Том первый Глава 1 В одном из своих поместий живет Кирилл Петрович Троекурова, богатый знатный барин, надменный самодур. Соседи во всем ему угождают и боятся. Сам Троекуров уважает только своего бедного соседа Андрея Гавриловича Дубровского, в прошлом своего товарища по службе. Троекуров и Дубровский оба вдовцы. У Дубровского сын Владимир, у Троекурова дочь Маша. Однажды Троекуров показывает гостям, среди которых находится и Дубровский, псарню. Дубровский неодобрительно отзывается об условиях жизни слуг Троекурова по сравнению с собаками. Один из псарей, обидевшись, заявляет, что «иному барину неплохо было бы променять усадьбу на собачью конуру» у Троекурова. Оскорбленный Дубровский уезжает, посылает Троекурову письмо с требованием извинений и наказания псаря. Троекурова не устраивает тон письма. Конфликт усугубляется тем, что Дубровский обнаруживает в своих владениях мужиков Троекурова, ворующих лес. Глава 2 Суд присуждает имение Троекурову (бумаги Дубровского сгорели, и подтвердить свое право на владение Кистеневкой он не может). Троекуров подписывает документ на владение Кистеневкой, когда предлагают подписать тот же документ Дубровскому, он сходит с ума. Его отправляют в Кистеневку, которая ему уже не принадлежит. Глава 3 Дубровский быстро угасает. Нянька Егоровна письмом уведомляет о случившемся Владимира, корнета, выпускника Кадетского корпуса. Владимир получает отпуск и отправляется к отцу в деревню. На станции его встречает кучер Антон, который уверяет молодого барина, что крестьяне будут ему верны, так как не хотят переходить к Троекурову. Владимир находит отца тяжело больным и просит слуг оставить их наедине. Глава 4 Больной Дубровский не в состоянии дать сыну четких разъяснений относительно дела о передаче имения. Срок подачи апелляции истекает, Троекуров законно вступает во владение Кистеневкой. Сам Кирилл Петрович чувствует себя неудобно, жажда мести его удовлетворена, и он понимает, что поступил с Дубровским не по справедливости. Троекуров отправляется к Дубровскому, решив помириться и вернуть старому другу его законное владение. Когда стоящий у окна Дубровский видит подъезжающего Троекурова, его разбивает паралич. Владимир посылает за врачом и велит выгнать Троекурова. Старый Дубровский умирает. Глава 5 После похорон отца Владимир застает в кистеневском имении судебных чиновников и заседателя Шабашкина: дом передают Троекурову. Крестьяне отказываются переходить к чужому барину, угрожают чиновникам, наступают на них. Владимир успокаивает крестьян. Чиновники остаются в доме ночевать. Глава 6 Владимир, не желая, чтобы дом, где он провел свое детство, достался Троекурову, распоряжается сжечь его, полагая, что двери не заперты и чиновники успеют выскочить. Кузнец Архип двери запирает (втайне от хозяина) и поджигает усадьбу, успев, впрочем, спасти из огня кошку. Чиновники погибают. Глава 7 Троекуров лично проводит дознание, почему сгорело имение. Выясняется, что виновник пожара — Архип, но и на Владимира падает подозрение. Вскоре в окрестностях появляется шайка разбойников, грабящая помещичьи усадьбы и сжигающая их. Все решают, что предводитель разбойников — Владимир Дубровский. Впрочем, поместье Троекурова разбойники почему-то не трогают. Глава 8 История Маши Троекуровой. Маша выросла в уединении, читая романы. У Кириллы Петровича воспитывается Саша, его сын от гувернантки. Для него Троекуров выписывает молодого учителя-француза Дефоржа. Однажды Троекуров ради забавы вталкивает учителя в комнату с медведем. Француз, не растерявшись, стреляет и убивает зверя, чем производит большое впечатление на Машу. Троекуров уважает учителя за храбрость. Француз начинает давать девушке уроки музыки. Вскоре Маша в него влюбляется. Том второй Глава 9 1 октября, в день храмового праздника, к Троекурову съезжаются гости. Антон Пафнутьевич Спицын опаздывает, объясняет, что опасался разбойников Дубровского (именно он показал под присягой, что Дубровские незаконно владеют Кистеневкой). У самого Спицына с собой большая сумма денег, которую он прячет в особом поясе. Исправник божится, что поймает Дубровского, так как у него есть список примет разбойника, впрочем, по замечанию Троекурова, под список этих примет может подойти очень много людей. Помещица Анна Савишна уверяет, что Дубровский справедлив. Узнав, что она отправляет сыну в гвардию деньги, не ограбил ее. Троекуров заявляет, что в случае нападения справится с разбойниками своими силами и рассказывает гостям о подвиге Дефоржа. Глава 10 Спицын просит Дефоржа ночевать с ним в одной комнате, так как он боится ограбления. Ночью Дефорж, оказавшись переодетым Дубровским, отнимает у Спицына деньги и запугивает его, с тем, чтобы Спицын не выдал его Троекурову. Глава 11 Автор возвращается к тому, как Дубровский познакомился с французом Дефоржем на станции, предложил ему 10 тыс. в обмен на документы и рекомендательное письмо к Троекурову. Француз с радостью согласился. В семье Троекурова «учителя» все полюбили: Кирилла Петровича за смелость, Маша «за усердие и внимание», Саша «за снисходительность к шалостям», домочадцы «за доброту и щедрость». Глава 12 Во время урока учитель передает Маше записку с просьбой о свидании в беседке у ручья. Владимир открывает девушке свое настоящее имя, уверяет ее, что больше не считает Троекурова своим врагом благодаря Маше, в которую влюблен. Объясняет, что вынужден скрыться. Предлагает девушке свою помощь в случае несчастья. Вечером к Троекурову приезжает исправник, чтобы арестовать француза-учителя: опираясь на показания Спицына, он уверен, что учитель и Владимир Дубровский — одно лицо. Учителя в имении не обнаруживают. Глава 13 В начале следующего лета в имение по соседству с Троекуровым приезжает хозяин — князь Верейский, англоман лет 50. Верейский близко сходится с Кириллой Петровичем и Машей, ухаживает за девушкой, восхищается ее красотой. Глава 14 Верейский делает предложение. Троекуров его принимает и приказывает дочери выходить за старика. Маша получает письмо от Дубровского с просьбой о свидании. Глава 15 Маша встречается с Дубровским, который уже знает о предложении князя. Предлагает «избавить Машу от ненавистного человека». Та просит пока не вмешиваться, надеется сама переубедить отца. Дубровский надевает ей на палец кольцо. Если Маша положит его в дупло дуба, через которое они обменивались письмами, это будет ему сигналом, что девушке нужна помощь. Глава 16 Маша пишет письмо Верейскому с просьбой отступиться, но тот показывает письмо Троекурову, и они решают ускорить свадьбу. Машу запирают. Глава 17 Маша просит Сашу опустить кольцо в дупло дуба. Выполнив просьбу сестры, Саша застает рыжего мальчишку возле дуба, решает, что тот хочет украсть кольцо. Мальчишку приводят на допрос к Троекурову, он не сознается в своей причастности к переписке влюбленных. Троекуров отпускает его.Глава 18 Машу наряжают в свадебное платье, везут в церковь, где происходит обряд венчания Маши и Верейского. На обратном пути перед каретой появляется Дубровский, предлагает Маше освобождение. Верейский стреляет, ранит Дубровского. Маша отказывается от предложенной помощи, поскольку она уже обвенчана. Глава 19 Стан разбойников Дубровского. Войска начинают облаву, солдаты окружают повстанцев. Разбойники и сам Дубровский храбро сражаются. Понимая, что они обречены, Дубровский распускает шайку. Никто его больше не видел. |
«Дубровский» (6 класс, ГДЗ, по главам) ~ Проза (Школьная литература)
Кто из героев вам понравился и почему? Кто вызвал неприязнь?
Мне понравился Андрей Дубровский своей прямолинейностью. Несмотря на приятельские отношения с Троекуровым, он говорил ему правду, которая последнему не нравилась, и он злился на Андрея.
Мне не понравился Троекуров. Этот герой — властный и беспринципный. Когда он узнал, что Дубровский старший задумал выпороть его крепостных из-за того, что они воровали у него лошадей, то в его голове зародился план мести.
Какие эпизоды романа вам запомнились и чем именно?
На меня большое впечатление оказал эпизод с судом. Я возмущен такой несправедливостью и силой денег. А из-за такого потрясения Андрею Дубровскому стало плохо. Я искренне переживал за его физическое и моральное состояние.
Также эпизод пожара. Глава начинается с размышлений Владимира. Он находит письма матери к Андрею Дубровскому. Владимир понимает, что по бумагам дом уже им не принадлежит. И вместе со своими крепостными он решает сжечь дом, чтобы он не достался никому. Я был впечатлен решительностью Владимира, но другого выхода и не оставалось.
Когда вы догадались, что Дефорж — Дубровский?
Я догадался, когда Владимир проявил отличительную черту своего характера — решительность. Когда он убил медведя и не побоялся.
Глава I
1. Что давало Троекурову «большой вес в губерниях»?
Богатство, знатный род и связи.
2. Как относились к нему помещики-соседи, губернские чиновники? Чем можно объяснить грубость и своенравие Троекурова?
Соседи были рады ему угождать, чиновники трепетали при его имени. Троекуров любил лесть, он знал, что никто не сможет ему сказать слова против. Отсюда и появилась такая вседозволенность в поведении Троекурова.
3. Каким человеком был Кирила Петрович в домашнем быту? Из чего состояли его всегдашние «занятия»?
Он “выказывал все пороки человека необразованного”. Он был избалован, страдал обжорством и всегда был навеселе. Его “занятия” — разъезды вокруг владений, пиры и проказы.
4. Почему Троекуров, «надменный в сношениях с людьми самого высшего звания», уважал старшего Дубровского? В чём проявлялось сходство Троекурова и Дубровского?
Они были соседями. Сходство в том, что они рождены в одном сословии, воспитанные одинаково, похожи по характеру и наклонностях.
Глава II
1. Как встретили чиновники уездного суда Дубровского- старшего и Троекурова?
На Андрея никто и не обратил внимания.
Зато Кирила Петровича встретили уважительно, писари встали при его появлении, придвинули за ним кресло.
2. Какие мысли и чувства вызывают у вас суд и чиновники?
Прочитав этот фрагмент, я понял, что власть Троекурова сыграла большую роль в заседании.
3. Почему внезапное «сумасшествие» Дубровского сильно подействовало на воображение Троекурова и отравило его торжество?
Потому что он не увидел унижений Дубровского старшего. Несмотря на его сумасшествие, он не потерял свою честь и достоинство.
Глава III
1. Какой образ жизни вёл Владимир Дубровский в Петербурге? Почему «он позволял себе роскошные прихоти»?
Он позволял себе многие прихоти: играл в карты, залазил в долги. Он совершенно не задумывался о будущем.
Эти прихоти он позволял себе за счет отца, ведь он сам жил бедно, отправляя все деньги сыну.
2. Как воспринял он известие о болезни отца? Какие черты его характера проявились при этом?
Он испугался за отца и даже пришел в ужас от возможных последствий его тяжелого состояния. Он проявил заботу, любовь, сострадание.
3. Что можно сказать об отношении дворовых и крестьян к Дубровскому и Троекурову?
К Дубровскому они относились уважительно и даже с теплотой. Ведь он никогда их не унижал. Они не хотели другого барина.
А вот Троекурова боялись. Он был к ним несправедлив, держал в страхе.
Глава IV
1. Как воспринял Троекуров известие о вступлении во владение имением? Какие чувства он испытывал?
Когда Троекуров узнал о владении имением Дубровского он понял, что его чувство мести зашло слишком далеко. Он не был корыстолюбивым человеком. Он знал, что Андрей в тяжелом состоянии, поэтому Кирила не радовала такая победа. Он чувствовал истязание души, переживал и волновался.
2. Почему примирение бывших друзей оказалось невозможным?
Примирение оказалось невозможным, потому что у Андрея Дубровского при виде Троекурова случился паралич. А Владимир выгнал Кирила Петровича. Троекуров раскаялся, когда было уже слишком поздно.
Глава V
1. Что рассказывает автор о переживаниях В. Дубровского после смерти отца?
Владимир не плакал и не молился, но лицо его было страшно. Он первый пошел прощаться с отцом. Когда Андрея похоронили, Владимир уехал в Кистеневскую рощу. Он шел и не замечал, как ветки царапают его лицо. Владимир остановился возле ручейка. К нему пришло осознание его одиночества.
2. Как ведут себя судейские чиновники, приехавшие «вводить во владение» К. П. Троекурова? Обратите внимание на их речь: «Просить иных-прочих убираться подобру-поздорову»; «А ты кто такой. .. мы вас не знаем да и знать не хотим»; «Кто там смел рот разинуть?», «Да это бунт!» и др. Почему они себе это позволяют?
Они вели себя гордо и высокомерно, потому что знали, что находятся под покровительством Троекурова.
3. Как нарастает гнев и возмущение крепостных крестьян?
Сначала народ молчал, но в конце толпы начался какой-то ропот, который подхватили остальные. Возмущение переросло в вопли. Только после речи молодого Дубровского крепостные разошлись.
4. Почему Владимир Дубровский не даёт возможности разгневанным крестьянам расправиться с чиновниками?
Он решает, что лучше в этой ситуации отступить, ссылаясь на справедливость нового хозяина имения.
Глава VI
1. «Нет, нет! пускай же и ему не достанется печальный дом, из которого он выгоняет меня» — когда и в связи с чем Владимир Дубровский пришёл к такому решению?
Печальный дом — в нем умерли его родители. Он нашел письма матери, которые до конца опустошили его. Он понял, что не в силах противостоять Троекурову и решил поджечь имение.
2. Что побудило крестьян присоединиться к В. Дубровскому?
Они не хотели прислуживать Троекурову. Они были готовы идти за Владимиром.
3. Почему кузнец Архип губит подьячих, но с риском для собственной жизни спасает кошку?
Для него кошка — божье создание. А вот подьячие — те люди, которые нарушили божьи заповеди. Они посодействовали тому, чтобы имение перешло Троекурову.
Глава VII
1. Какие обстоятельства заставили Владимира Дубровского стать разбойником?
На Дубровском лежали сильные подозрения.
2. Какое представление о предводителе разбойников сложилось в округе?
О нем говорили, что он умен, отважен и великодушен. Все думали, что это Дубровский. Однако владения Троекурова не были тронуты.
Главы VIII—IX
1. О каком «благородном увеселении» Троекурова вы узнали? Как это его характеризует?
Он держал медвежат. Ежедневно их стравливали с котятами и щенками. Еще медведя могли засунуть в бочку с гвоздями, где он колол себе лапы. А также медведя могли запрячь в телегу, и он катал гостей.
Это характеризует помещика, как человека безжалостного и бессердечного, действующего исходя только из своих интересов.
2. Подготовьте пересказ эпизода «Обед в Покровском» от лица одного из героев.
3. Сравните рассказы А. С. Глобовой и А. П. Спицына. Какую характеристику Дубровскому даёт каждый из них?
Глобова рассказывает о том, как она отправила приказчика на почту. А на него напал тот самый разбойник. Это был Дубровский, но он сжалилися, не убил, зато обобрал до нитки.
Спицын по дороге к Троекурову побоялся ехать через Кистеневский лес, объяснив это тем, что боится Дубровского, который уж точно с него “две шкуры сдерет”.
4. «Бьюсь об заклад, три часа сряду будешь говорить с самим Дубровским, а не догадаешься, с кем Бог тебя свёл» — в связи с чем Троекуров пришёл к такому выводу?
Он пришел к такому выводу, что Дубровского будет сложно узнать, даже если ты будешь с ним долго общаться. У Владимира не было особых отличительных примет.
5. Почему никто из присутствующих гостей Троекурова не узнал Дубровского?
Дубровский не реагировал на рассказы о себе, общался только на французском.
Главы X—XII
1. Почему А. П. Спицын решил переночевать в одной комнате с Дефоржем и каково было его пробуждение?
Спицын думал о разбойниках, его воображение слишком разыгралось. Он не хотел оставаться ночевать в уединенной комнате. Он искал глазами надежного товарища и выбрал Дефоржа.
2. Как Дубровский стал Дефоржем?
На почтовой станции он встретился с французом, который должен ыбл обучать маленького Сашу. Дубровский отдал ему деньги взамен на документы.
3. Какие качества характера Дубровского проявились во время его пребывания в Покровском?
Дубровский вел себя благородно, не проявляя настоящих эмоций к Троекурову.
4. Почему Дубровский искал возможности поселиться в доме Троекурова и отказался от своей мести?
Это было сделано из-за любви к Маше.
Главы XIII—XVIII
1. Каким вы представляете князя Верейского? Что роднит его с Троекуровым и в чём их различие?
Верейский не любил одиночество, ему нравилось проводить время о обществе женщин. Он был приятной наружности.
Они оба хвастались своими владениями, желая друг другу угодить. Были любезны и обходительны ради того, чтобы произвести хорошее впечатление.
2. Как относился Кирила Петрович к своей дочери и как он распорядился её судьбой?
Ему было все равно на чувства дочери. Он желал выдать замуж ее за Верейского, который был гораздо старше Маши. Он видел, как она заплакала, но это лишь разозлило его. Он считал ее своей собственностью. И думал, что имеет право принимать решения за нее. А вот к приданому он отнесся бол
Спицын по дороге к Троекурову побоялся ехать через Кистеневский лес, объяснив это тем, что боится Дубровского, который уж точно с него “две шкуры сдерет”.
4. «Бьюсь об заклад, три часа сряду будешь говорить с самим Дубровским, а не догадаешься, с кем Бог тебя свёл» — в связи с чем Троекуров пришёл к такому выводу?
Он пришел к такому выводу, что Дубровского будет сложно узнать, даже если ты будешь с ним долго общаться. У Владимира не было особых отличительных примет.
5. Почему никто из присутствующих гостей Троекурова не узнал Дубровского?
Дубровский не реагировал на рассказы о себе, общался только на французском.
Главы X—XII
1. Почему А. П. Спицын решил переночевать в одной комнате с Дефоржем и каково было его пробуждение?
Спицын думал о разбойниках, его воображение слишком разыгралось. Он не хотел оставаться ночевать в уединенной комнате. Он искал глазами надежного товарища и выбрал Дефоржа.
2. Как Дубровский стал Дефоржем?
На почтовой станции он встретился с французом, который должен ыбл обучать маленького Сашу. Дубровский отдал ему деньги взамен на документы.
3. Какие качества характера Дубровского проявились во время его пребывания в Покровском?
Дубровский вел себя благородно, не проявляя настоящих эмоций к Троекурову.
4. Почему Дубровский искал возможности поселиться в доме Троекурова и отказался от своей мести?
Это было сделано из-за любви к Маше.
Главы XIII—XVIII
1. Каким вы представляете князя Верейского? Что роднит его с Троекуровым и в чём их различие?
Верейский не любил одиночество, ему нравилось проводить время о обществе женщин. Он был приятной наружности.
Они оба хвастались своими владениями, желая друг другу угодить. Были любезны и обходительны ради того, чтобы произвести хорошее впечатление.
2. Как относился Кирила Петрович к своей дочери и как он распорядился её судьбой?
Ему было все равно на чувства дочери. Он желал выдать замуж ее за Верейского, который был гораздо старше Маши. Он видел, как она заплакала, но это лишь разозлило его. Он считал ее своей собственностью. И думал, что имеет право принимать решения за нее. А вот к приданому он отнесся более серьезно.
3. Перескажите близко к тексту эпизод с кольцом (гл. XVII). Как вели себя Митя и Саша во время допроса? Почему Троекуров и исправник отпустили Митю и какие последствия имело это обстоятельство?
После того, как Саше пригрозили розгами, он выдал всю правду о просьбе его сестры.
Митя не признавал в Троекурове своего хозяина. Хотя знал, какие могут быть последствия за такие разговоры. Он вел себя дерзко, но не боялся барина. “Прикинулся дурачком” и убежал.
Когда они отпустили Митю, они знали, что он побежит в лагерь разбойников. Так и случилось.
4. Как складывались отношения Марьи Кириловны и Владимира Дубровского? Почему она отказалась от его помощи?
После того как Дубровский признался Марье Кириловне в любви, она обещала прибегнуть к его помощи в случае необходимости. Но она сама в отчаянии поведала папе, что может прибегнуть к помощи Дубровского. Отец сделал всё вероятное, чтоб этого не случилось. Марья Кириловна не смогла выйти из дома, чтоб предупредить Дубровского, не смогла впору положить кольцо в дупло дуба. Марья Кириловна не смогла сказать впору папе, что не желает идти замуж за Верейского, не смогла в церкви сказать «нет». Она ожидала загадочного романтичного освободителя, ничего не сделав для собственного избавления сама. Когда же Дубровский со своими людьми приостановил карету, она упрекнула его в том, что он не пришёл впору, и произнесла: «Я согласилась, я отдала клятву. ..». Она так и не смогла жить по собственной воле, а не по распоряжению отца.
Глава XIX
1. А. С. Пушкин называет крестьян Дубровского разбойниками. Какими словами в тексте он «опровергает» своё утверждение?
Караульный вел себя как портной. После обеда они молились, а этот обряд похож на крестьянский.
Караульщик словно играл разбойника. Он любуется своей заплаткой, поет песни. Такое поведение несвойственно человеку, несущему караул.
Образ старушки в белоснежном чепце, чистоплотно и чопорно одетая не подходит под образ разбойников.
2. Как вы думаете, почему Владимир Дубровский покинул своих крестьян?
Для того чтобы больше не подвергать их опасности.
Фонохрестоматия
«Дубровский»
В начале романа даётся характеристика Кирилы Петровича Троекурова. Внимательно прочитайте пушкинский текст. Выражено ли в нём авторское отношение к Троекурову? Каким образом актёр средствами художественного чтения передаёт отношение Пушкина к его персонажу?
Да, выражено. Актер с помощью интонации и тембра голоса передает авторское отношение к этому жестокому человеку.
Меняется ли эмоциональная окраска чтения актёра, когда он начинает читать характеристику Андрея Гавриловича Дубровского? Если вы считаете, что меняется, то объясните, почему это происходит.
Да, меняется, потому что эти образы противопоставлены друг другу.
Какая фраза, особо выделенная чтецом, сообщает нам, что дальше пойдёт рассказ об очень важном событии в жизни героев романа?
Это фраза: “А теперь самое главное”.
Как вы думаете, хотел ли Кирила Петрович намеренно обидеть Андрея Гавриловича? Если не хотел, то почему же он так болезненно отреагировал на письмо своего бедного соседа? Что рассердило Троекурова в письме Дубровского, вызвало его гнев?
Намеренно обидеть Андрея Дубровского он не хотел. Но содержание письма подорвало самолюбие Троекурова.
Послушайте внимательно диалог Троекурова с Шабашкиным. Какие качества характера Троекурова показывает актёр, читая диалог?
Наглость, жадность, чувство мести.
Какие черты характера Шабашкина подчёркиваются в чтении актёра?
Хитрость, корыстолюбие, подлость.
Прочитайте все главы незаконченного романа Пушкина, обратите особое внимание на то, как писатель через речь героев, их поведение в различных ситуациях раскрывает характеры персонажей.
Пушкин — мастер изображения героев. Каждый образ уникален. Речь героев раскрывает их характер. Некоторые боятся Троекурова и боятся сказать лишнее слово, другие, даже маленький Митя, не бояться ничего и врут ради своего спасения.
«Проект самоучки»: Давид Дубровский: Проблема идеала: Введение
Ральф Дюмен: «Проект самоучка»: Давид Дубровский: Проблема идеала: ВведениеПроблема идеального всегда была стержнем философского знаний и главной ареной теоретической борьбы между материализмом и идеализм.
С точки зрения логики категория идеала непосредственно связан с материальным, и уже одно это должно сделать его решающее значение в материалистической философии. Содержание категории идеального определяется тем, как диалектический материализм решает основной вопрос о философия. Идеал не существует сам по себе, он необходимо связан с материал как его отражение, как некая ментальная проекция, объективируемая человека через его практическую деятельность. Представляя существенную характеристику сознания, творческого духа и практической деятельности социальной личности, идеальное имеет мировоззренческий характер и выполняет методологические функции. Их теоретический анализ является важной предпосылкой не только философской исследований, но и для решения широкого круга конкретных научных проблем.
Исследование проблемы идеала завязывается с решением ряда ключевых проблем диалектико-исторического материализм, этика, эстетика и научный атеизм. В свою очередь прогресс в различных областях философского знания во многом зависит от результатов исследование проблемы идеального, связанное с серьезными теоретическими трудностями.
Комплексный характер проблемы идеального, многогранность, предполагает взаимозависимость различных ее аспектов. и его изучение как единого целого. Можно предположить, что есть два основных направления. исследования природы идеала, которые, по-видимому, имеют очень мало значения друг другу. Одна из них в основном охватывает вопросы диалектического материализма. связано с пониманием сознания как функции высоко развитое органическое вещество и как высшая форма отражения. Здесь внимание фокусируется на классических проблемах взаимоотношений духовного и материальные, сознательные и мозговые процессы, генезис психического, и взаимосвязь мысли и языка. Их решение требует объяснение сущности идеального в эпистемологических и онтологических терминах на основе общенаучных знаний, а также данных психологии, психиатрия и смежные дисциплины. Именно в этих направлениях проблема идеала исследовался рядом философов-марксистов (в частности, В. С. Тюхтина, В. Н. Сагатовского, С. Петрова)[*]
Другая область исследований в основном ограничивается вопросы исторического материализма. Они связаны, прежде всего, с объяснением природы и функций общественного сознания, культурного ценности и духовное производство. В этой области идеал рассматривается в терминах социальной практики, диалектика объективации и деобъективации. Этой линии придерживался Е. В. Ильенков [2]. В. С. Барулин [3] и другие исследователи.
Само собой разумеется, что две указанные области исследования проблемы идеального отнюдь не охватывают все его аспекты. Кроме того, их разграничение во многом условно, его назначение заключается в том, чтобы подчеркнуть различие двух традиционных подходов к проблеме идеала в том виде, в каком они существуют в советской литературе – одна из них ориентирована преимущественно по естественным наукам, а другой — по гуманитарным. Эта ситуация показательна некоторого общего отчуждения между понятиями естественного и социального наук, что привело к неоднородности теоретических принципов, лежащих в основе два подхода к интересующей проблеме.
На самом деле, однако, естественно-научная и социально-культурная аспекты проблемы идеала существенно взаимозависимы, и достижение понятийного единства в их изучении мешает, в том числе, старая дихотомия биологического (природного) и социального. Безусловно, такая дихотомия остается справедливым при изучении многих теоретических проблем, например, в соотношение между общественной жизнью и жизнью растений и животных, социальная черты индивидуума и его генетические особенности и т. д. но становится бессмысленным в подходе к большому числу других теоретических проблем, выдвинутых новейшими достижениями науки и сосредоточены на человеке, его сознании и активность. Например, исходя из дихотомии биологического и социальному исследователь должен трактовать новую художественную идею, созданную поэтом. (и объективированное им в письменной форме) как социальное явление, рассматривающее мозг нейродинамический эквивалент этой идеи, а также нейросоматический механизм процесса речеобразования как биологических (природных) явлений. Тем не менее такой дихотомия была бы совершенно неоправданной, так как и художественная идея, и ее нейродинамический эквивалент неразделимы во времени. Они делают единую информацию процесс, который нельзя разделить на два явления. Несмотря на то, что нейродинамический эквивалент мозга должен быть описан на языке естественных наука, она не менее социальна по своей природе, чем соответствующая идея, описываемая языком обществознания. Точно так же цепь моторных актов способствует в объективации идеи может быть описано в принципе на языке психофизиологии, но это никоим образом не лишает ее ее существенно социальной природа.
Причина нашего краткого экскурса в методологические вопросы унификации категориальных структур, выработанных социальными и естественных наук просто для того, чтобы подчеркнуть необходимость комплексного подхода к проблеме идеального, т. е. прежде всего к концептуальному единству его «природных» и социокультурных аспектов. Такое единство появляется быть абсолютно необходимым для гармоничной, целостной концепции идеал. Другие важные предпосылки для успеха в исследовании проблемы в интересах состоит в должном учете диалектического единства таких аспектов идеального как социально-нормативного и личностно-экзистенциального, рефлексивно-репродуктивного и созидательно-конститутивное, истинно-аксиологическое, концептуальное формальные (структурные).
Наконец, теоретический анализ всех основных аспектов проблемы идеального предполагает широкое использование новейших достижений науки, особенно в таких областях, как психология, психиатрия, нейрофизиология, кибернетика, семиологии и, конечно же, гуманитарных наук, требующих исследования методов и пределов интерпретации категории идеального с помощью специальных и общенаучных категорий.
Безусловно, было бы мудро избегать двух крайностей, которые иногда можно встретить в соответствующей литературе: с одной стороны, недооценка специфики философского знания, нередко приводящего к смешение философских категорий с общенаучными понятиями и в упрощении философских проблем; с другой стороны, разрыв между философскими категориями и общими, и специальными научными представления, приводящие к отрицанию самой возможности, не говоря уже о полезности, интерпретации философских понятий с точки зрения естествознания. В связи к проблеме идеального последняя крайность проистекает из убеждения, что результаты конкретных научных исследований не имеют никакого значения для философских исследований и не оказывают ни стимулирующего, ни корректирующего влияния на рост философских знаний. Такое мнение вряд ли можно считать обоснованным поскольку он имеет тенденцию устранять пропасть между философией, с одной стороны, и наукой и социальная практика, с другой стороны, и не ведет ни к чему, кроме схоластики.
Общенаучные и метанаучные понятия служат как важный посредник между философскими категориями и специальными научными понятия. Такие понятия обеспечивают связь, по которой философия как особый вид мировоззрение оказывает методологическое и эвристическое воздействие на конкретное научных исследований и, в свою очередь, зависит от их результатов. Для этого Поэтому общенаучные понятия могут быть использованы для интерпретации (и, следовательно, для уточнения) философских категорий, что, в свою очередь, дополняет их методологическое значение в современной науке. Вышеизложенное в полной мере применимо к категория идеала, которая иногда легко поддается интерпретации через понятие информации. Такая интерпретация, как мы пытались ранее показать, [4] позволяет получить лучшее проникновение в один из аспектов многогранной категории идеального без умаляя его философскую специфику, тем самым усиливая его инструментальное значение в исследовании проблемы «сознание-мозг».
Мы считаем, что такая интерпретация также будет полезна в анализе общественного сознания, социальной активности, специфики Бытие и роль культурных ценностей. Общенаучные понятия и концепции отличаются высоким интегративным потенциалом, поэтому их использование в изучении Проблема идеального не только позволяет извлекать выгоду из достижений специальных наук, но и обеспечивает основу для комплексного подхода к этот фундаментальный философский вопрос.
Данная монография представляет собой попытку Комплексный подход. Иными словами, он делает доводы в пользу идеала как единое целое его основных аспектов, относящихся как к диалектическому, так и к историческому материализм.
ПРИМЕЧАНИЯ К ВВЕДЕНИЮ
* Это относится и к моим ранним работам, так как мои интересы были в основном сосредоточены на проблеме сознания и мозга. [1]
1 Д. И. Дубровский, «О природе идеального», Вопросы философии, 1971, № 4; idem, Психические явления и мозг , Москва, 1971; idem, Информация, Сознание, Мозг , Москва, 1980 (все на русском). [> основной текст]
2 Е. В. Ильенков, «Идеал», в: Философская энциклопедия , Vol. 2, Москва, 1962; там же, » Проблема идеального», Вопросы философии , 1979, №№ 6 и 7. [> основной текст]
3 В. С. Барулина, Отношение Материальное и идеальное в обществе как проблема исторического материализма, г. Барнаул, 1970 г.; idem, «Заметки о принципах отражения действительности в категориях общественного бытия и общественного сознания», в кн.: Социальное Сознание (некоторые теоретические вопросы) , Барнаул, 1975; там же, » Роль категорий общественного бытия и общественного сознания в системе Категории исторического материализма», в Методологические проблемы Исторический материализм, Барнаул, 1976; idem, Корреляция материала и Идеал в обществе , Москва, 1977 (все на русском языке).