ЭНКИ И ЭНЛИЛЬ. Боги нового тысячелетия [с иллюстрациями]
ЭНКИ И ЭНЛИЛЬ
Теперь настал момент поднять завесу мифологии и представить главных действующих лиц шумерского пантеона богов из плоти и крови.
За последние сто лет ученые поражались богатством эпической литературы, многие образцы которой археологи откопали в Месопотамии. Это подвигло ученых на длительные целеустремленные и кропотливые поиски и собирание воедино текстов, от которых зачастую были найдены только отдельные фрагменты. Оригинальные шумерские тексты часто дополнялись более поздними аналогичными аккадскими версиями, благодаря чему удавалось полностью восстановить многие древние сказания. В результате создалась подробная и связная картина антропоморфических богов с эмоциями подобными человеческим, богов, которые самым тесным образом вживались в дела людей. У ученых не оставалось ни тени сомнения, что греческие легенды о Зевсе, Олимпе и о 12 богах древнегреческого пантеона зародились в Шумере.
Имена, семейные связи, полномочия и обязанности шумерских богов появились из-под археологического мусора и предстали перед нами со всеми будничными подробностями.
Отца всех богов звали AN (или Ану — по-аккадски), что означало «небо». Это имя сохранилось до сих пор в латино-английском слове «аннум». AN мало занимался непосредственно житейскими делами — он пребывал на «небесах», и лишь время от времени посещал Землю со своей супругой Анту. Его храм в У ре назывался E.ANNA — «Дом AN». Шумеры именовали его «Домом сошедшего с небес». Когда боги впервые даровали людям царство (прецедент для современных королевских фамилий), его называли «Царство Ану».
У Ану было два сына, которые спустились на Землю. Хотя они и были братьями, иногда они сражались между собой как злейшие враги. Вначале первенец Энки овладел властью на Земле, но затем, по распоряжению Ану, его сменил второй сын — Энлиль. Древние изображения богов Энки и Энлиля (сидящие фигуры) показаны на рис. 12а и 12Ь. Рисунки демонстрируют их вполне человеческую внешность и то, что они существа из плоти и крови. Соперничество братьев основывалось на существовании у богов законных прав на наследование, которые определялись генетической чистотой. Энлиль — отпрыск Ану и его двоюродной сестры значительно лучше унаследовал отцовские гены по мужской линии, чем Энки. Такая практика женитьбы на двоюродных сестрах представляется нам сегодня кровосмешением, но в те времена это воспринималось иначе. Например, это было обычным делом для царских семей в Египте, а в Библии Авраам также похваляется тем, что его жена приходилась ему сестрой (Книга Бытия 20:12). Происхождение такого обычая, несомненно, связано с нравами богов, и я объясню научную основу этого в последующей главе.
Имя EN.LIL обычно переводится как «Повелитель ветра», в особенности теми учеными, которые стремятся принизить значение шумерских верований как мифологии. Однако более правильное толкование этого имени «Вершитель власти» — вполне подходящее наименование для того, кто стал главным богом на Земле и обладал такой властью, что вручил царство людям. Городом Энлиля был Ниппур, где был сооружен величественный E.KUR — «Дом, подобный горе». В нем было установлено таинственное оборудование, при помощи которого можно было вести наблюдение за небом и Землей. Развалины этого пятиэтажного здания можно увидеть и сейчас в ста милях к югу от Багдада.
Брат Энлиля EN.KI, что означает «Повелитель Земли», был известен также как ЕА — «Тот, дом которого в воде». Его городом был Эриду, стоящий на морском берегу, там, где Тигр и Евфрат впадают в Персидский залив. Энки был искусным инженером, главным ученым и величайшим благодетелем человечества. Он часто выступал на защиту людей на совете богов, и именно он спас Ноя от Великого потопа.
Отчего Энки был так благосклонен к людям? Шумеры считали, что именно Энки играл главную роль в создании человека.[36] Ученые полагают, что это просто миф, но сами шумеры были убеждены, что боги создали человека как рабочую силу. В древних сказаниях описывается мятеж рядовых богов, протестовавших против лежавшего на них бремени тяжкого труда (о том, что это был за труд, мы расскажем в главе 14). Тогда Энки разрешил споры богов, предложив создать примитивное существо для работы, достаточно разумное, чтобы оно могло пользоваться орудиями и выполнять приказы, «придав ему образ богов».
Энки помогала в создании человека его сводная сестра NIN.HAR.SAG, что означает в переводе «Владычица горы». Она была главной медицинской сестрой у богов, ее прозвище — «Хозяйка жизни». Она, вместе с Энки, проводила с переменным успехом различные генетические эксперименты. В сказаниях шумеров говорится, что Нинхурсаг однажды создала человека с недержанием мочи, женщину, которая не могла рожать, и другое существо без половых органов. У Энки тоже были неудачи — например, он создал слепого человека с трясущимися руками, больной печенью и сердечной недостаточностью! Теперь, когда в XX веке мы умеем расшифровывать геном человека, нам понятны волнения и гордость, которые испытывала Нинхурсаг, когда у нее получился полноценный человек. Как указано в одной надписи, она восклицала:
«Насколько совершенно или неудачно тело человека?
Мое сердце подсказывает мне,
Что я могу сделать его судьбу хорошей или плохой».
Наконец совершенный человек был создан. Нинхурсаг воскликнула: «Я создала его! Я сделала его своими руками!» В одном тексте совершенно ясно сказано, что Нинхурсаг дала этому новому существу «кожу, такую же, как у богов». Усовершенствовав идеального человека — наделив его большим объемом мозга, гладкой кожей и способностью к более сложным движением пальцами, было совсем нетрудно сделать следующий шаг:
перейти к клонированию — которое является сейчас уже вполне обычной научной процедурой, — чтобы создать армию чернорабочих. Это невероятное событие навсегда было отмечено символом Нинхурсаг — сделанным в виде подковы ножом для разрезания пуповины — этим инструментом в древности пользовались повитухи. Нинхурсаг стала с тех времен известна также под именем Богиня-мать, и во всем древнем мире с ее именем были связаны многочисленные примитивные религиозные культы. Археологи долгое время ломали голову над вопросом о значении, которое имели в ранних обществах священные изображения беременной женщины.
В первой главе я говорил о значении таких слов, как «глина/пыль», «ребро», и описал вновь созданное существо, которое шумеры назвали LU.LU, что означает буквально — «Тот, который был смешан». В свете глубочайших противоречий по вопросу о происхождении человека, о которых говорится в главе 2, версия шумеров приобретает колоссальное значение. Может быть, Энки наложил образ (генетическую схему) богов на неприглядного Homo erectus, который 200 тысяч лет назад внезапно совершил гигантский эволюционный скачок, превратившись в Homo sapiens.
Тщательное изучение древних текстов подтверждает, что именно это и случилось в действительности.Аннунаки, Энлиль, Нинлиль, Энки — шумерские божества
Главная > Справочник по образованию > Энциклопедия де-факто > Общественные и исторические науки > Археология > Словарь > Аннунаки, Энлиль, Нинлиль, Энки — шумерские божества
АННУНАКИ, ЭНЛИЛЬ, НИНЛИЛЬ, ЭНКИ — шумерские божества, известные по самым древним письменным источникам. Более ранняя письменность пока не разгадана. Расшифрована письменность 3100-2900 г. до н. э. На самых древних из расшифрованных письменных табличек говорится:
После того как небо отделилось от земли,
После того как земля отделилась от неба,
После того как человеку было дано имя,
После того как (бог неба)
После того как (бог воздуха) Энлиль опустил землю. ..
На земле жили одни боги. Правил ими бог Энлиль. Но однажды
На горе земли и небес
ан зачал (богов) аннунаков.
Аннунаки были самыми младшими богами. Они должны были беспрекословно служить 50 старшим богам. Среди старших богов самой хитрой была Нунбаршегуну. Она решила сделать старейшину богов Энлиля своим зятем и через него управлять миром. Энлиль замечает Нинлиль-дочь хитрой богини. Она ему нравится. Однако на ухаживания его она не отвечает. Тогда Энлиль хватает ее силой, сажает в лодку и увозит с собой… Боги возмутились неприличным поступком Энлиля. Они схватили своего властелина и изгнали его в подземное царство. И Энлиль уходит в ад. Однако Нинлиль не оставила его и тоже пошла вместе с ним в подземное царство. Энлилю очень не хотелось, чтобы его первый сын родился в мрачном аду и остался там навеки. Он задумал с Нинлиль сотворить еще трех сыновей и оставить их вместо старшего сына.
Нинлиль рожает ему в подземном царстве троих детей. Родители оставляют их в аду вместо старшего сына. А старший сын Энлиля и Нинлиль- Син — возносится на небо и становится богом Луны. Энлиль возвращается на землю. Он сотворил день. Всем растениям он дал жизнь. Он же изобрел мотыгу и плуг — первые орудия земледельца. Главным помощником Энлиля стал его брат Энки (бог дождя и вод). Он создал стаи рыб и пустил их в реки. Он запретил морским водам заливать сушу. Он сотворил много других полезных дел… Племя великих богов и ануннаков все больше и больше умножалось. Они заселили небесный свод, всю землю и подземный мир. И им не стало хватать пищи. И вот боги и богини обратились к Энки, чтобы он создал помощников божественной деве Ашнан, которая заготовляла зерно, и доброму Лахору, который разводил скот для питания богов. Однако Энки спал на дне моря и не слышал воззваний богов и ануннаков. Тогда его мать Намму (первородный океан) — «мать, давшая жизнь всем богам», — говорит ему:О мой сын, встань со своего ложа. ..
сотвори то, что мудро,
Сотвори служителей для богов,
дабы они производили себе подобных.
Энки просыпается, собирает рать «превосходных и царственных мастеров» и отвечает матери:
О мать моя, существо, имя коего ты назвала, уже есть,
— Запечатлей в нем образ богов!
Замеси сердце из глины, что над бездной,
— Превосходные царственные мастера
сделают глину густой,
Ты же дай рождение конечностям.
Нинмах (мать-земля) потрудится перед тобой…
Нинмах запечатлит в нем образ богов.
Это — человек…
Однако не все шло так, как было задумано. Перед сотворением человека Энки устроил пир. Энки и Нинмах выпили лишнего. И когда Нинмах начала лепить из глины людей, то у нее вначале получались лишь уродцы.
Потом и сам Энки стал лепить людей из глины и тоже вначале творил лишь уродцев, но затем он, видимо, протрезвев, сделал хороших людей. .. Вначале люди жили плохо; Они не вкушали хлеба, Не прикрывались одеждой, Жевали растения, как овцы, И пили воду из канав.
Другие записи
10.06.2016. Антропонимика
АНТРОПОНИМИКА — наука об именах людей, так же как и топонимика, является частью ономастики. Другие разделы ономастики-этнонимия (названия племен и народов), космонимия (названия космических объектов),…
10.06.2016. Археология
АРХЕОЛОГИЯ — наука, изучающая историческое прошлое человечества по вещественным памятникам. Термин «археология» (наука о древностях) впервые употребил др.-греч. философ Платон (427-347 г. до н. э. (архайос-древний,…
10.06.2016. Б (понятия и термины на «Б»)
БАЛТИЙСКОЕ ЛЕДНИКОВОЕ ОЗЕРО-пресноводный водоем, существовавший между отступлением последнего ледника из Балтики и вторжением в нее морских вод (14-8,5 тыс. лет назад. (См.: Литориновое море.} БЕРИНГИЙСКИЙ…
10.06.2016. Базилика
БАЗИЛИКА — одна из двух ведущих архитектурных форм в церковном зодчестве (базиликальная и центрально-купольная). Б. (от др.-греч. «царский дом») в античные времена представляла собой общественное здание,…
10.06.2016. Барокко
БАРОККО — направление в искусстве Европы и Америки конца XVI-XVIII в. (от ит. «странный, неправильный»). Сложилось впервые в Италии. Б. в архитектуре-торжественный и пышный стиль, характеризуется изогнутыми формами…
Энки и Энлиль: два самых важных месопотамских бога
Шумер, первая из цивилизаций древней Месопотамии, состоял из нескольких городов-государств. Как и в большинстве древних цивилизаций, у каждого из этих городов-государств был свой верховный бог. Шумерская мифология говорит о семи великих божествах, также известных как «Аннунаки». боги, которые были самыми могущественными: Энки, Энлиль, Нинхурсаг, Ан, Инанна, Уту и Нанна.
Шумерский миф непоследовательно называет этих богов. Даже цифры разнятся. Но общепризнано, что Энлиль и Энки, два брата, были неотъемлемой частью этого месопотамского пантеона. Фактически, шумерская поэма «Энки и мировой порядок » изображает остальных Аннунаков, воздающих должное Энки и поющих гимны в его честь.
Энлиль и Энки вместе со своим отцом Аном, богом небес, были троицей в месопотамской религии. Вместе они правили вселенной, небом и землей. Они также были очень могущественны сами по себе и покровительствовали своим городам.
Энки
Энки, позднее известный аккадцам и вавилонянам как Эа, был шумерским божеством мудрости, интеллекта, фокусов и магии, пресной воды, исцеления, созидания и плодородия. Первоначально ему поклонялись как богу-покровителю Эриду, который шумеры считали первым городом, созданным при зарождении мира. Согласно мифу, Энки породил реки Тигр и Евфрат из потоков воды, стекающих с его тела. Воды Энки считаются живительными, а его символы — коза и рыба, которые символизируют плодородие.
Происхождение Энки
Происхождение Энки можно найти в вавилонском эпосе о сотворении мира, Энума Элиш . Согласно этому эпосу, Энки был сыном Тиамат и Апсу, хотя шумерский миф называет его сыном Ана, бога неба, и богини Намму, древней богини-матери. Апсу и Тиамат родили всех младших богов, но их постоянный шум нарушил покой Апсу, и он решил убить их.
История гласит, что Тиамат предупреждает Энки об этом, и Энки понимает, что единственный способ предотвратить эту катастрофу — покончить с Апсу. Наконец, он погружает отца в глубокий сон и убивает его. Этот поступок ужасает Тиамат, которая вместе со своим возлюбленным Квингу поднимает армию демонов, чтобы победить младших богов. Младшие боги отброшены назад и проигрывают одно сражение за другим старшим богам, пока сын Энки Мардук не побеждает Квингу в единоборстве и не убивает Тиамат.
Затем ее тело используется для создания земли, а слезы — для рек. Согласно мифу, Энки является соучастником этого и, таким образом, стал известен как сотворец жизни и мира.
Значение Его имени
Шумерское «Эн» примерно переводится как «господин», а «ки» означает «земля». Таким образом, общепринятое значение его имени — «Владыка Земли». Но это может быть не совсем точное значение. Вариант его имени — Энкиг.
Однако значение слова «киг» неизвестно. Другое имя Энки — Эа. На шумерском языке два слога Е-А, сложенные вместе, означают «Владыка Воды». Также возможно, что первоначальное божество в Эриду звали Абзу, а не Энки. «Аб» также означает «вода», тем самым придавая веру в бога Энки как бога пресной воды, исцеления и плодородия, последние два также связаны с водой.
ПОДРОБНЕЕ: Боги воды и боги моря
Бог-покровитель Эриду
Шумеры считали Эриду первым городом, созданным богами. Именно здесь, в начале мира, закон и порядок были впервые дарованы людям. Позже он стал известен как «город первых царей» и на протяжении тысячелетий оставался важным религиозным местом жителей Месопотамии. Примечательно, что бог мудрости и разума был богом-покровителем этого священного города. Энки был известен как обладатель меха, даров цивилизации.
Раскопки показывают, что храм Энки, построенный несколько раз на одном и том же месте, был известен как Э-абзу, что переводится как «Дом Абзу», или Э-энгур-ра, более поэтичное название, означающее «Дом подземного мира». Уотерс». Считалось, что у входа в храм есть бассейн с пресной водой, а кости карпа предполагают существование рыбы в бассейне. Это был проект, которому отныне следовали все шумерские храмы, показывая место Эриду как лидера шумерской цивилизации.
Иконография
Энки изображен на нескольких месопотамских печатях с двумя реками, Тигром и Евфратом, текущими по его плечам. Он показан в длинной юбке, мантии и рогатой шапке, знаке божественности. У него длинная борода, и показано, как орел летит вниз, чтобы сесть на его протянутую руку. Энки стоит с приподнятой ногой, взбираясь на Гору Восхода. Самой известной из этих печатей является Печать Адда, старая аккадская печать, на которой также изображены Инанна, Уту и Исимуд.
Несколько старых царских надписей говорят о тростниках Энки. Тростник, растения, растущие у воды, использовался шумерами для изготовления корзин, иногда для переноски мертвых или больных. В одном шумерском гимне говорится, что Энки наполняет своими водами пустые русла рек. Эта двойственность жизни и смерти для Энки интересна, учитывая, что он прежде всего был известен как дающий жизнь.
Бог обмана
Любопытно, что шумеры называют Энки богом-обманщиком, учитывая, что во всех мифах, с которыми мы сталкиваемся, этот бог мотивирован помогать как людям, так и другим богам. Смысл этого в том, что как бог мудрости Энки действует способами, которые не всегда понятны кому-либо другому. Он помогает просвещать людей, как мы увидим в мифе об Энки и Инанне, но не всегда прямым образом.
Это определение бога-обманщика кажется нам довольно странным, так как мы используем его для описания небесных божеств, которые создают проблемы для человечества, чтобы развлечь себя. Но манера обмана Энки, похоже, направлена на помощь человечеству, хотя и окольными путями.
Спасение человечества от потопа
Именно Энки пришла в голову идея создания человека, слуги богов, из глины и крови. В этом ему помогала Нинхурсаг, богиня-мать. Также именно Энки дал человечеству возможность говорить на одном языке для общения друг с другом. Сэмюэл Ноа Крамер приводит перевод шумерской поэмы, в которой говорится об этом.
В конце концов, по мере того, как количество людей растет, они становятся все громче и труднее, они причиняют большое беспокойство Энлилю, Королю Богов. Он насылает несколько стихийных бедствий, закончившихся наводнением, уничтожившим человечество. Снова и снова Энки спасает человечество от гнева своего брата. Наконец, Энки поручает герою Атрахасису построить корабль, чтобы спасти жизнь на Земле.
В этом вавилонском мифе о потопе Атрахасис переживает семидневный потоп и совершает жертвоприношения, чтобы умилостивить Энлиля и других богов после потопа. Энки объясняет, почему он спас Атрахасиса, и показывает, какой он хороший человек. Довольные, боги соглашаются вновь заселить мир людьми, но с определенными условиями. Людям больше никогда не будет предоставлена возможность стать слишком многочисленными, и боги позаботятся о том, чтобы они умерли естественной смертью, прежде чем они бегут по земле.
Энки и Инанна
Инанна — дочь Энки и богиня-покровительница города Урук. В одном мифе говорится, что Инанна и Энки устроили соревнование по выпивке. В пьяном виде Энки отдает все мехи, дары цивилизации, Инанне, которую она уносит с собой в Урук. Энки посылает своего слугу забрать их, но не может этого сделать. Наконец, он должен принять мирный договор с Уруком. Он позволяет ей оставить мех, несмотря на то, что знает, что Инанна намеревается отдать их человечеству, хотя этому противятся все боги.
Это могло быть символическим рассказом о периоде, когда Урук стал приобретать большее значение как центр политической власти, чем Эриду. Эриду, однако, оставался важным религиозным центром еще долгое время после того, как он перестал иметь политическое значение из-за важности бога Эа в вавилонской религии.
Шумерская поэма, Нисхождение Инанны в Преисподнюю , рассказывает о том, как Энки немедленно выражает беспокойство и организует спасение своей дочери из подземного мира после того, как она была захвачена там своей старшей сестрой Эрешкигаль и убита за стремясь распространить свои силы на подземный мир.
Таким образом становится ясно, что Энки преданный отец Инанны и сделает для нее все. Иногда это нечестный и неправильный выбор, но он всегда заканчивается восстановлением баланса в мире благодаря мудрости Энки. В приведенном выше случае Эрешкигаль является потерпевшей стороной. Но спасая Инанну и возвращая ее на землю, Энки заботится о том, чтобы все и все были возвращены на свои законные места и равновесие не было нарушено.
Потомки и генеалогия
Женой и супругой Энки была Нинхурсаг, которая была известна как мать богов и людей за роль, которую она сыграла в создании обоих. Вместе у них было несколько детей. Их сыновья — Адапа, человеческий мудрец; Энбилулу, бог каналов; Асарлухи, бог магических знаний и, самое главное, Мардук, который позже обогнал Энлиля как Царя Богов.
В мифе Энки и Нинхурсаг попытки Нинхурсаг исцелить Энки приводят к рождению восьми детей, второстепенных богов и богинь месопотамского пантеона. Энки обычно называют отцом, а иногда и дядей любимой богини войны, страсти, любви и плодородия Инанны. Также говорят, что у него есть брат-близнец по имени Адад или Ишкур, бог бури.
Энлиль
Энлиль, позже известный как Элиль, был шумерским богом воздуха и ветра. Позже ему поклонялись как Королю Богов, и он был намного могущественнее любого из других элементальных богов. В некоторых шумерских текстах он также упоминается как Нунамнир. Поскольку основным местом поклонения Энлиля был храм Экур в Ниппуре, покровителем которого он был, Энлиль приобрел важное значение с возвышением самого Ниппура. Один шумерский гимн, переведенный Самуэлем Ноем Крамером, восхваляет Энлиля как настолько священного человека, что даже боги боялись смотреть на него.
Значение его имени
Энлиль состоит из двух слов «Эн», что означает «господин» и «лил», значение которых не согласовано. Некоторые интерпретируют его как ветры как явление погоды. Таким образом, Энлиль известен как «Владыка Воздуха» или, более буквально, «Владыка Ветра». Но некоторые историки считают, что «лил» может быть представлением духа, который ощущается в движении воздуха. Таким образом, Энлиль является представлением «лил», а не причиной «лил». Это связано с тем фактом, что Энлиль не имеет антропоморфной формы ни на одной из табличек, где он представлен.
На самом деле, есть предположение, что имя Энлиля вовсе не полностью шумерское, а вместо этого может быть частичным заимствованием из семитского языка.
Бог-покровитель Ниппура
Центром поклонения Энлилю в древнем Шумере был город Ниппур и храм Экура в нем, хотя ему также поклонялись в Вавилоне и других городах. На древнем шумерском языке это имя означает «Горный дом». Люди верили, что сам Энлиль построил Экур и что он был средством сообщения между небом и землей. Таким образом, Энлиль был единственным богом, имевшим прямой доступ к Ану, который правил небом и вселенной в целом.
Шумеры считали, что служение богам является самой важной целью в жизни человека. В храмах были жрецы, которые предлагали богам пищу и другие предметы первой необходимости. Они даже переодевали статую бога. Еду каждый день раскладывали перед Энлилем как пир, и жрецы вкушали ее после завершения ритуала.
Известность Энлиля впервые возросла, когда влияние Ана начало ослабевать. Это было в 24 веке до нашей эры. Он потерял известность после завоевания Шумера вавилонским царем Хаммурапи, хотя вавилоняне поклонялись ему под именем Элил. Позже, в 1300 г. до н.э., Энлиль был поглощен ассирийским пантеоном, и Ниппур на короткое время снова стал важным. Когда Неоассирийская империя рухнула, все храмы и статуи Энлиля были разрушены. К тому моменту он стал неразрывно связан с ассирийцами, которых широко ненавидел покоренный ими народ.
Иконография
Важно отметить, что, несмотря на то, что Энлиль был верховным правителем на протяжении сотен лет, в месопотамской иконографии нет доступного нам надлежащего изображения. Он никогда не изображался в человеческом обличье, а представлялся просто рогатой шапкой из семи пар бычьих рогов, расположенных один поверх другого. Рогатые короны были символом божественности, и носили их различные боги. Эта традиция продолжалась веками, вплоть до персидского завоевания и в последующие годы.
Энлиль также был связан с числом пятьдесят в шумерской нумерологической системе. Они считали, что разные числа имеют разное религиозное и ритуальное значение, а число пятьдесят было священным для Энлиля.
Верховный Бог и Арбитр
В одной из вавилонских историй Энлиль — верховный бог, владеющий Скрижалями Судьбы. Это священные предметы, придавшие легитимность его правлению и похищенные Анзу, гигантской чудовищной птицей, которая завидует силе и положению Энлиля, пока Энлиль принимает ванну. Многие боги и герои пытаются вернуть его у Анзу. Наконец, Нинурта, сын Энлиля, побеждает Анзу и возвращается с Табличками, тем самым укрепляя положение Энлиля как главного бога в пантеоне.
В шумерских поэмах Энлиль упоминается как изобретатель кирки. Важный сельскохозяйственный инструмент для ранних шумеров, Энлиль хвалят за то, что он создал его и подарил человечеству. Кирка описана как очень красивая, сделанная из чистого золота и с головкой из лазурита. Энлиль учит людей использовать его, чтобы вырывать сорняки и выращивать растения, строить города и завоевывать других людей.
Другие стихи описывают Энлиля как арбитра в спорах и спорах. Говорят, что он создал богов Энтена и Эмеша, пастуха и земледельца, чтобы способствовать изобилию и процветанию цивилизации. Когда два бога поссорились из-за того, что Эмеш претендует на положение Энтена, Энлиль вмешивается и правит в пользу последнего, что приводит к тому, что они мирятся.
Вавилонский миф о потопе
Шумерская версия мифа о потопе практически не сохранилась, так как большая часть таблички была уничтожена. Неизвестно, как возник потоп, хотя записано, что человек по имени Зиусудра пережил его с помощью Энки.
В аккадской версии мифа о потопе, которая в основном сохранилась, говорится, что потоп был вызван самим Энлилем. Энлиль решает уничтожить человечество, потому что его многочисленное население и шум мешают его отдыху. Бог Эа, вавилонский вариант Энки, препятствует уничтожению всего человечества, предупреждая героя Атрахасиса, также называемого в разных версиях Утнапиштимом или Зиусудрой, сделать большой корабль и сохранить жизнь на земле.
Когда наводнение закончилось, Энлиль пришел в ярость, увидев, что Атрахасис выжил. Но Нинурта говорит своему отцу Энлилю от имени человечества. Он утверждает, что вместо наводнения, уничтожающего всю человеческую жизнь, боги должны послать диких животных и болезни, чтобы убедиться, что люди снова не перенаселены. Когда Атрахасис и его семья склоняются перед Энлилем и приносят ему жертвы, он успокаивается и благословляет героя бессмертием.
Энлиль и Нинлиль
Энлиль и Нинлиль — это история любви двух юных богов. Этих двоих тянет друг к другу, но мать Нинлиль, Нисаба или Ниншебаргуну, предостерегает ее от Энлиля. Однако Энлиль следует за Нинлиль к реке, когда она идет купаться, и они занимаются любовью. Нинлиль беременеет. Она рождает бога луны Нанну.
Энлиль изгнан из Ниппура разгневанными богами и сослан в Кур, шумерский нижний мир. Нинлиль следует за ней в поисках Энлиля. Затем Энлиль маскируется под разных хранителей врат подземного мира. Каждый раз, когда Нинлиль требует знать, где Энлиль, он не отвечает. Вместо этого он соблазняет ее, и у них рождаются еще трое детей: Нергал, Ниназу и Энбилулу.
Смысл этой истории в восхвалении силы любви между Энлилем и Нинлиль. Два молодых бога не позволяют испытаниям разлучить их. Они бросают вызов всем законам и другим богам, чтобы любить друг друга. Даже сосланные в Кур, их любовь друг к другу торжествует и заканчивается в акте творения.
Потомки и генеалогия
Энлиль почитался древними шумерами как семейный человек и считался отцом нескольких детей от Нинлиль. Наиболее важные из них отмечены как Нанна, бог луны; Уту-Шамаш, бог солнца; Ишкур или Адад, бог бури и Инанна. Однако по этому вопросу нет единого мнения, поскольку Ишкур считается братом-близнецом Энки, а Энки определенно не является одним из сыновей Энлиля. Точно так же Инанна известна в большинстве мифов как дочь Энки, а не Энлиля. Различные культуры внутри месопотамской цивилизации и их привычка присваивать себе древних шумерских богов делают эти несоответствия обычным явлением.
У Нергала, Ниназу и Энбилулу тоже есть разные родители в разных мифах. Даже Нинурта, которого иногда называют сыном Энлиля и Нинлиль, является ребенком Энки и Нинхурсаг в некоторых из самых известных мифов.
Ассимиляция с Мардуком
Во время правления Хаммурапи Энлилю продолжали поклоняться, даже несмотря на то, что Мардук, сын Энки, стал новым царем богов. Наиболее важные аспекты Энлиля были поглощены Мардуком, который стал главным божеством как для вавилонян, так и для ассирийцев. На протяжении всего этого периода Ниппур оставался священным городом, уступая только Эриду. Считалось, что Энлиль и Ан добровольно передали свои силы Мардуку.
Даже когда роль Энлиля в месопотамской религии уменьшилась с падением ассирийского правления, ему продолжали поклоняться в образе Мардука. Только в 141 г. н.э. поклонение Мардуку пришло в упадок, и Энлиль был окончательно забыт даже под этим именем.
Музейный журнал | Вавилонская история сотворения мира и древнейшая история мира
Летом 1912 года я исследовал коллекции клинописных надписей в Университетском музее. Меня особенно интересовали исторические и грамматические тексты, и в обоих случаях я нашел весьма замечательные экземпляры.
Рис. 48. — Лицевая сторона таблички с рассказом о сотворении мира и потопе.Номер музейного предмета: B10673
Одна из табличек с историческим содержанием возвращает нас, по крайней мере, по мнению вавилонян, к самым истокам истории, а именно ко времени потопа, и даже еще дальше, ко времени создание человечества. Найдена только нижняя часть этой таблички; однако то, что было восстановлено, является бесценным достоянием музея.
Сохранившаяся часть первой колонки начинается с инструкций по строительству городов, которые, по-видимому, были даны богами первым людям, чье создание должно быть описано в отсутствующих ныне предыдущих строках. Тем не менее нам посчастливилось прочитать в конце первой колонки хотя бы следующую ссылку на их творение. «После того как Энлиль, Энки и Нинхарсагга создали черноголовых» (так вавилоняне называли человечество), «они чудесным образом вызвали к жизни четвероногих полевых животных». Вплоть до настоящего времени среди ассириологов, как и среди библеистов, существовало множество предположений о том, кому вавилоняне в прежние времена приписывали создание первого представителя человеческого рода. Здесь нам рассказывают, что это были два бога Энлиль и Энки и богиня Нинхарсагга. От греческих писателей мы знаем очень странный поздневавилонский рассказ о сотворении человека, который был передан им вавилонским жрецом Беросом, младшим современником Александра Македонского. По его словам, бог Бел, т. е. Мардук Вавилонский, отсек ему голову, а другие боги смешали кровь, вытекающую из его головы, с землей и создали человека, который таким образом стал разумным существом. Эта история не пришла к нам непосредственно от Бероса; оно сначала попало в книгу греческого ученого Александра Полихистора, а оттуда было процитировано Евсевием, автором истории христианской церкви, и поэтому оно могло дойти до нас несколько искаженным. Но если предположить его общую правильность и рассмотреть в свете нашего нового текста, а также того, что мы знаем из других клинописных источников, мы, возможно, сможем таким образом реконструировать древнюю вавилонскую историю сотворения человека. Когда Энлиль, творец неба и земли, пожелал людям землю с живыми существами, бог Энки, бог мудрости и знания, придумал образ человека по образу богов, а богиня Нинхурсагга вылепила его из глины. , а кровь Энлиля дала ему жизнь и разум. Из Ветхого Завета мы знаем, что кровь считалась вместилищем жизни, но будет ли идея о том, что Энлиль отрубил себе голову, чтобы получить эту животворящую кровь, подтверждаться клинописными источниками, мы в настоящее время сказать не можем. .
Рис. 49. Оборотная сторона таблички с рассказом о сотворении мира и потопе.Номер музейного объекта: B10673
Обращаясь теперь ко второй колонке нашей таблицы, мы читаем о некоторых допотопных городах Вавилонии, которые Энлиль даровал определенным богам. Здесь снова наша табличка разрешает спорный вопрос; в нем упоминается город Ларак, и поэтому именно этот город следует отождествлять с городом Ларанш, который, согласно Берозусу, был резиденцией нескольких допотопных царей Вавилонии.
Третья, четвертая, пятая и шестая колонки содержат рассказ о потопе. «В то время, — читаем мы в столбце 3, — царем был Зиугидду, пашиш-жрец Энки; ежедневно и постоянно он был на службе у своего бога. Чтобы вознаградить его за благочестие, Энки в колонке 4, первой на обороте, сообщает ему, что по просьбе Энлиля это было решено «на совете богов, чтобы уничтожить семя человечества», после чего Зюгидду — эта часть истории, однако, вырвана — строит большую лодку и нагружает ее всевозможными животными. Семь дней и семь ночей ливень, как мы читаем в колонке 5, бушует по земле, и потоки воды уносят лодку; но затем снова появляется солнце, и когда его свет попадает в лодку, Зиугидду приносит в жертву быка и овцу. Наконец, в колонке 6 мы находим поклоняющегося Зиугидду перед Энлилем, чей гнев против людей теперь утих, ибо он говорит: «Жизнь, подобную жизни бога, я даю ему» и «вечную душу, подобную душе бога, которую я создаю». для него», что означает, что Зиугидду, герой истории о потопе, должен стать богом.
Вавилонский рассказ о потопе давно известен нам из поэмы, вложенной в знаменитый эпос о Гильгамеше. Существует также несколько фрагментов других версий этой истории, а в Музее хранится небольшой фрагмент из тринадцати частично сохранившихся строк, опубликованный профессором Хильпрехтом несколько лет назад. Наш новый текст, однако, представляет собой совершенно иное повествование, как видно из того факта, что герой носит имя, отличное от того, что встречается в других рассказах о потопе. Но что делает новое сообщение особенно важным, так это то, что оно написано не на семитском вавилонском языке, как другие версии, а на шумерском, то есть на древнем языке несемитской расы, которая в самые ранние дни истории , господствовал над Вавилонией. Как будет видно из некоторых цитат, текст представляет собой своего рода поэтическое сочинение и как таковой изначально не предназначался просто для исторической записи, а служил какой-то практической, ритуальной или иной цели. По разным причинам мне кажется, что наша табличка была написана во времена царя Хаммурапи (2117-2075 гг.), таким образом, это самая старая вавилонская запись, которая у нас есть в настоящее время, как о сотворении мира, так и о потопе. Однако сам текст может восходить к гораздо более раннему времени.
Судя по цвету глины, форме таблички и почерку, наш текст принадлежит другой табличке, содержащей список королей. Мне даже кажется, что там были три таблички примерно одинакового размера размером примерно 5½ на 7 дюймов, на которых исторически интересующийся писец писал мировую историю или, по крайней мере, ее наброски. Я полагаю, что первая из этих табличек содержала вавилонскую теогонию, а затем рассказывала о знаменитой битве между младшим поколением богов и божеством первобытного хаоса, которая в конечном итоге привела к сотворению неба и земли из двух частей мира. Хаос. Здесь появляется табличка, которую я только что описал, и дает историю мира вплоть до потопа. Затем третья табличка дала полный список царей Вавилонии со времени потопа до царя, при котором таблички были написаны. Часть этой третьей таблички, или, если быть более точным, оборотная сторона этой части, содержащая примерно восьмую часть всего текста, была опубликована шесть лет назад профессором Хильпрехтом. В нем были две последние династии из этого списка королей. Мне также удалось скопировать сильно стертую лицевую сторону, которая содержит имена королей периода сразу после потопа, и, в дополнение к этому, я также нашел большие и меньшие фрагменты трех других и более старых списков королей. Вряд ли мне нужно подчеркивать огромную историческую и хронологическую ценность этих новых списков, поскольку они дают нам не только имена царей, но и продолжительность их правления, а в некоторых случаях даже добавляют краткие исторические справки, относящиеся к этим царям. Первая часть этих списков уводит нас, правда, во вполне легендарные времена. Мы находим там царей, имена которых знакомы нам из мифов, легенд и героических эпосов, как, например, Гильгамеш, герой знаменитого эпоса о Гильгамеше; Думузи, несчастный любовник богини Иштар; Этана, который под крыльями орла совершил дерзкое восхождение на небо. и т. д. При этом первым царям списков приписаны удивительно долгие царствования. Говорят, например, что Этана правил 625 лет; другому царю, называемому «Скорпион», 840 лет, а Лугальбанде из Эрека 1200 лет. Но очень скоро списки становятся полностью историческими; цари правили только 36, 20 или 7 лет и т. д.
Долгие царствования, назначенные прежним царям, предполагают, конечно, что очень большая продолжительность должна быть принята за весь период от потопа до времени, когда были написаны таблички; и действительно, одна из табличек, написанная при 134-м царе, одиннадцатом царе Исина, насчитывает 32 175 лет, а другой список отсчитывает от потопа до 139-го царя, последнего царя Исина, 32 234 года.
Между прочим, это новое подтверждение, по крайней мере, в некоторой степени, греческой традиции, которая, как мы видели, восходит к жрецу Берозу. Ибо греческие писатели сообщают нам, что от потопа до первого вторжения мидян в Вавилонию — это вторжение, конечно, не тождественно вторжению более поздних мидян и персов — 86 царей правили Вавилонией в течение 33,09 года.1 год. Конечно, в этих цифрах должна быть небольшая ошибка. В целом поразительно большое сходство двух традиций.
Чтобы в полной мере оценить значимость новых хронологических данных, было бы неплохо сказать немного больше о хронологической системе вавилонян в том виде, в каком она была передана нам греками, и в том виде, в каком мы теперь можем частично ее подтвердить. из клинописных источников.
В начале всех времен было три огромных периода. В первой существовали только Хаос и ее муж Океан; затем, спустя долгое время, родились первобытные боги Лахму и Лакхаму, и после таких же долгих промежутков появились Аншар, верхний мир, и Кишар, нижний мир. Этот первобытный период подошел к концу, когда молодое поколение богов победило Хаос и создало Небеса и Землю. Затем следует, от сотворения мира до потопа, период десяти первобытных царей, длившийся 432 000 лет. После этого начинается нынешний еще продолжающийся период, для которого примерно до 2400 г. до н. э. вавилоняне насчитывали 32 234 года. Таким образом, от сотворения мира до времен Бероса (ок. 300 г. до н. э.) нам пришлось бы считать около 466 500 лет, но во введении к своей книге о Вавилонии он утверждает, что письменные записи вавилонян датируются примерно 2 150 000 лет9.0173 *1 лет до этого времени, т. е. задолго до сотворения земли, до того времени, когда во Вселенной еще царил Хаос.
Некоторых из более ранних королей мы снова встречаем в ряде фрагментов хроник и поэтических сочинений, которые я скопировал. Я упоминаю здесь только эпосы, относящиеся к царю Лугальбанде и царю Думузи. Если мы объединим все факты, которые мы можем собрать из новых табличек, а также из более старого материала, то история двух царей будет примерно следующей.
Рис. 50.— Табличка, содержащая знаменитый свод законов Хаммурапи. Все части, которые удалось найти, были соединены вместе после тщательной очистки каждого фрагмента.Лугальбанда начал свою карьеру пастухом; в свое время бог-птица Зу украл у Энлиля, царя богов, скрижали судьбы, давшие их владельцу верховную власть над всем миром, над людьми и над богами. Энлиль носил их на груди, но однажды, когда он сидел на своем троне, бог-птица Зу вырвал таблички и улетел на далекую горную скалу. Ни один из богов не осмелился сделать что-либо, чтобы вернуть скрижали, ибо вся власть теперь принадлежала Зу, но пастуху Лугальбанде, таким образом, мы должны заключить, удалось вернуть их с помощью уловки, которую он сыграл с Зу, и Энлиль отплатил за эту услугу сделав его царем Эрека, а после 1200-летнего правления даже сделал его богом. Как таковой ему поклонялись даже в новейшие времена вавилонской истории.
Король Думузи изначально был рыбаком, но богиня Иштар влюбилась в него и сделала царем Эрека. Судя по некоторым аллюзиям в эпосе о Гильгамеше, кажется, что Иштар через какое-то время убила своего возлюбленного, хотя впоследствии она, по-видимому, раскаялась в содеянном, ибо, чтобы вернуть его из мертвых, *2 она сама спускается в Аид. . Табличка, которую я нашел среди коллекций Музея, изображает знаменитую сцену, когда Иштар входит в царство мертвых. Она проходит через первые ворота, и корона снимается с ее головы. — Почему ты отнимаешь это у меня? — спрашивает она, и дается ответ: «Давай, о Иштар, таковы законы нижнего мира!» Она проходит через вторые ворота, и с нее снимают кольца на пальцах. Она снова спрашивает: «Почему ты забираешь это у меня?» и снова ответ: «Давай, о Иштар, таковы законы нижнего мира!» И так она проходит через все остальные врата, пока, наконец, не проходит обнаженной через седьмые и последние врата. Это увело бы нас слишком далеко от нашего предмета, если бы я описал здесь, как сама Иштар теперь содержалась в заточении в Аиде, но была спасена богами; и, кажется, ее возлюбленный Таммуз тоже был спасен, ибо позднее, во времена Адапы, мы находим его богом в небесном дворце Анума, отца богини Иштар.
Эти легенды, правда, большей частью известны нам уже по поздневавилонским и ассирийским текстам, к тому же тексты, которые я нашел в Музее, весьма фрагментарны. И все же им придается неоценимая ценность, ибо, во-первых, они написаны, как и почти все литературные тексты, найденные в Ниппуре, на шумерском языке, а затем датируются временем почти на две тысячи лет раньше многих известных легенд. в основном из библиотеки царя Ашшурбанапала (около 630 г. до н.э.).
Обратимся теперь к действительно историческим временам. Существует, например, очень большая глиняная табличка, содержащая копии целой серии надписей царя Лугалзаггиси из Эрека и трех первых царей Агаде в северной Вавилонии, Шаррукина, Римуша и Маништусу, время которых отнесено к позднему времени. Вавилонское заявление о 3750 г. до н.э. Краткое заявление на краю таблички говорит нам, что это все надписи только что упомянутых царей, которые сохранились в Экуре, храме Энлиля в Ниппуре, частично раскопанном Пенсильванским университетом. Эти тексты содержат большое количество важной исторической информации. Из них мы узнаем, например, что Шаррукин в походе в южную Вавилонию взял Лугальзаггиси в плен и с торжеством провел его в кандалах через ворота храма Энлиля в Ниппуре. Затем он идет дальше на юг, пока не достигает Персидского залива, где моет свое оружие в море. Затем он покоряет различные царства на западе и вдоль побережья Средиземного моря вплоть до «кедрового леса» и «серебряных гор», т. е. Ливана и Тавра в Малой Азии. Точно так же он ведет свои победоносные армии на восток, как и два его преемника, Маништусу и Римуш, первый из которых пересекает Персидский залив и побеждает коалицию из тридцати двух царей, собравшихся для битвы с ним, а затем покоряет земли до серебряных рудников или, как гласит надпись, «серебряных дыр».
Подобные копии царских надписей целого ряда других царей обнаружены в музейных собраниях, например, Нарам-Сина из Агаде, 3750 г. до н.э., Ур-Энгура из Ура, около 2700 г. до н.э., Ишби-Урра, Идин- Даган, Ишме-Даган, Ур-Ниниб, Дамик-илишу из Исина, копии писем к царю Идин-Дагана из Исина и от него, между 2600 и 2300 годами, копия строительной надписи Самсуиланы, около 2050 года и т. д. Среди В коллекциях, купленных у торговцев древностями, я нашел очень важную историческую надпись о царе Лугал-анна-мунду из Адаба, вавилонского царства, о котором мы мало что знали до настоящего времени, предположительно до 2700 г. до н.э. В него входила не только Вавилония, но и окружающие страны. Во введении царь рассказывает о своем завоевании эламского города Мархалим, а затем описывает построенный им храм и его семь ворот. Но я не должен забывать упомянуть краткую шумерскую историю храма Нинлиля, которая, кстати, также содержит информацию о великом храме Энлиля в Ниппуре. Мы узнаем, например, что, когда этот храм во второй раз пришел в упадок, царь Гильгамеш перестроил определенную его часть, а его сын (……..)-лугал перестроил храм Нинлиль.
Еще одним сокровищем Музея является копия знаменитого свода законов царя Хаммурапи (около 2100 г. до н.э.). Чтобы быть точным, я должен сказать, что до сих пор была найдена только одна из трех, вероятно, очень больших и громоздких глиняных табличек, содержащих полный текст кодекса; он очень сильно сломан, как видно из прилагаемой фотографии. Но тем не менее он остается большим сокровищем, так как лучше сохранившийся аверс дополняет часть большого пробела на стеле кодекса в Лувре, снабжая некоторыми законами, касающимися купца и его подчиненных.
Второй класс табличек, над которыми я работал прошлым летом, грамматические тексты, очень многочисленны; в основном они пришли из храмовой школы, и большая их часть содержит грамматические упражнения учеников. Все они имеют дело с шумерским языком, который молодые писцы того времени должны были усвоить, как в настоящее время мальчики в высших школах обучаются латыни и греческому языку. Эти лингвистические таблички, датируемые частично 2500 г., а частично 1300 г. до н. э., могут, конечно, вызвать больший интерес только у шумерских ученых; для них, однако, их ценность будет огромной; ибо они не только дают много новых прочтений клинописных знаков, но и некоторые из них содержат парадигмы наиболее трудных и до сих пор недостаточно известных частей шумерского языка, а именно личных местоимений и глагольных форм.