Эпикур и эпикуреизм. Кратко о философии и учении Эпикура
Автор:
Ньютон
16 октября 2019 11:22
Метки: биография древняя греция знания философия эпикур
Философия Эпикура — учение древнегреческого философа о счастье, наслаждениях и страданиях. Эпикурейство: учение о познании, мироустройстве и этике. Кратко. Эпикуреизм в философии — это…
Источник:
Эпикур — древнегреческий философ, живший в IV-III вв. до н.э. Мыслитель пытался понять, что такое счастье, и указать людям путь к нему.
Эпикуреизм или эпикурейство — учение о том, что высшим благом для человека является наслаждение. Удовольствие и спокойствие — это благо, страдание и боль — это зло.
Но наслаждение — это не бездумная погоня за удовольствиями, учил Эпикур. Удовольствие — это отсутствие страданий: физической боли, тревог, страха перед смертью. Избавление от страхов и тревог дает человеку истинную свободу, полагал он.
Важно следовать за своими естественными желаниями и избегать противоестественных, таких как тщеславие и жажда богатства. Самыми главными наслаждениями Эпикур считал духовные, а не физические, а одним из высших удовольствий называл дружбу.
Философию эпикура обычно называют гедонизмом — учением об удовольствии как о высшей цели человека. Однако в действительности оно ближе к эвдемонизму — учению о счастье как о главной цели.
В Средние Века христианские авторы осуждали эпикурейцев, превратив название их философской школы в синоним безбожников. Однако Эпикур не был атеистом. Боги существуют, учил мыслитель: они бессмертны и блаженны, но им нет дела до людей, поэтому они никого не вознаграждают и не карают.
Развратник или скромный мудрец? Что известно о жизни Эпикура
Эпикур, как утверждается, написал почти триста произведений. Однако до нашего времени от них уцелели только фрагменты и афоризмы. О самом Эпикуре известно из сочинения Диогена Лаэртского «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» и трактата римского эпикурейца Лукреция Кара «О природе вещей».
Эпикур родился и вырос на острове Самос, рассказывает Диоген Лаэртский. К 14 годам он заинтересовался философией — попросил учителя объяснить, откуда взялся первозданный хаос. В 18 лет Эпикур переехал в Афины.
В 32 года он создал свою школу. В Афинах философ купил небольшой сад, где стали собираться его ученики. Поэтому последователей Эпикура называли «философами из сада». В школу принимали и мужчин, и женщин, и свободных, и рабов. На воротах была надпись: «Гость, тебе здесь будет хорошо; здесь удовольствие — высшее благо».
Про Эпикура ходили нехорошие слухи: будто он развратник, обжора и хам, ругающий других философов последними словами и ворующий их идеи. Диоген Лаэртский уверяет, однако, что все это ложь.
В действительности Эпикур был благодетельным и благочестивым человеком, мудрым учителем, ко всем относился с теплотой, писал биограф. Жизнь его была скромной и неприхотливой: философу было довольно воды и простого хлеба, даже сыр он считал роскошью.
Эпикур на картине Рафаэля «Афинская школа»
Философия Эпикура: познание и истина
Главным критерием истины Эпикур считал ощущения, данные нам жизнью. Разум лишь следует за ощущениями, считал он — и в этом спорил с Платоном и Аристотелем. Чувственное познание дает достоверную информацию, а ошибки возникают уже из ошибочных суждений, полагал Эпикур.
Также Эпикур подчеркивал важность интуиции — «предвосхищения», «броска мысли». «Истинно только то, что доступно наблюдению или уловляется броском мысли», — указывал философ.
Учение Эпикура о природе
Вселенная бесконечна, считал Эпикур. Она — результат столкновения и разъединения атомов. Атомы и пустота вечны и неизменны, меняются лишь сложенные из них тела. Атомы движутся гармонично, поэтому гармония, спокойствие и радость бытия — естественное состояние.
Эпикур о богах и загробной жизни
В пространстве между мирами живут бессмертные и счастливые боги. Мир людей и сами люди не заботят их, поэтому нет смысла ждать божественной награды или божественного наказания. Получается, что судьба человека зависит от него самого, а не от богов.
Душа человека состоит также из атомов. Без тела она существовать не может, поэтому погибает в момент смерти человека. Стало быть, загробной жизни не существует, и заботиться о ней нет смысла. Мы бренны, так что жизнь нужно прожить счастливо и со смыслом.
Этика Эпикура: учение о наслаждении и страданиях
Идеал человека для Эпикура — это мудрец, освободившийся от страхов и предрассудков. Мудрец не боится смерти и не ориентируется на мнение толпы.
Залог счастливой жизни — удовольствие. Все живые существа стремятся к удовольствию и избегают страданий. Однако удовольствия бывают естественными (хорошими), а бывают пустыми (плохими).
Кроме того, за удовольствием может последовать страдание — поэтому мудрец должен быть осмотрителен в их выборе. Разумная мысль — обязательное условие счастливой жизни.
Эпикур ввел иерархию удовольствий: например, духовные удовольствия он считал выше телесных. Духовные радости более долговечны и сильны, они охватывают и прошлое, и настоящее, и будущее.
Все потребности человека Эпикур делил на три группы:
Естественные и необходимые (как телесные, так и духовные). Не терпеть голода и жажды, холода; понимать устройство окружающего мира, чтобы не сойти с ума etc.
Естественные, но не необходимые. Например, это любовь, дружба, родительские чувства.
Мнимые, пустые желания. Амбиции, жажда богатства и почестей.
Источниками страданий, беспокойства, являются страх перед богами, боязнь смерти и ложные взгляды на добро и зло, учил Эпикур. Поэтому он выдвинул четырех постулата:
Бояться богов не нужно — им нет дела до людей
Человек не может ощутить собственную смерть, и ее тоже не нужно страшиться
Подлинное благо достигается легко
Зло легко уничтожить
Боли нельзя избежать, но можно и нужно взять над ней верх и стараться ее смягчить терпением и твердостью духа. Страдания не исключают радости, а сильная боль или длится недолго, или убивает, писал Эпикур. Сам он умер в муках от тяжелой болезни, но до конца находил утешение в воспоминаниях о философских беседах с друзьями.
Смерть ничто для нас, ибо покуда мы есть, нет смерти, а когда есть смерть — нет нас.
Эпикур
Эпикур о человеке и обществе
Политика и положение в обществе мало занимали Эпикура. «Живи неприметно», — учил философ. Он считал, что не нужно стремиться к славе, власти и богатству. Настоящий мудрец наслаждается маленькими радостями.
При этом Эпикур опередил свое время, выдвинув идею общественного договора, которая вновь появилась лишь в XVII веке. Люди стали жить в обществе, когда заключили негласный договор друг с другом: не причинять и не терпеть вреда, рассуждал философ.
Мудрецу очевидна польза такого договора, а желания его невелики — поэтому нарушать законы общества он не станет. Законы и наказания нужны лишь для того, чтобы сдерживать глупцов, желающих причинить вред другим людям.
Законы и обычаи должны служить людям, приносить им пользу, а потому законы можно менять — по сути это идея о возможности пересматривать общественный договор с течением времени.
Философия Эпикура – кратко. | Легенды нашей эпохи
Мыслитель Эпикур (342-270 гг. до Р. Х.) был основателем одной из самых известных философских школ античного мира. Главную цель философии эпикурейство видело в том, чтобы научить человека счастливой жизни, ибо всё остальное несущественно.
• Теория познания Эпикура – кратко:
В теории познания Эпикур призывал доверять чувственным восприятиям, так как иного критерия истины мы всё равно не имеем. Он считал, что критика сенсуализма скептиками имеет чисто теоретический интерес, практически же она совершенно бесплодна. Главный вывод, к которому Эпикур подводит слушателя этими рассуждениями – нет ничего сверхчувственного. Если бы даже оно и было, мы бы не могли его воспринять, так как ничего кроме чувств нам не дано. Это умозаключение очень важно для теории Эпикура: именно отсюда следуют её материализм и атеизм.
• Физика Эпикура, его атомизм – кратко:
В физике Эпикур является горячим сторонником идеи Демокрита об атомах. По его мнению, она целиком подтверждается чувственным опытом, ибо постоянно происходящее на наших глазах смешение разных сред нельзя объяснить без предположения о том, что они состоят из мельчайших частиц. В то же время атомы не могут быть делимы до бесконечности (термин Демокрита «атом» в буквальном переводе и означает «неделимое»), потому что тогда материя рассеивалась бы в пустоте, и никаких тел вообще бы не было.
Но в подробностях своего атомизма Эпикур сильно отходит от первоначального учения Левкиппа и Демокрита. Два этих философа признавали изначальное движение атомов в пустоте, а Эпикур сводит такое движение единственно к падению вниз, которое, согласно его представлению, есть извечное свойство материи (о законе притяжения, порождаемого массой тел, античность ничего не знала). Демокрит же, в противоположность этому, полагал, что в бесконечности нет ни верха, ни низа. Кроме этого, Эпикур, в отличие от Демокрита, утверждает, что атомы в своем падении совершают минимальное самопроизвольное (спонтанное) отклонение от прямой линии – как если бы атом обладал некоторой свободой воли. Иначе все тела постоянно опускались бы вниз в одном и том же неизменном виде, и было бы нельзя объяснить столкновений атомов и образования из них всё новых и новых масс. В этом пункте Эпикур уклоняется от строгого механического детерминизма ранних атомистов. Он горячо восстаёт их против строго механицизма, говоря, что такой подход хуже любой ложной веры в богов: тех ещё можно смягчить мольбами, а механистическая физика – неумолимый тиран, обрекающий человека на полное рабство.
Эпикур заимствует у первых атомистов и учение о душе, состоящей из мелких, подвижных атомов. Эпикур с ударение утверждает, что после смерти душа рассеивается, и никаких посмертных ощущений быть не может. Чувственные восприятия Эпикур, по примеру Демокрита, объясняет атомными истечениями, идущими от телесных предметов.
• Представления Эпикура о богах – кратко:
Общая уверенность всех народов насчёт существования богов, по мнению Эпикура, свидетельствует о том, что боги действительно есть. Но людские суждения о богах ложны и превратны. На самом деле, эти существа живут в далёких промежутках между мирами и отчуждены от них. Свободные от страхов и забот, они и сами никому их не причиняют. Неподвластные ни страстям, ни гневу, боги пребывают в блаженном покое, не вмешиваясь в человеческие и мирские дела.
«Общая уверенность всех народов» – весьма слабое доказательство существования богов. Сам Эпикур не мог этого не понимать. Нельзя отделаться от впечатления, что существования богов он сам не признавал вообще, и все его рассуждения о них – сделка с официальными верованиями толпы, которые философ просто считал опасным явно оскорблять. В одном из фрагментов, Эпикур говорит, что если бы боги существовали, то они хотели бы и могли истребить в мире зло. Если же они не желают или не могут сделать этого, то, являясь, немощными и злыми, они не могут считаться богами.
• Этическая концепция Эпикура и его учение о счастье:
Физика, теория познания и учение о богах Эпикура служат лишь служебным обоснованием для главной части его философии – этики. Признание достоверности за одними чувствами и отрицание всякой руководящей миром силы должны, по мысли Эпикура, освободить человека от пагубнейших заблуждений – веры в сверхъестественное и страха смерти. Нет сверхъестественных сил, которых мы могли бы бояться, и, следовательно, ничто не способно помешать человеку в его естественной цели – стремлении к удовольствию. Смерти не нужно бояться, ибо с ней прекращаются все ощущения, и, значит, она не может принести нам ни хорошего, ни дурного. Пока есть мы – нет смерти; если пришла смерть – нас нет. Естественные чувства с непосредственной очевидностью убеждают нас в благе удовольствия, и в зловредности страдания. Следовательно, истинная цель человека – в том, чтобы стремиться к первому и избегать второго. Нет даже и нужды доказывать, почему надо стремиться к удовольствию или избегать страдания: это чувствуется непосредственно, как то, что огонь жжет, снег бел, мед сладок.
Значит, наша цель есть удовольствие и избавление от страданий. Но как именно надо её достигать Философия Эпикура представляет собой развитие гедонизма киренской школы. Но понимание удовольствия у Эпикура иное, чем у родоначальника этой школы, философа Аристиппа. Аристипп учил ловить наслаждения минуты, дорожа настоящим и не смущаясь заботами о будущем. Но, по Эпикуру (который здесь сходится с Платоном), ценно лишь то удовольствие, которое устраняет страдание. «Мы нуждаемся в удовольствии там, где страдаем от его отсутствия; там же, где мы не испытываем такого страдания, там мы не нуждаемся в нём». Мимолетные наслаждения, вопреки мнению Аристиппа, не могут служить целью жизни: погоня за ними только нарушает покой души. «Устойчивое удовольствие» (равносильное удалению страданий) представляется Эпикуру целью вполне достижимой при помощи разумной жизни.
Философия освобождает нас от страха смерти и богов, отравляющего нашу жизнь. Истинный мудрец, считает Эпикур, способен избавиться также и от страха страданий и бедствий. Сильное страдание либо скоро проходит, либо влечет за собой смерть. Страдания либо кратковременны, либо выносимы – тот, кто приучит себя к этой мысли, говорит Эпикур, обретёт мужество и спокойствие духа. Человеческие потребности делятся на такие, без удовлетворения которых можно, и такие, без удовлетворения которых нельзя обойтись. Голод и жажду не утолять нельзя. Но без потребности, к примеру, в половой жизни или в приправленной пище обойтись можно, а без удовлетворения большинства прочих потребностей – роскоши, корыстолюбия, тщеславия – обойтись ещё легче.

Освобождая нас от страха и ложных мнений, философская мудрость, по Эпикуру, внушает нам мужество, умеренность и справедливость. Люди нуждаются во взаимопомощи и дружбе, которые доставляют нам большое удовольствие и нужны для того, чтобы жить безопасно. В знаменитом «Саду Эпикура» (его философской школе) люди соединялись солидарностью в одном и том же жизненном идеале, возвышая духовные удовольствия над телесными. Несмотря на свой материализм и сенсуализм, Эпикур превозносит господство духа над страстями, ибо хотя ничего сверхчувственного нет, спокойствие и невозмутимость души – это тоже особое физическое состояние. Философ может побеждать телесные скорби и страдания, перенося их мужественно и с невозмутимой ясностью. Даже стоики не высказывали в столь решительной форме убеждение в бессилии страдания над истинным мудрецом. Хотя учения Эпикура и стоиков считались противоположными по смыслу, эпикурейский идеал мудреца близко подходит к стоическому. За проповедником удовольствия Эпикуром скрывался глубокий моралист, проникнутый верой в единство добродетели и счастья.
Краткое изложение философии Эпикура
Эпикур
© Даррелл Арнольд, доктор философии. – (перепечатано с разрешения)
https://darrellarnold.com/2019/08/13/epicurean-hedonism/
И Древняя Индия, и Древний Рим знали разные типы гедонистов. В Индии Чарвака предположил, что людьми должно и должно руководить их стремление к удовольствиям. Сторонники чарваки признавали, что удовольствие часто сопровождается болью. Однако, будучи циниками в отношении знаний и будущего, они не разработали систему, побуждающую людей отказываться от краткосрочных удовольствий ради большего долгосрочного удовольствия, а вместо этого утверждали, что удовольствие от интенсивной краткосрочной боли стоит боли, которая за ней следует, и они рекомендовали посвятить свою жизнь ее преследованию. Более поздний аналог карвака в Древней Греции, киренаики, также рекомендовал жизнь в поисках интенсивных кратковременных удовольствий. (Современный эквивалент можно найти в философии секса, наркотиков и рок-н-ролла. )
Однако более известная философская версия гедонизма была разработана Эпикуром. Эпикуреизм, как стала известна эта философия, выступал за то, чтобы отказаться от многих краткосрочных удовольствий и вместо этого сосредоточиться на общем удовольствии и распределении боли на протяжении всей жизни. Более приятной, чем жизнь, посвященная кратковременным удовольствиям, была жизнь, в которой человек умерял свои желания.
Эпикур различал «подвижные» удовольствия и «статические» удовольствия. Движущиеся удовольствия возникают, когда мы находимся в процессе удовлетворения наших желаний, например, удовлетворение, которое мы испытываем, почесывая зудящее место. Это то, что люди обычно имеют в виду, когда говорят об удовольствиях. Однако есть также удовольствие после того, как удовлетворение было достигнуто, удовлетворение после царапины или после еды. Эпикур утверждает, что именно эти последние, а не первые удовольствия приносят наибольшее удовлетворение. Таким образом, нам следует не искать движущихся удовольствий, а, скорее, подавлять наши желания, чтобы мы чаще находились в состоянии статического удовольствия, не чувствуя зуда, чтобы его поцарапали, образно говоря.
Существуют [также] естественные желания — например, желание есть — которые приносят нам большое удовлетворение и которые нам необходимо удовлетворить. Этим, находит Эпикур, мы должны удовлетворять, но не баловаться. Другие желания естественны, но не необходимы, например, стремление к предметам роскоши. Эпикур считает, что нам лучше всего не культивировать их. Хотя время от времени мы можем наслаждаться роскошным желанием — например, роскошным обедом, — мы должны быть осторожны, чтобы не пробудить стремление к таким желаниям. Следует полностью отказаться от тщеславных желаний, таких как стремление к власти, власти или большому богатству. Как говорит Эпикур о своем понимании богатства: «Если вы хотите сделать Пифокла богатым, не давайте ему больше денег; скорее, уменьшите его желания».
Наслаждение естественными и простыми удовольствиями важнее всех богатств мира. Эпикур также считает, что для счастливой жизни необходимы добродетели, справедливость и дружба. Однако все эти блага в конечном итоге являются инструментальными. Они ценны, поскольку способствуют счастливой или приятной жизни.
Атараксия, или спокойная жизнь, действительно была целью Эпикура, и она требовала [выше] упомянутых благ. Однако это также требовало преодоления трех основных страхов: страха перед богами, страха перед загробной жизнью и страха смерти. Хотя эпикурейцы верили в богов, они думали, что изучение метафизики должно привести к пониманию того, что древнегреческий взгляд на богов был неправильным. Правильное понимание метафизики показало бы, что, хотя боги и существуют, они не имеют ничего общего с человеческими делами. Таким образом, их не следует бояться.
Эпикурейцы использовали аналогичный рационалистический подход к изучению вопросов, лежащих в основе страха загробной жизни и связанного с ним страха смерти. Изучение должно привести нас, думали эпикурейцы, к выводу, что нет веских причин бояться загробной жизни или смерти. Когда мы умрем, поскольку мы перестанем существовать, боли не будет. Поэтому смерти не следует бояться. Исследование также показывает, что нет веских причин для веры в загробную жизнь. Хотя многие специфические аргументы эпикурейцев больше не находят отклика у нас, многие все же найдут причину уважать их мнение о том, что жизнь, основанная на рациональном размышлении, приведет к преодолению суеверия в отношении метафизики и, таким образом, поможет людям избежать страданий, связанных с метафизикой. с таким суеверием.
Стремление Эпикура к спокойной жизни в сообществе с единомышленниками, посвятившими себя простой жизни в учебе и размышлении, не просто оставалось философским идеалом. В 306 г. до н. э., когда Эпикуру было 35 лет, он купил дом на окраине Афин и позволил людям жить в нем. Пространство, которое стало известно как Сад, допускало женщин и рабов, и оно стало первым из многих подобных сообществ по всему Средиземноморью. Люди в этих сообществах участвовали в совместной работе и проводили время за чтением, размышлениями и письмом. В некотором смысле они были похожи на религиозные общины, но им не хватало традиционных взглядов на богов, и они выступали за простую жизнь, основанную на рациональном размышлении в дружбе и сообществе.
Однако, учитывая акцент на жизнь в удовольствиях, а также отказ от традиционной религии и метафизики и допуск мужчин и женщин в такие сообщества, эти сообщества стали рассматриваться как весьма угрожающие ранним христианам. Следовательно, на раннем этапе ходили слухи об этих общинах как о притонах упадка, изображая тех, кто в них преследует роскошь, участвует в оргиях и распространяет опасные идеи и опасный образ жизни. Однако христиане уважали некоторые элементы общинной жизни, и различные общины позже стали христианскими монастырями.
____________________________________________________________
Подробнее см. в недавней статье «Как быть эпикурейцем».
Понравилось? Найдите секунду, чтобы поддержать доктора Джона Мессерли на Patreon!
Резюме философии Epicurus
Содержание
- 1 Эпикурус Философия: счастье, смерть и желание
- 2 Эпикуры и чувства
- 3 Эпикур и физика: атмостная доктора.
0043
Эпикур Философия: счастье, смерть и желание
Философ Эпикур (341-270 до н.э.) жил в Греции в смутные времена, когда эллинские города пришли в упадок.
Он оставит огромный труд, но мы нашли только следующие письма:
– Письмо Геродоту
– Письмо Пифоклу
– Письмо Менокею
– … И несколько максим
Лукреция, Ученик Эпикура, по существу, наследует идеи, которые он почитал как равные Богу, как он сам говорит нам в De Natura Rerum (О природе вещей). Только концепция клинамена, кажется, различает эти две работы (хотя вопрос очень спорный).
Эпикур и Лукреций — великие представители античного материализма: по их мнению, все материально, в том числе и человеческая душа.
Эпикуры и чувства
Исходным пунктом учения эпикурейцев является канонический набор канонов мысли, то есть критериев или правил истины.
– Критерии истинных чувств, чувственных выступлений, прямой и точной правды.
— В глазах Эпикура все увиденное далеко не субъективно и относительно, а наоборот истинно, реально и правдиво.
– Ощущение, возникающее при встрече и контакте с симулякрами, своего рода мелкими частицами или выделениями, испускаемыми телом.
Эпикур любит сенсации: он придает чувственному изображению решающую роль в формировании знания.
– Однако это также связано с пролепсами, также называемыми предубеждениями или ожиданиями восприятия.
– Когда ощущение или чувственное переживание повторяется несколько раз, оно оставляет в нас отпечаток, напоминающий прежние ощущения, что позволяет нам предвидеть любое новое ощущение и распознавать объекты.
Эпикур и физика: атомистическая доктрина
Физическая центральная часть доктрины эпикурейцев предполагает представление природы.
– Разработанная на основе учений двух досократических мыслителей Левкиппа и Демокрита, она принимает в качестве объяснительных принципов различные аспекты реальности, игры и различные комбинации атомов, элементов неизменных, неделимых и бесконечных в числе, образующих соединения тела.
– Движения атомов в бесконечности пустоты, их гравитация и толчки дают ключ ко всем явлениям мироздания.
— Итак, устраняются различные мифологические, которые теперь оставляют место для рационального учения, основанного на разуме.
Наконец, эпикурейское учение включает в себя понятие клинамена (никто не знает, кто на самом деле автор):
– Клинамен означает самопроизвольное движение, при котором атомы могут отклоняться от линии падения, вызванной гравитацией.
– Существует своего рода механическая свобода, использующая физическую основу человеческой свободы.
► Своим клинаменом или склонением атомы берут на себя инициативу движения, «нарушающего законы судьбы», как точно писал Лукреций.
Душа тоже представляет собой материал, состоящий из атомов, очень тонко распределенных по всему телу.
— Это часть тела, такая как ноги или уши.
Наконец, боги, простые агрегаты атомов, являются осязаемыми реальностями и блаженно живут в межмирах. Таким образом, атом составляет центр эпикурейского учения.
[ad#ad-1]
Эпикур, мудрость и нравственность:
Это открывает материалистические физические пути покоя и безмятежности, атараксии, а именно отсутствия беспорядка и беспокойства.
Во-первых, нам не нужно бояться богов, благословенных и бессмертных существ. Но мы также должны проникнуться идеей, что смерть нас совершенно не касается.
– То есть фактически умер? растворение и постоянная потеря чувствительности, единичный эпизод, который физически нас не беспокоит.
– Быть мертвым означает раствориться, то есть быть лишенным чувства.
– Но у нас нет причин беспокоиться о простом физиологическом факте.
– Смерть есть смерть смерти, так как, умерев, мы не думаем о ней.
Единственная реальная вещь перед нами — это удовольствие, наслаждение стабильное и безболезненное, уходящее корнями в тело и плоть.
– «Удовольствие, которое мы имеем в виду, характеризуется отсутствием телесной боли и душевных расстройств».
– Удовольствие в покое и в равновесии: поиск естественных удовольствий, мудрых и необходимых, порождающих стабильное удовольствие, естественное и спокойное.
Здесь сидит отличительная черта знаменитой эпикурейской этики. Есть три типа желаний:
— Естественные желания и потребности:
► Единственные люди, которые должны быть выбраны, которые представляют движение, которое ведет нас к выполнению в соответствии с природой (быть свободным от физических потребностей, есть хлеб, воду…)
— естественные желания и ненужные:
► Соответствует поиску различных объектов, изысканных (например, изысканные напитки, изысканная еда…)
– Желания, которые не являются ни естественными, ни необходимыми:
► Являются ли напряжения души мнениями или суждения пустые или пустые (например, желание славы и известности…)
Мудрец довольствуется только естественными и необходимыми удовольствиями.
Так появляется фига Эпикурейца Мудрого, наслаждающегося покоем, стабильностью и тихим наслаждением.