Дружина это в древней руси это: ДРУЖИНА | это… Что такое ДРУЖИНА?

ДРУЖИНА | это… Что такое ДРУЖИНА?

ТолкованиеПеревод

ДРУЖИНА

В Древней Руси (см. Русь) вооруженные отряды при князе, участвовавшие в войнах, управлении княжеством и личным хозяйством князя.


Слово дружина происходит от существительного друг, по значению очень близкого словам товарищ, соратник. Это свидетельствует о том, что первоначально князя и членов дружины — дружинников действительно связывали дружеские узы, которые переплетались с взаимными обязательствами. В княжескую дружину входило в среднем 200–400 человек. Князь был обязан «одаривать» своего дружинника, а тот, в свою очередь, должен был быть верен князю. Важные решения князь обычно принимал по совету с дружиной.
В составе древнерусских дружин можно было встретить представителей разных народов, однако этнические черты быстро стирались.
Дружинная культура была надэтничной, что способствовало укреплению единства Руси.
Первоначально дружинники не имели собственного хозяйства и князь полностью содержал их. С XII в. часть дружинников «оседает» на землю, обзаводится своими усадьбами (см. усадьба).
Княжеские дружины существовали до XVI в., когда были ликвидированы удельные княжества. Царская (см. царь) власть предполагала отношения «властитель — подданный», что было несовместимо с дружинными традициями.
Слово дружина вновь вошло в жизнь русского общества в последние десятилетия XIX в. после начала кризиса самодержавной власти. В эти годы и революционеры, и непримиримые противники революции стали создавать военизированные организации, часто получавшие названия дружин. Одной из наиболее известных дружин, организованных для борьбы против революционеров, стала созданная придворной аристократией в 1881 г. «Священная дружина».
Боевые дружины
различных революционных партий сыграли большую роль в ходе Революции 1905–ДРУЖИ/НА1907 гг. и 1917 г.*.
В годы советской власти активно эксплуатировалась романтика революционных дружин. В 1942 г. в жизнь пионерской (см. пионер) организации вошел термин пионерская дружина — так стали называть пионерские организации школ (см. школа), лагерей и др. В 1959 г. для оказания содействия государственным органам в охране общественного порядка, раскрытии преступлений и розыске преступников была создана общественная самодеятельная организация Добровольная народная дружина (ДНД), и дружинниками были рабочие (
см.
рабочий) и служащие, с красными повязками на рукавах дежурившие в вечернее время на улицах и на массовых мероприятиях.
Дружина. Гравюра из записок С. Герберштейна. XVI в.:

Россия. Большой лингвострановедческий словарь. — М.: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина. АСТ-Пресс. Т.Н. Чернявская, К.С. Милославская, Е.Г. Ростова, О.Е. Фролова, В.И. Борисенко, Ю.А. Вьюнов, В.П. Чуднов. 2007.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Синонимы:

армия, войско, гридь, группа, днд, другиня, отряд, подруга, рать, сандружина

  • ДОСТОЕВСКИЙ Ф.М.
  • ДУБ

Полезное


Дружина это

Дружина — это в Древней Руси личное войско князя, связанное с ним отношениями воинского братства, и выполнявшее роль как личной его охраны, так и соратников в военных походах.

Такое вот определение. Далее мы кратко и понятно расскажем об ее происхождении и роли в истории Древней Руси.

Происхождение

Многие историки (И.Я.Фроянов, В.В. Седов) рассматривали княжескую дружину Древней Руси по аналогии с древнегерманской дружиной. Они считали ее личным войском конунга. 

Между тем, филологический анализ не позволяет проводить такие аналогии. Так, северогерманская дружина называлась “huskarlar” или “hiredhmenn” — буквальный перевод “люди дома”. Очевидно — люди княжеского дома. У вестготов она называлась gardingi (gards – дом), а у англов — thegn (degen – слуга, отрок.).

Таким образом, личное войско германского конунга можно действительно можно сравнить с личным войском, в основе которого лежали отношения подчинения, которые затем переросли в феодальные отношения в Западной Европе.

Если такой воин уходил от своего князя, он отдавал ему все оружие и половину имущества, которое он получил на его службе.

Дружина же в Древней Руси — происходит от слова “друг”. То есть в основе отношений между князьями и их дружинами были не отношения подчинения, а равноправные отношения воинского братства, когда каждый поступает согласно общему решению. Более того, у варягов каждый дружинник мог бросить открытый вызов князю, и если победит в поединке — занимал его место.

Если дружина оставляла князя, то она ничего ему не отдавала: ни свое оружие, ни свои земельные пожалования. Ведь в том числе и дружинники князя составляли немалую часть древнерусского боярства, которое имело свои вотчины. Нет в истории свидетельств, чтобы в Древней Руси бояре отходили от службы князю и при этом теряли бы свои земельные пожалования.

Структура дружины

Итак дружина князя, это не его жена, как думают многие, не его армия. Это военный отряд, созданный на основе общих интересов: войны и торговли. 

Князь Святослав и его дружина

В состав княжеской дружины входили:

  • Основу его составляли гриди — старшие дружинники. Согласно Русской Правде, первому своду законов Древней Руси, за их убийство полагалась дикая вира (штраф) в размере 80 гривен серебром.
  • Далее шли отроки — младшие дружинники. Их жизнь оценивалась вдвое дешевле — 40 гривен. 
  • Далее шли княжьи слуги — конюшчьи, стрельничьи и прочие.

Характер отношений между князем и его дружиной мы можем проследить на основании известной истории. Так восстание древлян началось потому, что князь Игорь, повинуясь своей старшей дружине, решил второй раз с них собрать дань. 

Князь Святослав, согласно византийскому историку Льву Диакону, отличался от своих дружинников только сравнительно более чистой одеждой. А так держался просто: спал вместе со всеми, шел в поход в первых рядах, полностью оправдывая положение сильнейшего — лидера общины.

Также, в Ипатьевской летописи под 1118 годом говорится: «Выбеже Ярославъ Святополчичь из Володимера Оугры. И бояре его и отступиша от него». Под 1146 годом: «…побеже Святославъ из Новагорода Корачеву дроужина же его они по нем идоша а дроузии осташа его»

То есть сами князя могли уйти из какого-либо города, а его дружина могла там остаться по своей инициативе.

Роль дружины в образовании государственности на Руси была велика. В частности, она была инструментом подчинения славянских племен Киеву, а также освобождения этих племен от даннической зависимости отношении Волжской Булгарии и Хазарского каганата.

Также рекомендую следующие наши статьи по Древней Руси:

  • Искусство ДревнейРуси
  • Князья Древней Руси
  • Повесть Временных лет, что читать для ЕГЭ
  • Периодизация Всемирной истории
  • Периодизация истории России
  • Христианизация Руси
  • Последствия Христианизации
  • Причины Христианизации
  • Полюдье в Древней Руси
  • Закупы в Древней Руси
  • Вотчина в Древней Руси
  • Русская правда Ярослава Мудрого
  • Причинно-следственные связи
  • Даты по истории: какие учить?
  • Династия Рюриковичей

Поделиться в соц. сетях

    Древнерусские храмы — описание, много фото, маршруты

    Древнерусские храмы расположены на европейской территории России. В русской архитектуре этот период называют «домонгольским». Русская православная церковь переняла византийские обряды богослужения, поэтому храмы строились по византийским канонам. Они имели крестово-купольное строение.

    На территории России и Украины (бывшей Киевской Руси) сохранилось более 50 древнерусских храмов домонгольской эпохи, но значительная их часть восстановлена ​​в более поздние времена. Они утратили свою аутентичность домонгольского периода. Вторжение монгольской армии хана Батыя в русские земли произошло в 1237 г.

    В этом обзоре на онлайн-путеводителе Геомерид вы можете прочитать о древних русских храмах в России, сохранивших свою аутентичность и культурную ценность.

    1.    Церковь Иоанна Предтечи, г. Керчь – 10 век
    2.   Софийский собор, г.Новгород – 1045
    3.   Николаевский собор, г. Новгород – 1113
    4.    Собор Рождества Богородицы, г. Новгород – 1117
    5.    Свято-Георгиевский собор, г. Новгород – 1119
    6.    Иоанно-Предтеченский собор, г. Псков – 1137
    7. Церковь Петра и Павла, г. Смоленск – 1146
    8. Спасо-Преображенский собор, г. Переславль-Залесский – 1152
    9. Спасо-Преображенский собор, г. Псков – 1156
    Собор, Владимир — 1186
    12. Дмитриевский собор, Владимир — 1194
    13. Церковь Спаса на Нередице, Новгород — 1198

    Пройдите по гиперссылкам, чтобы подробно прочитать о каждом храме и посмотреть большое количество фото

    Церковь Иоанна Предтечи, Керчь — 10 век

    Церковь Иоанна Предтечи в Керчи построена в 10 веке византийскими строителями, при этом фундамент и часть стен сохранились от христианской церкви 6 века. В Киеве и Новгороде, а также других городах Киевской Руси до наших дней сохранились церкви XI века. Таким образом, церковь Иоанна Предтечи в Керчи можно назвать древнейшей христианской церковью России.

    Церковь Иоанна Предтечи в Керчи – старейшая церковь России, построенная в 10 веке

    Колонны и своды X века в церкви Иоанна Предтечи в Керчи — древнейшей церкви России

    От этой древней церкви сохранились фундамент, фрагменты наружных алтарных стен и колонн. Сейчас их можно увидеть в церкви Иоанна Крестителя. В 10 веке церковь была частично разрушена при штурме города дружиной князя Мстислава Владимировича, но ее тут же начали восстанавливать. В ходе реконструкции 10 века византийские строители в точности воссоздали архитектуру и интерьер древней церкви 6 века. Сохранилась и особая кирпичная кладка из цоколя, которой пользовались мастера VI века.

    Софийский собор, Новгород – 1045

    Софийский собор, или просто Софийский собор в Великом Новгороде, древнейший каменный храм на Руси, заложен в 1045 году Ярославом Мудрым после мода Софийского собора в Киеве. Церкви северной Руси отличаются от тех, что строились в южных землях.

    Софийский собор (1045 г.) в Великом Новгороде – древнейший храм России

    Фасад Софийского собора в Новгородском Кремле

    Северные церкви представляют собой невысокие здания с толстыми стенами и узкими окнами. Это объясняется суровым северным климатом. Однако, несмотря на это, древние зодчие спроектировали монументальную церковь, достигающую высоты 38 метров.

    Свято-Николаевский собор, Новгород – 1113

    Свято-Николаевский собор находится в центре Ярославского Дворища. Однако собор имеет очень большую культурную ценность, поэтому его нужно рассматривать не как часть Дворища, а как отдельную достопримечательность Великого Новгорода.

    Никольский собор в центре Ярославова подворья в Великом Новгороде построен в 1113 году

    Никольский собор в центре Ярославова подворья в Великом Новгороде построен в 1113 году

    Никольский собор построен в 1113 году. Собор был заложен князем Мстиславом Владимировичем, сыном великого князя Владимира Мономаха и английской принцессы Гиты Уэссекской. Никольский собор был главным храмом княжеской стороны Новгорода, а также центром вечей. Именно здесь располагалась резиденция новгородских князей. Резиденцию заложил Ярослав Мудрый.

    Собор Рождества Богородицы, Новгород – 1117

    Антониев монастырь (Свято-Антониев монастырь) стоит на правом берегу Волхова. Монастырь был основан в 1106 году преподобным Антонием Римляниным (Антоний Римлянин). Сохранилась старинная Рождественская церковь, построенная основателем монастыря. Об Антонии Римлянине сложено множество легенд.

    Рождественский собор Антониева монастыря построен в 1119 году — это третья по древности постройка Великого Новгорода

    Рождественский собор Антониева монастыря построен в 1119 году — это третья по древности постройка Великого Новгорода

    Главный храм монастыря, собор Рождества Богородицы, заложен в 1117 году и освящен в 1119 году. Рождественский собор — третье по возрасту каменное сооружение Новгорода. Рождественский собор часто сжигали и перестраивали, но кое-где еще сохранились фрески 12 века.

    Георгиевский собор, Новгород – 1119

    Георгиевский собор Георгиевского монастыря основан в 1119 году. Это один из древнейших православных храмов России. В те годы большинство храмов в Новгороде и Пскове были невысокими, но Георгиевский собор поражает своими масштабами и величием.

    Георгиевский собор в Юрьевом монастыре заложен в 1119 году, это один из древнейших храмов России

    Высота Георгиевского собора в Юрьевом монастыре Новгорода достигает 32 метров

    Георгиевский собор был заложен по приказу великого князя Мстислава I. Он был сыном князя Мономаха и английской принцессы Гиты Уэссекской. Строительство храма длилось 11 лет. В 1130 году собор был освящен в честь святого Георгия. После завершения строительства все стены собора были расписаны фресками в 12 веке.

    Иоанно-Предтеченский собор, Псков – 1137

    Иоанно-Предтеченский собор, один из древнейших псковских храмов, находится как раз напротив Варлаамовой башни на противоположном берегу реки Великой. . Раньше это был главный храм Иоанно-Предтеченского монастыря.

    Собор Рождества Иоанна Предтечи построен в 1243 году. Это один из древнейших храмов Пскова

    Собор Рождества Иоанна Предтечи построен новгородскими мастерами и внешне похож на Софийский собор Новгорода

    Ученые спорили о дате строительства Иоанно-Предтеченского собора. В летописях он впервые упоминается в 1243 году, когда вокруг храма образовался монастырь. Однако исследования показали, что собор Рождества Иоанна Предтечи был построен в период с 1137-1150 гг. При строительстве собора использовался цоколь, применявшийся и при строительстве новгородских храмов в первой половине XII века.

    Церковь Петра и Павла, Смоленск – 1146

    Церковь Петра и Павла на Городянке – древнейший из сохранившихся христианских храмов Смоленска. Он был построен в 1146 году и восходит к архитектуре домонгольского периода. Церковь построил князь Ростислав Мстиславович, внук Владимира Мономаха.

    Церковь Петра и Павла построена в 1146 году — это старейшая церковь Смоленска

    Алтарная сторона церкви Петра и Павла в Смоленске

    Одноглавая четырехстолпная церковь Петра и Павла имеет характерные черты византийского зодчества. Он был построен из тонкого светло-желтого кирпича (цокольного кирпича), но выглядит крепким благодаря своим пропорциям и высокому куполу. На стенах церкви обнаружены надписи 12 века.

    Спасо-Преображенский собор, г. Переславль-Залесский – 1152

    Небольшой одноглавый Спасо-Преображенский собор – старейший храм не только Переславля-Залесского, но и всей Ярославской области. Он находится в центре Красной площади, где в XII веке располагалась княжеская резиденция.

    Памятник Александру Невскому перед Спасо-Преображенским собором, построенным на месте княжеских палат, где он родился

    Спасо-Преображенский собор и купола храмов на Красной площади

    Собор заложен в 1152 г. правление князя Юрия Длиннорукого, основателя Москвы. Спустя семьдесят лет, 30 мая 1220 года, в княжеской резиденции родился князь Александр. Его прозвали «Невским» после Невской битвы и Ледового побоища. Сегодня памятник Александру Невскому стоит в соборе рядом с местом его рождения.

    Спасо-Преображенский собор, г.

    Псков – 1156

    Мирожский монастырь, один из древнейших в России, находится на левом берегу Великой, в месте впадения реки Мирожа в реку Великую. Точной даты основания монастыря нет, но считается, что он был основан в середине XII века Нифонтом, епископом Новгородским.

    Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря

    Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. Фреска XII века: Иисус Христос на троне с Богородицей

    Спасо-Преображенский собор находится в центре монастыря. Собор, построенный в 1156 году, является одним из наиболее значительных образцов домонгольской русской архитектуры. Он имеет форму греческого (византийского) креста. Главной исторической ценностью церкви являются ее настенные росписи или фрески, датируемые 12 веком.

    Церковь Покрова на Нерли, г. Владимир – 1158

    По мнению одного из известных отечественных искусствоведов, церковь Покрова на Нерли, что под Владимиром, является не только совершеннейшим храмом, когда-либо построенным в древности Русь, но и один из памятников мирового искусства.

    Церковь Покрова на Нерли в Боголюбове построена в 1165 году

    Тропа к церкви Покрова на Нерли на Боголюбовской поляне

    Наверное, вид на церковь знает каждый, кто учился в русской школе, как его изображения есть во всех учебниках истории. Однокупольная церковь Покрова на Нерли имеет небольшие размеры. Он был построен в 1158 году Андреем Боголюбцем в память о его убитом сыне Изяславе. На стенах церкви Покрова на Нерли, как и в Дмитриевском соборе, есть барельефы мифических животных и растений.

    Успенский собор, Владимир – 1186

    Русское государство образовалось в IX веке в Великом Новгороде, а затем столица была перенесена в Киев. Однако в период феодальной раздробленности, в XII веке, наиболее сильным стало Владимиро-Суздальское княжество с центром во Владимире. Князь Андрей Владимирский, он же Андрей Боголюбский, решил построить храм, который подчеркивал бы статус Владимира как политического центра России.

    Успенский собор во Владимире построен в 1158 году

    Самая монументальная фреска «Страшный суд» Андрея Рублева и Даниила Черного (1408 г. ) в Успенском соборе

    Успенский собор был построен во Владимире в 1158-1160 годах, а спустя 30 лет, после пожара, собор значительно расширен в 1186-1189 гг. С тех пор он остается неизменным до наших дней. В XV веке многие иконы и фрески Успенского собора были написаны великим русским иконописцем Андреем Рублевым.

    Дмитриевский собор, Владимир – 1194

    Дмитриевский собор (Дмитриевский собор) построен в 1194 году, через 5 лет после полной реконструкции и расширения Успенского собора — главного храма Владимира. В XII веке «в сотне метров» от Успенского собора располагался дворцовый комплекс князя Всеволода Большое Гнездо, не сохранившийся до наших дней. Он решил построить Дмитриевский собор как придворный храм своей резиденции.

    Димитриевский собор (1194 г.) – один из древнейших храмов России

    Барельеф библейского царя Давида на фасаде Дмитриевского собора во Владимире

    Одноглавый храм построен в традициях Владимиро-Суздальской архитектурной школы (близкой к византийской). Раньше у него было несколько галерей, которые связывали его с княжеским дворцом. При реставрации в 1837 году все эти галереи были разобраны, так как другие постройки дворца не сохранились до наших дней.

    Церковь Спаса на Нередице, г. Новгород — 1198

    Церковь Спаса на Нередице построена в 1198 году князем Ярославом Мудрым. Предполагалось, что название «Нередица» произошло от слов «вне очереди», «за городом». Церковь Спаса на Нередице часто сравнивают с церковью Покрова на Нерли в Боголюбово. Ведь обе церкви стоят далеко за городом на заливных лугах, и обе они одноглавые. Их очертания так компактны и просты, но эта простота вызывает ощущение абсолютной красоты.

    Церковь Спаса на Нередице последняя постройка новгородских князей 1198 года

    Фрески XII века в церкви Спаса на Нередице, фото 1930-х годов, до разрушения храма во время войны в 1941 г.

    В 1199 г. церковь Спаса на Нередице была расписана фресками, сохранившимися до 20 века в отличном состоянии. К сожалению, во время Великой Отечественной войны церковь была почти полностью разрушена. Его реконструировали в 50-х годах прошлого века, но древние фрески были почти полностью утеряны.

    Княжеская дружина как институт государственной власти Древнерусского государства

    Пробелы российского законодательства Выпуск №6 — 2021

    Размахов Константин Евгеньевич

    Подробнее об авторах

    Размахов Константин Евгеньевич канд. ист. наук, начальник кафедр государственных и гражданско-правовых дисциплин
    Московский областной филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикоть
    Москва, Россия

    Чтобы прочитать статью полностью, пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь

    Abstract:

    Целью статьи является изучение княжеской дружины как могущественного института, с помощью которого осуществлялось княжеское правление в эпоху раннефеодальной монархии. В рамках методологии исследования с использованием историко-правового, сравнительно-правового и сравнительно-исторического методов на основе ряда материалов и источников проведен анализ княжеской дружины как мощного института древнерусской государственности. . В статье делается вывод о том, что дружина представляла собой особую социальную структуру, обособленную от городской общины, в которой первым среди равных был сам князь. В XI-XII вв. существенно меняется характер княжеской власти. Старшая дружина, получившая от князя земельные пожалования, отрывается от княжеского двора и превращается в большое боярство-вотчину. Хотя институт великокняжеской дружины продолжал существовать, ее роль изменилась. На смену дружине, как основной военной силе князя, приходит феодальное ополчение.

    Образец цитирования:

    Размахов К.Е., (2021), КНЯЖЕВСКАЯ ДРУЖИНА КАК ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА. Пробелы в российском законодательстве, 6 => 41-44.

    Референс-лист:

    Административно-территориальное устройство России.

    М., 2003.
    Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории российского права. Москва, 2005.
    Горский А. А. Древнерусская дружина. М., 1989.
    Греков Б. Д. Избранные произведения. Том. 2. М., 1959.
    Иванов В. В., Топоров В. Н. К истокам славянской общественной терминологии // Славянское и балканское языкознание. Москва, 1984.
    История культуры Древней Руси. Домонгольский период. Том. II. М.; Л., 1951.
    Калинина Т. М. Термин «ахл ал-байт» («люди дома») применительно к обществу Руси Ибн Фадлана // Формирование Древнерусского государства. Спорные вопросы. Тезисы докладов. М., 1992.
    Липецкая Р. С. Эпос и Древняя Русь. М., 1969.
    Майков Л. Н. О былинах цикла Владимировой. Исследования Л. Майкова на степень магистра русской литературы. СПб, 1863.
    Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории России IX-XI вв. Смоленск, 1995.
    Повесть временных лет / Подготовка текста, перевод, статьи и комментарии Д. С. Лихачева. Под редакцией В. П. Адриановой-Перец. Эд.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *