Средневековье и эпоха Возрождения
Поделись с друзьямиГосподствующей философией в средние века была религия. Природа понималась как результат божественного творения. В средневековую эпоху природа и человек как бы уравновешиваются, так как все в руках Бога. В этой связи средневековая философия всегда противопоставляла природе, т.е. земному, некое абсолютное, духовное начало — Бога, стоящего и над природой и над людьми. Отношение людей средневековой эпохи к природе выражалось уже не как стремление слиться с ней, жить с ней в согласии, что было характерно для античной философии, а возвышением над ней, как чем-то неизменным.
Несогласных с догматами церкви именовали еретиками и в эпоху средневековья сжигали на кострах. Тем не менее уже в XIII в. Р. Бэкон заявил, что живые и неживые тела природы состоят из одних и тех же материальных частиц. Работы Р. Бэкона были опубликованы лишь в XVIII в., так как его идеи могли оказать нежелательное влияние на современников.
К XV—XVI вв. фактически заканчивается история средневековой философии и наступает так называемая эпоха Возрождения, в которой наблюдается обращение не только к проблемам человека, но и к развивающемуся естествознанию, заново осмысливаются космогонические проблемы. В эпоху Возрождения было воскрешено и развито то рациональное, что содержалось в трудах великих греческих философов.
Труды Николая Коперника, Галилео Галилея, Джордано Бруно и др. разрушили монопольное господство религиозных взглядов на мир.
Николай Коперник (1473—1543) — великий польский астроном, творец гелиоцентрической системы мира, а также теории о вращении Земли вокруг Солнца, о суточном вращении Земли вокруг своей оси, которая вступала в противоречие с существовавшими представлениями о Земле как избраннице Божией, стоящей, согласно схеме Птолемея, в центре мира.
Галилео Галилей (1564—1642) — великий итальянский астроном и физик, создатель основ механики, борец за передовое мировоззрение. Галилей развивал и защищал систему Коперника. Родился он в Арчетри, близ Флоренции, в семье купца. Отец хотел, чтобы он стал врачом, поэтому послал его в Пизу. В возрасте 25 лет Галилей стал профессором математики. Велики его заслуги в области астрономии:
? открыл 4 спутника Юпитера;
? открыл пятна на Солнце и кольца Сатурна;
? принял теории Коперника о строении Вселенной;
? считался «отцом» экспериментальной физики, так как верным считал только то, что может быть доказано опытным путем;
? единственным критерием истины считал чувственный опыт, практику.
Джордано Бруно (1548—1600) — итальянский ученый эпохи Возрождения, провозгласивший новое прогрессивное мировоззрение, за что был сожжен инквизицией на костре в Риме. Дополнил систему Коперника рядом новых положений:
? о существовании бесконечного количества миров;
? о том, что Солнце не является неподвижным, а меняет свое положение по отношению к звездам;
? о том, что атмосфера Земли вращается вместе с нею.
Главная идея Д. Бруно — идея о материальном единстве Вселенной как совокупности бесчисленных миров, таких же планетных систем, как наша. В познании при роды, считал Д. Бруно, наряду с опытом существенную роль должен играть человеческий разум, а величайшей задачей человеческого разума является познание законов природы.
Восточная культура — народов Кавказа, Средней Азии, арабов и др. — опережала в средние века, вплоть до XIII в., культуру Западной Европы. Передовых деятелей восточной культуры занимали вопросы естествознания, медицины, географии, техники. Арабы и близкие к ним по языку и культуре народы ввели в европейский обиход магнитную иглу, порох, бумагу и т. д. Наиболее передовые философы Востока, такие, как Ибн Сина (Авиценна), живший в Средней Азии и Иране, арабский философ и врач Ибн Рущд (Аверроэс), оказали сильное положительное влияние на западноевропейских мыслителей.
Эпоха Возрождения — это переходный период от средневековых воззрений к культуре нового времени. Идейное развитие стран Западной Европы различалось: в Италии эпоха Возрождения относится к XIV—XVI вв., в других странах — концу XV — началу XVII в.
Отличительной чертой эпохи Возрождения является гуманистическое мировоззрение. Творчество деятелей Возрождения проникнуто верой в безграничные возможности человека, его воли и разума. Пафос утверждения идеала гармоничной, раскрепощенной творческой личности, красоты и гармонии действительности, обращение к человеку как высшему началу бытия, ощущение цельности и стройности закономерности мироздания — все это придает творениям этой эпохи большую идейную значимость, величественность. Начиная с эпохи Возрождения, растет амбициозность человека по отношению к природе. Природа рассматривалась как некая инертная сила, требующая покорения, установления над нею господства разума. В соответствии с этой позицией, которая сохранилась вплоть до середины XX в., природа рассматривалась лишь как источник ресурсов для человека и место для его обитания. Ресурсы природы казались неисчерпаемыми, а следовательно, человеку нечего было ждать милостей у природы — взять их у нее — историческая миссия.
Из ученых этого периода необходимо выделить Леонардо да Винчи, который считал исходным пунктом познания опыт. Путь к истине, с его точки зрения, пролегает через синтез теории и практики, метод индукции должен дополняться дедукцией (дедукция — вывод по правилам логики; цепь умозаключений, звенья которой логически связаны; основное средство доказательства), анализ — синтезом. «Я хочу сначала установить факт, а затем доказать при содействии разума, почему этот факт такого, а не иного рода». Это и является тем методом, которым надо руководствоваться всякому исследователю явлений природы. Общепризнано, что применение таких методов познания природы берет свое начало от Р. Бэкона и Г. Галилея, но родоначальником этого этапа развития справедливо считается Леонардо да Винчи.
Гениальный итальянский ученый, художник, инженер, один из выдающихся представителей науки и искусства эпохи Возрождения, родился 15 апреля 1452 г. (умер в 1519 г.) в небольшом городе Винчи, откуда в 1469 г. семья переселилась во Флоренцию. Здесь юноша учился черчению, живописи, скульптуре, изучал основы математики, анатомии, астрономии. Полученные знания стали фундаментом его разнообразной деятельности. Он занимался геологией, ботаникой, анатомией человека и животных, механику называл «раем» математических наук. В механике был поклонником экспериментальных исследований, как уже отмечалось выше. Пытался построить летательные аппараты (среди сохранившихся рисунков были найдены эскизы парашютов и вертолета), занимался проектированием больших гидротехнических сооружений и конструкций, которые в те времена не были осуществлены.
Много внимания Леонардо да Винчи уделял проблемам оптики, был близок к формулировке волновой природы света. Он задумывался также над космогонией, вносил новаторские идеи.
Велики заслуги Леонардо да Винчи в области биологии: он открыл щитовидную железу, изучал связь нервов и мускулов, доказал, что большое количество свойств и их разнообразие — это признак совершенства, что потом развивалось Ч. Дарвином.
Обобщая вышесказанное, можно сказать, что эпоха Возрождения:
? выдвинула в качестве главного признака философствования гуманизм;
? поставила в центре своего внимания проблему человека.
Это привело к обновлению вопросов, продолжавших оставаться центральными на протяжении десятков и сотен лет:
? Каков путь познания?
? Какую роль играют разные методы и способы познания?
? Что важнее: эмпирический опыт или теоретическое знание?
students-library.com
Средневековье и эпоха Возрождения
⇐ ПредыдущаяСтр 26 из 26
Господствующей философией в средние века была религия. Природа понималась как результат божественного творения. В средневековую эпоху природа и человек как бы уравновешиваются, так как все в руках Бога. В этой связи средневековая философия всегда противопоставляла природе, т.е. земному, некое абсолютное, духовное начало — Бога, стоящего и над природой и над людьми. Отношение людей средневековой эпохи к природе выражалось уже не как стремление слиться с ней, жить с ней в согласии, что было характерно для античной философии, а возвышением над ней, как чем-то неизменным.
Несогласных с догматами церкви именовали еретиками и в эпоху средневековья сжигали на кострах. Тем не менее уже в XIII в. Р. Бэкон заявил, что живые и неживые тела природы состоят из одних и тех же материальных частиц. Работы Р. Бэкона были опубликованы лишь в XVIII в., так как его идеи могли оказать нежелательное влияние на современников.
К XV—XVI вв. фактически заканчивается история средневековой философии и наступает так называемая эпоха Возрождения, в которой наблюдается обращение не только к проблемам человека, но и к развивающемуся естествознанию, заново осмысливаются космогонические проблемы. В эпоху Возрождения было воскрешено и развито то рациональное, что содержалось в трудах великих греческих философов.
Труды Николая Коперника, Галилео Галилея, Джордано Бруно и др. разрушили монопольное господство религиозных взглядов на мир.
Николай Коперник (1473—1543) — великий польский астроном, творец гелиоцентрической системы мира, а также теории о вращении Земли вокруг Солнца, о суточном вращении Земли вокруг своей оси, которая вступала в противоречие с существовавшими представлениями о Земле как избраннице Божией, стоящей, согласно схеме Птолемея, в центре мира.
Галилео Галилей (1564—1642) — великий итальянский астроном и физик, создатель основ механики, борец за передовое мировоззрение. Галилей развивал и защищал систему Коперника. Родился он в Арчетри, близ Флоренции, в семье купца. Отец хотел, чтобы он стал врачом, поэтому послал его в Пизу. В возрасте 25 лет Галилей стал профессором математики. Велики его заслуги в области астрономии:
? открыл 4 спутника Юпитера;
? открыл пятна на Солнце и кольца Сатурна;
? принял теории Коперника о строении Вселенной;
? считался «отцом» экспериментальной физики, так как верным считал только то, что может быть доказано опытным путем;
? единственным критерием истины считал чувственный опыт, практику.
Джордано Бруно (1548—1600) — итальянский ученый эпохи Возрождения, провозгласивший новое прогрессивное мировоззрение, за что был сожжен инквизицией на костре в Риме. Дополнил систему Коперника рядом новых положений:
? о существовании бесконечного количества миров;
? о том, что Солнце не является неподвижным, а меняет свое положение по отношению к звездам;
? о том, что атмосфера Земли вращается вместе с нею.
Главная идея Д. Бруно — идея о материальном единстве Вселенной как совокупности бесчисленных миров, таких же планетных систем, как наша. В познании при роды, считал Д. Бруно, наряду с опытом существенную роль должен играть человеческий разум, а величайшей задачей человеческого разума является познание законов природы.
Восточная культура — народов Кавказа, Средней Азии, арабов и др. — опережала в средние века, вплоть до XIII в., культуру Западной Европы. Передовых деятелей восточной культуры занимали вопросы естествознания, медицины, географии, техники. Арабы и близкие к ним по языку и культуре народы ввели в европейский обиход магнитную иглу, порох, бумагу и т. д. Наиболее передовые философы Востока, такие, как Ибн Сина (Авиценна), живший в Средней Азии и Иране, арабский философ и врач Ибн Рущд (Аверроэс), оказали сильное положительное влияние на западноевропейских мыслителей.
Эпоха Возрождения — это переходный период от средневековых воззрений к культуре нового времени. Идейное развитие стран Западной Европы различалось: в Италии эпоха Возрождения относится к XIV—XVI вв., в других странах — концу XV — началу XVII в.
Отличительной чертой эпохи Возрождения является гуманистическое мировоззрение. Творчество деятелей Возрождения проникнуто верой в безграничные возможности человека, его воли и разума. Пафос утверждения идеала гармоничной, раскрепощенной творческой личности, красоты и гармонии действительности, обращение к человеку как высшему началу бытия, ощущение цельности и стройности закономерности мироздания — все это придает творениям этой эпохи большую идейную значимость, величественность. Начиная с эпохи Возрождения, растет амбициозность человека по отношению к природе. Природа рассматривалась как некая инертная сила, требующая покорения, установления над нею господства разума. В соответствии с этой позицией, которая сохранилась вплоть до середины XX в., природа рассматривалась лишь как источник ресурсов для человека и место для его обитания. Ресурсы природы казались неисчерпаемыми, а следовательно, человеку нечего было ждать милостей у природы — взять их у нее — историческая миссия.
Из ученых этого периода необходимо выделить Леонардо да Винчи, который считал исходным пунктом познания опыт. Путь к истине, с его точки зрения, пролегает через синтез теории и практики, метод индукции должен дополняться дедукцией (дедукция — вывод по правилам логики; цепь умозаключений, звенья которой логически связаны; основное средство доказательства), анализ — синтезом. «Я хочу сначала установить факт, а затем доказать при содействии разума, почему этот факт такого, а не иного рода». Это и является тем методом, которым надо руководствоваться всякому исследователю явлений природы. Общепризнано, что применение таких методов познания природы берет свое начало от Р. Бэкона и Г. Галилея, но родоначальником этого этапа развития справедливо считается Леонардо да Винчи.
Гениальный итальянский ученый, художник, инженер, один из выдающихся представителей науки и искусства эпохи Возрождения, родился 15 апреля 1452 г. (умер в 1519 г.) в небольшом городе Винчи, откуда в 1469 г. семья переселилась во Флоренцию. Здесь юноша учился черчению, живописи, скульптуре, изучал основы математики, анатомии, астрономии. Полученные знания стали фундаментом его разнообразной деятельности. Он занимался геологией, ботаникой, анатомией человека и животных, механику называл «раем» математических наук. В механике был поклонником экспериментальных исследований, как уже отмечалось выше. Пытался построить летательные аппараты (среди сохранившихся рисунков были найдены эскизы парашютов и вертолета), занимался проектированием больших гидротехнических сооружений и конструкций, которые в те времена не были осуществлены.
Много внимания Леонардо да Винчи уделял проблемам оптики, был близок к формулировке волновой природы света. Он задумывался также над космогонией, вносил новаторские идеи.
Велики заслуги Леонардо да Винчи в области биологии: он открыл щитовидную железу, изучал связь нервов и мускулов, доказал, что большое количество свойств и их разнообразие — это признак совершенства, что потом развивалось Ч. Дарвином.
Обобщая вышесказанное, можно сказать, что эпоха Возрождения:
? выдвинула в качестве главного признака философствования гуманизм;
? поставила в центре своего внимания проблему человека.
Это привело к обновлению вопросов, продолжавших оставаться центральными на протяжении десятков и сотен лет:
? Каков путь познания?
? Какую роль играют разные методы и способы познания?
? Что важнее: эмпирический опыт или теоретическое знание?
Естествознание XVI-XVII вв.
На вышеперечисленные и подобные вопросы пытаются ответить в XVI—XVII вв. Ф. Бэкон и Р. Декарт.
Ф. Бэкон (1561—1626) положил начало науке, основанной на точных знаниях и эксперименте. Р. Декарт (1596—1650) в теории познания является основателем рационализма, сторонник дедуктивного метода познания.
Рационализм (от лат. rationalis — разумный) — направление в теории познания, признающее разум единственным источником точного, истинного знания в отличие от эмпиризма, считающего единственным источником познания чувственный опыт.
Виднейшими представителями рационализма были Р.Декарт и Б. Спиноза. Декарт, будучи родоначальником рационализма, обосновал всесилие разума, считал, что критерий истины — в разуме. В отличие от Ф. Бэкона, Р. Декарт полагал, что опытные данные о вещах часто бывают обманчивы, а дедукция, или чистый вывод одного из другого, проведенная разумом, никогда не может быть неверна.
Декарт считал, что, подобно тому, как математик силой ума решает математические задачи, так и философ может постичь истину одной лишь силой ума. Рационалисты видели идеал науки в математике, для них это была «чистая наука», якобы не зависящая от опыта. Спиноза тоже считал, что знания, получаемые из опыта, являются недостоверными, случайными, тогда как разум дает нам достоверное и необходимое знание.
Декарт признавал сомнения методом рассуждения, посредством которого можно избежать всяких предвзятых и привычных понятий и прийти к установлению достоверных истин. Он заявлял, что сомневается как в правильности наших представлений о мире, так и в существовании самого мира: «Я мыслю, следовательно, я существую». Отправляясь, таким образом, от факта существования своего собственного «Я», Декарт приходит к заключению о существовании всего остального мира. Он считал, что истина постигается непосредственно разумом, присущей ему интуицией, правильность же истины проверяется не практикой, а правильностью и четкостью наших понятий. Критерий истины, по мнению Декарта, находится не вне разума, а в нем самом.
Естествознание XVII в. характеризовалось формированием механистического подхода. Основы были заложены итальянским ученым Г. Галилеем, создавшим один из главных разделов механики — динамику (науку о вращении небесных тел), открывшим законы свободного падения тел, законы движения маятника. В конце XVII — начале XVIII в. перед И. Ньютоном встала задача описания законов механического движения, что им и было с блеском сделано. Естествознание этого периода было механическим, так как ко всем процессам природы применялся исключительно масштаб механики. Но уже в конце XVII — начале XVIII в. в математике И. Ньютоном и Г. Лейбницем создается анализ бесконечно малых, Р. Декартом — аналитическая геометрия, М.Ломоносовым развивается атомно-кинетическое учение, формируется идея развития в биологии К. Вольфом.
Революция в естествознании, которую принято связывать с именами Коперника, Галилея, Ньютона, способствовала возникновению научного метода, которому мы сегодня обязаны всеми достижениями науки и техники. Научный метод отражает фундаментальные особенности информационного анализа, осуществляемого мозгом, который определяет априорные границы развития науки в понимании Вселенной. Наука возникает как инструмент, позволяющий снимать природную ограниченность мозга. Мозг человека в отличие от мозга животного может производить новую информацию и делать альтернативные предсказания: появляется абстрактное мышление. Наука возникла тогда, когда стало очевидным, что полученный на основе представлений индивидуального мозга образ мира может быть ошибочным, а значит, будет мешать общественному прогрессу.
Одной из фундаментальных функций мозга (подробно о мозге см. ТЕМУ 20.4) является конструирование представлений об окружающей среде и соответствующих причинных взаимодействий внутри нее и использование этой информации для предсказания событий. Отсюда возникает физика как видоизменение этих естественных функций мозга. Это видоизменение было создано человеком для расширения и дополнения предсказательных функций и операций, присущих мозгу, которое снимает его природные и временные ограничения.
Становление теоретического естествознания, основанного на экспериментах и наблюдениях, начинается с XVII в. В XVII—XIX вв. бурно развиваются математика, астрономия, биология, другие естественные и гуманитарные науки, в расцвете находится натурфилософия.
Г. Лейбниц (1646—1716) стремился примирить религию и науку, объяснить бедствия, испытываемые людьми ссылкой на волю Бога. В основе природы, по Лейбницу, лежат самостоятельные духовные субстанции — «монады», являющиеся основой всех вещей, всей жизни. Верховная монада — Бог, творящий все бесконечное многообразие существующих монад, устанавливающий иерархию и связь между ними, образующую предустановленную гармонию. Поэтому, как утверждал Лейбниц, «все к лучшему в этом лучшем из миров». Неорганический мир представляет собой сочетание низших монад, человек является сочетанием высших монад. Вся природа, по Лейбницу, есть природа органическая, неживой природы нет.
Большие заслуги имеет Лейбниц в области математики. Независимо от Ньютона он создал дифференциальное и интегральное исчисление (анализ бесконечно малых), которое является мощным средством познания мира, так как позволяет естествознанию изображать не только состояния, но и процессы, а значит, движение. Лейбниц является основателем и с 1700 г. председателем Бранденбургского научного общества, позднее ставшего Берлинской академией наук. По просьбе Петра I им были разработаны проекты развития образования и государственного управления в России.
Лейбниц:
? вывел закон непрерывности — природа никогда не делает скачков, а развитие происходит непрерывно;
? разработал учение о лестнице существ — непрерывном ряде всех живых существ, которое в XVIII в. получило широкое распространение в биологической науке;
? высказал идею о единстве живого, которая в. дальнейшем послужила формированию эволюционного учения.
Естествознание XVIII в.
В этот период большое значение приобретает динамическая концепция материи как формы проявления активной энергии, вложенной Богом в момент создания мира, разработанная И. Кантом (1724—1804). Он сделал попытку подойти к природе с точки зрения ее развития, выдвинул гипотезу происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности, т. е. явился одним из создателей первой космогонической теории. Он уже обратил внимание на то, что в картине мира, сложившейся в концу XVIII в., существует противоречие: Космос, Вселенная — сами по себе, а человек как феномен — сам по себе. Истинно научными считались лишь те знания, которые не зависели от человека, являвшегося лишь сторонним наблюдателем.
Во второй половине XVIII в. во Франции появляется новое течение, названное впоследствии французским материализмом, представители которого — выдающиеся ученые Дидро, Д’Аламбер, Лаплас — развили цельное понимание природы как движущейся материи, вечной во времени и бесконечной в пространстве, находящейся в постоянном саморазвитии в виде круговоротов и закономерно порождающей жизнь и разум на планетах, где для этого существуют благоприятные условия.
Д. Дидро (1713—1784) внес в материалистическое учение элементы диалектики, которую он понимал как объективное отражение диалектики природы. Идея развития и идея всеобщей связи — это в совокупности и есть диалектический взгляд на природу, и он логично приводит Дидро к выводу о взаимосвязи живых существ, а поэтому — к идее об их эволюции. Различие между человеком и животным Дидро видел в организации, присущей им, т.е. в определенном характере взаимосвязи элементов, из которых образуются тела природы. Представления об эволюции живых существ содержат и идею о выживаемости наиболее приспособленных форм, что является предвосхищением теории Ч. Дарвина о естественном отборе как механизме эволюции живой природы. Постепенно вывелись чудовища, исчезли все неудачные комбинации материи, а сохранились лишь те, строение которых не заключало в себе серьезного противоречия и которые могли существовать самостоятельно и продолжать свой род.
Д’Аламбер (1717—1783) — автор шеститомного труда по истории астрономии, почетный член Петербургской академии наук.
П. Лаплас (1749—1827) — французский астроном, математик, физик, автор классических трудов по теории вероятностей и небесной механике, в которой достиг выдающихся результатов, подытоженных в пятитомнике «Трактат о небесной механике». Сделал почти все то, что не смогли сделать его предшественники для объяснения движения тел Солнечной системы на основе закона всемирного тяготения. Лаплас решил сложные проблемы движения планет и их спутников, доказал устойчивость Солнечной системы в течение очень длительного времени и высказал гипотезу ее происхождения. Как председатель Палаты мер и весов активно внедрял в жизнь новую метрическую систему мер.
Аристократической реакцией на французский материализм явилась философия Г. Гегеля (1770—1831), которой он пытался нанести сокрушительный удар французскому материализму и реставрировать идеализм. Гегель предложил законы саморазвития и самопознания духа, но если теория не подходила под его трактовку, он ее отвергал. К. Маркс и Ф. Энгельс очистили ценные идеи Гегеля и спасли для немецкой философии сознательную диалектику. Учения Гегеля, Маркса, Энгельса подробнорассматриваются в курсе философии.
Рекомендуемые страницы:
lektsia.com
Средние века/Эпоха Возрождения
На закате Римской Империи в Европе начали появляться другие независимые нации. Это время, которое историки называют Средневековым периодом, продолжалось с V по XV столетие. Это было время сильного влияния католической церкви, и традиции людей и их жизни были сильно затронуты христианством.
Римские легионы были вытеснены немцами, которых римляне называли варварами. Они воспользовались случаем покорить слабую Империю и завоевать ее города. Таким образом, когда первые королевства начали развиваться, например, королевства франков и вестготов, традиции, одежда и стиль причесок установились сами собой.
Немцы придавали большое значение волосам. Даже в военной и гражданской иерархии учитывалась длина волос. Они завязывали волосы наверху головы, делая высокий узел, чтобы волосы казались выше и выглядели более устрашающими в битвах. Для них самым большим издевательством было лишиться волос. Волосы были символом власти и силы. Рабы и пленники были обриты наголо. Бритая голова была знаком полного порабощения.
Аларих I, король вестготов, напал и захватил Рим в 410 г., спровоцировав окончательное падение Римской Империи. С этого момента стиль одежды немцев стал популярен во всей Европе. В конце пятого столетия франки Мировингийской династии захватили почти весь континент, затем были вытеснены каролингами, сформировав Священную Римскую Империю германской нации. Все эти короли выглядели длинноволосыми и бородатыми. Когда в V веке появились первые мировингийские княжества, их короли носили длинный и распущенный волос, разделенный по центру, а те, кто был в их повиновении — короче. Как раз в это время эта прическа потихоньку заменила чисто выбритые вежливые прически римлян. Мировингийцы установили свой собственный стиль, создав иерархию в соответствии с длиной волос. Одним из способов избежать того, что потомки (сын или племянник) получат доступ к трону, был подрезать их волосы. Это была полная дисквалификация. Монахи католической церкви, которые уже имели важное влияние в тех странах, подвергались постригу, т.е. носили тонзуру, что означало обритие волос на макушке. В русской традиции аналогом тонзуры являлось гуменцо. Тонзура была знаком повеновения верховной власти. Когда эти мировингийские короли хотели избавиться от нежелательных родственников с претензией на трон, они постригали их в монахи. Хлодион V, мировингийский король, (приблизительно 390-450 гг.) получил прозвище «длинноволосый» потому, что его волосы были длиннее, чем у его предшественников.
ПРИЧЕСКИ МИРОВИНГИЙСКИХ КОРОЛЕЙ:
В начале правления Карла Великого, в XVIII столетии, был заключен прочный союз с Римским Папой, и была создана Священная Римская Империя германской нации. Карл Великий принес в свое княжество старинную римскую одежду. Мужчины стали подрезать волосы короче и более тщательно приводили их в порядок. Католическая церковь считала бороды и длинные волосы дикостью. Короткие и хорошо причесанные волосы были достаточно «римские», в противоположность варварской дикости предшествующих периодов, и в большей гармонии с христианством. Король Франции Луи II, подчиняясь приказу Папы, подстриг свои волосы так же коротко, как и у монахов.
ПРИЧЕСКИ КАРОЛИНГИЙСКИХ КОРОЛЕЙ:
Карл I Вели́кий (740-814) | Луи II (846-879) | Луи III и Карломан (879-882) | Луи V (967-987) |
Где-то в X столетии католическая церковь начала выдачу указов о длине мужских волос и о необходимости покрытия вуалью голов женщин. В 1073 г. Папа Григорий VII запретил носить бороды и усы среди духовенства, потом стал раздавать распоряжения населению, рекомендуя сбрить бороды для того, чтобы быть примерным христианином. Это был очевидный способ отличаться от других вероисповеданий. В 1096 г. архиепископ Руана провозгласил, что мужчины, носящие бороды, будут отречены от церкви. Похожые канонические нормы были установлены в Венеции в 1102 г. Король Британии Генрих I в 1130 г. подчинился давлению церкви и подрезал свои волосы и бороду. С тех времен и до XV столетия было необычным видеть бороды на лицах мужчин. Все лица были чисто выбриты. Портреты Вильгельма I Завоевателя, князя Нормандии, позднее короля Англии, изображают его с усами, несмотря на то, что среди норманцев ношение бороды было очень важным, чтобы можно было отличить взрослого мужчину от подростка. С XI столетия был очень популярен стиль волос «под мальчика», который представлял собой постриженый волос с челкой на лбу и закрученными волосами над ушами и до шеи. На знаменитом ковре из Байе (Нормадия, Франция, XI столетие), который представляет собой вышивку длиной 224 фута, расказана история завоевания Британских островов норманцами. Рисунки показывают каким были волосы у мужчин в те времена.
ЖЕНСКИЙ ВОЛОС В СРЕДНИЕ ВЕКА:
В течении Раннего Средневековья (с V по XI век) женщины обычно носили длинные волосы до колен, а иногда и ниже, а также две длинные косы по бокам головы или заколотые шпилькой. В течении почти всего Средневековья, женщины укладывали волосы так, чтобы лоб был полностью открыт. Часто они сбривали волосы вдоль линии роста волос, чтобы эта линия выглядела выше. Лоб в то время считался очень важной частью лица. Они любили покрывать его искусственными цветами, обручами или драгоценными камнями, но никак ни волосами. Женские волосы сами по себе в те времена считались эротической чертой. Последствием этого стало то, что замужние женщины должны были покрывать их вуалью. Волосы замужней женщины в те времена даже считались законной собственностью мужа. Где-то в конце Средневековья католическая церковь издала религиозные каноны, которые делали ношение вуали обязательным для каждой женщины. Одной из наиболее популярных причесок от Среднего до Позднего периода было закреплять косы в пучки на каждой стороне головы, над каждым ухом, поддерживая золотыми или серебряными нитями. Еще одной популярной прической в XIII — XIV столетии было заплести три или четыре косы и закрепить их сзади головы с помощью тонких сетей с украшениями. В начале этого периода женщины носили волосы естественным образом, но со Среднего периода и до конца Средневековья выставлять на показ волосы считалось неуважительным и непорядочным. Они также носили высокие шляпы и бонеты во время церковных служб или в общественных местах.
«ТА ЖЕНЩИНА, КОТОРАЯ НОСИТ ПАРИК, СОВЕРШАЕТ СМЕРТНЫЙ ГРЕХ»
Говоря это, Св. Бернар Клервоский подтверждал позицию ранних Святых Отцов в XII столетии. Они провозгласили парики изобретением Дьявола. Св. Иероним Стридонский, автор Вульгаты — латинского перевода Священного Писания, в IV столетии заклеймил гедонистический стиль жизни как серьезное оскорбление для Бога. Климент Александрийский сказал, что тот, кто одевает парик в церковь во время благословления, должен осознавать, что благословление будет оставаться в парике не доходя до того, кто его носит. Люди моментально сняли свои парики. Св. Григорий Богослов, как доказательсво силы его сестры Горгонии, говорил: «она никогда не закручивала свои собственные волосы и не пыталась поправить свою непривлекательность с помощью парика». Эта точка зрения будет насаждаться в течении нескольких столетий.
La Scuola Medica Salernitana (медицинская школа в Салерно, в Южном Неаполе, Италия) была медицинским институтом в XII столетии, где были сконцентрированы знания старых учений латинской, греческой, арабской и еврейской медицины. Это была самая известная школа медицины в Европе в период Средневековья, являясь предшественницей современных университетов. Женщине в то время была оказана честь заведовать медицинской кафедрой — знаменитой Trotula di Ruggiero (Тротуле). Дочка из знатной семьи из Саленто, она вскоре стала знаменитостью в Европе, имея вплоть до настоящего времени легендарную коннотацию. Тротула оставила после себя важные медициские труды, особенно посвященные женщинам, она даже отошла от медицины, написав научный труд о косметике. Ее трудами были: «De passionibus mulierum ante in e post partum», (болезни женщин до и после родов) «De Ornatu Mulierum» (косметические рецепты), and «Practica Secundum Trocta» (медицинская практика по Тротуле). Сегодня все еще идут дебаты по поводу того, кто был реальным автором работ таких, как учение о косметике, но, в любом случае, все они были объединены под общим заглавием «Тротула». Хотя многие историки считают, что они являются независимыми работами, объединенными под именем знаменитой Magistra Mulier Sapiens (мудрого профессора). Работы Тротулы были полностью переведены на английский язык в 2001 г. Моникой Грин. (A Medieval Compendium of Women’s Medicine. Edited and translated by Monica H. Green. (Philadelphia: University of Pennsylvania, 2001).
В «De Ornatu Mulierum», наиболее цитируемой работе того времени и последующих столетий, огромное значение уделяется физической красоте, как признаку здорового тела и гармонии с Вселенной. В отличие от других учений той эпохи, эта не включает в себя ни молитвы, ни колдовства, ни астрологии, никаких форм предрассудков. Ее косметические рецепты основаны на использовании овощных культур и животных жиров — школа в Салерно имела сад с 300 видами растений, называемый садом Минервы. По этой причине тогдашние косметические продукты были более жирными, чем нынешние, но, с другой стороны, это позволяло им дольше держаться на коже. Из всех овощных культур, рекомендованных учениями, большинство из них сейчас используется в современной косметической индустрии, а другие элементы, рекомендованные Тратулой, такие, как ртуть, запрещены сейчас для использования.
РЕЦЕПТЫ, РЕКОМЕНДОВАННЫЕ В «DE ORNATU MULIERUM» ПО УХОДУ ЗА ВОЛОСАМИ: ДЛЯ ПОКРАСКИ В РУСЫЕ ЦВЕТА: 1) Для покраски волос, чтобы они были золотистыми. Взять наружную скорлупу грецкого ореха и кору самого дерева, и варить их в воде. С этой водой смешать квасцы и желуди. Эту смесь втереть в голову (предварительно ее помыв), положить на голову листья и перевязать их тесемками на два дня. И будет красить. Причеши голову таким образом, чтобы избыток того, что к ней пристало, отпал. Затем положи краситель, который сделан из азиатского шафрана, драцены и хны (наибольшая часть которой перемешивается с экстрактом цезальпинии ежовой), и это пусть женщина оставит на три дня, а на четвертый день — пусть смоет горячей водой, иначе оно никогда не уберется легко. 2) Растереть в порошок стебли и корни капусты, затем перемешать с ними перетертые стружки самшита или слоновой кости. Эта смесь должна быть чисто желтой. Из этого порошка сделать очиститель, который сделает волосы золотистыми. ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ СВЕТЛЫХ ВОЛОС: После ванны промыть волосы с очистителем, таким, как: взять золу сгоревшего кустарника, мякиш перловых стеблей и лакрицевого дерева (так они будут ярко блестеть), и цикламина. Вскипятить шелуху и цикламин в воде. Наполнить горшок с двумя или тремя маленькими отверстиями в дне шелухой, золой и цикламином доверху. Налить отвар, в котором шелуха и цикламин варились до этого в горшок, таким образом этот отвар будет процежен через маленькие отверстия. Этим моющим средством помыть женщине голову. Дать волосам высохнуть на воздухе и ее волосы будуть золотистыми и переливающимися. ПОКРАСКА ВОЛОС В ЧЕРНЫЙ ЦВЕТ: Сначала наложить смесь, сделанную из отваренной зеленой ящерицы в масле без хвоста и головы. Затем, положить желуди с маслом в тарелку и сжечь их. Потом истолочь их и поместить в уксус, в котором уже находятся гуталин, сделанный в Галлии, и все перемешать. ДЛЯ СТИМУЛЯЦИИ РОСТА ВОЛОС: Взять перловый хлеб с коркой, перемолоть его с солью и жиром медведя. Но сначала перловый хлеб нужно сжечь. Эту смесь втереть в голову и волосы будут расти. Для того, чтобы сделать волосы толстыми, взять репешок обыкновенный и кору вяза, корень вербены, корень ивы, полынь и сожженный и истолченный лен и корень камыша. Сварить все это с козьим молоком или водой, и промыть это место (предварительно побрив). . |
Что наиболее интересно о De Ornatu Mulierum это то, что эти рецепты и формулы ухода за волосами, конечно же, работают, и очень хорошо. Анализируя рецепт покраски волоса в русый цвет, приведенный выше, мы видим, что сначала они делают процесс обесцвечивания сильным химическим соединением: орехами и квасцами, желуди вносят свой вклад с танниновой кислотой, что способствует обесцвечиванию и к тому же является сильным антибактериальным средством и ингибитором ферментов. Далее, в зависимости от пропорций красителя (хна, драцены и шафрана) можно получить цвета от золотисто-оранжевого до малинового. И что еще более интересно, без всякого вреда для волос. Эти формулы — результат исследований, проводившихся на протяжении столетий в лабораториях алхимиков, и результат многочисленных экспериментов.
В этом древнем учении считалось, что себорея и перхоть производились червями, растущими под кожей головы. Чтобы от них избавиться — рекомендовалось мыть волосы с уксусом, розмариновой водой, крапивой, мятой, тмином и другими травами. А все это, в любом случае, помогало гигиене каппиляров и здоровью кожи головы.
В De Ornatu Mulierum содержалось более ста рукописей, циркулирующих по всей Европе на протяжении нескольких столетий.
Эпоха Возрождения была эпохой настоящей интеллектуальной, философской и религиозной революции. В это время произошли изменения в одежде, прическах, что, в какой-то степени, отразило движение к более независимым рассуждениям. Исторически этот период датируется с XV до начала XVII столетия. Это было, в основном, возрождение культуры и искусства, и возвращение греческих и латинских традиций. Это было время великих художников, скульпторов, философов, ученых и религиозных лидеров, таких как, Мартин Лютер и Жан Кальвин.
Женщины начали показывать свои волосы в связи с уменьшением влияния протестантизма, особенно в Англии и Нидерландах, давление со стороны католической церкви и Римского Папы уменьшалось. В это время наблюдалось больше свободы в манере одеваться, и мужчины могли выбирать, носить ли бороды или усы, длинные волосы до плеч или короче. Женщины все еще подчеркивали, как и в предшествующий период, и демонстрировали свои полностью открытые лбы. Они предпочитали прически повыше, украшенные обручами, ювелирными изделиями или драгоценными камнями. В Англии королева Елизавета I (1558 — 1603 гг.) сделала популярной прическу с красновато-золотистым цветом волос, который был ее естественным цветом, и высокими головными уборами с полностью открытыми лбами. Ее сестра, Мария Стюарт, королева Шотландии, носила прическу, в которой волосы уложены над проволочным каркасом в форме сердца. Прически королев оказывали влияние, что вполне естественно, на всех женщин.
На этой картине в стиле барокко художника Антониса Ван Дейка (1620 г.) можно увидеть его самого с семьей, справа. Таким образом, мы можем судить о типичных прическах людей Эпохи Возрождения. И слева, на картине Рембранта «Урок анатомии доктора Тульпа», еще одна прическа, 1632 г. в Нидерландах.
Мужчины обычно носили короткие бороды и очень модные: подрезаны в декоративные формы, с ароматными помадами или мазями для сохранения формы; ночью они надевали деревянные прессы для сохранения формы бороды. Легенда говорит, что эти стили в прическах стали модными потому, что король Франции Франциск I поджег концы своих волос при помощи факела, и с тех пор его подданые укоротили свои волосы и бороды. Приблизительно около 1650 г. Король-Солнце, Луис XIV (Франция, 1643-1715) положил начало моде на длинные волосы с толстыми кудрями, которые, когда он начал терять свои волосы, начал носить с париками. С тех пор в течении XVII и XVIII столетий мужчины предпочитали носить парики. Это давало хорошую возможность иметь работу тем, кто делал парики, в прошлом парикмахерам, сейчас сосредоточившихся на производстве париков.
ПРИЧЕСКИ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ:
В Венеции, чтобы покрасить волос (предпочтительнее в русые цвета) женщины пользовались различными рецептами, и затем они выходили под солнечные лучи на несколько часов, надев специальную шляпку (без верха), которую они называли «солана». Это был обряд, который подразумевал огромную жертву, чтобы сделать волосы более красивыми. До сих пор не ясно, какую роль играл процесс нахождения под Солнцем, учитывая, что, в основном, все формулы для осветления волос были сделаны на основе гидроксида натрия, что означает, что и без нахождения под Солнцем они бы все равно делали свое дело, но эта церемония нахождения под солнечными лучами все равно производилась.
ЖЕНСКИЕ ПРИЧЕСКИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ:
ЭЛИКСИР НОСТРАДАМУСА, (Мишель Нострадамус, 1550 г.):
Часть 1, глава XXIV: Как сделать волосы золотисто-русыми, невзирая на то, насколько черным или белым является их естественный цвет, делая их бледно-желтыми без потери цвета в течении долгого времени, и сохраняя его полностью, и помогая им расти таким образом, чтобы цвет был прямо от корня до самых кончиков.
Взять фунт свежих побегов скумпии обыкновенной, перемолоть до мельчайшего порошка, пол фунта стружек самшита, четыре унции свежей лакрицы, четыре унции хорошей сухой желто-оранжевой цедры, по четыре унции корня чистотела и мака, две унции листьев и цветов глауцима или калины обыкновенной, пол-унции шафрона и пол-фунта пасты, сделанной из мелко перемолотой пшеничной муки.Вскипятить все это на гидроксиде натрия, сделанном из пол-фунта золы и затем все это процедить.
Затем, взять большой керамический горшок или кувшин, и сделать на дне от 10 до 12 маленьких отверстий. Потом взять одинаковое количество священной золы и древесной золы и поместить их в большую деревянную ступку или что-то в этом роде, как пожелаете, и окропить их указанным эликсиром, продолжая их хорошо толочь на протяжении большей части дня. Продолжать это делать, пока зола достаточно тверда, и во время перемалывания добавить немного ржаной и пшеничной соломы, непрерывно продолжая толочь так, чтобы это впитало в себя весь эликсир.
Затем взять вышеуказанную толченую золу и поместить в вышеуказанный горшок или кувшин, и в каждое отверстие указанного горшка вставить колосок ржи так, чтобы он выходил наружу, и заполнить перемежающимися слоями соломы и золы до полного наполнения горшка, и оставить немного места для оставшегося эликсира. Затем, ближе к вечеру, поставить другой горшок или кувшин, чтобы собрать гидроксид натрия, капающий через отверстия по колоскам ржи. Утром, выйти и посмотреть что вытекло, и собрать это губкой и втереть это в волосы. И по окончании трех или четырех дней волосы будут золотисто-русого цвета, как золотой дукат.
Но, прежде чем наложить это на голову, промыть ее с другим гидроксидом натрия потому, что если она будет грязной, сделать это будет не так легко.
Должно быть понятным, что содержания этого рецепта достаточно на один или два года, и достаточно, если использовать правильно, для нужд 10 или 12 женщин, так как достаточно немного жидкости для быстрой и легкой покраски волос. Нет необходимости мыть голову чем-то еще, кроме этого, женщине, чей цвет волос черный как уголь, чтобы быстро стать русоволосой и на продолжительное время.
(Traité des fardemens et confitures, http://www.propheties.it/nostradamus/1555opuscole/opuscole.html)
ПЕРЕВОД:
«Руководство для женщин, в котором содержится много разнообразных и очень хороших рецептов»
Гидроксид натрия для покраски волос в русый цвет
Взять четыре бушеля (1 бушель = 4 пекам = 8 галлонам = 32 сухим квартам = 62 сухим пинтам = 1,032 американским бушелям = 2219,36 кубическим дюймам = 36,36872 л (дм³)) золы побегов виноградника и один фунт золы от осадка белого вина. Добавить в горшок дождевой воды и закипятить. Когда закипит, снять с огня и оставить его настояться. Пока настаивается, добавить фляжку гидроксида натрия и положить лакрицу и французское мыло и закипятить. И очистить голову этим раствором. Помыть отваром из другого горшка или, если нет, то раствором из золы корня кустарника и золы вяза. Для того, чтобы волос рос быстро, посыпать его другой золой, золой из корней плюща.
Ритуал расчесывания волос
Положить в горшок для тушения мяса жир живой ящерицы, и недавно снятую кожу змеи и три порезаных лимона. И поставить его на огонь, пока ящерица не сгорит. После того, как она сгорит, процедить этот жир во фляжку и этим причесывать волос.
Еще один ритуал расчесывания волос:
Два фунта очень жирного и хорошего бекона (сала) порезать на мелкие кусочки. Поместить это в горшок для тушения мяса с четвертинкой головки гидроксида натрия и четырьмя мараведями или alhovas, четвертинкой льняного семечка, четвертинкой барбариса, четвертинкой кротона и еще одной четвертинкой саффлора красильного, еще одной четвертиной грубой зиры. Поставить горшок со всем содержимым на огонь, и когда бекон начнет разделяться, процедить его в другой горшок для тушения, и вкинуть в него три или четыре ящерицы. Горшок плотно закрыть крышкой. Готовить все это в печке, и когда готово, процедить его и перелить в бутылку. Расчесывать волосы с этой смесью.
thehistoryofthehairsworld.com
05 Философия средних веков и эпохи возрождения
ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.
Теоцентризм средних веков. Философские учения Августина и Фомы Блаженного. Средневековье (5-15вв): от падения Римской империи до нового времени. В социально-экономическом плане совпал с феодализмом.
Средневековая философия – это философия доиндустриального общества, для которого характерны господства теологии (teos – бог,logos — учение) и религии. Период изменения характера и целей философии. Период к монотеистическим религиям.
Исходным пунктом философских размышлений стали догматы священного писания, предпочтение отдавалось вере, а не знанию религии и не науке. Характерной чертой стал теоцентризм, т.е. обращение к Богу, его сущности, как к первопричине и первооснове мира. В философию стал интенсивно проникать понятийный аппарат религии и поэтому получаются основания для существования термина религиозная философия. В философии средних веков выделяют:
1) Патристика (pater — отец) – это философские учения «отцов» церкви, система теолого-философских взглядов, обосновывающих и разрабатывающих идеи христианства. Августин Блаженный – яркий представитель (354-430гг). Епископ северной Африки доказал необходимость существования церкви, как посредника между богом и людьми. Основным из его произведений является «Оградие Божие», «Об истинной религии» и т.д., более 40 томов. Учение о бытии (онтология) – Бог создал мир из ничего. Бог есть источник бытия. Все существующее есть благо, а зло это не субстанция, а ее порча или недостаток. Поддержание мира есть постоянное творение его богом вновь. Доказывает, что мир один. Т.о., мировоззрение Августина глубоко теоцентрично, т.е. проблема Бога и его отношения к миру выступает как основная. Он обосновал криоценизм – учение о сотворении природы Богом. «Сотворив природу и вещи, бог сотворил и время. Бесспорно, вещи находятся во времени они меняются и время есть мера их изменения».
Разрабатывает философскую антропологию и выдвигает проблему свободы личности. С Августина Блаженного начинается разработка философии истории. Он впервые осмыслил связь прошлого, настоящего и будущего. Он сделал попытку охватить всемирно исторический процесс, поставив историю человечества в тесную связь с планами и намерениями Бога. По Августину: «Человечество в историческом процессе образует два «града», с одной стороны светское государство – царство зла, дьявола, а с другой – христианская церковь – царство божие на земле». Град божий – это мир добра, поэтому власть церкви выше светской власти, а потому монархи должны быть в подчинении у церкви. История (Бог) ведет к тому, что силы света постепенно одолевают силы тьмы, но процесс этот бесконечен.
2) Схоластика (6-15вв) (school — школа) – это средневековая христианская философская, господствовавшая в школьном преподавании и всецело зависящая от теологии. Ее представители – схоласты, стремились на рациональной основе объяснить и систематизировать христианские вероучения. Центральное место занимал спор об «универсалиях» (это общие понятия) – это дискуссия длилась несколько столетий. В итоге философы разделились на: 1) реалистов (realis — вещественны). Стремились доказать, что общие понятия имеют реальное существование по отношению к отдельным вещам природы и предшествуют им, т.е. существуют дерево вообще, человек вообще и т.д. Отдельно от единых вещей, как их духовные сущности – прообразы. б) номиналистов (nomen — имя). Считали общие понятия лишь именами, названиями вещей. Реально существуют только отдельные вещи с их индивидуальными качествами. Общие понятия создаются нашим мышлением и не только не существуют, не зависят от вещей, но даже не отражают их реальных качеств.
Спор реалистов и номиналистов явился философским, т.к. в нем фактически обсуждались проблемы природы единичного и общего и их диалектика.
Центральной фигурой схоластической философии был Фома Аквинский (1225-1274). Он создал систему, сосредотачивающую в себе все достижения схоластики. Основные труды: «Сумма теологии и сумма против язычников» (сумма философии). Среди обсуждаемых проблем, была проблема соотношения философии и теологии. Он считал, что по своему предмету философия и теология не различаются, обе имеют предметом бога и то, что он создает. Только теология идет от бога к природе, а философия от природы к богу. А отличаются они методом. Философия опирается на опыт и разум, а теология – на веру. Фома считает, что не разум должен направлять веру, а наоборот вера должна определять пути разума. А философия должна служить теологии. Древняя проблема – это проблема существования Бога. Фома приводит 5 рациональных доказательств существования Бога: 1) все что движется имеет причиной своего движения нечто иное, приходится признать, что существует перводвигатель, т.е. Бог 2) Все, что мы видим, с чем соприкасаемся, есть следствие чего-то, т.е. все имеет свою причину, но и эти причины имеют свою причину, т.е. есть первопричина – Бог 3) высшая необходимость – это Бог 4) высшая степень или эталон – это Бог 5)разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит в природе.
В антологии Фома принимает аристотельскую концепцию материи и формы, приспосабливая к христианству. Рассматривая проблему универсалий, Фома выступает с позиции умеренного реализма, он утверждает, что общее существует до вещей, в вещах и поле вещей.
Антропоцентризм философской эпохи Возрождения. Гуманизм и натуральная философия.
Эпоха Возрождения (14-16вв). Происходит распад феодальных отношений и начало складывания капитализма. Много научных открытий. 1-е печатные книги, открытие Америки и т.д. Развивается география, математика, медицина, химия и т.д. Сломана диктатура церкви. В центре культуры человек. В этот исторический период меняется общая ориентация философии. На 1-й план выходит проблема человека, определившая гуманистическую направленность философии.
Основные черты: 1) возрождение интереса к изучению природы 2) использовали прежде всего материалистические произведения философов античности 3) тесная связь с естествознанием 4) исследование проблемы человека, превращение философии в антропоцентричную по своей направленности.
Характерным типом философского мышления стала философия Николая Кузанского (1401-1464). Высказывал ряд диалектических идей, применив к природе, разработал методологический принцип совпадения противоположностей в едином предмете. В теории познания обосновалось понятие, проблема творчества и безграничных возможностей человека. Человек – это своеобразное подобие природы и Бога. Показал, что Земля не центр мира, положил начало крушению космологической теории Платона, Аристотеля и Птолимея. В эпоху возрождения формируются основы современного естествознания, радикально изменяет миропонимание, которое явилось средством появления гелиоцентрического учения Николая Коперника.
Коперник создал новую гелиоцентрическую систему мира, что явилось 1-ой научной революцией. Высказал мысль о движении, как естественном свойстве небесных и земных объектах. В 1616г произведение Коперника было внесено в черной список Папы Римского.
Джордано Бруно (1548-1600). Его воззрения тоже характеризуется как пантеизм. Цель философии в познании не сверхприродного бога, а природы. Его взгляды соединяются с элементами стихийной диалектики. Выдвинул теорию о существовании множества миров. В 1592г был арестован и в 1600 он и его труды были сожжены. Он был последним представителем эпохи Возрождения.
studfiles.net
Средневековье и эпоха Возрождения — Мегаобучалка
Господствующей философией в средние века была религия. Природа понималась как результат божественного творения. В средневековую эпоху природа и человек как бы уравновешиваются, так как все в руках Бога. В этой связи средневековая философия всегда противопоставляла природе, т.е. земному, некое абсолютное, духовное начало — Бога, стоящего и над природой и над людьми. Отношение людей средневековой эпохи к природе выражалось уже не как стремление слиться с ней, жить с ней в согласии, что было характерно для античной философии, а возвышением над ней, как чем-то неизменным.
Несогласных с догматами церкви именовали еретиками и в эпоху средневековья сжигали на кострах. Тем не менее уже в XIII в. Р. Бэкон заявил, что живые и неживые тела природы состоят из одних и тех же материальных частиц. Работы Р. Бэкона были опубликованы лишь в XVIII в., так как его идеи могли оказать нежелательное влияние на современников.
К XV—XVI вв. фактически заканчивается история средневековой философии и наступает так называемая эпоха Возрождения, в которой наблюдается обращение не только к проблемам человека, но и к развивающемуся естествознанию, заново осмысливаются космогонические проблемы. В эпоху Возрождения было воскрешено и развито то рациональное, что содержалось в трудах великих греческих философов.
Труды Николая Коперника, Галилео Галилея, Джордано Бруно и др. разрушили монопольное господство религиозных взглядов на мир.
Николай Коперник (1473—1543) — великий польский астроном, творец гелиоцентрической системы мира, а также теории о вращении Земли вокруг Солнца, о суточном вращении Земли вокруг своей оси, которая вступала в противоречие с существовавшими представлениями о Земле как избраннице Божией, стоящей, согласно схеме Птолемея, в центре мира.
Галилео Галилей (1564—1642) — великий итальянский астроном и физик, создатель основ механики, борец за передовое мировоззрение. Галилей развивал и защищал систему Коперника. Родился он в Арчетри, близ Флоренции, в семье купца. Отец хотел, чтобы он стал врачом, поэтому послал его в Пизу. В возрасте 25 лет Галилей стал профессором математики. Велики его заслуги в области астрономии:
? открыл 4 спутника Юпитера;
? открыл пятна на Солнце и кольца Сатурна;
? принял теории Коперника о строении Вселенной;
? считался «отцом» экспериментальной физики, так как верным считал только то, что может быть доказано опытным путем;
? единственным критерием истины считал чувственный опыт, практику.
Джордано Бруно (1548—1600) — итальянский ученый эпохи Возрождения, провозгласивший новое прогрессивное мировоззрение, за что был сожжен инквизицией на костре в Риме. Дополнил систему Коперника рядом новых положений:
? о существовании бесконечного количества миров;
? о том, что Солнце не является неподвижным, а меняет свое положение по отношению к звездам;
? о том, что атмосфера Земли вращается вместе с нею.
Главная идея Д. Бруно — идея о материальном единстве Вселенной как совокупности бесчисленных миров, таких же планетных систем, как наша. В познании при роды, считал Д. Бруно, наряду с опытом существенную роль должен играть человеческий разум, а величайшей задачей человеческого разума является познание законов природы.
Восточная культура — народов Кавказа, Средней Азии, арабов и др. — опережала в средние века, вплоть до XIII в., культуру Западной Европы. Передовых деятелей восточной культуры занимали вопросы естествознания, медицины, географии, техники. Арабы и близкие к ним по языку и культуре народы ввели в европейский обиход магнитную иглу, порох, бумагу и т. д. Наиболее передовые философы Востока, такие, как Ибн Сина (Авиценна), живший в Средней Азии и Иране, арабский философ и врач Ибн Рущд (Аверроэс), оказали сильное положительное влияние на западноевропейских мыслителей.
Эпоха Возрождения — это переходный период от средневековых воззрений к культуре нового времени. Идейное развитие стран Западной Европы различалось: в Италии эпоха Возрождения относится к XIV—XVI вв., в других странах — концу XV — началу XVII в.
Отличительной чертой эпохи Возрождения является гуманистическое мировоззрение. Творчество деятелей Возрождения проникнуто верой в безграничные возможности человека, его воли и разума. Пафос утверждения идеала гармоничной, раскрепощенной творческой личности, красоты и гармонии действительности, обращение к человеку как высшему началу бытия, ощущение цельности и стройности закономерности мироздания — все это придает творениям этой эпохи большую идейную значимость, величественность. Начиная с эпохи Возрождения, растет амбициозность человека по отношению к природе. Природа рассматривалась как некая инертная сила, требующая покорения, установления над нею господства разума. В соответствии с этой позицией, которая сохранилась вплоть до середины XX в., природа рассматривалась лишь как источник ресурсов для человека и место для его обитания. Ресурсы природы казались неисчерпаемыми, а следовательно, человеку нечего было ждать милостей у природы — взять их у нее — историческая миссия.
Из ученых этого периода необходимо выделить Леонардо да Винчи, который считал исходным пунктом познания опыт. Путь к истине, с его точки зрения, пролегает через синтез теории и практики, метод индукции должен дополняться дедукцией (дедукция — вывод по правилам логики; цепь умозаключений, звенья которой логически связаны; основное средство доказательства), анализ — синтезом. «Я хочу сначала установить факт, а затем доказать при содействии разума, почему этот факт такого, а не иного рода». Это и является тем методом, которым надо руководствоваться всякому исследователю явлений природы. Общепризнано, что применение таких методов познания природы берет свое начало от Р. Бэкона и Г. Галилея, но родоначальником этого этапа развития справедливо считается Леонардо да Винчи.
Гениальный итальянский ученый, художник, инженер, один из выдающихся представителей науки и искусства эпохи Возрождения, родился 15 апреля 1452 г. (умер в 1519 г.) в небольшом городе Винчи, откуда в 1469 г. семья переселилась во Флоренцию. Здесь юноша учился черчению, живописи, скульптуре, изучал основы математики, анатомии, астрономии. Полученные знания стали фундаментом его разнообразной деятельности. Он занимался геологией, ботаникой, анатомией человека и животных, механику называл «раем» математических наук. В механике был поклонником экспериментальных исследований, как уже отмечалось выше. Пытался построить летательные аппараты (среди сохранившихся рисунков были найдены эскизы парашютов и вертолета), занимался проектированием больших гидротехнических сооружений и конструкций, которые в те времена не были осуществлены.
Много внимания Леонардо да Винчи уделял проблемам оптики, был близок к формулировке волновой природы света. Он задумывался также над космогонией, вносил новаторские идеи.
Велики заслуги Леонардо да Винчи в области биологии: он открыл щитовидную железу, изучал связь нервов и мускулов, доказал, что большое количество свойств и их разнообразие — это признак совершенства, что потом развивалось Ч. Дарвином.
Обобщая вышесказанное, можно сказать, что эпоха Возрождения:
? выдвинула в качестве главного признака философствования гуманизм;
? поставила в центре своего внимания проблему человека.
Это привело к обновлению вопросов, продолжавших оставаться центральными на протяжении десятков и сотен лет:
? Каков путь познания?
? Какую роль играют разные методы и способы познания?
? Что важнее: эмпирический опыт или теоретическое знание?
megaobuchalka.ru
Культура средних веков. Эпоха возрождения
Содержание:
Введение.. 2
Культура и идеология средних веков в странах Западной Европы. 4
Средневековая церковь.. 15
Мироощущение простого человека. 15
Церковь и ереси. 15
Инквизиция. 15
Культура Византии. 16
Основные черты эпохи Возрождения. Культ гуманизма и вера во всемогущество человеческого разума. 17
Характер культуры Возрождения. 17
Гуманизм Возрождения. 17
Свободомыслие и светский индивидуализм.. 18
Искусство Возрождения. 18
Наука Возрождения. 19
Учения об обществе и государстве. 20
Культура итальянского Возрождения.. 20
Северное Возрождение.. 26
Список использованной литературы: 30
Слово «культура» появилось в латинском языке. Его употребляли в трактатах и письмах поэты и ученые Древнего Рима. Оно обозначало действие по возделыванию, обработке чего-либо. Римский государственный деятель и писатель Марк Порций Катон (234 — 149 гг. до н. э.) написал трактат о земледелии, перевод названия которого по-латыни звучит примерно так: агрикультура. Этот трактат посвящен не просто обработке земли, а уходу за участком, полем, что предполагает не только возделывание почвы, но еще и особое душевное отношение к ней. Например, Катон дает такой совет по приобретению земельного участка: нужно не лениться и обойти покупаемый участок земли несколько раз; если участок хорош, чем чаще его осматривать, тем больше он будет нравиться. Вот это самое «нравиться» должно быть непременно. Если его не будет, то не будет и хорошего ухода, т. е. не будет культуры.
Следовательно, слово «культура» еще на первых порах употребления означало не только обработку, но и почитание, может быть, даже поклонение. Не случайно ведь существует и родственное слово «культ».
Римляне употребляли слово «культура» с каким-нибудь объектом в родительном падеже: культура поведения, культура речи и т. д. Римский оратор и философ Цицерон (106 — 43 гг. до н. э.) использовал этот термин в применении к духовности. Философию он считал культурой духа или ума. В основном все историки культуры сходятся на том, что подразумевается воздействие философии на ум с целью его обработки, воспитания, развития умственных способностей. Но если вспомнить Катона, можно обнаружить и иной смысл. Философия — это не только обработка или образование ума, но и его почитание, уважение его и поклонение ему. И действительно: философия родилась из предпочтения духовного начала в человеке, из почтения к этому началу.
В эпоху средневековья чаще, чем слово «культура», употреблялось слово «культ». Имелась в виду возможность и способность выразить творческую силу и волю Бога посредством определенного отношения к нему и ритуала. Существовало и понятие рыцарства, т. е. своеобразного культа или культуры доблести, чести и достоинства. В эпоху Возрождения происходит возврат к античному смыслу слова «культура» как гармоничному и возвышенному развитию человека, содержащему в себе его активное, творческое начало.
Вот так трактуется в энциклопедическом словаре слово «культура»: (от латинского cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Слово «культура» является одним из наиболее употребляемых в современном языке. Но это говорит скорее о его многозначности, чем об изученности и осмысленности скрывающихся за ним значений. Многообразие обыденного словоупотребления перекликается со множественностью научных определений и свидетельствует прежде всего о многообразии самого феномена Культуры. Мы привыкли говорить о духовной и материальной культуре и прекрасно понимаем, что в одном случае речь идет о музыке, театре, религии, в другом – о земледелии и садоводчестве, компьютерном обеспечении производства. Но классифицируя, в соответствии со сложившимся словоупотреблением, различные области культуры, мы редко задумываемся над тем обстоятельством, что культура — это не только различные области действительности, но и сама действительность человека в этих областях.
Все, чем мы пользуемся в области культуры (в том числе и само понимание культуры), было когда-то открыто, осмыслено и введено в человеческую повседневность. Другое дело, что существуют разные национальные и исторические традиции, причудливо переплетенные в современном облике культуры, которые определяют содержание наших представлений о культуре, а также, будучи переосмысленными в научных исследованиях, и содержание научных теорий.
Очевидно, что культурология, как наука XX века, не просто сводит воедино существующее многообразие представлений о культуре и классифицирует бесчисленные дефиниции своего главного понятия, она опирается на определенную традицию. Для европейской культурологии основные исторические этапы этой традиции (исторического развития представлений о культуре и ее понимания) составляют античность, средние века, новое время.
***
Средневековая культура — культура христианская, отрицая языческое отношение к миру, тем не менее, сохранила основные достижения античной культуры. «Политеизму она противопоставляет монотеизм; натурализму, интересу к предметному миру — духовность, культивирование интроспекции; гедонизму — аскетический идеал; познанию через наблюдение и логику — книжное знание, опирающееся на Библию и толкование ее авторитетами церкви». Пристально вглядываясь в глубины собственной души, средневековый человек обнаружил неповторимость, уникальность и неисчерпаемость личности. Это вело к признанию субстанциональности божественной личности, делало возможным переход от политеизма к монотеизму.
Если в основе античного понимания культуры лежало признание безличностного абсолюта, которым выступал «божественный строй вещей», то в средневековой культуре прослеживается постоянное стремление к самосовершенствованию и избавлению от греховности. «Чувство неуверенности — вот что влияло на умы и души людей средневековья и определяло их поведение. Неуверенность в материальной обеспеченности и неуверенность духовная… Эта лежавшая в основе всего неуверенность, в конечном счете, была неуверенностью в будущей жизни, блаженство в которой никому не было обещано наверняка и не гарантировалось в полной мере ни добрыми делами, ни благоразумным поведением. Творимые дьяволом опасности погибели казались столь многочисленными, а шансы на спасение столь ничтожными, что страх неизбежно преобладал над надеждой». Античный человек черпал свою уверенность в созерцании неизменного, вечного космоса и, прежде всего, природы: Это небо и звезды, горы и реки. Боги же составляют часть природы. Это опять те же небо и звезды, горы и реки. Из благоговейного созерцания вырастала уверенность в том, что «из ничего ничего не происходит». С потерей уверенности в прочности социоприродного порядка отбрасывается эта основная посылка античного самосознания и утверждается принцип сотворенности мира «из ничего», «по божественной воле». Ликвидируется пантеистическое признание единства природы и Бога, обнаруживается их принципиальное различие, дуализм Бога и мира. На смену космологизму приходит трансцендентизм г персонализм.
Единый и вездесущий Бог как сверхъестественная личность создает мир и от мира не зависит, мир и человек имеют свои основания в Боге. Признание сотворенности мира (креационизм) перерастает в концепцию постоянного творения; Бог действует на основе собственной воли, и люди не могут понять природы его действий и осознать их результатов. «Полная и непосредственная зависимость природы и человека от Бога как сверхприродной личности приводила при таких предпосылках к положениям крайнего фатализма. Христианский Бог, структурируя природу и социальность, сообщал миру его смысловую значимость. Божественная символика, разлитая в мире, заставляла человека вчитываться в «письмена Бога». «Природа виделась огромным хранилищем символов. Элементы различных природных классов — деревья в лесу, минералы, растения, животные — всё символично, и традиция довольствовалась тем, что некоторым из них давала преимущество перед другими».
Здесь обнаруживаются радикальные изменения в понимании культуры, отличающие одну эпоху от другой. Античное понимание культуры, основанное на признании рационального поиска как пути к добродетели, оказалось совершенно беспомощным, как только окружающий мир, природа лишились своей суверенности, когда ее чувственно-антропоморфные характеристики потеряли свою значимость, как только человек увидел, что кроме вещественно-телесного мира, его земной родины, есть родина н
mirznanii.com
Естествознание в Средние века и в эпоху Возрождения
В Эпоху Средних веков происходит постепенное ослабление влияния античной культуры. Вместе с тем усиливается религиозное христианское миро воззрение, которое, отнюдь не приветствуя естественнонаучные исследования ученых, старалось насадить в сознании людей догматические религиозные положения об устройстве мира. Религию совершенно не устраивал научный метод познания, ориентированный на наблюдение и эксперимент, истина для неё со держится в Священном Писании.
Развитие естествознания в средневековую эпоху распадается на два временных отрезка;
- Период упадка европейской науки. Развитие науки на Востоке (VII-IX века).
- Период подъёма европейской науки (ХI-ХV века).
В то время как в Европе естествознание переживает период упадка, на Аравийском полуострове в VII веке, объединившиеся под знаменем Ислама, арабские кочевые племена образуют сильное государство, постепенно завоевавшее Средний Восток, Северную Африку и Пиренейский полуостров. Укрепление государства сопровождалось также развитием всех сфер духовной жизни и культуры, в том числе и науки. Арабы перенимают основные достижения античной науки, и в период упадка научных знаний в Европе не дают им погибнуть. Более того, они сами добиваются больших успехов на путях, проторённых их античными предшественниками.
Большое влияние на европейскую науку оказали математические исследования арабов. И» прежде всего здесь следует назвать имя Аль Хорезми (ок. 780-850), автора математического трактата «Ать-Джабар», давшего название одному из разделов математики — алгебре. Из трудов Аль Хорезми Европа переняла индийскую позиционную систему счисления (она пришла на смену латинской), с арабскими цифрами и употреблением нуля. Хорезми показал также, как решать линейные и квадратные уравнения. К началу научной революции XVI-XVII веков все эти достижения стали достоянием европейской науки.
На Востоке получил развитие также и экспериментальный метод. Его непревзойдённым мастером был учёный-энциклопедист Адь Бируни (973-ок.1048). Он точно определил плотность металлов и других веществ, вычислил угол наклона эклиптики к экватору, а также радиус Земли. Проводя астрономические наблюдения, он понял, что геоцентрическая теория содержит изъяны и, по-видимому, в центре мира должно находиться Солнце Аль Бируни также написал целый ряд трактатов, охватывающих все известные тогда науки: географию, астрономию, геометрию, минералогию, медицину и другие.
Другие известные учёные того времени — это Аль Хайсам (Альхазен) (965-1020), основные исследования которого относятся к оптике, Ибн-Сина (Авиренна) (980-1037), прославившийся в области медицины, Улугбек (1394-1049), «оставивший каталог звёзд и таблицы движения планет.
Начиная примерно с Х века во многом благодаря крестовым походам, Европа начинает знакомиться с культурой, наукой и техникой Востока. Переводятся на латинский язык фундаментальные труды восточных ученых, а также неизвестные тогда (утерянные) тексты античных авторов, сохранившиеся только в арабских переводах.
Вслед за открытым арабами в Кордове (Испания) университетам во многих европейских городах — Париже, Болонье, Оксфорде, Кембридже и ряде других организуются университеты, сыгравшие большую роль в европейской науке. Первоначально они создавались с целью подготовки духовенства и развития теологии, но наряду с религиозными дисциплинами там изучали логику, математику и другие науки. Постепенно эти научные дисциплины эмансипировались и им стали уделять самостоятельное внимание.
Конечно, темпы развития средневековой науки и её достижения были не столь впечатляющими как в эпоху античности, но, тем не менее, наука на месте не стояла, зрела почва для научной революции XVI_XVII веков. В эпоху средневековья жили такие учёные, как Роджер Бекон (1214-1294) Уильям Оккам (ок. 1300-1349), Томас Брадвардии (1290-1349). Дальнейшее развитие получила техника. Были изобретены механические часы, разработана технология производства бумаги. Иоганн Гуттенберг (1400-1468) в 1440 году изобретает книгопечатание.
Эпоха Возрождения, последовавшая за Средневековьем, дала заметный толчок развитию естествознания. Она сдвинула с мёртвой точки развитие точных наук, сдерживаемое религиозными догмами и схоластическим методом познания, безраздельно господствовавшим в философии. Этому в первую очередь способствовал новый идеал эпохи — идеал свободной, всесторонне развитой личности, ставший ядром нового антропоцентристского мировоззрения. Выдающиеся личности эпохи Возрождения вполне соответствовали новому идеалу — это великие художники Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Альбрехт Дюрер, философы Николай Кузанский, Макиавелли, Томас Мор, путешественники Колумб и Магеллан, а также другие. Среди них выделяется фигура Леонардо да Винчи (1452-1519), который помимо того, что был гениальным живописцем, внес весомый вклад в развитие самых разных отраслей естествознания. Начав борьбу со схоластикой, он провозгласил новые принципы познания, центральными из которых являются опора на наблюдение и опыт, а также применение математических методов. Опираясь на них, он сделал попытку сформулировать принцип инерции и очень близко подошел к будущей формулировке Галилея. Он исследует движение снарядов, колебания звуковых и водяных волн, разрабатывает проекты летательных аппаратов, боевых машин и многое другое.
Несмотря на большие достижения Леонардо да Винчи и других деятелей ключевой фигурой эпохи всё же считают польского астронома Николая Коперника (1473-1543). Его величайшей заслугой является изменение миров зрения эпохи, явившееся следствием разработки им гелиоцентрической сие мы мира. Данное событие является началом первой научной революции, которое завершится созданием Ньютоном классической механики.
До Коперника в науке господствовала аристотелевско-птолемеевская геоцентрическая система мира, утверждавшая, что Земля является центром мироздания, а вокруг неё вращаются все остальные небесные тела, включая звёзды. Коперник на основе многочисленных астрономических наблюдений, а так при помощи чисто логических рассуждений заключает, что старая система мира, хотя и хорошо подтверждается математически, тем не менее, слишком громоздка и несуразна по своей структуре. Более правильной является модель мира, в центре которого находится Солнце. Земля же с астрономической точки зрения — рядовая планета, которая вместе с другими вращается вокруг обще центра. Этот вывод никак не устраивал католическую церковь, авторитет кот рой тем самым подрывался, ибо в Библии чёрным но белому написано, что именно Солнце ходит вокруг Земли, а не наоборот. Коперник сам хорошо осознавал революционное значение своей теории и долго колебался по поводу издания книги «О вращении небесных сфер». После выхода в свет этого сочинения в 1543 году его опасения полностью подтвердились. Книга была встрече в религиозных кругах, мягко говоря, прохладно, и гонений Коперник избежал только ввиду своей смерти. В 1616 году книга заносится в папский список запрещенных книг как еретическая, и только в 1835 году ввиду всеобщего признания из этого списка вычёркивается.
Новая гелиоцентрическая система мира завоевала признание не сразу борьба растянулась на многие десятилетия, наполненные яркими событиями, том числе и трагическими. Так, в историю науки навеки вошло имя Джордан Бруно (1548-1600), погибшего мученической смертью во имя своих научны убеждений. Будучи активным сторонником гелиоцентрической системы Коперника, он пошел дальше своего учителя, и утверждал, что у Вселенной вообще нет выделенного центра, все небесные тела (планеты и звёзды) совершенно равноправны, а помимо Солнечной системы существует ещё бесконечное множество подобных ей миров, населенных разумными существами. За активную деятельность по пропаганде своих идей в 592 году Бруно был арестован инквизицией и более семи лет находился в тюрьме, постоянно подвергаясь пыткам. Не дождавшись отречения, инквизиция в 1600 году в Риме сжигает Бруно на костре. Трагической гибелью Джордано Бруно завершается эпоха Возрождения. На пороге стояла великая эпоха Нового времени, которая продлится до XIX века.
magref.ru