Жизнь и смерть Ермака Тимофеевича
Легендарный казачий атаман отважился воевать с ханом Кучумом в не самое, мягко говоря, подходящее время. Тогда Россия вела войну со Швецией, а на южных рубежах обстановка была далека от мирной. Но Ермак отправился в Сибирь, чтобы завоевать ее и, как оказалось, остаться там навсегда.
Кто такой?
Интересно то, что историки до сих пор так и не могут со стопроцентной уверенностью сказать, откуда родом Ермак Тимофеевич. Одни исследователи утверждают, что покоритель Сибири появился на свет в одной из станиц на Дону, вторые противопоставляют им Пермь. Третьи — за городок на Северной Двине.
Происхождение Ермака — до сих пор загадка для историков
Более того, краеведы Архангельской области уверены, что Ермак является уроженцем либо Виноградовского района, либо Красноборского, либо Колтласского. И в пользу каждого они приводят свои весомые доводы. Так, например, в последних двух районах верят, что Ермак Тимофеевич именно там готовился к своему походу. Ведь есть на территории районов и Ермаков ручей, и Ермакова гора, и лестница, и даже колодец, в котором якобы утоплены сокровища.
Ермак Тимофеевич
В общем, точное место рождения казачьего атамана до сих пор так и не обнаружено. Впрочем, сейчас все больше историков склонно считать, что наиболее реалистичная версия — это городок на Северной Двине. Ведь в краткой сольвычегодской летописи об этом говорится прямым текстом: «На Волге казаки, Ермак атаман, родом з Двины з Борку… разбили государеву казну, оружие и порох и с тем поднялись на Чусовую».
По собственному желанию
В многочисленных источниках о Сибирском походе Ермака прямым текстом говорится, что действовал атаман по прямому приказу Ивана Грозного. Но это утверждение неверно и его можно отнести в категорию «мифы и легенды».
Дело в том, что есть царская грамота 1582 года (ее текст приводит в своей книге историк Руслан Скрынников), в которой царь обращается к Строгановым и требует «под страхом большой опалы» во что бы то ни стало возвратить атамана и направить его в Пермский край «для оберегания».
Ермак воевал с Кучумом против воли Ивана Грозного
Иван Грозный в самодеятельности Ермака Тимофеевича ничего хорошего не видел. По вполне понятным причинам. Шведы, ногайцы, бунтующие народы в Нижнем Поволжье, а тут еще столкновение с Кучумом. Но Ермаку Тимофеевичу было плевать на геополитические интересы. Будучи человеком смелым, решительным и самоуверенным, он почувствовал, что пришла пора наведаться в Сибирь. И пока российский царь только составлял текст своей грамоты, атаман уже взял столицу хана. Ермак пошел ва-банк и оказался прав.
По приказу Строгановых
В общем-то, Ермак Тимофеевич действовал самостоятельно, ослушавшись приказа царя. Но в последнее время все больше появляется информации о том, что казачий атаман был все-таки человеком, если так можно выразиться, подневольным и отправился в Сибирь с «благословления» Строгановых. Мол, это была их затея. Кстати, такого же мнения придерживался и Иван Грозный, поскольку ни подтвердить это и не опровергнуть Ермак не успел. Потомки тех самых Строгановых лишь подлили масла в огонь спора историков своими попытками доказать причастность их предков к покорению Сибири. На деле же все не так просто и ясно.
Дело в том, что Строгановы были хорошо осведомлены о войсках Кучума. Поэтому отправлять пятьсот казаков, пусть даже под командованием могучего Ермака, на войну с несколькими тысячами монголов — чистое самоубийство.
Вторая причина — это «блуждающий» татарский царевич Алей. Он постоянно ходил по лезвию ножа, угрожая землям Строгановых. Ведь Ермак однажды выбил его войско с территории Чусовых городков, а Алей после этого ураганом прошелся по Соли Камской.
Завоевание Сибири стало продолжением хаотичного движения на восток
По утверждениям самих казаков, они решили отправиться в Сибирь именно после победы на Чусовой. Ермак Тимофеевич понял, что звезды сошлись как никогда удачно и нужно действовать быстро и решительно. Ведь Кашлык — столица Кучума была отрыта и незащищена. И если промедлить, то армия Алея сумеет собраться и прийти на помощь.
Так что Строгановы здесь не причем. Завоевание Сибири стало, своего рода, продолжением хаотичного движения на восток, где «дикое поле» требовало освоения и изгнания оттуда татар.
Кто покорял Сибирь?
Вызывает интерес и национальный состав завоевателей Сибири. Как известно, на противостояние татарском хану отправилось пятьсот сорок человек. По документам Посольского приказа их всех смели в одну кучу, назвав «волжскими казаками». Но это не совсем верно. Ведь по рассказам тех же участников похода, среди них было много выходцев из различных мест России. Просто тогда еще казаки не успели обособиться и стать Яицкими или Донскими.
В том же Посольском приказе есть сведения, где говорится о том, что Ермак собрал под своим началом казаков терских, донских, волжских и яицких. А по месту происхождения им давали соответствующие прозвища. Например, был атаман Мещеряк из Мещер.
Василий Суриков «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем«
Интересно и то, что со временем Ермак, как и его отряд оброс огромным количеством мифов и легенд. Так, например, иной раз можно встретить упоминания о разбойничьих нападениях казаков. То их было чуть ли не пять тысяч, и они терроризировали огромную территорию на Оке. Потом казаков уже более семи тысяч, и они разбойничали на Волге. А есть даже легенда, что атаман задумывал вторгнуться в Персию.
Но при этом сам Ермак выступал в роли народного заступника. В общем, он был тем, кем впоследствии в народном сознании станет Степан Разин.
Гибель атамана
Со смертью Ермака Тимофеевича тоже не все гладко и понятно. От самого факта — его гибель — только это и осталось. Все остальное — не более чем выдумка и красивая история. Что же произошло на самом деле, никто не знает. Да и вряд ли когда-нибудь узнает.
Так, например, красивая легенда о кольчуге. Мол ее подарил Ермаку Иван Грозный. И из-за нее атаман-то и погиб, просто утонув из-за большого веса обмундирования. Но на деле нет ни одного документа, который бы фиксировал факт подарка. Зато есть грамота, в которой говорится о том, что царь пожаловал атаману золото и сукно. А заодно приказал вернуться в Москву, когда приедет новый воевода.
Историкам неизвестно, как погиб Ермак
Но Ермак погиб в ночной схватке. Скорее всего, его ранили одним из первых, поскольку у татар была традиция — стрелять из луков по командирам. Кстати, до сих пор жива легенда, в которой рассказывается, что татарский богатырь Кутугай сразил Ермака копьем.
После такого тяжелого удара атаман Мещеряк собрал оставшихся в живых воинов и принял решение о возвращении на Родину. Два года казаки являлись хозяевами Сибири, но им пришлось вернуть ее Кучуму. Правда, всего через год там вновь появились русские знамена.
Автор — Павел Жуков.
распечатать Обсудить статью
diletant.media
биография. Казачий атаман, исторический завоеватель Сибири
В народном сознании легендарный покоритель Сибири ― Ермак Тимофеевич — стал в один ряд с былинными богатырями, сделавшись не только выдающейся личностью, оставившей свой след в истории России, но и символом её славного героического прошлого. Этот казачий атаман положил начало освоению бескрайних просторов, простиравшихся за Каменным поясом ― Великим Уральским хребтом.
Загадка, связанная с происхождением Ермака
У современных историков существует несколько гипотез, связанных с историей его происхождения. По одной из них, Ермак, биография которого являлась предметом исследования многих поколений учёных, был донским казаком, по другой ― уральским. Однако наиболее вероятной кажется та, что основана на сохранившемся рукописном сборнике XVIII века, повествующем о том, что род его происходит из Суздаля, где дед был посадским человеком.
Отец же его, Тимофей, гонимый голодом и нищетой, перебрался на Урал, где нашёл прибежище в землях богатых солепромышленников ― купцов Строгановых. Там он осел, женился и вырастил двух сыновей ― Родиона и Василия. Из этого документа следует, что именно так был наречён во святом крещении будущий покоритель Сибири. Сохранившееся же в истории имя Ермак ― лишь прозвище, одно из тех, что было принято давать в казачьей среде.
