Антон Дельвиг. Какую жизнь прожил лучший друг Пушкина? | Культура
К печальному исходу хранителя музея я совершенно не стремлюсь. Но события последнего времени больше удручают, чем окрыляют. Коронавирус… Кажется, он на какое-то время станет неизменным спутником нашей жизни. Не скажу, что навсегда, этого никто не знает, но несколько лет — скорее всего. Вопли о вакцинации, потопы, пожары, нестабильная обстановка в мире и удушающая липкая жара.
Засыпаешь с мыслью «День прожит и слава Богу» и просыпаешься с ней же: «Дай Бог прожить тихо и мирно». Боишься порой и компьютер открыть, новостную ленту прочитать: то этот умер, то тот при смерти, то там что-то взорвали, то сям что-то захватили. Негатив парализует волю и разум, оставляя царствовать страх. Обыкновенный животный страх, глубинный и безразмерный, с помощью которого так легко управлять людьми. То есть сознательно ограничивать взрослых совершеннолетних, разумных и порядочных людей в свободе. За что?.. Во имя чего?
Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дальнюю трудов и чистых нег.
Так и хочется воскликнуть вслед за Пушкиным: «Это про меня! Я тоже хочу в побег! В обитель дальнюю и желательно прохладную!»
Но побег по нынешним временам возможен в основном лишь виртуальный. Да и в память. Там хоть не надо надевать маску, предъявлять справку о вакцинации и делать ПЦР-тесты. Там ты свободен той единственной тонкой душевной свободой, из которой ткется счастье. Жаль только, что ты оцениваешь выделку, прочность и краски этой ткани уже после готовности. Хорошо бы ценить ее еще на ткацком станке.
Имя моего нынешнего героя вспомнят сейчас разве только, когда заговорят о поэтах-лицеистах. Того самого знаменитого первого пушкинского выпуска, о котором поэт писал в стихотворении «19 октября»:
Фото: Художник Б. Гущин, кадр № 13 из д/ф «Пушкин в лицее»Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
К другу Пушкина — Антону Дельвигу, слова «как душа, неразделим и вечен» относились более чем к кому-либо другому. Именно о нем, белокуром увальне, которого из-за неторопливом и нерасторопности дразнили почему-то прозвищем Лень-Тоси, Пушкин написал потом полные тоски и боли строки:
Никто на свете не был мне ближе Дельвига.
Помимо его прекрасного таланта, это была отлично устроенная голова и душа склада необычного. Он был лучший из нас.
Антон Антонович Дельвиг — представитель старинного, но вконец обедневшего рода. Его предки были баронами, перебравшимися в Россию из Прибалтики. Антон родился в Москве 6 августа по старому стилю и 17 августа по новому 1798 года. Жалованья отца, отставного генерал-майора, с трудом хватало на жизнь. Мать Любовь Красильникова была внучкой астронома Андрея Красильникова.
Родители отдали мальчика на обучение в частный пансион. И там маленький Антон обратил на себя внимание любовью и незаурядными способностями к древним языкам и литературе. Учителя в один голос советовали родителям отправить ребенка в недавно открывшийся Царскосельский лицей.
Антону было 13 лет. На фоне своих порывистых и субтильных сверстников он был неуклюжим, полным, рыхлым, да к тому же тугодумом в точных науках. От педагогов ему немало доставалось за его медлительность. Фото: Художник Б. Гущин, кадр № 16 из д/ф «Пушкин в лицее»
Но как только доходило до литературы, подросток волшебным образом преображался! Он даже становился выше ростом, вдохновенным, порывистым! Цитировал классиков на языке оригинала, еще не вполне зная его, и, конечно, писал стихи. А рассказы его завораживали богатой фантазией. Но как только вдохновение слетало с него, он превращался в прежнего тугодума-увальня. Валялся в постели, бродил по парку вблизи лицея, читал запоем любимые книги.
После окончания лицея Дельвиг поступил служащим в департамент горных и соляных дел, а спустя некоторое время оказался сотрудником канцелярии министерства финансов. Трудно было придумать более неподходящую должность для наперсника муз, вечно витающего в облаках Антона. Не то что любви, а даже малейшей тяги он к работе не питал. А поручения начальства исполнял так медленно, что нередко получал нагоняй. Но его, кажется, это не очень волновало. Ум и душа его были заняты поэзией. Ею он был богат и счастлив:
Когда я в хижине моей
Согрет под стеганым халатом
Не только графов и князей —
Султана не признаю братом!
(«Моя хижина» 1818)
Дельвиг мечтал о переводе на другую службу, посылал прошение за прошением на имя Алексея Николаевича Оленина, директора Императорской публичной библиотеки. В 1820-м его просьбы были услышаны: поэта приняли на службу помощником библиотекаря.
П. Ф. Борель, «Антон Антонович Дельвиг»
Фото: ru.wikipedia.org
Но и здесь Антон относился к службе своеобразно. В типичном дельвиговском духе. Вместо того чтобы составлять описание книг и заносить их в каталог, поэт вдумчиво читал их от корки до корки.
Предлог для увольнения нашли быстро. Дельвиг навестил в Михайловском своего лицейского друга, опального Пушкина.
В судьбу я верю с юных лет.
Ее внушениям покорный,
Не выбрал я стези придворной,
Не полюбил я эполет
(Наряда юности задорной),
Но увлечен был мыслью вздорной,
Мне объявившей: ты поэт.
Дельвиг сменил несколько ведомств, но везде пришелся не ко двору. «Мысль вздорная» (а может, божественный глас), объявившая ему «ты — поэт», мешала сделать блестящую карьеру и стать респектабельным обычным человеком.
Антон Антонович Дельвиг не оставил большого литературного наследия — оно насчитывает около 170 стихотворений, но некоторые его стихи обрели бессмертие.
- Изумительный романс Алябьева «Соловей» написан на стихи Антона Дельвига.
- А песня, которая давно считается народной «Ах, ты, ночь ли, ноченька» на самом деле — романс Михаила Глинки на стихи Дельвига.
Но помимо литературного, у барона Дельвига был истинный дар книгоиздателя. В 1819 году с друзьями Александром Пушкиным, Вильгельмом Кюхельбекером и Евгением Баратынским он создал дружеское объединение «Союз поэтов».
Потом начинает издавать альманах «Северные цветы». Проявлял недюжинные организаторские способности, привлекая к сотрудничеству авторов из двух столиц. Дельвиг обладал какой-то особенной деликатностью души и удивительным чутьем на таланты. «Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет», — эти слова словно были произнесены феями над колыбелью Дельвига, и он полностью оправдал их своей короткой жизнью.
Следующим альманахом, выпускаемым Дельвигом, стал «Подснежник». Но все это были подступы к главному делу жизни поэта— «Литературной газете». Она была основана в 1830 году при поддержке Пушкина и Петра Вяземского.
Газета пользовалась огромным спросом, но в 1831 году отношения Дельвига с цензурой накалились до предела и издание газеты было приостановлено. Возобновлено оно было лишь после смерти Антона Антоновича.
Есть хорошее определение — «нешумной славы человек». Дельвиг был именно таким. Нешумным. Деликатным. Мягким, участливым. Но при этом ясно оценивающим собственные возможности и следующим своей дорогой. Он дружил со многими декабристами, его живо интересовала судьба газеты «Полярная звезда». Но при этом он предпочитал оставаться на расстоянии от бурных событий. Каждому своя доля и свой путь.
Звезды были благосклонны к нему. Личная жизнь сложилась удачно. Ну, или ее можно было считать удачной…
Его женой стала очаровательная Софья Салтыкова, дочь тайного советника. В Софью был влюблен и сватался к ней декабрист Петр Каховский, но получил отказ. Осенью 1825 года Софья Михайловна вышла замуж за барона Антона Дельвига.
Софья Михайловна Салтыкова (1806−1888), жена поэта Антона Дельвига
Жениху было 27, невесте 19 лет. Оба были молоды, хороши собой, оба любили литературу и искусство. Их дом вскоре стал литературным салоном, гостями которого были многие известные люди того времени. Привлекали их радушие и талант хозяина и очаровательность хозяйки. Она играла на фортепиано, исполняла современные романсы и была, по общему мнению, украшением дома.
Но при всем своем очаровании Софья Михайловна была отчаянной ветреницей и нередко давала мужу повод для ревности. Злые языки поговаривали, что она вышла замуж за Дельвига только из-за его титула, что вообще не умела любить, была так же холодна, как красива, и что ни казнь Петра Каховского, ни трогательные письма и стихи будущего мужа не вызывали в ней никакого чувства.
Не говори: любовь пройдет, О том забыть твой друг желает; В ее он вечность уповает, Ей в жертву счастье отдает.
Завтра, надеюсь, увидеть вас и поблагодарить за драгоценное внимание ваше к человеку, для которого вы все и который называется обожающим вас Дельвигом. (Из письма Дельвига к невесте)
Он очень любил жену. В их союзе появилась единственная дочь Елизавета Антоновна, обожаемая отцом.
Но дни Антона Дельвига, «милого увальня, засони» и чрезвычайно доброго, талантливого и деликатного человека, были уже сочтены.
На закрытие «Литературной газеты» повлияли доносы писателя и журналиста Фаддея Булгарина. Шеф жандармов Александр Бенкендорф грозил ссылкой в Сибирь: в газете публиковались стихи опальных литераторов — Пушкина, Кюхельбекера, Рылеева.
Дельвиг начал часто болеть. Как сказали бы сейчас — впал в депрессию. И тиф, или, как говорили раньше, гнилая горячка, свел его в могилу в 32 года.
Софья Михайловна недолго носила траурные плерезы, через полгода вышла замуж за брата поэта Баратынского — врача Сергея Баратынского. И во втором браке было то же самое — кокетство, измены, ранняя смерть мужа.
«Это прямо-таки какая-то роковая женщина — все, кто любил ее, умирали», — так характеризовал Софью Салтыкову один из современников.
Умерла она по тем временам глубокой старухой в 1888 году, пережив и единственного сына (от второго брака), и третьего мужа.
За что страдать? Что мне в любви Досталось от небес жестоких Без горьких слез, без ран глубоких, Без утомительной тоски? Любви дни краткие даны, Но мне не зреть ее остылой; Я с ней умру, как звук унылый Внезапно порванной струны.
Кончина друга потрясла его друзей, в особенности Пушкина. В его письмах, стихах и прозе звучит крик боли:
…Вот первая смерть, мною оплаканная… Никто на свете не был мне ближе Дельвига…
Он был лучший из нас…
Он еще не оценен и теперь, когда покоится в своей безвременной могиле!
Дельвиг… говаривал: «Чем ближе к небу, тем холоднее…
Доброго Дельвига нет…
Но поэты неслучайно наделены тоскливым даром предчувствия. В 1831 году, через 9 месяцев после ухода Дельвига, Пушкин пишет стихотворение:
И мнится, очередь за мной, Зовет меня мой Дельвиг милый, Товарищ юности живой, Товарищ юности унылой, Товарищ песен молодых, Пиров и чистых помышлений, Туда, в толпу теней родных Навек от нас утекший гений.
Пророчество сбылось. Следующим после Дельвига в обитель «без слез и страданий» ушел Александр Пушкин.
В окончательной редакции этих строк после слов «за мной» было многоточие. «И мнится, очередь за мной…» Поэт будто взял паузу, перед тем как посмотреть в глаза вечности. Но в последующих академических изданиях многоточие было заменено на более оптимистичную запятую.
А Вечность запомнила паузу многоточия и поманила Пушкина к себе ровно через 6 лет после его лицейского друга.
Могила Дельвига в Некрополе мастеров искусств в Санкт-ПетербургеФото: SerSem, ru.wikipedia.org
Могила барона Антона Антоновича Дельвига находится на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры в Некрополе мастеров искусств. Светлым июльским днем 2019 года я с дочерью и подругой стояли у мраморного пилона, увенчанного фигурой ангела. Ангел был грустный, да и странно было бы ожидать чего-то радостного в таком месте.
Но, видит Бог, сейчас даже эти задумчивые прогулки вспоминаются с умилением, с тихой нежностью. Как много изменилось всего лишь за два года, как много стало недоступно. Или труднодоступно.
И все же я благодарна Судьбе, что, прежде чем обрушить на голову человечества глобальную беду под названием карантин и коронавирус, она позволила побывать в Питере. И запечатлеть его в своем сердце. Хорошо, когда можно путешествовать в памяти. Ее-то хоть не ограничить. Надеюсь…
Теги: Антон Дельвиг, Александр Пушкин, жизнь поэта, поэты
Краткая биография Антона Дельвига | Биографии известных людей
ФИО: | Дельвиг Антон Антонович |
Дата рождения: | 6 (17) августа 1798 г. |
Место рождения: | Москва |
Знак зодиака: | Лев |
Деятельность: | Поэт |
Дата смерти: | 17 (29) января 1831 г. (32 года) |
Содержание:
- Происхождение и родители
- Юность
- Карьера
- Творчество
- Личная жизнь
- Смерть и наследие
Антон Антонович Дельвиг (1798 – 1831 гг.) – это выдающийся деятель русской классической литературы XIX века. Объектами его работ стали политические и социальные события, проблемы в обществе, в котором он жил. Он не был поэтом, писавшим о своей личной жизни. Его творчество отличалось формальностью написания и сниженной эмоциональностью.
Являлся лучшим другом и товарищем по лицею Александра Сергеевича Пушкина (1799 – 1837 гг.), смерть Антона Антоновича в 1831 году стала тяжёлым потрясением не только для друзей и семьи, но и для всего литературного мира.
Происхождение и родители
Антон Антонович – потомственный дворянин из Прибалтики, однако кроме родословной у его родителей не было средств на роскошную жизнь. Семья обрусела настолько сильно, что будущий деятель русской литературы не владел даже немецким языком, на котором говорили. Родился поэт 6 августа в 1798 году в Москве.
Хозяин семейства, Антон Антонович Дельвиг, служил в качестве майора Астраханского полка, но получаемого им жалованья едва хватало, чтобы обеспечивать достойную жизнь светской семьи. А Мама Любовь Матвеевна была дочерью директора Ассигнационного банка в Москве и приходилась внучкой учёного в области астрономии – А. Д. Красильникова.
Юность
Мальчик был нерасторопен, не имел склонностей к точным наукам, однако превосходно справлялся с гуманитарными предметами. Не последнюю роль в жизни будущего писателя сыграл Александр Дмитриевич Бородков — учитель, нанятый семьёй. Преподаватель показал Дельвигу мир таких наук, как литература и словесность. Он же напрямую повлиял на решение семейства Дельвиг об отправлении юнца в только открывшийся Царскосельский лицей.
Молодому дворянину исполнилось 13 лет, когда он начал обучаться в лицее. Антон Дельвиг поступил в один класс с такими людьми, как Александр Пушкин, Иван Пущин и Вильгельм Кюхельбекер. Происхождение из небогатых дворянских семей и таланты к гуманитарным наукам объединили юных лицеистов в один коллектив.
Антон Антонович питал страсть только к литературе. Он легко цитировал классические произведения на языках оригиналов, хорошо фантазировал. придумывал, писал стихи. Однако всё оставшееся свободное время и то, что было отведено на другие дисциплины, он проводил, лёжа в постели, прогуливаясь вблизи лицея и занимаясь чтением различной литературы.
В 1814 году «Вестник Европы» опубликовал раннее творение Антона Антоновича — «На взятие Парижа». Издательством был использован псевдоним, «Русский», а не настоящее имя лицеиста. В память об учебном заведении, где он провёл большую часть осознанной жизни, поэт написал стихотворение «Шесть лет».
В юности
Карьера
- Министерство финансов. После беззаботных лет, проведённых в Царскосельском лицее, в 1817 году Антон Антонович Дельвиг начал службу в канцелярии Министерства финансов — Департамент горных и соляных дел. Деятельность в данной области не привлекла его из практического интереса. Спустя некоторое время, молодого человека перевели на другой пост.
- Публичная библиотека. В первый год 1820-ых Дельвиг стал служить на посту библиотекаря в Публичной библиотеке. Однако вместо выполнения своей работы и записи книг в картотеку, их описания будущий поэт читал различные произведения и собрания. Нерасторопность и лень писателя заставили начальство отстранить его от службы к 1825 году. Предлогом для отставки оказалась дружба Антона Антоновича с Александром Сергеевичем Пушкиным, который находился тогда в Михайловском.
- Карьера после библиотеки. Великий писатель прослужил и сменил ещё несколько постов в ведомствах разных направлений, но, несмотря на это, нигде не смог пристроиться. Ему не нравилась и не интересовала бумажная работа с документами. У однообразной работы в департаментах не получилась прельстить поэта, поэтому хорошая карьера не была основной его целью.
Антон Антонович Дельвиг
Творчество
Антон Антонович не оставил после себя обширного литературного наследия, однако многие творения автора известны, а деятельность в качестве издателя отмечена современниками, как ответственная и безупречная.
В 1819 году при участии Кюхельбекера, Пушкина, Баратынского и Дельвига было создано общество «Союз поэтов», позже туда ещё вошёл Плетнев.
Перепробовав себя на постах во многих канцелярских бюро и не найдя работы по душе, Дельвиг принялся издавать «Северные цветы». Этот альманах стал началом серьёзной работы поэта со многими московскими и санкт-петербургскими писателями и новыми талантливыми людьми. «Подснежник» — второй альманах, который начал издавать Антон Антонович.
Была также создана «Литературная газета» в 1830 году, она стала величайшим достижением поэта Дельвига. Просуществовав около года, газета была запрещена, однако после смерти создателя снова была разрешена.
Был близким другом декабристов, Рылеева и Бестужева, помогал и участвовал в издательстве газеты «Полярная звезда».
С Пушкиным
Личная жизнь
Софья Понамарёва, собиравшая литературный салон, где многие известные писатели читали свои работы и переводы, пленяла многих молодых людей, Антон Дельвиг тоже влюбился в неё. На любовные признания и страсть поэта она не могла ответить взаимностью, поэтому он был отвергнут.
Софья Понамарёва
Осенью 1825 года состоялась свадьба Дельвига и Софьи Салтыковой, дочери тайного советника при Александре I. В этом союзе была гармония и множество общих интересов. Молодая жена интересовалась музыкой, литературой, была в восторге от работ друзей мужа. Их дом быстро стал литературным салоном.
Софья Салтыкова
В семье родился всего один ребёнок — горячо любимая дочь, Елизавета Антоновна Дельвиг.
Елизавета Антоновна Дельвиг
Смерть и наследие
Умер поэт в 32 года 17 (29) января 1831 г. от перенесенного тифа, однако до этой болезни было множество различных ухудшений здоровья и душевного спокойствия Дельвига. Его смерть потрясла мир литературы, близких друзей и родных.
Несмотря на то, что Антон Антонович Дельвиг написал достаточно немного произведений за свою жизнь, его вклад в развитие русской классической литературы незаменим. Портрет известного критика и издателя присутствует в учебниках по литературе, рассказывающих о Царскосельском лицее.
Произведения:
- «Триолет князю Горчакову» был написан в 1814 году.
- «О, сила чудной красоты!..» — 1821 год.
- «К птичке, выпущенной на волю» — это творение было создано в 1823 году.
- «Так певал без принуждения…» написано в 1828 году.
- «Четыре возраста фантазии» — 1829 год.
- «Удел поэта» было написано в 1829 году.
портретов Пушкина | Журнал «ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ»
Светлана Белехова
Статья:
ТЕКУЩИЕ ВЫСТАВКИ
Выпуск журнала:
№2 2012 (35)
Живопись, графика и скульптура XIX-XX веков из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина
Практически все крупные русские художники 19-21 века в свое время обращались к теме Александра Пушкина в своем творчестве. Орест Кипренский, Василий Тропинин, Иван Айвазовский и Николай Ге; Илья Репин и Валентин Серов; Марк Антокольский и Паоло Трубецкой; Владимир Фаворский и Алексей Кравченко; Кузьма Петров-Водкин и Аркадий Пластов; Михаил Аникушин и Екатерина Белашова; Константин Юон, Виталий Горяев, Василий Шухаев, Николай Ульянов, Виктор Попков, Петр Осовский, Игорь Обросов и многие другие вдохновлялись поэтом на протяжении многих лет.
Музей Пушкина насчитывает около 4000 картин, рисунков и скульптур с изображениями поэта. Гордостью коллекции являются, естественно, портреты, созданные при жизни Пушкина. Среди них гравюра Егора Гейтмана, появившаяся в первом издании «Кавказского пленника», и гравюра Николая Уткина, сделанная с оригинала Кипренского, послужившая фронтисписом альманаха барона Дельвига «Северные цветы» 1828 года. росла популярность, рос и читательский интерес к его жизни: таким образом, Уткин был первым из многих изображений Пушкина в печатных произведениях. «Невский альманах» за 1829 г. , например, опубликовал гравюру Гейтмана, сделанную по эскизу Александра Нотбека к «Евгению Онегину», на которой изображена знаменитая эпиграмма поэта.
, с пересеченным мостом Коускина
Его … против гранитного пирса
Александр Сергевич Пушкин сам
и г-н Один встают вместе и около
Не смотрят на тюрьму Не смотря Могучий символ судьбы твоей
Бездумно повернулся к ней спиной:
Я не буду пить твою воду — никогда не говори
Среди изображений Пушкина, относящихся к его поздним годам, особый интерес представляет гравюра Томаса Райта. Считается, что сам поэт мог заказать это подобие у английского художника для будущего издания своего собрания сочинений. Гравюра была окончательно создана в марте 1837 года, вскоре после смерти Пушкина. «Обратите внимание на черты Пушкина, на которые англичанин обратил особое внимание», — писал об этом произведении Илья Репин. «Это голова общественного деятеля, лоб мыслителя. Его мозг занят делами государственной важности».
Еще один ценный экспонат – копия неизвестного русского художника середины XIX века с портрета Пушкина работы Ореста Кипренского, выполненная по заказу близкого друга поэта князя Петра Вяземского. Эта уникальная мемориальная дань, происходящая из имения Вяземских Остафьево под Москвой, известна как «Остафьевская копия».
В своих многочисленных воспоминаниях о Пушкине, появившихся после его смерти, современники стремились не только воссоздать внешний облик поэта, но и показать его внутреннюю красоту. Не менее интересен, впрочем, и взгляд Пушкина на самого себя. Учась в Царскосельском лицее, поэт написал занимательное стихотворение «Портрет Мон» (1815) на французском языке. Всю жизнь Пушкин рисовал автопортреты на полях своих произведений. Предназначенные исключительно для собственного развлечения, а не для широкой публики, они получили лишь критическую оценку и стали известны только спустя столетие. Некоторые из них вошли в экспозицию, как и стихи, адресованные Пушкину при жизни его друзьями Вильгельмом Кюхельбекером, Антоном Дельвигом и Николаем Языковым.
Многие изображения Пушкина в собрании музея относятся ко второй половине 19 — началу 20 века. Эти ретроспективные изображения были созданы художниками, изучавшими портреты Пушкина, созданные при жизни поэта, а также его автопортреты, биографию и творчество. Каждое их произведение несет на себе отпечаток своего периода, так как каждое поколение находило в гении Пушкина что-то новое, живое и созвучное времени. Вдохновленный речью Достоевского на открытии памятника Пушкину в Москве, офорт поэта Льва Дмитриева-Кавказского 1880 года по праву считается первой удачной и интересной попыткой создать подобие Пушкина из воображения. Посетители выставки также смогли полюбоваться работами Василия Масютина, Мстислава Добужинского, Владимира Фаворского, Кузьмы Петрова-Водкина, Василия Шухаева, Николая Кузьмина, Татьяны Мавриной, Анатолия Иткина и других художников. Юбилейные годы, такие как 1937, 1949, 1987 и 1999 годы, естественно, были созданы наибольшее количество портретов Пушкина.
Образы Пушкина стали появляться в книгах еще при его жизни. В первом посмертном издании произведений поэта, вышедшем в 1838 году, и в издании Павла Анненкова 1855 года на фронтисписе была гравюра Николая Уткина. В 1899 году вышло первое иллюстрированное трехтомное собрание сочинений Пушкина, изданное Петром Кончаловским, отцом знаменитого живописца. Были привлечены лучшие художники: Василий Суриков, Илья Репин, Исаак Левитан, Михаил Врубель, братья Виктор и Аполлинарий Васнецовы, Константин и Сергей Коровины и многие другие. Портрет на фронтисписе создал Валентин Серов. Практика использования портрета Пушкина в качестве фронтисписа впоследствии стала чрезвычайно популярной. В произведениях Пушкина, изданных огромными тиражами, были представлены изображения поэта как известными, так и малоизвестными художниками, многих из которых можно было увидеть на выставке. С конца 19го века вперед, Пушкин начал появляться в рассказах, романах и пьесах, таких как Константин Паустовский «Наш современник (Пушкин)» и Михаил Булгаков «Последние дни (Пушкин)».
При жизни Пушкина ни один художник не создал скульптуры поэта: первой была статуэтка Александра Теребенева, созданная уже после смерти поэта. В экспозицию вошли макеты статуй Пушкина работы Александра Опекушина (установлена в Москве в 1880 г.), Роберта Баха (Царское Село, 1899 г.) и Михаила Аникушина (Ленинград, 1957), а также работы Амандуса Адамсона, Паоло Трубецкого, Олега Комова, Исидора Фрих-Хара, Екатерины Белашовой и других скульпторов.
Представленные на выставке произведения предлагали различные трактовки образа поэта, поскольку каждое новое поколение искало и находило в его гении что-то дорогое. Виссарион Белинский высказал свои мысли о возможности такого нескончаемого открытия при изучении Пушкина: «Пушкин есть одно из тех явлений, которые продолжают жить, не останавливаясь на том месте, где их подстерегла смерть, но продолжая развиваться в общественном сознании. поколение имеет о них свое мнение, и как бы проницательно оно ни судило о них, следующее поколение всегда способно внести в дискуссию что-то новое и еще более проницательное».
Назад
Теги:
Алябьев Александр
Биография
Александр Алябьев с детства увлекался музыкой, брал уроки игры на фортепиано и занимался композицией. Писал романсы на стихи известных поэтов и вокальные миниатюры, произведения для оркестра и оперы для театров. Алябьев пережил сибирскую ссылку; впрочем, и там он занимался музыкой.
Алябьев родился 15 августа 1787 года в Тобольске в семье гражданского губернатора. Дом Алябьевых был музыкальным, в нем играли на рояле и его родители, и гости-ссыльные, которым покровительствовал отец будущего композитора. В 1796 семья переехала в Петербург, где отец получил должность в Берг-коллегии — Горном ведомстве, а Александр Алябьев брал уроки музыки у Иоганна Генриха Миллера. Через несколько лет он переехал в Москву, где поступил в школу-интернат при Московском университете и начал заниматься композицией.
После формальной службы, на которую он был зачислен как «дворянский невежда» в 14 лет, Александр Алябьев приступил к действительной службе. Работу в московской Берг-конторе совмещал с занятиями музыкой. В 1810 году были опубликованы первые произведения Алябьева — романсы и вальсы.
Когда началась Великая Отечественная война, Александра Алябьева зачислили в казачий полк и отправили на Украину. Там он познакомился с Денисом Давыдовым и вступил в его партизанский отряд, а затем был направлен в Иркутский гусарский полк, который тогда дислоцировался в белорусском Кобрине. Там он подружился с Александром Грибоедовым и Николаем Толстым, отцом Льва Толстого.
При поступлении на военную службу Александр Алябьев получил два ордена Святой Анны третьей степени, орден Святого Владимира четвертой степени, медаль «В память Отечественной войны 1812 года». Родственники отмечали, что он был «порядочным и храбрым офицером». Служба продолжалась и после победы над Наполеоном. В свободное время Алябьев сочинил струнный квартет, фортепианное трио и квинтет, множество романсов, среди которых была и элегия на стихотворение Пушкина «Погасла дневная звезда».
12 февраля 1822 года в Театре в Петербурге состоялась премьера водевиля Николая Хмельницкого на музыку Алябьева, Людвига Вильгельма Маурера и Алексея Верстовского «Новая шалость, или Театральная битва». Алябьев дебютировал как театральный композитор. В январе 1823 года в театре на Моховой была поставлена опера-водевиль «Сельский философ», а в июне — с разницей в неделю — и в Петербурге, и в Москве состоялась премьера оперы «Лунная ночь, или Дом Духи» Алябьева состоялась и имела большой успех. Позднее Владимир Одоевский писал: «Оперы Алябьева не хуже французских комических опер». Тем временем композитора все больше тяготила военная служба. Он подал прошение об отставке, и в конце 1823 г. был издан приказ о его увольнении. Алябьев поселился в Москве. Участвовал в музыкальных вечерах, проходивших в доме Марии Ивановны Римской-Корсаковой. Позднее женой композитора стала ее младшая дочь Екатерина.
В 1825 году на музыку Алябьева звучала музыка в московском Большом театре. К открытию нового здания театра Михаил Дмитриев написал поэтический пролог «Торжество муз». Музыку к нему написали Фридрих (Федор) Шольц, Алексей Верстовский и Александр Алябьев.
Однако в жизни Алябьева были не только музыкальные вечера и театральные премьеры, но и азартные игры.
В феврале 1825 года композитор был арестован. Гости играли в карты в его доме, и там произошла ссора. Один из участников конфликта через три дня скончался от апоплексического удара. Более того, свидетель сообщил полиции, что Александр Алябьев ударил погибшего. Других улик или подобных показаний не было, поэтому композитор оказался в тюремной камере. Даже там он продолжал писать музыку, которая звучала на театральных сценах. Пока тянулся суд, Алябьев сочинил несколько опер-водевилей, песню «Соловей», вокальную миниатюру на стихи Антона Дельвига.
1 декабря 1827 года Государственный совет вынес обвинительный приговор — Александр Алябьев был лишен дворянского чина, наград и сослан в Сибирь. В феврале он прибыл в Тобольск и поступил под надзор губернатора Западной Сибири Ивана Вельяминова. Вельяминов разрешил композитору заниматься музыкой и композицией. В том же году из Омска в Тобольск был переведен оркестр «Казачья музыка». Алябьев взял его под свое крыло. Они много репетировали, и группа превратилась в полноценный симфонический оркестр, который играл на танцевальных вечерах и выступал на концертах.
Благодаря усилиям Вельяминова и его родственников в 1832 году Алябьеву удалось уехать на Кавказ — лечить глаза. Разумеется, он и там находился под «строгим надзором». Алябьев увлекся кавказским фольклором. Композитор писал романсы на кабардинские, черкесские, грузинские мелодии. Они вошли в сборник «Кавказская певица». В это же время Алябьев начал работать над музыкой к кавказской повести Бестужева-Марлинского «Аммалат-Бек». Позже это произведение стало основой для оперы.
В 1833 году композитору разрешили поселиться в Оренбурге, где он находился под покровительством генерал-губернатора Василия Перовского, участника Отечественной войны и ценителя искусства. Рискуя собственной карьерой, Перовский добивался для ссыльного разрешения жить в Московской губернии, в имении своих родственников.
Александр Алябьев продолжал много сочинять. В 1838 году он написал музыку к пушкинской «Русалке» — это произведение было навеяно впечатлениями от смерти поэта. Спектакль был представлен на сцене московского Большого театра. Инициалы «А.А.» были указаны в афише вместо имени композитора.
В 1843 году после бесчисленных просьб Алябьеву наконец разрешили жить в Москве. Дворянский титул ему не вернули.
В Москве композитор стал постоянным участником «Четверков» в доме Александра Вельтмана, лингвиста, поэта, археолога. На эти вечера собирались известные писатели, музыканты и ученые. Алябьев много времени уделял хоровому творчеству — написал и подготовил к изданию для хора «Сборник разных русских песен».