Эпоха Возрождения (Ренессанса) – Интересные факты
Эпоха Возрождения или Ренессанса (от фр. Renaissance) представляет собой период европейской истории, ознаменованный многими культурными преобразованиями.
Эпоха Возрождения пришла на смену Средним векам и стала промежуточным звеном между ними и эпохой Просвещения.
В данной статье мы хотим кратко осветить ключевые моменты эпохи Возрождения, и рассказать интересные факты из этого исторического периода.
Эпоха Возрождения кратко
Сразу же нужно сказать, что эпоха Возрождения европейской культуры имела мировое значение. Точные годы Ренессанса установить невозможно, тем более что для каждого европейского государства они отличаются. Однако принято считать, что эпоха Возрождения началась в XIV веке, а закончилась в начале XVII века.
Чем же ознаменовался этот период? Прежде всего, тем, что на смену средневековому религиозному фанатизму пришла светская культура и гуманизм.
Антропоцентризм (то есть центральное место во всех культурных и научных изысканиях занимает человек) стал господствующей идеологией.
Именно тогда возрождается интерес к забытой античной культуре. Собственно от этого и происходит термин «Возрождение».
Если говорить кратко о Ренессансе, то основным его феноменом было то, что после падение Византийской империи, бежавшие в разные европейские державы византийцы, начали распространять свои библиотеки. А именно в них содержалось множество античных источников, которые в Европе того времени практически не были известны.
В городах стали появляться и набирать обороты различные научные и культурные центры, действующие независимо от церкви. Началось это движение в Италии.
Условно эпоху Возрождения можно разделить на 4 этапа:
- Проторенессанс (2-я половина XIII века — XIV век)
- Раннее Возрождение (начало XV — конец XV века)
- Высокое Возрождение (конец XV — первые 20 лет XVI века)
- Позднее Возрождение (середина XVI — 1590-е годы)
С полной уверенностью можно сказать, что на все государства Европы Ренессанс оказал колоссальное влияние.
По сути, эпоха Возрождения – это переход от феодального общественного устройства к буржуазному. Именно тогда формируются национальные государства, между которыми начинает процветать торговля, и устанавливаются международные дипломатические отношения.
Неимоверными темпами развивается наука, а книгопечатание увековечивает этот исторический период на века. Географические открытия и появление естествознания стали переломным моментом в осознании человеком самого себя. Закладывается основа всех будущих научных теорий и открытий.
Человек эпохи Возрождения
Человек эпохи Возрождения резко отличается от средневекового человека. Для него характерна вера в мощь и силу разума, преклонение перед необъяснимым даром творчества.
«Портрет молодой женщины» Сандро БоттичеллиГуманизм выставляет в центр внимания мудрость человека и ее достижения, как высшее благо для разумного существа. Собственно это и приводит к бурному расцвету науки.
Гуманисты считают своим долгом активно распространять литературу античных времен, ведь именно в познании они видят подлинное счастье.
Одним словом, человек эпохи Возрождения пытается развиваться и улучшать «качество» индивида посредством изучения античного наследия, как единственного основания.
А интеллект в этом преобразовании занимает ключевое место. Отсюда возникновение различных антиклерикальных идей, часто выступающих необоснованно враждебно к религии и церкви.
Литература Возрождения
Если говорить о литературе Возрождения, то она начинается с гениального Данте Алигьери (1265-1321). Написав «Божественную комедию» он, по сути, раскрыл сущность человека своего времени.
Франческо Петрарка (1304—1374) в своих сонетах воспевает самоотверженную любовь, как смысл жизни. Для него богатство внутреннего мира человека немыслимо без подлинной любви. К слову, мы уже писали про один интересный факт из жизни Петрарки.
Во многом литература эпохи Возрождения была предопределена новеллами Джованни Боккаччо (1313—1375), трактатами выдающегося Никколо Макиавелли (1469—1527), поэмами Лудовико Ариосто (1474—1533) и Торквато Тассо (1544—1595).
Эти представители Ренессанса стали в один ряд с признанными классиками древнегреческого и древнеримского периода истории.
Уильям Шекспир. Единственный прижизненный портрет.В эпоху Возрождения литература условно разделилась на два типа: народную поэзию и античную книжность.
Именно это соединение породило такие удивительные, полуфантастические и поэтично-аллегорические произведения, как «Дон Кихот» Мигеля де Сервантеса и «Гаргантюа и Пантагрюэле» Франсуа Рабле.
Важно подчеркнуть, что именно тогда начинает четко проглядываться понятие национальной литературы, в отличие от средних веков, когда латынь была единым уделом всех писателей.
Становятся чрезвычайно популярными драма и театр, а наиболее известными драматургами – англичанин Уильям Шекспир (1564—1616, Англия) и испанец Лопе де Вега (1562—1635).
Самые интересные факты о литературе читайте здесь.
Философия эпохи Возрождения
Коротко сказать о философии эпохи Возрождения достаточно трудно. Можно лишь кратко перечислить самых знаменитых ее представителей.
Николай Кузанский – один из виднейших немецких мыслителей. Кузанский был универсальным ученым и энциклопедистом. Он отстаивал идеи неоплатонизма, считая смыслом философии соединение противоположностей в Едином.
Леонардо Бруни – итальянский гуманист, историк и писатель, а также выдающийся ученый своего времени. Он написал биографии Данте и Петрарки. Бруни видел в безграничных творческих возможностях человека смысл философии эпохи Возрождения.
Знаменитые деятели, ученые и философы Ренессанса — Галилео Галилей, Николай Коперник и Джордано Бруно заслуживают отдельных статей.
Кратко лишь можно сказать, что Коперник (см. интересные факты о Копернике) произвел первую революцию в научном мире, став автором гелиоцентрической системы мира.
Галилей стал основателем экспериментальной физики. Он впервые использовал телескоп в научных целях, сделав ряд важнейших астрономических открытий.
Джордано Бруно был признан еще своими современниками одним из самых крупных мыслителей эпохи Возрождения. Его философия и многочисленные трактаты привели к конфликту с католической церковью. Бруно многим известен тем, что за свои научные и философские воззрения был приговорен к казни и сожжен на костре в Риме.
Мишель Монтень – французский философ эпохи Возрождения и автор известной книги «Опыты». Он одним из первых выступил против использования жестокости в педагогике.
Мартин Лютер – выдающийся немецкий богослов и реформатор. Стал родоначальником Реформации, которая привела к возникновению крупнейшего христианского движения – протестантизма. Именно Реформация во многом предопределила развитие Европы после эпохи Возрождения.
Томас Мор – английский философ и гуманист. Автор известной книги «Утопия». Непримиримый критик Лютера и идей Реформации.
Эразм Роттердамский – видный мыслитель, получивший прозвище «князь гуманистов». Отличался свободолюбивыми взглядами. В конце жизни также полемизировал с Лютером.
Других представителей философии эпохи Возрождения мы лишь перечислим: Марсилио Фичино и Лоренцо Валла, Джаноццо Манетти и Жан Боден, Томмазо Кампанелла и Никколо Макиавелли.
Художники эпохи Возрождения
Несомненно, художники эпохи Возрождения заслуживают большего внимания, чем краткое о них упоминание. Но мы лишь приведем самые знаменитые имена.
Сандро Боттичелли – яркая звезда на небосклоне художественного искусства Ренессанса. Самые знаменитые картины: «Рождение Венеры, «Весна», «Поклонение волхвов», «Венера и Марс», «Рождество».
«Рождение Венеры» Сандро Боттичелли. Одно из первых со времён античности изображений обнажённого женского тела. Около 1485 года.Пьеро делла Франческа – известный итальянский художник и математик. Он написал такие знаменитые произведения, как «О перспективе в живописи» и «Книжица о пяти правильных телах».
Отличался тем, что в совершенстве владел техникой живописи, зная ее научную теорию. Знаменитые картины: «История царицы Савской», «Бичевание Христа» и «Алтарь Монтефельтро».
Леонардо да Винчи – один из самых знаменитых художников и универсальных ученых не только эпохи Возрождения, но и вообще, всех времен (см. интересные факты о Леонардо да Винчи).
Обладал уникальными способностями и стал изобретателем многих вещей, появившихся только в 20 веке. Самые известные картины гения да Винчи: «Тайная вечеря», «Мона Лиза», «Мадонна Бенуа» и «Дама с горностаем».
«Витрувианский человек» Леонардо да Винчи. Один из главных символов Ренессанса.Рафаэль Санти – один из искуснейших художников и архитекторов эпохи Возрождения. За короткую жизнь (а прожил он всего 37 лет), Рафаэль написал множество потрясающих картин, наиболее известные среди которых «Сикстинская Мадонна», «Портрет молодой женщины» и фреска «Афинская школа».
«Афинская школа» — самая знаменитая фреска Рафаэля.Микеланджело Буоанарроти – гениальный художник, скульптор и архитектор Ренессанса. О его творчестве до сих пор слагают легенды и анекдоты. Кроме множества художественных работ, он написал около 300 стихов, дошедших до наших дней. Самые крупные работы: «Мадонна Дони», «Сотворение Адама», статуи «Моисей» и «Давид».
Тициан Вечеллио – выдающийся художник эпохи Возрождения. Тициану еще не исполнилось 30 лет, как его признали «королем живописцев и живописцем королей». Кстати, мы уже писали про один весьма забавный и интересный факт из жизни Тициана. Крупнейшие работы: «Венера Урбинская», «Похищение Европы», «Несение креста», «Коронование терновым венцом» и «Мадонна Пезаро».
Теперь вы знаете о том, что собой представляла эпоха Ренессанса. Мы постарались кратко осветить ключевые направления культуры, искусства и науки Ренессанса, а также рассказали о наиболее значимых представителях этих направлений.
Кстати говоря, рекомендуем посмотреть замечательные фотографии о том, как бы выглядели современные звезды в эпоху Возрождения. Очень интересно и увлекательно.
Если хотите много знать, — подписывайтесь на InteresnyeFakty.org. С нами всегда интересно!
Понравился пост? Нажми любую кнопку:
Урок 4. Эпоха Возрождения: Ренессанс в искусстве
Этот урок, посвященный эпохе Возрождения или Ренессансу, будет для вас легким, понятным и изящным, если вы хорошо изучили урок №2, где мы разбирали искусство Древней Греции и Древнего Рима. Эпоха потому и получила такое название, что в этот период истории началось возрождение античных традиций в искусстве.
Разумеется, культура и искусство обогатились новыми стилями и веяниями, появились новые, характерные данному историческому периоду черты. И если античное искусство нашло отклик в вашей душе, с высокой степенью вероятности искусство Ренессанса точно так же затронет ваше сердце и разум.
Цель урока: изучить основные тренды искусства эпохи Возрождения.
Изучив материал урока, вы узнаете, как развивались архитектура, скульптура, живопись и литература данного периода, познакомитесь с наиболее знаковыми памятниками культуры, именами творцов и произведениями искусства.
Содержание:
- Периодизация эпохи Возрождения
- Общая характеристика Ренессанса
- Архитектура
- Скульптура
- Живопись
- Литература
- Музыка и зрелищные искусства
- Проверочный тест
Итак, какой же отрезок времени мы имеем в виду, когда говорим о Ренессансе?
Периодизация эпохи Возрождения
Из материала прошлого урока вы уже знаете, что эпоха раннего Возрождения примерно совпадает по времени с периодом позднего Средневековья, а хронологические границы Ренессанса условны и весьма усреднены, т.
- Раннее Возрождение – 15 век.
- Высокое Возрождение – начало 16 века.
- Позднее Возрождение – 20-е годы – конец 16 века.
Кроме того, историки часто в качестве самостоятельного периода выделяют Проторенессанс, включая туда вторую половину 13 века и 14 век полностью. Ввиду того, что этот период имел самостоятельное значение только в Италии, где и зародился Ренессанс, мы его не включаем в общую таблицу периодов, однако, безусловно, упомянем деятелей искусства того времени, когда будем изучать тренды в разных его сферах.
И еще одна ремарка: искусство Ренессанса имеет общие черты, свойственные каждому из периодов, а процесс развития отличается гармонией и высокой степенью преемственности на протяжении всей эпохи.
По этой причине будет удобнее рассматривать каждое направление в искусстве – архитектуру, скульптуру, живопись и т. д. – единым блоком, чтобы можно было нагляднее оценить как преемственность традиций, их большую или меньшую выраженность, так и некоторые отличия периодов. Чтобы было понятнее, о чем речь, мы начнем с общей характеристики эпохи Ренессанса.
Общая характеристика Ренессанса
Ренессанс – это, прежде всего, возрождение интереса к человеку как к центральному субъекту искусства, его личности как высшей ценности. Такой подход получил название гуманизма. Идеями гуманизма пропитано все искусство Ренессанса, все стили и направления, зародившиеся в данный период. Тому было несколько предпосылок.
Во-первых, это рост и развитие городов-республик, где формировались принципиально новые, отличные от феодальных, социально-экономические отношения. Там не было землевладельцев и крестьян, зато были торговцы, ремесленники, банкиры и прочие группы населения, без которых городская жизнь и городская инфраструктура невозможны как таковые. Вполне логично, что у них были свои взгляды на жизнь, изрядно отличавшиеся от взглядов консервативного и набожного сельского населения.
Вторым важным фактором, повлиявшим на идеологию Ренессанса, стало падение Византийской империи. Оно сопровождалось массовым исходом населения из охваченных военными конфликтами земель. Бывшие подданные Византии оседали в Европе, знакомили местное население с достижениями своей культуры, усваивали нормы и правила городской жизни, в результате чего рождался уникальный симбиоз культур, ставший основой новой эпохи в искусстве.
Возможно, что и переселенцы, пережившие стресс, связанный с военными действиями у себя на родине и кардинальной сменой привычного образа жизни, тоже стали носителями запроса на новые веяния в культуре и искусстве. Так или иначе, Ренессанс – это принципиально новое явление в искусстве, с которым мы и познакомимся в данном уроке. Начнем, как обычно, с архитектуры.
Архитектура
В архитектуре Ренессанса с самого начала эпохи четко прослеживаются черты античного зодчества: симметричность, рациональность, практичность, более светский характер строений и их оформления, внимание к инженерным деталям. В этом заключается принципиальное отличие как от тяжеловесных строений романского периода, так и от мрачноватой готики.
Исследователи архитектуры эпохи Возрождения часто пользуются такими терминами, как «ордерная архитектура» и «тектоника». Если в двух словах, ордерная архитектура означает использование элементов конструкций в определенном порядке и соблюдение пропорций, предписанных для того или иного стиля.
Под тектоникой понимается качество формы и ее соответствие внутреннему содержанию. Другими словами, строение должно «быть прочным» и «выглядеть прочным», оба компонента должны быть в гармонии, для чего должны быть выбраны адекватные художественные средства оформления.
Более подробно термины разъяснены в книге «Теория архитектурной композиции» [Г. Леденева, 2008]. Мы же дали краткое пояснение их сути с одной целью: показать, что стремление к гармонии стало превалирующим трендом эпохи и нашло свое отражение, в том числе, в новых архитектурных решениях. Кстати, в эпоху Возрождения наблюдается подъем в развитии теории архитектуры и формирование профессионального словаря терминов архитекторов. Итак, как же развивалась архитектура Ренессанса?
Проторенессанс
Считается, что предтечей новой эпохи в архитектуре стали творения художника и архитектора Джотто ди Бондоне (1266-1337). В частности, спроектированная им церковь Санта-Кроче во Флоренции:
Конечно, там еще просматриваются элементы готики, однако в целом здание визуально легче, чем традиционные готические образцы архитектуры.
Архитектура раннего Ренессанса
Сразу скажем, что в качестве типичных образцов ренессансной архитектуры мы рассмотрим творения итальянских зодчих. Во всех остальных государствах Европы еще нестойкие традиции Ренессанса смешивались с местными особенностями национального зодчества. Поэтому неискушенному читателю будет сложно вычленить элементы ренессансной архитектуры и отделить их от национальных особенностей.
Одним из первых образцов архитектуры раннего Средневековья считается
Оспедале дельи Инноченти или Воспитательный дом во Флоренции, спроектированный архитектором Филиппо Брунеллески (1377-1446):
Поясним, что Воспитательный дом – это некое подобие приюта для бездомных детей, где им оказывают медицинскую помощь и пытаются адаптировать к нормальной жизни. Данный проект Филиппо Брунеллески воплотил в жизнь в самом начале своей карьеры.
В числе прочих заслуг Филиппо Брунеллески стоит назвать открытие перспективы в архитектуре, что позволяло представить объект в трехмерном пространстве со всеми возможными искажениями зрительного восприятия еще до начала его строительства.
Он же первым возвратил к жизни элементы античной архитектуры, тщательно изучая и замеряя развалины строительных конструкций античного периода, коих в Риме предостаточно, и вписывая их в свои проекты.
Архитектура высокого Ренессанса
В эпоху высокого Ренессанса центром итальянской архитектуры становится Рим, и наличие наглядного материала в виде останков конструкций сыграло в этом немалую роль, став источником вдохновения многих мастеров эпохи. Заимствование идей идет полным ходом, светские и культовые здания становятся все больше похожи на образцы античной архитектуры, впрочем, изрядно осовремененные по меркам того времени.
В качестве примера приведем темпьетто (ротонду) во дворе римского монастыря Сан-Пьетро-ин-Монторио, которую построил в 1502 году итальянский архитектор Донато Браманте (1444-1514):
Архитектуру высокого Ренессанса часто называют «римским классицизмом» и считают апогеем традиций Возрождения. За пределами Италии традиции Ренессанса ощущаются все больше, хотя местные архитектурные традиции по-прежнему сильны. В качестве наиболее яркого воплощения Ренессанса можно назвать фасад Лувра в Париже (Франция).
Архитектура позднего Ренессанса
По мере развития архитектура строений эпохи Возрождения все больше усложнялась. Появлялось множество разнородных деталей, фасады начали всячески украшать и расписывать, чего не наблюдалось в массовых масштабах в предыдущие отрезки времени, а сами строительные конструкции становились все более изощренными. В качестве образца вычурности и избыточности часто приводят Палаццо дель Те в Ломбардии, спроектированный Джулио Романо (1492-1546):
Дворец (палаццо) принадлежал одному из представителей местной знати, а страсть богатых людей к украшательству зашкаливала всегда. К слову, данный тренд полностью сохранился и в наше время. Как бы там ни было, но поздний Ренессанс дал жизнь сразу двум направлениям в архитектуре. Это, во-первых, маньеризм (от итальянского maniera – манера, манерность), который как раз и символизировал избыточность форм и украшений.
Во-вторых, это стиль барокко, которые получил развитие уже в последующие периоды истории. К слову, из барокко со временем ответвился свой «маньеризм». Стиль, которому свойственна избыточность с налетом безвкусия при сохранении общих признаков барокко, получил название рококо. Более подробно об этом мы расскажем в наших следующих уроках.
Вот такой путь прошла архитектура Ренессанса. Узнать больше можно из книги «Архитектура эпохи Возрождения: Италия» [В. Лисовский, 2007]. А мы продолжаем наше путешествие в Ренессанс и поговорим теперь о скульптуре данного периода.
Скульптура
Как вы помните из предыдущего урока, скульптура в период Средневековья в силу разных причин претерпела упадок. Там, где скульптурные традиции сохранились, они были в большей степени дополнением к архитектурной практике, нежели самостоятельным направлением в искусстве. Пионером в деле возрождения скульптурных традиций античности стала Италия.
Тут наблюдаются два тренда. С одной стороны, мастера стремятся воссоздать античные скульптурные традиции в плане соблюдения пропорций и придания статуям общего гармоничного вида. С другой, творцы эпохи Возрождения стремятся избавиться от избыточного монументализма скульптуры, который нередко наблюдался в более ранние периоды.
Скульптура раннего Ренессанса
В отличие от прочих жанров искусства, в скульптуре есть вполне однозначная дата, с которой начинается Ренессанс. Это 1401 год, когда прошел открытый конкурс на лучшее украшение для северных ворот баптистерия (здания, где совершали обряд крещения) во Флоренции. Конкурсным заданием было обыграть сюжет «Жертвоприношение Авраама» в рельефе, а победила работа молодого скульптора Лоренцо Гиберти (1378-1455):
В дальнейшем деление рельефа на пространства станет классикой жанра. В изготовлении статуй наблюдаются два тренда: подражание классике и стремление к реализму. В качестве материала используется как мрамор, так и бронза. Интересна статуя Георгия Победоносца в исполнении скульптора Никколо Донателло (1386-1466):
Как видим, здесь наблюдается явное сходство со скульптурами периода античности. Однако и Донателло, и другие скульпторы практикуют изображение людей в одежде, а не только обнаженной натуры, как в античные времена.
Скульптура высокого Ренессанса
В период расцвета Ренессанса мы наблюдаем все те же тенденции, что зародились в ранний период Возрождения. Однако техника исполнения достигла величайших высот. Из образцов скульптуры высокого Ренессанса достаточно вспомнить статую Давида работы Микеланджело (1475-1564):
Здесь мы видим лучшее воплощение античных традиций в скульптуре. Кроме того, здесь ясно прослеживается контрапост. Это прием, усиливающий визуальное впечатление от композиции путем умышленного контрастного противопоставления правой и левой части композиции.
Скульптура позднего Ренессанса
В отличие от архитектуры, в скульптуре позднего Ренессанса не наблюдалось упадка. Непревзойденный Микеланджело продолжал творить, подрастало новое поколение скульпторов, предопределивших портрет эпохи. Среди них стоит отметить Бенвенуто Челлини (1500-1571), получившего известность как скульптора, художника, ювелира и музыканта. Он в совершенстве освоил технику бронзового литья и делал много скульптур на заказ. Среди них наиболее известна скульптура «Персея», держащего в руках голову поверженной им Медузы Горгоны:
Некоторые исследователи все же считают «Персея» образцом маньеризма, однако внятно назвать, какие детали у этой композиции являются лишними, не берется никто.
Живопись
Как и в прочих жанрах искусства, в живописи наблюдается заимствование художественных приемов Античности. Даже в библейские сюжеты постепенно проникает тема красоты человеческого тела и совершенства его форм. Впрочем, это произошло не одномоментно.
Проторенессанс
Что касается темы живописи, здесь самое время вновь вспомнить о Проторенессансе и величайшем художнике этого периода Джотто ди Бондоне. Дело в том, что его наработки послужили источником вдохновения и были позаимствованы главными фигурами эпохи Возрождения в живописи: Леонардо да Винчи (1452-1519), Микеланджело (1475-1564) и Рафаэлем (1483-1520). Эти наработки вряд ли сможет обнаружить глаз человека, не имеющего художественного образования, поэтому в этот раз мы сначала расскажем, а потом покажем.
Особенности творчества Джотто ди Бондоне:
- Тщательная проработка деталей.
- Тесная взаимосвязь деталей между собой.
- Зависимость визуального восприятия деталей от освещения.
- Ощущение чувства пространства на изображении.
- Смещение оптической перспективы с возможностью перенаправить взгляд на зрителя.
- Активное использование светлых тонов для фресок.
- Достижение визуальных эффектов за счет градации оттенков цвета.
Оценить воочию эти нюансы можно, посмотрев живописные работы Джотто ди Бондоне. Возьмем для примера «Полиптих Барончелли» – одну из его росписей в построенной им церкви Санта-Кроче:
Живопись раннего Ренессанса
В искусство живописи раннего Ренессанса огромный вклад внес уже упоминавшийся нами художник и архитектор Филиппо Брунеллески. Напомним, он открыл перспективу в архитектуре и живописи, что стало новым словом в этой области. Это хорошо заметно в работах художников данного периода. Например, в работе Сандро Ботичелли (1445-1510) «Мадонна Евхаристии»:
Живопись высокого Ренессанса
Расцвет Ренессанса предопределен творчеством таких великих художников, как Леонардо да Винчи (1452-1519), Микеланджело (1475-1564) и Рафаэль Санти (1483-1520).
«Сикстинская мадонна» Рафаэля является одной из самых узнаваемых работ в истории живописи. Кроме того, он прославился как мастер портретной и алтарной живописи, мастер многофигурной композиции, гравировщик и стихотворец. Рафаэль Санти часто сопровождал сонетами свои рисунки. Так, один из рисунков сопровождался прекрасными строками:
Амур, умерь слепящее сиянье
Двух дивных глаз, ниспосланных тобой…
О литературе Ренессанса мы поговорим позже, а сейчас предлагаем оценить пример многофигурной композиции в работе Рафаэля «Афинская школа»:
Наиболее известной картиной Леонардо да Винчи является, безусловно, «Мона Лиза», она же «Джоконда». Все, кто видел картину, заметили, что Джоконда как бы «следит» взглядом за зрителем. Это как раз пример смещения оптической перспективы с возможностью перенаправить взгляд на зрителя. В творчестве Леонардо да Винчи были тесно связаны наука и искусство. Так, он предметно изучал анатомию и делал множество рисунков, точно передающих анатомические особенности человеческого тела. Примером может служить работа Леонардо да Винчи «Витрувианский человек»:
Микеланджело прославился своей росписью Сикстинской капеллы. Единственная законченная картина его авторства, дошедшая до нашего времени, это «Мадонна Дони»:
Живопись позднего Ренессанса
В живописи в эпоху позднего Ренессанса явно заметны черты маньеризма: изогнутость фигур, неестественность положений, нарушенные пропорции. Классикой жанра считается картина Пармиджанино «Мадонна с длинной шеей»:
Мы охватили лишь малую часть шедевров эпохи Возрождения. Тут, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать, поэтому рекомендуем вам книгу «Живопись эпохи Возрождения» [Н. Василенко, Е.Яйленко, 2014]. Кроме того, весьма интересно исследование «Вокруг Леонардо да Винчи: модернизм, террор, грезы и метаистория» [А. Рыков, 2015]. А мы переходим к литературному наследию Ренессанса.
Литература
Литература эпохи Возрождения насквозь пронизана идеями гуманизма, воспевает красоту и достоинство человека, утверждая человеческую личность как высшую ценность. В противовес церковным догматам, щедро популяризируемым литературными средствами в Средневековье, литература Ренессанса воспевает идею раскрепощения человека.
Именно человек в литературе Ренессанса выступает творцом своего счастья, а вовсе не какое-то предопределение свыше, и это принципиальное отличие светской литературы от религиозной. Это был весьма радикальный по тем временам подход к жизни и искусству. Считается, что предвестником появления новой литературы стали творения Данте Алигьери, написанные еще в начале 14 века.
Проторенессанс
В какой-то степени «переходной» можно считать литературу Проторенессанса. В частности, Франческо Петрарка (1304-1374) в своих произведениях старался балансировать между светской направленностью своего творчества и церковной доктриной. Это особенно заметно в его трактатах «О презрении к миру», «Об истинной мудрости» и других. А вот сонеты Петрарки, благодаря которым он и прославился, носят уже исключительно светский характер [Ф. Петрарка, 2018].
Литература раннего Ренессанса
В полной мере гуманистической можно считать литературу раннего Ренессанса. Деятели этой эпохи воплотили все идеи гуманизма в своих произведениях. Так, «Декамерон» Джованни Бокаччо стилистически исполнен в соответствии с традициями античной литературы, а роль творца мира в этом произведении отводится человеку, а не Богу.
Литература высокого и позднего Ренессанса
Расцвет Ренессанса в литературе предопределен творчеством целой плеяды талантливых авторов из самых разных стран. Это английский поэт и драматург Уильям Шекспир (1564-1616), создавший такие поистине бессмертные произведения, как «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Король Лир» и другие.
Это романтичный Мигель Сервантес (1547-1616), испанский писатель, известный нам по своему задушевному роману «Дон Кихот» и новеллам «Театр чудес», «Лабиринт любви» и прочим. Это французский писатель, мастер утонченной сатиры Франсуа Рабле (1494-1553), известный по произведению «Гаргантюа и Пантагрюэль».
А еще это английский писатель Томас Мор (1478-1535) и его «Утопия», итальянский писатель и политический деятель Никколо Макиавелли (1469-1527) и его «Государь». Это талантливейший нидерландский сатирик Эразм Роттердамский (1456-1536) и его величайшая «Похвала глупости». И это далеко не весь список литераторов эпохи Возрождения.
В связи с вышесказанным у многих может возникнуть вопрос: а был ли упадок, свойственный эпохе позднего Ренессанса, в литературе? Ответим кратко: маньеризм не пощадил никого.
Маньеризм в литературе
Справедливости ради стоит сказать, что образцы маньеризма в литературе просто померкли на фоне блестящих успехов по-настоящему талантливых литераторов той эпохи. С другой стороны, любое творчество имеет право на жизнь, и маньеризм вовсе не всегда синоним слова «плохо».
Лучше, если вы сами познакомитесь с образцами литературы, которые относят к маньеризму, и составите собственное впечатление. Так, к примерам маньеризма традиционно относят роман «Эвфуэс» английского писателя Джона Лили (1553-1606), поэму «Освобожденный Иерусалим» итальянского поэта Тассо Торквато (1544-1595), сонеты португальского поэта Луиша де Камоэнса (1524-1580).
Обратите внимание, что применительно к литературе отнесение к тому или иному периоду происходит не столько на основе формальной периодизации истории искусств, сколько на основе литературоведческого анализа произведений и выделения признаков, свойственных тому или иному стилю и направлению.
Музыка и зрелищные искусства
Эпоха Возрождения в музыке характеризуется расширением технических возможностей передачи музыкальных идей, появлением новых музыкальных инструментов. Помимо известных с древнейших времен ударных, духовых и струнных инструментов, традиционно изготавливаемых из доступных в регионе материалов, появляются струнные смычковые инструменты. Например, виола:
В эпоху возрождения появились клавишные инструменты, такие как клавесин, чембало, клавикорд, верджинел. Таким образом, возможностей для передачи богатства мелодических звуков стало заметно больше.
Содержание музыкальных произведений стало более светским, что, впрочем, не означает отказа от дальнейшего развития церковной музыки. Так, именно в эпоху Возрождения появилась Римская школа в музыке. Под Римской школой принято понимать творчество композиторов второй половины 16 – первой половины 17 веков, работавших в Сикстинской капелле и писавших церковную многоголосую музыку, ориентируясь на каноны, принятые на Тридентском католическом соборе (собрании).
В светской музыке появляются новые жанры. Например, в Италии появился мадригал – произведение любовного лирического характера. Наиболее известными авторами мадригалов считаются Лука Маренцио (1553-1599) и один из основателей жанра Якоб Аркадельт (1507-1568).
Эпохе Возрождения мы обязаны и возникновением баллады, прочно занявшей свое место в музыкальной культуре, и удерживающей свою нишу в искусстве по сей день. Кроме того, возникло бесчисленное множество жанров, имевших локальное или региональное значение, однако сохранявших свое влияние на протяжении многих десятилетий той эпохи. Например, вильянсико в Испании, фроттола в Италии и многие другие.
В наследие от Ренессанса нам достались сборники музыкальных произведений для различных музыкальных инструментов. Так, лютнист и композитор Эммануэль Адрианссен (1554-1604) составил сборник произведений для лютни Pratum Musicum:
В эпоху Ренессанса продолжает развиваться танцевальное искусство. В этот период явно заметно разделение танцев на народные и придворные. Технические танцевальные приемы эпохи Ренессансы систематизированы в трудах Доменико из Пьяченцы (1390-1470), Антонио Корнацано (1430-1484), кстати, тоже родившегося в Пьяченце, и Гульельмо Эбрео (1420-1484). Их работы имели большое значение как для историков, пытавшихся воссоздать культурный облик эпохи, так и собственно для развития хореографии.
Как и прочие жанры искусства, в музыке имело место влияние маньеризма. К таковым относят поздние мадригалы Карло Джезуальдо (1560-1613) из-за их избыточной эмоциональности. При этом его вклад в развитие музыки был высоко оценен следующими поколениями композиторов, в частности, Стравинским в его «Диалогах» [И. Стравинский, 1971].
Вот такой путь прошло искусство Ренессанса. Заинтересовавшимся рекомендуем дополнительную литературу, книгу «Искусство итальянского Ренессанса. Архитектура. Скульптура. Живопись. Рисунок» [Р. Томан и др., 2005]. А сейчас самое время пройти проверочный тест и перейти к следующему уроку.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Cтатистика На весь экран
Как и следует полагать, за периодом Возрождения наступает эпоха Нового времени.
Ольга Обломова
← 3 Средневековье5 Новое время →
звездных оценок — Обзор | Ренессанс
ЧТЕНИЕ, МАТЕМАТИКА, НАЧАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОЦЕНКИ
Ранний ученик, Изучающий английский язык, Каждый учащийся
Зачем перегружать преподавателей и учащихся тестированием? Оптимизируйте процесс оценки с помощью достоверных и надежных данных, чтобы предоставлять правильные инструкции в нужное время и по правильной причине. Получите полное представление об успеваемости учащихся на уровне класса, школы или округа, включая показатели успеваемости и роста.
Целеустремленный
Данные и идеи, которые вам нужны для обоснования учебных решений, независимо от того, оцениваете ли вы в школе или дистанционно.
Проверенный
Доверьтесь достоверности и надежности данных Star, подкрепленных исследованиями, исследованиями достоверности и миллионами точек данных.
Мощный
Передовая наука об обучении, анализ данных и разработка тестов обеспечивают максимальную отдачу за минимальное время.
Прогностический
Статистическая привязка делает Star очень предсказуемой производительностью в тестах состояния и других важных тестах.
ПОСМОТРЕТЬ ПОЛНЫЙ КОМПЛЕКС STAR SUITE
Тесты Star по чтению, математике, начальной грамотности и индивидуальное оценивание
Star Reading
Руководство по повышению грамотности учащихся K–12.
Star Math
Приведите учащихся классов K–12 к удивительным математическим достижениям.
Звезда раннего развития грамотности
Обеспечьте учащимся Pre-K‒3 наилучший старт.
Star CBM
Узнайте больше о развитии учащихся начальных классов с помощью показателей по чтению и математике, основанных на учебной программе.
Star CBM Lectura
Оценки, которые действительно отражают развитие грамотности учащихся K–6 на испанском языке.
Star Custom
Оценка обучения с помощью готовых или настраиваемых оценок на основе навыков.
Star Spanish
Оценки по чтению, математике и начальной грамотности на английском и испанском языках помогут вам поддержать начинающих двуязычных учащихся.
Звездные оценки для администраторов, учителей и членов семьи
AdministratorTeacherFamily
Лидер с уверенностью
Просматривайте успеваемость на уровне округа, школы или класса. Просматривайте показатели производительности и роста, чтобы вы могли выделить ресурсы, чтобы помочь всем учащимся добиться успеха.
Учи уверенно
Будьте в курсе благодаря обратной связи и поддержке, которая позволит вам понять, что знает каждый учащийся, и лучшим учебным материалам, чтобы мотивировать и заинтересовать каждого учащегося в обучении.
Поддержите успех вашего ребенка
Знайте, что потребности вашего ребенка будут удовлетворены с помощью компьютерных адаптивных тестов (CAT), которые проверяют учащихся и измеряют прогресс, отвечая на основные вопросы о потребностях вашего ребенка в обучении.
Ознакомьтесь с дополнительными функциями и отчетами
Узнайте, как Star Assessments позволяет вам проверять всех учащихся, ставить цели, отслеживать прогресс, отслеживать уровень владения стандартами и прогнозировать успеваемость — и все это на пути обучения для конкретного штата.
Брошюра
Узнайте, как Star Assessments может помочь вам добиться успеха для всех учащихся
Скачать брошюруScience of Star Assessments
Ознакомьтесь с исследованиями Star и многочисленными исследованиями, доказывающими надежность и достоверность Star Assessments
Скачать информационный документПризнан педагогами и лидерами отрасли по всей стране
2019
2019
2018
2019
2021
2021
Соединитель | Способ загрузки данных |
---|---|
Метод загрузки данных 1 |
Узнать больше
Узнать больше
Давайте поговорим о введении звездных оценок в вашей школе или районе!
Выберите школу
Поиск школ по почтовому индексу —
Загрузка школ…
Не видите свою школу?
О Ренессансе | Ренессанс
Ренессанс Миссия
Наша приверженность образованию
С 1986 года наша миссия остается неизменной: ускорить обучение всех детей и взрослых всех уровней способностей, этнического и социального происхождения во всем мире.
Сегодня более 40 процентов школ США полагаются на решения Renaissance для получения данных и информации, чтобы обеспечить справедливое продвижение вперед в обучении. По мере того, как технологии продолжают меняться, а учителя и ученики общаются по-новому, наша приверженность ускорению обучения непоколебима — как в классе, так и за его пределами.
Краткий обзор Ренессанса
Более 1200 сотрудников в США, Канаде, Китае, Великобритании и Австралии
Более 2,8 миллиарда точек данных из реального мира о разработке продуктов для стимулирования обучения учащихся
Многочисленные награды , полученные в сфере образования и технологий
Мы глобальны
Мы гордимся тем, что поддерживаем преподавателей и студентов как в США, так и во всем мире. Мы открыли свой первый международный офис в 1999 году в Великобритании. Сегодня наши продукты используются для ускорения обучения более чем в 100 странах на шести континентах.
Наше программное обеспечение используется более чем в 100 странах
Наша приверженность разнообразию, справедливости и инклюзивности
Мы понимаем, что для ускорения обучения для всех нам необходимо построить Ренессанс для всех. Наша приверженность разнообразию, справедливости и инклюзивности формирует то, что мы делаем каждый день, и стимулирует культуру постоянного совершенствования во всей организации.
Разнообразие
Создать беспристрастный и справедливый процесс привлечения талантов и развития сотрудников.
Капитал
Способствовать справедливости в образовании, гарантируя, что наши продукты соответствуют строгим правилам соответствия контента и отражают разнообразие современных классов.
Включение
Создать инклюзивную и привлекательную корпоративную культуру для малопредставленных сотрудников.
Узнайте больше о DEI в Renaissance
Наша история и вехи
Более тридцати пяти лет назад педагог Джуди Пол создала ускоренную программу для чтения, чтобы мотивировать своих детей читать в летние месяцы. С этого скромного начала компания Renaissance превратилась в лидера в области образовательных технологий дошкольного возраста.
Вехи истории Возрождения
1986
Ускоренное чтение
1996
Star Reading
2008
AR Wide Off
2015
International
2018
Myon
2019
Suite Product Lost
ACCELERERELERENTORENTERIONTERALER
. Терри из Advantage Learning Systems. Работая в подвале семейного дома, они начинают продавать Accelerated Reader школам.
1986
Ускоренный считыватель
Джуди Пол и ее муж Терри создают Advantage Learning Systems. Работая в подвале семейного дома, они начинают продавать Accelerated Reader школам.
1996
Star Reading
Star Reading — компьютерно-адаптивная оценка успеваемости учащихся в чтении. Далее следуют Star Math в 1998 году, Star Early Literacy в 2001 году, Star Custom в 2014 году и Star CBM в 2020 году.0009
Впервые один миллион Тесты Accelerated Reader проводятся за один день, демонстрируя широкий спектр продуктов Renaissance.
2015
Международный
Компания Renaissance, работающая в Великобритании с 1999 года, открывает свой второй международный офис в Австралии. Сегодня продукты Renaissance используются в более чем 100 странах по всему миру.
2018
млн ON
Ренессанс приобретает myON , платформа цифровой грамотности.
2019
Набор продуктов расширяется
Ренейссанс приобретает Early Learning Labs, создателей myIGDIs для дошкольного оценивания ; Веснушка , платформа для практики, ориентированная на студентов; и Schoolzilla , который предоставляет информацию об успеваемости и росте учащихся на основе данных.
2021
Nearpod & Lalilo
Renaissance приобретает Nearpod , совместную учебную платформу, и Lalilo , базовое решение для обучения грамоте учащихся K–2.
Команда Ренессанса
Наши сотрудники
Ренессанс был основан на вере в то, что технологии могут играть важную роль в служении обучению.
Сегодня наша команда продолжает развивать это наследие как в США, так и во всем мире. Мы считаем, что дети лучше учатся, когда мы все работаем вместе; что образовательные технологии должны поддерживать, но никогда не заменять учителя; и что приверженность качеству, инновациям и командной работе приводит к созданию лучших продуктов как для преподавателей, так и для учащихся.
Хотите присоединиться к нашей команде?
Узнайте больше о том, чем мы занимаемся, о ценностях нашей компании и о нашем стремлении ускорить обучение для всех.
Узнайте о карьере в эпоху ВозрожденияИстории успеха компании «Ренессанс»
Делать мир лучше каждый день
Узнайте, как школы и школьные округа используют продукты компании «Ренессанс» для ускорения обучения своих учащихся.