автобиография
(Перевод с русского Алека Вагапова)

Я родился в селе Константиново Кузьминского района Рязанской области 21 октября 1895 года.

В возрасте двух лет меня отправили на воспитание в состоятельная семья моего деда по материнской линии, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми я провел почти все детство. Мои дяди были озорными и дерзкими.

Когда мне было три года, меня посадили на лошадь без седла и заставили бежать галопом. Помню, я был напуган как сумасшедший и крепко держался за холку. Потом меня научили плавать. Один из моих дядей (дядя Саша) взял меня на лодку, отплыл от берега, раздел меня и бросил, как щенка, в воду. Я работал руками неловко, и пока я барахтался, размахивая руками, он все кричал: «Негодяй проклятый! Ни на что ты не годен!». «Проклятый негодяй» — ласковое прозвище, которое он использовал.

Когда мне было восемь лет, другой мой дядя использовал меня как охотничью собаку, заставляя плавать за подстреленными им утками. Я хорошо лазила по деревьям. Среди соседских мальчишек я был известен как наездник и большой боец, потому что у меня всегда были царапины на лице. Моя бабушка была единственной, кто упрекал меня за то, что я такой непослушный, в то время как мой дедушка иногда натравливал меня на кулачные бои и часто говорил бабушке: «Не трогай его, ты, дура, он так вырастет крепким и сильным». !». Бабушка любила меня беззаветно, и нежность ее была безгранична. По субботам меня мыли, подстригали ногти и намазывали маслом волосы, потому что иначе мои кудрявые волосы нельзя было расчесать. Но масло мало помогло. Я бы кричал, как сумасшедший, и до сих пор испытываю некоторое отвращение и отвращение к субботам.

Так прошло мое детство. Когда я немного подрос, из меня хотели сделать сельского учителя, поэтому меня отдали в церковно-приходское училище с прицелом на поступление в Московский педагогический институт. К счастью, этого не произошло.

Стихи писать начала рано, может, лет в девять, но сознательное творчество началось, думаю, лет в 16-17. Некоторые из моих стихов того периода можно найти в журнале «Радуница».

Когда мне было восемнадцать, я разослал свои стихи в разные журналы и был удивлен тем, что они отказались их публиковать, поэтому я отправился в Санкт-Петербург. Там меня тепло встретили. Первый человек, которого я увидел, был Блок, второй — Городецкий. Глядя на Блока, я весь вспотел, потому что впервые видел живого поэта. Городецкий познакомил меня с Клюевым, человеком, о котором я никогда раньше не слышал. Мы с Клюевым, несмотря на кажущуюся раздорность и несогласие между нами, очень подружились.

Примерно в это же время я поступил в Шанявский университет, где проучился полтора года, а потом вернулся в свою деревню.

В университете познакомился с поэтами Семеновским, Наседкиным, Колколовым, Филипченко. Из поэтов мне больше всего нравились Блок, Белый и Клюев. Белый дал мне много в плане формы, а Блок и Клюев научили меня лирике.

В 1919 году мы с друзьями опубликовали манифест имажинизма. Это была формальная школа, которую мы хотели создать. Но оно не имело основания и умерло само по себе, оставив истину за ограниченным образом.

Я бы с радостью отказался от многих своих религиозных стихов, но они важны как путь поэта к революции.

Когда мне было восемь лет, моя бабушка стала возить меня по разным монастырям и благодаря ей у нас были самые разные странники и паломники. Они пели всевозможные религиозные песни. Дедушка был полной противоположностью. Он был пьяницей. Он всегда устраивал какие-то незамужние браки.

После того, как я покинул свою деревню, я должен был понять свой образ жизни.

Во время революции я был на стороне Октября, но принял его по-крестьянски. В смысле формального развития я все более и более тоскую по Пушкину.

Что касается остальных моих личных данных, то они есть в моих стихах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *