Индия во второй половине 20 века [после мировой войны, Независимая] — политика, достижения, реформы, расцвет, кризис, упадок, итоги, вики — WikiWhat
Основные статьи: История Индии, История второй половины 20 века
Содержание (план)
1. Независимость Индии и Пакистана
1.1. Резня в Индии (1947 год)
1.2. Убийство М. Ганди
2. Политика Индии
2.1. Внутриполитические проблемы
3. Экономика Индии
4. Отношения с Пакистаном
4.1. Образование Бангладеш
5. Картинки (фото, рисунки)
Независимость Индии и Пакистана
После Второй мировой войны в Индии — самой богатой колонии Великобритании начался подъём антиколониального движения. Для его ослабления в 1946 г. было принято решение о выборах в Центральное законодательное собрание. Победа светского, не выражавшего интересов определённых религиозных групп Индийского национального конгресса (ИНК) вызвала неудовольствие мусульман, отказывавших в доверии индусам и требовавших своего представительства во власти.
ИНК, не желавший идти навстречу требованиям мусульман, подчёркивал своё стремление стать единственной общенациональной партией, представляющей интересы как индусов, так и мусульман.
Именно это побудило Мусульманскую лигу под руководством Мухаммеда Али Джинны порвать с ИНК и вступить на путь сепаратизма, что и привело к возникновению государства Пакистан. В августе 1947 г. был принят закон о независимости, предусматривавший создание двух государств. Бывшая колония расчленялась по религиозному признаку на Индию, в которой большинство населения исповедовало индуизм, и Пакистан, в котором преобладало мусульманское население. 14 августа в Индии и 15 августа 1947 г. в Пакистане впервые отмечали День независимости.
Резня в Индии (1947 год)
Но не успели закончиться праздники, как началась трагедия. В течение августа и сентября 1947 г. были убиты до 500 тыс. мусульман, покидавших индийскую половину восточного Панджаба (Пятиречья). Воинственные сикхи (представители религиозного учения, отличающегося от ислама и индуизма) не щадили даже женщин и детей, останавливали поезда, переполненные беженцами, и хладнокровно убивали всех.
Убийства индусов проходили и в Пакистане, но гораздо в меньших масштабах. Мусульманская лига пыталась выжить сикхов и индусов, оказавшихся на территории Пакистана. В поисках спасения миллионы беженцев пересекали границу в обоих направлениях, обезумев от ужаса межобщинной войны. Из Индии бежали 9-10 млн мусульман; в Западном Пакистане осталось совсем немного индусов, но в Восточном Пакистане их было около 30 млн. Межобщинные столкновения и убийства происходили и позднее, но никогда не достигали ужасающих размеров 1947 г.
Убийство М. Ганди
Передача власти в Индии от англичан национальному правительству превратилась в катастрофическую бойню. Среди жертв оказался и основатель Индийского национального конгресса М. Ганди, убитый в январе 1948 г. индусским экстремистом. Определённую долю вины в этом кровопролитии несут прежнее колониальное управление, не имевшее чёткой концепции многонационального государства, и новые власти, которые безответственными заявлениями или бездействием способствовали возникновению напряжения.
Политика Индии
После получения независимости в политической жизни Индии утвердилась парламентская система. Первое индийское правительство и ИНК возглавил соратник Ганди Джавахарлал Неру (1889-1964), основатель крупнейшей политической династии: после его смерти премьер-министром в 1966-1977 и 1980-1984 гг. была его дочь И. Ганди, а затем в 1984-1991 гг. правительство возглавил внук — Р. Ганди. Став одним из лидеров движения неприсоединившихся стран, Индия завоевала высокий авторитет на международной арене. Большую помощь в строительстве современной промышленной Индии оказал Советский Союз, под сильным идеологическим влиянием которого находился Дж. Неру.
Внутриполитические проблемы
Острые внутриполитические проблемы Индии по-прежнему остаются нерешёнными. К ним относится национально-религиозная рознь, которая вылилась в столкновения между индусами и мусульманами, движение сикхов за автономию, выступление на юге страны тамильских сепаратистов (народность в Южной Индии).
От рук сикхов в 1984 г. погибла И. Ганди, в 1991 г. в ходе избирательной кампании тамильским террористом был убит Р. Ганди.
Экономика Индии
За годы независимости в Индии были проведены экономические реформы. Наиболее крупной мерой по модернизации страны стала аграрная реформа, ограничившая крупное помещичье землевладение. Но проблема крестьянского безземелья осталась нерешённой.
В 1960-1980-е гг. происходит расширение деятельности государственного сектора. Было национализировано 14 крупных банков, ограничена деятельность монополий, осуществлена «зелёная революция», решившая продовольственные проблемы страны. Рост и усиление бюрократии, недостаточная эффективность ряда предприятий стали одними из причин изменения экономического курса Индии в 1990-х гг., в ходе которого была национализирована часть организаций государственного сектора, акционирован ряд госпредприятий, открыт индийский рынок для более свободного импорта. Материал с сайта http://wikiwhat.
ru
Загрузка…
Индия справляется с продовольственными трудностями, она вошла в первую десятку стран мира по объёму промышленного производства.
Отношения с Пакистаном
В отличие от Индии, в Пакистане была провозглашена исламская республика с сильной президентской властью. Несогласие Пакистана с условиями территориального разграничения, считавшего, что ряд мусульманских регионов ошибочно вошёл в состав Индии, стало причиной неоднократных вооружённых конфликтов между странами.
Образование Бангладеш
В Пакистане, так же как и в Индии, проводились экономические реформы, но менее радикальные. Именно эти реформы вызвали острые противоречия между Западным Пакистаном и Восточной Бенгалией, оппозиционные партии которой выступали за отделение от Пакистана. В 1971 г. началась кровопролитная гражданская война, в результате которой на карте мира появилось новое государство — Народная Республика Бангладеш.
Картинки (фото, рисунки)
Дж. Неру
Категории:
История Индии по периодам
Материал с сайта http://WikiWhat.ru
Индия во второй половине 20 века [после мировой войны, Независимая] — политика, достижения, реформы, расцвет, кризис, упадок, итоги, вики — WikiWhat
Основные статьи: История Индии, История второй половины 20 века
Содержание (план)
1. Независимость Индии и Пакистана
1.1. Резня в Индии (1947 год)
1.2. Убийство М. Ганди
2. Политика Индии
2.1. Внутриполитические проблемы
3. Экономика Индии
4. Отношения с Пакистаном
4.1. Образование Бангладеш
5. Картинки (фото, рисунки)
Независимость Индии и Пакистана
После Второй мировой войны в Индии — самой богатой колонии Великобритании начался подъём антиколониального движения.
Для его ослабления в 1946 г. было принято решение о выборах в Центральное законодательное собрание. Победа светского, не выражавшего интересов определённых религиозных групп Индийского национального конгресса (ИНК) вызвала неудовольствие мусульман, отказывавших в доверии индусам и требовавших своего представительства во власти. ИНК, не желавший идти навстречу требованиям мусульман, подчёркивал своё стремление стать единственной общенациональной партией, представляющей интересы как индусов, так и мусульман.
Именно это побудило Мусульманскую лигу под руководством Мухаммеда Али Джинны порвать с ИНК и вступить на путь сепаратизма, что и привело к возникновению государства Пакистан. В августе 1947 г. был принят закон о независимости, предусматривавший создание двух государств. Бывшая колония расчленялась по религиозному признаку на Индию, в которой большинство населения исповедовало индуизм, и Пакистан, в котором преобладало мусульманское население. 14 августа в Индии и 15 августа 1947 г.
в Пакистане впервые отмечали День независимости.
Резня в Индии (1947 год)
Но не успели закончиться праздники, как началась трагедия. В течение августа и сентября 1947 г. были убиты до 500 тыс. мусульман, покидавших индийскую половину восточного Панджаба (Пятиречья). Воинственные сикхи (представители религиозного учения, отличающегося от ислама и индуизма) не щадили даже женщин и детей, останавливали поезда, переполненные беженцами, и хладнокровно убивали всех. Убийства индусов проходили и в Пакистане, но гораздо в меньших масштабах. Мусульманская лига пыталась выжить сикхов и индусов, оказавшихся на территории Пакистана. В поисках спасения миллионы беженцев пересекали границу в обоих направлениях, обезумев от ужаса межобщинной войны. Из Индии бежали 9-10 млн мусульман; в Западном Пакистане осталось совсем немного индусов, но в Восточном Пакистане их было около 30 млн. Межобщинные столкновения и убийства происходили и позднее, но никогда не достигали ужасающих размеров 1947 г.
Убийство М. Ганди
Передача власти в Индии от англичан национальному правительству превратилась в катастрофическую бойню. Среди жертв оказался и основатель Индийского национального конгресса М. Ганди, убитый в январе 1948 г. индусским экстремистом. Определённую долю вины в этом кровопролитии несут прежнее колониальное управление, не имевшее чёткой концепции многонационального государства, и новые власти, которые безответственными заявлениями или бездействием способствовали возникновению напряжения.
Политика Индии
После получения независимости в политической жизни Индии утвердилась парламентская система. Первое индийское правительство и ИНК возглавил соратник Ганди Джавахарлал Неру (1889-1964), основатель крупнейшей политической династии: после его смерти премьер-министром в 1966-1977 и 1980-1984 гг. была его дочь И. Ганди, а затем в 1984-1991 гг. правительство возглавил внук — Р. Ганди. Став одним из лидеров движения неприсоединившихся стран, Индия завоевала высокий авторитет на международной арене.
Большую помощь в строительстве современной промышленной Индии оказал Советский Союз, под сильным идеологическим влиянием которого находился Дж. Неру.
Внутриполитические проблемы
Острые внутриполитические проблемы Индии по-прежнему остаются нерешёнными. К ним относится национально-религиозная рознь, которая вылилась в столкновения между индусами и мусульманами, движение сикхов за автономию, выступление на юге страны тамильских сепаратистов (народность в Южной Индии). От рук сикхов в 1984 г. погибла И. Ганди, в 1991 г. в ходе избирательной кампании тамильским террористом был убит Р. Ганди.
Экономика Индии
За годы независимости в Индии были проведены экономические реформы. Наиболее крупной мерой по модернизации страны стала аграрная реформа, ограничившая крупное помещичье землевладение. Но проблема крестьянского безземелья осталась нерешённой.
В 1960-1980-е гг. происходит расширение деятельности государственного сектора.
Было национализировано 14 крупных банков, ограничена деятельность монополий, осуществлена «зелёная революция», решившая продовольственные проблемы страны. Рост и усиление бюрократии, недостаточная эффективность ряда предприятий стали одними из причин изменения экономического курса Индии в 1990-х гг., в ходе которого была национализирована часть организаций государственного сектора, акционирован ряд госпредприятий, открыт индийский рынок для более свободного импорта. Материал с сайта http://wikiwhat.ru
Загрузка…
Индия справляется с продовольственными трудностями, она вошла в первую десятку стран мира по объёму промышленного производства.
Отношения с Пакистаном
В отличие от Индии, в Пакистане была провозглашена исламская республика с сильной президентской властью. Несогласие Пакистана с условиями территориального разграничения, считавшего, что ряд мусульманских регионов ошибочно вошёл в состав Индии, стало причиной неоднократных вооружённых конфликтов между странами.
Образование Бангладеш
В Пакистане, так же как и в Индии, проводились экономические реформы, но менее радикальные. Именно эти реформы вызвали острые противоречия между Западным Пакистаном и Восточной Бенгалией, оппозиционные партии которой выступали за отделение от Пакистана. В 1971 г. началась кровопролитная гражданская война, в результате которой на карте мира появилось новое государство — Народная Республика Бангладеш.
Картинки (фото, рисунки)
Дж. Неру
Категории:
История Индии по периодам
Материал с сайта http://WikiWhat.ru
История экономического развития Индии с момента обретения независимости
Скачать PDF
Предыстория
Задача, за которую взялись демократически избранные лидеры новой независимой Индии в начале 1950-х годов, была не для слабонервных.
Это должно было поднять уровень жизни людей, составлявших одну седьмую часть населения мира, которые получали средний доход, составлявший одну пятнадцатую от среднего американского дохода того времени. 1 Три четверти населения Индии занимались сельским хозяйством, используя примитивные инструменты и методы, либо в качестве обездоленных безземельных рабочих, крайне незащищенных арендаторов по желанию, либо в качестве владельцев небольших участков, зарабатывающих на жизнь своими скудными участками. Уровень грамотности составлял 14 процентов, а средняя продолжительность жизни составляла тридцать два года.
Насколько успешно страна справилась с этой задачей более шестидесяти лет спустя? Графики в этой статье с использованием данных Всемирного банка показывают, как изменились некоторые показатели развития страны за последние полвека. В стране наблюдается рост дохода на душу населения, особенно с 1980-х годов, а также снижение уровня бедности и детской смертности. Эти улучшения не являются незначительными и знаменуют собой резкий выход из близкого застоя, который страна пережила во время британского правления.
Но сравнение с более поздними превосходящими показателями Китая и Южной Кореи, стран с сопоставимым уровнем развития в 1950-х годов показывает, что производительность Индии остается ниже ее потенциала. Как это получилось? В этом эссе содержится отчет о стратегии экономического развития Индии, ее достижениях, недостатках и будущих проблемах.
Первоначальная стратегия
Правительство в 1950-х годах приняло очень специфическую стратегию экономического развития: быстрая индустриализация путем реализации централизованно подготовленных пятилетних планов, которые предусматривали привлечение огромного количества ресурсов и их инвестирование в создание крупного промышленного государства. собственные предприятия (ГП). 2 Выбранными отраслями были отрасли, производящие основные и тяжелые промышленные товары, такие как сталь, химикаты, машины и инструменты, локомотивы и электроэнергетика. Индустриализация проводилась потому, что лидеры полагали, отчасти на основе убеждений некоторых экономистов, что промышленный сектор предлагает наибольшие возможности для роста производства.
Дело не в том, что индийский сельскохозяйственный сектор не предлагал возможностей для роста. Урожайность сельскохозяйственных культур в Индии была довольно низкой по сравнению с другими странами, а недавний голод в 1943 подчеркнули необходимость увеличения производства продуктов питания. Тем не менее, индийские лидеры не хотели делать сельское хозяйство основой своей стратегии. Они считали, что преобладание сельского хозяйства характерно для отсталой экономики, и рост сельского хозяйства в конечном итоге наталкивается на проблему недостаточного спроса. В конце концов, есть ровно столько, сколько люди готовы съесть.
Инвестиции в создание государственных предприятий были выбраны потому, что одной из целей правительства было установление «социалистической модели общества», т. е. использование демократических методов для передачи больших участков производственных ресурсов страны в общественную собственность. Отрасли, производящие основные и тяжелые товары, были выбраны для инвестиций, а не товаров народного потребления, потому что правительство хотело уменьшить зависимость страны от импорта основных и тяжелых промышленных товаров в соответствии с их верой в добродетель национальной опоры на собственные силы.
«Ввозить из-за границы — значит быть рабами
зарубежных стран», — заявил однажды первый премьер-министр Джавахарлал Неру. 3 Производство потребительских товаров, таких как одежда, мебель, средства личной гигиены и аналогичные товары, было предоставлено небольшим частным кустарным предприятиям, которые имели дополнительное преимущество в том, что они были трудоемкими и, следовательно, потенциально могли создавать массовую занятость.
Особый характер выбранной стратегии развития можно понять, сравнив ее с альтернативными стратегиями, которые могли бы быть приняты. Одна из таких стратегий заключалась бы в том, чтобы отдать приоритет государственным инвестициям не в промышленность, а в сельское хозяйство, которое было источником средств к существованию для более чем трех четвертей населения. Инвестиции в сельское хозяйство принимают форму ирригационных проектов, обучения фермеров научным методам ведения сельского хозяйства, строительства сельских дорог и складских помещений, а также сельскохозяйственных исследований и разработок.
Как только сельскохозяйственный сектор был относительно здоров, а бедность его участников несколько сократилась, растущие доходы можно было использовать для финансирования промышленного развития. Планировщики отвергли такую стратегию, потому что отсрочка индустриализации означала, что стране придется продолжать полагаться на импорт необходимых промышленных товаров, в то время как лидеры с нетерпением ждали индустриализации, которую они отождествляли с прогрессом. Люди, которые выступали за приоритет сельского хозяйства над промышленностью, были отвергнуты как реакционеры и, возможно, марионетки Центрального разведывательного управления (ЦРУ).
. Другая стратегия могла заключаться в том, чтобы полагаться на частное предпринимательство для промышленного развития, в то время как правительство сосредоточило свои ресурсы на
инвестициях в инфраструктуру, здравоохранение и образование — сектора, которые не обслуживаются частным сектором.
Хотя лидеры осознавали динамизм частного сектора и существование энергичного предпринимательского класса Индии, они отвергли стратегию, предполагавшую выдающуюся роль частного сектора, из-за приверженности установлению социалистической модели общества, которая, по их мнению, была морально выше. . Как в итоге оказалось, страна пришла в себя в 1990-х годов к принятию этой ранее отвергнутой стратегии.
Чтобы обеспечить успех выбранной правительством стратегии в 1950-х годах, были приняты дополнительные меры. Большинству отраслей была предоставлена значительная торговая защита, чтобы их росту не мешала конкуренция со стороны более эффективных иностранных производителей. Была создана система промышленного лицензирования, чтобы гарантировать, что частные предприятия не будут расширяться за пределы, установленные для них национальными плановиками. Система требовала, чтобы все частные фирмы сверх определенного небольшого размера получали лицензию всякий раз, когда они хотели расширить мощности, произвести новую продукцию, изменить свой набор ресурсов, импортировать ресурсы или переместить заводы.
Система поставила деятельность частного сектора под значительный контроль правительства. Ученые мужи и студенты политической экономии, которые не были социалистами, насмешливо прозвали эту удушающую систему «вольным владычеством», сравнивая этот экономический формат угнетения с политическим контролем империалистического британского владычества.
Их стратегия увеличения сельскохозяйственного производства основывалась на планах реформирования аграрных институтов. По мнению планировщиков, плохие результаты индийского сельского хозяйства были связаны с тем, что земледельцы не владели землей, которую они обрабатывали, поэтому у них было мало стимулов для улучшения земли, которая увеличила бы долгосрочную производительность. Правительство планировало принять закон о перераспределении земли от крупных землевладельцев к фактическим земледельцам и улучшить условия, на которых земледельцы-арендаторы сдавали землю в аренду у землевладельцев. Правительство также планировало организовать мелких фермеров в кооперативы, чтобы их ресурсы можно было объединить для покупки современных инструментов и орудий, а их численность можно было использовать для получения более высоких цен на урожай.
Ожидалось, что помимо увеличения сельскохозяйственного производства, такие реформы также уменьшат бедность огромного класса крестьян.
Первоначальные результаты
Индустриализация имела умеренный успех. Недавно созданные государственные предприятия, хотя и после значительного перерасхода средств и нескольких задержек, производили сталь, химикаты и другие продукты, которые обычно ассоциировались с развитыми странами. Один британский колониальный чиновник в начале двадцатого века однажды усмехнулся, сказав, что готов съесть всю сталь, которую производят индийцы.
Тем не менее, к концу 1950-х гг. на первый план вышли некоторые проблемы, вытекающие из выбранной плановиками стратегии экономического развития, которые обострились в 1960-х и 1970-х годах. Многие государственные предприятия управлялись скорее политическими, чем экономическими соображениями, поэтому они приносили убытки, которые истощали государственные ресурсы, а не увеличивали их, как надеялись планировщики.
Нельзя также рассчитывать на то, что ГП создадут массовую занятость из-за их капитала и навыков, а не из-за трудоемкости. Некоторые предприятия были раздуты и столкнулись с недостаточным спросом на производимую ими продукцию, что вынудило их простаивать часть своих мощностей. Случай с заводом по производству удобрений Haldia является крайним, но показательным примером. Завод был создан в 1970-х годов и насчитывала 1500 человек. Рабочие и менеджеры приходили регулярно, содержали станки в чистоте и рабочем состоянии, часто получали годовые премии и сверхурочные. Они жили в соседнем новеньком поселке, построенном специально для них, с отличными дорогами, школами и домами. Не хватало только одного. Из-за многочисленных проблем завод так и не произвел ни грамма удобрений. Тем не менее правительство поддерживало свет Халдии в течение двадцати одного года. 6
Одним из государственных методов финансирования расходов было создание новых денег, что привело к значительной инфляции.
Расходы, вызванные массовыми инвестициями в госпредприятия, породили новые проблемы. Одним из государственных методов финансирования расходов было создание новых денег, что привело к значительной инфляции. Правительство опасалось политической реакции, которую может вызвать рост цен. Следовательно, оно прибегло к контролю над ценами на товары первой необходимости, что привело к процветанию черных рынков, и правительство обнаружило, что прибегает к все более навязчивому регулированию и участвует в играх с торговцами в кошки-мышки. В какой-то момент правительство даже без особого успеха попыталось национализировать оптовую торговлю зерном. Усилия по контролю над ценами, как правило, терпели неудачу, хотя и привлекали большое внимание общественности и частных лиц.
Планы реформирования аграрных учреждений не оправдались. Стремление к перераспределению земли натолкнулось на политическую оппозицию и противоречило требованиям надлежащей правовой процедуры, поэтому фактически было перераспределено лишь 5 процентов земли.
Создание сельскохозяйственных кооперативов также не состоялось из-за трудностей организации и отсутствия энтузиазма на местах. Сельскохозяйственное производство едва поспевает за ростом населения, а продовольственная безопасность страны остается ненадежной. Недостаток приоритета промышленности над сельским хозяйством для государственных инвестиций стал очевиден, когда страна пережила продовольственный кризис в середине 19-го века.60-х годов, что потребовало срочного крупномасштабного импорта субсидируемого зерна из США. Кризис подорвал заявление правительства о том, что его стратегия приоритета промышленности над сельским хозяйством для государственных инвестиций повысит уверенность страны в своих силах.
Недостаток приоритета промышленности над сельским хозяйством для государственных инвестиций стал очевидным, когда в середине 1960-х годов страна пережила продовольственный кризис, что потребовало срочного крупномасштабного импорта субсидируемого зерна из Соединенных Штатов.
При существовавшем в стране режиме фиксированного обменного курса, высокая инфляция в 1960-х гг. привела к сокращению экспорта страны при увеличении ее импорта, что привело к нехватке иностранной валюты. Дефицит усугублялся импортом продовольствия, необходимым из-за засухи и войны с Пакистаном. Иностранная валюта стала одной из статей, на которую правительству пришлось прибегнуть к нормированию. Отголоски ощущались во всей экономике. Несколько новых фабрик простаивали из-за нехватки иностранной валюты для импорта некоторых необходимых материалов, в то время как другие копили иностранную валюту, чтобы морить голодом своих конкурентов или зарабатывать на черном рынке. Хранение иностранной валюты без лицензии стало правонарушением, наказуемым тюремным заключением. В конечном итоге рупию пришлось девальвировать, что привело к дальнейшим потрясениям в экономической жизни большинства людей.
Между тем, система промышленного лицензирования, призванная обеспечить работу частного сектора в соответствии с пятилетними планами, стала источником большой неэффективности и коррупции.
Микроуправление в частном секторе требовало гораздо больше знаний и технических способностей, чем имели государственные бюрократы. Система опустилась до механизма поощрения политических сторонников правителей, что подорвало доверие народа к неприкосновенности их государственных институтов.
Возможно, самым неудачным наследием приоритета промышленности за счет других альтернатив для инвестиций было то, что скудные государственные ресурсы были отвлечены от здравоохранения и образования. Скудные ресурсы, затрачиваемые на них в Индии, резко контрастируют с обильным вниманием, уделяемым им в Китае и других азиатских странах. Через семьдесят лет после обретения независимости Индии еще предстоит наверстать упущенное на этих фронтах; половина его детей недоедает, половина женщин неграмотны, а две трети населения не имеют элементарных санитарных условий. В результате значительная часть индийцев сегодня не может напрямую воспользоваться возможностями, открывшимися в результате недавнего поворота страны в сторону рыночной экономики и глобализации.
Изменение стратегии
В ответ на продовольственный кризис середины 1960-х правительство изменило свою сельскохозяйственную стратегию. Вместо того, чтобы настаивать на реформе аграрных институтов, оно начало гарантировать фермерам более высокие цены на урожай и использовать субсидии для поощрения использования современных средств производства, таких как химические удобрения и высокоурожайные сорта зерна, выведенные в других частях мира. Возникший в результате всплеск производства — так называемая «зеленая революция» конца XIX в.60-е годы — сделали страну самодостаточной в продовольственном зерне. Эта стратегия вызывала споры, поскольку увеличивала экономическое неравенство между фермерами. Чтобы иметь наибольшие шансы на успех, правительство должно было сосредоточить свою стратегию на орошаемых районах — тех самых частях страны, которые и без того находились в относительно хорошем состоянии. Использование субсидируемых ресурсов также было самым высоким среди крупных землевладельцев из-за их более высокого уровня образования, кредитоспособности и способности нести риск, связанный с внедрением новых методов.
Однако после 1965 г. стратегия в отношении промышленности стала более интервенционистской. Рассмотрение всех причин этого не должно останавливать нас здесь; есть веские основания полагать, что интервенционистский поворот был циничной уловкой нового премьер-министра Индиры Ганди для укрепления своей власти в ответ на определенные политические события. Новая политическая позиция демонстрировала подозрительное отношение к крупным фирмам и предпочтение к малым. Система лицензирования накладывала дополнительные ограничения на деятельность крупных фирм, сдерживая их рост.
В той мере, в какой успех крупных фирм был обусловлен их превосходными техническими или организационными возможностями, сокращение их роста означало, что эти возможности оставались недоиспользованными. Задержки и произвол в выдаче промышленных лицензий привели к перебоям в поставках и нехватке многих потребительских товаров. Например, в 1970-х существовала восьмилетняя очередь для желающих купить скутер — излюбленное транспортное средство индийцев из среднего класса.
Спустя тридцать пять лет после обретения независимости руководство Индии так и не выполнило в какой-либо значительной степени свое обещание повысить уровень жизни.
Резервирование потребительских товаров для малых предприятий означало, что выгоды от экономии на масштабе были упущены, что привело к производству некачественных и дорогих товаров, которых избегали иностранцы, а у отечественных потребителей не было иного выбора, кроме как принять. Между тем, такие страны, как Южная Корея и Тайвань, обогащались за счет экспорта именно этой категории товаров. Именно в это время у индийцев появилось повальное увлечение иностранными продуктами, импорт которых был ограничен, а термин «импортный» стал синонимом «высокого качества». 9Результатом такой политики стал экономический застой. Доход на душу населения в стране рос в среднем менее чем на 1 процент в год в период с 1966 по 1980 год, темпы, которые были слишком низкими, чтобы повлиять на массовую бедность страны. Спустя тридцать пять лет после обретения независимости руководство Индии так и не выполнило в какой-либо значительной степени свое обещание повысить уровень жизни.
Кроме того, годы риторики о быстром развитии повысили ожидания людей в отношении качества жизни.
Экономический застой в сочетании с высокой инфляцией, вызванной печатанием государством огромных сумм денег, породил политические волнения и народное волнение, на которое Индира Ганди отреагировала, объявив чрезвычайное положение в стране в 1919 г.75. Воспользовавшись приостановкой демократических процедур и требований надлежащей правовой процедуры, вызванной чрезвычайной ситуацией, премьер-министр попытался принять жесткие меры, включая быстрое перераспределение земли и принудительную стерилизацию в рамках контроля над населением. Эти программы плохо управлялись, способствовали нарушениям прав человека, не смогли улучшить экономическую ситуацию и вызвали ряд непредвиденных последствий. Например, попытки правительства погасить долги бедных фермеров привели к тому, что неформальные источники кредита фактически иссякли, и банки оказались не в состоянии наверстать упущенное. Хаос, порожденный бессистемными и плохо управляемыми интервенциями, вызвал общественную реакцию и испортил во многих умах весь интервенционистский подход к экономическому развитию.
К 1980-м годам значительное число влиятельных людей пришли к выводу, что правительство не обладает политическими и административными возможностями для успешного управления контролируемой экономикой, обеспечивающей экономический рост. Ганди, наказанная политическими поражениями, последовавшими за ее более ранними попытками ввести строгий контроль, согласилась на ослабление некоторых из них. Ее сын, получивший образование в Кембридже, Раджив Ганди, сменивший ее на посту премьер-министра, провел дальнейшую либерализацию. Некоторые отрасли и виды деятельности были освобождены от требований лицензирования. Такие меры помогли вызвать устойчивый промышленный рост в конце 19-го века.80-е годы.
На пути к повороту
Когда в 1991 году нехватка иностранной валюты снова угрожала кризисом, правительство решительно отказалось от прежней политики. К тому времени интеллектуальный консенсус в пользу государственных, импортозамещающих стратегий развития сильно ослаб. Распад Советского Союза существенно дискредитировал централизованное планирование, а успех восточноазиатских стран, основанный на экспорте, высветил недостатки модели развития, обращенной внутрь себя.
Кроме того, культурные изменения в Индии, заключающиеся в снижении акцента на аскетизме и большем принятии стремления к материальной выгоде, сделали несостоятельным обширный экономический контроль. 7 По указанию Международного валютного фонда (МВФ), который оказал помощь во время валютного кризиса, а также по собственному желанию, правительство объявило о крупных экономических реформах. Почти в одночасье она аннулировала лицензию Raj, снизила налоговые ставки и импортные пошлины, убрала контроль над ценами и выходом на рынок новых фирм, выставила на продажу несколько госпредприятий и расстелила дорожку для иностранных инвесторов. Вместо социализма руководящими принципами политики стали либерализация, приватизация и глобализация.
Доля страны в мировой торговле увеличилась с 0,4 процента накануне реформ до 1,5 процента в 2006 году, а нехватка иностранной валюты, которая когда-то была хронической головной болью для политиков, теперь заменена резервами, превышающими 350 миллиардов долларов США.
. .
Экономика ответила всплеском роста, который в среднем составлял 6,3 процента в год в 1990-х и начале 2000-х годов, что вдвое больше, чем в более ранние периоды времени. Нехватки исчезли. Накануне реформ государственная телекоммуникационная монополия установила пять миллионов стационарных телефонов по всей стране, и очередь на получение новой линии составляла семь лет. В 2004 году частные сотовые компании привлекали новых клиентов в количестве пяти миллионов в месяц. Число людей, живущих за чертой бедности, сократилось на 1993 и 2009 г. с 50 процентов от общей численности населения до 34 процентов. Точные оценки варьируются в зависимости от используемой черты бедности, но даже альтернативные оценки указывают на сокращение бедности после 1991 года, которое является более быстрым, чем в любое другое время после обретения независимости. Доля страны в мировой торговле увеличилась с 0,4 процента накануне реформ до 1,5 процента в 2006 году, а нехватка иностранной валюты, которая когда-то была хронической головной болью для политиков, теперь заменена резервами, превышающими 350 миллиардов долларов США, что вызвало споры о том, что делать с «избыточными резервами».
8
Перед Индией остается несколько серьезных экономических проблем. Экономика разделилась на высокопроизводительный, современный и глобально интегрированный формальный сектор, в котором занято около 10 процентов рабочей силы, и низкопроизводительный сектор, состоящий из сельского хозяйства и неформальной городской деятельности, в котором занято 90 процентов рабочей силы. Сектора, которые испытали наибольший рост, — это услуги и капиталоемкое производство. Показательно, что ИТ и фармацевтика являются двумя секторами экономики, получившими международное признание. Такие отрасли, как правило, городские, и в них работают в основном квалифицированные рабочие. Тем не менее на пути Индии предстоят миллионы низкоквалифицированных рабочих мест в обрабатывающей промышленности, которые позволили беднякам в странах Восточной Азии подняться в средний класс. Компании не хотят создавать трудоемкое производство, потому что индийское трудовое законодательство является одним из самых строгих в мире.
Например, производственная единица, нанявшая более 100 рабочих, не может уволить ни одного из них без разрешения правительства, которое редко предоставляется. 9 Либерализация трудового законодательства, как правило, наталкивается на жесткое политическое сопротивление. Вторая причина нехватки рабочих мест в обрабатывающей промышленности заключается в том, что инфраструктура страны относительно несовершенна, и поэтому компании, все чаще практикующие своевременное управление запасами, не считают рентабельным включать Индию в свои глобальные цепочки поставок. 10
Предоставление государственных услуг в Индии ужасно плохое. Государственные школы и клиники недофинансируются и неадекватно контролируются, а их работники демонстрируют низкий моральный дух и высокую прогулы. Однако такие государственные учреждения редко несут ответственность за свою работу. 11 Средний класс в значительной степени отказался от системы в пользу частного здравоохранения, школ и транспорта, поэтому политическое давление с их стороны с целью улучшения системы невелико.
У большинства индийцев среднего класса теперь есть даже электрогенераторы, чтобы справляться с ежедневными отключениями электричества. Бедняки берут на себя основную тяжесть заброшенных общественных служб. По данным Детского фонда Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ), в Индии ежегодно умирают два миллиона детей от легко предотвратимых болезней, а уровень иммунизации в Индии является одним из самых низких в мире. Уровни загрязнения воздуха в городских районах создают серьезный кризис для общественного здравоохранения. Согласно опросу Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), тринадцать из двадцати самых загрязненных городов мира являются индийскими. 12 Страна по-прежнему в значительной степени зависит от недорогого угля для производства электроэнергии и проявляет очень мало желания переходить на альтернативные источники энергии.
Учитывая текущую политику и состояние управления в Индии, трудно увидеть очевидный путь в средний класс для множества людей, все еще остающихся в нищете.
Мировой спрос на низкооплачиваемую, низкоквалифицированную рабочую силу для пошива футболок или сборки телевизоров уже не тот, что был раньше, потому что сейчас производство становится все более механизированным, и часть его «перекоординируется» обратно в богатые страны. Для нескольких сотен миллионов бедняков со слабым здоровьем и низким уровнем образования стране придется найти способ преодолеть технические, институциональные и экономические барьеры на пути развития способностей, необходимых для функционирования в экономике двадцать первого века. Это задача не для слабонервных.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Цифра рассчитана на основе предполагаемого дохода на душу населения в двух странах. См. базу данных The Madisson-Project (2013) на http://tinyurl.com/pvqeuay.
2. Подробное исследование того, как была выбрана такая стратегия, Франсин Франкель приводится в Политическая экономия Индии: 1947-2004 , 2-е изд. (Оксфорд: издательство Оксфордского университета, 2005 г.
).
3. Арвинд Панагария, Индия: зарождающийся гигант (Нью-Йорк: Oxford University Press, 2008), 25.
4. Вольфганг Месснер, Работа с Индией (Берлин: Springer Publishing, 2009), 49.
Институт стали.
6. Этот и многие другие случаи экономических дисфункций той эпохи описаны бывшим генеральным директором и общественным деятелем Гурчараном Дасом в его мемуарах India Unbound: From Independence to Information Age (New Delhi: Penguin Books India, 2000).
7. Подробнее см. Nimish Adhia, «The Role of Ideological Change in India’s Economic Liberalization», The Journal of Socio-Economics 44, issue C (2013): 103–111.
8. Panagariya обеспечивает подробный академический справочник по экономической политике Индии и ее влиянию на India: An Emerging Giant .
9. Джагдиш Бхагвати и Арвинд Панагария дают более полный отчет о трудовом законодательстве Индии в India’s Tryst with Destiny (Нью-Йорк: Harper Collins, 2012).
10. Робин Мередит хорошо описывает многонациональные цепочки поставок двадцать первого века в главе 5 своей книги «Линия разборки» в книге «Слон и дракон » (Нью-Йорк: W.W. Norton & Company, 2007).
11. Хорошие отчеты о жизни бедняков Индии и причинах дисфункции государственных служб страны даны Джин Дрез и Амартья Сен в An Uncertain Glory: India and its Contradictions (Princeton: Princeton University Press, 2013 ), а также Эстер Дюфло и Абхиджит Банерджи в Экономика бедных: радикальное переосмысление способов борьбы с глобальной бедностью (Нью-Йорк: PublicAffairs, 2011).
12. «Тринадцать из двадцати самых загрязненных городов мира — индийские», Quartz India , последнее изменение 7 декабря 2014 г., http://tinyurl.com/nyekwwk.
Экономическое развитие | Определение, примеры, программы, важность и факты
Асуанская плотина
См. все СМИ
- Ключевые люди:
- Абхиджит Банерджи Эстер Дюфло Гуннар Мюрдал Теодор Уильям Шульц Джагдиш Бхагвати
- Похожие темы:
- внешняя помощь фордизм промежуточная технология дирижизм Совместное развитие технологий
См.
весь связанный контент →
экономическое развитие , процесс, посредством которого простая национальная экономика с низким доходом трансформируется в современную индустриальную экономику. Хотя этот термин иногда используется как синоним экономического роста, обычно он используется для описания изменений в экономике страны, включающих как качественные, так и количественные улучшения. Теория экономического развития — как примитивная и бедная экономика может превратиться в сложную и относительно процветающую — имеет решающее значение для слаборазвитых стран, и обычно именно в этом контексте обсуждаются вопросы экономического развития.
Экономическое развитие впервые стало серьезной проблемой после Второй мировой войны. Когда эпоха европейского колониализма закончилась, многие бывшие колонии и другие страны с низким уровнем жизни стали называться слаборазвитыми странами, в отличие от экономики развитых стран, под которыми понимались Канада, Соединенные Штаты, страны западных Европа, большинство стран Восточной Европы, тогдашний Советский Союз, Япония, Южная Африка, Австралия и Новая Зеландия.
Поскольку в последующие десятилетия уровень жизни в большинстве бедных стран начал расти, они были переименованы в развивающиеся страны.
Не существует общепринятого определения того, что такое развивающаяся страна; также нет ничего из того, что составляет процесс экономического развития. Развивающиеся страны обычно классифицируются по критерию дохода на душу населения, и обычно считается, что экономическое развитие происходит по мере роста доходов на душу населения. Доход на душу населения в стране (который почти синонимен объему производства на душу населения) является наилучшей доступной мерой стоимости товаров и услуг, доступных для общества в расчете на одного человека в год. Хотя существует ряд проблем с измерением как уровня дохода на душу населения, так и темпов его роста, эти два показателя лучше всего подходят для оценки уровня экономического благосостояния в стране и ее экономического роста.
Прежде чем анализировать причины недостаточного развития, следует рассмотреть некоторые статистические и концептуальные трудности использования общепринятого критерия отсталости.
Статистические трудности хорошо известны. Начнем с неловких пограничных случаев. Даже если анализ ограничивается слаборазвитыми и развивающимися странами Азии, Африки и Латинской Америки, существуют богатые нефтью страны, которые имеют доход на душу населения намного выше остальных, но в других отношениях являются слаборазвитыми по своим общим экономическим характеристикам. Во-вторых, существует ряд технических трудностей, из-за которых доход на душу населения во многих слаборазвитых странах (выраженный в международной валюте, такой как доллар США) является очень грубым показателем их реального дохода на душу населения. К этим трудностям относятся несовершенство основных статистических данных о национальном доходе и населении, неадекватность официальных обменных курсов, по которым национальные доходы в пересчете на соответствующие национальные валюты пересчитываются в общий знаменатель доллара США, а также проблемы оценки стоимость неденежной составляющей реальных доходов в слаборазвитых странах.
Наконец, существуют концептуальные проблемы в интерпретации значения международных различий в уровне дохода на душу населения.
Хотя трудности с измерениями дохода хорошо известны, показатели дохода на душу населения достаточно хорошо коррелируют с другими показателями экономического благосостояния, такими как ожидаемая продолжительность жизни, уровень детской смертности и уровень грамотности. Другие показатели, такие как состояние питания и наличие больничных коек, врачей и учителей на душу населения, также тесно связаны с уровнем дохода на душу населения. Хотя разница, скажем, в 10 процентов в доходах на душу населения между двумя странами не обязательно свидетельствует о разнице в уровне жизни между ними, фактически наблюдаемые различия имеют гораздо большую величину. Доход на душу населения в Индии, например, оценивался в 270 долларов в 1919 году.85. Напротив, в Бразилии стоимость оценивалась в 1640 долларов, а в Италии — в 6520 долларов. Хотя экономисты приводят ряд причин, по которым вывод о том, что уровень жизни в Италии в 24 раза выше, чем в Индии, может быть завышен, никто не сомневается в том, что уровень жизни в Италии значительно выше, чем в Бразилии, которая, в свою очередь, выше, чем в Индии.
с большим отрывом.
Интерпретация низкого уровня дохода на душу населения как показателя бедности в материальном смысле может быть принята с двумя оговорками. Во-первых, уровень материального благосостояния зависит не от дохода на душу населения как такового, а от потребления на душу населения. Они могут значительно различаться, когда большая часть национального дохода отвлекается от потребления на другие цели; например, через политику принудительного сбережения. Во-вторых, бедность страны точнее отражает репрезентативный уровень жизни основной массы ее населения. Это может быть намного ниже простого среднего арифметического дохода или потребления на душу населения, когда национальный доход распределяется очень неравномерно и существует большой разрыв в уровне жизни между богатыми и бедными.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подписаться сейчас
Обычное определение развивающейся страны принято Всемирным банком: «развивающиеся страны с низким доходом» в 1985 году определялись как страны с доходом на душу населения ниже 400 долларов; «развивающиеся страны со средним уровнем дохода» были определены как страны с доходом на душу населения от 400 до 4000 долларов США.
Безусловно, страны с одинаковым доходом на душу населения в остальном могут не быть похожими друг на друга: некоторые страны могут получать большую часть своих доходов от капиталоемких предприятий, таких как добыча нефти, в то время как другие страны с аналогичным доходом на душу населения могут иметь более высокие доходы. многочисленные и более продуктивные способы использования своей рабочей силы для компенсации отсутствия богатства в виде ресурсов. Например, в Кувейте доход на душу населения в 1919 году оценивался в 14 480 долларов.85, но 50% этого дохода приходится на нефть. В большинстве случаев экономические и социальные показатели Кувейта были значительно ниже показателей других стран с аналогичным доходом на душу населения. Экономика с централизованным планированием также обычно считается отдельным классом, хотя Китай и Северная Корея повсеместно считаются развивающимися странами. Основная трудность заключается в том, что цены в меньшей степени служат индикаторами относительного дефицита в странах с централизованно планируемой экономикой и, следовательно, менее надежны в качестве индикаторов наличия товаров и услуг на душу населения, чем в странах с рыночной экономикой.




. .