Древняя русь хронологические рамки – Киевская Русь — Википедия

Хронологическая таблица (Древняя Русь)

III-VI вв. н.э. — Великое переселение народов

VI в. н.э. — начало выделения восточных славян из правславянского мира. Складывание первых племенных союзов у славян.

VII-IX вв. н.э. — начало формирования государственности у славян

Конец IX – начало X в. – объединение племенных союзов восточных славян в государство.

862 – «призвание» Рюрика в Новгород.

882 – захват Киева Олегом. Объединение русских земель

882-912 – княжение Олега в Киеве

912 –945 – княжение Игоря в Киеве

945 – восстание древлян против князя Игоря

945-964 – княжение Ольги

964-972 – княжение Святослава Игоревича

980-1015 – княжение Владимира I (Красно Солнышко)

988 – принятие Русью христианства

1015-1054 – княжение Ярослава Мудрого

1051-1054 – поставление русским митрополитом Иллариона, автора «Слова о законе и благодати», впоследствии причисленного к лику святых

1097 – съезд князей в Любече

1113-1125 – княжение Владимира Мономаха в Киеве

  1. Список источников и рекомендованной литературы

Источники.

  1. Повесть временных лет. // Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы. XI- начало XII века. М., 1978.

  2. Русская правда в краткой редакции. // Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. М., 1999.

  3. Пространная редакция Русской правды// Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. М., 1999.

  4. Поучение Владимира Мономаха. Интернет ресурс.

Литература:

Учебники и пособия

  1. История России. А.С. Орлов, В.А. Георгиев и др. М.. 2004.

  2. История России с древнейших времен до 1861 г. Кн. 1. Павленко Н.И., Андреев И.Л., Федоров В.А. М. 2004.

  3. История России для поступающих в ВУЗы. Моряков В.И. В.Ф. Федоров, Ю.А. Щетинов. М., 2007.

  4. Жукова Л.В. История России с древнейших времен до настоящего времени. Учебное пособие: 100 баллов по ЕГЭ. Для школьников и абитуриентов. М. 2008, 2009.

  5. Пособие по истории Отечества для поступающих в ВУЗы. Орлов А.С., Полунов А.Ю, и др. М. 2004.

  6. История России в схемах. Учебное пособие. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. М. 2008.

  7. Л.В. Жукова, Л.А. Кацва. История России в датах. Справочник. М. 2009

Дополнительная литература.

  1. Каргалов В.В., Сахарова А.Н. Полководцы Древней Руси. И., 1985.

  2. Карпов А.Ю. Владимир Святой. М.. 1998.

  3. Любимов Л. Искусство Древней Руси. М., 1996.

  4. Муравьев А.В., Сахаров А.М. Очерки истории русской культуры. IX-XVII вв. М., 1984.

  5. Сахаров А.Н. Дипломатия Древней Руси. М., 1987.

  6. Творогов О.В. Древняя Русь. События и люди. СПб., 1994.

  1. Борьба русских земель за независимость (XIII-XV вв.)

1223 31 мая — битва на р.Калке

1235 — начало «Великого Западного похода» монголо-татар

1237 – образование Ливонского ордена

1237 16-21 декабря — штурм и взятие Рязани монголо-татарами, начало похода на Северо-Восточную Русь

1238 3-7 февраля – осада и взятие Владимира

1238 4 мартасражение на р. Сити, поражение и гибель Юрия Всеволодовича

1239 – начало похода монголо-татар на Южную Русь.

1239 – начало немецко-шведской агрессии

1240 15 июля — Невская битва

1240 6 декабря — штурм и взятие Киева монголо-татарами

1242 5 апреля — битва на Чудском озере («Ледовое побоище»).

1257–1259 перепись монголо-татарами русского населения и назначение дани.

1268 18 февраля – поход суздальского, переяславского, псковского князей и новгородского посадника в Ливонию. Битва у г.Раковора с немецко-датскими крестоносцами

1276 – вторая перепись монголо-татарами русского населения.

1380 8 сентябряКуликовская битва

1410 – Грюнвальдская битва

1480 октябрь – стояние на реке Угре

1502 – разгром Золотой орды Крымским ханом Менгли-Гиреем

Список источников и рекомендованной литературы

Литература:

Источники:

studfiles.net

Хронология Древней Руси

862.Начало Земли Русской. Новгородцы призвали Рюрика (862-879 г): » Приходите княжить и владеть нами «.
863.Восстание против Рюрика в Новгороде.
864.Захват Киева Аскольдом и Диром.
866.Неудачный поход Аскольда и Дира на Константинополь..
879.Начало княжения Олега (879-912 г.)
882.Олег взял Киев и объединил Новгородские земли и Киевские в одно государство.
883.Олег подчинил древлян, северян и радимичей — славянские племена, жившие к северу от Киева.
884.Начало русско-хазарской войны (884-885 г).
907.Олег предпринял поход на Константинополь. Результатом похода стал торговый договор Руси с Византией : русские купцы, вывозящие мед, меха и рабов, освобождены от всяких пошлин, проживают в предместьях Константинополя и получают ежемесячное жалование.
911Торговый договор Руси с Византией
912.Начало княжения Игоря (912-945 г.).
915.Первый поход печенегов в Русскую землю. Заключение с ними мира.
941.Неудачный поход на Константинополь: русская флотилия уничтожена «греческим огнем.
945.Убийство древлянами из-за повышения дани князя Игоря.Начало княжения княгини Ольги.
946.Поход Ольги в Древлянскую землю.
957.Поездка Ольги в Константинополь.Ее крещение под именем Елена императором Константином VII Багрянородным.
957.Начало княженияСвятослава(957-972 г).
963.Святослав совершает походы на хазар. Берет город Саркел и укреплиня на Северном Кавказе и на Кубани. Подчиняет себе Тмутараканской княжество и вятичей — последнее из славянских племен, платившее дань хазарам.
965.Святослав совершает поход на волжских булгар, разграбляет столицу Булгар.
967.Святослав совершил поход на Дунай в Болгарию (967-969 г.), овладел столицей и пленил кагана Бориса. Святослав переносит свою столицу в Переяславец на Дунае.
968.Святослав с дружиною вынужден был вернуться с Дуная в Киев.
969.Киев осадили печенеги.
969.Умерла княгиня Ольга.Святослав посадил своего сына Ярополка в Киеве, Владимира — в Новгороде, а Олега — в земле древлян.
970. летоСвятослав начал борьбу с Византией за Болгарию (970-971 г). Командуя объединенным войском руссов, венгров, болгар, печенегов (частью), занял и разграбил окрестности Константинополя, но терпит поражение и покидает Балканы.
971.Святослав заключил договор с Византией, возобновляющий договор 944 г.
972.По пути в Киев Святослав был убит печенегами. В Киеве начал править его старший сын Ярополк.
977.Между сыновьями Святослава разгорается борьба за престол: Олег погиб, Владимир бежал в Скандинавию.
979.Владимир вернулся в Киев с наемной варяжской дружиной и убил своего брата Ярополка.
980.Начало княжения Владимира Красное Солнышко (с 980 по 1015 г)
981.Поход на вятичей и обложение их данью. Столкновение с Польшей. Завоевание Владимиром Червенской Руси с городами Червен и Перемышль.
985.Владимир установил идолов на киевских холмах и совершил жертвоприношение Перуну.
987.Владимир вступил в союз с Византией. Он обязуется помочь в подавлении восстания Варды Фоки и Варды Склира в Малой Азии, за что требует в жены Анну, сестру императора Василия II.
988.Крещение киевлян. Рапространение христианства на Руси.
988-декабрьВладимир осадил византийский город Херсонес (Корсунь) и захватил его благодаря предательству местного епископа. Это была угроза с требованием отпустить Анну на Русь.
989.Поражение у Хризополя и победа при Абидоне. Вступление в брак Анны с .
990.В Киеве началось строительство церкви Успения Богородицы (десятинной церкви.
992.В Киеве вспыхнуло восстание из-за принятия христианства.
992.Столкновение с войсками печенегов.
996. Торжественное открытие Владимиром церкви Успения Богородицы. Он распоряжается захоронить в ней прах Ольги,впоследствии причисленной к лику святых .
1015-июльВладимир Красное Солнышко умирает от болезни. Власть в Киеве захватывает Святополк.
1015.Убийство князем Святополком Окаянным своих братьев Бориса и Глеба.
1019.Князь Ярослав Мудрый разбил Святополка и взошел на княжеский престол.
1026.Ярослав заключил мир в Городце с Мстиславом Удалым, князем Тмутараканским. Они разделяют Русскую землю по Днепру: к Ярославу отходят западные области с Киевом, к Мстиславу — восточные с Черниговом.
1034Договор Ярослава с Византией русская церковь признается подчиненной патриарху Константинопольскому
1036.Была составлена Правда Ярославичей Умер Мстислав Удалой. Ярослав разгромил печенегов и стал самовласцем Русской земли.
1037.Ярослав одержал победу над печенегами.
1037Начало строительства Софийского собора в Киеве (1037-1041).
1040Составление первых летописей.
1043.Неудачный поход Владимира Ярославича на Константинополь. Эта последняя война Руси с Византией закончилась в 1046 году заключением договора, повторяющего статьи договора 944 года и предусматривающего княжеских наемных войск.
1045.Началось строительство Софийского собора в Новгороде (1045 — 1050).
1049Написание русским монахом и богословом Иларионом Слова о закону и благодати.
1054-февральУмер Ярослав Мудрый,произшел раздел княжества Ярославичами. Великокняжеский престол в Киеве занял Изяслав.
1056 — 1057Создание Остромирова евангелия — древнейшего памятника русской письменности.
1061.Киевляне одержали победу над половцами.
1071Мятеж волхвов в Суздальской земле; князь жестоко подавляет его.
1071.Голод в Ростовской земле. Восстание смердов в Киеве и Новгороде под предводительством волхвов.
1072Обнародование Русской правды. Канонизация Бориса и Глеба в Вышгороде, которой предшествует появление сказаний о мучениках.
1073.Ярославичи начали борьбу за киевский престол. Изяслав был изгнан из Киева своими братьями.
1076.Смерть Святослава, сына Ярослава Мудрого, позволила Изяславу вернуться в Киев.
1078.Изяслав погиб от руки его племянника Олега Святославовича Черниговского в битве на Нежатой Ниве.
1078.Всеволод Ярославич стал великим князем Киевским.
1090.В 1090 — 1092 годах мор и голод в Киеве.
1093-майПоловцы разбили объединенное войско Владимира Мономаха, Святополка и Ростислава Всеволодовича в Триполье. Ростислав при этом погиб.
1093.Начало правления Святополка, сын Изяслава (до 1113 г.).
1097.Съезд князей в Любече
1103.Начало серии походов против половцев.
1110.Создание Повести временных лет.
1113.В Киеве начались волнения против произвола купцов-ростовщиков, которым покровительствовал князь Святополк. Киевляне призвали на княжение Владимира Мономаха, который принял меры ппо упорядочению прибыли ростовщиков.
1116.Основание Владимира на Клязьме.
1125.ранееПоучение детямВладимира Мономаха.
1125-майУмер Владимир Мономах. Киевский престол занимает Мстислав, старший сын Владимира Мономаха (1125-1132).
1128.Голод в Новгородской, Псковской, Суздальской, Смоленской и Полоцкой землях.
1132.Умер князь киевский Мстислав Владимирович. В Киеве начинает княжить Ярополк, сын Владимира Мономаха (1132 — 1139).
1144.Объединение Галицко-волынских уделов в единую Галицкую землю.
1146.Начало княжения в Киеве Изяслава (1146-1154), сына Мстислава,
1147.Первое летописное упоминание о Москве, основанной Юрием Долгоруким
1154Умер Юрий Долгорукий. Его сын Андрей Боголюбский наследует титул князя Ростово-Суздальского, а затем укрепляет свою новую столицу Владимир на Клязьме.
1157.Восстание смердов в Киеве (1157 — 1159).
1158 — 1160Строительство Успенского собора во Владимире.
1164.Андрей Боголюбский переносит во Владимир икону Богоматери, находившуюся ранее в женском монастыре в Выштороде.
1165.Строительство храма Покрова Богородицы на Нерли.
1169.03.Киев взят и разграблен войском Андрея Боголюбского, который ставит на киевский престол своего младшего брата Глеба и таким образом отнимает у киевской княжеской власти верховную политическую роль, символически выражаемую титулом великого князя. Этот титул Андрей присваивает себе и переносит на Владимирское княжество. Начало упадка Киевской Руси.
1174.Убийство боярами Андрея Боголюбского в его дворце в Боголюбове.
1176.Начало княжения Всеволода Большое Гнездо во Владимире.
1185.Неудачный поход князя Игоря на половцев, послуживший поводом для написания Слова о полку Игореве.

mirznanii.com

Хронологические рамки периода государственной раздробленности на Руси



Средневековье: временные рамки в России

Термин «средние века» вошел в научный оборот в эпоху Возрождения, тем самым философы-гуманисты подчеркивали связь своего времени с античностью: от «золотого века» человечества их отделял некий средний, промежуточный период, «темные века», как назвал их Петрарка. Позднее термин, естественно, утратил свою смысловую нагрузку, однако в историографии как общепринятое понятие сохранилось название «средневековье», временные рамки которого охватывают период с 5-го века и до начала 16-го века. Эти рубежи носят относительный характер и разнятся в истории различных государств.

Условности хронологии

Хронология и периодизация – относительные критерии, искусственно привнесенные исследователями, используемые для удобства обозначения того или иного времени, сопоставления событий в разных странах и т. п. Это в полной мере относится и к периоду под названием «средневековье», пространственные, временные рамки которого по-разному обосновывают отечественные и зарубежные историки. Как верно отмечал А. Я. Гуревич, люди средневековья, как и античности или Нового времени, не давали наименования своей эпохе, не осознавали, что живут в период средних веков. При разделении исторического процесса на хронологические отрезки ученые руководствуются некими оригинальными признаками, качественными характеристиками, присущими конкретной эпохе.

Периодизация

Как историографическая традиция обозначает западноевропейское средневековье? Временные рамки (века) — с V в. до начала XVI в. Внутри этого почти тысячелетнего промежутка времени обычно выделяют следующие этапы:

  • V–XI вв. называют Ранним средневековьем (или «темными веками», так как этот период в истории человеческой цивилизации остается наименее изученным в силу крайне скудного отражения в источниках). Начался после упадка Римской империи. Одни из самых ярких явлений — великое переселение народов, завоевание христианами Пиренейского полуострова (так называемая Реконкиста), расцвет Византии, Франкского государства.
  • XI–XIV вв. – это классическое (или Высокое) средневековье. Основные события — быстрый рост населения Западной Европы, практически повсеместное распространение христианства, крестовые походы, развитие городов и урбанизация, возникновение и развитие феодальных отношений.
  • XIV–XVI вв. относят к Позднему средневековью (некоторые исследователи этот период причисляют уже к раннему Новому времени). Это период бедствий, голода, чумы, Столетней войны и монголо-татарских нашествий, которые серьезно опустошили Западную Европу. Вместе с тем это время церковной реформации, великих географических открытий, развития науки, изобретений, достижений в традиционной медицине.

Средние века: временные рамки для России

На территории, занятой славянскими племенами, становление феодального государства шло медленнее, чем на Западе, потому многие историки относят начало средневековой эпохи к IX в. А Новое время начинается в конце XVII в. с правлением Петра I. Внутри эпохи выделяются обособленные периоды:

  • IX–XII вв. — существование централизованного Киевского государства.
  • XII–XIII вв. — начало феодальной раздробленности и попадание части земель под власть монголо-татарского ига.
  • XIV–XVII вв. — становление и развитие русского государства с центром в Москве.

Характеристика эпохи

Так хронологически выглядит средневековье, временные рамки связаны с событиями, повлекшими за собой необратимые изменения. В конце V в. варварские орды ворвались в Рим – главный оплот античной цивилизации на то время, а в начале VI в. прекратила существование последняя античная школа философии.

Ключевая характеристика Раннего средневековья – это разложение родоплеменных отношений у варварских племен Европы и образование феодальных, что к концу периода приводит к формированию централизованных государств и правящих династий. Коренным образом меняется суть экономических отношений в средние века. Пространственные, временные рамки эпохи прочно связаны с распространением христианской религии, которая стала в духовном плане отражением феодализма, как язычество было в свое время характерно для общинно-родового строя.

Относительно славянских племен все вышеперечисленные черты просматриваются в их истории отчетливо только с IX в., когда происходит установление государства с центром в Киеве. Приблизительно в то же время на русские земли проникает из Византии христианство восточного (православного) обряда, и к рубежу тысячелетия приобретает статус официальной религии.

Классическое средневековье

Высокое средневековье (временные рамки XI–XIV вв.) начинается в Западной Европе со становления государства Карла Великого и характеризуется укреплением позиций католической церкви, ее доминантной ролью на всех уровнях человеческой деятельности — от политики до повседневного быта. В системе образования господствует схоластическое учение, мировоззрение и материальная культура глубоко религиозны.

Христианство определяет и русское средневековье, временные рамки которого, как и событийное содержание периодов, очень отличаются от западноевропейских. К XII в. православие стало не только официальной государственной религией: последние язычники, верующие в древних славянских богов, оставались разве что в глухих лесных районах и не представляли угрозы существованию централизованного государства. Но феодальные междоусобицы, сотрясавшие больше или меньше любое государство в средние века (временные рамки на Руси — XII–XIII вв.), ослабили Киевское государство и сделали его легкой добычей для пришедших с востока орд кочевников монголо-татар. Таким образом, укреплению авторитета церкви способствовала и внешняя угроза в л

greecehist.ru

Хронологические рамки средневековья: V-ХVII вв.

В отечественной историографии нижней границей средних веков традиционно считается V в.н.э. – падение Западной Римской империи, когда ушла в прошлое античная цивилизация; верхней – ХVII в., когда в Англии (1640-1660 гг.) произошла буржуазная революция.

В период раннего средневековья (V – середина ХI вв.)происходило формирование феодального строя.

В странах Европы в этот период:

— Шел процесс зарождения и развития феодальной собственности на землю

— Формировались классы землевладельцев и зависимых от них крестьян

— Создавались раннефеодальные государства в форме крупных, но непрочных государственных объединений (подобных империи Карла Великого).

— Большую роль в странах Западной Европы играла церковь. Без участия папы и епископата не совершалось ни одного крупного события.

Период классического средневековья (ХI-ХV вв.) характеризовался расцветом аграрного общества в Западной Европе:

— Появляются и развиваются города, формируется светская городская культура

— Формируются сословнопредставительные монархии.

— В конце периода в городах Италии зарождается новая культура – культура Возрождения или гуманизма.

Позднее средневековье ХVI-ХVII вв. Содержание этого периода:

— Разложение феодализма,

— Возникновение и развитие предпосылок, необходимых для перехода к капиталистическому способу производства.

— В политической области происходило становление национальных государств. На смену сословно-представительных приходят абсолютные монархии.

 

В течение столетий средневековая Европа развивалась крайне медленно, находясь под жесткой церковно-идеологической опекой. ХII-ХVII вв. средневековая Европа прошла через процесс реконструкции всех сторон

общественной системы, которая получила название модернизации.

Задачи в ходе европейской модернизации:

1. В социальной области – индивидуализация общества, четкая специализация людей, общественных и государственных институтов по видам деятельности. Судьбу человека, его место в обществе должны определять его квалификация, образование, деловые качества, усердие.

2. В экономической области – распространение частной собственности, рыночных отношений, постепенный переход к фабрично-заводскому, индустриальному производству, создание самоподдерживающейся

(рыночной) экономики.

3. В политической сфере – переход к светскому государству, введение разделение властей, включение населения в политический процесс (через выборы, партийную деятельность и т.п.).

4. В культурной и духовной областях – рационализация сознания, секуляризация (переход от церковного образования к светскому), распространение грамотности, свобода мысли и творчества, религиозная терпимость и свобода совести.

 

И как результат модернизации средневековой Европы увеличился разрыв в уровнях развития с Востоком в политической и социально-экомической областях. Запад, набрав колоссальный темп развития, эксплуатируя весь мир как колониальную периферию, далеко вырвался вперед.

 

2. Образование Древнерусского государства. Роль христианизации Руси.

 

Возникновение государственности у славян относится к эпохе раннего средневековья. На уровень государственности вышли кочевники причерноморских степей — скифы во второй половине 1 тыс. до н.э., но их держава пала под натиском других ираноязычных кочевников-сарматов.

Это было время, когда ушла в прошлое геополитическая структура Европы, включавшая в себя Римскую империю на юге и западе континента и варварские племена (германские, славянские, балтские, финно-угорские, иранские) на севере и востоке. Новая этническая и политическая карта Европы формировалась как результат миграционного движения этих племен, получившего название Великого переселения народов (IV-VIII вв.). Главными действующими лицами в нем были германцы и славяне.

Германцы завоевали территории Римской империи в Западной Европе. Здесь в V-VII вв. сложились так называемые “варварские” королевства и стало формироваться феодальное общество.

Славяне до Великого переселения народов занимали, по-видимому, территорию от Верхнего Одера до Среднего Днепра.

Расселение славян происходило в VI-VIII вв. по трем основным направлениям :

— на юг (на Балканский полуостров),

— на восток и север по восточноевропейской равнине,

— на запад, в среднее Подунавье и Междуречье Одера и Эльбы.

Результатом расселения стало разделение славянства на три ветви: южную, восточную и западную.

В эпоху расселения у славян происходило разрушение родоплеменного строя, формировались территориально-политические общности -племенные княжества и их союзы. Летопись сохранила предание о княжении в VI в. в Среднем Поднепровье братьев Кия, Щека, Хорива.

 

Образование государства у восточных славян явилось закономерным итогом длительного процесса разложения родоплеменного строя и перехода к классовому обществу.

 

Зародышевую форму государственности представляли собой восточнославянские союзы племен, которые объединились в суперсоюзы, правда, непрочные. Одним из таких объединений был, по- видимому, союз племен во главе с князем Кием (VI в.).

Согласно “Повести временных лет”, русская княжеская династия берет свое начало в Новгороде. В 859 г. северные славянские племена, платившие тогда дань варягам, или норманнам (по мнению большинства историков были выходцами из Скандинавии), изгнали их за море. Однако вскоре после этих событий в Новгороде началась междоусобная борьба. Чтобы прекратить столкновения, новгородцы решили пригласить варяжских князей как силу, стоящую над противоборствующими группировками. В 862 г. князь Рюрик и его два брата были призваны на Русь новгородцами, положив начало русской княжеской династии. Рюрик стал княжить в Новгороде, Синеус — на Белоозере, а Трувор — в Изборске.

 

После смерти Рюрика (879 год) стал княжить Олег, опекун малолетнего Игоря. В 882 году он захватил Киев, тем самым объединив два суперсоюза в одно государство, и перенес в Киев столицу.

 

Территории в рамках единого раннефеодального государства, управляемые князьями-вассалами киевского правителя, получили наименование волость. Государство же в целом в Х в. носило название “Русь” и “Русская земля”. Такая структура государства сложилась к концу Х в., в эпоху киевского княжения Владимира Святославовича.

 

Христианство на Руси.

Торговля с Грецией облегчала для Руси знакомство с Христовою верою. В то время в Византийской империи произошло восстание войска под предводительством полководца Варды- Фоки. Греческое правительство, не располагая силами, искало помощи у киевского князя Владимира. Союз был заключен (987): Владимир соглашался послать свои войска в помощь Византии, за что получил бы руку греческой царевны Анны, а сам обязался принять христианство. Благодаря русскому вмешательству мятеж был подавлен и Варда-Фока погиб (988). Но византийцы после победы не исполнили своих обещаний, данных Владимиру. Тогда Владимир начал войну с греками, осадил и взял Корсунь — главный греческий город в Крыму — и настоял на исполнении греками договора. Он принял христианство и получил в супружество царевну Анну.

Возвратившись из корсунского похода в Киев с греческим духовенством, Владимир 22 июля 988 г. начал обращать киевлян и всю Русь к новой вере.

 

Последствия принятия Русью христианства :

 

1.Из Греции пришла на Русь иерархия: в Киеве стал жить русский митрополит, поставленный Константинопольским патриархом; в других городах были поставлены подчиненные митрополиту епископы (на первых порах их было пять, потом число их дошло до пятнадцати). Власть митрополита простиралась на всю Русь и объединяла все духовенство страны.

2. Вместе с христианством на Русь пришла письменность, а с нею книжное просвещение. Богослужебные и священные книги принесены на Русь на славянском языке. Тотчас по крещении на Руси возникают школы с учителями священниками и появляются книжники .

3. Церковь старалась поднять значение княжеской власти.

4.На Руси церковь образовала особый союз- церковное общество. В состав его вошло духовенство, затем люди, которых церковь опекала и питала, и, наконец, люди, которые служили церкви и от нее зависели.

5. Церковь влияла на улучшение семейных отношений и вообще нравственности в русском обществе. На основании греческого церковного закона, все проступки и преступления против веры и нравственности под-

лежали суду не княжескому, а церковному.

6. В особенности восстало духовенство против грубых форм рабства на Руси.

7. Христианская вера на Руси совершила переворот в области пластического искусства. Языческая Русь не имела храмов и довольствовалась изваяниями идолов. Христианство повело к созданию громадных каменных храмов в главнейших городах.

 

 

№3 Политический строй и социальная структура в раннефеодальном обществе Древнерусского государства.

Политический строй древней Руси IX-Х вв. характеризовался как раннефеодальная монархия. Во главе государства стоял Киевский князь, называвшийся великим князем. Князь управлял при помощи совета из других князей и дружинников. Несколько позже эта форма правления вошла в историю Руси под названием боярская дума. Сбор дани и судебных пошлин осуществлялись княжескими дружинниками. Князь властвовал и управлял не безраздельно. Княжеская власть была ограничена элементамисохранившегося народного самоуправления. Активно действовало народное собрание – вече – в IX-XI вв. Феодализм характеризуется полной собственностью феодала на землю и неполной на крестьян, по отношению к которым он применяет различные формы экономического и внеэкономического принуждения. Зависимый крестьянин обрабатывает не только землю феодала, но и свой земельный участок, который он получил от феодала или феодального государства, и является собственником орудий труда, жилища и т.д. Категории населения. Однако в этот период оставалось довольно значительное количество свободных людей, зависимых лишь от государства. Источники периода Киевской Руси называют зависимых от государства и великого князя общинников людьми, или смердами. Основной общественной ячейкой земледельческого населения продолжала оставаться соседская община вервь. Человек, порвавший связи с общиной и не пользовавшийся ее покровительством, назывался изгоем. Распространенным названием временно зависимого крестьянина был закуп. Так называли человека, получившего от земледельца купу — помощь в виде участка земли, денежной ссуды, семян, орудий труда или тягловой силы и обязанного вернуть или отработать купу с процентами. Рядович — человек, заключивший с феодалом определенный договор — ряд и обязанный выполнить различные работы согласно этому ряду. Рабы назывались холопами или челядью. Холопы обычно использовались в качестве домашних слуг. Довольно большой группой населения Руси были ремесленники. С ростом городов, развитием ремесленничества связана деятельность такой группы населения, как купцы. Древнейшие города возникали чаще всего на важнейших торговых путях. Одним из таких торговых путей был путь из «варяг в греки «. Необходимо выделить и такую группу населения Древней Руси, как дружинники («мужи»). Дружинники жили на княжеском дворе, участвовали в военных походах, в сборе дани. Княжеская дружина — это составная часть аппарата управления. Наиболее приближенные дружинники (старшие) составляли постоянный совет, «думу«. Они именовались боярами. Младшие дружинники исполняли обязанности судебных исполнителей, сборщиков штрафов и т.д. Княжеские дружинники составляли основу нарождавшегося класса феодалов.

 

4 Русская земля 12-13вв. Русь удельная

Начиная с 12 века Русь вступила в период политической раздробленности, продолжавшейся до конца 15 века. К середине 12 в. выделилось 15 княжеств, а к началу 13 в. – около 50-ти.Феодальная раздробленность на Руси явилась закономерным итогом экономического и политического развития раннефеодального общества.

Причины раздробленности:

1. оседание князя и дружины на землю.

2. оформление института феод. иммунитета.

3. оформление института наследства на землю.

4. вотчина – крупный хоз. комплекс.

5. полит. независимость отдельных княж. от Киева.

6. князь – расцвет своей территории.

7. Внешне распад Киевской Руси выглядел как раздел территории Киевской Руси между различными членами разросшейся княжеской семьи.

По сложившейся традиции местные престолы занимали, как правило, только потомки дома Рюрика. На Руси существовал обычай родового старшинства (родовое наследие). По родовому наследию великому князю наследовал не его сын, а его брат, старший после него, а если не было в живых его братьев, то его старший племянник, т.е. сын старшего брата. Как известно, Ярослав Мудрый, умирая (1054), разделил землю таким образом : стар­шему сыну Изяславу дал Киев и Новгород, второму сыну Святославу -Чернигов, третьему — Всеволоду — Переяславль (недалеко от Киева), четвертому — Вячеславу — Смоленск, пятому — Игорю — Владимир-Волынский. Борьба между потомками Ярослава, пользовавшимися поддержкой местного боярства, привела к возникновению системы обособившихся княжеских владении, признанной Любечским съездом князей в 1097 г. Любечский съезд князей постановил решение о князьях, чтобы каждый из них «держал отчину свою».

В середине XII в. Русь входит в период феодальной раздробленности. На некоторое время эти усобицы удалось остановить благодаря деятельности Владимира Мономаха (1113-1125) и его сына Мстислава Великого (1125-1132). Это было временем восстановления единства Древнерусского государства. После смерти Мстислава вместо единой державы возникло три основных центра, каждый из которых оказывал решающее влияние на политическую жизнь в соседних с ними землях и княжествах: Владимиро-Суздальская земля, Галицко-Волынская земля; Новгородская феодальная республика. В каждой земле были свои старшие, или великие, князья, и свои младшие, или удельные князья. Владимиро-Суздальская земля занимала междуречье Оки и Волги. Начало установления самостоятельности Ростово-Суздальской земли произошло в правление одного из младших сыновей Владимира Мономаха — Юрия Владимировича Долгорукого (1149 -1155), сделавшего своей столицей Суздаль. При Юрии Долгоруком был основан ряд новых городов, в том числе впервые под 1147 г. в летописи упоминается Москва. Юрий Долгорукий постоянно пытался захватить в свои руки киевский престол. В конце жизни ему удалось овладеть Киевом, но поддержкой местного населения он не пользовался. Старший сын Юрия Долгорукого — Андрей Боголюбский (1157-1174), перенес свою столицу во Владимир-на-Клязьме, откуда проводил энергичную политику по укреплению сильной княжеской власти. В результате сговора знати и представителей ближайшего окружения князя возник заговор, и в 1174 г. Андрей Юрьевич был убит в своей резиденции Боголюбове (близ Владимира). После смерти Андрея Боголюбского в результате междоусобицы на престоле оказался его младший брат — Всеволод, окончательно закрепивший за Владимиром-на-Клязьме статус главной княжеской столицы. Правление Всеволода «Большое Гнездо» (1176-1212) было периодом наивысшего политического могущества Владимиро-Суздальского княжества. Но когда в 1212г. он умер, поделив княжество на 8 частей, м/у его наследниками возникла междоусобная война. В 1238 г. земли княжества были опустошены монголо- татарским войском.

Территория Галицко-Волынской земли простиралась от Карпат до Полесья, захватывая течения рек Днестра, Прута, Западного и Южного Буга, Припяти. Возвышение Галицкого княжества началось во второй половине XII в. при князе Ярославе Осмомысле (1152-1187). После начавшейся с его смертью смуты на галичском престоле сумел утвердиться волынский князь Роман Мстиславич, который в 1199 г. объединил Галицскую землю и большую часть Волынской земли в составе одного княжества. Ведя ожесточенную борьбу с местным боярством, Роман Мстиславич пытался подчинить себе и другие земли Южной Руси. После смерти в 1205 г. Романа Мстиславича его наследником стал старший сын Даниил (1205-1264). После смерти Даниила Романовича его преемники не смогли противостоять распаду Галицко-Волынского княжества. К середине XIV в. Волынь была захвачена Литвой, а Галицкая земля — Польшей.

 

Новгородская земля с самого начала истории Руси играла в ней особую роль. Экономический рост Новгорода подготовил необходимые условия для его политического обособления в самостоятельную феодальную боярскую республику в 1136 г. За князьями в Новгороде остались исключительно служебные функции. Право князей на суд было ограничено, покупка ими земель в Новгороде запрещена, получаемые ими доходы с определенных за службу владений строго фиксированы. С середины XII в. новгородским князем формально считался великий князь Владимирский, но до середины XV в. он не имел возможности реально влиять на положение дел в Новгороде. Высшим органом управления Новгорода являлось вече, реальная власть была сосредоточена в руках новгородского боярства. Из среды и под контролем боярства осуществлялось избрание на посты посадника (главы городского управления) и тысяцкого (главы ополчения). Под боярским влиянием происходило замещение поста главы церкви — архиепископа. В ведении архиепископа находилась казна республики, внешние сношение Новгорода, право суда и пр. Исторически сложившаяся обособленность Новгорода от других земель имела важные политические последствия.

 




infopedia.su

Культура Древней Руси — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Культура Древней Руси (или Культура Средневековой Руси) — культура Руси в период Древнерусского государства с момента его образования в IX веке до татаро-монгольского нашествия (1237—1240 годы).

О существовании у восточных славян письменности в дохристианский период свидетельствуют многочисленные письменные источники и археологические находки.[1] Создание славянской азбуки связывают с именами византийских монахов Кирилла и Мефодия. Кириллом во второй половине IX века был создан глаголический алфавит (глаголица), на котором были написаны первые переводы церковных книг для славянского населения Моравии и Паннонии. На рубеже IX—Х веков на территории Первого Болгарского царства в результате синтеза издавна распространенного здесь греческого письма и тех элементов глаголицы, которые удачно передавали особенности славянских языков, возникла азбука, получившая позднее название кириллица. В дальнейшем этот более легкий и удобный алфавит вытеснил глаголицу и стал единственным у южных и восточных славян.

Крещение Руси способствовало широкому распространению и быстрому развитию письменности и письменной культуры. Существенное значение имело то, что христианство было принято в его восточном, православном варианте, допускавшем, в отличие от католичества, богослужение на национальных языках. Это создавало благоприятные условия для развития письменности на родном языке.

Развитие письменности на родном языке привело к тому, что русская церковь с самого начала не стала монополистом в сфере грамотности и образования. О распространении грамотности среди слоев городского населения свидетельствуют

ru.wikipedia.org

5. Причины, характерные черты и хронологические рамки политической раздробленности на Руси. Сравнительная характеристика центров удельной Руси.

 В 30-40-х гг. XII в. князья перестают признавать власть киевского князя. Русь распадается на отдельные княжества («земли»). За Киев началась борьба разных княжеских ветвей. Сильнейшими землями были Черниговская, Владимиро-Суздальская, Галицко-Волынская. Их князьям подчинялись князья, чьи владения (уделы) входили в состав крупных земель. Предпосылками раздробленности считаются рост местных центров, уже тяготившихся опекою Киева, развитие княжеского и боярского землевладения.

Владимирское княжество возвысилось при Юрии Долгоруком и его сыновьях Андрее Боголюбском (ум. 1174) и Всеволоде Большое Гнездо (ум. 1212). Юрий и Андрей не раз захватывали Киев, но Андрей, в отличие от отца, посадил там брата, а не княжил сам. Андрей пытался править деспотическими методами и был убит заговорщиками. После смерти Андрея и Всеволода вспыхивали распри между их наследниками.

Галицкое княжество усилилось при Ярославе Осмомысле (ум. 1187). В 1199 г., когда умер бездетным сын Ярослава Владимир, Галич захватил Роман Волынский, а в 1238 г. после долгой борьбы сын Романа Даниил. На развитие этой земли влияли Польша и Венгрия, активно вмешивавшиеся в местные распри, а также боярство, куда более влиятельное и сильное, чем в других княжествах.

Новгородцы в 1136г. изгнали князя Всеволода и стали с тех пор приглашать князей по решению веча. Реальная власть находилась у бояр, чьи группировки боролись между собою за влияние. Та же ситуация была и во Пскове, зависевшем от Новгорода.

В 1170-х гг. усиливается половецкая опасность. Южные князья во главе со Святославом Киевским нанесли им несколько поражений, но в 1185 г. был разбит и пленен половцами Игорь Новгород-Северский, кочевники разорили часть южной Руси. Но к концу века половцы, распавшись на множество отдельных орд, прекратили набеги.

 ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЕ КНЯЖЕСТВО, крупнейшее государственное образование в Северо-Восточной Руси 10-13 веков, в междуречье Оки и Волги. До 10 века почти все эти земли были заняты финно-угорским племенем меря. Колонизация края ильменскими словенами и кривичами, начавшаяся в конце 10 века, привела к обрусению мери и формированию великорусской народности.

Водные пути связывали край с Волжско-Камской Булгарией и странами Востока, с путем «из варяг в греки», с Киевской Русью и Новгородом. На пересечении торговых путей в 10-11 веках выросли города Ростов, Белозерск, Ярославль, Муром, Суздаль. Роль административного центра начал играть Ростов. В городах Северо-Восточной Руси высокого уровня развития достигло ремесло: обработка железа и других металлов, гончарное производство, строительное дело. Связь Ростовского края с Киевской Русью выражалась в уплате дани великим киевским князьям. Местные дружины участвовали в походах князя Олега на Киев (около 882) и Царьград (907). Позднее в Ростове княжили сыновья киевского князя Владимира Святославича Борис и Ярослав, в Муроме — Глеб. Формирование местной землевладельческой верхушки, рост феодальных отношений, закабаление сельского населения вызвали восстания смердов (1024). По разделу Киевской земли между сыновьями Ярослава (1054) Ростовская земля досталась Всеволоду Ярославичу. В это время возвышается Суздаль, куда Владимир Мономах с переходом края в 1093 в его владение сажал князьями своих сыновей — Ярополка, затем Юрия. В Суздаль переходит из Ростова и летописание. В 1108 году Владимир Мономах основал крепость на реке Клязьме — Владимир.

Юрий Долгорукий укреплял свое княжество и оборонял его от нападений булгар. При нем началась борьба княжеской власти с местной боярской знатью. В ходе этой борьбы выросли новые княжеские города и крепости (Конятин в устье Нерли в 1134, Переяславль и Юрьев в 1152, Дмитров в 1154). В 1147 году была основана Москва (постройка укреплений в 1156). Постройка в новых городах белокаменных храмов положила в 12 веке начало владимиро-суздальской школе зодчества. Новые города, населенные зависимым от князя военным и торгово-ремесленным людом, становятся опорой княжеской власти. После длительной военной и дипломатической борьбы Юрий добился киевского престола (за что и был прозван Долгоруким).

Его сын Андрей Боголюбский (1157-74) продолжал политический курс отца на усиление княжеской власти и гегемонию Владимиро-Суздальского княжества на Руси. Ее центром он считал не Киев, а Владимир, который сделал столицей княжества (1157), расширил городские укрепления, застроил белокаменными зданиями. В 10 км от столицы, в устье Нерли, была сооружена княжеская резиденция Боголюбово. При Андрее выдвинулось много преданных князю младших дружинников, получавших от него в условное владение земли (милостьники, дворяне). В княжеских городах, особенно во Владимире, умножилось торгово-ремесленное население. С середины 12 века владимирский князь признается великим князем. Организовав поход на Киев и разгромив его (1169), Андрей посадил там князем брата Глеба. Походом на Новгород (1170) Андрей заставил Новгород временно подчиниться своей власти и сменить князя и посадника. Андрей Боголюбский вел борьбу за приоритет Владимира в церковных делах, пытаясь организовать независимую от Киева митрополию. Духовенство Владимира усиленно создавало местные «святыни» и прокламировало особое небесное покровительство делам князя-«самовластца». В среде «милостьников» было создано литературное произведение светского характера «Слово Даниила Заточника». Искусство и архитектура при князе Андрее достигли своего расцвета. Однако в условиях раздробленности на Руси, слабости городов и экономических связей между княжествами централизаторская политика Андрея Боголюбского не могла привести к прочным результатам: в 1174 он пал жертвой боярского заговора. Убийство Андрея Боголюбского послужило поводом к народному восстанию, продолжавшемуся пять дней. Боярская знать при поддержке рязанского князя Глеба хотела утвердить на владимирском престоле угодных ей князей, однако братья Андрея — Михаилка (умер 1176) и сменивший его Всеволод Большое Гнездо (1176-1212) одержали верх. Тонкий дипломат и искусный политик, Всеволод продолжал политическую линию отца и брата, успешно боролся с сепаратизмом местной знати. В результате походов 1177, 1180, 1187, 1207 было сломлено сопротивление Рязани. В Южной Руси Всеволод усиливал свое влияние с помощью дипломатических интриг, вмешивался во внутренние дела южных княжеств, и ссорил князей между собой, что привело к новому разгрому Киева (1203). Высокий авторитет Всеволода отражен в «Слове о полку Игореве». Летописцы называли его «великим», князья — «господином»; его волю исполнял киевский митрополит.

В 1211 году Всеволод созвал совещание представителей от всех городов Владимиро-Суздальского княжества, которое утвердило передачу княжения его сыну Юрию. Но после смерти Всеволода (1212) ростовское боярство и киевский князь Мстислав Удалой посадили на владимирский престол старшего брата Юрия — Константина. Тот разделил княжество между братьями. Так образовались новые Ростовское, Ярославское, Переяславское княжества. После смерти Константина (1218) Юрий вернулся во Владимир, восстановил господствующее положение владимирского княжества и его авторитет на Руси. Он нанес крупное поражение булгарам (1220), основал в устье Оки Нижний Новгород (1221). Было укреплено владимирское влияние и в Великом Новгороде, где брат Юрия Ярослав активно противодействовал натиску немецких рыцарей и литовских князей на Северную Русь.

Владимиро-Суздальское княжество занимает важное место в истории русского народа. Перенесение политического центра Руси во Владимир сыграло большую роль в последующем образовании великорусской народности и русской нации. В Северо-Восточной Руси была начата борьба за объединение Руси под главенством владимирских князей. В 13-14 веках титул владимирского великого князя считался главным в Северо-Восточной Руси. В 1238 году орды Батыя разгромили Владимиро-Суздальское княжество, опустошили и сожгли его города. Но монголо-татарское иго не смогло уничтожить культурных и политических традиций Владимирской земли. Они были сохранены, восприняты и развиты в процессе «собирания Руси» Москвой в 14-15 веках

НОВГОРОДСКАЯ РЕСПУБЛИКА, государство на севере Руси в 12-15 веках со столицей в Великом Новгороде. Тенденция к обособлению от Киева в Новгороде проявилась уже в начале 11 века. Движение к самостоятельности возглавило новгородское боярство, поддержанное городским населением, обязанным платить дань и поставлять войска для походов киевского князя. В начале 12 века Новгород уже приглашал князей без согласования с киевским великим князем. В 1136 году боярство и купеческая верхушка на волне широкого движения городских низов, добились политической самостоятельности.

Значительные торгово-ремесленные посады существовали в старинных городах Новгородской земли — Старой Руссе, Ладоге, Торжке, Кореле, Орешке. Эти города имели самоуправление и считались пригородами (вассалами) Великого Новгорода. В 12-13 веках в состав Новгородской республики входил Псков, который стал обособляться с середины 13 века. Юридически его независимость от Новгорода была признана Болотовским договором 1348 года.

В 12-15 веках происходило расширение территории Новгородской республики в восточном и северо-восточном направлении. Осваивались Обонежье, Подвинье, берега Белого моря. Югорские племена, жившие на Северном Урале, уплачивали дань Великому Новгороду. Северные владения, богатые пушниной, морским зверем, рыбой, солью, имели большое экономическое значение для Новгорода.

Высшим органом власти Новгорода являлось вече, на которое могло собираться как городское, так и свободное сельское население. Оно избирало из среды боярства посадника, тысяцкого и даже архиепископа (с 1156). Во главе исполнительной власти стоял архиепископ, к которому перешла значительная часть земель и доходов киевского князя. В его ведении находились казна, внешние сношения, суд. В повседневных делах участвовало торгово-ремесленное население Новгорода, которое имело свои объединения — кончан (жителей «концов» города), уличан (жителей улиц), сотен, в том числе купеческих. С середины 12 века кончанские и уличанские старосты стали скреплять своими печатями грамоты Новгородской республики. Новгородский князь приглашался вечем, которое с ним заключало договор («ряд»), который защищал интересы новгородских бояр. Функции князя в Новгороде были ограничены, прежде всего, он был военачальником. Лимитировано было право князя судить, его резиденцию перевели из центра Новгорода (Детинца) за город (на Городище). С середины 13 века, с Александра Невского, новгородскими князьями становились обычно владимирские великие князья.

Новгородская республика вела борьбу с агрессией шведских и немецких захватчиков. Шведы с середины 12 века начали захват финских земель, население которых платило дань Новгороду. Немецкие феодалы с конца 12 века вели завоевание Прибалтики. С середины 12 века до середины 15 века Новгород вынужден был 26 раз воевать со Швецией и 11 раз с Ливонским орденом. Воспользовавшись Батыевым нашествием немцы, шведы и датчане в начале 1240-х годов активизировали агрессивные действия, перенеся их на территории Новгородской земли. Но их походы окончились провалом (Невская битва, Ледовое побоище). Новгородское войско отразило и последующие походы шведов и немцев. Новгородскую республику миновали ужасы монголо-татарского нашествия, но она признала себя зависимой от Золотой Орды и платила ей дань.

С 14 века начинаются попытки Твери, Москвы и Литвы подчинить Новгород своей власти. Тверской князь Михаил Ярославич, став владимирским великим князем, прислал в Новгород наместников без предварительных сношений с новгородцами. Стремились ограничить самостоятельность Новгорода и московские князья, занимавшие великокняжеский стол. Острый конфликт между Новгородом и Москвой возник в 1397 году, когда Москва захватила Двинскую землю. К середине 15 века Новгородская республика стала препятствием на пути процесса ликвидации раздробленности на Руси. Часть крупного боярства, не желая расставаться с привилегиями, добивалась перехода Новгорода под власть Литвы, сформировала литовскую партию. В 1470 году по ее инициативе новгородцы пригласили на княжение из Литвы князя Михаила Олельковича, новгородское правительство вело переговоры о союзе с литовским великим князем Казимиром IV. Вопрос о переходе в подданство к Литовскому государству вызвал в Новгороде волнения. Московская великокняжеская власть использовала в своих интересах обострившиеся противоречия в Новгороде и тяготение низов к прекращению усобиц. Победа московские войска в битве на реке Шелони в 1471 году предопределила ликвидацию политической самостоятельности Новгорода. В 1478 году московское войско осадило Новгород и Новгородская земля вошла в состав Русского централизованного государства.

Основой хозяйства Новгородской республики в 12-15 веках были земледелие и скотоводство. Широкое распространение имели охота, бортничество, рыболовство. В большинстве районов промыслы сочетались с земледелием. Районами исключительно промыслового хозяйства являлись северо-западное побережье Белого моря и наиболее удаленные земли корелы и саамов. На побережье Финского залива добывали железо. В Старой Руссе и некоторых других местностях занимались солеварением. Важное хозяйственное значение имели льноводство и разведение хмеля. Продукты сельских промыслов — пушнина, воск, мед, рыба, ворвань, сало, лен, хмель — в шли на рынок, вывозились в русские города и за границу. Новгородские купцы вели торговлю со Швецией и с городами Германии и Дании.

К 14-15 векам 30-40 именитых боярских фамилий сосредоточивали в своих руках более половины новгородских частновладельческих земель. Огромные земельные владения служили материальной базой, обеспечивавшей господство бояр. С боярами соперничал новгородский Дом святой Софии — главное церковное учреждение Великого Новгорода. Его вотчины располагались в экономически наиболее развитых районах Новгородской земли. Крупными земельными собственниками были привилегированные монастыри: Юрьев, Аркажский, Антониев. Более мелкими, чем бояре, землевладельцами были житьи люди. Непривилегированные мелкие вотчинники назывались своеземцами. Во всех категориях землевладения основной формой эксплуатации крестьян была оброчная система. Владельческое хозяйство было невелико и обслуживалось преимущественно холопами, количество которых постоянно сокращалось. Ко второй половине 15 века наряду с натуральным оброком существенное значение стали приобретать денежные платежи. Однако процесс развития товарно-денежных отношений затронул лишь отдельные стороны хозяйства (преимущественно промыслы). Вемлевладельцы стремились юридически прикрепить крестьян к земле. К началу 14 века из среды зависимого крестьянства выделились отдельные категории (давние люди, половники, поручники, должники), которые лишились права ухода от своих владельцев. Бояре и монастыри стремились ограничить право перехода крестьян.

Источники отмечают около 80 крупных выступлений городских низов Новгорода, нередко выливавшихся в вооруженные восстания. Наиболее крупные городские восстания (1136, 1207, 1228-1229, 1270, 1418, 1446-1447) охватывали также крестьянские массы. Побеги, отказ от уплаты повинностей были частым явлением в 12-15 веках. В Новгородской земле возникли первые ереси.

Высокая культура Новгородской республики развилась на основе древнерусской культуры. В 12-15 веках она обогатилась местными самобытными чертами. В Новгородской земле сложились былины о Василии Буслаеве и Садко (очевидно, в 14 в.), отразившие пору. В устных народных поэтических произведениях отражен быт древнерусского торгового города, богатство и величие самостоятельного Новгорода. Среди новгородского населения значительное распространение получила грамотность. При раскопках в Новгороде найдено множество берестяных грамот, в том числе десятки грамот, содержащих переписку простых людей. Новгород был крупнейшим центром русского летописания.

studfiles.net

Древняя Русь в X-XII вв.

Тема: “Древняя Русь в X-XII вв.”

Оглавление

Введение

1. Социально-экономический строй Древней Руси

2. Общественно-политическая жизнь Древней Руси

Заключение

Литература

Введение

Именно с конца IX в. можно говорить о начале сложения большого государства, которое получило название Русь и появилось в результате прежде всего объединения двух главных политических центров восточных славян — южного с Киевом и северного с Новгородом. Период с X по XII вв., несомненно, очень значимый в истории Руси, изучение оного дает возможность разобраться в особенностях становления русского государства. Кроме того, он объясняет некоторые причины отличия исторического развития Руси от других древних государств.

Задачами нашей работы является рассмотрение комплекса различных аспектов жизни Руси X-XII вв. сквозь призму государственных проблем и сторон жизни непосредственно русского народа.

В контексте мировой истории следует отметить следующий момент — в становлении государственности Русь заметно отставала от передовых стран Западной Европы, но шла вровень (или даже опережая) со странами Восточной Европы, Скандинавии и Балканского полуострова. Русь напоминала раннюю Францию по длительному существованию мощной крестьянской общины. Однако на Руси свободное крестьянство, хотя и являлось частью общерусского войска в масштабных походах, не стало постоянной основой армии, как у франков, поскольку эти походы были лишь эпизодическими. Между тем как франкское общество, так и германское взросли на перманентных завоеваниях. Именно завоевания и стали в известной мере, наряду с влиянием феодализирующейся античной социально-экономической структуры, материального производства и духовной культуры, доставшейся франкам, лангобардам от античного мира, мощным катализатором и ускорителем общественного прогресса западных «варварских» государств. Бурный мир Запада, полный социальных и политических катаклизмов, не мог не торопить события. Русь в этом смысле не имела экспансионистских стимулов таких масштабов. Потому и рост служилой знати шел здесь более медленными темпами, потому и поместье не было поставлено в повестку дня и крестьянство надолго оставалось в состоянии относительной свободы, и не было охвачено так быстро феодальным поместьем, а потом вотчиной, как на Западе. Да и само формирование земельного фонда феодалов на Руси шло в основном за счет экспроприации социальной верхушкой земель разлагающейся сельской общины, а также за счет расхищения ее князьями, дружиной, церковью.

древний русь государственный экономический социальный

1. Социально-экономический строй Древней Руси

С распадом родовых связей ремесленники оседают в городах, составляя значительную часть посадского населения. Впрочем, от сельского хозяйства русские ремесленники так и не отрываются даже и в более поздние времена. С древнейших времен основным предметом восточнославянского экспорта были предметы промыслов: мех, воск, мед и др. В большом количестве вывозились рабы — добыча в бесчисленных войнах. Ввозились предметы роскоши: дорогие ткани, украшения, вина и т.д.

Экономика, как известно, особенно в древних обществах, тесно связана с социальной структурой и с собственностью на землю. Считают, что зарождение крупного феодального землевладения, начинается с X в., феодализм, постоянно развиваясь в Киевской Руси в XI-XII вв., приводит к феодальной раздробленности.

Славяне в X в. уже жили не родовым строем, и объединяющим началом была сельская община или зарождающийся город. Согласно новейшим исследованиям, города как такового, т.е. экономического центра, на Руси до конца X в., вероятно, еще не было. Древнерусский термин «град» означал огороженное место, укрепление, которое естественно являлось центром группы сельских общин. Расцвет древнерусских городов падает уже на XI—начало XIII в. Более же ранние города представляли из себя либо центры местных князей, либо торговые фактории, ставшие центрами так называемого полюдья (платы соплеменников за отправление общественно полезных функций). На основе полюдья развились всякого рода кормления, которыми князья делились друг с другом и с боярами. Осуществляя в волости управление, князь или боярин получали за это плату, «кормились» за счет рядовых общинников. Институт полюдья характерен не только для Древней Руси, но известен во многих раннеклассовых обществах разных эпох. Для ранней Руси он имел исключительно важное значение, по сути дела определяя социальное лицо этого государства.

Таким образом, едва ли не главной задачей русских князей первой половины X в. была организация полюдья, а затем военно-торговых экспедиций с целью сбыта полученного в ходе полюдья добра. Эти экспедиции носили регулярный характер, и их не следует путать с большими военными мероприятиями князей Олега и Игоря, результатом которых были заключения договоров, обусловливавших регулярную торговлю. Ольга провела ряд важных реформ, из которых самая значительная — административно-налоговая: есть основания полагать, что при Ольге архаичная система полюдья, повсеместно распространенная прежде, была отменена и заменена систематической уплатой дани, которая собиралась в административных центрах (погостах) специальными чиновниками правительства (тиунами). Кроме того, Ольга прекратила внешние походы, стоившие потерь людьми, а самый буйный элемент, заинтересованный в таких походах (прежде всего наемных варягов), отправляла в качестве вспомогательных отрядов в Византию, где они сражались с арабами и прочими врагами империи. Наконец, Ольга приняла христианство, но только лично, а не в качестве государственной религии. По всей вероятности, княгиня рассчитывала, что ее примеру последуют сын и другие знатные люди. Но этого не случилось.

С начала X до середины XI стабилизировалась экономика страны, осваивались новые пахотные земли, совершенствовалось земледелие, развивались ремесла, торговые связи внутри страны и с ближайшими зарубежными соседями, появлялись новые городские центры, а многие старые города быстро набирали силу. Складывающаяся государственная власть способствовала всем этим переменам. В свою очередь прогрессивное развитие страны содействовало стабилизации власти, ее развитию и совершенствованию в связи с запросами времени.

В XI в. во главе Руси, как и прежде, стояли великие киевские князья, которые были полноправными правителями страны. Прежних мужей племенных княжений именовали боярами. Они составляли верхушку дружинного слоя, старейшую дружину. Низшим слоем была младшая дружина, где состояли люди менее знатные, более молодые. Но и те и другие являлись слугами великого князя. Они исполняли его различные поручения — в военном деле, управлении страной, суде и расправе, сборе даней и податей, в области дипломатических отношений с другими государствами.

В услужении князя были и личные слуги, личная дружина, так называемые отроки и детские. Все они были членами младшей дружины. Дружины старшая и младшая, прежде выполнявшие чисто военные функции, с конца X в. и в течение всего XI в. все более сливаются с аппаратом управления, превращаясь в рычаг государственной власти. В городах князь опирался на бояр-посадников, в армии — на воевод, тысяцких, которые также являлись, как правило, представителями видных боярских родов.

Сам же великий князь пользовался большой властью. Он руководил войском, организовывал оборону страны и направлял все завоевательные походы, нередко как верховный военачальник шел впереди своего войска. Великий князь руководил всей системой управления страной и судопроизводством. Его власть была разнообразной и комплексной.

Русь IX-XII вв., по мнению И.Я. Фроянова, переживала период перехода от родоплеменных отношений к раннеклассовым, период, который можно определить как «раннефеодальный», сходный с тем, который выделяют на материале Западной Европы. Переходному периоду соответствовал и характер социальной борьбы. Народные выступления в Киевской Руси часто не поддаются однозначной трактовке, поскольку полифоничны по характеру, что объясняется сложностью переходной эпохи. То, что мы знаем о IX—X вв., позволяет констатировать только возникновение земельных владений (личных) великого князя — княжеского домена и, возможно, местных князей. Аналогичные процессы происходят в отдельных землях Руси, где на верху социальной лестницы оказывается бывшая племенная знать, начинающая прибирать населенные земли к своим рукам. Появляются данные и о том, что княжеские дружинники также становятся владельцами земель. Зарождается и вассалитет, который, однако, в это время был связан не с земельными пожалованиями, а с предоставлением права получения дани, которая собиралась с подвластных плем

mirznanii.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *