Боги и герои Древнего Египта — Мы не ищем легких путей
?Previous Entry | Next Entry
Давно подыскивала для ребенка хорошую литературу по Древнему Египту. Но попадались лишь яркие и красивые альбомы с секретиками и минимумом информации. А хотелось бы заполучить издание, дающее более-менее стройное представление о древнеегипетской «картине мира». И вот недавно повезло — встретились сразу две книги, которые вполне меня устроили. Что примечательно — обе изданы неизвестным тверским издательством «Полина», обе книги имеют схожие названия, но были написаны разными авторами и оформлены разными художниками. В плане информации книги во многом дублируют друг друга, но имеются и уникальные сведения, не упомянутые в другом издании. Поэтому мы решили, что обе книги остаются жить в нашем доме:)
А.Н.Куликов «Герои и боги: Египет» (Тверь: Полина, 1994)
Большой формат (А4), твердая обложка, 80 с.
В книге приводятся все четыре основные версии мифов о сотворении мира, перечисляются верховые боги из четырех основных «великих Девяток». Подробно рассказывается о «солнечных богах» — Ра, Атуме, Хепри, Отдельные главы посвящены Осирису, Исиде, Тоту, Анубису. Имеется глава о священных животных. Отдельный разговор о богах плодородия, богах-воителях, богах мрака и умерших (плюс сведения о загробном мире и церемониях погребения и бальзамирования), божествах на любой случай.
В.А.Головина «Египет: Боги и герои» (Тверь: Полина, 1997)
Большой формат (А4), твердая обложка, 80 с., плотный офсет, крупный шрифт, цветные иллюстрации С.Бордюга практически на каждом развороте. Содержание имеется.
В этой книге иллюстраций поменьше, зато побольше текста. Имеются мифы, не вошедшие в книгу выше. Приведены отдельные главы о богах — покровителях воды, богах пустынь, богах наук, ремесел и искусств.
Другие книги по теме ИСТОРИЯ и МИФОЛОГИЯ.
March 2021 | ||||||
S | M | T | W | T | F | S |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
28 | 29 | 30 | 31 |
- magnolia1985 : (no subject) [+1]
- kursky_solovey2 : (no subject) [+1]
- g_u_t_t_a : (no subject) [+0]
Powered by LiveJournal. com
Добрые и злые древнеегипетские боги
Все древние сообщества считали, что мир наполнен тайнами. Исключением не был и Древний Египет. Многое из того, что переживали древние египтяне в окружающем мире, было непознаваемым и пугающим. Поэтому у них были боги, богини и демоны, представляющие аспекты естественного и сверхъестественного окружения египтян. Они помогали понять многие аспекты жизни. Демоны, как и боги были бессмертны, но не так сильны. Однако они могли причинять много бед людям, влиять на мир. Но у их сил был предел; они не были всемогущими и всезнающими, как боги.
Древнеегипетские боги представляли основные аспекты мира, например, Ра был богом Солнца, а Нут – богиней неба. Боги были в основном доброжелательными, но были среди них и злобные божества. Были среди египетских богов и те, чей характер мог меняться. К таким богам относились Нейт, Сехмет и Мут. А бог Сет убил своего брата Осириса, был беспорядочен и злобен.
Чаще всего египетские боги выглядели как сочетание животного и человека или нескольких видов животных. Животные выражали настроение божества. Были среди богов, кто имел только человеческое обличье. Они были очень древними, например, космические боги воздуха Шу, земли Геб, плодородия Мин и ремесла Птах. Имелись у египтян и второстепенные божества, такие как Бес, карлик с маской вместо лица, и богиня Тарут, сочетающая формы бегемота и крокодила.
Содержание
Богиня Нут
Египтяне считали богиню Нут матерью Осириса, Исиды, Сета и Нефтиды. Её изображали чаще всего в человеческом обличье с удлинённым телом, символизирующим небо. Все её четыре конечности соответствовали сторонам света, когда она парила над землёй. Каждый вечер Нут проглатывала солнце Ра, а утром рождала его вновь. Изображение Нут можно увидеть на потолках гробниц и храмов.
Бог Шу
Шу был отцом Нут и Геб. Вместе со своей женой Тефнут они были первыми богами, которых создал Атум. Египтяне считали Шу богом сухого воздуха, а его жену Тефнут – влажного. Шу имел человеческий облик с иероглифом его имени на голове. Он поддерживал тело богини Нун и отделял небо от земли. Шу также считался солнечным божеством, связанным с Ра. Этого бога даже не преследовал фараон-еретик Эхнатон.
Бог Геб
Геб был богом без культа. Его египтяне считали отцом Осириса, Исиды, Сета и Нефтиды. Он являлся богом Земли, которого ассоциировали с плодородием. От смеха Геба случались землетрясения. Упоминание о нём можно увидеть в древних египетских Текстах пирамид. В них написано, что Геба заключили в тюрьму похороненных мертвецов в собственном теле.
Бог Амон
Главным фиванским богом был Амон. Его сила увеличивалась с ростом и развитием Фив, маленького поселения, превратившегося в могущественный мегаполис. Амон был покровителем фиванских фараонов. С течением времени Амона объединили с богом Ра. Имя Амон имеет значение «скрытый, таинственный». Его изображали в образе человека в короне с двойным пером. Были также изображения в виде гуся или барана. Это символизировало то, что его сущность невозможно раскрыть. Главным храмом Амона был Карнак. Слава этого бога имела распространение далеко за пределами Египта: в Эфиопии, Нубии, Ливии, большей части Палестины. Древние Греки считали Амона воплощением Зевса. С ним советовался даже великий полководец Александр Македонский.
Бог Анубис
Анубис был защитником мёртвых. Его изображали в виде человека с головой шакала или полностью шакалом. Его родителями были бог Сет и богиня Нефтитис. Культ Анубиса процветал в Кинополисе, который известен, как Эль-Кес. Ни одна мумификация не проходила без присутствия Анубиса, так как он был защитой умерших. Этот бог сопровождал покойника в зал суда.
Богиня Бастет
Древние египтяне изображали Бастет, как женщину с кошачьей головой или как кошку. Сначала она была божественной мстительницей львицей.
Но постепенно переродилась в богиню удовольствия. Главный её культовый центр располагался в Бубатисе, который существовал в западной дельте Нила. В храме, посвящённом Бастет, жило множество кошек, которых египтяне считали божественными животными. Тела этих животных мумифицировались после смерти, как и тела людей. Археологи обнаружили большое количество таких мумий во время раскопок на кладбище.
Бог Бес и бог Хапи
Бес был не похож на других богов. Его часто изображали в анфас, а не в профиль. Он был гротескным кривоногим карликом с высунутым языком. Бес считался богом развлечений и хорошими временами. Также он был богом деторождения, который прогонял демонов и оберегал египтян от нападения хищников.
Хапи был богом разлива реки Нил. Египтяне его представляли в виде пузатого мужчины с одной женской грудью. На голове его красовался головной убор из водных растений. Хапи хил в пещерах первого водопада. Культ этого бога был расположен в Асуане.
Богиня Хатор
Хатор была дочерью бога Ра. Она покровительствовала женщинам, была богиней красоты, удовольствия и музыки. Её изображали в трёх видах: коровы, женщины с коровьими ушами и женщины в головном уборе из коровьих рогов с солнечным диском между ними. Мужем Хатор был Хорус. Хатор было посвящено большое количество храмов, один из них располагался в Дендаре. Хатор обладала не только светлой стороной, но и тёмной. По приказу Ра она могла наказывать людей за злые дела. Однажды Хатор нанесла кровавый ущерб земле. Ра был очень возмущён такой расправой, поэтому он вернул её назад. Он заманил Хатор специально приготовленным пивом с мандрагорой и кровью убитых. Выпив его, она уже больше не могла заниматься резнёй человечества. Раз в год Хатор являлась к своему мужу Гору в храм Эдфу. Там они проводили праздник Божественного союза.
Бог Гор
Отцом Гора был Осирис, а матерью Исида. Он всегда враждовал с богом Сетом. Гор представлял собой мужчину с головой ястреба. Иногда его изображали, как молодого человека, сидящего на коленях матери. Гор был богом неба и защитником фараонов. Ему поклонялись во всём Египте, особенно в Эдфу в древнем городе Мезен. Его храм сохранился до наших дней. Часто Гор выступал против своего дяди Сета, убившего отца и узурпировавшего трон. Гору удалось победить Сета и стать фараоном Египта.
Богиня Исида
Исида считалась одной из самых важных фигур египетского пантеона. Она была женой Осириса. Её связывали с погребальными обрядами. Первую свою мумию Исида сделала из отрезанных частей Осириса. Она также смогла воскресить Осириса. Египтяне также считали её целительницей и дарительницей жизни. Исиду изображали с троном на голове, а иногда кормящей матерью младенца Гора. Она была своего рода египетской «Богородицей», идеальной матерью и женой. Самый главный её храм находился в Филах. Её культ был также распространён в Средиземноморье, доходя даже до Северной Европы. Даже в Лондоне был храм, посвящённый Исиде.
Бог Осирис
Изначально Осирис считался богом, связанным с сельскохозяйственными культурами. Согласно мифологии, он был первым фараоном Египта, самым важным из богов. Ему человечество обязано цивилизацией. Осириса убил брат Сет, но Исида вернула его к жизни. После этого он стал править царством мёртвых. Чаще всего Осириса изображают в виде мумии с посохом и цепом. На голове его корона с двумя перьями. Также имеются изображения Осириса с рогами барана. Кожа этого бога окрашена в синий цвет мертвецов, чёрный цвет плодородия и зелёный – воскресения. Египтяне считали, что голова Осириса захоронена в Абидосе.
Бог Ра
Бог Ра являлся верховным богом солнца. Его изображали в виде мужчины с головой ястреба, на которой сверху красовался солнечный диск и священная змея. Но когда он был в подземном мире, то Ра имел уже голову барана. Ра передвигался по небу на лодке, а в подземном мире сражался с хаосом, возрождаясь с восходом солнца. Ра поглотил большое количество его идентичностей: Амона, Монту, Гора. У фараона Эхнатона Ра был в виде солнечного диска. Все египетские фараоны считали, что произошли от Ра. Этому богу посвящено большое количество храмов, главный из которых был расположен в Гелиополе.
В этой статье были представлены далеко не все древние боги, которых у египтян было великое множество.
О египетской мифологии
Введение
Египетская религия имеет древнее происхождение и просуществовала не менее 3500 лет. Египтяне видели божество во всем — в реке, пустыне и растительности; на солнце, луне и звездах; у животных и королей; в рождении и смерти. Они создали огромное и сбивающее с толку множество богов.
Существуют буквально сотни божеств, некоторые из которых имеют форму животных, некоторые изображаются с человеческими телами и головами животных, а некоторые имеют человеческий облик. У такого бога, как Ра, были десятки имен, и часто боги имели две или более форм у каждого. Политическое и жреческое давление иногда приводило к появлению новых богов и отбрасывало старых. Кроме того, египетская религия была местной, с разными религиозными центрами, имеющими разных богов и космогоний. После перечисления нескольких главных богов мы дадим отчет о сотворении согласно жрецам Гелиополя.
Из собственно мифов есть только один, из которого у нас есть полное изложение — история Осириса. Египтяне воспринимали свои мифы как нечто само собой разумеющееся, передавая их из уст в уста, но никогда полностью не записывая. Причина, по которой у нас есть миф об Осирисе, заключается в том, что Плутарх, греко-римский историк, записал его.
Основные египетские боги
Ра был великим богом солнца в Гелиополе. Ребенок ранним утром, мужчина в расцвете сил в полдень и старик вечером Ра путешествовал по подземному миру ночью, чтобы возродиться на рассвете. Его голову венчал солнечный диск, на котором покоился священный аспид, сокрушитель врагов бога.
Шу и Тефнут , были детьми Ра. Шу, бог воздуха, держал небо и изображался со страусиным пером на голове. Его сестра и жена Тефнут была богиней росы и дождя. Ее представляли в виде львицы или женщины с головой львицы.
Геб и Нут были потомками Шу и Тефнут. Геб был богом земли, а Нут — богиней неба. Геба обычно изображали распростертым мужчиной, а Нут выгибалась над ним в образе женщины или коровы. Их разлучил отец Шу.
Осирис был первым ребенком Геба и Нут, бога природы и растительности, а также судьи мертвых в подземном мире. Он сыграл важную роль в цивилизовании мира, но был убит своим завистливым братом Сетом. Осирис изображался как человек в пеленах мумии, увенчанный митрой и двумя страусовыми перьями.
Исида , дочь Геба и Нут, была верной женой Осириса и благодетельной волшебницей. В древности она пользовалась большим культом и изображалась с троном на голове.
Сет был злым братом Осириса, воплощением зла и бесплодия. Его изображали со звериной головой и хвостом.
Нефтида была сестрой и супругой Сета, но она любила Осириса и благодаря хитрости родила от него ребенка. На голове у нее была корзина.
Гор , сын Осириса и Исиды с головой сокола, посвятил себя мести за убийство своего отца.
Анубис , сын Осириса и Нефтиды с головой шакала подготовил мертвых и ввел их в подземный мир.
Тот был богом учения, благодетелем богов и людей. Он был священным писцом и изображался как человек с головой ибиса.
Хатор , богиня радости и любви, покровительница женщин. Ее представляли в виде коровы.
Амон , царь богов, был покровителем фараонов и богом плодородия. У него была корона с перьями, и его изображали либо с головой барана, либо с головой человека.
Men был монотеистическим богом, представленным фараоном-реформатором Эхнатоном. Его представляли просто солнечным диском с лучами.
Хепри , бог-жук-скарабей, кативший перед собой по небу солнце и символизирующий идеи возрождения и вечной жизни.
Маат , богиня правды и справедливости, представлялась в виде женщины, сидящей на каблуках или стоящей и носящей страусиное перо.
Фараону , или царю Египта поклонялись как богу, и считалось, что он произошел от богов.
Священные животные, которым поклонялись как богам, включают Apis , быка; Petesuchos , крокодил; Ба Неб Джедет , священный баран; и Bennu , птица. Но многие другие животные считались святыми, в том числе кошки и собаки.
Египет: Боги Древнего Египта
Много книг было написано о религии в Древнем Египте. Этот краткий обзор предназначен только для объяснения некоторых основных понятий и представления некоторых богов. Религия в Древнем Египте мало чем отличалась от современной. Сегодня не все верят одинаково или в одного и того же бога. Египет ничем не отличался. Отдельные короли поклонялись своим богам, как и рабочие, священники, купцы и крестьяне. В додинастическом Египте были сформулированы идеи и верования о «высшем существе», которые выражались в картинках, но некоторые ученые предполагают, что «письмо» было изобретено для того, чтобы доносить духовные мысли до масс. Теперь у картин появились идеи, и они приобрели человеческие черты.
Создателем всего сущего был Ра, Амон, Птах, Хнум или Атон, в зависимости от того, какая версия мифа использовалась в настоящее время. Небеса были представлены Хатхор, Летучей мышью и Гором. Осирис был земным богом, как и Птах. Ежегодный разлив Нила был Хапи. Бури, зло и смятение были Сетхом. Его двойником был Маат, олицетворявший равновесие, справедливость и правду. Луна была Тотом и Хонсу. Ра, бог солнца, принимал множество форм и преодолел большинство границ, в которых находились другие боги. Фактическая форма солнца, диск (или Атон), была обожествлена в другом боге, Атоне.
Как было сказано ранее, некоторым богам поклонялись в разных областях. В местных городах или деревнях, известных как номы, часто были уникальные боги, известные только в этом регионе. Иногда эти боги получали всенародное признание и становились мифами и легендами, передававшимися из века в век. Ниже приведен список основных богов и их основных мест поклонения.
Амаунет — женский аналог Амона и один из исконных богов гермополитической Огдоады (группа из восьми богов). Ей также поклонялись в Фивах вместе с Амоном и Мут.
Амон — обычно ассоциируется с ветром или сокрытыми вещами, а также принадлежал к гермополитической Огдоаде. В Фивах он стал Амоном-Ра, царем богов. Он был частью Фиванской триады вместе с Мут и Хонсу.
Антайос. Первоначально он был двойным богом, «двумя соколами», которые позже объединились, чтобы создать одного, вероятно, Гора.
Анукет — Почитаемая на Элефантине, она ассоциировалась с газелью.
Апис. В образе быка с солнечным диском между рогами Апис ассоциировался с Осирисом и Птахом. Атон — также известный как Атон, ему поклонялись в Телль Амарне.
Атум — Изначальный бог, представленный в виде человека и змеи. Он был верховным богом гелиопольской эннеады (группы из девяти богов) и сформировался с Ре, чтобы создать Ре-Атум.
Хатор — Богиня любви, танца и алкоголя изображалась в виде коровы. В Фивах она также была богиней мертвых. Ей поклонялись в Дендере как супруге Гора и Эдфу, и она была связана с Исидой в Библосе.
Гор. Самый ранний царственный бог имел форму сокола с солнцем и луной в качестве глаз. Бог неба был правителем дня. Многие формы Гора; Ре-Харахти, Харсиесис, Хароерис, Харендотес, Хенти-ирти, Хентехтай (бог-крокодил) и Хармахис, который есть Гор на горизонтах, в котором Сфинкс Гизы считается его аспектом.
Исида — мать Гора, сестра и супруга Осириса, которой поклонялись в Филе. Связанная с Астартой, Хатхор, Нут и Сотис, позже ей поклонялись во всей Римской империи.
Хнум — Похожий на человека с бараньей головой, ему поклонялись в Гипселиде, Эсне, Антиное и Элефантине.
Хонсу — бог луны был сыном Амона и Мут. Ему посвящен главный храм Карнака.
Мин — Бог плодородия слился с Амоном и Гором. Мину в основном поклонялись в Коптосе и Ахмиме.
Мут — Почитаемая в Фивах, она была супругой Амона и частью фиванской триады (группы трех богов).
Орех — Мать солнца, луны и небесных тел.
Осирис — Он считается мертвым королем, который наблюдает за преисподней и возрождается в своем сыне Горе. Как символ вечной жизни ему поклонялись в Абидосе и Филах.
Птах — Почитаемый в Мемфисе, он объединился с Сокарисом и Осирисом.
Re — Он был богом солнца Гелиополя. Начиная с пятой династии, он становится национальным богом и сочетается с верховным божеством Амоном.
Серапис. Ему в основном поклонялись в Александрии, а позже греки поклонялись ему как Зевсу. Он так и не был полностью принят египтянами в период Птолемеев.
Сехмет — Она была частью Мемфисской Триады с Птахом и Нефертем. Она была повелительницей войны и болезней.
Сет — Сын Геба и Нут в гелиопольской эннеаде был в образе животного, не имеющего зоологического эквивалента. Этот могущественный бог считался богом пустыни, что делало его богом чужих земель.
Шу — Он был древней космической силой и считался богом воздуха и носителем небес. Собек — он был богом-крокодилом, которому поклонялись в Файюме и Омбо. Во времена Среднего царства он слился с Ра, Собек-Ра, и ему поклонялись как изначальному божеству и богу-творцу. Тот — Ему поклонялись как бабуину в Гермополисе. Он был богом священных писаний и мудрости.
Цари Древнего Египта были неотъемлемой частью религии. Они образовали мост через пропасть, разделяющую людей и богов. В додинастические времена короли считались богами. В более поздние времена, примерно во времена третьей династии, цари «превратились в» богов. Это было важной частью управления людьми. Наследников престола не держали в стороне от всеобщего обозрения. В юном возрасте они были известны многим и считались детьми, а не будущими богами. У короля могло быть много наследников, и он мог не знать, кто займет трон, до гораздо более позднего времени. Чтобы люди (и будущий король) приняли трансформацию, необходимо было разработать определенные процедуры. Эта дилемма была прекрасно решена с помощью ритуала, объединившего короля с богом. Вера заключалась в том, что у всех будущих королей было два аспекта его существа: его физическое существо и его «ка». Ка был его духовным двойником, который был частью царя при рождении и оставался с ним на протяжении всей его жизни. Перед восхождением на престол совершался ритуал, соединявший ка царя и его особу. Король и его священники входили в храм, совершали ритуал и становились богами. Все люди ждали снаружи, чтобы стать свидетелями чуда трансформации, когда царь снова вышел из храма. Таким образом, новый царь был принят как бог, а его слово было принято как закон.
Что касается религиозных вопросов, то непосредственно при короле находились священники. В их обязанности входило заботиться об изображениях богов. Они также готовили статуи или изображения для религиозных праздников. Роль священников заключалась в том, чтобы читать свитки перед религиозными событиями. В более поздних династиях жрецы были голосами оракулов. Внутри храма были стратегически размещены специальные отсеки, называемые отверстиями для священников. Жрецы могли говорить из этих дыр незаметно для человека, задавая вопросы или милости богам. Оракулы считались вершиной решения богов. Жрецы распоряжались храмовыми богатствами и зернохранилищами. У них был сменный график, и они могли официально работать одну неделю в месяц. Их лаборатории находились в храмах, где они готовили благовония и целебные снадобья. Те, кого мы считаем волшебниками, произошли от жрецов. Окутанные тайной, простые люди редко видели их, если только они не читали магические тексты или не совершали религиозных ритуалов. Внутри храмовых святилищ их видел только царь. Во времена 21-й династии гробницы систематически грабили сами жрецы. На протяжении всей истории ограбление гробниц было проблемой, но, как правило, этим занимались обычные воры. Священники утверждали, что, убрав тела и сняв все драгоценные металлы, они фактически спасли осквернение тел обычными ворами. Конечно, священники повторно заворачивали тела и хоронили их в разных могилах, чтобы защитить трупы. Часть украденного золота и серебра пошла в храмовые сокровищницы, но большая часть пошла на покупку дерева и железа — ресурсов, которые не были родными для Египта и были самыми дорогими. В-третьих, часть богатств ушла в гробницу нынешних царей, сделав грабежи освященными троном.
Древние египтяне были чрезвычайно набожны в своих убеждениях. Они были посвящены своим богам, и им ежедневно поклонялись самыми разными способами. Их образ жизни вращался вокруг этих верований. У них было сильное чувство справедливости, и они старались поступать правильно. Как и в нашем современном обществе, простые люди ненавидели прелюбодеяние, воровство, убийство и ложь. Это было очень сложное общество с ценностями и моралью, мало чем отличавшимися от наших. Магия была для них обычным делом, о чем свидетельствует ношение амулетов для отражения зла. В гробницах писали магические тексты для защиты от грабителей. Было обнаружено множество заклинаний против укуса змеи. Магические заклинания, ритуалы и отвары использовались для лечения больных или раненых. Если магия не работала, это считалось волей бога, а не провалом магии. Спокойное восприятие народами странного и необычного позволяло им примириться либо с природными явлениями, либо с невидимыми вещами. Каждое событие имело духовное значение и имело уникального бога, назначенного действию.
Во времена 1-й династии (2950–3110 гг. до н. э.) Менес, царь, которого многие считают Ай или Нармером, объединил Верхний и Нижний Египет. Он создал свою столицу в Мемфисе и посвятил храм богу Птаху. Существовавшие в то время верования были пересмотрены, чтобы объяснить эти события, и почти все остальные мифы о богах произошли от этого события. Со временем все окружающие местные боги были приведены в эту схему, создав своего рода порядок иерархии богов. Все боги были включены в ту или иную историю, так что никто не обиделся. Эта композиция богов была подобна кладке кирпичей для здания и, по сути, создала основу для самой долгоживущей цивилизации в истории.
AMEN
OSIRIS
HORUS
NEPHTHYS
ISIS
SET
ANUBIS
ATEN
SERAPIS
NUT
THE GODS OF HELIOPOLIS
THE TRIAD OF THEBES
MUT
KHENSU
HAPI
THE TRIAD OF ABU
ХНЕМУ
САТЕТ
АНКЕТ
Чтобы понять Миф о Сотворении, нужно сначала понять, что это сложная история. Задействованы четыре «космологии», или теории о творении, каждая из которых развивалась в разные периоды в Древнем Египте. В каждой теории есть некоторые общие элементы. Например, каждая теория утверждает, что вначале существовал только первичный застойный океан под названием Ню. Кроме того, четыре теории сходятся во мнении, что из Ну вырос первобытный холм. Каждая космология считала, что на этом холме стоит их храм. Первые ступенчатые пирамиды, без сомнения, символизируют этот курган. Все космологии разделяют веру в то, что сотворение было медленным процессом, а не катастрофическим. Наконец, все они также согласны с тем, что было «Первое время» или период времени, когда боги действительно жили на земле.
На этом основании гелиопольская космогония развивает миф дальше. Первым событием было создание Атума, бога Гелиополя. Существует спор о том, создал ли он себя или был сыном Ну. В одних текстах говорится, что он впервые появился над холмом, в других говорится, что он сам был холмом. В конце концов, Атум стал ассоциироваться с Ра, богом солнца. Ра-Атум в этот момент считается пришествием света, чтобы рассеять тьму Ну. В этом контексте Ра-Атум символизируется Фениксом. Следующей его задачей было создание других богов. Он сделал это с помощью мастурбации, не имея партнера. Это не оскорбляло древних египтян, но фактически усиливало его власть в их сознании.
Ра-Атум родила близнецов. Шу, его сын и бог воздуха, был выплюнут, а его дочь, Тефнут, богиня мирового порядка, была извергнута Ра-Атумом. Близнецы были воспитаны Ну и находились под присмотром Ра-Атума. История глаза Ра-Атума будет рассказана позже. Шу и Тефнут родили Геба, бога земли, и его жену и сестру Нут, богиню неба. Геб и Нут, в свою очередь, были родителями Исиды, Осириса, Нефтиды и Сета. Эти четыре бога, особенно Осирис, играют важную роль в более поздних мифах. Гор, еще один бог, был сыном Исиды и Осириса. Эти пять младших богов и богинь могли быть включены жрецами Гелиополя. Как бы то ни было, эта «Эннеада», или группа богов, была частью традиции того времени.
Отсюда порядок доминирования или старшинства становится противоречивым. Одни тексты ставят Гора на очень высокое положение, другие отдают право Нут. Третьи утверждают, что Атум поставил Геба над Эннеадой, в которую входил и он сам. Жрецы того периода считали себя представителями Геба и Нута, а не Атума. В конце концов, именно Ра, бог солнца, считается верховным. Однако позже Осирис берет на себя эту роль. Обо всем этом будет сказано позже.
Позднее, в 3100 г. до н.э., Верхний и Нижний Египет объединились, и столицей стал Мемфис. Это положило начало новой теории творения. Птах, верховный бог Мемфиса, считался создателем. В какой-то момент Птаха даже объявили Ну (таким образом, он был поставлен выше Атума, верховного бога Гелиополя). Эннеада Гелиополя считалась просто проявлением Птаха. Это смещение гелиопольской космогонии было необходимо для установления и сохранения превосходства Мемфиса.
Существовала еще одна космогония, которая сильно отличалась от космогонии Гелиополиса и Мемфиса. Это было в городе в Верхнем Египте под названием Гермополь. Говорили, что эта теория появилась раньше любой другой. Вместо Эннеады у гермополитов была группа из восьми богов, называемая Огдоадой. В эту группу входили Нун и Наунет, Хух и Хаухет, Кук и Каукет, Амон и Амаунет. Согласно этой теории, эти восемь богов были ответственны за создание мира. После того, как это было сделано, восьмерка правила миром во времена, называемые Золотым веком. Когда они умирали, они уходили в подземный мир, откуда у них все еще была сила, чтобы заставить течь Нил и восходить солнце. Нун и Наунет символизируют воду, Хух и Хаухет представляют «бесконечность», Кук и Каукет обозначают тьму, а Амон и Амаунет символизируют воздух.
Наконец, в Фивах во время Нового царства с 1546 по 1085 год до н.э. возникла новая космогония. В то время все остальные теории были широко приняты; поэтому было важно, чтобы фиванцы включили основные черты этих теорий в свои собственные. Главным богом Фив был Амон, который уже ассоциировался с воздухом. Это упростило задачу также привить Амону силу «высшего и невидимого творца» (Ames, 1965)». Говорили, что он создал себя, не имея ни отца, ни матери, и родился тайно. Фиванцы утверждали, что их город был первым городом, и что все остальные города были построены по его образцу. Все космогонии утверждали это. Фиванцы утверждали, что Фивы были Оком Ра, сына Амона. Выходя за рамки того, что было сделано в прошлом, фиванцы утверждали, что целые космогонии были просто аспектами Амона; просто его формы.
Здесь важно отметить, что каждый перевод древнеегипетского текста отражает свою точку зрения на то, о чем говорится. В каждом аккаунте много несоответствий. Поэтому обобщить миф о творении или любой другой миф, если уж на то пошло, очень сложная и трудная задача. От источника к источнику имена богов различаются; даже написание отличается. Этот сайт пытается дать краткий обзор или основные сведения о египетской мифологии. Имея это в виду, мы продолжим с несколькими мифами, связанными с мифом о сотворении.
Око Ра-Атума, упомянутое выше, является мифологическим символом солнца. В какой-то момент Шу и Тефнут, дети-близнецы Ра-Атума, были разлучены с ним. Он послал свой глаз, чтобы найти их. Пока глаз искал, Ра-Атум заменил его другим. Когда глаз вернулся с Шу и Тефнут, Ра-Атум заплакал от радости, и слезы создали человечество. Однако глаз был разгневан тем, что его заменили. Ра-Атум поместил глаз себе на лоб, чтобы глаз мог править миром; таким образом становясь связанным с солнцем. Второй глаз связан с Луной. Еще одним мифологическим символом, связанным с мифом о сотворении мира, является Феникс. Говорят, что Феникс путешествовал из Аравии в Гелиополь раз в пятьсот лет. Считалось, что циклы времени задает Феникс, также известный как птица Бену, и храм Феникса стал «центром календарного регулирования» (Clark, 19).60)». Во времена Среднего царства он стал душой Осириса, и именно в это время он стал ассоциироваться с планетой Венерой, утренней звездой, которая, как говорили, была проводником солнца. Все вышеперечисленные представления были второстепенные ассоциации, однако.Главная роль Феникса заключалась в том, что он создал себя, символизируя, таким образом, Ра-Атум.
Общим для всех космогоний творения является храм. Каждая теория помещает свой храм на холм, возвышающийся над Ню. форма, происхождение и значение в основном мемфитского происхождения, мифы о ежедневных храмовых ритуалах в первую очередь гелиопольские по своей природе. бог охотников, может быть бог войны, а позже бог неба.Таким образом, сокол был символом величия и силы, образцом для фараонов.Согласно мифу, возведение этого храма было естественным событием и означало конечное событие в процессе создания. Он начинался как убежище для насеста Соколов, и эта часть оставалась самым священным местом в храме. Детальность описания храма свидетельствует о высоком уровне развития, достигнутом еще до исторических времен. Скорее всего, многие подобные храмы были построены в додинастическом Египте.
Храм бога солнца был вторым типом построенных храмов. Это началось как одно прямоугольное строение или святилище. Были добавлены другие камеры, и стена окружила структуру. Некоторые исследования показывают, что существовал еще один тип храма бога солнца, который состоял только из одного святилища. Этот храм знаменует собой начало истории настоящего храма, физически построенного в Египте.
Миф гласит, что вышеперечисленные храмы произошли от одного первобытного храма, построенного для приюта преемника создателя.