Годы военной службы
Покорять Сибирские просторы Ермак Тимофеевич отправился, уже имея за спиной богатый боевой опыт. Известно, что на протяжении двадцати лет он вместе с другими казаками охранял южные рубежи России, а когда в 1558 году царь Иван Грозный начал Ливонскую войну, он принимал участие в походе и даже прославился как один из наиболее бесстрашных воевод. Сохранилось донесение польского коменданта города Могилёва лично королю Стефану Баторию, в котором тот отмечает его храбрость.
В 1577 фактические хозяева уральских земель — купцы Строгановы — наняли большой отряд уральских казаков для защиты от постоянных набегов кочевников, возглавляемых ханом Кучумом. Приглашение получил и Ермак. Биография его с этого момента делает крутой поворот ― малоизвестный казачий атаман становится во главе бесстрашных покорителей Сибири, навсегда вписавших свои имена в историю.
В поход на усмирение инородцев
Впоследствии Сибирское ханство старалось поддерживать мирные отношения с государями Российскими и аккуратно выплачивало установленный ясак ― дань в виде шкур пушных зверей, но этому предшествовал долгий и трудный период походов и сражений. В честолюбивые планы Кучума входило вытеснение Строгановых и всех, кто жил на их землях с Западного Урала и рек Чусовой и Камы.
На усмирение непокорных инородцев отправилось весьма многочисленное войско ― тысяча шестьсот человек. В те годы в глухом таёжном краю единственными путями сообщения были реки, и предание о Ермаке Тимофеевиче рассказывает, как плыла по ним сотня казачьих стругов ― больших и тяжёлых лодок, способных вместить до двадцати человек со всеми припасами.
Дружина Ермака и её особенности
Этот поход был тщательно подготовлен, и Строгановы не пожалели денег на покупку самого лучшего по тем временам оружия. В распоряжении казаков было триста пищалей, способных поражать противника на расстоянии ста метров, несколько десятков дробовых ружей и даже испанские аркебузы. Кроме того, каждый струг оснастили несколькими пушками, превратив его, таким образом, в боевой корабль. Всё это обеспечивало казакам значительное преимущество перед ханской ордой, в то время вообще не знавшей огнестрельного оружия.
Но основным фактором, способствовавшим успеху похода, была чёткая и продуманная организация войска. Вся дружина была разделена на полки, во главе которых Ермак поставил наиболее опытных и авторитетных атаманов. Во время боевых действий их команды передавались при помощи установленных сигналов трубами, литаврами и барабанами. Сыграла свою роль и железная дисциплина, установленная с первых дней похода.
Ермак: биография, ставшая легендой
Знаменитый поход начался 1 сентября 1581 года. Исторические данные и предание о Ермаке свидетельствуют о том, что его флотилия, проплыв по Каме, поднялась в верховья реки Чусовой и дальше по реке Серебрянке достигла Тагильских перевалов. Здесь, в построенном ими Кокуй-городке, казаки провели зиму, а с наступлением весны продолжили путь по реке Тагил ― уже по другую сторону Уральского хребта.
Недалеко от устья таёжной реки Туры произошло первое серьёзное сражение с татарами. Их отряд во главе с племянником хана Маметкулом устроил засаду и с берега осыпал казаков тучей стрел, но был рассеян ответным огнём из пищалей. Отбив нападение, Ермак и его люди продолжили путь и вышли в реку Тобол. Там произошло новое столкновение с неприятелем, на этот раз на суше. Несмотря на то что обе стороны понесли значительные потери, татары были обращены в бегство.
Взятие укреплённых вражеских городов
Вслед за этими сражениями последовали ещё два ― битва на реке Тобол вблизи Иртыша и взятие татарского города Карачин. В обоих случаях победа была одержана не только благодаря мужеству казаков, но и в результате незаурядных командирских качеств, которыми обладал Ермак. Сибирь — вотчина хана Кучума — постепенно переходила под российский протекторат. Потерпев поражение под Карачином, хан сосредоточил все усилия лишь на оборонительных действиях, оставив свои честолюбивые планы.
Через непродолжительное время, захватив ещё один укреплённый пункт, дружина Ермака вышла наконец к столице Сибирского ханства ― городу Искеру. Легенда о Ермаке, сохранившаяся с тех давних пор, описывает, как трижды шли казаки на приступ города, и трижды татары отбивались от православного воинства. Наконец, их конница предприняла вылазку из-за оборонительных сооружений и устремилась на казаков.
Это была их роковая ошибка. Оказавшись в поле зрения стрелков, они стали для них прекрасной мишенью. С каждым залпом из пищалей поле боя покрывалось всё новыми и новыми телами татар. В конечном итоге защитники Искера бросились бежать, оставив на произвол судьбы своего хана. Победа была полной. В этом отвоёванном у врагов городе Ермак и его войско провели зиму. Как мудрый политик, он сумел наладить отношения с местными таёжными племенами, что позволило избежать ненужных кровопролитий.
Конец жизни Ермака
Из бывшей столицы Сибирского ханства в Москву была послана группа казаков с донесением о ходе экспедиции, с просьбой о подмоге и богатым ясаком из шкур ценных пушных зверей. Иван Грозный, по достоинству оценив заслуги Ермака, направил в его подчинение значительную дружину, а ему лично даровал стальной панцирь ― знак своей царской милости.
Но, несмотря на все успехи, жизнь казаков проходила в постоянной опасности новых нападений татар. Жертвой одной из них и стал легендарный завоеватель Сибири ― Ермак. Биография его обрывается эпизодом, когда тёмной августовской ночью 1585 года отряд казаков, заночевав на берегу дикой таёжной реки, не выставил часовых.
Роковая небрежность позволила татарам внезапно напасть на них. Спасаясь от врагов, Ермак попытался переплыть реку, но тяжёлый панцирь ― подарок царя — увлёк его на дно. Так закончил свою жизнь человек-легенда, подаривший России бескрайние просторы Сибири.
fb.ru
Кто такой Ермак? — История Сибири
Ерма́к Тимофе́евич (1532/1534/1542 — 6 августа 1585, Сибирское ханство) — казачий атаман, исторический завоеватель Сибири для Российского государства.
Происхождение Ермака в точности не известно, существует несколько версий.
«Родом неизвестный, душой знаменитый», он, по одному преданию, был родом с берегов реки Чусовой. Благодаря знаниям местных рек, ходил по Каме, Чусовой и даже переваливал в Азию, по реке Тагил, пока не забрали служить-казачить ( Черепановская летопись).
Согласно другой версии, являлся уроженцем Качалинской станицы на Дону(Броневский).
Имя Ермака является разговорным вариантом русского имени Ермолай и звучит как его сокращение. Существует также мнение, что «Ермак» — просто прозвище, образованное от названия котла для приготовления пищи.
Фамилия Ермака не установлена, однако в те времена, да и гораздо позже многие русские именовались по отцу или по кличке. Его величали либо Ермаком Тимофеевым, либо Ермолаем Тимофеевичем Токмаком.
Вероятно, Ермак был сначала атаманом одной из типичных для того времени многочисленных и многонациональных по своему составу дружин волжских казаков, промышлявших на торговом пути по Волге грабежом и разбойными нападениями на русские купеческие караваны и на крымских и астраханских татар. Об этом свидетельствуют дошедшие до нас песни и предания донских казаков о Ермаке.
Подтверждением вышеуказанного образа жизни, являются челобитные «старых» казаков, адресованных царю, а именно: соратник Ермака Гаврила Ильин писал, что он 20 лет «полевал» (вел вольную жизнь) с Ермаком в Диком поле, другой ветеран Гаврила Иванов писал, что был «на поле двадцать лет у Ермака в станице» и в станицах у других атаманов.
Ермак участвовал в Ливонской войне, командуя казачьей сотней. Под началом воеводы Дмитрия Хворостинина участвовал в 1581 году в успешном рейде на Литву, дойдя вниз по Днепру до Могилёва. В том же году помогал разблокировать осаждённый Псков, а также участвовал в победе Хворостинина над шведами в битве под Лялицами.
В 1581 году дружина казаков (больше 540 человек), под начальством атаманов Ермака Тимофеевича, была приглашена уральскими купцами Стро
www.sites.google.com
Погиб на р. Иртыш казачий атаман Ермак Тимофеевич :: Издательство Русская Идея
6.08.1585 (19.08). – Погиб на р. Иртыш казачий атаман Ермак Тимофеевич
Поход Ермака
Ермак Тимофеевич (?—6.8.1585), казачий атаман, предводитель похода в Сибирь, положившего начало присоединению Сибири к России и её освоению. О первой половине его жизни ничего достоверно не известно. Фамилия Ермака также не установлена, однако в те времена многие русские именовались по отцу или по кличке. Его величали либо Ермаком Тимофеевым, либо Ермолаем Тимофеевичем. Отважный и разумный, он участвовал во многих боях, изъездив южную степь между низовьями Днепра и Яика, побывал, вероятно, на Дону и Тереке, сражался под Москвой (1571) с Девлет-Гиреем, участвовал в Ливонской войне (1581). Благодаря таланту организатора, своей справедливости и смелости стал атаманом.
О дальнейшем известно, что казаки Ермака грабили купцов и царские караваны на Волге. Но июле 1579 г. промышленник Строганов позвал казаков бросить воровскую жизнь, чтобы охранять его промыслы на Урале от татарских набегов. Откликнулись пять атаманов со своими сотнями – всего 540 волжских казаков во главе с атаманом Ермаком Тимофеевичем и его соратниками Иваном Кольцо, Яковом Михайловым, Никитой Паном, Матвеем Мещеряком. Они прослужили два года у Строгановых.
В июле 1581 г. кучумовский отряд в 700 человек совершил набег на Строгановские городки. Нападавшие были разбиты казаками Ермака. В связи с этим возникла необходимость, чтобы отбить у наглеющих татар охоту новых набегов, преследовать их за Уралом, послать туда отряд «воевать Сибирского салтана».
1 сентября 1581 г. Ермак и его товарищи, имея 840 человек (300 своих ратников дали Строгановы), вооруженных пищалями и пушками, с необходимыми запасами зимней обуви, одежды, продовольствия, снабженные местными проводниками по рекам Сибири и переводчиками с местных языков (татарского, мансийского, хантыйского, пермяцкого), отправились на завоевание Сибирского ханства, один из остатков татаро-монгольской орды.
Ермак был настоящий русский богатырь – отважный, умный; он умел словом побуждать соратников на подвиги – каким и стал поход в 1581 г. на Сибирское царство хана Кучума. Сознавая всю опасность, Ермак со товарищи решили искупить этим походом во славу родной земли свои прежние преступления и постановили соблюдать полную чистоту душевную: «Блуд же и нечистота в них в великом запрещении и мерска, а согрешившего, обмывши 3 дня, держать на чепи», – говорит летописец. Так малый отряд Ермака, творя молитвы, покорял сибирские просторы, вступая в бои против 10.000 воинов Кучума. По преданию, когда казаки однажды плыли мимо противника, осыпавшего их стрелами, то их знамя с образом Спаса само пошло впереди всех по реке Тобол, пока отряд не миновал опасного места.
Чудо со знаменем на р. Тобол. Из Кунгурской летописи (ХVII в.)
Поход отряда Ермака Тимофеевича в Сибирское ханство длился с 1 сентября 1581 г. по 15 августа 1584 г. После первых легких успехов, которые обезпечило преимущество огнестрельного оружия, 26 октября 1582 г. отряды Ермака после ожесточенного сражения заняли столицу ханства Кашлык (или: Искер, Сибирь), где и зазимовали. В 1583 г. Ермак предпринял покорение татарских поселений вдоль Иртыша и Оби. Он взял также столицу хантов Назым. Возвратившись в Кашлык, Ермак дал знать о своих успехах Строгановым и в Москву, послав Царю атамана Ивана Кольцо с подарками (мехами). В своем послании Ермак сообщал, что он победил хана Кучума, пленил его сына и главнокомандующего – царевича Маметкула, захватил столицу ханства, подчинил всех его жителей в населенных пунктах по главным рекам.
Царь Иван Грозный был рад победам казаков, простив им прошлые грехи. Однако небольшие силы Ермака, вынужденного непрерывно воевать в течение двух лет, истощались. Неся неизбежные потери людьми, испытывая нехватку боеприпасов, обуви и одежды, отряды Ермака со временем стали терять боеспособность. Кучум же, откочевавший в недоступные для стругов Ермака верховья рек – Иртыша, Тобола и Ишима, все время следил за всеми его действиями и старался неожиданными нападениями на небольшие русские отряды наносить им урон.
В ночь с 5 на 6 августа 1585 г. погиб и сам Ермак, вышедший с небольшим отрядом в 50 человек по Иртышу и попавший в татарскую засаду. Кучум хитростью выманил их из занятой сибирской столицы и убил спящих. Ермак утонул в Иртыше. Через неделю его тело, выглядевшее как живое, нашли местные жители и похоронили с почетом: «Аще ли жива тя учинили бы себе царя…».
После гибели атамана дух казаков был сломлен, к тому же их оставалось так мало, что воевода Глухов и единственный из оставшихся в живых атаманов Матвей Мещеряк бежали на Русь. Таким образом, через два года после первого «победоносного завоевания» Сибирь была потеряна. Там было восстановлено ханство Кучума.
Второе покорение (1585-1598) было начато в царствование Феодора Иоанновича, сына Иоанна Грозного. Казачья тактика скоропалительных военных походов была изменена на стратегию последовательного строительства на на реках крепостей и оставления в них постоянных гарнизонов – в первую очередь по рекам Туре, Пышме, Тоболу, Тавде, а затем Лозьве, Пелыму, Сосьве, Таре, Кети и, конечно, Оби. Решающая битва с ханом Кучумом в 1598 г. уже не потребовала больших сил…
Поделиться новостью в соцсетях
rusidea.org
Неизвестный Ермак — История и этнология. Факты. События. Вымысел. — LiveJournal
Практически ничего достоверного нет о происхождении Ермака и о его жизни до начала сибирского похода. Официальных документов очень мало. По самым распространённым версиям, его называют Алениным Василием Тимофеевичем или Повольским Ермаком Тимофеевичем.
Есть утверждения о его происхождении с Волги, с Дона, с Урала, даже с Северной Двины. Имени Ермак в русском церковном обряде нет. Только через 36 лет после гибели атамана, в 1621 году, архиепископ Тобольский Киприан стал «кликать вечную память», ежегодное «вселенское поминание» о погибших. И Ермак стал героем народного эпоса и песен.
В 1636 году тобольский дьяк Савва Есипов составил первую сибирскую летопись «О взятии Сибирския земли». Тогда ещё были живы некоторые его соратники. Семён Ремезов, один из первых географов и историков Сибири, «по повелению государя самодержца Петра Алексеевича» нашёл могилу Ермака.
Путаницу внёс академик Герхард Фридрих Миллер, путешествовавший по Иртышу в 1734 году. Он не понял русских слов «прорва» и «перекопь», означавших кратчайший путь для судов, прямую протоку, спрямляющую реку, делавшую петлю. Миллер неправильно указал места гибели и захоронения Ермака. Ссылаясь на него, эту ошибку затем повторили многие другие.
Таким Ермака изображали на многих однотипных портретах конца XVII — начала XVIII веков
В вопросе о личности Ермака ученые до сих пор не пришли к единому мнению. Чаще всего его называют выходцем с вотчин промышленников Строгановых, ушедшим затем «полевать» на Волгу и Дон и ставшим казаком. Другое мнение: Ермак — благородного происхождения, тюркских кровей…
Слово «казак» или, как писали в старину, «козак» — тюркского происхождения. В основе его лежит корень «каза», имеющий двоякий смысл:
1. напасть, гибель, урон, утрата, лишение чего-либо;
2. беда, бедствие, несчастье, злоключение, стихийное бедствие.
Казаками у тюркских народов называли людей, отставших от Орды, обособившихся, ведущих свое хозяйство отдельно. Но постепенно так стали звать и опасных людей, промышлявших разбоем, грабивших соплеменников. Тот факт, что понятие «казачество» зародилось у тюркских народов, может быть подтвержден материалами источников.
В 1538 году московские власти отмечали, что «на поле ходят казаки многие: казанцы, азовцы, крымцы и иные баловни казаки, а и с наших украин казаки, с ними смешавшись, ходят». Заметьте, «с ними смешавшись ходят». Следовательно, национальность для казаков большой роли не играла, главное — образ жизни.
Иван Грозный решил привлечь степную вольницу на свою сторону. В 1571 году он отправил гонцов к донским атаманам, пригласил их на воинскую службу и признал казачество как военную и политическую силу.
В 1579 году польский король Стефан Баторий повел на русскую землю сорокатысячное войско. Иван IV торопливо собрал ополчение, куда вошли и казачьи соединения. В 1581 году Баторий осадил Псков. Русские войска пошли на Шклов и Могилев, готовя контрудар.
Стефан Баторий под Псковом. Ян Матейко, 1872
Комендант Могилева Стравинский спешно сообщил королю о подходе к городу русских полков. Он очень подробно перечислил имена русских воевод. В самом конце перечня значатся: «Василий Янов — воевода казаков донских и Ермак Тимофеевич — атаман казацкий». Шел июнь 1581 года.
В то время атаман Ермак состоял на государевой службе и был хорошо известен противнику.
Тогда же подняли головы и правители Большой Ногайской Орды, кочевавшие за Волгой. Они хоть и признавали себя подданными московского царя, но были не прочь поживиться и похозяйничать на русской земле, когда основные воинские силы сосредоточены на северо-западных границах. Назревал большой набег…
Ивану IV вовремя донесли об этом. В Ногайскую Орду направился посол В. Пепелицын с богатыми дарами для задабривания правящих ханов. Одновременно царь обратился к волжским казакам, чтобы они готовились к отражению набега. У тех с ногайцами были давние счеты. Многие казаки, взятые в плен, попали на невольничьи рынки, а то и просто были замучены.
Когда в августе 1581 года на реке Самаре появился Пепелицын, возвращавшийся из Орды с ногайским послом и 300 всадниками, казаки кинулись на них, не желая знать, для чего те пожаловали на русскую землю.
Ногайцы были изрублены, несмотря на присутствие царского посла, и лишь 25 человек прискакали в Москву и пожаловались Ивану Васильевичу, что казаки порубили их товарищей. Перечислялись имена волжских атаманов: Иван Кольцо, Богдан Барбоша, Савва Болдырь, Никита Пан.
Не желая обострять отношений с Ногайской Ордой, Грозный повелел хватать казаков и казнить их на месте. Но на самом деле то был лишь тонкий дипломатический ход.
Не останавливаясь на описании дальнейших событий, укажем лишь, что имена самого Ермака и его атаманов, участвовавших позже в сибирском походе, были довольно хорошо известны современникам.
Кроме названных выше, в различных сибирских летописях часто упоминаются Матвей Мещеряк, Черкас Александров, Богдан Брязга, Иван Карчига, Иван Гроза. У остальных сподвижников Ермака известны лишь имена без прозвищ, или, как мы сейчас говорим, без фамилий.
Имя или кличка?
Попробуем разобраться с происхождением кличек-прозваний тех, чьи имена сохранила для нас история. Все они делятся по двум признакам — по происхождению или по наиболее типичным чертам характера: Мещеряк — человек, родом из Мещеры; Черкас — выходец из Украины; Пан — уроженец Польши.
А вот как можно «перевести» на современный язык прозвища казачьих атаманов, данные им за какие-то привычки, особенности характера, манеру поведения: Кольцо — человек, не задерживающийся долго на одном месте, говоря сегодняшним языком — «перекати-поле». Скорее всего, необычайно ловкий человек, уходящий от расплаты, неуловимый.
Брязга — от воровского термина того времени — бренчать, брякать. Применяется также к людям, ввязывающимся в ссоры, дрязги. Такая кличка могла быть дана человеку, вечно чем-то недовольному, брюзге.
Карчига — прозвище человека с сиплым голосом. Про такого говорили: «Карчит, как ворон на ели». Болдырь — так в старину звали людей, рожденных от разноплеменных родителей. Например, в Астрахани болдырем мог быть ребенок от брака русского и калмычки, а в Архангельске — от русского и самоедки (ненки) или зырянки и т.п.
Барбоша (от барабошить) — так в Рязанской губернии звали суетливых, суматошных людей; в Вологодской — бормочущих себе под нос, говорящих невнятно; в Псковской — собирающих вздорные слухи и т.п. Вероятнее всего, эту кличку носил человек непоседливый, суматошный. Гроза — суровый, грозный человек.
Главная закавыка — с самим атаманом Ермаком. Его нельзя отнести ни к первой. ни ко второй категории прозвищ. Некоторые исследователи пытались расшифровать его имя как видоизмененное Ермолай, Ермила и даже Гермоген.
Но, во-первых, христианское имя никогда не переиначивалось. Могли применять различные его формы: Ермилка, Ерошка, Еропка, но никак не Ермак.
Во вторых, имя его известно — Василий, а отчество — Тимофеевич. Хотя, строго говоря, в те времена имя человека в соединении с именем отца должно было произноситься как Василий Тимофеев сын. Тимофеевичем (с «ич») могли звать лишь человека княжеского рода, боярина.
Известно и прозвище его — Поволский, то есть человек с Волги. Но мало того, известна и фамилия его! В «Сибирской летописи», изданной в Петербурге в 1907 году, приводится фамилия деда Василия — Аленин: звали его Афанасий Григорьев сын.
Если все это собрать вместе, то получится: Василий Тимофеев сын Аленин Ермак Поволский. Впечатляет!
Попробуем заглянуть в словарь Владимира Даля, чтобы там поискать объяснение слову «ермак». «Ермак» — малый жернов для ручных крестьянских мельниц.
Слово «ермак» несомненно тюркского происхождения. Пороемся в татаро-русском словаре: ерма — прорыв; ермак — канава, размытая водой; ермаклау — бороздить; ерту — рвать, драть. Похоже, что жернов для ручной мельницы получил название от последнего слова.
Итак, в основе слова «ермак» лежит довольно определенный смысл — прорыв, прорва . А это уже довольно точная характеристика. Даже поговорка есть такая: «Прорва, а не человек». Или: «В него все как в прорву».
Но почему Василия Аленина прозвали Ермаком, а не Прорвой, ответить трудно, скорее всего невозможно. Но, собственно, кто доказал, что Ермак Аленин был русским по происхождению? Раз воевал на стороне московского царя, то, значит, сразу и русский?
Ермак. Парсуна.
Возьмем наугад несколько княжеских родов из книги «История родов русского дворянства»: Аганины, Алачевы, Барашевы, Еникеевы, Ишеевы, Кошаевы, Мансуровы, Облесимовы, Сулешевы, Черкасские, Юсуповы и так далее — все это «инородческие» фамилии, выходцы из Золотой Орды, служившие русским царям. А русским в старину, да и сейчас тоже считают того, кто принял православное крещение и сам себя считает русским человеком.
Говоря языком следователя, очень большие сомнения вызывает и фамилия нашего героя — Аленин. То, что с «оленем» она никоим образом не связана, ясно и без пояснений. В русском языке ранее не существовало слов, начинавшихся на букву «а». Арбуз, арба, алыча, аркан — все они имеют происхождение тюркское. Так что и Аленин — фамилия, явно заимствованная все у тех же соседей и наверняка переиначенная на русский манер для более удобного произношения.
Заглянем еще раз в словарь татарского языка: ал — алый, розовый; ала — пегий; алакола — пятнистый; алама — дурной человек; алапай — неопрятный человек; алга — вперед. Как видим, вариантов сколько угодно. И, наконец, аллах или алла — Бог, Божество.
Походят и имена: Али, Алей, Алим. В одной из летописей приводится описание внешности Ермака: «лицом плоск» и «волосом черен», а, согласитесь, для русского человека характерно удлиненное лицо и русые волосы. Странная получается картина — Ермак имеет тюркское происхождение, да и Аленин от того же корня отросток!
Портрет Ермака. С надписью на обороте: «Ермак Тимофеевич. Завоеватель Сибири». Неизвестный художник.
А как же с именем Василий? Имя он мог получить при крещении, а отчество от крестного отца, звавшегося Тимофеем. Это практиковалось на Руси сплошь и рядом, так почему не могло произойти и с нашим героем?
В XVI веке на службу к московскому царю переходили многие князья и мурзы из Казанского, Астраханского, Ногайского ханств. Искали с ним дружбы и князья ханства Сибирского. Чаще всего факты перехода ни в каких документах не фиксировались, а если и была такая запись, то утрачена безвозвратно. А «родственники» у Ермака появились гораздо позже, приписанные знаменитому атаману летописцами, пожелавшими выяснить его родословную.
Само же имя Ермак (или кличка-прозвище) неоднократно встречается в летописях и документах. Так, в Сибирском летописном своде записано, что при закладке Красноярского острога в 1628 году участвовали атаманы тобольские Иван Федоров сын Астраханев и Ермак Остафьев. Возможно, что «ермаками» прозывались весьма многие казачьи атаманы, но лишь один из них стал национальным героем, прославив свое прозвище «взятием Сибири».
В нашем случае самое интересное то, что имя Василий заменено прозвищем Ермак, а фамилия Аленин и вовсе редко употреблялась. Так и остался он в памяти народной как Ермак Тимофеевич — атаман казацкий. А русский народ всегда стремился к краткости и выражению сути: скажет, как печать поставит.
В народном понимании Ермак — символ прорыва, небольшого ручейка, который вековые валуны ворочает, пробивая себе дорогу. Потаенный смысл имени перерос в символ общенародный.
«Татарин Яныш, Бегишев внук, вытаскивает из реки тело Ермака», миниатюра из «Истории Сибирской» С. У. Ремезова
И очень символично, что погиб славный атаман не от стрелы или копья (народный герой не может пасть от руки врага), а в борьбе со стихией — утонул в бурном Иртыше. Кстати, в названии могучей сибирской реки лежит тот же корень, что и в прозвище нашего героя — «ерту»: рвать, ковырять, прорывать.
«Иртыш» переводится как «землерой», рвущий землю. Не менее символичен тот факт, что Ермак Тимофеевич погиб на «ермаке» — на островке, образованном небольшим ручейком, который и зовется у местного населения «ермак».
Тело атамана было обнаружено через восемь дней после гибели под Епанчинскими юртами на Иртыше. Нашёл его внук Яныша Бегиша и извлёк труп из воды «виде одеяна пансыри и разумев не просту бытии», то есть поняв, что это не простой воин.
На Ермаке был подарок царя – кольчуга весом 11,7 кг в виде рубашки из 16 000 колец, с короткими рукавами и литой медной пластиной с двуглавым орлом на правой стороне груди.
Зачем Ермак в Сибирь ходил?
Оказывается, и на этот простой вопрос не так-то легко ответить. Хотя более уместно его сформулировать так: по чьему поучению Ермак двинулся в сибирский поход?
В многочисленных трудах о легендарном герое существуют три общепринятые точки зрения на причины, побудившие казаков совершить поход, в итоге которого огромная Сибирь сделалась провинцией русского государства:
Иван IV благословил казаков, ничем при этом не рискуя;
поход организовали промышленники Строгановы, чтобы обезопасить свои городки от набегов сибирских военных отрядов;
казаки, не спросясь ни царя, ни хозяев своих, пошли в набег «за зипунами», то есть с целью грабежа.
Ни одна из этих причин, рассмотренная в отдельности, не может объяснить мотивы похода.
Инициатива Ивана Грозного отпадает сразу: царь, узнав о походе, отправил Строгановым грамоту с требованием незамедлительно вернуть казаков для обороны городков, которые как раз в это время подвергались нападению отрядов вогульских князей и воинов хана Кучума, возглавляемых его старшим сыном Алеем.
Ермак является к Строгановым.
Версия о Строгановых как вдохновителях похода тоже не годится: отпускать от себя казаков им было невыгодно как с военной точки зрения, так и с экономической. Общеизвестно, что казаки изрядно пограбили их запасы (продовольственные и ружейные), прихватив все, что плохо лежит. А когда хозяева попытались воспротивиться подобному произволу, то им пригрозили «живота лишить».
В Москву жаловаться на самоуправство «охранничков» не побежишь, и волей-неволей Строгановы сделались соучастниками сибирского похода. Но думается, что все-таки против своей воли. Здесь, в крепостях, казаки им были гораздо нужнее, и перспектива «покорения Сибири» им и в голову не приходила.
Куда там горстке казаков тягаться с могущественным ханством! Даже после успешного захвата сибирской столицы набеги со стороны вотульских князей на строгановские вотчины не прекратились.
Самовольный поход казаков «за зипунами» так же сомнителен. Если речь шла о легкой и богатой добыче, то казакам следовало бы по логике вещей отправиться по старой дороге через Урал в Югру, северные земли Приобья, которые давно уже были московскими вотчинами, где не один раз побывали русские ратники.
Ермаку и его дружине не было необходимости искать новую дорогу в Сибирь и идти на верную гибель против хорошо вооруженных воинов хана Кучума. В югорской земле, где и пушнины гораздо больше, местные правители, уже изведавшие силу русского оружия, были бы гораздо сговорчивее.
Так нет, казаки, рискуя собственной головой, упрямо стремятся на Туру, оттуда на Тобол и Иртыш. По дороге захватывают несколько городков, и поживы должно бы хватить на всех, но Ермак приказывает плыть дальше, до самой Сибирской столицы. У атамана иные цели, скорее личные, чем государственные…
Искер — городище хана Кучума.
Но вот взята столица Сибири — Искер. Можно бы с почетом уходить обратно на родину, как это и происходило испокон веку во всех войнах. Противник признает себя побежденным, обязуется платить дань, не воевать с победителем — и на этом все заканчивается.
Но Ермак даже не делает попыток замирения с Кучумом. Проходит одна зима, другая, а он преспокойно плавает по сибирским рекам, приводя к присяге («шерсти») местное население. А, собственно говоря, кто дал ему такое право? Может он царскую грамоту на то имеет? Или он чувствует себя не просто победителем, но… хозяином этой земли?!
Вспомним, с какой неохотой переселялись уже значительно позже русские крестьяне в Сибирь. Тут тебе не земля обетованная, а каждый божий день надо бороться с голодом и холодом. Куда как спокойнее жить на обустроенной земле, где и родни полно, и с питанием не так сложно, да и защита от супостатов имеется. Ведь те же казаки на зиму из Дикого Поля уходили обратно на родину.
А в отряде Ермака какой-то особый народ подобрался, что и домой идти не желает, и смерти не боится. Предположения, что русский мужик мечтал прославиться свершением ратных подвигов, болел за государство, построены на песке…
И еще один интересный момент: на подмогу казачеству в Сибирь посылается воевода князь Семен Болховский, а вместе с ратниками еще два военачальника — хан Киреев и Иван Глухов. Все трое не чета какому-то безродному казацкому атаману! Но нигде в летописях и речи нет о том, чтоб управлять дружиной стал кто-то из них.
А на Руси издавна тот выше по воинскому званию, у кого происхождение знатнее. Так неужели князь Болховский стал бы подчиняться атаману Ермаку?! Правда, к несчастью, князь в первую же зиму умер от голода (или от болезни) в Искере, но двое других остались живы и Ермаку подчинились.
Что-то здесь не так! Вывод напрашивается сам собой: происхождение Ермака Аленина довольно высокое, и он вполне мог быть выходцем из князей сибирской земли, которых затем истребил явившийся из Бухары хан Кучум.
Тогда становится понятным, почему Ермак на этой земле вел себя как хозяин, а не как обычный завоеватель того времени. И личные счеты он сводил с ханом Кучумом, а не с кем-то иным. Кучум был для него врагом номер один. Поход Ермака был направлен на то, чтобы вернуть сибирский престол кому-то из родственников его династии и выдворить из Сибири бухарского завоевателя.
Только этим можно объяснить и тот факт, что местное население не поднялось на борьбу с русскими дружинами — во главе их шел один из родственников сибирских князей, пусть и принявший православную веру, но свой по крови. А Кучум был для них чужаком; как уже не раз отмечалось, имя его в переводе с татарского означает «пришелец», «переселенец», «степняк».
А что Сибирь после похода Ермака стала русской провинцией, так то лишь восстановление исторической справедливости — еще в 1555 году сибирские правители Едигер и Бек-Булат признали себя подданными Москвы и исправно посылали туда дань.
Первоначально признал эту зависимость и хан Кучум, да только потом на свою же голову решил рассориться с Иваном Васильевичем. Что из этого вышло, каждому школьнику известно.
Смена династий на сибирском троне
Именно такой вывод можно сделать, если внимательно прочесть следующий документ из Есиповской летописи:
«Приидоша вестницы ко царю Кучюму и поведаша ему, яко идет на него воинством многим князь Сейдяк Букбулатов сын из Бухарские земли, иже от убиения его крыся тамо, и воспомяну отечество свое и наследие восхоте, и отмстити кровь отца своего Бекбулата хощет».
Далее сообщается, что Кучум «убоялся страхом велием» и, узнав, что от него бежал со своими людьми придворный визирь Карача, «восплакался плачем великим и рече» весьма горькие слова, смысл которых в следующем: кого Бог не милует, того и друзья оставляют, становясь врагами.
Кого Бог не милует… Вероятно, людей, нарушивших его заповеди, проливших кровь законных правителей. Вот в этом то и признался низложенный сибирский правитель.
Обратим внимание, что в летописях ни разу не сообщается об открытом нападении хана Кучума на Ермака и его дружинников, находящихся в Искере. Конечно, это можно объяснить страхом или малыми воинскими силами. Но если бы бывший сибирский хан боялся казаков, то он давно ушел бы из этой земли, а меж тем воинство Ермака таяло буквально на глазах.
Нет, тут действовали иные законы, а не животный страх, который приписывается престарелому хану многими исследователями. И если он, Кучум, испытывал страх, то это был страх перед законным правителем Сибирского ханства.
Последнее сражение Ермака. Рисунок из «Истории Сибирской» С. У. Ремезова.
И все же Кучум решился напасть на Ермака во время их ночевки на Багайском «ермаке». Но необходимо сразу оговориться, что сообщают об этом нападении русские источники, а в преданиях сибирских татар оно рисуется несколько иначе. Да и можно ли верить показаниям людей, бросивших своего атамана, а затем уже излагающих картину боя в выгодном для себя свете?
Побывав на месте гибели легендарного атамана, мне так и не удалось найти место, откуда нападавшие могли бы подкрасться незаметно даже под покровом ночи. В гибели Ермака очень много неясного, и любой следователь наших дней, поручи ему выяснить обстоятельства смерти казачьего атамана, нашел бы массу противоречий в показаниях свидетелей.
Думается, Кучум выбрал ночное нападение, если принять русскую версию последнего боя, не только для внезапности (казаки могли под покровом ночи ускользнуть незаметно для нападающих), а скорее для того, чтобы противник не мог знать, кто напал на них. Кучум боялся встретиться лицом к лицу с Ермаком. А так поступает лишь виновный!
Казаки, ожидавшие возвращения Ермака в Искере, потеряли не просто своего предводителя, но правителя завоеванной страны и «бежаша к Руси», а «град же Сибирь оставивша пуст». Об этом сразу же стало известно сыну Кучума Алею, и он занял ханскую ставку.
Опять вопрос: почему не Кучум, а его сын? Ниже летописец объясняет причину нежелания Кучума вернуться в опустевшую столицу — возвратился князь Сейдяк:
«И собрался со всем домом и с воинскими людьми, и приде ко граду Сибири, и град взят, и царевича Алея и прочих победи и из града изгна. Приемлет же сей отчизну отца своего Бекбулата и тако пребыша во граде».
Итог известен: свергнута династия Шейбанитов вместе с правителем Кучумом и его детьми и воцаряется законная сибирская династия Тайбугинов.
На второе лето после гибели Ермака по Иртышу приплыли к Искеру суда воеводы Ивана Мансурова. Узнав, что город занят законным правителем Сейдяком, русские воины поплыли дальше на север и основали городок у иртышского устья при впадении в Обь. Похоже, что к тому времени в Сибири воцарился мир.
И когда воевода Данила Чулков прибыл на иртышские берега, то никто не помешал ему заложить город Тобольск и столь же спокойно жить совсем неподалеку от старой столицы Сибири. Кучум, который кочует где-то вблизи, не нападает на законного правителя Сибири, а до русских ему, похоже, и дела нет. У Сейдяка, продолжившего традиции своего отца, к русским нет никаких претензий. Мир?
Хан Кучум.
Но сложившееся равновесие решились нарушить не кто-нибудь, а русские поселенцы. Может, самому Сейдяку они и верят, но рядом с ним находится бывший визирь Кучума Карача. Именно он хитростью заманил к себе атамана Кольцо с товарищами и там расправился с ними.
Он обложил зимой казаков в Искере, когда многие умерли с голоду. Такому человеку доверять было никак нельзя. А далее происходит весьма ординарное для того времени событие: князя Сейдяка, Карачу и некоего царевича Казачьей орды Салтана пригласили в «град Тобольск», усадили за стол и предложили испить вина за здоровье присутствующих.
Может, законы ислама не позволяли тем пить хмельное, может, вино оказалось чересчур крепким, но поперхнулись все трое. Это было истолковано как сокрытие злого умысла, и всю троицу повязали, перебив сопровождавшую их охрану. Правда, затем именитых сибирцев отправили в Москву «к великому государю», где их приняли с почестями и пожаловали землями с крепостными.
А что же Кучум? Летописи сообщают, что он и не пытался приблизиться к Тобольску, кочуя вблизи и разоряя поселения местных жителей. Он вел войну с бывшими своими подданными, но не с русскими.
Взяли в плен и отправили в Москву одного за другим его сыновей, да и ему самому неоднократно направлялись грамоты с предложением перейти на русскую службу. Но состарившийся хан гордо ответил, что он «вольный человек» и вольным умрет. Вернуть себе сибирский престол он так и не сумел.
Бегство хана Кучума.
Гибель двух противников — Ермака и Кучума — покрыта некой тайной. Неизвестны могилы их, и лишь предания живут в татарском народе.
Кстати, говоря о могиле Ермака, следует обмолвиться, что, по преданию, похоронили его на Баишевском кладбище «под кудрявою сосной» неподалеку от мавзолея преподобного Хаким-Аты — шейха-проповедника, принесшего ислам на сибирскую землю. Вряд ли мусульмане — а Кучум настойчиво вводил в своем ханстве ислам как государственную религию — допустили бы погребение иноверца рядом с прославленным святым.
Очень много вопросов возникает, когда начинаешь перечитывать сибирские летописи несколько под иным углом зрения, чем было принято ранее. Дело в том, что все летописи писаны русскими авторами, которые героев разводили на две стороны: с одной стороны — русские, с противоположной — татары. И все.
В результате и хан Кучум оказался татарином (хотя никогда таковым не был), и Ермак с его тюркским, по сути, прозвищем-кличкой зачислен в былинные герои земли русской. Героизация пово
hist-etnol.livejournal.com
Ермак Тимофеевич. Покоритель Сибири
Биография Ермака
Содержание статьи:
Ермак Тимофеевич (Тимофеев) (рожд. ок. 1532 г. — смерть 6 (16) августа 1585 г.) – казачий атаман на службе пермских купцов Строгановых, покоривший для России Сибирское царство (ханство), осколок Золотой Орды.
Происхождение
Существует несколько версий происхождения Ермака. По одной из версий, происходил родом из донской казачьей станицы Качалинской. Согласно другой версии, он был родом с берегов реки Чусовая. Так-же есть версия о поморском происхождении Ермака. Считается, что фамилия его Тимофеев, хотя как правило казачий атаман зовется Ермаком Тимофеевичем, или просто Ермаком.
1552 год – Ермак командовал отдельным казачьим отрядом с Дона в войске царя Ивана Грозного в ходе покорения Казанского ханства. Отличился в Ливонской войне 1558–1583 гг., будучи лично известен королю Стефану Баторию.
Станичный атаман
Когда Ермак Тимофеевич возвратился из Ливонии в станицу Качалинскую, казаки избрали его станичным атаманом. В скором времени после избрания он с несколькими сотнями казаков ушел «вольничать» на Волгу, то есть разбойничать на ее берегах. Была разгромлена столица Ногайской орды степной городок Нагайчик. Было это около 1570 г.
Царь поручил очистить Волгу от речных разбойников казанскому воеводе – голове Ивану Мурашкину с несколькими стрелецкими полками, посаженными на речные суда. 1577 год – царский воевода Мурашкин очистил Среднюю и Нижнюю Волгу от разбойной казачьей вольницы. Было разбито и рассеяно немало больших и малых казачьих отрядов. Несколько атаманов взятых в плен было казнено.
Из Москвы на Дон был отправлен царский указ, чтобы Донское войско остановило «разбой» своих казаков, а виновных в этом «воровстве» схватить и отправить под крепкой стражей в столицу на суд. Посланные с Дона гонцы, имевшие при себе решение Войскового круга, нашли отряд Ермака и прочие уцелевшие отряды разбойных казаков на Яике (Урале). Большая часть донцов подчинилась приказу круга и разошлась по своим «юртам», то есть по станицам.
На службе у Строгановых
В отряде атамана Ермака остались те донские и волжские казаки, которые «попали в царскую опалу». Они собрали свой «круг», чтобы решить, как им дальше жить. Принятое решение было таким: с Волги уйти на Каму и поступить на «казачью службу» к богатейшим купцам-солепромышленникам Строгановым. Тем была нужна охрана их огромных владений от набегов сибирских инородцев.
Перезимовав на Сыльве и построив достаточное число легких стругов, казаки (540 человек) весной 1759 г. прибыли к Строгановым в городок Орел. Купцы-солепромышленники «расстарались», то есть сделали все для успешного похода против враждебного Сибирского царства и его правителя Кучума. Атаман Ермак Тимофеевич повел за собой не 540 казаков, а войско в 840 воинов. Строгановы дали триста своих ратников. Примерно треть казаков владела огнестрельным оружием.
Ермак – покорение Сибири
Взяв все необходимое, казаки 13 июня 1579 г. выдвинулись судовой ратью вверх по Чусовой до Тагильского волока. Дальше путь лежал до реки Серебрянки. Волок от устья реки Серебрянки до истоков реки Тагил (Тагиль) – до речки Наровля тянулся почти на 25 верст полного бездорожья. Легкие суда казаки перетащили «на ту сторону Камня», то есть Уральских гор.
К 1580 году дружина атамана Ермака Тимофеевича вышла к Тагилу. В лесном урочище построили походный лагерь для зимовки. Казаки всю зиму «воеваша владения Пелымского хана». 1580 год, май – на старых стругах и вновь построенных судах казаки вышли из Тагила на реку Туру и стали «воевать окрестные улусы». Улусный хан Епанча был разбит в первом же бою. Ермак занял городок Тюмень (Чинги-Тура). Там прошла новая зимовка.
1581 год, весна – идя дальше по реке Туре, в самых ее низовьях смогли одолеть в бою ополчение сразу шести местных князьков. Когда казачья флотилия по реке Туре вышла на просторы гораздо более полноводного Тобола, там они встретили главные силы хана Кучума. «Сибирцы» занимали урочище Бабасан (или Караульный Яр), где река суживалась в высоких, обрывистых берегах. Согласно летописи, реку в этом месте преградили железной цепью.
Командовал ханскими войсками наследник Кучума царевич Маметкул. Когда казачьи струги подошли к речной узкости, на них с берега посыпались стрелы. Атаман Ермак принял бой, высадив часть своей дружины на берег. Другая часть осталась на стругах, обстреливая противника из пушек. Маметкул во главе татарской конницы атаковал высадившихся на берег казаков. Но те встретили кучумовцев «огненным боем».
Судовая рать Ермака двинулась дальше вниз по Тоболу. В скором времени произошло 5-ти дневное столкновение с войском царевича Маметкула. И опять победа казаков была убедительной. По легенде, их воодушевило на бой видение Николая-угодника. Ханское войско во всем своем множестве заняло высокий обрыв на правом берегу Тобола, который назывался Долгим Яром. Течение реки перегородили сваленными деревьями. Когда флотилия казаков подошла к преграде, с берега она была встречена тучами стрел.
Покорение Сибири
Ермак Тимофеевич отвел струги назад и на протяжении 3-х дней готовился к предстоящему сражению. Он пошел на военную хитрость: часть ратников с чучелами, сделанными из хвороста и одетыми в казачье платье, оставалась на стругах, хорошо заметных с реки. Большая часть отряда сходила на берег, чтобы атаковать врага, по возможности, с тыла.
Судовой караван, на котором осталось только 200 человек, двинулся вновь по течению реки, обстреливая из «огненного боя» неприятеля на берегу. А в это время основная часть казачьей дружины зашла ночью в тыл ханскому войску, неожиданно обрушилась на него и обратила в бегство. Вскорости, 1 августа, у озера Тара было разбито войско хана Харачи.
Теперь на пути казаков был Искер. Хан Кучум собрал для защиты своей столицы Искера все имевшиеся воинские силы. Местом для сражения он умело выбрал излучину Иртыша, так называемый Чувашский мыс. Подходы к нему прикрывались засеками. В ханском войске было две пушки, привезенные из Бухары.
Бой 23 октября начался с того, что конный татарский отряд приблизился к стоянке казачьей дружины и обстрелял ее из луков. Казаки разбили противника и, преследуя его, столкнулись с основными силами ханского войска, которым командовал царевич Маметкул. На победном поле брани пало 107 боевых товарищей Ермака, заметно умалив его и без того небольшую казачью рать.
Хан Кучум в ночь на 26 октября 1581 г. сбежал из Искера. В день 26 октября казаки заняли его, назвав городок Сибирью. Он стал главной ставкой атамана Ермака. Остяцкие, вогульские и другие князьки добровольно прибывали в Сибирь и там принимались в подданство русского царя.
Из Сибири (Искера) Ермак сообщил купцам Строгановым о своих победах. В месте с этим начало готовиться посольство («станица») в Москву во главе с атаманом Иваном Кольцо – «бить челом царю царством Сибирским». С ним было отправлено 50 «лучших» казаков. То есть речь шла о присоединении к Русскому государству еще одного (после Казани и Астрахани) «осколка» Золотой Орды.
Карта похода Ермака
Сибирский князь
Царь Иван Грозный сказал покорителям Сибири свое благодарственное слово: «Ермаку с его товарищи и всем казакам» прощались все их прежние вины. Атаману были пожалованы шуба с царского плеча, боевые доспехи, в том числе два панциря, и грамота, в которой самодержец жаловал Ермака титулом Сибирский князь.
1852 год – казаки смогли утвердить власть московского государя «от Пелыма до реки Тобола», то есть во всех областях по течению этих двух больших рек Западной Сибири (в современной Тюменской области).
Но в скором времени гибель двух казачьих отрядов придала беглому хану Кучуму новые силы. Во главе мятежа стал хан Карача. Он со своими отрядами подступил под деревянные стены Сибири. С 12 марта 1854 г. казаки смогли выдержать настоящую вражескую осаду в целый месяц. Но атаман нашел верный выход из действительно опасного положения.
В ночь на 9 мая, в канун святого покровителя казачества Николая-угодника, атаман Матвей Мещеряк с отрядом казаков смог незаметно пробраться через неприятельские караулы и напал на стан хана Карачи. Нападение отличалось и внезапностью, и дерзостью. Ханский стан подвергся разгрому.
Смерть Ермака
Тогда хан Кучум пошел на хитрость, которая ему вполне удалась. Он подослал к Ермаку верных людей, которые сообщили атаману о том, что вверх по реке Вагай движется купеческий караван из Бухары, а хан Кучум их задерживает. Ермак Тимофеевич с небольшим отрядом всего в 50 казаков поплыл вверх по Вагаю. В ночь на 6 августа 1585 г. отряд остановился на отдых в месте слияния Вагая с Иртышом. Уставшие от тяжелой работы на веслах казаки не выставили дозорных. Или, что более вероятно, те попросту уснули в непогожую ночь.
Глубокой ночью конный ханский отряд переправился на островок. Воины Кучума, подкрались к ним незамеченными. Нападение на спящих было неожиданным: немного кто успел схватиться за оружие и вступить в неравную схватку. Из всего казачьего отряда в 50 человек в той резне уцелело лишь двое. Первым был казак, который сумел-таки добраться до Сибири и сообщить печальную весть о гибели товарищей и атамана.
Вторым был сам Ермак Тимофеевич.
Будучи раненным, одетый в подаренную царем тяжелую кольчугу (или панцирь?), он прикрывал отход немногих казаков к стругам. Не сумев взобраться на струг (видимо, он уже оставался в живых только один), Ермак Тимофеевич утонул в реке Вагай. По другой версии, Ермак погиб у самой кромки берега, когда отбивался от нападавших. Но тем не досталось его тело, унесенное в ночь сильным речным течением.
А.Шишов
ред. shtorm777.ru
ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
shtorm777.ru
ЕРМАК ТИМОФЕЕВИЧ — информация на портале Энциклопедия Всемирная история
ЕРМАК ТИМОФЕЕВИЧ — казачий атаман, предводитель похода начала 1580-х годах в Сибирь, положившего начало присоединению Сибирского ханства к Русскому государству.
Часто Ермак Тимофеевич отождествляется с В.Т. Алениным, уроженцем вотчин именитых купцов Строгановых на реке Чусовая. Более основательны версии о том, что он родился близ города Тотьма или в селе Борок на реке Северная Двина. Существует также версия о его происхождении из станицы Качалинской на Дону. Однако ввиду едва ли не повсеместного распространения имени «Ермак» (которое нельзя считать прозвищем) точно установить его происхождение не удаётся. Иногда за настоящее имя Ермака Тимофеевича исследователи принимают другое (Ермолай, Ермил, Еремей, Герман, Тимофей; казаки прозвали его Токмак). Ермака Тимофеевича именовали также «Поволским», скорее всего потому, что он возглавлял отряд волжских казаков (не исключено, что в Самарской Луке). В одной из поздних летописей сохранилось описание Ермака Тимофеевича — «рослый, и видный, и всякой мудрости преисполнен, широколиц», с чёрными волосами и бородой, сутуловат и плечист. Казачий отряд Ермака Тимофеевича длительное время действовал против татар в Поволжье. В 1580 году и 1581 году Ермак Тимофеевич, видимо, отбивал табуны лошадей у ногайцев на Волге; по некоторым сведениям, он занимался грабежом царских судов, иноземных послов и купеческих караванов. Мнение об участии Ермака Тимофеевича в последних кампаниях Ливонской войны 1558-1583 годов малоубедительно: скорее всего, в 1581 году с польско-литовскими войсками неподалёку от Могилёва сражался другой атаман с таким же именем.
В начале 1580-х годов Строгановы, по всей видимости, давно знавшие Ермака Тимофеевича, пригласили его отряд для обороны городков Пермского края от набегов татар и вогулов. В конце августа — начале сентября 1582 года вверх по рекам Чусовая и Серебрянка отряд Ермака Тимофеевича начал поход в Сибирь. Возможно, это было сделано по заданию Строгановых, но не исключено, что поход стал собственной инициативой казаков. Отряд волоком преодолел Урал, прошёл по рекам Баранча и Тагил, а затем вниз по Туре и Тоболу. Казачья «дружина» насчитывала 540 человек (с ними также шли 300 литовцев и немцев — военнопленных, служивших у Строгановых), располагала, в отличие от противника, огнестрельным оружием (перевозилось в основном на маневренных гребных судах, почти недосягаемых для татарской конницы). Ею предводительствовали, кроме Ермака Тимофеевича, также атаманы Иван Кольцо (Кольцов), Иван Гроза, Никита Пан, Матвей Мещеряк, Яков Михайлов, подчинявшиеся Ермаку Тимофеевичу. Отряд Ермака Тимофеевича разгромил силы сибирского хана Кучума в урочище Бабасан и у Караульного Яра, овладел улусами мурз Карачи и Атика, а 23 октября (2 ноября) 1582 года в решающем сражении под Чувашевом в устье реки Тобол, где татары устроили засеку, нанёс поражение войску Маметкула (Мухаммеда Кули), племянника Кучума. 26 октября (5 ноября) вступил в ханскую ставку Искер (Кашлык), покинутую Кучумом и жителями. В начале декабря 1582 года, после убийства татарами нескольких казаков на Абалаке, Ермак Тимофеевич вновь разбил Маметкула, который вскоре был взят в плен на реке Вагай небольшим отрядом, посланным атаманом, и отправлен в Москву. Утвердившись в Кашлыке, Ермак Тимофеевич стал приводить к присяге на верность царю Ивану IV Васильевичу Грозному население Сибири и взимать с него дань (ясак) в пользу русского государя, к которому отправил казаков с отпиской о завоевании Сибирского ханства. Предания о том, что царь наградил атамана двумя панцирями, шубой и позолоченным кубком, приказал именовать Ермака Тимофеевича сибирским князем, недостоверны. Вероятно, Ермак Тимофеевич и его сподвижники были пожалованы деньгами и сукнами. Отряд численностью 300 человек под началом князя С.Д. Болховского, присланный на помощь Ермаку Тимофеевичу для удержания завоёванных территорий, почти целиком погиб от голода в Кашлыке. В 1583 году, во время похода по Иртышу и Оби до Назимского городка, Ермак Тимофеевич подчинил обширную территорию, обложив её ясаком. По приговору Ермака Тимофеевича и его «дружины» («товарства») отряд Ивана Кольца (40 человек) был отправлен на помощь откочевавшему от Кучума Караче, который вероломно уничтожил его и затем осадил Кашлык. Ермак Тимофеевич и его соратники отстояли город, а в ходе вылазок казаков татары понесли крупные потери. В 1585 году Ермак Тимофеевич, стремившийся наладить устойчивые торговые связи с государствами Средней Азии, во главе отряда казаков двинулся по Иртышу навстречу бухарским купцам, которых хан Кучум не пропускал к Кашлыку. Не встретив их, Ермак Тимофеевич от Атбаша повернул обратно и заночевал близ устья реки Вагай (по другим данным, в Вагайской излучине Иртыша; возможно, на острове). Ночью татары внезапно напали на спавших казаков, которые не выставили стражи, часть их перебили, а часть обратили в бегство. Сам Ермак Тимофеевич из-за тяжёлых доспехов не смог добраться до отплывающего струга и утонул (некоторые исследователи считают, что он был убит кем-то из татар — приближённых хана). Узнав о гибели своего предводителя, его отряд (90 человек) под началом головы И. Глухого через Уральские горы вернулся в Пермский край. Тело Ермака Тимофеевича, найденное через неделю после его гибели, татары и остяки похоронили под сосной на Баишевском кладбище у Епанчинских юрт.
Место погребения и доспехи «славного и ратоборного» атамана стали предметом поклонения местных жителей, а сам Ермак Тимофеевич — героем многочисленных устных преданий и летописных рассказов (например, в составе Есиповской, Строгановской, Кунгурской, Ремезовской, Черепановской летописей). Поход Ермака Тимофеевича сыграл важную роль в распространении православия в Сибири. С 1622 года Ермак Тимофеевич и его погибших соратников ежегодно поминали в тобольском Софийском соборе в неделю торжества православия как мучеников за веру, утвердивших христианство в Сибири.
w.histrf.ru