Эллинизированный это: Что-то пошло не так (404)

эллинизм — Электронная еврейская энциклопедия ОРТ

ЭЛЛИНИ́ЗМ, период в истории стран Восточного Средиземноморья с 323 г. до н. э. (смерть Александра Македонского) до 30 г. до н. э. (смерть египетской царицы Клеопатры), когда под власть Рима постепенно попали все значительные греко-македонские царства, возникшие на завоеванных Александром территориях; последним из них был Птолемеевский Египет.

Под эллинизмом понимается также культурная и языковая гегемония греко-македонской элиты в этих царствах и влияние ее культуры на местное население (так называемый процесс эллинизации) и на культуру соседних народов, включая Рим, Карфаген и Индию, влияние, которое продолжало ощущаться в Иудее еще долгое время после ее освобождения от власти греков.

Исторически термин «эллинизм» восходит к противопоставлению евреев (хебрайой) «эллинистам» (хелленистай) в Деян. 6:1. В современном смысле термин эллинизм был введен в историческую науку немецким историком Й.  Г. Дройзеном в первой половине 19 в.

Изучение эллинизма как эпохи, характеризующейся гегемонией греческого языка и культуры на Ближнем Востоке, включает в себя исследование греческого влияния на все аспекты жизни евреев этой эпохи. Территория Эрец-Исраэль, завоеванная Александром в 332 г. до н. э., на протяжении двух столетий входила в состав эллинистических монархий — сначала Птолемеевского Египта, затем Селевкидской Сирии, и в стране сложилось значительное греческое население. В начале 2 в. до н. э. к власти в Иерусалиме пришли эллинизированные круги, во главе которых стояли представители богатых аристократических семейств, в частности, Иосеф бен Товия и его сын Гиркан (см. Тобиады). Первоначально эллинизаторская деятельность этих кругов ограничивалась общественной сферой и не распространялась на культурную и религиозную стороны еврейской жизни. Первосвященник Ясон зашел столь далеко, что не только создал в Иерусалиме греческие образовательные институты — гимнасий (см. Земля Израиля /Эрец-Исраэль/. Исторический очерк. Эпоха Второго храма. Гонения Антиоха и восстание Маккавеев) и эфебейон, но и сделал из Иерусалима греческий город Антиохия Иерусалимская. Однако Ясон выглядит весьма умеренным эллинизатором по сравнению с Менелаем, который не принадлежал к первосвященническому роду и получил назначение на этот пост от греческих властей в обмен на уплату большого денежного взноса в царскую казну. Некоторые исследователи полагают, что именно Менелай и его сторонники побудили Антиоха IV Эпифана начать гонения на иудаизм (167 г. до н. э.), чтобы таким образом подавить восстание хасидеев, которых поддерживали жители Иерусалима, против эллинизаторов. Возможно, что война между «сынами света» и «сынами тьмы», о которой говорится в Мёртвого моря свитках, в той или иной мере отражает эту борьбу.

Гонения Антиоха вызвали широкий отпор в среде евреев, вылившийся в восстание Маккавеев (см. Хасмонеи). Во время этого восстания проявился антагонизм между более или менее эллинизированной городской аристократией, искавшей компромисса с греческим образом жизни, и широкими массами городского и сельского населения, преданными национальной религиозной традиции. В ходе своих победоносных войн Маккавеи были особенно беспощадны к греческим городам, число которых в Эрец-Исраэль достигало тридцати. Борьба с греками, однако, носила в этот период скорее политический, нежели культурный характер. Маккавеи не были ненавистниками греческой культуры как таковой. Так, Ионатан Хасмоней возобновил со Спартой договор о дружбе, который, по-видимому, заключил с ней первосвященник Ониас около 300 г. до н. э. В войсках Александра Янная служили греческие наемники, и начиная с его правления на монетах еврейского царства рядом с еврейской чеканилась греческая надпись; Аристобул I, насильственно обративший в иудаизм итуреев, принял титул «филэллин» (`друг греков`). Эта терпимость и даже благосклонность царского двора и тесно связанных с ним саддукеев к греческой культуре была одной из причин возникновения движения фарисеев. Греческое влияние еще более усилилось в правление Ирода Великого, который построил греческий театр, амфитеатр, где нагие атлеты (как греки, так и евреи) состязались в борьбе, и ипподром возле Иерусалима (возможно даже, что ипподром находился в черте города). Даже Агриппа I, которого талмудические источники (см. Талмуд) ставят весьма высоко (Бик. 2:4), построил театр и амфитеатр в Берите (современный Бейрут) и посещал театр в Кесарии.

Эллинизация евреев выражалась в переходе с иврита и арамейского языка на греческий, на греческие имена собственные, введении греческих культурно-образовательных институтов, возникновении еврейской эллинистической литературы и философии и появлении элементов религиозного синкретизма в искусстве и правовых установлениях. Превалирование греческого языка в надписях на оссуариях, наличие греческих папирусов среди рукописей, обнаруженных в пещерах Мёртвого моря (см. также Мёртвого моря свитки), письма на греческом, подписанные руководителями Бар-Кохбы восстания, равно как и около двух с половиной тысяч греческих слов, встречающихся в Талмуде, в первую очередь в Мидраше, рассчитанном на широкую публику, свидетельствуют о степени распространения греческого языка в Эрец-Исраэль. Более того, широкое пользование греческим оказало влияние на фонетику и синтаксис иврита и возникновение ряда ивритских корней, производных от греческих. Шим‘он бен Гамлиэль I даже восхвалял греческий как единственный язык, на который Тора может быть переведена в совершенстве (Эст. Р. 4:12), а Иехуда ха-Наси вопрошал: «Зачем говорить по-сирийски [то есть по-арамейски] в Эрец-Исраэль? Говорите либо на иврите, либо по-гречески» (Сот. 49б). Талмуд сообщает, что законоучитель 3 в. рабби Ионатан из Элевтерополиса постоянно цитировал греческие стихи, а его современник рабби Аббаху знал греческий столь хорошо, что был способен каламбурить на нем (Быт. Р. 14:2), и объяснял, что обучает своих дочерей греческому, потому что знание этого языка красит человека (ТИ., Пеа 1:1, 15в). Согласно сообщению Мишны, в 117 г. законоучители наложили запрет на обучение сыновей греческому языку, по-видимому, усматривая в его распространении культурную опасность.

Знание греческого в Эрец-Исраэль не ограничивалось высшими классами общества или кругами, по необходимости находившимися в тесном контакте с греческой администрацией или занятыми в торговле. Иосиф Флавий (Древ. 22:264) сообщает, что как свободные люди, так и рабы в Эрец-Исраэль знали несколько языков. Вместе с тем ошибки во многих греческих надписях указывают на то, что, несмотря на широкое распространение греческого, уровень его знания, как правило, был невысок. Иосиф жалуется, что ему было нелегко овладеть греческим языком, особенно произношением (Древ. 22:263), и признается, что был вынужден прибегнуть к услугам помощников для стилистической редактуры «Иудейской войны» (Апион 1:50).

В отличие от евреев Эрец-Исраэль евреи диаспоры были преимущественно грекоязычными. В правление Птолемея I началась значительная еврейская эмиграция в Египет; Филон Александрийский в сочинении «Против Флакка» сообщает, что в его время (первая половина 1 в.) еврейское население Египта достигало миллиона человек. В этот период большие еврейские общины существовали в Сирии, особенно в Антиохии, Малой Азии, Греции, на Кипре, в Кирене (Ливия) и в Риме. Еврейские эмигранты быстро перешли на греческий язык. Как видно из папирусов, в 4 в. до н. э. евреи Александрии Египетской говорили по-арамейски, однако с 3 в. до н. э. все египетские папирусы (за исключением одного), так или иначе касавшиеся евреев, были написаны по-гречески. Из приблизительно 550 еврейских надписей в Риме лишь пять выполнены на иврите или арамейском. Поскольку перевод Септуагинты (см. Библия. Издания и переводы) считался боговдохновенным, грекоязычные евреи не видели необходимости в обучении ивриту (в частности, неясно, знал ли иврит Филон, и весьма показательно, что в его сочинениях подробно рассказано о его греческом образовании, но нет упоминаний о еврейском). Судя по дошедшим до нас документам, по меньшей мере три четверти египетских евреев носили греческие имена. В Риме около половины упоминаемых в надписях имен евреев — латинские, около трети — греческие и лишь около одной шестой — ивритские или арамейские. Как свидетельствуют имена некоторых законоучителей (Симмах, Александр, Антигон, Теодосий и т. п.), греческие имена были распространены и в Эрец-Исраэль, однако не столь широко, как в диаспоре. Папирусы свидетельствуют о том, что в своей повседневной жизни евреи часто прибегали к греческим правовым нормам, во многих пунктах противоречившим Галахе. Наиболее очевидные нарушения галахических правовых норм обнаруживаются в кредитных документах: из одиннадцати сохранившихся папирусов такого рода девять прямо оговаривают взыскание заимодавцем ссудного процента (см. ссуда денежная). Отклонения от Галахи наблюдаются также и в документах о разводе.

Основным проводником греческого культурно-языкового влияния были греческие образовательные учреждения. После основания первосвященником Ясоном гимнасия и эфебейона в Иерусалиме в период, предшествовавший восстанию Маккавеев (см. выше), нет сведений о создании в Эрец-Исраэль греческих образовательных заведений. Известно, однако, что в 1 в. у раббана Гамлиэля наряду с 500 учениками, изучавшими Тору, было 500 учеников, изучавших греческую мудрость (Сота 49б и др.), однако разрешение на ее преподавание было дано дому Гамлиэля лишь благодаря его тесным связям с римскими властями. В Египте единственными еврейскими школами были субботние школы для взрослых, в которых, согласно Филону («О специальных законах», 1:62), преподавались четыре традиционные греческие добродетели (разумность, умеренность, справедливость и мужество). Вместе с тем египетские евреи прилагали все усилия, чтобы записать своих детей в греческие гимнасии, и, по всей видимости, не без успеха, пока император Клавдий в 41 г. не наложил на это запрет. Не подлежит сомнению, что такое образование прививало еврейским детям греческий образ жизни, в первую очередь, занятия атлетикой. Обучение в гимнасии требовало от еврея серьезного компромисса с его религиозными убеждениями (в гимнасиях стояли статуи языческих богов, проводились религиозные шествия, связанные с языческими праздниками, атлетические состязания и т. п.). В Аристея послании рассказывается, что евреи — переводчики Септуагинты — советовали царю Птолемею смотреть театральные постановки и что Филон часто посещал театр, это также указывает на далеко зашедшую эллинизацию египетского еврейства. Законоучители же запрещали посещение театра (Ав. Зар. 18б), так как театральные постановки ставились только во время религиозных праздников, и их непременными атрибутами были языческий алтарь и жреческие церемонии.

Наиболее яркие примеры греческого влияния дает еврейская литература эллинистического периода. В написанном в Эрец-Исраэль незадолго до восстания Маккавеев сочинении Бен-Сиры Премудрость четко ощущается враждебность к греческому образу жизни, однако в нем содержится не только ряд афоризмов, источником которых, видимо, служат басни Эзопа, стихи Феогнида и трагедии Еврипида, но и присутствуют термины платонической и стоической философии и восходящая к Платону идея предсуществования душ. В написанной несколько позднее IV книге Маккавеев (см. Маккавеев книги) видно влияние жанра киническо-стоической диатрибы, а Тора представлена так, как будто она учит четырем кардинальным греческим добродетелям (см. выше). В апокрифической книге Юдифь и в «Завете Иосифа», входящем в состав псевдоэпиграфической книги «Заветы двенадцати патриархов», присутствуют эротические мотивы, характерные для греческого романа.

Вопрос о том, насколько сильно было греческое влияние на еврейских законоучителей, служит источником многочисленных научных дискуссий. Некоторые легенды о Хиллеле (см. также Бет-Хиллел и Бет-Шаммай) напоминают греческие сократические и кинические истории. Интерес и внимание законоучителей к греческой мысли отражены в рассказах о дискуссиях рабби Иехошуа бен Ханании с афинянами, александрийцами и римскими философами (Бик. 8б, Нид. 69б, Санх. 90б), а также рабби Меира с киническим философом Ойномеем из Гадары (Быт. Р. 68:20) и Иехуды ха-Наси с Антонином (то есть с императором Антонием Пием, Ав. Зар. 10а–11а и др.), равно как и в осуждении законоучителями эпикурейской философии (Санх. 11:1, Авот 1:3 и др.). Лишь один законоучитель — рабби Элиша бен Авуя — отошел от иудаизма, предположительно под влиянием греческих идей.

Влияние греческой мысли на евреев диаспоры прослеживается начиная с Септуагинты. Греческий перевод ряда библейских понятий (например, Тора, эмуна, цдака) не мог не вызвать у грекоязычного читателя философские, в первую очередь, платонические коннотации, а греческие версии ряда библейских стихов можно было интерпретировать в духе, чуждом букве и духу Торы. О статусе Септуагинты среди евреев диаспоры свидетельствует тот факт, что уже во второй половине 3 в. до н. э. греко-еврейский историк Деметрий в своем изложении хронологии патриархов следовал греческому, а не ивритскому тексту Библии. Законоучители первоначально благосклонно отнеслись к переводу (Мег. 9б), однако постепенно осознали опасность, таящуюся в преклонении грекоязычных евреев перед Септуагинтой, и сравнили этот перевод с созданием золотого тельца (Соф. 1:7). В послании Аристея (см. выше), написанном в Александрии (2 в. до н. э.) сторонником примирения между иудаизмом и греческим образом жизни, 72 присланных первосвященником старца, на которых, согласно легенде, был возложен перевод Библии на греческий язык, представлены как люди греческого образования; они вели с царем философские беседы на пиру в духе платоновского «Симпозиума». Автор послания утверждает, что иудаизм не предполагает изоляции от язычников, и даже отождествляет Бога с Зевсом.

В сочинении александрийских евреев неоднократно проскальзывает мысль, что греки заимствовали свою мудрость у евреев. Так, во 2 в. до н. э. еврейский философ Аристобул, последователь школы Аристотеля, утверждал, что Гомер, Гесиод, Пифагор, Сократ и Платон были знакомы с греческим переводом Торы, который был осуществлен до персидского завоевания Египта (525 г. до н. э.). Историк Эвполем (около 150 г. до н. э.), возможно, живший в Эрец-Исраэль, писал, что Моисей научил финикийцев пользоваться еврейским алфавитом, которые в свою очередь обучили ему греков. Историк Артапан (около 100 г. до н. э.) отождествлял Моисея с полулегендарным греческим мудрецом Мусеем и с богом Гермесом и утверждал, что он был изобретателем архитектуры, навигационного искусства и философии. Моисей, таким образом, был не человеко­ненавистником, как утверждали настроенные против евреев авторы, а подлинным благодетелем человечества в духе греческих представлений. В апологетике Иосифа Флавия Авраам действует в соответствии с греческими политическими и философскими идеалами, владеет риторическим искусством и искусством логического вывода и выказывает свободу философского мышления, обещая египтянам принять их религию, если ему не удастся убедить их в правоте его собственной веры. Подобным же образом Иосиф Флавий рисует и другие библейские персонажи. Наиболее значительным еврейско-эллинистическим автором был Филон Александрийский, стремившийся осуществить синтез иудаизма с греческой философией, в первую очередь с платонизмом.

Не менее ярко влияние греческой культуры проявляется в самом факте возникновения в диаспоре еврейско-греческой художественной литературы. Филон Старший сложил в гомеровских гекзаметрах эпическую поэму об основании Иерусалима (около 100 г. до н. э.), а его современник Иехезкель (см. Греция) писал трагедии (сохранилась одна — «Исход») в стиле Еврипида. Греческое влияние видно также в еврейском прикладном искусстве и архитектуре. Согласно сообщению Иосифа Флавия, дворы и колоннады перестроенного Иродом Иерусалимского храма были выполнены в греческом стиле. Языческие и синкретические мотивы были обнаружены на мозаиках и росписях синагог как в диаспоре (в первую очередь, в Дура-Европос), так и в Эрец-Исраэль, что было явным нарушением строгих запретов Библии и законоучителей.

Не удивительно, что влияние греческой культуры неизбежно вело к отклонениям от соблюдения еврейских религиозных норм. Филон упоминает о сторонниках аллегорического толкования еврейского ритуального Закона. Другие позволяли себе послабления в соблюдении религиозных норм в целях получения статуса александрийского гражданина, что сопровождалось отправлением культа богов города. Отступничество было редким явлением, однако многие александрийские евреи посещали синагогу лишь в Иом-Киппур. Ответом на далеко зашедшую эллинизацию была Галаха, многие из установлений которой были призваны противодействовать чуждому евреям культурному влиянию и образу жизни.

См. также апологетическая литература; философия; историография.

«Юлий Цезарь» Г.Ф.Генделя, Метрополитен-опера, реж. Дэвид МакВикар, телеверсия: _arlekin_ — LiveJournal

?
Categories:
  • Театр
  • catIsShown({ humanName: ‘история’ })» data-human-name=»история»> История
  • Cancel
Идея повторять трансляции опер из Мет в записи, причем уже бесплатно для всех желающих, только по предварительной записи — это, конечно, очень мило со стороны агентства «РИА-Новости», хотя у него, наверное, есть на то свои резоны, а кроме того, бесплатные показы всегда связаны с побочными эффектами определенного рода: контингент подбирается соответствующий. Не скажу, что одни старухи, но в основном они, и самые гнусные, типа Царевны Лебедь (как эту гадину, убежавшую из крематория, называют остальные бабки, даже их она раздражает своим скотским поведением: постоянно что-то жрет, чешется и мычит). А поскольку в большом зале пресс-центра кондиционеры и крепкое тело могут сдуть с кресла, не то что старушачье, обстановка оттого делается еще более нервной. Но есть и плюсы — дневное время показов.
Правда, в случае с «Юлием Цезарем» это не принципиально, запись вместе с антрактами (их можно было бы и вырезать или хотя бы сократить) длится почти пять часов, так что когда ни начинай, а вечер, если смотреть и слушать от начала до конца, придется потратить, так что мы вынуждены были после второго акта убежать, не без сожаления. Постановка, перенесенная в Метрополитен из Глайдборна, любопытная, пусть не лишенная общих для современного музыкального театра пороков. МакВикар одновременно и играет в «старинный театр», стилизуя постановку через использование нарочито архаичных элементов оформления, например, искусственных морских волн, которые обозначены вращающимися валиками на заднем плане, и модернизирует сюжет, перенося действие из Египта рубежа старой и новой эры в 19-й век, в период британских колониальных завоеваний. Однако Египет двухтысячелетней давности и арабский мусульманский восток — слишком разные вещи, и провести между ними параллели затруднительно, тем более, что для римлян эллинизированный Египет — часть привычного им мира, это другой континент, завоеванная территория, но цивилизационного, культурного конфликта нет, тогда как британцы и арабы-мусульмане Северной Африки чужды друг другу больше, чем инопланетяне землянам.
И при таком раскладе Клеопатра, даже будучи «свободной женщиной востока», но все-таки арабской царевной и мусульманкой, ведет себя несколько странно, переодеваясь в откровенный коктейльный туалет и соблазняя Цезаря, тогда как ее брат-интриган Птолемей пытается действовать средствами более грубыми. Получается, режиссер сам себя ставит в двусмысленное положение: с одной стороны, как бы «извиняется» за колонизацию, с другой, выводит в куда более неприглядном свете аборигенов, благо египтяне по отношению к римлянам в оригинале выступают не просто невинными жертвами. Но все-таки в плане театральном ход эффектный, особенно когда Клеопатра принимает ванну (вполне европейская лоханка, кстати) — Натали Дессей показывает себя, как обычно, не только превосходной вокалисткой, но и непревзойденной актрисой, при том что здесь Клеопатра — не столько трагическая героиня, сколько характерная, ужасно смешно, когда она во время сольной арии демонстрирует свое отношение к семейной трагедии Корнелии и Секста, используя урну с прахом Помпея то как подставку для зонтика, то в качестве пепельницы.
Вообще в спектакле много юмора, и для барочной оперы естественно соединения драмы с комическими элементами — главное, чтоб не на таком уровне, как было в «Агриппине» Генделя по версии руководимого Ларисой Гергиевой Владикавказского театра, показанной недавно в Москве — но понятно, что у МакВикара хотя бы в этом плане все на высоте, и оформление, и исполнители: контратенор Дэвид Дэниелс в партии Цезаря, совершенно замечательная Патрисия Бардон — Корнелия, Элис Кут — Секст, смешной, но музыкально безупречный Кристоф Дюмо — Птолемей. То есть из трех партий, предназначенных для кастратов, две (Цезаря и Птолемея) поют контратенора, а третью (Секста) — меццо, соединяя в музыкальном решении спектакля традиции разных эпох куда более органично, чем в художественно-постановочной.

Subscribe

  • пусть изобразят нам это ничего

    Вслед за Князенькой, неустанно пророчествующем о грядущем Апокалипсисе без отрыва от посещения кинопремьер и фуршетов в московском «штабе…

  • присылаете нам дамочку: «Новая оптимистическая» в МХТ, реж.
    Константин Богомолов

    ПросвЯщенная через край аудитория продолжает игры в «угадайку», выдвигая следующие, все более неординарные версии, кто служит прототипом…

  • ближе к небу на целый каблук: «Гамлет in Moscow» в Театре на Бронной, реж. Константин Богомолов

    Летом по окончании предпремьерного прогона «Гамлета…» знакомая (и не случайная, а из числа проверенных, самых «богомольных»,…

Photo

Hint http://pics.livejournal.com/igrick/pic/000r1edq

Портрет мира Иисуса — Эллинистическая культура | От Иисуса ко Христу — первые христиане | ФРОНТЛАЙН

Влияние греческого языка, философии и культуры на евреев и ранних христиан.

 

Гарольд В. Эттридж:

Лилиан Клаус Профессор Нового Завета Йельской школы богословия

ЕВРЕЙСКИЙ ДИАЛОГ С ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

Можете ли вы дать общее определение того, что понимается под термином «эллинистический мир»?

Эллинистический мир — это тот мир, который был создан после завоевания Ближнего Востока Александром Македонским в конце четвертого века до нашей эры. И его завоевание, простиравшееся от Индии до Египта, [было] разделено на три основные области в течение 20 лет после его смерти. И две основные области, сохранившиеся до первого века до н.э. было Сирийское царство, царство Селевкидов и царство Птолемеев, которые сохранились в Египте, который окончательно был захвачен Римом в 31 г. до н.э.

А каким был язык и культура эллинистического мира?

Язык и культура эллинистического мира были греческими. Это стало лингва-франка всех этих подчиненных народов. Он был для этого мира тем, чем английский во многих отношениях является для современного мира, чем французский был для мира 19-го века.

Насколько эллинизированной была еврейская религиозная культура того времени?

Еврейская культура и цивилизация в эллинистический период находились в интенсивном диалоге с эллинистической культурой и цивилизацией, начиная с перевода еврейских писаний на греческий язык, который сохранился и известен нам как Септуагинта. Это, безусловно, пример того, как греческие литературные формы и греческий язык повлияли на еврейскую цивилизацию и литературные традиции. Это влияние простирается далеко за пределы Священного Писания, и мы видим, как в эллинистический период евреи перенимали литературные формы греческой традиции и писали пьесы, эпические поэмы, лирические поэмы — все на греческом языке. Большая часть этой деятельности должна была быть сосредоточена в Александрии, столице Египта, но подобная деятельность велась и в Палестине, и некоторые из этих литературных произведений, которые в некоторых случаях сохранились лишь во фрагментах, вероятно, были написаны в Палестине евреями, которые были приняв эти эллинистические литературные способы.

ФИЛО

Кем был Филон и чем он занимался?

Филон был примером интенсивной эллинизации иудаизма. Он был философом и толкователем Священных Писаний, жившим в Александрии примерно с 30 г. до н.э. примерно до 40 г. н.э. Он пытался осуществить синтез между Священным Писанием и философией Платона.

Например, говоря, что слово Божие, с которым мы встречаемся в Писании, есть логос или божественный разум, под которым он имел в виду сочетание идей, идей Платона, которые к тому времени мыслились философами как находящиеся в уме Бог. А также в то же время имманентная рациональность мира, перенимающая стоическую идею о том, что разум составляет внутреннюю работу мира.

Как все это могло повлиять на Иисуса?

Такие вещи, как философия Платона и философия стоиков на том уровне, на котором они были освоены таким человеком, как Филон, вероятно, не оказали бы прямого влияния на Иисуса. Однако обе эти ветви эллинистической традиции, воспринятые еврейскими философами, такими как Филон, действительно оказали влияние на христиан более позднего поколения, которые пытались осмыслить Иисуса и его учение в более широких рамках греческой и римской культуры.

И как эллинистический мир повлиял на Иисуса?

Иисус, по-видимому, вырос в Галилее, которая в то время при Ироде Антипе подвергалась эллинизации.

Было продолжением программы Ирода Великого, отца Ирода Антипы. И эта эллинизация была наиболее заметна в таком месте, как Сепфорис, который реконструировался во времена юности Иисуса. Его видели и в нескольких других городах Галилеи. Например, такое место, как Беф-Шан, где до сих пор сохранился великолепный театр эллинистического периода. Во всех архитектурных остатках у нас есть четкое свидетельство того, что эллинизм в этот период оказывал сильное влияние даже на Галилею.

ХРИСТИАНСТВО И ГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Что лежало в основе спора между христианством и греческой философией?

Раннее христианство привлекало эллинистическую культуру в целом и, в частности, греческую философию с конца первого века. Мы видим обрывки этого в отрывках, таких как пролог 4-го Евангелия, где эта концепция логоса играет роль. Во втором столетии и далее продолжается взаимодействие по целому ряду вопросов. Некоторые из них касаются фундаментальных философских вопросов, таких как природа реальности и природа Бога.

Некоторые из них касаются вопросов этики и морали. Это два полюса, вокруг которых развивается диалог на протяжении последующих столетий.

JUSTIN MATYR

К середине века мы видим кого-то вроде Иустина Мученика, например, одного из первых христианских апологетов, то есть одного из тех, кто пытался объяснить христианство греко-римскому миру и делал так в контексте и использовании категорий греко-римской мысли. Мы видим этого собрата Иустина Мученика в Риме примерно в середине века, пытающегося объяснить природу Христа и природу Его отношений с Богом с точки зрения определенных философских теорий, философской теории, которая в конечном счете исходит из стоицизма, постулирующего дихотомию между речь внешняя, а мысль внутренняя…

У Юстина есть богословие слова Божьего, которое борется с вопросом о том, какой статус имеет Иисус как посредник между Богом и человечеством. И все большее распространение в философской среде второго и третьего веков получает убеждение, что Бог есть существо весьма трансцендентное, то есть существо весьма далекое от рода человеческого. И поэтому сказать, что Иисус был каким-то образом воплощенным Богом, представляет собой философскую головоломку, потому что невозможно представить трансцендентное как имманентное, воплощенное в человеческой плоти, как это собирались провозглашать христиане.

Был ли монотеизм большой проблемой в дебатах Джастина с его языческой аудиторией?

Юстин и другие христианские апологеты определенно утверждали, что традиция политеистических верований и практик, существовавшая в греко-римском мире, была неправильной, аморальной и неполноценной с философской точки зрения. В той мере, в какой они делали последний вывод — политеизм был философски недостаточен, — они говорили нечто подобное тому, что говорили греческие философы. Потому что среди греческих философов росло понимание единства божественного и представления о том, что может существовать единый простой божественный принцип, лежащий в основе всех вещей. Но ни одному греческому философу второго или третьего века и в голову не пришло бы, что этот божественный принцип мог каким-то образом воплотиться.

Л. Майкл Уайт:

Профессор классических наук и директор Программы религиоведения Техасского университета в Остине

ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ

Что вы имеете в виду, когда говорите об эллинистическом?

Эллинизация, или эллинизм, относится к распространению греческой культуры, начавшемуся после завоевания Александром Македонским в четвертом веке до н. э. В действительности следует рассматривать развитие восточного Средиземноморья в виде двух основных фаз. Во-первых, завоевание Александром, которое принесло греческую культуру на ближневосточные территории. А затем, вслед за этим, римская имперская экспансия, которая возьмет верх над ней политически. Но Рим не сразу превратил все в некую латино-римскую культуру. Скорее, они работали с греческой идиомой. Итак, многое из того, что мы видим в культуре этих городов, таких как Кесария Приморская, представляет собой своего рода греческую городскую структуру с римской политической организацией, играющую между различными элементами римской и греческой городской жизни.

Как это повлияет на еврейскую жизнь?

Для многих евреев это вообще не было проблемой. Была высокая степень комфорта или аккультурации со многими аспектами греческой жизни и мысли. Точно так же, как мы видим в крупных еврейских общинах Египта в то же самое время, и они существовали там двести лет назад. Так что для некоторых это, вероятно, означало не более чем то, каково было бы жить в современном городе с очень смешанной культурой. Для других, однако, для других людей в еврейской традиции, вероятно, было большей проблемой то, что Ирод, предположительно еврейский царь, был так готов отдаться, так сказать, римским религиозным интересам и римской имперской идеологии. .

Эллинистическая эпоха | История, характеристики, искусство, философия, религия и факты

мифологическая фигура

Смотреть все медиа

Дата:
323 г. до н.э. — 30
Ключевые люди:
Антиох IV Эпифан Эвагорас

Просмотреть весь связанный контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

Эллинистическая эпоха , в Восточном Средиземноморье и на Ближнем Востоке, период между смертью Александра Македонского в 323 г. до н. э. и завоеванием Египта Римом в 30 г. до н. э. По некоторым причинам этот период продлевается еще на три с половиной века, до переноса Константином Великим своей столицы в Константинополь (Византию) в 330 г. н.э. В результате распада империи Александра возникли многочисленные царства, в том числе Македонское, Селевкидское и Птолемеевское, которые послужили основой для распространения греческой (эллинской) культуры, смешения греков с другими народами и слияния греков. и восточные элементы.

Политические события

Преемники Александра

Ничто так ясно не раскрывает личность Александра Македонского, как то, как люди, которые казались пигмеями рядом с ним, теперь стали лидерами мира, который он оставил позади. Кровь еще считалась: единственный родственник мужского пола, умственно отсталый, незаконнорожденный сын Филиппа, был провозглашен царем как Филипп III Арридей ( ок. 358–317), вместе с сыном Роксаны Александром IV (323–310), родившимся после его смерть отца в августе; оба были просто подставными лицами. На данный момент Антипатр утвердился у власти в Македонии и Греции. В Вавилоне власть разделили два старших офицера, Пердикка ( с. 365–321) и Кратер ( ок. 370–321). По общему согласию от текущих планов Александра отказались. Его генералы должны были довольствоваться должностью губернатора. Антигона Монофтальма («Одноглазый»; ок. 382–301), как и Антипатра, не было в Вавилоне на момент смерти Александра в 323 г. Почти 10 лет он правил Фригией и проявил храбрость. солдат и компетентный администратор. Его твердость и тактичность были популярны в греческих городах. Из полководцев в Вавилоне это был Птолемей ( с. 367/366–283), которые с самого начала рассчитали, что империя не удержится. Он обеспечил себе управление Египтом, где стремился основать независимое царство. Лисимах ( г. ок. 360–281) получил менее привлекательное задание управлять Фракией. Двое других, Леоннат и Селевк, известные своей физической и военной доблестью, ждали событий. Солдаты не принимали во внимание Эвмена из Кардии, который нес основную ответственность за гражданское управление, но он знал об империи больше, чем кто-либо другой.

Подавлено восстание греческих наемников, обосновавшихся в Бактрии, но желавших вернуться в Грецию. Смуту в Греции, возглавляемую афинянами и направленную на освобождение городов от македонских гарнизонов, было сложнее контролировать. Спарта отказалась участвовать, как и острова, но коалиция Афин с Аргосом, Сикионом, Элидой и Мессенией, поддержанная беотийцами, этолийцами и фессалийцами, стала серьезным вызовом власти Антипатра. Какое-то время Антипатр находился в тяжелом положении в Ламии (война 323–322 годов известна как Ламианская война). Леоннат вмешался, номинально поддерживая, но на самом деле стремясь узурпировать власть Антипатра; однако он был убит в бою. В конце концов Антипатр победил, Афины капитулировали, а Демосфен (голос и символ антимакедонских настроений) покончил жизнь самоубийством. Антипатр восстановил македонскую власть самодержавно, без всякой чепухи о «свободной» Коринфской лиге.

История борьбы за власть в течение следующих двух десятилетий или около того чрезвычайно сложна. Первый Пердикка, правивший от имени двух царей при поддержке Эвмена, был обвинен в личных амбициях и был убит. Армии сделали Антипатра регентом (Кратер был убит в битве), и Антигон вместе с сыном Антипатра Кассандром ( ок. 358–297) в качестве заместителя командующего был назначен во главе армий в Азии. Птолемей был в безопасности в Египте; Селевк ( с. 358–281), правитель Вавилона, и Лисимах во Фракии продолжали наблюдать и ждать; и Евмен, немакедонец с состоянием за спиной, мог претендовать на то, чтобы представлять царей против амбиций генералов и губернаторов.

Викторина «Британника»

Древняя Греция: правда или вымысел?

Поклонялись ли греки и римляне богине любви? Был ли Неаполь в Италии основан греками? Отделите факты от вымысла в этой викторине о битвах, философах и всем, что связано с Древней Грецией.

Затем, в 319 году, Антипатр умер, и ему на смену пришел высокопоставленный полководец, но неумелый политик по имени Полиперхонт, который пытался завоевать расположение греков материка новым провозглашением их свобод. В результате афиняне воспользовались своей свободой, чтобы казнить промакедонцев, в том числе достойного, но компрометирующего Фокиона. Вспыхнула война. Эвмен в союзе с Полиперхоном бросил вызов Антигону и захватил Вавилон, но был предан и убит в 316 г. Селевк бежал в Египет. Позиция Полиперхона была слабой, и вскоре он был вытеснен способным, многообещающим Кассандром. Став хозяином Македонии и большей части Греции, Кассандр перестроил Фивы и поставил аристотелевца Деметрия Фалерского во главе Афин. Олимпиада, ужасная мать Александра Македонского, устранила Филиппа III. Кассандр казнил ее, оставив Роксану и Александра IV под своей защитой — или охраной.

Теперь Антигон стал доминирующей фигурой в старой бригаде. Кассандр, Птолемей и Лисимах сформировали против него коалицию. Четыре года (315–311) они сражались в нерешительности. Антигон проявил себя энергичным, находчивым и изобретательным, но не смог нанести решающий удар. Единственная крупная перемена произошла в результате блестящего переворота, в результате которого Селевку удалось вернуть себе Вавилон. В 311 году четыре лидера согласились разделить мир, оставив Птолемея с Египтом и Кипром, Антигона с Азией, Лисимаха с Фракией и Кассандра с Македонией и Грецией, но только до совершеннолетия Александра IV в 305 году. Селевк был исключен.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас

Королевская кровь, однако, была быстро забыта в погоне за властью. Кассандр убил Роксану и молодого Александра в 310 году, вскоре после того, как Антигон тщетно пытался сокрушить Селевка. Однако Селевк удержал разрушенный Вавилон и восточные провинции, за исключением Индии, которую ему пришлось уступить индийскому царю Чандрагупте. Теперь у Антигона была эффективная поддержка его блестящего сына Деметрия (336–283), известного как Полиоркет, или Осаждающий, который изгнал другого Деметрия и восстановил демократию и, в конечном итоге, Коринфский союз; он был воспет с божественными почестями и получил Парфенон в качестве своего дворца. Деметрий, также в 306 г. , сокрушил Птолемея в морском сражении и захватил Кипр и Эгейское море, хотя и потерпел неудачу в знаменитой осаде Родоса (305–304). Антигон и Деметрий теперь провозгласили себя совместными царями после Александра. Однако Антигону не удалось завоевать Египет, и другие правители также приняли титул царя. Кассандр, Лисимах, Селевк и Птолемей заключили союз против Антигона и Деметрия, и при Ипсе в 301 г. союзники с помощью отряда слонов, привезенных Селевком из Индии, победили и убили Антигона. Деметрий бежал, сохранив за собой Тир и Сидон и господство на море. Лисимах захватил большую часть Анатолии; Селевк взял под свой контроль Месопотамию и Сирию, за исключением той части на юге, которая де-факто была занята Птолемеем; а Кассандр довольствовался Македонией и частями Греции.

Кассандр, государственный деятель, основал два великих города, Кассандрию и Фессалонику, а также восстановил Фивы. Его смерть в 297 г. стала прелюдией к новым беспорядкам. Деметрий завоевал большую часть Греции и закрепил за собой Македонию в 294 г. , но был изгнан в 288 г. Лисимахом в союзе с царем Эпира Пирром (319–272). Теперь Деметрий сосредоточил все свои силы на завоевании Азии и почти преуспел. Однако он заболел и сдался Селевку, который предоставил ему любую возможность напиться до смерти. Все было готово для противостояния Лисимаха и Селевка.

Птолемей получил господство над морем после падения Деметрия. Он умер в своей постели, единственный из преемников Александра, который сделал это, и ему мирно наследовал его сын Птолемей II Филадельф (308–246). Однако сын его первой жены, Птолемей Керавн, Громовержец (внук Антипатра), мутил воды вокруг Лисимаха, и последний вскоре потерял поддержку. Селевк победил и убил Лисимаха, и вся империя Александра, за исключением Египта, казалось, досталась ему сама собой. Армия Лисимаха, однако, поддержала Керавна, который убил Селевка в 281 году. Сын Селевка от согдийской дворянки сменил его как Антиоха I (324–261). В самой Греции самыми сильными державами были Антигон Гонат (9 г.0119 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *