Элеаты парменид зенон – 6. Элейская школа: Ксенофан, Парменид, Зенон. Философия

6. Элейская школа: Ксенофан, Парменид, Зенон. Философия

6. Элейская школа: Ксенофан, Парменид, Зенон

Гераклит подчеркнул одну сторону противоречия бытия — изменение вещей, текучесть сущего. Подвергая критике гераклитовское учение, Ксенофан, а особенно Парменид и Зенон обратили внимание на другую сторону — на устойчивость, сохранение вещей. Принято считать, что греки вообще не были склонны к умеренности ни в своих теориях, ни в своей жизни. Если Гераклит утверждал, что все изменяется, то Парменид — прямо противоположное: ничто не изменяется. Замечательно по силе обобщения утверждение Парменида: «Ничто не может стать чем-нибудь и нечто не может превратиться в ничто».

Рассмотрим воззрения Ксенофана именно в этом контексте потому, что Парменид — центральная фигура этой школы — ученик Ксенофана. Его учение и по времени, и по существу предшествует учению Гераклита, а учение последнего предшествует учению Парменида.

Ксенофан из Колофона (ок. 565–473 до н. э.) — столь же философ, сколь и поэт — изложил свое учение стихами [17]. Всю жизнь (а прожил он почти сто лет) был очень бедным, скитался по различным городам Греции в качестве рапсода, чем и добывал пропитание. Он и не стремился к богатству, находя в самом себе неистощимые сокровища: его дух был постоянно и фанатично погружен в созерцание великих идей и в поиски их наилучшего поэтического выражения, окрыленный рвением к знанию и мудрости. Он был безжалостен к праздным, требовал от людей трезвой деятельности согласно разуму и на пользу себе и людям. Ксенофан не был равнодушен к поэтическим красотам гомеровских творений, но его возмущала их религиозная неправда (в этом с ним единодушен Платон). Ксенофан писал:

Всем Гесиод и Гомер бессмертных богов наделили,

Что у людей укор вызывает и порицание;

Кражей, блудом, взаимным обманом их наделили.

Он выступал против антропоморфических элементов в религии: он высмеивал богов в человеческом виде и жестоко бичевал поэтов, которые приписывают небожителям желания и грехи человека. Он считал, что бог ни телом, ни духом не походит на смертных. Высказывая свою мысль в одной из сатир, он ссылался на эфиопов, изображающих своих богов плосконосыми, и на фракиян, которые дают богам своим голубые глаза и грубые очертания [18].

Ксенофан высказал ряд оригинальных для своего времени мыслей, например о происхождении Земли, полагая, что она появилась из моря. В качестве аргументов он ссылался на то, что в отдалении от моря (в горах) находят раковины, а на камнях — отпечатки рыб и растений. (Это уже не мифология, а строгая логика научного порядка.)

Философские воззрения Ксенофана особо значимы для нас потому, что он стоял во главе монотеистов и во главе скептиков. Именно из его уст вырвался крик отчаяния: ничего нельзя знать достоверно! Секст Эмпирик приводит такие слова Ксенофана: «Ясно никто не постиг ничего и никто не постигнет!» Нерешительность его тонкого ума посеяла семена скептицизма, которые прорастают на ниве всей последующей истории философии. Состояние его ума метко описано неким Тимоном, который вкладывает в уста Ксенофана такие слова: «О, если бы я имел ум глубокий, осторожный и в обе стороны глядящий! Увы! Долго блуждал я, обольщенный, по дороге заблуждений! Теперь убелен я годами, но подвержен сомнению и разнообразному томительному колебанию, ибо, куда ни обращусь, я теряюсь в едином и всем» [19].

Впервые именно Ксенофан осуществил разделение видов знания, сформулировав проблему соотношения «знания по мнению» и «знания по истине». Показания чувств дают не истинное знание, а лишь мнение, видимость: «над всем царит мнение», «людям не истина, а лишь мнение доступно», утверждает мыслитель.

Ксенофан, обуреваемый сомнениями, не был удовлетворен взглядами Фалеса и Пифагора на бытие. Состояние его души выражено фразой Аристотеля: «Вперив свой взор в беспредельное небо, он объявил, что единое Бог». Солнце и месяц неслись по этому небу, звезды мерцали в его необъятном пространстве; Земля беспрестанно рвалась к нему в виде шара; души людей стремились к нему каким-то неясным влечением. Это — центр бытия, это само бытие, оно есть Единое, недвижимое, в лоне его движения Многое. (Трактовку Бога в виде небосвода и шара следует понимать как метафору, памятуя, что автор склонен к образному мышлению.) Под Единым Богом Ксенофан вовсе не разумел личного Бога, отдельного от мира: Бог неотделим от мира, который суть лишь его проявление. Ксенофан полагал, что есть лишь одно Бытие во многих видах и это одно — Бог. Ксенофана можно назвать монотеистом пантеистического толка.

Парменид (конец VII–VI в. до н. э.) — философ и политический деятель, центральная фигура Элейской школы [20]. Он родился в знатной семье и провел молодость в забавах и роскоши, а когда пресыщение удовольствиями подсказало ему о ничтожестве наслаждений, он стал созерцать «ясный лик истины в тишине сладкого учения». Он принимал активное участие в политических делах родного города. Парменид был признан своими согражданами одним из мудрых политических руководителей Элей. По утверждению Плутарха, «Парменид же свое собственное отечество привел в порядок отличнейшими законами, так что власти ежегодно заставляли граждан давать клятву оставаться верными законам Парменида» [21].

Как было принято тогда, Парменид написал поэму «О природе», где образно представлен путь познания в виде аллегорического описания путешествия юноши к богине, открывающей ему истину. В первых же стихах поэмы Парменид провозглашает главенствующую роль разума в познании и подсобную роль чувств. Он разграничивает (вслед за Ксенофаном) истину, основанную на рациональном познании, и мнение, основанное на чувственных восприятиях, которые знакомят нас лишь с видимостью вещей, но не дают знания их истинной сущности. Философию он разделил на философию истины и философию мнения, назвав критерием истины разум, в чувствах же, говорил он, точности нет: не доверяйте чувственным восприятиям, не вращайте бесцельно глазами, не слушайте ушами, в которых раздается только шум, и не болтайте праздно языком, но разумом исследуйте высказанные доказательства.

Центральной идеей Парменида является бытие, соотношение мышления и бытия. Мышление всегда относится к чему-то, ибо без сущего, о котором оно высказывается, мы не найдем мысли. Попробуйте помыслить ни о чем! И вы убедитесь, что это невозможно. Ничего нет и ничего не будет, кроме сущего, да и нет сущего, где было бы пусто от сущего. Бытие не возникло: оно непреходяще. Гениальна идея Парменида о том, что нет и не может быть пустого пространства и времени вне изменяющегося бытия. Сущее Парменид считал лишенным изменчивости и многообразия. Парменид тем самым создал непроходимую пропасть между миром, как он дан нам в восприятии, полным движения, и миром единого и неподвижного бытия, открывающегося мышлению. Возникла драматическая ситуация в развитии познания: одни расплавляли мир в потоке воды и полыхании огня, а другие как бы кристаллизовали его в неподвижном камне. Ценна такая идея Парменида: только бытие есть, небытия нет. Лишь у «пустоголового племени» бытие и небытие признаются тождественными. Небытие невозможно ни познать, ни высказать: мыслимо только сущее. Нельзя отыскать мысль без бытия: мысль без бытия — ничто.

Нужно отметить глубокую мудрость этой идеи. И в самом деле: попробуйте помыслить то, чего нет, т. е. небытие. У вас ничего не получится. Ваша мысль будет метаться в поисках небытия, при этом каждый раз как бы «хватая» нечто сущее. Небытие не доступно ни чувствам, ни мыслям. Тут у Парменида выявляется исключительно глубокая идея о предметной отнесенности мысли; эта фундаментальная идея остается непоколебимой в веках. Любопытна мысль Парменида, считавшего, что Вселенная не имеет недостатков. Характеризуя сущее в его цельности, он говорит: сущее не может быть «ни чуточку больше, ни чуточку меньше». Стало быть, нет и пустого пространства: все наполняется бытием. Эта мысль полностью верна — в духе А. Эйнштейна.

Особо подчеркнем, что Парменид увязывал духовный мир человека с такими детерминантами, как положение человека и уровень его телесной организации: высшая степень организации дает и высшую степень мышления. А телесность и духовность совпадают в мироздании в Боге.

Зенон Элейский (ок. 490–430 до н. э.) — философ и политический деятель, любимый ученик и последователь Парменида [22]. «Акме» Зенона относят к 460 г. до н. э. Зенон пользовался славой как талантливый учитель и оратор. Молодость прожил в тихом, уединенном учении, высоко ценил превосходство умственных наслаждений — единственных удовольствий, никогда не пресыщающих. От Парменида научился презирать роскошь. Его наградой был голос собственного сердца, ровно бившегося в сознании своей правоты. Вся его жизнь — борьба за истину и справедливость. Она кончилась трагически, но велась не понапрасну [23]. Заслуги Зенона как философа очень велики. Они вошли в века. Он развивал логику как диалектику. Обратимся к наиболее известному опровержению возможности движения — знаменитым апориям Зенона, которого Аристотель назвал изобретателем диалектики. Апории чрезвычайно глубоки и вызывают интерес по сей день. Мы не можем входить во все многочисленные стороны зеноновских апорий (им посвящены книги), и наше изложение по необходимости поверхностно.

Внутренние противоречия понятия о движении ярко выявляются в знаменитой апории «Ахиллес», где анализируется положение, при котором быстроногий Ахиллес никогда не может догнать черепахи. Почему? Всякий раз, при всей скорости своего бега и при всей малости разделяющего их пространства, как только он ступит на место, которое перед тем занимала черепаха, она несколько продвинется вперед. Как бы ни уменьшалось пространство между ними, оно ведь бесконечно в своей делимости на промежутки, и их надобно все пройти, а для этого необходимо бесконечное время. И Зенон, и мы прекрасно знаем, что не только Ахиллес быстроногий, но и любой хромоногий тут же догонит черепаху. Но для философа вопрос ставился не в плоскости эмпирического существования движения, а в плане мыслимости его противоречивости в системе понятий, в диалектике его соотношения с пространством и временем.

Аналогично, в апории «Стрела» Зенон доказывает, что, двигаясь, стрела в каждый данный момент времени занимает данное место пространства. Так как каждое мгновение неделимо (это что-то вроде точки во времени), то в его пределах стрела не может изменить своего положения. А если она неподвижна в каждую данную единицу времени, она неподвижна и в данный промежуток его. Движущееся тело не движется ни в том месте, которое оно занимает, ни в том, которое оно не занимает. Поскольку время состоит из отдельных моментов, постольку движение стрелы должно складываться из суммы состояний покоя. Это также делает невозможным движение. Поскольку стрела в каждом пункте своего пути занимает вполне определенное место, равное своему объему, а движение невозможно, если тело занимает равное себе место (для движения предмет нуждается в пространстве, большем себя), то в каждом месте тело покоится. Словом, из того соображения, что стрела постоянно находится в определенных, но неразличимых «здесь» и «теперь», вытекает, что положения стрелы также неразличимы: она покоится.

Апории Зенона связдны с диалектикой дробного и непрерывного в движении (а также самом пространстве-времени). Анализируя гипотетическое соревнование Ахиллеса и черепахи, Зенон представляет перемещение каждого из них в виде совокупности отдельных конечных перемещений: первоначального отрезка, разделяющего черепаху и Ахиллеса, того отрезка, который проползет черепаха, пока Ахиллес преодолевает исходный разрыв, и т. п. В этом «пока» и заключена замена непрерывного движения на отдельные «шажки» — в реальности ни Ахиллес, ни черепаха не ждут друг друга и движутся независимо от условного разбиения их пути на воображаемые отрезки. Тогда путь, который предстоит преодолеть Ахиллесу, равен сумме бесконечного числа слагаемых, откуда Зенон и заключает, что на него не хватит никакого (конечного) времени.

Если считать, что «время» измеряется количеством отрезков, то заключение справедливо. Обычно, однако, указывают, что Зенону просто не было знакомо понятие суммы бесконечного ряда, иначе он увидел бы, что бесконечное число слагаемых дает все же конечный путь, который Ахиллес, двигаясь с постоянной скоростью, без сомнения, преодолеет за надлежащее (конечное) время.

Таким образом, элеатам не удалось доказать, что движения нет. Они своими тонкими рассуждениями показали то, что едва ли кто из их современников осмысливал, — что такое движение? Сами они в своих размышлениях поднялись на высокий уровень философских поисков тайны движения. Однако они не смогли разорвать путы исторической ограниченности развития философских воззрений. Нужны были какие-то особые ходы мысли. Эти ходы нащупывали основоположники атомизма.

Апории Зенона «Ахиллес» и «Стрела» обнажают глубокую загадку того, как из неподвижности, видимого отсутствия измерений («стрела покоится в каждый момент») рождается движение.

Впоследствии Диоген-циник, для опровержения довода Зенона, направленного против существования движения, поднялся и стал ходить. А.С. Пушкин выразил это так:

Движенья нет!

Сказал мудрец брадатый,

Другой смолчал,

Но стал пред ним ходить.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

fil.wikireading.ru

Элейская школа. Ксенофан. Парменид. Зенон. Онтология элейской школы.

Переход от мифа к логосу – это переход от знания, обремененного чувственными образами к знанию, оперирующему понятиями, освобождение от метафоричности мышления (в мифе), но не окончательное в философии. (Платон).

Основатель – Ксенофан(VIв. до Р.Х.) –565 – 478г.

Если Фалес утверждал, что «все полно демонов и богов» (милетская школа и пифагорейцы согласны), то главная направленность Ксенофана в борьбе против антропоморфного политеизма.Миф неразумен и безнравственен. Критика Гомера и Гесиода.

Учение Ксенофана– этопантеистический монизм.«Все едино» — «единое есть Бог» – вот сумма его учения к которому он пришел «взирая на целое небес».

Ксенофан – религиозный мыслитель.

«Истинное божество есть единое, вечное, беспредельное начало». Космология Ксенофана – 1. Беспредельность видимого мира – божества. 2. Отрицание сверхчувственного в природе.

Парменид (540 – 470) (1 пол.Vвека). Главное сочинение – поэма –«О природе».

Если Гераклит утверждал: «все меняется» (динамика), то Парменид возразил ему, что ничто не изменяется. Парменид впервые изобрел метафизическую аргументацию «одно и то же ест мысль и бытие»… и то, о чем мысль существует.

Все, что может быть мыслимо или высказано должно существовать всегда — обозначаемое словом должно существовать и быть неизменным.

По Гераклиту вечное становление, вечный генезис предполагает постоянный переход от бытия к небытию. По Пармениду такой переход невозможен, так как есть лишь бытие, а небытия нет.

Бытие – это то, что познается только разумом, а не чувствами. Более того: постижимость разумом– главноеопределение бытия.

Мышление и бытие – одно и то же.

«Бытие есть, а небытия нет». Т.е. есть только невидимый, неосязаемый мир, ибо только он может быть мыслим без противоречия.

То, чего нельзя без противоречия помыслить, не может и существовать.

Впервые элеаты – противопоставилиистинное бытиекак нечтоумопостигаемое, чувственному миру,знание – мнениепротивопоставление чувственного мира – миру разума (знания) – важнейшая черта всей западной философии.

Бытие – то, что всегда есть. Бытие едино и неделимо, как мысль о нем, неизменно и неподвижно, т.е. тождественно.

Мышление – это и есть способность постигать единство.

Зенон (490 – 430г. До р.Х).

Цель Зенона — защита учения Парменида через доказательство от противного. Аристотель называл Зенона родоначальником диалектики. Диалектика (ajporiˆa)– способ выяснить истину посредством выявления внутренних противоречий в мышлении. Зенон — авторапорий(в пер. с греческого – затруднение, безвыходное положение). Он хотел доказать, чтобытие едино и неподвижно, а множественность и движение не может быть мыслимо без противоречия.

Чтобы пройти расстояние, надо пройти его половину и т.д. до бесконечности. Если отрезок (непрерывная величина) мыслится как множество точек, то пройти – просчитать все точки ни в какой понятный отрезок времени невозможна.

Апория Стрела:

Зенон допускает, что летящая стрела на самом деле покоится и движения нет. Непрерывность времени – сумма моментов «теперь»

Пространство – сумма неделимыхотрезков. В каждый момент времени стрела занимает определенное место, следовательно,покоится.

Зенон мыслит движения как сумму состояний покоя, следовательно движения нет. Такой результат вытекает из допущения, что протяженность состоит из суммы неделимых мест, а время – из суммы неделимых мгновений. Таким образом, как из допущения бесконечной делимости, так и из допущения неделимости отдельных моментов времени Зенон делает один вывод: Ни множество, ни движения не могут бытьмыслимыбез противоречия, а т.к. для элеатов бытие имышлениеодно и то же, тождественны, то движение и множественность не существуют по истине, а только во мнении.

Опровержение: философ Антисфен, выслушав аргументы Зенона встал и начал ходить.

Хотя, с точки зрения здравого смысла аргументы Зенона – софизмы – это не просто игра умавпервыев истории человеческого мышления обсуждается проблема непрерывности и беспечности – природаконтинуума.

Понятие «актуально бесконечного», введение Зенона для доказательства от противного онтологии Парменида было исключено из употребления в греческой философии (Платон, Аристотель) и математики (греч).

Итоги элейской школы:

  1. Бытие есть, небытия нет.

  2. Бытие едино, неделимо

Бытие познаваемо разумом, а небытие непознаваемо разумом, следовательно небытия не существует.

studfiles.net

Элейская школа: Ксенофан, Парменид Зенон.

Гераклид подчеркнул одну сторону противоречия бытия – изменение вещи, текучесть сущего. Подвергая критике гераклитовское учение, Ксенофан, а особенно Парменид и Зенон обратили внимание на другую сторону – на устойчивость, сохранение вещей. Принято считать, что греки вообще не были склонны к умеренности ни в своих теориях, ни в своей жизни. Если Гераклит утверждал, что все изменяется, то Парменид – прямо противоположное: ничто не изменяется. Замечательно по силе обобщение утверждение Парменида: «Ничто не может стать чем-нибудь и нечто не может превратиться в ничто».

Рассмотрим воззрения Ксенофана именно в этом контексте потому, что Парменид – центральная фигура этой школы – ученик Ксенофана. Его учение и по времени, и по существу предшествует учению Гераклита, а учение последнего предшествует учению Парменида.

Ксенофан из Колофона (ок. 565-473 до н.э.) – столь же философ, сколь и поэт – изложил свое учение стихами. Всю жизнь был очень бедным, скитался по различным городам Греции в качестве рапсода, чем и добывал пропитание. Он не стремился к богатству, находя в самом себе неистощимые сокровища: его дух был постоянно и фанатично погружен в созерцание великих идей и в поиски их наилучшего поэтического выражения, окрыленный рвением к знанию и мудрости. Он высмеивал богов в человеческом виде и жестоко бичевал поэтов, которые приписывают небожителям желания и грехи человека. Он считал, что бог ни душой ни телом не походит на смертных. Ксенофан высказал ряд оригинальных для своего времени мыслей, например о происхождении Земли, полагая, что она появилась из моря. В качестве аргументов он ссылался на то, что в отдалении от моря находят раковины, а на камнях — отпечатки рыб и растений.

Философские воззрения Ксенофана особо значимы для нас потому, что он стоял во главе монотеистов и во главе скептиков. Именно из его уст вырвался крик отчаяния: ничего нельзя знать достоверно!

Впервые именно Ксенофан осуществил разделение видов знания, сформулировав проблему соотношения «знания по мнению» и «знания по истине». Показание чувств дают не истинное значение, а лишь мнение, видимость : « над всем царит мнение», « людям не истина, а лишь мнение доступно»,утверждал мыслитель.

Парменид (конец 7-6 в. до н.э.) – философ, политический деятель, центральная фигура элейской школы. Он родился в знатной семье и провел молодость в забавах и роскоши, когда пресыщение удовольствиями подсказало ему о ничтожестве наслаждений, он стал созерцать «ясный лик истины в тишине сладкого учения». Он принимал активное участие а политических делах родного города. Он был признан одним из мудрых политических руководителей.

Парменид написал поэму « О природе», где образно представил путь познания в виде аллегорического описания путешествия юноши к богине, открывшей ему истину. В первых же стихах поэмы Парменид провозглашает главенствующую роль разума в познании и подсобную роль чувств. Философию он разделил на философию истины и философию мнения, назвав критерием истины разум, в чувствах же , говорил он, точности нет: не доверяйте чувственным восприятиям, не вращайте бесцельно глазами, не слушайте ушами, в которых раздается только шум , и на болтайте праздно языком, но разумом исследуйте высказанные доказательства.

Центральной идеей Парменида является бытие, соотношение мышления и бытия. Мышление всегда относится к чему-то, ибо без сущего, о котором оно высказывается, мы не найдем мысли. Попробуйте помыслить ни о чем. И вы убедитесь, что это невозможно. Гениальная идея Парменида о том, что нет и не может быть пустого пространства и времени вне изменяющегося бытия. Нельзя отыскать мысль без бытия: мысль без бытия – ничто. Небытие невозможно ни познать, ни высказать, мыслимо лишь сущее. Особо подчеркнуть, что Парменид увязывал духовный мир человека с такими детерминантами, как положение человека и уровень его телесной организации: высшая степень дает и высшую степень мышления. А телесность и духовность совпадают в мировоздании в Боге.

Зенон Элейский (ок. 490-430 до н.э.) – философ и политический деятель. Его наградой был голос собственного сердца, ровно бившегося в сознании своей правоты. Вся его жизнь – борьба за истину и справедливость. Заслуги его велики. Он развивал логику как диалектику. Обратимся к наиболее известному опровержению возможности движения – знаменитым апориям Зенона, которого Аристотель назвал изобретателем диалектики. Апории чрезвычайно глубоки и вызывают интерес и по сей день.

Внутренние противоречия понятия о движении ярко выявляются в знаменитом апории «Ахилес», анализируется положение при котором быстроногий Ахилес никогда не сможет догнать черепахи. Почему? Всякий раз, при всей скорости своего бега и при всей малости разделяющего их расстоянии, как только он ступит на место, которое перед тем занимала черепаха, она несколько продвинется вперед. Как бы не уменьшалось пространство между ними, оно ведь бесконечно в своей делимости на промежутки и их надобно все пройти, а для этого необходимо бесконечное время. И Зенон, и мы прекрасно понимаем, что не только Ахилес, но и любой хромой тут же догонит черепаху. Но для философа вопрос ставиться не в плоскости эмпирического существования движения, а в плане мыслимости его противоречивости и в системе понятия, в диалектике его соотношения с пространством и временем.

Элиатам не удалось доказать, что движения нет. Они своими тонкими рассуждениями показали то, что едва ли кто из их современников осмысливал, — что такое движение? Сами они в своих размышлениях поднялись на высокий уровень философских поисков тайны движения. однако они не смогли разорвать путы исторической ограниченности развития философских воззрений. Нужны были какие-то особые ходы и мысли. Эти ходы нащупывали основоположники атомизма.

studfiles.net

Школа Элеатов. Парменид,Зенон.


ТОП 10:

Центр культурной жизни перемещается в южную италию. Одним из первых философов — элеатов явл Парменид (конец6-5в.д.н.э.). Фил Парменида направлена против движения Гераклита. Доказывает он это так: весь мир — это существенный шар, где нет пустоты и соответственно места для движения. Парменид считал, что бытие можно познать разумом, а не органами чувств. Кроме того бытие обладает следующими свой-ми: 1) Бытие вечно 2) Неизмено 3) Тождественно себе. Бытие — невидимый нами мир, в нем нет противоречий. Согласно Пармениду бытие это сверхдоступный мир, не доступен нашим чувствам, но мы можем о нем мыслить. Реальный мир- это мир небытия, он изменчив и текуч. В данном случае учение Парменида это пример рационалистической философии. Впервые именно школа элеатов противопоставила истенное бытие чувственномумиру, кроме того знание было противопоставленно мнению. Мнения-это наши повседневные представления. Знания это то, что дает разум. У парменида были последователи — Зенон, который взялся доказать основные положения философии Парменида.

ВОПРОС 9.

Апории Зенона.

Зенон был последователем Парменида, который взялся доказать основные положения философии Парменида. В 4в.д.н.э. Аристотель этот способ доказательства назвал диалектикой (искусство добиваться истины в споре). Зенон взялся доказывать что движения нет своими «апориями»: 1) Дихотомия — деление пополам. Чтобы пройти какое либо расстояние надо сначала пройти его половину. Оставшееся расстояние также делится пополам и т.д. Любой отрезок имеет бесконечное кол-во точек, которые подсчитать за конечный отрезок времени невозможно. 2) Ахилес и черепаха. Эта апория также основана на допущении актуальной бесконечности элементов непрерывной величины. Зенон доказывает, что Ахилес никогда не догонит черепаху, т.к. черепаха всеравно движется вперед. 3) Стрела. Летящая стрела на самом деле покоится. Он разделяет время на части и в каждый момент времени стрела покоится. В общем случае Зенон доказывает, что теоретически движение невозможно представить. Апории основаны на том, что любой отрезок делится на бесконечное число точек. Зенон делает вывод — ни множество ни движение не могут быть мыслимы без противоречий. В апориях Зенона впервые обсуждаются проблемы непрерывности и бесконечности. Элеаты следующим образом понимали бытие: 1) Бытие есть, не бытия нет. 2) Бытие едино, неделимо 3) Бытие познаваемо, небытие непознаваемо. Это первые зачатки рационализма.

ВОПРОС 10.

Атомистический материализм Демокрита.

Зенон пытался доказать, что вещи бесконечно делимы, что превело к противоречиям в объяснении движения. Атомисты предпологали, что существуют мельчайшие частицы, из которых состоят все вещи. Причем эти частицы находятся в движении, которое возможно потому, сто кроме частиц есть пустота. Они считали, что эти частицы неделимы и непроницаемы. Левкит — именно ему принадлежит идея о атомах. Демокрит(460-370) — ученик Левкнита, родился в городе Абдеры, Социальное положение принадлежит к представителям демократии. Исходным положением философии Демокрита явл: все вещи состоят из атомов и пустоты. При различных расположениях атомов они образуют все многообразие вещей. Для элеатов чувственно воспринимаемый мир это небытие, а для Демокрита это и есть реальный мир. Чувственное разнообразие мира Дем выводит из атомов. Поэтому для познания человеку необходимо ощущение, восприятие, но также Демокрит говорил, что этого для познания мира человеку недостаточно. Эта недостаточность и неточность добавляется и исправляется тонкими усмотрениями ума. Дем приводит разделение знаний: 1) Знание существующее во мнении 2) Знание существующее в действительности. Дем: «во мнении существует сладкое, горькое, теплое, холодное, цвет и т.д. а в действительности существуют атомы и пустота». Философия Дем изучает не то, что заключается во мнении, а то, что лежит в основе всего. Дем развивает учение о причинности. Бессмертие души (которая также состоит из атомов) Демокрит отвергает. Учение Демокрита о познании: глубинные свойвства вещей постигаются только умом и это познание может быть достоверным. Дем анализирует основные формы мышления человека: понятие, суждение, умозаключение. Понятие выражается словами. Суждение — выражается в предложениях, обсуждение какого то явления. Умозаключение — состоит из нескольких суждений: исходных и выводов. Дем выступал против выводов не основанных на фактах.

ВОПРОС 11.

Софисты. Старшие младшие группы. Софистика.

Развитие демократии привело к подготовке юридических людей. Людей, которые обучали ораторскому искусству, красноречию, политике, их назвали софистами. Софисты в своих выступлениях использовали софистические рассуждения — софизм. Это такие рассуждения, в которых допускались логические неточности, ошибки с целью получить определенный вывод. В этом направлении софисты достигли наибольшего развития. Напр: 1) То, что ты не потерял, ты имеешь. Ты не потерял рога. Ты имеешь рога. Здесь есть лог ошибка: средний термин отсутствует, т.к. понятие не потерял имеет разный объем. 2) Спор Протогора и Эватла. Если суд объявит Эватла то он заплатит, в противном случае Эватл выиграет свое первое дело и он заплатит Протогору по договору. Если суд решит Эватл не должен платить он не заплатит, а если суд решит, что Эватл должен платить за обучение, то он проиграл свое дело по договору и не заплатит. 3) Эпиминид сказал, что все критяне лгуны, но Эпиминид сам критянин, следовательно он лгун, но раз Эпиминид лгун, значит он сказал неправду, следовательно критяне не лгуны и Эпиминид сказал правду и т.д. (из того, что Эпиминид лгун не вытекает, что он сказал неправду). В последствии софистами стали называть людей, которые в своих речах стремились не к выяснению истины, а к доказательству определенной точки зрения любой ценой. Ошибки софистов: 1) Абсолютизация относительного значения. К старшей группе софистов относится Протагор, Горний, Продик. Протагор говорил «все значения, оценки истины относительны, истины как таковой не существует. Человек есть мера всех вещей» Т.е. всякое значение добытое человеком субъективно. Кроме этих положений Протагор занимался текучестью (изменчивостью) материи и наших мыслей, поскольку каждому утверждению можно противопоставить противоположное утверждение. Горний доказывал, что ничто не существует. Если и есть нечто существующее, то оно не опзнаваемо, то оно все равно невыразимо и неизъяснимо. Софисты младше группы: Ликофран, Элкудан, Фразимах.Фразимах продолжает учение старшей группы об относительности человеческих знаний. И это учение распространяет на все социальные, этические нормы. Он говорил «справедливость в обществе, это, то что полезно сильному» т.е. каждая власть устанавливает законы полезные ей самой. Для всех софистов (и старш и младш) характерно критическое отношение к социальным нормам, власти, очевидным знаниям и т.д.

ВОПРОС 12.

Философия Сократа.

Сократ(469-399г.д.н.э.) древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот от материалистического натурализма к идеализму. Жил и учил в Афинах, где его слушали многочисленные ученики: Платон, Аристофен, Евклид из Мегары. Об учении С., который ничего не писал, можно судить лишь на основании свидетельств Платона и Аристотеля. Стремление мира, физическая природа вещей непознаваемы; знать мы можем только себя самих. Это понимание предмета познавания С. выразил формулой: “Познай самого себя”. Высшая форма знания не теоретическая, а практическая — искусство жить. Знание, по С., есть мысль, понятие об общем. Раскрывая понятие через определения, а обобщаются через индукцию. Сам С. дал образцы определения и обобщения этических понятий (например, доблести, справедливости). Определению понятия предшествует беседа, в ходе которой собеседник рядом последовательных вопросов изобличается в противоречиях. Раскрытием противоречий устраняется мнимое знание, а беспокойство, в которое при этом ввергается ум, побуждает мысль к поискам подлинной истины. Свои приемы исследования С. сравнивал с “искусством повивальной бабки”; его метод вопросов, предполагающих критическое отношение к догматическим утверждениям, получил название сократовской “иронии”. Этика С. рационалистична: по С., дурные поступки порождаются только незнанием и никто не бывает злым по доброй воле.

ВОПРОС 13.

Философские взгляды Платона

Основные работы Платона(427-347 г.д.н.э.) были в виде диалогов. Платон был учнеником Сократа, поэтому в диалогах одним из главных лиц был Сократ. Диалоги Платона: «Протагор», «Театет»(критика учения Гераклита), «Менон»(излагает мифологическую теорию воспоминания), «Пир»(в нем идет спор софистом, Сократом, врачом, трагическим поэтом…) «Федок»(учение о бессмертности души), «Государство»(здесь Платон излагает систему государства). Идеалистическая этика Сократа ляга в основу учения Платона. Кроме тго Платон основывался на учениях элеатов(о бытие), пифагорском учении о числах. Учение Платона — философия объективного идеализма. По Платону мир чувственных вещей не является миром подлинно сущего, он изменчив, не постоянен. Только простое и устойчивое может быть подленной сущностью. По его мнению сущностью мира явл идеи, они безтелесны, неизменны, недоступны чувствам, постич их можно только разумом. Идеи являются причинами чувственных вещей, они порождают, создают, чувственные вещи. Пла не дал четкого ответа на вопрос какие сущетсвуют взаимоотношения между идеалами чувственными вещами. Взаимоотношения и вещами: 1) Чувственные вещи подрожают идеям, как своим образцам 2) Чувственные вещи участвуют в идеях 3) идеи присутствуют в вещах. Среди идей есть внешняя идея- идея блага(добра), человеку эта идея недоступна(трансцендентна). Платон представлял себе мир в виде пирамиды ** Идея блага ** Материя (небытие) остальные вещи (бытие). Но не только идеи участвуют в создании вещей, в создании вещей участвует и материя. В диалогах «Пир» и «Парменид» Платон по разному объясняет происхождение щувственных вещей. В диалоге «Парменид» взаимоотношения между бытием и небытием происходит в самих идеях. В диалоге «Пир» мир бытия это идеи, мир небытия это материя, чувственные вещи находятся между этими 2мя мирами. **Проблема души и тела** Знание являтеся основанием для нравственных поступков. Платон различает в человеке бессмертную душу(единную, недилимую) и смертное тело(делимо, состоит из частей). Душа бессмертна, её сущность в самодвижении. Почему душа нуждается в теле?(на этот вопрос Платон не смог ответить). Душа человека состоит из 2 частей: высшая часть разум- может созерцать мир идей. Низшая часть — чувства. После смерти тела душа отделяется от тела, чтобы вселиться в другое живое существо. Самые совершенные души переселяются в царство идей. Согласно теории Платона — познания человека это воспоминание души человека, её пребывания в мире идей. Душа стремится к совершенству, для этого необходимо подчинить свои чувственные влечения и стремиться к благу(добру). **Этика Платона** Всех людей Платон делит на три типа, в зависимостиот того, какая часть души преобладает: 1) Разумная часть — эти люди стремиятся созерцать красоту и порядок идей, стремятся к добру.(мудрецы или философы) 2) Аффектиная часть- человек стремится к благородному, эти качества нужны воинам 3) Вожделяющий тип людей — склонны заниматься физическим трудом, они обеспечивают материальную жизнь государства (ремесленники, крестьяне). Плавной добродетелью Платон считает меру. **Учение Платона о государстве** — Человек существует для государства, а не государство для человека.

ВОПРОС 14. 15.

Философия Аристотеля.

Аристотель(384-322)- это мыслитель, который исследовал существеннейшие формы диалектического мышления. В первые годы своей жизни Аристотель учился в Академии Платона(20 лет). Позже Аристотеля пригласили воспитывать Александра Македонского. 335г. Арстотель создает свою школу. Школа Аристотеля была соединена с храмом Аполлону. Начиная с 2 периода жизни Аристотель создает свою философию. По содержанию трактаты Ар-ля можно разделить на 7 групп: 1) Физические трактаты («Физика») 2) биологические трактаты («О душе») 3) Сочинения о «первой философии»(Метафизика) 4) Этические сочинения («Эвдемова этика») 5) Социально-политические, историчесике сочинения («Политика») 6) Сочинения о обществе, поэзии («Поэтика») 7) Логические трактаты («Категории»). Аристотелю принадлежит заслуга разграничения наук, и для каждой из наук определена область исследования. Теоретические науки: 1) Метафизика — изучает первопричины всех вещей, первоначало всего сущего 2) Физика — изучает состояние тел и определенные материи 3) Математика — изучает абстрактные свойства реальных вещей. Практические науки: 1) Этика 2) Экономика 3) Политика. Науки об обществе: 1) Поэтика 2) Риторика — теория ораторского искусства 3) ремесленное искусство. Аристотель явл родоначальником вышеперечисленных наук, но некоторые науки претерпели изменение, а некоторые остались (логика). Аристотель сформулировал три закона логики: 1) Закон тождества- каждая мысль должна быть тождествена самой себе. Это означает, что нельзя произвольно подменять содержание тех понятий, которые мы употребляли в рассуждении т.е. понятие должно иметь один смысл.. Всемирное тяготение — закон. Вывод: Всемирное тяготение публикуется в спец кодексах.(ложь). 2) Закон противоречия — две противоречивые мысли не могут быть вместе истинными. (а не есть а(с чертой)) одна из них будет ложной или ложными

ВОПРОС 18.

Средневековая философия.

До сих пор спорят как дотировать средневековую философию. (4…5 — 15в.н.э.). Христианство возникает в 1..2 столетиях нашей эры в восточных провинциях Римской империи, а затем распространяется на средиземное побережье. Время возникновения Христианства связывают с глубоким кризисом рабовладельческого строя. Именно с христианством связана средневековая философия. Идея Христианства лежит в идеи божьего спасения. Одной из главных и важных идей которую выдвинуло христианство это то, что все люди перед богом равны. Основным источником христианства была иудейская религия, христианская религия полностью приняла еврейский старый завет. В начале христианство в основном было религией угнетенных масс. Постепенно к этой религии присоединяются и другие классы общества. Но клир (место священников и т.д.) захватили именно богатые слои общества. Позже при Константине Великом христианство в Римской империи признается государственной официальной религией. Все языческие культы были запрещены. Халкидонский собор(451г) закрепил официально положение христианской религии в Риме. Христианская религия вырабатывает определенно мировоззрение, которое и называют христианской философией. Первой фазой христианства была патристика, которую делят на два этапа: 1) на первом этапе заложена сильная единая церковь и изложены основные христианские догматы (325г. Николаевский собор). 2) второй этап патристики характеризуется творчеством Августина. Патристику разделяют 1) По роли в обществе а) апологическая б) систематическая 2) По развитию а) западная б) восточная 3) греческая и латинская. Второй фазой была эпоха схоластики (8-14..15в) В этот период христианская философия развивается более основательно. Схоластика делится на 1) Ранняя схоластика 8…12в 2) Расцвет 13в 3) Поздняя схоластика 14…15в Для схоластики характерна связь с работами Аристотеля. Филисофия Аристотеля считались образцом.

ВОПРОС 19.

Философия Августина.

. Основные принципы философии Августина: бог первичен, бог является высшей сущностью, его существование ни от кого не зависит. Бог это причина всего сущего, бог не только сотворил мир, но он продолжает творить мир и постояно сохраняет его. Бог это главный предмет познания человека, он является причиной познания. Бог явл наивысшим благом и причиной всякого блага. Душа человека не содержит ничего материального и она имеет только одну функцию мышления. Душа дана богом, она бессмертна. Познает бога не тело, а душа. Тело мешает человеку познать бога. Человек должен жить духом. Что главное в духовной жизни человека? Августин считал, что основой духовной жизни явл воля. Человеческая сущность характерезуется активностью и действием. Разум человека имеет пассивный характер. Воля — способность к активному действию. Августин говорит, что многое происходит случайно, но само создание мира не было случайностью. Августин, как и Платон, различает 2 мира: 1) иИдеальный мир в Боге 2) Реальный. Для Авг цель и смысл человеческой жизни — это достижение счастья. Достижение человеческого счастья возможно благодаря познанию бога и спокойствию души. Познание бога невозможно чувственным путем. Априории — знания, которые черпаются из души, а не из опыта. ВОПРОС 20.

Философия Фомы Аквинского.

Фома представитель средневековой схоластики. Его учителем был философ Альберт Великий. Начал свою академическую деятельность в Париже, где был известен преподавателем теологии. Фома Положил начало всех христианской философии. Его труды: 1) Комментарии к работам Аристотеля 2) Теологические трактаты («Суммы теологии») 3) Работы с полемикой по разным вопросам теологии. Фома рассматривает поведение добродетеля (греческие): 1) Мудрость 2) Отвага 3) Умеренность 4) Справедливость. К греческим Фома добавляет христианские: 1) Вера 2) Надежда 3) Любовь. Человек счастлив в познании и созерцании Бога (так Фома понимает счастье). Целью человека явл познание, созерцание и любовь к богу. Фома считал, что бытие Бога можно доказать и разумом (что не типично для средневековой философии). Он приводит 5 доказательств бытия бога: 1) Все что движется, движимо чемто другим, и этим первым двигателем явл Бог 2)

ВОПРОС 6.




infopedia.su

Парменид и Зенон. Бытие и небытие. Апории Зенона.

Парменид (Parmenides)

Биографические сведения. Парменид (родился примерно в 504—501 гг. до н.э., время смерти не известно) — древнегреческий философ. Родился и жил в г. Элея (Великая Греция), учился у Ксенофана и пифагорейца Аминия.

Основные труды. Поэма «О природе» — сохранилась значительная часть этого произведения.

Философские воззрения. Бытие и небытие. Свое учение Парменид преподносит как откровение, данное ему богиней Истины (Дике), но, по сути, в поэме предпринимается попытка рационального осмысления мира. Центральные проблемы философии Парменида — соотношение бытия и небытия, бытия и мышления. Познать истину можно только с помощью разума. В отличие от предшествующих философов, которые чаще всего только декларировали свои идеи, он стремился доказать свои тезисы, и прежде всего, что бытие (сущее) существует, а небытие (несущее, пустота) — не существует.

Реально существующим Парменид считает только то, что умопостигаемо, может мыслиться. Он провозглашает тождество бытия и мышления: «одно и то же — мысль о предмете и предмет мысли». Небытие не существует потому, что его невозможно «ни познать, ни в слове выразить». Мыслить же о нем невозможно, так как если мы начинаем это делать, то (в силу тождество мысли и ее предмета) небытие, несущее получает существование, становится бытием, сущим.

Бытие для Парменида — сплошной неподвижный шар (Единое), не имеющий никаких пустот и частей, в котором отсутствует всякое движение и изменение. Ведь разделить бытие на части могло бы лишь небытие, а его нет. Аналогично, всякое изменение предполагает появление и исчезновение чего-то. Но появиться нечто может только из небытия и исчезнуть только в небытие, которого нет. Таким образом, Парменид выступает как первый теоретик метафизики, выступая против диалектики Гераклита.

Изменчивость, движение, множественность оказываются у Парменида характеристиками неистинного, чувственного мира. Но вторая часть поэмы Парменида, где говорилось о чувственном, иллюзорном мире, практически не сохранилась. Неясным остается и то, как решал Парменид вопрос о соотношении истинного, умопостигаемого мира и иллюзорного чувственного мира.

ЗенонЭлейский (Zeno of Elea)

Биографические сведения. Зенон Элейский1 (ок. 490—430 гг. до н.э.) — древнегреческий философ. Жил в г. Элея, был учеником Парменида; известно, что он героически погиб в борьбе с тиранией.

Основные труды. «Споры», «Против философов», «О природе» — сохранилось несколько фрагментов.

Философские воззрения. Защищал и отстаивал учение Парменида о Едином, отвергал реальность чувственного бытия и множественность вещей. Разработал апории (затруднения), доказывающие невозможность движения.

Апории Зенона. Пространство по своей структуре может быть либо делимым до бесконечности (континуальным), либо делимым только до какого-то предела (дискретным), и тогда имеются мельчайшие, далее не делимые интервалы пространства.

Допустим, что пространство делимо только до определенного предела, тогда имеет место следующая апория.

Летящая стрела

Рассмотрим движение стрелы в полете.

Пусть в момент времени t стрела занимает определенные интервалы пространства, например от 3 до 8. Движение — это перемещение в пространстве, следовательно, если стрела движется, то в следующий момент времени V она занимает уже другой интервал пространства — от 4 до 9.

Каждый интервал пространства не делим, отсюда стрела может либо полностью его занимать, либо не занимать, но не может занимать частично. Следовательно, стрела не может пройти сначала какую-то часть интервала 8—9, так как этот интервал не делим. Тогда получает-

Апории Зенона служат для того, чтобы доказать невозможность движения в истинном, умопостигаемом мире. Поэтому тот факт, что наши органы чувств сообщают нам о наличии движения или, скорее, его «видимости» в чувственном, иллюзорном мире, не опровергает апорий.

Корректным опровержением апорий может считаться только обнаружение ошибок в рассуждениях Зенона.

studfiles.net

5. Элейская школа (Ксенофан, Парменид, Зенон)

Подвергали критике учение Гераклита, обращая внимание на другую сторону – устойчивость. Знание (истину), по их мнению, даёт лишь разум, логическое мышление; ощущения же и чувственное восприятие дают только мнение-повседневные представления, далёкие от истины.

Ксенофан. Его можно считать одним из основателей пантеизма — учения, отрицающего существование Бога вне природ, рассматривающего природу как непосредственное воплощение Божества. Позднее это учение развивали Д. Бруно, Б. Спиноза и др.

Выступал против антропоморфических элементов в религии. Высказал мысль о происхождении Земли из моря и привел аргументы: в отдалении от моря, в горах, находятся раковины, а на камнях – отпечатки рыб и растений. «Ничего нельзя знать достоверно!». Впервые осуществил разделение видов знания на «знания по мнению» и «знания по истине». Показания чувств дают лишь мнение «людям не истина, а лишь мнение доступно».

Парменид. Он вслед за Ксенофаном разграничивает истину, основанную на рациональном познании, и мнение, основанное на чувственных восприятиях, которые знакомят нас лишь с видимостью вещей, но не дают знания об истинной сущности. Центральная идея – бытие и соотношение мышления и бытия. Мышление всегда относится к чему-то, ведь без сущего, о котором оно высказывается, нет мысли. Попробуйте помыслить ни о чем! Мысль будет метаться в поисках бытия, при этом каждый раз хвататься за нечто сущее. Небытие недоступно ни чувствам, ни мыслям. «Есть только бытие, небытия нет», «Нельзя отыскать мысль без бытия, мысль без бытия – ничто».

Зенон. Сформулировал несколько парадоксов, или апорий, показывающих, по его мнению, невозможность движения. Одна из них — «дихотомия» (деление пополам). Предмет, движущийся к цели, должен сначала пройти половину пути; чтобы пройти эту половину, он должен пройти половину половины; поскольку путь можно делить до бесконечности, то предмету требуется бесконечное время для достижения цели, поэтому он никогда её не достигнет. Другая апория — «Ахиллес и черепаха». Быстроногий Ахиллес никогда не сможет догнать медлительную черепаху, потому что когда он пробежит разделяющее их расстояние, черепаха немного проползёт вперёд; ситуация повторится, и так до бесконечности. Философ Антисфен, выслушав аргументы Зенона, встал и начал ходить, наглядно показывая наличие движения. Однако Зенон ему ответил, что чувства нас обманывают, свидетельства разума для него были авторитетнее свидетельств чувств.

6. Атомизм Левкиппа и Демокрита

Бытие множественное, это — атомы. «В мире нет ничего, кроме атомов и пустоты, атомы вечно движутся в бесконечном пространстве, то сцепляясь, то разлучаясь друг с другом». Атомы — бытие, пустота — небытие. Все вещи образуются из сочетания атомов и различаются между собой по их количеству, форме, порядку и положению. Человек, по мнению Демокрита, тоже состоит из атомов и отличается от других существ наличием души. Последняя есть совокупность мелких, наиболее подвижных, огненных атомов, которых много в воздухе, поэтому во вдыхании и выдыхании заключены жизнь и смерть. Душа смертна. Когда человек умирает, атомы души покидают тело и рассеиваются в пространстве.

studfiles.net

Элейская школа: Ксенофан, Парменид Зенон.

Гераклид подчеркнул одну сторону противоречия бытия – изменение вещи, текучесть сущего. Подвергая критике гераклитовское учение, Ксенофан, а особенно Парменид и Зенон обратили внимание на другую сторону – на устойчивость, сохранение вещей. Принято считать, что греки вообще не были склонны к умеренности ни в своих теориях, ни в своей жизни. Если Гераклит утверждал, что все изменяется, то Парменид – прямо противоположное: ничто не изменяется. Замечательно по силе обобщение утверждение Парменида: «Ничто не может стать чем-нибудь и нечто не может превратиться в ничто».

Рассмотрим воззрения Ксенофана именно в этом контексте потому, что Парменид – центральная фигура этой школы – ученик Ксенофана. Его учение и по времени, и по существу предшествует учению Гераклита, а учение последнего предшествует учению Парменида.

Ксенофан из Колофона (ок. 565-473 до н.э.) – столь же философ, сколь и поэт – изложил свое учение стихами. Всю жизнь был очень бедным, скитался по различным городам Греции в качестве рапсода, чем и добывал пропитание. Он не стремился к богатству, находя в самом себе неистощимые сокровища: его дух был постоянно и фанатично погружен в созерцание великих идей и в поиски их наилучшего поэтического выражения, окрыленный рвением к знанию и мудрости. Он высмеивал богов в человеческом виде и жестоко бичевал поэтов, которые приписывают небожителям желания и грехи человека. Он считал, что бог ни душой ни телом не походит на смертных. Ксенофан высказал ряд оригинальных для своего времени мыслей, например о происхождении Земли, полагая, что она появилась из моря. В качестве аргументов он ссылался на то, что в отдалении от моря находят раковины, а на камнях — отпечатки рыб и растений.

Философские воззрения Ксенофана особо значимы для нас потому, что он стоял во главе монотеистов и во главе скептиков. Именно из его уст вырвался крик отчаяния: ничего нельзя знать достоверно!

Впервые именно Ксенофан осуществил разделение видов знания, сформулировав проблему соотношения «знания по мнению» и «знания по истине». Показание чувств дают не истинное значение, а лишь мнение, видимость : « над всем царит мнение», « людям не истина, а лишь мнение доступно»,утверждал мыслитель.

Парменид (конец 7-6 в. до н.э.) – философ, политический деятель, центральная фигура элейской школы. Он родился в знатной семье и провел молодость в забавах и роскоши, когда пресыщение удовольствиями подсказало ему о ничтожестве наслаждений, он стал созерцать «ясный лик истины в тишине сладкого учения». Он принимал активное участие а политических делах родного города. Он был признан одним из мудрых политических руководителей.

Парменид написал поэму « О природе», где образно представил путь познания в виде аллегорического описания путешествия юноши к богине, открывшей ему истину. В первых же стихах поэмы Парменид провозглашает главенствующую роль разума в познании и подсобную роль чувств. Философию он разделил на философию истины и философию мнения, назвав критерием истины разум, в чувствах же , говорил он, точности нет: не доверяйте чувственным восприятиям, не вращайте бесцельно глазами, не слушайте ушами, в которых раздается только шум , и на болтайте праздно языком, но разумом исследуйте высказанные доказательства.

Центральной идеей Парменида является бытие, соотношение мышления и бытия. Мышление всегда относится к чему-то, ибо без сущего, о котором оно высказывается, мы не найдем мысли. Попробуйте помыслить ни о чем. И вы убедитесь, что это невозможно. Гениальная идея Парменида о том, что нет и не может быть пустого пространства и времени вне изменяющегося бытия. Нельзя отыскать мысль без бытия: мысль без бытия – ничто. Небытие невозможно ни познать, ни высказать, мыслимо лишь сущее. Особо подчеркнуть, что Парменид увязывал духовный мир человека с такими детерминантами, как положение человека и уровень его телесной организации: высшая степень дает и высшую степень мышления. А телесность и духовность совпадают в мировоздании в Боге.

Зенон Элейский (ок. 490-430 до н.э.) – философ и политический деятель. Его наградой был голос собственного сердца, ровно бившегося в сознании своей правоты. Вся его жизнь – борьба за истину и справедливость. Заслуги его велики. Он развивал логику как диалектику. Обратимся к наиболее известному опровержению возможности движения – знаменитым апориям Зенона, которого Аристотель назвал изобретателем диалектики. Апории чрезвычайно глубоки и вызывают интерес и по сей день.

Внутренние противоречия понятия о движении ярко выявляются в знаменитом апории «Ахилес», анализируется положение при котором быстроногий Ахилес никогда не сможет догнать черепахи. Почему? Всякий раз, при всей скорости своего бега и при всей малости разделяющего их расстоянии, как только он ступит на место, которое перед тем занимала черепаха, она несколько продвинется вперед. Как бы не уменьшалось пространство между ними, оно ведь бесконечно в своей делимости на промежутки и их надобно все пройти, а для этого необходимо бесконечное время. И Зенон, и мы прекрасно понимаем, что не только Ахилес, но и любой хромой тут же догонит черепаху. Но для философа вопрос ставиться не в плоскости эмпирического существования движения, а в плане мыслимости его противоречивости и в системе понятия, в диалектике его соотношения с пространством и временем.

Элиатам не удалось доказать, что движения нет. Они своими тонкими рассуждениями показали то, что едва ли кто из их современников осмысливал, — что такое движение? Сами они в своих размышлениях поднялись на высокий уровень философских поисков тайны движения. однако они не смогли разорвать путы исторической ограниченности развития философских воззрений. Нужны были какие-то особые ходы и мысли. Эти ходы нащупывали основоположники атомизма.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *