Энеолит духовная культура: Энеолит (IV-III тыс. к н. е.)

36. Энеолит. Общая характеристика.

Очень короткая эпоха – приблизительно 3 тыс. до н.э.

Переводится как медно-каменный век. 2 основных вида производственных материалов: камень (конец каменного века) и медь. Медь появляется на Ближнем Востоке примерно в 7 тыс. до н.э. Поэтому создалось впечатление, что эпоха энеолита, начиная с 7 тыс. до н. э. была бедна металлом, но потом люди увидели, какой эффект имеет плавление меди (изначально к ней относились как к камню, из нее изготовляли бижутерию). Известны два способа обработки меди — холодный (ковка) и горячий (плавление).

6-5 тыс. – первое знакомство с золотом. Метеоритное железо – один из самых распространенных первых металлов. Оно ценилось больше, чем золото. Позже появилось серебро. Переход к началу палеометаллов был методом поиска. Быстро очертился район добывания меди: Балканы, Малая Азия, Кипр.

Палеометаллическая эпоха — качественно новый период в истории. Она дала человечеству много принципиально нового в материальной и духовной культуре.

Среди изобретений, ставших достоянием человечества, начало горнорудного дела и освоение способов получения металла, т. е. нового материала для изготовления орудий труда и бытовых предметов. Эта археологическая эпоха отмечена появлением колеса и колесного транспорта ъ использованием тягловой силы животных. Надо отметить, что в энеолите тягловым животным был бык. Орудия труда — это уже медные и бронзовые серпы, кельты, наконечники стрел и копий. Наконец, можно говорить и об отмеченных в археологии контактах и передвижениях, особенно вдоль степного пояса Евразии, преодолении определенной замкнутости историко-культурных археологических образований, характерных для неолита.

Изменения происходят в сфере духовной культуры. Однако невозможно в силу специфики археологических материалов представить все разнообразие духовной культуры. Вместе с тем отдельные существенные элементы отражены в искусстве. Среди них солярная символика, свидетельствующая о появлении культа солнца и его животворной сущности, представление о трехчленной вертикальной структуре мира, о Вселенной, источниках жизни, Древе жизни и священном животном.

Монументальные каменные стелы в степях, наскальные изображения, орнаменты сосудов несут отпечаток нового мировоззрения древних скотоводов и земледельцев.

1974 – около г.Варна был раскопан могильник (к.4 – н.3 тыс. до н.э.). 274 могилы. Из них 15 были с металлом – медные топоры, наконечники копий. Значит, из меди делали не только мелкие изделия. В одной могиле (№5) был откопан человек в возрасте 45-50 лет и примерно 15,5 кг золотых вещей с ним.

1951 – на территории Молдавии, на Днестре – Курбунский клад: >900 вещей, положенных в глиняный сосуд. 444 из них – медные. Огромное количество изображений из меди, которые явно имели какое-то культовое значение.

Новый вид археологических памятников – «клады литейщиков». Находятся в самых глубоких могильных ямах. Большое количество – в Древнем Египте.

Расписная керамика – посуда, поверхность которой покрыта орнаментом, нанесенным красками, т.е. крашеная керамика. Триполье открыто Флойко. Культура Триполье – Кукутени (4200- 3000 гг. до н.э.) (Днепр – Днестр, север Украины – ерное море). Керамика украшена узором с заполненными белой краской углублениями. Находки фигурок женщин (культ плодородия), остатки глинобитных домов. Занятие – мотыжное земледелие- пшеница, ячмень, просо (мотыги из камня, кости и рога). Трипольская энеолитическая глиняная посуда отличается разнообразием форм – двуконусные, кратерообразные, грушевидные, конические, кувшины. Украшены стандартным энеолитическим орнаментом. Загадка – «бинокли»- 2 полых цилиндра, соединенные перемычками – особенность культуры энеолитических земледекльцев. Трипольцы разводили овец и свиней, к концу триполья появляется домашняя лошадь – известно несколько фигурок. Охота и собирательство – вспомогательная роль. В орнаменте выражены природные явления, смена дня и ночи, времен года, животные, растения.

Трипольская культура – это эталонная культура. Начинается в середине 4 тыс. до н.э. и доходит до середины 2 тыс. до н. э.

Выделяют: (Т.С. Пассек)

  1. Триполье А – раннее

  2. Триполье В – расцвет

  3. Триполье С – финал

Каждый делится на 1,2,3.

Триполье – название очень маленького поселка около Киева. 1 т.з. : это могильник

2 т.з. : это культовый центр

Оказалось, что это обожженный пол жилища.

Раннее Триполье расположено на Днестре и является ответвлением культуры винча. Памятники не территории Молдавии, Поднестровья: небольшие мысовые городища, не укрепленные. Стены делались из каркаса, обмазывались глиной. Пол окрашивался в красный цвет. Основной вид сельского сооружения – мазанка. В центре – очаг. Около печи – место, где функционирует женщина («женские места»).

Триполье В – Поднепровье. Памятники – Владимировка, Коломейщина.

Это огромные протогорода. Огромные неукрепленные поселения. Значит, они жили в условиях безопасности. От 2-3 до 5-6 тыс. человек. Основные постройки располагались в несколько рядов по кругу. Одно — двухэтажные жилища. Система канализации, водоснабжения. Очень много глиняной посуды. Ни одного изображения мужчины (идея великой богини). Эта культура живет на протяжении всего 3 тыс. до н.э. «Золотой век Триполья». Б.Рыбаков.

Есть первые подозрения на лошадь. Постепенно скотоводство начинает вытеснять земледелие. Появляются небольшие хутора, жители которых занимались скотоводством. К к.3 тыс. до н.э. таких выселок становится очень много, а сами мегаполисы теряют свое значение. Мы не знаем ни одного могильника, связанного с Трипольем.

Триполье С. Конец 3 – середина 2 тыс. до н.э.

Распад поселений. Поднепровье беднеет. Появляются полуземлянки (отступление назад). Появляются отдельные археологические культуры позднего Триполья. Города укрепляются, уменьшаются. Триполье раньше имело матрилинейный характер, теперь же появляются могильники и стелы, изображения мужчин.

Усатовская культура Одессы – позднее Триполье входит в бронзовый век. Но на базе Триполья на периферии трипольского мира складываются первые скотоводческие общества.

Культурное наследие Югры

Internal error

org.springframework.core.convert.ConversionFailedException: Unable to convert value 1808736074?lc=ru from type ‘java.lang.String’ to type ‘java.lang.Long’; nested exception is java.lang.NumberFormatException: For input string: «1808736074?lc=ru» at org.springframework.core.convert.support.ConversionUtils.invokeConverter(ConversionUtils.java:40) at org.springframework.core.convert.support.GenericConversionService.convert(GenericConversionService.java:135) at org.springframework.beans.TypeConverterDelegate.convertIfNecessary(TypeConverterDelegate.java:199) at org.springframework.beans.TypeConverterDelegate.convertIfNecessary(TypeConverterDelegate.java:104) at org.springframework.beans.SimpleTypeConverter.convertIfNecessary(SimpleTypeConverter.java:47) at org.springframework.validation.DataBinder.convertIfNecessary(DataBinder.java:526) at org.springframework.

web.bind.annotation.support.HandlerMethodInvoker.resolvePathVariable(HandlerMethodInvoker.java:602) at org.springframework.web.bind.annotation.support.HandlerMethodInvoker.resolveHandlerArguments(HandlerMethodInvoker.java:289) at org.springframework.web.bind.annotation.support.HandlerMethodInvoker.invokeHandlerMethod(HandlerMethodInvoker.java:163) at org.springframework.web.servlet.mvc.annotation.AnnotationMethodHandlerAdapter.invokeHandlerMethod(AnnotationMethodHandlerAdapter.java:414) at org.springframework.web.servlet.mvc.annotation.AnnotationMethodHandlerAdapter.handle(AnnotationMethodHandlerAdapter.java:402) at org.springframework.web.servlet.DispatcherServlet.doDispatch(DispatcherServlet.java:771) at org.springframework.web.servlet.DispatcherServlet.doService(DispatcherServlet.java:716) at org.springframework.web.servlet.FrameworkServlet.processRequest(FrameworkServlet.java:647) at org.springframework.web.servlet.FrameworkServlet.doGet(FrameworkServlet.java:552) at javax.
servlet.http.HttpServlet.service(HttpServlet.java:624) at javax.servlet.http.HttpServlet.service(HttpServlet.java:731) at org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.internalDoFilter(ApplicationFilterChain.java:303) at org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.doFilter(ApplicationFilterChain.java:208) at org.springframework.web.filter.HiddenHttpMethodFilter.doFilterInternal(HiddenHttpMethodFilter.java:71) at org.springframework.web.filter.OncePerRequestFilter.doFilter(OncePerRequestFilter.java:76) at org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.internalDoFilter(ApplicationFilterChain.java:241) at org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.doFilter(ApplicationFilterChain.java:208) at org.apache.tomcat.websocket.server.WsFilter.doFilter(WsFilter.java:52) at org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.internalDoFilter(ApplicationFilterChain.java:241) at org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.doFilter(ApplicationFilterChain.java:208) at com.altsoft.
kaisa_internet.kaisa_internet_core.util.RequestFilter.doFilter(RequestFilter.java:28) at org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.internalDoFilter(ApplicationFilterChain.java:241) at org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.doFilter(ApplicationFilterChain.java:208) at org.apache.catalina.core.StandardWrapperValve.invoke(StandardWrapperValve.java:220) at org.apache.catalina.core.StandardContextValve.invoke(StandardContextValve.java:122) at org.apache.catalina.authenticator.AuthenticatorBase.invoke(AuthenticatorBase.java:505) at org.apache.catalina.core.StandardHostValve.invoke(StandardHostValve.java:170) at org.apache.catalina.valves.ErrorReportValve.invoke(ErrorReportValve.java:103) at org.apache.catalina.valves.AccessLogValve.invoke(AccessLogValve.java:956) at org.apache.catalina.core.StandardEngineValve.invoke(StandardEngineValve.java:116) at org.apache.catalina.connector.CoyoteAdapter.service(CoyoteAdapter.java:423) at org.apache.coyote.ajp.AjpProcessor.process(AjpProcessor.
java:190) at org.apache.coyote.AbstractProtocol$AbstractConnectionHandler.process(AbstractProtocol.java:625) at org.apache.tomcat.util.net.JIoEndpoint$SocketProcessor.run(JIoEndpoint.java:316) at java.util.concurrent.ThreadPoolExecutor.runWorker(ThreadPoolExecutor.java:1145) at java.util.concurrent.ThreadPoolExecutor$Worker.run(ThreadPoolExecutor.java:615) at org.apache.tomcat.util.threads.TaskThread$WrappingRunnable.run(TaskThread.java:61) at java.lang.Thread.run(Thread.java:724) Caused by: java.lang.NumberFormatException: For input string: «1808736074?lc=ru» at java.lang.NumberFormatException.forInputString(NumberFormatException.java:65) at java.lang.Long.parseLong(Long.java:441) at java.lang.Long.valueOf(Long.java:540) at org.springframework.util.NumberUtils.parseNumber(NumberUtils.java:158) at org.springframework.core.convert.support.StringToNumberConverterFactory$StringToNumber.convert(StringToNumberConverterFactory.java:59) at org.springframework.core.convert.support.StringToNumberConverterFactory$StringToNumber. convert(StringToNumberConverterFactory.java:1) at org.springframework.core.convert.support.GenericConversionService$ConverterFactoryAdapter.convert(GenericConversionService.java:420) at org.springframework.core.convert.support.ConversionUtils.invokeConverter(ConversionUtils.java:37) … 43 more Cookies:


Доисторическая религия | Каменный век, палеолит, мезолит, неолит и факты

Мегалитический монумент Ньюгрейндж в Ирландии

Смотреть все медиа

Похожие темы:
мегалит курган жертвоприношение северного оленя галерея могила кость оракула

Просмотреть весь связанный контент →

доисторическая религия , верования и обряды народов каменного века.

Общая характеристика

Погребальные обычаи и культы умерших

Древнейшие известные захоронения можно отнести к периоду среднего палеолита. Трупы в сопровождении каменных орудий и частей животных клали в ямы в земле и иногда трупы особо оберегали. В некоторых случаях находки создают впечатление, что за мертвых нужно было «держаться». Означало ли это, что о умерших нужно заботиться с любовью или что их возвращения следует опасаться, в любом случае это подразумевает веру в жизнь после смерти в той или иной форме. Но нет необходимости делать вывод о вере в отдельные души; скорее, это могло также указывать на концепцию «живого трупа».

Начиная с периода верхнего палеолита, погребения содержат более богатый инвентарь; однако из этого нельзя сделать вывод, что религиозные представления изменились. То же самое относится и к принятию других погребальных практик, как, например, вторичные захоронения, при которых телам сначала давали полностью разложиться, а затем закапывали кости, или при сжигании тел (очевидно в эпоху неолита). Из этих фактов невозможно сделать вывод о существовании определенной веры в души; также невозможно определить появление таких концепций на основании археологических свидетельств. Даже увеличение количества находок погребального инвентаря, иногда включающего и другие человеческие останки, свидетельствует не об изменении религиозных представлений, а об увеличении потребностей умерших в потустороннем мире, т. е. потребностей после смерти, которые зависят от экономического и социального положения. в жизни. Аналогии с недавними (примитивными) явлениями показывают, что невозможно связать отдельные погребальные обычаи с определенными представлениями о потустороннем или с какими-либо другими религиозными представлениями. Помимо захоронения всего тела, важно расположение отдельных частей тела, особенно черепа. Ритуальное отложение черепов подтверждено для эпохи среднего палеолита. Однако с еще более ранних периодов в пределах одного участка находили отдельные или множественные человеческие черепа и длинные кости (например, связанные с пекинским человеком). Нет необходимости интерпретировать эти находки как следы охоты за головами или развитые культы черепов, поскольку даже сегодня некоторые простые общества охотников и собирателей имеют обычай сохранять такие части трупов в течение длительного периода времени и даже носить их с собой на теле. Такая же практика наблюдалась и в верхнем палеолите и даже в более поздние периоды, но невозможно сделать вывод о развитом культе предков непосредственно из таких длительных связей живых с мертвыми.

Иная ситуация с находками из постоянных поселений земледельцев, в отличие от постоянно кочующих охотников-собирателей. Доказательства практики культа предков, относящиеся к 7-му тысячелетию до н. черепа, сохранившиеся у современных земледельческих народов Южной Азии и Океании. Развитый культ черепа обычно связан с почитанием предков. Важной темой культов предков является вера в связь умерших с плодородием земли их потомков.

Викторина «Британника»

Предыстория и происхождение: правда или вымысел?

Особого внимания заслуживают мегалитические (огромные каменные) могилы, которые появляются в различных районах начиная с эпохи неолита. Вполне вероятно, что в этой практике также существовала жизненно важная верная связь между живыми и мертвыми, и что иногда с такими могилами были связаны священные места и места сбора. Практика строителей мегалитов, вероятно, в значительной степени коренилась в представлениях о мертвых и в культах предков, которым их камни придавали особую прочность и монументальную форму. Сложнее объяснить отдельные возвышающиеся камни (менгиры), которые, конечно, могли быть символом или местопребыванием предков, особенно там, где есть признаки того, что они были вылеплены в виде человека. Однако было бы ошибкой искать единую интерпретацию всех мегалитических памятников или даже говорить об отдельной мегалитической религии. Мегалитические памятники скорее следует понимать как комплекс грандиозных проявлений идей, которые вполне могли быть разнообразными, но среди которых культ мертвых, тем не менее, играл важную роль.

В находках, относящихся к периоду палеолита, части человеческих тел, а также кости других животных находят разбросанными по археологическим слоям, иногда они сломаны или обуглены. Это часто принимается за свидетельство каннибализма, но столь же вероятны и другие интерпретации (например, действие животных-падальщиков [таких как гиены], выбрасывающих кости на поверхность и, таким образом, вызывающих их сжигание более поздними пожарами в том же месте). ). Безусловно, находки позволяют интерпретировать каннибализм; однако они не обязательно или по существу требуют этого, а скорее допускают такое объяснение, если исходить из предварительного убеждения, что каннибализм уже существовал в то время. От этой устаревшей концепции, которой до сих пор придерживаются некоторые ученые, т. е. что каннибализм есть сугубо «примитивное» явление и, следовательно, очень древнее, следует отказаться. Этнологические исследования ясно показывают, что каннибализм проявляется почти исключительно в обычаях земледельческих народов, т. е. на более поздней культурной стадии, и, по-видимому, существенно связан с религиозными или магическими представлениями, в которых большую роль играют культурные растения. Даже если бы палеолитический каннибализм существовал в больших масштабах, его нельзя было бы объяснить с помощью понятий, возникших на культурной стадии, столь иначе структурированной.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подписаться

Ситуация в более поздние периоды, особенно в неолите, иная. Здесь вместо отдельных частей человеческих скелетов, разбросанных по поселению, изредка находят человеческие останки вместе с остатками пищевых продуктов в ямах или в норах и тоннелях, служивших местами жертвоприношений. Особенно там, где человеческие черепа были вскрыты, а полые кости расколоты, интерпретация каннибализма неизбежна. Поскольку эта предполагаемая практика имела место в сфере аграрных культур, более уместно провести сравнение с современным каннибализмом, смысл которого обычно заключается в приобретении сил и других качеств жертвы.

Эпоха неолита: космическое и земное обслуживание

ИДЕИ, КОТОРЫЕ СФОРМИРОВАЛИ НАШ СОВРЕМЕННЫЙ МИР: Связь с богами

Эпоха неолита:

Салли Маллам климат потеплел, источники пищи стали более обильными, а численность населения вырос. Потребовались огромные коллективные усилия и новые изобретения, чтобы помочь и произвести впечатление на духовный мир, чтобы сохранить космическую и земную гармонию и предотвратить возвращение опасного Ледникового периода. Эти усилия сформировали неолитическую революцию — начало организованной религии, сельского хозяйства и науки. Он создал первых божественных существ или богов и многие доосевые религиозные верования и связанные с ними ритуалы, следы которых очевидны и по сей день.

Представьте, насколько неолитический мир будет отличаться от историй, рассказанных и переданных старейшинами ледникового периода. С местностью, богатой дикими травами и дичью, теперь часто было приятно покинуть пещеры и каменные убежища и собраться снаружи, чтобы посидеть и посмотреть на луга, где паслись тысячи животных, или посмотреть на сияющее ночное небо. В этой стране изобилия стала возможной относительно легкая жизнь собирателя. Но как долго это продлится? И как мы его поддерживаем?

Это были важные вопросы. С тех пор стало важно умилостивить духов, чтобы предотвратить возвращение метели, снега, льда и нехватки еды. Теперь магия, ритуалы и жертвоприношения используются тысячами людей для вызова «Космического обслуживания». Потребовались огромные общественные усилия, чтобы создать новые места для регулярных встреч для их исполнения.

Затем возникла необходимость накормить строителей, мастеров и подвижников и обеспечить наличие жертвенных приношений. Это, в свою очередь, привело к появлению временных и постоянных поселений вблизи священных мест, продвижению символической мысли и первых богов, организованной религии и управленческой религиозной элите, одомашниванию растений и животных и удивительным инженерным достижениям.

Неолитическая революция — переход от охотников-собирателей к земледельческим обществам — похоже, происходила в разных местах и ​​разными путями. Это очень краткий обзор находок из неолитического мира на Ближнем и Среднем Востоке. Многое еще предстоит открыть.

Религия эпохи неолита: от пещер к новому многоуровневому космосу

Памятники эпохи неолита в районе Плодородного полумесяца.

Приблизительно 11 500 лет назад, ближе к концу последнего ледникового периода, когда погода стала теплее, некоторые из наших ранних предков в северной области того, что мы теперь знаем как Плодородный полумесяц, начали перемещать места своих религиозных ритуалов за пределы пещеры и каменные стены. Гёбекли-Тепе — первое на сегодняшний день свидетельство этого перехода. Этот необычный рукотворный храм знаменует собой новый период творческого самовыражения, известный нам как эпоха неолита («новый камень»).

Гёбекли-Тепе («Холм Пупа») на юго-востоке Турции был воздвигнут охотниками-собирателями в 9600–8200 годах до н. э. (около 11 500 лет назад). столбы стояли на склоне холма «как собрание каменных существ».

Здесь, за 7000 лет до Стоунхенджа, наши предки, используя только кремневые инструменты, вырезали массивные столбы из известнякового карьера, а затем перевозили их на четверть мили без помощи колес или вьючных животных. Самые высокие из этих столбов имеют высоту 18–20 футов и весят до 50 тонн.

Каждая колонна имеет форму стилизованного человеческого существа, ее «голова» — заглавная Т. У некоторых на «телах» есть рельефная резьба, обозначающая руки, кисти, пояса и набедренные повязки из кожи животных; другие украшены изображениями местных животных: быков, лис, журавлей, львов, уток, скорпионов, муравьев, пауков и змей.

Одно из 20 больших круглых подземных сооружений, раскопанных в Гёбекли-Тепе.

Столбы были возведены в форме круглых или овальных форм диаметром от 30 до 100 футов, каждый столб стоял на расстоянии вытянутой руки или более друг от друга и соединялся со следующим каменной стеной; две большие колонны стоят в центре. Ученые уверены, что изначально эти сооружения поддерживали куполообразные крыши; их полузаглубленные столбы являются несущими, и, оставленный открытым, известняк слишком легко был бы поврежден дождем и ветром.

Эти здания должны были быть видны с очень большого расстояния, но там не было никаких признаков жилья, так что можно с уверенностью сказать, что это место встречи использовалось только для религиозных и церемониальных целей. Судя по множеству костей животных, которые были найдены, кажется вероятным, что, достигнув Гёбекли-Тепе, паломники приносили в жертву животных. Совсем недавно внутри кругов были обнаружены отдельно стоящие скульптуры животных. Также были раскопаны статуя человека и скульптуры головы стервятника и кабана.

Возможно, что охотники-собиратели, которые теперь могли собираться в большем количестве, возвели эти места инициации для проведения многочисленных церемоний рождения, посвящения во взрослую жизнь, погребения, почитания предков и шаманизма; и, возможно, также обеспечить посредством ритуалов, магии и жертвоприношений сотрудничество духовного мира и их вновь зачатых богов природы: солнца, ветра, дождя и почвы.

 Недавнее исследование предполагает, что один из столбов может содержать запись о падении кометы на Землю около 10,950 г. до н. э., апокалиптическое событие, которое, возможно, спровоцировало внезапный «мини» ледниковый период, известный как Поздний дриас, приведший к большим человеческим жертвам и гибели шерстистого мамонта.

Что вызвало внезапный «мини» ледниковый период?
Тепловые потоки Великого морского конвейера прекратились. В результате Гольфстрим перестал течь. В течение двух-трех лет остатки остаточного тепла, хранившиеся в северной части Атлантического океана, рассеялись в воздухе над Европой, не оставив больше тепла для смягчения северных широт. Когда на севере закончилось лето, вокруг экватора прекратились дожди, так что в то же время Европа погрузилась в ледниковый период, Ближний Восток и Африка были опустошены засухой и гонимыми ветром огненными бурями. На самом деле, сегодня это явление вызывает озабоченность у ученых-климатологов, которые опасаются, что таяние ледяной шапки Гренландии очень быстро приведет к глубокому замораживанию Европы.

«Похоже, Гёбекли-Тепе был, среди прочего, обсерваторией для наблюдения за ночным небом», — объясняет Мартин Свитман, автор исследования. «Кажется, одна из его колонн послужила памятником этому разрушительному событию — вероятно, худшему дню в истории после окончания ледникового периода».

Изображения животных напоминают палеолитические наскальные рисунки и, скорее всего, отражают религию охотников-собирателей и верования в мир животных-духов. Среди них стервятники и фантастические существа, такие как ящерица или лягушка с оскаленными зубами.
Новая организационная иерархия

С помощью георадара мы знаем, что существует 20 таких круглых ограждений. Приблизительно 500 человек потребовалось бы, чтобы переместить одну колонну, и еще больше, чтобы завершить все работы по строительству и украшению, а также обслуживать толпу, которую привлекало это место. Столбы, должно быть, обрабатывали каменщики-специалисты.

Чтобы совершить этот археологический подвиг, необходима организационная иерархия. Ученые предполагают, что элитный класс религиозных лидеров руководил работами, а затем контролировал ритуалы, проводившиеся на этом месте. К шаманам по-прежнему будут обращаться за руководством, и с этого уже высокого положения они, возможно, смогут взять под контроль. Как лидеры сообщества — своего рода духовенство — они будут командовать количеством людей, необходимым для инициирования этой трансформации: , чтобы создать новый многоуровневый космос за стенами пещеры.

Новый символизм и первые боги

Чтобы жить в своих новых больших сообществах, людям неолитического мира нужно было систематизировать свой анимистический мир с помощью мощного символизма, который, хотя и обозначал абстрактные и сверхъестественные концепции, было легко запомнить и легко передать.

Ученые, такие как французский археолог Жак Ковен, предполагают, что массивные колонны знаменуют собой «революцию символов» — «психокультурное» изменение, позволяющее представить структурированный космос и сверхъестественный мир в символической форме. Возможно, впервые люди представляют себе богов, сверхъестественных существ, похожих на людей, которые существуют в других мирах.

К настоящему времени изображения, вероятно, понимались более иконографически, напоминая участникам истории и мифы того времени, как тотем или статуя в современной церкви или храме. Места, удаленные на 100 миль, делились одними и теми же изображениями, и более чем вероятно, что люди делились одними и теми же историями и религиозными идеями, связанными с ними. Меньшие, но похожие столбы с теми же изображениями, датируемые сразу после Гёбекли-Тепе, были найдены в Невали-Чори, поселении в 20 милях отсюда. Карахан-Тепе, почти в 40 милях к востоку от Урфы в горах Тектек, представляет собой похожее место, которое еще предстоит исследовать. Дата c. 9500–9000 г. до н.э., он имеет несколько Т-образных опор, а также горельефы с изображением извилистой змеи и другие резные фигурки, подобные тем, что были в Гёбекли-Тепе.

Как пишет археолог Тревор Уоткинс  «Большое преимущество всей этой символической ссылки через физические артефакты заключалось в том, что, в отличие от речи, танца или ритуального исполнения, которые преходящи, физический символизм, которым они окружали себя, всегда был рядом, всегда напоминая им , обучая своих детей. Они узнали то, что психолог Мерлин Дональд (1991, 1998) назвал «внешним символическим хранилищем»… Прежде всего, эти представления об их мире были систематическими, категоричными, различительными, упорядоченными.

«Такое систематическое и богатое символами мировоззрение было идеальным для обеспечения культурной основы, которую могли бы разделить все члены сообщества, поскольку они жили в символических отсылках и через них в своих поселениях. И, наконец, такое систематическое и легко символизируемое мировоззрение было заразительным, легко распространяемым и легко усваиваемым другими людьми, обладающими такими же когнитивными способностями и такой же потребностью приспосабливаться к их новому образу жизни».

Засуха и дроны обнаруживают «единственные в жизни» следы древнего Хенджа в Ирландии
Дэниел Виктор, 
New York Times

Для появления памятника, которому 5000 лет, понадобилась необычно жестокая засуха внезапно появиться в ирландском поле, как если бы они были написаны на пейзаже невидимыми чернилами.


Смотреть:  Гёбекли-Тепе
BBC

Как первые фермеры поддерживали большую общину и построили Гёбекли-Тепе 12 000 лет назад?


Камень Гёбекли-Тепе может зафиксировать столкновение с кометой
Майкл Ирвинг,
New Atlas

Новое исследование предполагает, что храмовый камень может быть записью апокалиптического столкновения кометы 12 800 лет назад, которое вызвало последний ледниковый период.


История Стоунхенджа
Английское наследие

Изучите историю этого доисторического памятника с интерактивными картами всех этапов развития.


Как они это сделали?
Сара Нэптон,
The Telegraph

Каким образом доисторическим британцам удалось перевезти огромные голубые камни Стоунхенджа примерно в 140 милях от гор Пресели в Уэльсе в их последний дом на равнине Солсбери? Возможно, это было проще, чем мы думали.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *