Джованни палестрина: Джованни Пьерлуиджи да Палестрина (Giovanni Pierluigi da Palestrina)

ПАЛЕСТРИНА, ДЖОВАННИ ПЬЕРЛУИДЖИ ДА | Энциклопедия Кругосвет

Содержание статьи
  • Творчество.
  • Мессы.
  • Мотеты.
  • Мадригалы.

ПАЛЕСТРИНА, ДЖОВАННИ ПЬЕРЛУИДЖИ ДА (Palestrina, Giovanni Pierluigi da) (ок. 1525–1594), итальянский композитор, одна из крупнейших фигур в музыке второй половины 16 в. – «золотого века» церковно-музыкального творчества. Палестрина родился ок. 1525 в городке Палестрина – это название было присоединено к фамилии музыканта – Пьерлуиджи. Своей славой Палестрина обязан главным образом церковным сочинениям для хора a cappella в развитом полифоническом стиле, который он довел до высокой степени совершенства и в котором добивался замечательных звуковых эффектов (это явление можно охарактеризовать как «хоровую инструментовку»). См. также ПОЛИФОНИЯ.

По всей вероятности, в детстве Палестрина пел в хоре мальчиков в соборе родного города, а позже в хоре церкви Санта Мария Маджоре в Риме. В возрасте примерно 19 лет он вернулся в Палестрину и поступил на службу в собор как органист и учитель певчих. В это время он женился, и у него родилось трое сыновей. В 1550 епископ Палестрины стал папой Юлием III, а в 1551 он перевел молодого музыканта в римский собор св. Петра, назначив его руководителем Капеллы Юлия.

В знак благодарности Палестрина посвятил своему покровителю сборник месс. Гравюра в этом издании дает нам самый ранний портрет Палестрины: композитор изображен подносящим свой дар папе. Последний, весьма польщенный, дал Палестрине место в папской капелле – замечательном ансамбле лучших певцов, находившихся в личном распоряжении папы. Возможно, Юлий III хотел, чтобы Палестрина стал постоянным композитором папской капеллы, но позже новый папа, Павел IV, отправил на пенсию всех женатых членов капеллы, и композитору пришлось уйти. Он работал в церквах Сан Джованни ин Латерано и Санта Мария Маджоре, а в 1571 вернулся в храм св. Петра, снова возглавил Капеллу Юлия и оставался на этом посту до конца своих дней. Между тем его жена, двое сыновей и двое братьев были унесены чумой, свирепствовавшей тогда в Риме. Убитый горем, Палестрина решил стать священником, но накануне рукоположения познакомился с одной состоятельной вдовой и в 1581 женился. Вместе с компаньоном он занялся торговым делом, принадлежавшим покойному мужу своей новой супруги, и поскольку ему удалось стать официальным поставщиком мехов и кож к папскому двору, дело пошло на лад, причем полученная прибыль вкладывалась в покупку земли и недвижимости.

В 1592 коллеги-музыканты сочинили и преподнесли Палестрине – в знак глубокого почтения – сборник музыкальных композиций на тексты псалмов вместе с хвалебным адресом.

В начале 1594 композитор внезапно заболел и спустя несколько дней скончался. На его отпевание в соборе св. Петра собралась огромная толпа.

Творчество.

Про церковную музыку Палестрины говорят, что она «источает благоухание григорианских песнопений», и действительно, многие сочинения композитора опираются на древние григорианские мелодии (cantus planus, «плавное пение»). Их мотивы пронизывают хоровую фактуру, переходя из голоса в голос, часто с изящным ритмическим варьированием.

Мессы.

Более девяти десятков месс Палестрины демонстрируют самые разные формы – от простых четырехголосных композиций до развернутых шести- или восьмиголосных циклов, созданных по поводу каких-либо торжеств. К первому типу принадлежат такие прекрасные мессы, как Missa brevis, Inviolata и Aeterna munera Christi. Зрелый период творчества открывается знаменитой шестиголосной Мессой папы Марцелла (Missa Papae Marcelli). Вслед за ней из-под пера композитора один за другим появляются шедевры – мессы для четырех, пяти, шести и даже восьми голосов. В двух последних группах можно найти такие превосходные сочинения на церковные праздники, как, например, величественная месса на День всех святых Ecce ego Ioannes, возвышенная месса на Успение Assumpta est Maria, блестящая рождественская месса Hodie Christus natus est (в ней звучат мотивы рождественских песен) и грандиозный хвалебный гимн Laudate Dominum omnes gentes.

Мотеты.

После месс следующим по значению жанром в творчестве Палестрины являются мотеты – от четырех до пяти сотен произведений на литургические тексты, в основном взятые из т.н. проприя мессы, т.е. из той части, где представлены песнопения на разные праздники и разные по связанным с ними воспоминаниям дни церковного года – дни ликования, скорби, покаяния и т.д. Среди мотетов есть простые четырехголосные пьесы – например, восхитительный мотет Sicut cervus, который поется на освящении купели, или прекрасное пятиголосное ламенто (жалобная песнь) Super flumina Babylonis, сложный восьмиголосный мотет на Богоявление Surge illuminare и, наконец, великолепная Stabat Mater на Страстной неделе – вероятно, наиболее широко известное сочинение Палестрины.

В этих мотетах Палестрина часто предвосхищает метод звуковой живописи, который впоследствии, через полтора века, будет применять И.С. Бах. Примерами могут служить вышеупомянутый мотет на Богоявление, где первые слова «восстань, сияй» передаются волнами восходящих пассажей в голосах, или радостный мотет Exsultatе Deo, где строки псалма, в которых упоминаются разные инструменты, остроумно иллюстрируются хоровым письмом. Немало шедевров и среди произведений Палестрины на тексты латинских гимнов, псалмов и других образцов малых форм.

Мадригалы.

Мадригалы Палестрины как бы остаются в тени его величественного церковного творчества, но тем не менее обеспечивают своему автору почетное место среди выдающихся светских композиторов его эпохи. Правда, лучшие среди мадригалов Палестрины – это «духовные мадригалы» на стихи церковного или мистического характера, чаще всего славящие Спасителя и Пресвятую Деву. В числе подобных мадригалов – хоры на тексты Песни песней царя Соломона, музыка редкого обаяния, возможно, самое совершенное из созданного композитором в данной области. Палестрина никогда не сочинял музыку на стихи с эротической или просто чувственной окраской, и это нашло отражение в названиях большинства его мадригалов – Тихие воды, Мимолетная мысль, Зеленые холмы, а также в пьесах для средневекового карнавала, таких, как Триумф Дори, отмеченный мильтоновской величавостью и текста и музыки.

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Неизвестные подробности»

Какой музыкальный инструмент не может звучать в закрытом помещении?

Пройти тест

Палестрина Джованни Пьерлуиджи да Палестрина (Palestrina)

ПАЛЕСТРИНА (Palestrina) Джованни Пьерлуиджи да Палестрина (около 1525, Палестрина, близ Рима — 1594, Рим) — итальянский композитор. Творчество Палестрины по праву считается вершиной хорового искусства эпохи Возрождения. Именно с его музыкой связывают обычно то «прояснение» полифонического стиля, которое стало своего рода музыкальным символом эпохи. Вокальная полифония, достигшая высокого уровня в творчестве нидерландских мастеров, получила в Италии XVI в. широкое распространение. Вместе с тем, изощренный контрапунктический стиль, при котором смысл слов был начисто заслонен сложными сплетениями множества мелодически самостоятельных линий, претерпел на итальянской почве значительные изменения, постепенно приведшие к более прозрачному, уравновешенному и гармоническому звучанию. Ярчайшее воплощение эта тенденция получила в музыке Палестрины, причем композитор не только прочно утвердил подобного рода принципы, но и довел их до полного логического завершения. В композициях Палестрины хоровое многоголосие обретает принципиально новое качество, обусловленное тем, что имитационные переплетения голосов образуют в совокупности четкие гармонические «вертикали», и в итоге создается аккордово-полифонический стиль, обусловивший отчетливость передачи текста при исполнении. Такая манера письма (в сочетании с плавным и ритмически размеренным развертыванием каждого голоса) определила кроме того уравновешенность общего звучания, классическую ясность, простоту, доступность восприятия формы в целом. Эти же качества обусловили а cappell-ность стиля Палестрины: его вокально-хоровые композиции не нуждались в инструментальной поддержке. Подобные выразительные средства и приемы прямо вытекали из образно-художественных задач и особенностей содержания палестриновской музыки,— ее возвышенно-умиротворенного характера, лирико-поэтического строя, спокойно-просветленных, порой величаво-торжествеиных чувств и настроений. Палестрину часто — и справедливо — сравнивали с Рафаэлем. Сознательно избегая броских выразительных приемов и всякого рода эффектов, композитор (подобно его гениальному соотечественнику) неизменно достигал своей музыкой поразительного воздействия, не утратившего силы и по сей день.

Жизнь Палестрины, в противовес красочным «приключенческим» биографиям многих мастеров Возрождения (таких, как Жоскен Депре или Орландо Лассо, легко менявших покровителей, места службы и часто переезжавших из страны в страну), отмечена глубокой сосредоточенностью, устойчивостью быта: около 40 с лишним лет он безвыездно прожил в Риме, отдав свой талант, силы и знания руководству церковными хорами и сочинению духовных хоровых произведений. Музыкальная одаренность Палестрины проявилась рано. С детских лет он пел в церковном хоре, а в 19-летнем возрасте был органистом и руководителем хоровой капеллы при соборе родного города (его название стало впоследствии фамилией композитора). Переехав в Рим, Палестрина в 1551 г. становится учителем пения и дирижером детского хора при соборе св. Петра и в этом же году назначается капельмейстером капеллы. Через 4 года его приглашают певчим в папскую капеллу. Изгнанный оттуда (он был женат, что для папского певчего считалось недопустимым), Палестрина работает музыкальным руководителем в других церквах Рима, а с 1571 г. до самой смерти вновь находится на посту капельмейстера собора св. Петра. В этот период Палестрина носит официальное звание папского композитора (Maestro compositore — почетная должность, которую после него занимал лишь Ф. Анерио).

Основная часть наследия Палестрины — его мессы (всего более 100). Среди них особенно выделяется знаменитая «Месса папы Марчелло», а также «Assumpta est Maria», «Aeterna Christi munera», «Super voces musicalec» и др. Многие мессы Палестрины основаны на григорианских напевах; нередко композитор использовал в качестве тематической основы и народнопесенный материал. Кроме месс, перу Палестрины принадлежит свыше 250 мотетов (один из наиболее известных образцов этого жанра — «Stabat mater»), псалмы, импроперии, оффеттории, ламентации, магнификаты и др. В противовес бытующему представлению о Палестрине как композиторе, сочинявшем исключительно духовную музыку, надо заметить, что он также является автором свыше 100 светских мадригалов с их характерной для ренессансного искусства Италии любовной тематикой (в 1551 г. была издана 1-я книга мадригалов, в 1584 г. — 2-я). Показательно, что использованные в его духовных мадригалах тексты «Песни песней» (такое название носит и весь цикл) также отразили черты народной любовной лирики.

Джованни Пьерлуиджи да Палестрина | Биография и факты

Палестрина, Джованни Пьерлуиджи да

Смотреть все медиа

Дата рождения:
около 1525 г. Пренесте Италия
Умер:
2 февраля 1594 г. Рим Италия
Известные работы:
«Примите Иисуса calicem» «Аве Мария» “Cum ortus fuerit” “Ecce sacerdos magnus” «Вооруженный человек» «Плач Иеремии» «Мисса короткая» «Папа Марцелл Месса» “Ты эс Петрус” «Ут, ре, ми, фа, соль, ла» «Вени Творец Спиритус» «Вестива и колли»
Механизм/стиль:
Искусство эпохи Возрождения полифония эпоха Возрождения

Просмотреть весь связанный контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

Джованни Пьерлуиджи да Палестрина , (род. ок. 1525, Палестрина, недалеко от Рима [Италия] — умер 2 февраля 1594, Рим), итальянский композитор эпохи Возрождения, автор более 105 месс и 250 мотетов, мастер контрапункта сочинение.

Палестрина жила в период римско-католической Контрреформации и была главным представителем консервативного подхода к церковной музыке XVI века.

Палестрина родился в маленьком городке, где его предки, как полагают, жили на протяжении нескольких поколений, но в детстве его увезли в соседний Рим. В 1537 году он был одним из певчих в базилике Санта-Мария-Маджоре, где он также изучал музыку между 1537 и 1539 годами. В 1544 году Палестрина работала органистом и певцом в соборе своего родного города. В его обязанности входили игра на органе, помощь в хоре и преподавание музыки. Его жалованье было каноничным и могло быть получено деньгами и натурой. Его мастерство в церкви привлекло внимание епископа Джованни Мария Чокки дель Монте, который впоследствии стал папой Юлием III.

В 1547 году Палестрина вышла замуж за Лукрецию Гори.

У них родились трое сыновей: Родольфо, Анджело и Иджинио. Только последний пережил своего отца. В 1551 году Палестрина вернулся в Рим, где он принял первое из своих папских назначений в качестве музыкального руководителя хора Юлианской капеллы и, таким образом, отвечал за музыку в соборе Святого Петра. Еще до 30 лет он опубликовал свой первый сборник месс (1554 г.), посвященный Юлию III, а в следующем году его повысили до певца Папского хора. Примерно в это же время он стал композитором для папской капеллы. Палестрина отплатила за покровительство папы, сочинив мессу в его честь. Тем не менее, он не пренебрегал и светской стороной своего искусства, ибо его первая книга мадригалов (светских и духовных песен) появилась в 1555 году, к сожалению, в то время, когда снисходительный режим Юлия III уступил место более строгой дисциплине Павла. IV. Указ нового папы запрещал женатым мужчинам служить в папском хоре, и Палестрина вместе с двумя своими коллегами получала небольшую пенсию в качестве компенсации за их увольнение.

В течение следующих пяти лет Палестрина руководил хором св. Иоанна Латеранского, но его усилиям постоянно мешали певцы, чье качество было почти таким же ограниченным, как и их количество, которое было ограничено, потому что на музыку было очень мало денег. Тем не менее, он добился допуска своего старшего сына Родольфо, которому тогда было около 13 лет, в качестве певчего. В конце концов он вырвался из этой неблагоприятной среды. В архивах капитула св. Иоанна Латеранского записано, что в июле 1560 г. он и его сын внезапно ушли.

Прошел год, прежде чем Палестрина нашла работу. В марте 1561 года он принял новую должность в Санта-Мария-Маджоре. Этот пост был ему ближе по духу, и он оставался на нем около семи лет. По приглашению кардинала Ипполито д’Эсте он затем взял на себя ответственность за музыку на вилле д’Эсте в Тиволи, популярном летнем курорте недалеко от Рима. Он находился на службе у кардинала в течение четырех лет, в это время он также работал музыкальным мастером в недавно созданном Seminarium Romanum (Римская семинария), где его сыновья Родольфо и Анджело стали учениками.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

В 1568 году Палестрина получила предложение стать музыкальным руководителем при дворе императора Максимилиана II в Вене. Он отказался от должности из-за низкой зарплаты и нежелания покидать Рим. Условия Палестрины также были слишком высокими, когда его пригласили ко двору в Мантуе в 1583 году. Однако композитор и герцог Мантуи Гульельмо Гонзага, музыкант-любитель с некоторыми претензиями, действительно подружились, и Палестрине было поручено написать специальные композиции. для герцогской часовни Санта-Барбары.

Со смертью в 1571 году композитора Джованни Анимуччиа, музыкального руководителя Ватикана с 1555 года, у Палестрины появился шанс вернуться на свой прежний пост музыкального руководителя Юлианского хора. Капитул, желая вернуть его, увеличил жалованье, и он немедленно вернулся в собор Святого Петра. Когда его растущая известность как композитора побудила Санта-Мария-Маджоре снова нанять его, собор Святого Петра снова повысил его жалованье. В знак признания его положения самого знаменитого римского музыканта в 1578 году ему было присвоено звание мастера музыки в Ватиканской базилике.

Эпидемии, охватившие центральную Италию в конце 1570-х годов, унесли его жену и двух старших сыновей, оба из которых подали большие надежды в музыке. Сам он тяжело заболел. Скорбя о смерти жены, он объявил о своем намерении стать священником, к радости папы Григория XIII. Однако после того, как он стал каноником, он отказался от своих клятв, чтобы жениться (1581 г.) на Вирджинии Дормоли, вдове богатого купца. Хотя он провел много времени, управляя ее состоянием, он сохранил свое положение в соборе Святого Петра и продолжал сочинять.

Хотя попытка в 1585 году сделать Палестрину музыкальным руководителем Папского хора оказалась неудачной, все папы, которым он служил, считали его официальным композитором хора, и записано, что он шел во главе папского хора. певцы по случаю возведения великого египетского обелиска на площади Святого Петра.

90 002 Папа Григорий XIII поручил Палестрине и Аннибале Зойло восстановить простое пение, или простое пение (традиционное литургическое пение, исполняемое в унисон), в более аутентичной форме. Задача оказалась слишком сложной, и редакционная работа Палестрины уступила место потоку творческой музыки. Большая часть его была опубликована в течение последних 12 лет его жизни, в том числе сборники мотетов (хоровых произведений, основанных на священных текстах), месс и мадригалов. Он также помог основать ассоциацию профессиональных музыкантов под названием Vertuosa Compagnia dei Musici.

За два года до смерти Палестрины новый папа Климент VIII увеличил свою пенсию, и в том же году, в знак особого уважения и восхищения, коллеги-композиторы оказали своему пожилому старшему комплимент, написав 16 обработок вечерних псалмов для его хвалить. В ответ Палестрина прислала им мотет с соответствующим текстом: Vos amici mei estis «Вы друзья Мои, если будете делать то, чему Я учу, сказал Господь».

Джованниа Пьерлуиджи да Палестрина | Музыка 101

Теперь мы подошли к одному из самых значительных композиторов эпохи Возрождения: Джованни Пьерлуиджи да Палестрина. Я не хочу создать впечатление, что Палестрина был единственным громким именем позднего Возрождения — он разделяет это внимание по крайней мере с одним другим композитором, Орландом де Лассюсом, которого мы, к сожалению, не будем изучать в этом курсе. Мы сосредоточимся на Палестрине, потому что его композиционный стиль считается воплощением полифонии позднего Возрождения и до сих пор изучается студентами-музыкантами.

Введение

Рисунок 1. Джованни Пьерлуиджи да Палестрина

Джованни Пьерлуиджи да Палестрина (ок. 1525–2 февраля 1594) был итальянским композитором духовной музыки эпохи Возрождения и наиболее известным представителем римской школы XVI века. музыкальной композиции. Он оказал длительное влияние на развитие церковной музыки, и его творчество часто рассматривалось как кульминация полифонии эпохи Возрождения.

Биография

Палестрина родилась в городке Палестрина, недалеко от Рима, тогда входившего в состав Папской области. Документы предполагают, что он впервые посетил Рим в 1537 году, когда он значился певчим в базилике Санта-Мария-Маджоре. Он учился у Робина Маллаперта и Фирмина Лебеля. Большую часть своей карьеры он провел в городе.

Палестрина достиг совершеннолетия как музыкант под влиянием североевропейского стиля полифонии, который обязан своим господством в Италии в первую очередь двум влиятельным нидерландским композиторам, Гийому Дюфе и Жоскену де Пре, которые провели там значительную часть своей карьеры. Сама Италия еще не произвела кого-либо с сопоставимой известностью или навыками в полифонии.

С 1544 по 1551 год Палестрина был органистом собора св. Агапито, главной церкви его родного города. Его первые опубликованные сочинения, сборник месс, произвели столь благоприятное впечатление на папу Юлия III (ранее епископа Палестрины), что в 1551 году он назначил Палестрину maestro di cappella или музыкальный руководитель Cappella Giulia (Юлианской капеллы в смысле хора), хора капитула канонов базилики Святого Петра. Эта книга месс была первой, написанной местным композитором, поскольку в итальянских государствах времен Палестрины большинство композиторов духовной музыки были выходцами из Нидерландов, Франции, Португалии или Испании. На самом деле книга была создана по образцу Кристобаля де Моралеса: гравюра на дереве на лицевой стороне почти точная копия гравюры из книги испанского композитора.

Рис. 2. Фасад собора Святого Иоанна Латеранского в Риме, где Палестрина был музыкальным руководителем

В течение следующего десятилетия Палестрина занимал должности, аналогичные его назначению в Капелле Юлиана, в других часовнях и церквях Рима, в частности, в церкви Святого Иоанна Латеранского (1555–1555 гг.). 1560 г., пост, ранее занимаемый Лассом) и Святой Марии Майор (1561–1566). В 1571 году он вернулся в Юлианскую капеллу и остался в соборе Святого Петра на всю оставшуюся жизнь. Десятилетие 1570-х годов было тяжелым для него лично: он потерял брата, двух сыновей и жену во время трех отдельных вспышек чумы (1572, 1575 и 1580 соответственно). Кажется, в это время он подумывал стать священником, но вместо этого женился во второй раз, на этот раз на богатой вдове. Это, наконец, дало ему финансовую независимость (ему как хормейстеру не очень хорошо платили), и он мог много сочинять до самой смерти.

Он умер в Риме от плеврита в 1594 году. Как обычно, Палестрину похоронили в тот же день, когда он умер, в простом гробу со свинцовой пластиной, на которой было написано Libera me Domine . На похоронах прозвучал пятичастный псалом для трех хоров.

Музыка и репутация

Палестрина оставила сотни сочинений, в том числе 105 месс, 68 приношений, не менее 140 мадригалов и более 300 мотетов. Кроме того, есть по крайней мере 72 гимна, 35 магнификатов, 11 ектений и четыре или пять наборов причитаний. 9Мелодия 0087 Gloria

из магнификата Палестрины широко используется сегодня в мелодии гимна воскресения Victory (The Strife Is O’er).

Его отношение к мадригалам было несколько загадочным: в то время как в предисловии к своему сборнику мотетов Canticum canticorum (Песнь Песней) (1584 г. ) он отказался от установки светских текстов, только два года спустя он вернулся в печать с Книгой II его светских мадригалов (некоторые из них являются одними из лучших композиций в среде). Он опубликовал всего два сборника мадригалов с профанными текстами, один в 1555 году, а другой в 1586 году. Два других сборника были духовными мадригалами, жанром, любимым сторонниками Контрреформации.

Мессы Палестрины показывают, как со временем развивался его композиционный стиль. Его Missa sine nomine кажется особенно привлекательной для Иоганна Себастьяна Баха, который изучал и исполнял ее во время написания мессы си минор. Большинство месс Палестрины появилось в тринадцати томах, напечатанных между 1554 и 1601 годами, последние семь из которых были изданы после его смерти.

Одна из его самых важных работ, Missa Papae Marcelli (Месса Папы Марцелла), исторически была связана с ошибочной информацией о Трентском соборе. Согласно этой сказке (которая легла в основу оперы Ганса Пфицнера Palestrina ), он был составлен для того, чтобы убедить Трентский собор в том, что суровый запрет на полифоническую обработку текста в духовной музыке (в отличие от более понятной гомофонной обработки) не нужен. Однако более поздние исследования показывают, что эта месса на самом деле была составлена ​​​​до того, как кардиналы собрались для обсуждения запрета (возможно, целых десять лет назад). Исторические данные показывают, что Тридентский собор как официальный орган никогда фактически не запрещал церковную музыку и не делал никаких постановлений или официальных заявлений по этому вопросу. Эти истории возникли из неофициальной точки зрения некоторых участников Совета, которые обсуждали свои идеи с теми, кто не был причастен к обсуждениям Совета. Эти мнения и слухи на протяжении веков превращались в вымышленные рассказы, печатались и часто неверно преподносились как исторический факт. Хотя композиционные мотивы Палестрины неизвестны, он, возможно, вполне осознавал потребность в понятном тексте; однако это не должно было соответствовать какой-либо доктрине Контрреформации, потому что такой доктрины не существует. Его характерный стиль оставался неизменным с 1560-х годов до конца его жизни. Гипотеза Роша о том, что кажущийся беспристрастным подход Палестрины к выразительным или эмоциональным текстам мог быть результатом того, что ему приходилось создавать много на заказ, или из преднамеренного решения о том, что любая интенсивность выражения неуместна в церковной музыке, не была подтверждена историками.

Одной из отличительных черт музыки Палестрины является то, что диссонансы обычно относятся к «слабым» долям в такте. Это дало более плавный и более согласный тип полифонии, который теперь считается определяющим для музыки позднего Возрождения, учитывая положение Палестрины как ведущего композитора Европы (наряду с Лассусом) после Жоскена (ум. 1521). «Стиль Палестрины» теперь служит основой для занятий по контрапункту в колледжах эпохи Возрождения, во многом благодаря усилиям композитора и теоретика восемнадцатого века Иоганна Джозефа Фукса, который в книге под названием Gradus ad Parnassum («Ступени к Парнасу», 1725 г.) приступил к систематизации методов Палестрины как педагогического инструмента для студентов, изучающих композицию. Фукс применил термин «видовой контрапункт», который включает в себя серию шагов, посредством которых студенты отрабатывают все более сложные комбинации голосов, придерживаясь определенных строгих правил. Однако Фукс допустил ряд стилистических ошибок, которые были исправлены более поздними авторами (в частности, Кнудом Джеппесеном и Моррисом). В собственной музыке Палестрины есть множество случаев, когда его правила следовали букве, а также много случаев, когда они свободно нарушались.

По словам Фукса, Палестрина установила и следовала следующим основным принципам:

  • Поток музыки динамичен, а не застыл или статичен.
  • Мелодия должна содержать несколько скачков между нотами. (Джеппесен: «Линия — отправная точка стиля Палестрины».)
  • Если происходит прыжок, он должен быть небольшим и немедленно компенсироваться пошаговым движением в противоположном направлении.
  • Диссонансы должны ограничиваться проходящими нотами и слабыми долями. Если кто-то упадет на сильном ударе, это должно быть немедленно разрешено.

Многие исследования Палестрины были проведены в девятнадцатом веке Джузеппе Байни, опубликовавшим в 1828 году монографию, которая снова прославила Палестрину и укрепила уже существующую легенду о том, что он был «Спасителем церковной музыки» во время реформ Совета Трент. Однако в этой монографии преобладает склонность девятнадцатого века к поклонению героям, и она в некоторой степени сохранилась у композитора до наших дней. Опера Ганса Пфицнера Палестрина показывает это отношение в самом разгаре.

Только недавно, с открытием и публикацией большого количества ранее неизвестной или забытой музыки различных композиторов эпохи Возрождения, стало возможным правильно оценить Палестрину в историческом контексте. Хотя Палестрина хорошо представляет музыку позднего Возрождения, другие, такие как Орланд де Лассюс (франко-фламандский композитор, который также провел часть своей ранней карьеры в Италии) и Уильям Берд, возможно, были более разносторонними. Ученые ХХ и ХХI веков в целом сохраняют точку зрения, что Палестрина был сильным и утонченным композитором, чья музыка представляет собой вершину технического совершенства, подчеркивая при этом, что некоторые из его современников обладали столь же индивидуальными голосами даже в пределах «гладкой полифонии».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *