Екатерина вторая в молодости портреты: Портрет Екатерины II — Третьяковская галерея

В храме Фемиды, с саблей и др


Монархи всегда стремились запечатлеть себя в роскошном убранстве, окруженными символами власти и величия, а должность придворного художника таила в себе и соблазны, и опасности. Немало парадных и камерных портретов донесли до нас облик великой русской императрицы – Екатерины II. То, как менялась с течением времени ее внешность и характер, какие наряды она носила и какие занятия предпочитала, отдыхая от государственных дел – рассказывают портреты.

Еще не императрица: работы Георга-Кристофора Гроота

Портреты молодой Екатерины.

Ранние портреты Екатерины принадлежат кисти Георга-Кристофора Гроота. Гроот умер в тридцать три года, проработав в России всего восемь лет в числе нескольких других приглашенных в страну зарубежных художников. Молодая Екатерина, еще только предчувствующая свою великую судьбу, выглядит живой, энергичной, непоседливой девушкой. Гроот мало льстил своим заказчикам. Тщательно выписывая драгоценности и регалии, следуя европейской моде, он был беспощадно точен в изображении врожденных черт – и потому даже мягкость письма и тонкие оттенки не скрывают резкости, силы и решительности будущей императрицы.

Коронационные портреты – Стефано Торелли и Федор Рокотов

Портрет, написанный Стефано Торелли.

Коронационный портрет, написанный Торелли, известен не особенно широко – и самой императрице не особенно нравился. Чрезмерно декоративный, буквально блистательный – императрица, пусть ее образ строг, а взгляд цепок, теряется среди мехов и бриллиантов. Торелли, уроженец Болоньи и вообще плодовитый на портреты русской знати художник, писал ее и в облике богини Минервы, дарующей награды ученым и живописцам. Полотно это – торжественное, но в то же время невесомое, наполненное аллегориями и в документальном отношении малозначимое.

Екатерина II в образе Минервы.

Каноничный портрет же императрицы из учебников истории, где она предстает перед зрителем в профиль, написан Федором Рокотовым в в Петергофе в 1763-м году, в честь ее коронации. Выбор художника для коронационного портрета казался довольно необычным. Прежде Екатерину писал Иван Аргунов, крепостной художник графа Петра Шереметева, – живописец гораздо более именитый и прославленный. Коронационный портрет был создан Аргуновым по памяти, Екатерина ему не позировала – государыню «побоялись беспокоить». Работа была представлена ей перед отъездом на коронацию и получила сдержанное одобрение. Она отметила, что в целом получилось похоже, выразила желание в дальнейшем позировать лично и взяла портрет с собой в Москву.

Коронационный портрет, написанный Аргуновым.

Рокотову же тогда не было и тридцати. Как и Аргунов, он происходил из крепостных. В его творческом багаже уже значились портреты свергнутого супруга императрицы, но… Но именно Рокотов вошел в число ее любимых художников.

Эталонное изображение императрицы создано Рокотовым.

Он создал не просто образ Екатерины Великой- он создал метафору российского просвещенного абсолютизма. В лице, позе, взгляде и жестах Екатерины сквозит сила и власть, сдерживаемые холодным расчетливым разумом. Однако спустя несколько лет Рокотов, обласканный властью, внезапно разорвал все связи с Академией и уехал в Москву, которая тогда, в отличие от Петербурга, не бурлила от интриг знати. Впоследствии он, впрочем, также написал еще несколько портретов императрицы.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Как сын крепостной и князя стал любимым художником императрицы и московской знати: Федор Рокотов.

Законодательница

Екатерина II — законодательница в храме богини Правосудия.

В храме Богини Правосудия – разумеется, аллегорическом – писал императрицу Дмитрий Левицкий. Идея портрета, возможно, принадлежит архитектору, садоводу и историку Николаю Львову. Екатерина сжигает маковые цветы на алтаре Фемиды – то есть жертвует сном и отдыхом во имя всеобщего блага. У ее ног лежат свитки, где начертаны законы, вместо короны в волосах императрицы – лавровый венок. Этому портрету посвящали стихи, называя Екатерину «российским божеством», Левицкому начали подражать другие художники. По этому же портрету скульптор Федот Шубин в 1790 году выполнил скульптуру «Екатерина II – законодательница».

Портрет Екатерины Великой.

Левицким созданы и другие ее портреты, хотя сравниться по популярности с «Законодательницей» они уже не смогли. Например, в 1782 году – в честь празднования двадцатилетия вступления императрицы на престол. Тогда же был учрежден орден Святого Владимира, собственно, и изображенный на том же портрете приколотым к горностаевым мехам.

Императрица без мантии и короны

Портрет Екатерины II в дорожном костюме.

Во время путешествия в 1787 году живописец князя Потемкина Михаил Шибанов написал портрет Екатерины в дорожном костюме. О ее статусе говорит лишь тускло мерцающий в полумраке орден Андрея Первозванного. Одежда почти лишена отделки, прическа небрежна… Живописец не идеализирует модель — здесь Екатерина уже немолода, она выглядит бледной и уставшей от долгой дороги и государственных дел. Впрочем, этот простой и очень личный портрет ей нравился, и она неоднократно заказывала копии и гравюры с него.

Портрет Екатерины II в гвардейском мундире на коне Бриллианте.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Какими подарками радовала своих фаворитов императрица Екатерина Великая.

А вот императрице едва за тридцать, а в руке у нее обнаженная шпага – «Портрет Екатерины II в гвардейском мундире на коне Бриллианте» кисти датчанина Вигилиуса Эриксена. Это не просто портрет. Это – свидетельство о том дне, когда будущая императрица повела войско из Петербурга в Ропшу, где Петр III добровольно отрекся от престола. Тогда решалась не только ее судьба, но и будущее всей России. Екатерина нередко вспоминала об этом времени, а портрет Эриксена неоднократно копировали, в том числе и в технике гравюры.

Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке.

Но, пожалуй, самый неформальный портрет Екатерины II создан Владимиром Боровиковским – «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке». По памяти – поэтому сходство с реальной внешностью императрицы сомнительно, хотя художник, разумеется, видел ее и лично, и на других портретах. Для изображения самой фигуры ему позировала Мария Перекусихина, камер-юнгфрау, фаворитка и просто близкая подруга Екатерины. Простой салоп и чепец, трость, английская левретка у ног – немолодая помещица совершает моцион. Само полотно императрице не понравилось, однако получило широкую известность и популярность. Секрет, должно быть, в том, что видеть монархов обыкновенными людьми – немного странно и по-своему завораживает.

Пусть многие любят порассуждать о возлюбленных великой императрицы, но не чужда была ей и простая женская дружба. Кем они были — те женщины, которым она доверяла свои секреты?

Текст: Софья Егорова.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Нравится

Портрет Екатерины II — Саблуков И.С. Подробное описание картины, фото картины в хорошем качестве, аудиогид, интересные факты. Официальный сайт Artefact

#1

5Z2A0241.JPG

Саблуков И.С.

Портрет Екатерины II

#2

Императрица Екатерина II дважды побывала в Смоленске. В первый свой приезд в 1780 году Екатерина Алексеевна встречалась в Смоленске с австрийским императором Иосифом II. В память вечерней прогулки Иосифа в центре Смоленска был заложен городской сад Блонье.

В январе 1787 года во время путешествия в Крым императрица остановилась в Смоленске, где давала балы, крестила детей смоленских дворян, оказывала благотворительную помощь. В «Журнале путешествия Её Императорского Величества в Полуденные страны» имеется описание этого визита Екатерины в Смоленск. Смоленское дворянство надолго сохранило память об этом приезде. Неслучайно во многих домах и учреждениях города находились портреты великой императрицы.
Один из таких портретов был приобретён музеем в 1923 году. Портрет был записан в книгу поступлений как работа художника Саблукова.

Русский художник Иван Семёнович Саблуков родился в 1735 году. В детстве, обладая замечательным голосом, Иван был привезен в Петербург и определен в группу придворных-певчих. В 1753 году группу певчих расформировали, ввиду их возмужания и ломки голосов.

Подростки были переданы на обучение художественному делу. Саблуков попал в ученики к художнику Ивану Аргунову, позже продолжил обучение живописи под руководством Левицкого.
В 1762 году из подмастерьев Саблуков становится адъюнктом Академии, а уже в 1765 году удостаивается звания академика портретной живописи, действительного члена академии художеств.
Тогда, с началом правления Екатерины II, только начала создаваться целостная система художественного образования, по всей стране организовывались художественные школы. Устроителем одной из первых провинциальных рисовальных школ при Харьковском Коллегиуме в 1767 году и стал академик Иван Семенович Саблуков.

На смоленском портрете императрица изображена погрудно. На плечи Екатерины наброшена горностаевая мантия — один из общепризнанных символов императорского статуса. На груди императрицы — лента и звезда ордена Святого Андрея Первозванного. Причёска украшена бриллиантовой диадемой со спадающим на лоб каплевидным бриллиантом.

При сравнении смоленского портрета с известным коронационным портретом императрицы кисти Саблукова становится ясно, что, скорее всего, мы имеем дело с очень вольной трактовкой образа, созданного украинским мастером. В портрете из коллекции Смоленского музея изменена композиция, поворот, а также значительная часть деталей. Например, на портрете Саблукова нет звезды ордена Андрея Первозванного. Вместо неё на груди императрицы изящное бриллиантовое украшение. На портрете из Смоленского музея даже внешность императрицы имеет несколько иные характеристики. Можно предположить, что неизвестный художник использовал в качестве оригинала одну из популярных гравюр с изображением Екатерины Великой.

#3

Министерство культуры Российской Федерации

Русские портреты Виже Лебрен

Перепечатано из Gazette des Beaux Arts, июль-август 1967 г.

Домашняя страница Виже Ле Брун | Указатель художественных страниц
Галерея Виже Ле Брун | Биографии Виже Ле Брен



Русские портреты мадам Виже Лебрен
BY Лада Николенко
Список русских портретов | Женские портреты | Портреты мужчин
Княгиня Долгорукая
1797 — Фигура 1
Арт Страница 27
Мадам Виже-Лебрен провела в России шесть лет и, кажется, искренне полюбила ее. Конечно, она преувеличила, когда писала, что там никогда не увидишь пьяного человека или что все русские люди жили очень счастливо при Екатерине II, но в целом она испытала там большое сердечное гостеприимство и ее талант был высоко оценен. . По ее воспоминаниям. она вошла в Петербург 25 июля. Там она оставалась до 15 октября 1800 г., когда уехала в Москву. В середине марта 1801 г. она вернулась в Петербург, чтобы через некоторое время в том же году покинуть его. «Перейдя российскую границу, я расплакался, — пишет художник, — я хотел повторить свое путешествие и поклялся, что вернусь к тем, кто так долго возлагал на меня знаки дружбы и преданности и чья память всегда в памяти». мое сердце » . Но ей больше никогда не суждено было увидеть страну, которую она считала своей второй родиной.
Княгиня Голицына
1799 — Рисунок 2
Арт-страница 108
Среди ее русских друзей, которых было много, богатых, влиятельных и состоятельных Образованная семья Строгановых играла заметную роль, и она написала несколько портретов ее членов еще до приезда в Россию.
Г-жа Виже Лебрен также причисляла к своим друзьям на берегах Невы поразительно красивую княгиню Екатерину Долгорукую (рис. 1) и ее все еще очаровательную мать княгиню Марию Барятинскую. Будучи самой красивой, г-жа Виже Лебрен питала большую слабость к красоте других людей и находила их в изобилии при русском дворе и в домах русской аристократии, еще свежей в своем первом расцвете жизненных сил, жизнерадостности и всего остального. очарование его почти любовной встречи с западной культурой. Одним словом, Элизабет Виже-Лебрен познакомилась с лучшими представителями того общества, которое в одном поколении должно было произвести на свет Пушкина.
Джули Нигрис
1799 — Рисунок 3
Арт Страница 9
В ее списке портретов, сделанных в России, Виже Лебрен насчитывает сорок пять работ, но, собранное из каталогов, писем и воспоминаний, ее русских портретов насчитывается шестьдесят семь, что, вероятно, еще не завершено.
Некоторые из них трудно проследить, и они навсегда потеряны в результате революции и гражданской войны в России. Некоторые из них были увезены русскими эмигрантами, а затем проданы, как правило, с потерей своих первоначальных названий, слишком длинных и слишком странных для их западных покупателей. На самом деле, большинство портретов русских натурщиков, написанных французскими, итальянскими или скандинавскими художниками, сменили личность за границей.
Ирина Воронцова
1797 — Рисунок 4
Арт-страница 108
Такова судьба одного из самых живописных и малоизвестных портретов русской натурщицы, написанного Виже-Лебрен в Петербурге в 1790-е годы, — портрета княгини Евдокии Ивановны Голицыной, урожденной Измаиловой (рис. 2). Хотя она подписана и явно написана с вдохновением и фантазией, она не упоминается художницей ни в ее списке, ни в ее воспоминаниях.
Этот портрет прелестной темноволосой женщины, идущей с корзиной цветов на голове на фоне итальянского пейзажа, был показан на большой Выставке русских портретов в Таврическом дворце в Санкт-Петербурге в 1905 . Барон Врангель в своей статье «Иностранные художники в России» дает восторженное описание этого портрета княгини Голицыной, «идущей томной и прелестной, с корзиной цветов на голове». Натурщиком этого итальянского портрета была действительно замечательная женщина. Прославленная красавица, чудачка, хозяйка салона, математик и великий патриот. Она была известна в Петербурге под именем «принцессы де Минуит» потому, что однажды цыганка предсказала ей смерть в постели в ночные часы и все приемы в ее нарядном доме устраивались очень поздно ночью, чтобы она не упала. она спала в течение времени, которое она считала роковым.Красота ее была классического южного типа, с темными локонами и глазами и Томным выражением.Молодой Пушкин, бывавший в ее салоне, очень восхищался ею, и один из ее друзей, Александр Тургенев, пишет в одно — письма, что «когда она не Пифия на треножнике, а простая женщина в кресле, она восхитительна».
Из этих слов можно заключить, что прекрасная принцесса иногда могла зайти слишком далеко в своих порывах мистического вдохновения.0013
Графиня Мария Потоцкая
1795-01 — Рисунок 5
Арт-страница 95
Этот портрет, ранее находившийся в Строгановском собрании, был продан в Берлине в 1931 году. Его несколько измененный вариант был продан в Париже в 1928 году, как портрет г-жи Нигрис, дочери художника (рис. 3), написанный в Италии. . Предыстория ввела атрибутировщиков в заблуждение. Он был написан в России, и мадам Виже Лебрен использовала его для одного из тех «различных пейзажей, написанных маслом и мелками в Неаполе», перечисленных в ее мемуарах. И мадемуазель Лебрен, и княгиня Голицына родились в 1780 году. Но в то время, когда художник был в Италии, им было еще тринадцать лет. На портрете изображена очень юная, но уже взрослая женщина, принцессе было семнадцать или восемнадцать, когда мадам Виже Лебрен написала ее в России в конце 179 г. 0 с. К сожалению, местонахождение этих портретов неизвестно. Его необычная натурщица также дважды изображалась другими художниками в образе Вестале Егорова (Третьяковская галерея) и улыбчивой салонной красавицы Грасси (Музей русской литературы, Ленинград).
Принцесса Юсупова
1797 — Рисунок 6
Арт Страница 18
Мина Виже Лебрен написала также портрет старшей сестры княгини Голицыной, графини Ирины Ивановны Воронцовой (рис. 4) (в ее списке написано «Воранхофф»). Ранняя овдовевшая графиня, казалось, сильно отличалась от своей блестящей сестры, но, тем не менее, вызывала большое восхищение и уважение за ее прямолинейный характер, здравый смысл в домашних делах и прекрасное образование ее единственного сына. Не прославившаяся своей красотой, но разделяющая литературные вкусы многих своих друзей и современников, она нарисована с раскрытым томом Расина на столе перед ней. Она одета в простое платье в стиле ампир и шаль, а традиционный шарф, небрежно обернутый вокруг ее головы, позволяет ее вьющимся волосам падать на шею. Портрет подписан и датирован 179 г.7 и его нынешнее местонахождение также неизвестно.
Княгиня Голицына
1797 — Фигура 7
Арт Страница 18
Большинство русских портретов мадам Виже-Лебрен отмечены какой-то притягательной простотой, уютным ощущением непринужденности и непозантности, что, пожалуй, является, говоря о русской портретной живописи вообще, одной из самых замечательных ее черт. Действительно, дама, написанная Боровиковским Кипренским, в белом ампирном платье посреди зеленого парка, всегда немного менее романтична и элегантна, чем ее западная современница, но почти всегда более естественна, беспечна и непритязательна. Конечно, простота и чувственность уже были в моде до того, как мадам Виже Лебрен приехала в Россию, и она нарисовала Марию-Антуанетту и других дам в простых платьях и удобных позах и впервые представила это русскому обществу. Но в гостеприимной теплой атмосфере русских домов эта тенденция получила еще большее развитие в плане расслабления, и многие портреты Мин Виже Лебрен отражают это настроение.
Графиня Скавронская
1790 — Фигура 8
Арт Страница 37
Однако в некоторых случаях она возвращалась к более театральным представлениям, напр. портрет прекрасной княгини Долгорукой (рис. 1), которую она написала по собственному желанию как «Сивиллу», повторяющую с небольшими изменениями ее знаменитый портрет леди Гамильтон. Вкус уходящего XVIII века вновь проявляется и в таких портретах, как портрет графини Марии Потоцкой (илл. 5), написанный в Петербурге в 179 г.5 полулежа на диване с голубем в руке или на портрете одной из племянниц Потемкина княгини Татьяны Юсотиповой (рис. 6), сидящей в парке (кат. 17), упираясь локтем в тумбу, держась Венок в руках и сама увенчана цветами. В остальном ее натурщицы изображены уютно сидящими на одном из тех длинных широких диванов, которые с таким удовольствием вспоминал художник, опираясь на бархатную подушку, как другая княгиня Голицына (Анна Александровна) (рис. 7), так называемая «княгиня Баурис», чья большой портрет сейчас находится в Художественном музее Балтимора. К этой же группе уютных образов с бархатной подушкой относится портрет графини Екатерины Владимировны Апраксиной, суровая красота которой принесла ей прозвище «Венера в курру» во время ее визита в Париж и которую Пушкин послужил прообразом для своей «Пик-дамы». «Венерой Москвичкой» называли в молодости. В качестве настоящей старой «Пик-дамы» своего рассказа он использовал очень страшную мать графини Апраксины, таким образом объединив двух женщин, старую и молодую, в одну личность. Однако г-же Виже Лебрен удалось представить молодую женщину в манере, а вовсе не «en courroux».
Графиня Строганова
1796-97 — Фигура 9
Арт Страница 56
Жена вожатого Колычева Наталья окрашена в такие же как графиня Ирина Воронцова (рис. 4), в простом платье с длинными рукавами и в шали, с раскрытой перед ней книгой на знакомой бархатной подушке. Очаровательная графиня Екатерина Скавронская (рис. 8), еще одна прелестная племянница Потемкина и жена русского посла в Неаполе, которую г-жа Виже Лебрен впервые встретила, восхитила и нарисовала в Италии, снова изображена лицом к зрителю и скрестив руки на груди. в шали на подушке.
Графиня Сомойлова
1797 — Фигура 10
Арт-страница 88
Эти платья с длинными рукавами и высокой талией и шали можно было увидеть на портретах, сделанных еще во Франции и Австрии, до визита в Россию, но то, как эти шали обернуты вокруг рук, тепло скрывая руки, передает тот настрой люди, живущие в более холодном климате. Контраст с прозрачными греческими хитонами более романтических образов, точно так же, как описания холодной зимы и жаркого лета контрастируют с темпами мемуаров г-жи Виже Лебрен.
Княгиня Меньшикова
1796 — Фигура 11
Арт-страница 79
Такой простой наряд и несколько холодноватая поза изображены на портрете княгини Анны Белосельской-Белозерской, богатой наследницы, вышедшей замуж за русского посла в Дрездене и Турине. По мнению одного из ее современников, князя Павла Долгорукого, у нее была «I’air d’unee femme de chambre endimanchee»», что как-то отражено в ее портрете г-жи Виже Лебрен. Другие дамы носят подобный костюм с большим изяществом. и изящество в их подобии, но она привлекательна в своей простоте.0031 Варвара Ладомирская 1800 — Рисунок 12 Арт Страница 19 Мадам Виже Лебрен любила рисовать женщин, держащих младенцев на руках или на коленях. Графиня Софья Строганова (рис. 9), ее подруга и покровительница в России, изображена с маленьким сыном. Она была одной из самых выдающихся женщин своего времени — хорошо образованная и красивая, но страдающая от слабого здоровья, которая слишком рано лишила ее очаровательной внешности, которую г-же Виже Лебрен удалось сохранить на холсте. Другая красавица, княгиня Екатерина Мешикова, сидит перед клавикордом, с ребенком на коленях; Графиня Екатерина Сомойлова (рис. 10) изображена в полный рост с двумя детьми; другая княгиня Голицына [княгиня Меншикова] (рис. 11) нежно прижимает к груди маленького племянника.
Княгиня Туфякина
1801 — Фигура 13
Арт Страница 61
Отсутствие справочного материала по русским портретам мадам Виже Лебрен иногда приводило к недоразумениям. Галерея изящных искусств Колумбуса в Колумбусе, штат Огайо, приобрела несколько лет назад прекрасный портрет, написанный мадам Виже Лебрен в Москве в 1801 году. Он не был указан художницей и лишь кратко упоминается в ее мемуарах. Описание этого портрета, данное в небольшом русском каталоге Выставки исторических портретов, представленной в Петербурге в 1870 году, ускользнуло от внимания биографов г-жи Виже Лебрен. Натурщиком была молодая и хорошенькая Варвара Наришкина (рис. 12), чье очарование мадам Виже Лебрен попыталась усилить своего рода классическим костюмом, сохранив оригинальность лица, к счастью, нетронутой этой банальной оправой. Портрет был опубликован в каталоге продажи коллекции старых мастеров Оскара Б. Синтаса в Нью-Йорке как та самая принцесса Туфякина (рис. 13). Последний портрет был описан художницей в ее мемуарах и был начат в Москве в 1801 году, а затем увезен во Францию. Мадам Виже Лебрен закончила его под теми, «сделанными в Париже после возвращения. Мадам Виже Лебрен была очень впечатлена меланхолической красотой молодой княжны Туфякиной, преждевременно умершей в 1802 г. Она написала ее, по ее же описаниям, «Ирису», сидящую на облаках, с волнистым платком на голове.Одно это описание исключает возможность спутать портрет княгини Туфякиной с этим Варвары Нарышкиной, ныне в галерее изящных искусств «Колумб». Вдовец князь Туфякин жил в Париже и хранил в своем доме портрет жены. Где-то во Франции сохранилось подобие княгини Туфякиной с ее облаками и платками просто как картина мадам Виже Лебрен.0031 Александра и Елена 1796 — Рисунок 14 Арт Страница 13 Несмотря на временное неудовольствие Екатерины II из-за портрета двух ее внучек, Александры и Елены (рис. 14), написанного г-жой Виже-Лебрен, нежно сцепившимися, с миниатюрным портретом бабушки в руках, и стилизованный императрицей в письме к Гримму как deux singles accroupis qui grimacent a cote l un de l autre», художник выполнил привлекательные портреты других членов императорской семьи: великой княгини Елизаветы Алексеевны, супруги будущего Александра I и великой княгини Марии Федоровны, жены Павла, сына Екатерины Великой, которой вскоре предстояло стать императрицей, династия Романовых поддерживала древнюю византийскую традицию, принятую московскими царями, выбирать себе невест по их красоте, а мадам Виже Ле Брюн могла предаваться своей любви к эффектной внешности, рисуя обязательные официальные портреты, ей не нужно было льстить. 0006 Внезапная смерть Екатерины II в I796 г. помешала художнице написать ее портрет, но она выполнила пастелью бюстные портреты Александра и Елизаветы Алексеевны, которые позже закончила в Дрездене.

Граф Чернышев
1793 — Фигура 15
Арт Страница 26
Молодые русские дворяне на картинах мадам Виже Лебрен Нарисованные в большинстве случаев также красивы и элегантны. Граф Григорий Чернышев (рис. 15), молодой дипломат, снова рисовал в Вене. в черном домино и с маской в ​​руке, показывает живое выражение того, кто только что узнал друга в толпе вокруг него. Любитель французских стихов и пьес, он любил веселую светскую жизнь, увеселения балов и маскарадов, и это настроение художник запечатлел в своем портрете. Эту линию она продолжила в своих петербургских и московских портретах. Граф Павел Строганов (рис. 16), друг Александра I и супруг очаровательной графини Софьи Владимировны Строгановой (рис. 17), также написанный г-жой Виже-Лебрен, изображен в легкой и изящной позе. сидят неформально на стуле с высокой спинкой. держит перчатки в левой
Граф Павел Строганов
1798 — Фигура 16
Арт-страница 108
руку и показывая выражение человека, застигнутого в разгар оживленной беседы. Подобная неформальная поза, с одним локтем над спинкой стула, вновь представлена ​​на портрете барона (были две ветви рода Строзановых — графы и бароны) Александра Строганова (рис. 18), так называемый «маленький барон» из-за его женоподобной красоты. Князь Иван Барятинский (рис.19), англизированный землевладелец и умелый управляющий своими большими поместьями, обращает к зрителям свои красивые вьющиеся волосы, накрашенные до пояса, закутанные в расшитый бархатный плащ. Мадам Виже Лебрен написала его дважды, и оба портрета были выставкой Таврического дворца, на которой незадолго до падения были представлены четыре поколения русского дворянства.
Графиня Софья Строганова
1798 — Фигура 17
Арт-страница 88
Еще один романтический образ в бархатном плаще — Князь Сергей Гаргарин (рис. 20) написан в Москве в 1801 году. Директор Императорских театров, он славился своей миловидностью и приличным обращением с актерами и особенно с молодыми к актрисам, к которым он всегда обращался очень вежливо, официально — отношение, которое очень огорчала мадемуазель Марс во время ее пребывания в России. Мадам Виже Лебрен любила рисовать все эти привлекательные молодые лица, которые не нуждались в украшениях и делали их такими же гладкими и приятными, как лица ее моделей.
Александр Строганов
1795-01 — Рисунок 18
Арт-страница 99
Арт-страница 101
Когда ее модель не была особенно липкой. Мадам Виже Лебрен подчеркивала свои интеллектуальные или сочувствующие качества. >Княгиня Мария Кочубей изображена зарисовывающей в большом альбоме, стоящей на коленях: баронесса Анна Строганова (рис. 21) расставляет цветы в вазе, на другом ее портрете, находящемся сейчас в Эрмитаже, она изображена с ребенком на руках. Овальный портрет ее мужа графа Григория Александровича Строганова (рис. 22), написанный Веной в 179 г.3, сейчас также находится в Эрмитаже и была представлена ​​на Выставке французской живописи в музеях Ленинграда и Москвы, показанной недавно во Франции.
Князь Барятинский
1802-05
Рисунок 19
Арт-страница 99
Арт-страница 123
Некоторые портреты сохранились только в миниатюрах, выполненных после их написания в России мадам Елизаветой Демидовой, урожденной баронессой Строгановой (рис.23). Ее имя возглавляет список русских портретов, составленный мадам Виже Лебрен. Однако портрет, похоже, утерян. Миниатюра, воспроизведенная в «Русских портретах» великого князя Николая Михайловича, может быть, в конечном счете, копией утраченного портрета мадам Виже Лебрен. Красивая и экстравагантная мадам Демидова также была дважды написана Грезом, как вакханка и в образе Кающейся Магдалины, что свидетельствует о ее вкусе к такому жанру портрета.На рассматриваемой миниатюре она изображена в белой чалме поверх распущенных волос и кокетливо обнажает одну из своих обнаженных грудей, черта почти немыслимая среди изображений русской дамы, но характеристика этой эксцентричной женщины.0031 Принц Гаргарин 1801 — Рисунок 20 Арт-страница 101 Другим намеком на миниатюру, выполненную по утраченному портрету Виже Лебрен, является портрет великой княгини Анны Федоровны, несчастной супруга великого князя Константина, брата Александра I, с которым она позже развелась. Мадам Виже Лебрен перечислила портреты как «Великая герцогиня Анна, два портрета в половину длины» и похвалила очарование и красоту молодой женщины в своих мемуарах. Портреты великой княгини с миниатюрой, изображающей Екатерину II в руках, воспроизведенные в «Русских портретах» великого князя Николая Михайловича как произведение г-жи Виже-Лебрен, несомненно, написаны Боровиковским. На миниатюре изображена Великая княгиня в белом платье и темной шали, под которой скрещены руки. Несмотря на то, что он сделан любителем, он сохраняет что-то вроде улыбчивого очарования утраченного портрета.
Баронесса Анна Строганова
1793 — Фигура 21
Арт-страница 89
Также портрет княгини Евдокии Голицыной (рис. 2), «Принцесса де Минуит» скопирован в миниатюре (без итальянского фонового пейзажа) с небольшими изменениями и не очень искусно. Другой портрет, еще один портрет, известный только по миниатюре, — это портрет мадам Аглаи Давидофф, француженки, вышедшей замуж за русского генерала и за которой ухаживал Пушкин. Мадам Виже Лебрен упоминает свой портрет среди тех, «сделанных в Париже после возвращения», что предполагает, что он был начат в России и закончен во Франции.
Граф Григорий Строганов
1793 — Фигура 22
Арт Страница 13
Несмотря на заметное преобладание портретов красивых женщин, красивых мужчин и милых детей. Мадам Виже Лебрен оставила несколько прекрасных этюдов пожилых мужчин, написанных в России. Одним из наиболее характерных среди них является портрет старого графа Алексея Орлова Чеменского, известного защитника Екатерины Великой в ​​ее борьбе за власть и ее войнах. Мадам Виже Лебрен нарисовала его без всякой атрибутики героя, просто как старика в красном домашнем халате с большим меховым воротником и с белым платком на шее. Ничто не отвлекает внимания от его лукавого лица. Этот портрет существовал до революции в России в двух вариациях, в полный рост и в погрудный, написанный в овале.
Мадам Елизавета Демидова
1795-01 — Фигура 23
Арт-страница 108
Портрет предводителя Москвы графа Ивана Петровича Солтыкова, написанный там в 1801 году г-жой Виже-Лебрен, должен был обладать тем же качеством психологической проницательности. барон Врангель в своей статье «Иностранные художники в России» упоминает о лукавой ухмылке старого маршала, а также подчеркивает напыщенного мужчину графа Федора Головкина, также написанного мадам Виже Лебрен. К сожалению, отследить местонахождение этих двух портретов, по крайней мере найти их репродукции, не удалось. Во время большой портретной выставки в Таврическом дворце изображение графа Головкина было собственностью Киевского университета. Может быть, он все еще там. Артистка не упомянула его в своем списке.

Следующий список портретов русских натурщиков мадам Виже Лебрен включает шестьдесят семь имен, взятых из ее собственного списка и воспоминаний, а также из каталогов выставок в России и из разрозненных коллекций. Они разделены на две группы: портреты женщин и портреты мужчин, перечисленные в хронологическом порядке по дате рождения. Портреты польских натурщиков, написанные в России, не включены, за исключением портрета княгини Марии Потоцкой, которая позже вышла замуж за графа Зубова и иногда упоминается как графиня Зубова. позже она вышла замуж за графа Уварова и тоже изображалась под этим именем.



Домашняя страница Виже Ле Брун | Указатель художественных страниц
Галерея Виже Ле Брун | Биографии Виже Ле Брен

Портретная живопись времен Елизаветы и Екатерины

Доминирует архитектура в России до 1760-х годов, мы не должны позволять ему затмевать более скромные, но важное развитие живописи. Петр Великий послал несколько молодых художников в Западную Европу на стажировку. западноевропейский живописцы в свою очередь пришли в Россию, и эстетические принципы западного искусства и таких техник, как масляная живопись, были приняты в России так же быстро, как и другие западные заимствования. Один жанр доминировала в живописи на протяжении восемнадцатого века и позже: Портрет.

К началу восемнадцатого века портрет живопись, в эстетических рамках древнерусского искусства, поднялся до значительного статуса и качества. Стиль живописи развивалось нечто среднее между иконографией и портретной живописью. по-русски известное как «парсуна» (производное от латинское имя). Парсуна – вид портретного искусства, сочетающий в себе стилистические качества и приемы традиционной русской иконы живопись и западноевропейский светский портрет. Парсуна, как икону, обычно писали на деревянной доске. в отличие икона, это было изображение обычного и живого человека существование. Фигура нарисована жестко, с линейной перспективой, чтобы зафиксировать и увековечить черты изображенного человека.

Иван Вишняков (1699-1761) Вишняковы «Жена Михаила Яковлева» (после 1756 г. ) имеет черты парсуны, такие как отсутствие перспективы, отсутствие интереса в выражении лица и заботе об отделке поверхности. Перспектива, развитие ренессансной живописи, по своей сама природа вряд ли будет иметь первостепенное значение при съемке крупным планом портретной живописи, чем в других видах живописи.

Иван Аргунов (1721-1802 ), был крепостным в богатой семье Шереметевых, но извлекал выгоду из интерес к искусству. Аргунова «Портрет крестьянина». Женщина в русском костюме» (1784) показывает начало Интерес России к крестьянскому быту и народным костюмам.

Антон Лосенко (1731-73) пользу от открытия Императорского Академии художеств в Петербурге в 1757 году. Учился в Академии 1758-1760, затем учился и работал в Париже и Рим. Лосенко был одним из первых русских профессоров в Академия. В то время как его предшественники были в основном портретистами, Лосенко пробовал исторические сюжеты. Его «Владимир и Рогнеда» (1770), первая картина на тему русской история. Лосенко взял за основу картину Михаила Ломоносова. «Российская история», а не рисунок из Библии или греко-римская история, как в западноевропейской школе. Изображен князь Владимир Новгородский, сделавший предложение руки и сердца. к Рогнеде, княжне Полоцкой. Получив отказ, Владимир вел война на Полоцке, убийство отца и братьев княгини и насильно сделал ее своей женой. В духе классицизма критика деспотизма, Лосенко показывает момент раскаяния когда Владимир просит прощения за содеянное. Резонирует с принципы классицизма — местные русские черты. лица воинов типично русские, а дева в русском платье. Но мозаичный пол, старинная ваза в углу, а пилястры на стенах чисто классические. Костюмы напоминают театральные, как и некоторые выражения лица. на лицах.

Благодаря этой работе Лосенко отошел от абстрактного идеализация фигур с целью уловить человеческие страсти в картина. Тем не менее последователей Лосенко в исторической науке не было. живописи среди современников. Портретная живопись продолжение доминировать в русском искусстве и было бы еще два поколения пока не появились художники, способные справиться с трудностями представляющих русскую историю в живописи.

Федор Рокотов (1735-1808 ) работал с первым профессором живописи в Петербургском Академия. Он специализировался на так называемой «камерной портрет», или интимный портрет, который в то время был новым жанром в русском искусстве. Он создал целую галерею изысканных образов женщин, изображающих их благородство а также загадочность, скрывающая сложный внутренний Мир. Одним из примеров является «Портрет графини Елизаветы Васильевна Санти» (1785 г.). приглушенный свет и сосредоточить внимание зрителя на тонкости особенностей предмета. Его интимный портреты, часто необычной овальной формы, изображают идеал женщины эпохи Просвещения: свободная и раскованная от суеты повседневной жизни.

Дмитрий Левицкий (1735-1822) , украинец, сын священника. Он приехал в Петербург в 1756 г. и стал сподвижником Академии в 1769 году. По словам У. Брюса Линкольна: «Портреты стали светскими иконами, благодаря которым аристократы восемнадцатого века могли воспринимать мирское царство, в котором они надеялись жить, точно так же, как более ранние иконы предлагали своим предкам краткие проблески в мир духа и Царство Божие» (78). Левицкий придумал характер петербургского общества. В своих портретах он создавал образ аристократа подражать. В отличие от своих предшественников, ему также удалось в поиске правильного типа портрета и стиля интерпретации для каждого класса и типа человека.

Например, «Архитектор Кокоринов» (1769-70) написана для реорганизованной Академии художеств. в 1770 г. Это был по замыслу парадный портрет. За в На открытие академии Кокоринов заказал себе новый костюм лилового атласа и белой отороченной мехом шубке, что придавало Левицкому возможность показать свое мастерство текстиля. Несмотря на жанр парадного портрета, Левицкий изобразил свою модель свободно и естественно. В отличие от лиц, нарисованных Вишняковым, например, Кокоринов показан выразительно, достойно и независимость, смешанная с оттенком усталости. Его план на Рядом с ним на бюро раскинулась Академия изящных искусств.

Императрица Екатерина поручила Левицкому рисовать своих любимых учениц в Смольном дворянском институте Девы. Законченные «Смолянки» Левицкого свита украшала Большой дворец в Петергофе, пока не была приобретена Русским музеем. Пожалуй, самая известная картина из эта серия «Княгиня Хованская и мадемуазель Хрущева» (1773), играя свои роли в пьесе, данной императрице. Опять же, его мастерство текстур можно увидеть в контрасте между мужское пальто, великоватое для Хрущевой, и более легкая, прозрачная ткань, которую носила юная принцесса. Он захватывает как девочки хвастаются и передразнивают своих старших, но и захватывает следы подростковой неловкости.

Владимир Боровиковский (1757-1825) происходил из семьи иконописцев. в Украине. Не маловажно, что доминирующие художники как Боровиковский, так и Левицкий были украинцами. В на украинских землях постренессансное искусство было известно уже из-за ссылок на Польшу. Когда князь Потемкин устроил Екатерину триумфальное путешествие Великих через Крым в 1787 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *