Египет живопись: Живопись Древнего Египта — Энциклопедия Древнего Египта

Живопись Древнего Египта — Энциклопедия Древнего Египта

В Древнем Египте живопись наносилась на любую основу при строгом соблюдении установленных канонов, будь то для украшения стен храмов, гробниц или любого предмета погребального назначения. Справа — стела (расписанное дерево, 23 х 18 см), которая хранится в Столичном музее Нью-Йорка и была найдена в гробнице писца Афенмута, должностного лица времен XXII династии, в Фивах. Декоративной темой данной части является культ Солнца. Б лю-кете солнечный диск пересекает небо на своей лодке, в то время как внизу Ра-Горахте, Владыка Неба с головой сокола, принимает угощение и восхваления от Афенмута

астенное изображение представляет собой одно из наиболее важных средств выражения в египетском искусстве. Наиболее распространенной основой для живописи была стена с барельефами, которые можно было расписывать. Краски наносятся непосредственно на гладкие, предварительно оштукатуренные стены. Различие между живописью и рельефом почти отсутствует, потому как правила изображения идентичны в обоих случаях, а обе эти техники настолько связаны между собою, что могут изучаться вместе.

Размещение росписей и рельефов (внутри зданий, на стенах храмов и погребальных часовен) подчиняется строгим нормам, диктовавшимся жрецами. Для египтян изображение выступало как бы двойником действительности. Благодаря изображенным в гробницах сценам усопшим гарантировалось то, что и в загробной жизни они будут располагать теми же благами, которыми пользовались также в жизни земной.

В Древнем Египте цель живописи и рельефа состояла в том, чтобы увековечить жизнь усопшего в потустороннем мире. Поэтому художественный интерес как таковой отсутствовал. По этой причине египетское искусство не воспроизводит пейзажей и не передает чувств или эмоций. Как в живописи, так и в рельефе имеются два основополагающих принципа, которые воплощены во всех изображениях: правильность геометрических форм и созерцание природы. В процессе работы художник следует образцу, методу с жесткими правилами. Темы же всегда одни и те же.

С другой стороны, магические достоинства изображения и живописи в значительной степени зависели от качества росписи, и отсюда та тщательность, с которой они выполнены, притом, что качество графики имеет такое же важное значение, как и заключенное в их формах содержание. В живописи образ и слово сосуществуют, и сцены всегда сопровождаются иероглифами, поясняющими смысл изображения. Сочетание форм живописи и надписи являет собой совершенство. Графика придает силу до такой степени, что живопись и рельеф кажутся одним большим иероглифом, в котором гармонично сосуществуют пиктограммы и фигуры. Это впечатление усиливается применением дополнительных надписей, наподобие повествовательных полос на нейтральном фоне.

1. Правила в изображении человеческой фигуры

Сцена на одном из папирусов ‘Книги мертвых’, которая хранится в Египетском музее Турина (Италия). Эта знаменитая книга, нарисованная и написанная во времена XVIII династии, являет собой великолепный пример высокого уровня развития и совершенства, которого достигла живопись в Древнем Египте. Воспроизведенная здесь сцена позволяет оценить нормы, установленные для того, чтобы различать при помощи цвета кожи или размера и расположения персонажей один пол от другого н разные социальные ранги

Самое главное при изображении фигуры человека — это то, чтобы можно было прекрасно различить каждую из частей тела. Так, чтобы изобразить глаз, его следует представить таким образом, чтобы он был узнаваем. Нарисованный в профиль, глаз получился бы перекошенным, поэтому его надо изображать анфас. Однако голова вполне различима в профиль, так как, помимо прочего, она в ясной и отчетливой форме включает в себя изображение носа и рта. Таким образом, человеческая фигура изображается посредством сочетания различных точек зрения. Как результат, фигура в одинаковой степени включает в себя черты в профиль и в фас: голова изображается в профиль с глазом в фас; верхняя часть туловища (плечи и грудная клетка) в фас, но с грудью и руками в профиль; таз повернут на три четверти; ноги и ступни в профиль.

Кроме того, обе ступни позволяют разглядеть на первом плане большой палец, и большой же палец всегда виден на обеих руках. То, что придает фигуре согласованность и соединяет в единое целое различные точки зрения, — это протяженность силуэта благодаря контуру. Нормативным, наиболее употребимым является правый профиль; но используется также и левый.

Для установления пропорции нарисованных сцен древние египтяне чертили на стене сетку и уже по ней размещали фигуры с соответствующими их размерами.

Исходным пунктом была стоящая человеческая фигура, которая обычно изображалась при соблюдении установленных размеров идеального образца. Единицей измерения служила какая-нибудь часть руки или ладони (как правило, речь идет о кулаке или локте), размеры которых выверялись по квадратам сетки в четкой пропорции эквивалентности.

Древний образец фигуры состоял из 18 квадратов (четырех больших локтей), между тем как новый образец начиная с саисского периода стал насчитывать 21 квадрат, отчего фигура стилизовалась.

2. Иерархия символов

Сцены из крестьянской жизни (Париж, Лувр) орнаментировали стены погребальной часовни писца Ун-Су, управляющего зерновыми амбарами Амона во времена XVIII династии. Выстроенные во фризы, эти сцены показывают повторяющееся изображение выполняющих различные сельскохозяйственные работы крестьян, с телами цвета красноватой охры, облаченных в белые набедренные повязки. Передано с исчерпывающим описательным стилем и условностями, которые не исключают созерцания природы

Изображение фигуры является вневременным, что означает, что не передаются ни чувства, ни действия. Поэтому картину следует рассматривать как заклинание, обращенное к вечности. Идеализация фигур прямо пропорциональна их социальному положению. Царь изображается с соответствующими его статусу атрибутами. Его тело воплощает вечную молодость. Неподвижность и вневременная невозмутимость пропорциональны рангу изображаемого. Так, например, чем выше социальный ранг, тем больше неподвижности. Речь не идет об условном портрете; то, что изображается, в действительности является социальной функцией персонажа, для чего необходимо также воспроизводить элементы, символизирующие его атрибуты. Изображаемые фигуры должны, таким образом, быть безошибочно узнаваемыми. Именно таким путем они превращаются в архетипы: фараона, писца, ремесленника и т.д. Поэтому изображение обобщается в нескольких типичных категориях, которые повторяются на протяжении всей истории египетского искусства. Ранг воспроизводимых фигур обусловливает масштаб, так что размер тем больше, чем выше положение в социальной иерархии. Так, в сцене битвы фараон может казаться гигантом рядом с изображениями рядовых воинов или врагов. Размеры фигур зависят от важности персонажа и не имеют никакого отношения к пространственной глубине. На самом деле, речь идет об «иерархическом взгляде».

Эти правила применяются с большей строгостью в случаях, относящихся к персонажам с высоким социальным статусом. Низшие социальные слои (ремесленники, крестьяне, прислуга) изображаются со всевозможными деталями в процессе выполнения работы. Тогда наблюдается большая легкость в линиях и большая степень свободы в формах и композиции. Такие фигуры, следовательно, отражают больший реализм не только своим взглядом, но также своими динамичными жестами и позами. Тем самым исчезает почтение, привносимое священным.

3. Изображение животных

В отличие от изображения человека, в воспроизведении животных применяются все имеющиеся средства выражения с целью добиться максимального натурализма. Животные получаются с превосходно выписанными деталями, их тело наделено живостью, которая контрастирует со скованностью человеческих тел. Художник несколько отходит от условностей и наносит легкие штрихи. Применение цвета сопровождается массой оттенков. Этот контраст между изображениями людей и животных сохраняется на протяжении всей истории египетского искусства.

4. Понимание пространства и композиции

В египетской живописи отсутствуют пространственные возможности, фигуры выглядят плоскими и помещаются в пространство, которое никак не скрывает подобную внешность форм. Тем не менее должны присутствовать все элементы, необходимые для того, чтобы объемный характер изображения мог быть разгадан. Трехмерная действительность, с другой стороны, выражена в ряде необходимых условностей, которые сохранялись в течение 30 столетий истории этой цивилизации. Когда имеет место попытка представить фигуры вглубь, то они накладываются друг на друга. На одной из картин из гробницы Небамуна (Лондон, Британский музей) стадо быков расставлено в горизонтальный ряд, что следует интерпретировать в объемном ключе. Для придания такого ощущения изображение животного воспроизводится ступенчато, в горизонтальном направлении, — в формуле, которая дает понять, что фигуры расположены одна за другой. В других случаях направление ступенчатого расположения является вертикальным, как это можно увидеть на стеле Ментуесера (V династия, гробница в Абидосе), на которой яства на столе жертвоприношений изображены в виде большой горы.

Купить пескобетон М300.

5. Горизонтальные полосы и рисунки

В живописи и рельефах изображения распределяются горизонтальными полосами, разделенными линиями. Такие композиции, составленные из наслоения рисунков, обычно оставляли место в центре для более важной сцены. Изображение напластованными слоями отражает навыки, свойственные аграрной культуре. Поэтому так скрупулезно рисуются земельные участки, огороженные под культуры.

Это получает очевидное отражение в художественных композициях, которые практически всегда располагаются в строгом порядке посредством разделения поверхности изображения на горизонтальные полосы, на которые помещаются рисунки.

Пространство сводится к двум схематическим геометрическим измерениям. Внутри каждой из полос различные фигуры и элементы также размещаются последовательно, хотя они и не связаны между собой.

Фон обычно не является образным, то есть не существует воспроизведения сценической декорации, в которой развивается действие. Не передается также и время. Единственным исключением является символическая сцена путешествия души, сцена болот, в которой изображается пейзаж с птичками, цветами лотоса и тростниковыми зарослями.

6. Символическое применение цвета

Цветовая палитра, использовавшаяся египетскими художниками, была, как правило, не очень широкой, поскольку ее применение не было точной проекцией действительности, а отвечала строгим нормативам, установленным канонами. Эти нормативы применялись даже в сценах более свободного по форме исполнения, в которых самые простые слуги выполняли всевозможные крестьянские и ремесленные работы. На рисунке из погребения писца Нахта (Фивы) изображена выжимка винограда

В египетском искусстве цвета применялись в соответствии с архитектурой, настенными рельефами, скульптурой, саркофагами, папирусами и декоративными дополнениями. Снаружи помещений в цветовой гамме преобладали ясные тона, которые оживлялись солнечным светом, между тем как внутри помещений применялись средние цвета, хотя и без тональных градаций в одном и том же изображении. В обоих случаях роспись наносилась в плоской форме.

Применение цвета отвечало заранее установленной программе. Каждый из цветов обладал конкретной символикой. То есть цвета выступают носителями ценностей, представляющими суть вещей, выходящими за рамки внешней видимости и потом — за рамки своей декоративной функции. Аналогичным образом широкое использование драгоценных камней и таких металлов, как золото, всегда преследовало такую символическую цель, которая не имеет никакого отношения к меновой стоимости. Их применение отвечало, таким образом, способности камня вызывать духов, а также качествам и достоинствам, связанным с его цветом и яркостью отблеска. Феномен ежегодного наводнения в Египте вызывался, как уже говорилось, дождями в Центральной Африке, которые питали оба рукава реки: Белый Нил, бравший свое начало в озере Альберт (на границе Заира и Уганды), Голубой Нил, истоки которого находились в Абиссинии (Эфиопия).

Оба рукава сливались на уровне Хартума (Судан) и текли вместе до самого устья.

В середине июля воды выходили из берегов. Этому явлению предшествовал паводок на Белом Ниле, окрашенный в зеленый цвет из-за ила, который увлекала с собою вода, пересекая обширные топкие пространства. На этой стадии за ним следовало другое половодье, в котором вода окрашивалась в красный цвет благодаря железистым наносам. После спада воды земля оказывалась удобренной скоплением отложений иловатой глины. Вероятно, именно созерцание этих цветовых переливов вод реки позволило установить изначальные значения цвета в египетской живописи

Так, зеленый цвет был выражением жизненных надежд, цветом нежного папируса, который окрашивал воды реки накануне наводнения. Это был цвет, предвещавший возрождение растительности, молодость. Поэтому Озирис, бог мертвых, в соответствии с данной символикой изображался в зеленых тонах.

Черный цвет символизирует благородный чернозем, несущий в себе питательный ил, он являлся кеми, смертью, отчего это был цвет непреложного сохранения и возвращения к жизни после смерти.

Красный был цветом зла, необитаемой и бесплодной земли. Изображенные в этом цвете животные (ослы, собаки) считались вредоносными дьяволами. Кроме того, красной краской писались слова, которые несли недобрые предзнаменования. По этой причине Сет, брат и убийца Озириса, рисовался в красном цвете. Ярко-красный мог символизировать также кровь и жизнь.

Белый цвет является синонимом утренней зари, признаком победы и радости. Этот цвет применялся к короне Верхнего Египта (юг страны) и изображался в виде высокой короны на висках, имеющей форму белого цветка лотоса.

Ярко-желтый цвет был вечностью, нетленной плотью богов; отсюда широкое применение золота во всех видах искусства и ко всевозможным материалам.

Синий и голубой цвета обладали разным значением. Синий, цвета ляпис-лазури, символизировал волосы божеств. Голубой являлся очищающей водой, цветом моря и обещанием новой жизни.

Человеческой фигуре, естественно, тоже назначались некоторые конкретные цвета. Женщина изображалась с бледно-желтым или розовым цветом кожи, в то время как к образу мужчины применялся темно-красный или коричневый цвет.

Нейтральный цвет, применяемый к фону, исключает любую возможность намека на изменения света или тональности в сценах.

В разные времена тон фона был различным. От сероватого, характерного для Древнего Царства, осуществляется переход к бледно-желтому при Новом Царстве и цвету охры впоследствии.

Источники

  • Сайт «Claw.ru: История древнего искусства»

Поразительные факты о живописи в Древнем Египте

Одна из самых классных штук, которые привносят в нашу жизнь путешествия, – это возможность узнать что-то новое про те вещи, которые давно кажутся привычными и знакомыми. В этой статье я расскажу вам кое-что совершенно поразительное о живописи в Древнем Египте.

Всем нам с детства хорошо знакома живопись древних египтян. Она хорошо узнаваема и запоминаема и сильно отличается от искусства других эпох и народов. Принято считать, что древнеегипетская живопись наивно примитивна – настолько, что она зачастую сравнивается с детскими рисунками.

Изображение из гробницы Рамзеса I в Долине царей (Луксор)

Однако более глубокое знакомство с предметом позволяет сделать вывод, что древнеегипетское искусство во многом гораздо более совершенно, чем то, к которому мы привыкли. Более того, с определенных позиций оно может рассматриваться как достигшее максимального уровня развития.

Здесь необходимо ввести понятия объективного и перцептивного пространства. Перцептивное пространство – это пространство зрительного восприятия, такое, каким мы его видим. В этом пространстве рельсы сходятся в одну точку у горизонта.

В объективном пространстве, напротив, рельсы никогда не сходятся. В этом легко убедиться, если начать двигаться вдоль них. Таким образом, геометрию объективного пространства человек узнает не просто через осмотр, но через практику взаимодействия с предметами.

Рисунок в привычном для нас понимании служит для передачи перцептивного пространства. Например, глядя на этот рисунок, мы понимаем, что на самом деле все окна и арки одинаковые по размеру:

Рисунок с классической линейной перспективой – пример перцептивного пространства

Для передачи же объективного пространства разработано черчение, представляющее собой совокупность специальных методов. Сегодня черчение – это давно устоявшаяся и практически не развивающаяся область знания. Не развивается она потому, что достигла предела возможного, и дальнейшее ее улучшение уже невозможно. Основы современного черчения заложил в конце XVIII века французский ученый Гаспар Монж, и с тех пор над развитием черчения трудилось множество математиков и инженеров.

Гаспар Монж, изобретатель современного черчения (1746-1818)

При чем же тут древнеегипетские рисунки, спросите вы? А при том, что живопись древних египтян представляет собой идеальный образец так называемого художественного черчения. Его ключевая характеристика состоит в том, что древнеегипетские художники пытались передать на плоскости картин не перцептивное (т.е. искаженное) пространство, а объективное, реально существующее, основанное на знании его качеств и свойств.

Потолок с изображением знаков Зодиака в храме богини Хатхор (Дендеры)

Современное техническое черчение имеет три наиболее характерные особенности:

  • использование метода ортогональных проекций;
  • использование стандартизированных условно-чертежных приемов;
  • использование чертежно-знаковых условностей.

Как я покажу ниже, древнеегипетские художники успешно использовали все эти приемы, причем не в условиях чертежа (как современные инженеры), а для передачи настоящих художественных образов.

1. Метод ортогональных проекций

Этот метод предполагает, что предмет проецируется на три ортогональные плоскости, которые позволяют получить полное представление о его форме:

Применение метода ортогональных проекций в черчении

Для упрощения чертежа (как и рисунка) рекомендуется выбирать ту проекцию (плоскость), при которой наиболее полно передаются характерные геометрические особенности предмета.

Именно этот метод стал основным правилом в живописи Древнего Египта. При изображении фигур человека и животных обычно применяется вид сбоку – как наиболее информативный. При этом поверженные на землю враги изображаются с использованием вида сверху, то есть тоже в наиболее выигрышной и информативной проекции.

Рисунок из гробницы Таусерта / Сетнахта в Долине царей (Луксор)

Важное следствие применения данного метода – независимость размеров объекта на плоскости изображения от расстояния до него. То есть два человека одного роста на разном расстоянии будут изображены одинаково.

Данное требование строго регламентировано и применительно к природным объектам. Например, землю можно показать лишь в виде линии, на которой как бы стоят фигуры людей и животных. Если же нужно показать какое-то глубокое пространство, например, пруд или же изображение какой-то площади, окруженной людьми, используется изображение сверху (как на современных картах или планах):

Все фигуры на рисунке изображены применительно к той плоскости, о которой идет речь. Например, в верхней части центром является большая площадь земли, и художник подчеркивает, что люди окружают ее по бокам
2. Условно-чертежные приемы

Поскольку древнеегипетский художник вынужден ограничиться для передачи изображения лишь одной проекцией, это приводит его к необходимости использовать целый ряд условно-чертежных приемов, которые позволяют существенно повысить информативность изображения. Точно такой же принцип используется в современных чертежах, которые буквально изобилуют этими приемами.

Один из наиболее часто используемых приемов – это использование условных поворотов плоскостей и проекций. Например, вся деталь может быть показана спереди, а одна из ее частей в условном повороте сбоку.

Рисунок и условный чертеж якоря, показывающий, как объемный предмет может быть передан на плоскости

Именно этот прием, широко распространенный в современном техническом черчении, художники Древнего Египта использовали для изображения людей. В качестве основной проекции выступает вид сбоку, однако плечи и верхняя часть туловища передаются так, как будто это вид спереди, для увеличения информативности.

Изображение из гробницы Рамзеса I (Долина царей, Луксор)

Данный прием использовался очень широко, однако его применение было осмысленным – так, если изображалась трудовая деятельность человека, в которой главное – процесс, выполняемый близко сдвинутыми руками, то разворот плеч был неуместен и не отображался на рисунке.

Следующий условно-чертежный прием – это разрезы. Как и использование условных поворотов проекций, цель разрезов – повысить информативность рисунка. В современном черчении это также один из широко распространенных приемов, позволяющих получить детальную информацию об объекте. Этот прием очень активно использовали древние египтяне:

Помещение, где находится бог Хнум (с головой барана), изображено в разрезе

Древнеегипетские художники могли показать в разрезе не только архитектурные объекты (например, дом), но и, скажем, корзину или горшок.

Метод ортогональных проекций в чистом виде приводит к затруднениям, если надо показать, к примеру, двух сидящих рядом людей – например, фараона и его супругу, принимающих какие-то делегации. При виде сбоку передний человек будет полностью загораживать второго. Чтобы этого избежать, использовался прием условного сдвига, при котором один из объектов сдвигался относительно другого:

Богиня Маат обнимает крыльями бога Птаха

В современном техническом черчении сдвиг также является одним из узаконенных приемов и используется чрезвычайно широко.

Развертка – еще один условно-чертежный прием, используемый и в современном черчении, и древними египтянами. Разверткой называют изображение не предмета, а заготовки, из которой изготовлен предмет путем сгибания.

Поклажа изображена в развертке

Если зритель понимает, что это развертка, то это изображение будет для него чрезвычайно информативным, поскольку он сможет увидеть объект со всех сторон.

Последний прием, который хотелось бы выделить, это использование разного масштаба для подчеркивания важности тех или иных объектов. В современных чертежах всегда есть детали, которые выполнены в разных масштабах: более важное изображается крупнее, малосущественное – в уменьшенном виде.

Морские животные изображены в гораздо более крупном масштабе, чем в реальности

Разномасштабность широко использовалась и в древнеегипетском изобразительном искусстве. Она позволяла передать как иерархию изображенных на рисунке людей, так и в принципе улучшала композицию. Например, если попытаться изобразить в одном масштабе и рыб, и корабли, получилось бы, что рыбы очень маленькие и их не видно.

Фигуры быков показаны в уменьшенном масштабе
3. Чертежно-знаковые условности

Современные чертежи изобилуют условными знаками, которые используются для ускорения чтения чертежа и упрощения восприятия. Например, есть условные знаки для обозначения гайки, винта, шестеренки и пр.

Древнеегипетское искусство также изобилует знаками. Например, у идущего человека ступни нередко изображены одинаково и на обеих ступнях виден большой палец. Это – не свидетельство примитивизма и непонимания художником человеческой анатомии, а совершенно осмысленное использование знака ноги для изображения идущего человека. Со знаковой точки зрения обе ноги полностью эквивалентны и выполняют одну функцию.

Обратите внимание, например, на то, как изображен большой палец на разных ступнях

Подобных примеров можно привести очень много. Например, условный знак применяется для изображения кистей рук. Цвета также подвержены стандартизации – так, например, мужские фигуры всегда передаются более темными, чем женские.

Таким образом, чтобы понять особенности передачи пространства и трехмерных объектов в древнеегипетском искусстве, нужно отказаться от представления о правильности только перспективных изображений, которым нас учат в школе. Чертеж и изображение с перспективой – два абсолютно полярных, но при этом одинаково обоснованных способа передачи изображения, каждый из которых имеет свои преимущества.

Безусловно, искусство, основанное на методе ортогональных проекций, выглядит очень странно для нас, однако это не означает, что оно является примитивным или ущербным. Более того, если оценивать рисунок с точки зрения передачи объективного пространства, то древнеегипетские изображения оказываются практически совершенными – как и современные инженерные чертежи.

В этой связи может возникнуть вопрос: как так получилось, что древние египтяне еще 5 000 лет назад разработали в своем искусстве приемы, до которых современное черчение дошло лишь в середине XX века. Уверен, что здесь вновь мы сталкиваемся с одним из подтверждений теории палеоконтакта, о которой я много писал ранее.

Заинтересовавшимся данной темой могу порекомендовать книгу выдающегося советского ученого – академика, стоящего у истоков советского ракетостроения – Бориса Раушенбаха. Книга называется “Геометрия картины и зрительное восприятие”, и именно на ней основана данная статья. Заниматься вопросами изображения Борис Раушенбах стал из-за того, что область его научных интересов была связана с задачей обеспечения ручной стыковки огромных модулей в открытом космосе. Ручная стыковка предполагает получение космонавтом объективного изображения происходящего вокруг, поэтому ученый и начал изучать разные подходы к данному вопросу.

Раскрась как египтянин! | Метрополитен-музей

20 июля 2020 г.
Анна Серотта, младший реставратор отдела консервации объектов; Джули Мари Сейберт, ассистент педагога по семейным программам Департамента образования; и Изабель Штюнкель, куратор отдела египетского искусства.

Стела человека по имени Аафенмут (фрагмент), ок. 924–889 гг. до н.э. Из Египта. Дерево, краска, левкас, 9 1/16 x 7 3/16 x 1 3/8 дюйма (23 x 18,2 x 3,5 см). Метрополитен-музей, Нью-Йорк, Фонд Роджерса, 19.28 (28.3.35)

Как древние египтяне создавали великолепные картины? Примеры можно найти на стенах их дворцов, гробниц и храмов, а также они рисовали на таких предметах, как стелы (резные или расписные плиты из камня или дерева) или гробы. Но как и чем они делали эти красочные изображения? Давайте изучим процесс, а затем попробуем сделать свои собственные инструменты для рисования!

Два примера росписи на деревянных предметах из Древнего Египта. Слева: Гроб Хнумнахта (фрагмент), ок. 1802–1640 гг. до н.э. Из Египта. Дерево, краска, 81 11/16 x 20 3/8 x 26 3/4 дюйма (207,5 x 51,8 x 68 см). Метрополитен-музей, Нью-Йорк, Фонд Роджерса, 19.15 (15.2.2а, б) | Справа: коробка Шабти Парамнеху, ок. 1279–1213 гг. до н.э. Из Египта. Дерево, левкас, краска, 11 1/4 x 8 1/4 x 6 5/16 дюйма (28,5 x 20,9 x 16 см). Метрополитен-музей, Нью-Йорк, средства различных дарителей, 1886 г. (86.1.14a-c)

Начнем с самой краски. В Древнем Египте пигменты — материалы, придающие краскам их цвет, — в основном изготавливались из минералов, которые собирали или выкапывали из земли. Их измельчали ​​до мелкого порошка, а затем смешивали со связующим (что-то, что скрепляло все это вместе), например гуммиарабиком. Вот некоторые из наиболее распространенных пигментных материалов, используемых в Древнем Египте:

По часовой стрелке сверху слева: красная охра, изображение предоставлено Хилари Беккер, Бингемтонский университет; желтая охра, изображение предоставлено Рут Сиддалл, Университетский колледж Лондона; аурипигмент, изображение предоставлено Рут Сиддалл; углеродная сажа, изображение любезно предоставлено Кэролайн Робертс и сфотографировано Рэнди Стегмейером/Энн Асплунд для Ancient Color, специальной выставки в Музее археологии Келси; кальцит в виде мела, изображение предоставлено Рут Сиддалл и Чарли Андервудом; и малахит, изображение любезно предоставлено Кэролайн Робертс и сфотографировано Рэнди Стегмейером/Энн Асплунд для «Древнего цвета», специальной выставки в Музее археологии Келси

Самый распространенный синий цвет, который вы видите на древнеегипетских картинах, не встречается в природе. Этот пигмент, называемый египетским синим, был получен путем смешивания различных натуральных ингредиентов и нагревания их до высокой температуры. Вы можете думать об этом как о математической задаче: песок + известь + карбонат натрия + соединение меди + огонь = египетский синий.

Слева: Кусочек египетской лазури, ок. 1479–1458 гг. до н.э. Из Египта. Паста, 3/8 x 1/4 дюйма (1 x 0,6 см). Метрополитен-музей, Нью-Йорк, Фонд Роджерса, 19.36 (36.3.202) | Справа: Стела Сайи (фрагмент), ок. 825–712 гг. до н.э. Из Египта. Дерево, левкас, краска, 9 3/8 дюйма (23,8 см). Метрополитен-музей, Нью-Йорк, Фонд Роджерса и подарок Эдварда С. Харкнесса, 1922 г. (22.3.31)

Палитра этого древнего художника из коллекции The Met была вырезана из цельного куска слоновой кости. Видите оставшиеся у художника лепешки синей, зеленой, коричневой, желтой, красной и черной краски? Они были сделаны более 3000 лет назад! Чем эта палитра похожа или отличается от той, которую вы использовали?

Палитра художника с надписью имени царя Аменхотепа III, ок. 1390-1353 гг. до н.э. Из Египта. Слоновая кость, пигмент, 6 7/8 x 1 3/4 x 3/8 дюйма (17,5 x 4,4 x 0,9 см). Метрополитен-музей, Нью-Йорк, покупка, подарок Эдварда С. Харкнесса, 1926 г. (26.07.1294)

Древние египтяне рисовали кистями, как и мы сейчас. Их кисти были сделаны из пучков растительных материалов, таких как трава и тростник, с использованием веревки, чтобы связать материалы кисти вместе.

Древнеегипетские кисти для рисования из коллекции Британского музея, Лондон, EA36893, EA36892 и EA36889, изображение © Trustees of the British Museum

Давайте сделаем наши собственные кисти! Вот несколько идей для натуральных или бытовых материалов, которые вы можете использовать для создания кисти: щетина метлы, сухая трава, тростник, палка с обтрепанными концами, веревка, веревка, солома или что-нибудь еще, что вы можете найти, чтобы держать краску!

Собрав материалы для кисти, свяжите их вместе, затем свяжите их чем-то гибким, например, веревкой, и обрежьте свободные концы.

Теперь, когда у вас есть кисть, пора рисовать!

Фото Анны Серотта

На изображении ниже показаны типичные этапы создания картины на дереве.

Фото (и картина) Анны Серотта

Сначала поверхность выравнивается. Для дерева это иногда означает добавление слоя льна (разновидность ткани), а затем слоя левкаса (произносится как jeh-so). Gesso — это белый материал, используемый для создания гладкой поверхности под покраску. В Египте его часто делали из минерального гипса, смешанного с клеем. Затем художник рисует цвет фона, а затем контур красным или черным цветом. Затем цвета заполняются один за другим; здесь красили сначала красным, потом зеленым, потом синим. Иногда сверху наносится слой лака или другого покрытия.

Далее займемся покраской. Вам понадобятся кисти, которые вы только что сделали (подойдут и современные кисти), краска любого типа и лист бумаги или дерева. Теперь ваша очередь повеселиться, рисуя, как древний египтянин! Это поэтапное рисование бога солнца с головой сокола. Узнаете ли вы этого бога солнца в каком-либо из рисунков выше?

Картина Анны Серотта

Узнайте больше об египетском искусстве на #MetKids, а затем отправьте свои работы на адрес [email protected], чтобы получить шанс быть представленными на нашем сайте!

Чтобы получить больше советов по изготовлению кистей, посмотрите эти замечательные видеоролики, снятые нашими друзьями в Музее Фицуильяма в Соединенном Королевстве.

Интересуетесь химией? Вот отличный ресурс, чтобы узнать больше о пигментах и ​​производстве красок на протяжении всей истории.

Отделы: Образование, египетское искусство, консервация предметов

Древнее египетское искусство – Smarthistory

Красиво сохранившиеся расписные известняковые погребальные скульптуры принца Рахотепа и его жены Нофрет в натуральную величину. Обратите внимание на реалистичные глаза из инкрустированного горного хрусталя (Мейдум, Древнее царство) (Египетский музей, Каир; фото: Панегирики Грановеттера, CC BY-SA 2. 0)

Оценка и понимание древнеегипетского искусства

Чтобы понять древнеегипетское искусство, его нужно рассматривать с точки зрения древних египтян. Несколько статичный, обычно формальный, странно абстрактный и часто блочный характер многих египетских образов временами приводил к неблагоприятным сравнениям с более поздним и гораздо более «натуралистическим» греческим искусством или искусством эпохи Возрождения. Однако искусство египтян служило совершенно иной цели, чем искусство этих более поздних культур.

Искусство, не предназначенное для показа

Хотя сегодня мы восхищаемся сверкающими сокровищами из гробницы Тутанхамона, величественными рельефами в гробницах Нового Царства и безмятежной красотой скульптур Старого Царства, важно помнить, что большинство этих работ никогда не предназначалось для просмотра — это просто не было их целью.

Рельеф короля в объятиях богини. Гробница Аменхерхепшефа (QV 55) (Новое царство, Рамессид) (фото: д-р Эми Калверт)

Функция египетского искусства

Эти изображения, будь то статуи или барельефы, предназначались для пользы божественного или умершего получателя. Статуя давала получателю место для проявления и получения выгоды от ритуального действия. Большинство статуй демонстрируют формальную фронтальность, то есть они расположены прямо перед собой, потому что они были созданы для того, чтобы смотреть в лицо ритуалу, совершаемому перед ними. Многие статуи также первоначально были помещены в углубленные ниши или другие архитектурные сооружения — контексты, которые сделали бы фронтальность их ожидаемым и естественным образом.

Статуи, будь то божественные, королевские или элитные, служили своего рода каналом для духа (или ка ) этого существа для взаимодействия с земным царством. Божественные культовые статуи (некоторые из которых сохранились) были предметом ежедневных ритуалов одевания, помазания и ароматизации благовониями и несли процессии на особых праздниках, чтобы люди могли их «увидеть» — почти все они были полностью скрыты от глаз. , но их «присутствие» чувствовалось бы.

Королевские и элитные скульптуры служили посредниками между людьми и богами. Родовые часовни со скульптурой умершего праотца могли служить своеобразным «семейным храмом». Были фестивали в честь умерших, когда семья приходила и ела в часовне, предлагая пищу для загробной жизни, цветы (символы возрождения) и благовония (аромат которых считался божественным). Сохранившиеся письма позволяют нам узнать, что к умершим активно обращались с просьбами о помощи, как в этом мире, так и в загробном.

Что мы видим в музеях

Как правило, произведения, которые мы видим в музеях, были продуктами королевских или элитных мастерских; эти изделия лучше всего соответствуют нашей современной эстетике и представлениям о красоте. Однако подвалы большинства музеев забиты сотнями (даже тысячами!) других предметов, сделанных для людей с более низким статусом, — небольших статуй, амулетов, гробов и стел (похожих на современные надгробия), вполне узнаваемых, но редко выставляемых на обозрение. Эти изделия обычно демонстрируют меньшее качество изготовления; иногда из-за странных пропорций или плохого исполнения они реже считаются «искусством» в современном понимании. Однако эти предметы выполняли ту же функцию, принося пользу своим владельцам, и с той же степенью эффективности, что и предметы, созданные для элиты.

Статуя из твердого камня Рамзеса II с Осирисом, Исидой и Гором (Новое Царство). (Египетский музей, Каир; фото: д-р Эми Калверт)

Способы изображения трехмерного искусства

Трехмерное изображение, хотя и является довольно формальным, также направлено на воспроизведение реального мира — скульптуры богов, королевская власть, а элита была создана, чтобы передать идеализированную версию этого человека. Некоторые аспекты «натурализма» были продиктованы материалом. Каменная скульптура была довольно закрытой, с руками, прижатыми к бокам, ограниченными положениями, сильной задней опорой, обеспечивающей поддержку, и с заполненными промежутками между конечностями.

Модель сцены, вспахивающей поле, Среднее царство, конец 11-й династии, 2010–1961 гг. до н. э., крашеное дерево, 54 см (МИД Бостон)

Деревянно-металлическая скульптура, напротив, была более выразительной — руки можно было держать отдельные объекты, пространство между конечностями было открыто, чтобы создать более реалистичный вид, и было возможно больше положений. Однако каменные, деревянные и металлические скульптуры элитных фигур выполняли одни и те же функции и сохраняли один и тот же тип формализации и фронтальности. Только статуэтки людей с более низким статусом демонстрировали широкий спектр возможных действий, и эти фигуры часто были сосредоточены на действиях , которые приносили пользу элитному владельцу, а не вовлеченным людям.

Фрагмент Книги Мертвых Хунефера с верхним и нижним регистрами. Суд Хунефера в присутствии Осириса , Книга Мертвых, 19-я династия, Новое царство, ок. 1275 г. до н. э., папирус, Фивы, Египет (Британский музей; фото: Стивен Цукер; CC BY-NC-SA 2.0)

Способы представления двухмерного искусства

был представлен мир. Египетские художники приняли двухмерность и попытались обеспечить наиболее репрезентативные аспекты каждого элемента в сценах, а не пытались создать перспективы, воспроизводящие реальный мир.

Каждый объект или элемент в сцене визуализировался с наиболее узнаваемого ракурса, а затем они были сгруппированы вместе, чтобы создать единое целое. Вот почему изображения людей показывают их лицо, талию и конечности в профиль, а глаза и плечи — спереди. Эти сцены представляют собой сложные составные изображения, которые предоставляют полную информацию о различных элементах, а не изображения, созданные с одной точки зрения, которые не были бы такими исчерпывающими в данных, которые они передавали.

Регистры

Хаотичная сцена боя на расписном ящике из гробницы Тутанхамона (Новое Царство). (Египетский музей, Каир; фото: доктор Эми Калверт)

Сцены располагались параллельными рядами, известными как регистры. Эти регистры разделяют сцену, а также обеспечивают линии земли для фигур. Сцены без регистров необычны и обычно использовались только для того, чтобы вызвать хаос; сцены сражений и охоты часто показывают добычу или иностранные армии без фона. Регистры также использовались для передачи информации о сценах: чем выше сцена, тем выше статус; перекрывающиеся цифры означают, что нижние находятся дальше, как и те элементы, которые находятся выше в регистре.

Иерархия масштаба

Различие в масштабе было наиболее часто используемым методом передачи иерархии — чем больше масштаб рисунка, тем важнее они были. Короли часто изображались в том же масштабе, что и божества, но оба они изображались больше, чем элита, и намного больше, чем средний египтянин.

Текст и изображение

Высокодетализированные рельефные иероглифы на Белой часовне Сенусерта I в Карнаке (Среднее царство). (фото: доктор Эми Калверт)

Текст сопровождал почти все изображения. В скульптуре идентифицирующий текст будет отображаться на задней колонне или основании, а рельеф обычно имеет подписи или более длинные тексты, которые дополняют и уточняют сцены. Иероглифы часто сами по себе изображались как крошечные произведения искусства, хотя эти маленькие изображения не всегда обозначают то, что они изображают; многие вместо этого фонетические звуки. Однако некоторые из них являются логографическими, то есть обозначают объект или понятие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *