какие тайны кроются за стенами дворца Екатерины Великой: Россия: Путешествия: Lenta.ru
Роскошные дворцы, в которых жили короли, императоры и диктаторы, долгое время окутывала тайна: все, что творилось за их стенами, было недоступно глазам народа. Однако в наши дни все изменилось — многие из них превратили в музеи и парки. Как жили три российские императрицы и их приближенные в Екатерининском дворце Царского Села — рассказывает «Лента.ру» в новом материале из цикла о легендарных резиденциях самых могущественных правителей.
Ценный подарок
Русский царь, а позже — первый российский император Петр I был в целом человеком очень жизнелюбивым. Не отказывался монарх и от женского внимания — в той степени, в которой ему это позволяли государственные дела и увлечения ремеслами и наукой. Однако практически всю вторую половину его жизни в ней царила одна женщина — Марта Скавронская, она же Катерина Василевская, простолюдинка, фактически «военный трофей», попавшая в плен при взятии русскими Мариенбурга и сумевшая подняться до положения официальной жены царя и статуса императрицы.
Произошло это не сразу. Начало отношений Петра I и будущей Екатерины I исследователи относят к 1703 году, а обвенчались они только в 1712 году. За это время любовница родила царю троих детей, в том числе будущую императрицу Елизавету Петровну. Дочь Екатерина, первый ребенок пары, умерла младенцем.
Елизавета и ее старшая сестра Анна, будущая мать Петра III, считались незаконнорожденными — пока девочек, по имевшемуся в церковном законе правилу, не «привенчали» родителям
Елизавета Петровна родилась в 1709 году. Годом позже Петр преподнес своей пока еще «невенчанной жене» и матери дочерей ценный подарок: усадьбу Саари Мойс (в переводе с финского — «Мыза на холме») неподалеку от активно строящегося и шумного Санкт-Петербурга. Позже царь пригласил архитектора Иоганна Фридриха Браунштейна, который за несколько лет возвел на мызе небольшой по принятым у императоров меркам дом «о шестнадцати светлицах» (комнатах).
Впрочем, Петр Великий до конца жизни любил небольшие дома в голландском стиле и камерные помещения. Таким был и его дворец-дача Монплезир в Петергофе, и петербургский дворец в Летнем саду (который, говоря откровенно, и дворцом-то нельзя назвать). Совершенно другие привычки были у его дочери Елизаветы Петровны. Став в 1741 году императрицей, она продемонстрировала всей Европе свою любовь к роскоши.
Начало славных дел
Трон достался Елизавете не сразу после смерти ее матери, императрицы Екатерины I. Дочери Петра Великого пришлось ждать больше десяти лет, пока на престоле последовательно сменяли друг друга ее родственники. Когда враждебные ей царедворцы возвели на престол младенца Иоанна Антоновича, правнука брата Петра I царя Ивана V, терпение цесаревны Елизаветы Петровны лопнуло, и она устроила дворцовый переворот. Иоанна Антоновича заточили в крепость, где он и умер совсем юным, а цесаревна стала самодержицей всероссийской на 20 лет.
Императрица Елизавета декларировала возвращение к наследию своих родителей, прежде всего, разумеется, Петра Великого. Поэтому своим летним дворцом она сделала скромную Саарскую мызу, быстро превратившуюся в Царское Село — одну из самых богатых и роскошных монарших резиденций Европы.
Польский историк Валишевский, по понятным причинам вообще не благоволивший к Романовым, так описывал царицу спустя более 150 лет: «Беспорядочная, причудливая, не имеющая определенного времени ни для сна, ни для еды, ненавидящая всякое серьезное занятие, чрезвычайно фамильярная и вслед за тем гневающаяся за какой-нибудь пустяк, ругающая иногда придворных самыми скверными словами, но обыкновенно очень любезная и широко гостеприимная».
Ходили легенды о гигантском гардеробе царицы (по некоторым данным, он насчитывал 20 тысяч нарядов), о ее любви к токайскому вину и красивым мужчинам
Первый фаворит Елизаветы Петровны, красавец Бутурлин, появился у нее еще в молодости, но ближайшим и самым долговременным ее любовником стал днепровский малоземельный казак Алексей Разумовский (первоначально звавшийся Розум, но переименованный для благозвучности).
Этот удивительный, по отзывам современников, красавец обладал прекрасным голосом и начал карьеру с должности певчего. Там его заметила Елизавета (кстати, ровесница Разумовского) и одарила, как тогда говорили, своим вниманием. Воцарившись, она осыпала фаворита деньгами и должностями; по легенде, они даже тайно обвенчались. У Алексея Разумовского были личные покои во всех резиденциях монархини, включая и дворец в Царском Селе.
От мызы к резиденции
Скромный двухэтажный дом, принадлежавший матери, возможно, вызывал у императрицы сентиментальные чувства. Но он никак не мог отвечать ее тяге к роскоши, которую она, будучи по сути опальной представительницей правящей династии, никак не могла утолить, пока не получила императорскую корону. По велению царицы здание по проекту Браунштейна снесли и построили новое, которое все годы ее правления расширяли и перестраивали. В память о Екатерине I императрица назвала новую по сути резиденцию Екатерининским дворцом.
Всего было четыре капитальных перестройки за 15 лет. Друг друга сменяли российские зодчие Земцов, Квасов, Чевакинский — они делали дворец все больше и великолепнее, а императрице он казался все-таки недостаточно роскошным. Последним «перестройщиком» стал весьма популярный в России Франческо Бартоломео Растрелли, итальянец по происхождению, обер-архитектор императорского двора. Ему принадлежат проекты Зимнего дворца и Смольного монастыря в Санкт-Петербурге.
Растрелли придал дворцу в Царском Селе тот вид, который мы знаем сейчас. Причем работы под его руководством начались в 1748-м и закончились в 1756 году. Бело-голубой, как небо, воздушный благодаря огромным по тем временам окнам, украшенный лепниной и статуями по моделям скульптора Дункера дворец в своей роскоши соперничал с самим Версалем. На покрытие сусальным золотом куполов дворцовой церкви, а также статуй на фасаде ушло около ста килограммов драгоценного металла. В более позднее время таких растрат уже не допускали, Екатерина II считала это ужасным разбазариванием казенных средств. Статуи просто покрывали краской.
Растрелли был порождением и воплощением стиля барокко в его русском изводе: пышном порой до тягостности, но однозначно впечатляющем. Екатерининский дворец стал идеально стилистически цельным памятником барокко. Следуя вкусам своей обожавшей роскошь заказчицы, Растрелли спланировал для нее Парадную анфиладу, декорированную золоченой резьбой. Обилие золота подарило анфиладе второе имя — Золотая. Она тянулась вдоль всего фасада дворца — и была единственным подобным проектом Растрелли.
Апофеозом этой эстетики в отдельно взятом Екатерининском дворце стал гигантский, площадью около тысячи квадратных метров, двусветный Большой зал. В нем так много золоченой резьбы, что буквально болят глаза: мало того, покрытые сусальным золотом, вырезанные из липового дерева ангелочки-путти, цветы, волюты и арабески еще и множатся в громадных зеркалах в простенках между окнами. Живописный плафон — гигантская картина на потолке — был написан итальянскими художниками Валериани и Перезинотти.
Настоящей жемчужиной царскосельских интерьеров была Янтарная комната. Ее стенные панели представляли собой панно с мозаикой из кусочков балтийского янтаря разных оттенков — от белого до темно-коричневого. На панелях имелись медальоны-рельефы с пейзажными сюжетами, тоже выложенные из янтаря.
Панели изготовили в Пруссии в начале XVIII века. В 1716 году король Фридрих Вильгельм I преподнес их в качестве дипломатического дара Петру I. Долгое время панели лежали без дела, но уже при Елизавете Петровне, в 1746 году, их дополнили подходящими по декору фризами и смонтировали в Зимнем дворце, откуда в 1755-м перевезли в Царское Село.
Виват, Екатерина!
К сожалению, Елизавета Петровна наслаждалась своим новым дворцом недолго: в конце 1761 года императрица умерла. Трон перешел ее племяннику, сыну сестры Анны Петровны. Урожденный Карл Петер Ульрих, герцог Гольштейн-Готторпский, в православном крещении Петр Федорович, приехал в Россию вскоре после воцарения своей тетки Елизаветы: она, будучи официально незамужней и бездетной (слухи о ее детях от Разумовского, включая легенду о княжне Таракановой, не получили официального подтверждения), решила «вырастить» из племянника преемника.
В итоге ее замысел не удался. Елизавета Петровна лично подобрала Петру Федоровичу невесту — немецкую принцессу Софию Августу Фредерику Ангальт-Цербстскую. Вряд ли императрица могла предполагать, что эта по европейским меркам небогатая аристократка обладает поистине имперскими амбициями.
Екатерина Алексеевна (так после крещения в православие звали жену цесаревича) не любила своего не блещущего красотой и талантами мужа. С помощью любовника, Григория Орлова, его братьев и единомышленников жена Петра III свергла своего мужа с престола уже через полтора года после его воцарения; вскоре экс-монарх погиб при не до конца выясненных обстоятельствах.
По официальной версии, Петр Федорович умер от геморроидального кровотечения; по конспирологической — его убил Алексей Орлов, брат фаворита Екатерины Григория
Бывшая немецкая принцесса из захудалого княжества стала правящей императрицей и самодержицей всероссийской Екатериной II. Она стремилась получить признание в качестве «просвещенной монархини», «матери Отечества», тратила много времени на государственные дела, переписывалась с европейскими философами-просветителями. Если выражаться языком учебников, императрица закрепила статус абсолютной монархии в России. Ее военачальники вели достаточно успешные войны с Турцией, а государственные деятели подавили одно из крупнейших в европейской истории восстаний — бунт Емельяна Пугачева.
В своей частной жизни Екатерина Алексеевна была умереннее, чем Елизавета Петровна (про десятки тысяч ее платьев никто не писал), но и аскетичной монашкой ее назвать тоже нельзя. Екатерина очень любила мужское общество — как при жизни своего мужа, так и после его смерти. Фаворит Григорий Орлов (отец младшего, внебрачного сына Екатерины — Алексея Бобринского) и его братья помогли ей занять престол, и она отблагодарила их богатством и титулами.
Чем старше становилась императрица, тем моложе делались ее любовники. Так, знаменитый екатерининский вельможа и государственный деятель Григорий Потемкин, занимавший эту «должность» около двадцати лет и даже считавшийся тайным мужем Екатерины, а также его «преемник» Петр Завадовский, были младше монархини на десять лет, а последующие фавориты еще моложе. Дмитриев-Мамонов и Ланской — на 19 лет, Платон Зубов, последняя любовь старой царицы и на редкость бездарный царедворец, — на 28 лет.
В Екатерининском дворце, которым императрица пользовалась вслед за Елизаветой Петровной как своей летней резиденцией (его даже не пришлось переименовывать), у фаворитов имелись особые покои в так называемом Зубовском флигеле. Его пристроили к Большому Царскосельскому дворцу в 1779–1785 годах по проекту архитектора Юрия Фельтена, а название свое пристройка получила по имени последнего из живших в ней екатерининских фаворитов.
Самой трагичной из любовных историй императрицы стал финал ее романа с Александром Ланским. Начался он у Екатерины II как обычно: она приметила красивого молодого человека среди гвардейских офицеров и сделала его своим флигель-адъютантом в чине полковника (на тот момент офицеру еще не было и 22 лет).
Александр стал верным пажом стареющей монархини, сопровождал ее в дипломатических визитах, но сам в политику не вмешивался и интриг не плел
Фаворит был болезненным человеком. В 1783 году во время поездки верхом в Царском Селе он упал с лошади и сильно расшибся. Меньше чем через год, летом 1784-го, 26-летний Ланской внезапно заболел «жабой и горячкой» и умер. Это печальное событие произошло в его покоях во флигеле, позже названном Зубовским.
Императрица была чрезвычайно расстроена. Она приказала похоронить своего молодого возлюбленного прямо в парке дворца — в Собственном садике. Остаток лета она вместе с сестрой умершего провела в Петергофе. На месте падения Ланского с лошади Екатерина II приказала заложить церковь Казанской Божией матери, которую построили в стиле классицизма по проекту Джакомо Кваренги. Когда церковь освятили, прах несчастного фаворита перезахоронили у церковной стены.
Екатерина II вообще не любила барокко, называя его «взбитыми сливками». В зрелые годы ей куда больше нравился вошедший в моду в Европе классицизм с его лаконичным декором фасадов и интерьеров, пейзажными парками и отказом от всего избыточного. Императрица приблизила к себе архитектора-шотландца Чарльза Камерона, знатока античной архитектуры. Он в числе прочего возвел павильон-галерею в Царскосельском парке, получившую в его честь название Камеронова галерея.
Вообще при Екатерине царскосельский парк (где потом часто гуляли, вдохновляясь, знаменитые русские поэты: Пушкин, Гумилев, Ахматова) изменился и расширился. Регулярный парк сохранили, но окружили пейзажным английским парком. По воле императрицы к барочным павильонам добавились классические беседки, мосты, а также фантазийные сооружения вроде павильонов в виде турецкой бани или китайской пагоды.
Кроме того, Екатерина II устанавливала в парке памятники победам русского оружия, например, Чесменскую колонну на искусственном островке посреди пруда
По проектам архитектора Камерона были спланированы интерьеры в личных покоях императрицы — Арабесковая и Лионская гостиные (стены второй были обиты лионским шелком), Китайский зал, Купольная столовая, Серебряный кабинет, Синий кабинет (он же «Табакерка») и Опочивальня (парадная спальня). К сожалению, все эти интерьеры погибли во время оккупации Царского Села нацистами в годы Великой Отечественной войны.
Возрождение сокровища
В XIX веке интерьеры центрального, растреллиевского, корпуса Екатерининского дворца почти не менялись. Незадолго до своей смерти Екатерина II подарила внуку, будущему императору Александру I, отдельный дворец, построенный неподалеку от Екатерининского по проекту Джакомо Кваренги в стиле палладианского классицизма. В начале XIX века во флигеле, пристроенном к Екатерининскому дворцу в 1790-е годы по повелению Павла I для его дочерей-великих княжон, разместился Царскосельский лицей, в котором учился Пушкин.
В 1817 году уже по заказу императора Александра I архитектор Василий Стасов спроектировал интерьеры в стиле классицизма Парадного кабинета и смежных с ним помещений, где весь декор напоминал о победах русского оружия в Отечественной войне 1812 года. В 1860-1863 годах при Александре II архитектор Ипполит Монигетти оформил Парадную лестницу в стиле «второго рококо» — одном из вариантов эклектики.
После октябрьской революции дворец превратили в музей, открытый для широкой публики. Он работал до 22 июня 1941 года — дня начала войны с Германией. Нацисты захватили город в сентябре 1941 года, а выбиты были оттуда только в январе 1944-го. За это время оккупанты вырубили парк, практически уничтожили здание дворца и все убранство его интерьеров. Мебель, произведения искусства, ковры и даже уникальные наборные паркеты, которые смотрители музея не успели эвакуировать перед захватом Царского Села немцами, были или вывезены в Германию или сожжены.
Часть украденного нацистами удалось после победы вернуть в СССР, но многие ценные экспонаты оказались безвозвратно утрачены
Похищенные панели Янтарной комнаты так и не нашли, как и многие другие сокровища дворца. Практически всю вторую половину прошлого века и до нынешнего момента историки и реставраторы работают над воссозданием утраченного. Все делается по технологиям XVIII века, с использованием сохранившихся образцов тканей и декора. Не так давно открылась Янтарная комната, ставшая бешено популярной у китайских туристов, которые верят в целебные свойства янтаря. В 2020 году из-за пандемии коронавируса музей «отдыхает» от полчищ иностранных туристов, но музейные сотрудники надеются, что наплыв гостей возобновится после снятия всех карантинных мер.
Легендарная императрица. Мифы, окружающие Екатерину I, историки опровергают до сих пор
События горячего дня в середине 1702 года (шла Северная война со Швецией) вошли в историю благодаря случайности. В войсках генерала Бориса Шереметева уже успели отпраздновать победу. Город Мариенбург в шведской губернии Ливонии (сегодня Алуксне в Латвии) выбросил белый флаг. Но стоило русским полкам миновать ворота, как раздался взрыв. Местный офицер — капитан Вулф — и его сообщник штык-юнкер, окопавшись в пороховом погребе, подорвали сами себя. Эпоха Петра Великого не знала слова «терроризм», но правила насчет «оказий» проводились в жизнь чрезвычайно строго. Жителей Мариенбурга объявили пленниками России. В их числе была 18-летняя воспитанница местного священника Глюка. То, что произошло с ней дальше, напоминало сюжет приключенческого романа.
Генерал Шереметев был обескуражен новыми заботами. «Прибыло мне печали, где мне деть взятый полон?» — писал он царю. В суматохе красавицу Екатерину схватил солдат или унтер-офицер, но вскоре ее видели уже в обществе самого Шереметева. К 1704 году Екатерина поднялась чуть выше: прислуживала на обедах у любимца царя Александра Меншикова. Нравы российского двора были простыми и походными: заметив красивую служанку, Петр пофлиртовал с ней, а потом приказал вечером «занести ему свечу». Утром царь отбыл, но вскоре снова по делам оказался у Меншикова и, заметив, что Екатерины нет, велел еще раз привести ее себе.
Как писал адмирал на российской службе Франц Вильбуа, после второй ночи любви царь уже не захотел расставаться с Екатериной: в 1711 году он представил ее родственникам как супругу, в 1723-м провозгласил императрицей Всероссийской, а в 1724-м… едва не лишил жизни.
Миф первый: Марта Скавронская?
Читайте также
Все было иначе: историки восстановили правду о Петре Великом
И все-таки кто она? Тайна, окутывающая царицу, начинается уже с ее имени. При дворе пленную мариенбурженку называли Екатериной, но автор первой официально утвержденной в России ее биографии Константин Арсеньев, ссылаясь на свои источники, утверждал, что при рождении девочку нарекли Мартой. Популярное в России XVII века имя (Марфой звали прабабку Петра Великого) почему-то пришлось не ко двору среди сподвижников царя, и пленница без сожалений отказалась от него.
Разброс догадок насчет того, в чьей семье родилась царица, еще шире, чем об имени. Про Екатерину утверждали, что она была дочерью крепостной эстонки и шведского офицера фон Розена, лифляндского дворянина фон Альвендаля и крестьянки, горожанина Риги Петра Бадендика, выходца из Литвы Скавронского, шведа Иоганна Рабе, квартирмейстера королевской армии, и рижанки Елизаветы Мориц. Но сам Петр называл супругу не иначе, как Катериной Василефской — через «ф». По распоряжению царя в 1710 году генерал Репнин провел в Риге розыск родственников будущей императрицы. Их указала она сама: Яган Ионус и Анна Доротея Василевски.
Когда Екатерина взошла на престол, обнаружились другие претенденты на родство с нею: рижане Скавронские. На основании того, что царица сама распорядилась присвоить им графский титул, этой версии обычно отдают предпочтение. В сочетании со сведениями от Арсеньева «скавронская гипотеза» приобрела четкость: в исторических сочинениях за Екатериной закрепилось имя Марта Скавронская, попав оттуда во многие учебники по истории как непреложный факт.
На деле речь только о предположении. Облагодетельствовав Скавронских, царица ни разу не назвала их братьями, пользуясь вместо этого словом «сродник», что на языке того времени могло означать и дядей, и племянников, и кузенов. Нет никакой ясности и с Василевскими: кто они ей? В историографии возвращаются и к гипотезе о шведе Иоганне Рабе и его супруге Елизавете как родителях Екатерины — все эти не сброшенные со счетов версии нуждаются в новых доказательствах.
Как бы ни обстояло дело, для Екатерины было важно то, что Петра Великого ее происхождение не остановило. Возможно, это объяснялось тем, что он сам родился в неравном браке царя Алексея Михайловича и незнатной смоленской дворянки Натальи Нарышкиной, за глаза прозванной лапотной царицей: в юности по бедности она носила крестьянскую обувь. Екатерина, разумеется, одевалась столь же скромно. Осознанно или нет, Петр повторил историю своих родителей, доведя ее сюжет до крайности, ведь в отличие от Нарышкиных ни Скавронские, ни Рабе, ни Василевские к привилегированной части общества — дворянскому сословию — не принадлежали.
Миф второй: «сережки царской куртизанки»
Читайте также
Империя парусов и мачт. Построив флот в краткие сроки, Россия удивила весь мир
Легенда о том, что Петр Великий был обязан своей супруге спасением от плена, одна из самых распространенных среди рассказов о Екатерине Первой. В XVIII веке красочную историю записал философ Вольтер, представив ее Европе. Советскую аудиторию с ней познакомил писатель Валентин Пикуль. Под его пером свидетелем драматической сцены сделался Петр Толстой — русский дипломат, считавший дни в турецкой тюрьме.
«Сейчас мы окружили вашу армию на Пруте. […] Вот и серьги из ушей Екатерины…
— Что значит нелепость сия? — в ужасе закричал Толстой.
— Это значит, что царь сдал нам не только пушки, не только Азов и Таганрог, но даже серьги из ушей своей куртизанки», — домысливал разговор между русским и турками Пикуль.
Действительность под пером романиста искажена, хотя современники отмечали мужество будущей царицы, проявленное ей при чрезвычайных обстоятельствах. В 1711 году турки окружили русские войска на реке Прут (пограничье Румынии и Молдавии) и могли взять в плен Петра Великого, переживавшего еще и приступ тяжелой болезни. По свидетельству Вильбуа, среди смятения Екатерина не теряла присутствия духа: «На лошади объехала все палатки офицеров, говоря им: «Друзья мои, мы находимся здесь в таких обстоятельствах, что можем либо спасти свою свободу, либо пожертвовать жизнью, либо сделать нашему врагу мост из золота. Если мы примем первое решение, то есть погибнем, защищаясь, то все наше золото и наши драгоценности будут нам не нужны. Давайте же используем их для того, чтобы ослепить наших врагов и заставить их выпустить нас. Мы уже собрали кое-какие средства: я отдала часть своих драгоценностей и денег и готова отдать все остальное, как только вернется наш посланный, если, как я надеюсь, он преуспеет в своей миссии».
В действительности украшения Екатерины не понадобились. Вопросы войны и мира зависели не столько от выкупа, сколько от территориальных уступок. К тому же у Петра хватало и наличных денег. Их и пробовали передать турецкому командующему Мехмед-паше, но тот от подношения отказался. Чтобы поднять боевой дух, Екатерина раздавала украшения офицерам и слугам, но, как узнал датский посланник Юст Юль, позднее потребовала ценности назад, объявив, что дала их только на хранение.
Несмотря на эту скупость, оправившийся от неудачи Петр стал смотреть на возлюбленную другими глазами. В 1723 году в манифесте о коронации Екатерины царь вернулся к событиям десятилетней давности, вспомнив, что супруга «во многих воинских действах с нами присудствовала и елико возможно вспомогала а наипаче в Прудской кампании с турки почитай отчаянном времени как мужески а не женски поступала». Царь ценил Екатерину за присутствие духа — материальные вложения его, разумеется, нисколько не интересовали.
Миф третий: царица, не влиявшая ни на что
Читайте также
Основатель Екатеринбурга и Перми: Россия вспоминает Василия Татищева
В тени сильной личности Петра Великого Екатерина обычно предстает второстепенным действующим лицом. Не имевшая образования царица не вмешивалась в государственные дела, если понимать под ними принятие политических решений. Поднятая с низов общества, она остро чувствовала уязвимость своего положения и не находила возможным возмущаться изменами супруга. Тем не менее Екатерина не смогла бы включиться в петровские преобразования, если бы не нашла бы для себя в них места. Подобно тому, как царь кардинально изменил образ правителя в глазах его подданных, царица сделала то же самое с представлениями о первой женщине Российского государства.
Впервые в истории в лице Екатерины русская царица вышла из терема и впервые же согласилась вступить в разговор с соотечественниками, в том числе теми, кто, как и сама государыня при рождении, был «подлого звания». Сопровождавшая Петра на первом российском курорте — Марциальных Водах в Карелии, — Екатерина охотно принимала просительниц и жертвовала им деньги. Благодаря таким встречам царица превратилась в публичную фигуру — через нее можно было рассчитывать передать ходатайство самому царю.
В 1724 году выяснилось, что подспудное влияние императрицы хорошо сознавали современники. У арестованного придворного Виллима Монса обнаружили стопку писем с прошениями, которые тот собирался довести до императрицы. Стало известно, что Екатерина все же отомстила царю за измены, заведя интрижку с Монсом. Тот, в свою очередь, начал принимать взятки, обещая протекцию при назначении на высокие должности, и не без успеха. Разоблачение эффективно действовавшей коррупционной сети привело царя в бешенство. Монса казнили, а сама Екатерина оказалась на волоске от монастыря — а то и плахи. К счастью для царицы, супругов связывало уже слишком многое: царь сознавал, что не сможет выгодно выдать дочерей в Европе, если расправится с их матерью. И все же если бы не смерть монарха в 1725 году, ручаться за будущее Екатерины было бы невозможно.
Про дело Монса Вильбуа писал: «Лицо царя искривлялось такими страшными гримасами и судорогами, что фрейлина-француженка, которая не смогла еще убежать, не зная, куда деваться, спряталась под стол, где она оставалась, пока он не вышел». В такие мгновения Петра боялись собственные дочери.
Миф четвертый: битва за наследие Петра Великого?
Кончину Петра Великого сопровождают два мифа — о сифилисе, которым якобы болел император, и предсмертной записке с незаконченной фразой «отдайте все». В действительности причины недуга, сведшего царя в могилу, неизвестны, а назвать своего преемника он не пытался. Надежды на выздоровление императора сошли на нет быстро. В январе 1725 года окружение Петра разделилось на сторонников Екатерины и законного наследника — внука царя Петра, сына казненного им царевича Алексея.
В донесениях иностранцев борьба петербургских партий иногда предстает как конфликт сторонников преобразований с защитниками устоев старой Руси. Дорогу к трону Екатерине прокладывали те, кого, как и ее, к власти поднял Петр Великий. Это были люди, которые не могли желать возвращения России назад. Но на деле поражение Екатерины в придворной борьбе едва ли изменило бы будущее России. Отпрыски аристократических родов — Долгоруковы, Голицыны — служили Петру верно, а в бытовом отношении не были готовы отказаться от европейского образа жизни. Успех реформ Петра Великого определялся тем, что их приняла большая часть дворянства. Именно поэтому в смутное время дворцовых переворотов, начавшихся с воцарения Екатерины, правившей всего два года и скончавшейся в 1727-м, петровскому наследию ничего не угрожало.
Игорь Гашков
Теги:
История
5 вещей, о которых нужно помнить перед трансляцией 2-го сезона
Миган Дарвиш
Попытка свергнуть собственного мужа требует много работы, но Кэтрин (Эль Фаннинг) заставляет это выглядеть чертовски весело в Hulu Великий .
Во втором сезоне она продолжает свое стремление обеспечить контроль над русским престолом от Петра (Николас Холт), но если она считала, что переворот ее муженька был тяжелой работой, это ничто по сравнению с задачей освобождения ее нации. По мере того, как эта последняя глава исторической драмедии возвращается, мы рассмотрим некоторые из ключевых моментов, которые следует помнить о проблемах Екатерины с монархией.
(Источник: Hulu/Гарет Гатрелл)
Кэтрин беременна
Ближе к концу первого сезона выяснилось, что королевская особа зачала ребенка от Питера вопреки ее собственному желанию. Тем не менее, ребенок в конечном итоге спас ее от казни и будет играть важную роль в продолжении сериала, поскольку ярость гормонов и наследие рассматриваются.
Сможет ли Кэтрин простить Мариал?
Беспокоясь о благополучии духовного советника Арчи (Адам Годли), а также о своем собственном, служанка Кэтрин и близкая наперсница Мариал (Фиби Фокс) наговорила ей о тайном заговоре с целью свержения Питера. Она утверждала, что это было сделано ради безопасности Кэтрин, а также ее собственной, но черта была пересечена, когда Мариал также рассказала Питеру о беременности Кэтрин. Сможет ли королевская особа простить своего друга? К концу 1 сезона это не казалось чем-то четким.
(Фото: Hulu)
Жертвоприношение Екатерины ради России
Хотя Екатерина не любила Петра, она влюбилась в Лео (Себастьян Де Соуза), человека, которого русский правитель выбрал для нее, чтобы усмирить ее. Однако по мере развития первого сезона Питер считал Лео раздражителем, а не полезным придворным, и планировал покончить с интеллектуалом. В конце концов, любовь Екатерины ко Льву не смогла коснуться ее любви к России, и она пожертвовала бедной душой ради шанса добиться величия, которое она видит для себя. Итак, ожидайте несколько моментов любви для Кэтрин, которая, вероятно, будет оплакивать потерю Лео, несмотря на свою роль в ней.
Влюбленный Питер
Любовь Питера к Кэтрин начала проявляться во второй половине первого сезона, и хотя она устроила против него переворот, в ее упорстве есть что-то, что его действительно заводит. По-прежнему непостоянный и жестокий, когда ему предоставляется шанс, тактика Питера совсем не мягкая, когда дело доходит до ухаживания за женой жестами, которые он считает романтичными, но эта растущая любовь может сыграть важную роль в его подходе к Кэтрин во втором сезоне — особенно сейчас, когда она несущий своего ребенка. Но могло ли это действительно изменить Питера к лучшему? Мы сомневаемся в этом.
Преданность тети Элизабет
Эксцентричная тетя Питера Элизабет (Белинда Бромилоу) может позволить своей привязанности контролировать свои действия, но к концу 1 сезона она явно была разорвана. После того, как Кэтрин фактически признает, что она планирует свергнуть Питера, Элизабет не делает этого. раскрывает планы своему племяннику, но вместо этого уезжает из города в сельскую местность, чтобы избежать надвигающегося натиска насилия. Она просит Екатерину не убивать Питера, но и сама не стоит на пути амбициозной девушки. Надеюсь, скоро будет дан ответ на вопрос, на чьей стороне она больше.
Внутри «Великих», разрушающих границы второго сезона и шокирующего финала
Если первый сезон сериала « Великие, » — жанровый пересказ царствования Екатерины Великой от Hulu не соответствует исторической достоверности, то второй сезон отказывается от него с красочным рвением. Во второй главе этой «иногда правдивой истории» Екатерина захватила власть в России у своего политически некомпетентного мужа Петра. Теперь она должна решить, как провести масштабные реформы, которые ее двор, похоже, готов опровергнуть.
Звезда Эль Фаннинг говорит, что шоу по-прежнему стремится исследовать ошибки Кэтрин, а также ее подвиги. «Да, это феминистская история», — говорит мне Фаннинг со съемок фильма Hulu «Девушка из Плейнвилля », в котором она сыграет Мишель Картер, , которая была осуждена за непредумышленное убийство по печально известному делу о самоубийстве с помощью текстовых сообщений. «Но мы не хотим, чтобы казалось, что она всегда самая умная или всегда самая смелая в комнате, потому что это не настоящая жизнь».
Создатель шоу Тони Макнамара признает, что он искал ответы в разгар пандемии, когда съемка частей сезона в том виде, в каком он существовал в его голове, стала логистически невозможной. «Вероятно, нам пришлось выбросить пару запланированных эпизодов и быстро переписать их, как только мы поняли, как сложно будет собрать много людей в разных местах», — говорит Макнамара. «Но я думаю, что это нормально. Иногда ограничения — это хорошо».
Если оставить в стороне ограничения, возвращение на съемочную площадку после нескольких месяцев изоляции принесло Фаннингу свободу. «Я был очень взволнован, чтобы выступить и увидеть своих друзей. И мы были в таком маленьком пузыре, — говорит она, — так что мы просто могли веселиться вместе и экспериментировать вместе. В этом сезоне я чувствовал себя более свободно, чтобы экспериментировать. Я не знаю; Я думаю, что Кэтрин тоже немного превращается в Питера. В этом сезоне она становится более безжалостной».
Для Фаннинг было важно опираться на резкий образ Кэтрин как императрицы, даже когда она готовится к рождению своего первого ребенка. По мнению актера, грядущее материнство Екатерины менее личностно значимо и более политически капитально. «Думаю, это было раздражающей неприятностью для Кэтрин», — говорит Фаннинг о беременности монарха. «Она такая:« Я пытаюсь управлять этой страной, а потом я чертовски беременна ». Но это дает ей временные рамки. Пока ребенок не родится, я в безопасности. У меня есть пять месяцев, чтобы осуществить все изменения, которые я хочу сделать, и сделать эту страну идеальной, потому что, как только у меня будет ребенок, меня легко свергнут и убьют в тот же день».
Гарет Гэтрелл
В образе Фэннинг сознательно старалась не баюкать живот. Она объясняет: «Я нахожу в шоу и прочем, что когда люди касаются живота, это выглядит фальшиво», хотя настоящие беременные люди делают это в реальной жизни. «Поэтому я выбирал и выбирал, когда Кэтрин должна знать о ребенке», например, когда ударил пинок или внезапная тяга к грязи.
А вот и Питер, которого играет непревзойденный Николас Холт . Хотя настоящая Кэтрин уже убила своего недавно свергнутого мужа к периоду, описанному в Великий Второй сезон сериала рассказывает о том, как Кэтрин оказывается втянутой в отношения, которые ежедневно грозят свергнуть Россию. Теперь Питер безумно влюблен в Кэтрин, несмотря на то, что она спланировала против него переворот, и Кэтрин не может заставить себя убить его, хотя это кажется наиболее очевидным способом действий.
Самые популярные
«У них нет мелких сцен [вместе]», — говорит Макнамара о центральной паре своего шоу. «Они похожи на массовую борьбу за ваши сексуальные потребности в контексте того, чтобы быть влиятельной женщиной. Она не просто говорит: «Мне нужно с ним покончить». Даже он, как правило, не просто говорит: «Я хочу ее». себя для другого человека?» Кроме того, он является для нее хорошим политическим зеркалом в том смысле, что он — все, чем она не хочет быть».
Фаннинг говорит, что она и частый режиссер сериала Колин Бакси упомянули быстро развивающуюся ссору между Кэтрин Хепберн из «Воспитание ребенка » и Кэри Грантом, когда ставили шутки между ней и Холтом, которые заглушаются шокирующим предательством. После нескольких месяцев попыток заставить Кэтрин влюбиться в него, Питер поддается очарованию своей свекрови Джоанны (которую играет смерть.
«Послушайте: мне нравится, когда я могу пересекать черту и задаваться вопросом, где проходят границы», — шокирующим образом рассказывает мне Макнамара о своем решении уволить Джоанну. «Конечно, мы немного поболтали. Типа, мы заходим слишком далеко? Это безумие? И мы много спорим об этом… Но я больше склоняюсь к лимиту риска, даже избегаю риска». Он добавляет с улыбкой: «Мне никогда не кажется, что мы делаем что-то только для того, чтобы шокировать».
Итак, как актер выживает в совершенно ненормальных обстоятельствах, в которых Кэтрин оказывается в конце сезона? Фэннинг говорит, что она и Фиби Фокс , которая играет Мариал, верную подругу Кэтрин, пришлось переснимать сцену, когда Кэтрин узнает об обмане Питера. «У нас не было правильного ракурса, — вспоминает она. «Таким образом, я на самом деле получил немного больше времени на эту сцену для этого крупного плана шока, который наступает для Кэтрин».
Конечно, Кэтрин узнает о роли Питера в смерти ее матери всего через несколько дней после того, как призналась ему в любви. «Она, наконец, приняла Питера и думает: «Хорошо, мы можем быть этой счастливой семьей, и, может быть, я нашла ту настоящую любовь, которую всегда искала в своей жизни». И она, наконец, чувствует себя счастливой», — объясняет Фаннинг. «Тогда, услышав это, ее мир снова перевернулся с ног на голову». Кэтрин понимает, что не может изменить Питера, как не может изменить страну, которой он когда-то правил.
Гарет Гатрелл
Самый популярный
В финале Кэтрин и Питер произносят обжигающие монологи о том, что для них значит брак. «Большая часть сезона была посвящена тому, что у нее более реалистичный взгляд на мир и людей и на то, насколько они несовершенны, а он преодолевает себя, чтобы на самом деле сочувствовать другому человеку», — говорит Макнамара. «Он опустошен тем, что причинил ей боль, и никогда раньше в его жизни такого не было. Так что я просто пытался найти две речи, которые суммируют все сразу, что довольно забавно, когда у вас есть отличные актеры».
Петр и Кэтрин произносят эти речи во время свадьбы между Мариал и ее 8-летним двоюродным братом Максимом, произнося именно тот тональный диссонанс, который мы привыкли ожидать от The Great . Макнамара признает, что эта сюжетная линия была самым большим поворотом сезона — и родилась из стереотипа, согласно которому женщина должна выйти замуж за мужчину, чтобы сохранить свое материальное и социальное положение. «Мы подумали: ну, Мариал этого не вынесет. Она обыграет систему. И как вы играете в систему? Ну, вы получаете [подходящего] мужчину, которому восемь лет, [которым] она может командовать и контролировать», — говорит он, обещая вознаграждение, если шоу вернется в третьей части.
Сезон 2 заканчивается тем, что Кэтрин наносит удар нанятому двойнику Питера (которого также играет Холт), только чтобы сразу понять, что, несмотря на его недостатки, она все еще любит его. Кэтрин и настоящий Питер заканчивают второй сезон объятиями и лицами, настолько преследующими призраков, что они выглядят прямо из финального кадра «Выпускник ». «Это то, что сказал Тони», — отвечает Фаннинг, когда я рассказываю о фильме. «Он сказал: «Мы собираемся сделать финал
Эта финальная сцена также ознаменовала последний день съемок Фаннинг и Холт после девятимесячных напряженных съемок в условиях COVID-19. «Помню, когда мы снимали эту сцену, я просто расплакалась, — говорит Фаннинг. «Я не мог перестать плакать, потому что был потрясен тем, чего мы достигли. Я думаю, что чувствовал себя таким гордым и просто испытал облегчение, что мы прошли через это».
«Я волнуюсь из-за этого шоу, — добавляет она. В первом сезоне она была очень похожа на Кэтрин, обретая собственный голос по мере того, как приобретала опыт продюсера. Во втором сезоне она почувствовала, что «растет как актриса» еще больше. «Я знаю, что на всю оставшуюся жизнь это шоу будет означать перемены в моей карьере или просто как человеке, как будто оно очень особенное», — говорит Фаннинг. «Я не знаю, ожидал ли я, что это будет значить так много, как это значит для меня».