Джордано Бруно
Джордано БруноМиновало 400 лет со времени сожжения выдающегося ученого Джордано Бруно (январь(?) 1548 — 17.02.1600). На современников его смерть произвела не меньшее впечатление, чем выдвинутые им идеи. И поныне имя Джордано Бруно знают буквально все, хотя его помнят именно как жертву инквизиции. Связно рассказать, в чем же заключалась научная новизна воззрений Бруно, теперь мало кто сможет.
К сожалению, из-за этого возник изрядный «перекос» в понимании не только судьбы ученого, но и средневековой жизни вообще. Бесконечные повторы в энциклопедиях и учебниках, что Бруно «развивал космогонию Коперника, отстаивал концепцию о бесконечности Вселенной» и был «обвинен в ереси и сожжен инквизицией в Риме», породили устойчивое мнение, будто ученого казнили именно за высказывание им своих идей. Сложился образ беззащитного гения на фоне косных, злобных церковников. Между тем церковь во времена Бруно отнюдь не была гонительницей науки, и ученому никто не запрещал размышлять, пусть даже развивая идеи Коперника.
Книга Николая Коперника «О вращении небесной сферы», опубликованная в 1543 г., в год смерти ученого, была запрещена католической церковью только в 1616 году. Коперник не скрывал своей работы и не считал ее противоречащей основам веры. Более того, в 1542 г. в письме Папе Павлу III он сообщал, что публикует книгу по просьбе своих друзей: кардинала Николая Шонберга и епископа Тидеманна Гизе; просили о публикации и «многие другие выдающиеся и ученейшие люди». В предисловии «К читателю. О предположениях, лежащих в основе этой книги» ее редактор богослов Андреас Осиандер преподносил гелиоцентрическую систему мира лишь как некий способ расчета видимых движений небесных светил, имеющий такое же право на существование, как и геоцентрическая система мироздания Клавдия Птолемея.
Джордано Бруно, вдохновленный идеями Коперника, стал пропагандировать идею о бесконечности Вселенной и о бесконечном множестве обитаемых миров. Средневековые схоласты легко опровергали его постулат: не может быть бесконечного множества миров, если Бог один, и Сын его один.
А Бруно высмеивал этот аргумент, высказываясь уже не о строении физической Вселенной, а об ошибочности основ веры.Но даже после сожжения Бруно основные космогонические идеи Коперника и его последователя не были запрещены. Только интриги между французской и испанской партиями за влияние на папский престол инициировали рассмотрение святой инквизицией двух вопросов: находится ли в центре мира неподвижное Солнце и вращается ли вокруг него Земля. Положительный ответ на первый вопрос был признан еретическим, а на второй — ошибочным. Так через 73 года после смерти Коперника и через 16 лет после сожжения Бруно их идеи были отвергнуты церковью.
Филиппо Бруно родился в 1548 г. в Ноле близ Неаполя. В 11 лет его привезли в Неаполь изучать литературу, логику, диалектику. В 15 лет он поступил в местный монастырь Св. Доменика, где продолжил обучение. Здесь он принял сан священника и то имя, под которым стал известен, — Джордано. Однако усиленные занятия выработали в нем критическое отношение к догматам церкви и схоластике.
Джордано Бруно — философ, поэт и сатирик-памфлетист — под влиянием трудов Коперника весьма своеобразно воспринимал теологию. Особой нелюбовью пользовалось у него признанное церковью учение Аристотеля. Своими высказываниями он смущал собратьев-монахов, и начальству пришлось начать расследование его деятельности. Не дожидаясь результатов, Бруно сбежал в Рим, но, посчитав это место недостаточно безопасным, двинулся на север Италии. Здесь он стал зарабатывать на жизнь преподаванием, не задерживаясь подолгу на одном месте.
В Женеве за резкую критику кальвинистов (он конфликтовал не только с католиками) попал в тюрьму. По освобождении в 1579 г. перебрался во Францию. Здесь на Бруно обратил внимание английский король Генрих Ш, присутствовавший на его публичной лекции, и ученый был приглашен в Англию.
Сначала 35-летний философ жил в Лондоне, затем в Оксфорде, но после ссоры с местными профессорами опять перебрался в Лондон, где издал ряд трудов, среди которых один из главных — «О бесконечности вселенной и мирах» (1584). Несмотря на покровительство высшей власти Англии, уже через два года он вынужден был фактически сбежать во Францию, затем в Германию.
Бруно обладал удивительным талантом наживать себе врагов. Вот как, например, он отрекомендовался ректору, докторам и профессорам Оксфордского университета: «Я, Филотей (друг Бога) Иордан Бруно Ноланский, доктор наиболее глубокой теологии, профессор чистейшей и безвредной мудрости, известный в главных академиях Европы, признанный и с почетом принятый философ, чужеземец только среди варваров и бесчестных людей, пробудитель спящих душ, смиритель горделивого и лягающегося невежества; во всем я проповедую общую филантропию. Меня ненавидят распространители глупости и любят честные ученые».
Он отказывался от любой традиции, которую не воспринимал его разум, и прямо заявлял спорящим с ним, что они глупцы и недоумки. Считал себя гражданином мира, сыном Солнца и Земли, академиком без академии. Основу его учения составляло представление о бесконечности Вселенной, и он низвел Солнце до роли рядовой звезды. В своей космологии опровергал противоположность между Землей и Небом. Говорил, что одни и те же законы действуют во всех уголках Вселенной. Высказал идею об обитаемости других миров.
После одного из диспутов в Оксфорде воскликнул: «…созвездие педантов, которые своим невежеством, самонадеянностью и грубостью вывели бы из терпения самого Иова». (Один из наиболее долготерпеливых героев Священного писания.)
В 1591 г. Бруно принял приглашение на работу от венецианского магната Джованни Мочениго, но очень скоро они рассорились, причем настолько, что бывший благодетель собственноручно передал Джордано венецианской инквизиции, сопроводив свое действие соответствующим доносом. Местные инквизиторы не смогли переубедить Бруно в отношении к Богу и в 1593 г. передали римским коллегам.
Десять лет его пытались склонить к раскаянию и лишь затем судили. Причем, по показаниям очевидцев, судьи были поражены и удручены своим собственным приговором сильнее, чем обвиняемый, воспринявший его с полным равнодушием.
17 февраля 1600 года Джордано Бруно как не раскаявшегося еретика сожгли на Кампо деи Фьори (Площади Цветов) в Риме.
Дмитрий Калюжный. Источник информации: газета «Алфавит» No.17-18(75-76), май 2000 г.
Trojden | Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней: Баринова И. И.
Как представляли себе Вселенную древние люди?
Рис. 43. Старинное изображение системы мира по Копернику
Рис. 44. Система мира по Копернику
Много веков в науке о Вселенной господствовало учение Птолемея. Оно принималось и поддерживалось церковью и казалось истинным и неопровержимым. Но шло время, росли города, развивались ремёсла и торговля, европейцы узнавали новые страны и народы. Открытия мореходов Португалии и Испании в XIV—XVI вв.
изменили географическую карту. Люди поняли, как огромен мир, в котором они живут, а кругосветное путешествие Ф. Магеллана окончательно доказало шарообразность нашей планеты.Рис. 45. Клавдий Птолемей, Аристотель и Николай Коперник. Воображаемая встреча
1. Система мира по Николаю Копернику. Человеком, которому удалось создать новую модель Вселенной, стал великий польский астроном Николай Коперник (1473—1543). Наблюдения за звёздами и планетами, изучение трудов древних мыслителей и своих современников, сложные математические расчёты позволили ему сделать вывод о том, что Земля обращается вокруг Солнца. Центром мира, по убеждению Коперника, является Солнце, вокруг которого движутся все планеты, вращаясь одновременно вокруг своих осей. Звёзды, по Копернику, неподвижны и находятся на огромных расстояниях от Земли и Солнца. Их вращение вокруг Земли кажущееся, и связано оно с тем, что наша планета сама вращается вокруг своей оси, совершая один оборот за 24 часа.
Рис. 46. Измерительные приборы средневековых астрономов
2. Представление о Вселенной Джордано Бруно. Учение Коперника сразу же нашло сторонников среди учёных XVI в. Они распространяли идеи великого астронома в своих странах, расширяли и углубляли их. Так, итальянский учёный Джордано Бруно (1548—1600) считал, что Вселенная бесконечна, она не имеет и не может иметь единого центра. Солнце — центр Солнечной системы. Но само оно — одна из множества звёзд, вокруг которых обращаются планеты. Возможно, полагал Дж. Бруно, на них тоже есть жизнь. Да и Солнечная система пока полностью не изучена, не исключено, что в ней существуют ещё не открытые планеты. Как стало ясно позднее, многие из этих догадок Дж. Бруно были верными.
3. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Много сделал для развития учения Коперника и другой итальянский учёный — Галилео Галилей (1564—1642). В своих наблюдениях за небесными телами он впервые использовал телескоп, который изготовил самостоятельно (кто был изобретателем этого прибора, сейчас сказать трудно). Лучший телескоп Галилея давал увеличение всего лишь в 30 раз (рис. 48). Но и этого было достаточно, чтобы увидеть неровности на поверхности Луны и тёмные пятна на Солнце. Солнечные пятна не оставались неподвижными, они перемещались по его поверхности, но всегда в одну сторону. Напрашивался вывод, что Солнце вращается вокруг собственной оси. Больше всего поразило современников открытие Галилеем спутников Юпитера. Это доказывало, что не только вокруг Земли могут обращаться небесные тела.
Рис. 47. Рисунки Луны, выполненные Галилеем
Рис. 48. Телескоп Галилея
Знакомя современников со своими открытиями, Галилей указывал на правильность учения Н. Коперника. Это учение медленно, в жестокой борьбе со старыми предрассудками завоёвывало всё новых и новых сторонников.
4. Современные представления о строении Вселенной. С тех пор прошло много времени. Чтобы создать современную модель Вселенной, трудилось не одно поколение учёных. Потребовались новые приборы и инструменты, новые методы исследования, полёты человека в космическое пространство.
Рис. 49. Первый большой телескоп Гершеля с зеркалом диаметром 1,2 м
Рис. 50. Зрительная трубка Галилея
Рис. 51. Современная модель Вселенной
Современная наука предполагает такую модель Вселенной. Наша Земля входит в состав Солнечной системы, которая является частью галактики (гигантского скопления звёзд). Наша и другие галактики, в свою очередь, образуют скопления галактик, а они — сверхскопления (рис. 51). Мир Вселенной очень многообразен и содержит бесчисленное количество небесных тел и их систем.
Учёные, перевернувшие мир
Николай Коперник родился в польском городе Торунь. Образование получил в Кракове, а затем в Италии. Коперник изучал не только астрономию, но и право, медицину, философию. Это был всесторонне образованный человек. Идеи Коперника о строении Вселенной изложены в его книге «Об обращениях небесных сфер», которая вышла в 1543 г., незадолго до смерти учёного. На создание своего учения Н. Коперник потратил 30 лет упорного труда.
Джордано Бруно родился на юге Италии. Посвятив свою жизнь распространению и развитию учения Н. Коперника, он вынужден был покинуть родину, скитаться по многим странам Европы. Его преследовала церковь, так как учение Коперника было ею запрещено. В то время церковь жестоко наказывала тех, чьи взгляды противоречили её установлениям. Дж. Бруно был схвачен и после нескольких мучительных лет тюрьмы сожжён в Риме 17 февраля 1600 г. Он погиб, но не отказался от своих убеждений.
Галилео Галилей родился в итальянском городе Пиза. Он получил разностороннее образование (изучал медицину, математику). Галилей сделал много научных открытий и был широко известен. В 1632 г. он издал книгу «Диалог о двух главнейших системах мира», в которой отстаивал учение Коперника и опровергал систему Птолемея. За эту книгу он был привлечён церковью к суду, на котором его, тогда уже старого человека, заставили отречься от своих убеждений.
Уильям Гершель родился в Ганновере. Обладал большими музыкальными способностями и в четырнадцать лет поступил музыкантом в полковой оркестр. Наряду с занятиями теорией музыки интересовался математикой, оптикой, астрономией. Занимался изготовлением телескопов. В 1789 г. Гершель изготовил самый большой телескоп своего времени (см. рис. 49). Главные работы Гершеля относятся к звёздной астрономии: он сделал вывод о существовании звёздных систем, наблюдал туманности и кометы, изучал структуру Млечного Пути. Прославился открытием планеты Уран и двух её спутников, а также двух спутников планеты Сатурн и инфракрасного излучения.
ПРОВЕРЬТЕ СВОИ ЗНАНИЯ
1. Чем система мира, созданная Коперником, отличалась от системы мира по Птолемею?
2. Каковы заслуги Дж. Бруно в развитии взглядов о Вселенной?
3. Какой вклад внёс Галилей в изучение строения Вселенной?
4. Какую модель Вселенной предлагает современная наука?
5. Что такое галактика?
ПОДУМАЙТЕ
Сравните систему мира Коперника (см. рис. 44) и современную модель Вселенной (см. рис. 51), найдите черты сходства и отличия.
ОБРАТИТЕСЬ К ЭЛЕКТРОННОМУ ПРИЛОЖЕНИЮ.
Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней
Изучите материал урока и выполните предложенные задания.
Долгое время в науке господствовало учение Птолемея о Вселенной. Великий польский астроном Николай Коперник создал новую модель Вселенной, согласно которой центром мира является Солнце, а вокруг него обращаются Земля и другие планеты. Взгляды Коперника распространяли и развивали Джордано Бруно и Галилео Галилей. Согласно современным представлениям, Земля входит в состав Солнечной системы, которая является частью гигантского скопления звёзд — галактики. Галактики образуют сверхскопления — метагалактики. Вселенную составляет огромное число галактик.
Рис. 52. Схема Солнечной системы
Предыдущая
СтраницаСледующая
СтраницаОглавление
«Джордано Бруно и бесконечная вселенная» Уоррн Холлистер
«Джордано Бруно и бесконечная вселенная» Уоррн ХоллистерДжордано Бруно и бесконечная вселенная
Уоррн Холлистер
Калифорнийский университет, Санта-Барбара
Тысяча шестьсот был юбилейным годом. К февралю широкие улицы Рима кишели паломниками со всей Европы; кардиналы и приходские священники, купцы и нищие, знатные дворяне и бедные студенты смешались на многолюдных площадях и проспектах Вечного города. Те немногие из множества, кто умел читать, могли заметить репортаж в примитивной маленькой римской газете Avvisi , относящийся к «доминиканскому монаху из Нолы, упрямому еретику, который в среду во дворце кардинала Мадруччо был показан автором различных ужасных мнений, в которых он оставался упрямым и до сих пор продолжает, несмотря на то, что богословы посещают его ежедневно . » Через пять дней после того, как появилось это уведомление, доминиканский монах Джордано Бруно был казнен инквизицией. Из сострадания инквизиторы старались избежать пролития крови. Бруно был сожжен на костре.
Юбилейные паломники едва заметили сожжение доминиканского монаха. Почему они должны? В течение года инквизиция избавила христианский мир от двадцати пяти еретиков. Смерть этого инакомыслящего была забыта среди священных процессий, пения ектений и раздачи благословений.
Джордано Бруно жил не в то время. Его смерть пришлась на последние закаты итальянского Возрождения. Столетием ранее более терпимая церковь щадила и даже восхищалась такими великими творческими мыслителями, как этот монах-доминиканец. Век спустя его мысль была бы более понятна европейским интеллектуалам. Но в 1600 году христианство лишилось своего прежнего гуманизма, великие художественные шедевры южного Возрождения уже не создавались, протестантская Реформация была почти столетней давности, а инквизиция действовала в полную силу.
В этот век нетерпимости различные секты и церкви Европы безжалостно преследовали друг друга, и только очень опрометчивые или очень смелые осмеливались не соглашаться с преобладающими религиозными взглядами их местности. Члены каждой церкви были склонны совершать одну и ту же ошибку: поскольку Христос был центральной фигурой в истории, то и наша земля, место смерти и воскресения Христа, должна быть центральной точкой во вселенной. В результате церковники часто преследовали ученых, которые, по крайней мере публично, не придерживались учения великого языческого философа Аристотеля.
Монах-доминиканец, чье «ужасное мнение» заставило его сжечь, занимает исключительно важное место в истории астрономии. Сам он не был ни астрономом, ни даже ученым в формальном смысле. Он был странствующим философом, родившимся на юге Италии, который провел большую часть своей жизни в странствиях по Европе. Несколько лет он учился и преподавал в Англии, но последние семь лет своей жизни провел в Риме — в церковной тюрьме. Родившийся через пять лет после смерти Коперника, Бруно умер за десять лет до публикации Sidereus Nuncius , в котором Галилей сообщил о своих первых телескопических открытиях, однако в каком-то смысле этот странствующий доминиканец обладал лучшим видением, чем Коперник или Галилей.
Чтобы понять достижения Джордано Бруно, необходимо понять состояние астрономических знаний в шестнадцатом веке. До времени Коперника Западная Европа принимала вселенную Птолемея. Земля была центральным шаром, вокруг которого скользили семь прозрачных сфер, несущих на себе Луну, Солнце и пять видимых невооруженным глазом планет. Восьмая сфера несла неподвижные звезды. Было бы бесполезно останавливаться на живописных средневековых разработках этой системы, в которые были добавлены другие сферы, предположительно в качестве жилищ различных чинов ангелов и архангелов. По сути, вселенная Птолемея представляла собой замкнутую систему с землей в центре и звездами в виде фиксированных точек света на огромной сфере. Земля была неподвижна; день и ночь были вызваны вращением небес. Все орбиты были кругами, поскольку, по Аристотелю, круг — это совершенная фигура. Аристотель также учил, что земля тленна, а области за пределами лунной сферы совершенны и поэтому неизменны.
Коперниканская революция, как всем известно, поместила солнце в центр вселенной вместо земли. День и ночь объяснялись вращением земли, а не неба. Если бы кто-то принял коперниковскую вселенную, старая вера в земную тленность и небесную нетленность исчезла бы, и на ее месте появилось бы современное представление о вселенной, в сущности одинаковой во всем.
Несмотря на эти замечательные открытия, Коперник был менее эмансипирован от средневековой вселенной, чем это представляется большинству людей. Его планетные орбиты по-прежнему были круговыми, и такими они оставались до времен Кеплера. Но самое главное, Коперник сохранил внешнюю сферу неподвижных звезд и просто изменил порядок планет и солнца внутри этой огромной сферы. Коперник сохранил замкнутую систему — коробочную вселенную своих предшественников, — и в результате его солнцецентрическая или гелиоцентрическая система имеет немногим больше общего со вселенной астронома двадцатого века, чем геоцентрическая структура Птолемея. Не Коперник и не Галилей, а Джордано Бруно постиг великую истину о том, что так называемые неподвижные звезды на самом деле являются огромными солнцами, подобными нашему собственному. Бруно представил вселенную, бесконечно простирающуюся вовне, содержащую бесконечное количество солнц, каждое из которых, возможно, мчится в пространстве со своим собственным семейством планет; Космос Бруно был поистине смелой концепцией по сравнению с косными замкнутыми системами Птолемея и Коперника.
К концу шестнадцатого века для опровержения гелиоцентрической системы было придумано несколько довольно умных аргументов. Утверждалось, что если бы земля двигалась, то предмет, брошенный с высокой башни, не упал бы прямо вниз, а пушечное ядро, выпущенное по линии север-юг, отклонилось бы от своего курса. Земля, предположительно, выдвинулась бы из-под этих объектов, когда она мчалась вокруг Солнца. Если бы, как утверждал Бруно, звезды находились на разных расстояниях от нас, то возражали, что предполагаемое движение Земли вокруг Солнца заставило бы более близкие неподвижные звезды казаться смещенными по отношению к более далеким. Такого смещения, конечно же, не наблюдалось. Сегодня астрономы в состоянии измерить именно такое смещение положения ближайших звезд, но наблюдение этого звездного параллакса, как его теперь называют, было безнадежно за пределами возможностей грубых астрономических инструментов шестнадцатого века. Бруно правильно решил проблему. Он утверждал, что звезды были так далеко, что их кажущееся смещение из-за вращения Земли вокруг Солнца не могло быть обнаружено.
Коперник понял тот факт, что Земля была планетой, но, поместив Солнце в центр замкнутой системы, он сделал Солнце уникальным. Бруно разрушил внешние границы старой системы и представил себе нечто удивительно похожее на современную вселенную. Для него пространство было безграничным и было заполнено бесчисленными солнечными системами: «Существует бесчисленное множество солнц и бесконечное количество планет, которые вращаются вокруг своих солнц, как наши семь планет вращаются вокруг нашего Солнца». Мы не видим планет, вращающихся вокруг других звезд «из-за их большого расстояния или малой массы…».
Вселенная Бруно не имела центра. «Во Вселенной, — писал он, — нет ни центра, ни окружности, но центр есть везде…» Разрабатывая этот вопрос, он заметил:
Как нам на Земле Земля кажется центром Вселенной, так и обитателям Луны Луна предстанет таковой… У каждого мира есть свой центр, у каждого свой верх и низ; эти различия должны быть назначены относительно . . .
Современному уму, погруженному в релятивизм, подобные утверждения кажутся довольно очевидными. Но с Бруно начинается релятивизм. Доминиканский монах был в огне великого видения бесконечных миров во вселенной, которая простиралась вовне. С этим видением Бруно странствовал по дорогам Европы, читая лекции и споря в судах и университетах многих стран.
Подобно тому, как вселенная состоит из бесконечного числа звезд, рассуждал Бруно, так и сами звезды, да и вся материя, должны состоять из бесчисленных атомов. Эта атомная теория не была разработана Бруно с какой-либо точностью и не была полностью оригинальной. Аналогичную теорию выдвинул древний философ Демокрит. Но во времена Бруно эта теория была неслыханной, и его одобрение ее означало явный отход от традиций шестнадцатого века.
Концепция Вселенной Джордано Бруно
Именно визионерский аспект мысли Бруно отделяет ее от современных астрономических знаний. Астрономическая вселенная сегодня построена на невероятном количестве кропотливых исследований, бесконечных наблюдений и строгого математического анализа. Бруно построил свой космос без помощи телескопических наблюдений; ему даже не хватало точных наблюдений невооруженным глазом, подобных тем, которые в то время производил его современник Тихо Браге. Бруно мало знал математику и не использовал ее в своей космологии. Скорее, он полагался на логические и метафизические аргументы. Если Вселенная конечна, что лежит за ее дальним краем? Предположим, человек стоит на границе вселенной и пускает стрелу наружу. Будет ли Вселенная расширяться вместе со стрелой или стрела покинет вселенную?
Эти аргументы укрепили смелое и проницательное проникновение Бруно в реальность. Он смог отбросить старые и бесполезные теории и мгновенно осознать действительность. Он видел, что в гелиоцентрической системе скрыто гораздо больше, чем предполагал Коперник. Если Земля движется, то почему не само Солнце? Если Земля не находится в центре космоса, то почему должно быть Солнце? Действительно, пространство не имеет центра. Солнце, если оно находится достаточно далеко, напоминало бы звезду, а так называемые неподвижные звезды, сами по себе являющиеся огромными сияющими солнцами, мчатся в бесконечном пространстве так далеко, что их движение невозможно обнаружить.
Бруно не пытался улучшить коперниковское описание самой Солнечной системы. Он уловил существенную простоту системы и ее превосходство над старой геоцентрической схемой. Действительно, Бруно много сделал для распространения идей Коперника по всей Европе. Если он отказался от внешней сферы звезд, Бруно сохранил идею круговых орбит планет, как это сделал Коперник. Но в отсутствие точных данных наблюдений, с помощью которых можно было бы проверить гипотезу круговой орбиты, Бруно мало что мог сделать. Когда Кеплер выдвинул свою теорию эллиптических орбит, он смог основывать свои выводы на кропотливых планетарных наблюдениях своего предшественника Тихо Браге. Тем не менее сомнительно, что даже с такими точными данными, как данные, собранные Тихо, Бруно мог вывести общие законы движения планет, подобные законам Кеплера; У Бруно, пытавшегося постичь бесконечность, не было ни математических знаний, ни терпения, чтобы проделать такую работу.
Справедливо замечено, что Аристарх Самосский и другие разработали гелиоцентрическую теорию почти за 2000 лет до Коперника. У Бруно также были свои предшественники. Великий римский ученый Лукреций выдвинул концепцию бесконечной вселенной, но он не имел представления о том, что звезды — это солнца. Вообще говоря, средневековые ученые считали, что только Бог может быть бесконечным, хотя философ пятнадцатого века Николай Кузанский пытался примирить бесконечного Бога с бесконечной вселенной. В то время как Бог один «позитивно» бесконечен, объяснял Николас, вселенная «относительно» или «частно» бесконечна. Прояснив таким образом дело, Николай вернулся к своей метафизике. В 1576 году английский астроном Томас Диггес, современник Бруно, писал о «неподвижном шаре, украшенном бесчисленными огнями и достигающем высоты в Сферическая высота без конца» (курсив автора). Но даже в бесконечной вселенной Томаса Диггеса «бесчисленные огни» не были солнцами.
Хотя Бруно не был ученым, он был одним из первых, кто призывал к более широкому использованию экспериментального метода. У него было достаточно проницательности и воображения, чтобы стать защитником системы Коперника в то время, когда большинство европейских ученых пренебрегали ею, и он обладал творческим гением, чтобы выйти далеко за рамки Коперника. Именно Бруно, а не Коперник, представил миру огромную вселенную современной астрономии с ее бесчисленными миллиардами солнц, сияющих в космосе с невероятных расстояний, вселенную, в которой и земля, и солнце уменьшаются до незначительных размеров и значения.
За те и другие «разнообразные ужасные мнения» Джордано Бруно был сожжен на костре в юбилейный 1600 год, за девять лет до того, как телескоп впервые был обращен в космос. Так случилось, что великий пророк современной космологии был уничтожен угасающей яростью Средневековья.
(Воспроизведено с разрешения Griffith Observer, , февраль 1975 г.; в журнале Sunrise, март 1975 г.; авторское право © 1975 Theosophical University Press)
Мировые духовные традиции Меню
Джордано Бруно и бесчисленные миры — Исследовательская ложа Южной Калифорнии
Гипотеза космического плюрализма была популяризирована во время Коперниканской революции, в частности, как поддержанная и пропагандируемая герметиком, естествоиспытателем, мнемонистом и теоретиком космологии Джордано Бруно (1548-1600). На протяжении большей части Средневековья геоцентрическая модель космоса Птолемея была самым популярным мировоззрением, поскольку она соответствовала современным иудео-христианским ортодоксальным взглядам на уникальность Земли; и любые представления, говорящие об обратном, считались еретическими и отбрасывались. После астрономических наблюдений Коперника стало очевидно, что Земля вращается вокруг Солнца.
Бруно опирался на идеи своих предшественников, таких как Лукреций, Николай Кузанский и Томас Диггес, чтобы повторно представить гипотезу о жизни в других мирах. Фрэнсис Йейтс заметила, что:
«Бруно в основном прославлен в истории мысли и науки не только за то, что он принял теорию Коперника, но еще больше за его удивительный скачок воображения, с помощью которого он связал идею бесконечности Вселенной к его коперниканству, расширению теории, которой не учил сам Коперник. И эту свою бесконечную вселенную Бруно населил бесчисленными мирами, движущимися в бесконечном пространстве, — таким образом, окончательно разрушив замкнутую средневековую птолемеевскую вселенную и положив начало более современным концепциям». 0010
Джордано Бруно глубоко изучил сочинения, приписываемые Гермесу Трисмегисту, которые сформировали его веру в бесконечность и бесчисленные миры, основанные на принципе полноты: что Бесконечная Причина, Бог, должен иметь Бесконечное Следствие, и может быть нет предела его творческой силе.[2]
В третьем диалоге своей книги «О бесконечной вселенной и мирах» Бруно утверждает, что существуют «бесчисленные небесные тела, звезды, солнца и земли, [которые] могут быть восприняты чувственно. . . нами, и бесконечное число из них может быть выведено нашим собственным разумом». Далее он заключает, что «все эти миры. . . содержат животных и обитателей не меньше, чем наша собственная земля, поскольку эти миры обладают не меньшими достоинствами и природой, отличной от природы нашей земли».[3]
Бруно провел время в Великобритании, обучая искусству памяти и философии; и среди его учеников Искусства Памяти и философии мы находим шотландцев Александра Диксона и Уильяма Шоу, последний из которых Уставы повлияли на формирование Спекулятивного Масонства. Дама Фрэнсис Йейтс далее замечает:
«Миссия Бруно в Англии, с ее обращением к дореформационным социальным и мистическим идеям, его плачем по поводу разрушения великих аббатств и монастырей, может иметь что-то общее с отношением к прошлому масонства. […] Не исключено предположение, что влияние импорта розенкрейцерских идей в Англию на Фладда, Вогана и Эшмола могло пересечься с более ранним потоком, возможно, под влиянием Бруно, чтобы произвести масонство.[.. .] Где может быть такое сочетание религиозной терпимости, эмоциональной связи со средневековым прошлым, акцента на добрых делах для других и воображаемой привязанности к религии и символизму египтян? масонство с его мифической связью со средневековыми масонами, его веротерпимостью, филантропией и египетским символизмом. до начала семнадцатого века, но у него определенно были предшественники, антецеденты, какие-то традиции, восходящие к гораздо более раннему периоду, хотя это очень неясный предмет.
«Мы шарим здесь во тьме, среди странных тайн, но невольно задаешься вопросом, не было ли среди духовно недовольных в Англии, которые, может быть, услышали в «египетском» послании Бруно намек на облегчение, что звуки Волшебная флейта была впервые вдохнута в воздух». [5]
Идеи Бруно оказались весьма спорными для могущественной Римско-католической церкви. За учение о Бесконечности Миров и другие идеи он был заключен в тюрьму; и после продолжительного судебного процесса был обвинен в ереси и сожжен на костре в Риме в 1600 году. Казнь Джордано Бруно не только не подавила эти идеи, но сделала его мучеником за свободомыслие и науку и еще больше популяризировала его гипотезы среди интеллектуалы своего времени. Джордано Бруно благосклонно упоминается как мученик в ритуале Альберта Пайка 30-й степени Шотландского обряда; а статуя скульптора и бывшего великого мастера Этторе Феррари стоит на площади Кампо де’Фиори в Риме, в том самом месте, где был казнен Бруно.
Возможно, неудивительно, что другой шотландец, брат Чарльз Лесли, повторил учение Джордано Бруно в своей речи «Оправдание масонства и его продемонстрированное превосходство», которая почти без изменений перешла в работы Престона-Уэбба о степени стипендиата:
«Вокруг нас бесчисленные миры, созданные одним и тем же божественным художником, которые катятся по бескрайним просторам и управляются одними и теми же безошибочными законами природы».