Любовь Паршина — Дубровский. Том III читать онлайн бесплатно
12 3 4
Дубровский. Том III
Любовь {Leo} Паршина
© Любовь {Leo} Паршина, 2022
ISBN 978-5-0053-0572-5
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
От автора…
Все знают, но мало кто помнит, что Пушкин «Дубровского» не закончил. Даже название дали издатели. Почему так вышло? Не из-за смерти поэта, поскольку работу над русским разбойничьим романом он оставил в 1833 году. Упорхнула муза? Счел продолжение бессмысленным? Если он пытался написать повесть, которая стала бы хорошо продаваться, такое вполне могло быть – подлинная муза барышня вольная… (Ахматова считала «Дубровского» неудачей Александра Сергеевича – попыткой написать, выражаясь современным языком, исключительно коммерческий проект.)
К счастью, я «Дубровского» в школе не читала. Только отрывок с убийством медведя в учебнике «Родная речь». Не писала я сочинений ни о тонкой душевной организации Маши Троекуровой, ни о благородстве Владимира Дубровского, не чертила таблиц сравнительных характеристик его и деспота Кирилы Петровича.
Впервые я «Дубровского» прочла в январе 2020 года. Вдохновилась статьей о супергероике, где его сюжет рассматривался как архетипический: благородный герой встает по другую сторону закона, чтобы мстить за смерть отца. Так что под новогодней ёлочкой я впервые открыла эту повесть Пушкина…
В «Дубровском» лично мне не понравились две вещи.
Первая – огромный кусок официального документа, вставленный в сцену судилища над стариком Дубровским. Но этот документ можно с чистой совестью пролистать. Может, Пушкин попросту вставил его для себя, «для справки», а потом намеревался сократить?
Вторая – финал. Но тут и понятно – повесть не закончена. Хотя, последние его фразы таковы, что создается ощущение – Пушкин решил на данном этапе подобрать нити сюжетных линий. Может, и правда наскучило?..
В черновиках был найден примерный план финала повести:
Кн <язь> Вер <ейский> visite – 2 visite. Сватовство – Свидания. Письмо перехвачено. Свадьба, отъезд. Команда, сражение.
Выделенные фрагменты так и не были написаны. Были ли они продуманы? Исследователи творчества Пушкина, считают, что Дубровский должен был вернуться в Россию под видом англичанина, и тут его настигли бы прежние грехи…
Как говорила Марина Цветаева, писать надо книги, от нехватки которых страдаешь. Страдала ли я? Скорее мне было обидно и досадно. Что авантюрный разбойничий роман так и не был закончен, а русский Зорро погребен под курганом из крошева французской булки.
Грянул карантин. И я взялась писать. Путеводной звездой для меня была финальная точка, которую я намеревалась поставить. И вот если б не было ее… я бы тоже, наверное, бросила свое вольное (во всех смыслах) продолжение. И отношения Дубровского с Машей, и его жизнь в целом, совершив еще один виток, должны были вернуться в ту же точку, что и в конце Тома II.
Тут у меня возникла мысль – а что если и Пушкина вдохновение оставило именно в этот момент? Но это конечно, лишь домыслы.
Однако тут для меня решающую роль и сыграло то, с чего началось мое знакомство с «Дубровским». И то, что продолжение я писала уже из века XXI, так что весь груз русской истории и русской классики, и современной массовой культуры не мог не влиять на мое видение дальнейшего сюжета.
В какой-то момент, правда, работа застопорилась – я открывала файл, смотрела на мерцающий белый лист, печатала абзац, стирала, сохраняла и закрывала… И я поехала за вдохновением в Пушкинские горы – в Святогорский монастырь, в Михайловское. Это была необыкновенная, очень интересная поездка.
И после нее продолжение дописалось, наконец, до конца. При чем писалось оно только от руки – переключиться на цифровой формат не получалось категорически, пока не была поставлена чернильная точка. Самое же поразительное – то, как себя повели герои. Двое из них вытворили в последних главах нечто совершенно немыслимое, что я никак не задумывала изначально, но по итогам вышло так, что они заняли свои места.
Если честно, в творческих поисках я порой забывала обращаться к плану из Пушкинских черновиков, но сюжет сам выходил к обозначенным в нем событиям!
Меня спрашивали: «Ты не обнаглела браться за продолжение Пушкина?». Нет, не обнаглела. Потому что берусь не за его неповторимые стихи, а за неоконченную повесть. И потому, что берусь не для того, чтобы доказать, будто я не хуже «нашего всего».
Мне просто до боли обидно, что его легкая, увлекательная и захватывающая проза (и я сейчас не только о «Дубровском») словно заточена в общественном сознании в глыбу саркофага с иероглифом СПГС (синдром поиска глубинного смысла). И к ней еще и прививается отвращение со школьной скамьи – вымученными темами школьных сочинений, от которых самому Пушкину стало бы дурно. Высокие оценки получают за такие сочинения обычно хорошисты-отличники, которые «на ять» вызубрили статьи из учебника и поняли, чего от них ждет учитель.
Сочинения по многим произведениям классики лично я писала, пользуясь краткими содержаниями. И мне ни капли не стыдно.
И как же я рада, что с разбойником Дубровским (и еще кое с кем из Кистенёвки) я повстречалась уже сейчас!
Leovk.com/old_note_books
Дубровский. Том III
Глава XX
Катится открытая карета по чистому полю как по скатерти. Кучер лошадей знай подстегивает. В праздничном убранстве карета, свадебная – жениха с молодой невестой везет. Сидит невеста сама не своя, ни жива, ни мертва. Явь ли кругом или сон снится? Может, и вправду сон? Так глаза и застит…
А как очнулась – и не день кругом, а ночь, и не чисто поле, а дремучий лес.
Несет карета вперед – так на ухабах, на вековых корнях и подскакивает, трещит. Лошадей в темноте не видать, но кто-то наверное в оглобли впряжен… А кучер уж не мужичок в картузе. Кто-то в саван обернутый сидит через плечо оглядывается, и из савана, из глазницы на черном лице лютый глаз светит.
– Ах, довольно! Стойте! – молит несчастная, и обращается к жениху своему: – Защити же!
А жених-то – мертвец. Кожа серая, глазницы пустые, волосы на голове паутиной вьются. Карету трясёт, голова мертвеца качается и не поймешь – то ли уже ни воли, ни сил не достает держать, то ли кивает он невесте: «Скоро прибудем, душенька, скоро!».
Читать дальше
12 3 4
Главы I-II
Резюме
Эмма и Харриет гуляют однажды утром, когда подходят к дому миссис и мисс Бейтс. Хотя последний является заядлым и навязчивым болтуном, который во всей доброте уделяет без разбора внимание тривиальному и важному и поэтому не любит Эмму, Эмма решает, что ее визит к ним запоздал и что их разговор отвлечет мысли Харриет от мистера Уайта. Элтон. Разговор о письме от мистера Элтона сменяется подробностями мисс Бейтс о письме от ее племянницы Джейн Фэрфакс, которая после двухлетнего перерыва должна начать трехмесячный визит к Бейтсам на следующей неделе, потому что Кэмпбеллы , с которым она живет, уезжают навестить свою недавно вышедшую замуж дочь миссис Диксон в Ирландию. Из подробностей у Эммы возникает живое, хотя и необоснованное подозрение, что Джейн возбудила привязанность к молодому мистеру Диксону, который недавно спас ее от падения с лодки в воду в Уэймуте.
Осиротев, Джейн была взята в семью полковника Кэмпбелла, друга ее отца-военного. Там ее «воспитали для обучения других» и она стала близкой подругой дочери своего возраста. В этом элегантном обществе ее красота и одаренность контрастируют с теми, что есть у дочери, которая завоевала мистера Диксона. Из-за скучного характера мисс Бейтс, окрашивающего ее чувства, Эмме не нравится Джейн, и она сожалеет о ее приходе. Но когда прибывает Джейн, Эмма вынуждена восхищаться ее элегантностью до такой степени, что оправдывает ее в том, что она «соблазнила привязанность мистера Диксона», и даже сетует на то, что в Хайбери «нет молодого человека, достойного дать ей независимость». Однако, когда Джейн навещает Хартфилд со своей бабушкой и тетей, чувства Эммы возвращаются, поскольку Джейн очень сдержанна, укрывая свои настоящие мнения «плащом вежливости».
Анализ
Начало второго тома не только знакомит с совершенно новым персонажем, Джейн Фэйрфакс (конечно, подготовленным ранее), но также указывает на то, что склонность Эммы к интригам далеко не угасла. Все еще пытаясь утешить Харриет из-за ее «потери» мистера Элтона, она, тем не менее, может представить себе эмоциональную запутанность Джейн, а также хочет манипулировать ею в поисках подходящего партнера. Колебания тенденции Эммы иллюстрируются ее первоначальной неприязнью и ревностью к Джейн, ее последующим восхищением качествами Джейн и сожалением о ее безденежном положении, а также ее окончательным возвращением к неприязни к сироте. С отношением Эммы сопутствует и, возможно, является его причиной тот факт, что Джейн является ее первым настоящим конкурентом как в приобретении, так и в красоте.
Мера реализма и сатиры мисс Остин проявляется в характеристике мисс Бейтс. Мисс Бейтс такая навязчивая болтушка, что поспешно перескакивает с темы на тему, как будто времени слишком мало для ее необходимости озвучивать все, что происходит в ее жизни (она практически ничего не говорит о себе, кроме как о том, что является объектом всеобщего благоволения). и относится ко всему одинаково важно. Однако сатира заключается не только в описании мисс Бейтс, но и в том, какое общество будет с ней мириться; это, конечно, двусмысленная сатира, каждый элемент которой содержит то, что не вызывает восхищения, и то, что достойно восхищения (мисс Бейтс, например, олицетворяет благие намерения).
Война и мир Том II, часть 1 Сводка и анализ
Война и мир Том II, часть 1 Сводка и анализ | GradeSaverЛучшее резюме в формате PDF, темы и цитаты. Больше книг, чем SparkNotes.
Война и мир
к Лев Толстой
Купить учебное пособие
Купить учебное пособие
Резюме
Глава 1
Николай Ростов возвращается в Москву в отпуск и берет с собой капитана Денисова. Ростовы в восторге от неожиданного визита Николая. Находясь там, Николай решает, что он все еще любит Соню, но, вероятно, лучше не жениться на ней сразу. Это вызывает неловкость между ними.
Глава 2
Николай очень востребован как молодой холостяк. Это внимание ударяет ему в голову, и по мере того, как он начинает считать себя «лихим гусаром» (304), он теряет интерес к Соне.
Граф Ростов готовится к банкету на 300 человек в честь князя Багратиона, которого считают героем из-за его роли в Шёнграбене. Когда весть о поражении под Аустерлицем доходит до Москвы, дворяне ошеломлены, но продолжают восхвалять мужество войск. До графа Ростова доходят еще два слуха: 1) что Элен Курагина изменила Пьеру с Долоховым и 2) что князь Андрей Болконский мертв.
Глава 3
Банкет начинается. Князю Багратиону неприятно всеобщее внимание, особенно когда гость читает о нем оригинальное стихотворение. Звучит длинная серия эмоциональных тостов.
Глава 4
Пьер, Николай Ростов, Долохов, Денисов и Несвицкий сидят вместе на банкете. Пьер чувствует себя неловко рядом с Долоховым из-за слухов об измене его жены, хотя и не верит, что она изменила. Его тревога так велика, что после того, как Долохов грубо вырывает у него из рук ноты, Пьер на следующий день вызывает его на дуэль. Николай будет секундантом Долохова, а Несвицкий — Пьера. Несвицкий и Денисов пытаются примирить двух мужчин, но Пьер настаивает на том, чтобы довести дуэль до конца.
Глава 5
Дуэль происходит в лесу. Несмотря на свою неопытность в обращении с оружием, Пьер тяжело ранит Долохова и сразу чувствует себя ужасно, увидев умирающего своего противника. Долохов раскрывает менее черствую сторону себя, когда он начинает испытывать искреннюю печаль по поводу того, что его больная мать умрет от шока, увидев его раны.
Глава 6
Пьера мучает чувство вины, и он думает про себя, что Элен не стоила этих хлопот, так как он на самом деле ее не любит. Элен входит в его кабинет и ругает его, хотя отрицает роман. Пьер замахивается ей в голову мраморной плитой, но промахивается. На следующий день он отдает ей большую часть своего имущества в обмен на развод и уезжает в Петербург.
Глава 7
До Лысых Гор доходит весть о пропаже князя Андрея. Князь Николай полагает, что его сын мертв, но княгиня Марья все надеется, что он вернется. Они оба скрывают новости от Лизы, потому что боятся, что у нее случится выкидыш.
Глава 8
У Лизы начались схватки. Князь Андрей возвращается с войны как раз в тот момент, когда прибывает доктор.
Глава 9
Лиза умирает, родив мальчика, князя Николая Андреича Болконского (не путать с князем Николаем Андреевичем Болконским, дедушкой новорожденного и отцом князя Андрея). Он пойдет мимо Николушки.
Глава 10
Удивительно, но Долохов выздоравливает от ран. Он и Николай Ростов становятся близкими друзьями. (Николай пока выдвинут на административную должность в Москве.) Долохов все больше и больше времени проводит в доме Ростовых, где Наташа замечает, что он влюблен в Соню.
Глава 11
Николай настаивает на том, чтобы покинуть Москву и вернуться в свой полк. Ростовы устраивают ему прощальный обед, во время которого Наташа сообщает ему, что Долохов сделал Соне предложение. Хотя это отличная партия для Сони, сироты без приданого, Николай приходит в ярость. Ему очень приятно слышать, что она отказала Долохову, потому что все еще любит Николая.
Когда Николай разговаривает с Соней, он говорит, что любит ее, но не может обещать жениться на ней, и что ей следует более серьезно отнестись к предложению Долохова. Графиня Ростова выступает против женитьбы сына на Соне, а также подталкивает девушку к принятию предложения Долохова.
Глава 12
Каждый год преподаватель танцев Иогель устраивает бал для своих нынешних и бывших учеников. На нынешний бал ростовчане идут вместе, а Денисов плетется за ними. На балу Денисов поражает всех, особенно Наташу, своим мастерством в мазурке, польском танце. Он и Наташа проводят остаток бала рядом друг с другом.
Глава 13
Сломленный отказом Сони, Долохов решает покинуть Москву и вернуться в свой полк. Перед отъездом он устраивает себе прощальную вечеринку. Хотя Долохов имеет репутацию жулика в карты, Николай Ростов все равно играет с ним и проигрывает 1600 рублей — почти все свои деньги.
Глава 14
Николай продолжает играть в азартные игры и в конце концов проигрывает 43 000 рублей новому черствому Долохову. Когда Николай собирается уходить, Долохов намекает, что простит долг в обмен на Соню.
Глава 15
Николай возвращается домой к маме, Наташе, Соне, Петру и Денисову, все они весело поют и танцуют. Николай опустошен тем, что вскоре ему придется признаться в своих невероятных игровых проигрышах, но на мгновение его отвлекает прекрасный певческий голос Наташи. Наташа и Денисов явно влюблены.
Глава 16
Николай просит отца заплатить 43000 рублей. Хотя он и огорчен своим поведением, Николай ведет себя черство и небрежно, замечая мимоходом, что «это [то есть карточные долги] случается со всеми» (344). Граф Ростов смиренно принимает такое обращение. Тем временем Денисов делает Наташе предложение руки и сердца. Графиня Ростова обижается, потому что: 1) Денисов не спросил ее первой, и 2) Наташе всего пятнадцать лет. Она призывает Наташу отказаться от предложения, на что девушка неохотно соглашается, потому что на каком-то уровне знает, что не любит Денисова. Через две недели Николай отдает долг Долохову, а затем возвращается в свой полк.
Анализ
Хотя предыдущие разделы «Война и мир » включали широкий спектр персонажей и настроек, первая часть тома II сильно отличается. Он сосредоточен почти исключительно на семье Ростовых и построен вокруг морального падения Николая Ростова. Эту затянутую структуру Толстой сопровождает уменьшением длины. Этот раздел вдвое короче предыдущих разделов, а его главы намного короче, особенно в конце раздела. Эти изменения в структуре помогают создать иллюзию того, что время движется быстрее, сдвиг, который отражает хронологию событий в этом разделе, а также ощущение неизбежной гибели, которое нависло над действиями Николая.
В первом томе Николай резко меняется от мечтательного, невинного молодого человека, которым он, кажется, был на первом званом обеде у Ростовых. В своей первой битве он напуган и не хочет иметь ничего общего с бойней войны. Тем не менее, ко второму сражению Николай гонится за славой так же целеустремленно, как и князь Андрей Болконский, охваченный интенсивным героизмом царя. Однако ни одно из этих изменений не является явно постыдным, даже если они демонстрируют новую агрессию и самовозвеличивание.
Это меняется в начале Тома II. Почти сразу по возвращении домой Николай теряет интерес к Соне, которая все еще страстно любит его и не замечает никаких перемен. Его желание отказаться от ее чистой, невинной любви в пользу изучения своих возможностей с другими женщинами, оглядываясь назад, является первым признаком моральной слабости, которая приведет к тому, что он потеряет свое состояние из-за Долохова. В обеих сценах неспособность Николая воздерживаться от традиционных мужских пороков — азартных игр и случайного секса — унижает его.
В тех немногих моментах, которые этот раздел предлагает другим главным героям, развитие сюжета кажется параллельным нисходящей спирали Николая. У Лизы Майнен и Сони много общего. Обе привлекательные женщины, которых Толстой, тем не менее, избегает изображать в качестве романтических героев — его неоднократные ссылки на усы Лизы и перепады настроения Сони гарантируют, что они никогда не будут обладать такой же грубой сексуальной силой, как Наташа Ростова. Их поклонники оба были преданы им в молодости, а затем пожалели о своем решении. И у обеих ограничена надежда на счастливое будущее — у Лизы, потому что она не может покинуть Лысые Горы, и у Сони, потому что она сирота, у которой нет денег на приданое. Смерть Лизы, таким образом, предвещает унижения, которым Соня подвергнется позже в романе, сначала как несчастная жена Николая, а затем как служанка в доме Николая с княжной Марьей Болконской.
Хотя Толстой, безусловно, без колебаний описывает своих персонажей в явном виде, в этом разделе он меньше полагается на прямое описание и больше на использование реакции людей на ситуации для раскрытия их характеров. Рассмотрим, например, противоположные установки Пьера и Долохова в начале дуэли. Долохов намеренно излучает стальную уверенность и не слишком беспокоится о том, чтобы лишить Пьера жизни, ответ, который показывает его бессердечную жестокость, а также расчетливость и склонность к манипулированию. Пьер же потрясен той действительностью, что ни один человек не уйдет с боя живым, и тем более, когда увидит, что сильно ранил Долохова. Несмотря на низкую самооценку, из-за которой Пьер вообще предложил дуэль, у него есть чувство человеческой порядочности, которого не хватает Долохову. Точно так же реакция князя Николая и княгини Марьи Болконской на известие о пропаже Андрея демонстрирует их разные характеры. Князь Николай пессимистичен и не склонен к риску (черты, которые мы также видели в сцене предложения Анатоля), в то время как Мария готова испытать больше страданий позже, если она сможет насладиться проблеском надежды в данный момент.
Пьер все больше и больше становится моральным центром романа. Его ситуация с Элен аналогична основному конфликту, с которым он столкнулся с самого начала: духовная жизнь против материальной. Он сделал плохой выбор, когда решил жениться на красивой, «респектабельной» невесте, и здесь за это приходится платить. Часть его отвращения к победе на дуэли объясняется его осознанием того, что он не любит женщину, которая якобы стала причиной драки. Кроме того, в романе мало что указывает на то, что он чрезмерно озабочен репутацией. Иными словами, ставя Долохова на дуэль, он попал в систему ожиданий, даже если причина, его женитьба без любви, не имеет значения. Поэтому весьма показательно, что он отказывается от значительной суммы денег, чтобы купить свою свободу. Поступая так, он признает, что духовное удовлетворение важнее материальных забот. Он вырос из буйного юноши из первого тома, но что общего у молодого и старого Пьера, так это то, что они ищут счастья и пытаются узнать, как его достичь — через мир или через дух.
Как цитировать https://www.
