Максим Трудолюбов: Перевоспитание Левиафана — Ведомости
Когда-то люди не знали забот ни о чем совместном. Они жили небольшими группами, охотились, собирали плоды, кочевали, но вдруг что-то заставило их остановиться, собраться в большие сообщества и в конце концов «своим искусством создать себе великого Левиафана, который называется Республикой или Государством». Причины и результаты превращения человека из «дикаря» в цивилизованное «общественное животное» веками занимали мыслителей. Одним из способов думать об этом превращении стала идея общественного договора: представление о том, что когда-то в прошлом люди договорились между собой жить не так, как прежде. В том, как этот воображаемый договор мог быть заключен, впрочем, были большие несогласия.
Первым пунктом расхождения во мнениях было доисторическое, «естественное» состояние человечества: было ли оно райским или ужасным. Для Томаса Гоббса первобытное состояние было чудовищным, оно было войной всех против всех, потому что такова природа человека: «Мы находим в природе человека три основные причины войны: во-первых, соперничество; во-вторых, недоверие; в-третьих, жажду славы». В этой ежедневной войне человека сопровождает вечный страх и постоянная опасность насильственной смерти. Жизнь его «одинока, бедна, беспросветна, тупа и кратковременна». Выход один, уверен Гоббс: все люди одновременно должны отказаться от права делать что угодно и передать одному избранному лицу право управлять собой. Так рождается Левиафан, искусственное существо, государство, «единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтет необходимым для их мира и общей защиты».
Для жившего более чем сто лет спустя Жан-Жака Руссо первобытная жизнь была, наоборот, идеалом, который человечеством давно утрачен: «Пример дикарей, кажется, доказывает, что человеческий род был создан для того, чтобы оставаться таким вечно и все его дальнейшее развитие представляет собой по видимости шаги к совершенствованию индивидуума, а на деле – к одряхлению рода». В развитии, в переходе от естественного состояния к общественному Руссо видит регресс. Законы в его понимании – это путы, наложенные богатыми на бедных: «Они навсегда установили закон собственности и неравенства, превратили ловкую узурпацию в незыблемое право». Спасение – в новом договоре, в таком, который все общее поставит над всем частным: «Каждый из нас передает в общее достояние и ставит под высшее руководство общей воли свою личность и все свои силы, и в результате для нас всех вместе каждый член ассоциации превращается в нераздельную часть целого».
Еще одна знаменитая версия появления общественного договора принадлежит Джону Локку, жившему позже Гоббса, но раньше Руссо. Локк рассуждал примерно так: у естественного человека было все, а пользоваться этим всем ему было небезопасно – другой претендент на ту же вещь мог оказаться сильнее. И поэтому было решено, что лучше ограничить это всеобщее равенство границами – изгородями и правилами. Люди готовы отказаться от первобытной свободы, чтобы «объединиться ради взаимного сохранения своих жизней, свобод и владений, что я называю общим именем «собственность», пишет Локк: «Поэтому-то великой и главной целью объединения людей в государства и передачи ими себя под власть правительства является сохранение их собственности». Итак, собственность для Локка – не только материальное владение, а «жизнь, свобода и владение».
Как мы видим, все это умозрительные конструкции, не договоры, подписанные кем-то в действительности. Это оптика, придуманная для того, чтобы взглянуть на общественные отношения с высоты – взять картинку общим планом. Впрочем, характер оптики даже у этих трех мыслителей (а ими тема, конечно, не исчерпывается) был настолько разный, что и выводы, сделанные их последователями, оказывались разными, иногда противоположными. Локк закреплял в своих выводах события уже случившейся в Англии Славной революции, а Руссо предвосхищал революцию во Франции. Все-таки именно он счел, что действие договора народ может прервать и пойти на смену режима. «Я с трудом мог бы назвать имя хоть одного революционера, который не был бы захвачен этими разрушительными теоремами. «Общественный договор» был Кораном будущих ораторов 1789-го, якобинцев 1790-го, республиканцев 1791-го и бешеных самых неистовых», – писал современник событий Малле дю Пан.
Локк считал собственность основой благосостояния и безопасности, Руссо – причиной деградации общества, и это расхождение стало одним из оснований долгого и кровавого противостояния правой и левой идей. Если сильно огрубить, то можно сказать, что договор Гоббса был монархическим, локковский – буржуазно-республиканским, а договор Руссо – социалистическим. Если огрубить еще сильнее, то выяснится, что из Локка выросло государство, объединившее североамериканские штаты, а из Руссо – Советский Союз.
Но было во всех трех взглядах и нечто общее – «дух просвещения», то, что делало описанную дискуссию общеевропейской. Есть мыслители, считающие, что дух просвещения растворился, как только прекратилось противостояние капиталистического Запада и социалистического СССР (см. книгу Джона Грея «Поминки по просвещению»). Мы живем в другую эпоху, но я не верю, что в силу смены эпох власть вдруг стала частью природы, чем-то данным нам при рождении. Не с ней мы вышли из леса, спустились с гор, перешли к оседлой жизни и построили общественную жизнь. Человек уже владеет самим собой и плодами своего труда до появления Левиафана на свет. Суть договора в том, что «мы, нижеподписавшиеся», договорились между собой о том, как жить. Результатом этого оказывается готовность подчиниться правилам, т. е., говоря языком ХХ века, институты: «Институты – правила игры в обществе, точнее, установленные людьми ограничения, которые определяют взаимодействие между ними» (Дуглас Норт). Договариваются люди между собой, а не человек и «власть».
Тему общественного договора в наш современный российский словарь ввел Александр Аузан, и это блестящая идея, которая должна была бы напомнить нам о наших общих с европейцами корнях. Речь идет о понимании отношений между человеком, другим человеком и государством, а не об отношениях француза, англичанина или чеха с их королями. Во всех этих историях есть частное, национальное, но есть и общее, европейское. В том, что касается философских основ отношения к общественному устройству, мы вполне можем считать себя европейцами – пусть и особенными. Если говорить об альтернативах революциям, с помощью которых договоры разрывались во многих странах, то это попытки реальных (не умозрительных) соглашений по образцу голландского трехстороннего договора между промышленностью, профсоюзами и государством. Наш путь к «современности» (modernity) был не таким продуманным. Опыт советского периода в истории России – это, пожалуй, пример преступного размена: прорыв в современность ценой уничтожения крестьянства, сельского хозяйства и всего образованного класса. В прошлом у России немало периодов прострации и разочарования в попытках угомонить созданное своими же руками чудище, которое больше похоже не на библейского Левиафана, а на Таракана из стихотворения Корнея Чуковского («Покорилися звери усатому. (Чтоб ему провалиться проклятому!) А он между ними похаживает, золоченое брюхо поглаживает»).
Но это не значит, что так будет всегда. Власть – это плод нашего соглашения, а не языческое божество, требующее принесения жертв. Общественный договор – это не договор с Левиафаном (Тараканом), а дискуссия о том, каким Левиафан должен быть. Такая дискуссия может быть долгой, это не вопрос пяти или десяти лет. И разговор этот не должен сбиваться на торг по образцу «лояльность в обмен на стабильность». В таком торге мы не раз проигрывали. Неудачи такого рода свойственны не только российскому обществу – посмотрите на ситуацию с «пекинским консенсусом» (см. колонку на этой странице) – это тот же размен ценностей и прав на страсть к материальному процветанию. И этот размен неустойчив. А мы ведь начали путь к общественной модернизации раньше, чем Китай.
Статья продолжает цикл «Пермский договор», посвященный выработке нового общественного договора. Цикл подготовлен совместно с Пермским экономическим форумом. Статьи выходят по пятницам.
Томас Гоббс и Джон Локк: dmitri_kapustin — LiveJournal
Томас Гоббс и Джон Локк: dmitri_kapustin — LiveJournal ?- catIsShown({ humanName: ‘история’ })» data-human-name=»история»> История
- Философия
- Общество
- Cancel
Джон Локк, напротив, полагал, что правитель не должен прибегать к принуждению в вопросах веры. Функция правителя — устроение гражданской жизни, а религия относится к частной жизни человека, где он и должен проявлять свою свободную волю, выбирая добро без принуждения. Правитель не способен исправить недостатки своих подданных, поскольку сам принципиально не отличается от прочих людей, имея те же склонности.
К сожалению, у нас в России среди православных больше распространены мнения, сходные с идеями Томаса Гоббса. Некоторые ждут правителя, который железной рукой устранит зло и направит людей на истинный путь. А пока такого правителя нет, существующие правительства подвергаются нападкам как далеко не соответствующие идеалу.
Мне кажется более правильным мнение Джона Локка. Правительство необходимо для сдерживания явного зла, защиты от явных преступлений, но оно не может дать моральный ориентир, не может направить людей ко спасению, это не его функция. Верующие должны проявлять себя не политической борьбой, а исправлением своей свободной воли.
Subscribe
Об антихристе
Учение об антихристе многие понимают как учение об исторической личности, о правителе, который прельстит многих и будет гнать истинных христиан, и…
Смирение и магизм
Говоря о христианской философии, я бы отметил в первую очередь учение о неизменности Бога. Изменяется тварь, но не Бог. Бог, будучи неизменным,…
Флоренский: язычество вместо паламизма
Лекция Ирины Протопоповой о том, как превратно о. Павел Флоренский толковал мысли Платона. Платон говорил, что путь к высшему просвещению — это…
Photo
Hint http://pics.livejournal.com/igrick/pic/000r1edq
- 10 comments
Об антихристе
Учение об антихристе многие понимают как учение об исторической личности, о правителе, который прельстит многих и будет гнать истинных христиан, и…
Смирение и магизм
Говоря о христианской философии, я бы отметил в первую очередь учение о неизменности Бога. Изменяется тварь, но не Бог. Бог, будучи неизменным,…
Флоренский: язычество вместо паламизма
Лекция Ирины Протопоповой о том, как превратно о. Павел Флоренский толковал мысли Платона. Платон говорил, что путь к высшему просвещению — это…
Проблема | Локк | Гоббс |
---|---|---|
Человеческая природа | Человек по своей природе животное социальное. | Человек по своей природе не общественное животное, общество не могло бы существовать без силой государства. |
Состояние природы | В естественном состоянии люди большей частью сдержали свои обещания и соблюдали свои обязательства. обязательства, и, хотя и ненадежный, он был в основном мирным, хорошим и приятным. Он цитирует американскую границу и Солданию как примеры людей в естественное состояние, где существовали права собственности и (по большей части) мир. Князья находятся в естественном состоянии по отношению друг к другу. Рим и Венеция находились в естественном состоянии незадолго до их официального основания. В любом месте, где социально приемлемо для себя наказывать проступки сделано против вас, например, на американской границе, люди находятся в естественном состоянии. Хотя такие места и времена небезопасны, насильственные конфликты часто заканчиваются насильственным навязыванием справедливого мир на злодеев, и мир нормальный. | «нет общества; и что хуже всего, постоянный страх и опасность насильственная смерть; и жизнь человека, одинокого, бедного, скверного, звериного и короткая.» |
Знание естественного права | Люди знают, что правильно и что неправильно, и способны знать, что является законным и незаконным достаточно хорошо для разрешения конфликтов. Особенно, и самое главное, они способны определить разницу между что принадлежит им, а что чужому. К сожалению, они не всегда действовать в соответствии с этим знанием. | Наше знание объективных, верных ответов на такие вопросы настолько слабо,
настолько незначителен и несовершенен, что почти бесполезен для решения практических
споры. |
Эпистемология | Разрыв между нашими представлениями и словами о мире, и мир сама по себе, велика и трудна, но все же, если один человек назовет что-то хорошим, в то время как другой человек называет это злом, поступок или человек, о котором идет речь, все еще имеет реальных качеств добра или зла, категории существуют в мире независимо от наших имен для них, и если слово одного человека не соответствует другому мужское слово, это проблема общения, а не принципиального произвола в действительности. | Именно название делает его таким. Иногда Гоббс приближается к сталинская позиция, согласно которой сама истина есть лишь воля правителя. |
Конфликт | Мир является нормой и должен быть нормой. Мы можем и должны жить вместе в мире, воздерживаясь от приставаний друг к другу чужое имущество и лица, и по большей части мы делаем. | Люди не могут знать добра и зла и, следовательно, могут жить только в мир вместе, подчиняясь абсолютной власти общего хозяина, и поэтому между королями не может быть мира. Мир между государствами это просто война другими средствами. |
Проблема | Локк | Гоббс |
Общественный договор | Мы отказываемся от права на точное возмездие за преступления взамен за беспристрастное правосудие, подкрепленное подавляющей силой. Мы сохраняем за собой право на жизнь и свободу и получить право на справедливую и беспристрастную защиту наша собственность | Если ты заткнешься и будешь делать, как тебе говорят, ты право не быть убитым, и ты даже не имеют право не быть убитым, несмотря ни на что что делает Государь, Это не является нарушением договора. |
Нарушение общественного договора | Если правитель стремится к абсолютной власти, если он действует и как судья, и как участник в спорах он ставит себя в состояние войны со своими подданными и мы имеют право и обязаны убивать таких правителей и их слуг. | Нет право бунтовать. «Не может быть нарушения завета со стороны государя; и, следовательно, ни один из его подданных, под любым предлогом конфискации, может быть освобожден от своего подчинение». Воля правителя определяет добро и зло для своих подданных. Король не может сделать ничего плохого, потому что законное и незаконное, добро и зло просто приказы, просто воля правителя. |
Гражданское общество | Гражданское общество предшествует государству как морально, так и исторически. Общество создает порядок и придает государству легитимность. | Гражданское общество – это применение государством силы для соблюдения контрактов. и так далее. Гражданское общество есть детище государства. Что самое современное люди назвали бы гражданское общество «толканием», бессмысленным конфликтом и преследование эгоистичных целей, которые хорошее правительство должно подавлять. |
Права | Мужчины имеют права по своей природе | Вы уступили свои права правительству в обмен на свою жизнь |
Роль государства | Единственная важная роль государства заключается в том, чтобы обеспечить справедливость. быть сделано | Что бы ни делало государство, это просто по определению. Все общество представляет собой прямое создание государства и отражение воли правителя. |
Разрешенное применение силы | Авторизация бессмысленна, за исключением того, что авторизация дает нам основания полагать, что применение силы правомерно. Если авторизация делает не дают нам такой уверенности, может быть потому, что государство само является партией к спору или из-за прошлых беззаконных действий и злоупотреблений со стороны государства, то мы снова в естественном состоянии. | Концепция справедливого применения силы бессмысленна или не может быть известна. Простое применение силы — это любая разрешенная сила |
социальный контракт | Определение, примеры, Гоббс, Локк и Руссо
Томас Гоббс
Смотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Джон Локк Томас Гоббс Кэрол Патман
- Связанные темы:
- конституционализм социальная структура естественное состояние согласие
Просмотреть весь связанный контент →
общественный договор , в политической философии, фактический или гипотетический договор или соглашение между управляемыми или между управляемыми и их правителями, определяющее права и обязанности каждого. В первобытные времена, согласно теории, люди рождались в анархическом состоянии природы, которое было счастливым или несчастливым в зависимости от конкретной версии теории. Затем они, применяя естественный разум, образовали общество (и правительство) посредством общественного договора.
Хотя подобные идеи можно проследить до греческих софистов, теории общественного договора получили наибольшее распространение в 17-м и 18-м веках и связаны с английскими философами Томасом Гоббсом и Джоном Локком и французским философом Жан-Жаком Руссо. Что отличало эти теории политических обязательств от других доктрин того периода, так это их попытки оправдать и разграничить политическую власть на основании личных интересов и рационального согласия. Сравнивая преимущества организованного правления с недостатками естественного состояния, они показали, почему и при каких условиях управление полезно и поэтому должно быть принято всеми разумными людьми как добровольное обязательство. Затем эти выводы были сведены к форме общественного договора, из которого предполагалось логически вывести все основные права и обязанности граждан.
Теории общественного договора различались в зависимости от их цели: одни были разработаны для оправдания власти суверена, в то время как другие были предназначены для защиты личности от угнетения со стороны слишком могущественного суверена.
Общественный договор у Гоббса
Согласно Гоббсу ( Левиафан , 1651), естественное состояние было состоянием, в котором не существовало обязательных критериев добра и зла. Люди брали себе все, что могли, и жизнь человеческая была «одинокой, бедной, скверной, звериной и короткой». Таким образом, естественное состояние было состоянием войны, которое могло быть прекращено только в том случае, если люди согласились (в общественном договоре) отдать свою свободу в руки суверена при единственном условии, что их жизнь охраняется суверенной властью.
Для Гоббса власть суверена абсолютна в том смысле, что нет власти выше суверена, чья воля есть закон. Это, однако, не означает, что власть суверена является всеобъемлющей: подданные остаются свободными действовать по своему усмотрению в случаях, когда суверен хранит молчание (другими словами, когда закон не касается соответствующего действия). Общественный договор позволяет людям покинуть естественное состояние и войти в гражданское общество, но первое остается угрозой и возвращается, как только государственная власть рушится. Однако, поскольку сила Левиафана (политического государства) неоспорима, его крах маловероятен и происходит только тогда, когда он больше не может защищать своих подданных.
Общественный договор у Локка
Локк (во втором из Двух трактатов о правительстве , 1690) отличался от Гоббса тем, что понимал естественное состояние не как условие полной свободы, а скорее как состояние в что люди, хотя и свободные, равные и независимые, обязаны по закону природы уважать права друг друга на жизнь, свободу и собственность. Тем не менее люди соглашаются сформировать содружество (и тем самым выйти из естественного состояния), чтобы установить беспристрастную власть, способную разрешать споры и возмещать ущерб. Соответственно, Локк считал, что обязательство подчиняться гражданскому правительству в соответствии с общественным договором обусловлено защитой естественных прав каждого человека, включая право на частную собственность. Государи, нарушившие эти условия, могли быть законно свергнуты.