Древняя греция от полиса к эллинистическому миру кратко: Древняя Греция. От полиса к эллинистическому миру

Содержание

Древняя Греция. От полиса к эллинистическому миру

«Две вещи делают нас похожими на бога: жизнь для процветания общества и честность». Так говорил древнегреческий мудрец Пифагор.

В ходе урока вам предстоит узнать о культуре классической Греции, кризисе полисного строя, походе Александра Македонского и его итогах, эпохе эллинизма и культуре эллинистического периода.

Культура классической Греции.

Произведения этого периода известны до сих пор, как образцы искусства. Идеалом для греков был гармоничный человек, хорошо развитый физически и являющийся образцовым гражданином. Восхищение красотой тела повлияло на тягу к пластическому искусству. Особенностью ранней скульптуры стало изображение человека, в его идеальном виде. Лицо, как правило, имело спокойное выражение, оно было лишено каких-либо эмоций, так как эмоции могли нарушить гармонию. Наиболее известные скульпторы периода – Мирон, Фидий, Поликлет.

В IV веке скульпторы начали изображать людей, увлечённых сильными эмоциями. Среди них были Скопас и Пракситель.

Свои особенности имела и архитектура. Все здания должны были быть соизмеримы с человеком, не подавлять его. Архитектор Гипподам предложил новую планировку городов. Улицы городов стали пересекаться под прямым углом. Были выделены отдельные зоны – жилых домов, административных зданий и религиозных зданий.

Главным сооружением в любом городе был храм. Наиболее известен находящийся на Акрополе Парфенон, посвящённый богине Афине. В его архитектурную основу легли дорический и ионический ордеры. Парфенон окружён колоннами – такой тип сооружения называется «периптер».

Фриз Парфенона украшен барельефами, созданными Фидием. Он же стал автором статуи Афины. Сделана она была из слоновой кости, одежда и шлем – из золота. В глаза Афины были вставлены сапфиры.

У подножия Акрополя находился театр Диониса.

Театры были особыми архитектурными сооружениями. Они состояли из театрона, скены и орхестры.

В Древней Греции существовала особая система воспитания. В первые годы мальчики и девочки росли вместе. В шесть лет мальчики отправлялись в школу, а девочки учились вести хозяйство. В школе обучали чтению, письму, счёту и грамматике. Вместо учебников использовали произведения Гомера. В палестрах и гимнасиях занимались физическими упражнениями.

В V веке появилась идея обучения всему кругу знаний, её называли энциклопедия. Наиболее известные учителя открывали свои школы. Самые известные из них это Академия Платона и Ликей Аристотеля.

В это же время зародилась история как наука. Её отцом называют Геродота. Он написал трактат, посвящённый греко-персидским войнам.

V–IV века до нашей эры стали временем расцвета греческой философии. Сократ уделял внимание познанию человеком самого себя. Он призывал своих учеников искать истину с помощью вопросов.

Сократ верил, что каждому дарована способность постичь мудрость.

Платон первопричиной всего называл идею. Именно ему удалось сформулировать принципы идеального государства. Философ утверждал, что человек не может жить вне какой-либо социально-политической системы.

Таким образом культура Древней Греции заложила основы мировой культуры, оказала влияние на все сферы искусства.

Кризис полиса.

В IV веке до нашей эры начался кризис полисного устройства, который наиболее интенсивно проявился в Афинах. Особенностью этого кризиса стало то, что проходил он в период экономического подъёма. Рассмотрим, как это произошло.

Богатство стало накапливаться в руках неграждан полиса. Они занимались ремеслом, были финансистами, ростовщиками и торговцами. Граждане не имели право это делать, работать считалось недостойным. Такая ситуация привела к обнищанию граждан полисов. Они были вынуждены продавать свои земельные владения.

Постепенно появлялись крупные земельные хозяйства метеков и вольноотпущенников, способных их скупить. Теперь, владение землёй не было показателем гражданского статуса.

Изначально в полисах существовало разделение населения – на граждан и неграждан, сторонников демократии и олигархии, аристократов и остальных людей. Новшеством стало деление на богатых неграждан и беднеющих граждан. Это привело к нарастанию недовольства в обществе, отражавшемся в нередких столкновениях, иногда даже военных.

В греческих полисах стал устанавливаться режим тирании – это форма государственного устройства, при которой управление полисом оказывалось в руках одного человека. Тиран ограничивал права и свободы людей, под контролем оказалась и частная жизнь.

Гражданское ополчение больше было не в состоянии защищать свой полис. Появилась армия наёмников.

Все эти внутренние противоречия сказались на отношениях между полисами Греции и отразились в серии войн.

В 431 году до нашей эры началась Пелопонесская война между союзами полисов. Во главе союзов стояли давние соперники – Афины и Спарта. К тому же последняя пользовалась поддержкой Персии. В результате войны на некоторый период в Греции установилась гегемония Спарты.

Афины хотели восстановить своё господство, началась Союзническая война. Однако и в ней Афины потерпели поражение.

Увлечённые борьбой между собой полисы не заметили угрозы со стороны Македонского царства.

В 338 году до нашей эры македонский царь Филипп II разгромил греческие войска. Начался период господства Македонии на этой территории.

Поход Александра Македонского.

После убийства Филиппа II, его преемником стал Александр. В 334 году он начал свой знаменитый поход против Персии, который не был легким для македонской армии.

Произошли следующие знаменитые сражения.  В 333 году до нашей эры македонское и персидское войска встретились у Исса. Долгих семь месяцев длилась осада финикийского города Тир.  1 октября 331 года до нашей эры состоялась битва при Гавгамелах.

После длительного похода в 325 году до нашей эры Александр поселился в Вавилоне и оттуда правил своей огромной империей. Итогом похода стало отмщение за покушение персов на греческую свободу.

Под властью Александра оказались огромные территории, включающие в себя разные государства и народы. Каждый из них имел свою культуру, религию, образ жизни и традиции. Именно поэтому империя Александра оказалась довольно непрочной. Привить всем единый образ жизни было сложно.

Александр основал империю полувосточного образца. И сам стал походить на восточного деспота. Он требовал всеобщего поклонения, почитания его как божества. При правителе существовал сложный церемониал.

Главным результатом военного похода стала встреча Западного и Восточного мира. Александром была предпринята попытка синтеза двух разных культур. Так началась эпоха эллинизма.

Эпоха эллинизма.

В этот период возникали новые формы политической и социальной организации.

После смерти Александра Македонского в 323 году до нашей эры его огромная империя распалась на несколько государств, во главе которых стояли диадохи.  В Македонии стал править Кассандр. Во Фракии и большей части Малой Азии – Лисимах. В Египте – Птолемей. А от Сирии до Инда простирались земли Селевка.

Однако эти государства не были стабильными. Между диадохами шла постоянная борьба. Именно так и происходило становление эллинистического мира.

Основной формой государственного устройства стали монархии, имевшие общие черты:

соединение восточных и греческих принципов управления;

сильная власть правителя;

подавление свободы населения;

поддержка торговли и хозяйственного развития;

стремление к увеличению территории;

строительство новых городов.

Крупнейшими государствами эпохи эллинизма стали: Птолемеевский Египет, Парфянское царство и империя Селевкидов.

Таким образом, эллинизм – это такой период в истории стран Средиземноморья, который длился со смерти Александра до завоевания этих земель римлянами.

Культура эллинизма.

Эллинистические культурные достижения широко распространились. В государствах преобладал греческий язык, внедрялась система воспитания эллинов.

Культурными центрами стали такие города как Пергам, Александрия, Антиохия.

Настоящим научным центром стал Александрийский Мусейон. В нем всё было создано для того, чтобы лучшие учёные со всего мира могли здесь жить и работать. Аристарх Самосский был первым, кто предположил, что Земля вращается вокруг Солнца. А ещё он сумел придумать метод, как определить расстояние от Земли до Солнца и Луны.

Выдающимися достижениями Эратосфена стали составление списка созвездий и доказательство того, что Земля имеет форму шара.

Архимед построил в Александрии планетарий. Он открыл многие законы в области физики и математики.

Постепенно наука становилась независимой от философии. Происходило соединений знаний восточных и греческих мудрецов.

В этот период был сделан значительный шаг в изучении истории. Полибий написал сочинение «Всеобщая история», состоящее из сорока книг. Свою историю он начал с покорения Испании Ганнибалом, а закончил разрушением Карфагена.

В эллинистическую эпоху новый вид приобретали города. В них строились красивые храмы и дворцы, разбивались парки, появлялись богатые дома знати. Достижения инженерной мысли позволили создать архитектурные сооружения, ставшие одними из чудес света. Фаросский маяк был высотой в 130 метров, а на его вершине горел костёр, разглядеть который можно было с расстояния в 50 километров.

Статуя бога солнца Гелиоса, находившаяся на острове Родос, известна как Колосс Родосский. Высота статуи составляла 36 метров.

Поражала изысканность архитектурных сооружений. Рассмотрим, например, Пергамский алтарь. Он предназначался для проведения богослужений под открытым небом. Знаменит его Большой фриз, изображающий битву олимпийских богов с гигантами.

В скульптуре также произошли изменения. На место статике пришла динамика. Лица приобрели эмоциональную выразительность. Фигуры изображались в движущихся позах.

Широко известна скульптура Венеры Милосской, созданная около 100 года до нашей эры. Руки скульптура утратила уже после её находки. Вероятно, это произошло во время перевозки статуи во Францию.

Менялась и философия. Мыслители стали тяготеть к космическому обобщению. Произошло это потому, что люди в эпоху эллинизма чувствовали себя гражданами большого мира. Их жизнь больше не была ограничена полисом. Философы утверждали, что жизнь человека зависит от законов космоса, некоей высшей силы.

Произошли изменения и в религии. Здесь стало преобладать восточное мировоззрение. Греческие Деметра и Рея приобрели черты восточной Великой богини-матери. Гермес стал носителем тайного знания.

В это время появилась идея об умирающем и воскресающем боге. Возник образ бога Сераписа, сочетающего в себе черты Зевса и Осириса. Он стал покровителем Александрии.

В Палестине и Египте возникла секта ессеев, которые готовились к пришествию Мессии.

Таким образом, эпоха эллинизма показала возможность сосуществования разных культурных традиций. К людям пришло понимание единства мировой истории.

Давайте подведем итоги. 

Культура Древней Греции заложила основы мировой культуры, оказала влияние на все сферы искусства.

В IV веке до нашей эры начался кризис полисного устройства.

В 338 году до нашей эры македонский царь Филипп II разгромил греческие войска.

Эллинизм – это такой период в истории стран Средиземноморья, который длился со смерти Александра до завоевания этих земель римлянами.

В эпоху эллинизма сосуществовали разные культурные традиции.

Древняя Греция: цивилизация Гомера и Платона

Новости 15.01.2023

Умер Вахтанг Кикабидзе

Сборник

Сибирь

Новости 14.01.2023

Умерла Инна Чурикова

Новости 29.12.2022

Умер композитор Эдуард Артемьев

Древнегреческий полис: уникальность Эллады

В основе эллинской цивилизации лежал полис как уникальное устройство государства и общественной жизни. Вопреки расхожему представлению, полис и город-государство не являются синонимами. В первую очередь полис являлся гражданской общиной. У настоящего полиса были свои религиозные культы, территория, собственные органы власти, а также вооруженные силы в лице гражданского ополчения.

Жители нескольких общин, имеющих статус полиса, могли объединиться в один. Этот процесс назывался синойкизмом. Слабый полис мог быть поглощен более сильным и стать его частью. [Сборник: Полисы Древней Греции]

Полисы возникали везде, где обосновывались эллины. В ходе Великой греческой колонизации выходцы из Эллады основали сотни общин по всему Средиземноморью, а также вокруг Черного моря. Как правило, колонизационную экспедицию организовывал один полис, к которому присоединялись переселенцы из других общин. В колониях помнили о том, откуда происходили их предки, но политической зависимости колонии от метрополии обычно не возникало.

Греческие полисы Италии и Сицилии Источник: Wikimedia Commons

Культура Древней Греции: главное достижение


Всякий выпускник исторического факультета знакомился с идеями одного из основоположников цивилизационного подхода Николая Данилевского. Этот мыслитель выделял четыре основы в жизни цивилизации. Иудейскую, греческую и римскую цивилизации Николай Данилевский относил к одноосновным, потому что там по-настоящему достигла расцвета только одна сторона жизни цивилизации.

У Греции этой стороной была художественная культура. Философ доказывает, что достижения эллинов в религиозной мысли, социально-экономическом развитии и политической сфере были ничтожными, в отличие от достижений культуры.

[Сборник: Культура Древней Греции]

Возможно, рассуждения автора трактата «Россия и Европа» несколько схематичны, но он верно отметил, что наибольшие достижения эллинов относятся к сфере культуры. Прославившая Древнюю Грецию культура формировалась в течение Темных веков и Архаической эпохи.

Начало ей было положено поэмами Гомера, которые дали имя целой эпохе, потому что стали единственными посвященными ей письменными источниками. Хотя создание «Илиады» и «Одиссеи» относят к Темным векам, первые попытки записать их были сделаны в VI веке до н. э. Окончательная кодификация их текста была сделана в Эллинистическую эпоху в Александрии.

Из сценок во время празднества в честь Диониса вырос древнегреческий театр. С VI века до н. э. становятся известны имена драматургов Афин. Ежегодно в Афинах ставили несколько драматических трилогий, а организация представлений была дорогостоящей литургией (повинностью) для амбициозных граждан.

Хотя счет созданных пьес шел на сотни, до наших дней сохранились 31 трагедия и 1 сатировская драма трех самых значимых афинских трагиков — Эсхила, Софокла и Еврипида.

Рафаэль Санти. «Афинская школа» Источник: Wikimedia Commons

В V веке до н. э. на театральной сцене Афин также стали ставить комедии. Хотя афинская комедия пережила три этапа развития, во время каждого из которых творили десятки драматургов, сохранились пьесы только двух комедиографов — Аристофана и Менандра.

Величайших мастеров Эллады ценили по всему Средиземноморью. Их покровителями были и правители соседних государств. При дворе Архелая Македонского жил и писал Еврипид. Гробницу правителя Галикарнаса Мавсола создавали лучшие архитекторы и скульпторы, а ораторы выступали с надгробным словом. Всемирную известность получили статуи Дорифор, Дискобол и скульптурная группа Тираноубийцы, возведенная в память любовной пары, решившейся на убийство тирана Афин.

Философия Греции началась с Милетской школы VI века до н. э. От вопросов происхождения вселенной и человека философы перешли к этической философии. Вопросы этики изучали афинские философы софисты и Сократ. Слушателями Сократа были многие знатные афиняне, среди которых оказался и будущий лидер тирании Тридцати Критий. Другой слушатель Сократа, Платон, вошел в историю как один из самых значимых философов человечества. Он пытался быть наставником правителей Сицилии и основал в Афинах Академию, просуществовавшую до конца Античности.

Мифы Древней Греции: источник сюжетов

Основным источником сюжетов для древнегреческой скульптуры, вазовой живописи, театра и поэзии была греческая мифология. В этих мифах отражались истории о богах, героях и чудовищах. Мифы давали объяснения происхождению отдельных полисов и народов. Легендарные герои, такие как Геракл или Ахиллес, считались предками царских и аристократических династий.

[Сборник: Мифы Древней Греции]

Первыми письменными источниками, излагавшими сюжеты мифов, были поэмы Гомера и Гесиода. Отдельные вариации на мифические сюжеты содержались в пьесах афинских поэтов-трагиков. Позже, в эпоху Эллинизма и Рима был создан ряд сочинений, содержавших систематическое изложение мифов. Важнейший из них — «Мифологическая библиотека» Аполлодора.

Гармодий и Аристогитон Источник: Wikimedia Commons

Легенды о героях оказались востребованы римлянами, которые возводили свое происхождение от троянцев. Даже в Средние века короли будут возводить свой род к троянским героям. А сами сюжеты греческих легенд о Троянской войне послужат основой для рыцарских романов.

Войны Древней Греции: победы и поражения

Хотя греки прославились достижениями в науке, искусстве и философии, им также приходилось немало воевать. В источниках сохранились сведения, что воинами были поэты Тиртей, Архилох и Алкей. Философ Сократ сражался в рядах афинского ополчения.

В войнах между полисами решалось, какому полису стать гегемоном, а какому — уступить борьбу за первенство. Спарта вела трудные войны с Аргосом, Афины — с Элевсином. Беотийцы отразили вторжение фессалийцев в VI веке до н. э.

[Сборник: Битвы Древней Греции]

Испытанием для военной системы полисов стала борьба с Персией. Сначала афиняне разбили персидский десант при Марафоне в Аттике. Через десять лет в Грецию пришла армия во главе с царем Ксерксом. Завоеватели привели с собой отряды, собранные со всех концов царства, но лучшими их частями были персидская конница и корпус Бессмертных. После побед при Саламине, Платеях и Микале эллинам удалось не только отстоять свободу, но и перейти в наступление. С Греко-персидских войн начался рост Афинского морского союза.

Афины капитулируют перед Спартой Источник: Wikimedia Commons

Во второй половине V века до н. э. началась Пелопоннесская война, в которой Афины и их союзники воевали против Спарты и возглавляемого ей Пелопоннесского союза. Война закончилась в 404 году до н. э. полной победой Спарты.

В IV веке до н. э. Афины и Спарта оставались сильнейшими полисами Греции, но на лидерство претендовали также Фивы. Во главе с талантливыми полководцами Пелопидом и Эпаминондом Беотийский союз добился больших успехов.

Александр Македонский: рождение новой эпохи

К середине 350 гг. до н. э. претензии на гегемонию всех трех полисов потерпели крах. В это же время началось возвышение Македонского царства. После долгих войн и дипломатических переговоров царь Филипп II смог объединить значительную часть Греции в Коринфский союз, главой которого стал он сам.

Его сын Александр повел войско греков и македонян на завоевание Персидской империи. Царь не только разгромил армии персов, но и включил в свою империю земли на северо-западе Индостана. Позже владения в Индии были захвачены индийским царем Чандрагуптой.

[Сборник: Александр Македонский ]

Походы Александра и войны его преемников стали началом новой эпохи — Эллинистической. Ее особенностью было сосуществование полисного строя и территориальных монархий. Эллинские традиции проникли далеко на восток. Правители отдаленного Греко-Бактрийского царства со временем смогли вновь подчинить часть Индостана, где появилось Индо-Греческое царство.

К Эллинистической эпохе относится целый ряд достижений греческой цивилизации. В частности, под покровительством царей из рода Птолемеев была создана Александрийская библиотека, а под покровительством Атталидов из Пергама — Пергамская библиотека.

В итоге эллинистические царства и независимые полисы были завоеваны Римом. Некоторые полисы, в том числе Ахейский союз и Спарта, упорно сопротивлялись, но многие сдались без боя.

Въезд Александра в Вавилон. Источник: Wikimedia Commons

Под властью Рима полисы сохранили свой строй, признавая верховную власть римского Сената, а затем — императоров. Римляне с уважением относились к своим подданным-грекам, достигшим высот в культуре. Римские Афины, Спарта и Александрия сохраняли значение как важные центры культуры.

Делом чести для правителей было помогать древним полисам. В этом отметились цари из рода Атталидов Пергамских, Птолемей I, знаменитая Клеопатра и ее дочь — царица Мавретании Клеопатра Селена. Позже традицию поддерживали римские императоры, в частности, Адриан.

Античная эпоха берет начало с Древней Греции. Ее частями были Архаическая, Классическая и Эллинистическая эпохи греческой истории. Постепенно Древний Рим воспринял и развил достижения эллинов.

[Сборник: Античность]

Древний Рим был частью античной цивилизации. С его упадком шло угасание культуры Античности. Хотя ее очаги продолжали существовать и после падения Западной Римской империи, постепенно они приходили в упадок. Интерес к римскому наследию возродил император Карл Великий, а возвращение интереса к наследию Эллады относится к эпохе Возрождения.


Сборник: Сибирь

В начале 17-го века в Западной Сибири возникли сразу несколько русских городов: Тобольск, Красноярск, Тюмень.

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Транссибирская магистраль

Транссибирская магистраль

Транссибирская магистраль изначально простиралась от Владивостока до Миасса, позже достигла Москвы, став самым протяженным железнодорожным полотном в мире.

  • Статьи
  • Европа

Южный щит Сибири

Южный щит Сибири

Сибирские города, — Тобольск и Тюмень, крепнущие центры русской государственности, — острее всего нуждались в защите с юга.

  • Статьи
  • Азия
  • XX век

Тува — республика, поглощённая Россией

Тува — республика, поглощённая Россией

Республика Тува имеет свою, кардинально отличающуюся от всех прочих регионов Российской Федерации историю. До 1944 года она была суверенным государством.

  • Статьи
  • Европа
  • XVII век

Семён Дежнёв, первопроходец и казнокрад

Семён Дежнёв, первопроходец и казнокрад

Сибирский казак «отсоединил» Евразию от Америки благодаря мужеству и выносливости. А обеспечить старость он смог только при помощи хитрости и казнокрадства.

  • Статьи
  • Европа
  • XVI-XXI вв.

Тобольск: древняя столица Сибири

Тобольск: древняя столица Сибири

Тобольск — старинный город, в настоящее время не только центр передовых технологий в области нефтехимии, но и привлекательный туристический кластер.

  • ЕГЭ
  • Азия
  • XVI-XVII вв.

Освоение Сибири

Освоение Сибири

Почему коренные народы не крестили? Кто отделил Сибирь от России на 13 лет? Чем старатели себя развлекали?

  • Статьи
  • Европа
  • XVI-XX вв.

Сибирь: инструкция по покорению

Сибирь: инструкция по покорению

Валентин Распутин, родившийся в Сибири, писал: «кажется, она могла бы существовать как самостоятельная планета». Как удалось освоить этот безразмерный край?

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Транссибирская магистраль

Транссибирская магистраль изначально простиралась от Владивостока до Миасса, позже достигла Москвы, став самым протяженным железнодорожным полотном в мире.

  • Статьи
  • Европа

Южный щит Сибири

Сибирские города, — Тобольск и Тюмень, крепнущие центры русской государственности, — острее всего нуждались в защите с юга.

  • Статьи
  • Азия
  • XX век

Тува — республика, поглощённая Россией

Республика Тува имеет свою, кардинально отличающуюся от всех прочих регионов Российской Федерации историю. До 1944 года она была суверенным государством.

  • Статьи
  • Европа
  • XVII век

Семён Дежнёв, первопроходец и казнокрад

Сибирский казак «отсоединил» Евразию от Америки благодаря мужеству и выносливости. А обеспечить старость он смог только при помощи хитрости и казнокрадства.

  • Статьи
  • Европа
  • XVI-XXI вв.

Тобольск: древняя столица Сибири

Тобольск — старинный город, в настоящее время не только центр передовых технологий в области нефтехимии, но и привлекательный туристический кластер.

  • ЕГЭ
  • Азия
  • XVI-XVII вв.

Освоение Сибири

Почему коренные народы не крестили? Кто отделил Сибирь от России на 13 лет? Чем старатели себя развлекали?

  • Статьи
  • Европа
  • XVI-XX вв.

Сибирь: инструкция по покорению

Валентин Распутин, родившийся в Сибири, писал: «кажется, она могла бы существовать как самостоятельная планета». Как удалось освоить этот безразмерный край?

Рекомендовано вам

Лучшие материалы

  • Неделю
  • Месяц
  • Статьи
  • Европа
  • XIX век

И навеки веков: история жён декабристов

  • Статьи
  • Европа
  • XVII век

Безумный Ибрагим (18+)

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Пётр Магго — чёрный ангел НКВД (18+)

  • Статьи
  • Европа
  • XVII-XVIII вв.

Покойники второго разряда

  • Статьи
  • Америка
  • XX век

Война токов: противостояние Томаса Эдисона и Николы Теслы

  • Статьи
  • Европа
  • XIX век

Бенкендорф: властелин тайной полиции и раб чужой жены

  • Статьи
  • Европа
  • IV-V вв.

Победитель Аттилы

  • Статьи
  • Европа
  • XVI век

Легенда ниндзя Исикава Гоэмон (18+)

  • Статьи
  • Азия
  • VIII до н.э. -VI вв.

Меч скифов акинак

  • Статьи
  • Европа
  • XVII-XVIII вв.

Шекспир: был или нет? Вот в чём вопрос

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Бухенвальд — лагерь смерти (18+)

  • Статьи
  • Европа
  • XIX век

И навеки веков: история жён декабристов

  • Статьи
  • Европа
  • XVIII век

Эпоха дворцовых переворотов в Российской империи

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Вторая мировая война: могло ли человечество её избежать?

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Антисоветское советское кино: 5 запрещённых фильмов

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Дети Троцкого

  • Статьи
  • Азия
  • XXX-XX вв. до н.э.

Шумерские боги и легенды о них

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Линкор «Бисмарк»: триумф и гибель

  • Статьи
  • Европа
  • XIX век

Полина Виардо — муза Ивана Тургенева

  • Статьи
  • Европа
  • XVIII век

Болезни и смерть Екатерины II

  • Неделю
  • Месяц
  • 📚 Статьи
  • 👀 225010
И навеки веков: история жён декабристов
  • 📚 Статьи
  • 👀 71380
Безумный Ибрагим (18+)
  • 📚 Статьи
  • 👀 70494
Пётр Магго — чёрный ангел НКВД (18+)
  • 📚 Статьи
  • 👀 69363
Покойники второго разряда
  • 📚 Статьи
  • 👀 66355
Война токов: противостояние Томаса Эдисона и Николы Теслы
  • 📚 Статьи
  • 👀 65880
Бенкендорф: властелин тайной полиции и раб чужой жены
  • 📚 Статьи
  • 👀 56436
Победитель Аттилы
  • 📚 Статьи
  • 👀 56270
Легенда ниндзя Исикава Гоэмон (18+)
  • 📚 Статьи
  • 👀 56198
Меч скифов акинак
  • 📚 Статьи
  • 👀 56193
Шекспир: был или нет? Вот в чём вопрос
  • 📚 Статьи
  • 👀 365523
Бухенвальд — лагерь смерти (18+)
  • 📚 Статьи
  • 👀 225010
И навеки веков: история жён декабристов
  • 📚 Статьи
  • 👀 95466
Эпоха дворцовых переворотов в Российской империи
  • 📚 Статьи
  • 👀 89015
Вторая мировая война: могло ли человечество её избежать?
  • 📚 Статьи
  • 👀 81948
Антисоветское советское кино: 5 запрещённых фильмов
  • 📚 Статьи
  • 👀 72523
Дети Троцкого
  • 📚 Статьи
  • 👀 72461
Шумерские боги и легенды о них
  • 📚 Статьи
  • 👀 71653
Линкор «Бисмарк»: триумф и гибель
  • 📚 Статьи
  • 👀 71541
Полина Виардо — муза Ивана Тургенева
  • 📚 Статьи
  • 👀 71460
Болезни и смерть Екатерины II

Полис в эллинистическом мире – Классический обзор Брин-Мора

BMCR 2019. 04.22

Хеннинг Бёрм, Нино Лураги, Полис в эллинистическом мире . Штутгарт: Франц Штайнер Ферлаг, 2018. 264. ISBN 9783515120203 €54,00.

Отзыв от
[email protected]

Предварительный просмотр издателя
[Авторы и названия указаны в конце обзора.]

Как справедливо отмечают в предисловии редакторы Полиса в эллинистическом мире , изучение эллинистического полиса стало основным направлением исследований древней истории (7). Этот том представляет собой крупный вклад в изучение институтов и культуры постклассического полиса и своего рода оценку состояния исследований по вопросам, фундаментальным для его изучения. Редакторы не объявляют о какой-либо конкретной повестке дня, и книга не фокусируется на каком-то одном аспекте сложной темы эллинистического полиса или научного подхода. Тем не менее, в результате получился аккуратный, хорошо оформленный том, который хорошо сочетается друг с другом, что отличает эту книгу от многих других, созданных по материалам конференций.

Повторяющейся темой тома является острая проблема внутриполитической жизни эллинистического полиса, в частности вопросы о том, сделала ли власть все более богатой элиты эти города демократиями только на словах, и если да, то когда произошла эта трансформация. место. 1 Этот фокус занимает центральное место в первых трех эссе, каждое из которых касается аспектов дебатов о политической культуре постклассического полиса. Эти вклады совпадают с возобновившимся интересом к олигархии, провозглашенным, в частности, важной новой книгой М. Саймонтона о классическом явлении и сравнительным исследованием Дж. Винтера 9.0025 2 и недавняя работа над стазисом и его разрешением. 3

Клиффорд Андо («Политическая экономия эллинистического полиса: сравнительные и современные перспективы») и Кристель Мюллер («Олигархия и эллинистический город») прямо решают проблему того, как все более богатая и влиятельная элита влияла на концептуально демократические институты эллинистического полиса. Оба вклада начинаются с предпосылки, подробно сформулированной Уинтерсом, что демократия и олигархия не являются взаимоисключающими, а скорее совместимыми и часто переплетающимися политическими режимами. Андо, опираясь на сравнительные и теоретические работы, утверждает, что эллинистические демократии лучше всего понимать как контролируемые элитами, которые успешно использовали дискурсивные нормы полиса, чтобы скрыть и оправдать свой контроль над городом. Другими словами, почетные декреты, благодарившие элиты за их энергетическую деятельность, наделяли богатых «моральным авторитетом» (23) таким образом, чтобы скрыть глубокое неравенство, исключительность и расслоение полиса и его институтов. Таким образом, для Андо нормы политической культуры полиса не «приручали» элиты, как в прочтениях Готье или Ма, 4 , но служили для продвижения их интересов. Мюллер представляет дополнительный аргумент, предполагая, что нам следует искать «олигархические ситуации» (29), в которых интересы богатой элиты подрывали эгалитарные ценности демократического полиса. Мюллер сначала рассматривает использование терминов олигархия и демократия у Аристотеля, Полибия и эпиграфических документов и демонстрирует, что существенной характеристикой олигархии является богатство, а не другие источники социальной власти и престижа. Ссылаясь на дискуссию о том, когда влияние элиты решительно изменило политическую культуру эллинистического полиса, Мюллер выступает за более широкий взгляд и настаивает на том, что попытка реконструировать общую схему этого процесса, применимую ко всем частям эллинистического мира, невозможна и невозможна. желательно. Эти эссе обязательно вызовут дальнейшие дискуссии и дебаты, но независимо от того, в каком направлении рассматривается вопрос об эллинистической демократии, оба вклада вносят важные нюансы и переориентируют этот вопрос.

Хеннинг Бёрм (« Stasis в постклассической Греции: дискурс гражданских беспорядков в эллинистическом мире») подчеркивает тот факт, что stasis обычно изучался в основном в контексте классического полиса, и дает обзор чем характер свидетельств стазиса в классическую эпоху отличается от такового в эллинистический период. По мнению Бёрма, постоянная частота стазиса представляет собой еще один набор данных для изучения жизненной силы политической жизни в постклассическом полисе. Бёрм заключает, что дискурс вокруг застой и его причины не претерпели кардинальных изменений в эллинистический период, но более подробные и широко распространенные эпиграфические источники дают более полное представление о стратегиях разрешения застоя , чем классические свидетельства.

Обращаясь к взаимодействию между городами, Анна Магнетто («Межгосударственные арбитражи как особенность эллинистического полиса: между идеологией, международным правом и гражданской памятью») и Петер Функе (« Poleis и Koina : Преобразование мира греческих государств в эллинистическую эпоху») содержат ценные обновленные размышления о двух хорошо изученных явлениях, типичных для эллинистической эпохи. Магнетто отслеживает изменения в практике межгосударственного арбитража в эллинистический период. Она утверждает, что эта процедура приобрела повышенную идеологическую ценность как выражение гражданских ценностей в мире могущественных государств-гегемонов, что города подчинялись арбитражу по все более сложным юридическим вопросам и что результаты стали важными краеугольными камнями гражданской памяти полис. Функе сосредотачивается на конкретном примере Этолийского союза и подчеркивает внутренние изменения, которые произошли в течение эллинистического периода как koina выросло во влиянии. В частности, он рассматривает расширение и возросшее значение федерального совета, в котором члены poliis были представлены пропорционально выборными должностными лицами, и расширение исполнительного комитета совета как средство сохранения дискретной гражданской идентичности городов-членов и обеспечения их жизнеспособность, одновременно обеспечивая более отзывчивый и гибкий руководящий орган.

Обширное исследование теоретических сетей в Северной Греции Фрэнка Добнера («Взаимодействие равноправных политиков в эллинистической Северной Греции: Theoroi , идущий в Эпир и Македонию») характерно еще одно важное направление в историографии эллинистического полиса: детальное изучение регионов и их местных особенностей. Добнер анализирует причины, по которым северную Грецию обычно не обсуждают в дискуссиях об эллинистическом урбанизме и взаимодействии между сверстниками, и утверждает, что к четвертому и третьему векам эти полисы были полностью интегрированы в койне гражданской практики. Добнер рисует на theorodokoi списки, чтобы реконструировать картину ярких, самоуверенных городских центров, склонных к монументализации своих городов и включению себя в сеть греческих полисов и их институтов, даже если они принадлежали к более крупным монархическим государствам. Добнер подчеркивает, что теоретические сети были не «воображаемыми сообществами», а активными, жизненно важными системами, которые влияли на политику и культуру в эллинистическом мире.

Грэм Оливер («Люди и города: экономические горизонты за пределами эллинистического полиса») исследует общую сеть эллинистических городов с помощью монет и данных о кораблекрушениях. Цель Оливера состоит в том, чтобы дополнить подход современной ортодоксии Новой институциональной экономики, которая, по его мнению, рискует пренебречь факторами вне полиса, фокусируясь на внутренних гражданских институтах. Глядя на степень преемственности и изменений в торговле на дальние расстояния, пересечения между королевскими интересами и гражданскими действиями, которые сформировали сеть городских центров, и роль, которую мобильные торговцы сыграли в содействии экономическому обмену между городами, Оливер подчеркивает, как индивидуальные и корпоративные действия и сдерживающие силы сосуществовали на каждом из этих уровней экономической активности. Синтетический взгляд Оливера на факторы, формировавшие экономическую деятельность за пределами полиса, и применение им количественных данных служат полезным напоминанием о множестве «условных факторов» (176), влиявших на экономическую жизнь отдельных сообществ.

В обширном эссе («Полис после захода солнца: что эллинистического в эллинистических ночах?») Ангелос Ханиотис исследует культурную историю ночи в эллинистическом городе. Ханиотис подчеркивает, что ночь была оживлена ​​рядом действий, от войны до ритуальных действий, каждое из которых имело характер, отличный от их дневных аналогов. Ханиотис утверждает, что с середины четвертого века изменения в том, как ночью наблюдали, охраняли и освещали, увеличили ночную активность в древнем городе. Он указывает на учреждение новых чиновников, которым поручено охранять город в ночное время, распространение ночных добровольных объединений и распространение ночных религиозных ритуалов. Как признает Ханиотис, обилие надписей эллинистической эпохи может частично искажать эту картину, но он приводит убедительные доводы в пользу способов, которыми греческие города стремились «укротить» (203) ночь в эллинистический период.

Нино Лураги («Документальные свидетельства и политическая идеология в раннеэллинистических Афинах») возвращается к отношениям между элитами и ценностями полиса. Беря пример с недавних интерпретационных подходов к чтению царских писем, Лураги переосмысливает несколько важных афинских указов и разъясняет идеологические ограничения, которые сформировали их формулировку. Он утверждает, что афиняне изо всех сил пытались включить королей, их агентов и их внутренних сторонников в идиому афинского демократического дискурса. Эта дискурсивная стратегия позволила им переупаковать результаты высокой политики эллинистической эпохи как внутренние дела и, таким образом, сохранить свободу действий за полисом и представить новые политические ситуации способами, которые были знакомы политической культуре Афин. Таким образом, афиняне могли чтить эллинистических царей как гражданских благотворителей, а не монархов, приручать могущественных личностей, таких как агент Птолемея Каллий из Сфетта, и превращать внутреннюю борьбу среди сторонников королей в состязания между олигархами и демократами.

Ганс-Ульрих Вимер («Стоическая этика для римских аристократов? Учение Панайтия о поведении, его контекст и адресаты») пересматривает вопрос аудитории «» Панайтия «О том, что уместно» , самого известного эллинистического Трактат стоиков и основной источник первых двух книг Цицерона De officiis . Из-за его связи с сенаторским кругом, связанным со Сципионом Эмилианом, ученые часто предполагали, что Панайтий писал для римской аудитории. Вимер пересматривает позицию, первоначально отстаиваемую Виламовицем, согласно которой Панайтиос в первую очередь писал не для римских аристократов и не изучающих стоицизм, а для молодежи из греческих аристократических семей. Вимер сравнивает предположения доктрины Панаития с содержанием и дискурсом позднеэллинистических почетных указов, чтобы утверждать, что элиты греческих городов (например, те, кто почитается как благотворители) были предполагаемыми адресатами его работы. Вимер подчеркивает ценность работы Панайтиоса, понимаемой таким образом, как свидетельство растущей «аристократизации» (251) позднеэллинистического полиса.

Эссе одинаково превосходны и представляют собой важный вклад ведущих ученых в этой области. Особой силой тома является степень, в которой каждая из статей пересекается с текущими исследовательскими проектами авторов. Следует отметить, что том не претендует на то, чтобы быть всеобъемлющим. Это не справочник и не учебник по эллинистическому полису. Например, практически отсутствует какая-либо трактовка полиса за пределами «старого» греческого мира Эгейского моря. Археология и городская форма эллинистического города также не находятся в центре внимания. Акцент на институтах и ​​взаимодействиях между полисами Греции и Малой Азии, однако, оказывается скорее силой, чем слабостью тома. Эссе хорошо дополняют друг друга и представляют собой ценный ресурс для ученых и студентов, заинтересованных в переоценке вопросов, занимающих центральное место в изучении греческих городов-государств в эллинистическую эпоху.

Содержание

Хеннинг Бёрм и Нино Лураги. Предисловие (7)
Клиффорд Андо «Политическая экономия эллинистического полиса: сравнительные и современные перспективы» (9)
Кристель Мюллер «Олигархия и эллинистический город» (27)
Хеннинг Бёрм. « Стазис в постклассической Греции: дискурс гражданских беспорядков в эллинистическом мире» (53)
Анна Магнетто. «Межгосударственные арбитражи как черта эллинистического полиса: между идеологией, международным правом и гражданской памятью» (85)
Питер Функе. « Poleis и Koina : изменение мира греческих государств в эллинистические времена» (109)
Фрэнк Добнер. «Взаимодействие равноправных политиков в эллинистической Северной Греции: Theoroi направляются в Эпир и Македонию» (131)
Грэм Оливер. «Люди и города: экономические горизонты за пределами эллинистического полиса» (159)
Ангелос Ханиотис. «Полис после захода солнца: что эллинистического в эллинистических ночах?» (181)
Нино Лураги. «Документальные свидетельства и политическая идеология в раннеэллинистических Афинах» (209)
Ханс-Ульрих Вимер. «Стоическая этика для римских аристократов? Учение Панайтиоса о поведении, его контекст и адресаты» (229)

Примечания

1. О переоценке демократии в эллинистический период см., в частности, К. Манна и П. Шольца (ред.). 2012. «Демократия» в эллинизме. Von der Herrschaft des Volkes zur Herrschaft der Honoratioren? Майнц; П. Хамон. 2009. «Греческие демократии после Александра». Топои 16.2: 347-82; С. Карлссон. 2010 Эллинистические демократии. Штутгарт; и В. Гриб. 2008. Эллинистическая демократия. Штутгарт. Важнейшие формулировки различных позиций власти элит в эллинистических городах принадлежат П. Готье. 1985 Les cités grecques et leurs bienfaiteurs (IVe-Ier siècle avant JC), (Париж, 1985) и F. Quass. 1993. Die Honoratiorenschicht in den Städten des griechischen Ostens Stuttgart. Мнение Готье о том, что ок. 150 г. представляло собой решающий поворотный момент, также подвергалось сомнению: например. К. Хабихт 1993. «Ist ein ‘Honoratiorenregime’ das Kennzeichen der Stadt im späteren Hellenismus?» в М. Веррле и П. Занкер (ред.), Stadtbild und Bürgerbild im Hellenismus . Munich: 87–92 (с акцентом на преемственность) и Mann and Scholz (2012), темой которых является разнообразие отдельных случаев.

2. М. Саймонтон. 2017. Классическая греческая олигархия: политическая история . Принстон. Дж. Винтерс. 2011. Олигархия . Кембридж.

3. В частности, Б. Грей. 2015. Стасис и «Стабильность: изгнание, полис и политическая мысль», c. 404–146 гг. до н. э. Оксфорд и собственная работа Берма.

4. Дж. Ма. 2013. Статуи и города: почетные портреты и гражданская идентичность в эллинистическом мире . Оксфорд.

Введение | Древняя Греция: очень краткое введение

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicДревняя Греция: очень краткое введениеОчень краткое введениеИстория Древней ГрецииКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicДревняя Греция: очень краткое введениеОчень краткое введениеИстория Древней ГрецииКнигиЖурналы Введите поисковый запрос

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

Укажите

Картледж, Пол, «Введение», Древняя Греция: очень краткое введение , Very Short Introductions (

Oxford

, 2011; онлайн-издание, Oxford Academic, 24 сентября 2013 г. ), https://doi.org/10.1093/actrade/9780199601349.003.0001, по состоянию на 26 февраля 2023 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicДревняя Греция: очень краткое введениеОчень краткое введениеИстория Древней ГрецииКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicДревняя Греция: очень краткое введениеОчень краткое введениеИстория Древней ГрецииКнигиЖурналы Введите поисковый запрос

Расширенный поиск

Реферат

Что такое Древняя Греция? Ее можно охарактеризовать как цивилизацию городов, определяемую как тип самоуправляемого геополитического пространства, объединяющего город и деревню в динамичном симбиозе. Во Введении отстаивается идея описания Древней Греции через одиннадцать греческих городов. Характерным, определяющим способом эллинского социального сосуществования долгое время в древнегреческой истории было то, что греки называли полис . Лучший перевод polis — это гражданин-государство. Никогда не существовало ничего похожего на древний эквивалент национального государства «Греция», скорее существовала сеть греческих городов и других видов поселений, связанных вместе чувством общей культуры, выраженным через своего рода религиозные средства.

Ключевые слова: Аристотель, демократия, этруски, эллинизм, Минос, олигархия, философия, финикийцы, полис, рабство, тирания Аристотель, демократия, этруски, эллинизм, Минос, олигархия, философия, финикийцы, полис, рабство, тирания

Предмет

История Древней Греции

Серия

Краткие предисловия

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Вы вошли как

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Нажмите Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Вход через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *