Все отзывы о спектакле «Царь Эдип» – Афиша-Театры
Все отзывы о спектакле
О спектакле Отзывы (7)
Лучшие отзывы о спектакле «Царь Эдип»
NastyaPhoenix
381 отзыв, 381 оценка, рейтинг 483
7
Сие хрестоматийное произведение Софокла – не только находка для Фрейда, но и одна из наиболее тяжёлых трагедий в античной драматургии. Помимо трёх неизменных составляющих любой классической древнегреческой пьесы – убийств, секса, злого рока – в «Царе Эдипе» можно найти ещё и мотив свободного нравственного выбора. По воле богов Эдип расплачивается за осознанный грех своего отца Лая – похищение из любовных побуждений чужого сына – своими неосознанными преступлениями: убийством отца и брачной связью с матерью. Ни небесная, ни людская кара не настигает его после осуществления проклятия, которому некогда был предан Лай: непреднамеренное не наказуемо. Однако Эдип не оправдывает себя, не слагает ответственности, а наказывает себя сам с жестокостью, достойной всякого языческого громовержца: обрекает на слепоту и скитания вдали от Родины в попытках искупить свою вину, которую сам же считает неискупимой.
Это ещё не библейская притча – но уже и не типичный миф, герои которого обычно предпочитают приносить в жертву справедливости других, а не самих себя. Сравнить с Эдипом можно разве что Прометея: оба с гордостью и уверенностью в своей правоте несут свой крест, не помышляя о мести, не разочаровываясь в роде человеческом. То, насколько страшно постепенное осознание Эдипом всего им содеянного и насколько страшна его казнь над собой, в спектакле видно отлично – Эдип Бакалова всё время пребывает на грани, на надрыве и через гнев, подозрительность, ужас, отчаяние приближается к катарсису, превратившему его из деспотичного правителя в неупокоенного пророка, похожего на старого моряка из поэмы Кольриджа. Для создания атмосферы погибающих Фив, в которых мечется истерзанный пророчествами царь, никаких дополнительных декораций и костюмов не нужно – достаточно одних эмоциональных ударов, почти физически ощутимых даже с последнего ряда, почти вжимающих зрителя в кресло своей прямолинейной мощью и безжалостно неприкрытой, достоверной искренностью.
Эти удары усиливаются громкими столкновениями героев с металлическими перегородками – они со всего размаху натыкаются на них, когда слепота поражает душу, тогда как слепой провидец Тиресий, а позже – и слепой Эдип, будучи зрячи духовно, двигаются вдоль стен аккуратно и тихо. Но зачем вкладывать персты публики в окровавленные глазницы? Чему может научить современного человека беспримерный подвиг раскаяния? Ответ не находится – видимо, такие вещи ставятся из любви к искусству и смотрятся благодаря тем же чувствам: потрясающая актёрская игра, потрясающий текст, потрясающие музыка и освещение – а что ещё нужно? Качественные постановки – лучший способ познания драматургии, и покуда я советую познакомиться с Софоклом через призму режиссёрского восприятия Беляковича.28.11.09
Комментировать рецензию29 ноября 2009
Ия Яковлева
243 отзыва, 247 оценок, рейтинг 141
9
«Царь Эдип» в театре на Юго-западе
Царь Эдип – Евгений Бакалов.
Страдающий правитель, не смогший убежать от предначертанной судьбы, ибо Рок — всесилен, как известно. И хоть нрав Эдипа – как и полагается властителю – суров, но все ж Эдип здесь больше следователь, и честный, и прямой, и жесткий, даже по отношению к себе. Оправданы тут все детали: и выступающий пот на лбу царя, и его внезапный страх, и стресс ужасного открытия, прозрения, которое и ослепит потом, и даже что-то вроде..юмора. «я ложа матери страшусь».
То есть отца пришибить – это еще ничего, ну раз оракул говорит. Надо так надо.
а вот приступиться с нечестивым намерением к старушке матери – проблема.
Евгений Бакалов — достойный царь, а по части жестикуляции, речи, игры в целом – близнец Леушина Олега. Подозреваю в них одну школу и одну выучку:)
Иокаста – Иванова Ольга. Не сомневалась, что в этой роли выступит она.
Креонт (которого не зря в предательстве Эдип подозревает, хотя не в этой пьесе будет актуальным) – Тагиев Фарид. Эмоциональный, не менее Эдипа, и как бы протагонист, и речь ведет на тему неинтересности власти, и пагубности ее, ему и не нужна такая вредная вещь якобы.
Хитрый, собака. Нашел Эдип, кого в Дельфы отправить, взял бы веселую парочку вестников из Коринфа – Санников Андрей и Курочкин Константин. Может, у жрецов оракула они другую б весть получили. В течение спектакля вестники наши коринфские разрежают трагедийную атмосферу, веселостью и глумлением. Шекспир бы одобрил.
Тиресий – Бородинов Сергей, сын пастуха и нимфы, интересный персонаж каким и должен быть. Выдерживать гнев царский, быть слепцом и стать изгнанником прежде царя Эдипа. Н отвлекает внимание на себя. Яркий.
Кстати, про Тиресия бы пьеса получилась, самая что ни на есть увлекательная.
«По легенде, юношей Тиресий обнаружил двух сплетшихся во время спаривания змей, ударил палкой одну, оказавшуюся самкой, и превратился в женщину. Согласно Гесиоду, на горе Киллений ударил посохом (или наступил на) спаривавшихся змей, превращён в женщину, позже на том же месте наступил на них и вернулся в прежний облик[4]. Только семь лет спустя[5] (или 8 лет спустя[6]), вновь найдя такую же пару змей и ударив самца, он снова стал мужчиной.
Согласно Птолемею Гефестиону, превращался в женщину семь раз, отчего критяне называют его «дочерью Форбанта»»
Таков Тиресий наш. И женщина он, и мужчина. Но в «царе Эдипе» как женщина к суду не привлекался, на сцене горбится в одеждах старца-странника, с бубенцами на плаще и посохом в руке.
В качестве декорации — забор, высокий как у дачи денежного мешка в Подмосковье, металлический алюминиевый, многофункциональный. Он – и стена плача, и интерьер дворца фиванского царя, и ворота в город, и то, во что можно ударить, чтобы чувства успокоить.
В качестве музыки – не греческие напевы, но итальянские. Вспоминается Рим, фильм Пазолини, в нем Эдип явился в костюме современном, и древнем. Так и здесь.
Было совсем несложно поверить в эту историю, простую и страшную. Проблема оказалась одна — в отсутствии сострадания. Мне никого не жаль.
Разве что Иокасту.21 марта 2019
Светлана Малеева
187 отзывов, 252 оценки, рейтинг 38
9
Между зрителями и актёрами железный занавес в начале спектакля.
Греция не для всех доступна , как и её трагедии , но есть время вкратце пролистать историю Эдипа и вновь ужаснуться руке судьбы , жестоко с ним расправившейся.
Лай ,порочный отец Эдипа , опьянев зачал ребёнка от своей жены Иокасты , хотя был проклят многими своими знакомыми.
Проклятия были разными — от бесплодия до того , что сын убьёт его.
Узнав , что у него родился сын , царь Фив Лай избавляется от него , но мальчик выживает и его усыновляют бездетные царь и царица Коринф.
Судьба включает свой счётчик, и по ним не Лай выбирает , что ему делать.
Выходит всё , как предсказал оракул — престарелый Лай облаивает своего сына на дороге , на что Эдип , хоть и знает о проклятии , но не о своём реальном отце , убивает вспыльчивого старика с его малочисленной охраной.
Этот эпизод он начисто стирает из своей памяти , а ноги приводят его в Фивы , где его делают царём и вручают царицу , про которую он пока не знает , что она его мать.
За 15 тучных лет у царской парочки рождаются дети , к слову , физически полноценные , которые переживают чуму в Фивах , чтобы дальше грызться за ништяки.
История ничему и никого не учит.
Иокаста повесится , а Эдип выколет свои глаза, считая себя недостойным быстрой смерти.Все , кому было некогда ранее ознакомиться с трагедией поимённо , на спектакле получили сполна.
Актёры Театра на Юго-Западе докопались до истины , а сегодня она не в вине..Именно на этот трагедии я поняла , что Греция колыбель цивилизации и подлинной демократии.
Кровосмешение и тирания тут осуждалась и порицалась до Рождества Христова , в отличии от современного Таиланда , где подобный порок живёт и здравствует , а туристы спонсируют шоу , которые запрещены на Европейском континенте.20 марта 2019
Elena Shmyreva
185 отзывов, 188 оценок, рейтинг 25
8Много вопросов к поступкам героев
Следствие ведет Эдип
Как-то повелось считать, что первыми произведениями детективного жанра являются рассказы Эдгара Аллана По. Уточняют, что элементы детектива использовались многими авторами и ранее.
Но на мой взгляд, пьеса «Царь Эдип» Софокла (ок. 429—426 до н. э.) — это не элементы, а полноценная детективная история.
Есть труп. Нераскрытое убийство 20-летней давности. И есть человек, пытающийся возобновить и довести до конца следствие — Эдип. Когда за дело лично берется первое лицо в государстве, можно быть уверенным, что оно будет доведено до конца. Вот только результат такого следствия, как часто в детективных историях, может быть крайне неожиданным. Если не знать сюжета, всё смотрится захватывающим триллером.
И, происходи это в наши дни с размытыми понятиями о долге и чести, с переписываемыми фактами истории, трагедии вероятно не состоялось бы. Дали бы пару лет условно за непредумышленное, должность бы сменили. Боги требуют высылки — отправили бы послом в развивающуюся провинцию.
Но это всё размышления о сюжете, а теперь о постановке. Не скажу,что сильно понравилось. Что-то в ней не сложилось. Какая-то россыпь ярких бусин-ролей, но суровая связующая нить оправданности поступков древних греков истлела к нашим дням и замены ей не нашлось.
Еще и сценические наряды разбивали действие: то герои в современных костюмах, то в хитонах. Логики этих трансформаций, за исключением когда человек из «толпы» становится кем-то из «свидетелей-подследственных», для себя не уяснила.
Преображения же были разительными. Причем в качестве «героя с именем» актеры даже пластику меняли. Сергей Бородинов, начинавший повествование, для меня выглядел крайне неубедительным, но насколько же он был хорош в роли провидца Тиресия! Фариду Тагиеву наоборот пришлось из яркого Креонта превращаться в малозаметного персонажа. Андрей Санников, Константин Курочкин были одинаково сильны и как «простые граждане» и как «вестники из Коринфа». Денис Нагретдинов из шумного горожанина стал тихим забитым пастухом, испуганным и издерганным допросами. И вот еще чье имя запомню после этого спектакля — Скицана Ивана — он исполнял роль домочадца, который принес весть о смерти Иокасты. Небольшое, но очень мощное выступление (как рядовой фиванец тоже очень достойно выглядел).
Понявшая истинное положение вещей раньше многих мужчин Иокаста, в этой роли выступала Ольга Иванова, с женской проницательностью пытавшаяся оградить Эдипа от страшной правды. И постоянно на сцене Эдип в исполнении Евгения Бакалова — мощный, одержимый жаждой преследования, понимающий и принимающий на себя ответственность за беды своего народа.
Нам не понять этой веры в судьбу, в то, что нельзя перечить богам. Мы выросли под лозунгом: каждый сам кузнец своего счастья. Каждый кует как может, и действия из серии «броситься на амбразуру» кажутся не логичными. Возможно поэтому финальный поступок Эдипа — собственное ослепление — вызывает недоумение, но никак ни восхищение и понимание (но это к Софоклу).
И немного о сценографии. Брутальные декорации из гофролиста тоже не для меня. Подземка, разборки в гаражах — да, но открытые площади Фив — как-то не вяжется.
Вот с музыкальным оформлением никаких вопросов, умеют юго-западные звукорежиссеры найти нужные темы, стопроцентное попадание (для себя этот пункт уже не первый раз отмечаю!)
Спектакль интересен как вариант для сравнения с другими постановками «Эдипа» Софокла.
Но начинать с него знакомство с Юго-Западом не советовала бы. У меня долгая любовь к этому театру, поэтому мне интересны даже такие странноватые вещи.12 мая 2018
Галина К
137 отзывов, 140 оценок, рейтинг 24
7
Вдруг подумала, что любая пьеса – как рок, судьба. И там, и там не вырваться за рамки придуманного автором финала. Хотя… Иногда режиссеры восстают против автора и меняют сценарий. Иногда людям удается миновать, казалось, неминуемое.
Но не в истории с Эдипом, увы. Жаль, что я ее знала (хотя все равно всегда ждешь чуда – вдруг что-то не сбудется из ужасных предсказаний), завидовала тем, кто с ней не знаком. Тот редкий случай, когда лучше смотреть спектакль, не зная развязки. И тогда к чисто театральным впечатлениям добавится любопытство, а что же будет дальше в этом лихо закрученном Софоклом сюжете.
В театре на Юго-Западе сюжет спектакля «Царь Эдип» развивается сначала весьма неторопливо, горожане в современных костюмах выкатывают правителю претензии — город катится в Тартарары, люди мрут, выхода не видят.
.. Я, если честно, заскучала. Но тут вдруг что-то изменилось, спектакль начал набирать силу, на сцене появился Тиресий (Сергей Бородинов). Слепой Тиресий заставил смотреть на него во все глаза, очень понравилось, как Сергей его играл
Но окончательно я поняла, что спектакль для меня ожил, когда Креонт (Фарид Тагиев) начал истерить из-за несправедливо возведенных на него обвинений. Вот тут я вздрогнула и вся превратилась во внимание. Сцена была на разрыв. Я забыла, что передо мной актер, я видела несчастного, несправедливо обиженного Креонта, который пытался доказать свою правоту. Восторг!
Спектакль задышал, смотреть его стало интересней, даже зная печальную развязку, да. Не мне судить, правильный ли вывод сделал Эдип из всей этой истории. Он сказал, что человек должен идти своим, предначертанным ему, путем, не споря с Богами. Тут каждый решит для себя, стоит ли спорить, стоит ли бежать от судьбы, коль скоро она тебя все равно настигнет. В общем, о том и спектакль, о возможности или невозможности выбора.
А еще о личной ответственности за то, что ты совершаешь, пусть это тебе и предрекли Боги. И вопросы эти одинаково актуальны и в древних Фивах, и в современной Москве, поэтому совершенно не удивляет смешение в костюмах современных брюк и греческих тог.
Что меня всегда напрягало в этой истории, это то, что Эдип страдает только от мысли, что он может оказаться убийцей царя Лая. А что, то, что он просто угробил несколько человек, если бы среди них и не было Лая, это не проблема? За это не надо было себя наказывать? Ладно, это не к спектаклю вопрос, а к Софоклу, конечно).
Вернусь к постановке. Она выдержана в классическом стиле театра на Юго-Западе. Лаконичные декорации (кстати, первый раз видела занавес на сцене, не просто из света, как в «Кабале святош», а мощный, осязаемый, железный). Да-да, железный, в прямом смысле. Листы гофрированного железа трансформировали пространство сцены, превращая ее то во дворец Эдипа, то в площадь Фив, то в храм. И в это веришь. Помогал, конечно, свет.
Но в целом в этом спектакле меньше драйва, чем обычно. Он цепляет отдельными сценами, но не забирает целиком. Мне не хватило все-таки надрыва, Эдипа было жаль, но я не страдала вместе с ним, как я страдаю с Джованни, например.
Для меня сегодняшний вечер сделали Фарид Тагиев и Сергей Бородинов. И понравилась Ольга Иванова в роли Иокасты. Именно от них я получила то, что ждала. Что касается Фарида, для него эта роль была самой первой в театре на Юго-Западе, и я могу только восхищаться, что за столько лет он не растерял искренности и энергетики, ее играя. Браво!
А вот комедийная нотка, привнесенная Андреем Санниковым, игравшем посланника из Коринфа, сбивала трагическую атмосферу, мне это мешало.
Вот такие, несколько противоречивые, впечатления. То есть я рада, что увидела спектакль, давно хотела на него попасть, но ожидания у меня были выше. Но это у меня. А остальная публика наградила актеров овациями, вызывали на поклон аж пять раз, да и друзья, пришедшие сегодня на спектакль, сказали, что им понравилось.
В любом случае для меня всегда праздник просто прийти в любимый театр, погрузиться в его атмосферу, увидеть знакомые лица и любимых актеров. А все спектакли не могут же нравится одинаково, иначе просто с ума можно сойти, бесконечно по кругу их пересматривая.)17 марта 2019
Анна Столярова
148 отзывов, 161 оценка, рейтинг 20
9
История о царе Эдипе стара как мир.Ещё Софокл поведал в своей стихотворной манере этот миф нам. История о власти рока, или воли богов, над нами, бренными людьми, даже самыми лучшими.. Всё так. Но это ещё и история о свободной воле и величии человеческого духа. Да, в истории Эдипа рок взял вверх над героем, но в тоже время Эдип остается несломленным судьбой. Он горд, благороден, честен перед собой и своим народом. И он сам, да , сам ослепляет себя , сохраняя достоинство.
Таков Царь Эдип. Таков он в исполнении Евгения Бакалова в Театре на Юго-Западе. Это одна из лучших ролей актера,имхо.
Хотя и Мастер, и Барон, и маршал Бертран великолепны в его исполнении. Но Эдип настолько силен, настолько эпичен, настолько правдив! Его герой неумолимо идет к развязке, к дикой развязке запутанного клубка судьбы. Но как ни запутывай и не убегай-не уйдёшь от воли богов. Его невероятно жалко, такого доброго и рачительного хозяина Фив, умного( смог «уесть» Сфинкса в свое время) и справедливого ( к нему так и тянут с мольбой руки жители осажденного чумой города, видя в нем «отца родного»). А он благородно несет возложенную на него миссию, пытаясь спасти Фивы, найти разгадку убийцы царя Лая.. И находит его в себе. Ужасный удар судьбы,а потом страшная смерть жены/матери Иокасты…Впору сломиться..или кинуться всё отрицать ( и снова идти наперекор..)
Но его взгляд (последний взгляд), осознающий весь ужас произошедшего, в сцене с пастухом..это как предсмертная маска ужаса, когда осознаёшь тщетность борьбы с роком. Это страшно. Это кажется -всё..А он..он смиренно несет свою ношу, но голову не опускает, спасая город, уходит проигравшим в борьбе с роком, но остаётся благородным и свободным.
Прекрасна сценография Валерия Беляковича. Мы видим классический юго-западный спектакль. Минимум реквизита, минимум костюмов(имеется ввиду соответствующих эпохе)- листы гофры и современные кажуал-костюмы. Зато как всё это обыгрывается- стены/гофролисты (или как они называются?) постоянно в движении-актеры их перемещают туда-сюда, создавая различные пространства. Эта геометрия сцены сильно влияет эмоционально, акцентируя на современность вопросов, поднятых в спектакле. Что есть рок? Что есть свобода? От рока? От обязательств? Как поступить? Как понять знаки судьбы? Что есть правда? И нужна ли горькая правда?
Об актерах. Они невероятны. Тексты Софокла в их устах, приправленные личными эмоциями и отношением вдвойне бесценны.Они живые, несмотря на архаичность античного слога. Вдыхая жизнь тексту, артисты (все-все!) заставляют нас, зрителей, так сопереживать, так ждать счастливого разрешения конфликта. Беспокоится за ссору Креонта и Эдипа, бояться за открытие страшной тайны взаимоотношений Эдипа и Иокасты, радоваться спасению пастухами младенца Эдипа.
Это страшно, когда сжимая кулаки и сердце сидишь в темном зале и надеешься на хорошее и светлое, чтоб не было пророчеств, страшного рока..и Фивы были бы свободны от заразы, и Эдип жил долго и счастливо со своей женой и детьми.. Но знаешь, знаешь, будь он неладен, этот миф, и не отвертеться.. И осознаёшь, что не хочешь этого финала для всех этих благородных людей. Нет!!! И всё же да..Судьба.
Очень сильный спектакль. Не отпускает. И трудно писать о нем, потому что больно.
Великолепным артистам «Браво!»- Фарид Тагиев, Ольга Иванова, Андрей Санников, Сергей Бородинов, Денис Нагретдинов,Константин Курочкин, Иван Скицан. И ,конечно, Евгений Бакалов.Ещё хочу отметить музыку.Она невероятно прекрасна и тревожна. Полновесный участник этой трагедии.
14 марта 2018
Ирина Огурцова
49 отзывов, 52 оценки, рейтинг 6
7Царь Эдип. Театр на Юго-Западе. 04.03.2017.
Очень неплохой спектакль.
Немного завидую тем, кто не читал и не смотрел: для них, помимо всего прочего, была еще неожиданность сюжета и развязки.
Что касается «всего прочего» — это я в очередной раз восхитилась неожиданным сценографическим решением Юго-Запада: всего-навсего поставленные на колесики листы профнастила — а вот она и площадь, и дворец, и храм…и возможность полного одиночества страдающего человека, и откуда-то взявшееся огромное пространство, полностью заполненное людьми (хотя на сцене за весь спектакль — 8 человек).
Еще — артисты.
Всегда очень уважала Евгения Бакалова. Эдип у него тоже хороший… а уж последние сцены… браво!браво!
Понравился Ф.Тагиев/ Креонт. К.Курочкин и А.Санников — тоже славные.Но больше всего мне понравился вчера… нет, просто поразил Д.Нагретдинов. Весь спектакль играя шабутного, шумного и не очень умного древнего грека (в современном костюме), он вдруг оборотился трагичнейшим пастухом Лая. Почему не убил маленького Эдипа (хотя сама мать отдала его, как агнца на заклание, да еще искалечила предварительно)? А потому что честен и добр, и не смог мальца за так просто жизни лишить.
Почему молчал долгих 20 лет, почему молчит и сейчас, перед Эдипом? Потому что не хотел нарушать равновесия (как выяснилось, хрупкого), установившегося, вопреки предсказаниям, в родной стране.В общем, рада, что опять побывала на Юго-Западе. К тому же наконец-то посмотрела один из старых спектаклей, но пропущенных мною в те времена, когда я на ЮЗ, как в дом родной ходила.
5 марта 2018
Миф об Эдипе — смог ли фиванский царь обмануть судьбу?
Легенда о царе Эдипе принадлежит к одному и самых древних сказаний греков. О нём уже знал Гомер, а позднее миф об Эдипе появился в пересказах Эсхила, Софокла, Еврипида. Неудивительно, что многие древнегреческие поэты выбирали его историю в качестве сюжета своих трагедий – судьбу Эдипа можно назвать кошмарной.
Возможно, именно это и стало причиной популярности мифа. Предание об Эдипе не уступало по известности рассказам о подвигах Геракла или Одиссея. Увы, финал жизни этого царя едва ли можно сравнить с судьбами этих героев.
Почему же Эдипа настигло страшное проклятие? И как жуткое пророчество было воплощено в жизнь?
Ребёнок, спасённый слугой
У фиванского царя Лая не было наследников, что сильно его печалило. Однажды правитель решил отправиться в Дельфы, где спросил у оракула, пошлют ли небеса ему ребёнка.
Прозвучавшее в ответ пророчество ошеломило Лая. Ему было сказано, что рождённый от него сын станет его убийцей. Конечно, подобное предсказание испугало Лая. Когда же он узнал о беременности супруги, решение пришло незамедлительно.
Когда у царицы Фив на свет появился сын, Лай приказал унести мальчика в лес. По требованию царя малышу прокололи ноги, чтобы тот скорее погиб и не мог никуда уползти.
К счастью, слуга, что должен был выбросить ребёнка, оказался гораздо человечнее своего господина. Встретив пастуха, он отдал ему младенца. Тот же отнёс мальчика к коринфскому правителю Полибу, что мечтал о появлении ребёнка, ведь был бездетен.
Страшное пророчество для Эдипа
В Коринфе Эдипа вылечили от ран, воспитали как царевича.
Мужая, он превращался в сильного крепкого юношу, а вот о своём происхождении Эдип ничего не подозревал.
Во время одного из пиров, что устраивал коринфский царь, Эдип случайно услышал, как о нём сказали “приёмыш”. Подобная характеристика задела его, он начал расспрашивать у отца и матери о своих родных родителях. Но царь и царица знали о родословной Эдипа не больше, чем он сам.
Тогда юноша так же, как когда-то сделал его отец, отправился к оракулу. Пророчество для него оказалось намного страшнее, чем то, что услышал Лай. Дельфийский предсказатель поведал Эдипу, что тот убьёт родного отца, затем женится на собственной матери, а все его потомки будут прокляты – как в мире людей, так и в царстве богов.
Потрясённый до глубины души, Эдип решил не возвращаться в Коринф, боясь, что навлечёт беду на своих приёмных родителей. Он надеялся, что избежать пророчества удастся, если скитаться по миру. С тех пор Эдип стал странником. Он посетил немало городов, однако нигде не задерживался подолгу.
Предсказание сбывается
Во время очередного путешествия юноша направлялся к Фивам. Когда он был уже неподалёку от городских ворот, его нагнала роскошная колесница.
Сидевший в ней старик изо всех сил ударил бродягу Эдипа, а его слуги вознамерились убить странника. В гневе Эдип ударил старца, а потом расправился с его прислужниками. Уцелеть сумел лишь один из рабов, что сопровождали колесницу.
Войдя в город, Эдип испытывал чувство вины: он не хотел никому причинять зло, но вынужден был защищаться. В это же время прибывший в Фивы раб рассказал, что колесница царя Лая столкнулась с каким-то нищим, что убил и правителя, и его свиту. Всеобщую скорбь усугубило появление Сфинкса, что не давал покоя людям, погубив многих странников.
Решив помочь фиванцам, Эдип отправился к месту охоты чудовища. Сфинкс загадал ему загадку, неправильный ответ грозил смертью.
Вопрос был таков: кто утром ходит на четырёх ногах, в полдень поднимается на две ноги, а вечером стоит на трёх? Сообразительный Эдип быстро понял, что это – человек (в разном возрасте).
В отчаянии Сфинкс сбросился со скалы.
Герой и изгнанник Эдип
Узнав об избавлении от Сфинкса, фиванцы решили, что Эдип – герой, то достоин занять место их убитого правителя. Согласно правилам, новый царь должен был жениться на прежней царице Иокасте (а ведь она приходилась Эдипу матерью).
В браке с ней у молодого фиванского правителя родилось четверо детей. Эдип даже не подозревал, что страшное пророчество уже сбылось.
Когда жители Фив начали гибнуть от смертельной болезни, люди попросили царя отправиться к оракулу и узнать, как спастись от мора. Эдипу было сказано, что лишь тогда благополучие вернётся в город, когда будет изгнан из Фив убийца прежнего правителя.
Стараясь выяснить, кто является убийцей Лая, Эдип открыл страшные истины. Во-первых, преступником был он сам. Во-вторых, он узнал, кем были его родные родители.
Не в силах вынести позора, Иокаста покончила с собой, а Эдип выколол себе глаза. Двое его сыновей отказались от старого слепого отца, за что были прокляты.
Лишь дочь Антигона согласилась сопровождать изгнанника Эдипа в его скитаниях.
Всюду он сталкивался с презрением и ненавистью людей. Все наследники Эдипа были прокляты богами – каждого из его потомков настигло несчастье, из-за чего род прекратил своё существование. За свой грех, пусть и совершённый неосознанно, Эдип расплатился страшной ценой.
Фридрих Рехберг. Слепой Эдип и его дочь АнтигонаО последних годах Эдипа есть разные версии. В одних преданиях говорится, что он умер неподалёку от Афин. Другие же мифы рассказывают, будто незадолго до смерти он вернулся в Фивы, где и простился с жизнью. Тем не менее, тело его было вывезено из города. Позора нечестивцу Эдипу народ так и не простил. Этот миф ярко демонстрирует веру в пророчества, предсказания оракулов, что некогда вершили судьбы древних греков. История Эдипа – пример того, насколько слаб человек перед силой рока.
Подробное изложение мифа (рассказ и краткое изложение)
Если когда-либо и существовала история о неизбежной судьбе, то миф о Царе Эдипе — ее оригинальная демонстрация.
Миф начинается с пророчества, попытки избежать его и, наконец, его неизбежного воплощения. Судьба для древних греков была неизбежной концепцией. Хотя пророчества были открыты для интерпретации и могли исполниться по-разному, они всегда, всегда каким-то образом сбывались.
Судьба и Рождение — два понятия, которые были переплетены в древнегреческой культуре. Греки верили, что когда человек рождается, его душа предопределена определенной судьбой. Три греческие Судьбы или Мойры представляли эту идею судьбы. Вместе эти богини сплели нить судьбы для каждой жизни, когда рождался человек.
Нить олицетворяла путь, судьбу и жизнь человека. Судьбы (
Затем Moirai обрезал нить в момент смерти человека.Для царя Эдипа в его нить Судьбы были вплетены ужасы. Когда он родился, его родителям было сказано пророчество о том, что их сын вырастет и убьет своего отца Лая. Лай и его жена Иокаста были королем и королевой Фив. Ужаснувшись этому пророчеству об отцеубийстве, родители решили отказаться от младенца.
В древнегреческой культуре акт «воздействия» заключался в том, чтобы оставить ребенка в отдаленном месте и позволить природе решить, выживет ребенок или нет. Это был способ избежать прямого убийства ребенка, но при этом забрать ребенка из семьи. Сам Эдип Царь остался на ветке дерева.
Получайте последние статьи на свой почтовый ящик
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостейСпасено пастухом
Однако Мойры не суждено Эдипу умереть в высоких горах Греции.
У пастуха, которому было приказано разоблачить младенца, не хватило духу сделать это. Вместо этого он взял ребенка с дерева. Затем он отдал ребенка посыльному, который затем отвез ребенка в соседнее Коринфское королевство. Так совпало, что король и королева хотели усыновить ребенка, и поэтому они приняли Эдипа. Личность Эдипа должна была оставаться тайной даже для его приемных родителей. Даже пастух не знал, кого он должен разоблачить!
Миф об Эдипе записан в пьесе Софокла Царь Эдип . В пьесе пастух рассказывает о своей жалости к брошенному младенцу и надежде спасти его. Тем не менее, позже пастух приходит в ужас от последствий: как спасение ребенка создало ужасно катастрофическое будущее…
«Пастух. О король, я пожалел его [младенца]. Я думал, что человек [посланник] спасет его где-нибудь в тумане И далёкая земля, вне всякого страха…. А он, Хуже смерти спас его!.. Воистину, Если ты тот, о ком рассказывает этот человек, Для тяжких страданий ты родился.
(Софокл, Царь Эдип ll.1176-1192)
Когда Эдип вырос в юношу, вскоре он услышал о себе пророчество… Ему суждено было убить отца, а потом жениться на матери. Эдип, желая во что бы то ни стало избежать этой участи, решил покинуть Коринф. Однако он все еще не знал, что король и королева Коринфа на самом деле не были его биологическими родителями.
По дороге Эдип сильно поссорился с другим путником. Форма древней дорожной ярости, если хотите. Эдип убил путника и продолжил свой путь. Без его ведома Эдип только что исполнил первую часть пророчества и убил своего настоящего биологического отца. Ибо действительно Лай был путешественником.
Фивы и Сфинкс
, через Министерство культуры Франции
Путешествие Эдипа в конце концов привело его в Фивы. Фивы терзал кровожадный Сфинкс. Этот Сфинкс беспорядочно убивал жителей Фив и изрыгал жестокие загадки смерти. Если вы не сможете правильно ответить на загадку, вас сожрет Сфинкс.
Царь Лай был на пути в Дельфы, где поселился знаменитый Оракул. Оракул мог бы дать совет и помочь королю Фив с его проблемой. Однако по дороге Лай был убит Эдипом.
И вот Эдип пришел в Фивы. Там народ оплакивал своего царя, которого «убили разбойники» . Их также все еще терроризировал Сфинкс. Эдип, молодой принц Коринфа, предложил сразиться со Сфинксом и попытаться разгадать загадку.
Когда Эдип все-таки столкнулся со Сфинксом, ему была дана хитрая головоломка:
Сфинкс спросил: «Кто ходит на четырех ногах утром, на двух днем и на трех ночью?»
И Эдип ответил: «Человек: как младенец, он ползает на четвереньках; во взрослом возрасте он ходит на двух ногах и; в старости он пользуется тростью».
Эдип был прав! Так Сфинкс покончила с собой. Вернувшись во дворец, Эдип выразил свое сочувствие скорбящей царице Иокасте, только что потерявшей мужа. Однако успех Эдипа в избавлении Фивы от чудовища дал ему право жениться на Иокасте в качестве фиванского приза за победу над Сфинксом. Итак, вторая часть была завершена. Эдип только что женился на своей биологической матери. Пророчество завершено…
Проклятие семьи
У Эдипа и Иокасты было четверо детей. Две дочери, которых звали Антигона и Исмена, и два сына, которых звали Этеокл и Полиник. У семьи Эдипа была своя доля бедствий, но все они произошли из-за проклятия, наложенного на Лая. Этеокл и Полиник должны были стать заклятыми врагами и разорвать город на части в гражданской войне, а Антигона покончила с собой в дерзком, мятежном выступлении против государства.
Лай, отец Эдипа и первый муж Иокасты, в молодости сделал несколько неверных решений. Эти действия привели к тому, что на Лая и его потомков было наложено проклятие. У Лая было два брата, и о матери Лая известно немногое, но его отец, Лабдак, был царем Фив. Лабдак умер, когда его сыновья были очень маленькими, и поэтому Лик стал их опекуном, а также регентом Фив.
Однако братья Лая обиделись на регента и убили его. После нападения город был сильно разделен, но Лая защищали некоторые из фиванцев, и поэтому он был доставлен к царю Пелопсу на Пелопоннес. Здесь Лай вырос под опекой Пелопса и его семьи. Однако, когда Лай был молодым человеком, он изнасиловал сына Пелопса, Хрисиппа, и его выгнали из дома Пелопса за его преступление.
Когда Лай вернулся в Фивы, его братья умерли, поэтому он смог вернуть себе трон Фив. Его возвращение домой будет омрачено его прошлым преступлением… ибо боги не забыли о его преступлении против Хрисиппа и семьи Пелопса. Лай был проклят.
Как и его семья.
После того, как Эдип женился на своей матери и завел от нее детей, прошло много времени, прежде чем им открылась правда об их биологическом родстве.
Фивы, город и его жители снова встревожены. Чума свирепствовала в городе, и люди умирали. Люди обратились к Оракулу за помощью, и Оракул сказал, что они должны найти убийцу Лая и наказать его. Наказание положит конец чуме.
Эдип тут же вызвал в суд слепого пророка по имени Тиресий. Однако Тиресий сначала не хотел давать никаких советов. В конце концов Тиресий обвинил Эдипа в убийстве Лая и предсказал, что Эдип ослепнет и испытает много страданий.
Софокл пишет обвинение пророка:
“ Я не боюсь тебя; и я не пойду раньше Да будет сказано то слово, которое я пришел сказать. Как ты можешь прикоснуться ко мне? Ты ищешь С угрозами и громкими заявлениями человек, чья рука Убил Лайуса.Вот, говорю тебе, он стоит Здесь. Его называют чужим, но в наши дни Докажет ему фиванскую истину, и он не восхвалит Его право по рождению. Слепой, у которого когда-то были зрячие, Нищий, у которого когда-то было богатство, в странном обличье, Его посох шарит перед ним, он должен ползти Над неведомой землей, и голоса вокруг него зовут: ‘Вот родной брат-отец Дети, семя, сеятель и посеянный, Позор крови его матери и его отца Сын, убийца, инцест».
Иокаста, жена (и мать) Эдипа Царя, сначала велела Эдипу игнорировать «безумные бредни» пророка, но затем рассказывает Эдипу о пророчестве о своем сыне, которому суждено убить отца и жениться на матери .
Она надеется, что эти слова утешат Эдипа, но на самом деле они имеют противоположный эффект. Эдип постепенно осознает истину…
Гонец приносит царю Эдипу известие о том, что его «отец» в Коринфе умер, но не беспокойтесь, говорит гонец, потому что на самом деле он не был вашим настоящим отцом! Новость, призванная утешить Эдипа, вместо этого отправляет его в бездну отчаяния и ужаса.
Последним шагом было найти пастуха, которому было приказано разоблачить ребенка Иокасты. В ходе долгих допросов он обнаруживает, что Эдип на самом деле сын Иокасты. Имея всю историю, они теперь могли видеть правду.
Иокаста не могла жить с правдой и поэтому покончила с собой. Эдип решил наказать себя, чтобы защитить жителей Фив, и выколол себе глаза. Конец пьесы Софокла действительно ужасен.
Хор спектакля комментирует трагическую судьбу Эдипа.
«Но что за человеческая история такая горечь?
Что за жизнь так посетила Заблуждение и Боль, И стремительность Катастрофы? О великий король, наш господин, Как открылось одно убежище убийце и убитому?
Греческая мифологическая история о том, как Эдип стал царем Фив
Написано GreekBoston.
com в греческой мифологии
Комментарии отключены на греческой мифологической истории о том, как Эдип стал царем ФивЦарь Эдип был главным героем трагических пьес Софокла, Царь Эдип, Эдип в Колоне и Антигона. Однако до того, как Софокл написал об Эдипе, его миф фактически уже существовал. Софокл просто инсценировал историю, которая уже была частью существующей народной мифологии, но его версия была одной из самых популярных. Поскольку эту историю рассказывало очень много людей, есть некоторые вариации в зависимости от того, кто ее рассказал. Однако в каждой из этих версий это считалось трагедией. Вот краткий обзор истории царя Эдипа:
Сын короля и королевы Фив
Эдип был сыном царя Лая и царицы Иокасты из Фив. Пробыв вместе какое-то время, король и королева посоветовались с Дельфийским оракулом, что можно сделать по этому поводу. Оракул предсказал, что любой сын, который у них будет, в конечном итоге убьет короля Лая.
В конце концов Иокаста бросила сына в горы, думая, что он погибнет. Вместо этого его нашел слуга и отдал ребенка пастуху. В конце концов бездомный ребенок попал в Коринф, где у короля и королевы не было собственных детей. Они вырастили бездомного ребенка, который стал их наследником.
Эдип узнает, что родился от других родителей
Большую часть юной жизни Эдип не осознавал, что его настоящими родителями не были король и королева Коринфа. Спустя годы пьяный мужчина сказал Эдипу, что он незаконнорожденный, а это означает, что его отцовство было не тем, что он думал. В ответ на это он посетил того же Дельфийского оракула, который сделал пророчество его первоначальным родителям. Она сказала Эдипу, что ему суждено жениться на своей матери и убить отца. Чтобы избежать этой участи, он бежал из Коринфа и отправился в Фивы.
Эдип убивает своего биологического отца
Во время своего путешествия он пришел в Давлию, место, где пересекались три дороги.
Здесь он встретил царя Лая , который ехал на своей колеснице. Эти двое спорили о том, кто имеет право проезда, и во время спора царь попытался переехать Эдипа на своей колеснице. Чтобы этого не произошло, он убил царя Лая. Таким образом, эта часть пророчества сбылась, а он даже не знал. Эдип убил своего отца.
Эдип встречает сфинкса
Убив царя, Эдип продолжил свой путь. Во время путешествия он встретил Сфинкса, который задал ему ту же загадку, которую он задавал всем, кто путешествовал в Фивы. Ответьте на загадку правильно, и ему будет позволено продолжить путь в Фивы. Ответишь неправильно, и Сфинкс съест его.
Сфинкс спросил: «Кто ходит на четырех ногах утром, на двух днем и на трех ночью?» Эдип ответил: «Человек: в младенчестве он ползает на четвереньках; во взрослом возрасте он ходит на двух ногах и; в старости он использует «трость для ходьбы». Это был правильный ответ.
Эдип становится царем Фив
Креонт, брат царицы Иокасты, объявил после смерти царя, что тот, кто правильно ответит на загадку Сфинкса, станет новым царем Фив.

Эти удары усиливаются громкими столкновениями героев с металлическими перегородками – они со всего размаху натыкаются на них, когда слепота поражает душу, тогда как слепой провидец Тиресий, а позже – и слепой Эдип, будучи зрячи духовно, двигаются вдоль стен аккуратно и тихо. Но зачем вкладывать персты публики в окровавленные глазницы? Чему может научить современного человека беспримерный подвиг раскаяния? Ответ не находится – видимо, такие вещи ставятся из любви к искусству и смотрятся благодаря тем же чувствам: потрясающая актёрская игра, потрясающий текст, потрясающие музыка и освещение – а что ещё нужно? Качественные постановки – лучший способ познания драматургии, и покуда я советую познакомиться с Софоклом через призму режиссёрского восприятия Беляковича.
Хитрый, собака. Нашел Эдип, кого в Дельфы отправить, взял бы веселую парочку вестников из Коринфа – Санников Андрей и Курочкин Константин. Может, у жрецов оракула они другую б весть получили. В течение спектакля вестники наши коринфские разрежают трагедийную атмосферу, веселостью и глумлением. Шекспир бы одобрил.
Но на мой взгляд, пьеса «Царь Эдип» Софокла (ок. 429—426 до н. э.) — это не элементы, а полноценная детективная история.
Еще и сценические наряды разбивали действие: то герои в современных костюмах, то в хитонах. Логики этих трансформаций, за исключением когда человек из «толпы» становится кем-то из «свидетелей-подследственных», для себя не уяснила.
Понявшая истинное положение вещей раньше многих мужчин Иокаста, в этой роли выступала Ольга Иванова, с женской проницательностью пытавшаяся оградить Эдипа от страшной правды. И постоянно на сцене Эдип в исполнении Евгения Бакалова — мощный, одержимый жаждой преследования, понимающий и принимающий на себя ответственность за беды своего народа.
Но начинать с него знакомство с Юго-Западом не советовала бы. У меня долгая любовь к этому театру, поэтому мне интересны даже такие странноватые вещи.
.. Я, если честно, заскучала. Но тут вдруг что-то изменилось, спектакль начал набирать силу, на сцене появился Тиресий (Сергей Бородинов). Слепой Тиресий заставил смотреть на него во все глаза, очень понравилось, как Сергей его играл
А еще о личной ответственности за то, что ты совершаешь, пусть это тебе и предрекли Боги. И вопросы эти одинаково актуальны и в древних Фивах, и в современной Москве, поэтому совершенно не удивляет смешение в костюмах современных брюк и греческих тог.
Хотя и Мастер, и Барон, и маршал Бертран великолепны в его исполнении. Но Эдип настолько силен, настолько эпичен, настолько правдив! Его герой неумолимо идет к развязке, к дикой развязке запутанного клубка судьбы. Но как ни запутывай и не убегай-не уйдёшь от воли богов. Его невероятно жалко, такого доброго и рачительного хозяина Фив, умного( смог «уесть» Сфинкса в свое время) и справедливого ( к нему так и тянут с мольбой руки жители осажденного чумой города, видя в нем «отца родного»). А он благородно несет возложенную на него миссию, пытаясь спасти Фивы, найти разгадку убийцы царя Лая.. И находит его в себе. Ужасный удар судьбы,а потом страшная смерть жены/матери Иокасты…Впору сломиться..или кинуться всё отрицать ( и снова идти наперекор..)
Это страшно, когда сжимая кулаки и сердце сидишь в темном зале и надеешься на хорошее и светлое, чтоб не было пророчеств, страшного рока..и Фивы были бы свободны от заразы, и Эдип жил долго и счастливо со своей женой и детьми.. Но знаешь, знаешь, будь он неладен, этот миф, и не отвертеться.. И осознаёшь, что не хочешь этого финала для всех этих благородных людей. Нет!!! И всё же да..Судьба.
Почему молчал долгих 20 лет, почему молчит и сейчас, перед Эдипом? Потому что не хотел нарушать равновесия (как выяснилось, хрупкого), установившегося, вопреки предсказаниям, в родной стране.