Елизавета петровна история: Елизавета Петровна | Летопись Московского университета

Очень бедная Лиза. Что не так с сериалом «Елизавета»? | История | Общество

Сериал «Елизавета», идущий на канале «Россия», открыл очередную главу цикла «История любви. История России».

Но в этот раз создатели круто сместили центр тяжести. История любви и в других сериалах стояла на первом месте. Но теперь она властно вытеснила историю России: от последней не осталось почти ничего. Вернее, она превратилась в альтернативную историю альтернативной России, где всё идёт по лекалам дамского чтива.

Автор сценария и режиссёр Дмитрий Иосифов заявил: «У нас не было задачи соблюсти скрупулезную историческую достоверность. Наш фильм — это такая приключенческая сказка для взрослых, которая, тем не менее, основана на исторических фактах и точных датировках».

Малолетки и пьянство?

В первых же кадрах мы видим юную Елизавету, окружённую «верными пажами»: Иваном Шуваловым, Семёном Нарышкиным и Михаилом Воронцовым. Они конфликтуют с Александром Борисовичем, денщиком царя — тот, посланный папенькой цесаревны, прерывает «бездельную прогулку» и возвращает Елизавету на урок французского языка.

Замысел, в общем, понятен. Авторы для пущего интереса и интриги сразу же вводят в окружение Елизаветы трёх из семи её будущих любовников. Причём один из них, Александр Борисович Бутурлин, по какой-то загадочной причине носящий в сериале фамилию Батурин, получает от цесаревны щедрые авансы: та ему чуть ли не с ходу признаётся в любви.

Могло ли такое случиться, если «основываться на фактах и точных датировках»? На треть, и то едва. Да, Бутурлин стал первой любовью Елизаветы в 1725 г. Ему был 31 год, ей — 15 лет.

С Нарышкиным уже проблема: в свите цесаревны он никогда не состоял. Хотя в 1729 г. действительно был фаворитом Елизаветы: при дворе императора

Петра II их даже дразнили, называя «женихом и невестой». А вот с Иваном Шуваловым — вообще катастрофа. Когда царь-плотник мог устроить дочери выволочку за прогул урока, Шувалова попросту не было на свете: он родился спустя два года после смерти Петра I.

Чуть ли не сразу после этого идёт восхитительная сцена знакомства дочерей Петра, Анны и Елизаветы, с герцогом Карлом Фридрихом Гольштейн-Готторпским. Одна из «русских принцесс» предназначена ему в жёны, и выбор за ним. Старшая, Анна, слушается папеньку и к ассамблее облачается в ультрамодное платье. Младшая, Елизавета, озорница и оторва, наряжается в мужской костюм. Тихий, деликатный, трепетный голштинец, конечно же, очаровывается младшей. Анна поджимает губы: дескать, сестра-змеища увела кавалера.

Фото: Пресс-служба телеканала «Россия-1»/ Кадр из фильма

Тут снова выпирает забавный нюанс, касающийся заявленной «точности датировок». Реальное знакомство Карла Фридриха с «русскими принцессами» состоялось не осенью 1724 г., а в июне 1721 г. Анне тогда было 13 лет. Ей недавно срезали ангельские крылышки, которые девочкам подшивали к платью: их срезание символизировало переход к возрасту сватовства. Елизавете 11 лет, о женихах ей думать ещё рано. Так что в реальности голштинец был очарован как раз старшей из сестёр. И его восхищение, судя по воспоминаниям камер-юнкера Берхгольца, вовсе не было тихим и трепетным: «Его высочество, когда много уже было выпито, приказал подать самый большой бокал, какой только могли найти во всем доме, наполнил его доверху и предложил тост за здоровье старшей императорской принцессы Анны, а чтобы тост этот шёл живее, он приказал у большого бокала отбить ножку, отчего его нельзя было выпустить из рук, не выпив дочиста…»

Привет Дюма и мушкетёрам

Согласно канону, заданному хитом Светланы Дружининой о приключениях гардемаринов, Елизавета Петровна и лейб-медик Лесток вроде Ленина и партии: говорим одно, подразумеваем другое. Только этим можно объяснить появление Иоганна Лестока в первой же серии. Он пользует пострадавшего в поединке Бутурлина, заявляя: «Мой отец был мушкетёром при дворе Людовика XIII, я не выдам царю Петру раненного на дуэли». Понятно, что авторы так выразили своё почтение Дюма и протянули ниточку от д’Артаньяна к нашим дуэлянтам.

Но в реальности после этой фразы русские военные обязаны были гнать Лестока погаными тряпками до самой границы как лгуна и самозванца. Мушкетёры Людовика XIII никогда не служили «при дворе». Их полк так и назывался: «Гвардия вне Лувра». А отцом Лестока был лекарь, служивший

герцогу Люнебургскому, это было известно всем и каждому.

Фото: Пресс-служба телеканала «Россия-1»/ Кадр из фильма

Главное, впрочем, не в этом, а в том, что с 1719 г. и аккурат до восшествия на престол Екатерины I Лесток вообще не мог никого лечить в Петербурге. Всё это время он сидел под стражей в Казани. В ссылку его отправил Пётр I — за то, что Лесток разом обольстил и жену, и нескольких дочерей придворного шута Яна Лакосты.

Но это всё выглядит как разминка. В конце первой серии нам показывают, что Пётр Великий перед смертью всё-таки оставил завещание, где своей наследницей назначил Елизавету. «Император, умирая, подписывает завещание в пользу дочери, но документ тайно похищают, и он исчезает с лица земли. Эта версия научно не доказана, но и не опровергнута», — заявляют авторы фильма.

На самом деле эта версия давным-давно опровергнута. Предсмертная записка с недописанным словосочетанием «Отдайте всё…» упоминается только в мемуарах графа Геннинга-Фридриха Бассевича, министра Голштинского герцога. Все остальные современники и свидетели смерти Петра в один голос утверждали: свою последнюю волю император так и не зафиксировал письменно. Из-за этого, собственно, и началась чехарда нескольких ближайших лет.

Фото: Пресс-служба телеканала «Россия-1»/ Кадр из фильма

В сериале же это не просто записка, а честь по чести составленный документ с подписями и печатью. Более того, пронырливый вице-канцлер Остерман даже предъявляет его Елизавете, мол, давайте, сударыня, займите трон. Елизавете не до того: ей, согласно замыслу, надлежит одновременно горевать по отцу и тосковать о любимом.

Оскорблённый Остерман относит документ вдове императора, Екатерине, а потом крадёт завещание у неё и прячет у себя. И становится этот опасный для многих документ пружиной сюжета и оправданием всяких безобразий. Например, Екатерина с размаху бьёт свою дочь Елизавету по лицу: «Говори, как украла завещание, батюшкой на тебя написанное! Сама хочешь царствовать? Не доросла!»

Правда на правду

Возникает вопрос: а есть ли вообще в этом сериале историческая правда? Есть. Только она почему-то возникает не ко времени. И либо ничего за собой не влечёт, либо попросту неуместна. Скажем, вот Алексашка Меншиков агитирует рядовых и младший комсостав Преображенского полка помочь Екатерине вступить на престол: «Кампанию Персидскую помните? А Прут? А кто всегда с государем рядом был? Кто походные беды делил с царём? Супружница его, Екатерина Алексеевна! Брюхатая шла, огня не боялась!»

Это чистая правда. И в Персидском походе, и во многих других делах Екатерина была вместе с Петром, невзирая ни на что.

И — да, «шла брюхатая». Будучи на седьмом месяце, Екатерина в 1711 г. вместе с Петром угодила в «котёл»: русскую армию прижали к реке Прут. Нервное потрясение матери убило ребёнка: он родился мёртвым.

Фото: Пресс-служба телеканала «Россия-1»/ Кадр из фильма

Всё так. Но агитировать преображенцев нужды не было, потому что в реальности тот же многоумный Меншиков заранее занёс их командирам серьёзные суммы, обеспечив тем самым поддержку гвардии.

Однако наиболее странной выглядит та правда, которую открывает Екатерина. Когда Остерман протягивает ей завещание, вдова императора отвечает: «Что толку? Всё равно справно читать не умею…» Видимо, авторами подразумевается, что этой недалёкой и безграмотной дурой будут вертеть временщики — Меншиков и Остерман, — а Елизавета, и без того обделённая любовью и лаской, обречена влачить существование бедной родственницы…

Да, Екатерина была почти неграмотна. И потому все документы, приходящие на высочайшую подпись, императрице читала Елизавета. А потом ещё и подписывала их за матушку. Фактически Елизавета была личным секретарём и ближайшим доверенным лицом матери на протяжении всех лет её правления. Никакого рёва: «Завещание! Ну?» Никакой ненависти в адрес дочери. Никакого желания оттеснить её от власти. Напротив, в январе 1727 г. заболевшая Екатерина в бреду проговаривается: «Вопрос о престолонаследии не касается никого, кроме младшей дочери моей, принцессы Елизаветы. Я безотлагательно объявила бы её наследницею, если бы могла теперь же обеспечить её, выдав замуж…»

Словом, никакой «бедной Лизы», против которой то обстоятельства, то интриганы, то злодеи, то предатели, а то и родная мать, не было и в помине. Но продумать хороший историчный «двигатель сюжета» очень сложно. А потому — да здравствует «бедная Лиза».

«На троне Елизавета, вокруг пьяные солдаты». Как Иван VI лишился власти

В 1740 году власть была сосредоточена в руках семейства с немецкими корнями — Анны Леопольдовны, внучатой племянницы Петра I, и Ульриха Брауншвейгского – родителей Ивана VI. Младенец был назначен наследником престола под регентством герцога Эрнста Бирона.

В ноябре 1740 года фельдмаршал Бурхард Миних с 80 гвардейцами взял штурмом Летний дворец и арестовал Бирона. После этого фактически страной стала править Анна Леопольдовна: она была регентом юного императора, а ее муж — главнокомандующим русской армией.

Русские офицеры были недовольны засильем немцев при дворе и видели в Елизавете Петровне, внебрачной дочери Петра I, вовсе не стремившейся к власти, символ национальной независимости, возвращения петровских устоев. Она, в свою очередь, общалась с царским семейством, но держалась на расстоянии, предпочитая ему балы и развлечения в компании более простых, но также приближенных к императорскому двору людей.

«За Елизаветой тихонечко присматривали»

Недовольство придворной гвардии росло и оттого, что Анна Леопольдовна раздавала приближенным дворянам земли и денежные жалования, нарушая порядок присвоения чинов, игнорируя Табель о рангах. Гвардейцы были переведены в казармы вместо прежде полагавшихся им ранее имений — возмущенные ситуацией, они обратились к Елизавете Романовой.

Она стала навещать их, дарила подарки, приглашала на балы, хотя сама испытывала материальные трудности. И даже становилась крестной для детей гвардейцев, рассказал доктор исторических наук, профессор РГГУ Игорь Курукин.

«Гвардейцы договорились между собой, потом связались с Елизаветой и ее окружением – совсем не знатными людьми», – пояснил он.

Летом 1741 года гвардейцы сообщили Елизавете Петровне в Летнем саду, что готовы умереть за нее, однако она ответила, что «минута действовать еще не наступила». Захват престола готовился около полугода.

«Случай интересен тем, что до того момента гвардия – больше 10 тыс. человек реальной военной силы, расположенной вблизи дворца в Санкт-Петербурге, – выступала только на стороне власть держащих.

А тут единственный раз в истории России переворот задумали низы гвардии – солдаты и унтер-офицеры. Собственно, поэтому замысел и удался», — уточнил историк.

Он отметил, что о перевороте в кругах правящего семейства долго никто и не подозревал. Основными действующими лицами заговора были врач-гинеколог Елизаветы Петровны Лесток, ее придворные Алексей Разумовский, братья Александр и Петр Шуваловы, Алексей Бестужев-Рюмин и Михаил Воронцов, а также руководство роты Преображенского полка, буквально 10 человек.

Правители Франции и Швеции были готовы помочь Елизавете Петровне свергнуть действующую власть, надеясь вмешаться в дела России и изменить ход русско-шведской войны, однако та вежливо отказалась.

Слухи о возможном перевороте, доходившие до царствующей семьи, никто не воспринимал всерьез: английский посол Финч заявлял, что «Елизавета слишком полна, чтобы быть заговорщицей».

«И при Анне Иоанновне, и при Анне Леопольдовне за Елизаветой тихонечко присматривали. И вот когда она контактировала с французским послом Шетарди, то о заговоре стали догадываться. Но никаких последствий это не имело.

А о том, что переворот задумали впервые несколько гвардейцев самого низкого уровня, никто и не подозревал», — прокомментировал Курукин.

В начале зимы 1741 года переворот оказался под угрозой срыва. 4 декабря 1741 года Анна Леопольдовна прервала партию игры в карты и позвала Елизавету Петровну на разговор, в котором дала понять, что в курсе ведущихся против нее интриг.

close

100%

Та же бросилась в объятия к императрице и убедила ее в том, что это лишь проделки врагов, желающих рассорить их, писал историк Николай Костомаров. Но как только Елизавета Петровна вернулась из дворца, решила действовать немедля: тем более вскоре гвардейские полки планировалось отправить в Финляндию на войну со шведами.

«Гвардия взяла цесаревну на руки как ценный груз»

5 декабря она получила сообщение, что гвардейцы готовы к операции. Гинеколог Лесток послал двух наблюдателей к фельдмаршалу Миниху узнать, не раскрыт ли их план. Сам он отправился в Зимний дворец на разведку. После этого врач показал Елизавете Петровне два рисунка, на одном из которых цесаревна была изображена с короной на голове, а на другом – в заточении. Она выбрала первый вариант.

close

100%

«Они договорились с охраной Зимнего дворца, там ребята из другого гвардейского полка стояли. Буквально в ночь на 6 декабря Елизавета идет в казармы, ей присягают, после чего они отправляются в Зимний дворец, где мирно спит семейство Брауншвейгских», – отметил Курукин.

Надев кавалерийскую кирасу, Елизавета Петровна в сопровождении приближенных гвардейцев, своего врача и учителя музыки отправилась на штурм.

«Елизавета, она немножко толстенькая, по тем временам – модельная фигура была с приятной полнотой. Она стала вязнуть в снегу, по сугробам ей ползти было тяжело, и гвардия взяла цесаревну на руки как ценный груз», — рассказал преподаватель истории РГГУ.

close

100%

В ночь на 6 декабря 1741 года заговорщики вошли во дворец. Елизавета Петровна была противницей кровопролития и сама разбудила Анну, лично сообщив о захвате власти. Гвардии будущая императрица поставила условие — не будить годовалого императора, и вся рота ждала, пока он проснется. Правда, в суматохе гвардейцы уронили на пол его четырехмесячную сестру, в результате чего она оглохла. Не было ни одной стычки и случая кровопролития, из-за чего дворцовый переворот вошел в историю как «самый бескровный».

«Все обошлось по-домашнему. Тихонечко арестовали, тихонечко отправили в крепость», — прокомментировал историк Курукин.

close

100%

Все представители Брауншвейгского рода были арестованы и высланы в глухое имение Холмогоры.

Уже к утру 6 декабря были готовы форма присяги и манифест, в которых провозглашалось, что Елизавета I Петровна вступила на престол «по законному праву, по близости крови к самодержавным родителям».

«Впервые в России свергли юридически законного императора», — отметил эксперт.

«Никакой особой программы у Елизаветы не было»

У Зимнего дворца военные принесли присягу, с бастионов Адмиралтейской и Петропавловской крепостей были запущены салюты.

«В полшестого утра императрица объявила себя полковником всех гренадерских полков и капитаном роты, о чем к 31 декабря издала высочайший Манифест. В день переворота она раздала всем солдатам по рублю и велела угощаться вином и водкой в изобилии, писал в донесении французскому правительству маркиз де ла Шетарди. Все эти солдатики тут же перепились, естественно.

Такая картинка была: сидит на троне Елизавета, вокруг пьяные солдаты орут песни, тут же вельможи прибегают присягают», — рассказал Курукин.

Через три дня Иван Антонович был объявлен незаконным государем, а монеты с его изображением были изъяты из обращения.

close

100%

Вся рота Преображенского полка, участвовавшая в перевороте, была переименована и получила особые привилегии: рядовых гренадеров возвели в сан дворян, офицеров вписали в дворянские книги и создали для них родовые гербы – все они получили имения.

Еще через два года Елизавета Петровна издала указ об отмене смертной казни в России. По словам ее соратников, перед тем, как пойти на захват власти, Елизавета Петровна поклялась перед иконами, что не подпишет ни одного смертного приговора, если станет императрицей.

В государственном строе, по мнению Курукина, ничего принципиально не изменилось.

«Вся эта эпоха, что мы называем эпохой дворцовых переворотов, — это время, когда проходили проверку результаты реформ Петра I. Армия и флот остались того типа, какие были созданы при Петре. Никакой особой программы у Елизаветы не было. Сама она не была великим государственным деятелем, но подбирала себе помощников достаточно активных, умелых», — считает доктор исторических наук.

При этом в памяти соотечественников остались взбалмошные указы императрицы. Так, в 1747 году Елизавета Романова приказала придворным дамам подстричься наголо и носить черные взлохмаченные парики. Произошло это из-за того, что императрица после одного из балов не смогла избавиться от пудры на волосах и попросила стилиста остричь ее.

Еще один интересный факт — знаком особенного расположения служила честь почесать перед сном императрице пятки. Этой милости были удостоены лишь ближайшая подруга императрицы Мавра Шувалова, жена канцлера Михаила Воронцовa, вдова адмирала Ивана Головина Мария Богдановна и еще несколько особ.

До самой своей смерти Елизавета питала страсть к увеселениям и балам, хотя не могла активно танцевать из-за своей тучности. После ее кончины в гардеробе обнаружили свыше 15 тыс. нарядов, большая часть из которых так и не была надета.

Куда более печально сложилась судьба членов свергнутой императорской семьи: в ссылке они провели более 20 лет в отдаленных регионах России. Семью перевозили из крепости в крепость по ночам, содержали под неусыпным контролем охраны и придворных. Анна Леопольдовна прожила с мужем в заточении еще пять лет и успела родить троих детей — Екатерину, Елизавету и принца Алексея. В марте 1746 года она умерла.

Последний год пребывания в Холмогорах ее первенец жил не с ней, а в другом, тщательно охраняемом здании. Историки Евгений Анисимов и Игорь Курукин писали, что солдаты, вопреки запретам, беседовали с мальчиком, и от них Иван Антонович многое узнал о своей жизни. В 15 лет юношу внезапно увезли в Шлиссельбургскую крепость на Ладожском озере, а в Холмогорах офицеры усилили надзор за Антоном Ульрихом и его детьми.

В почти полной изоляции Иван VI прожил до 23 лет. Ночью 4 июля 1764 года была совершена неожиданная попытка освободить секретного узника Шлиссельбурга. Однако стражникам Ивана была заранее выдана инструкция убить заключенного.

Узнав о смерти старшего сына, Антон Ульрих Брауншвейгский не откликнулся на предложение Екатерины II об отъезде за границу и до конца жизни оставался с младшими детьми. Перед смертью он совершенно ослеп, не стало его в 1774 году.

В 1780 году Екатерина II договорилась со своей родственницей датской королевой о депортации оставшихся детей Брауншвейг-Романовых, где постепенно и угасла жизнь этой ветви династии.

Музеи Московского Кремля: — Елизавета Петровна

Музеи Московского Кремля: — Елизавета Петровна
  • Портрет императрицы Елизаветы

    Неизвестный художник.
    Холст, масло.

  • Коронационное платье императрицы Елизаветы

    Россия, 1742 год.
    Парча шелковая серебряная, галун золотой, ткачество, вышивка.
    Принадлежал императрице Елизавете Петровне.

  • Фуражка гренадерская императрицы Елизаветы

    Россия, 1755 г.
    Золото, кожа, лайка, тафта, литье, чеканка, ткачество.

PrevNext

В середине XVIII века покрой одежды имитировал экстравагантные узоры стиля рококо. В моде были узкие плечи, крошечные талии и юбки, расклешенные на фартингейлах из китового уса. Для коронации 1742 года дочь Петра Великого Елизавета велела закупать ткани только русского текстильного производства. Императрица также решила надеть платье из гладкой узорчатой ​​парчи, вероятно, русских мастеров.

Серебро как драгоценный декоративный материал стало чрезвычайно популярным в XVIII веке. В Швеции, а затем во Франции, Дании и России было принято использовать для парадного костюма монарха гладкую однотонную парчу, белая поверхность которой была вышита серебряными нитями. В России в XVIII веке такой материал — шелковая парча — называли «гласс» (по-французски). Коронационные платья из шелковой блестящей парчи производили впечатление чеканки драгоценным серебром.

С 1742 г. все коронационные мантии в России выполнялись из гладкой серебряной парчи, драпированной по торсам серебряными кистями; с конца XVIII века — сукно ткали серебром и отделывали серебряными блестками и пайетками.

В царствование Елизаветы русская придворная жизнь изобиловала пышными балами и маскарадами, роскошь которых поражала иностранных гостей. Императрица издала указы, регулирующие стили платьев и украшений, которые носили придворные. Она носила самые изысканные платья и владела пятнадцатью тысячами бальных платьев, несколькими тысячами пар туфель, а также неограниченным количеством аксессуаров.

 

up

Мы используем файлы cookie на нашем веб-сайте
Продолжая посещение этого сайта, вы соглашаетесь на использование файлов cookie и других технологий для обеспечения наилучшего использования нашего сайта и веб-аналитики.

Согласен
подробнее

Правительственная Венера: Пять лучших портретов Елизаветы Петровны

Елизавета Русская (1709-1761) была самой красивой императрицей из династии Романовых. Современники называли ее «сиянием Петра Великого», так как она была его дочерью, а Елизавета Петровна всячески старалась связать свое царствование со славой отца. Читайте о «правительственной Венере», которая подарила Европе мир и завораживала современников своей красотой и великолепием!

Елизавета Петровна в детстве

Картина Портрет царевны Елизаветы Петровны в детстве работы Лоюса Каравака достойна называться самой скандальной обнаженной натурой в русском искусстве. На этой картине мы видим царевну Елизавету, когда ей было всего восемь лет! Она была маленькой девочкой, а художник изобразил ее тело с изгибами, как у взрослой женщины. Для русского православного общества такой чувственный образ царской дочери был кощунством.

Луи Каравак, Портрет царевны Елизаветы Петровны в детстве , ок. 1710 г., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.

Однако царь Петр, чуткий к европейским веяниям, хотел привнести в Россию чужую культуру. Вот почему семья Петра была первыми Романовыми, изображенными на европейский манер. Позднее Елизавета оценила портрет, сделанный Караваком, потому что это было первое изображение ее чувственной и нежной души. У нее было намерение остаться молодой и красивой в памяти последующих поколений.

Елизавета из России в образе амазонки

Австрийский художник Георг Преннер создал впечатляющий Конный портрет императрицы Елизаветы Петровны . Преннер использовал изобразительное искусство не только как эстетику, но и как средство показать дипломатическую ситуацию в России. Во второй половине 1750-х годов Российская империя вступила в Семилетнюю войну против Пруссии. Во время войны Преннер ярко, зрелищно изображал политические идеи русского правительства.

На переднем плане императрица Елизавета Петровна в сияющих доспехах. Ее окружают вооруженные мужчины и женщины с мечами. Похоже, они ждут сигнала императрицы, чтобы ринуться в бой.

Георг Преннер, Конный портрет императрицы Елизаветы Петровны , 1755, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.

Элизабет указывает на место битвы при горящем Дрездене. Два орла летят над головой императрицы. Один орел увенчан короной и несет скипетр, другой украшен монограммой «ЕР», что означает «Елизавета Романова». Орлы — символы власти, оливковая ветвь — символ мира. Елизавета увенчана лавровым венком как славная победительница.

Елизавета как любительница маскарада

Георг Кристоф Гроот был немецким художником, который чувствовал художественный вкус Елизаветы Петровны. Более того, он мог передать на холсте реальность елизаветинского двора. Художник изобразил императрицу по-разному: как мудрую государыню, богиню, амазонку и очаровательную незнакомку.

Портрет императрицы России Елизаветы I в черном маскарадном домино — прекрасный пример костюма в стиле рококо. Портрет раскрывает игривую, причудливую и веселую атмосферу жизни Елизаветы.

Георг Кристоф Гроот, Портрет императрицы России Елизаветы I в черном маскарадном домино , 1748, Третьяковская галерея, Москва, Россия.

Ее фигура загадочна и кокетлива одновременно. Создается впечатление идеального сочетания мечты и реальности.

Елизавета Русская была увлечена итальянской оперой и французскими комедиями. Более того, она обязывала аристократов посещать театры, а те, кто не подчинялся, должны были платить штраф.

Елизавета Петровна в образе императрицы

Французский художник Луи Токе был приглашен в Россию для создания официального портрета Елизаветы Петровны. Луи Токе считается вдумчивым психологом и мастером блестящей техники. Удивительная нежность его кисти, изысканное разнообразие тонов, точная экспрессия индивидуальных черт ставят Токке на первое место среди современных ему французских портретистов.

Луи Токке, Портрет Елизаветы I из России , 1756, Третьяковская галерея, Москва, Россия.

Сделал несколько портретов Елизаветы Петровны. Ток мог передать очарование и красоту Елизаветы в портрете-бюсте, поэтому императрица согласилась позировать несколько раз. Несмотря на прогрессирующую болезнь, Элизабет терпеливо позировала, была доброй и улыбалась. На портрете Елизавета получилась необыкновенно миловидной: кремовая кожа, легкий румянец на лице, голубые глаза с перекосом, приятная улыбка.

Луи Токке, Портрет Елизаветы I из России , деталь, 1756, Третьяковская галерея, Москва, Россия.

Елизавета Русская как «Правительственная Венера»

И в завершение обзора портретов Елизаветы Петровны мы хотели бы кратко рассказать о портретах императрицы работы датского живописца Виргилиуса Хериксена.

В Государственном Эрмитаже хранятся две миниатюры Хериксена, на которых императрица изображена сидящей на стуле с веером в руке. Портреты отличаются некоторыми деталями, но в целом очень похожи. Возможно, эти миниатюры были предварительными для более значительного портрета.

Виргилиус Хериксен, Портрет Елизаветы Российской , 1757, Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия.

Хериксен удостоился чести присутствовать на публичном обеде, где он увидел императрицу. Художник, стоя напротив Елизаветы, долго смотрел на нее, запоминая ее черты. Набросок будущего портрета он сделал дома. Позже по распоряжению Елизаветы эскиз отнесли в суд, и художнику дали несколько сеансов для завершения работы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *